Фрески помпеи и геркуланума

Фрески Помпей, античная живопись

Продолжаю свой рассказ об Археологическом музее в Неаполе. В прошлый раз мы с вами посмотрели античные скульптуры, Секретный кабинет и мозаики и остановились перед самым интересным разделом: фресками.

Фрески Помпей — совершенно отдельное явление в области искусства. Я говорю «Помпей», подразумевая так же фрески, найденные в Геркулануме, Стабиях, Оплонтисе, Боскореале — т.е. во всех городах, разделивших судьбу Помпей и погибших при извержении Везувия в 79 году. Сейчас в раскопанных городах фресок почти не осталось – они были сняты со стен (с разной степенью аккуратности) и переправлены в музеи – по большей части в Национальный археологический музей в Неаполе.

Стили помпейских фресок

Античное фресковое искусство, как и любое другое, имело в своем развитии несколько фаз. Классификацией фресок в Помпеях занимался немецкий ученый Август Мау, переехавший в Италию в 1872 году. Он выделил 4 стиля помпейских фресок.

1 стиль – «инкрустационный» — был распространен в 200-80 гг до н.э. В это время стены домов в Помпеях принято было облицовывать рустом, камнем с необработанной поверхностью, украшать лепниной, а также делать вставки из мрамора или имитировать мраморную поверхность с помощью рисунка.

На смену ему пришел 2 стиль – «архитектурно-перспективный». Мода на этот стиль продержалась почти век – с 80-х гг до н.э. до 15 г. н.э. Стены жилищ в это время украшались рисунками с изображением колонн, окон, соседних зданий и — уходящего вдаль пейзажа. Впоследствии композицию стали дополнять фигурами людей, сценами на фоне пейзажа.

3 стиль – «орнаментальный», или «канделябрный», или «египетский» — начался в 15 г и закончился в 62. Колонны и прочие детали строений сменились легким орнаментом (как элемент орнамента в это время часто использовались канделябры). Также были распространены длинные гирлянды из листьев и цветов. Иногда в центре стены, украшенной орнаментом, помещалась небольшая картина.

В 30 г до н.э. в состав Римской империи вошел Египет, и влияние египетского искусства нашло отражение и в фресковой живописи Помпей: стены жилищ украсились изображением сфинксов, цветов лотоса, цапель, зимородков, египетских богов.

В 62 году Везувий сделал предупреждающее землетрясение. Многие жилища в Помпеях пострадали, но люди, вместо того, чтобы перебираться на новое место, восстановили поврежденные дома и расписали стены по новой моде. Так возник 4 помпейский стиль, просуществовавший до 79 года — до «окончательного» землетрясения.

4 стиль называют «фантастическим», или «иллюзорным». В нем присутствуют элементы 2-го и 3-го стилей. Как правило, на фресках изображены мифологические сцены на фоне фантастических, условных строений, гротескных пейзажей, создающих впечатление декораций и театрального действия.

4-м стилем все и закончилось.

Внутри стилей Август Мау выделял фазы, но мы не будем сильно углубляться в теорию, а перейдем лучше к практике.

Фрески в Археологическом музее Неаполя

Храм Исиды в Помпеях

Несколько залов Археологического музея занимают ценности, найденные в храме Исиды в Помпеях. Исида — одна из самых почитаемых богинь древнего Египта, жена бога Осириса, богиня-мать Вселенной. Ее культ был широко распространен в греко-римском мире — во многих античных городах были построены храмы в честь богини, ставшей символом материнства и плодородия (ее прообраз в греческой мифологии — богиня Деметра).

Фрески из храма Исиды:

Священнодействие. Собравшиеся внимают священнику. Цапля, или птица Бенну, в египетской мифологии олицетворяет бога вечного возрождения (в картине 4 цапли). По одной версии Бенну — душа бога Ра, по другой — птица вылетела из сердца Осириса.

Прибытие Ио в город Канопус.

Идиллический сакральный ландшафт. На скале виднеется храм. На переднем плане — цапля.

Исида и речные боги. Исида перевозит в лодке тело Осириса, собранное из кусков.

Время создания фресок — около 60 г. 4 помпейский стиль.

Помимо фресок в зале храма Исиды представлены скульптуры, чаши, эпиграфы.

Фрески из Боскореале

«Bosco reale» — в переводе означает «королевские угодья». Находились угодья чуть северней Помпей, туда выезжали охотиться, и построенные здесь виллы использовались предположительно как охотничьи домики.

В 1893 году в городе Боскореале, была обнаружена вилла Fannius Sinistor с прекрасно сохранившимися фресками. Все эти фрески «на корню» были закуплены США и сейчас выставляются в Метрополитен-музее. Найденный на вилле клад купил Ротшильд и впоследствии передал его в Лувр. Чуть позже там же, в Боскореале, откопали еще несколько фресок – их уже отправили в музей Неаполя.

Фрески из Боскореале:

На фреске изображена зала, разделенная колонной. На голове мужчины с копьем (предположительно диадоха Антигона) — характерный для древних македонян головной убор.

Фреска, написанная в 60-х гг до н.э., является копией фрески III века до н.э., украшавшей дворец или общественное здание в античной Македонии.

Фрески из Помпей

Персей освобождает Андромеду. Фреска найдена на вилле Диоскуров в Помпеях, написана в 62-79 годах, 4 стиль

Жертва Ифигении — фреска найдена в доме Поэта-Трагика в Помпеях, датируется 45-79 годами, 4 стиль.

Одиссей и Диомед тащат Ифигению на жертвенник. Жертва предназначалась Артемиде, наславший безветрие на греческие корабли, которые из-за полного штиля никак не могли отправиться в Трою.

Справа стоит священник, готовый совершить жертвоприношение, а отец Ифигении, царь Агамемнон, согласившийся принести дочь в жертву, стоит, отвернувшись и заслонив лицо рукой.

Но наверху Артемида уже готовит замену — в последнюю минуту на жертвеннике окажется лань, а Ифигения перенесется в Таврию.

А вот вам картина из жизни — изображение драки между болельщиками, произошедшей в 59 году в амфитеатре в Помпеях. Драка была настолько бурная, что Нерон на 10 лет запретил игры.

Терентий Нео и его жена. Трогательный портрет семейной пары, написанный на внутренней стене их дома.

Бахус на фоне Везувия. Да, когда-то Везувий имел совсем другие очертания.

Похищение Европы

Орнаменты:

Фантасмагорическая картина с участием людей и животных:

Сцена охоты: множество персонажей, порыв, движение — и две неподвижные фигуры под скалой, не вовлеченные в общую сумятицу.

Здесь тоже — накал действия и невозмутимость:

Немногословно и с настроением. Минимум цветов, прекрасно по композиции

Неужели Поццуоли (тогда — Путеолы) были когда-то столь прекрасны?

Вид на порт Путеолы

Причудливые архитектурные формы

Всадники и колонны:

Сцены жанровые и мифологические:

«Средь шумного бала»

Летящие по небу:

Два зеркальных отражения:

На фоне скал и строений:

Конечно, фотографии не могут передать того впечатления от фресок, когда они находятся у тебя перед глазами. Еще более сильное впечатление они оказывают, когда видишь их не в музее, а на стенах домов, где они изначально находились. В дальнейшем мы посмотрим виллы в Геркулануме, Оплонтисе и Стабиях, где фрески еще кое-где сохранились.

Полезные сайты для подготовки к путешествию

— съём жилья у хозяев — Airbnb или Суточно.ру

— подбор готовых туров — Travelata
Скидка на 300 руб. на туры от 20 000 руб. — по промокоду AF300putevye
Скидка на 500 руб. на туры от 40 000 руб. — по промокоду AF500putevye

— оформление туристической страховки — Cherehapa

— заказ такси/трансфера — KiwiTaxi или intui.travel

— заказ экскурсий на русском языке — Tripster
— экскурсии на английском — GetYourGuide

— универсальная сим-карта, одна для всех стран — Drimsim

— ж/д и автобусные билеты в Европе — Omio.com и Rail Europe

— прокат велосипедов, скутеров, квадро- и мотоциклов — BikesBooking

— в поездках пользуюсь картой Tinkoff Black

Помпеи, Стабии и Геркуланум – археологические консервы

Величайшая катастрофа античного мира через два тысячелетия стала беспрецедентным подарком для археологов.

Жизнь до гибели

Города, процветавшие во времена Римской империи у подножия Везувия в начале первого тысячелетия, возникли не на пустом месте. Помпеи были основаны осками — древним италийским народом — в VII веке до н. э. Позднее оски были вытеснены этрусками, которых в свою очередь выселили самниты, и в конце концов в III веке до н. э. здесь обосновались римляне.

Это были провинциальные богатые города со всеми атрибутами больших поселений того времени — языческими храмами, форумами и амфитеатрами для театральных представлений и гладиаторских боев, торговыми лавками, ремесленными мастерскими, термами и лупанариями — тогда так назывались публичные дома. На площадях били фонтаны, а по мощеным улицам проносились колесницы.

Портрет женщины. (пресс-служба Эрмитажа)

Мозаика. Помпеи. I век н. э. Деталь © Museo Archeologico Nazionale di Napoli (Национальный археологический музей Неаполя) © Giorgio Albano, photo (Джорджио Албано, фото)

Дома были богато украшены мраморными статуями, фресками и мозаиками с изображением античных богов, мифических и реальных героев, а также со сценами из жизни горожан, натюрмортами и портретами самих римлян.

Настенная живопись использовалась везде: в общественных зданиях, в частных домах, в военных сооружениях и в гробницах. Некоторые росписи выглядели, как картины в рамах, другие занимали всю поверхность стены или, напротив, незначительное место в центре панелей, окруженных орнаментом. Для облегчения работы с заказчиком у дизайнеров того времени были каталоги с картинами известных художников, откуда брались сюжеты и делались копии для фресок и мозаик.

Римляне и греки

Римляне — прямые наследники древних греков. У них общие боги и мифические герои, а римское изобразительное искусство базировалось на греческих образцах.

Сохранилась прекрасные образцы настенной живописи о самом знаменитом герое греческой мифологии Геркулесе: «Геркулес и Омфала» из Дома Марка Лукреция, «Геркулес и Несс» из Дома Кентавра в Помпеях, и «Геракл и Деянира» из виллы Ариадны в Стабиях; и об Ахилле, герое и участнике Троянской войны в росписях «Ахиллес на Скиросе» и «Ахиллес и Брисеида».

От древнегреческой живописи до нашего времени дошло очень немногое. Сегодня представление о ней как раз и дают копии с греческих подлинников на росписях римских городов, разрушенных в результате извержения Везувия. Какая ирония судьбы! Если бы Помпеи, Стабии и Геркуланум не были бы погребены под слоем пепла, оказавшимся природным консервантом, безжалостное время не пощадило бы ни росписей, ни домов, ни улиц, ни многочисленных предметов, принадлежащих жителям древнего города.

Геракл и Омфала. Фреска. Помпеи, дом Марка Лукреция. I в. н. э. © Museo Archeologico Nazionale di Napoli (Национальный археологический музей Неаполя) © Giorgio Albano, photo (Джорджио Албано, фото)

Несмотря на то, что извержение Везувия нельзя назвать неожиданным, жители разрушенных городов не были готовы к такому трагическому исходу. За 17 лет до трагедии уже было землетрясение, которое можно назвать предупредительным. Многие здания пострадали, но оно было не очень сильным и породило не панику, а строительный бум, став поводом для многих домовладельцев обновить интерьеры и внешний облик вилл и дворцов.

Горожане, проживавшие у подножья вулкана, привыкли к возникавшим время от времени толчкам и считали, что многочисленные всесильные боги, которым они строили храмы и святилища, не дадут им пропасть. Но извержение вулкана на этот раз было таким сильным, что города буквально за сутки были полностью засыпаны лавой из пемзы, образовавшейся в жерле Везувия, а пепел через Средиземное море долетел до Египта.

Жизнь после смерти. Триумфальное возвращение

Много столетий города покоились под толстым слоем пепла и лавы, постепенно сливаясь с пейзажем и становясь частью природы, пока в 1592 году архитектор Доминико Фонтана не натолкнулся на часть городской стены. Но время возвращения еще не пришло. Находке не придали большого значения. Раскопки начались только в середине XVIII века. Работы велись таким варварским способом, что после протестов со стороны ученых они были прекращены неаполитанским королем Карлом III. В лаве пробивали тоннели, дома освобождали от грунта, но за сохранностью архитектурных элементов никто не следил. Фрески и мозаика варварски выламывали из стен и полов, и отправляли в королевский музей в Портичи, где одни находки становились частью экспозиции, а другие уничтожались. Раскопанные участки засыпали землей.

Постепенно раскопки стали производиться более научно, вынутый грунт стал вывозиться за территорию раскопок, а все, что не отправилось в королевский музей, оставалось на своих местах и выставлялось на всеобщее обозрение. Откопанные здания и памятники принялись реставрировать. Был разработан план государственной экспроприации территории раскопок, который осуществили при Бурбонах.

Для желающих начали проводить экскурсии по раскопанным улицам, которые сразу же стали очень популярными, и интерес к ним никогда не угасал. Сегодня это самые посещаемые античные достопримечательности Италии, где ежегодно бывает около 2 млн туристов. Помпеи, музей под открытым небом, внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Помпеи в Санкт-Петербурге

В Малом манеже Государственного Эрмитажа до 26 июня работает выставка «Боги, Люди, Герои», подготовленная совместно с Национальным археологическим музеем Неаполя и археологическим парком Помпей. Посетители увидят 200 памятников античного искусства. Среди них — 70 экспонатов из «Помпеянского» собрания Эрмитажа, которое насчитывает более 300 предметов из Помпей и Геркуланума. Это результат тесных контактов между Россией и Неаполем в XIX веке и знак дружбы дома Романовых и Королевства двух Сицилий.

Все три музея отобрали для выставки экспонаты, помогающие увидеть, какой была жизнь римлян две тысячи лет назад. Например, посмотреть на предметы из домов состоятельных римлян: бронзовые сосуды для благовоний; высокие канделябры для освещения триклиния (помещения, где хозяин дома принимал своих гостей), нагреватель для воды (самовар), с краном в виде головы льва и тремя лебедями с расправленными крыльями на краю горелки; сейф из железа и бронзы со сложными и оригинальными системами закрытия, располагавшийся в атриуме римского дома. Здесь также представлен шедевр коллекции Национального археологического музея Неаполя — стеклянная «Голубая ваза», обнаруженная в некрополе Помпей в 1837 году.

Голубая ваза. (пресс-служба Эрмитажа)

Голубая ваза. Стекло-камея. Помпеи, Некрополь у Геркуланских ворот. Середина I в. н. э. © Museo Archeologico Nazionale di Napoli (Национальный археологический музей Неаполя)

О быте рядовых горожан рассказывают вещи попроще: весы, гири, кирки, топоры, мотыги, серпы, грабли и рельефная вывеска из известняка, обнаруженная в Доме матроса, в Помпеях, с изображением строительных инструментов.

Все горожане, богатые и не очень, увлекались театром и гладиаторскими боями. Среди других экспонатов на выставке можно увидеть фреску «Актер с маской» и обмундирование гладиаторов: шлемы, бронзовые кнемиды и поножи для защиты ног.

Главный раздел посвящен представлениям римлян о мифических героях, обладающих сверхъестественными силами, подаренными им богами, и о богах, чьи поступки и слабости, так похожи на человеческие. Посетители увидят мраморную «Голову Юпитера» из главного храма Помпей, бронзовую статую Аполлона, фресковую настенную живопись о жизни и подвигах Геркулеса и героя Троянской войны Ахилла и много другое.

Древние Помпеи — виллы и фрески

Что ели на завтрак богачи и нищие Римской империи, чем фрески напоминают окна и как мозаика может помочь отпугнуть вора — быт и нравы легендарного города, погибшего в страшных муках.

Современный регион Италии Кампанья подарил миру пиццу и комедийную маску итальянского театра дель арте — Пульчинеллу, образ веселого простолюдина, оживляющего действие постановки. Однако менее 2000 лет назад в самой Кампанье разыгрывались совсем не комедийные события, связанные с извержением вулкана Везувий. Причин популярности этого события в массовой культуре вплоть до съемок блокбастеров несколько. Во-первых, детальное описание события Плинием-старшим (по его имени извержения этого типа теперь называют плинианскими). Во-вторых, из-за практически полностью сохранившихся городов Помпеи и Геркуланум, а также вилл Стабий, ставших «временными капсулами» — идеальным объектом исследования для ученых и всемирно известными достопримечательностями.

О том, как жили люди в этих городах и как они погибли, и пойдет речь в этой серии статей.

Древняя фреска. Вилла Юлии Феликс в Помпеях, 50-79 гг.

Иллюстрация на тему древнеримского обеда (cena)

Чтобы понять, что представление о еде и способах приема пищи у древних римлян отличалось от нашего, достаточно привести простой факт о хлебе.

Все мы привыкли к буханке хлеба, которую ежедневно берем с полки в магазине. Каждое утро ее привозят из хлебокомбината. Многие граждане Рима, относящиеся к бедным и средним слоям общества, вовсе не знали этой картины. Они могли сами пойти в пекарню и запечь хлеб по собственному рецепту. Для этого в лавках, продающих хлеб, стояли специальные печи, которые можно было арендовать.

Кстати, сам римский хлеб тоже отличался от привычного нам: он был тверже (в основном из-за муки и закваски более низкого качества) и хуже впитывал воду. Однако жесткость такого хлеба с легкостью компенсировалась разнообразием. Почти к каждому блюду мог быть подан свой вид хлеба — был даже такой, который ели только с устрицами.

Представитель власти раздает хлеб. Фреска из Помпеев

В хлебопекарне. Фреска из Помпеев

Необычным для современного наблюдателя могут показаться как некоторые блюда, так и распорядок приема пищи.

Римляне вставали рано, в 6 часов утра. Тогда же они и завтракали (завтрак назывался jentaculum). Он состоял из хлеба (или пшеничной лепешки) с финиками и медом, которые запивали вином. Часто завтраком могли быть остатки еды с ужина. Немного мяса с хлебом и сыром употребляли на ланч (prandium) примерно в 11 часов утра. Основным же приемом пищи был обед (cena), состоявший из трех частей. Первая часть, или gustatio, — яйца, моллюски или мясо с оливками. Ее часто сопровождал mulsum — разбавленное водой вино, подслащенное медом. Затем следовал ряд блюд (fecula), после которых подавали мясо или рыбу (caput cenae). Римская элита могла позволить себе caput cenae в виде зажаренной целиком свиньи или экзотической птицы (страуса или павлина). Фрукты и орехи подавали на десерт (mensae secundae).

Многие блюда римляне любили приправлять соусом гарум (garum), который делали из мелкой рыбы и рыбных отходов с добавлением уксуса, соли или вина. Он был настолько популярен, что практически в каждой провинции был свой рецепт, а в некоторых он полностью заменял соль.

«Клетка» для сони-полчка

Во времена Римской Республики обед приходился на время современного ланча. В интересующий нас год — 79-й н. э., то есть уже во времена империи, — обедали поздним днем или рано вечером. Если дома были гости, то cena, сопровождаемая общением и возлияниями, могла продолжаться целых четыре часа! И после обеда можно было спокойно унести с собой часть понравившегося блюда. Хозяином это расценивалось исключительно как комплимент.

Перед отходом ко сну ели просто хлеб с фруктами.

Если с диетой римской знати все более-менее понятно, то что же употребляла в пищу римская беднота? Конечно, ее питание было гораздо скромнее. Рацион составляла так называемая средиземноморская триада: злаковые (ячмень или пшеница – для каши и пива), оливковое масло (которое ели с хлебом и овощами) и виноград (для выделки вина, уксуса или высушивания в виде изюма).

Но как же удовлетворить потребность в белке? Одной из возможностей было разведение… маленького грызуна, сони-полчка, в специальном горшке при входе в жилище.

Интерьеры римских вилл

Чтобы описать обстановку римских домов, обратимся к свидетелю эпохи, который оставил для нас познавательный и подробный рассказ. «Меня зовут Сервий. Я потомственный клиент. Согласно древнему обычаю римляне, которые не могут обеспечить себя, ищут богатого и могущественного покровителя. Таким для меня стал римский патриций Публий Виргилий Аттилий. С раннего утра, чтобы получить несколько динариев на жизнь (sportula), я иду к его дому. Каждый клиент норовит пораньше получить свою долю, из-за чего у входа в виллу, или вестибулум, толчея. Вхожу в толпу. Толчок локтем… Вот я и внутри.

Я стою в небольшом атриуме. Его стены выкрашены в красный цвет. Света немного, он пробивается сверху через отверстие посреди крыши. Под ним на полу бассейн-имплювий, он полон воды — вчера прошел дождь. Я следующий в очереди — передо мной только старик в видавшей виды коричневой тунике. Через его плечо можно разглядеть, как в таблинуме, комнате для деловых встреч, беседуют патрон и очередной клиент. Их черты неясны — сзади, из сада, называемого «перистилиум», светит солнце. Говорят, что там мой патрон держит диковинных птиц, самцы которых обладают перьями с синим отливом, а необыкновенной красоты хвост расходится, подобно лучам солнца (имеется в виду павлин, но римлянин такого слова просто не знал. — Прим. авт.). Но довольно мечтаний: моя очередь. «Ave, patrone, ave!» Сегодня патрон в хорошем расположении духа, он подает мне руку. После короткого разговора — вот оно, мое дневное содержание: мешочек со звонкими динариями! Как щедр Публий Виргилий. »

Теперь благодаря Сервию мы знаем основные помещения типичной римской виллы: атриум, таблинум и перистилиум. Это была своего рода «ось» дома. Конечно, человек его положения не мог видеть весь интерьер поместья.

Помпеи. Вилла Мистерий. 100-15 гг.

Интерьер римской виллы

Например, триклиний, где, скорее всего, позавтракал хозяин виллы перед приемом клиентов (впрочем, владелец виллы мог пригласить отобедать некоторых клиентов, к которым у него было особое расположение). Там же проходила и так непривычно долгая для нас cena. В богатых домах триклиниев было несколько. Они сформировались не сразу, долгое время обедали в атриуме или таблинуме. И только после заимствования греческой традиции есть в полулежачем положении для этого стали выделять отдельные помещения.

Как и все комнаты дома, стены спален, или кубикул, расписывались фресками. Но значение этого места было чисто функциональным, для римлян спальни не играли особой роли. Кубикулы представляли собой узкие душные комнаты со сводчатым потолком, расположенным низко над кроватью. Располагались они обычно вокруг перистилиума или атриума (те, что вокруг атриума, были меньшего размера). В ходе раскопок по расположению мозаик на полу зачастую можно было понять, где стояла кровать.

Но зачем вообще расписывать даже такие второстепенные помещения? Дело в том, что мы настолько привыкли считать неотъемлемой частью наших жилищ вид из окна, что даже не задумываемся над этим. Между тем для римлян 2000 лет назад не было возможности, находясь дома, любоваться окружающим миром. Ведь если мы посмотрим на римскую виллу снаружи, мы увидим очень малое количество окон.

Именно поэтому фрески на внутренних стенах поместий играли такую важную роль, создавая иллюзию простора. В разные годы на стенах могли появляться вымышленные или реальные пейзажи, сцены из мифов или просто натюрморты. Стили могли сосуществовать, некоторые их элементы и вовсе перетекали из одного в другой с течением времени.

Римскую стенную роспись можно условно разделить на четыре стиля, каждый из которых выделялся какой-то характерной особенностью. Первый (200–60 годы до н. э.) копировал мраморную облицовку, второй (80 год до н. э. — конец I века н. э.) экспериментировал со светом и тенью и изображал пейзажи и натюрморты, третий (20 год до н. э. — 20 год н. э.) представлял собой небольшие сценки из мифов, заключенные в орнаментальные «рамки», а четвертый (60–79 годы н. э.) сочетал собой элементы третьего (увеличившиеся в размерах пейзажи и сцены из мифов), первого и второго стиля.

Римский мозаичный портрет, III век

Александр Македонский на фрагменте древнеримской мозаики из Помпеев. Мозаика II века до н.э

Роспись в Доме Цея, сцена охоты, I век до н.э.

Интерьеры Casa della Fontana Piccola, строение середины первого столетия н.э.

Помпеи и Геркуланум

Помпеи — это два города в одном. Древние Помпеи возникли в IX в. до н.э. и были полностью погребены под вулканическим пеплом в результате извержения Везувия в августе 79 г. н.э. Руины города были обнаружены в 1748 году, а в 1997 ЮНЕСКО внесло памятник в перечень Всемирного наследия человечества.

Новый город возник в 1928 г. по инициативе Беато Бартоло Лонго и примечателен произведениями искусства, запечатлевшими влияние христианской религии.

Извержение Везувия стало темой различных книг и картин. Одна из самых известных — это полотно «Последний день Помпеи», написанное Карлом Павловичем Брюлловым в 1827-1833 годах, вдохновлённое одноимённой работой Джованни Пачини.

Что посмотреть

Археологические раскопки в Помпеях и Геркулануме

Помпеи и Геркуланум — это единственные археологические памятники в мире, чьи посетители могут чётко увидеть, как устроен древнеримский город. Великолепная сохранность этих памятников объясняется историей их гибели. Тонны пепла, пемзы и кусков лавы накрыли их слоем, толщина которого составляла более 6 метров, и тем самым уберегли от порчи, неизбежно ожидавшей их с ходом лет. Раскопки позволили выявить город, навеки зафиксированный во времени, как моментальный фотоснимок далёкого летнего утра 79 года н.э.

Большинство найденных здесь фресок, мозаик, статуй, предметов обихода и других артефактов хранятся сейчас в Национальном археологическом музее Неаполя. Все эти находки позволили лучше разобраться в том, чем занимались жители города две тысячи лет назад, что ели, какие у них существовали традиции и обычаи.

Раскопки в Помпеях на сегодняшний день — второй по посещаемости объект в Италии, куда каждый год приезжают около двух миллионов человек.

Амфитеатр

Помпейский амфитеатр — это уникальное в своём роде сооружение, одно из древнейших в мире. Он был построен около 70 г. до н.э. по воле Гая Квинктия Вальга и Марка Порция, а использовался почти исключительно для цирковых представлений и гладиаторских боёв. По этой причине его было решено разместить в юго-восточной части Помпей, чтобы толпы зрителей и участников шоу не мешали повседневной жизни города.

Глядя на амфитеатр снаружи, можно увидеть, что нижний ярус сооружения образуют слепые каменные арки, где во время представлений располагались торговцы со своим товаром. Внутрь попадали через тоннель, куда вели четыре входа в амфитеатр (два из них позволяли попасть внутрь напрямую). Вся окружность постройки ограничена парапетом около двух метров высотой, некогда расписанным фресками с изображением дуэлей гладиаторов, увы, ныне утраченными.

Треугольный форум

Этот форум между морем и рекой был частью более обширного участка, куда входили помпейские театры и несколько храмов. Он обнесён портиком из девяноста дорических колонн и был когда-то сердцем города, его политическим, экономическим и религиозным центром. Здесь проходили обсуждения, выступления и заключались торговые сделки.

Везувианские виллы и «Золотая миля»

В Геруклануме, преимущественно вдоль Корсо-Резина — участка старинной дороги виа-делле-Калабрие — находятся 123 виллы XVIII в. За это уникальное художественное наследие этот участок получил название «Золотая миля». Особенно замечательные виллы — Кампольето, Фаворита, Дуранте, Априле, Синьорини и многие другие — находятся в Геркулануме.

Вилла-деи-Папири

Здание огромной и роскошной виллы I в. до н.э., которую назвали «Виллой Папирусов», имело более 250 м в длину и было расположено параллельно линии берега. Владелец виллы обладал необыкновенным художественным и литературным вкусом, превратив свой особняк в самый настоящий музей; здесь было найдено множество потрясающих скульптур. Знаменитый философ-эпикуреец Филодем выбрал эту виллу в качестве библиотеки для своих рукописей именно в силу её экстравагантной красоты.

Помпейский некрополь

Древнеримские законы предписывали устраивать кладбища вне пределов городских стен. В соответствии с этим правилом помпейский некрополь располагается у ворот старого города. Здесь было выявлено шесть различных групп захоронений — одни поменьше, другие, как у ворот Порта-Эрколано, Порта-Ночера и у Фондо-Пачифико, побольше.

Национальный парк Везувия

Этот парк был учреждён в 1995 г. и включает в себя территорию вокруг вулкана. Эта земля богата природными красотами и историческими достопримечательностями. Здесь также производятся уникальные по разнообразию и неповторимости вкуса сельскохозяйственные продукты. Задача парка — охрана всего этого достояния и построение правильного взаимодействия человека с окружающей средой, а также развитие экологического образования и научная работа.

Кухня

Маслины в кисло-сладком соусе

Маслины в кисло-сладком соусе © demetrafood.it

Паста паккери с осьминогом и обжаренным миндалём

Паста паккери с осьминогом © ilcucinale.com

Пане-адипатус

Помпеи и Геркуланум:Ближайший аэропорт находится в Неаполе (Каподикино), 28 км от Помпей, 15 км от Геркуланума. Из аэропорта можно сесть на автобус Alibus, который привезёт вас в центр Неаполя. Оттуда регулярно ходят поезда до нужных вам городов.

Помпеи: От центрального вокзала Неаполя (Napoli Centrale — Piazza Garibaldi) можно доехать на лёгком метро Circumvesuviana, линия Napoli-Sorrento, выйти на остановке Pompei-Scavi. Доехать до Помпей можно примерно за 35 минут.

Геркуланум: От центрального вокзала Неаполя (Napoli Centrale — Piazza Garibaldi) можно доехать на лёгком метро Circumvesuviana, линия Napoli-Sorrento, выйти на остановке Ercolano-Scavi. Дорога займёт примерно за 20 минут.

Помпеи: С автострады A3 Napoli-Salerno выехать на шоссе E45 в направлении Салерно, съезд называется Pompei Ovest. Время в пути: порядка 30 минут.

Геркуланум: С автострады A3 Napoli-Salerno выехать на шоссе E45 в направлении Салерно, съезд называется Ercolano. Время в пути: порядка 20 минут.

Зона археологических раскопок Помпеи, Геркуланум, Стабии

Похожие материалы

Спасибо, что снова читаете нас!

Литературные кафе Италии

Знаменитые русские в Лигурии

Сенигаллия

Потенца

Флегрейские поля

Лучшие пляжи Маратеи

Условия и положения загрузки и хранения фотографий на сайт «Твоя Италия»

Загружая свои фотографии на сайт «Твоя Италия», пользователи принимают нижеследующие условия и положения:
1. К участию допускаются все пользователи, заполнившие форму с указанием фамилии, имени, контактных данных и описанием фотографии.
2. Фотография должна быть оригинальной, и права на неё должны принадлежать пользователю.
3. Загружаемые фотографии не должны содержать:
3.1. узнаваемых людей, если они не предоставили разрешение опубликовать их фотографии на сайте «Твоя Италия»;
3.2. логотипы и торговые марки, если их правообладатели не предоставили «Твоей Италии» полномочий на их публикацию;
3.3. обнажённых тел, если речь не идёт о произведениях искусства, непристойных, аморальных, неприемлемых изображений;
3.4. любых объектов, нарушающих права третьих лиц;
3.5. размещая фотографию в фотогалерее, пользователи соглашаются с его размещением в данной галерее и в материалах сайта с явным указанием автора данной фотографии, а также в публикациях социальных сетей, связанных с настоящим сайтом.
4. Пользователи также соглашаются с тем, что с ними могут связаться представители «Твоей Италии», чтобы обсудить возможное иное использование предоставленной фотографии.

Искусство древнего Рима. Помпеи

Изучая искусство древнего Рима двухтысячелетней давности, я была поражена работами мастеров, живших и работавших в то время, и решила поделиться с вами. Оно невероятно и прекрасно — в частности, искусство, которое было открыто и представлено миру сравнительно недавно — искусство Помпеи — города с невероятно печальной историей.

Поселение Помпеи — было основано осками в VI веке до н. э. Их название скорее всего восходит к оскскому pumpe — пять, и известно с самого основания города, что свидетельствует о формировании Помпей в результате слияния пяти поселений. Деление на 5 избирательных округов сохранилось и в римское время. По другой версии название произошло от греческого pompe (триумфальное шествие): по легенде об основании городов Помпеи и Геркуланума героем Гераклом, тот, победив великана Гериона — торжественно прошествовал по городу.

Сильнейшее извержение Везувия 24 августа 79 года обрекло на гибель большинство жителей Помпей, а город оказался погребенным под толстым слоем пепла и лавы. Однако трагический конец Помпей сохранил город

для истории. Он под пеплом остался почти нетронутым, что облегчило проведение раскопок. В 1748 г. в Чивита, недалеко от Неаполя, инженер Роке Хоакино де Алькубьерре обнаружил античное поселение.

Это оказались Помпеи, хотя археолог считал, что нашел римские Стабии. Основные работы в то время проводились в Геркулануме, в Помпеях были раскопаны только три не связанных друг с другом участка. Алькубьерре интересовали лишь представляющие художественную ценность находки, которые он отправлял в королевский музей в Портичи. Прочие находки уничтожались. Подобная практика была прекращена после протеста ряда учёных.

Платонова академия. Мозаичный пол. Помпеи. I век н. э.

Благодаря Помпеям мы сегодня можем не только реконструировать аспекты общественной и официальной жизни древнего города, но и узнать о частной, повседневной жизни его жителей.

И кроме того, получить представление о характерном облике римской цивилизации.

Стены римских домов изнутри покрывались фресками, изученными по большей части на примере Помпей, Геркуланума и Стабий.

Немецкий учёный Август Мау в 1882 году предложил деление помпейских фресок на 4 стиля. Впоследствии, с открытием других памятников, эта классификация была расширена на всю римскую настенную живопись. Приведённые здесь временные рамки характерны для Помпей, в Риме и других городах даты могут отличаться.

  1. Инкрустационный или структуральный (150—80 годы до н. э.) — характеризуется рустом (кладка или облицовка стен камнями с грубой, выпуклой лицевой поверхностью) и росписью, имитирующей облицовку мраморными плитами. Возник под влиянием искусства эллинизма, часто встречаются репродукции греческих картин.
  2. Архитектурный стиль (80 год до н. э.—14 год) — на гладких стенах изображались колонны, карнизы, архитектурные композиции, пейзажи, создававшие иллюзию объёма и уходящего вдаль пространства. В росписях появляются фигуры людей, создаются сложные многофигурные композиции, часто по мифологическим сюжетам.
  3. Египтизированный или орнаментальный (с 14 года н. э.) — переход к плоским орнаментам, в обрамлении которых размещались картины, обычно пасторальной тематики.
  4. Фантастический или перспективно-орнаментальный (с 62 года н. э.) — появляются фантастические пейзажи, изображаемая архитектура напоминает театральные декорации, переставая подчиняться законам физики. Картины с изображением людей становятся динамичнее.

Здесь есть форум, храмы, театры, амфитеатры, базилики, термы… Хорошо прослеживается планировка города с прямыми улицами, торговой зоной, кварталами бедняков и богатыми виллами.

В городе можно обнаружить бар, прачечные, систему охлаждения домов, купальни, гостиницы.

На стенах домов сохранились пропагандистские воззвания в связи с выборами и объявления о спектаклях, вывески магазинов и рисунки. То, что было найдено в Помпеях, нечто большее, чем археологические древности, это живые свидетельства о жизни в те далекие времена в романизированном мире.

Изучение Помпей бесценно для понимания развития римской архитектуры, особенно трансформации модели дома на протяжении столетий. Здесь можно обнаружить самый простой тип дома – конструкцию, закрытую от внешнего мира. Комнаты располагались вокруг центрального атриума с крышей от дождя, за домом находился фруктовый сад. С начала II в. до н.э. жилище расширяется, становится все более роскошным благодаря декорированию главных комнат. Фрески, скульптуры, фонтаны украшали богатые виллы, портики, сады.

Круглый хлеб с надрезами, чтобы его было легче разломить. Помпеи

Сейчас Помпеи — музей под открытым небом. Внесён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Читайте далее: