Генуя и лукка

Лукка в Италии

В старых кварталах Лукки мало что изменилось внешне со времен крестовых походов, принесших городу богатство и процветание. Те же каменные дома, те же черепичные крыши. Да и жители предпочитают заниматься тем же, чем занимались и тысячу лет назад: делать прекрасное вино, изготавливать свой знаменитый сыр и еще более знаменитую бумагу.

Старый квартал города Лукки (Италия).

СЫРОЙ ГОРОД

Лукку со всех сторон окружают влажные равнины реки Серкьо, под землей целые озера, отчего название города в переводе с местного наречия означает «болотистый».

Лукка расположилась в историческом центре Италии, неподалеку от реки Серкьо, в 30 км выше по течению от впадения ее в Тирренское море. Город занимает живописные холмы, что вздымаются от речной долины наподобие амфитеатра.

Такое прекрасное место сначала обнаружили этруски (по другой версии — лигуры), построившие здесь город. Как поселение Лукка впервые упоминается еще в 218 г. до н. э.

Во II в. до н. э. город был захвачен римлянами, камня на камне не оставившими от него. Покорители заново отстроили город и использовали природные особенности местности, чтобы соорудить оборонительные стены, форум и амфитеатр.

После падения Римской империи Лукка поочередно оказывалась под властью готов, франков и лангобардов. В VI в. город стал одной из резиденций лангобардских королей, а затем — маркграфов Тосканы.

Расцвет Лукки пришелся на период крестовых походов: горожане неплохо зарабатывали на снабжении рыцарей и перепродаже вывезенных с Востока ценностей. После окончания крестовых походов горожане выгодно использовали капитал, превратив Лукку в крупный торговый и ремесленный центр, специализируясь на производстве шелка и сукна и старательно избегая конфликтов с соседями.

Однако соседи имели свои виды на богатый город, и Лукка подпала сначала под власть Генуи, затем Пармы, Вероны, Флоренции.

В1378 г. Лукка смогла стать аристократической республикой, и этот счастливый период продолжался до XIX в. В 1805 г. после завоевания французами на базе республик Лукка и Пьомбино было образовано княжество Лукка и Пьомбино. Оно стало частной собственностью Элизы — сестры Наполеона, но после Венского конгресса досталось испанцам.

В 1860 г. Лукка вошла в Сардинское королевство, а с 1861 г. стала частью единой Италии.

СТЕНЫ РЕНЕССАНСА

Лукка известна во всем мире своими крепостными стенами эпохи Ренессанса — единственным сохранившимся образцом таких укреплений, сохранившихся полностью в довольно большом городе.

Лукка сохранила наследие римлян: в основе ее лежит традиционная планировка, предполагающая разделение города двумя линиями (в данном случае улицами Филлунго и Ченами) на кварталы. В Лукке можно увидеть остатки древних строений.

Символ города — крепостные стены, окружающие центральную его часть: их диаметр— 4,2 км, строились они в течение нескольких веков, пока не приобрели свой нынешний вид в XVI в. Стены потому такие толстые, что решено было учитывать стремительное развитие артиллерии. А своим необычным нынешним видом они обязаны Марии-Луизе Бурбон, которая решила сделать их более «милыми». С 1840 г. городская стена стала парком, окружающим город, а также сценической площадкой для спектаклей и концертов, в том числе — в честь Дня города.

Святым покровителем города Лукки считается святой Павлин Луккский: в честь него ежегодно 12 июля проводится большой и красочный День города (Палио святого Павлина), представляющего собой реконструкцию средневекового праздника, с шествием и фейерверками.

Однако самое необычное сооружение в городе — 45-метровая башня Гуиниджи, символ тщеславия одной средневековой семьи торговцев, украшенная древними дубами, что растут прямо на крыше башни.

Занятия жителей Лукки мало чем отличаются от рода деятельности населения других относительно небольших итальянских городов. Те, кто не занят в обслуживании туристов, работают на нескольких предприятиях, выпускающих довольно традиционную продукцию. В частности, Лукка — старейший в стране и один из исторически признанных европейских центров производства бумаги, и до сих пор здесь производят бумагу высших сортов. На местных предприятиях изготавливают также прекрасную обувь и ткани, а также вино, сыры. Среди любителей итальянской кухни Лукка известна благодаря особому сорту копченостей.

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

Культовые:

■ Романский собор (XI—XV вв., кампанила — XIII в.)-

■ Церковь Сан-Фредиано (XII в.)-

■ Церковь Сан-Микеле-ин-Форо (Святого Архангела Михаила на Форуме, XII-ХIII вв.).

■ Церковь Св. Романа (1281 г.).

■ Церковь Св. Франциска (XVв.).

Архитектурные:

■ Крепостные ворота Борги (1198-1265 гг.).

■ Часовая башня (XIII в.), Сан-Гервазио (1255 г.) и Сан-Донато (1590 г.).

■ Ренессансное Палаццо Преторио (1492—1588 гг.).

■ Городские стены (XVI в.).

■ Башня Гуиниджи (XVI в.).

■ Палаццо-делла-Синьория (1578-1728 гг.).

■ Виллы (XV—XVIII вв.), площадь Амфитеатра, Театр Лилии (1675 г.).

Исторические:

■ Руины древнеримских стен, театра и амфитеатра.

Культурные:

■ Музей виллы Гуиниджи (римское и итальянское искусство).

■ Национальная пинакотека Палаццо Дукале (тосканская живопись).

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

■ В Лукке появился на свет Джакомо Пуччини (1858-1924 гг.) — итальянский оперный композитор, ярчайший представитель реализма в музыке, создатель опер, вошедших в мировую сокровищницу музыкального искусства: «Манон Леско», «Богема», «Тоска», «Мадам Баттерфляй».

■ Тот факт, что Лукка перешла в личное пользование сестры императора Франции, живо обсуждался в России, в светских салонах, что находит упоминание в романе «Война и мир» Льва Толстого. «Ну, князь, Генуя и Лукка — поместья фамилии Бонапарте», — сказала фрейлина Анна Павловна Шерер князю Василию.

■ Именно в Лукке, в 56 г. до н. э., к тому времени захваченной римлянами, был политически оформлен так называемый Первый триумвират — союз Гая Юлия Цезаря, Гнея Помпея Великого и Марка Лициния Красса, — правивший Римом, охваченным беспорядками.

■ Со строительством кафедрального собора Св. Мартина связано зарождение особого архитектурного стиля — луккско-романского (луккско-пизанского), для которого характерно декоративное использование ордерных элементов и «полосатого» мрамора, как правило — чередование белого и зеленого, а также причудливые формы колонн.

Лукка — увидеть настоящую Тоскану

В Италии нет городов, похожих друг на друга — каждый из них со своим лицом, своим характером. И Лукка тоже очень своеобразна. Город не так сильно раскручен на туристическом рынке, как крупные города страны. И здесь можно спокойно побродить и насладиться настоящей Италией, минуя экскурсионные толпы.

История города Лукка

Лукке есть, что о себе рассказать. История ее началась в 180 году до нашей эры. И с тех пор, как были заложены его основные улицы, город сохранил свои очертания. Лукка построена как типичный римских военный лагерь — с севера на юг проходит кардо (cаrdо), а перпендикулярно ей — декуманус (лат. — decumanus — межа , проведенная с запада на восток) — основные городские артерии, а параллельно им стоят аккуратные жилые кварталы.

Пересекаются эти улицы на главной площади города Сан Микеле (piazza San Michele) с одноименной базиликой Сан Микеле (Chiesa di San Michele in Foro). А до XII века на этом месте находился древнеримский форум.

Город окружен городскими стенами, построенными в XVI веке, и, полностью сохранившимися до наших дней. Только теперь они имеют не не оборонительное предназначение, а превратились в чудесный променад. В тени платанов приятно скрыться от летней жары.

В средние века тосканцы любили похвастаться своим богатством и могуществом, строя башни рядом с домами. У кого башня оказывалась выше, тот считался более влиятельным горожанином. В Лукке насчитывалось более ста сторожевых башен. Самая высокая из них – 50-метровая Часовая башня (Torre delle ore) (XIII в.) со звонницей и часами стоит на via Arancio.

Torre Guinigi (Башня Гуиниджи) выделяется своей веселой зеленой макушкой. Дубы на ней высадили в XV веке и растут они до сих пор. 200 ступеней на вершину башни — детский лепет для бывалого туриста, а со смотровой площадки открывается весь город.

Семейство Гуиниджи получило влияние в Лукке в XIII веке. Вышедшие из купцов и банкиров, состоятельные Гуиниджи владели несколькими дворцами и виллами. Паоло Гуиниджи правил городом с 1400 года на протяжении 30 лет и значительно приумножил богатства семьи. Дворец Гуиниджи, построенный в начале XV века, теперь является национальным музеем, где собрана богатая коллекция произведений эпохи Возрождения.

Музей работает с 8.30-19.30. Выходной — понедельник. Стоимость билетов: 4 евро.

Выпейте кофе на piazza Anfiteatro (площадь Амфитеатра) — это знаковое место Лукки.

В первом-втором веке нашей эры на этом месте располагался римский амфитеатр. Ряды для зрителей поднимались на 20 ступеней. На гладиаторские бои собиралось до 10 тыс. человек. Любили древние римляне кровавые зрелища!

Со временем амфитеатр разрушался и на его месте стали строить жилые дома. Они причудливо выстроились в круг, обрамляя площадь.

Как добраться до Лукки

От Пизы на машине 37 км займет полчаса.
Можно за 3,5 евро добраться на поезде. Билеты и расписание на Trenitalia.com

Когда оказываешься в Тоскане, понимаешь, почему именно эта земля породила столько гениев. Эти виды и запахи, эта природа вдохновляют людей на лучшие творения.

Музыка города Лукка

В Лукке родился Джакомо Пуччини. Нет туриста, не заглянувшего в этот дворик за городскими стенами. Дом-музей работает с 10.00 до 17.00 зимой и до 19.00 летом. Выходной — вторник. Входной билет стоит 7 евро.

А в пригороде Лукки на берегу озера Массачукколи в городке Торре – дель-Лаго-Пуччини проходит Puccini Festival. Фестиваль проводится ежегодно с 1930 года в июле-августе. В этих чудесных местах композитор жил и творил. Здесь расположена его вилла и находится могила. Здесь увековечили его имя, построив театр под открытым небом «Gran Teatro all’aperto G.Puccini» в котором проходит фестиваль.

В этом году фестиваль откроет выступление Andrea Bocelli с оркестром.

Билеты от 19,5 евро можно приобрести на сайте фестиваля.

Лукка всегда имела привилегии, благодаря своему расположению на «перекрестке» дорог между Пизой , Флоренцией, Римом, Пармой. До середины XV века Лукка считалась Тосканской столицей, уступив, затем, это место Флоренции. Но став менее заметной среди великих итальянских городов, ей удалось сохранить свой шарм.

Лукка непременно заслуживает внимания, а взамен делится своей многовековой мудростью и умиротворением.

Генуя и лукка

Войти

Пиза, Генуя и Венеция

Вот оно — искомое «третье тело» в «задаче трех тел» для начала XIII века.
Теперь становятся понятными некоторые загадочные «эпициклы» в отношениях Генуи и Венеции.

Оказывается, в XII веке сильнейшим конкурентом Венеции в западной части Средиземного моря была вовсе не Генуя, а Пиза. И только после поражения Пизы в борьбе с Венецией (битва при Бриндизи, 1199 год) Генуя набирает силу и становится главным противником Венеции. А сама Пиза — обычный парадокс большой политики! — становится верным союзником Венеции в борьбе с Генуей.

Копирую к себе. Итак:

Пизанская и Генуэзская республики, гримасы истории

Читать исторические очерки, да даже статьи на Вики, очень увлекательно. Такие вырисовываются параллели, закольцовки и ехидные ухмылки жизни — нарочно не придумаешь. Особенно интересно узнавать о прошлом чего-то или кого-то великого.
Например, была такая могущественная и богатая Пизанская республика (ПР). Просуществовал этот город-государство более трёхсот лет, с 1085 по 1406 г. (возродился в 1494 на целых 13 лет).
ПР стала первой итальянской морской империей, установив контроль над Корсикой и Сардинией и основав торговые колонии в основных портах Средиземноморья.

В первом тысячелетии нашей эры итальянское побережье контролировалось лангобардами, но центральная власть была слаба, а морская торговля постоянно подвергалась угрозе со стороны арабов, постоянно совершавших набеги и мешавших морскому сообщению развиваться. Возникла необходимость в организации обороны берегов, и уже в 7 веке Пиза обладала военным флотом, а в 10 в. пизанцы и генуэзцы совместно действовали против грабителей.

Франкское завоевание замедлило слегка развитие региона, но после распада империи и вхождения в Тоскану рост морской торговли ускорился. А к началу XI в Пиза уже была вполне автономным городом и от Тосканы, в 1003 году даже произошла война между Пизой и Луккой
Однако Лукка Луккой, а сарацинов нужно было поставить на место, особенно после разрушения ими пизанского квартала.

В 1016—1017 г в союзе с Генуей пизанцы разгромили базу арабских пиратов на Сардинии, ставшей первой колонией. В 1035 г выбили сарацинов с побережья Северной Африки и захватили Карфаген. В 1051-1052 г завоевали Корсику.
Добили арабов в 1063 г. в Палермо, а богатства, награбленные там, позволили начать строительство Пизанского собора.

Пиза на время стала гегемоном в регионе, добилась независимости от Тосканы, но в то же время обрела своего злейшего врага — Геную, которая также претендовала на Сардинию и доминирование в морской торговле.

Пиза богатела не только за счёт торговли и ограбления пиратов (переключившись уже на испанских арабов), но и активно участвовала в крестовых походах. В 1098—1099 г пизанцы снарядили 120 кораблей, перевозивших крестоносцев в Палестину, и снабжали их армию боеприпасами и провиантом.
За помощь Пиза получила исключит торговые привилегии в Палестине и основала колонии в портах левантийского побережья.
А в 1136 году с санкции папы разрушила Амальфи, основного торгового соперника в Южной Италии, что стало кульминацией морского могущества Пизы в Западном Средиземноморье.

Не прекращала Пиза и торговлю с противниками крестоносцев — султанами Египта и Саладином, открывались отделения в Александрии и Каире

Республика богатела, и надо отдать им должное, часть средств была направлена на градостроительство в Пизе, так что дворяне-торговцы давно сгинули, а их наследие в камне до сих пор восхищает посетителей.

Время шло, аппетиты росли и Пиза сделала ставку на власть императоров СРИ в противовес Ватикану. В 1162—1165 годах Фридрих I даровал Пизе право свободы торговли по всей Европе и передал республике огромные куски побережья от Тосканы до Сицилии.
Естественно, это спровоцировало ещё более ожесточённые конфликты за право торговли с Францией по пути Via Francigena между Пизой и Луккой, на сторону которой перешла Флоренция, делавшая ставку на промышленность и доминирующая во внутренних областях Тосканы.
Генуя также была крайне недовольна усилением Пизы в отношениях с городами Прованса и Лангедока, угрожавшим позициям Генуи в этом регионе. Основная борьба велась за контроль над Сардинией, Корсикой и Сицилией. Периодические войны, однако, не принесла успеха ни одной из сторон.

Для сдерживания роста генуэзского влияния Пиза сблизилась с молодыми французскими и каталонскими портами: Марселем, Нарбонной и Барселоной, которым сама, по сути, расчистила дорогу, выбив из региона арабов. Теперь новички хотели урвать свой кусок торгового пирога.

Забавно развивались отношения с Венецией. В 1180 году Пиза заключила с ней договор о разделе сфер влияния: Пиза не вмешивалась в политику Адриатического бассейна, Венецианская республика — Тирренского.
А спустя несколько лет пизанские корабли атаковали венецианский торговый караван и открылись пизанские фактории в вотчине Венеции. Ещё пара подобных выходок и ВР разгромила пизанцев в морском сражении при Бриндизи.
Новый мирный договор был подписан в 1206 году, Генуя набирала всё больше влияния в бассейне Средиземного моря, и усиление общего противника сблизило Венецию и Пизу.

Как я уже упоминала, во внешней политике Пиза сделала ставку на союз с императорами Священной Римской империи, что только накаляло отношения с соседними коммунами, ориентированными на Ватикан. Положение осложнилось с началом понтификата Иннокентия III, который заключил тесный союз с Флоренцией и Генуей.

С обострением борьбы гвельфов (за папу) и гибеллинов (за императора) в Европе в начале XIII века Пиза стала главной базой гибеллинской партии в Центральной Италии.
В 1241 году пизанско-имперский флот разгромил папско-генуэзский, за что Пизу отлучили от церкви до 1257 года.
Пиза не сильно опечалилась, завоевала новые земли на Корсике и Сардинии и в 1243 году осадила Геную.

Раздолье длилось недолго — в 1250 году умирает Фридрих II, партия гибеллинов в упадке, на Пизу вновь наложен интердикт, Анжуйская династия изгнала пизанских купцов из Южной Италии, Сардиния перешла к Генуе.
В 1275 году снова война с Флоренцией, в результате которой Пиза согласилась на возвращение изгнанных ранее гвельфов и предоставила флорентийцам право беспошлинной торговли через пизанский порт. Ряд пограничных крепостей перепали союзнику Флоренции — Лукке.

Поражением Пизы не преминула воспользоваться Генуя, развязав войну в 1282 году. Это противостояние стало для Пизы роковым и привело к утрате морского могущества.
В 1284 году в битве при Мелории пизанский флот был полностью разгромлен генуэзцами, погибло несколько тысяч пизанцев, были уничтожены корабли.
Гегемония перешла к Генуе, захватившей и пизанские владения на Корсике и Сардинии. По мирному договору 1293 года Пиза предоставила свободу торговли через свой порт и уплатила огромную контрибуцию Генуе.

Помогли добить Пизу сухопутные войска Флоренции и Лукки, осадившие город, пока генуэзцы захватывали бухту (именно после этого события в Монелью, сателлит Генуи, приволокли трофейные звенья морской цепи Пизы, фото которых я показывала в посте про Монелью).

Но будто этих поражений было мало — и от Пизы отвернулась природа. В XIV веке течение реки Арно отклонилось от города, началось заболачивание побережья, распространилась малярия. Подходы к пизанской гавани крупных морских судов стали затруднены, торговые обороты упали.

Пиза ещё трепыхалась, в 1314 году завоевала Лукку и разгромили армию Флорентийской республики. А в 1323 году теперь уже Лукка завоевала Пизу, и независимость была восстановлена только в 1328 году.

Внешние проблемы усугублялись нестабильностью внутреннего положения, постоянной враждой политических партий, государственными переворотами.

Докатились до того, что в 1399 году правитель продал Пизу Милану за 200 000 флоринов.
В 1405 году другой правитель продал город Флоренции.

Республика была ликвидирована, её территории распотрошили между Генуей и Флоренцией (большей частью).

В период правления флорентийского синьора Лоренцо де Медичи Пиза стала одним из центров искусства Возрождения в Тоскане, в 1473 году возрождён Пизанский университет (1343 г). В 16 веке университет стал известен в Европе благодаря достижениям в сфере ботаники, анатомии, астрономии и медицины. Именно Пизанский университет закончил самый знаменитый учёный-пизанец Галилео Галилей.

С началом Итальянских войн в 1494 году Пиза восстала против Флоренции, была провозглашена независимость, но в 1509 году, после многомесячной осады, Флоренция вернула себе контроль над городом.
В 1569 году Пиза вошла в состав великого герцогства Тоскана.

Так и закончилась череда побед и поражений, грабежей и торговли, политических интриг, предательств и союзов, оставив после себя город с великолепной архитектурой, величественный соборный комплекс и очередной урок на тему «жадность фрайера сгубила».

Не могу не упомянуть о судьбе «палача» Пизы — Генуи, просуществовавшей на 400 лет дольше своей соперницы.
В конце 14 века наблюдался экономический спад в европейской торговле, что наложилось на длительные изматывающие войны с Венецией. В 1380 году Генуя была побеждена при Кьодже и вступила в эпоху упадка.

А тут ещё и Османская империя набирала сил, перекрывая Генуе торговлю с её владениями в Чёрном море (Чембало, Солдайя, Воспоро и Каффа).
С 1499 по 1528 год Генуя подвергалась постоянной оккупации со стороны Франции и Испании, за торговлю с которыми парой веков ранее вела такую ожесточённую борьбу с Пизой.

Новый виток развития Генуя получила уже как младший союзник Испанской империи, финансируя многие предприятия короны после банкротства Филиппа II в 1557 году, которое привело к краху господства немецких банковских домов в испанских финансах.
Генуэзские банкиры обеспечили Испанию кредитами в обмен на поставки американского серебра через Севилью в Геную. Но это спасало республику недолго, что было ясно из примера с немцами. Тесная связь с короной привела к тому, что упадок Испании в XVII веке привёл к упадку Генуи.

В 1768 году Генуя продала так долго завоёвываемую Корсику Франции, а спустя всего год на острове родился Наполеон, ставший теперь французским полководцем и императором.
В 1797 году войска Наполеона оккупировали Геную. Город, как и соседние территории, был включен в состав Лигурийской республики.
После разгрома Наполеона 1814 году, на Венском конгрессе было решено, что Генуя переходит Королевству Сардиния. Тому самому, за который, опять же, так дралась с Пизой.

Вот она, историческая справедливость))

Лукка — самый приятный город Тосканы

Лукка — еще один город, который всем нравится. Я нашел какое-то буржуйское исследование, так вот, по нему Лукка оставляет у туристов самые позитивные эмоции, оставляя позади Пизу и Флоренцию в этом рейтинге. Подтверждаю, город очень приятный и интересный, прямо какой-то курортный по своей атмосфере. Всю эту благодать сложно формализовать словами, но попытаюсь передать ее в визуальном виде в своем отчете про Лукку.

Карта достопримечательностей Лукки:

Добирался я до Лукки поездом из Пизы, города расположены совсем рядом, так что дорога заняла у меня менее получаса. Если ехать из Флоренции, то будет чуть дольше, примерно полтора часа. В общем, расположение города с точки зрения обычных туристических маршрутов по Тоскане очень удобное.

Уже на вокзале я почувствовал местную благодать. Кругом было не по-итальянски чисто, отсутствовали бомжи и мигранты, обнаружились даже работающий фонтан и читающая девушка на привокзальной площади.

Городская стена Лукки

Лукка — один из четырех уникальных итальянских городов, где полностью (!) уцелела городская стена. На карте выше это хорошо видно, вся центральная историческая часть Лукки огорожена по периметру.

Я перешел привокзальную площадь и увидел. глухую стену. К счастью было не так уж и рано, народ спешил в центр, и я последовал за ним. Оказалось, узкий проход в город спрятан за этим изгибом стены бастиона.

Наверху по всей длине стены устроен большой парк. Можно обойти всю Лукку вокруг, не сходя со стены.

В девять утра на стенах довольно пустынно, в основном бегуны. Тут для них неплохая дистанция, если оббежать всю Лукку по стене, то получится пробежка в четыре с половиной км.

Сразу за стеной я наткнулся на местный собор. Было неожиданно, я почему-то думал, что главный храм Лукки должен быть в центре города, а не у самой стены. Оказалось, что во время постройки собора в густозастроенном центре еще античного города не нашлось места, т.к. он оказался на самой окраине города.

Немного побродил по окрестностям в поисках главного входа в Дуомо.

Собор св. Мартина (12)

Первая мысль, которая меня посетила, когда я увидел фасад собора: «Ха, да, они его у Пизы спиз слизали». И, действительно, собор Лукки строили, чтобы превзойти соседку-конкурентку Пизу.

Любоваться фасадом св. Мартина можно бесконечно, здесь столько деталей.

Давайте, чуть приближу. Сразу бросаются в глаза колонны портика, у каждой свой дизайн! Справа св. Мартин Турский приставил меч к горлу прохожего. На самом деле нет. Святой отрезает кусок своего плаща, чтобы поделиться одеждой с нищим.

Изображение лабиринта. Справа накарябана надпись «тот самый лабиринт, что на Крите построил Дедал, откуда всяк туда входящий не сумеет найти выход, кроме Тесея, которого спасли любовь и нить Ариадны». Лукка стояла на перекрестке паломнических путей, и лабиринт должен был напоминать паломникам о трудности их пути. Хотя в Лукке масштабы лабиринта гораздо скромнее, чем в Шартре.

Как я уже сказал, разглядывать фасад можно бесконечно, но я ограничусь только еще одной картинкой. Сверху в камне изображены сцены жития св. Мартина Турского, а на нижнем ряду изображен календарь и знаки зодиака. Каждый месяц символизирует сценка из жизни крестьян меня особенно умилила картинка, где мужик топчет виноград в большом чане.

Сразу у вход меня ждал мой венецианский «любимчик» Тинторетто, удивительно, что он добрался до Лукки.

У этой композиции слегка революционное название «Алтарь свободы». Христос Избавитель (в центре) освобождает жителей Лукки от господства злобной Пизы.

Римские стражники вышли слегка комично. Уж больно театральный у них испуг.

В соборе находится главный шедевр Лукки. С мной полностью согласны г-да Вазари и Муратов, последнего и процитирую.

Самое лучшее, что есть в этом городе, создано чужестранцем, великим сиенским скульптором Якопо делла Кверча. В соборе этот современник и достойный соперник Донателло сделал надгробный памятник молодой Иларии дель Каретто. Молодая женщина покоится на крышке саркофага в позе спящей или отдыхающей, любимая собака лежит у ее ног. Вокруг саркофага обходит фриз из младенцев, поддерживающих очень тяжелые гирлянды. Кверча не прибавил больше ничего, он как будто умышленно даже отнял всякую занимательность у амуров, которые так часто развлекают и докучают своими улыбками на флорентийских гробницах. Стройность и серьезность памятника ничем не нарушена, молодая женщина глубоко погружена в царственный сон смерти. Величие темы просто и сильно выражено в ритме, направляющем массивные гирлянды виноградных лоз.

Илария прекрасна и кажется уснувшей, похоже она ждет своего принца, который воскресил бы ее своим поцелуем. Но, пожалуй, хватит восторгов и умиления, а то после Сиены внимательный читатель что-то заподозрит: «Поразительно, что ведь ни одного мужского покойника он не описал, точно мужчины не умирают. Но они, конечно, умирают, а только тревел-блогер Кошак нисколько ими не интересуется. Он вывел целый пансион каменных покойниц — и не старух (ни одной), а все молоденьких и хорошеньких.»

Любимая собачка Илирии сторожит вечный сон хозяйки.

41. Церковь Санти-Джованни-э-Репарата

На той же площади, что и кафедральный собор Лукки, находится еще одна примечательная церковь. Кстати, именно она первое время была местным собором, и только в 7-м веке кафедра переехала в соседний Сан-Мартино.

У меня не было цели заходить во все церкви Лукки. Для себя я обозначил три самые значительные церкви, и э-Репарата в их чисто не вошла.

Фасад у церкви, как вы видели на на предыдущей картинке, более современный, но кое-какие детали уцелели от романской архитектуры, вот, например, л ьвы на фасаде утсроили веселую возню.

Как же мне нравятся подобные улочки.

При очень компактной площади города, церквей тут огромное количество. Чуть ли не каждое второе здание — это храм. Большинство из них не отмечены в туристической карте и удостоены всего пары строк в вики, вот, например, San Giusto, всего-то 12-й век, тут такого навалом.

Я же говорю, что-то есть в Лукке. Вот, скажем, цветочный горшок.

А посмотрите, какие тут люди приличные.

Torre delle ore возвели в конце 14-го века. Конечно, циферблата тогда еще у нее не было, время отмечали боем колоколов. На башню можно забраться, но не рекомендую этого делать, т.к. в Лукке есть гораздо более интересная башня, однако про нее чуть позже.

C Часовой башней связана городская легенда о роковой красавице Лючиде Манси. Согласно которой Лючида продала душу дьяволу в обмен на 30 лет молодости и красоты. Когда срок подошел к концу, Лючида взбежала на башню, чтобы удержать язык колокола и остановить течение времени. Но тут к башне явилась объятая адским пламенем карета и увезла Лючиду в преисподнюю. Якобы, эту карету и сейчас можно увидеть ночью на улицах города.

В Сан-Кристофоро устроен музей Леонардо да Винчи.

Это вторая из великих церквей Лукки. Расположена он прямо в центре Лукки на месте античного форума (отсюда и название). Видимо, из-за центрального места и внушительного вида в некоторых отзывах о Лукке я встречал ошибочное мнение, что Сан-Микеле главный храм Лукки.

На меня Сан-Микеле произвела даже большее впечатление, чем собор. Фасад тут еще более вычурный, причем некоторые искусствоведы (например, тот же Муратов) считают, что даже чересчур.

На самом верху церкви установлена мраморная статуя Архангела Михаила. Якобы, в кольцо, надетое на его палец, инкрустирован самый настоящий бриллиант, подарок богатого прихожанина. И, когда над городом опускаются сумерки, то из определенного места на площади, если пристально всмотреться в руку святого, можно заметить необычную ярко светящуюся точку.

Фантазия у строителей Сан-Микеле работала отменно, только посмотрите на этих сказочных существ на барельефе над входом.

А вот внутри после шикарного фасада мне церковь почему-то не запомнилась.

Осталась в памяти и на флешке только яркая картина Филиппино Липпи. На кого похоже? На Боттичелли, конечно.

2. Музей Пуччини

Лукка — город музыкальной, в том смысле, что к нему имеют прямое отношение Паганини и Пуччини (думаю, «Тоска» и «Мадам Батерфляй» все хотя бы раз слышали). Великий скрипач прожил здесь несколько самых своих плодотворных лет, а для Пуччини Лукка так вообще родной город.

В паре шагов от дома Пуччини находится церковь Санти-Паолино-э-Донато, на ее органе когда-то учился играть маленький Джакомо. Кстати, это единственная церковь Лукки, полностью построенная в эпоху Возрождения в начале 16-го века.

Одни из городских ворот Сан Донато. Эй, а где же стена? Ведь вся Лукка должна быть окружена стеной. Оказалось, что это старые ворота, когда город немного разросся, то их сохранили, а стену перенесли и построили новые ворота Сан Донато.

Нет, определенно, что-то в Лукке есть приятное.

На табличке надпись, «Лимоны настоящие, пожалуйста, не проверяйте это».

В Риме я жаловался, что итальянцы перестали ездить на Vespa. Но надо было просто приехать в итальянскую провинцию.

Этот снимок на мой взгляд неплохо характеризует Лукку. Здесь очень тихо, комфортно, красиво.

В следующей серии будет продолжение отзыва о Лукке, Лукку так просто в один рассказ не запихаешь.

Генуя и лукка

Войти

Пиза, Генуя и Венеция

Вот оно — искомое «третье тело» в «задаче трех тел» для начала XIII века.
Теперь становятся понятными некоторые загадочные «эпициклы» в отношениях Генуи и Венеции.

Оказывается, в XII веке сильнейшим конкурентом Венеции в западной части Средиземного моря была вовсе не Генуя, а Пиза. И только после поражения Пизы в борьбе с Венецией (битва при Бриндизи, 1199 год) Генуя набирает силу и становится главным противником Венеции. А сама Пиза — обычный парадокс большой политики! — становится верным союзником Венеции в борьбе с Генуей.

Копирую к себе. Итак:

Пизанская и Генуэзская республики, гримасы истории

Читать исторические очерки, да даже статьи на Вики, очень увлекательно. Такие вырисовываются параллели, закольцовки и ехидные ухмылки жизни — нарочно не придумаешь. Особенно интересно узнавать о прошлом чего-то или кого-то великого.
Например, была такая могущественная и богатая Пизанская республика (ПР). Просуществовал этот город-государство более трёхсот лет, с 1085 по 1406 г. (возродился в 1494 на целых 13 лет).
ПР стала первой итальянской морской империей, установив контроль над Корсикой и Сардинией и основав торговые колонии в основных портах Средиземноморья.

В первом тысячелетии нашей эры итальянское побережье контролировалось лангобардами, но центральная власть была слаба, а морская торговля постоянно подвергалась угрозе со стороны арабов, постоянно совершавших набеги и мешавших морскому сообщению развиваться. Возникла необходимость в организации обороны берегов, и уже в 7 веке Пиза обладала военным флотом, а в 10 в. пизанцы и генуэзцы совместно действовали против грабителей.

Франкское завоевание замедлило слегка развитие региона, но после распада империи и вхождения в Тоскану рост морской торговли ускорился. А к началу XI в Пиза уже была вполне автономным городом и от Тосканы, в 1003 году даже произошла война между Пизой и Луккой
Однако Лукка Луккой, а сарацинов нужно было поставить на место, особенно после разрушения ими пизанского квартала.

В 1016—1017 г в союзе с Генуей пизанцы разгромили базу арабских пиратов на Сардинии, ставшей первой колонией. В 1035 г выбили сарацинов с побережья Северной Африки и захватили Карфаген. В 1051-1052 г завоевали Корсику.
Добили арабов в 1063 г. в Палермо, а богатства, награбленные там, позволили начать строительство Пизанского собора.

Пиза на время стала гегемоном в регионе, добилась независимости от Тосканы, но в то же время обрела своего злейшего врага — Геную, которая также претендовала на Сардинию и доминирование в морской торговле.

Пиза богатела не только за счёт торговли и ограбления пиратов (переключившись уже на испанских арабов), но и активно участвовала в крестовых походах. В 1098—1099 г пизанцы снарядили 120 кораблей, перевозивших крестоносцев в Палестину, и снабжали их армию боеприпасами и провиантом.
За помощь Пиза получила исключит торговые привилегии в Палестине и основала колонии в портах левантийского побережья.
А в 1136 году с санкции папы разрушила Амальфи, основного торгового соперника в Южной Италии, что стало кульминацией морского могущества Пизы в Западном Средиземноморье.

Не прекращала Пиза и торговлю с противниками крестоносцев — султанами Египта и Саладином, открывались отделения в Александрии и Каире

Республика богатела, и надо отдать им должное, часть средств была направлена на градостроительство в Пизе, так что дворяне-торговцы давно сгинули, а их наследие в камне до сих пор восхищает посетителей.

Время шло, аппетиты росли и Пиза сделала ставку на власть императоров СРИ в противовес Ватикану. В 1162—1165 годах Фридрих I даровал Пизе право свободы торговли по всей Европе и передал республике огромные куски побережья от Тосканы до Сицилии.
Естественно, это спровоцировало ещё более ожесточённые конфликты за право торговли с Францией по пути Via Francigena между Пизой и Луккой, на сторону которой перешла Флоренция, делавшая ставку на промышленность и доминирующая во внутренних областях Тосканы.
Генуя также была крайне недовольна усилением Пизы в отношениях с городами Прованса и Лангедока, угрожавшим позициям Генуи в этом регионе. Основная борьба велась за контроль над Сардинией, Корсикой и Сицилией. Периодические войны, однако, не принесла успеха ни одной из сторон.

Для сдерживания роста генуэзского влияния Пиза сблизилась с молодыми французскими и каталонскими портами: Марселем, Нарбонной и Барселоной, которым сама, по сути, расчистила дорогу, выбив из региона арабов. Теперь новички хотели урвать свой кусок торгового пирога.

Забавно развивались отношения с Венецией. В 1180 году Пиза заключила с ней договор о разделе сфер влияния: Пиза не вмешивалась в политику Адриатического бассейна, Венецианская республика — Тирренского.
А спустя несколько лет пизанские корабли атаковали венецианский торговый караван и открылись пизанские фактории в вотчине Венеции. Ещё пара подобных выходок и ВР разгромила пизанцев в морском сражении при Бриндизи.
Новый мирный договор был подписан в 1206 году, Генуя набирала всё больше влияния в бассейне Средиземного моря, и усиление общего противника сблизило Венецию и Пизу.

Как я уже упоминала, во внешней политике Пиза сделала ставку на союз с императорами Священной Римской империи, что только накаляло отношения с соседними коммунами, ориентированными на Ватикан. Положение осложнилось с началом понтификата Иннокентия III, который заключил тесный союз с Флоренцией и Генуей.

С обострением борьбы гвельфов (за папу) и гибеллинов (за императора) в Европе в начале XIII века Пиза стала главной базой гибеллинской партии в Центральной Италии.
В 1241 году пизанско-имперский флот разгромил папско-генуэзский, за что Пизу отлучили от церкви до 1257 года.
Пиза не сильно опечалилась, завоевала новые земли на Корсике и Сардинии и в 1243 году осадила Геную.

Раздолье длилось недолго — в 1250 году умирает Фридрих II, партия гибеллинов в упадке, на Пизу вновь наложен интердикт, Анжуйская династия изгнала пизанских купцов из Южной Италии, Сардиния перешла к Генуе.
В 1275 году снова война с Флоренцией, в результате которой Пиза согласилась на возвращение изгнанных ранее гвельфов и предоставила флорентийцам право беспошлинной торговли через пизанский порт. Ряд пограничных крепостей перепали союзнику Флоренции — Лукке.

Поражением Пизы не преминула воспользоваться Генуя, развязав войну в 1282 году. Это противостояние стало для Пизы роковым и привело к утрате морского могущества.
В 1284 году в битве при Мелории пизанский флот был полностью разгромлен генуэзцами, погибло несколько тысяч пизанцев, были уничтожены корабли.
Гегемония перешла к Генуе, захватившей и пизанские владения на Корсике и Сардинии. По мирному договору 1293 года Пиза предоставила свободу торговли через свой порт и уплатила огромную контрибуцию Генуе.

Помогли добить Пизу сухопутные войска Флоренции и Лукки, осадившие город, пока генуэзцы захватывали бухту (именно после этого события в Монелью, сателлит Генуи, приволокли трофейные звенья морской цепи Пизы, фото которых я показывала в посте про Монелью).

Но будто этих поражений было мало — и от Пизы отвернулась природа. В XIV веке течение реки Арно отклонилось от города, началось заболачивание побережья, распространилась малярия. Подходы к пизанской гавани крупных морских судов стали затруднены, торговые обороты упали.

Пиза ещё трепыхалась, в 1314 году завоевала Лукку и разгромили армию Флорентийской республики. А в 1323 году теперь уже Лукка завоевала Пизу, и независимость была восстановлена только в 1328 году.

Внешние проблемы усугублялись нестабильностью внутреннего положения, постоянной враждой политических партий, государственными переворотами.

Докатились до того, что в 1399 году правитель продал Пизу Милану за 200 000 флоринов.
В 1405 году другой правитель продал город Флоренции.

Республика была ликвидирована, её территории распотрошили между Генуей и Флоренцией (большей частью).

В период правления флорентийского синьора Лоренцо де Медичи Пиза стала одним из центров искусства Возрождения в Тоскане, в 1473 году возрождён Пизанский университет (1343 г). В 16 веке университет стал известен в Европе благодаря достижениям в сфере ботаники, анатомии, астрономии и медицины. Именно Пизанский университет закончил самый знаменитый учёный-пизанец Галилео Галилей.

С началом Итальянских войн в 1494 году Пиза восстала против Флоренции, была провозглашена независимость, но в 1509 году, после многомесячной осады, Флоренция вернула себе контроль над городом.
В 1569 году Пиза вошла в состав великого герцогства Тоскана.

Так и закончилась череда побед и поражений, грабежей и торговли, политических интриг, предательств и союзов, оставив после себя город с великолепной архитектурой, величественный соборный комплекс и очередной урок на тему «жадность фрайера сгубила».

Не могу не упомянуть о судьбе «палача» Пизы — Генуи, просуществовавшей на 400 лет дольше своей соперницы.
В конце 14 века наблюдался экономический спад в европейской торговле, что наложилось на длительные изматывающие войны с Венецией. В 1380 году Генуя была побеждена при Кьодже и вступила в эпоху упадка.

А тут ещё и Османская империя набирала сил, перекрывая Генуе торговлю с её владениями в Чёрном море (Чембало, Солдайя, Воспоро и Каффа).
С 1499 по 1528 год Генуя подвергалась постоянной оккупации со стороны Франции и Испании, за торговлю с которыми парой веков ранее вела такую ожесточённую борьбу с Пизой.

Новый виток развития Генуя получила уже как младший союзник Испанской империи, финансируя многие предприятия короны после банкротства Филиппа II в 1557 году, которое привело к краху господства немецких банковских домов в испанских финансах.
Генуэзские банкиры обеспечили Испанию кредитами в обмен на поставки американского серебра через Севилью в Геную. Но это спасало республику недолго, что было ясно из примера с немцами. Тесная связь с короной привела к тому, что упадок Испании в XVII веке привёл к упадку Генуи.

В 1768 году Генуя продала так долго завоёвываемую Корсику Франции, а спустя всего год на острове родился Наполеон, ставший теперь французским полководцем и императором.
В 1797 году войска Наполеона оккупировали Геную. Город, как и соседние территории, был включен в состав Лигурийской республики.
После разгрома Наполеона 1814 году, на Венском конгрессе было решено, что Генуя переходит Королевству Сардиния. Тому самому, за который, опять же, так дралась с Пизой.

Вот она, историческая справедливость))

Читайте далее: