Греческие статуи женщин

Древнегреческие скульптуры. Самые знаменитые скульптуры – ТОП10

Древнегреческие скульптуры

Планируя путешествие в Грецию, многие люди интересуются не только комфортными отелями, но и увлекательной историей этой древней страны, неотъемлемую часть которой составляют объекты искусства.

Большое количество трактатов известных искусствоведов посвящены именно древнегреческой скульптуре, как основоположной ветви мировой культуры. К сожалению, многие памятники того времени не уцелели в своем первозданном виде, и известны по более поздним копиям. Изучая их, можно проследить историю развития греческого изобразительного искусства от гомеровского периода до эпохи эллинизма, и выделить самые яркие и известные творения каждого периода.

Афродита Милосская

Всемирно известная Афродита из острова Милос относится к эллинистическому периоду греческого искусства. В это время, силами Александра Македонского, культура Эллады начала распространяться далеко за пределы Балканского полуострова, что заметно отобразилось на изобразительном искусстве – скульптуры, картины и фрески стали более реалистичными, лица богов на них обладают человеческими чертами – расслабленными позами, отвлеченным взглядом, мягкой улыбкой.

Статуя Афродиты, или как её называли римляне, Венеры, изготовлена из белоснежного мрамора. Её высота немногим больше человеческого роста, и составляет 2.03 метра. Обнаружено изваяние было по воле случая обычным французским моряком, который в 1820 году, вместе с местным крестьянином, откопал Афродиту возле остатков древнего амфитеатра на острове Милос. При её транспортировке и таможенных спорах, статуя лишилась рук и постамента, но сохранилась запись об указанном на нем авторе шедевра: Агесандр, сын жителя Антиохи Менида.

На сегодняшний день, после тщательной реставрации, Афродита экспонируется в парижском Лувре, привлекая своей естественной красотой миллионы туристов каждый год.

Ника Самофракийская

Время создания статуя богини победы Ники относится к II веку до н.э. Исследования показали, что Ника была установлена над морским побережьем на отвесной скале – её мраморная одежда развевается будто бы от ветра, а наклон корпуса олицетворяет постоянное движение вперед. Тончайшие складки одежды прикрывают сильное тело богини, а мощные крылья расправлены в радости и торжестве победы.

У статуи не сохранились голова и руки, хотя отдельные фрагменты были обнаружены во время раскопок в 1950 году. В частности, Карл Леманн с группой археологов нашли правую руку богини. Ника Самофракийская сейчас является одним из выдающихся экспонатов Лувра. Её рука так и не была добавлена к общей экспозиции, реставрации подверглось только правое крыло, которое выполнено из гипса.

Лаокоон и его сыновья

Скульптурная композиция, изображающая смертельную борьбу Лаокоона – жреца бога Аполлона и его сыновей с двумя змеями, посланными Аполлоном в отместку за то, что Лаокоон не послушал его волю, и старался препятствовать вводу троянского коня в город.

Статуя была выполнена из бронзы, но её оригинал не дожил до наших дней. В XV веке, на территории «золотого дома» Нерона была найдена мраморная копия скульптуры, и по приказу папы Юлия II установлена в отдельной нише ватиканского Бельведера. В 1798 году статую Лаокоона перевезли в Париж, но после падения правления Наполеона англичане вернули её на прежнее место, где она хранится по сей день.

Композиция, изображающая отчаянную предсмертную борьбу Лаокоона с божественным наказанием, воодушевила многих скульпторов эпохи позднего средневековья и Возрождения, и породила моду на отображение сложных, вихреобразных движений человеческого тела в изобразительном искусстве.

Зевс с мыса Артемисион

Статуя, найденная ныряльщиками возле мыса Артемисион, выполнена из бронзы, и является одним из немногих предметов искусства такого типа, дошедшего до наших дней в первозданном виде. Исследователи расходятся в суждениях о принадлежности скульптуры конкретно Зевсу, полагая, что она может изображать и бога морей Посейдона.

Изваяние имеет высоту 2.09 м, и изображает верховного грецкого бога, который занес правую руку для того, чтобы метнуть молнию в праведном гневе. Сама молния не сохранилась, но по многочисленным фигуркам меньшего размера можно судить, что она имела вид плоского, сильно вытянутого бронзового диска.

От почти двух тысяч лет пребывания под водой, статуя почти не пострадала. Исчезли только глаза, которые, предположительно, были из слоновой кости и инкрустированы драгоценными камнями. Увидеть это произведение искусства можно в Национальном археологическом музее, который находится в Афинах.

Статуя Диадумена

Мраморная копия бронзовой статуи юноши, который сам венчает себя диадемой – символом спортивной победы, вероятно украшала место проведения состязаний в Олимпии или Дельфах. Диадема в то время являла собой красную шерстяную повязку, которой, наряду с лавровыми венками, награждали победителей Олимпийских игр. Автор произведения – Поликлет, выполнил её в своем излюбленном стиле – юноша находится в легком движении, его лицо отображает полное спокойствие и сосредоточенность. Атлет ведет себя как заслуженный победитель – он не показывает усталости, хотя его тело и требует отдыха после борьбы. В скульптуре автору удалось очень естественно передать не только мелкие элементы, но и общее положение тела, грамотно распределив массу фигуры. Полная пропорциональность тела является вершиной развития данного периода – классицизма V века.

Хотя бронзовый оригинал и не сохранился до нашего времени, его копии можно наблюдать во многих музеях мира – Национальном археологическом музее в Афинах, Лувре, Метрополитен, Британском музее.

Афродита Браски

Мраморное изваяние Афродиты изображает собой богиню любви, которая обнажилась перед тем, как принять свою легендарную, часто описываемую в мифах, ванну, возвращающей ей девственность. Афродита в левой руке держит снятую одежду, которая мягко опускается на стоящий рядом кувшин. С точки зрения инженерной мысли, такое решение позволило сделать хрупкую статую устойчивее, и дало скульптору возможность придать её более расслабленную позу. Уникальность Афродиты Браски в том, что это первое известное изваяние богини, автор которой решился изобразить её обнаженной, что в свое время считалось неслыханной дерзостью.

Ходят легенды, согласно которых скульптор Пракситель создал Афродиту по образу возлюбленной – гетеры Фрины. Когда об этом узнал её бывший поклонник, оратор Евтиас, он поднял скандал, вследствие которого Праксителя обвинили в непростительном кощунстве. На суде защитник, увидев что его доводы не справляют впечатления на судью, сдернул с Фрины одежду чтобы показать присутствующим, что настолько совершенное тело натурщицы просто не может таить в себе темную душу. Судьи, будучи приверженцами концепции калокагатии, были вынуждены полностью оправдать подсудимых.

Оригинал статуи был вывезен в Константинополь, где и погиб во время пожара. До нашего времени дошло множество копий Афродиты, но все они имеют свои отличия, так как восстанавливались по словесным и письменным описаниям и изображениям на монетах.

Марафонский юноша

Статуя молодого человека выполнена из бронзы, и предположительно изображает греческого бога Гермеса, хотя каких-нибудь предпосылок или его атрибутов в руках или одежде юноши не наблюдается. Скульптура была поднята со дна Марафонского залива в 1925 году, и с того времени пополнила экспозицию Национального археологического музея в Афинах. Благодаря тому, что статуя длительное время находилась под водой, все её черты очень хорошо сохранились.

Стиль, в котором сделано изваяние, выдает стиль известного скульптора Праксителя. Юноша стоит в расслабленной позе, его рука упирается на стену, у которой была установлена фигура.

Дискобол

Статуя древнегреческого скульптора Мирона не сохранилась в оригинальном виде, но широко известна по всему миру благодаря бронзовым и мраморным копиям. Скульптура уникальна тем, что на ней впервые было запечатлено человека в сложном, динамическом движении. Такое смелое решение автора послужило ярким примером для его последователей, которые с не меньшим успехом создавали предметы искусства в стиле «Figura serpentinata» — особенной технике, изображающей человека или животное в зачастую неестественной, напряженной, но очень выразительной, с точки зрения наблюдателя, позе.

Дельфийский возничий

Бронзовая скульптура возничего была обнаружена во время раскопок 1896 года в святилище Аполлона в Дельфах, и являет собой классический пример античного искусства. Фигура изображает древнегреческого юношу, управляющего повозкой во время Пифийских игр.

Уникальность скульптуры заключается в том, что сохранилась инкрустация глаз драгоценными камнями. Ресницы и губы юноши украшены медью, а повязка на голове сделана из серебра, и предположительно также имела инкрустацию.

Время создания скульптуры, теоретически, находится на стыке архаики и ранней классики – её поза характеризуется скованностью и отсутствием какого-либо намека на движение, но голова и лицо выполнены с довольно большой реалистичностью. Как и в более поздних скульптур.

Афина Парфенос

Величественная статуя богини Афины не сохранилась до нашего времени, но существует множество её копий, восстановленных согласно с древними описаниями. Скульптура была полностью выполнена из слоновой кости и золота, без применения камня или бронзы, и стояла в главном храме Афин – Парфеноне. Отличительная черта богини – высокий шлем, украшенный тремя гребнями.

История создания статуи не обошлась без фатальных моментов: на щите богини скульптор Фидий, помимо изображения битвы с амазонками, поместил свой портрет в виде немощного старика, который двумя руками поднимает тяжелый камень. Общественность того времени неоднозначно расценила поступок Фидия, что стоило ему жизни – скульптора заточили в тюрьму, где он свел счеты с жизнью при помощи яда.

Греческая культура стала основоположником для развития изобразительного искусства всего мира. Даже сегодня, рассматривая некоторые современные картины и статуи можно обнаружить влияние этой древней культуры.

Древняя Эллада стала той колыбелью, в которой активно воспитывался культ человеческой красоты в её физическом, моральном и интеллектуальном проявлении. Жители Греции того времени не только поклонялись множеству олимпийских богов, но и старались максимально походить на них. Все это отображено в бронзовых и мраморных статуях – они не просто передают образ человека или божества, но и делают их приближенными друг к другу.

Хотя очень многие из статуй не дошли до современности, их точные копии можно увидеть во многих музеях мира.

Смотрите также

Кикладская цивилизация – бабушка античности

В южной части Эгейского моря располагается архипелаг Кикладских островов. В переводе с Греческого языка «Киклады» значит «лежащие крУгом». В древние времена Киклады были покрыты густыми лесами. Наиболее крупные из них – Наксос, Парос, Андрос и Тенос населяли ионийцы, а Мелос, Феру и Антипарос – дорийцы.

Пещера Пентели или Врата Конца

На юго-восточном склоне горы, на уровне 720-ти метров находится вход в пещеру Пентели. В переводе на русский язык это слово звучит как «Врата Конца». В глубине пещеры начинается сложная сеть различных коридоров и подземных штолен, которая тянется на многие километры под землей. Многочисленные аномалии и паранормальные явления, которыми богато это место не дают покоя ученым, и по сей день.

Комбоскини. Что такое комбоскини? Купить комбоскини

Слово Комбоскини переводится с греческого ,как верёвка из узлов, комбос — узел и скини — веревка. В нём хранятся виртуальные молитвы, защищающие человека, поэтому, одевая их один раз в жизни, грек носит его все время.

Скульптура Древней Греции

Античная Греция внесла значительный вклад в развитие мировой культуры. Высокоразвитость древнегреческой скульптуры позволила продемонстрировать целостное и стройное видение мира древними людьми, отразить моральное и физическое совершенство человека в трехмерной модели.

Восхитительные статуи, выделяющиеся четкостью и правильностью форм, вырезали из камня или известняка, украшали драгоценными камнями и изделиями из благородных металлов. Их устанавливали в храмах и на городских площадях, в жилищах и на могилах богатых и известных греков.

Историю античной скульптуры представляют несколько периодов, обладающих исключительными и неповторимыми чертами.

Гомеровский период (XII-VIII века до н.э.)

До наших времен сохранились только творения мелкой пластики. Статуэтки, создаваемые из терракоты, слоновой кости или бронзы, изображали богов и известных героев. А монументальная скульптура Греции, создаваемая в течение длительного гомеровского периода, сохранилась только в изображениях, передаваемых древними рукописям. Статуи, изготовленные из дерева, изображали человека грубо и достаточно схематично. Такие изваяния держали оружие и были украшены предметами одежды из металла.

Архаика (VII-VI века до н.э.)

Для скульптуры Греции периода архаики отличительной чертой является возникновение на лицах статуй улыбки, призванной одухотворять их, а сами скульптуры все больше соответствуют пропорциям человеческого тела. Идол стал восприниматься как обобщенный, собирательный образ человека.

Ярким примером женских фигур архаики являются «Богиня с гранатом» (580-570 гг. до н.э.) и «Богиня с зайцем» (около 560 г. до н.э.). Среди мужских образов особо выделяется скульптурная группа Клеобис и Битон, создателем которой является известный скульптор Полимед Аргосский (на стыке VII-VI вв. до н.э.). А легкость, утонченность и жизнерадостность отличает работы древних ионийских мастеров. Наиболее известным нам примером считается «Аполлон Тенейский», сотворенный в 560-550 гг. до н.э.

Существенное место в искусстве того времени занимает монументальная скульптура. На рельефе было принято отображать наиболее любопытные и значимые мифы Древней Греции. Внимательное рассмотрение композиции фронтона храма Артемиды (около 590 г. до н.э.), позволяет насладиться зрелищем захватывающего, стремительно разворачивающегося сюжета известного мифа о Медузе-Горгоне и славном Персее.

Завершение архаики и начало перехода к этапу классики связывают с появлением таких произведений, как «Всадник Рампина» (около 560 г. до н.э.) и стела Аристиона (около 510 г. до н.э). В них уже нет застылости, характерной творчеству предшествующего этапа, но движения еще достаточно скованные. Несмотря на наличие улыбки из архаики на лицах статуй, четкая передача пластики тел символизирует смену идеалов древнегреческих скульпторов, которые найдут свое отражение в творениях эпохи классики.

Ранняя классика (начало V века до н.э.)

Правдивая передача движений и обобщение образов в работах мастеров ранней классики нарушают зеркальность, присущую творениям архаики. Но с течением времени древние скульпторы обнаруживают новые возможности выражения гармонии и целостности. Эти изменения поспособствовали появлению таких ярких произведений, как бронзовая статуя «Возничий» (около 470 года до н.э.), объединяющая монументальность и тщательную проработку мелких деталей, и рельеф «Трона Людовизи» (около 460 года до н.э.), живописующее рождение Афродиты.

Особенно впечатляющим примером творений, созданных на этапе ранней классики, признаны фронтоны храма Афины Афайи (500-480 гг. до н.э.), позволяющие отследить переход от архаики (западный фронтон) к новым идеалам (восточный фронтон). Гармоничное сочетание энергии движения и величественности фигуры знаменуют время, когда на смену раннеклассического периода приходит эпоха высокой классики. Наиболее значимой вехой данного перехода считается создание статуи Посейдона (около 450 года до н.э.).

Весомый вклад в достижения искусства этого периода (460-450 годы до н.э.) был вложен скульптором Мироном, творения которого знакомы в наши дни по копиям из мрамора, например, статуи победителя в беге Лада и «Дискобол», композиция «Афина и Марсий». Творчество Мирона оказало существенное влияние на работы скульпторов этапа высокой классики.

Высокая классика (конец V века до н.э.)

Эпоху классики представляли два основных направления древнегреческого искусства:

  1. Выявление красоты движения прославленными мкульпторами Ионии и Аттики. Известный образец данного направления – статуя Ники Пеония (460-420 гг. до н.э.)
  2. Сочетание внешней застылости фигур со скрытым движением жизни мастерами аргосско-сикионской школы. Яркий пример – бронзовый «Дорифор» Поликлета (около 440 г. до н.э.)

Объединить тенденции обоих направлений смог в своем творчестве великий Фидий. Афинским Акрополем, работы по перестройке которого он возглавил, и скульптурами, входящими в ансамбль, можно полюбоваться и сегодня. Примечательны не только их величественность и красота, но и то, что они полностью передают особенности искусства Фидия. А отдельные творения, выделяющиеся совершенством каждых линий, выдают, что к их созиданию приложил руку сам мастер.

Внимание каждого, кто вступает на территорию Акрополя, привлекает, в первую очередь, бронзовая статуя Афины Промахос, поражающая своим величием. Затем взгляд вошедшего начинает видеть множество других деталей: удивительные статуи и потрясающие рельефы Парфенона, восхитительные метопы, живописующие мифическую историю Аттики, удивительный фриз целлы, отражающий процессию Панафиней.

Великолепный Парфенон демонстрирует высокоразвитость древнегреческого искусства, позволившую размыть границы скульптуры и архитектуры, объединив их в одно гармоничное целое. Помимо пластики и динамики в скульптурах конца периода высокой классики появляются акценты на духовный мир человека.

Поздняя классика (IV век до н.э.)

Скульптуре периода поздней классики характерны не только пластичность движений и тщательная проработка мелких деталей, но и проявлением драматизма и чувственного мира человека. Изменился и материал, из которого творили скульпторы – широкое распространение получил мрамор.

Наиболее известной личностью среди мастеров поздней классики был Скопас, занимавший пост главы новоаттической школы. Бурные эмоции и сильные чувства выражены его известнейшими творениями, такими как статуи «Аполлон Кифаред» и «Сидящий Арес». Глубокая чувственность свойственна и Аполлону Сауроктону и Книдской Афродите, автором и творцом которых был Пракситель, другой прославленный мастер новоаттической школы.

Творчеству скульпторов пелопонесской школы, напротив, идеализм и тонкая чувственность был нехарактерен. Их работы пронизывает дух натурализма и силы. Особенное место среди мастеров данной школы занимает Лисипп, славу которому принесли портреты Александра Македонского. Знаменит Лисипп также новым каноном создания фигур, определяющим пропорции тела, и типическим образом Геракла.

Эллинизм

Период эллинизма отличает сильное влияние Востока на античную Грецию. Скульптуре данного этапа характерны усложнение ракурсов, применение роскошных драпировок и мельчайшие детали. Все это направлено на придание работам эмоциональности и темперамента, совершенно не характерным искусству Древней Греции в предыдущие периоды.

Наиболее известные фигуры периода эллинизма – статуя Афродиты Киренской, пронизанная чувственностью, и композиция «Лаокоон и его сыновья», наполненная драматизмом. Потрясающие точность и реалистичность, а также сильные эмоции впечатляют и завораживают современных зрителей.

10 самых дорогих скульптур в мире

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Скульптура – это тип трехмерного изобразительного искусства, возникший в Древней Греции в классический период. До сегодняшнего дня в мире сохранилось несколько настоящих шедевров, которые по праву считаются гениальными произведениями. Не удивительно, что на ценнике указана и соответствующая цена. Представляем рейтинг самых дорогих скульптур, которые когда-либо видел мир.

С самого своего зарождения греческая и римская мифологии интересовали многих деятелей искусства. И хотя на сегодня существует множество теорий происхождения мифов (библейская теория, историческая, аллегорическая, физическая), специалисты так и не пришли к единому мнению относительно того, что же такое миф: сказка или быль. Для искусства, в том числе и скульптуры, мифология всегда была и остается кладезем идей, тем, сюжетов и персонажей.

10. Лицо Аполлона из слоновой кости (10 млн долларов)

Аполлон, сын Зевса в греческой и римской мифологии считается богом света и солнца, правды и пророчества, исцеления, красоты, музыки и поэзии. Некоторые фрагменты древнеримской статуи бога, изготовленной из слоновой кости, были незаконно раскопаны несколько лет назад недалеко от Рима (Италия). По данным итальянской полиции среди украденных частей было лицо статуи, которая, по оценкам экспертов, датируется первым веком нашей эры. После шести лет расследований фрагменты были обнаружены в Лондоне. Как утверждает полиция, «из этого периода античности к нам дошло не так уж и много образцов скульптуры. Они уникальны и в Италии подобных работ просто не существует». В 15 веке была изготовлена похожая статуя из мрамора. На многие столетия она стала настоящим идолом, воплощением художественного совершенства. В 1996 году «лицо» Аполлона было продано Nino Savoca за 10 миллионов долларов.

9. Ассирийский рельеф (11,3 млн долларов)

Проданный в 1994 году Музею Miho более чем за $ 11 млн ассирийский рельеф, который датируется приблизительно 883-859 годом до н.э., считается одним из самых дорогих экспонатов, относящихся к «ближневосточной древности». На самом деле его нашли на одной из стен частной школы-интерната Кенфорд, на юго-западе Англии. Чрезвычайно дорогой рельеф был найден в обычной школьной столовой. Удивительной находке школа дает логическое объяснение. До того как превратиться в учебное заведение, Кенфорд был частным загородным домом, в котором и находился артефакт, привезенный из древнего города Нимруд (северная Месопотамия, территория современного Ирака).

8. Венера Барберини (11,7 млн долларов)

Венера Барберини (также известная как Венера Джеккинса) – это копия книдской Афродиты, статуя которой считается одним из самых известных произведений древнегреческого скульптора Праксителя. В 2002 году она была продана на лондонском аукционе Кристис почти за 12 миллионов долларов, тем самым побив мировой аукционный рекорд среди скульптур периода античности. И хотя покупатель пожелал остаться неизвестным и сделал покупку анонимно, есть информация, что это заядлый коллекционер произведений искусства, шейх Saud bin Mohammed Al Thani.

7. Бронзовая фигурка тапира (12 млн долларов)

Бронзовый тапир является ярким примером типичных китайских фигурок, датируемых 4 веком до н.э. 2500-летняя фигурная емкость для вина считается уникальным примером искусства и истории древнего Китая. На спине тапира находится декоративное съемное кольцо, используемое для пополнения вина, которое затем разливается по бокалам через рот тапира. Вполне вероятно, что статуэтка была изготовлена для богатого человека, у которого тапир был домашним животным (такое предположение можно сделать из-за дорогого ошейника, изображенного на шее у животного). Бронзовая фигурка была продана частному коллекционеру в 2007 году через Littleton&Hennessy Asian Art.

6. Кикладическая статуэтка (16882500 долларов)

Идол считается самой важной скульптурой из Киклад, которая когда-либо попадала на аукцион. Древнее изображение женщины оценочной стоимостью $ 3-5 млн было продано на аукционе Кристис в декабре 2010 года почти за 17 миллионов долларов. Это яркий пример кикладского мраморного искусства. Типичные характеристики направления включают наклоненную голову, согнутые колени и сложенные на груди руки. Считается, что пропорции фигуры были тщательно вымерены с помощью компаса.

5. Статуя Афродиты (18 млн долларов)

Статуя Афродиты создана в четвертом веке до нашей эры по проекту известного греческого скульптора Праксителя. Это своего рода дань и выражение уважения богине любви и красоты. Она является первым примером изображения полностью обнаженной богини. В 1988 году её купил за 18 миллионов долларов музей Гетти через анонимного продавца. Сам факт покупки-продажи статуи был спорным, так как продавец не был установлен.

4. Мраморное изображение Леды и лебедя (19122500 долларов)

История Леды относится к греческому мифологическому рассказу о Зевсе, который влюбился в красавицу и явился к ней в виде лебедя. Концепция приобрела популярность в 16 веке. Тогда полагали, что изображение близких отношений женщины с лебедем является более благопристойным, нежели изображение отношений с мужчиной. Скульптура, изображающая Леду с лебедем, была обнаружена около 1775 года в Риме. Это римская копия греческой статуи, датируемой третьим веком в до н.э. Анонимный покупатель приобрел статую на аукционе Сотсбис в Нью-Йорке за 19 миллионов долларов.

3. Бюст Антиноя (23826500 долларов)

Антиной ‒ греческий юноша, родившийся в городе, который сейчас находится в Северной Турции. Мало что известно о его жизни, кроме того, что он любил римского императора Адриана. Существует версия и о том, что они имели гомосексуальные отношения, многие называют их любовниками. В память об Антиное император Адриан изобразил его лик на монетах. Существует несколько версий его смерти: толи он утонул в реке Нил, толи его принесли в жертву богам. Скульптура «Бюст Антиноя» была продана тайному покупателю на аукционе Сотсбис в 2010 году почти за 24 миллиона долларов.

2. Артемида и олень (28,6 млн долларов)

«Артемида и олень» – это самая дорогая статуя, когда-либо проданная на аукционе на то время (2007 год). Скульптура продана почти за $ 29 миллионов анонимному покупателю, которого представлял арт-дилер Giuseppe Eskenazi. Богиня охоты и диких животных была первоначально изображена со стрелой и луком, однако по каким-то причинам лук отделили от статуи. Скульптура по праву считается одним из самых красивых произведений искусства, дошедших до нас из классической эпохи. Стоит отметить, что статуя очень хорошо сохранилась, она практически нигде не повреждена.

1.Гвенольская Львица (57,2 млн долларов)

Найденная недалеко от Багдада (Ирак) Гвенольская Львица ‒ 5000-летняя известняковая месопотамская статуя. Скульптура высотой чуть более 8 см была описана на Сотсбис как «один из последних известных шедевров, созданных на заре цивилизации, оставшийся в частных руках». Скульптура изображает антропоморфную львицу-женщину, которая была продана за $ 57,2 миллионов на аукционе в 2007 году.
Любители же современного искусства могут присмотреться к работам Мэтью Чемберса или Жака Весери . Кто знает, может спустя столетия они тоже будут стоить миллионы.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Каким был идеал женской красоты в античности?

Когда мы говорим о красоте человеческого тела, перед нашим взором тотчас возникают образы древнегреческих Венер. И неудивительно: в изображениях гармонически развитого человеческого тела греческие скульпторы до сих пор являются образцом совершенства.

Отношение греков к телесной красоте особенно ярко иллюстрирует история Фрины — известной гетеры, послужившей моделью для многих статуй. Когда ее осудили за богохульство и «развращение лучших афинских мужей» и уже готовы были вынести смертный приговор, ее адвокат предъявил последний аргумент — просто сдернул с Фрины одежду. Увидев, сколь прекрасна нагота подсудимой, судьи усомнились, что в таком теле может быть порочный дух, и… оправдали.

В той же Древней Греции, чуть ли не впервые в истории, попытались математически вычислить и определить каноны красоты человеческого тела.

Изучая законы гармонии и пропорциональных соотношений, знаменитый математик Пифагор в VI в. до н.э. открыл принцип «золотого сечения» (сам термин был введен Леонардо да Винчи), по которому целое относится к своей большей части, как большая к меньшей. Если С — целое, А — большая часть, В — меньшая, то «золотое сечение» выражается формулой — С: А=А:В. Это послужило основой для расчета пропорциональных соотношений.

Доскональный расчет канонов красоты произвел древнегреческий скульптор Поликлет в V в. до н.э. (его сочинение на эту тему так и называется — «Канон»). По его мнению, идеальное тело должно быть таким: голова — 1/7 всего роста, кисть руки — 1/10, ступня — 1/6, а центр тела должен приходиться на уровень пупка.

Антропологи установили, что деление человеческого тела точкой пупа — важнейший показатель «золотого сечения». Мужские пропорции колеблются в пределах среднего отношения 13 к 8 (1,625). Они ближе к «золотому сечению», равному 1,618, чем женские, составляющие 8 к 5 (1,6). У женщин ноги… короче!

Однако если отвлечься от бесспорного авторитета греческих скульпторов и приглядеться к «Венерам» непредвзятым оком, то можно заметить, что их красота по нынешним меркам является не такой уж идеальной.

Во-первых, древнегреческая женская фигура толстокостна, массивна, с мягкими округлыми формами. Во-вторых, у нее небольшая, абсолютно симметричная грудь, довольно широкая талия, почти плоские ягодицы и коротковатые ноги. Для примера приведем «модельные» параметры Афродиты Книдской, исполненной знаменитым Праксителем: рост — 164 см, грудь — 86, талия — 69, бедра — 93.

По статуям мы также можем составить представление и об идеальных чертах лица древней гречанки: большие глаза с широким межвековым разрезом, маленький рот и классический «греческий» нос, прямой и фактически продолжающий линию лба.

Несмотря на благородную белизну греческих статуй, гречанки, как и египтянки, вовсю пользовались косметикой: подкрашивали глаза и брови, румянили щеки.
Кстати, на самом деле греки всегда ярко раскрашивали статуи, а «классическая» белизна (которая так восхищала гуманистов Возрождения) появилась лишь под влиянием безжалостного времени. Но вернемся к женщинам…

Самая популярная прическа тех времен нам тоже прекрасно знакома: это завязанный на затылке греческий узел «коримбос». Волосы чернявые гречанки предпочитали обесцвечивать при помощи щелочного мыла и солнечных лучей. Как видите, мода на блондинок имеет давнюю историю.

Греческие каноны красоты перешли к римлянам с некоторыми поправками. Идеальной римлянке предписывалось быть статной, дородной, уж ни в коем случае не худой. Однако полнота требовалась отнюдь не рыхлая, фигура должна была сохранять грациозность и стройность. Для римлянок, скелет которых был генетически тоньше, чем у гречанок, выполнить это условие было нелегко. Они активно занимались физическими упражнениями, а также туго бинтовали грудь и бедра.

Желание стать блондинками перешло от греков к римлянам вместе с остальными канонами красоты. Именно светлые, русые, рыжие волосы особенно ценились в Древнем Риме. Проститутки же были просто обязаны иметь желтый или белый цвет волос (согласно римским законам, благородным матронам менять свой цвет волос возбранялось). Так как постоянная процедура обесцвечивания была рискованна не только «солнечными ударами», но и полным облысением, в моде были парики из светлых волос, поставляемые обычно из завоеванной Галлии.

Кожу римлянки тоже отбеливали, и тоже довольно опасным способом — свинцовыми белилами, что нередко приводило к отравлению. Были и другие, менее опасные «рецепты»: например, крем из хлебного мякиша и молока, мыло из козьего жира и пепла букового дерева. А римскую императрицу Поппею во всех поездках сопровождал караван из пятисот ослиц, в молоке которых она ежедневно купалась.

Греческое искусство поздней классики и эллинизма

Искусство поздней классики

Период 410–323 годов до н. э. вошел в историю древнегреческого искусства как период поздней классики, представленной в зале на примере слепков с оригиналов и более поздних римских копий произведений наиболее крупных скульпторов эпохи – Скопаса, Праксителя, Лисиппа и Леохара.

Скопас, выходец с острова Парос, работал в 380–330 гг. до н.э. Прославленная уже в древности «Неистовая менада» Скопаса дошла в уменьшенной и сильно поврежденной римской копии, сохранившей все пластическое богатство исступленного движения вакханки, совершающей жертвоприношение.

Искусство современника Скопаса – афинянина Праксителя (вторая треть IV в. до н. э.) полно чувственной неги и ленивого покоя. Его работы известны по римским копиям – «Отдыхающий сатир», «Аполлон Саврактон» (убивающий ящерицу).

Ближе всего к достоверным работам Праксителя статуя вестника богов Гермеса, который несет на воспитание нимфам сына Зевса, младенца Диониса (ок. сер. IV в. до н. э.). Пракситель первым решился изобразить обнаженное женское тело в статуе Афродиты Книдской (сер. IV в. до н. э., слепок с римской копии).

Леохар (ок. 390/85– после 320 г. до н. э.) – автор, получивший всемирную известность благодаря статуе Аполлона Бельведерского. Названная так по месту своего хранения в ватиканском Бельведере, она представляет собой мраморную римскую копию с бронзового греческого оригинала. Бог искусств и солнечного света стремительным и легким движением посылает из лука стрелу, дабы поразить чудовищного змея Пифона.

Главным произведением Лисиппа (370–300 гг. до н. э.) является статуя «Апоксиомен» – атлета, очищающего себя скребком от песка палестры – площадки для атлетических соревнований. В статуе «Отдыхающий Гермес» посланец богов изображен в момент мимолетного отдыха. В копии эллинистического времени, сделанной в Пергаме, дошло выполненное Лисиппом изображение великого греческого полководца Александра Македонского.

Искусство эпохи эллинизма

Длительный период войн, начавшийся после смерти Александра, завершился распадом его державы на ряд самостоятельных государств. Этот этап, продлившийся до образования Римской империи, принято называть эллинистическим. Важную роль в развитии искусства эллинизма сыграло Пергамское царство, где сложилась своеобразная художественная школа. В честь победы пергамцев над галатами (галлами) на святилище, окружавшем храм Афины, были воздвигнуты статуи, известные нам по римским копиям – «Умирающий галл» и «Галл, убивающий себя и свою жену» (III в. до н. э.).

Выдающимся шедевром пергамского искусства стал рельефный фриз, украшавший алтарь Зевса (ок. 180 г. до н. э.). Он изображал битву между олимпийскими богами и гигантами, змееногими сыновьями богини земли Геи. Слепки в зале воспроизводят лишь наиболее яркие эпизоды битвы: Афина повергает гиганта Алкионея, крылатая Ника венчает ее победным венком; Зевс направляет свои молнии в повелителя гигантов Перфириона; Аполлон одерживает победу над Эфиальтом; богиня ночи Нюкс бросает чашу со змеями в своего противника.

Героическим пафосом пронизана статуя Ники Самофракийской (ок. 190 г. до н. э.), которая была воздвигнута в честь победы родосцев над сирийским царем Антиохом III. Установленная в святилище на мысе острова Самофракия, статуя изображала богиню, опускающейся на нос боевого корабля, и была обращена к морскому простору.

Прославленным шедевром эллинистического искусства стала статуя Афродиты (Венеры) Милосской (ок. 120 г. до н. э.). На постаменте статуи, найденной в 1821 году, сохранилось имя скульптора – Александра из Антиохии на Меандре. Вплоть до наших дней статуя Венеры Милосской воспринимается как высшее воплощение гармонии и благородного совершенства.

Для эпохи эллинизма характерны изображения правителей, представленных в облике богов или героев (статуя сирийца Деметрия I Сотера, правил в 162–150 гг. до н. э.). Новым явлением в скульптуре стали жанровые статуи (Голова кулачного бойца из Олимпии работы Силаниона, «Точильщик», изображение палача-раба, готовящегося к казни силена Марсия).

С конца XV века широкую известность получила найденная при раскопках в Риме драматическая скульптурная группа «Лаокоон с сыновьями, погибающие в тисках змей» (40–20 гг. до н. э.). Троянский жрец Лаокоон призывал своих сограждан не доверять ахейцам и не впускать в город деревянного коня, в котором укрылись вражеские воины. За это он был наказан богами – сограждане его не послушались, и это привело к гибели Трои.

Читайте далее: