Греки приазовья фамилии

Происхождение мариупольских греков

Столица греков Северного Приазовья – город Мариуполь находится на западном участке великого евразийского пояса степей в устье реки Кальмиус. Северное Приазовье простирается с запада на восток от реки Днепр до реки Дон и с юга на север от Азовского моря до Донецкого кряжа. Переселение греков в этот регион произошло в конце XVIII века из Крыма. 9 марта 1778 года российская императрица Екатерина II подписала указ по которому христиане Крымского полуострова должны были переселиться в Азовскую губернию. В честь и во имя наследника престола Павла Петровича здесь был заложен город Павловск, впервые нанесенный на карту в сентябре 1778 года. 29 сентября 1779 года по распоряжению Г.А. Потемкина городу было присвоено новое название – Мариуполь, а уезду – Мариупольский.

Греки и угроза извне

С VII века до н. э. до XVIII века н. э. на протяжении 2500 лет остров Крым и прилегающее к нему северное побережье Черного моря были одним из ареалов компактного расселения греков и одним из очагов греческой цивилизации. Несмотря на постоянную угрозу нападений кочевых орд из степей Азии греческое население играло ведущую роль в жизни региона. Греческие полисы сохраняли относительную независимость даже во времена римского владычества. Особенно благоприятным был византийский период.

Ситуация осложнилась в XIII веке, когда в регионе появились монголо-татары. Вплоть до XV века Северное Причерноморье было частью татарского государства Золотая Орда. После ее распада в 1443 году возникло Крымское ханство, в состав которого вошли территории степного Крыма, Нижнего Поднепровья, Северного и Южного Приазовья. Основой хозяйства крымских татар являлось кочевое, а позже отгонное скотоводство. Одним из основных занятий были набеги на соседние земли. Заложником новых хозяев в регионе стало оседлое население, состоящее из греков, аланов, половцев, армян и караимов.

Османский период

В 1475 году Крымское ханство стало вассалом Османской империи. В многочисленных крепостях были размещены турецкие гарнизоны. В XVII веке в степях Северного Причерноморья и Приазовья кроме татар появились и другие кочевники ногайцы, перекочевавшие сюда из Заволжья. Они стали частью населения Крымского ханства. Незадолго до этого в конце XVI века в Приазовье появились запорожские казаки. Казакам из-за угрозы агрессии со стороны кочевников приходилось объединяться в военные казацкие отряды и быть хорошо вооруженными. На рубеже 70 – 80-х годов XVI века казаки объединились в военно-политическую организацию под названием Запорожская Сечь или Войско Запорожское низовое. Запорожские казаки находились в постоянном состоянии войны с турками и татарами.

Присоединение к России

После заключения Кючук-Кайнарджийского договора в 1774 году Запорожье, в том числе и устье реки Кальмиус, стало частью Российской империи. Кальмиусская паланка (округ) как и вся Запорожская сечь была ликвидирована в 1775 году. 14 февраля 1775 года была создана Азовская губерния. Центром губернии стал город Екатеринослав, построенный в 1776 году на берегу реки Самары. В 1778 году был основан уездный город Павловск, в центре которого губернатором В.А. Чертковым была заложена церковь в честь святой Марии Магдалины. На период строительства главной церкви соборной церковью в Павловске была объявлена Свято-Николаевская церковь, известная со времени существования запорожского сторожевого укрепления Кальмиус. На 1 января 1779 года в городе проживало всего 57 человек, а к марту – 75. Основное население составляли казаки. Город Павловск 29 сентября 1779 года был переименован в Мариуполь (город Богородицы Марии). По мнению некоторых исследователей название городу дали греки, отсюда и его греческое название.

Из Крыма в Приазовье

В 1778 году главнокомандующий южной русской армией генерал-фельдмаршал П.А. Румянцев-Задунайский предложил императрице Екатерине II переселить христиан Крыма в Россию. 9 марта 1778 года был подписан соответствующий указ и были проведены переговоры. В переговорах участвовали посланник при крымском хане А.Д. Константинов, командующий русским корпусом в Крыму генерал-поручик А.А. Прозоровский, а позже сменивший его на этом посту генерал-поручик А.А. Суворов, митрополит Готско-Кафайской епархии Константинопольского патриархата Игнатий, архимандрит армяно-григорианской церкви Петрос Маркосян, патер армян-католиков Акоп (Яков) Мардеросов и представители христианских общин.

императрица Екатерина II

Благодаря авторитету Игнатия переговоры прошли успешно и в Петербург было отправлено «Постановление крымских христиан», в котором указывалось, что крымские христиане согласны добровольно вступить в российское подданство и просят для себя и своих потомков ряд привелегий. Политику заселения свободных земель колонистами других национальностей в России использовали часто из-за быстрого роста территории и нехватки населения. Переселение христиан продолжалось в середины июля по середину сентября 1778 года.

18 сентября 1778 года А.В. Суворов направил рапорт командующему российской южной армией о том, что христиане покинули Крым. Согласно ведомости, в Россию переселилось 31386 христиан, из них греков – 18408 (вместе со священниками), армян 12598, грузин 219 и валахов (молдаван) – 161. Карантин и зимовка, предусмотренные для переселенцев на первой стадии привели к скученности людей и к эпидемиям. Поиск земли для заселения начался после исхода из Крыма. Хотя указом российской императрицы и предусматривались льготы для переселенцев, неорганизованность российского бюрократического аппарата стоила жизни многим переселенцам.

Митрополит Игнатий

Отдельно определялся и статус митрополита Игнатия. За ним до конца его жизни сохранялся чин и право руководить церковным устройством в греческих поселениях с непосредственным подчинением его Святейшему Синоду. Из грамоты, касающейся греческого митрополита, видно, что греки Крыма были оторваны российским руководством от Константинопольского патриархата. Для решения вопроса связанного с землей для расселения греков митрополит Игнатий и представители греческих общин направились в Петербург. Греки высказали пожелание поселиться отдельно от других национальностей. Больше всего для их расселения подходил Павловский уезд с минимальным на тот момент населением. 29 сентября 1779 года, через год после вывода христиан из Крыма был подписан ордер по которому грекам выделялись земли от Азовского моря в устье Берды – по рекам Берда и Каратыш, балке Коблой, рекам Мокрые Ялы и Волчья, балкам Осиковой и Береснеговатой, реке Кальмиус до ее устья, берегу моря до устья Берды. Это и был Павловский уезд ставший Мариупольским. Другим национальностям в течение 10 лет запрещалось селиться в уезде и пользоваться промыслами в регионе. В ордере указывалось, что все земли незаселенные греками за 10 лет, будут изъяты и переданы другим переселенцам.

памятник Святителю Игнатию, Мариуполь

В Петербурге Екатериной II митрополиту Игнатию и представителям греческих общин была вручена Жалованная грамота христианам-грекам. Она была богато оформлена и содержала текст на греческом и русском языках. И вскоре в Мариупольском уезде появились греческие села. Переселенцы говорящие на греческом языке основали села: Ялта (приазовская), Урзуф, Сартана, Чермалык, Малый Янисоль, Чердаклы, Каракуба, Стыла и Константинополь. На крымско-татарском языке говорили в селах: Мангуш, Старый Крым, Карань, Ласпа, Камар, Керменчик, Богатырь, Улаклы и Бешев. В селе Большой Янисоль поселились и одна и другая категории греков. В самом городе Мариуполе переселенцы появились во главе с митрополитом Игнатием 26 июля 1780 года.

(в статье использованы материалы из книги «Мариуполь и его окрестности: взгляд из XXI века», из-во Рената, г. Мариуполь, 2006 г.)

special_i_st

Продавец света

Мысли вслух

К вот этой заметке

Сегодня ночью в районе посёлка городского типа Старобешево — на родине знаменитой стахановки Паши Ангелиной — был атакован конвой снабжения украинских карателей с боеприпасами к установкам Град. Конвой противника уничтожен весь до последней машины. При этом градовские ракеты разлетались в разные стороны, и жители посёлка подумали, что начался обстрел.
Старобешево (до 1896 — просто Бешево) было основано Суворовым для греков, переселившихся из Крымского ханства. Местные греки называются урумами и в своём облике имеют некоторые монголоидные черты.
В самом начале войны украинцы пытались привлечь урумов на свою сторону, но население посёлка, несмотря на то, что ныне он находится в оккупации поддерживает ополченцев и мечтает о возвращении края в состав России. В составе ополчения воюет урумский отряд численностью около взвода пехоты.
Разгром конвоя признан также и и противником.

Не касаясь самой заметки, выделенная мною фраза резанула слух — я как раз тот самый приазовский грек-урум по обоим дедам.
Приазовские греки никоим образом не могут иметь монголоидных черт. Ни урумы ни румеи.

Год назад я выкладывал работу И.Джухи о переселении греков в Приазовье. Если кому-то интересно — прошу . В свете событий вокруг Крыма, крымских татар, греков Крыма и греков Приазовья, работа может быть любопытна всем.

Для иллюстрации же утверждения, что монголоидных черт у греков приазовья быть не может, приведу небольшое исследование

Современные достижения в области генетики могут быть успешно использованы при родословных исследованиях. Генетическая генеалогия практически не имеет ограничения по глубине поиска, однако сам поиск переходит с фамильного на родовой, т.е. определяется принадлежность фамилии к той или иной генетической группе. Так, например, сравнение ДНК у однофамильцев может дать ответ — являются ли они родственниками, и если да, то установить приблизительное время жизни их общего предка. Или, наоборот, можно доказать, что представители разных фамилий имеют в своей родословной общего дальнего предка, и поэтому они принадлежат к одному роду. Таким образом, результаты тестов ДНК позволяют восстановить потерянные родственные связи в генеалогических деревьях, а также позволяют значительно глубже заглянуть в историю конкретного рода или фамилии, нежели исследования архивных документов.

Архивный поиск по мариупольским грекам ограничен 18 веком. После того, как митрополит Игнатий в 1778 году вывел христиан Крыма в Приазовье на территорию Российской Имерии, они попали под периодические переписи, проводимые в Империи с целью учета податного населения. До этого времени можно найти упоминания о своих предках в ханских ведомостях, т.е. заглянуть в 17 век, но это если посчастливится, так как эти ведомости не охватывали все население. Далее архивные исследования бесполезны по причине отсутствия документов, и поэтому не представляется возможным определить, откуда и когда в Крыму появились предки каждой конкретной фамилии. Однако на эти вопросы могут ответить генетические исследования образцов ДНК ныне живущих представителей мариупольских греков.

Как известно, мариупольские греки делятся на две языковые группы: на ромейскую и урумскую. Достаточно работ посвящено исследованиям антропологических, лингвистических, фольклорных, культурных и других различий этих групп. Поскольку мы занимались родословием этих двух групп, возникла идея провести исследование ДНК их представителей и определить, имеются ли различия на генетическом уровне, и какие этнические группы людей принимали участие в этногенезе мариупольских греков. Предложением исследовать ДНК мариупольских греков заинтересовалась лаборатория популяционной генетики человека МГНЦ РАМН, возглавляемая проф. Е.В. Балановской. После этого Ассоциацией Наследия Азовских Греков был организован сбор букинальных образцов (эпителия с внутренней стороны щеки) для ДНК- тестов у всех желающих мужчин, отец или дед которых по отцовской линии был греком из одного из греческих сел в Приазовье. Из всех желающих было отобрано 100 человек, отвечающих вышеупомянутым условиям, образцы которых двумя партиями в течение 2010 года были протестированы в лаборатории. Целью исследований было выявить гаплогруппы (основные варианты Y хромосомы), характерные для мариупольских греков, и определить гаплотипы (конкретные подварианты в пределах гаплогрупп). Это должно помочь установлению географической территории, с которой, вероятно, произошло переселение далекого предка в Крым. Также целью было сравнение наборов гаплогрупп у ромеев и урумов для определения различий, если таковые имеются.

Прежде чем перейти к обзору гаплогрупп Y-хромосомы, выявленных у мариупольских греков, следует дать пояснения непосредственно по сути генетических исследований. Каждый из нас несет в себе определенный набор ДНК, являющийся комбинацией генов, которые передаются от обоих наших родителей, определяя наши черты, цвет глаз, рост, телосложение, восприимчивость к тем или иным болезням. Исключение составляет Y-хромосома, передающаяся только по мужской линии, непосредственно от отца сыну, и остающаяся практически неизменной от поколения к поколению. Неизменная она потому, что если с ней происходит случайная мутация, то обычно это естественное безопасное изменение. Однако след от нее остается у всех последующих поколений мужского пола. Такая мутация Y хромосомы называется маркером и может служить индикатором для определения родственных связей на протяжении тысячелетий. Постоянная миграция людей по планете привела к тому, что через тысячи лет появились генетически отличающиеся группы с определенными наборами маркеров. Ученые объединили эти наборы в виде дерева, каждая ветвь которого и есть такой определенный набор или группа, в современной генетике называемая гаплогруппой (haplogroup). Когда генетики идентифицируют маркер, они выясняют время его появления и географическое местоположение. Каждый маркер — по существу, начало новой ветви на общем генеалогическом дереве человечества.

Исследованием распространения гаплогрупп ДНК и других характерных генетических признаков по различным географическим районам Земного шара занимается наука геногеография. Используя данные, накопленные геногеографией для прослеживания происхождения маркеров у мариупольских греков, возможно определить наиболее вероятный путь, по которому предки каждой греческой фамилии пришли в Крым. Необходимо помнить, что у каждого народа, в его генофонде, всегда присутствует набор из нескольких различных гаплогрупп, а в процессе этногенеза, образования этноса крымских греков, участвовали представители различных народов, оказавшиеся объединенными одной территорией Крымского полуострова вследствие миграций.

При исследовании этногенеза при помощи современных молекулярно-генетических методов рассматривается пропорциональное отношение гаплогрупп в исследуемой человеческой популяции. Такое отношение обычно называют частотой гаплогруппы. Оно может быть представлено в виде десятичного числа или в виде процента. Процентное отображение, на наш взгляд, более понятно для широкого круга читателей, поэтому оно и используется в данной статье. На рисунках показано распределение основных гаплогрупп как у всех мариупольских греков, так и у ромеев и урумов в отдельности. При сравнении гаплогрупп у ромеев и урумов, результаты ДНК -тестов для лиц, не указавших свою принадлежность, были исключены. Рассмотрим более подробно каждую гаплогруппу:

1. Наиболее многочисленной — 31% является гаплогруппа J2a1 (определяемая маркером M172), широко распространенная в Средиземноморье на побережьях и островах Эгейского моря. Ее распределение в Европе совпадает с расположением греческих колоний времен античного мира. Данная гаплогруппа доминирует как у урумов с 25% -ной частотой, так и у ромеев с 38%-ной частотой.

2. Далее идут сразу две гаплогруппы, имеющие частоту 14%;- это I1 (M253), распространенная в Северной Европе и поэтому, вероятно, указывающая на родство с готскими и скандинавскими племенами и R1a1 (М198), имеющая наибольшее распространение в Восточной Европе среди западных и восточных славян. Однако среди ромеев и урумов значения их разнятся. Если частота северо-европейской составляющей имеет незначительное различие — 16% у ромеев и 13% у урумов, то славянская более чем 2.5 раза выше у урумов, — 18% против 7% у ромеев.

3. Аланский след северо-кавказских народов представлен гаплогруппой G2a (P-15), причем ее частота не имеет существенного различия между ромеями (9%) и урумами (8%).

4. Западно-европейская гаплогруппа R1b1b2 (M-269), которую часто связывают с миграциями кельтов, присутствует в изученнойпопуляции с меньшей частотой 8%, причем у ромеев она встречается более чем в два раза чаще, чем у урумов.

5. Наиболее интересным, на наш взгляд, является гаплогруппа I2b1 (M-233), типичная для северо-балканского населения, территории Хорватии и Боснии-Герцеговины. У ромеев она полностью отсутствует, в то время как у урумов эта гаплогруппа имеет те же 18%, что и славянская R1a1.

6. Гаплогруппа L(M20), представляющая выходцев с запада полуострова Индостан, довольно часто встречается на территории бывшего понтийского царства. Распределение среди ромеев и урумов идентично «кельтской» составляющей.

7. Гаплогруппа J1 (M267) с равномерной частотой распределена среди ромеев и урумов . Данная гаплогруппа наиболее типична для населения Восточной Анатолии, например, ассирийцев и армян.

8. Северо-восточная Африка представлена гаплогруппой E1b1b, имеющей также равномерное распределение среди ромеев и урумов.

Было также установлено по одному представителю гаплогрупп N1c1(М178) — уральские народы (якуты, удмурты, финны), T(М70) — жители Восточной Африки и степной полосы Евразии и H(М69) — цыгане или индийцы. Из расчетов они были исключены, так как на общую картину распределения основных гаплогрупп существенного влияния не оказывают.

Если сравнивать частоты гаплогрупп мариупольских греков с частотами жителей современной Греции и Турции, то мариупольских греков отличает наличие «аланской» гаплогруппы, которая отсутствует у греков и турков. Кроме этого, обращает на себя внимание более сильное влияние готов и скандинавов (I1).

Еще одним немаловажным аспектом современных молекулярно-генетических методов, расширяющим границы генеалогических исследований, является установление наиболее вероятного времени жизни общего предка у различных фамилий.

На рисунке представлена вероятность времени жизни общего предка в зависимости от количества несовпадений, т.е. мутаций, на 17 маркерах. Полное совпадение — 0 мутаций, указывает почти на 100% вероятность общего предка уже в середине 13 века.

В процессе анализа результатов теста было установлено, что представители следующих фамилий мариупольских греков являются далекими родственниками с общим предком, который мог у них быть, начиная с середины 13 века.

Авраимов(урум) — Чебаненко(урум) — Чельтер(урум)

Афенко(урум) — Балбеков(урум) — Джерихов(урум) — Челях(ромей)

Заргана(ромей) — Константинов(урум) — Филахтов(урум) — Чернов(урум)

Как видим, в двух случаях из шести, общий предок оказался общим как для людей, считающих себя ромеями, так и для тех, кто идентифицирует себя урумом.

В заключение хотелось бы отметить, что это первые генетические исследования мариупольских греков, и дальнейшие исследования, возможно, внесут корректировки в цифры, приведенные в данном обзоре. Авторы планируют публикацию научной статьи, включающей более подробные результаты и углубленный статистический анализ, в 2012 году. Поэтому выводы решено было не конкретизировать цифрами, а лишь отметить выявленные наиболее ярко выраженные особенности. К таким особенностям можно отнести следующие две:
1. Главным различием между ромеями и урумами на генетическом уровне является отсутствие у ромеев гаплогруппы северо-балканского населения I2b1 и более чем в 2.5 раза меньшая частота славянской галогруппы R1a.
2. Колонизация Крымского полуострова вероятнее всего осуществлялась с анатолийского побережья, так как частоты гаплогрупп мариупольских греков ближе к частотам гаплогрупп жителей этого побережья, нежели к частотам современной Греции.

При написании статьи была использована информация из следующих электронных ресурсов:

Фамильный туризм понтийских греков и урумов в Крыму

На заглавном фото: Храм в греческой деревни Лаки, Бахчисарайский район, восстанавливается силами объединения греков Крыма.
Это начальный (небольшой по объему) обзор для горных проводников, гидов и экскурсоводов, которых интересует развитие фамильного туризма.
Как не удивительно, но традиция фамильных барбекью, когда потомки одной семьи собираются к определенной дате вместе в родовом гнезде, появилась в США. История заселения страны выходцами из Европы небольшая, всего в пару-тройку веков, хорошо документально известна. В общем, в Канаде и США особых методических проблем и недостатка информации в этой сфере нет.
В Крыму ситуация очень сложная по причине нескольких волн переселений и депортаций, намеренного уничтожения кладбищ и храмов, недоступности архивов.
Основная группа, ради которой задуман этот обзор, греки Приазовья, прежде всего, тюркоязычные православные урумы (римляне) — коренной народ Крыма и Украины. Громкую славу в борьбе с Османским игом и на службе Российской империи заслужили Балаклавские греки. Могилы предков и места их жизни важны и для понтийских греков, осваивавших земли Крыма в 18-19 веках.
Фамильный туризм одно из таких направлений, которые требуют высоких знаний. В отличие от ресторанно-отельного бизнеса, лунапарков и прочего технократического глобализма, в эту сферу не влезет большой жирный капитал. Как и многие виды познавательного туризма мемориальный туризм и паломничество это сфера независимого семейного и общинного бизнеса. Здесь важны не капиталы, не инвестиции, а душа, знания и умение осваивать маршруты.

Объекты показа и рассказа (приглашаю дополнять в комментариях):
Симферополь и район – в городе фонтан Совопуло, торговые ряды 16 века, храм Константина и Елены, Пионерское (Килбурун), Чайковское (Салгир-баши Енисала), Аян, Мраморное (Биюк-янкой);
Севастополь, Инкерман и Балаклава;
Евпатория — храм святого Ильи;
Ялта (Поликуровский холм), Васильевка (Ай-Василь), Никита, Краснокаменка, Гурзуф;
Изобильное (Корбек), Алушта, Лучистое (Фуна), Малореченское (Микропотамус), Зеленогорье (Ускут);
Бахчисарайский район: Успенский монастырь и балка Марьям-дере; Качи-Кальон, Тепе-Кермен, Бакла, Прохладное (Мангуш), Верхоречье (Биясала), Высокое (Керменчик), Голубинка (Фотисала), Соколиное (Коккоз), Лаки, Мангуп и Ходжасала, Глубокий яр (Улаклы) и Менгирная балка (Богаз-сала), село Богатырь (Богатыр) и гора Бойка (Пойка);
Чернополье (Карачоль) Белогорск, Головановка (Баши), Алексеевка (Сартана), Красноселовка (Енисала);
Судак, Солнечная долина.
Керчь — храм Иоанна Предтечи.

Среди новостей о Донецкой области часто звучат крымские названия: Старый Крым, Урзуф, Сартана, Мангуш, Ялта и многие другие. Эти поселения были основаны в 1778 году переселенцами из Горного Крыма и крымского побережья Черного моря — наследственных владений турецких султанов Османской династии и некоторых земель Крымского ханства. По всей вероятности, с присивашских земель бейлика Ширин христиан не выселяли, поскольку исторически многие века род Ширин был связан с Московским государством, а в военном отношении не раз противостоял турецким султанам. Тем не менее, в конце 18 века «недовыселенные» крымские греки должны были изменять фамилии и скрывать свою национальную принадлежность. Закрепился такой ответ на вопрос «из какого вы народа?» — «мы христиане«.
Известны и документально зафиксированы случаи, когда целые христианские общины Горного Крыма переходили в ислам, чтобы избежать переселения. В целом вопрос очень непростой. Но важно, что Крым и Донбасс очень многими историческими нитями связаны между собой.
Коротко о смысле переселения греков и других христиан из Крыма в 1778 году в Приазовье: эти христиане были в большинстве своем тюркоязычны (некоторая часть эллинофоны) и лояльны по отношению к Турции и Крымскому ханству. Они платили налоги деньгами, а в экономическом отношении были очень сильны. Российская империя решила в Крыму стратегическую задачу — к началу 1800-х годов основой межнационального общения и рыночным языком становится русский. До этого даже у крымских армян был особый тюркский диалект — базарган.
С присоединением к России крымских земель Османской империи, а затем и Крымского ханства, началось значительное переселение греков и южных славян, которые ненавидели все турецкое и мусульманское. Имея значительный личный опыт и многовековые семейные традиции контрабанды и партизанской войны, эти новые переселенцы стали очень старательными и умелыми бойцами охраны портов, таможни, пограничной стражи. Из них образовали особый Балаклавский батальон, отдельные подразделения которого несли службу во всех важных портах Крыма. В Ялте в память о них осталось название Поликуровский холм. Паликар – горный партизан, борец против османского владычества на Балканах.
Офицеры-греки получали огромные земельные наделы на пустующих после 1778 года землях крымских греков, а также на землях крымских турков и татар, эмигрировавших в Турцию. В 1944 году в июне потомки этих греков были депортированы из Крыма по обвинению в массовом сотрудничестве с немецко-фашистскими оккупантами. Депортированы были и чудом уцелевшие жители «крымской Хатыни», горного местечка Лаки, где за помощь партизанам всех, кого каратели застали дома, они заперли в храме и сожгли.
Таким образом, потомки крымских греков в Приазовье, в Донецкой области, и потомки греков-переселенцев из Османской империи 18-19 веков по своей этнопсихологии, языку и культуре отличаются. Но общим для потомков всех трех главных волн переселения эллинов, византийцев и греков Нового времени является предприимчивость, настойчивость, изобретательность, презрение к глупой трате сил и непроизводительным потерям времени, умение жить, самостоятельность. Еще раз подчеркнем: греки Приазовья, известные также как Мариупольские греки, являются коренным народом Крыма и Украины.
Для фамильного туризма античный период в истории Северного Причерноморья интересен как и для любых других путешествий. Он хорошо известен по школьным учебникам, представлен в музеях практически всех курортов Крыма. Ограничимся тем, что уже с 6-5 веков до новой эры интеграция эллинов в местные варварские сообщества была очень высокой. Обычными были смешанные браки с аристократией кочевых племен. Боспорское царство со столицей на месте нынешней Керчи историки прямо именуют греко-варварским. Собственно, формирование урумов (римлян, тюркоязычного православного населения Горного Крыма и побережья) берет старт еще в античную эпоху. Корни урумов, как и крымских татар горной и предгорной полосы, включают тавров, скифов, готов, аланов, гуннов и другие племена древности и средневековья.
Мемориальный (памятный) туризм и паломничество основаны на событиях относительно недавних.
Тема «Греки и Крым», кажется на первый взгляд чрезвычайно простой — были такие замечательные культурные люди в Крыму — греки. Но сейчас они все умерли, а нам оставили живописные развалины и прелестные легенды.
Ладно, допустим, а почему тогда священный православный источник Космо-Дамиановского монастыря над Алуштой называется по-татарски «Савлух-су»? Ага. Это как раз по-гречески, точнее по-урумски. Именно на таком языке говорили феодориты, жители православного княжества со столицей на Мангупе. Урумы — это римляне. Такие православные римляне, которые говорили на тюркском языке. И в жены нередко брали себе девушек из исламских семей. А сами в свою очередь своих дочерей отдавали в жены мусульманам.
Правда, другие мусульмане, например, из Бахчисарая, называли и православных урумов, и их соседей мусульман из местечка Коккоз (Синий Глаз) или Бия-сала — таты. Тат это значит чужак.
А вот сами урумы называли уже других «римлян», живших в Крыму, в основном на берегу моря, — ромеев (румели), и говоривших на греческом языке, тем же словечком «тат». Потому что для православных тюркоязычных «римлян» урумов чужаками были именно греки из Греции. А греков, поселявшихся в Крыму в 19 веке, вообще называли албанцами или арнаутами!
В общем, все очень непросто и запутанно. И это не удивительно, история греков в Крыму насчитывает более 3 тысяч лет. А само слово грек в разные времена означало разные нации и культуры, впрочем и язык греческий (а точнее языки) разных исторических эпох имеют значительные различия.
Для начала попытаемся найти ответы (в виде ссылок на сайты) на несколько главных вопросов.
Прошу прощения за отсутствие системы и хронологии в расположении материалов. Пока это даже не обзор, а только небольшое собрание цитат и ссылок.
Но вначале историческая справка: 24 июня 1944 года началось выселение из Крыма армян, болгар и греков. Депортации подверглись около 11 тыс. армян, более 12 тыс. болгар и 14,5 тыс. греков. Вместе с ними были высланы на спецпоселение проживавшие в Крыму турки, курды, персы, цыгане.
Но крымские коренные греки были переселены с полуострова значительно раньше:
Святитель Игнатий Мариупольский и переселение крымских греков в Приазовье http://www.pravoslavie.ru/put/4387.htm
Цитата: Святитель Игнатий, митрополит Готфейский и Кефайский, основатель города Мариуполя, верный сын Православной Церкви и сотрудник великого Суворова, – духовный вождь греков Причерноморья. Он вывел из татарского духовного плена более 30 тысяч православных греков, армян и грузин, которые, поселившись в Приазовье, могли с того времени свободно исповедовать свою веру и сохранять свою культуру под покровительством православной Российской империи.
Более двух с половиной тысяч лет назад на берегах Черного моря поселились греки. Древняя Греция – это колыбель современной культуры, родина философии и науки, искусства и архитектуры. У греков учился Древний Рим, и ими восхищалась Новая Европа.
На греческом языке возвещали миру Благую весть святые апостолы – ученики Иисуса Христа. И именно преображенная христианством греческая культура с максимальной полнотой смогла выразить христианское учение в богословии святых отцов и в иконописи.»
тут несколько запутаны главные моменты в нашем понимании греческой культуры:
1. мы привыкли к тому, что греки — это голые красивые люди. Как раз эти голые красивые люди и создали философию, науку, искусство и архитектуру.
2. «преображенная христианством» греческая культура — это люди в черном. Всегда хмурые. И что интересно — никто не может сказать, какими же философами, учеными и поэтами прославила себя христианская Византия?
3. личность митрополита Игнатия сами приазовские греки оценивают оооччень по-разному. Некоторые открыто называют его пособником подлого и циничного обмана крымских православных. Во всяком случае, святитель Игнатий не был уроженцем Крыма. Он искреннее ненавидел турков и мусульман вообще, и вероятно, действительно верил в то, что христиан в Крыму притесняют.
Что касается Екатерины Великой и ее Великого Любовника Потемкина, то они провели беспрецедентно удачную операцию по смене крымскотатарского языка межнационального общения (который был родным не только для православных урумов, но и для крымских евреев, караимов, крымских армян и даже для готов) на русский язык. Вскоре русский стал общим языков для крымских эстонцев, крымских немцев, крымских чехов, крымских литовцев, крымских поляков и еще очень многих новых жителей Крыма из разных концов великой Российской империи.
· Все споры о роли митрополита Игнатия и роли Александра Суворова в завоевании Крыма можно свести к короткой формуле «Победителя не судят«. Игнатий и Суворов сделали то же самое, что и атомная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки. Да, во время переселения греков и армян многие из них погибли. Да, те, кто поселился на новом месте, были обмануты. В буквальном смысле слова их «кинули». Деньги на переселение были разворованы чиновниками, обещанные льготы вскоре были отменены.
· Но. Крымское ханство как вассал Турции было задавлено экономически, то есть бескровно. Бескровно не только со стороны России, но были сохранены жизни турецких и крымтатарских воинов. Христианское население Крыма было самым верным и надежным сектором налогоплательщиков в казну Крымского ханства. Христианские монастыри Крыма были основными посредниками в выкупе и обмене рабов. Кстати, сами христианские монастыри Крыма также использовали рабский труд. Можно конечно, проводить некие аналогии с фильмом «Список Шиндлера» — да, крымские монастыри могли брать от крымских ханов традиционные дары не только в виде золота и огромных восковых свечей, чтобы отслужить очередной молебен за успех очередного татарского набега на Москву, но могли брать и ясырь (живой товар, людей).
· Фактом притеснения остается лишь то, что османская Турция брала с подвластных христиан «налог кровью» — самых лучших мальчиков из всех христианских семей раз в три-четыре года забирали в янычары. Но янычары были самой привилегированной частью войска Блистательной Порты. Их жизнь ценилась гораздо выше, чем жизнь воина из коренных турков. Но о янычарах, наверное, есть смысл сделать отдельный обзор.
· Пока ограничимся тем, что очень многие крымские христиане не поддались на уговоры Игнатия. Некоторые крымские греки, как например, жители местечка Керменчик (сейчас село Высокое Бахчисарайского района) сразу перешли в ислам, а свой православный храм быстро переделали в мечеть.
· Многие семьи крымских греков просто покинули родные места и из поколения в поколение скрывали свое происхождение, изображая из себя неких русских, которые почему-то ни дня не могли прожить без крепкого кофе (это я о своей бабушке Ксении).

Фамилии приазовских урумов (тюркоязычных христиан крымского происхождения):

Абаза , Ананьев , Атаманов , Ахпаш , Балабан , Беретели , Бергунов , Беро , Билязе , Борота , Бостанджи , Дардалан , Дограмаджи , Зулья , Зурнаджи , Имерели , Караджели , Коджеспиров , Котесов , Куркчи , Ломизов , Манха , Налбатов , Натарин , Папуна , Пичахчи, Попов , Ростем , Рубек , Сесли , Тамаза , Тельпари , Томазов , Томалах , Топалов , Тума, Тырнахсыз , Узун , Хавалджи , Халпахчи , Хозлу , Хорхулу , Хохлабаш , Чауш , Чибичик , Чубаров , Шаповалов , Яваш .

«РОДОСЛОВИЕ ГРЕКОВ МАРИУПОЛЬСКОГО УЕЗДА по именным переписям податного населения Российской Империи Донецк Юго-Восток . »

РОДОСЛОВИЕ ГРЕКОВ

МАРИУПОЛЬСКОГО УЕЗДА

по именным переписям податного населения

Р61 Родословие греков Мариупольского уезда по именным переписям податного населения Российской Империи / Н. И. Макмак,

И. Н. Тасиц, М. Д. Пирго. — Донецк : Юго-Восток, 2010. — 319 с.

ISBN 978-966-374-501-5 В книге описываются результаты архивных исследований по генеалогии фамилий мариупольских греков, рассмотрены различные варианты образования этих фамилий. Приведен алфавитный список, содержащий около 4,5 тысяч глав семейств первых греков — переселенцев из Крыма, основавших в конце XVIII века в Приазовье город Мариуполь и греческие села в его окрестностях. Всех этих глав семейств по праву можно считать родоначальниками фамилий мариупольских греков. Список сгруппирован более чем по двум тысячам фамилий с указанием населенных пунктов, в которых фамилии образовались. Также подробно изложен метод и способы поиска для восстановления фамильной родословной с указанием архивных документов и других источников, необходимых для ведения этого поиска. На конкретных примерах рассмотрены различные виды генеалогических деревьев некоторых фамилий.

Впервые публикуются полностью восстановленные фамильные деревья известных греческих культурных деятелей, художника второй половины XIX века Архипа Ивановича Куинджи и ромейского поэта Георгия Костоправа.

ББК Т3(4УКР-4Мариуп)52+Т214(4УКР-4Мариуп)52 ISBN 978-966-374-501-5 © Н. И. Макмак, И. Н. Тасиц, М. Д. Пирго, 2010 © Ассоциация Наследия Азовских Греков, 2010

СОДЕРЖАНИЕ

1. Этническое происхождение приазовских греков

2. Генеалогические исследования родословных

2.1. Документальная генеалогия

2.2. Генетическая генеалогия

3. Образование фамилий

3.1. Образование фамилий от имени деда или от отчества отца. 33

3.2. Образование фамилий от имени отца

3.3. Образование фамилий от рода занятий

3.4. Образование фамилий от уличных кличек

3.5. Образование фамилий от имени матери

3.6. Образование фамилий при русификации или украинизации

4. Восстановление родовой фамилии

4.1. Этапы восстановления родословной

4.2. Основные моменты, о которых надо помнить, ведя поиск в ревизских сказках

4.3. Примеры восстановленных родословных

4.4. Фамильные генеалогические деревья на сайте «Азовские Греки»

АЛФАВИТНЫЙ СПИСОК ПЕРВЫХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ

ИЗ КРЫМА В ПРИАЗОВЬЕ В 1778 ГОДУ

УКАЗАТЕЛЬ АРХИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ОТ АВТОРОВ

Данная книга не претендует на научный труд. В ней мы просто хотим рассказать о первых результатах наших генеалогических исследований мариупольских греков и поделиться практическим опытом по восстановлению их родословных. Надеемся, что наш опыт поможет всем, интересующимся историей своего рода, быстро и эффективно провести генеалогические исследования своей фамилии.

Около пяти лет назад мы заинтересовались генеалогическими исследованиями семей мариупольских греков, и при содействии Ассоциации Наследия Азовских Греков на сайте «Азовские Греки»

(www.azovgreeks.com) приступили к проекту по формированию электронной базы фамилий переселенцев. Основной целью наших исследований стал поиск документов о первых переселенцах из Крыма в Приазовье, ставших впоследствии родоначальниками мариупольских греческих фамилий. Такими архивными документами оказались ревизские сказки Екатеринославской Губернии Александровского уезда ведомства Мариупольского греческого суда, находящиеся в Государственных архивах Запорожья и Донецка и в Мариупольском краеведческом музее.

Для установления фамилий первых переселенцев мы сосредоточились на изучении документов, наиболее близких к 1778 году — году выхода наших предков из Крыма — и началу их двухлетнего скитания по степям Украины. Исследовав все известные на сегодняшний день документы по основанным греками в Приазовье селам и городу Мариуполю и обработав не менее пяти тысяч записей, мы внесли в базу данных более трех тысяч фамилий и восстановили поименно тех, кого можно по праву считать основателями родов мариупольских греков.

При создании базы данных нами была предусмотрена возможность построения двух типов генеалогических древ, фамильного, отражающего родственные связи внутри одной фамилии, и персонального, позволяющего отследить межфамильные родственные связи предков конкретного члена фамилии. Доступ к базе данных и поиск в ней открыт для любого пользователя Интернета по адресу: www.azovgreeks.com/ agdb.asp.

В процессе работы над ревизскими сказками у нас выработалась схема поиска и восстановления родословных, которая была успешно и неоднократно опробована при генеалогических исследованиях фамилий мариупольских греков. С ее помощью нам удалось построить около ста генеалогических деревьев и проследить родственные связи греков с момента переселения до наших дней. Некоторые генеалогические деревья включают в себя до десяти поколений одной фамилии и состоят из нескольких сотен человек, объединенных единым предком.

Мы пытались связать восстановленные фамилии со схожими по звучанию современными фамилиями, используя «Популярный этимологический словарь» Н.Н. Токия [1]. Во многих случаях нам успешно удалось это сделать, однако остались фамилии, которым мы не нашли аналогов. Возможно, они видоизменились настолько, что между фамилией основателя и современной фамилией не осталось ничего общего.

Это объясняется тем, что процесс формирования и изменения фамилий у мариупольских греков шел на протяжении всего 19 века. Нам неоднократно встречались различные написания одних и тех же фамилий и в более поздних документах. Кроме этого, нами было обнаружено много фамилий, которые не упоминаются Н.Н. Токием. Вероятнее всего, Н.Н. Токий имел дело с фамилиями, носители которых живут в настоящее время в Приазовье, а в ревизских сказках записаны фамилии, которые могли исчезнуть из обихода по причине отсутствия в семьях мальчиков — носителей фамилии, либо вследствие переселения семей в другие районы страны и адаптации к новым административногосударственным реалиям.

Накопленная нами информация закономерно потребовала представить ее на «суд общественности». Мы отказались от идеи публикации текстов ревизских сказок в оригинале, так как без знания истории образования фамилий и навыков чтения рукописных текстов 18–19 веков в этих текстах трудно разобраться неподготовленному читателю. Поэтому решили написать практическое пособие для широкого круга читателей, снабдив его алфавитным указателем восстановленных фамилий.

Каждая фамилия в нем привязана к населенному пункту, в котором фамилия встречается. Кроме того, впервые публикуется список первых переселенцев, глав семей, с номерами, под которыми они записаны в ревизских сказках. Этот алфавитный указатель может служить основным источником сведений о родословных мариупольских греков.

Хотим выразить благодарность всем тем, кто бескорыстно помог и помогает нам в проведении генеалогических исследований наших предков: Малтабар Алексею (г. Тверь, Россия); Чубарь Юрию (г. Запорожье, Украина); Черман Ивану (г. Донецк, Украина); Хонахбей Валерию (г. Мариуполь, Украина); Сачли Константину (г. Краснодар, Россия), а также всем членам Ассоциации Наследия Азовских Греков.

Мы продолжаем работу по генеалогии мариупольских греков и будем благодарны за любую помощь. Ваши замечания и пожелания Вы можете оставить на форуме сайта «Азовские Греки» www.azovgreeks.

com или отправить по следующему адресу электронной почты: admin@ azovgreeks.com.

Н. И. Макмак канд. тех. наук архитектор информационных систем Вашингтон, США

К ЧИТАТЕЛЮ

За последние полтора десятилетия изданы десятки книг, написаны сотни статей по истории мариупольских греков. Все они интересны и важны по-своему. Но книга, которую уважаемый читатель держит в руках, уникальна. Она уникальна как по теме, так и по глубине содержащегося в ней анализа. Книга позволяет заглянуть в глубь веков и увидеть в тех глубинах свои фамильные и родовые корни.

На основании тщательнейшего анализа архивных документов авторы «сконструировали» давно желанный ключ к разгадке многих фамильных тайн. С его помощью можно проследить зарождение своего родового имени, его трансформацию. Во-первых, любой потомок первопоселенцев-греков, следуя советам авторов, может узнать имя своего самого далекого предка, переселившегося из Крыма в Приазовье. Вовторых, авторы убедительно объяснили причины «несоответствия» современных фамилий мариупольских греков «первоисточникам». А втретьих, столь же убедительно показали пути поиска своих дальних и близких родственников, «скрывшихся» благодаря лингвистическим метаморфозам под совсем иными фамилиями. Вооруженный предложенной методикой, каждый желающий теперь способен самостоятельно построить свое генеалогическое древо.

Как истинные исследователи, авторы первым делом опробовали свою методику на себе. И получив прекрасные результаты, рекомендуют ее нам, читателям.

Авторы не ограничились этим. Они приоткрыли дверь в сравнительно новое направление в науке — генетическую генеалогию. Это — еще один ключ, рекомендуемый авторами для познания своих корней глубиной уже не в сотни, а в тысячи лет.

Нельзя не сказать несколько слов о самих авторах. Н. Макмак, И. Тасиц и М. Пирго — не профессиональные историки и не генетики.

Однако непрофильное для себя исследование выполнили с блеском.

Повинуясь душевному порыву, они взялись за столь необходимую и, теперь совершенно очевидно, — долгожданную — работу. Необычное содержание своего исследования авторы подкрепили такой же формой сотрудничества между собой. Разделенные тысячами километров, они нашли друг друга и сошлись в одной точке. Она виртуальна, но мне почему-то кажется, что это именно та точка, оттуда пошли по Земле их далекие предки — древние эллины.

Фамильный туризм понтийских греков и урумов в Крыму

На заглавном фото: Храм в греческой деревни Лаки, Бахчисарайский район, восстанавливается силами объединения греков Крыма.
Это начальный (небольшой по объему) обзор для горных проводников, гидов и экскурсоводов, которых интересует развитие фамильного туризма.
Как не удивительно, но традиция фамильных барбекью, когда потомки одной семьи собираются к определенной дате вместе в родовом гнезде, появилась в США. История заселения страны выходцами из Европы небольшая, всего в пару-тройку веков, хорошо документально известна. В общем, в Канаде и США особых методических проблем и недостатка информации в этой сфере нет.
В Крыму ситуация очень сложная по причине нескольких волн переселений и депортаций, намеренного уничтожения кладбищ и храмов, недоступности архивов.
Основная группа, ради которой задуман этот обзор, греки Приазовья, прежде всего, тюркоязычные православные урумы (римляне) — коренной народ Крыма и Украины. Громкую славу в борьбе с Османским игом и на службе Российской империи заслужили Балаклавские греки. Могилы предков и места их жизни важны и для понтийских греков, осваивавших земли Крыма в 18-19 веках.
Фамильный туризм одно из таких направлений, которые требуют высоких знаний. В отличие от ресторанно-отельного бизнеса, лунапарков и прочего технократического глобализма, в эту сферу не влезет большой жирный капитал. Как и многие виды познавательного туризма мемориальный туризм и паломничество это сфера независимого семейного и общинного бизнеса. Здесь важны не капиталы, не инвестиции, а душа, знания и умение осваивать маршруты.

Объекты показа и рассказа (приглашаю дополнять в комментариях):
Симферополь и район – в городе фонтан Совопуло, торговые ряды 16 века, храм Константина и Елены, Пионерское (Килбурун), Чайковское (Салгир-баши Енисала), Аян, Мраморное (Биюк-янкой);
Севастополь, Инкерман и Балаклава;
Евпатория — храм святого Ильи;
Ялта (Поликуровский холм), Васильевка (Ай-Василь), Никита, Краснокаменка, Гурзуф;
Изобильное (Корбек), Алушта, Лучистое (Фуна), Малореченское (Микропотамус), Зеленогорье (Ускут);
Бахчисарайский район: Успенский монастырь и балка Марьям-дере; Качи-Кальон, Тепе-Кермен, Бакла, Прохладное (Мангуш), Верхоречье (Биясала), Высокое (Керменчик), Голубинка (Фотисала), Соколиное (Коккоз), Лаки, Мангуп и Ходжасала, Глубокий яр (Улаклы) и Менгирная балка (Богаз-сала), село Богатырь (Богатыр) и гора Бойка (Пойка);
Чернополье (Карачоль) Белогорск, Головановка (Баши), Алексеевка (Сартана), Красноселовка (Енисала);
Судак, Солнечная долина.
Керчь — храм Иоанна Предтечи.

Среди новостей о Донецкой области часто звучат крымские названия: Старый Крым, Урзуф, Сартана, Мангуш, Ялта и многие другие. Эти поселения были основаны в 1778 году переселенцами из Горного Крыма и крымского побережья Черного моря — наследственных владений турецких султанов Османской династии и некоторых земель Крымского ханства. По всей вероятности, с присивашских земель бейлика Ширин христиан не выселяли, поскольку исторически многие века род Ширин был связан с Московским государством, а в военном отношении не раз противостоял турецким султанам. Тем не менее, в конце 18 века «недовыселенные» крымские греки должны были изменять фамилии и скрывать свою национальную принадлежность. Закрепился такой ответ на вопрос «из какого вы народа?» — «мы христиане«.
Известны и документально зафиксированы случаи, когда целые христианские общины Горного Крыма переходили в ислам, чтобы избежать переселения. В целом вопрос очень непростой. Но важно, что Крым и Донбасс очень многими историческими нитями связаны между собой.
Коротко о смысле переселения греков и других христиан из Крыма в 1778 году в Приазовье: эти христиане были в большинстве своем тюркоязычны (некоторая часть эллинофоны) и лояльны по отношению к Турции и Крымскому ханству. Они платили налоги деньгами, а в экономическом отношении были очень сильны. Российская империя решила в Крыму стратегическую задачу — к началу 1800-х годов основой межнационального общения и рыночным языком становится русский. До этого даже у крымских армян был особый тюркский диалект — базарган.
С присоединением к России крымских земель Османской империи, а затем и Крымского ханства, началось значительное переселение греков и южных славян, которые ненавидели все турецкое и мусульманское. Имея значительный личный опыт и многовековые семейные традиции контрабанды и партизанской войны, эти новые переселенцы стали очень старательными и умелыми бойцами охраны портов, таможни, пограничной стражи. Из них образовали особый Балаклавский батальон, отдельные подразделения которого несли службу во всех важных портах Крыма. В Ялте в память о них осталось название Поликуровский холм. Паликар – горный партизан, борец против османского владычества на Балканах.
Офицеры-греки получали огромные земельные наделы на пустующих после 1778 года землях крымских греков, а также на землях крымских турков и татар, эмигрировавших в Турцию. В 1944 году в июне потомки этих греков были депортированы из Крыма по обвинению в массовом сотрудничестве с немецко-фашистскими оккупантами. Депортированы были и чудом уцелевшие жители «крымской Хатыни», горного местечка Лаки, где за помощь партизанам всех, кого каратели застали дома, они заперли в храме и сожгли.
Таким образом, потомки крымских греков в Приазовье, в Донецкой области, и потомки греков-переселенцев из Османской империи 18-19 веков по своей этнопсихологии, языку и культуре отличаются. Но общим для потомков всех трех главных волн переселения эллинов, византийцев и греков Нового времени является предприимчивость, настойчивость, изобретательность, презрение к глупой трате сил и непроизводительным потерям времени, умение жить, самостоятельность. Еще раз подчеркнем: греки Приазовья, известные также как Мариупольские греки, являются коренным народом Крыма и Украины.
Для фамильного туризма античный период в истории Северного Причерноморья интересен как и для любых других путешествий. Он хорошо известен по школьным учебникам, представлен в музеях практически всех курортов Крыма. Ограничимся тем, что уже с 6-5 веков до новой эры интеграция эллинов в местные варварские сообщества была очень высокой. Обычными были смешанные браки с аристократией кочевых племен. Боспорское царство со столицей на месте нынешней Керчи историки прямо именуют греко-варварским. Собственно, формирование урумов (римлян, тюркоязычного православного населения Горного Крыма и побережья) берет старт еще в античную эпоху. Корни урумов, как и крымских татар горной и предгорной полосы, включают тавров, скифов, готов, аланов, гуннов и другие племена древности и средневековья.
Мемориальный (памятный) туризм и паломничество основаны на событиях относительно недавних.
Тема «Греки и Крым», кажется на первый взгляд чрезвычайно простой — были такие замечательные культурные люди в Крыму — греки. Но сейчас они все умерли, а нам оставили живописные развалины и прелестные легенды.
Ладно, допустим, а почему тогда священный православный источник Космо-Дамиановского монастыря над Алуштой называется по-татарски «Савлух-су»? Ага. Это как раз по-гречески, точнее по-урумски. Именно на таком языке говорили феодориты, жители православного княжества со столицей на Мангупе. Урумы — это римляне. Такие православные римляне, которые говорили на тюркском языке. И в жены нередко брали себе девушек из исламских семей. А сами в свою очередь своих дочерей отдавали в жены мусульманам.
Правда, другие мусульмане, например, из Бахчисарая, называли и православных урумов, и их соседей мусульман из местечка Коккоз (Синий Глаз) или Бия-сала — таты. Тат это значит чужак.
А вот сами урумы называли уже других «римлян», живших в Крыму, в основном на берегу моря, — ромеев (румели), и говоривших на греческом языке, тем же словечком «тат». Потому что для православных тюркоязычных «римлян» урумов чужаками были именно греки из Греции. А греков, поселявшихся в Крыму в 19 веке, вообще называли албанцами или арнаутами!
В общем, все очень непросто и запутанно. И это не удивительно, история греков в Крыму насчитывает более 3 тысяч лет. А само слово грек в разные времена означало разные нации и культуры, впрочем и язык греческий (а точнее языки) разных исторических эпох имеют значительные различия.
Для начала попытаемся найти ответы (в виде ссылок на сайты) на несколько главных вопросов.
Прошу прощения за отсутствие системы и хронологии в расположении материалов. Пока это даже не обзор, а только небольшое собрание цитат и ссылок.
Но вначале историческая справка: 24 июня 1944 года началось выселение из Крыма армян, болгар и греков. Депортации подверглись около 11 тыс. армян, более 12 тыс. болгар и 14,5 тыс. греков. Вместе с ними были высланы на спецпоселение проживавшие в Крыму турки, курды, персы, цыгане.
Но крымские коренные греки были переселены с полуострова значительно раньше:
Святитель Игнатий Мариупольский и переселение крымских греков в Приазовье http://www.pravoslavie.ru/put/4387.htm
Цитата: Святитель Игнатий, митрополит Готфейский и Кефайский, основатель города Мариуполя, верный сын Православной Церкви и сотрудник великого Суворова, – духовный вождь греков Причерноморья. Он вывел из татарского духовного плена более 30 тысяч православных греков, армян и грузин, которые, поселившись в Приазовье, могли с того времени свободно исповедовать свою веру и сохранять свою культуру под покровительством православной Российской империи.
Более двух с половиной тысяч лет назад на берегах Черного моря поселились греки. Древняя Греция – это колыбель современной культуры, родина философии и науки, искусства и архитектуры. У греков учился Древний Рим, и ими восхищалась Новая Европа.
На греческом языке возвещали миру Благую весть святые апостолы – ученики Иисуса Христа. И именно преображенная христианством греческая культура с максимальной полнотой смогла выразить христианское учение в богословии святых отцов и в иконописи.»
тут несколько запутаны главные моменты в нашем понимании греческой культуры:
1. мы привыкли к тому, что греки — это голые красивые люди. Как раз эти голые красивые люди и создали философию, науку, искусство и архитектуру.
2. «преображенная христианством» греческая культура — это люди в черном. Всегда хмурые. И что интересно — никто не может сказать, какими же философами, учеными и поэтами прославила себя христианская Византия?
3. личность митрополита Игнатия сами приазовские греки оценивают оооччень по-разному. Некоторые открыто называют его пособником подлого и циничного обмана крымских православных. Во всяком случае, святитель Игнатий не был уроженцем Крыма. Он искреннее ненавидел турков и мусульман вообще, и вероятно, действительно верил в то, что христиан в Крыму притесняют.
Что касается Екатерины Великой и ее Великого Любовника Потемкина, то они провели беспрецедентно удачную операцию по смене крымскотатарского языка межнационального общения (который был родным не только для православных урумов, но и для крымских евреев, караимов, крымских армян и даже для готов) на русский язык. Вскоре русский стал общим языков для крымских эстонцев, крымских немцев, крымских чехов, крымских литовцев, крымских поляков и еще очень многих новых жителей Крыма из разных концов великой Российской империи.
· Все споры о роли митрополита Игнатия и роли Александра Суворова в завоевании Крыма можно свести к короткой формуле «Победителя не судят«. Игнатий и Суворов сделали то же самое, что и атомная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки. Да, во время переселения греков и армян многие из них погибли. Да, те, кто поселился на новом месте, были обмануты. В буквальном смысле слова их «кинули». Деньги на переселение были разворованы чиновниками, обещанные льготы вскоре были отменены.
· Но. Крымское ханство как вассал Турции было задавлено экономически, то есть бескровно. Бескровно не только со стороны России, но были сохранены жизни турецких и крымтатарских воинов. Христианское население Крыма было самым верным и надежным сектором налогоплательщиков в казну Крымского ханства. Христианские монастыри Крыма были основными посредниками в выкупе и обмене рабов. Кстати, сами христианские монастыри Крыма также использовали рабский труд. Можно конечно, проводить некие аналогии с фильмом «Список Шиндлера» — да, крымские монастыри могли брать от крымских ханов традиционные дары не только в виде золота и огромных восковых свечей, чтобы отслужить очередной молебен за успех очередного татарского набега на Москву, но могли брать и ясырь (живой товар, людей).
· Фактом притеснения остается лишь то, что османская Турция брала с подвластных христиан «налог кровью» — самых лучших мальчиков из всех христианских семей раз в три-четыре года забирали в янычары. Но янычары были самой привилегированной частью войска Блистательной Порты. Их жизнь ценилась гораздо выше, чем жизнь воина из коренных турков. Но о янычарах, наверное, есть смысл сделать отдельный обзор.
· Пока ограничимся тем, что очень многие крымские христиане не поддались на уговоры Игнатия. Некоторые крымские греки, как например, жители местечка Керменчик (сейчас село Высокое Бахчисарайского района) сразу перешли в ислам, а свой православный храм быстро переделали в мечеть.
· Многие семьи крымских греков просто покинули родные места и из поколения в поколение скрывали свое происхождение, изображая из себя неких русских, которые почему-то ни дня не могли прожить без крепкого кофе (это я о своей бабушке Ксении).

Фамилии приазовских урумов (тюркоязычных христиан крымского происхождения):

Абаза , Ананьев , Атаманов , Ахпаш , Балабан , Беретели , Бергунов , Беро , Билязе , Борота , Бостанджи , Дардалан , Дограмаджи , Зулья , Зурнаджи , Имерели , Караджели , Коджеспиров , Котесов , Куркчи , Ломизов , Манха , Налбатов , Натарин , Папуна , Пичахчи, Попов , Ростем , Рубек , Сесли , Тамаза , Тельпари , Томазов , Томалах , Топалов , Тума, Тырнахсыз , Узун , Хавалджи , Халпахчи , Хозлу , Хорхулу , Хохлабаш , Чауш , Чибичик , Чубаров , Шаповалов , Яваш .

Читайте далее: