Еда в древнем риме
Еда в древнем риме
Еда рядового небогатого римлянина, крестьянина или ремесленника, была простой и питательной: она должна заряжать энергией для долгого трудового дня. Основой всего было зерно, из него изготовляли похлебки и каши. Примечательно, что голодом в античном Риме считали нехватку или неурожай именно зерновых, с чем были связаны народные волнения и восстания.
Главной древнеримской кашей был пульс (аналог поленты). Такую кашу ели в каждом доме, добавляя к ней морковь, репу, тыкву, бобы и сыр. Для бедных пульс был самостоятельным блюдом, для богатых — гарниром к мясу.
Все, что касалось хлеба и его качества строго соответствовало положению человека. Традиционно белый хлеб из муки высшего сорта, panis candidus, был доступен лишь избранным, более распространен был panis secundarius из муки более низкого качества. Народу доставался panis plebeius или cibarius — черный хлеб из муки грубого помола с добавлением отрубей. Panis militaris предназначался солдатам, nauticus (галеты) — морякам. К самому низкому сорту относился черствый, похожий на сухари, panis castrensis или panis buccellatum, пригодный для долгого хранения, что учитывало нужды легионеров.
Существенной частью трапезы для римлян всех сословий были овощи. Важнейшими ингредиентами в кашах и похлебках были разные сорта капусты и листовой зелени, корнеплоды (репа, редька, морковь), и всевозможные ароматные травы.
Бедняки широко использовали в приготовлении и в медицине чеснок. Считалось, что чеснок изгоняет не только инфекции, но и страх, а также укрепляет боевой дух, что делало его весьма распространенным среди легионеров. А вот богачам резкий запах чеснока не нравился, существовало даже оскорбительное выражение «чесночный дух», которое указывало на низкое происхождение человека.
Также в рацион римлян входили местные фрукты: виноград, инжир, яблоки, груши, сливы и гранаты. Их ели в свежем или засушенном виде, поливали медом и виноградным соусом, в богатых домах использовали в приготовлении вторых блюд.
Любопытно, что уже античные врачеватели считали диету, в основе которой лежат овощи и фрукты, самой полезной. Народная молва приписывала «хорошим» правителям умеренность и вегетарианство, а «ужасным» — обжорство и расточительность. Так, Август предпочитал овощи и рыбу, а Калигула был отъявленным чревоугодником.
Дешевыми и доступными даже для бедняков были сыры из овечьего и козьего молока. Широко были распространены яйца, куриные и гусиные — для бедных, экзотические павлиньи и страусиные — для богатых. Их ели сырыми и вареными, делали яичницы и омлеты, использовали в приготовлении.
Также для аристократов разводили зайцев и кроликов, привозили дичь
и деликатесы из дальних стран. Особенно разнообразным было птицеводство: наряду с курами, утками и гусями на столы богачей попадали фазаны, рябчики, куропатки и даже павлины, фламинго и попугаи.
Особым деликатесом считалась печень перекормленного гуся. Экстравагантный чревоугодник, богач и кулинар-любитель Марк Гавий Апиций рекомендовал откармливать гусей сушеным инжиром и мулсумом (напитком из вина и меда).
Рыба считалась пищей аристократов, многие даже увлекались разведением морских и пресноводных рыб, устраивая бассейны на территории своих загородных вилл. Там же разводили улиток и устриц.
И если морепродукты могли себе позволить только богачи, то всем без исключения был доступен гарум. Этот знаменитый древнеримский соус готовили из рыбьих потрохов, вымачивали их в оливковом масле и вине с солью и травами и выдерживали в глиняных сосудах на солнце в течение нескольких месяцев. Из-за сильного запаха его производство было запрещено в городах. Гарум изготовляли в провинциях, рассылая по всей территории Римской империи миниатюрные соусники. Пряный, он заменял запредельно дорогую соль.
Для ужинов в богатых домах устраивались особые залы, где устанавливали триклинии, диваны, на которых полулежа проводили время за трапезой
и дружеской беседой хозяева дома, их гости и родственники. Ужин сопровождали развлечения, среди которых были театральные сценки, музыка, танцы, выступления акробатов и пантомима. Интересно, что обслуживание, место за столом и блюда определялись в соответствии с положением, которое
в обществе занимал участник застолья.
Подобный ужин, если хозяином был император, мог длиться сутками напролет
и насчитывать сотни гостей. Такие пиры отличались запредельной роскошью
и невиданными блюдами. Так гостям могли подать слоновьи хоботы, целого кабана, паштеты из соловьиных и павлиньих языков, петушиные гребни, мозги страуса. и все это сопровождалось распущенными и жестокими развлечениями.
Ужин продолжал simposium, вечеринка для мужчин с беседами, гетерами, музыкой, танцами и разбавленным вином. К слову сказать, древнеримским лекарям были известны последствия чрезмерного употребления алкоголя. Тревожными знаками в обществе считалось пристрастие к неразбавленному вину и питью на пустой желудок.
Что до пап и кардиналов, то те и вовсе не утруждали себя ничем подобным. В тени собора Святого Петра, чревоугодие было достойно легенд и самых страстных молитв о спасении души. Сколько смертей понтификов и кардиналов и от банального обжорства, и от самого изысканного гурманства хранят стены Ватикана! Известны случаи, когда конклавы длились годами, а кардиналы привольно жили, ели и пили, забывая об обязанности избрать нового папу, до тех пор, пока народные волнения и строгие сокращения рациона не приходили на помощь. Кардинальские столы пустели, холеные лица худели, и католики обретали очередного Папу.
Но главное, что «официально» и на людях все от рыночного торговца до папского церемониймейстера были добропорядочными католиками, вкушающими лишь разрешенную простую еду.
Сегодня церковные законы не имеют былой власти, тем не менее, они навсегда отпечатались в ДНК каждого римлянина. Так правило, предписывающее по четвергам есть ньокки, по пятницам — рыбу, а по субботам — триппу, превратились в нерушимые семейные традиции, которые почитаются не менее свято.
В наши дни центр еврейской общины Рима по-прежнему располагается в квартале у портика Октавии. А улица via del Portico d’Ottavia известна всем гурманам, ведь здесь сосредоточены главные рестораны римско-еврейской кухни.
Римско-еврейская кухня появилась на свет благодаря ограничениям и запретам. Так евреям пришлось приспосабливаться к новым жизненным реалиям. Основой стали традиционные местные блюда, измененные согласно религиозным требованиям и непростым условиям. Удивительно то, что рецепты еврейской кухни идеально сочетались с запросами постящихся римлян-католиков и паломников, которых в Риме всегда было множество.
Римско-еврейская кухня — это, в первую очередь, всевозможные блюда из овощей. Недорогие и ненужные римлянам баклажаны и артишоки варили, жарили, мариновали и фаршировали. Цуккини же, напротив, считались благородными овощами, евреям были доступны лишь «бесполезные» цветки. И теперь эти цветки, обжаренные в масле и легком кляре — настоящий римский хит!
Пряжение в масле или фритюр, — излюбленный способ обработки овощей в римско-еврейской традиции. В условиях недостатка личного пространства и при отсутствии полноценных кухонь все, что было нужно для фритюра — глубокая сковорода, открытый огонь и оливковое масло, которое не стоило больших денег. Так появились знаменитые артишоки по-еврейски (они известны с XVI века), и фритто мисто из молодых сезонных овощей.
Артишоки во всех видах: как гарнир, как самостоятельное блюдо, с пастой, с рыбой вы можете попробовать в традиционных ресторанах. Рыба и мясо также широко используются в римско-еврейской кухне (кроме тех, что запрещены кашрутом). Самые яркие рецепты — это филе трески во фритюре (filetto di baccala’) и ягненок с травами.
Есть у римских евреев и свой десерт, известный далеко за пределами Вечного города. Кростату (пирог) с вишней и рикоттой можно встретить почти в любой римской пекарне, но только кростата из семейной пекарни Boccione (via del Portico d’Ottavia, 2) — настоящая достопримечательность и один из символов старого Рима.
Что подавали на застольях в Древнем Риме: 10 самых популярных блюд
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
1. Средиземноморская триада
В основе древнеримской кухни лежали три ингредиента: виноград, зерновые и оливки. Ученые называют их «средиземноморской триадой». Виноград ели как в сыром виде, так и делали из него вино разного качества: от марочных вин, предназначенных для элиты, до самого дешевого «ацетума» — уксуса, который использовался в кулинарии и. для тушения пожаров. Зерно было основным продуктом питания для всех, от самых богатых до самых бедных. В состоятельных семьях пшеницу тонко перемалывали и выпекали из нее пышный белый хлеб или делали из нее сдобную кашу с различными добавками.
Самые бедные жители Рима имели право на бесплатное пособие в виде молотого зерна, которое они либо отдавали пекарю, чтобы тот испек хлеб (а вот эта услуга уже была платной), либо сами варили из него кашу в кастрюле с водой. Оливки и вовсе являлись неотъемлемой частью повседневного рациона — и как пища и как оливковое масло, которое использовалось буквально для всего: от заправки ламп до омывания тела после бани. Без этих трех компонентов римская кухня попросту не могла бы существовать.
2. Гарум
В разгар его использования в первом веке нашей эры, гарум был невероятно популярен. Его часто сочетали с вином, маслом, молотым перцем и даже просто водой для приготовления различных соусов или напитков, которые можно было употреблять самостоятельно или добавлять в другие блюда. Даже самый обездоленный рабочий мог позволить себе базовый вариант гарума, в то время как самый «продвинутый» рецепт гарума мог обанкротить даже богатого землевладельца из среднего класса. Заводы по его производству строились по всей империи, а по специализированным торговым путям гарум доставляли в самые отдаленные уголки страны. Но что такое гарум. Это рыбный соус.
На Западе и в России сегодня нет его прямого эквивалента, а в Азии на него похожи некоторые рыбные соусы. Хотя гарум был дико популярен, он исчез после падения Римской империи. Даже самый простой рецепт гарума требовал много времени для приготовления, хотя и не был очень трудоемким. По сути, этот соус делали из внутренностей выпотрошеной рыбы, соли, а также ароматических трав и специй. Рыбьи потроха оставляли на солнце на несколько месяцев, после чего они превращались в очень острую пасту. Важно было количество соли: если положить слишком мало соли, рыба разлагалась; а если слишком много, то нарушался процесс брожения.
Затем смесь процеживали и получался соус янтарного цвета, украшавший римские обеденные столы от Ближнего Востока до вала Адриана в Северной Англии. После отжимки оставшуюся пасту также продавали в качестве пищевой добавки, хотя она считалась не столь ценной. Казалось бы все просто, но существовал и очень дорогой гарум, который делали из определенных видов рыб и комбинаций трав и специй, рецепты которых тщательно хранились в секрете.
3. Пульс
Зерно было основным продуктом римского рациона, а самым простым блюдом из зерна была каша или пульс. По своей сути, эта каша представляла собой просто зерно, которое варили в воде до тех пор, пока зерно не размягчалось. Затем в нее добавляли соль (если она конечно была доступна). В отличие от современных каш, римская каша почти всегда была пряным блюдом.
Более дорогая каша, иногда известная как «пуническая», содержала такие ингредиенты, как мед, сыр и яйца, и была довольно сытной. А в самые лучшие каши даже добавляли травы и специи. В римской армии пищу обычно готовили на уровне контуберний — подразделений из восьми человек, которые маршировали, ели и спали вместе. Ответственность за приготовление пищи часто ложилась на одного или двух человек в подразделении.
А поскольку зерновой рацион распределялся в сыром виде, солдаты обычно варили из него кашу, поскольку в плотном графике римского солдата было трудно найти время для выпечки хлеба. Из-за этого каша была обычной едой для бедняков и армии, а более богатый класс римлян обычно избегал ее.
4. Panis quadratus
Если каша была самой простой римской едой, то хлеб был самым распространенным, особенно в последние годы империи, когда бесплатное зерновое пособие для бедных заменили бесплатным хлебом. Хлеб производился в промышленных масштабах в больших пекарнях, и стандартной его формой был panis quadratus — круглая буханка с надрезами в верхней части, разделяющей ее на 8 частей.
Археологические исследования в римском городе Помпеи обнаружили обугленные образцы Panis quadratus, а также множество настенных фресок с изображением такого хлеба в пекарнях. Судя по археологическим свидетельствам, panis quadratus пользовался большой популярностью, по крайней мере, в городах, где многие люди покупали еду, а не выращивали и готовили ее сами. Что касается рецепта, он не слишком отличался от того, как готовили хлеб до современной эры: самый дешевый хлеб был очень темным и грубым, а самый дорогой был светлее, потому что его делали из муки лучшего помола.
Из-за того, что муку размалывали на каменных жерновах, кусочки камня могли попадать в нее и со временем стирать зубы людей. Чтобы решить проблему некачественного хлеба, пекарей обязали ставить на хлеб свое личное клеймо, чтобы их можно было отследить, если они попытаются обмануть клиента.
5. Поска
Виноделие было огромной индустрией в древнем Риме, и, как и во всех отраслях при его производстве получались отходы. В данном случае основными отходами было вино, которое испортилось или прокисло, став уксусом. Римляне были весьма предприимчивыми и находили множество применений этому уксусу. Он в основном использовался для приготовления поски, напитка, предпочитаемого низшими классами и военными за его доступность и дешевую цену.
В военных кругах поска стала настолько распространенным напитком, что на обычное вино смотрели свысока или даже запрещали его. Казалось бы, питье уксуса может показаться отвратительным, но его можно сделать довольно вкусным, добавив несколько ингредиентов. Самая дешевая поска была смесью уксусного вина и воды, а в высококачественную добавляли мед и специи, такие как кориандр, которые скрывали горько-кислый вкус уксуса.
Наряду с испорченным вином и уксусом, которые неизбежно производила римская винодельческая промышленность, оставались также виноградная кожура, косточки и жмых, которые не попадали в конечный продукт. Никогда не тратя впустую потенциально полезные материалы, римляне использовали эти остатки, чтобы сделать дешевый подсластитель, называемый дефрутум. Он был в основном дешевым продуктом, который можно было добавлять в пищу, чтобы придать ей объем, улучшить вкус и повысить калорийность. Дефрутум был немного похож на современное варенье или джем. Хотя мед был лучшим подсластителем, он также был более дорогим и производился только в определенных регионах, в то время как вино производилось почти во всех уголках Римской империи. Да и каша с виноградным вареньем была гораздо приятнее, чем обычная каша.
В окрестностях Кирены (северная Африка) в римские времена росло растение, которое всегда пользовалось очень высоким спросом. Это растение, которое называлось сильфий (Silphium), было крайне востребовано, потому у него было множество применений. Во-первых, оно было вкусном, в жареном, вареном или сыром виде. Его сок, высушенный и натертый на терке, был прекрасным дополнением к большинству блюд, и его также использовали для изготовления духов. Сильфий играл важную роль во многих травяных смесях, особенно при «наростах на анусе» и при лечении укусов собак. Наконец (возможно, это самое невероятное) его также использовали для «чистки матки», т. е. в качестве ранней формы контрацепции. Это растение стало ключевой частью римской и греческой культуры, упоминалось в поэзии и литературе, а также даже чеканилось на обороте некоторых греческих монет. Кирена стала невероятно богатой за счет торговли сильфием. Юлий Цезарь также признал ценность этого растения, храня 680 килограммов в государственной казне. Тем не менее, сильфий рос только в районе, прилегающем к Кирене, и многие попытки возделывать его не увенчались успехом (даже те, которые предпринимал греческий ботаник Теофраст). Сильфий можно было только собирать в дикой природе. Это привело к тому, что к середине первого века нашей эры растение почти исчезло. Последний зарегистрированный образец, появившийся где-то между 54 и 68 г.г. н.э., был подарен императору Нерону в качестве диковинки.
Итак, рацион обычного римского солдата или рабочего состоял из хлеба, каши и воды с уксусом. Явно не особо богато и разнообразно. Однако поэт Вергилий в одной из своих поэм писал о крестьянине-пахаре, приготовившем себе завтрак из моретума (сырного салата), который он слопал с лепешкой. Римская кухня была очень смелой в своих вкусах, и, хотя самые бедные люди жили на простом рационе, даже самые дешевые соусы (такие, как описываемый в этой поэме) улучшали вкусовые качества. Сырный салат фермера был по сути чесночным соусом, сделанным из выдержанного овечьего или козьего сыра, петрушки, руты, укропа, кориандра, соли и уксуса, оливкового масла и четырех головок чеснока. Все это измельчалось в пасту с помощью ступки и пестика, а затем пасту намазывали на лепешку, которая в римском мире часто использовалась в качестве своеобразной «съедобной тарелки». Этот вид еды был довольно распространенным, и археологи находят ступки и пестики по всей бывшей территории Римской империи. Хотя кориандр являлся довольно дорогим, остальные ингредиенты найти было не столь сложно. У большинства крестьян был свой собственный сад с травами, поэтому пахарь получал петрушку, укроп и чеснок совершенно бесплатно, а хлеб, соль, уксус и оливковое масло были, как уже стало известно, наиболее распространенными продуктами питания в римском мире. Это был относительно вкусный завтрак при минимальных затратах.
Патина представляла собой римское блюдо, похожее на современном суфле. Она могла быть сладкой или соленой, десертом или основным блюдом, в зависимости от ингредиентов. Патина была очень популярна, по крайней мере, среди римской элиты: В книге рецептов гурмана Марка Габия Апиция De Re Coquinaria есть 36 различных рецептов патины, содержащих различные ингредиенты, от груш до рыбы. Поскольку в римской кухне любили сочетать сладкие и соленые продукты в одном и том же блюде, многие из этих рецептов кажутся странными для современного вкуса. Идеально для римской кухни подходили яйца, поскольку они могут быть как сладкими, так и пряными или солеными, в зависимости от того, с какими ингредиентами их сочетать. Яйца были основным компонентом патины, и их объединяли с другими компонентами в специальном горшке, который обычно ставили прямо в угли костра или печи. Если патину готовили в горшке с закрытой крышкой, она получалась более воздушной и пышной, но если крышку снимали, блюдо получалось более плотным и хрустящим. Таким образом, это была очень универсальная пища, которая могла принимать разные формы. Один из рецептов «грушевой патины» предусматривает использование девяти спелых груш, сладкого вина, меда, оливкового масла, молотого перца, шести яиц, тмина и рыбного соуса. Это все смешивали в пасту и варили в кастрюле около часа, пока смесь не затвердевала.
10. Gustum De Praecoquis или закуска из абрикосов
Один из лучших примеров римской любви к блюдам, которые были одновременно сладкими и солеными в то же время, также был найден в De Re Coquinaria. Gustum de praecoquis представлял собой блюдо, которое подавалось только в элитных римских семьях. Такое блюдо использовалось бы для того, чтобы поразить гостей как ингредиентами, которые мог позволить себе хозяин, так и навыками поваров, которых он мог себе позволить. На самом деле, Gustum de praecoquis был просто абрикосами в соусе. Повар варил абрикосы в кастрюле. Затем он добавлял молотый перец и мяту, рыбный соус, изюмное вино, виноградное вино и уксус вместе с небольшим количеством оливкового масла. Как только жидкость становилась по консистенции похожей на соус (а абрикосы размягчались настолько, что растворялись в соусе), повар посыпал блюдо большим количеством перца и подавал его. Это блюдо, несомненно, было сладким, и его легко можно было подать как десерт, а не как закуску. Но добавление перца, уксуса и рыбного соуса придавало ему острый, почти горький привкус.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Кухня Древнего Рима: от борща к излишествам
Гастрономическая культура Римской империи, как и вся римская культура в целом, формировалась под большим влиянием Древней Эллады. Античная гастрономия, во времена империи ставшая общей для всего средиземноморского региона, основывалась на хлебе, вине и оливковом масле. Это не значит, что греки и римляне не ели мяса или сыра, но без перечисленных трех продуктов они не представляли себе цивилизованной жизни. | |
В раннем Риме главными продуктами были хлеб и крупы, из которых готовили похлебки и каши, такие как пуле — смесь муки, меда, соли, оливкового масла и воды. Национальным супом римлян был борщ — специально для него выращивали много капусты и свеклы. Даже великий поэт Гораций сам выращивал капусту. Выращиванием овощей занимался и император Диоклетиан (правил с 284 по 305 год н. э.), когда отрекся от власти и проживал на покое в городе Салона (в шести километрах от современного города Сплит в Хорватии). | |
![]() В отличие от современных итальянцев римляне ели довольно плотный завтрак. Для взрослого завтрак обычно состоял из остатков прошлого ужина (оливки, каперсы, яйца, хлеб с сыром, мед). Детям же давали молоко и сладкие или соленые пшеничные лепешки. В полдень принимали prandium (нечто вроде ланча). Он был легким даже у тех, кто возвращался поесть домой. Большинство же просто покупало что-нибудь съестное у уличных торговцев или в тавернах. |
|
В сумерки семья собиралась на обед — это была самая обильная трапеза дня. В ранний период римляне обычно ели супы из круп или сушеных овощей, а также сыр, овощи, оливки и иногда кусок мяса. По мере того как утончались вкусы, римляне стали разнообразить свой стол. | |
В период поздней Римской республики начинает формироваться отношение к кулинарии как к искусству, и рабы-повара резко поднимаются в цене. Благодаря военным победам и обусловленному ими экономическому подъему роскошь распространяется среди римского народа, привыкшего прежде жить в простоте. Тщетно пытались поборники старинной римской доблести вернуть людей к прежнему образу жизни. Плутарх передает горестное высказывание Катона Старшего о Риме: «Удивительно, как еще стоит город, где за рыбу платят дороже, чем за быка!» | |
![]() |
|
Во времена империи интерес к кулинарному искусству достигает апогея, сами императоры занимаются изобретением кулинарных рецептов, не говоря уже о создании разнообразнейших блюд, приготовленных талантливыми поварами изо всех уголков огромной державы. Богатые и влиятельные римляне регулярно приглашали к себе на обед гостей, среди которых были и молодые амбициозные политики, поэты и писатели. | |
|
|
Хотя не сохранилось меню лукулловых пиров, однако мы можем себе представить пир римского патрона на основании свидетельства Петрония, который в своем «Сатириконе» приводит описание пира «римского олигарха» Трималхиона. Впрочем, в настоящее время трудно достоверно определить, в какой мере пир, изображенный Петронием, есть подлинное отражение римской кулинарной культуры, а в какой — сатирический гротеск: «Между тем подали совсем не вредную закуску. Посередине закусочного стола находился ослик коринфской бронзы с тюками на спине, в которых лежали с одной стороны черные, с другой — белые оливки. Над столом возвышались два серебряных блюда . Лежали жареные сони, погруженные в мед и посыпанные маком. Были тут также жареные колбаски на серебряной жаровне, а под сковородкой — сирийские сливы и гранатовые зерна павлиньи яйца, сработанные из крутого теста. И я вытащил из скорлупы жирного винноягодника, приготовленного под соусом из перца и яичного желтка. | |
|