Греция политический режим
Политический строй современной Греции
Несмотря на то, что Греция – колыбель демократии, с момента обретения страной независимости становление демократии в Греции гладким не назовешь.
В ее истории были и военные перевороты, и незаконные захваты власти, переходы от монархии к республике и обратно, кровопролитные гражданские войны.
Ее путь к нынешнему демократическому устройству достоин уважения.
Военный переворот
До конца шестидесятых Грецией заправляли консервативные политические партии, затем пришло время различных коалиционных правительств, пока в 1967 году не произошел военный переворот, после которого к власти пришел полковник Георгий Попандопулос.
Наступило темное время греческой политики. Были отменены многие гражданские свободы, тысячи гражданских активистов были арестованы или высланы на удаленные острова, и на место гражданских судов пришли военные.
Мировое сообщество отказалось поддержать диктаторское правительство и требовало немедленных свободных выборов.
Правление «черных полковников» (так называл народ Попандопулоса и его соратников) неожиданно закончилось в 1974-м году, когда генерал Димитрос Ионнидис попробовал свергнуть президента Кипра, тем самым спровоцировав войну между Грецией и ее давним противником – Турцией.
Высшие военные чина не поддержали Ионнидеса, и правительство пало.
В том же году был восстановлен демократический порядок, опальный первый министр Константин Караманлис вернулся в Грецию из французской ссылки и возглавил новое конституционное правительство. С этого времени демократия в Греции крепко стоит на ногах.
Хотите знать, как выглядит флаг Греции? В этом материале вы найдете интересующую информацию.
Государственное устройство.
В 1975-м году была принята новая Конституция Греции, которая действует до сих пор. Она восстановила гражданские права и свободы и ввела должность президента.
В 1986 году в нее были внесены поправки, в частности, запрещающие президенту страны распускать парламент и увольнять премьер министра. И только в случае неудовлетворительной работы и роспуска двух правительств подряд, президенту дается право на такое решение. Объявить чрезвычайное положение тоже может только парламент.
По этой конституции Греция – президентская парламентская республика. Ее правительство организовано по классическому для западной демократии принципу.
Премьер-министр и его кабинет отвечает за внешнюю и внутреннюю политику. Президент, чья роль скорее показательная, выбирается парламентом на пятилетний срок, и может занимать эту должность максимум два срока.
Своей властью он может объявлять войну и заключать мирные соглашения, вступать в союзы и представлять свою страну в международных организациях.
Члены греческого парламента избираются тайным голосованием на четырехлетний срок, но, в особых случаях, выборы могут быть проведены и до окончания этого срока.
Для предотвращения деления политических партий и сохранения парламентского большинства, в Греции используется комплексная пропорциональная система представления электората. Чтобы получить место в парламенте, партия должна получить не меньше 3% голосов избирателей.
Партийная система
На сегодняшний день в Греции есть две основных политических силы: Всегреческое Социалистическое Движение и партия Новая Демократия.
Есть еще несколько менее крупных партий, таких как Политическая Весна, Фронт Радикальной Левой, Экологическая Альтернатива и множество других.
Среди них встречаются объединения весьма экзотических направлений, например марксистко-ленинского, троцкистского и маоистского характера.
ВСД предлагала курс на выход из состава НАТО, закрытие американских военных баз, национализацию главных отраслей экономики и повышение роли профсоюзов. На момент выборов 1974-го года у ВСД было всего 14 процентов, однако уже в 1977-м партию поддержало 25% избирателей, что сделало ее второй по значимости.
А в 1981-м году эта партия смогла одержать победу в выборах, набрав 48% голосов. Во второй половине восьмидесятых Греция стала переживать серьезный кризис, возросла инфляция, и все это на фоне финансовых разоблачений и скандалов, обвинений в коррупции, поэтому она уступила свое место у власти партии Новая Демократия.
Партия Новая Демократия появилась 4 октября 1974-го года, руководил ей Константинос Караманлис. Она стремилась к сближению с США и вхождению Греции в европейское сообщество.
Новая Демократия выступала за развитие частной предпринимательской инициативы и контроль государством деятельности монополий. Первая серьезная победа этой партии была одержана в 1974-м. Следующий период доверия и успеха пришел только в 1990-м, но ненадолго. Внутри партии произошел раскол, парализовавший работу парламента. Для решения проблемы в 1996-ом году были устроены перевыборы, на которых опять победила ВСД.
Особенное внимание ВСД уделяла снижению инфляции и погашению государственного долга, поскольку именно низкие показатели по этим параметрам были необходимы для вступления Греции в «зону евро.
Политический курс нынешней Греции
В плане внешней политики Греция придерживается принципов соблюдения международного права и проводит миролюбивую политику, рассчитанную на достижение стабильного мира в Средиземноморье.
18 и 25 мая этого года, уже второй раз после выборов 2012-го, значительно поменялся состав правительства. Нынешний премьер Самарас приветствует это обновление, заявляя, что «новый состав правительства – это новый день для страны».
Однако премьер также подчеркивает, что требуется огромная и напряженная работа по сохранению и улучшению достигнутых результатов.
Интересной политической особенностью страны является огромная зарубежная греческая диаспора, составляющая более четырех миллионов человек.
Более двух миллионов греков живет в США, а еще в Австралии (примерно 700 тыс. чел), Новой Зеландии (примерно 5 тыс. чел.)и Канаде (примерно 350 тыс. чел. В Европе (более 500 тыс. чел.). Всемирный Совет Эллинов занимается организацией взаимодействия и совместной работы всех этих греческих общностей всего мира.
Читайте позновательную статью о географическом положении Греции.
Все ли вы знаете об отдыхе в Греции? Тут читайте полную информацию.
А из этой ссылки https://dzadziki.com/guide/corfu/otdyx-na-ostrove-korfu.html можно узнать, что интересного можно посмотреть на Корфу.
Мировая политическая роль Греции
Греция обладает уникальнейшими геополитическими свойствами.
Она расположена на стыке нескольких цивилизаций, является своеобразным центром перемещения грузов и связующим звеном между западом и востоком, севером и югом.
Однако вокруг Греции существуют области конфликтов и нестабильности. Греция – единственная страна в юго-восточной Европе, которая одновременно состоит и в НАТО, и в Евросоюзе.
Поэтому, в силу специфики своего положения, Греция сознательно выбирает для себя путь мирной и открытой внешней политики.
Государственное устройство Греции
Греция (Ελλάδα, Hellada или Эллада) — государство, расположенное на Балканском полуострове на юге Европы, является унитарной державой с формой правления в виде Парламентской Республики. Президент страны избирается каждые пять лет парламентом и является главой государства, в то время как главой правительства считается премьер-министр. Правительство Греции представлено Кабинетом министров, являющимся высшим органом принятия коллективного решения в вопросах государства, в который входят: премьер-министр, министры, заместители министров и министры без портфеля.
Главным органом законодательной власти является парламент и президент республики. Орган исполнительной власти Греции — президент и правительство. Судебной властью наделены суды государства, чьи решения исполняются во имя народа. Хотя президент Республики имеет ограниченную политическую власть, а главным органом власти считается правительство, к его обязанностям относятся: формальное назначение премьер-министра, которое формируется с учетом рекомендаций всех членов парламента, назначение и увольнение других членов правительства, представление государства на политической арене мира, оглашение референдумов и др.
Всеобщие выборы обычно проводятся каждые четыре года, если парламент не будет распущен раньше. Электорат состоит из всех греческих граждан, которые достигли 18-летнего возраста. Каждое новое правительство после всеобщих выборов или после отставки предыдущего Кабинета министров, должно предстать перед парламентом и просить вотум доверия.
Конституция
Конституция Греции (греч. Σύνταγμα της Ελλάδας — «Синтагма Элладас») — государственный документ Греции, являющийся основным законом государства. Действующая конституция Греческой Республики была принята в 1975 году пятым созывом греческого парламента. На данный момент конституция была пересмотрена и дополнена три раза — в 1986, 2001 и 2003 годах.
Конституционная история Греции была основана в период Греческой национально-освободительной войны, последствиями которой стали три новые, революционные конституции:
- Первая греческая Конституция 1822 года;
- Вторая конституция 1952 года;
- Третья конституция 1975 года.
Третий вариант является пересмотром и реформированием конституции 1952 года. Действующий основной закон государства включает в себя основные правила, касающиеся устройства страны, полномочий властей и прав человека.
Греческая Республика
Третья Республика (1974 — настоящее время)
Восстановление демократии в июле 1974 года ознаменовало собой поворотный момент в современной греческой политической истории. Когда военный режим, который правил страной с 1967 рухнул, в государстве началось формирование нового правительства «национального единства» во главе с Константиносом Караманлисом, который еще в конце 50-х и начале 60-х годов XX века был влиятельной политической особой и занимал пост премьер-министра Греции.
При правлении партии Караманлиса было принято три важнейших решения, повлиявших на политическую ситуацию в Греции в дальнейшем:
- Организовать свободные парламентские выборы для предстоящих выборов конституционного собрания.
- Организовать референдум по вопросу о существовании монархии
- Легализировать коммунистическую партию (КПГ), которая не считалась законной.
Парламент Греции
Греческий парламент является высшим демократическим учреждением, которое представляется гражданам через выборный орган из членов парламента (депутатов), чья основная деятельность заключается в законодательной работе и осуществление контроля над государством. Парламент состоит из 300 депутатов, избираемых путем прямого, всеобщего, тайного и одновременного голосования, сроком на четыре года. Выборы производятся гражданами, которые имеют право голосовать. Голосование является обязательным. Парламент выбирается и работает во главе со спикером.
Министерства
- Премьер-министр;
- Министерство иностранных дел;
- Министерство финансов;
- Министерство национальной обороны;
- Министерство внутренних дел;
- Министерство административной реформы и электронного управления;
- Министерство развития, конкурентоспособности, инфраструктуры, транспорта и сетей;
- Министерство образования и религиозных дел;
- Министерство окружающей среды, энергетики и изменения климата;
- Министерство труда, социальной защиты и социального обеспечения;
- Министерство здравоохранения;
- Министерство сельскохозяйственного развития и продовольствия;
- Министерство юстиции, транспарентности и прав человека;
- Министерство общественного порядка и защиты граждан;
- Министерство культуры и спорта;
- Министерство туризма;
- Министерство судоходства;
- Министерства Македонии и Фракии;
- Государственный министр;
- Заместитель государственного министра и спикера.
Судебная система
Согласно конституции Греции, судебная система Республики состоит из:
- гражданского суда;
- уголовного суда.
В Греции существуют три категории судов: гражданский, уголовный и административный. Суд Кассации является Верховным судом гражданского и уголовного правосудия, в то время как Государственный совет — высшая инстанция административного правосудия. Все греческие судьи разделены на два отделения, согласно которым административный судья имеет право вынести вердикт за административные правонарушения, а гражданский судья имеет право судить гражданские и уголовные случаи.
Административное деление
Конституция Греции предусматривает, что государственная организация разделена по принципу децентрализации. С 1986 года страна была разделена на регионы, составляющие децентрализованные административные единицы государства.
В настоящее время Греция разделена на 13 регионов:
В рамках программы «Калликрат», которая вступила в силу с января 2011 года, реформы ориентируются на реструктуризацию децентрализованного управления, сокращения числа муниципалитетов (с 1034 до 325), а также повышения их эффективности путем добавления новых функций власти на местном уровне. Программа «Калликрат» также предлагает ряд новых реформ и мер, направленных на преодоление финансового кризиса путем повышения прозрачности финансирования, поддержки инноваций и использования новых технологий, кроме того, программа направлена на обеспечение финансовой самостоятельности местных органов власти и повышение их роли в разработке и осуществлении политики на местном уровне.
Государственное управление
Государственный сектор в Греции включает министерства, местные государственные органы, государственные юридические лица и независимые административные органы. В настоящее время предпринимается ряд реформ, направленных на повышение уровня транспарентности и подотчётности в греческой политико-административной системе. Это важное направление реформирования предполагает введение новых институтов организации местной власти.
Специальные органы инспекторской проверки созданы в целях повышения общественного контроля над бюрократией, полной борьбы с коррупцией и повышения прозрачности, а также эффективности конкретных мер государственной политики.
Служба отбора и подготовки государственных служащих Высшего совета по отбору кадров была создана с 1994 года (АСЭП). Это независимый орган для контроля процесса выбора, гарантирует честность, беспристрастность и прозрачность.
В 1983 году был основан Национальный центр государственного управления, его главной целью является подготовка гражданских служащих. Для получения высших чинов государственной службы нужно пройти обучение в Национальном университете государственного управления.
Политическое устройство Греции
Греция — парламентская республика с безвластным президентом, который в 1975 г. заменил почти такого же безвластного короля. С 1967 по 1974 г. Грецией правила хунта черных полковников. Несмотря на хунту, не только древняя, но и новая Греция – одна из самых старых демократий Европы. Уже первый новогреческий король Отон в 1848 г. в результате бескровной революции даровал Греции конституцию и парламент. Последние четверть века за власть Греции борются две партии – умеренно-консервативная «Новая демократия», и ПАСОК – Всегресеское социалистическое движение. Основатель ПАСОК – Андреас Папандреу числился «другом советского народа». В этой борьбе чаще выигрывала ПАСОК, но на выборах 2004 г. ее новый председатель Йоргос Папандреу, сын отца-основателя, проиграл Костасу Караманлису, племяннику основателя «Новой Демократии». Третье место в Греции традиционно занимают коммунисты, хотя с 90-х годов XX в. их доля в парламенте упала с 10 до 5%.
Государственное устройство. По конституции 1975 Греция имеет парламентскую форму правления. Главой правительства является премьер-министр – руководитель партии, имеющей большинство мест в парламенте. Правительство во главе с премьер-министром ответственно перед парламентом. Парламент состоит из одной палаты, насчитывающей до 300 депутатов, избранных сроком на четыре года. Глава государства – президент, который избирается парламентом сроком на пять лет и может быть переизбран еще на один срок. Президент наделен полномочиями объявлять войну и заключать договоры с другими странами. Он назначает премьер-министра и по рекомендации последнего – других членов правительства. Президент может созывать специальные заседания парламента и распускать его по представлению правительства или по согласию Совета республики. В состав Совета входят премьер-министр, глава парламентской оппозиции, спикер парламента и бывшие премьер-министры и президенты демократически избранных правительств. Президент имеет право накладывать вето на законопроекты, но вето может быть преодолено абсолютным большинством голосов членов парламента. Пост президента Греции последовательно занимали: Константинос Цацос (1975–1980), Константинос Караманлис (1980–1985), Христос Сардзетакис (1985–1990), Константинос Караманлис (1990–1995), Константинос Стефанопулос (с 1995).
Местное управление. Греция разделена на 13 областей, а те в свою очередь – на 51 ном. Номы состоят из епархий, а епархии разделены на димы (муниципалитеты), кинотиты (коммуны). Министр внутренних дел назначает префектов номов, которым подчинены местные чиновники (избранные жителями). Монастыри на горе Афон имеют особый автономный статус.
Судоустройство. Система правосудия включает суды по гражданским и уголовным делам. Верховный суд разбирает апелляции по приговорам судов низших инстанций. В случае вынесения любыми судами или административными инстанциями противоречащих друг другу решений особый верховный трибунал разбирает дела с точки зрения соответствия этих решений конституции страны.
Политические партии. В 1967 — 1974 деятельность политических партий в Греции была запрещена, новые партии сформировались только после возвращения гражданского правительства к власти в 1974. После введения новой конституции сложились две основные партии, сплоченные внутренней дисциплиной. Благодаря модифицированному принципу пропорционального представительства они последовательно сменяют друг друга у власти. Влияние мелких партий существенно ограничено.
Всегреческое социалистическое движение (ВСД) образовано 3 сентября 1974 в условиях подготовки к парламентским выборам после падения военной диктатуры. Ее создатель Андреас Папандреу (сын бывшего премьер-министра, центриста Г.Папандреу) возглавлял в период диктатуры эмигрантское леворадикальное Всегреческое освободительное движение. ВСД выступило за участие трудящихся в управлении производством, повышение роли профсоюзов и местного самоуправления, за национализацию ведущих отраслей экономики. В области внешней политики социалисты требовали выхода из НАТО, ликвидации американских военных баз. Входит в Социнтерн.
Собрав 14% голосов на выборах 1974, ВСД заняло лишь третье место среди греческих партий, уступив НД и центристам. Но затем его популярность стала стремительно расти. В 1977 его подержали уже 25% избирателей, что принесло ему положение второй партии страны, а в 1981 социалисты выиграли выборы (48% голосов и 172 места из 300). Андреас Папандреу возглавил греческое правительство.
Оказавшись у власти, ВСД стало проводить гораздо более умеренную политику, чем это следовало из его программных обещаний. Оно не настаивало больше на выходе из НАТО и Европейского Сообщества, отказалось от проведения широкой национализации. В целом, проведенные ею реформы не выходили за рамки социал-демократической политики. В 1985 социалистам удалось удержаться у власти с 46% голосов (161 место). Но уже во второй половине 1980-х годов в стране произошло значительное ухудшение экономической ситуации, возросла инфляция. Тяжелый удар по популярности ВСД нанесли многочисленные финансовые скандалы и обвинения в коррупции. Партия последовательно проигрывала выборы в июне и ноябре 1989, в апреле 1993 (39–41% голосов) и перешла в оппозицию.
В результате досрочных выборов в октябре 1993 социалисты вернулись к власти (47% голосов и 170 мест в парламенте). Теперь А.Папандреу проводил более умеренную политику, сочетая экономическую приватизацию с попытками сохранить основные элементы государства благосостояния. В 1996 тяжело больного Папандреу сменил на посту премьер-министра молодой технократ Константинос (Костас) Симитис. После смерти Папандреу Симитис встал также во главе партии ВСД. Социалистам удалось выиграть и последующие выборы: в 1996 они собрали 41,5% голосов (162 места), а в 2000 – 43,8% (158 мест).
Партия (НД) создана 4 октября 1974 на основе бывшей партии Национально-радикальный союз (НРС), которая находилась у власти в 1956–1963 и 1967. Ее возглавил лидер НРС Константинос Караманлис (премьер-министр в 1955–1963 с небольшими перерывами), вернувшийся в страну после падения военной диктатуры летом 1974 и возглавивший временное гражданское правительство. Находясь в эмиграции в период правления военной хунты с 1967, Караманлис стал поклонником политического курса французского президента Шарля де Голля. Являясь по существу правой партией, тесно связанной с верхушкой имущих слоев страны, НД выступила за широкое развитие частной инициативы. Одновременно она заявляла о необходимости контроля со стороны государства, прежде всего, за деятельностью монополий, и более равномерного распределения общественных благ. В области внешней политики НД провозглашала , стремилась к развитию отношений с США и быстрейшему вступлению страны в Европейское Сообщество.
НД одержала убедительную победу на первых всеобщих выборах после восстановления демократического режима в ноябре 1974. Она набрала более 54% голосов и получила 220 из 300 мест в парламенте. К.Караманлис возглавил правительство Греции. Он сочетал либеральные методы в экономике и политике с жестким государственным контролем. К середине 1977 в хозяйственной жизни страны появились симптомы кризиса, выявился перекос в сторону развития банковского дела и туризма, усилился разрыв в доходах. На досрочных парламентских выборах в ноябре 1977 НД утратила абсолютное большинство голосов (42%), но сохранила 173 из 300 парламентских мандатов. Караманлис оставался главой правительства до 1980. После его избрания на пост президента партию и правительство возглавил лидер либерального крыла Георгиос Раллис. Но уже в октябре 1981 НД потерпела поражение на парламентских выборах, набрав всего 36% и уступив власть социалистам. 41% голосов, полученных НД в 1985, не смог изменить ситуацию, и партия осталась в оппозиции. Только в 1989, на волне недовольства коррупцией правивших социалистов, НД сумела опередить социалистов на выборах, но ей пришлось сформировать коалиционное правительство Дзанниса Дзаннетакиса с участием коммунистов и других левых. Подобная коалиция не могла продержаться долго, и через несколько месяцев состоялись новые парламентские выборы, после которых возникло временное правительство во главе с Ксенофонтом Золотасом. НД как крупнейшая партия, вошла в его состав. Только в 1990 ей удалось одержать на выборах убедительную победу над своими противниками (47% голосов и 150 мест в парламенте) и сформировать кабинет министров во главе со своим лидером Константиносом Мицотакисом.
В 1993 в НД произошел раскол: от партии откололась группа бывшего министра иностранных дел А.Самариса, которая создала новую организацию . Досрочные выборы в октябре 1993 принесли победу социалистам; НД собрала лишь 39% голосов. В 1996 НД получила поддержку 38% избирателей. Новому лидеру партии, бывшему мэру Афин Милтиадису Эверту не удалось исправить положение, и он был заменен на этом посту Костасом Караманлисом, племянником основателя НД и сторонником центристской ориентации. На всеобщих выборах в апреле 2000 НД набрала 42,7% голосов и, получив 125 из 300 мест, осталась в оппозиции.
Коммунистическая партия Греции (КПГ) была образована в 1918, до 1920 называлась Социалистической рабочей партией (СРПГ), а до 1924 – СРПГ (коммунистической). Вскоре после своего создания ей удалось установить контроль над крупнейшим профобъединением страны, но большую часть межвоенного периода ей пришлось действовать в подполье. В рамках из КПГ были изгнаны все независимые элементы, а партия подчинена политическому курсу Сталина. В годы Второй мировой войны коммунисты возглавляли партизанское движение против германской оккупации, но проиграли гражданскую войну во второй половине 1940-х годов. В декабре 1947 КПГ была официально запрещена, 40 тысяч членов подверглись аресту, десятки тысяч эмигрировали из страны. Коммунисты продолжали действовать подпольно и одновременно принимали участие в легальной левой политической организации – (ЭДА). VIII съезд КПГ в 1961 принял новую программу, которая провозгласила необходимость этапа преобразований прежде, чем станет возможным переход к социализму. В 1968 в партии произошел раскол – из нее выделились сторонники еврокоммунизма, основавшие Коммунистическую партию Греции (внутреннюю).
После падения военной хунты в 1974 коммунисты получили возможность легальной деятельности. КПГ требовала отмены законов, ограничивавших политическую жизнь, реформы профсоюзов, изгнания сторонников хунты из государственного аппарата, армии, органов безопасности и юстиции. Они выдвинули лозунги повышения жизненного уровня, ограничения крупных корпораций, развития экономики, ликвидации иностранных военных баз, выхода из НАТО и отказа от присоединения к ЕС.
На парламентских выборах 1974 КПГ выступила в составе блока , куда вошли также КПГ (внутренняя) и ЭДА. Коалиция получила 9,5% голосов и завоевала 8 мест (в том числе КПГ – 5). В 1977–1985 КПГ выступала на выборах самостоятельно, собирая 9–11% голосов. В конце 1980-х годов, рассчитывая воспользоваться кризисом ВСД, она вступила в союз с НД против социалистов и приняла в 1989 участие в совместном правительстве Дзаннетакиса, но эта тактика не принесла ей ожидаемого успеха.
К выборам в июне 1989 КПГ вступила в блок с участием также КПГ (внутренней), ЭДА, Объединенной левой, Греческого социалистического прогрессивного союза, Аграрной партии и др. Блок получил 14% голосов. В ноябре 1989 и 1990 коалиция собрала соответственно 11 и 10% голосов. В 1990-х годах поддержка КПГ избирателями сократилась: в 1993 за коммунистов проголосовали 4,5%, в 1996 – 5,6%, а в 2000 – 5,5% избирателей. Партия имеет 11 мест в парламенте.
Коалиция левых и прогрессивных сил (КЛПС) образована в 1989 рядом левых партий. После выхода из нее Коммунистической партии Греции осталась небольшой левой группировкой. На выборах 1993 коалиция собрала 3% голосов, в 1996 – 5%, в 2000 – 3,2%. Имеет 6 мест в парламенте страны.
Демократическое социалистическое движение (ДИККИ) – откололось от ВСД в 1995, занимает более левые позиции и провозглашает свою приверженность . На выборах 1996, возглавленная Димитрисом Цовопасом, получила 4,4% голосов, в 2000 – 2,7% голосов. Представительства в греческом парламенте в настоящее время не имеет.
Помимо основных партий, в Греции существуют также: партия (правая, откололась в 1993 от Новой демократии), Фронт радикальной левой (объединил партию и троцкистскую Революционную рабочую партию; 0,1% голосов на выборах 2000), Экологическая альтернатива (зеленые), Воинствующая социалистическая партия Греции (откололась от ВСД), Организация за реконструкцию КПГ; троцкистские группы , Революционная социалистическая организация, Рабочий политический кружок; маоистские группы Коммунистическая партия Греции (марксистско-ленинская) (0,1% голосов на выборах 2000), Греческая революционная марксистская организация, Марксистско-ленинская компартия Греции; и другие. Имеется большое количество отдельных анархистских и автономных левых групп.
Внешняя политика. Помощь США сыграла решающую роль в подавлении возглавлявшегося коммунистами партизанского движения во время гражданской войны, и в результате правительство Греции установило тесные отношения с США. Однако эти отношения осложнились из-за ряда политических акций США. В общественном сознании Греции глубоко укоренилось мнение, что военный переворот 1967 был совершен при поддержке США. При том что США ни в коей мере не были причастны к перевороту, который явился результатом ожесточенного внутриполитического противостояния в самой Греции, первая реакция вашингтонской администрации на приход к власти военных действительно была крайне слабой, а впоследствии, при президенте Ричарде Никсоне, США встали на сторону хунты. В 1974, когда турецкие войска вторглись на Кипр, а хунта оказалась парализованной, США не предприняли никаких попыток вынудить Турцию вывести свои войска с Кипра или воспрепятствовать разделению острова. В знак протеста Греция вышла из военной организации НАТО. Правительство Караманлиса пыталось уравновесить влияние США за счет присоединения Греции к Европейскому сообществу. Еще в 1961 Греция стала ассоциированным членом Общего рынка, в 1981 она вошла в него как полноправный член. С тех пор Европейское сообщество (позже — Европейский союз) — главный партнер во внешнеэкономических связях Греции. В 1980 Греция вернулась в военную структуру НАТО. Греция — одна из стран-учредителей Организации Объединенных Наций. Отношения между Грецией и Турцией осложнены из-за ряда проблем, связанных с взаимными территориальными претензиями, правами национальных меньшинств, осуществлением свободы совести, фактическим разделением Кипра, спором о добыче полезных ископаемых на шельфе. В связи с этими разногласиями оба государства неоднократно оказывались на грани войны, особенно после событий на Кипре в 1963 и 1974.
Политические режимы в полисах Древней Греции
В каких режимах функционировала политическая система
Первым в условиях демократической политической системы сложился аристократический режим. Он сформировался после трансформации политических систем монархии во главе с царями в демократические политические системы, в которых ведущими политическими институтами стали народные собрания, советы старейшин и народные суды. В аристократическом режиме демократическая политическая система
функционировала в условиях преобладающего влияния на все политические институты Ареопага, состоявшего в VIII — VII вв. исключительно из евпатридов. Исключительно из евпатридов избирались и архонты — верховные правители, имевшие прерогативы, сопоставимые с современными президентскими полномочиями. Кроме того, архонты-евпатриды не только готовили и собирали народное собрание, но и непосредственно руководили его работой. Поэтому в ту эпоху народное собрание называлось «гелиэей архонта» то есть собрание под руководством архонтов. Появившееся позднее название народного собрания «экклесия» означало «собрание по вызову архонта людей», когда архонты уже нс руководили непосредственно, а только собирали граждан на центральную площадь полиса. При аристократическом режиме правления архонты не были озабочены проблемой максимального участия граждан в политических делах и поэтому вызывали в экклесию во-первых, знатных, во-вторых, зажиточных и образованных людей, которые имели достаточно рабов, выполнявших всю домашнюю работу и обеспечивавших хозяина всем необходимым, следовательно эти хозяева-граждане имели достаточно свободного времени, чтобы разбирать и решать дела полиса. Бедняки, кормившиеся своим трудом, хотя формально и имели права гражданства, на народные собрания не приглашались. При этом все участвовавшие в народном собрании граждане и назывались тогда демосом, что еще раз подчеркивает общенародную основу политической системы, которую мы называем демократической.
Как правило, только из евпатридов избирались и фесмофеты — магистраты, задачей которых было наблюдение за исполнением законов и выполнением своих обязанностей государственными чиновниками.
По той же причине и народный суд с конца VIII и вплоть до середины V в. до н.э. сохранял название «гелиэя фесмофетов», параллельно которому существовали: собираемая под председательством балилевса «гелиэя басилевса» для ведения религиозный дел и собираемая под председательством полемарха «гелиэя полемарха» — для дел вонных. [1]
Как видим, нс только все высшие руководящие посты в полисе занимали аристократы, но они же и управляли всеми политическими институтами, направляя их деятельность в нужное для аристократии русло. Таким образом, система демократических институтов полиса или демократическая политическая система функционировала в то время в аристократическом режиме.
Следует отметить, что почти все древнегреческие полисы прошли в своем развитии через тиранические режимы правления в так называемую «эпоху ранних тиранов» — VII — VI вв. до н.э.
Тираны древнегреческих полисов, в отличие от древневосточных деспотов не уничтожали уже сложившихся демократических институтов. Они оказывали влияние по избранию на ключевые должности себя и своих ставленников, а если какой-либо политический институт выпадал из сферы их влияние — игнорировали его. Таким образом, тираны древнегреческих полисов не изменяли сложившихся демократических политических систем, они направляли их функционирование в тираническом, выгодном для себя режиме.
Тираны, как правило, приходили к власти, опираясь на недовольство обнищавших, лишившихся земли народных низов (охлоса). Они часто отменяли кабалу, то есть продажу свободных граждан за долги в рабство, лишали избыточной земли, а порой изгоняли или уничтожали родовую знать, делая население полисов социально более однородным, подготавливали, таким образом, (разумеется, бессознательно) социальную почву для политической системы демократии. В Афинах тиран Писистрат и его сыновья правили более 60 лет.
Во время своего правления тираны проявляли, как выразился Фукидид, «усердие и благоразумие», то есть старались «служить» родному полису, возводя новые каменные храмы и общественные здания, мощные стены и другие постройки, принимали меры для увеселения народа, проводя пышные праздники, оказывали помощь неимущим, наращивали войско и вообще поднимали дисциплину и боевую мошь и «доводили войны до победного конца». Себе они требовали двадцатую часть доходов полиса. [2] Такая политика импонировала в первую очередь нижним слоям демоса — неимущему охлосу и в последствии, уже в XX в. получила название «популизм».
В эпоху грско — персидских войн (конец V в. до н.э.) политическая система Афин, как и других полисов Эллады, заявивших о противостоянии персидской агрессии, функционировала в режиме тимократии (от греч. тимэ — честь), то есть в условиях преобладания военной коллегии десяти стратегов (над другими политическими институтами), фактически превратившейся, как уже отмечалось, в правительство полиса. Действительно во время боевых действий главной, сплачивающей всех эллинов идеей стала идея защиты своей независимости от агрессии, например, Персидской державы, идея противостояния демократической и деспотической политических систем. В этих условиях главной, определяющей все другие виды деятельности стало вооруженное противостояние персам на суше и на море, а главным политическим органом — военная коллегия. Именно десять стратегов решали в конце 470 — 480-х гг. все важнейшие вопросы государственной жизни: от сборов новых налогов и строительства нового флота до организации вооруженных сил и планирования конкретных сражений.
Во времена Перикла (460-429 гг. до н.э.) в Афинах сформировался режим умеренной демократии. В этом случае ведущим институтом политической системы полиса становится Народное собрание. Умеренность этому демократическому режиму придавали два мощных института, служивших противовесами охлократическим тенденциям Народного собрания, а именно — 1.Ареопаг, как бастион аристократии и олигархии и 2.коллегия десяти стратегов, как сила военных и аристократов. Именно гармоничное соотношение влияния Народного собрания как опоры демоса, Ареопага и коллегии десяти стратегов, а также личный авторитет Перикла, как вождя демоса и его окружения не позволял трансформироваться умеренной демократии в радикальную. Во время режима умеренной демократии преобладающее влияние получили средние слои демоса. Именно эти слои, к которым принадлежали мелкие и средние предприниматели (владельцы небольших мастерских и производств, мелкие и средние торговцы и ремесленники, владельцы и совладельцы судов, рудников, харчевен, гостиниц), люди свободных профессий (актеры, преподаватели, врачи), служители культа, госслужащие, крестьяне и средние землевладельцы (все те, которые именуются сегодня средним классом) и, количество которых наиболее быстро разрасталось в те годы.
Мы отмечали усилия тиранических режимов в строительстве древнегреческих полисов, но наибольший размах строительства и вообще общественных работ, расцвет архитектурной мысли и инженерной техники (по крайней мере, в Афинах) имел место именно при режиме умеренной демократии.
Кроме того, режим умеренной демократии характеризовался впечатляющим ростом науки, образования и культуры, в том числе культуры политической. Именно при Перикле была введена плата за исполнение государственных должностей, за посещение гражданами Народного собраний и введена выдача денег на посещение театра. Участие в политической жизни полиса, в принятии важных политических решений просмотр спектаклей, на которых ставились и решались серьезные социально-политические проблемы, стал носить массовый, фактически всеобщий для граждан полиса характер. [3]
После смерти Перикла все указанные выше процессы, особенно отправление государственных должностей за плату, способствовали постепенной замене аристократов представителями демоса и даже охлоса во всех властных структурах, а также изменению соотношения между ведущими политическими институтами: власть Народного собрания продолжала возрастать, а власть Ареопага и коллегии десяти падать. Охлос в политической жизни начал доминировать над аристократией и демосом, режим умеренной демократии трансформировался в режим радикальной демократии, который длился, впрочем, недолго.
Несмотря на достижение во времена Перикла гражданского и политического равенства, в экономической сфере продолжали доминировать аристократы и олигархи. И если представители средних слоев общества, сторонники умеренной демократии могли обеспечить себе достойный уровень жизни, то нижние слои — охлос, а это поденные рабочие, наиболее бедные ремесленники и крестьяне, городские безработные и безземельные сельские жители прозябали в нищете и могли рассчитывать только на подачки государства. Вот почему, получив преобладание в политических институтах, они стремились направить их деятельность на реализацию своих установок, которые можно свести к лозунгу: «Взять все и поделить». Если режим умеренной демократии означает развитие и стабилизацию демократических тенденций в развитии общества, то режим радикальной демократии дестабилизирует политические институты, толкает всю политическую систему к анархии и беспорядкам.
Военные неудачи Афин в Пелопонесской войне, все более радикализирующийся политический режим, большие налоги, требовавшиеся для ведения войн и содержания все разраставшегося охлоса, разрыв тесных связей Аттики со своими постоянными экономических партнерами усиливали и без того накопившееся недовольство в обществе. В этой обстановке в 412-411 гг. до н.э. активизировались заговорщицкие олигархические группировки. Олигархический переворот в Афинах начался с избрания в октябре 412 г. до н.э. комиссии пробулов (то есть должностных лиц, готовивших повестку дня и проекты решений Народного собрания). Сам факт переизбрания десяти пробулов носил вполне демократический характер, но его олигархическое содержание заключалось в том, что пробулы были избраны из числа довольно пожилых аристократов и олигархов, да еще и пожизненно. Именно коллегия пробулов, а не стратеги и не пританы становится фактическим правительством Афин. Пробулы в своей антидемократической деятельности, опираясь на олигархичеекие группировки — гетерии, перетянули на свою сторону вождя лаконофильской партии, сторонника немедленного мира со Спартой — Писандра. Писандр в союзе с пробулами создал в мае 411 г. до н.э. коллегию из тридцати сторонников олигархического правления. Коллегия тридцати сумела провести через Народное собрание законопроект о введении имущественного ценза, сразу сократившего число граждан до 5000 и о передаче всей полноты власти вновь образованному Совету четырехсот (вместо клисфеновского
Совета пятисот).’ 2 Таким образом, политическая система демократии была принудительно переведена в олигархический режим.
Введение олигархического режима фактически демократическим путем, то есть с согласия граждан, стало возможным ввиду анархической, дестабилизирующей все государство тенденции радикализации демократии. Радикализация демократии проявилась в доминировании в политической жизни охлоса, в принятии законов, выгодных людям малообразованным, малообеспеченным, часто безработным, зараженными иждивенческими настроениями, в то же время глубоко уверенными в том, что государство — это именно они, охлократы и законы должны служить им. Такое положение не может продолжаться долго, ибо, когда мало кто работает и платит налоги, но все стремятся максимально урвать для себя из государственного бюджета, казна быстро сокращается, государству становится нечем платить не только многочисленным нахлебникам, но даже судам, чиновникам, полиции, армии. В то же время неимоверно разрастается коррупция, мало кто исполняет и соблюдает закон, исчезает правопорядок, растет преступность и неподчинение законам, слабеет государство, резко возрастает число внутренних и внешних вызовов — сепаратистских настроений регионов, претензий на государственную территорию со стороны соседних государств и т.д. Выход из такого сложного положения, как правило, и об этом свидетельствует и истории Греции, находится в укреплении «властной вертикали», в изменении политической системы демократии на автократическую, деспотическую или имперскую, более жесткую, а главное более эффективную в сложившихся условиях.
Мы приходим к выводу, что врагом демократии является сама демократия, доведенная до своей радикальной крайности, до абсурда самопроедания и самоистребления. Умеренная демократия, чтобы быть стабильной, должна четко ощущать ситуацию, не допускать к власти охлос, чтобы не пройти точку невозврата, таящуюся в радикально-демократическом режиме и ведущую к анархии, беспорядкам и бессилию государства, заканчивающуюся диктатурой или другим одиозным режимом.
Различие режимов функционирования демократии наглядно показывает, что в разных полисах демократия имела различные уровни развития. Например, демократические политические системы таких полисов, как Афины,- Коринф, Спарта и Сиракузы в IV в. до н.э. функционировали соответственно: в демократическом, олигархическом, тимократическом и тираническом режимах.
Кроме того, на разных уровнях власти демократия проявляла себя по- разному. Возьмем к примеру, Афинскую политическую практику в IV в. до н.э. Вели на местном уровне (на уровне демов) и на уровне полиса демократичность режима власти не вызывает сомнений, то на уровне федерации полисов, например, в Афинском морском союзе соблюдались не все демократические принципы. Далеко не все его члены пользовались [4]
одинаковыми правами и не все его решения устраивали входившие в союз полисы. Не было секретом ни для афинян, ни для остальных членов союза, что Афины осуществляют в нем гегемонию, что казна союза находится в Парфеноне, а спорные вопросы членов союза решает афинский суд. Итак, на разных уровнях управления даже в эпоху установившегося народоправия, имели место разные уровни развития демократических институтов и демократических норм.
Становление и трансформации древнегреческой демократической политической системы, ее функционирование в различных режимах сыграли огромную роль в развитии демократии. Законы древнегреческих полисов, нормы политической жизни, демократические политические институты и политическая культура эллинов стали образцами для подражания для многих и многих поколений борцов за демократию не только в Древнем мире, но и в эпоху Возрождения, в Новое время, во времена великих революций: нидерландской, английской, американской, французской, русской, китайской, продолжая оставаться таковыми и в наше время.
Греция политический режим
Имеет дипломатические отношения с Российской Федерацией.
Государственный строй
Греция — унитарное государство, состоящее из 13 административных единиц — областей. В 1983 году законодательно установлено, что вопросами местного значения ведают советы, избираемые населением путем прямых выборов.
Действует Конституция, вступившая в силу 11 июня 1975 года. По форме правления Греция — парламентская республика. Политический режим демократический.
Законодательная власть принадлежит Парламенту, однопалатному представительному органу, который избирается путем всеобщих прямых выборов сроком на 4 года. В его состав должно входить не менее 200 и не более 300 человек. Палата собирается один раз в год на очередную сессию, которая длится не менее 5 месяцев. Вначале каждой сессии она образует из своих членов парламентские комиссии в целях подготовки и изучения законопроектов и законодательных предложений. Законодательная деятельность осуществляется, как правило, в ходе пленарных заседаний. Однако часть законопроектов рассматривается и принимается на секциях, число которых не может превышать 2. Конституция определяет, по каким вопросам законопроекты могут быть приняты на пленарном заседании, а какие передаются на рассмотрение секций. Законопроекты, принимаемые парламентом, должны быть ратифицированы президентом, а президентское вето может быть преодолено (признано недействительным) абсолютным большинством голосов общего числа депутатов.
Глава государства — президент, который избирается парламентом сроком на 5 лет. Конституция наделила президента широкими полномочиями, возложив на него осуществление законодательной и исполнительной власти. Президент назначает премьер-министра и по его рекомендации назначает и отзывает других членов правительства. По заключению Совета республики — консультативного органа, который образуется при президенте в предусмотренных Конституцией случаях, президент может сместить правительство, если оно утратило доверие парламента. В исключительных случаях он председательствует в Совете министров. Президент созывает парламент на очередные сессии один раз в год и на чрезвычайные, когда найдет нужным. Он вправе отложить проведение парламентской сессии на срок до 30 дней. В полномочия президента входит также утверждение и промульгация законов, принятых парламентом, и возможность возвратить проект закона в парламент для повторного рассмотрения. Президент может назначать референдум и направлять послания [нации. Наконец, он является главой вооруженных сил. Помимо этого президент осуществляет ряд прав с министерской контрасигнацией. К их числу относятся право представлять страну во внешних сношениях, объявлять войну и заключать мир, а также право распускать парламент, если он после 3 голосований не может избрать президента или когда парламент находится в разногласиях с общественным мнением либо не может обеспечить стабильность правительства.
В марте 1986 года была принята серия поправок, лишивших президента ряда важных полномочий, в том числе права смещать премьер-министра. Распустить парламент он может только в том случае, если отставка 2 правительств подряд показывает отсутствие политической стабильности. Ограничено его право объявлять референдум, а право провозглашать чрезвычайное положение передано парламенту.
Исполнительная власть осуществляется правительством, которое состоит из премьер-министра и министров (один или несколько из них могут быть назначены вице-премьерами). Правительство формируется партией, получившей большинство мест в парламенте. Премьер-министром становится лидер этой партии. В течение 15 дней с того момента, как он принесет присягу, правительство должно поставить вопрос о доверии перед парламентом. Палата депутатов вправе «взять обратно свое доверие» правительству или одному из его членов. Резолюция порицания может вноситься только через 6 месяцев после отклонения Палатой предшествующей резолюции. Резолюция порицания должна быть подписана по меньшей мере 1/6 частью депутатов. Правительство определяет и проводит общую политику государства в соответствии с Конституцией и законами. Члены Совета министров и государственные секретари несут ответственность за упущения, совершенные при выполнении своих функций, согласно положениям законов об ответственности министров.
Географические данные
Греция расположена в южной части Балканского полуострова и на прилегающих к нему и к побережью Малой Азии островах и занимает площадь 131 994 км². Граничит с Албанией, Бывшей Югославской Республикой Македония, Болгарией и Турцией. Омывается Средиземным морем, в том числе: Ионическим, Эгейским морями, а южное побережье Крита — Ливийским морем. В состав Греции входит около 2 тысяч островов, на которые приходится почти 20 % всей страны.
Территория Греции может быть разделена на три части:
- материковая Греция, в состав которой входят Македония (Флорина, Пелла), Фракия (Родопи, Кавала, Эпир (Теспротия, Превеза, Фессалия (Лариса, Магнисия и Центральная Греция (Фтиотида, Фокида, Аттика). Также географически к этому региону можно отнести Ионические острова;
- Пелопоннес — крупнейший полуостров Греции и очаг древнейшей цивилизации Европы, включает номы Аркадия, Лакония, Мессиния и т. д. Здесь же расположен знаменитый Коринфский канал, прорытый французской фирмой для греческого государства в XIX веке;
- острова Эгейского моря, крупнейшими из которых являются Крит — крупнейший остров Греции и восьмой в Европе (8259 км²) и Эвбея — второй по величине, после Крита, остров Греции (3654 км²), соединенный с континентом мостом, переброшенным через пролив Эврип, а также Лесбос (1630 км²), расположенный у берегов Турции. Также здесь расположено множество групп небольших островов — Северные Спорады, Киклады, Додеканес.
Рельеф
Греческий ландшафт — это чередование скалистых, обычно безлесных гор, густонаселенных долин, многочисленных островов, проливов и бухт. Живописные скалы, пляжи, экзотические гроты предоставляют огромные возможности для отдыха на море и горного туризма. Широкое распространение известняков, особенно в западной части страны, привело к формированию карстовых воронок, пещер, придающих ландшафту своеобразный дикий облик и привлекающих любителей испытать свои силы в спелеологии. Горные массивы занимают почти четверть поверхности территории страны. Это преимущественно средневысотные горы (до 1200—1800 м). Высшая точка Греции — гора Олимп (2917 м). Выше 2000 метров поднимаются также Пинд, Парнас, горная цепь Центральной Греции и Тайгет. Равнин мало, сосредоточены они в восточной половине страны, за исключением Пелопоннеса, где равнины преобладают на западном побережье.
Климат
Климат Греции можно разделить на три типа: средиземноморский, альпийский и умеренный, каждый из которых влияет на строго определённую территорию. Горный хребет Пинд сильно влияет на климат материковой части страны: регионы, расположенный западнее склонов Пинда (Эпир) получают большее количество осадков, чем регионы, расположенные на восточной стороне хребта (Фессалия).
Средиземноморский тип климата характеризуется мягкой влажной зимой и жарким сухим летом. В этом типе климата расположены Киклады, Додеканес, Крит, восточная часть Пелопоннеса и часть Центральной Греции. Температуры здесь не часто достигают рекордных значений, а зимой, даже на Кикладах и островах Додеканес, иногда может выпадать снег в течение зимних месяцев.
Альпийский тип климата более характерен для горных районов страны: Эпир, Центральная Греция, Западная Македония, часть Фессалии, а также номы Ахея, Аркадия и Лакония.
Восточную Македонию и Фракию можно отнести к регионам с умеренным типом климата, с относительно холодной и влажной зимой и жарким, сухим летом.
Афины расположены в переходной зоне, где соединяются два типа климата: средиземноморский и умеренный. В северной части Афин преобладает умеренный климат, в то время как в центральных и южных районах наблюдаются черты средиземноморского климата.
На узком и гористом Греческом полуострове не могли образоваться большие речные системы. Преобладают горные реки, короткие, бурные, с живописными порогами и водопадами, часто текущие к морю в узких каньонах. Самая длинная река Греции — Альякмон (более 300 км). Другие крупные реки — Эврос, Нестос, Стримон, Вардар, Ахелоос. Реки не пригодны для судоходства, но играют довольно большую роль как источники энергии.
Озера
В Греции насчитывается свыше 20 озер площадью 10—100 км². Самые крупные и глубокие из них тектонического происхождения. К ним принадлежат озера Трихонис (95,5 км²), Волви (75,6 км²), Вегоритис (72,5 км²). Много карстовых озер. Они, как правило, небольшие, питаются в основном подземными водами. Крупнейшее из них — Янина (22 км²).
Острова
В состав Греции входит более 2000 островов, от крупных (Крит, Эвбея) до крохотных (Патмос, Хриси, Кастелоризо). На их долю приходится около 20 % всей греческой территории.
Все острова разделяются на несколько групп:
- Ионические острова — расположены в Ионическом море, у западных берегов Греции. Крупнейший остров — Кефалиния.
- Северные Эгейские острова — расположены на севере Эгейского моря, у берегов Турции. Крупнейший остров — Лесбос.
- Северные Спорады и остров Эвбея — расположены у восточных берегов Греции.
- Киклады — находятся в центре Эгейского моря. Центр древней развитой Кикладской культуры. Здесь расположены в основном небольшие острова: Андрос, Наксос, Миконос, Санторини.
- Додеканес — группа островов, расположенных на юге Эгейского моря, у берегов Турции. иногда также их называют Южными Спорадами. Это важный центр туризма в Греции. Крупнейший остров — Родос.
- Крит — крупнейший остров Греции. Центр древней Критской цивилизации. Рядом с островом расположено множество небольших островков-спутников (Хриси и т. д.). С юга остров омывается Ливийским морем.
Полезные ископаемые
Греция не обладает значительными запасами каких-либо полезных ископаемых. Наиболее распространённым и добываемым является — лигнит, или слабоуглифицированный бурый уголь. Он является главным топливным ресурсом Греции. В конце XX века в Эгейском море были обнаружены незначительные запасы нефти и газа. Ведется их разработка.
Относительно богата Греция рудными полезными ископаемыми. Среди них железные, марганцевые, никелевые, хромовые, медные и полиметаллические руды. В Аттике, у города Лаврион со времен Древних Афин ведется добыча серебра и свинца.
Во Фракии ведется добыча сульфидных и никелевых руд.
На острове Наксос расположено крупнейшее в мире месторождение наждака. На островах Санторини и Нисирос ведется массовая добыча пемзы. Так как это острова вулканического происхождения, здесь бывали частые извержения вулкана, что и привело к образованию этого материала.
На Кикладах добывают различные строительные материала: мрамор, гранит, известняк и песчаник.
Значительны запасы бокситов, или алюминиевых руд. По оценкам геологов в недрах Греции залегает около 650 млн.т. этой ценной руды, что делает Грецию одним из крупнейшим её добытчиком в Европе.
Флора и фауна
На территории Греции сохранилось не так много видов диких животных и популяции их невелики. Это связано с многотысчелетней историей этой страны — более 8000 лет люди активно истребляли животных и растения на территории Греции. Наиболее распространены здесь небольшие животные: зайцы, барсуки, дикобразы и различные виды мышей.
Наиболее многочисленной популяцией из крупных животных обладают бурый медведь, шакал, лисица, рысь и дикий кабан. Множество видов животных занесено в Красную Книгу, среди них: средиземноморская морская черепаха и тюлень-монах.
Больше всего в Греции представлены пресмыкающиеся: змеи и ящерицы. Они наименее чувствительны к жаркому климату этой страны.
Среди птиц чаще всего можно увидеть диких уток, зимородков и куропаток, а также хищников — сов, орлов и коршунов.
В прибрежных территориях водится много чаек, а в водах Греции огромное разнообразие моллюсков и рыб, хотя запасы последних значительно сократились в последнее время.
На территории Греции распространены более 5 000 видов растений. Наиболее распространены в Греции небольшие растения и кустарники: маквис и фригана. На полуострове Халкидики часто встречаются сосновые леса. Распространены кипарисы и платаны. Возраст некоторых достигает нескольких тысяч лет. Очень распространена олива — одно из ценнейших деревьев Греции и всего Средиземноморья.
В целом бедная растительность Греции объясняется широким распространением коз в Древней Греции, которые объедали кору деревьев, вследствие чего они погибали, а мелкие побеги просто вытаптывались. Существует даже поговорка — «Грецию съели козы».
Административное деление
Греция состоит из 13 административных округов,которые делятся на 54 нома (или префектуры).Также в составе Греции есть один автономный регион-Айон-Орос(Святая гора)в районе горы Афон.Это монашеское государство, которым управляет совет из представителей 20 афонских монастырей.Ниже перечислены все номы (префектуры) Греции по их расположению в административных округах и согласно нумерации на карте. Ниже перечислены все номы (префектуры) Греции по их расположению в административных округах и согласно нумерации на карте. Аттика
1. Аттика разделена на 4 номархии:
1.1 Афины 1.2. Восточная Аттика 1.3. Пирей 1.4. Западная Аттика
Читайте далее: