Фрески острова санторини сообщение

Акротири, Санторини

Про этот остров не написал, наверное, только ленивый, а его фото растиражированы по всему миру. И отзывы туристов в основном рассказывают о кальдере, закатах, живописных улочках, великолепных видах и пляжах вулканического песка. Сегодня посмотрим на знаменитый остров с другой стороны: наш автор Галия Файзуллина расскажет нам о древнем городе Акротири Санторини. Этот город постепенно восстает из толщи пепла, засыпавшего его тысячи лет назад, и мы увидим, как выглядит он сейчас.

Город, застывший во времени. Акротири, Греция

Санторини – это место, где рождаются самые прекрасные рассветы и закаты, а небо сливается с морем. Это остров, где над сказочной кальдерой трудились землетрясения и цунами. А вулкан Тера хоронил под пеплом и лавой целые селения. Так произошло и с древним городом Акротири, где время остановилось 3600 лет назад.

Указатель к раскопкам Акротири

Предыстория

Первые люди здесь поселились около 6000 лет назад. Остров тогда имел круглую форму, а спящий вулкан никого не беспокоил. Жители занимались рыболовством и мореплаванием, постепенно осваивали сельское хозяйство и торговлю. И через 2000 лет наступил расцвет цивилизации. Акротири к этому времени стал богатым и высокоразвитым городом.

Но 3600 лет назад сама природа положила всему конец. Остров сотрясли землетрясения и прогремел страшный взрыв вулкана, сила которого превышала энергию атомной бомбы в 350 раз. Огромные массы паров и газов вырвались наружу, поднимая высоко в небо вулканический пепел. Почва в средней части острова провалилась под воду, образовав гигантский кратер и цунами, достигший других островов. Так чудовищное извержение вулкана уничтожило минойскую культуру не только на Санторини, но и на Крите.

И хотя эта страшная катастрофа произошла задолго до извержения Везувия, Акротири часто называют «Греческими Помпеями».

Раскопки Акротири

Развалины мертвого города были обнаружены в 1866 году во время добычи вулканического пепла для Суэцкого канала. Однако раскопки начались не сразу, а только через 100 лет под руководством греческого профессора Спироса Маринатоса, а после его кончины в 1974 году их продолжил Христос Думас.

Павильон-музей с раскопками Акротири

Территория Акротири расчищается постепенно и на сегодня вычищены около 40 домов. Это примерно 30% от всей площади, которая составляет 1,5 кв. км.

Макет древнего города

Над раскопками установлен павильон с навесом, защищающий развалины от воздействия погодных условий. К сожалению, ходить по древним улочкам запрещено. Для этого есть специальные дорожки с указателями.

Центральная дорожка павильона музея

Вся архитектура и найденные предметы быта, указывают на то, что Акротири был богатым торговым городом. Здания в два-четыре этажа, узкие каменные улицы и небольшие площади были расположены кварталами.

Развалины одного из ритуальных зданий

Дома зажиточных горожан строились из тесанных каменных блоков, а жилища простых людей — из местных камней или глины. Несущие конструкции закреплялись деревянными балками. На нижних этажах располагались различные мастерские, а этажи выше были жилыми.

Лестница, разрушенная землетрясением

Многие здания имели выход на площадь, что было удобно для разгрузки товаров с вьючных животных.

Треугольная площадь Акротири

В каждом доме находился умывальник и туалет. А в некоторых постройках были даже ванные, куда полностью мог погрузиться сидящий человек. Уже в то время использовалась сложная система канализации! Под мощенными улицами проходили сточные глиняные трубы. А для того, чтобы запах не возвращался в дом, горожане использовали сифон. Предполагается, что был и водопровод-акведук, проложенный с горы Профитис Илиас.

Стены в домах зажиточных горожан были оштукатурены и украшены фресками с изображениями рыбаков, грациозных антилоп, боксирующих юношей, женщин, собирающие шафран, голубых обезьян и т.д.

По ним можно восполнить информацию о быте того времени. Например, фрески с изображением злаковых культур указывают на развитое сельское хозяйство. Кстати, при раскопках в кладовых домов были найдены значительные запасы ячменя и ячменной муки.

Останки кладовой в одном из домов

Часть кладовой одного из домов

А фрески с изображением обезьян и диких кошек предполагают торговлю не только с близлежащими островами, Критом и Малой Азией, но и с Египтом и Сирией.

В одном из самых больших домов, который С. Маринатос условно назвал домом Адмирала, были найдены изображения рыбаков с уловом, юной жрицы и знаменитая фреска с морскими судами и сражением.

Здесь был дом адмирала

Примечателен так же и дом с «рогами». Вообще, рога – это один из символов минойской культуры. Было принято прибивать их над дверью. Но из-за землетрясения все сместилось и сегодня рога оказались внизу. Здесь же, стены одной из комнат были украшены изображениями весны, с лилиями и ласточками.

Развалины дома с рогами

Фреска «Весна», копия художницы К. Кириакули

Сегодня все эти стенописные шедевры представлены в Национальном Археологическом музее г. Афины.

Из посуды были найдены металлические сковородки, мраморные бокалы, множество керамических кувшинов и тарелок.

Деревянная мебель, конечно, не сохранилась до нашего времени. Дерево истлело и превратилось в труху. Но по рельефным пустотам получилось изготовить слепки столов и кроватей.

Но что удивительно, из ценностей не найдено ничего, кроме одной статуэтки из золота.

И никаких человеческих останков. Возможно, островитяне успели спастись, прихватив все самое важное при первых подземных толчках. Но как сложилась их судьба потом, сумели ли они спастись от разрушительной силы природы, уничтожившей все на своем пути? Кто знает?

Но вместе с тем, эта же самая сила природы, как добрая мать, тысячи лет берегла стены древнего города, чтобы когда-нибудь снова явить его миру!

Как работает музей:

Территория раскопок открыта для посещения c 08.00-15.00 ч. (вт.-вс.) в период с ноября по март, и с 08.00-20.00 ч. (пн.-вс.) с апреля по октябрь.

Дни бесплатного посещения: 6 марта, 5 июня, 18 апреля, 18 мая, последние выходные сентября, 28 октября, 25 марта, каждое первое воскресенье месяца в период с ноября по март и дни национальных греческих праздников.

Стоимость билета: 5 евро.

Для вас разработан специальный маршрут, который позволит вам увидеть остров по максимуму!

Как добраться

Раскопки древнего города Акротири находятся на южном мысе острова Санторини. Добраться до туда можно только из г. Фира.

  1. На автобусе с центрального автовокзала г. Фиры. Билет в одну сторону стоит 1,80 евро. Расписание автобусов можно узнать здесь: http://ktel-santorini.gr/ktel/images/pdfs/ktel.pdf
  2. На арендованном автомобиле или скутере. В гостинице предлагают эту услугу.
  3. На такси. Стоимость проезда до Акротири стоит около 15 евро.

Потрясающий древний город, не правда ли? И это на целое тысячелетие с лишним раньше, чем древний Олинфос , в котором тоже поражает наличие водопровода, канализации и унитазов две с половиной тысячи лет назад. Кто знает, если бы не вулкан, каких бы вершин достигла эта цивилизация на Санторине…

Хочу показать вам копии древних фресок, сделанные греческой художницей Кэти Кириакули. Минойский стиль ей удается очень хорошо, и этими филигранными узорами она расписывает вазы, маски, тарелки и проч.

Посмотрите, какая чистота линий, как динамично выписаны животные! Предполагают, что такие антилопы водились в те времена на острове — уж очень реалистична картинка. А вот оригинал фрески в Национальном Археологическом музее Афин, рядом фреска «Боксирующие мальчики».

Фрески Акротири в Археологическом Музее Афин

А вот пример ваз, которые расписывает художница:

Фрески Крита и Санторини

Когда-то у меня была замечательная детская книжка, которая называлась “Искусство Древнего мира”. И была там глава про Крит – удивительную и загадочную культуру, практически неизвестную, потому что маленькая главка в учебнике истории для пятого класса (честно выученная прилежной ученицей) оставалась незамеченной на фоне громады античной Греции.
А написано было в той замечательной книжке примерно следующее (желающие могут ознакомиться с
оригиналом, а я запишу так, как запомнила с детства). Искусство Крита – одно из немногих (а может быть и единственное), где воплощалась радость жизни и не было места ее печальным или драматическим страницам.
Таким и осталось искусство Крита в моей памяти: яркие краски и радость жизни – как детство, но не настоящее, которое часто трагичней взрослой жизни, где от тебя зависит гораздо больше – а то детство, каким оно предстает в наших воспоминаниях – яркое, безоблачное, лучезарное.
Искусство Крита и Санторини относится к так называемой Минойской цивилизации, существовавшей – страшно сказать – с третьего тысячелетия до нашей эры (попросту – больше 4000 лет назад) и до примерно 1500 года до нашей эры. В ее истории немало неизвестного и противоречивого, но по-видимому это была культура моряков и торговцев, совершенно невоинственная и не боявшаяся нападений (среди всего, что от него осталось, нет следов военных укреплений), но знавшая толк в развлечениях, что хорошо видно по фрескам. Похоже именно она стала прообразом Атлантиды, во всяком случае именно извержение вулкана на Санторини, положившее конец этой цивилизации, по наиболее общепринятой гипотезе, стало основой легенды об Атлантиде. И уж что именно эта культура стала предтечей греческой античности, я думаю и так понятно.
Когда мне удалось попасть на Крит, оказалось, что меня окружают знакомые с детства картинки в облике аляповатых сувениров – открытки, магниты, майки (по закону подлости, музей, где были оригиналы и для посещения которого был отведен последний день на Крите, оказался закрыт в связи с национальным праздником) – но эта самая аляповатость лишь подчеркивала их праздничность и лучезарность. А невероятный критский пейзаж помогал понять – да, на этой земле действительно жили боги и действительно мир был ярок и счастлив.
Здоровый скептицизм взрослого заставляет меня честно добавить, что в этих самых фресках очень много не от древнего искусства, а от последующей реставрации. Но девочка внутри меня, когда-то радостно изумлявшаяся этому чуду, говорит: ну и пусть! Давайте лучше смотреть.

Фреска – одна из самых популярных, под названием Царь-жрец. Кносский дворец (оттуда большинство критских фресок). Ее копия огромной величины была намалевана на пароме King Minos, который привез нас на Крит. Так что это – легендарный Критский царь Минос.

Наверное самая известная Критская фреска. Игры с быком

А эта – моя любимая 🙂

Это – “Парижанка”, которую я наверное лучше всего помню из той самой детской книжки. Очень жизнерадостная особа. Почему Парижанка? Так назвал открывший ее археолог Эванс. Наверное такая красота и грация была навеяла на мысли о жительницах Парижа.

А эту фреску я ни разу не видела до того, как начала подбирать материал в интернете. Но для меня глубоко неслучайно, что синяя птица нашлась именно на Крите.

Кносский дворец. Когда попадаешь туда (хотя сами развалины мало что интересного собой представляют), первая мысль: да, здесь действительно жили боги.

Крит на фотографиях такой, что не верится, будто это есть на самом деле. Но все-таки есть.
Раскопки на Санторини начались только в 1967 году (а на Крите в самом начале 20 века), поэтому Санторинские находки – сравнительно недавние, они не успели попасть в ту самую детскую книжку и кажется вообще менее известны. Но культура – та же.

Я не была на Санторини (и вряд ли когда попаду), а фотографии оттуда вызывают у меня еще больший протест в плане того – а может ли это существовать на самом деле. Не знаю, насколько виды на них похожи на то, что знали авторы этих фресок: между нами и ими не только три с лишным тысячелетия, но и то саоме извержение, уничтожившее Минойскую цивилизацию и изменившее облик этого волшебного острова, где был его эпицентр.

Акротири — непростая история Санторини

После открытия археологической зоны Акротири несколько лет назад на остров хлынули тысячи любителей истории в надежде разгадать загадку древнего поселения.

Как добраться до Акротири

Добираться до Акротири проще всего из Фиры. Археологическая зона расположилась в 10 км от столицы Санторини. От автовокзала Фиры с интервалом от 30 минут до 1 часа отправляются автобусы. Цена билета — около 2 евро до раскопок и 1,8 евро до посёлка Акротири. На такси поездка обойдётся в 15 евро.

История Акротири: от древности до наших дней

Название «Акротири» носят небольшая деревушка на Санторини и поселение Бронзового века, расположенное в паре минут от неё. Считается, что поселение принадлежало развитой Минойской цивилизации, но его оригинального названия до сих пор никто не знает. Местные жители занимались сельским хозяйством, мореплаванием и торговлей, и со временем Акротири превратился в процветающий город.

Примерно в 1500 году до н.э. Акротири был погребён под слоем пепла, выброс которого произошёл в результате извержения вулкана. Стихия надолго остановила развитие цивилизации не только на Санторини, но и на Крите. В некоторых источниках Акротири фигурирует как «Греческие Помпеи». Скрытый в течение столетий под этим пеплом, город отлично сохранился. В ходе раскопок в конце 1960-х годов не удалось найти останков человека, из-за чего историки сделали вывод: местное население покинуло город ещё до разрушительного землетрясения.

Результатом раскопок стали многочисленные фрески, мебель, керамическая посуда, статуэтки и единственный золотой предмет — фигурка козерога. Открытием для учёных стали сложные канализационные системы древнего Акротири и структура домов, которые имели по три этажа. Современная деревня Акротири, расположенная неподалёку от зоны раскопок, — тихий посёлок. Можно остановиться на ужин или обед — здесь работают традиционные греческие таверны, есть несколько магазинов и экскурсионных бюро.

Археологические раскопки Акротири

Главная причина посетить Акротири — конечно, зона раскопок. Исследования территории древнего поселения начались ещё в середине XIX столетия. Но до сих пор удалось освободить от пепла не больше 35% площади. Над Акротири установили павильоны со специальными дорожками — спуститься непосредственно к древним улочкам не удастся. С этих дорожек можно рассмотреть артефакты и фундаменты зданий, среди которых есть мастерские, дома простолюдинов и богатых граждан, кладовые с уцелевшими глиняными сосудами, фрески. Самые ценные экспонаты были вывезены в Афины и выставлены в Музее доисторической Фиры — его стоит посетить после знакомства с Акротири.

Цена билета в археологическую зону Акротири

Входной билет на территорию раскопок Акротири обойдётся в 12 евро. Гораздо выгоднее купить комбинированный билет за 14 евро. Он действует 4 дня и распространяется на посещение не только Акротири, но и Древней Фиры, Музея доисторической Фиры, Археологического музея и Церковного музея Пиргоса.

Бесплатно Акротири можно посетить 6 марта (День памяти М. Меркури), 18 мая (День музеев), в последние дни выходные сентября (Дни европейского наследия), а также в дни национальных праздников (25 марта и 28 октября).

Часы работы Акротири

В высокий сезон (1 апреля — 31 октября) Акротири открыт с 8:00 до 20:00, по четвергам — до 15:00.

Зимой (1 ноября — 31 марта) археологическая зона работает с 8:00 до 15:00, кроме понедельника.

Что ещё посмотреть в Акротири и чем заняться

Ещё одна достопримечательность Акротири — один из старейших маяков Греции. Он был возведён в 1892 году и примечателен своей квадратной башней. Лучше посещать маяк на закате, когда с его высоты открываются лучше виды. От венецианских времён в Акротири остались руины замка. После захвата турками Санторини сооружение было повреждено и окончательно разрушено в результате землетрясения 1956 года. Замок возвышается в самом центре посёлка. Из религиозных достопримечательностей в Акротири стоит осмотреть церкви Богородицы и Святой Троицы.

фото Tiantian Zhou

Рядом с Акротири расположены два самых известных пляжа Санторини — Красный и Белый. До Красного можно дойти пешком за 10 минут или добраться лодке. Для отдыхающих на Красном пляже есть шезлонги. Море у этого побережья известно богатой подводной жизнью и привлекает дайверов. Но главный фактор популярности пляжа — впечатляющие скалы ярко-красного цвета.

До Белого пляжа, получившего название по цвету скал и камней, можно добраться только по воде на лодке. Несмотря на это, в разгар сезона здесь всегда много туристов. На пляже можно купить напитки и лёгкие закуски, арендовать шезлонги.

Отели Акротири

Если хочется остановиться рядом с главной достопримечательностью Санторини и при этом иметь быстрый доступ к пляжам, можно выбрать один из ближайших отелей. В паре минут езды от Акротири работают:

  • Villa Maria Rooms — апартаменты с бесплатной парковкой и открытым бассейном. Некоторые номера оснащены мини-кухней и предлагают вид на кальдеру. В 800 м от отеля — центр посёлка Акротири, в 1,5 км — раскопки;
  • Sublime Villa — вилла в 200 м от Красного пляжа, в 800 м от раскопок Акротири и в 1,5 км от Белого пляжа. К услугам гостей терраса для загара, завтраки в номер, бесплатный трансфер в аэропорт;
  • Capeland Houses — комплекс апартаментов всего в 300 м от раскопок Акротири, в 600 м от Красного пляжа. К услугам гостей парковка, терраса, мини-кухня, принадлежности для барбекю. Возможна аренда снаряжения для снорклинга;
  • Akrotiri Hotel — самый популярный вариант в Акротири среди гостей острова. Отель построен в традиционном кикладском стиле и расположен в 300 м от раскопок. В Akrotiri Hotel есть терраса для отдыха, экскурсионное бюро, бесплатная парковка, снаряжение для дайвинга.

Пепел и фрески Санторина

Пепел и фрески Санторина

Ни Шлиман, открывший Трою и погребения в Микенах, ни Фуко, исследователь Санторина, не думали, что их находки — следы существования культуры, более древней, чем классическая. Обломки керамики, обнаруженные на Тире, имели сходство с замечательной керамикой минойской цивилизации Крита. Но в ту пору никому в голову не приходило, что эллины, учители римлян, имели своих учителей — подданных царя Миноса. Еще в 1867 году на Санторине нашли меч, украшенный золотыми изображениями двойных секир-лабру, этого характерного символа минойской культуры. Но лишь в XX веке — после находок Эванса — этот символ был расшифрован, и стало ясно, что культура, существовавшая на Санторине-Стронгиле до катастрофы, родственна минойской цивилизации.

Правда, еще в прошлом веке великий географ и пламенный революционер Элизе Реклю в своей капитальной многотомной монографии «Земля и люди» пророчески писал о том, что «пропасть Санторина есть результат взрыва, который еще в доисторические времена заставил взлететь, в виде пепла, всю центральную часть горы; по крайней мере, громадное количество обволакивающего туфа на внешних склонах острова говорит изучающему их геологу именно о таком разрушении. Тера, Терасия, Аспрониси были остатками великой земли, населяемой некогда народом замечательно культурным; извержения вулкана поглотили это; слой пемзы, достигающий в некоторых местах до 50 метров толщины, покрывает остатки жилищ народа, которому известны были золото и, по всей вероятности, медь, который пользовался орудиями из обсидиана и украшал вазы изображениями растений и животных». И лишь в 1922 году, изучив найденные под слоем вулканического пепла Санторина вазы, археолог Л. Ренодин пришел к выводу, что и сами вазы, и найденные за полвека до него поселения на Тире, также погребенные многометровым слоем пепла, относятся «к концу среднеминойского периода и началу позднеминойской цивилизации», то есть ко II тысячелетию до н. э. А еще почти полвека спустя греческий археолог Спиридон Маринатос, проведя основательные раскопки в земле острова Тира и разведку на дне лагуны Санторина, сумел восстановить былой облик минойского Стронгиле.

Возле селения Акротири, в южной части острова Тира, Маринатос нашел засыпанную вулканическим пеплом столицу Стронгиле. Пробный раскоп глубиной в четыре с половиной метра, заложенный в 1967 году, обнаружил каменную стену. Затем поблизости под слоем пепла было открыто жилое строение, сосуды минойского периода, обломки ткацкого станка и большие шлаковые блоки — фрагменты дворца или виллы, похожие на те, что прежде были известны лишь по раскопкам на Крите. На следующий год раскопки у Акротири продолжились, причем участие в них приняли не только археологи, но и искусствоведы из Бостонского музея изящных искусств, и Джеймс М. Мейворд из Вудс-Холского океанографического института. Искусствоведы ожидали открытия шедевров, подобных тем, что обнаружил Эванс на Крите. Океанологи же ожидали находок, которые могли бы уточнить датировку событий, происходивших в районе Эгеиды в середине II тысячелетия До н. э. (ибо еще Ханс Петерссон выражал надежду на то, что помощь подводной геохронологии и археологии будет взаимной, — и надежда эта возлагалась, в первую очередь, на исследования в Эгейском море и на Санторине).

Ожидания искусствоведов блестяще оправдались. Под многометровым слоем пепла удалось открыть фрески, по мастерству исполнения не уступающие фрескам минойского Крита. На них запечатлены были растения, птицы, пейзаж острова до извержения, грациозно ступающие антилопы, склоненная пальма, голова юноши негроидного типа, мальчики, боксирующие в специальных перчатках, процессия женщин со священными дарами и обезьяноподобное существо, окрашенное в синий цвет.

Раскопки города минойской эпохи на Санторине еще не завершены. Ученые предполагают, что столица Стронгиле тянулась поперек всего острова и имела гавань. Взрыв вулкана уничтожил северную часть города, засыпал многометровым слоем пепла южную, а отдельные кварталы ушли под воду, на дно лагуны. Их остатки обнаружены на глубине 20 метров, но не исключено, что будущие исследования под водой позволят найти руины и на большей глубине.

При раскопках столицы Стронгиле археологов удивило то обстоятельство, что под пеплом не найдено ни скелетов погибших жителей острова-вулкана, ни ценных вещей, ни изделий из золота и серебра. Видимо, обитатели острова-вулкана знали о грядущей катастрофе и спешно покинули его, захватив с собой ценности. Но вряд ли они спаслись на близлежащих островах: на беглецов обрушился горячий пепел, гигантские волны, пемза и вулканические обломки. Извержение на Санторине 1650 года не идет ни в какое сравнение с той чудовищной катастрофой, которая постигла остров в середине II тысячелетия до н. э. Между тем, как свидетельствуют очевидцы, после извержения 1650 года печальные последствия его ощущались в течение трех месяцев: «Ядовитые газы вблизи побережья отравили 40 крестьян и большое количество скота, вся равнина была покрыта телами мертвых птиц и других животных. Многие жители потеряли зрение на шесть — девять дней. От сероводородных испарений потемнели серебряные и золотые монеты и другие металлические предметы, даже те, которые хранились в закрытых ларцах. Недалеко от Колумбоса парусное судно застряло в плавающей пемзе, и всю его команду, девять человек, постигла трагическая смерть. Слой пемзы на море был таким толстым, что брошенные на него камни не тонули, и многие считали, что он мог бы выдержать даже человека, если бы кто-нибудь попытался пройти или проползти по нему. Пемзы было так много, что она покрыла все море между Кикладами».

Очевидно, эта картина после гибели Сантарина-Стронгиле была еще более впечатляющей и страшной: суда беглецов застревали в каше из пемзы, их опрокидывали грязевые волны, люди умирали, задыхаясь от ядовитых газов. Если же кому-либо из счастливцев удалось добраться до близлежащих островов, то и эти острова находились в плачевном состоянии, ибо пепел и пемза взорвавшегося вулкана также накрыли их плотным слоем. Катастрофа, погубившая Стронгиле и превратившая «круглый остров» в архипелаг Санторин, нанесла смертельный удар не только жителям Стронгиле и соседних с ним островов, но и привела к гибели великой цивилизации острова Крит, расположенного в 120 километрах от Санторина.

Фрески острова санторини сообщение

Сказка под названием «Санторини». Удивительная архитектура острова.

Санторини (Thira)настоящая жемчужина Греции в Эгейском море. Входит в группу Кикладских островов и является одним из самых южных. Его площадь составляет 96 кв.км, а население – около 12 тыс.человек.

Фактически Санторини является самым крупным в мире действующим морским вулканом, а если быть точнее, то обломком взорвавшегося вулкана, покрытым застывшей лавой.

Необычная судьба сделала его одним из самых прекрасных и загадочных островов Эгейского моря.

Остров впервые был назван Санторини арабским географом Эдисом, который путешествовал по Кикладам в 1153 году (по другим источникам это были франки, которые так начали именовать остров в 1204 г). Это название остров получил по имени местной церкви Святой Ирины (Санта Ирина). Иноземные мореплаватели называли его сначала Санто, затем Санта Ирина, что впоследствии превратилось в одно слово Санторини.

Чудо природы стало своеобразной визитной карточкой островной Греции. Санторини, пожалуй, самый романтичный остров Греции. Все в нем овеяно тайной: и история самого острова, и белоснежные домики вдоль берега, и тихие извилистые улочки, и уснувший пока вулкан, давший жизнь острову.
Остров известен своими живописными ландшафтами, чистым морем и великолепными пляжами (красного, белого, черного цвета), маленькими городками и деревушками. Нобелевский лауреат поэт Одиссеас Элитис сравнил облитый ярким солнечным светом и усыпанный белыми домиками остров с каменными конями с вздыбленной гривой.

Столица Фира выделяется архитектурным стилем даже на фоне других Кикладских островов. Здесь больше, чем где бы то ни было зданий со сводчатыми потолками и куполами.

Представьте себе: ослепительная белизна домов, нарушаемая лишь голубыми куполами монастырей.

Само поселение расположено амфитеатром на склонах каменистых холмов.

Туристы всегда получают удовольствие от проживания в традиционных кикладских домах. Вы сидите за столиком на террасе и, неторопливо потягивая вино, наблюдаете с высоты закат солнца!

На северо-западе острова живописно раскинулось местечко Ия (Ойа, Ийя), оспаривающее у столицы Фира честь называться самым красивым местом острова.

Некоторые жители не согласны с этой точкой зрения, считая Иа самым красивым селом во всей Греции. Так, например, в 1981 году Иа получило первую премию на проходившем в Италии европейском конкурсе селений с наилучшей традиционной архитектурой! На диалекте гомеровских времен слово Ойа тогда означало «отдаленный», «изолированный.

Развалины крепостей 14 – 15 веков и фортификационные укрепления поселений острова свидетельствуют о нападениях морских пиратов

Уникальные, пещероподобные белые строения, выбитые в утесах, возникших из вулканической пемзы, и в скалах, представляют собой жилища местных моряков.

Можно сказать, природа является основным создателем этого архитектурного стиля, диктуя строителям свои правила. Такие факторы, как климат, землетрясения, природные ресурсы и топография были в полной мере оценены поселенцами и определили характер строительства.

Многовековая традиция определяла особенности сооружений от каркаса до декора и почти не оставляла почвы для экспериментов или отступлений от принятых норм. Внедрение неоклассических элементов в архитектуру в конце 19 столетия представлялось весьма смелым поступком. Это сделали богатые мореплаватели, которые могли себе позволить продемонстрировать, что и они в состоянии следовать архитектурному направлению, господствовавшему в то время в Европе.

Очевидна также специфическая эргономическая шкала, показатели которой сходны с показателями, полученными при изучении кораблестроения: низкие двери, узкие, крутые лестницы, тесные проходы. Эти особенности были скорее результатом необходимости, чем выбора, т.к. основным правилом строительства являлась экономия. Ряд дополнительных характеристик отличают архитектуру Санторина от архитектуры соседних островов: многоярусные здания, частично погруженные в землю, с цилиндрическим сводом.

Здания, частично погруженные в землю, жесткая, покатая почва в сочетании с необходимостью экономии материала повлияли на характер строительства. Сводчатые углубления, возникшие в верхнем слое вулканической лавы, использовались в качестве жилищ, стойл, виноделен. Кирпичные стены фасада зданий иногда использовались в качестве основания для веранды или внешней пристройки. Глубокие впадины обычно делились на 2-3 комнаты с перегородками, выполняющими функцию фасада. Такие дома назывались «скафты». Как правило, только через двери фасада в жилище поступал свет и воздух, что создавало недостаток освещения и вентиляции, поэтому, как правило, стены и потолок красили в белый цвет. Белый цвет стен и потолка отлично рассеивал свет: днем в скафте было светло, а ночью хватало одной лучины, чтобы осветить всю «квартиру». Эти факторы служат благоприятной почвой для усиления конденсации влаги и способствуют образованию плесени. Одним из главных достоинств сооружений, наряду с простотой конструкции, является их термическая защищенность. За счет сильного тепла почвы снижаются температурные колебания внутри здания в разные сезоны, причем тепло способствует этому в большей степени, чем кирпичные стены. Таким образом, достигается удовлетворительный уровень температуры и летом и зимой, что практически избавляет от необходимости применения дополнительного отопления, которое используется скорее для снижения влажности.

Основным покрытием как крупных, так и мелких зданий являлись удивительно тонкие сводчатые крыши, соединяющие боковые стены, которые были значительно толще, поскольку должны были выдерживать давление свода. Двери и окна, как правило, делались на задних стенах, что не создавало существенной нагрузки.

Более сложными являются перекрестные своды, которые применяются в церквях и богатых особняках в целях увеличения внутреннего объема здания. Подобный строительный прием иногда использовался для того, чтобы обеспечить здание окнами на сводчатой поверхности без нарушения баланса конструкции. Несмотря на свою дороговизну и признанную в наши дни художественную ценность, своды в прошлом рассматривались как элемент постройки для людей низшего класса.

Чтобы продемонстрировать свое богатство, некоторые жители закрывали своды прямоугольными загородками, помещенными на парапетах над стенами фасада, что создавало впечатление плоской деревянной крыши позади прямоугольного возвышения (ярким примером такой конструкции служит здание в Финикии, где тонкая прямоугольная стена, обращенная в сторону главной улицы, закрывает собой два свода).

Изысканные сводчатые потолки особняков мореплавателей Ия (Ойи) можно увидеть только с внутренней стороны, т.к. снаружи их закрывает “плоская” крыша. Верхняя часть фасада таких зданий покрыта хорошо отделанным красным пористым камнем, который при строительстве более дешевых зданий используется только для окантовки дверей и окон.

Основной проблемой строительства было перемещение строительных материалов по утесам и ступеням с помощью единственного средства транспорта – ослов и мулов.

Наличием этого обстоятельства объясняются такие нелепые явления, как крупные осколки скал, оставленные на верандах, или полуразрушенные стены, слившиеся с сооружениями более позднего периода. На стенах зданий пещерного типа иногда можно видеть выступающий кусок скалы, оставленный в первозданном виде, чтобы не нарушать естественную прочность почвы, или для того, чтобы облегчить транспортировку.

Т.н. «пещерная» жизнь на Санторине продолжалась вплоть до 1956 года, когда остров перенес катастрофическое землетрясение. Новая беда выгнала жителей из их нор-скафт навсегда. Ужас от перспективы быть расплющенным в толще породы нельзя пережить дважды — люди не захотели возвращаться в свои жилища, хотя именно скафты и уцелели: вязкий туф выдержал колебания тверди, в то время как все наземные постройки рухнули.

Современные декоративные методы включают внутреннее укрепление сводов с помощью стальных петельчатых решеток и бетона. Впалые цементные блоки пришли на смену камню при строительстве стен и перегородок, в результате чего снизилась прочность конструкции и пострадали ее термические свойства.

Постройки, возведенные в различных районах острова после землетрясения в 1956, представляют собой любопытный пример соединения старых форм с современной блочной системой.

Правда, такие здания не обеспечивают удовлетворительных условий жизни, поскольку тонкие бетонные плиты и цементные стены в значительной степени подвержены воздействию погодных условий по сравнению с традиционно используемыми материалами – камнем и почвой. Если всерьез сравнивать старый и новый методы строительства, трудно сказать, какой из них более целесообразен.

Читайте далее: