Где похоронен рафаэль в риме
10 занимательных фактов о римском Пантеоне, о которых не знают даже бывалые туристы
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Это не первый Пантеон на этом месте
Современному Пантеону без малого 2000 лет — он был построен в 118 — 126 гг н.э. по приказу императора Адриана. На фронтоне здания можно увидеть надпись «М. AGRIPPA L F COS TERTIVM FECIT», что в переводе звучит как: «Марк Агриппа, сын Луция, избранный консулом в третий раз, воздвиг это». Так почему же строили Пантеон при Адриане, а почести отдали Агриппе?
Дело в том, что нынешнее здание — это уже третье по счету. Самым первым Пантеоном стало действительно здание, построенное при Маркусе Агриппе, однако позже оно сгорело. На этом же месте император Домитион построил еще один Пантеон, но через некоторое время в него ударила молния, и оно снова сгорела. Современное здание было построено уже так основательно, чтобы никакие костры его не взяли. Более того, Адриан приказал закончить возведение нового, третьего Пантеона к 100-летию первого здания, что некоторое время вызывало разногласие среди историков по поводу точной даты появления Пантеона.
Окулюс действительно без стекла и никогда не закрывается
Круглое отверстие в 8,2 метра в диаметрев потолке, которое также называют окулюсом, является единственным источником света в Пантеоне. Это отверстие ничем не закрыто. Интересно, что 21 апреля, в день основания Рима, в полдень луч света от солнца падал точно на вход в Пантеон, через который заходил император. Когда правитель заходил в главный храм города, будучи освященный со всех сторон ярким сиянием солнца, это как бы еще раз подчеркивало его статус как избранца богов.
Естественно, открытое окно в потолке означает также, что внутрь здания может попасть дождь. Но и этот момент был продуман при строительстве — в мраморном полу под окулюсом проделаны 22 небольших отверстия, которые выполняют дренажную функцию, так что вода в помещении не застаивается.
Когда-то Пантеон был покрыт бронзой
При строительстве купол Пантеона задумывался быть центром города, его должно было быть видно отовсюду. Поэтому купол покрыли тогда медными листами, которые сияли на солнце. Однако в Средние века листы эти постепенно разобрали, причем сами же римляне. Так, например, самым известным примером этого стал эпизод, описанный самими Папой Римским Урбаном VIII, который был членом богатого семейства Барберини. В 1631 году он приказал забрать листы с Пантеона, чтобы отлить из них пушки для Ватикана, прокомментировав это: «Что не сделали варвары, сделали Барберини» (‘quod non fecerunt barbari, fecerunt Barberini’).
1300 лет Пантеон был самым большим куполом в мире
Так как здание Пантеона представляет собой единое целое сооружение, в котором стены переходят в потолок без какой-либо границы, Пантеон считался в течение 1300 лет самым большим куполом в мире. Он больше даже купола собора Святого Петра в Ватикане (43,3 против 41,47 метров в диаметре).
Затем в 1436 году закончилось строительство собора во Флоренции и пальма первенства перешла уже к нему.
В свое время, чтобы собрать всю конструкцию купола, архитектор распорядился использовать разные материалы у основания и в куполе Пантеона. Так, чем выше стены, тем легче становится строительный материал — кирпич и бетон сменяются пемзой и туфом, плюс сам окулюс также значительно облегчает вес конструкции. А чтобы удержать такой вес, стены Пантеона пришлось сделать очень толстыми — почти 6 метров в толщину.
Впрочем, Пантеон и сегодня считается если не самым большим в мире, то по крайней мере самым большим неармированным бетонным куполом в мире.
У Пантеона идеальные пропорции
Высота Пантеона внутри составляет 43,2 метра, и ширина помещения внутри равна точно такому же расстоянию, что делает все здание гармоничными и целостным, согласно учению знаменитого римского архиктора Витрувия. Окулюс, будучи 8,2 метра в диаметре, также идеально по пропорциям вписывается в это пространство.
В Пантеоне есть несколько гробниц
Пантеон является местом успокоения нескольких именитых личностей Италии. Так, здесь можно увидеть гробницы первых двух королей единой Италии нового времени, Виктора Эммануила II и его сына Умберто I, похороненного рядом со своей супругой Маргарите Савойской (в честь которой, кстати, названа современная пицца Маргарита).
Кроме того, здесь же похоронен знаменитый архитектор и художник Рафаэль Санти. На его мраморной гробнице можно прочесть эпитафию: «Здесь покоится великий Рафаэль, при жизни которого природа боялась быть побеждённой, а после его смерти она боялась умереть».
Когда-то у Пантеона была звонница
В начале 1600-х Папа Римский Урбан VIII приказал пристроить к Пантеону две звонницы по бокам фасада. Сами римляне не одобрили такое решение, согласно историческим записям, в народе их стали называть не самым уважительным образом («задница с ушами» или «уши задницы»), так что когда в конце XIX века их убрали, возмущения это не вызвало.
Колонны были вывезены из Египта
На входе в Пантеон стоит 16 массивных 60-тонных колонн, каждая из которых в свое время была вывезена из Египта. Сначала их протащили 100 км к Нилу, затем погрузили на баржи и перевезли на кораблях в Средиземное море. Там их доставили в порт Остии, снова погрузили на баржу и по Тибру доставили в Рим, чтобы установить перед куполом для поддержки портика.
Название Пантеона взято из греческого языка
Слово «Пантеон» означает «храм всех богов», где ‘pan’ означает «все»а ’theos’ означает боги«. Считается, что в храме в свое время были представлены все главные божества древних римлян, и по кругу можно было принести богам по очереди Марсу, Венере, Сатурну, Юпитеру и Юноне.
Пантеон послужил вдохновением для создания самых известных соборов
Тот самый флорентийский собор — Санта-Мария-дель-Фьоре — был создан Филиппо Брунеллески по образцу Пантеона. Кроме того, гигантский купол в Риме послужил вдохновением для проектирования купола собора Святого Петра в Ватикане, того самого, ради которого потом с Пантеона содрали бронзовые листы. Кроме того, в Париже есть также свой Пантеон — значительно более скромных размеров, но также созданный по мотивам своего римского «старшего брата».
В нашей статье «Исчезающая Италия» можно увидеть снимки культового фотографа, на которых он запечатлел жизнь вокруг себя такой, какой ее видят только настоящие итальянцы.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Римский Пантеон. 10 занимательных фактов
Римский Пантеон без преувеличения относится к самым узнаваемым символам Вечного города. Геометрическое совершенство пропорций и удивительный купол этого здания, само создание которого овеяно удивительными легендами, – яркое напоминание об архитектуре великой Римской империи в историческом центре современного Рима. Красноречивее всего была реакция Микеланджело, который, впервые увидев это чудо, сравнил создание Пантеона с работой ангелов, а не людей.
1. Когда и кем был построен римский Пантеон
Римская легенда гласит, что когда-то на месте Пантеона находился храм, посвященный Ромулу, легендарному основателю и первому царю Рима, и именно с этого места он вознесся на небеса. А всего храмов с условным названием «Пантеон» было три.
Строительство первого началось в 27 году до н.э. по приказу Марка Агриппы — полководца, зятя и сподвижника императора Октавиана Августа. Многие ошибочно считают Агриппу строителем Пантеона из-за надписи, сохранившейся на фронтоне : «М. AGRIPPA L F COS TERTIVM FECIT» («Марк Агриппа, сын Луция, избранный консулом в третий раз, воздвиг это»), однако построенное им здание было разрушено во время большого пожара в 80 году н.э. Пантеон был заново возведен при императоре Домициане, но и это здание долго не прослужило.
И только на третий раз, при императоре Адриане в 118-126 гг. н.э., удалось построить тот грандиозный храм, который стоит уже 1900 лет. Фасад здания, построенный при Марке Агриппе при этом сохранился, как и надпись с его именем. А п роект третьей версии Пантеона приписывают Аполлодору Дамасскому, известному греческому архитектору и инженеру, автору колонны и форума Траяна.
2. Храм всех богов
Пантеон — это группа богов, принадлежащих той или иной религии или мифологии (от греческого πάντες — все и θεός — бог). По одной из версий, в языческие времена в храме Пантеон были представлены все главные божества древних римлян. В нем по кругу располагались алтари Марса, Венеры, Сатурна, Юпитера и Юноны. Римляне подносили богам дары и совершали ритуальные жертвоприношения, чтобы заручиться их поддержкой и добиться благоволения.
3. Самый большой неармированный бетонный купол в мире
Уникальность Пантеона – в его куполе, который своими гигантскими размерами до сих пор поражает воображение. Для своего времени он являлся великим достижением архитектурной мысли, настоящим прорывом в области строительства и инженерного дела.
Сравнение внутренних диаметров куполов:
- Собор Святого Петра в Ватикане (XVI-XVII в.) — 41,47 метров
- Пантеон в Риме (II в. н.э.) — 43,3 метра
- Собор Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции (XIII-XV в.) — 44 метра
Оказавшись в Пантеоне, трудно представить, что такой громадный купол опирается только на стены (хотя, на минуточку, их толщина под 6 метров). Дело в том, что древнеримские инженеры использовали бетон в сочетании с более легкими материалами — туфом и пемзой , и постепенно уменьшали вес и толщину конструкции ближе к центру. Кроме того, эти материалы препятствуют образованию микротрещин.
Для II в. н.э. возведение гигантского купола Пантеона было настоящим чудом! Как гласит легенда, император повелел заполнить все пространство храма изнутри землей вперемешку с золотыми монетами. Когда строительство завершилось, горожане в поисках золотых монет за считаные часы очистили Пантеон от земли. Похожую легенду рассказывают и про купол Дуомо во Флоренции, при строительстве которого, как считается, Брунеллески вдохновлялся именно куполом древнеримского Пантеона.
4. Окулюс — загадочное круглое отверстие в куполе Пантеона
Точно по центру купола Пантеона находится окулюс (лат. oculus — глаз) – единственное отверстие, через которое в Пантеон попадает солнечный свет (других окон в здании нет). Его диаметр — 9 метров.
21 апреля, в день рождения Рима, солнечный свет через окулюс бьют точно в дверной проем, что эффектно преподносило появление императора перед толпой. В Средние века ходили легенды, что странное круглое отверстие в куполе пробила нечистая сила. Г ерои книги Дэна Брауна «Ангелы и демоны» именно окулюс Пантеона считают той самой «дявольской дырой», указывающей на один из алтарей коварных иллюминатов.
Главный вопрос, который возникает при взгляде на окулюс: а что происходит, когда идет дождь? Через окулюс вода льется внутрь здания, но не затапливает его — на этот случай предусмотрены стоки в полу.
В этот день ц вета облачения священников красные, как и цвет лепестков, что напоминает об «огненных языках» Святого Духа, сошедшего на апостолов. Это древняя традиция, восходящая еще к ранним христианам, когда красная роза являлась одним из символов Святого Духа и крови, пролитой Спасителем для искупления грехов человечества.
5. Самый хорошо сохранившийся памятник античной архитектуры
Пантеон считается одним из самых хорошо сохранившихся памятников античной архитектуры, который практически не перестраивали и не изменяли со времен Римской империи. Во многом сохранность Пантеона объясняется тем простым фактом, что он своевременно перешел в распоряжение церкви, приспособившей его под свои нужды.
В интерьере с античных времен сохранились такие детали, как, например, великолепный мраморный пол . Однако большой урон убранству храма нанес папа Урбан VIII Барберини, который использовал бронзовые украшения Пантеона для пушек замка Святого Ангела. Своим поступком он заслужил едкую эпиграмму: „Quod не fecerunt Barbari, fecerunt Barberini“ («То, что не сделали варвары, сделал Барберини» ).
6. Римский Пантеон – христианская церковь
Византийский император Фока передал Пантеон папе Бонифацию IV, и 13 мая 609 года храм всех богов перестал быть языческим. Он был освящен как христианская церковь Святой Марии и Мучеников (Basilica di Santa Maria ad Martyres).
Некоторое время день освящения Пантеона 13 мая даже отмечали как День всех святых, пока в середине VIII века праздник не перенесли на 1 ноября — день, когда была освящена одна из капелл собора Святого Петра.
Сегодня Пантеон — действующая христианская церковь с алтарем, крестами, фресками и иконами, фигурами ангелов и святых. Здесь проводятся богослужения и просят о соблюдении тишины, как и во всяком другом священном месте. Тем не менее, большинству людей церковь Святой Марии и мучеников известна по старому названию «Пантеон», а христианские атрибуты не затмевает античную суть этого грандиозного здания.
7. Кто похоронен в римском Пантеоне
Пантеон — это не только храм, но и мавзолей. Именно в Пантеоне находится гробница знаменитого художника Рафаэля Санти, о чем известно многим. Но не все знают, что рядом с Рафаэлем похоронена Мария Биббиена, его невеста. На самом деле это трагичная история, потому что сердце Рафаэля было отдано другой женщине (и, возможно, он даже тайно женился на ней). Художник, как мог, оттягивал женитьбу на нелюбимой племяннице своего друга и покровителя, могущественного кардинала Биббиена, пока она не умерла, так и не дождавшись свадьбы. По иронии судьбы Рафаэль умер вскоре после нее, в возрасте всего 37 лет.
Среди других прославленных людей в Пантеоне похоронены:
- живописец Аннибале Карраччи,
- композитор Арканджело Корелли,
- первый король объединенной Италии Виктор Эммануил II
- его сын Умберто I вместе с женой Маргаритой, давшей имя самой популярной пицце в мире.
8. Фонтан и египетский обелиск напротив Пантеона
Напротив Пантеона на площади Пьяцца-делла-Ротонда находится прекрасный фонтан (La Fontana di piazza della Rotonda). Он был спроектирован в 1575 году знаменитым архитектором Джакомо делла Порта, который завершил возведение купола Святого Петра, а реализация его замысла была доверена Леонардо Сормани.
В 1711 году по инициативе папы Климента XI фонтан был отреставирован и видоизменен. Появился постамент, украшенный фигурами четырех дельфинов и гербовыми щитами Климента XI. На постаменте был установлен египетский обелиск фараона Рамзеса II, который, как и другие обелиски в Риме, служил своеобразной GPS-меткой для паломников того времени. На вершине обелиска можно увидеть крест и бронзовую звезду — один из символов все того же Климента XI.
Больше о символах христианства и папской власти можно узнать на нашем квесте «Ангелы и демоны. Тайны Ватикана»
В XIX веке мраморные скульптуры, украшавшие фонтан, были заменены на копии (оригиналы можно посмотреть в Музее Рима на площади Сан-Панталео).
9. Здания, созданные под вдохновением Пантеона
В последующие столетия строители ориентировались на архитектурное величие Пантеона, копировали и повторяли его в своих работах. З наменитый гигантский купол Пантеона служил образцом для подражания архитекторов более поздних времен: Филиппо Брунеллески спроектировал купол церкви Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции, а Микеланджело – купол собора Святого Петра в Ватикане .
Парижский Пантеон (сегодня – усыпальница выдающихся людей Франции) не только носит то же название, что и оригинальный Пантеон, но и явно построен под вдохновением архитектуры этого выдающегося памятника древнеримской архитектуры. То же самое можно сказать и про многочисленные американские Капитолии, где размещаются государственные структуры.
10. Правила посещения и время работы Пантеона
До недавнего времени вход в римский Пантеон был бесплатным и свободным для всех. С мая 2018 года вход в Пантеон планируют сделать платным, стоимость составит 2 евро.
Как и при посещении любого другого храма, при посещении Пантеона необходимо придерживаться дресс-кода (никаких открытых плеч и коленок, вызывающего внешнего вида) и соблюдать тишину, громко не разговаривать и не смеяться.
Время работы (понедельник-суббота):
Время работы (воскресенье):
Праздничные дни:
Обратите внимание, что Пантеон не работает в следующие дни:
Туристы не допускаются во время богослужений (праздники: 10.30, суббота: 17.00).
Где похоронен рафаэль в риме
Войти
Отпуск-2015. Рим. Пантеон
Марсово поле (Кампо Марцио, Campo Marzio) – низина в излучине реки Тибр площадью 250 гектаров, между Квириналом, Пинчо и Капитолийским холмами, в античности предназначавшаяся для гимнастических занятий и военных упражнений.
Марсово поле много раз меняло свой облик, пока не превратилось в обычный жилой район Рима, застроенный многоквартирными домами, что неизбежно привело к разрушению античных памятников.
Пантеон – одно из немногих древнеримских строений, сохранившееся до наших дней без изменений. Все время своего существования он привлекал внимание как художников и ученых, так и простых обывателей. Микеланджело считал его ангельским творением.
Храм всех богов располагается на площади Пьяцца-делла-Ротонда (Piazza della Rotonda).
Центр площади украшает фонтан работы Джакомо делла Порта 1575 года с египетским обелиском.
Вход в храм подчеркивает портик из шестнадцати гранитных коринфских колон. Латинская надпись на фронтоне гласит: «М. AGRIPPA L F COS TERTIUM FECIT», что в переводе означает: «Марк Агриппа, сын Луция, избранный консулом в третий раз, воздвиг это». Из чего следует, что Пантеон – это грандиозный и на редкость хорошо сохранившийся памятник эпохи императора Адриана (117-138гг).
Высота сооружения почти равна его диаметру и составляет 42 метра.
Основной особенностью Пантеона является отверстие по центру купола диаметром 9 метров, называемое «Око Пантеона». Через него внутрь храма попадает воздух и свет. В полдень здесь можно наблюдать совершенно мистическую картину: свет «не растекается», а остаётся в форме гигантского луча и становится почти осязаемым.
13 мая 609 года языческий храм был освящён как христианская церковь. До сих пор здесь регулярно проводятся богослужения.
В 1520 году в Пантеоне был похоронен великий Рафаэль. На саркофаге, украшенном двумя целующимися голубками, его друг и покровитель кардинал Бембо написал: «Здесь покоится Рафаэль, при жизни которого мать всего сущего (природа) боялась быть побежденной, а после его смерти — умереть» (Ille hic est Raffael, timuit quo sospite vinci, rerum magna parens et moriente mori).
Ученик Рафаэля Лоренцетти изваял и поставил в нише над усыпальницей невероятно трогательную статую святой Девы Марии, прозванную «Мадонной дель Сассо». Многие люди веками считали ее чудотворной.
В «Ангелах и демонах» Дэн Браун придумал, что прах Рафаэля Санти был перенесен в Пантеон только в 1759 году, а до этого покоился в Урбино, но это не правда.
Рядом с Рафаэлем похоронена его невеста Мария, племянница кардинала Бибьена. Она шесть лет ждала свадьбы, но художник бесконечно откладывал бракосочетание, так как предпочитал проводить время с дочерью булочника. Образ куртизанки Рафаэль запечатлел на своих картинах, а в вечность отправился с невестой. Отсюда и пара бронзовых голубков над саркофагом мастера.
Рафаэль был первой знаменитостью, похороненной в Пантеоне. Впоследствии здесь нашли свое упокоение художники Перуцци, Караччи, Дзуккари, композитор Корелли и др.
В XIX веке Пантеон стал усыпальницей итальянской королевской семьи. Здесь покоится первый король единой Италии нового времени Виктор Эммануил II и его сын Умберто I с женой Маргаритой (именно в ее честь названа одноименная патриотическая пицца)
Пантеон при всей своей значимости и уникальности является одной из самых доступных для туристов достопримечательностей Рима. Денег за вход не берут, двери открыты с утра и до вечера.
10 занимательных фактов о римском Пантеоне, о которых не знают даже бывалые туристы
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Это не первый Пантеон на этом месте
Современному Пантеону без малого 2000 лет — он был построен в 118 — 126 гг н.э. по приказу императора Адриана. На фронтоне здания можно увидеть надпись «М. AGRIPPA L F COS TERTIVM FECIT», что в переводе звучит как: «Марк Агриппа, сын Луция, избранный консулом в третий раз, воздвиг это». Так почему же строили Пантеон при Адриане, а почести отдали Агриппе?
Дело в том, что нынешнее здание — это уже третье по счету. Самым первым Пантеоном стало действительно здание, построенное при Маркусе Агриппе, однако позже оно сгорело. На этом же месте император Домитион построил еще один Пантеон, но через некоторое время в него ударила молния, и оно снова сгорела. Современное здание было построено уже так основательно, чтобы никакие костры его не взяли. Более того, Адриан приказал закончить возведение нового, третьего Пантеона к 100-летию первого здания, что некоторое время вызывало разногласие среди историков по поводу точной даты появления Пантеона.
Окулюс действительно без стекла и никогда не закрывается
Круглое отверстие в 8,2 метра в диаметрев потолке, которое также называют окулюсом, является единственным источником света в Пантеоне. Это отверстие ничем не закрыто. Интересно, что 21 апреля, в день основания Рима, в полдень луч света от солнца падал точно на вход в Пантеон, через который заходил император. Когда правитель заходил в главный храм города, будучи освященный со всех сторон ярким сиянием солнца, это как бы еще раз подчеркивало его статус как избранца богов.
Естественно, открытое окно в потолке означает также, что внутрь здания может попасть дождь. Но и этот момент был продуман при строительстве — в мраморном полу под окулюсом проделаны 22 небольших отверстия, которые выполняют дренажную функцию, так что вода в помещении не застаивается.
Когда-то Пантеон был покрыт бронзой
При строительстве купол Пантеона задумывался быть центром города, его должно было быть видно отовсюду. Поэтому купол покрыли тогда медными листами, которые сияли на солнце. Однако в Средние века листы эти постепенно разобрали, причем сами же римляне. Так, например, самым известным примером этого стал эпизод, описанный самими Папой Римским Урбаном VIII, который был членом богатого семейства Барберини. В 1631 году он приказал забрать листы с Пантеона, чтобы отлить из них пушки для Ватикана, прокомментировав это: «Что не сделали варвары, сделали Барберини» (‘quod non fecerunt barbari, fecerunt Barberini’).
1300 лет Пантеон был самым большим куполом в мире
Так как здание Пантеона представляет собой единое целое сооружение, в котором стены переходят в потолок без какой-либо границы, Пантеон считался в течение 1300 лет самым большим куполом в мире. Он больше даже купола собора Святого Петра в Ватикане (43,3 против 41,47 метров в диаметре).
Затем в 1436 году закончилось строительство собора во Флоренции и пальма первенства перешла уже к нему.
В свое время, чтобы собрать всю конструкцию купола, архитектор распорядился использовать разные материалы у основания и в куполе Пантеона. Так, чем выше стены, тем легче становится строительный материал — кирпич и бетон сменяются пемзой и туфом, плюс сам окулюс также значительно облегчает вес конструкции. А чтобы удержать такой вес, стены Пантеона пришлось сделать очень толстыми — почти 6 метров в толщину.
Впрочем, Пантеон и сегодня считается если не самым большим в мире, то по крайней мере самым большим неармированным бетонным куполом в мире.
У Пантеона идеальные пропорции
Высота Пантеона внутри составляет 43,2 метра, и ширина помещения внутри равна точно такому же расстоянию, что делает все здание гармоничными и целостным, согласно учению знаменитого римского архиктора Витрувия. Окулюс, будучи 8,2 метра в диаметре, также идеально по пропорциям вписывается в это пространство.
В Пантеоне есть несколько гробниц
Пантеон является местом успокоения нескольких именитых личностей Италии. Так, здесь можно увидеть гробницы первых двух королей единой Италии нового времени, Виктора Эммануила II и его сына Умберто I, похороненного рядом со своей супругой Маргарите Савойской (в честь которой, кстати, названа современная пицца Маргарита).
Кроме того, здесь же похоронен знаменитый архитектор и художник Рафаэль Санти. На его мраморной гробнице можно прочесть эпитафию: «Здесь покоится великий Рафаэль, при жизни которого природа боялась быть побеждённой, а после его смерти она боялась умереть».
Когда-то у Пантеона была звонница
В начале 1600-х Папа Римский Урбан VIII приказал пристроить к Пантеону две звонницы по бокам фасада. Сами римляне не одобрили такое решение, согласно историческим записям, в народе их стали называть не самым уважительным образом («задница с ушами» или «уши задницы»), так что когда в конце XIX века их убрали, возмущения это не вызвало.
Колонны были вывезены из Египта
На входе в Пантеон стоит 16 массивных 60-тонных колонн, каждая из которых в свое время была вывезена из Египта. Сначала их протащили 100 км к Нилу, затем погрузили на баржи и перевезли на кораблях в Средиземное море. Там их доставили в порт Остии, снова погрузили на баржу и по Тибру доставили в Рим, чтобы установить перед куполом для поддержки портика.
Название Пантеона взято из греческого языка
Слово «Пантеон» означает «храм всех богов», где ‘pan’ означает «все»а ’theos’ означает боги«. Считается, что в храме в свое время были представлены все главные божества древних римлян, и по кругу можно было принести богам по очереди Марсу, Венере, Сатурну, Юпитеру и Юноне.
Пантеон послужил вдохновением для создания самых известных соборов
Тот самый флорентийский собор — Санта-Мария-дель-Фьоре — был создан Филиппо Брунеллески по образцу Пантеона. Кроме того, гигантский купол в Риме послужил вдохновением для проектирования купола собора Святого Петра в Ватикане, того самого, ради которого потом с Пантеона содрали бронзовые листы. Кроме того, в Париже есть также свой Пантеон — значительно более скромных размеров, но также созданный по мотивам своего римского «старшего брата».
В нашей статье «Исчезающая Италия» можно увидеть снимки культового фотографа, на которых он запечатлел жизнь вокруг себя такой, какой ее видят только настоящие итальянцы.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Где похоронен рафаэль в риме
Рафаэль и Микеланджело, не уживавшиеся вместе в свое время, существуют неразрывно один от другого в памяти потомства. Биографии их – это история золотого века, история Возрождения. Оба вместе – двуликий Янус. Один весь – протест и борьба, другой – мир и сияние красоты. Один отражает в себе целый мир с его заоблачными сферами, в каждой капле росы видит образ божества, в каждом дуновении ветра слышит небесную гармонию; другой чувствует мощь лишь в самом себе, каждым своим движением хотел бы повелевать миру и богам. Отсюда несходство их личной жизни. Микеланджело интересен весь, с его критическим умом и поэтическим талантом, с его злой иронией, презрением к человечеству, непримиримый и одинокий. Рафаэль, напротив, в личной жизни не интересен. «Он занят небом, не землей». Он добр, любезен, ни с кем не ссорится и никого не защищает. Он погружен от юных лет в свои рисунки и картоны. Ему почти некогда говорить, некогда написать письмо. Политика его не интересует, философия занимает только как предмет изображения. Взамен всего у него одна сила, но зато сила необъятная, – это сила воображения. И еще чувство, подсказывающее ему любовь к красоте, стремление к идеалу. Вся его жизнь – одно стремление, но не бесплодное: «Он умел делать то, что хотели делать другие». И знакомиться с ним – значит знакомиться с тем, что он делал.
История великого человека бывает историей его времени. Таковы биографии Наполеона, Галилея. Напротив, биография Рафаэля заключается в истории его времени, в одном снимке эпохи Возрождения, которая произвела его гений. В сказании о докторе Фаусте, чернокнижнике и ученом, астрономе, математике и медике, выразился весь внутренний смысл Возрождения. Фауст хотел познать все тайны земли и неба. С этой целью он пробовал, при помощи дьявола, совершить воздушный полет, но дьявол уронил его, говорит сказание, и, наказанный за гордость, он очутился снова во прахе. Рафаэль тоже предпринял такой полет, но не с помощью дьявола, а с помощью религиозного вдохновения красотой, и он достиг своей цели и принес миру новые вести и светлые видения.
Рафаэль – избранник судьбы, и счастливый избранник. От колыбели ведет она его к цели как опытный воспитатель, рассчитавший все шансы успеха. Гений его развивается правильно: ничто и никто не становится на его пути, ему не нужно бороться, не приходится испытывать участи непризнанного, а зависть и злоба бессильны против его доброты, ласки, гения. Нигде и никогда ни малейшей ломки характера, никаких сомнений; он идет всегда спокойный и ясный, как св. Маргарита, которой змея не смеет коснуться на его картине.
Родившись в темной Умбрии, будучи сыном скромного художника, он завершает свою царственную деятельность в Риме, и его творчество – эпоха в искусстве.
На пути его между Умбрией и Римом стоит Флоренция, где изучает он человека и природу. Уже первый учитель его, Перуджино, соученик по мастерской знаменитого да Винчи, облегчает ему переход от старой школы к новой.
Леонардо да Винчи и Микеланджело старше его, он берет у них все, что касается техники и знаний, – это фундамент его успеха.
Папы Юлий II и Лев X – его современники, причем единственные в своем роде, ибо смогли дать полный простор его кисти, создать пространство, которое ему оставалось наполнить, не думая о средствах. Наконец, успех, любовь, дружба, богатство, поклонение – все это знал он при жизни, а после смерти имя его венчает вечная слава.
Его смерть – преображение, и о нем можно сказать с полным правом: «Не будем искать его среди мертвых».
Пройти с ним вместе его жизненный путь, хотя бы в небольшом очерке, – это значит жить некоторое время в мире Возрождения и не только познать этот мир, но увидеть зачатие, развитие и расцвет прекраснейшей поры в жизни человечества.
Рафаэль не вышел, подобно Минерве, во всеоружии из головы Юпитера, говорит о нем один поэт. Но добрые феи одарили его богатой восприимчивостью, и с помощью последней гений его достиг такой высоты, что человечество признало его царем в живописи. Этого титула еще никто у него не оспаривал, мало того, мы даже не ждем второго Рафаэля, как ни сильно изменились с того времени взгляды, понятия, идеалы. Рафаэль учился от колыбели до могилы. Он учился у отца, у Перуджино, у Мазаччо и других старых мастеров по оставленным ими произведениям, у Леонардо да Винчи и Микеланджело. И при всем том он остался Рафаэлем. Он брал у каждого, но он знал больше их всех. Он учился, но не заимствовал, не подражал, а во все приобретенное вносил свой собственный стройный порядок. Чувство меры и красоты было в нем необычайно сильно.
Все великие мастера, у которых он учился, оставались каждый в своем очерченном круге. Рафаэль творчески возвышался над всякой условностью, никакие рамки не могли ограничить свободы его воображения, его гения. В нем сочетались умеренность, вдохновение, тонкий вкус, здравое понимание, мудрость и поэзия.
Глава I. Детство
Празднество в Урбино и маленький Рафаэль. – Отец. – Имя Санти. – Урбино. – «Хроника». – Мать. – Влияние отца. – Мадонна Джованни Санти. – Талант отрока.
В средней части восточной полосы Италии, недалеко от берегов Адриатического моря, на скалистой горе высится замок небольшого, но древнего города Урбино, окруженного старинными крепостными стенами.
Ровно четыреста лет тому назад для жителей города, а также окрестных сел и деревень выдался особенно торжественный день. Молодой герцог Урбинский Гвидобальдо, семнадцатилетний юноша, уже успевший покрыть себя воинской славой в рядах папского войска, на этот раз возвращался в родной город мирным победителем; Елизавета Гонзаго, прекрасная и высокообразованная дочь герцога Мантуанского, была трофеем этой победы и стала отныне украшением и славой герцогского двора. В XV веке итальянцы без труда находили предлоги для празднеств, публичных церемоний, маскарадов и процессий. Город Урбино не мог равняться с Флоренцией и Римом в их баснословном великолепии, но жители города, подданные герцога, не уступали никому в усердной службе и преданности своему повелителю. Не только молодость и щедрость герцога вместе с красотою герцогини возбуждали общую радость. Ей способствовала и память об отце Гвидобальдо, знаменитом герцоге Федериго да Монтефельтро, отличавшемся любовью к наукам и искусству, любезностью и покровительством ученым и художникам, что покрыло его имя даже большей славой, чем воинская честь и рыцарская доблесть.
Весь город, как и замок, украшен был пестрыми коврами и гирляндами цветов. Поперек улицы, ведущей к замку, возвышались триумфальные арки, украшенные живописью лучших художников того времени. Не было недостатка ни в музыке, ни в пении, ни в процессиях аллегорических и шутовских, в роскошных нарядах.
Молодой герцог платил гражданам гостеприимством в своем роскошном замке. В стенах последнего находился обширный двор, окруженный, наподобие древнего цирка, амфитеатром, возведенным, по замыслу покойного герцога, для того, чтобы наблюдать за общественными играми. Здесь городские юноши участвовали в игре, называвшейся «Аита». Она заключалась в том, что вся молодежь делилась на две партии, нападавшие одна на другую, причем каждый старался, поборов соперника, перетащить его на свою сторону. На какой стороне оказывалось потом больше таких «пленных», та и считалась победительницей. Отличавшиеся особенной ловкостью и смелостью получали богатые подарки от щедрого герцога, одобрение толпы и своих избранниц.
Читайте далее: