Джо понти работы

7 вещей культового дизайнера Джо Понти, о которых вы должны знать

Джо Понти называют отцом итальянского дизайна: он спроектировал первый небоскреб в Италии, написал более 600 работ о дизайне и создал множество культовых вещей для интерьера. В каждый предмет маэстро вкладывал любовь к ручному ремеслу, графичности, театральности и смешению материалов. Вот самые примечательные из них.

Материал подготовила: Мария Кривцова

1. Люстра для бутика Bulgari в Риме

Люстра для бутика Bulgari в Нью-Йорке. Фото: Bulgari

Люстра для бутика Bulgari в Нью-Йорке. Фото: Bulgari

2. Кофемашина La Pavioni

Кофемашина La Pavioni для приготовления эспрессо. Фото: Instagram @giopontiofficial

Кофемашина La Pavioni для приготовления эспрессо. Фото: Instagram @giopontiofficial

3. Стул Superleggera 699

Стул Superleggera. Фото: Instagram @giopontiofficial

Стул Superleggera. Фото: Instagram @giopontiofficial

4. Кресло 811 armchair

Кресло 811 armchair. Фото: Instagram @giustinistagetti

Кресло 811 armchair. Фото: Instagram @giustinistagetti

5. Журнальный столик D5551

Журнальный стол D5551. Фото: Instagram @giustinistagetti

Журнальный стол D5551. Фото: Instagram @giustinistagetti

6. Стул Sedia di Poco Sedile

Стул 811 armchair. Фото: Instagram @giopontiofficial

Стул 811 armchair. Фото: Instagram @giopontiofficial

7. Модульный светильник из алюминия с неоновыми лампами

Модульная лампа из алюминия. Фото: Instagram @giopontiofficial

Модульная лампа из алюминия. Фото: Instagram @giopontiofficial

Круглый каркас из тонкого золотистого алюминия дополнен широкими пластинами из такого же материала, оснащенных лаконичными неоновыми трубками. Так получилась знаковая модель, собранная из модулей, которую можно было встретить во многих фешенебельных гостиницах и ресторанах Италии.

Апартаменты в форме стеклянного шара или каюта настоящего «Боинга» — даже один день в этих отелях станет незабываемым.

Глянцевые поверхности, пастельные оттенки, мебель на тонких ножках и «плюшевый» текстиль — дизайнеры из бюро TS Design показали, как можно оформить лёгкий классический интерьер с современной обстановкой.

Эксперты уже спрогнозировали, что ждет нас в 2020. Спойлер: много интересных идей, парочку из которых точно стоит попробовать.

Тёплый, современный и практичный интерьер для жизни — с такими пожеланиями пришёл заказчик. Архитектор Ирина Гринина и Дмитрий Малышев приняли эту формулу и создали интерьер, полностью готовый для жизни, но способный меняться и развиваться вместе со своими владельцами.

Вы профессиональный архитектор или дизайнер?

Вы профессиональный архитектор или дизайнер?

SALON-interior — авторитетный российский журнал о дизайне и архитектуре. Все новое в декоре интерьеров, уникальное в архитектуре, эксклюзивное в интерьере, что создается в стране и мире, находит свое отражение в журнале, помогая читателям всегда быть в курсе современных тенденций архитектуры и дизайна.

События в архитектурной среде, мировые выставки декора, обзоры аксессуаров, архитектурных стилей, исторические здания, интервью с мировыми звездами в области дизайна интерьеров, ландшафтные и флористические решения — все темы журнала призваны максимально информировать информировать взыскательного читателя об увлекательном и творческом мире частной архитектуры и дизайна.

История интерьера: Вилла Планчарт Джо Понти

В столице Венесуэлы, городе Каракас, в его горной части, расположена вилла Армандо и Аналы Планчарт — жилой дом, построенный по проекту выдающегося итальянского архитектора и дизайнера Джо Понти (1891–1979). Современная резиденция, выполненная по всем канонам органической архитектуры, мастерски совмещает переосмысленный план традиционной итальянской виллы с внешним обликом жилого дома XX века. Завершенную в 1956 году виллу называют гимном любви семейной пары Планчарт и примером плодотворного сотрудничества заказчика и архитектора, переросшего в тесную дружбу.

Джованни (Джо) Понти, 1891–1979 | Армандо и Анала Планчарт

Армандо Планчарт был успешным дилером General Electric в Венесуэле. Супруги состояли в счастливом браке с 1936 года, но детей у них не было, и оба думали о том, чтобы купить землю, свести к минимуму профессиональную и общественную деятельность и заняться «фермерским хозяйством». «Однажды я проезжала мимо этого участка. Тогда я сообщила мужу, что нашла хорошую землю для его “фермы”, — вспоминала Анала Планчарт. — “В Каракасе?” — усмехнулся он. Но в один день он заявил: “Одевайся, я тебя отвезу кое-куда”. Мы приехали, он достал столик, шампанское и икру из машины и сказал мне: “Теперь это твое. Что ты хочешь с этим делать?”»

Планчарты были знакомы с итальянским журналом Domus, который основал и выпускал Джо Понти. К середине 1950-х Понти прославился разнообразием и универсальностью дизайнерских решений, проектируя как офисные здания (всего несколько лет отделяло архитектора от своего прославленного «детища» — башни Пирелли), так и интерьеры кают кораблей, мебель и даже посуду. Работы архитектора произвели на супругов должное впечатление, и они прилетели в Милан на переговоры. Проект родился из обсуждений и компромиссов. Архитектор хотел спланировать дом в традиционном испанском стиле, Анала настаивала на открытых пространствах, Армандо был увлечен выращиванием орхидей и хотел, чтобы в комнатах было достаточно солнечного света. «Мой друг Роджер говорил, — писал Джо Понти, — что клиент — это человек, без которого мы не можем создавать архитектуру, но также человек, с которым мы не можем создавать архитектуру, какую хотим. Но в случае с Каракасом клиент был как раз таким, с помощью которого мы смогли создать архитектуру наилучшим для нас образом».

Вид на пик Эль-Авила и Каракас со стороны виллы

Посетив в 1954 году предгорье с видом на пик Эль-Авила, где располагалась земля Планчартов, Понти заявил, что дом будет похож «на бабочку, присевшую на горе». Внешний облик виллы действительно сочетает в себе массивный четверик и почти парящую крышу с острыми углами по бокам.

Отправной точкой архитектурной мысли был ландшафт: вилла идеально вписана в живописное «обрамление», и важной ее частью считается сад с высаженными редкими растениями, интерес и уважение к которым проявляла сама чета Планчартов. Вообще всё пространство дома организовано так, чтобы подчеркнуть индивидуальности и увлечения хозяев, их коллекции, трофеи, любимые занятия. С одним из таких решений Понти пришлось пойти на компромисс: охотничьи трофеи Армандо он организовал так, что при необходимости их можно было «спрятать». Множество продуманных и удивительных деталей, от мозаик и смело прочерченных бело-желтых полосок на потолке зала до шкафов, обыгрывающих инверсивное пространство, придают интерьеру виллы неповторимый облик. Большую часть мебели на вилле Понти проектировал сам — например, ультралегкий стул для Cassina «Superleggera», который можно было поднять одним пальцем. Коллекции искусства, минералов, флористики Планчартов гармонично смешались с работами итальянских дизайнеров: плитчатой скульптурой Мелотти, стеклом Венини, керамикой Гамбоне.

В плане дом невольно следовал золотым образцам архитектуры римских вилл с анфиладной системой, совмещением крытых и открытых пространств, функциональным разграничением комнат. Всего в доме шесть спален и семь видовых точек, каждая из которых продумана до мелочей. Мебельные комплекты в духе модернизма вторят современному облику виллы, превращая ее в «жилой музей». После смерти мужа, а затем и архитектора виллы Анала Планчарт основала фонд, поддерживающий семейную резиденцию в первозданном виде — как дань великому архитектору и дизайнеру, сотворившему бабочку, присевшую у горы.

Скульптурная группа Фаусто Мелотти

«Кабинет» Армандо Планчарта: охотничьи трофеи можно выставлять напоказ (по желанию хозяина), а можно спрятать (по желанию архитектора)

План вилы Планчарт и видовые точки

Джо понти работы

За свою долгую жизнь итальянский творец Джо Понти кем только не был: военный, дизайнер, архитектор, писатель, издатель, преподаватель. Кажется, что он прожил не одну, а сразу несколько жизней. С 1916 по 1918 гг. он воевал на первой мировой войне в ранге капитана, за что получил бронзовую медаль и итальянский военный крест. А уже в 1921 году окончил с отличием кафедру архитектуры в Миланском политехническом институте. Его первым местом работы после окончания учебы стала фабрика Richard Ginori, расположенная недалеко от Флоренции (с XVIII века на ней производят художественную керамику), где он занимал должность художественного руководителя. Возможно, первый профессиональный опыт повлиял на дальнейшую карьеру Понти. Дело в том, что Джо Понти никогда не рассматривал архитектуру только как возведение сооружений. Более того, он всегда задумывался о внутренней атмосфере здания, его интерьере, мебели и декоре. Благодаря этому стремлению, Понти стал, в том числе, и промышленным дизайнером, который создал множество легендарных предметов интерьера от мебели и света до столовых приборов и кофеварок.

Vase designed by Gio Ponti for Richard Ginori

Основная идея, которую Джо Понти транслировал через свое творчество – концепция «суперискусства» — объединение всех видов человеческой деятельности для создания совершенной окружающей среды обитания. Именно поэтому он так ценил и постоянно обращался к традициям ручного ремесленного производства. Его работы отличали техническая экономичность, эргономика и итальянская элегантность.

Одно из самых известных творений Джо Понти – стул Superleggera или, в переводе с итальянского, «суперлегкий». Настолько легкий, что в рекламной кампании стул Superleggera ребенок поднимал одним пальцем. Про этот стул Джо сказал: «Чем более минимальна форма, тем более выразительной она становится».

Для своего друга Паоло Венини, владельца одной из самых знаменитых итальянских фабрик света Venini, Джо Понти создал несколько люстр и настенных светильников в ярких цветах.

Chandelier and Bra designed by Gio Ponti for Venini

Зеркало Randaccio Джо Понти создал в 1925 году для собственного дома в Милане. Элегантное зеркало с элементом, похожим на корону, сейчас выпускает датская фабрика Gubi.

Буквально несколько лет назад итальянская компания Molteni, в сотрудничестве с сыном и вдовой Джо Понти, переиздали основные предметы мебели и интерьера, созданные дизайнером в период с 1935 по 1950 гг. Например, изящное кресло для отдыха D.153 armchair, функциональный книжный шкаф D.357 bookcase.

«А вот новый широкий стул с узким складным сиденьем» — так написал в 1970 году Джо Понти, запуская в работу стул D.270, отличавшийся от всех остальных. Стул для разговоров, отдыха, чтения, он был легкий, компактный, мог использоваться как внутри дома, так и снаружи.

Может показаться, что в сутках Джо Понти было больше 24 часов. Помимо создания великих архитектурных сооружений (башня Pirelli, Музей искусств в Денвере, частные дома и виллы по всему миру), он был и остается просветителем в мире дизайна. В 1928 году он основал Domus -один из первых архитектурных журналов в мире, который публикуется по сей день. Понти был его главным редактором и идейным вдохновителем до своей смерти в 1979 году, за исключением периода с 1941 по 1947 гг., когда он возглавлял журнал Stile. Публикуя работы современников, Понти вывел итальянский дизайн на мировой уровень, чему и сам был верным доказательством. Его вспоминают как страстного человека не только до своей работы, но и до работы коллег. Он часто помогал дизайнерам, даже если видел, что их идеи бросают вызов собственным.

Джо Понти хотелось оставить после себя эксклюзивные предметы, хранящие память о высоком искусстве. После смерти его дочь Лиза Понти резюмировала карьеру отца: «Шестьдесят лет архитектурной работы в тринадцати странах, двадцать четыре года публичных лекций, двадцать пять лет преподавательской деятельности, пятьдесят лет редакционной работы, более 2000 статей, 120 проектов, тысячи архитектурных этюдов — всего много и всё из одного человека».

Джо Понти: отец итальянского послевоенного дизайна

Джо Понти (18.11.1891 – 16.09.1979) — поэт, художник, архитектор, дизайнер, издатель, эссеист — его называют не иначе как отцом или крестным отцом итальянского дизайна. Как дизайнер Понти работал для 120 компаний. Как архитектор он проектировал и строил в 13 странах. Как редактор он выпустил 560 журнальных номеров и написал как минимум в каждый из них по статье. Как профессор он читал лекции в 24 странах. А еще он находил время, чтобы надиктовать две с половиной тысячи писем, занимался живописью и писал стихи.

Понти умер в 1979 году в возрасте 87 лет, будучи одним из самых влиятельных архитекторов и дизайнеров Италии ХХ века. Его небоскреб — Башня Пирелли — высится в его родном Милане.

Считается, что Понти всегда был удачливым и хитрым. Не только сам он был плодотворным, но и проекты его были эклектичными, они сочетали в себе разные, иногда конфликтующие между собой, стили и идеологии. Понти придумывал стилистические игры, в которые сам с удовольствием играл годами.

Наряду с другими культовыми мастерами Джо Понти способствовал утверждению Италии в качестве мирового центра дизайна ХХ века. Как почти все крупные фигуры итальянского дизайна, Понти учился на архитектора и вошел в промышленный дизайн, разрабатывая продукт для итальянской компании. Его работодателем выступила фабрика Richard Ginori, расположенная недалеко от Флоренции (с XVIII века на ней производят художественную керамику).

В течение 1920–1930-х годов Понти работал с мастерами, придумывал затейливые красивые керамические изделия, искусно декорированные в неоклассическом стиле с античными фигурами и ангелами, которые стали лейтмотивом его раннего творчества. Конечно, по стравнению с модернистскими вещами эпохи они выглядели немного архаично. Но сегодня дизайнеры хотят быть экспрессивными, тогда добродетели были другими: самовыражение рассматривалось как помеха серьезному функциональному подходу.

Работая на Richard Ginori, Понти поощрял свою любовь к насыщенным цветам, замысловатым формам и ремесленному мастерству. Все эти качества сохранились в его творчестве на долгие годы, несмотря на то, что сами предметы стали проще и строже. До войны Джо Понти поработал со стеклом для Venini и с серебром для Christofle. Среди шедевров раннего Понти рисунок для шелковых тканей Vittorio Ferrari и красивые массивные шкафы, отделанные терновым шпоном из корней терна 1935 года.

Понти сочувствовал курсу Бенито Муссолини, и годы Второй мировой войны — не лучший период в биографии маэстро. Однако и тут ему повезло. Послевоенная Италия нуждалась в талантливых проектировщиках, и карьера его постепенно снова пошла в гору. Конечно, Понти — дизайнер, следовал пути, которым шла индустрия. В 1948 году Понти сделал дизайн кофемашины La Cornuta для компании La Pavoni, которая стала символом итальянской «сладкой жизни». В то время как стулья 1957 года Superleggera (буквально — суперлегкие), спроектированые для Cassina, подчеркнуто демократичны. Стулья, действительно, были настолько легкими, что в рекламе мальчик поднимает стул кончиком пальца.

Репуртуар Понти-архитектора чрезвычайно широк. У него есть ранние проекты, совсем неоклассические (архитектор находился под сильным влиянием традиции Андреа Палладио). Таковы трехэтажный дом на виа Рандаччо в Милане, проект 1925 года или частный загородный дом Тони Буйе во французском Гарше, проект 1925-1926.

В большом многоквартирном доме на виа Доменикино1-3 в Милане, даже на уровне деталей, например, балконов, виден удивительный сплав неоклассических и модернистских элементов.

В 1930-е годы Понти был занят разработкой типовых домов. Все они носят женские имена: Джулии, Фаусты, Каролы, Ливии, Серены, Флавии и так далее. Понти нашел формулу простоты и удешевления строительства без убогого однообразия: фасады придуманы сложно и изобретательно. В отделках сочетаются травертин и клинкерный кирпич. В многоквартирном доме Сasa Marmont на виа Густаво Модена в Милане Понти реализовал 9 принципов современного дома, опубликованных им в журнале Domus.

На чем настаивал архитектор?

1) Ориентация постройки должна быть правильной; 2) в каждой квартире должно быть три части: служебная, дневная и ночная; 3) каждая квартира должна дополняться балконом или террасой; 4) служебные помещения не должны соприкасаться с парадными комнатами; 5) подвальный этаж должен хорошо инсолироваться и проветриваться, а стены подвалов должны быть оштукатурены; 6) балконы, террасы и окна должны рассматриваться как часть квартиры, шторы и ящики с цветами обязательны; 7) последний этаж должен позиционироваться как самый элитный. Его следует трактовать как квартиру-виллу; 8) в квартирах должно быть максимальное количество встроенной мебели; 9) лестницу в доме не следует делать массивной, но ее ширина должна быть достаточной.

В послевоенные годы Понти делал модернистскую архитектуру. Самый известный опус — небоскреб 1956 года Башня Пирелли. Вошел в историю Понти и как проектировщик эффектных вилл. Среди самых известных Вилла Планшар в Каракасе (1955) и вилла Намазее в Тегеране (1960). В экстерьерах и интерьерах этих вилл Понти демонстрировал свою страсть к эффектным цветовым сочетаниям, умение играть со светом и текстурами.

Одна из важнейших сторон его деятельности — просветительство. Как издатель и главный редактор (1928–1941 и 1948–1979) культового журнала Domus Понти стал уникальным хроникером итальянского дизайна ХХ. В годы войны ему пришлось оставить пост главного редактора Domus, он возглавлял журнал Stile с 1942-го по 1947-й.

Публикуя работы современников Карло Молино, Пьеро Форназетти, Лучио Фонтана, Понти интегрировал итальянский дизайн в современную художественную культуру. Именно ему удалось придать дизайну и проектированию интеллектуальный вес, в противном случае дизайн Италии имел все шансы превратиться в чисто коммерческую дисциплину, каковым по сути он стал в США.

По воспоминаниям современников Понти был очень щедрым, невероятно любопытным, с открытым сознанием и жадным искателем новых идей. Друзья со всего мира часто приезжали к нему в Милан. Студия Понти располагалась в гараже и была настолько просторна, что помощники его порой передвигались от стола к столу на самокатах. Уже будучи восьмидесятилетним стариком он с интересом смотрел на новое поколение дизайнеров, подбадривал Этторе Соттсасса и Алессандро Мендини.

Конечно, Джо Понти живее всех живых. Который сезон умы и воображение дизайнеров волнует наследие архитектора и дизайнера. Именитые бренды черпают мотивы, идеи из его наследия, как из бездонного колодца. «Джо Понти — отец всего послевоенного итальянского дизайна. Пять десятилетий он вырабатывал концепцию демократичной красоты, которую потом использовал масс-маркет. Сегодня его объекты очень востребованы коллекционерами. Свидетельство тому — выросшие цены, которые достигли 100 000 долл.

Архитектор и дизайнер Джо Понти

До 5 мая 2019 года в парижском Музее декоративно-прикладного искусства проходит выставка, посвященная одному из самых влиятельных архитекторов и дизайнеров ХХ века: Джо Понти (1891-1979). Ретроспектива «Tutto Ponti: Gio Ponti, archi-designer» («Весь Понти: Джо Понти, архи-дизайнер») охватывает всю карьеру Понти, который вошел в историю как отец-основатель послевоенных архитектуры и дизайна Италии и мог, как говорил его друг Эрнесто Натан Роджерс, спроектировать всё что угодно – «от ложки до города».

Джо Понти предпочитал называть себя «художником, влюбленным в архитектуру». За весь свой долгий творческий путь: с 1921 по 1978 годы – ему удалось возродить архитектуру и дизайн родной Италии, сильно пострадавшей после Второй Мировой войны, и поднять их на невероятно высокий уровень. Во многом благодаря ему словосочетание «Made in Italy» («Сделано в Италии») стало брендом, означающим высочайшее качество и безупречный стиль. Его в равной степени привлекали промышленный дизайн и ремесло, архитектура и проектирование интерьеров, дизайн мебели и светильников, керамика и создание изделий из стекла. Он прославился как главный редактор одного из первых в мире архитектурных журналов – «Domus», который он основал в 1928 году, и как автор частных и общественных зданий, в том числе университетов, музеев и соборов.

Джо (полное имя – Джованни) Понти родился в Милане в 1891 году. В 1921-м он оканчивает Миланский Политех и женится на Джулии Вимеркати, с которой впоследствии у них было 4 детей и 8 внуков. Одним из первых проектов молодого зодчего становится дом на виа Рандаччо, в котором он новаторски интерпретировал принципы классической архитектуры. В 1923 году он становится арт-директором прославленной фарфоровой мануфактуры Richard Ginori, для которой он создает коллекцию, представленную на Биеннале декоративно-прикладного искусства в Монце.

В 1925-м в Париже он получает первый приз в категории «Керамика» на Международной выставке декоративно-прикладного искусства и современного промышленного дизайна. Во французской столице Джо знакомится с Тони Буйе, главой компании Christofle, от которого получает свой второй архитектурный заказ. Буйе поручает ему строительство загородного дома в пригороде Парижа – Понти назвал проект «L’Ange Volant» («Летящий ангел»). В нем он совместил простоту форм, представления о комфорте и палладианские пропорции, поэкспериментировав впервые с новаторской концепцией «Итальянского дома», о которой он подробно расскажет в книге «La casa all’Italiana», опубликованной в 1933 году. В 1927-м Понти открывает архитектурное бюро с компаньоном Эмилио Ланча. Они проектируют дома в Милане, приспособленные под нужды современной семьи: внутренние пространства поделены на три зоны – гостиную, спальню и хозяйственную часть. В эти годы он знакомится с творчеством группы «Новеченто», дружит с художниками Карло Карра и Марио Сирони, а также начинает сотрудничать с венецианской стекольной мануфактурой Venini. Кроме того, для итальянских магазинов он создает недорогую мебель очень простых форм, которую называет «La Rinascente». В 1930-х годах Понти прекращает сотрудничество с Ланча, открывает бюро с инженерами Антонио Форнароли и Эудженио Сончини, и они получают первый крупный заказ – проект штаб-квартиры компании Montecanti в Милане. Параллельно Джо создает светильники для Fontana Arte, столовые приборы, текстиль и мебель еще для нескольких итальянских компаний. 1940-е годы отмечены в его карьере активной издательской и выставочной деятельностью: в журнале «Domus» он активно пропагандирует престиж и новаторство «Made in Italy». Десятилетие с 1950 по 1960 годы – самый успешный период в творчестве архитектора. В 1950-х он строит первый небоскреб в Милане – башню Pirelli и виллу Планкарт в Каракасе.

В 1957-м выпускает суперлегкий стул Superleggera для Cassina, который одним пальцем может поднять даже ребенок.

В 1970-м одной из самых заметных его работ становится кафедральный собор в итальянском городе Таранто, а в 1974-м – Художественный музей Денвера.

Кафедральный собор Gran Madre di Dio в итальянском городе Таранто, 1964-1970. Источниками вдохновения Понти были традиционная архитектура Апулии, аскетизм францисканцев и готика

Понти – обладатель множества престижных наград, в том числе золотой медали Парижской академии архитектуры; ему была присуждена докторская степень Королевского колледжа искусств в Лондоне. Его работы вдохновляли современников и продолжают вдохновлять нынешнее поколение архитекторов и дизайнеров.

Текст: Анна Пашина

Фото предоставлены пресс-службой Musée des arts décoratifs de Paris

ELITE Interior, # 3/149 март 2019

Читайте далее: