Дворцы древней греции

Дворцы Минойской цивилизации древней Греции на Крите

Перед тем, как осматривать дворец Кносс на острове Крит, следует немного узнать о древней греческой Минойской цивилизации. Без этих знаний главная достопримечательность Крита покажется вам скучной и не интересной. Мы расскажем о том, какие функции несли эти дворцы, и как тут все было устроено в древности.

Всего на Крите было четыре крупных дворца. Это Малия, Феста, Закро и Кносс. Последний очень известен, так как именно тут впервые нашли образцы табличек с древними минойскими письменами. Близость его к нынешней столице острова Ираклиону сделал его “хитом” у туристов.

Минойские дворцы не похожи на то, что мы представляем себе при слове “дворец”. Нам сразу представляется Петергоф в Санкт-Петербурге или европейские дворцы, такие как Бельведер и Шёнбрунн в Вене или Версаль в Париже.

Дворец в нашем представлении – это шикарная резиденция монарха или знатной особы. Критские дворцы выполняли гораздо больше функций. Они были и складом, и мастерской, и храмом, и местом жительства одновременно. С точки зрения функциональности, дворцы Минойский цивилизации больше похожи на “Запретный город” в Китае. Обо всех их функциях и планировке расскажем по порядку.

Общая планировка дворца

Дворцы на Крите не были единым зданием, а представляли собой множество построек с разным назначением. В центре комплекса находилась центральная площадь, служившая местом проведения религиозных церемоний.

Эта площадь во всех дворцах имеет прямоугольную форму и ориентирована по оси с севера на юг. Все постройки располагались вокруг площади и имели выход на нее. Во многих источникам можно прочитать, что дворец был очень запутанным и напоминал лабиринт, но если вы знакомы с общим принципом планировки, то не заблудитесь.

Очень много споров вызывает знаменитая “легенда о Минотавре”. Согласно этому древнему сказанию, на Крите существовал лабиринт, в котором жило чудовище с телом человека и головой быка. В этот лабиринт привозили пленников и запирали в нем, оставляя на съедение монстру.

Некоторые исследователи считают, что отдельный лабиринт действительно существовал. Но более разумной нам кажется версия о том, что другие греческие народы воспринимали сам дворец как большой лабиринт. Действительно, неподготовленному посетителю так и могло показаться.

За чудовище могли принять жрецов культа одного из богов, одевавшего специальный головной убор в форме головы быка во время некоторых церемоний. Впрочем, о религии мы поговорим чуть позже в этой статье.

Дворцы Минойской цивилизации могут показаться очень запутанными. В некоторых источниках даже утверждается, что это сделано специально для защиты комплекса в случае нападения. Не стоит верить всему, что пишут в интернете сомнительные сайты. Подумайте сами, если бы царям Кносса нужно было защищаться от нападения с земли, то они бы построили стены! А стен у дворцов на Крите не было.

Разветвленная структура переходов между зданиями была создана исходя из хозяйственных нужд. Внутри комплекса находились не только жилые помещения, но и склады, и мастерские. Требовались пути быстрой доставки глины к гончару, масла и зерна на кухню, меди к литейщику.

Склад для всего острова Крит

Идея совместить место жительства верхушки общества со складом всего самого ценного не нова. В Китае в Запретном городе или в Таиланде в королевском дворце в Бангкоке поступали точно также.

Особенностью дворцовых комплексов Минойской цивилизации на Крите было то, что внутри хранили не только золото, драгоценные камни и дорогие ткани, но и запасы продовольствия, масла и ремесленные материалы.

Тут хранилось столько провизии, что немногочисленным (по сравнению с остальным населением острова) обитателям дворцов его хватило бы на всю жизнь и еще бы детям осталось.

Многие исследователи предполагают, что такие огромные припасы были предназначены не только для знати, но и хранились в расчете на все население острова на случай засухи или других катаклизмов. К слову, засуха на Крите – дело довольно частое.

Для хранения зерна, вина и масла предназначались амфоры высотой в человеческий рост, многие подвальные помещения дворцов были выделены для этих целей.

Защитные сооружения дворца

Защитных сооружений во дворцах не было вообще. Причина этого проста. Греческим царям минойской эпохи было просто не от кого защищаться. Сам остров Крит представлял из себя единое государство со столицей в Кноссе, гражданских войн тут не происходило, по крайней мере, ни в одной записи о них упоминаний нет.

Внешних врагов на Крите не боялись. Остров был изолирован от остальной части мира, а главное в защите острова – это не стены или башни, а сильный военно-морской флот. Флот греков-минойцев с 2000 по 1500 года до нашей эры был самым сильным и доминировал в Эгейском и Средиземном морях.

Религия минойских греков и культовые функции дворца

В пантеоне богов греков-минойцев центральное место занимали два божества. Их имена не дошли до наших дней, и ученые называют их просто “богиня-владычица” и “бог-бык”.

При раскопках было найдено множество фигурок этих божеств, изображений на керамике их и сцен оправления религиозных обрядов.

Одной из самых важных церемоний был бой с быками (еще это называют “тавромахия”). Точно неизвестно, чего именно добивались древние минойские греки этим обрядом.

Вопрос о том, приносились ли во дворцах Крита человеческие жертвоприношения или нет, остается “открытым”. Никаких артефактов, которые свидетельствовали бы об этом или опровергали эту теорию, нет. С одной стороны, в легенде о Минотавре говорится об этом прямо, но с другой стороны, правдивость этой легенды очень сомнительна.

В составе знати, жившей во дворце, еще 2 000 лет до нашей эры начала формироваться каста жрецов, но они не были самостоятельными. Царь Крита был и главой государства, и главой церкви одновременно. Ни на одном керамическом изделии не было найдено его изображений. Предполагается, что он почитался в качестве одного из богов.

Водопровод, канализация и вентиляция

Греки были первыми, кто смог обеспечить себя этими важными коммунальными удобствами. Уже в следующей эпохе греческой истории технологии были утеряны, и водопровод появился уже только у римлян.

Водопровод и канализация представляли собой желоба, по которым текла вода или нечистоты. Конечно, труб тогда еще делать не научились, но если бы минойская цивилизация просуществовала бы дольше, кто знает.

Во дворце существовала специальная система вентиляции, которая состояла из сооружений, вернее всего назвать их колодцами, и по ним воздух поступал на нижние этажи. Верхние части зданий вентилировались естественным образом благодаря большим террасам.

Древняя письменность Минойской эпохи

Письмо древних греков-минойцев – это одна из самых интересных тем для разговора. У них было сразу две системы письма, и они существовали параллельно. Первая иероглифическая, как в соседнем Египте, а вторая при помощи записи слогов. Ее называют “литейным письмом А”. Иероглифы находят на печатях и керамических изделиях. “Литейное письмо” можно обнаружить на специальных табличках.

После обнаружения первых табличек долго шла расшифровка символов, которая длилась 50 лет. За это время коллекция образцов минойского “литейного письма А” уже разрослась. Когда подавляющее большинство символов расшифровали, то обнаружилось очень интересное обстоятельство.

Оказывается, все таблички с надписями, найденные археологами – это документы учета. То есть, ученые откопали одну из самых древних бухгалтерий. На табличках записывали, сколько зерна, вина и масла было получено или отдано в ходе торговых операций, кому что давалось в долг и так далее. Конечно, баланс тогда сводить еще не умели, понятий “дебета”, “кредита” и “плана счетов” еще не существовало, но учет древние греки-минойцы вели очень тщательно.

Искусство Минойской цивилизации

Большая часть произведений искусства во дворцах на Крите погибла во время пожаров или была разграблена пришедшими сюда племенами Ахейцев. К сегодняшнему дню сохранилось не так много примеров рисунков, фресок и керамических изделий.

Особенностью искусства греков-минойцев была избирательность сюжетов. В других культурах мы видим изображения сцен сражений и охоты. Искусство Минойской цивилизации предпочитало мирные сюжеты: красивые женщины, религиозные ритуалы и бытовые сцены обитателей дворца.

Читайте статью об экскурсии во дворец Кносс на Крите, в ней мы рассказали о том, что стоит тут посмотреть туристам.

Дворцы Крита

Остров Крит — родина древнейшей и невероятно развитой минойской цивилизации. Вы наверняка помните ещё из школьных учебников истории Древнего мира фрески и вазы с Крита! Термин «минойская» происходит от имени царя Миноса, который, согласно древним мифам, правил на Крите. Минойская цивилизация существовала в бронзовом веке, примерно с 3300 г. до н.э. до 1000 г. до н.э. Задолго до Античности! Минойская цивилизация процветала примерно два тысячелетия и погибла от сокрушительной катастрофы, которая потрясла Крит, как считается, примерно в 1450 г до н.э.

Центром этой древнейшей неповторимой цивилизации были дворцы. Выделяют четыре самых главных и крупных дворца Крита:

  1. Кносский дворец — знаменитый Кноссос;
  2. Дворец в Малье — Малийский дворец;
  3. Дворец в Фестосе — Фестский дворец;
  4. Дворец в Закросе.

Кносский дворец был самым крупным и влиятельным, остальные дворцы — более скромными, провинциальными и меньшими по размерам. Вторым по размерам был дворец в Фестосе, занимавший территорию 10 тыс. кв. м.

Вокруг дворцов строился город. А во дворцах концентрировалась религиозная и политическая власть. Минойские дворцы были не только резиденциями аристократов и правящего сословия, они одновременно являлись центрами управления, религии, торговли, правосудия, ремёсел. В каждом дворце были огромные кладовые, где хранился собранный урожай, вино, масло, драгоценности. Десятки помещений носят культовый характер, а множество найденных разнообразных религиозных предметов и элементов дают основания заключить, что дворцы Крита выполняли роль крупных святилищ и центров религиозной жизни. Считается, что здесь существовал культ обожествлённой природы, а во главе духовенства стоял царь, который был и правителем, и жрецом. Потребность в переписи и контроле различного рода деятельности привела к развитию письменных систем. Глиняные таблички с т.н. линейным письмом были учётными документами дворцов. Создаётся дорожная сеть на острове. Постепенно Крит начинает доминировать и на море. Кроме дворцов и городов вокруг них, на всём острове Крит основываются большие поселения с явными признаками богатства и процветания. Свидетельства указывают на контроль торговли на всём Средиземном море. Также не подлежит сомнению минойское влияние и в материковой Греции.

Принцип построения всех дворцов на Крите был примерно одинаковым: вокруг прямоугольного центрального двора размещались в несколько этажей различные помещения. Вместе с западным двором и западными кладовыми центральный двор является необходимым элементом дворцов Крита. Стены строились из камня и поддерживались деревянными балками, чтобы выдерживать землетрясения. Во всех минойских дворцах было много колонн, которые изготавливались из дерева : к олонна на древнем Крите имела сакральное значение.

Легенды и мифы, дошедшие до нас благодаря древним писателям, отражают картину великолепия, силы и стабильности минойской цивилизации. В годы правления Миноса начинается длинный период богатства, благополучия и процветания на острове. Исследования доказывают, что во дворцах минойской эпохи на Крите уже в те невероятно далёкие времена были сложные системы канализации, водопровода, хитроумные системы освещения, использующие распределение дневного света. Искусство тоже процветало! В археологическом музее Ираклиона вы можете увидеть своими глазами прекрасные фрески, украшавшие в изобилии стены минойских дворцов, вазы и сосуды, искусные ювелирные украшения. А чего стоит всего лишь одна неразгаданная до сих пор загадка Фестского диска! Некоторым из этих предметов около пяти тысячи лет. ПЯТИ ТЫСЯЧИ ЛЕТ.

Я ни в коем случае не имею цели дать исчерпывающую информацию о минойских дворцах Крита! Но я буду рада, если вызову у вас интерес к минойской цивилизации!

Подумать только: ещё век назад существование Кноссоса и других минойских дворцов на Крите было просто легендой, мифом, а сегодня подтверждено и очевидно! В 1900 году англичанин Артур Эванс начал археологические раскопки на Крите в поисках подтверждения мифа о царе Миносе и легендарном лабиринте Минотавра. Открытие великого Кносского дворца было сенсацией! «Поразительно, ничего греческого, ничего римского!» — писал Эванс спустя лишь несколько дней после начала раскопок. Он и поверить не мог, чтоб обнаружил следы доселе неизвестной крито-микенской культуры и цивилизации, которую он сам затем назвал минойской. Культуры и цивилизации, существовавшей в Средиземноморье на целые тысячелетия раньше знаменитых творений классической Греции!

Кносский дворец

Кносский дворец

Кносский дворец (Knosses) – уникальный памятник минойской цивилизации (самой древней в Европе), расположенный на северном берегу острова Крит и являющийся его главной достопримечательностью. Каждый год сюда приезжают миллионы туристов, чтобы прикоснуться к истории, которая насчитывает около четырех тысячелетий.

Сэкономь на путешествии!

Видео: 3D реконструкция Кносского дворца

Основные моменты

Мало кто знает, что впервые увидеть Кносский дворец ученым довелось только в конце XIX века. До этого времени обитель греческого царя Миноса была известна только по легендам. Сюжеты многих из них выглядели настолько неправдоподобными (например, о том, что Минос содержал здесь в лабиринте Минотавра, которого царица родила от священного быка Посейдона), что давали повод усомниться: Кносский дворец когда-то реально существовал или является порождением мифов?

Этот вопрос так и остался бы, наверное, без ответа, если бы не выдающийся археолог Артур Эванс, который задался амбициозной целью доказать его существование. В результате раскопок был обнаружен не просто замок, а целый город из далекого прошлого. Прошло уже столько лет, а Кносский дворец не перестаёт волновать умы и сердца множества любознательных и неравнодушных людей – историков, археологов, архитекторов и просто ценителей старины, любителей путешествий. Здесь, недалеко от столицы острова – города Ираклиона и всего в нескольких километрах от побережья Критского моря, словно остановилось время. Во время осмотра достопримечательности туристов не покидает ощущение, что перед ними открывается величественная Древняя Эллада. Она не осталась за завесой тысячелетий, а продолжает удивлять нас и сегодня!

Археологические раскопки

До 1914 года Крит принадлежал Турции. Предположение о древней цивилизации на острове делал еще в начале девятнадцатого века британец Роберт Пэшли. Но турецкие власти не давали согласие на проведение археологических работ. На месте, где сегодня мы видим Кносский дворец, раньше были сельскохозяйственные угодья. В этом районе испокон веков находили кольца, амфоры, глиняные горшки. Землями владел турок, в его планы продажа земель не входила, и раскопки проводить он не собирался.

Холмом заинтересовался местный кладоискатель Минос Калокеринос. В 1878 году он начал раскопки со стороны западных кладовых и обнаружил глиняные сосуды, наполненные бобовыми, амфоры и другие предметы обихода. Находки он подарил музеям, пытаясь привлечь внимание властей к сокровищам. С ним переписывался Генрих Шлиман, известный немецкий археолог-самоучка, который принимал участие в раскопках Трои, нашел золотые сокровища и клад Приама. Калокеринос догадывался, что эти земли хранят сокровища древней цивилизации, но полномасштабные работы проводить не мог.

Честь открытия минойской культуры принадлежит уже упомянутому Артуру Эвансу. Он долгое время работал хранителем в музее Эшмала при Оксфордском университете. Его заинтересовали иероглифы на разных артефактах с острова Крит. Эванс обращался в ведущие общества, занимавшиеся древностями: Берлинский музей и Лондонское общество. Так он собрал около 60 различных иероглифов.

В 1894 году Эванс все-таки выкупил земли, а в 1897 году началась греко-турецкая война. 16 марта 1900 года – официальная дата открытия минойской культуры. В последующие двадцать лет активно проводились раскопки. Многие найденные артефакты, оригиналы фресок, статуэтки сегодня хранятся в Археологическом музее Ираклиона. Артур Эванс и назвал цивилизацию минойской.

Руины Кносского дворца

Многие ученые скептически и неодобрительно относятся к деятельности Артура Эванса на территории Кносского дворца. При восстановлении он чаще руководствовался фантазией, чем исторической достоверностью. Кроме того, британцев интересовал больше «новодворцовый» период, и бесценные следы более ранней истории исчезли бесследно.

Несмотря на споры вокруг персоны археолога, именно благодаря ему мы сегодня можем прикоснуться к истории самой древней цивилизации в Европе.

Из истории Кносского дворца

Древние греки упоминали о Кноссе как о самом главном городе острова Крит. При раскопках поселений римлян были найдены монеты с надписями «Кнос» или «Кносион», с изображениями минотавра и лабиринта. И, собственно, Кносский дворец – не первое сооружение на данной территории. Ученые доказали, что в период 2000-1700 гг. до нашей эры здесь уже стоял дворец. Он был разрушен землетрясением (приблизительно в 1700 г. до нашей эры). Это был так называемый «стародворцовый» период.

«Новодворцовый» период (1700-1450 гг. до нашей эры) совпадает с расцветом цивилизации. Кносс насчитывал порядка 90 тысяч жителей, а дворец являлся сердцем города, административным и культурным центром.

Кносский дворец, реконструкция

Интересно, что минойским сооружениям не свойственны укрепления и защитные сооружения. Напрашивается вывод, что местные жители чувствовали себя в безопасности и не боялись нападения. Кносс находится на пересечении морских торговых путей. Есть доказательства, что минойцы занимались пиратством, их связывали дружественные отношения с Древним Египтом.

Между 1628 и 1500 г. до нашей эры на острове Фира произошел вулканический взрыв. За ним последовали землетрясение и цунами. Некоторые ученые связывали с Критом знаменитую Атлантиду. Утверждали, что минойцы и есть исчезнувшие атланты. Но впоследствии археологи обнаружили следы вулканического пепла под минойскими строениями. А это значит, что дворец восстанавливали, и он простоял еще около ста лет. В 1450 г. мощнейший пожар разрушил сооружение окончательно.

Следующая загадка состоит в том, что примерно в одно и то же время сгорело несколько дворцов на острове (дворец Феста и дворец Закрос). При этом на раскопках не было обнаружено никаких останков живых существ. Но Кносский дворец, в целом, порождает больше вопросов, чем ответов.

Мифы, связанные с Кносским дворцом

Кроме версий об Атлантиде, это место связывают еще с одной очень интересной историей. Имя Миноса, царя Кносса, упоминается в произведениях Гомера и других его современников. Историки утверждают, что это реальная историческая личность, но он не был жителем Крита, а прибыл из Греции. Это был могущественным правитель, который объединил остров и победил пиратов. Минос добился процветания и благополучия Крита. В распоряжении царя был огромный флот и многотысячное войско. Другая версия говорит, что «минос» – понятие собирательное, обозначает титул правителя острова.

Согласно мифам, Минос – сын Зевса и Европы. Зевс велел Астерию, который на то время был правителем острова Крит, взять в жены Европу, а ее детей усыновить. Минос унаследовал власть. Как-то царь попросил Посейдона дать ему красивого быка, которого пообещал принести богу моря в жертву. Бык был необыкновенно красивый – огромный и белый. Миносу не хотелось расставаться с таким красавцем. И он пожертвовал коня. Посейдон рассердился и внушил жене Миноса противоестественную страсть к быку. Как она ни сопротивлялась влечению, ничего поделать не смогла. В результате родилось страшное чудовище Минотавр – человек с головой быка. По одной версии, бедная женщина при родах умерла, по другой – ее заточили с сыном в лабиринт. Сооружение, из которого невозможно было выбраться, построил Дедал (отец Икара). Пленников бросили в центр лабиринта.

После победы Миноса над Афинами, царь потребовал у Эгея, правителя города, дань – отправлять раз в девять лет 14 юношей и девушек на съедение Минотавру. Два раза приносилась страшная жертва, а на третий – в числе пленников поехал Тесей, сын Эгея, правителя Афин. В героя влюбилась Ариадна, дочь Миноса. Она знала, что даже если любимому удастся победить чудовище, Тесей не выберется из лабиринта. Девушка подарила герою волшебный клубок. Тесей шел и разматывал его, в центре лабиринта нашел спящего Минотавра и убил его. Сматывая нитки, Тесей вышел к Ариадне.

Перед поездкой юноша договорился с отцом, что в случае удачи сменит черные паруса на белые. Но забыл об уговоре. Когда Эгей увидел возвращающиеся корабли с черными парусами, в отчаянии прыгнул со скалы в море. Оно стало называться Эгейское. Версии о смерти Миноса – противоречивые. Однако едины в одном: даже после кончины правитель решал судьбы людей, только уже в царстве мертвых.

Есть версии, что Кносский дворец – это и есть знаменитое обиталище Минотавра. И глядя на схему дворца, располагающего внушительным числом самых разных помещений, начинаешь в это верить. Правда, скептики утверждают, что Кносский дворец постоянно достраивался, а минойцы имели слабое представление о симметрии зданий.

Легенда о минотавре

Обустройство дворца и интересные находки

Принцип возведения дворцов того времени на острове Крит был примерно одинаков для всех. Помещения сооружались вокруг центрального двора. Кносский дворец был самым впечатляющим, это была резиденция правителей острова. Размеры сооружения впечатляют: 180 на 130 метров. Местами сооружение занимает пять этажей. Во дворце действовала система водоснабжения и канализации, и не только! Здесь было еще много того, что мы самонадеянно считаем достижениями исключительно современной цивилизации: туалеты со смывом и даже акустические системы.

Архитектуру Кносского дворца некоторые исследователи называют не иначе, как странной. Только представьте себе: тут сосредоточено несколько тысяч комнат, соединенных между собой таким количеством переходов, подъемов и спусков, которые никто не задается целью пересчитать – дело явно безнадежное.

Главный вход в Кносский дворец предположительно был с Западного двора. Здесь сохранились фрагменты «стародворцового» периода. Сразу привлекают внимание выложенные камнем отверстия – три «бублика». Согласно одной версии, их использовали во время жертвоприношений, согласно другой – для хранения зерна. Далее через коридор – проход в Центральный двор, это место еще называют «Дорогой Процессий». На стенах – фрески с изображением молодых людей с подношениями. Главным божеством у минойцев считается богиня плодородия Астарта. На территории дворца были найдены скульптуры и фрески с ее изображением.

Северная сторона дворца

Центральный двор выложен огромными плитами. Тут, по версии ученых, проводились ритуалы, церемонии и посвящения. На верхние этажи ведет лестница. Здесь предположительно находились приемный покой и парадные залы, украшенные колоннами и пилястрами. С главного этажа видны узкие продолговатые помещения. Ученые склоняются к версии, что это – кладовые. Тут же находится ряд квадратных ям. Согласно основной версии, в них хранилось оливковое масло, так как остались более интенсивные следы от пожара. На стенах зала – изображения символов, звезд, лабриса. Последний был не только двухсторонней секирой, но и символом власти правителя.

Самый популярный у туристов – Тронный зал Кносского дворца. Здесь можно увидеть каменный трон, перед ним стоит круглая чаша, вдоль стен – каменные скамьи. Помещение рассчитано примерно на 16 человек. Служило, как представляется сегодня, для аудиенций. Интересно, что во время раскопок в зале были найдены разбросанные глиняные сосуды. Что произошло здесь – останется навсегда загадкой.

Тронный зал Кносского дворца

Обязательно нужно посетить Зал фресок. Тут находятся копии, многие оригиналы были найдены в плачевном состоянии. Они были реставрированы и находятся в Археологическом музее в Ираклионе. Минойские фрески отличаются реалистичностью и насыщенными цветами. Самые знаменитые: «Игры с Быками», «Принц с лилиями», «Дама в голубом», «Голубая обезьяна», «Голубая птица», «Бык», «Носитель ритона» и многие другие. Популярные герои изображений – быки, грифоны, люди.

Фрески в Кносском дворце Трехчастное святилище

Трехчастное святилище знаменито тем, что здесь были найдены глиняные таблички с так называемым «письмом Б». Различают два вида письменности: линейное письмо А и Б. Ни одно не было расшифровано. Рядом со Святилищем – две темных комнаты с углублениями в полу. В подобных хранилищах были найдены статуэтки, глиняные вазы.

Артур Эванс полагал, что Западная часть Кносского дворца – церемониальная, а Восточное крыло – царские покои. Многие историки это оспаривали. Зал двух секир узнаваем благодаря угловому портику с шестью колоннами. Ванная комната царицы отделена стеной с окном. Можно полюбоваться прекрасной фреской «Дельфины». Здесь были найдены драгоценности, изделия из слоновой кости. Рядом косметическая комната и помещение с отверстием (предположительно канализационным). Бассейны для омовения не имеют дренажной системы.

Дерево проросшее сквозь плиты Вид на руины

Мастерская Ремесленника, Гончарная мастерская, склад гигантских пифосов, театр – все это особенно впечатляет туристов, посетивших Кносский дворец, поскольку возраст некоторых экспонатов около 4 тысяч лет. Сосуды высотой в человеческий рост искусно украшены рельефами.

Театр Склад гигантских пифосов

На территории Кносского дворца была найдена игра, похожая на нарды или шашки, украшенные слоновой костью, золотом, серебром, горным хрусталем. Скульптуры и драгоценности отличаются искусным выполнением. На фресках – тонко вырисованные персонажи. Неудивительно, что минойская культура оказала огромное влияние на восточное Средиземноморье, а после вторжения греков-ахейцев – на остров Крит и остальную Грецию.

Практическая информация для туристов

Кносский дворец расположен в 4 км от города Ираклион. Можно доехать на машине, возле дворца есть бесплатная и платная стоянки. Рядом с автобусной станцией в киоске можно приобрести билеты на автобус (2-2,5 евро). Транспорт ходит регулярно. При подъезде к городу из автобуса уже хорошо виден этот памятник архитектуры. От предстающих взору пейзажей просто захватывает дух. Развалины монументальных античных строений, будто раскиданные среди огромных сосен, потрясают воображение. Кносский дворец окружают величественные горы, отчетливо просматривающиеся на фоне синего неба.

Собираясь на экскурсию, не забудьте взять головные уборы, поскольку температура здесь всегда выше, чем у моря. Обязательно захватите большое количество воды. Позаботьтесь об удобной обуви – ходить придется много.

Можно заказать экскурсию или знакомиться с достопримечательностью самостоятельно. Везде есть таблички с описаниями Кносского дворца. Однако опытные туристы, которые уже бывали здесь, советуют брать с собой путеводитель, потому что территория Кносского дворца огромна и многим информация на табличках кажется недостаточной.

Около достопримечательности имеются сувенирные лавки и кафе, где можно что-то прикупить на память и перекусить.

Здесь всегда много туристов, ориентируйтесь на небольшую вывеску-указатель.

Входной билет обойдется в 6 евро.

Часы работы: с мая по октябрь – с 8 до 19 часов; с ноября по март – до 15 часов.

Кносский дворец на Крите (Лабиринт Минотавра) – главная достопримечательность острова

Греция богата памятниками истории и природными достопримечательностями. Среди этого богатства даже трудно определиться, в какой регион страны ехать и что смотреть первым делом. Но некоторые достопримечательности, как вишенки на торте, больше других привлекают внимание путешественников из разных стран. Так, отдыхая на Крите, почти все туристы посещают Кносский дворец. Ведь это то самое место, где обитал древнегреческий Минотавр, посаженный в самый большой в мире лабиринт. Трудно поверить, что мифологическая история воплотилась в жизнь и руины построек дошли до наших дней. Что же найдут путешественники на раскопках Кносса сегодня – узнаем из статьи.

Легенды и история Кносского дворца

Главную достопримечательность Крита окружает ореол загадочных историй. Здесь все мифологические сказания и реальные факты истории Древней Греции так тесно переплетаются, что практически невозможно отделить правду от вымысла. Но мы постараемся сложить все части мозаики в одно целое так, чтобы перед нами во всей красе предстала история Кносского дворца и происходивших в нем событий.

Ранний период

Свою историю самый знаменитый дворец на Крите ведет со времен основания Кносса. Это древний столичный город, в котором жил повелитель острова – царь Минос. Легендарный правитель Крита, как и все властные люди, был тщеславен, алчен и жаден. Что привело к трагичным последствиям.

По легенде, властвовать над островом Миноса благословили сами Олимпийские Боги. При этом Зевс презентовал ему царский скипетр, а Посейдон даровал быка невероятной красоты и цвета белоснежной пены морской волны. Однако дар свой морской бог строго-настрого повелел вернуть на ближайшей молитве: в качестве жертвоприношения и знака покорности Богам.

Но лишаться редкого быка Минос вовсе не хотел, поэтому принес в жертву теленка из своего стада. Сильно разгневался на дерзость новоявленного критского «царька» Посейдон, и внушил его жене страстную тягу к подаренному животному. Плодом этой насланной «любви» стал получеловек-полубык, которого нарекли Минотавром (букв. «Бык Миноса»).

Чудовище впало в неистовство сразу после рождения: младенец чуть не загрыз свою же кормилицу. Было ясно, что «наследника» надо изолировать. Выход из сложного положения Миносу подсказал его друг, Дедал. Он предложил возвести огромный комплекс помещений с запутанной сетью ходов, чтобы тупое чудище никогда не выбралось из своей обители. Так в 2000 г. до н.э. и появился на Крите дворец Миноса.

Фактически это был город в городе. Обнесенная высокими стенами территория вмещала в себя тысячу комнат. Но простояла масштабная постройка недолго. Первый дворец Кносса был разрушен в результате мощного землетрясения в 1700 г. до н.э.

Новый дворец

Однако, чуть позже жители решили восстановить утраченный комплекс и вскоре Кносский дворец на Крите был отстроен заново.

Случилось это в период золотого расцвета этой цивилизации, поэтому новый Минойский дворец острова Крит был еще шикарней прежнего. В нем воплотились все инженерные, архитектурные и творческие возможности нации. К сожалению, и этому шедевру не удалось простоять долго: в 16 веке до н.э. он сильно пострадал от мощного извержения вулкана. Природная катастрофа была такой силы, что стерла с лица земли многие древние города и дворцы на острове Крит. От того еще удивительней осознавать тот факт, что руины Кносского дворца все же смогли уцелеть и сохраниться до наших дней.

Раскопки

Новая историческая эпоха для дворца наступила только в 1878 году, когда грек Калокеринос провел в этой местности первые раскопки. Найденные артефакты привлекли внимание других мировых ученых и в 1900 году на Крит прибывает английский археолог Артур Эванс. Он выкупает все земли, собирает команду исследователей и начинает масштабные раскопки.

Именно Эвансом в 1905 году был обнаружен комплекс Кносского дворца и главные его реликвии: фрески Парижанка и Игры с быком, бытовые предметы, дощечки с письменностью, Тронный зал и другие постройки. Вместе со своей экспедицией англичанин провел колоссальную работу по восстановлению архитектуры Кносского дворца и даже стал его новым архитектором. И хотя ныне многие упрекают восстановленную версию в неполном историческом соответствии, это не мешает реконструкции Эванса пользоваться большой популярностью у туристов, которые увлеченно осматривают достопримечательности и делают фото Кносса на память.

Архитектура Кносского дворца

Территорию дворцового комплекса общей площадью в 24 тыс. м 2 восстанавливали буквально по кусочкам. С каждым раскопанным помещением археологам прояснялась общая планировка и архитектура: так Кносский дворец обретал свой нынешний восстановленный облик.

Древнее сооружение представляло собой запутанную сеть из тысяч комнат, которые соединяли различные лестницы, галереи, колоннады коридоров. Хотя располагались помещения в хаотичном порядке, общим центром композиции всегда оставался внутренний двор. Это хорошо показывает архитектурный план Кносского дворца. До наших дней уцелели не все части комплекса, но и сохранившаяся часть определенно стоит того, чтобы посетить Кносский дворец.

Дворец снаружи и изнутри

Итак, начало дворцовому комплексу положил центральный двор. Это масштабная площадь, размером 50 на 50 метров. А по дворовому периметру возведены, высечены в пещерах и сооружены под землей сотни построек различного назначения. В том числе, во дворце были:

Примечательно, что инженеры Минойской цивилизации сумели провести по всему дворцу и некое подобие современной канализации. А еще была оборудована арена для боя быков, бассейны, хозяйственные помещения и т.п. Всего многоэтажный комплекс насчитывал более 1300 комнат. Руины этих помещений благодаря А.Эвансу сегодня и осматривают современные туристы.

Отдельного внимания заслуживают стены, на которых писались знаменитые фрески Критского Кносского дворца. Они были бережно откопаны и восстановлены в первозданном виде. Например, вдоль «Дороги процессий», ведущей к центральному двору можно полюбоваться на фрески «Процессия» и «Принц с лилиями». А в Южных Пропилеях, которые вели к главным помещениям дворца и, по мнению ученых, являлись частью «Дороги процессий», находится знаменитая картина «Носитель ритона». Да что и говорить, Кносский дворец под фрески имел отдельный большой зал, который был назван комнатой Копий. Сегодня это одно из самых популярных помещений.

Реконструкция, которой подвергся Кносский дворец, коснулась знаменитых колон святилищ и коридоров. Красно-черные, сужающиеся в своей нижней части колонны стали визитной карточкой комплекса. Мини-колоннады расположены повсюду: в коридоре северного входа, на парадной лестнице восточного входа, на главном этаже в Тронном зале и у стены, ведущей к западному бастиону, где нарисована знаменитая фреска «Бык».

Но мало кто знает, что все эти колоны воссозданы Эвансом. Дело в том, что минойцы делали колонны из дерева, что не отнимало много времени и позволяло лучше сохранить конструкцию, при условии возможного землетрясения. Дерево, благодаря амортизационным свойствам, выдерживает подземные толчки малой силы, в то время как в камень быстро трескается и разрушается. Но, конечно, ни одно дерево не сохранится на тысячи лет.

Лабиринт Минотавра

Благодаря беспорядочной планировке помещений, множеству коридоров, потайных ходов и тупиков, широко распространенно мнение, что развалины Кносского дворца это и есть Лабиринт Минотавра. Косвенно, эту теорию подтверждает знак «лаброс», который можно увидеть на многих стенах.

Однако, есть и противники этой версии. Их главный аргумент заключается в том, что миф о Минотавре появился намного раньше строительства даже первого Кносского дворца. Поэтому предполагают, что знаменитый лабиринт размещался в каком-то другом месте, например, в запутанных пещерах Крита. А некоторые люди и вовсе утверждают, что никакого Минотавра никогда не было: чудовище выдумали греки, обиженные на минойцев за то, что те не пускали эллинов смотреть в Кносском дворце бои с быками.

Как бы там ни было, совершить экскурсию в самый большой Критский дворец по-прежнему стремятся тысячи туристов.

Кносский дворец – где находится и как добраться

Тех, кому интересна Древняя Греция, и конкретно Дворец Кносский, путь-дорога напрямую ведет на остров Крит. Тем более, что здесь можно легко совместить полезное с приятным: помимо исторических ценностей, этот район чрезвычайно богат на песчаные побережья с лазурным морем и водными развлечениями. А еще здесь есть уникальной красоты природные уголки. Но вернемся в Кносский Дворец на Крит.

Самое известное сооружение Минойской цивилизации возвели в центральной части острова, неподалеку от северного побережья. Сегодня район раскопок соседствует с главным городом Крита – Ираклионом. Столицу острова от места, где находится Кносский дворец, отделяют всего 8 км. Поэтому добраться до достопримечательности несложно.

Ежедневно от автостанции Ираклиона (Bus Station A) отправляются синие рейсовые автобусы с яркой надписью KNOSSOS на электронном табло. Интервал их движения не превышает 30 минут, а время в пути до достижения конечного пункта составляет 20-25 мин. Билет туда-обратно (на территории раскопок нет билетных касс) обойдется в 3 евро.

Также можно поехать в Кносс на такси, арендованном авто или на автобусе вместе с экскурсионной группой.

Кносский дворец на карте

Для наглядности отметим, где расположен Кносский дворец на интерактивной карте. Если соберетесь ехать самостоятельно на личном авто, то просто вбейте в навигатор координаты (35° 17′ 52″ с. ш., 25° 9′ 47″ в. д.) или адрес (Крит, Minoiton, Heraklion 71409). Непосредственно перед археологической площадкой создано 3 бесплатных парковки.

Информация для туристов

Комплекс открыт для посещения ежедневно с 8 утра, входной билет стоит 15 евро (для льготных категорий 8 евро или вовсе бесплатно). Отметим, что график и часы работы меняются в зависимости от времени года. Актуальную информацию про Кносский дворец и описание работы смотрите здесь.

Напоследок приведем полезные советы и рекомендации, которые мы почерпнули из отзывов туристов.

  1. Если вы решили ехать на автобусе Ираклион – Кносс, учитывайте, что время экскурсии в среднем составляет 2 часа.
  2. Летом лучше отправиться на экскурсию ранним утром, т.к. позже начинается полуденный зной, а укрыться в тени на раскопках негде.
  3. Возле Кносского дворца расположен магазин сувениров, где среди прочего продаются карты и путеводители на русском языке.
  4. У входа на территорию прибывшие самостоятельно могут присоединиться к организованной экскурсии с гидом. Цена вопроса – 10 евро.
  5. Рядом с проходной организовано маленькое кафе, но цены в нем сильно завышены. Если лишние траты в тягость – перед поездкой запаситесь небольшим перекусом и водой.

И, конечно, не забудьте надеть комфортную обувь и прихватить головной убор, защищающий от солнца.

Увлекательных поездок и незабываемых впечатлений!

Кносский дворец в Греции

Кносс – самый большой из минойских дворцов, а в высшей точке своего расцвета он находился более чем три тысячи лет назад, хотя сравнительно важный город дожил на этом самом месте до прихода римлян и существовал какое-то время и при них. Кносский дворец расположен на низком, по большей части рукотворном холме примерно в 5 километрах к юго-востоку от Ираклиона. Склоны окрестных холмов богаты не столь значительными свидетельствами прошлого, относящимися к 25 минувшим векам, начиная со II тысячелетия до нашей эры.

Краткое описание Кносского дворца

Всего 100 с небольшим лет назад этот дворец существовал лишь в мифологии. Кноссом назывался дворец легендарного царя Миноса, женатого на Пасифае, которая родила полубыка-получеловека Минотавра. Чтобы было где держать это чудовище, зодчий Дедал построил Лабиринт, и Афины должны были отправлять на Крит молодых людей, которых жертвовали Минотавру – до тех пор, пока Тесей не убил этого людоеда, сумев затем выбраться из его запутанного логова с помощью Ариадны.

Открытие дворца и сопоставление находок с мифологией – бесспорно, одна из самых поразительных историй новейшей археологии. Генрих Шлиман, тот самый немец, который раскопал Трою, подозревал, что под здешними курганами могут прятаться минойские дворцы, но местные османские власти в конце XIX века так и не дали ему разрешения на раскопки. Более удачливым оказался сэр Артур Эванс, который получил разрешение в 1900 году и благодаря успеху своей деятельности прочно связал своё имя с Кноссом.

Каждые 10 минут автобусы № 1 и 2 от конечной остановки местных автобусов (рядом с восточным автовокзалом) уходят по 25 Августа (есть остановка к югу от платии Венизелу) и затем, пройдя сначала по Одос-1821, потом по улице Эванса, выезжают из города. Если вы поедете на автомобиле, то следуйте этим же маршрутом (по указателям от платии Элефтерияс). Слева у холма, совсем рядом с входом на археологическую площадку, есть бесплатная автостоянка, так что вам незачем разоряться на платные частные паркинги, которых много по дороге.

Такси из центра обойдётся примерно в 7 €. В Кноссе за пределами огороженной площадки вы увидите частично восстановленный минойский караван-сарай, в котором античные путники могли отдохнуть и напоить своих верховых или вьючных животных. Вступив на дорогу к музею, вы обнаружите, что и современные путешественники от жажды не умрут – их поджидает шеренга таверн, пожалуй, дороговатых, и, конечно, лавок с сувенирами.

Археологическая площадка Кносского дворца

Войдя в Кносский дворец (ежедневно: апрель-сентябрь 8:30-19:30; октябрь-март 8:30-15:00; 6 €) через древний церемониальный вход, именуемый Западным двором, вы поймёте, почему возникло предание о лабиринте. Даже располагая подробным планом, чрезвычайно трудно ориентироваться в комплексе, хотя специальные деревянные дорожки направляют посетителей по размеченным маршрутам, одновременно отсекая возможность самостоятельного обследования памятников.

Чтобы не пройти мимо самых ярких местных достопримечательностей Греции, пристраивайтесь к одной из экскурсионных групп, которые всё время курсируют по комплексу, и запоминайте место, чтобы, когда толпа схлынет, вернуться и разглядеть всё то, чего не было видно из-за чужих спин и голов. Если вы приедете не с декабря по февраль, то в какое бы время дня вы здесь ни появились, на удобную позицию для наблюдения рассчитывать не приходится, так что ловите промежуток между экскурсиями, когда удаётся хоть ненадолго подобраться к интересному месту.

Эванс «воссоздал» Кносский дворец по своему произволу, и эта реставрация с тех пор не перестаёт вызывать яростные споры среди археологов. Ясно, что немалая доля верхнего уровня предложенной Эвансом реставрации – так называемый «pizno nobile» (бельэтаж) – чистый вымысел. Но даже если и оставить в стороне профессиональную этику археологов, представление Эванса о том, как мог выглядеть дворец в древности, вряд ли хуже картинки, нарисованной в воображении иного человека.

Куда важнее то, что, побывав в Кносском дворце, другие минойские древности вы будете понимать гораздо лучше. Почти столь же спорными кажутся и те названия, которые придумал Эванс для различных частей дворца: его фантазии насчёт царского рода, якобы жившего в здешних покоях, один критик едко назвал превращением минойцев в «викторианцев II тысячелетия до нашей эры». Другие маловеры сомневаются даже в том, что это вообще был дворец. Вполне возможно, что строение служило религиозным центром или святыней иного рода.

Как бы то ни было, без этой реконструкции вряд ли мы смогли бы оценить величие и сложность сооружения – мы просто не увидали бы ни церемониальных лестниц, ни удивительных сужающихся книзу колонн, ни ярких стенных росписей – отличительной особенности дворца. Чтобы составить какое-то представление о масштабах и замысловатом строении первозданного сооружения, бросьте взгляд на чертежи с разрезами (конечно, сплошная выдумка, но вряд ли уж слишком далёкая от правды), продающиеся у входа.

Царские покои Кносского дворца

Блистательные Царские покои, окружающие центральную лестницу, вовсе не догадка, – это несомненно самые лучшие помещения Кносского дворца. Самая Большая лестница (ныне закрытая для посетителей) – шедевр строительной инженерии, не только подобающий путь к роскошно обставленным комнатам, но и неотъемлемая составляющая архитектурного замысла: через просторный колодец лестничной клетки дневной свет попадал на нижние этажи. Подобные световые колодцы, обычно с двором внизу характерны для Кносса и напоминают о том, как ценили минойцы комфорт и умели его создавать.

За свидетельствами роскошного образа жизни далеко ходить не придётся: к Мегарону, или Покоям царицы (их можно рассмотреть через стекло), у величественного Зала с колоннадой, вы спуститесь по деревянному настилу. Главная жилая комната здесь украшена прославленной фреской с дельфинами (это копия, оригинал выставлен в Археологическом музее Ираклиона) и декоративными полосами цветочных и спиральных узоров. Помещение с двух сторон выходит во дворы, откуда льётся свет и приходит свежий воздух, а в меньшем дворе, вероятно, росли цветы.

По комнате, наверное, были разбросаны подушки, сверху свисали бархатные занавеси, а двери и дополнительные портьеры между колоннами помогали ещё более отгородиться от мира – или от летнего зноя вне дворца. Впрочем, всё это догадки, а кое-что – чистый домысел. Фреску с дельфинами, например, обнаружили во дворе, на полу, а не в этих «покоях», и на неё, видимо, смотрели с верхнего балкона, так что создавался эффект «обмана зрения», словно вы глядите в море через стеклянное днище судна. Однако в любом случае этот шедевр минойского зодчества производит сильное впечатление, особенно когда вы следуете по тёмному проходу вокруг Ванной царицы (теперь через стекло видна лишь её часть).

В ней находятся глиняная ванна (вероятно, она тоже отгораживалась шторой или ширмой) и знаменитый смывной «унитаз» (дыра в полу со стоком – для смыва в него опрокидывали ведро воды). Многократно описанная система отвода сточных вод состояла из множества керамических труб, проложенных под полами дворца, и экскурсоводы никогда не упустят случая указать на это свидетельство продвинутости минойской цивилизации – это в самом деле неоспоримое достижение, а особенно восхищают поворачивающиеся заслонки и водосливы, предотвращавшие затопление дворца во время паводков.

Но вот объёмы проточной чистой воды – дело, конечно, другое. Хотя источник находился, как и теперь, у подножия холма, все меры по подаче воды во дворец (накопление дождевых и перекачка родниковых вод) способны были удовлетворить потребности лишь очень малочисленной элиты. Недавно обнаружили остатки акведука, по которому в Кносский дворец подавали воду родников ближней горы Иуктас (тех самых, что питают теперь фонтан Морозини в Ираклионе), так что водоснабжение, возможно, было значительно лучше.

Большая лестница поднимается этажом выше покоев царицы, в анфиладу комнат и залов, которые Эванс счёл Царскими покоями (сейчас закрыты для осмотра). Эти помещения выдержаны в более строгом и сдержанном духе. Лестница выходит в огромную приёмную, называемую Террасой царской стражи (или Залом с колоннами), на стенах которой изображён узор из щитов. Дальше – Зал двойных секир (или Мегарон царя): предполагается, что в первой из этих двух комнат правитель принимал посетителей, а вторая была его личными покоями. Название зал получил потому, что в нём на каждом каменном блоке высечены изображения секир с двумя лезвиями, обращёнными в противоположные стороны.

Тронный зал и другие помещения Кносского дворца

Поднявшись до верхней площадки Большой лестницы (для этого вам нужно пройти по деревянной лестнице), вы окажетесь на обширном Центральном дворе – такие были во всех минойских дворцах. Двор теперь открыт, но некогда его скрывали стены окружающих зданий. На дальнем краю, в северо-восточном углу двора – вход в ещё одно особенное помещение Кносского дворца – Тронный зал. Каменный трон, сильно побитый временем, с очень внушительным углублением, в которое опускалось царственное седалище, приставлен к стене поразительно маленькой комнатки, а вдоль её стен стоят каменные скамьи: властитель, судя по всему, правил не единолично, а вместе с советом.

Над троном на стене – восстановленная фреска с двумя грифонами. Помещение определённо не раз перестраивалось – по крайней мере, когда этот трон нашли, к нему почти вплотную подступали кучи строительного мусора. Потолок и комнаты вверху – творение Эванса, скромно именовавшего свои фантазии «воссозданием». Как бы то ни было, скорее всего, на этом троне восседал не правитель, а жрица. Превращение же этого святилища в царский зал случилось уже при микенцах – они захватили остров со всеми его дворцами, но ненадолго: в XIV веке до нашей эры Кносский дворец вновь был разрушен и более не возрождался.

Этот зал закрыт для посещения, но, перегнувшись через ограждение, вы сможете его рассмотреть. В прихожей Тронного зала стоит такой же трон, только деревянный – посетители любили фотографироваться, восседая на нём, однако теперь и он вне досягаемости. Всё остальное открыто вашему взору, и вы можете блуждать по площадке, вспоминая мифы и легенды, окутывающие волшебным флером всё то, что оказывается перед глазами. Постарайтесь не пропустить огромные глиняные пифосы для хранения припасов на северо-восточном краю площадки, именуемом «дворцовыми мастерскими».

Обратите внимание также на хранилища за Тронным залом и копии фресок в реконструированном помещении над складами, фреску «Царь-жрец» на южной стороне Центрального двора и рельефное изображение разъярённого быка на северной стороне. Этот бык повстречает вас, если вы войдёте через Северные ворота. Ещё вы увидите остатки некоего крытого прохода и чего-то вроде «люстрального бассейна», как в Риме намного позже именовали водоём для обрядовых очищений.

За северным входом снаружи раскинулся Театр (ещё одна фантазия Эванса): открытая площадка и в самом деле слегка похожа на ярусный амфитеатр, где вполне могли устраивать ритуальные зрелища или пляски. Здесь же начинается Царская дорога – вероятно, самая древняя мощёная дорога в Европе. Когда-то она, наверное, пересекала весь остров, сегодня же обрывается через 100 метров от начала, под кирпичной стеной у современной дороги. Пройдясь вокруг внешней ограды дворца, вы лучше оцените масштаб древнего сооружения, а с юга к площадке примыкает пара реконструированных минойских домов, куда тоже стоит зайти.

К югу от Кносского дворца

Если у вас есть свой транспорт, то поездки на юг от Кносского дворца могут доставить вам много удовольствия: просёлочные дороги пересекают зелёные равнины с холмами, склоны которых заняты виноградниками и крестьянскими селениями. Если вам хочется увидеть что-то особенное, загляните в симпатичную деревеньку Миртья, где есть маленький музей Казандзакиса (март-октябрь ежедневно 9:00-17:00; ноябрь-февраль только воскресенье 10:00-15:00), в доме, где жили когда-то родители писателя. Арханес, у подножия горы Иуктас, – селение побольше и побогаче, и на его месте немало людей жило ещё в минойскую эпоху. Вокруг оживлённой центральной площади много таверн, но переночевать здесь негде.

Ни на одну из трёх местных археологических площадок посетителей не пускают, однако Анемоспилья, в 2 километрах к северо-западу от посёлка (указатели у археологического музея), открыта для доступа и известна тем, что после здешних раскопок 1980-х годов вспыхнули жаркие споры: минойская цивилизация с самого её открытия считалась миролюбивой, но эту идиллическую картину пришлось пересмотреть, когда в Анемоспилье обнаружились улики, свидетельствующие о человеческих жертвоприношениях. Находки из раскопок на этой и соседних площадках выставлены в превосходном Археологическом музее (среда-понедельник 8:30-15:00; бесплатно) возле центральной платии Арханеса.

Из этого селения легко доехать (или дойти – если есть пара часов в запасе) до вершины горы Иуктас, чтобы осмотреть внушительные развалины минойского горного святилища и полюбоваться видом на Кносский дворец (с которым оно было связано) и на северный берег острова за дворцом. Примерно в 4 километрах к югу от горы в Ватипетро туристам показывают минойскую виллу с виноградником (вторник-воскресенье 8:30-15:00; бесплатно), владельцам которой некогда принадлежали и угодья с плодородными почвами к югу от Арханеса. Внутри виллы вы увидите немалое собрание сельхозинвентаря и единственный в своём роде винодельческий пресс, оставшийся там, где давили виноград в древности.

Уцелели и значительные участки усадебных строений и всё это, как и встарь, окружено виноградниками (район Арханеса – одна из важнейших винодельческих местностей острова), плодоносящими вот уже 3,5 тысячи лет подряд, – наверное, это самый старый виноградник в Европе, а то и во всём мире. Ещё в 2 километрах к юго-востоку по той же дороге в сельскохозяйственной деревне Худеци вы обнаружите замечательный Музей музыкальных инструментов всего мира (ежедневно 9:00-15:00 и 17:30-20:30).

Основал его лирник (музыкант, играющий на лире) Росс Дейли, родом из Ирландии, на Крите его все знают и он сам живёт в этой деревне. В его коллекции собраны главным образом струнные и ударные (многие – очень редкие) инструменты со всего земного шара. Чтобы найти музей, ищите бар Paranga на верхнем (южном) конце села – музей напротив. Если в рабочее время музей вдруг оказался запертым, свяжитесь с хранительницей Элени Арванди, которая говорит по-английски и откроет вам музей (телефон-автомат – на улице возле бара).

Читайте далее: