Гора афон история | Vasque-Russia.ru

Гора афон история

История Святой Горы Афон

Святая Гора Афон – удивительное место, где расположилась уникальная монашеская республика. Здесь из поколения в поколение переходят духовные традиции православия, которые веками бережно хранятся монахами уже более тысячи лет. Сейчас Святая Гора считается главным оплотом христианского монашества.

Живописные склоны полуострова, погруженные в чистые воды Эгейского моря, величественный столп горы Афон и ценные христианские реликвии были притягательны для разного рода захватчиков. И потому в книге истории Афона есть страницы расцветов и упадков. Но никакие препятствия не смогли помешать благому предназначению – освещению всех православных людей светом веры.

Афон в древности

Человек жил на Афонском полуострове с давних времен, чему способствовали мягкий климат и красота природы, свойственная полуострову Халкидики. Сохранились свидетельства в произведениях древних историков о существовании на Афоне поселений, основанных еще за тысячу лет до Рождества Христова. Но точное расположение этих городов установить так и не удалось.

Особенности местного рельефа позволяли вести греческим племенам достаточно уединенный образ жизни. Люди, в основном, вели сельское хозяйство, занимались ловлей рыбы и животноводством. Морские пути, соединяющие Грецию и Восток, проходили через Афонский полуостров, а величественный Афон служил морякам в качестве маяка. Но эти процветавшие города по неизвестным причинам пришли в упадок, поэтому к моменту зарождения на Горе монашества, все там пребывало в запустении.

Изначально монахи, пришедшие на Афон, селились в горах. Но от тех обителей, которые построили древние иноки, остались только развалины из-за непрестанных набегов варваров. Потому, в частности, и не сохранились письменные свидетельства о начальном периоде афонского монашества. Предполагается, что первые обители появились на Афоне во времена равноапостольного Константина.

А в 691-692 годах после Трулльского Собора Афон был превращен в исключительно монашеское сообщество, где нашли свое пристанище многие скитальцы, которые были изгнаны из своих родных городов.

Византийский расцвет Святой Горы

Изначально монахи делили территорию полуострова с мирянами. Но, начиная с 883 года, для монашеской республики на Афоне наступили времена расцвета, когда взошедший на престол Василий Македонянин подтвердил своим указом исключительное право монахов проживать на Афонском полуострове. И пастухи с землепашцами покинули святые земли.

В целом, в IX веке Святая Гора была признана ведущим монастырским центром Востока. К этому времени монашество представляло три отдельные формы: отшельническая, скитская и общежительная. Все три формы проживания были закреплены в Уставе Святой Горы, как равноправные и одинаково допустимые.

Работа над Уставом велась, в частности, отцом Петром Афонским и преподобным Евфимием Новым (Солунским), которые представляли разные направления форм проживания монахов. Именно тогда Святая Гора и была признана независимой и самоуправляемой. И принятые с тех пор правила монашеской жизни остаются неизменными до сих пор.

Тяжелые испытания для Афона

После периода расцвета политические противоречия, набеги пиратов и варваров стали тяжелыми жизненными испытаниями для Афона. А в 1205 году Святая Гора подверглась опустошающему захвату еретиков-крестоносцев. Они на протяжении целого столетия грабили монастыри и другие монашеские поселения. Именно в этот период Афон лишился множества ценных христианских реликвий.

В 1308 году на Афон началось нашествие каталонцев, которые были наняты для войны с турками, но вскоре выступили против Византии. Западные наемники не погнушались убивать как мирян, так и монахов, они же до основания разрушили часть обителей на Афоне. А после захвата Салоник турками в 1430 году, Святая гора стала считаться тимаром (поместьем) католического епископа Севастийского, который угнетал подвластные ему области.

Затем была предпринята попытка силой навязать афонским монахам объединение церквей, последовавшее после принятия в 1724 году Лионской унии. Но предпринятые униатами усилия – ссылки и конфискации имущества, заточения и даже пытки – не сломили дух монахов. Святогорцы остались верны православию и своим традициям.

Масштабы катастрофы на Афоне, разразившейся в период нашествия крестоносцев, униатов и каталонцев, можно отобразить таким фактом – за этот период число обителей уменьшилось более чем в 10 раз. Да и наступивший затем XVIII век стал временем общего упадка монашества на Святой Горе в связи с оккупацией этой территории турками и проводимыми ими репрессиями.

А с сентября 1829 года, когда между Россией и Турцией был подписан Адрианопольский мирный договор, ситуация на Святой горе стала урегулироваться. Но только в апреле 1830 года, после окончательного ухода турков, монахи смогли начать возвращение на родные земли Афонского полуострова, везя с собой спасенные ценные реликвии, уникальные рукописи и Святые мощи.

Афон в составе Греции

После освобождения от турецких оккупантов судьба Афона была неясна. И на Лондонской конференции в 1913 году Россия предложила признать Афон независимым государством, которое возглавил бы Вселенский патриарх. Но священный Кинот Святой Горы воспротивился и издал постановление, согласно которому монахи признавали над собой только власть греческого короля Константина. Поэтому особой исторической вехой для афонского монашества стал 1923 год, когда Лозаннским договором над Афонским полуостровом был закреплен суверенитет Греции.

Во времена Мировых Войн и в период Гражданской войны в Греции монашество Афона пережило немало трудностей. Все это привело к значительному сокращению численности монахов на протяжении большей части XX века. В 1971 году население Святой Горы было минимальным (было зафиксировано всего 1145 монахов).

Но с тех пор наблюдается неуклонный рост численности афонского монашества. А демократизация Греции и включение Афона в список наследия ЮНЕСКО, произошедшие в последней четверти XX века, привела к резкому подъему интереса к Святой горе – как с религиозными, так и с туристическими целями.

Современное афонское монашество

В настоящее время Афон, несмотря на все тяготы, переживает очередной этап своего возрождения. На Святую Гору пришли новые последователи, кому старцы могут передать традиции Святой Горы, и ранее передававшиеся из поколения в поколение. Население Афона пополнилось в настоящее время людьми самых разных профессий и возрастов, в том числе и молодыми людьми с высшим образованием. И все они решили стать частью вековых традиций Афона. Оплот православия сейчас силен, как во времена своего самого яркого расцвета.

Немалую роль на всех периодах возрождения монашества Святой горы сыграли старцы Афона – харизматические личности, оказывающие большое духовное влияние на приходящие поколения иноков. Среди них можно особо выделить отца Иосифа Исихаста, отца Паисия Святогорца, отца Софрония и Силуана Афонского. Современные старцы, такие как Ефрем Катунакский и Феоклит Дионисиатский, и множество других подвижников на Афоне также ведут работу по духовному просвещению и прилагают все усилия, чтобы передать традиции Святой Горы истинным последователям.

Пророческое значение Святой горы Афон в современном мире

Доклад доктора богословия Ж.-К. Ларше на международной научной конференции «Русь – Святая гора Афон: тысяча лет духовного и культурного единства» в рамках юбилейных торжеств, приуроченных к празднованию 1000-летия присутствия русских монахов на Святой горе Афон (Москва, 21–24 сентября 2016 года).

Монашество – это способ прожить жизнь во Христе путем полного отрешения от мира земного и посвящения себя Господу. С этой точки зрения, монашество везде одинаково, и каждый монастырь, скит или обитель отшельника – это избранное место, исходная точка, в которой начинается иноческая жизнь и путь христианина. Во многом, всё то, что можно сказать о монашестве, относится и к Святой горе Афон, и наоборот, всё, что можно сказать об Афоне, характерно и для монашества в целом.

Святая гора Афон испокон веков была волнующим местом, притягивающим не только православных людей, но и приверженцев других религий и даже атеистов. Свидетельством тому выступает огромное число книг и публикаций, посвященных Афону, а также неиссякаемый поток паломников и туристов со всего мира. Острый интерес к горе Афон – явление не новое, однако, несомненно то, что в наши дни интерес этот сильно вырос, по сравнению с прошлыми веками. И тому есть несколько причин:

Во-первых, Святая гора Афон – это автономная республика (что ставит ее на одну ступень с любой другой страной), населенная, правда, исключительно иноками и полностью посвященная монашескому укладу жизни. И хотя в каждой православной стране есть хотя бы одна область или провинция, где сосредоточено несколько монастырей, нигде в мире вы не найдете такого количества монашеских обителей, скитов и хижин отшельников, как на Афоне, притом собранных в одном месте и управляемых монахами как цельное государственное образование, отделенное от соседних стран и областей реальными границами. Эта территория защищена не только политически, административно и географически (ведь она расположена на полуострове), но также и духовно – Святую гору Афон зачастую называют Садом Пресвятой Богородицы и считают Ее земным уделом, где особо ощущается Ее присутствие. И действительно, Святая гора Афон – место, не сравнимое ни с чем. Полуостров населен исключительно иноками и не приемлет свободного перемещения людей (одно из основных требований европейского законодательства) – а также не терпит притока туристов и не разрешает въезд на территорию республики женщинам. Таким образом, правила монастырского общежития распространяются на всю территорию полуострова, обособленную физическими, географическими границами.

Во-вторых, Святая гора Афон – это земное свидетельство о Царствии Божием, пребывающем среди нас с вами. На Афоне собраны многочисленные важнейшие святыни православного мира. Хранящиеся на Святой Горе мощи известны многими чудесами, благодаря чему здесь ощущается присутствие практически всех самых важных христианских святых.

Как средоточие иноческой жизни и место, наиболее благодатное для очищения от грехов и последующего причисления к лику святых, Святая гора Афон подарила миру тысячи святых подвижников, почитаемых и безвестных. Некоторые из них известны всему миру – как, например, святой преподобный Силуан Афонский, преподобный старец Иосиф Исихаст и его духовные чада или же преподобный Паисий Святогорец. Обилие святых старцев, как в прошлом, так и в настоящее время, делает гору Афон «горой тучной», «горой усыренной», горой, «юже благоволи Бог жити в ней» и где «Господь вселится до конца», если вспомнить слова Давида-псалмопевца (см. Пс. 67: 16–17).

В-третьих, Святая гора Афон – это предвосхищение Рая, напоминание о нем. Афон пророчески являет людям иной мир, существование которого наполняет смыслом нашу земную жизнь. И делается это не только с помощью святых, коими богат Афон, но и за счет святости и благодатности этого места, этого священного и нерушимого института. Афон, именуемый также Святой Горой и Садом Пресвятой Богородицы, есть подобие Рая на Земле, напоминание о том Рае, которого лишились наши прародители, и символический прообраз Рая, обещанного праведникам.

На горе Афон взору открывается картина поистине райской природы, и причина этому – большое разнообразие пейзажей и перепад высот от морского побережья до двух тысяч метров над уровнем моря, где находится вершина Афона. Флора и фауна этой местности очень разнообразна, благодаря чему можно сказать, что Афон – это микрокосм, миниатюрная модель всего мира. Другая причина благолепия полуострова – это девственность и нетронутая красота природы, защищенной от экономической эксплуатации человеком и промышленного загрязнения. Само существование этого уголка в современном мире имеет назидательную ценность. Это – модель духовной экологии, являющая полноту и цельность Божьего творения, когда-то доверенного Создателем человеку, для того чтобы тот мог использовать блага этого творения для удовлетворения собственных потребностей, а также для созерцания жизни и воздания Богу благодарственных молитв.

Пространство горы Афон отражает в себе и пространство горнего мира, предзнаменует пространство Царствия Небесного. В отличие от всех других стран мира (которые, в свою очередь, можно разделить на духовные и светские государства, иногда полностью светские), вся территория Святой горы Афон священна и являет собой оплот духовности, и это не только благодаря большому количеству монастырей, скитов, хижин отшельников, храмов и часовен, но также и потому, что местность эта пропитана святостью подвижников и преподобных старцев, освятивших своим пребыванием каждую пядь афонской земли, напитавших афонский воздух своей молитвой и щедро проливших на всё вокруг божественную энергию, которую они излучали. Каждый раз, когда мы идем по тропинке на Святой Горе, мы ступаем на землю, которой некогда касались ноги святых, живших здесь до нас. Многие уголки хранят память о чудесных явлениях насельникам полуострова Господа Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы и святых. На этой земле нет ни одного монастыря, ни одного отшельнического скита, часовни, источника или родника, возникновение которого не объяснялось бы Божественным видением или каким-либо чудом.
Также необходимо сказать несколько слов о пророческом значении афонского времени. Что не может не заметить каждый посещающий Афон, и что даже несколько дезориентирует, – это разница во времени. Большинство монастырей живет по византийскому времени, по которому никто больше в мире не живет. Наше время монахи называют «kosmiki ora»: час мира. Византийское время это не только пережиток прошлого. Оно показывает модальность времени, времени духовного, освященного, ибо оно целиком и полностью посвящено Господу, поделено и организовано таким образом, чтобы исполнять Его волю. Оно символично напоминает о божественном времени и предвещает наступление Царства Божия.

В-четвертых, общежительство в том виде, в котором оно организовано на Афоне и в каждом монастыре, призывает всех насельников к единению и свидетельствует о том, что подобное единение во Христе возможно. В нашем мире, раздираемом войнами, проявлениями национализма, расизма, этническими конфликтами, такой призыв и такое свидетельство играют поистине пророческую роль.
Святая Гора на протяжении многих столетий выступала свидетельством добрососедских отношений между общинами разного этнического происхождения, которые сумели не только мирно сосуществовать, но и жить в гармонии в духе милосердия. Именно в духе милосердия Священный Кинот, состоящий из представителей основных монастырей, управляет Афоном, руководствуясь не мирскими демократическими принципами, а духом христианской соборности. И каждый афонский монастырь являет тому свидетельство, руководимый старцами во главе с игуменом, избираемым всей братией.

В-пятых, отметим ту фундаментальную роль, которую Афон сыграл в истории Православия и которая сегодня приобрела еще большую актуальность: это хранение традиций и защита веры православной. Роль, безусловно, пророческая, потому что пророки напоминают людям о верности Господу, и они защищают веру от попраний и ереси.

Сейчас, в нашем быстроменяющемся мире, Афон остается островком стабильности и постоянства, сохраняя образ горнего мира. Надежно защищенные от жажды перемен и постоянного движения, которые обуревают всех, живущих в мире, не подверженные влиянию социума, которое обуславливает уподобление образу жизни современного общества во всех его аспектах, святогорцы скрупулезно сохраняют канонические уставы, литургические практики и подвижничество, которые наши отцы передавали из поколения в поколение.

Именно скрупулезное следование даже самым незначительным традициям стало условием того, что Православная традиция сохраняется в неизменности уже более тысячи лет. Святогорцы также внесли значительный вклад в сохранение веры православной в те непростые моменты истории, когда на нее начинались гонения. Так же обстоит дело и сейчас. И за это одно они заслуживают особого признания и уважения.

Святая Гора традиционно играет пророческую роль форпоста и маяка для православного мира, предостерегая об отклонении от традиций и напоминая людям, что есть настоящая вера. Это особенно важно сейчас, когда мы наблюдаем значительное ослабевание догматического сознания.

В-шестых, и в последних, Афон играет фундаментальную роль в сохранении православной духовности в неизменном и неомертвелом виде. Эту духовность зародили монахи Палестины, Сирии, Синая, братия Студийского монастыря, но именно афонские Отцы, начиная с XIII века, стали ее носителями и хранителями. Гора Афон с тех пор считается эталоном подвижнической и духовной жизни, привлекая монашествующих со всего света. Навещая свою прежнюю родину или возвращаясь после поездки на Афон, они способствуют распространению этой духовности. Именно Афон стал основным местом делания умной молитвы и развития исихазма. И корнями эта традиция всегда уходит в Святую Гору.

Сегодня перед афонскими Отцами стоит задача передать людям это древнее наследие, они несут ответственность за передачу этих традиций будущим поколениям. И в этом также нам видится пророческая и эсхатологическая роль монашества на Афоне.

Перевод с английского: Алексей Маганов

Святая гора Афон: 30 интересных фактов

Экология познания. Планета: Афон – единственное место на Земле, где официально запрещено находиться женщинам. Однако именно эта Святая гора считается земным уделом Богородицы

Афон – единственное место на Земле, где официально запрещено находиться женщинам. Однако именно эта Святая гора считается земным уделом Богородицы.

1. Афон считался сакральным местом ещё в дохристианские времена. Здесь были храмы Аполлона и Зевса. Афоном звали одного из титанов, который во время войны с богами бросил большой камень. Упав, он стал горой, которой и дали имя титана.

2. Афон формально считается греческой территорией, но по факту – это единственная в мире самостоятельная монашеская республика. Это утверждено 105 статьей греческой Конституции. Верховная власть здесь принадлежит Священному Киноту, который состоит из делегированных в него представителей афонских монастырей. Исполнительную власть представляет Священная Эпистасия. Священный Кинот и Священная Эпистасия расположены в Кариесе (Карее) – столице монашеской республики.

3. Светская власть, однако, также представлена на Афоне. Здесь есть губернатор, полицейские, почтовые служащие, торговцы, ремесленники, персонал медпункта и недавно открывшегося отделения банка. Губернатор назначается Министерством иностранных дел Греции, он отвечает за безопасность и порядок на Афоне.

4. Первый крупный монастырь на Афоне был основан в 963 году святым Афанасием Афонским, который считается основоположником всего уклада монашеской жизни, принятого на Святой горе. Сегодня обитель святого Афанасия известна как Великая Лавра.

5. Афон – земной Удел Богородицы. По преданию, в 48 году Пресвятая Богородица, приняв благодать Святого Духа, отправилась на Кипр, но корабль попал в бурю и прибился к Афону. После ее проповедей местные язычники уверовали в Иисуса и приняли христианство. С тех пор сама Пресвятая Богородица считается покровительницей афонской монашеской общины.

6. Соборный храм «столицы Афона» Кареи – Успения Пресвятой Богородицы – древнейший на Афоне. По преданию, он был основан в 335 году Константином Великим.

7. На Афоне до сих пор сохраняется византийское время. Новые сутки начинаются с заходом солнца, поэтому афонское время отличается от греческого – от 3 часов летом, до 7 часов зимой.

8. Во времена своего расцвета Святой Афон включал 180 православных монастырей. Первые монашеские скиты появились здесь еще в VIII веке. Статус автономии под покровительством Византийской империи республика получила в 972 году.

10. Русский монастырь (Ксилургу) был основан до 1016 года, в 1169 году ему была передана обитель Пантелеимона, ставшая затем центром русских монахов на Афоне. В число афонских монастырей, помимо греческих, входят русский Свято-Пантелеимонов монастырь, болгарский и сербский монастыри, а также румынский скит, пользующиеся правом самоуправления.

11. Cамая высокая точка Афонского полуострова (2033 м) – вершина горы Афон. Здесь находится храм в честь Преображения Господня, построенный, по преданию, преподобным Афанасием Афонским в 965 году на месте языческого капища.

12. Игуменьей и Покровительницей Святой горы является Пресвятая Богородица.

13. На Афоне утверждена строгая иерархия монастырей. На первом месте – Великая Лавра, на двадцатом – монастырь Констамонит.

14. Карули (в переводе с греческого «катушки, канаты, цепи, при помощи которых монахи идут горными тропами и поднимают наверх провизию») – название скалистой труднодоступной местности на юго-западе Афона, где в пещерах подвизаются самые аскетичные отшельники.

15. До начала 1990-х монастыри на Афоне были как общежительными, так и особножительными. После 1992 года все монастыри стали общежительными. Однако некоторые скиты по-прежнему остаются особножительными.

16. Несмотря на то, что Афон – земной Удел Богородицы, сюда не пускают женщин и «женские существа». Этот запрет закреплен в Уставе Афона.
Существует предание, что в 422 году дочь Феодосия Великого царевна Плакидия посетила Святую гору, но войти в монастырь Ватопед ей помешал глас, исходивший от иконы Божией Матери.
Запрет нарушался дважды: во время турецкого владычества и в ходе гражданской войны в Греции (1946-1949), когда женщины и дети спасались в лесах Святой Горы. За проникновение на территорию Афона для женщин предусмотрена уголовная ответственность — 8-12 месяцев лишения свободы.

18. В 1914—1915 годах 90 иноков Пантелеимонова монастыря были мобилизованы в армию, что породило подозрения среди греков, что русское правительство засылает на Афон под видом монахов солдат и шпионов.

20. Одна из главных реликвий Афона – пояс Богородицы. Поэтому афонских монахов, а особенно монахов Ватопедского монастыря, часто называют «святопоясниками».

21. Несмотря на то, что Афон – святое место, там не все мирно. С 1972 года монахи Эсфигменского монастыря под лозунгом «Православие или смерть» отказываются поминать Вселенского и других православных патриархов, имеющих связи с папой Римским. К этим контактам негативно относятся представители всех без исключения афонских обителей, однако их действия не столь радикальны.

22. До восхода солнца, до того как проснутся люди в миру, на Афоне служится до 300 литургий.

23. Для доступа мирян на Афон требуется специальный документ – диамантерион – бумага с афонской печатью – двуглавым византийским орлом. Число паломников ограничено, за раз полуостров могут посетить не больше 120 человек. Ежегодно Афон посещают около 10 тысяч паломников. Православные клирики для посещения Святой горы также должны получать предварительное разрешение от Вселенской Патриархии.

24. В 2014 году Константинопольский патриарх Варфоломей I призвал афонские монастыри ограничить количество монахов иностранного происхождения на Афоне уровнем в 10 %, а также заявил о решении прекратить выдачу иностранным инокам разрешений на поселение в грекоговорящих обителях.

25. 3 сентября 1903 года в русском Свято-Пантелеимоновом монастыре на Афоне инок Гавриил запечатлел раздачу милостыни убогим монахам-сиромахам, паломникам и странникам. Планировалось, что это будет последняя подобная раздача. Однако после проявления негатива на фото оказалась. сама Богоматерь. Конечно, милостыню продолжили раздавать. Негатив этого фото был обретен на Афоне в прошлом году.

26. Андреевский скит на Афоне, а также иные русские поселения, в начале 1910-х был очагом имяславия, в 1913 году его насельники были с помощью русских войск выдворены в Одессу.

27. Первым правителем России, посетившим Святую гору, стал Владимир Путин. Его визит состоялся в сентябре 2007 года.

28. В 1910 году на Афоне было около 5 тысяч русских монахов – значительно больше, чем священнослужителей всех других национальностей вместе взятых. В бюджете русского правительства была статья, по которой ежегодно Греции выделялось 100 тысяч рублей золотом на содержание афонских монастырей. Эту субсидию в 1917 году отменило правительство Керенского.

29. После окончания Гражданской войны в России, приезд русских на Афон был практически запрещён как для лиц из СССР, так и для лиц из русской эмиграции вплоть до 1955 года.

Святая гора Афон: как добраться, правила посещения, история

Греция – страна, сохранившая культурное богатство античного мира. Каждый уголок в этих краях связан с событиями мировой истории. Особым ореолом тайны окружена святая гора Афон – монашеская обитель для тысяч истинно верующих христиан и место паломничества для миллионов последователей религии. Намоленная, чудотворная и неимоверно красивая от природы земля привлекает к себе туристов со всего света.

История Афона

Первыми обосновались на острове Афон в Греции фракийцы. Это произошло за 1000 лет до Рождества Христова. Благоприятные природные условия позволили им вести уединенный образ жизни.

По фракийской легенде, свое название остров получил в честь мифического гиганта Афона. В схватке с Посейдоном титан схватил скалу и бросил ее во врага. Однако, Афон промахнулся и скала вонзилась в землю. Так появилась будущая «Святая греческая гора».

Пятью веками позже на полуостров заселяются первые греки, принося с собой зачатки греческой культуры. В 7 веке нашей эры (691-692 гг.) эта земля превращается в исключительно монашескую обитель, а в 1144 году ей официально присваивается звание «Святая гора Афон».

Этим событиям предшествовало появление легенды, повествующей о путешествии Девы Марии и апостола Иоанна Богослова, которое состоялось в 49 году. К землям греческого острова Афон их корабль прибило в результате мощной бури. Выйдя на берег, Богородица была настолько поражена красотой и атмосферой места, что Бог отдал эту землю под ее покровительство. С тех пор нередко вместо официального названия из уст монахов и паломников доносятся фразы «Удел Богородицы» или «Сад Богородицы».

Географическое и политическое положение острова

Взглянув на карту, вы заметите, что по-особому выглядят и географические контуры Афона. Он является составной частью полуострова Халкидики, очень похожего по своим очертаниям на кисть руки с тремя пальцами. Восточный «палец», омываемый Эгейским морем и заливом Сингитикос, – это и есть афонский полуостров.

Примечательно, что православная гора Афон в Греции послужила поводом для получения абсолютного суверенитета. Юридически, эта территория независима от греческих властей и находится на самоуправляемом положении. Таким образом, Афон – это полноценное монашеское государство, подчиняющееся исключительно церковным властям, а конкретно, Константинопольскому патриархату.

Климат и природа в окрестностях горы Афон

Как и все Средиземноморье, Афон отличается комфортным субтропическим климатом. Здесь очень долгое лето и не морозная зима. Для паломников самым лучшим сезоном станет осень: летняя жара спадет, а прохладная дождливая пора зимы еще не начнется.

Остров утопает в густых лесах. Здесь сохранились многие редкие виды растительности, не тронутые влиянием животных. Монахи обеспечивают свои потребности самостоятельно, поэтому глаз порадуют обширные фруктовые сады, оливковые плантации и виноградники. А питьевая вода добывается из чистейших высокогорных источников.

Монастыри Афона

Вся территория полуострова поделена на области, принадлежащие монастырям. На Афоне 20 монастырей, и согласно принятому уставу образование новых поселений строго запрещено.

Монашеская республика находится на самоуправлении, и каждый год выбираются верховные представители от 4 монастырей (Священная эпистасия). Таким образом, образованы 5 монастырских групп:

  1. Великая Лавра, Эсфигмен, Ксенофонт, Дохиар.
  2. Каракалл, Ватопед, Кутлумуш, Ставроникита.
  3. Иверский, Симонопетра, Филофей, Пантократор.
  4. Святого Павла, Хиландар, Григориат, Ксиропотам.
  5. Констамонит, Святого Пантелеймона, Дионисиат, Зограф.

Статус монастыря не только обеспечивает участие во власти, но и дает права на владение территорией.

Среди греческих монастырей на Афоне к числу старейших относится Великая Лавра, основанная Святым Афанасием в 963 году. На ее территории расположен монастырь с древними фресками и множество христианских реликвий. Среди них чудотворные иконы «Экономисса» и «Кукузелисса», крест и жезл Святого Афанасия, мощи святых и части древа Креста Господня.

Лавра Святого Афанасия (Великая Лавра) Каракалл Монастырь святого Павла. Монастырь Святого Пантелеймона

Кроме монастырей на афонской горе насчитывается 12 скитов. Эти монашеские поселения не обладают никакими правами и зависят от монастыря, которому принадлежит данная территория. Всего на острове проживает 1 500 монахов.

Святые Афона

Имеет Святая гора Греции и своих героев. В списке почитаемых святых, достойно прошедших тяготы земной жизни, много имен. Монахи с упоением несли свою веру и готовы были принять любые муки. Яркий пример такого поступка – история Преподобного Агапия.

Он был послушником старца из кельи Святой Троицы. Однажды Агапий спустился к морю, но в этот момент к берегу пристали пираты. Они схватили монаха и увезли в Магнисию, где продали его в рабство мусульманину. 12 лет Агапий жил в тяжелом труде и постоянных молитвах о спасении.

Богородица услышала его просьбы и явилась. Она расковала цепи, отворила двери и наказала монаху бежать на Афон. Агапий выполнил повеление и возвратился к старцу. Однако, тот не принял его. «Ты обманул хозяина, но не обманешь Бога. В час суда придется ответить тебе за те сребреники, что потратил он на твою покупку. Возвратись к хозяину и служи ему, а как благословит его Господь – он тебя отпустит. Так найдешь свое спасение» – таковы были слова мудрого старца.

Агапий подчинился наказу. Мусульманин удивился возврату беглеца. Добродетель и неистовая вера монаха поразили хозяина, да так, что взяв своих сыновей, отправился он с ними и бывшим рабом на остров Афон. Они приняли православную веру и до конца дней жили в смирении и добродетели.

Святая гора Афон и русские паломники

Первые записи о путешествии русских на Афон относятся к временам Крещения Руси, когда остров посетил преподобный Антоний Печерский. Он прожил здесь долгое время, а затем с миссионерскими целями выехал в Киев, где основал первый центр монашества – Печерский монастырь.

Еще в 1016 г. на афонских землях был основан русский монастырь, но точных данных о нем не сохранилось. В 12 веке русское монашество получило на Афоне обитель Руссик, которая развивалась на протяжении всего Средневековья. Хотя порой монахам приходилось довольно трудно, и обитель приходила в полный упадок.

На сегодняшний день центром русского православия на Афоне является монастырь Святого Пантелеимона. Иногда его называют: «Россикон» или «Новый Руссик». Также русскими заселены скит Пророка Ильи и скит Святого Андрея.

Женщины на горе Афон

Женщинам и детям до 12 лет строго запрещено посещать афонскую обитель монахов. Табу нарушалось в крайнем случае: когда жизнь женщин и детей подвергалась опасности, они могли укрыться в церкви. Сегодня за проникновение на Афон женщинам грозит до года лишения свободы.

Дамы могут любоваться видами острова с расстояния в 500 метров. Для этого организованы специальные морские круизы. С комфортабельного парохода, не спеша курсирующего вдоль побережья, можно рассмотреть живописные ландшафты, древние монастыри и Священную гору.

Виза на Афон

Мужчинам на православную гору в Греции можно попасть после получения специального разрешения, которое называется Диамонитирион.

Подать прошение на въезд необходимо за месяц до посещения. Для этого следует сообщить в Паломническое бюро дату заезда и переслать копию первой страницы загранпаспорта. Запрос подается бесплатно, но выданное разрешение необходимо будет оплатить непосредственно при получении его в городе Уранополис (стоимость 25 евро).

Виза дает право находиться на территории полуострова в течение 4 дней и ночевать в любом из монастырей. При желании, в Карее можно продлить срок действия разрешения. Ночлеги в монастыре бесплатные, но лучше отблагодарить монахов за гостеприимство покупкой их сувенирной продукции.

Процедуру прошения можно упростить, т.к. оформление диамонитириона предлагают многие турагенства. Правда, такая услуга стоит более 100 евро.

Как добраться?

Священная гора Афон в Греции находится на закрытой от мирян части полуострова, поэтому путь к ней непрост.

Для начала необходимо прибыть на полуостров Халкидики. Вы можете прилететь в аэропорт Салоники или доехать сюда из другого города Греции на автобусе, поезде или такси. Правда, такое путешествие не обойдется без многочисленных пересадок.

Попасть с Халкидики на Афон можно только через морской порт Дафни. Путь к этой бухте лежит через городок Уранополис. С автовокзала в Салониках до Уранополиса курсируют рейсовые автобусы. Цена билета в один конец составит 12,5 евро. Поездка займет от 2,5 до 3 часов. Решив заказать такси, вы сократите затраченное время в 2 раза, но заплатите за поездку 120-140 евро.

Прибыть в Уранополис необходимо рано утром. В этом городе вам предстоит получить разрешение на посещение Афона, и успеть сесть на паром или катер до Дафни. Поэтому лучше выезжать утренними автобусами, отправляющимися из Салоников на 5.30 и 6.15. Выдача разрешений начинается с 7.30 утра, а паром отправляется в 9.45. Учитывайте, что без полученного разрешения на борт вас никто не допустит.

Переправа на пароме обойдется в 8 евро и займет 2 часа времени. Наряду с ним, до Афона, где находится святая гора, курсируют катера частных извозчиков. Они доставят вас до места всего за 20-30 минут и возьмут за это 10-12 евро. Но билет на быстроходный катер необходимо заказывать заранее.

Подробная карта полуострова Афон

Первое понятие о том, как выглядит Афон, дает карта Греции и полуострова Халкидики. Давайте теперь рассмотрим подробную схему, на которой указаны все дороги и монастыри на территории Афона.

Первым делом мы прибываем в порт Дафни – морские ворота Афона на карте Греции. На схеме они обозначены красной точкой. Обратите внимание на еще один крупный красный круг. Это Карея – административный центр монашеского государства. Здесь есть магазины, почта, кафе и другие блага новой цивилизации. Это единственное место, о котором можно говорить как о городе, где находится святая гора Афон. Все остальное, что вы увидите – это монастыри, скиты и кельи, где позволено отдохнуть от долгого пешего пути.

Если вы хотите подняться на вершину горы, то обратите внимание на южную окраину острова. Место, где находится святая гора, отмечено красным треугольником, а рядом мы видим указатель высоты Афона и обозначение кельи Панагиа.

Собственно, весь полуостров представляет собой соседство крупных монастырей и мелких скитов. В некоторые из них вы можете попасть прямо с парома, причаливающего к их пристаням. До иных можно дойти только пешком. Но что такое Афон Греции? Это и есть постоянный поиск пути.

Мистические места на Святой горе

Как и любая территория, православная гора Афон в Греции имеет свои тайны и загадки.

Так, в высокогорной местности находится скала Идолио. На заре заселения острова здесь располагалось крупное языческое капище. Проход на эту вершину строго запрещен, хотя к нему и ведет кем-то протоптанная тропинка. Вдоль нее установлены многочисленные кресты, защищающие православную землю от проникновения злых духов.

Также местные стараются обходить стороной скит Могул, который некогда был расположен чуть выше Великой Лавры. Сегодня здесь скалистая плита, под наклоном устремленная в море.

По легенде, ранее под ней был расположен скит, освященный в честь Василия Великого. Среди его монахов начались сильные раздоры, и вдруг они услышали сильнейший грохот камнепада. В этот момент огромная скала, возвышавшаяся на 500 метров выше их обители, с грохотом рухнула вниз и смела все следы погрязшего в раздорах скита. Осталась лишь пустынная плита, где и до сей поры слышен грохот камнепадов.

Пляжи и курорты в Афоне

Если вы планируете пляжный отдых, то он будет доступен только в Уранополисе или Неа-Рода. В православной части острова категорически запрещено:

  • носить яркую одежду;
  • оголять ноги и плечи;
  • купаться и загорать;
  • сквернословить;
  • проводить видеосъемку.

Кроме того, следует соблюдать заведенный у монахов распорядок дня.

На курортах же вы найдете как комфортабельные пляжи, так и привлекательные дикие территории, к которым вас доставит такси.

Отели

На территории священной горы кроме монастырей вы другого жилья не встретите. А вот в курортной части, в Уранополисе или Неа-Дора, можно легко найти недорогой и комфортабельный отель на Афоне. В списке лучших обычно отмечают:

Путешествие на Афон восхитит не только поразительной красотой природы, но и умиротворенной атмосферой православной земли, которая оставляет в душе каждого свои неповторимые и непередаваемые впечатления.

Краткая история Горы Афон

Святая Гора Афон расположена на полуострове Халкидики, примыкающем к северной части континентальной Греции и омывается водами Эгейского моря.

Афонские монастыри – двадцать правящих монастырей и множество скитов – занимают площадь общей протяженностью в шестьдесят километров, они расположены вдоль узкого полуострова, ширина которого в разных местах составляет от восьми до двенадцати километров. Гора, которая дала полуострову название, расположена на его южной конечности и имеет высоту 2033 метра. Вершина её увенчана храмом в честь Преображения Господня.

По свидетельству Плутарха и Гомера, в античные времена Афонская гора была известна как Аполониада -здесь в третьем веке до н.э. стояли древние поселения, но о них помимо названий мало, что известно.

Существует предание, что Кареа с её окрестностями в языческом мире была известна под именем Пентаполя, где будто бы Александр Македонский отдыхал в промежутке своих побед и ратных подвигов, и, что некоторые из греческих мудрецов прибывали сюда с целью уединения, необходимого для их глубоких размышлений. Всё это доказывает, что Святая гора и в древную эпоху язычества пользовалась особым уважением и славою.

Считается, что монахи жили на Афоне с самых первых веков Христианства, и некоторые монастыри до сих пор хранят традиции и предания, уходящие корнями в четвертый век. Письменные свидетельства едва сохранились до наших дней, но предание гласит, что история Христианства на Святой Горе уходит корнями в апостольские времена и начинается ещё в эпоху земной жизни Пресвятой Богородицы.

Когда миновали тёмные века языческких заблуждений, свет Евангельской истины озарил Афон вскоре по вознесении Господнем. Вот как об этом говорит церковное предание: «Когда святые Апостолы в Иерусалиме с Материю Господа кинули жребий, кому какая страна достанется для проповеди Евангельской. Божией Матери досталась Иверская земля (Грузия), но Ангел Господен возвестил Ей: Тебя ожидают попечения об иной земле, в которую сам Бог приведёт Тебя».

По преданию, Матерь Божия в сопровождении святого Иоанна Богослова отправилась посетить святого Лазаря Четверодневного, ставшего епископом Кипра, но корабль сбился с курса во время шторма и чудесным образом оказался у берегов Афона, где сейчас стоит Иверский монастырь. Она так полюбила красоту полуострова, что попросила своего Божественного Сына дать Ей его в удел. Он с радостью отдал это место Матери как Её «наследство и сад, рай и пристань спасения».

В одной из рукописей, переписанной с древнего пергамента и переведённой в 482 году с арабского на греческий, сказано, что когда Константин Великий пожелал построить себе возле горы Афон город, епископу этой области явилась Матерь Божия и сказала: «Я избрала эту Гору в Удел Себе». Услышав от епископа эти слова, Император ответил: «Я не хочу оспаривать эту землю у Пресвятой Матери Господа нашего. Коль ей угодно, чтобы эту Гору населяли монахи, я выведу отсюда всех жителей».

Император Константин Великий на Святом Афоне выстроил три церкви – Протат в Карее и ещё два храма в тех местах, где Матерь Божия сошла на берег и откуда потом отправилась обратно в Иерусалим. Все три храма были разрушены в середине четвёртого века императором Юлианом Отступником.

До нас дошли имена первых насельников святой Горы – это преподобный Петр Афонский (734), преподобный Евфимий Солунский (824) и неизвестный монах Иосиф. Сохранилась также хартия, подписанная Императором Василием I в 885 году, согласно которой Гора Афон принадлежит исключительно монахам. Пастухам и другим мирянам закрыли доступ на территорию полуострова. В конце X века Император Алексий Комнин I распространил запрет на посещение Афона на всех женщин, а также запретил ввоз на Святую Гору животных женского пола.

В 1046 году Император Константин IX Мономах официально закрепил за полуостровом название «Святая Гора», каковым оно остаётся и поныне, наряду с неофициальным «Сад Пресвятой Девы». На XI и XII века приходится период расцвета монашества на Святой Горе. В этот же период на Афоне насчитывалось 40 тысяч монахов, люди разных национальностей – грузины, итальянцы, сербы, молдаване, валахи и русские – стали приходить на Святую Гору с желанием приобщиться к её духовному богатству, о котором стало известно повсюду.

В XIII веке Афон страдал под гнётом латинской оккупации (1204-1261), как вследствие политического давления с целью воссоединения с Римом, так и в результате грабительских набегов франков. С 1305 по 1307 год афонские монастыри находились под осадой, после этого варварского разгула из трехсот монастырей и скитов сохранились только двадцать пять. Многие монахи подвергались пыткам и были убиты.

В XIV веке монастыри Афона были восстановлены при участии Императоров Андроника II и Андроника III Палеологов и сербского царя Стефана Душана.

XV век был одним из самых спокойных в истории святой Горы Афон. Трагедия турецкого ига почти не коснулась Афона, но греческий народ в целом страдал от непомерного бремени налогов и социальных ограничений. Бедная материально, Святая Гора стала известна как хранительница православной истории и культуры. В монастыре Ватопед была открыта Афонская академия, которую возглавил богослов Евгениос Вулгарис. Академия функционировала в качестве альтернативы учебе за рубежом.

Сильно пострадал Афон и во время войны за независимость 1821 года. Из шести тысяч афонских монахов большинство ушли в другие места, на Горе осталось менее тысячи монахов. После Второй Балканской войны полуостров Афон был возвращен Греции. К 1903 году население Святой горы увеличилось до 7432 человека, в основном за счёт притока монашества из России.

Декретом от 1921 года Афон был официально присоединен к Греции, но сохранил автономное управление. Сейчас на Святой Горе более тысячи семисот насельников. Законодательным органом Горы Афон является Кинот (Синод). Он собирается дважды в год для рассмотрения вопросов, касающихся жизни святогорцев.

Не смотря на все политические перевороты, Афон остался непоколебимым хранилищем православной веры, и по преданию, останется таковым до скончания мира и пребудет во веки неотъемлемым достоянием монахов. Целое собрание почивших на Святой горе святителей очевидно свидетельствуют о том значении Афона, которое оно имело и имеет для Святой Православной Церкви.

Стоит отметить, что на Афоне находятся только православные монахи. Древние афонские отцы законоположили, чтобы женский пол не имел входа на Святую гору, что было подтверждено царскими указами. На Афон нередко приходили и царственные лица искать там сердечного мира и тишины под скромным монашеским образом. Случалось и случается ныне, что патриархи и епископы, слагая с себя иерархическое достоинство и бремя власти, иногда явно, а иногда тайно, предавались на Святой горе всей строгости крестных монашеских подвигов, так, что один только Бог ведал труды их.

Читайте далее:
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector