Где хоронят пап римских
Древнеримский некрополь под Ватиканом и могила Святого Петра
Интересных мест вокруг меня — сотни и тысячи. Вокруг — множество не только новых стран, но и городов, до которых я никак не могу добраться (а хочется). Однако есть у меня одна большая любовь — это Италия. Как так получилось — даже не знаю. Ведь дело даже не в том, что там сосредоточена большая часть мирового наследия. И не в том, что это — центр великой римской империи. Может быть, всё так сложилось из-за внутреннего настроя, с которым я раз за разом оказывалась в этой удивительной стране?
Побывав прошлой осенью в «Италии в миниатюре» в Римини, я осознала, сколько всего я не видела. И что мне всё смотреть не пересмотреть. Но несмотря на необъятные просторы страны, есть города, где я была уже не раз, и куда не раз буду возвращаться. Два города — Венеция и Рим.
В очередной раз в Риме я оказалась в начале марта. Всего на три дня, но с чётким планом того, что я хочу увидеть. Чёткий план у меня сложился после чудесного курсы Дианы Клейнер о римской архитектуре, послушав который, я с гораздо большим интересом стала разглядывать остатки римских форумов, понимая и узнавая их детали. Заодно из её лекций я узнала о новых, редко посещаемых объектах. Среди прочего Диана упоминала древнеримский некрополь, расположенный прямо под ватиканским собора святого Петра. Археологи раскопали целую подземную улицу, с гробницами по правую и левую сторону — я должна была это увидеть!
![]() |
Собор Св. Петра и улица некрополя под ним. Видно, что когда-то некрополь располагался на холме — его основание идёт вверх. Картинка отсюда. |
Попасть туда однако оказалось не так просто. Основная информация о том, как это сделать (по-английски), есть на официальном сайте ufficio scavi — офиса раскопок. Там же можно найти ссылку на сайт с виртуальной экскурсией по подземельям, где можно ходить, нажимая на стрелочки (надо только терпеливо подождать, пока ватиканский дядя что-то такое расскажет на пару минут).
Чтобы посмотреть подземные гробницы, необходимо заранее написать в ufficio scavi письмо с возможными датами посещения. Письмо им я писала по-итальянски, но, думаю, можно спокойно написать и по-английски — ответ они присылают на обоих языках. Отвечают довольно быстро – буквально на следующий день я получила письмо с просьбой подтвердить и оплатить своё бронирование. В этом письме была уже указана конкретная дата и время (мне дали самое раннее, на 9 утра). Я писала чуть ли не за полгода, но вроде бы достаточно примерно за месяц — за две недели точно нужно. Стоит это удовольствие 13 евро на человека. Не знаю, нужно ли оплачивать прямо сразу или можно несколько дней подождать. Поскольку я была уверена, что хочу туда идти, откладывать оплату не стала и заплатила по карточке сразу, как получила письмо. После оплаты пришло письмо сначала о бронировании, а потом и о предварительном подтверждении визита. За две недели до дня посещения получила ещё одно подтверждающее письмо (которое текстом, впрочем, не отличалось от первого).
В письмах много говорилось о всяких правилах, Например, что нельзя проносить никаких громоздких вещей, и фотоаппаратов тоже нельзя, что нужно быть соответствующе одетым, и так далее. Однако информации о том, куда и как идти, было явно недостаточно.
Придя на площадь перед собором святого Петра, мы сомневались, куда же нам дальше. Понятно было, что вход должен быть либо справа, либо слева. Поскольку справа традиционно змеилась очередь в собор, мы двинулись налево. Куда именно идти, было всё равно непонятно, так что я бодрым шагом отправилась к швейцарским гвардейцам в цветастой форме, придуманной Рафаэлем. Гвардеец отдал честь и, взяв мою распечатанную бумажку с подтверждением визита, наконец удовлетворил моё любопытство и сообщил мне, куда идти. Оказалось, проход находился в правой части левой колоннады. Перед забором, отграничивающим колоннаду от внутренней ватиканской территории, стоял рентгеновский аппарат, охранник у которого пропускает ровно за 15 или 10 минут до визита. Мы подошли в нужное время, спокойно прошли со своим фотоаппаратом и маленьким рюкзаком (сдавать никуда не пришлось, да там и некуда было), и очутились в толпе таких же, как мы, туристов. Оставив позади тех, кто был на 9-15, мы прошли вперёд к офису, который упоминался в подтверждении бронирования.
![]() |
Территория Ватикана, куда простым смертным вход заказан. wikimapia утверждает, что это здание — сакристия и сокровищница. |
В офисе, предъявив бронирование и удостоверение личности, мы получили билет, а заодно купили несколько открыток. Там также продавалась пара книг, не помню только, были ли они на английском или только на итальянском. Имейте ввиду, что если вы хотите что-то купить, то необходимо это сделать сразу, так как сюда вы уже не вернётесь, а изображения с некрополем в другом месте вряд ли найдётся.
![]() |
Вид на собор Св. Петра «с изнанки». |
Погуляв ещё какое-то время и поснимав в собор святого Петра с необычного ракурса, мы наконец-то дождались экскурсовода и пошли внутрь. Внутри фотографировать, к сожалению, было нельзя, поэтому далее все фотографии из подземелий взяты из Интернета.
Пройдя сквозь зал с макетом собора и развешанными по стенам уж не помню какими рельефами, мы спустились по узкой лестнице и оказались на подземной улице древнеримского кладбища. Надо заметить, что тогда, в далёком втором веке нашей эры, улица была не подземной, а наоборот находилась под открытым небом.
![]() |
Картинка отсюда. |
Могилы на небольшом раскопанном участке — в основном языческие. Зайти никуда нельзя, но почти везде можно поглядеть сквозь стекло. Кое-где сохранились росписи и рельефы, в нишах на стенах когда-то стояли урны.
На фото — мавзолей Tulli и Caetenni, откопанный в 1941 году. В центре — погребальный алтарь.
![]() |
Гробница F. Картинка отсюда. |
Мозаика на полу изображает Меркурия и Плутона. На стенах — изображения павлинов и другие украшения.
![]() |
Гробница I. Картинка отсюда. |
Самый большой мавзолей — мавзолей Valeri — был построен во второй половине II века, во времена Марка Аврелия.
![]() |
Гробница H. Картинка отсюда. |
В более поздних гробницах можно обнаружить христианскую символику, замаскированную под языческие образы. Например, утверждается, что эта мозаика из гробницы М изображает Христа в роли бога солнца Гелиоса. В той же гробнице есть изображения рыбака с рыбами и Ионы с китом.
![]() |
Гробница М. Картинка отсюда. |
Как же так получилось, что целое кладбище оказалось под землёй? Во всём виноват император Константин, тот самый, который перенёс столицу Римской империи в Константинополь, и при котором христианство получило государственную поддержку. Константин пожелал построить базилику на холме, где располагалось кладбище. Почему именно здесь? По очень простой причине — согласно легенде, недалеко от этого места в 66 году в цирке Нерона был распят святой Пётр, и именно на этом холме он был захоронен.
Так, в 326 году, был возведён первый храм Св. Петра. Для его постройки потребовалось разровнять холм и уничтожить языческий некрополь. Император пообещал, что несмотря на строительство, гробницы не будут уничтожены, поэтому их просто засыпали землёй, кое-где, правда, разрушив крышу. Засыпали и забыли.
В XVI веке папа Юлий II приказал построить новый собор на месте базилики Константина. Строили его, как водится, долго, и с участием многих архитекторов. Легенда о том, что алтарь собора находится над местом захоронения Петра, продолжала процветать, однако никакого подтверждения ей не было.
Всё изменилось в 1939 году, когда начались работы по сооружению гробницы Пия XI, попросившего похоронить его рядом с предполагаемой могилой святого Петра. Рабочие наткнулись на кирпичную кладку, сооружённую ещё в доконстантиновские времена. Оказалось, кладка принадлежала одной из гробниц. Новый папа Пий XII повелел продолжать раскопки, надеясь найти саму могилу Петра.
Задача была не из простых — ведь необходимо было проводить работы под полом гигантского действующего храма. В итоге то, что мы можем видеть сегодня — около 20 гробниц — лишь небольшая часть древнеримского наследия, а остальное остаётся спрятанным в толще пород.
Улица древних языческих гробниц заканчивается святая святых Ватикана. Предполагаемое место погребения святого Петра — всего две параллельные стеночки, между которыми, якобы, было опущено его тело. Однако никаких останков в могиле найдено не было. Не было изначально и памятника, обозначавшего место захоронения. Лишь позже появился погребальный памятник — эдикула, который нетронутым вошёл в алтарь первого храма Константина.
А что же с останками? Они были найдены в более поздней стене, просто сваленные грудой. Вопрос, принадлежат ли они апостолу Петру, многие годы оставался открытым. Однако после долгого изучения расположенной рядом с эдикулой стены с граффити Маргарита Гвардаччи, эксперт по ранним христианским надписям, заявила, что одна из надписей означает по-гречески «Пётр здесь», из чего сделали вывод, что это таки останки святого Петра. Далеко не все согласны с этой точкой зрения, однако в 1968 году Ватикан официально признал могилу Святого Петра и его останки.
Вот так вот неожиданно, желая лишь посмотреть на древнеримские усыпальницы, я заодно увидела и мощи первого папы римского, в честь которого назван мой родной город.
Заканчивается экскурсия под полом собора, в папской усыпальнице. Так что мы осмотрели и папские саркофаги (за посещение которых иначе надо было бы платить отдельные деньги), и вылезли в сам собор рядом со знаменитым балдахином Бернини, избегнув необходимость стоять в длиннющей очереди.
Если вы хотите узнать побольше о могиле святого Петра, можете заглянуть в эту статью о Риме апостолов.
В Ватикане в соборе Святого Петра захоронен кипарисовый гроб с телом Папы Римского Иоанна Павла II
Траурная церемония похорон Папы Римского Иоанна Павла II, скончавшегося 2 апреля, прошла сегодня в Ватикане на плошади собора Святого Петра.
В 12:00 часов пятницы (10:00 по римскому времени) началась заупокойная литургия, которая продлилась 2,5 часа.
Вначале траурную мессу отслужил декан коллегии кардиналов и один из претендентов на пост Папы немецкий кардинал Йозеф Ратцингер. После того, как кардинал Ратцингер закончил проповедь, присутствующие на похоронах Папы Римского Иоанна Павла II паломники призвали к его немедленному провозглашению святым. Толпа стала апплодировать и скандировать: «Уже святой!», «Папа!».
Около 14:00 закончилась евхаристическая литургия (liturgia eucharistica) и началось причастие (несколько десятков священников причащают толпу). Завершилась церемония «Молением Римской Церкви», которую прочел папский викарий Рима кардинал Камилло Руини.
В 14:30 (12:30 по римскому времени) начался ритуал погребения тела, который занял менее часа. Тело Иоанна Павла II в закрытом кипарисовом гробу (именно из этого дерева, согласно преданию, был изготовлен крест, на котором распяли Христа) перенесли в базилику Святого Петра.
В 16:20 (14:20 по римскому времени) гроб с телом понтифика, согласно папскому завещанию и решению всеобщей конгрегации кардиналов, не был помещен в саркофаг, а предан земле в катакомбах собора рядом с мощами святого апостола Петра. Кипарисовый гроб с телом был помещен последовательно в два других — цинковый и дубовый. Над прахом Папы была прочитана молитва, обращенная к Богородице, на могилу положена плита из белоснежного каррарского мрамора, служившего материалом для Микеланджело и других великих итальянских ваятелей. В отличие от мессы, церемония погребения Папы Римского не транслировалась по телевидению.
По традиции, в гроб положен кожаный мешочек с медалями, выпущенными за годы понтификата, и металлический пенал со свитком, содержащим жизнеописание Папы (Хронология понтификата). Доступ к могиле Иоанна Павла II будет открыт не ранее понедельника.
Свыше 150 телеканалов мира вели прямую трансляцию траурной церемонии. Но в России увидеть это смогло очень ограниченное число граждан. Ни один из российских каналов не выразил желания показать эти «вселенские похороны». Посмотреть на церемонию, проходившую в Ватикане, смогли лишь подписчики спутниковых каналов. На русском языке прямую трансляцию организовали каналы «НТВ-плюс» и «Евроньюс».
Похороны Иоанна Павла II стали самыми массовыми в истории. По предварительным оценкам, в них в той или иной мере участвовали более 2 млн человек. Римские власти также подсчитали, что за 4 дня с телом понтифика в соборе св. Петра попрощались около 2 млн паломников со всего мира и римлян. В похоронах понтифика приняли участие больше людей, чем на известных массовостью похоронах Сталина, Ганди, Кеннеди и Черчилля.
Общественный порядок обеспечивали 15 тысяч военных и полицейских. Безопасность высоких гостей гарантировали специальные антитеррористические подразделения NATO и Италии. По случаю похорон при Службе печати Святого Престола были аккредитованы 3,5 тысячи журналистов.
Папа Иоанн Павел II скончался на 85-м году жизни вечером 2 апреля от септического шока и сердечного криза после длительной болезни.
В Ватикане в четверг было оглашено духовное завещание Папы Римского Иоанна Павла II. «Бдите, ибо вы не знаете, в какой день Господь наш придет», — такими словами начинается завещание понтифика, которое он начал писать в марте 1979 года и продолжал писать много лет.
В тексте завещания, написанного на 15 страницах на польском языке, в частности, говорится, что понтифик в 2000 году рассматривал вопрос об уходе в отставку. В документе также отмечается, что в 1982 году Иоанн Павел II рассматривал возможность того, чтобы после смерти его похоронили в Польше, но в 1985 году он оставил решение этого вопроса на усмотрение Коллегии кардиналов.
В 1981 году, когда турок Али Агджа совершил покушение на Иоанна Павла II, жизнь понтифику спасло «божественное провидение», отмечается в завещании. Благодаря провидению, считает Иоанн Павел Второй и «холодная война» завершилась «без жестокого ядерного конфликта».
В завещании Иоанн Павел II благословляет свою паству и всех людей, а также просит прощения за свои прегрешения.
В завещании понтифик «мысленно обнимает в своей благодарной памяти» всех епископов, последователей других религий и конфесcий, а также представителей мира культуры, политики и науки, а также журналистов. Персонально упомянуты личный секретарь понтифика Станислав Дзивиш и бывший раввин Рима Элио Тоафф.
По словам Папы, перед Католической церковью стоит задача продолжать следовать по пути, намеченному Вторым Ватиканским Собором. Папа хотел бы приветствовать всех верующих, принадлежащих к другим религиям. Понтифик выразил желание быть похороненным не в саркофаге, а в могиле, «вырытой в голой земле», «как Папа Павел VI».
Как следует из завещания, понтифик не оставил после себя никакой собственности и просил сжечь оставшиеся личные заметки.
Похороны Папы Римского транслировали в прямом эфире в католическом соборе Москвы
Заупокойная месса и обряд погребения Папы Иоанна Павла II транслировались в прямом эфире на большом экране, специально установленном возле алтаря в кафедральном католическом соборе Непорочного Зачатия на Малой Грузинской улице в Москве.
Как сообщили в информационном центре Конференции католических епископов России «решение об этом было принято главой католической митрополии в России Тадеушем Кондрусевичем в связи с тем, что ни один из российских каналов не выразил желания транслировать церемонию из Ватикана в прямом эфире».
Трансляция была организована через спутниковую антенну и сопровождалась синхронным переводом. После нее в соборе было совершено богослужение за упокой души Иоанна Павла II.
На траурные мероприятия в связи с кончиной Папы Римского Иоанна Павла II прибыли около 200 высокопоставленных политических и религиозных деятелей:
Организация Объединенных Наций: Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан;
США: Президент Джордж Буш с супругой Лорой, экс-президенты Джордж Буш-старший и Билл Клинтон;
Россия: Премьер-министр Михаил Фрадков;
Европейский союз: Президент Еврокомиссии Хосе Мануэль Баррозу с супругой, комиссар по вопросам региональной политики Данута Хюбнер, комиссар по вопросам юстиции Франко Фраттини, комиссар по вопросам внешней политики Бенита Ферреро-Вальднер, а также председатель Европейского парламента Хосеп Боррель;
Германия: Федеральный президент Хорст Келер, федеральный канцлер Герхард Шредер, президент бундестага Вольфганг Тризе, премьер-министр Баварии Эдмунд Штойбер;
Польша: Президент Александр Квасьневский, основатель профсоюза «Солидарность» Лех Валенса;
Франция: Президент Жак Ширак с супругой Бернадетт;
Великобритания: Премьер-министр Тони Блэр, принц Чарльз, примас Англиканской церкви архиепископ Кентерберийский Роуэн Уильямс;
Нидерланды: Премьер-министр Ян Петер Балкененде;
Бельгия: Король Альберт II и королева Паола;
Швейцария: Федеральный президент Самуэль Шмид;
Испания: Премьер-министр Хосе Луис Родригес Сапатеро, король Хуан Карлос и королева София;
Норвегия: Королева Соня во исполнение обязанностей больного короля Харальда и премьер-министр Кьелл Магне Бондевик;
Швеция: Премьер-министр Гёран Перссон;
Дания: Премьер-министр Андерс Фог Расмуссен;
Финляндия: Премьер-министр Матти Ванханен;
Чехия: Президент Вацлав Клаус;
Хорватия: Президент Стипе Месич и премьер-министр Иво Санадер;
Венгрия: Президент Ференц Мадл и премьер-министр Ференц Гюрчань;
Румыния: Президент Траян Басеску и премьер-министр Калин Попеску-Таричану;
Греция: Президент Каролос Папульяс;
Турция: Премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган;
Израиль: Президент Моше Кацав, министр иностранных дел Сильван Шалом и высокопоставленные религиозные деятели;
Египет: Министр культуры Фарук Хусни;
Иран: Президент Мохаммад Хатами;
Лига арабских государств: Генеральный секретарь Амр Муса;
Индия: Вице-президент Бхайрон Сингх Шекхават;
Мексика: Президент Висенте Фокс;
Бразилия: Президент Луис Инасио Лула да Сильва;
Эстония: Президент Арнольд Рюйтель с супругой;
ЮАР: Бывший президент Нельсон Мандела;
Демократическая Республика Конго: Президент Жозеф Кабила;
Япония: Ёрико Кавагути, бывший министр иностранных дел, а сегодня — советник премьер-министра Дзюнъитиро Коидзуми;
Константинопольская православная церковь: Патриарх Константинопольский Варфоломей I;
Русская православная церковь: Кирилл, митрополит Смоленский и Калининградский;
Греческая православная церковь: Архиепископ Христодул.
Похороны римских пап
Вне зависимости от вероисповедания большинство людей в мире знает, кто такой Папа Римский и почему его должность важна, а потому за избранием очередного Понтифика новостные издания всех стран следят так же пристально, как и за избранием президента США. Разница в том, что должность Папы является пожизненной, а значит перед избранием нового общественность какое-то время наблюдает еще и похороны предыдущего. Но, как нетрудно догадаться, смерть главы католической церкви столь же ритуализирована, сколь и его жизнь.
Объявление смерти
В былые века от умирающего Понтифика ожидалось, что он, если будет еще в силах, в форме проповеди изложит свою оценку состояния Церкви на данный момент, а также прямо или косвенно укажет кардинала, которого хотел бы видеть следующим Папой. Несмотря на то, что исторически пап часто просили номинировать преемника, следовали этой рекомендации крайне редко.
Наблюдать последние часы жизни Папы собиралась вся курия (т.е. все папские придворные): кардиналы из соседних городов приезжали в Рим, кардиналы из дальних городов, получив уведомление, также стремились добраться до Вечного города, надеясь застать хотя бы последние минуты жизни Папы. Когда Понтифик переставал подавать признаки жизни, необходимо было удостовериться в его смерти. Исторически для оглашения смерти просто звали врача, и тот подносил зеркальце к лицу умершего, чтобы убедиться, что тот не дышит. Однако для процедуры объявления смерти вот уже много веков существует особенный церемониал: кардинал, занимающий должность камерленго (управляющий финансами и имуществом Папского Престола), выходит вперед из толпы церковных иерархов, собравшихся у папского ложа, достает из красного кожаного мешочка серебряный молоточек с выгравированным гербом покойного и трижды легонько стукает умершего по лбу. При каждом ударе камерленго обращается к Папе на его родном языке и зовет его именем, данным при рождении, и именем, данным при крещении: считается, что впавший в летаргический сон человек должен очнуться, если обратиться к нему таким образом. Например, при смерти Иоанна Павла Второго камерленго спрашивал его: «Кароль, ты спишь?» (при рождении Иоанн Павел Второй звался Кароль Юзеф Войтыла). Разумеется, в наши дни к умирающему Папе также зовут и врача, чтобы тот засвидетельствовал смерть привычными нам «мирскими» методами, но вышеописанная церемония проводится в любом случае.
После этого камерленго обращается к собравшимся с фразой «Папа действительно мертв» (лат. Vere Papa mortuus est). Далее камерленго разламывает Кольцо Рыбака – золотой перстень с выгравированным именем Понтифика, который вручает Коллегия кардиналов новому Папе при его интронизации (т.е. при вступлении в должность). В момент смерти Папы его перстень уничтожается во избежание фальсификации документов, однако следует отметить, что в старину это была, конечно, куда более актуальная мера предосторожности, чем сейчас: до середины 19 века Кольцо Рыбака использовалось как печать для удостоверения папских писем частного характера. Далее камерленго также разламывает еще один атрибут папской власти – папскую печать. После этого камерленго уведомляет чиновников Курии и декана Коллегии кардиналов о смерти Понтифика и начинает подготовку к похоронам папы и конклаву, на котором будет избран новый Понтифик. А вплоть до избрания объявляется период Sede Vacante – время вакантного Святого Престола.
Sede Vacante
В момент наступления Sede Vacante все чиновники Римской курии лишаются своих должностей (они потом могут быть назначены обратно новым Папой), за исключением трёх человек: вышеупомянутого камерленго Римско-католической церкви, декана Коллегии кардиналов и великого пенитенциария. Во время Sede Vacante Престолом Святого Петра, Ватиканом да и всей католической церковью в целом управляет Коллегия кардиналов во главе с кардиналом-камерленго. В течение всего этого периода камерленго считается местоблюстителем Святого Престола. Перед кардиналом-камерленго стоят две задачи: похоронить умершего Папу и организовать Конклав для выбора нового.
В 1831 было установлено, что период Sede Vacante должен длиться не более 20 дней, а Конклав обязан состояться не позже 18-го дня после смерти Папы. Однако на протяжении многих веков у данного периода не было четких границ, так что с учетом неразвитых средств коммуникации Sede Vacante мог длиться месяцы, а то и годы. Самым длинным Sede Vacante считается период между смертью папы Климента Четвертого и избранием Григория Десятого: он длился с 1268 до 1271 год.
В то время как в обычное время в Ватикане чеканят монеты и печатают почтовые марки с изображением текущего Папы, во время Sede Vacante изображение на них меняется: лик умершего Папы заменяет герб кардинала-камерленго и добавляется (часто, но не всегда) надпись Sede Vacante. Этот обычай существует и сегодня: лица пап чеканят на монетах евро.
Погребение Понтифика
Следует понимать, что церемония погребения Пап менялась на протяжении истории, и наиболее недавнее и наиболее сильное изменение произошло во время Второго Ватиканского Собора в 1960-х по инициативе Павла Шестого, который значительно упростил многие обряды, включая похоронные, сделав их менее помпезными. Таким образом, описанная здесь процедура будет давать лишь общее представление о современном порядке вещей.
Колокола Собора Святого Петра оглашают смерть Понтифика. Тело понтифика наряжают в красно-золотую ризу и фанон (вытянутый головной убор) из белого шелка с золотой вышивкой. Раньше тело Папы относили в Часовню Святого Причастия, что по правую сторону от Собора Святого Петра, где его на два дня выставляли на всеобщее обозрение в нефе (без бальзамирования сохранять его дольше было невозможно). В назначенное время его тело переносили к алтарю и служили заупокойную мессу. Сразу после общего отпущения грехов тело Папы помещается в три гроба: кипарисовый гроб, который символизирует человеческую природу Папы, затем свинцовый гроб, на котором написано имя Папы, даты его правления и в который кладут копии наиболее важных документов, подписанных им при жизни, а также сломанную папскую печать, а затем вязовый гроб — сделанный из самого драгоценного дерева, что растет в окрестностях Рима, этот гроб символизирует величие умершего религиозного деятеля. На лицо и руки Понтифика помещаются покрывала из шелка. Затем гробы запечатывают и покрывают фиолетовыми лентами крест-накрест.
Как только запечатан последний из трех гробов, в окружении умершего остаются только его семья и домочадцы; в их присутствии гроб опускается в крипту под Собором Святого Петра, откуда позже будет доставлен на место окончательного упокоения (которое обычно выбирает сам Понтифик при жизни). Викарий (местоблюститель) Ватикана, в свое время также известный как папский ризничий, покидает место упокоения Папы последним, перед этим благословляя его тело.
С этого момента траур официально заканчивается, и Ватикан начинает готовиться к Конклаву, на котором будет избран новый Понтифик.
Возможно, вам будет интересно:
Тайны Ватикана. Могила апостола Петра
Одной из самых главных тайн Ватикана является фактическое местонахождение могилы апостола Петра. С этим захоронением связана интересная история, произошедшая уже в XX веке. В 1939 году после смерти понтифика, которого звали Пий XI, собралось огромное количество верующих в соборе Святого Петра; люди пришли помолиться за упокой души священнослужителя. В тот момент, когда в соборе проходили похороны, в подземелье происходили работы. Там с пола начали снимать огромные плиты из мрамора. Рабочие под ними обнаружили земляной пол и начали его копать, как вдруг, их лопаты уперлись во что-то твердое.
Расчистив площадку, люди обнаружили еще несколько плит, а под ними огромную нишу. Рабочие знали историю создания собора, что он в свое время был построен на сваях, установленных в рыхлый грунт, дальше копать они побоялись, так как дальнейшие работы могли повлиять на равновесие обители. Но почему во время похорон рабочие копали подземелье собора? Оказывается, эти люди исполняли последнюю волю почившего на тот свет понтифика, который пожелал быть похороненным в стенах древнего подземелья, рядом с гробницей святого. Кардинал Пачелли должен был стать новым папой римским. Именно он и распорядился похоронить предшественника, согласно его последней воле. Рабочие, обнаружив плиты, позвали священника Людвига Кааса, который являлся профессором истории церкви. Некогда покойный приказал ему изучить подземелье под собором, этим Каас и занимался на продолжении всей своей религиозной службы Ватикану.
Найденная ниша наводила священника лишь на одну мысль: там должна быть могила апостола Петра. Будущий папа Пий XII, кардинал Пачелли всю свою жизнь стремился разгадать тайну знаменитой гробницы апостола Петра. Как только он был избран конклавом на высший духовный пост, то первым же делом понтифик спустился в помещение подземелья, чтобы своими глазами увидеть найденную плиту. Папа долго размышлял, а потом все-таки решился на то, что было под запретом долгие годы: он приказал начать проведение археологических работ под собором. Понтифик считал, что там должна находиться могила апостола. Конечно же, религиозный деятель сильно рисковал, подвергаясь всеобщей насмешке со стороны других священнослужителей в том случае, если бы оказалось, что на самом деле под плитой ничего нет. Да и отсутствие могилы Петра подставило бы под удар саму легенду. Плиты, на которые наткнулись рабочие, оказались полом базилики, она была построена на этом месте в IV веке. Это здание было построено по приказу императора Константина. По некоторым данным, под алтарем найденного древнего храма, как раз и могла находиться могила апостола. Собор же был построен на месте разрушенной базилики. Алтарь новой обители был построен в аккурат над старым, в его полу даже имелось отверстие, чтобы верующие смотрели в него и мысленно обращались к Петру с молитвами. Но со стороны это выглядело довольно нелепо, так на самом деле никто доподлинно не знал, где может находиться могила апостола.
О том, что под собором Святого Петра должны были проводиться своеобразные археологические раскопки, не должна была узнать ни одна живая душа, кроме самого понтифика и рабочих, с которых он взял клятву о молчании. Однако, несмотря на все усилия Пия XII после Второй Мировой войны об его задумке узнал весь мир. Папа в своих многочисленных выступлениях стал говорить о том, что раскопки должны принести уверенность в том, что на территории Ватикана есть священная реликвия. Но разговоры свои он вел в слегка завуалированной форме, что только подстегивало интересы общества. Рабочие копали и откапывали с каждым днем все новые и новые артефакты. Раньше было принято считать, что южные стены катакомб опирались на находившийся там в далекие времена цирк Нерона, в котором было принято проводить массовые казни христиан. Бытует мнение, что в цирке был распят и апостол Петр, но раскопки показали совсем иную картину. Рабочие под базиликой обнаружили целое кладбище, состоящее из множества мавзолеев, склепов. Когда рабочие оценили примерные размеры некрополя, то обнаружили, что он является самым большим из имеющихся в Риме. Расшифрованные записи показали, что погост предназначался для язычников, но на нем было немало могил и христиан. Очевидно, что люди были похоронены в этом месте на самой заре возникновения религии. А уже позже Константин приказал построить на этом месте храм. Языческое кладбище оказалось последним пристанищем для многих христиан. Почему христиане были похоронены среди язычников? Ответ прост: они стремились быть ближе к апостолу.
На одном из мавзолеев была найдена мозаика, на которой был изображен Петр, галилейский рыбак. Пий XII начал постепенно восстанавливать все события. Петр был казнен в 67 году в цирке, а затем захоронен на местном кладбище. С 80-х годов его могилу стали защищать и охранять адепты христианства. Скорее всего, что участок с могилой был впоследствии выкуплен, а затем обнесен забором, а затем и построили стену, которую назвали красной. Место, обнесенное забором, и посчитали захоронением Петра, но вскрытое захоронение оказалось пустым. Понтифика такой результат ничуть не расстроил. Исследователи в области католицизма упоминали, что ими был найден обезглавленный скелет человека непреклонных лет. Есть все основания полагать, что данные останки могут принадлежать апостолу. Папа Пий XII всю свою жизнь с надеждой, что он отыщет святые мощи, можно полностью утверждать, что он добился своей цели и умер со спокойной душой.
Катакомбы Рима – завораживающий подземный мир Вечного города
Катакомбы Рима – древние подземные лабиринты-некрополи, в которых язычники и первые христиане хоронили своих умерших. Города мертвых многое могут поведать живым, потому что они практически не испытывали влияний извне на протяжении столетий, тогда как город живых (Рим) неоднократно перестраивался и изменял свой облик.
В окрестностях Рима находится более 60 катакомб, но в этой статье речь пойдет о самых длинных и значительных – тех, которые находятся на построенной еще в дохристианскую эпоху Аппиевой дороге. Катакомбы познакомят вас с ранним утром христианства (II-V века нашей эры) и перенесут во времена первых пап, начиная с апостола Петра, когда эта религия только начинала завоевывать умы и сердца и обретала свой собственный художественный язык.
1. Что можно увидеть в катакомбах / Почему стоит посетить катакомбы Рима
Когда в V в. до н.э., еще в дохристианскую эпоху, был введен запрет на захоронения в черте Рима, возникла традиция хоронить умерших за пределами города. Римская знать строила для себя великолепные усыпальницы – мавзолеи и колумбарии (хранилища урн с прахом), которые и сегодня можно увидеть, например, вдоль Аппиевой дороги .
Остальным же, кто не мог позволить себе отдельную усыпальницу на поверхности земли, достался подземный мир. Существует гипотеза, что для захоронений использовали пещеры и тоннели каменоломен, в которых добывался мягкий камень туф (травертин). Из него были построены такие римские здания, как, например, Колизей. Символично, не правда ли, что этот камень преследовал римлян и при жизни, и после смерти.
Начиная со II века н.э., первые христиане стали хоронить своих умерших, в том числе мучеников и святых, подвергшихся гонениям и казням по приказу языческих императоров, в катакомбах. Так рядом с Римом выросли целые подземные города – некрополи, где и христиане, и язычники обретали вечный покой, всего около 500 000 человек.
В коридорах катакомб, вдоль стен разветвленных и узких тоннелей, выдалбливась прямоугольные ниши в несколько рядов (loculi – дословно «местечки»), где хранились останки большинства усопших (и язычников, и христиан). Останки святых и мучеников удостаивались отдельной гробницы с отверствием сверху и невысокой глухой аркой, обычно украшенной фресками и христианскими символами.
Аркосолий — невысокая глухая арка в стене, под которой в гробнице помещали останки усопших, чаще всего святых и мучеников, а надгробную плиту использовали как алтарь при совершении литургии
Посещение катакомб позволит прикоснуться к истокам современного христианского Рима и Ватикана , центра католического мира, и больше узнать об истории христианства. В катакомбах совершались первые богослужения на гробах мучеников (отсюда ведёт своё начало христианская традиция совершения литургии на мощах святых), а стены и потолки тоннелей украшались фресками.
Я зыческие и светские рисунки здесь соседствуют с фресками, иллюстрирующими сцены из Библии и рисунками с характерными раннехристианскими символами – рыба, агнец, голубь с оливковой ветвью в клюве, якорь, хризмы (монограмма имени Христа, которая состоит из двух начальных греческих букв хи и ро) . Таким образом, в катакомбах можно увидеть одни из первых свидетельств художественного осмысления образа Иисуса Христа и всего христианского учения.
Кубикулы (дословно «покой») – небольшие камеры, расположенные по сторонам основных ходов. В кубикулах располагались захоронения нескольких человек, часто они служили фамильными склепами
Первые христиане подвергались гонениям со стороны римского государства как оскорбители величества (majestatis rei), отступники от государственных божеств (sacrilegi), последователи запрещенной законом магии (magi, malefici), исповедники недозволенной законом религии. Однако для христиан, и это расходится с распространенным мнением, катакомбы не служили убежищем во время гонений, по крайней мере на длительное время, так как в тоннелях под землей было очень мало места и воздуха. Римские власти знали о существовании захоронений, но не трогали их, потому что эти области, вне зависимости от религиозных представлений умерших, считались охраняемыми и неприкосновенными.
В любом случае катакомбы использовались ранними христианами не только для захоронений (многие христиане желали быть похороненными рядом с мучениками и святыми), но и для проведения богослужений и молитв в те времена, когда христианство находилось под запретом языческих императоров.
В V века захоронения в катакомбах прекратились, но с этого периода они приобретают популярность у паломников, желавших помолиться на могилах христианских мучеников и святых.
2. Катакомбы Рима на Аппиевой дороге
Аппиева дорога (Via Appia Antica) – одна из 7 основных дорог, соединявшая столицу империи с морским портом Брундизием (современный Бриндизи), расположенном на «каблуке» Аппенинского «сапога». Сегодня э та дорога приведет вас в уникальный парк, где практически не бывает туристов, но очень многолюдно по выходным – здесь любят отдыхать сами римляне: устраивать пикники, играть в мяч или просто валяться на солнышке. Кстати, на территории парка снимали сцены для таких фильмов, как «Сладкая жизнь» , «Мама Рома», «Великая красота» и телесериал «Рим».
Вдоль Аппиевой дороги расположены как мавзолеи и колумбариии римской знати, так и самые обширные катакомбы Рима с уникальными фресками и рисунками на стенах и потолках. Наиболее интересные и масштабные катакомбы, открытые для посещения на Аппиевой дороге: катакомбы Святого Каллиста (San Callisto), катакомбы Святого Себастьяна (San Sebastiano), катакомбы Святой Домициллы (Santa Domitilla). Посещение катакомб проводится в составе организованных групп. Гидом, как правило, является священник или монах, хорошо владеющий историей и понимающий символику этих подземных раннехристианских некрополей.
Катакомбы Святого Каллиста, катакомбы Святой Домициллы и катакомбы Святого Себастьяна находятся близко друг от друга, так что есть возможность посетить их за один раз. Тщательно распланируйте день, используя информацию о времени работы катакомб, если хотите посетить все три достопримечательности за одну поездку.
Как добраться до катакомб на Аппиевой дороге на общественном транспорте?
Автобус ROMA ATAC:
- №660 от станции метро «Colli Albani» (красная линия A)
- № 118 от станции метро «Colosseo» или станции метро «Circo Massimo»(синяя линия B)
- №218 от станции метро «San Giovanni» (красная линия А)
3. Катакомбы Святого Каллиста (Сан-Каллисто)
Катакомбы Сан-Каллисто – самые популярные у туристов (а значит и самые загруженные), но и представляющие наибольший интерес. Они же считаются самыми древними и протяженными (свыше 20 км, 4 уровня, уходящие в глубь земли на 20 метров). Здесь находились останки 16 римских пап, а также более 50 христианских мучеников. Эти катакомбы получили свое название в честь диакона и впоследствии Папы Римского Каллиста, который в III веке н.э. значительно их расширил и благоустроил.
Подземный некрополь включает в себя несколько значимых областей, состоящих из крипт и кубикулов. Склеп пап – самый важный и почитаемый склеп кладбища, называемый «маленький Ватикан», поскольку здесь находилось официальное захоронение девяти пап и, возможно, восьми высокопоставленных лиц Римской церкви III века.
В крипте Святой Цецилии, покровительницы церковной музыки, умершей мученической смертью, на протяжении нескольких веков хранились ее останки, пока в 821 году они не были переданы церкви в Трастевере, построенной в ее честь.
Статуя Св. Цецилии – копия знаменитой работы, выполненной Стефано Мадерно в 1599 году
Рядом со склепом пап находятся кубикулы Таинств – 5 маленьких комнат, служащих фамильными склепами. Они ценны своими фресками начала III века, которые изображают раннехристианские символы и сцены таинства Крещения и Евхаристии.
Кубикулы Таинств
Адрес: Via Appia Antica 110/126
Время работы: 9.00 — 12.00, 14.00 — 17.00. Закрыто по средам, 25 декабря, 1 января, в Пасхальное воскресенье. Катакомбы Сан-Каллисто будут закрыты с 25 января по 21 февраля 2018 года.
Стоимость: взрослые – 8 €, дети от 7 до 15 лет – 5 €, бесплатно детям до 6 лет. В стоимость включено посещение с гидом.
4. Катакомбы Святого Себастьяна
Эти катакомбы названы в честь Святого Себастьяна, римского легионера, исповедовавшего христианство и принявшего мученическую смерть. Римляне не использовали слово «катакомбы» в современном значении, их кладбища и захоронения назывались «цеметерий» (усыпальница). Могила Святого Себастьяна находилась в месте, которое называли ad catacumbas, что означает «рядом с углублениями (котлованами)» – из-за шахт по добыче туфа (травертина) , который использовали для строительства римских зданий. С тех пор и пошел обычай называть подземные захоронения катакомбами.
У входа в катакомбы сохранилось помещение, называемое triclia. Многие ученые полагают, что именно здесь временно размещались останки апостолов Петра и Павла (больше узнать о них можно на нашем квесте «Ангелы и демоны. Тайны Ватикана» ), о чем могут свидетельствовать символы и надписи , посвященные самым почитаемым в католичестве святым. Также в этих катакомбах расположена крипта св. Себастьяна, где до переноса в церковь хранились его мощи. Крипта отреставрирована, на части античной колонны находится бюст св. Себастьяна, выполненный Бернини.
Адрес: Via Appia Antica, 136
Время работы: 10:00 – 17:00. Закрыто по воскресеньям, 25 декабря и 1 января.
Стоимость: взрослые – 8 €, дети от 7 до 15 лет – 5 евро, бесплатно детям до 6 лет. В стоимость включено посещение с гидом.
5. Катакомбы Святой Домициллы
Катакомбы Святой Домициллы являются одними из крупнейших в Риме и достаточно хорошо сохранились. Их протяженность – 17 км, они имеют 4 уровня и 150 000 захоронений, датируемых II-V веками н.э. Катакомбы расположены под римской базиликой святых Нерея и Ахилея, на месте семейного захоронения Флавиев (римской императорской династии, при которой началось строительство Колизея, называемого также амфитеатром Флавиев).
По одной из существующих версий, участок принадлежал Домицилле, внучке императора Веспасиана и жене консула Тита Флавия Клеменса. По приказу императора Домициана, при котором начались масштабные гонения на христиан, Тита Флавия казнили, а Домициллу сослали на отдаленный остров. В официальном обвинении значилось, что их покарали за « атеизм» – считается, что супруги либо исповедовали иудаизм, либо приняли христианство, отказавшись от господствовавшего в империи культа римских богов и обожествления императора. Так или иначе, Домицилла, которая позволила хоронить в принадлежащих ей галереях христиан, была причислена к лику святых католической и греческой православной церквями.
Самый большой интерес в этих катакомбах Святой Домициллы представляют фрески – первые попытки изобразить Иисуса, апостолов и сцены из Библии, давшие толчок развитию христианской художественной мысли. Один из самых бесценных рисунков – Иисус в образе Доброго пастыря с агнцем на плечах, иллюстрирующий слова из Евангелия от Иоанна «Я есмь пастырь добрый».
В 2014 году изображения в катакомбах Святой Домициллы, частично скрытые под слоем грязи, плесени и отложений карбоната кальция, были очищены группой реставраторов с помощью лазера, и миру открылись новые неизвестные участки древних фресок. Например, найдена иллюстрация к истории о том, как Иисус накормил пять тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами. Также найдено изображение пекаря с меркой для зерна и цикл фресок, показывающий, как зерно доставляют из Египта в морской порт Рима Остию (так называемая «комната пекарей»).
«Комната пекарей». Надпись Bosio оставлена Антонио Бозио, который в XVI веке открыл существование катакомб и на протяжении 36 лет их изучал
Посетители также могут ознакомиться с экспонатами небольшого музея, в котором представлены статуи, части саркофагов и другие артефакты из гробниц.
Адрес: Via delle Sette Chiese, 280/282
Время работы: 9:00 – 12:00; 14:00 – 17:00. Закрыто по вторникам, 25 декабря, 1 января.
Стоимость: взрослые – 8 €, дети от 6 до 15 лет – 5 евро, бесплатно детям до 6 лет. В стоимость включено посещение с гидом.
Автобусы ROMA ATAC №№ 714, 716, 160, 670, 30 ( карта )
Читайте далее: