Джиро де италия | Vasque-Russia.ru

Джиро де италия

Джиро де италия

История Giro d’Italia

Gazzetta dello Sport (как и L’Auto на Тур де Франс) является основателем и главным спонсором Giro d’Italia. Эта газета образовалась 2-го апреля 1896 года в результате слияния газет “Il Ciclista” и “La Tripletta”. В начале Gazzetta выходила дважды в неделю, в 1909 году во время первой Giro d`Italia уже трижды в неделю, а в 1913 году газета стала ежедневной. Армандо Куне (Armando Cougnet), будущий первый директор Giro d’Italia, был в то время главным редактором раздела велоспорта Gazzetta dello Sport. Газета выложила 3.000 лир для премирования победителя, итальянский союз велосипедного спорта – ещё 14.000 лир, и главное событие велосипедной жизни Италии незамедлительно стартовало в Историю.

Gazzetta dello Sport с самого первого выпуска выходила на бумаге белого цвета, затем в 1899 году газета стала выходить на розовой бумаге (она была дешевле белой бумаги). В те времена Gazzetta не от хорошей жизни сменила свой цвет, сейчас же розовый цвет стал своего рода брендом этого издания. 7 августа 1908 года Gazzetta dello Sport на первой полосе объявила, что 1909 году состоится первая Giro d’Italia (чуть ли не за год до самой гонки!) – это был блестящий рекламный ход, который оправдался на все 100%. Надо сказать, что даже в то время (почти сто лет назад) среди печатных изданий велась жестокая борьба за подписчиков. Сама идея проведения супермногодневки была не нова, Тур де Франс подтвердил, что можно делать хорошие деньги на велогонках. Gazzetta стала первой среди итальянских газет, которая почувствовала, что на гонках можно хорошо заработать.

Первая Giro d’Italia стартовала 13 мая 1909 года в 14.53 по местному времени от Лорето до Милана.

Всего было проведено 8 этапов общей протяженностью 2488 км (средняя протяженность этапа составила 311 км – цифра просто фантастическая по нынешним меркам). Не удивительно, что до финиша в Милане из 127 гонщиков добрались только 49 (38,6% от общего числа!). Победителем гонки стал Луиджи Ганна (Luigi Ganna), он получил за это 5.325 лир, а последний классифицированный получил 300 лир. Для сравнения, Армандо Куне (Armando Cougnet), директор Giro d’Italia получал ежемесячную зарплату 150 лир. В отсутсутствии Internet’а и канала Eurosport телеграммы о важнейших событиях гонки вывешивались в витрине магазина Lancia-Lyon Peugeot, кроме того желающие могли получить информацию о гонке по телефону номер 3369.

Самым молодым победителем Giro был Фаусто Коппи (Fausto Coppi, Ita) – 1940; в этот момент ему было 20 лет, 8 месяцев и 25 дней. Самым возрастным победителем – Фиоренцо Мани (Fiorenzo Magni, Ita) – в 1955 году в возрасте 35-ти лет. Наибольшее число подиумов в карьере досталось итальянцу Феличе Джимонди (Felice Gimondi) – 6 побед, он дважды занимал вторые места и четырежды третьи. Наименьшее количество участников было на Giro d’Italia 1912 года – 56 гонщиков, наибольшее в 1928 году – 298 гонщиков. Самый протяжённый этап Giro был в 1914 году от Лукка до Рима – 430 км. В этом же году было наименьшее число достигших финиша за всю историю Giro – 8 человек. Самая короткая Giro состоялась в 1909 году и имела протяжённость 2448 км, самая протяжённая – в 1957 году, 4337 км.

История призовых маек

Розовая майка (по цвету бумаги, на которой печаталась Gazzetta dello Sport) появилась как символ лидера генеральной классификации, в 1931 году. Первым, кто надел её, был Лерко Гуерра (Learco Guerra), победитель пролога Милан-Мантуя 19-ой Giro d`Italia. Первый розыгрыш горной классификации датирован 1933 годом. Он включал в себя четыре горы, подъём на вершины которых премировался очками. Первым горным королём стал Альфредо Бинда (Alfredo Binda). В 1974 году была введена зеленая майка горного короля. Спринтерская классификация была основана в 1966 году. С 1967 по 1969 год лидер этой классификации носил красную майку, а с 1970 года и по сей день лучший спринтер носит майку, называемую Maglia ciclamino – по-русски говоря, это майка малинового цвета. Создание голубой майки Intergiro датировано 1989 годом (вообще эта майка сильно напоминает красную майку спринтеров на Тур де Франс, отмененную, кстати, в том же 1989 году). С 2006 года эта майка, не изменив цвета, получила название Combination Maglia Azzurra.

Награды Джиро д’Италии

Розовая майка

Розовая майка является самой престижной на гонке и вручается лидеру генеральной классификации.

Малиновой майкой (Maglia ciclamino) награждается гонщик, имеющий наибольшее количество очков в спринтерском зачёте. На финише каждого этапа начисляются спринтерские очки. Число очков для каждого места не изменяется в зависимости от типа этапа как, например, на Туре. Равнинные, холмистые, горные этапы и этапы с раздельным стартом дают победителю 25, затем 20, 16, 14, 12, 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2 и 1 очко за 15 место. На финише каждого этапа первым трем победителям начисляются бонификационные секунды: 20 – за первое, 12 – за второе, 8 – за третье (эти секунды отнимаются от времени гонщика). Вообще говоря, малиновую майку Giro d’Italia можно назвать спринтерской с большой натяжкой: её чаще выигрывают не чистые спринтеры, а скорее универсальные гонщики (Беттини, Тонков, Меркс).

Майка горного короля (giropoints) на Giro d’Italia имеет зеленый цвет (не путать со спринтерской майкой Тура). Все горы на Giro d`Italia разделены не на 4 категории, как на Туре,а на три. Очки на горе 1 категории разделяются следующим образом: 10 за первое место, затем 6,4,2 и 1 очко за пятое место; горы 2 категории оцениваются так: 5 за первое, 3 за второе и 1 очко за третье место; за взятие горы третьей категории победитель получает 3 очка, затем 2 и 1 очко за третье место. Это касается категорийных вершин. На Giro d’Italia существуют еще и горы так называемой специальной категории (Cat. Speciale), за первое место на них начисляют 17, затем 14,8,5 и 3 очка за пятое место (на последнем Giro d`Italia такая гора была всего одна – Colle dell Finestre). Помимо названой на последней Giro d`Italia в отдельную категорию выделили легендарную вершину Cima Coppi/Passa dello Stelvio, за победу на которой давалось: 20 очков за первое место, затем 15,10,6,4 и 2 очка за шестое место. Если финиш этапа идёт в гору, то за первое место на нем начисляют 15 очков, затем 10,6,4 и 2 очка за пятое место. Но и это еще не все: на тех этапах, где финиш идёт в гору, за первое место могут дать не 15 очков, а, скажем, 12 или 17. Так на последней Giro d’Italia за финиш в гору начисляли: 12 очков за вершину Zoldo Alto, 17 очков за вершину Limone Piemonte и 19 очков за вершину Sestrière, причём изменение очков на этих горных финишах затрагивало только первое место. Вообще система начисления горных очков на Giro d`Italia весьма своеобразная (итальянцы народ оригинальный) – сразу и не разберешься. Рекордсменом по числу побед в горной номинации является легендарный Джино Бартали (7 побед). Интересно отметить, что за последние без малого 60 лет никто из гонщиков даже близко не приблизился к этому результату.

Голубая майка (классификация Intergiro) – просто копия аналогичной классификации на Туре (красная майка, отмененная в 1989 году). На Giro d`Italia, как в прошлом и на Туре, в классификацию Intergiro входят только очки, полученные на так называемых летучих финишах. Очки распределяются следующим образом: за первое место 8 очков, затем 6,4,3,2 и 1 за шестое место. За первые три места начисляются бонификационные секунды: 6,4 и 2 соответственно. Следует упомянуть также, что очки Intergiro идут и в зачёт малиновой майки. С 2006 года переименована в Combination Maglia Azzurra.

Джиро д’Италия

Джиро д’Италия (итал. Giro d’Italia) ежегодная многодневная велогонка в первую очередь приводящаяся в Италии, но в то же время иногда отдельные этапы проходят и через соседние страны. Гонка была впервые организована в 1909 году для того чтобы увеличить продажи газеты La Gazzetta Dello Sport; однако в настоящее время она управляется RCS Sport. Гонка проводится ежегодно с момента своего первого издания в 1909 году, за исключением тех лет, которые пришлись на две мировые войны. По мере того как Джиро приобрела широкую известность и популярность, протяженность гонки была увеличена, а пелотон состоящий в основном из итальянских гонщиков был дополнен участниками со всего мира.

Джиро д’Италия входит в календарь UCI World Tour, и это значит что в гонке участвуют профессиональные команды высшего дивизиона имеющие лицензию World Tour (на данный момент их количество 18), так же организаторы на свое усмотрение приглашают несколько команд по уайлд-кард.

Джиро д’ Италия является одной из самых престижных велогонок и наряду с Тур де Франс и Вуэльтой Испании входит в тройку трехнедельных Гранд Туров.

Гонка проходит как правило в мае в течении 23 дней, два из которых это дни отдыха. Несмотря на ежегодные изменения маршрута, формат гонки состоит из 21 этапа, включает в себя 2-3 гонки на время и обязательное прохождение через Альпийские горы.

На каждом финише фиксируется время прохождения этапа каждым гонщиком с учётом бонификационных (за первые 3 места на промежуточном и основном финише) и возможных штрафных минут (за нарушение правил), которое плюсуется с суммарным временем прохождения предыдущих этапов. По итогам каждого дня обновляется генеральная классификация и гонщик затративший наименьшее время становится лидером и надевает розовую майку (итал. maglia rosa). Розовый цвет был выбран потому что La Gazzetta Dello Sport печатает свои листы на розовой бумаге. Победитель гонки награждается розовой майкой с 1931 года и с тех пор этот цвет является символом Giro d’Italia.

Первым кто надел её был Learco Guerra, а чаще всех надевал розовую майку Эдди Меркс. На протяжении 78 этапов, больше чем любой другой гонщик за всю историю Джиро д’ Италия, он носил её на своих плечах. Он же совместно с Альфредо Бинда (Alfredo Binda) и Фаусто Коппи (Fausto Coppi) является рекордсменом побед в общем зачёте – 5 раз.

Победу в общем зачёте Джиро д’ Италия трижды одерживали гонщики из России: Евгений Берзин (1994), Павел Тонков (1996) и Денис Меньшов (2009).

Помимо общего, самого престижного зачёта, существует очковая классификация самого активного финишера (красная майка, итал. maglia rossa), её как правило выигрывают спринтеры, набирая очки на промежуточных и основных равнинных финишах. Эта номинация впервые появилась в 1958 году: за победу на этапе давали 15 очков и далее по убыванию до 15-го места, за которое полагалось одно очко. На следующий год она была отменена и возродилась вновь в 1966 году. Наградная красная майка появилась спустя год, но в 1969 году поменяла цвет на лиловой (итал. maglia ciclamino). В 2009 году она вновь стала красной. Франческо Мозер (Francesco Moser) и Джузеппе Саронни (Giuseppe Saronni) выигрывали эту классификацию 4 раза, Марио Чиполлини (Mario Cipollini) 3 раза, ему же принадлежит рекорд по числу побед на Джиро – 42 выигранных этапа. Из россиян эту майку выигрывали Дмитрий Конышев (2000) и Денис Меньшов (2009).

Все значимые подъёмы на гонке имеют классификацию от четвертой до первой категории, тем кто в числе первых на них поднимается так же присваиваются очки. Так формируется зачет лучшего горного гонщика (голубая майка, итал. maglia azzurra). Самой престижной и «дорогой» горой на Джиро является Чима Коппи (итал. Cima Coppi). Имя знаменитого итальянского велогонщика Фаусто Коппи каждый раз получает наивысшая точка всего маршрута. Больше всех (7 раз) горную номинацию выигрывал Джино Бортали. С момента появления в 1933 году до 1974 года эта номинация не имела своей майки. До 2012 года горный король Джиро носил зелёную майку, но потом спонсор номинации Банк Медиоланум решил сменить этот цвет на голубой.

Так же на Джиро есть зачет лучшего молодого гонщика (белая майка, итал. maglia bianca) появившийся на Giro в 1976 году (с 1995 по 2006 год эта номинация отсутствовала), который складывается аналогично генеральной классификации среди тех кому еще не исполнилось 25 лет. Евгений Берзин является единственным гонщиком в истории Giro d’Italia, который выиграл одновременно и молодёжную и генеральную классификации в 1994 году. Два гонщика выигрывали белую майку по два раза: Владимир Пульников и Павел Тонков.

Командный зачет на Джиро до 1994 года считался по суммарному времени трёх лучших гонщиков в каждой команде. Сейчас на каждом этапе первым 20-ти гонщикам присваиваются очки (20 за первое место, 19 за второе место и так далее, вплоть до одного очка за 20-е место) которые идут в копилку команды.

На Джиро существует еще несколько менее известных классификаций которые не награждаются отличительными майками.

С 1946 по 1951 год последний гонщик в генеральной классификации награждался черной майкой (maglia nera). Гонщики иногда намеренно теряли время для того чтобы стать последним и поносить черную майку.

Разновидности этапов

Этап — это та часть маршрута гонки которую гонщики проходят за один день. На сегодняшний день гонка состоит из 21 этапа или из 20 этапов + пролог (короткая, не более 8 км, индивидуальная гонка на время, приводящаяся в самом начале). На Джиро существует три типа этапов: масс-старт (большинство этапов), индивидуальная (ITT) и командная (TTT) гонки на время. Индивидуальная гонка на время (разделка) проводится 2 раза. Командную гонку организаторы включают не всегда.

Во время масс-старта гонщики стартуют все вместе. Из центра города под овации местных жителей поначалу все выезжают спокойно до отметки нулевого километра и только после отмашки флага судьи начинается гонка. Победителем становиться тот, кто первым пересёк линию финиша. На равнинных этапах гонка чаще всего заканчивается эффектным и скоростным массовым спринтом, но иногда и отрыву удаётся приехать на финиш раньше. Чтобы избежать толчеи на финише среди тех кто борется за генеральный зачет и не борется за победу на этапе, всем кто не отстал от пелотона за 3 км до финиша присуждается одинаковое время.

Giro d’Italia знаменита своими крутыми и тяжёлыми подъемами на горных этапах. Первый альпийский этап был включен в гонку в 1911 году в Сестриере. Доломиты были впервые включены в Джиро в 1937 году, когда гонка пересекла Passo Rolle (1989 м) и перевал Passo di Costalunga (1753 м). Именно горные этапы вносят большие перемены в общем зачёте. В отличии от равнинных, где почти все приезжают в общей группе, горные этапы разбивают пелотон на множество небольших групп (итал. gruppetto) которые иногда отстают от победителя на 30 минут и более. На Джиро существует лимит времени прохождения этапа, который вычисляется в процентах от времени победителя и варьируется в зависимости от сложности этапа. Гонщик не вписавшийся в него снимается с гонки.

Во время индивидуальной гонки на время гонщики стартуют поодиночке друг за другом с интервалом от одной до трёх минут в обратном порядке от расположения в генеральной классификации. Лидер в розовой майке всегда стартует последним. Если в самом начале гонки классификация еще не определена, то порядок старта определяется жеребьевкой среди команд, но победитель прошлогодней Джиро в любом случае стартует последним, его легко узнать по первому номеру. Первый раз гонка с раздельным стартом была проведена в 1933 году между Болоньей и Феррарой. Дистанция составляла 62 км и победу одержал Альфредо Бинда.

Первым этапом на современной Джиро чаще всего становиться короткий пролог. Впервые он был проведен в 1968 году и составлял 5,7 км.

Во время командной гонки, каждая команда стартует отдельно с временным интервалом в 5 минут. Порядок старта определяется командным зачетом в обратном порядке за исключением команды лидера гонки которая всегда стартует последней. За всю историю Giro командная гонка проводилась 20 раз начиная с 1937 года, когда выиграла итальянская команда Legnano на дистанции в 60 км от Виареджо до Марина-ди-Масса.

Все этапы стартуют и финишируют в каком-либо городе. Иногда финишной город одновременно является стартовым городом следующего этапа. Чаще всех принимал гонку Милан (137 раз), на втором месте Рим (25 раз).

Получить старт Джиро для любого города эта очень почетно и выгодно. Бывший директор гонки как-то сказал, что города часто зарабатывают в десять раз больше денег чем они вложили. На протяжении почти полувека Джиро начиналась и заканчивалась в Милане, городе где расположена штаб-квартира Gazzetta Dello Sport. В 1911 году старт и финиш были перенесены в Рим, чтобы отпраздновать 50-летие объединения Италии. За редким исключением, старт и финиш в Милане был стандартом для Giro d’Italia. Тем не менее, начиная с 1960 года место старта изменялось каждый год. Несколько лет (1965, 1966, 1968, 1970, 1973, 1975, 1981-1989) финиш принимали другие города, но в 1990 году был восстановлен традиционный финиш в Милане.

В 2009 году в ознаменование столетия Джиро д’Италия финиш состоялся в Риме. Итальянская столица Рим уже была местом заключительного этапа в 1911 и в 1950 годах. В 2010 году гонка закончилась в Вероне, как это уже случалось в 1981 и 1984 годах. В 2016 году Джиро д’ Италия финиширует в Турине.

С первой по 47-ю гонки стартовали исключительно в Италии. Первый заграничный старт был в 1965 году в Сан-Марино. И с тех пор уже более 10 раз Giro стартовала в других странах среди которых Монако (1966), Бельгия (1973 и 2006), Ватикан (1974), Греция (1996), Франция (1998), Голландия (2002, 2010 и 2016), Дания (2012) и Северная Ирландия (2014).

Последним победителем Джиро д’ Италия 2015 является испанский велогонщик Альберто Контадор. В 2016 году гонку выиграл итальянец Винченцо Нибали.

Джиро де италия

Вчера в Милане состоялась презентация 103-го издания итальянской супермногодневки «Джиро д’Италия». Почетными гостями церемонии стали действующий победитель общего зачета Ричард Карапас, а также звездный Петер Саган, который уже официально подтвердил свое участие в итальянском гранд-туре в 2020-м году.

Подписывайтесь на наш Telegram–канал, чтобы быть в курсе всех последних новостей и событий по ссылке.

Следующие два этапа будут равнинными и тоже пройдут на венгерской земле.

Перед четвертым этапом состоится перелет на Сицилию и гонка продолжится уже на территории Италии, безо всяких дополнительных дней отдыха. На острове пройдут два холмистых этапа, которые разделит один этап с горным финишем на Этне, в последние годы эти дороги на «Джиро» пользуются большой популярностью. Штурм Этны запланирован на пятый этап.

Первый день отдыха запланирован на 18-е мая, пройдет он после пары равнинных баталий.

Вторая неделя «Джиро» не слишком сложная, гонщики будут потихоньку двигаться к северным регионам страны, а значит и к Альпам, пройдет череда равнинных и холмистых этапов.

Огромное значение в этой фазе гранд-тура должна иметь длинная гонка с раздельным стартом, которая запланирована на 14-ый этап. В этот день велосипедисты проедут 33,7 километра по винодельческим землям, рельеф дня будет не самым простым.

После второго и последнего дня отдыха сначала состоится холмистый этап, а затем наступит время для серии тяжелейших альпийских этапов, которые и должны решить судьбу общего зачета.

Для начала 17-ый этап с финишем в знаменитом горнолыжном курорте Мадонна-ди-Кампильо. И это только самый простой из трех горных этапов третьей недели.

На 19-м этапе претенденты получат относительную передышку, если таковой можно назвать марафонскую дистанцию в 251 километр, пусть и по равнине.

Последний горный день «Джиро» закончится в еще одном горнолыжном курорте – в Сестриере. Этот этап по праву можно считать королевским. За 200 километров гонщики проедут Колле дель Аньелло (2744м), заедут на территорию Франции и поднимутся на Коль Д’Изояр, а потом вернутся в Италию и штурмуют еще два подъема.

Структура маршрута:

– общая протяженность всех этапов: 3579,8 километра, средняя протяженность этапа – 170,5 км;
– три индивидуальные гонки с раздельным стартом, общая протяженность – 58,8 км;
– шесть равнинных этапов;
– семь холмистых-среднегорных этапов;
– пять высокогорных этапов.

Бросается глаза, что средняя протяженность этапов «Джиро» в очередной раз будет гораздо больше средней протяженности этапов «Тур де Франс». Сразу 10 этапов гонки в следующем году будут иметь протяженность 200 километров или более – это практически половина! Средняя протяженность этапа – 170,5 км, и это при том, что в маршрут входят три «разделки», которые существенно влияют на средний показатель.

В 2020-м ни один этап «Джиро» не пройдет у берегов Тирренского моря, зато адриатические курорты будут задействованы очень активно.

На первых двух неделях горных этапов очень немного, основные разрывы должны образоваться на третьей неделе. Нам остается надеяться, что погода во второй половине мая в Альпах на сей раз не подкачает. Маршрут гонки получится непозволительно легким, если на Стельвио, Аньелло и Изояре все еще будет лежать снег.

Стоит отметить, что организаторам явно понравился вариант маршрута с тремя «разделками», который использовался в этом году. В следующем году их общая протяженность составит 58,8 километров, в 2019-м было примерно столько же (59,7 км).

Перечень этапов:

1 этап, суббота, 9 мая: Будапешт – Будапешт, 8,6 км
2 этап, воскресенье, 10 мая: Будапешт – Дьор, 195 км
3 этап, понедельник, 11 мая: Секешфехервар – Надьканижа, 204 км
4 этап, вторник, 12 мая: Монреале – Агридженто, 136 км
5 этап, среда, 13 мая: Энна – Этна, 150 км
6 этап, четверг, 14 мая: Катания – Виллафранка-Тиррена, 138 км
7 этап, пятница, 15 мая: Милето – Камильятелло-Силано, 223 км
8 этап, суббота, 16 мая: Кастровиллари – Бриндизи, 216 км
9 этап, воскресенье, 17 мая: Джовинаццо – Вьесте, 198 км
18 мая, день отдыха
10 этап, вторник, 19 мая: Сан-Сальво – Торторето, 212 км
11 этап, среда, 20 мая: Порто-Сант-Эльпидио – Римини, 181 км
12 этап, четверг, 21 мая: Чезенатико – Чезенатико, 205 км
13 этап, пятница, 22 мая: Червия – Монселиче, 190 км
14 этап, суббота, 23 мая: Конельяно – Вальдоббьядене, 33,7 км
15 этап, воскресенье, 24 мая: Риволто – Пианкавалло, 183 км
25 мая, день отдыха
16 этап, вторник, 26 мая: Удине – Сан-Даниеле-дель-Фриули, 228 км
17 этап, среда, 27 мая: Бассано-дель-Граппа – Мадонна-ди-Кампильо, 202 км
18 этап, четверг, 28 мая: Пинцоло – Озеро Канкано, 209 км
19 этап, пятница, 29 мая: Морбеньо – Асти, 251 км
20 этап, суббота, 30 мая: Альба – Сестриере, 200 км
21 этап, воскресенье, 31 мая: Чернуско-суль-Навильо – Милан, 16,5 км

«Джиро д’Италия»: больше, чем просто велогонка

Маршрут итальянского Гран-тура охватывает обширные участки территории страны и проходит через равнины, холмы, горы и города; средняя протяжённость одного этапа гонки составляет 161,1 км. Поэтому зрители «Джиро» могут наслаждаться динамичной спортивной борьбой в обрамлении великолепной итальянской природы.

Стоит сказать и о том, что велосипед для итальянцев – это не просто спорт, это стиль жизни, в котором выражаются такие основополагающие для этой культуры ценности, как творчество, здоровый образ жизни, забота об окружающей среде. Так что нет ничего удивительного в том, что великие мастера велоспорта вошли в историю страны в ранге фигур первой величины, став частью коллективной памяти как национальные герои, чьи имена всем известны. Их снимали в кино и о них писали песни; наверное, самый яркий пример – легендарный Джино Бартали, трёхкратный победитель «Джиро» (1936, 1937 и 1946 гг.).

История «Джиро» и история страны

Первая велогонка под названием «Джиро д’Италия» состоялась более ста лет назад: в 1908 г. издатель спортивной газеты «Gazzetta dello Sport» Тулло Морганьи предложил владельцу издания организовать итальянское состязание на манер «Тур де Франс». В сборе средств для проведения гонки принимала участие вся страна, и даже конкурирующая газета «Corriere della Sera» внесла 3 000 лир; премиальные выплаты для победителей профинансировало одно из казино Сан-Ремо.

Первая «Розовая гонка» (так её называют по цвету газеты-организатора) стартовала 13 мая 1909 г. из Милана. Суммарная дистанция составляла 2 448 км и была разделена на восемь этапов. На старт вышли 127 спортсменов, однако до финиша (опять-таки в Милане, где находится офис «Gazzetta») добрались далеко не все: финальный этап преодолели лишь 49 гонщиков, а первым победителем стал Луиджи Ганна.

С течением лет велогонка развивалась и набирала популярность; в 1931 г. появился символ соревнования – знаменитая розовая майка, которую на каждом этапе надевал лидер соревнования. Позднее были введены несколько новых классификаций с соответствующими майками лидера: для короля гор — зелёная (с 2012 – синяя), для лучшего спринтера – красная, для главного молодого таланта – белая. Таким образом, в рамках одной веломногодневки спортсмены соревнуются сразу в нескольких «номинациях», что делает её ещё интереснее как для участников, так и для зрителей.

Первый этап истории «Джиро» ознаменовался доминированием итальянских гонщиков, таких как Джирарденго и Бинда, Коппи и Бартали. В 1950-е – 1970-е иностранцы начали побеждать в «Розовой гонке» заметно чаще; особенно отличился бельгиец Эдди Меркс по прозвищу «Каннибал». А в 1994 г. приходит черёд Евгения Берзина – первого россиянина, сумевшего одержать победу в итальянском Гран-туре; всего через два года это достижение повторил Павел Тонков, а в 2009 г. – Денис Меньшов.

За всю историю «Джиро» маршруты гонки проходили по различным регионам Италии и не только: отдельные этапы организовывались во Франции, Швейцарии, Австрии и других соседних странах. Да и соседними дело не ограничилось: к примеру, в 2014 г. старт «Розовой гонки» прошёл в Северной Ирландии. Это ещё одно свидетельство того уровня международного престижа, которого достигло легендарное итальянское соревнование.

Кубок, который вручается победителю «Джиро» с 1999 г., называется «бесконечным трофеем» и имеет форму спирали, на линии которой выгравированы имена всех триумфаторов гонки.

«Джиро д’Италия 2016»

99-ая велогонка «Джиро д’Италия» покроет маршрут длиной 3 383 км, суммарный перепад высот составит 42 200 м. Маршрут делится на 21 этапа, которые нужно будет преодолеть за три недели. В этом году старт и первые три этапа снова пройдут за пределами Италии, а точнее в Голландии, в провинции Гелдерланд. Этапов с финишем на подъёме предусмотрено шесть, статус «Вершины Коппи» на этот раз получила гора Колле-делл-Анджело. Финальный этап приведёт гонщиков из Кунео в Турин, где победитель получит заветный трофей, на котором будет выгравировано его имя. В гонке примут участие 22 команды, включая три российские: «Газпром-Русвело», «Катюша» и «Тинькофф-Саксо».

Владислав Борисов, российский велогонщик, участник Олимпиад в Сиднее и Афинах:

«Есть люди, которые следуют по маршруту каждого этапа «Джиро» на машине; кое-кто даже пытается повторить его на велосипеде. Разумеется, в городах толпа зрителей плотнее, на старте и на финише как следует увидеть гонку практически невозможно. Кроме того, важно знать, что на равнинных этапах и на спуске, а также на этапах с раздельным стартом, спортсмены проносятся у вас перед глазами, и на этом зрелище заканчивается. Самый же эффектный момент – это, конечно, подъёмы на горных этапах: во-первых, видно весь титанический труд каждого участника, чувствуется вся та огромная работа, которую он вкладывает в каждый поворот педалей, все его эмоции отражаются на лице. К тому же именно там участие зрителей в гонке переживается как гораздо более насыщенный опыт: вы как бы разделяете всю ту страсть человека, который выкладывается на трассе на все сто, и осознаёте, что любой жест, любое слово способно поддержать его, помочь ему двигаться дальше».

Любопытные факты из истории «Джиро»:

  • Один из лучших велогонщиков всех времён, Костанте Джирарденго, был столь знаменит, что получил прозвище «Чемпион чемпионов» («Campionissimo»). На пике его популярности было принято решение, что все поезда-экспрессы должны делать остановку, проезжая через его родной город – Нови-Лигуре.
  • Во второй половине 20-х гг. одним из самых успешных участников «Джиро» был Альфредо Бинда; он одержал 4 победы за 5 лет, вынудив организаторов «Розовой гонки» 1930 г. выплатить ему премиальные в том же размере, что и победителю, чтобы он отказался от участия.
  • Отличительной характеристикой «Джиро» по сравнению с другими веломногодневками Европы являются горные этапы. Самые труднопроходимые препятствия в каждом маршруте по традиции нарекаются именами великих велогонщиков, особенно отличившихся на таких участках: так, самый высокий перевал носит название «Вершина Коппи», а самая выдающаяся гора – «Гора Пантани».

Полезные ссылки и официальные аккаунты велогонки в соцсетях:

Джиро де италия

Giro d’Italia, также известная как Джиро, является второй по популярности велогонкой для профессионалов и проходит за три недели по дорогам Италии и соседних стран (Германии, Бельгии, Франции, Испании, Голландии). Проводится ежегодно, начиная с 1909 года, кроме периодов Первой и Второй мировых войн.

Помимо основных состязаний с 1988 года проводится Giro d’Italia для женщин и Girino d’Italia для юниоров.

Факты из истории Giro d’Italia

Gazzetta dello Sport (как и L’Auto на Тур де Франс) является основателем и главным спонсором Джиро. Эта газета образовалась 2-го апреля 1896 года в результате слияния газет “Il Ciclista” и “La Tripletta”. В начале Gazzetta выходила дважды в неделю, в 1909 году во время первой Джиро уже трижды в неделю, а в 1913 году газета стала ежедневной. Армандо Куне (Armando Cougnet), будущий первый директор Джиро, был в то время главным редактором раздела велоспорта Gazzetta dello Sport. Газета выложила 3.000 лир для премирования победителя, итальянский союз велосипедного спорта – ещё 14.000 лир, и главное событие велосипедной жизни Италии незамедлительно стартовало в Историю.

Gazzetta dello Sport с самого первого выпуска выходила на бумаге белого цвета, затем в 1899 году газета стала выходить на розовой бумаге (она была дешевле белой бумаги). В те времена Gazzetta не от хорошей жизни сменила свой цвет, сейчас же розовый цвет стал своего рода брендом этого издания. 7 августа 1908 года Gazzetta dello Sport на первой полосе объявила, что 1909 году состоится первая Джиро (чуть ли не за год до самой гонки!) – это был блестящий рекламный ход, который оправдался на все 100%. Надо сказать, что даже в то время (почти сто лет назад) среди печатных изданий велась жестокая борьба за подписчиков. Сама идея проведения супермногодневки была не нова, Тур де Франс подтвердил, что можно делать хорошие деньги на велогонках. Gazzetta стала первой среди итальянских газет, которая почувствовала, что на гонках можно хорошо заработать.

Первая Giro d’Italia стартовала 13 мая 1909 года в 14.53 по местному времени от Лорето до Милана.

Всего было проведено 8 этапов общей протяженностью 2488 км (средняя протяженность этапа составила 311 км – цифра просто фантастическая по нынешним меркам). Не удивительно, что до финиша в Милане из 127 гонщиков добрались только 49 (38,6% от общего числа!). Победителем гонки стал Луиджи Ганна (Luigi Ganna), он получил за это 5.325 лир, а последний классифицированный получил 300 лир. Для сравнения, Армандо Куне (Armando Cougnet), директор Джиро получал ежемесячную зарплату 150 лир. В отсутсутствии Internet’а и канала Eurosport телеграммы о важнейших событиях гонки вывешивались в витрине магазина Lancia-Lyon Peugeot, кроме того желающие могли получить информацию о гонке по телефону номер 3369.

Самым молодым победителем Giro был Фаусто Коппи (Fausto Coppi, Ita) – 1940; в этот момент ему было 20 лет, 8 месяцев и 25 дней. Самым возрастным победителем – Фиоренцо Мани (Fiorenzo Magni, Ita) – в 1955 году в возрасте 35-ти лет. Наибольшее число подиумов в карьере досталось итальянцу Феличе Джимонди (Felice Gimondi) – 6 побед, он дважды занимал вторые места и четырежды третьи. Наименьшее количество участников было на Giro d’Italia 1912 года – 56 гонщиков, наибольшее в 1928 году – 298 гонщиков. Самый протяжённый этап Giro был в 1914 году от Лукка до Рима – 430 км. В этом же году было наименьшее число достигших финиша за всю историю Giro – 8 человек. Самая короткая Giro состоялась в 1909 году и имела протяжённость 2448 км, самая протяжённая – в 1957 году, 4337 км.

Призовые майки

Розовую майку (maglia rosa) носит лидер Джиро по времени, она является самой дорогой среди всех призовых маек. Цвет розовой майки лидера был первоначально связан с газетой, которая спонсировала Джиро (газета печаталась на розовой бумаге).

Малиновой майкой (Maglia ciclamino) награждается гонщик, имеющий наибольшее количество очков в спринтерском зачёте. На финише каждого этапа начисляются спринтерские очки. Число очков для каждого места не изменяется в зависимости от типа этапа как, например, на Туре. Равнинные, холмистые, горные этапы и этапы с раздельным стартом дают победителю 25, затем 20, 16, 14, 12, 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2 и 1 очко за 15 место. На финише каждого этапа первым трем победителям начисляются бонификационные секунды: 20 – за первое, 12 – за второе, 8 – за третье (эти секунды отнимаются от времени гонщика). Вообще говоря, малиновую майку Джиро можно назвать спринтерской с большой натяжкой: её чаще выигрывают не чистые спринтеры, а скорее универсальные гонщики (Беттини, Тонков, Меркс).

Майка горного короля (giropoints) на Джиро имеет зеленый цвет (не путать со спринтерской майкой Тура). Все горы на Джиро разделены не на 4 категории, как на Туре,а на три. Очки на горе 1 категории разделяются следующим образом: 10 за первое место, затем 6,4,2 и 1 очко за пятое место; горы 2 категории оцениваются так: 5 за первое, 3 за второе и 1 очко за третье место; за взятие горы третьей категории победитель получает 3 очка, затем 2 и 1 очко за третье место. Это касается категорийных вершин. На Джиро существуют еще и горы так называемой специальной категории (Cat. Speciale), за первое место на них начисляют 17, затем 14,8,5 и 3 очка за пятое место (на последнем Джиро такая гора была всего одна – Colle dell Finestre). Помимо названой на последней Джиро в отдельную категорию выделили легендарную вершину Cima Coppi/Passa dello Stelvio, за победу на которой давалось: 20 очков за первое место, затем 15,10,6,4 и 2 очка за шестое место. Если финиш этапа идёт в гору, то за первое место на нем начисляют 15 очков, затем 10,6,4 и 2 очка за пятое место. Но и это еще не все: на тех этапах, где финиш идёт в гору, за первое место могут дать не 15 очков, а, скажем, 12 или 17. Так на последней Джиро за финиш в гору начисляли: 12 очков за вершину Zoldo Alto, 17 очков за вершину Limone Piemonte и 19 очков за вершину Sestrière, причём изменение очков на этих горных финишах затрагивало только первое место. Вообще система начисления горных очков на Джиро весьма своеобразная (итальянцы народ оригинальный) – сразу и не разберешься. Рекордсменом по числу побед в горной номинации является легендарный Джино Бартали (7 побед). Интересно отметить, что за последние без малого 60 лет никто из гонщиков даже близко не приблизился к этому результату.

Голубая майка (классификация Intergiro) – просто копия аналогичной классификации на Туре (красная майка, отмененная в 1989 году). На Джиро, как в прошлом и на Туре, в классификацию Intergiro входят только очки, полученные на так называемых летучих финишах. Очки распределяются следующим образом: за первое место 8 очков, затем 6,4,3,2 и 1 за шестое место. За первые три места начисляются бонификационные секунды: 6,4 и 2 соответственно. Следует упомянуть также, что очки Intergiro идут и в зачёт малиновой майки. С 2006 года переименована в Combination Maglia Azzurra.

История призовых маек

Розовая майка (по цвету бумаги, на которой печаталась Gazzetta dello Sport) появилась как символ лидера генеральной классификации, в 1931 году. Первым, кто надел её, был Лерко Гуерра (Learco Guerra), победитель пролога Милан-Мантуя 19-ой Джиро. Первый розыгрыш горной классификации датирован 1933 годом. Он включал в себя четыре горы, подъём на вершины которых премировался очками. Первым горным королём стал Альфредо Бинда (Alfredo Binda). В 1974 году была введена зеленая майка горного короля. Спринтерская классификация была основана в 1966 году. С 1967 по 1969 год лидер этой классификации носил красную майку, а с 1970 года и по сей день лучший спринтер носит майку, называемую Maglia ciclamino – по-русски говоря, это майка малинового цвета. Создание голубой майки Intergiro датировано 1989 годом (вообще эта майка сильно напоминает красную майку спринтеров на Тур де Франс, отмененную, кстати, в том же 1989 году). С 2006 года эта майка, не изменив цвета, получила название Combination Maglia Azzurra.

Джиро по праву носит звание самой зрелищной гонки. Конкуренция среди гонщиков (особенно итальянских) намного острей, чем, скажем, на Туре или Вуэльте. Ну это и понятно – итальянцы народ горячий. Если охарактеризовать каждый из гранд туров несколькими фразами, то для Тура характерна спокойная командная борьба на протяжении всей гонки, для Вуэльты характерна командная борьба на нескольких ключевых этапах, на остальных же гонка становится не очень интересной, для Джиро же характерна острая борьба на каждом этапе, на каждой горе, на каждом финише. Особенно запоминающиеся моменты Джиро – горные атаки – это атаки, что называется, на все деньги, без оглядки на соперников .

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector