Дворцы Берлина

Дворцы Берлина

Дворец Бельвю

Дворец Бельвю является резиденцией федерального президента Германии, находится в северной части парка Тиргартен, на берегу реки Шпре в Берлин. Дворец был построен в 1786 году известным архитектором Михаэлем Филиппом Боуманом. Строгость архитектуры дворца XVIII века поражает. Здание достаточно простое и классическое, нет никаких лишних узоров или деталей. Тем не менее, оно производит сильно впечатление благодаря своему величию.

Изначально планировалось, что дворец будет выполнять функции летней резиденции младшего брата прусского короля Фридриха II, принца Августа Фердинанда. В разные времена здесь побывали политик Вильгельм фон Гумбольдт, писатель Фридрих Шиллер, известный завоеватель Наполеон Бонапарт.

В 1791 году были сделаны эскизы внутреннего убранства дворца, благодаря им после того, как дворец был частично разрушен во время Второй мировой войны, его полностью восстановили. С 1959 года здесь находятся учреждения министров федеральных земель Германии.

Так как дворец Бельвю и по сей день является резиденцией президента, попасть в него практически невозможно. Туристы любуются им только издалека.

Дворец Кепеник

Дворец в стиле барокко расположен на острове в центре Старого города. Он был построен для будущего короля Фридриха I, а сегодня здесь располагается Музей современного искусства.

Дворец был построен на основе славянского замка VI века и дворца в ренессансном стиле, датирующимся XVI веком, по проектам архитекторов Рутгер фон Лагерфельд и Арнольда Неринга.

Однако судьба хозяина дома сложилась не очень счастливо. По приказу солдат короля Фридриха Вильгельма обвинили в действиях против собственного сына – будущего короля Фридриха II. Процесс по его делу состоялся во дворце в 1730 году. Фридрих был осужден, и только вмешательство влиятельных вельмож спасло его от смертной казни. С 1749 по 1782 год дворец был местом жительства вдовы принцессы Генриетты Марии, а в 1804 году его купил граф Шметоу.

В свое время Кепеник был и тюрьмой, и школой, и домом для знатных особ. С шестидесятых годов XX века в здании находится Музей восточного искусства. После существенного восстановления Кепеник открыт для публики, представляя ценные экспонаты от ренессанса и барокко до рококо.

Дворец Шарлотенбург

Дворец Шарлоттенбург — это один из наиболее изысканных представителей архитектуры барокко в Германии. Он расположен в одноименном районе города Берлина. Дворец возвели по распоряжению Софии Шарлотты – супруги Фридриха I. Изначально он носил название Литценбург и выступал в роли летней резиденции, но через некоторое время разросся в массивное сооружение. На главном входе в замок размещен 49-метровый купол, на котором расположилась позолоченная статуя Фортуны.

В главном крыле дворца находились апартаменты Фридриха. Особый интерес для туристов представляет зал приемов — это огромное помещение с высокими нишами, сводами и барельефами. В конце западного крыла размещен фарфоровый зал, который содержит в себе прекрасную коллекцию китайского фарфора. В оформлении дворца принимал участие великий скульптор Густав Герман Блезер, который некогда создал мраморные бюсты Данте, Ариосто,Тассо и Петрарки.

В западном крыле замка находится Большая оранжерея, которая была построена в 1709—1712 годах. Зимой здесь выставлялись редкие растения, а в летние месяцы – проводили праздничные мероприятия. Во время Второй мировой войны замок был разрушен, а затем полностью реконструирован и сейчас служит местом проведения экскурсий и многочисленных торжественных концертов и вечеров.

Достопримечательности Германии

Топ достопримечательностей (485)

Ратуша в Аахене – это не просто памятник архитектуры, но и здание, которое и по сей день играет огромную роль в городской жизни. Как известно, здание стоит неподалеку от не менее известного Аахенского собора, составляя великолепный архитектурный ансамбль, который занесен в списки наиболее ценных памятников Германии.

Кёльнский собор расположен в самом сердце этого города, в непосредственной близости от главного вокзала. Два остроконечных шпиля собора уже стали своего рода «визитной карточкой» Кёльна. Сам собор, максимальная высота которого достигает 157 метров, является третьим самым высоким религиозным сооружением во всём мире.

Король Баварии Людвиг II, нелюдимый и романтичный, приказал построить для себя на одинокой скале, недалеко от деревушки Швангау замок Нойшванштайн (1868 – 1886 гг.). Он был воздвигнут в стиле рыцарской крепости и роскошно обставлен.

Ворота Порта Нигра, что в переводе означает «Черные ворота», по праву считаются визитной карточкой Трира и числятся в Списке всемирного наследия человечества ЮНЕСКО. Построенные в 180 году в период расцвета Римской империи они являются древнейшим сохранившимся оборонительным сооружением Германии.

Замок Бергедорф является единственным замком, который сохранился в городе Гамбурге. Это достаточно старинная достопримечательность, ведь ее история начинается с XII века. Замок располагается в районе старой деревни под названием Билле, в правой части города.

Карл Великий, первый император Священной Римской империи и король франков, скончался в 814 году. За несколько лет до своей смерти Карл приказал своему другу, советнику и биографу Эйнгарду построить роскошный дворец с капеллой.

Замок Эльц расположен в федеративной земле Рейнланд-Пфальц. Он стоит на скале высотой 70 метров над рекой Мозель между городами Кобленцем и Триром. Замок был построен в XII веке и до сих пор является резиденцией той же семьи, что и 33 поколения тому назад.

Дворец курфюрстов — резиденция архиепископов Трира расположена в Старом городе, примерно в полукилометре от Рыночной площади. Дворцовый комплекс представляет собой целый архитектурный ансамбль в стилях рококо и ренессанс, богато украшенный белыми псевдоантичными статуями и позолотой.

Поскольку минеральные источники – одна из наиболее вероятных причин образования города Аахен именно там, где он стоит и сегодня, вполне понятно, что термы Карла, которые расположились в центре города, всего в пятнадцати минутах хода от Ратуши, весьма популярны как среди жителей, так и среди туристов.

На вершине холма Флорентинерберг величественно возвышается Новый замок. Много веков назад он служил резиденцией маркграфов Бадена, а в нынешний момент истории этот исторический памятник превратился в эксклюзивный гостиничный комплекс.

Питьевой павильон был построен в Баден-Бадене в 1839-1842 годах справа от Курхауза по проекту Фридриха Хюбша. Сооружение представляет собой 90-метровую колоннаду (всего 16 колонн), на стену которой нанесены 14 фресок.

Ратуша Кёльна является зданием городского управления и располагается недалеко от Кёльнского собора. Наиболее старинная часть строения датируется первой половиной XIV века. Ратуша сочетает в себе несколько архитектурных стилей.

Старый тоннель под Эльбой был построен в 1911 году. Он первым соединил портовый район Санкт-Паули с центром города Гамбурга. Тоннель является шедевром инженерной мысли начала XX века и в своём роде уникален.

Улица Репербан является сердцем знаменитого портового района Санкт-Паули, город Гамбург. Здесь сосредоточена вся ночная жизнь города: всегда играет громкая музыка, много питейных заведений, проходит так называемый квартал красных фонарей.

Кёльнский зоопарк является излюбленным местом не только туристов, но и жителей города. Здесь одинаково интересно как детям, так и взрослым. Уютный, притягательный парк в классическом стиле не оставляет без положительных эмоций ни одного человека.

Бранденбургские ворота – памятник архитектуры, расположенный в центральном районе Берлина Митте на площади Паризерплац. В 1688 в городке-крепости Берлин было несколько ворот в окружающей его крепостной стене.

Гамбургская ратуша расположена в центре этого города. Она была построена в конце XIX века на месте сгоревшей в пожаре старой ратуши. Интересно то, что после пожара, уничтожившего предыдущее здание, прошло около 44 лет, прежде чем была возведена новая резиденция городского совета.

Немецкий драматический театр находится в столице Германии, в Берлине. Он расположен в центральном районе Митте, где также размещаются все правительственные учреждения. На данный момент театр состоит из двух смыкающихся сцен: основная сцена насчитывает около 600 мест.

Казино Баден-Бадена является одним из самых популярных в Европе, это, по сути, визитная карточка города-курорта. Здание Курхауса, в котором находится казино, построено в 1824 году Фридрихом Вайнбреннером.

Термин «рейхстаг» обозначает государственное собрание, коллективный совещательный и законодательный орган. Первые неформальные сборы при дворе немецкого короля были зафиксированы в 754 году, а с 12 века собрание было закреплено договором между представителями разных слоев населения и кайзером.

Дворцы и замки Берлина

Автомобильно-пешеходная экскурсия по Берлину
Время начала экскурсии: по договоренности
Место встречи: по договоренности

Мы заедем за Вами в отель или встретим Вас в центре города и оттуда начнем по дворцам и замкам династии Гогенцоллернов в Берлине.

Мы начнем нашу экскурсию с Берлинского Городского дворца, главной резиденции прусских королей и германских императоров на острове Шпрееинзель на реке Шпрее в Берлине. После 1918 г. дворец использовался в качестве музея и штаб-квартиры различных учреждений. В конце Второй мировой войны дворец выгорел, остались только стены, которые были взорваны в 1950 году. По решению Федерального правительства сейчас строят городской королевский дворец в Берлине. За историческим фасадом будет располагаться современный культурный и научный Форум имени братьев Гумбольдтов.

Следующий дворец в программе нашей экскурсии – это дворец Бельвю (Schloss Bellevue) в северной части парка Тиргартен в Берлине. Дворец был построен в 1786 году на берегу реки Шпрее в качестве летней резиденции принца Августа Фердинанда, младшего брата прусского короля Фридриха II, и сам Наполеон не раз гостил во дворце. Во времена Второй мировой войны дворец сильно пострадал, но внутреннее его убранство было позднее восстановлено. Сегодня во дворце Бельвю располагается резиденция Кристиана Вульфа, федерального президента Германии.

Далее мы едем ко дворцу Шарлоттенбург, одному из наиболее ярких примеров архитектуры барокко в Германии. Дворец был построен в конце XVII века по распоряжению королевы Софии Шарлотты, супруги Фридриха I. Тогда замок назывался Литценбург (или Лютценбург) – по имени местности, в которой был расположен. После смерти Софии Шарлотты король переименовал замок в ее честь – Шарлоттенбург. Во времена Фридриха II на месте непостроенной восточной оранжереи архитектор Кнобельсдорф выстроил Новое крыло в любимом Фридрихом стиле рококо, а сам Дворец окружен красивым барочным парком, заложенным Симеоном Годо.

Мы продолжаем нашу экскурсию по Берлину и едем к охотничьему дворцу Глинике. Дворец Глинике был летним местом отдыха принца Карла Прусского, который повелел перестроить здание дворца по образцу итальянской виллы, и самый талантливый прусский архитектор Карл Фридрих Шинкель воплотил свою идею в жизнь. Знаменитый ландшафтный архитектор Петр Йозеф Ленне разбил красивый английский парк, который знаменит зданием Казино Глинике.

Мы покидаем дворец Глинике и едим к последнему дворцу нашей экскурсии в Берлине – охотничьему замку Грюневальд. Охотничий замок Грюневальд – замок XVI столетия в окрестностях Берлина, построенного по велению курфюрста Иоахима II на берегу озера Грюневальдзее. В замке и в наши дни хранится коллекция немецкой и голландской живописи XV-XIX веков, среди которых вы увидите полотна Лукаса Кранаха Старшего. В отдельном выставочном павильоне вы сможете осмотреть коллекцию охотничьего снаряжения и трофеев.

Стоимость экскурсии:
1-2 человека: 300 евро
3-6 человека: 390 евро
7-47 человек: по запросу

Дворцы Берлина

В Берлине множество замков, которые несмотря на то, что город был практически полностью уничтожен в 1945 году, сохранились в достаточно хорошем состоянии, а после проведения реставрационных работ выглядят практически как «новые».

Дворец Шарлоттенбург

Первоначально дворец задумывался как небольшая летняя резиденция королевской семьи, однако стал настолько популярен, что спустя непродолжительное время разросся в крупное сооружение. Был заложен в 1699 году по указу жены прусского короля Фридриха I, Софии Шарлотты Ганноверской. Над основным входом дворца расположен купол, высотой 48 метров.

Во дворце расположены:

  • фарфоровый зал, в котором представлена богатая коллекция китайского фарфора;
  • крупная оранжерея (основана в начале 18 века), где в любое время года можно полюбоваться на редкие растения со всего мира;
  • зал приёмов – интересный образец архитектуры в стиле барокко;
  • корпус, в котором располагается музей, где представлены работы различных художников начала 19 века.

Многие туристические компании рекомендуют посетить дворец Шарлоттенбург, а также другие городские дворцы и замки, тем более что в зимнее время года цены на экскурсии в Берлине не высокие.

Дворец Бельвю

Дворец Бельвю расположен в парке Тиргартен в центральной части Берлина. Сооружение сильно пострадало в 1945 году, однако после восстановления и частичной реставрации дворец приобрел внешний вид и внутреннее убранство стиля 18 века. Во второй половине 20 века в здании часто проходили концерты и другие тожественные мероприятия.

Дворец Бельвю был возведен в 1786 году по проекту австрийского архитектора М.Ф.Боумана.

Охотничий дворец Глинике

Строение было возведено в конце 17 века на берегу небольшого пруда. Практически не был поврежден во время штурма города советскими войсками в 1945 году. Около 15 лет назад была проведена реконструкция, в настоящий момент во дворце располагается несколько учебных заведений.

Живой Берлин

Сизифов замок, или Вечная история Городского дворца

Недавно Берлин разделился на тех, кто выступает за восстановление уничтоженного войной Городского дворца, и тех, кто против. Изучив вопрос, мы с удивлением узнали, что последние 500 лет берлинцы занимались тем, что бесконечно строили и перестраивали свой дворец, попадая при этом в самые разные передряги.

Кадр из фильма «Andreas Schlüter» (1942)

Все началось с Железного Зуба. На дворе стоял ХV век. В Бранденбурге правил курфюрст Фридрих II Железный Зуб. Человеком он был хоть и меланхоличным, но вполне положительным. Задумал он крепость-дворец на берегу реки Шпрее выстроить.

— Нам, — говорит, — ценности как нематериальные, так и материальные нужны, чтобы вокруг них державу сплачивать.

Тут, как это обычно и бывает, всколыхнулась оппозиционная общественность на берегах Шпрее — тогда ведь еще единой столицы не было, и жители Кельнского района к берлинцам по мосту ходили, причем в том самом месте, где дворец возводить собрались.

Фридрих II Железный Зуб. Friedrich Polack «Geschichtsbilder aus der allgemeinen und vaterländischen Geschichte» (1883), tagesspiegel.de

— Это с каких же доходов махину такую строить, когда бюджет и так по швам трещит! — возмущалась общественность. — И вообще, что за дурновкусие такое имперское!

— Цыц! — показал неожиданно Фридрих свои железные зубы. — Сказал — построю, значит построю.

И построил в 1451 году. А для поддержания рейтинга первый в Бранденбурге средневековый Орден Лебедя основал, уделяющий особое внимание правильному воспитанию молодежи.

Впрочем, отношение к Городскому дворцу однозначным так и не стало. То ли строить в Берлине в ХV веке еще не умели, то ли вкус у Фридриха Железного Зуба и правда старомодным был, но началась тогда пятисотлетняя эпопея перестройки Городского дворца, не закончившаяся и по сей день.

В XVI веке средневековый дворцовый комплекс показался берлинцам ужасно устаревшим, и его переработали в стиле Возрождения.

В XVII-XVIII веках на смену Возрождению пришло Барокко. Очередное преображение дворцовой крепости едва не лишило жизни уже первого короля Пруссии. В 1706 году Фридрих I мирно прогуливался вдоль дворцовых стен, когда рядом обрушилась почти стометровая Монетная башня.

— На этом месте мог бы быть я, — в ужасе подумал король, инвалид от рождения, у которого и без того были серьезные проблемы с ходьбой.

Виновником катастрофы оказался дворцовый архитектор Андреас Шлютер, переоценивший надежность старого фундамента.

— Да ну его, такого архитектора! — решили при дворе и разжаловали Шлютера в скульпторы.

Андреас Шлютер, хоть порой и ошибался в расчетах, но скульптором был гениальным и наполнил Берлин великолепными статуями. В 1709 году завершил он работу над Янтарной комнатой, когда неожиданно рухнули вниз плохо закрепленные янтарные полотна, окончательно уничтожив остатки репутации бывшего дворцового архитектора. Шлютер был выслан из страны, а в 1713 году неожиданно получил приглашение русских принять участие в строительстве Петербурга.

«Berliner Schloss mit Langr Brücke und Reiterstandbild des Prinzen Georg Friedrich von Preußen», Maximilian Boch

А дворец продолжал меняться. Сложно сказать, сколько именно знаменитых архитекторов, в том числе и Карл Фридрих Шинкель, а также королей и курфюрстов пытались соединить несоединимое, столетиями изменяя ландшафт крепости-дворца.

Во время правления кайзера Вильгельма II Дворец получил королевский подарок: фонтан Нептуна, находящийся сегодня прямо перед Берлинской телебашней. Как ни странно, Нептун пришелся тогда не ко двору, поскольку невероятно раздражал императрицу Августу Викторию.

— Он смотрит мне в глаза! — жаловалась императрица, подозрительно глядя на гиганта из окна. И фонтан развернули на 180 градусов.

К середине XIX века Stadtschloss приобрел классически строгие формы, за которыми тем не менее угадывалось немного Шлютера, немного Возрождения и совсем немного Железного Зуба.

В 1945 году весь дворцовый комплекс превратился в руины. Воссоздание представлялось, , безумно дорогим, а , являлось, по мнению руководства ГДР, явной политической ошибкой. И в 1950 году берлинский Городской дворец был взорван.

В 1976 году судьба предложила новую инкарнацию Stadtschloss в виде Дворца Республики. И вот уже королева советской эстрады Алла Пугачева выступает на его сцене. Чудом сохранившиеся части классического фасада неподалёку были помещены на гладкое тело социалистической архитектуры здания Государственного Совета ГДР.

Портал Городского дворца, встроенный в здание Государственного совета ГДР. Источник: Википедия

Дворец Республики простоял несколько десятилетий и был окончательно снесен в 2006 году.

В 2007 году бундестаг принял сенсационное решение заново отстроить Berliner Stadtschloss на площади, равной трем футбольным полям, обозначив крупнейшую стройку Европы. На этот раз общественность разделилась на два лагеря — сторонников и противников проекта. Вековая привычка перестраивать городской дворец столкнулась с извечной нехваткой денег и борьбой с имперскими традициями. Актуальным архитектором дворца стал итальянец Франко Стелла, сумевший увязать Шлютеровские скульптуры и Шинкелевский купол с современными идеями конструктивизма.

Не совсем ясно, как далеко смогут зайти создатели Дворца в своем стремлении возродить памятник. Недюжинная дискуссия разгорелась того самого фонтана Нептуна. По замыслу архитекторов ему надлежало бы вернуться назад пред очи императрицы.

Не всю стоимость проекта взяло на себя государство. Воссоздание шлютеровских фасадов, которое обойдется в 80 млн евро, должно быть проведено на частные пожертвования. Хочется надеяться, что на этот раз судьба не сыграет злую шутку с творениями Шлютера.

Источники фотографий: Википедия (первое фото) и Денис Коновалов

Открытие здания запланировано на 2019 год. Что ждет нас в стенах старого нового дворца? Грандиозный гуманитарный проект, вобравший в себя Гумбольдский университет, Центральную библиотеку и несколько этнографических музеев народов мира, объединенных в формате Гумбольдского Форума. Вернутся ли в Городской дворец призраки былых времен, как, например, известная белая женщина, являвшаяся монархам за три дня до смерти?

Осмелюсь предположить, что нет. Скорее, это будут образы индейских шаманов, китайских буддийских монахов или индуистских божеств. Гумбольдский Форум призван не только служить хранилищем многочисленных реликвий, но и предоставлять возможность проведения регулярных религиозных церемоний и обрядов.

Кадры кинохроники, о том как Городской дворец выглядел до войны

Городской дворец (Берлин)

Берлинский Городской дворец (нем. Berliner Stadtschloß ) — главная (зимняя) резиденция бранденбургских маркграфов и курфюрстов, а позднее прусских королей и германских императоров на острове Шпрееинзель на реке Шпрее в центре Берлина.

После Ноябрьской революции 1918 года дворец использовался в качестве музея и штаб-квартиры различных учреждений: Общества кайзера Вильгельма, Института психологии берлинского университета имени Фридриха Вильгельма и Общества взаимопомощи немецкой науки. Дворец значительно пострадал во Вторую мировую войну, однако его состояние тем не менее позволяло проводить в нём некоторые общественные мероприятия. Однако от планов по его восстановлению было решено отказаться, и развалины дворца в 1950 г. были снесены.

Совместным решеним федеральных и земельных властей принят проект «Гумбольдтфорум» (нем. Humboldtforum«Форум Гумбольдта») по строительству на старом месте, в кубатуре старого дворца, нового здания в пропорциях старого дворца, с восстановлением трёх его исторических фасадов. Строительство началось в 2013 г. [1] [2] [3] [4]

Содержание

История строительства [ править ]

Курфюрст Фридрих II по прозвищу «Железный зуб» начал строительство дворца в 1443 году. На месте, где позднее возникнет шлютеровский шедевр, находилась крепость, контролировавшая пересекающиеся на Шпрееинзель торговые пути. В 1465 году была построена позднеготическая часовня Эразма. По приказу курфюрста Йоахима II на месте крепости архитекторами Каспаром Тайссом и Кунцем Бунтшу по образцу замка в Торгау была построена роскошная резиденция в стиле Ренессанса.

При курфюрсте Иоганне Георге в конце XVI в. по проекту придворного архитектора Рохусом, графом Линар было возведено западное крыло дворца и прилегающая придворная аптека. После Тридцатилетней войны благоустройством обветшавшего дворца занялся Великий курфюрст Фридрих Вильгельм. Позднее во времена его правления были оформлены внутренние помещения дворца как, например, «Кугелькаммер» и «Брауншвейгская галерея».

В великолепную королевскую резиденцию дворец превратил курфюрст Фридрих III, ставший в 1701 году королём Пруссии Фридрихом I. Под руководством архитектора Андреаса Шлютера начиная с 1699 года началось масштабное превращение дворца в грандиозный образец архитектуры протестантского барокко. Построенную архитектором Монетную башню в северо-западной части дворца пришлось снести из-за допущенных ошибок, за что в 1706 г. Шлютер поплатился должностью придворного архитектора, оставшись при этом придворным скульптором. На место Шлютера был назначен его конкурент Иоганн Эозандер фон Гёте, выступивший с новыми архитектурными идеями. Проект дворца подлежал пересмотру, чего однако не произошло из-за смерти Фридриха I. Его преемник, король Фридрих Вильгельм I, король-солдат, уволил большинство работавших при дворе художников из соображений экономии и при опустевшей государственной казне поручил завершить строительство дворца неизвестному ученику Шлютера Мартину Генриху Бёме.

За исключением купольного здания, возведённого в 1845—1853 гг. по проекту Карла Фридриха Шинкеля архитекторами Фридрихом Августом Штюлером и Альбертом Дитрихом Шадовом, внешний облик дворца сохранился практически без изменений. Во внутреннем убранстве дворца напротив происходили многочисленные и иногда значительные изменения. Упоминания заслуживает работа декораторов дворца Георга Венцеслауса фон Кнобельсдорффа, Карла фон Гонтарда, Карла Готтгарда Лангганса, Фридриха Вильгельма фон Эрдмансдорфа и Карла Фридриха Шинкеля.

Дворец был свидетелем многих исторических событий Первой мировой войны. С балкона Городского дворца 31 июля и 1 августа 1914 г. кайзер Вильгельм II обратился с речами к жителям Берлина, призывая к национальному единству в преддверии начинавшейся войны. С того же балкона 9 ноября 1918 г. после поражения кайзеровской империи и бегства монарха лидер социалистов Карл Либкнехт провозгласил в Германии социалистическую республику.

В результате масштабных бомбардировок Берлина 3 и 24 февраля 1945 г. здание Городского дворца пострадало от разрушений и пожара. Дворец, у которого сохранились лишь внешние и несущие стены, лестничные марши и отдельные помещения крыла с Белым залом, представлял собой живописную и драматическую картину грандиозных руин. С 1945 по 1950 гг. некоторые помещения дворца, в том числе Белый зал, были кое-как восстановлены для проведения выставок. Для новых властей дворец был символом прусского абсолютизма, и руководство ГДР отказалось от идей дорогостоящего восстановления разрушенного здания и приняло решение о его сносе. В конце 1950 года по приказу Вальтера Ульбрихта Городской дворец был взорван.

После сноса дворца площадь Маркса и Энгельса (нем. Marx-Engels-Platz ) с 1 мая 1951 года стала местом проведения демонстраций и парадов с трибуной для руководства страны. В 1973—1976 годах на месте трибуны был выстроен Дворец Республики. С южной стороны площади в 1964 году было возведено здание Государственного Совета ГДР, в которое был встроен портал Городского дворца, с балкона которого в 1918 году Карл Либкнехт провозгласил в Германии социалистическую республику.

Художественное значение [ править ]

Городской дворец и окружавшие его здания представляли собой уникальный архитектурный ансамбль в центре Берлина. Несмотря на то, что дворец постоянно находился в незаконченном виде, он стал одним из выдающихся произведений архитектуры протестантского барокко и занял значительное место в истории искусства. В первую очередь заслуживают внимания творения Андреаса Шлютера, крупного мастера германского барокко. Вклад Эозандера, в частности, его так и нереализованный проект, имеет также большое художественное значение, но по своему стилистическому исполнению значительно уступает таланту Шлютера.

Классицистское убранство помещений дворца, возникшее спустя век после Шлютера, также считалось шедевром своего времени.

Берлинский Городской дворец являлся одним из лучших образцов королевских резиденций Европы.

Дворцы Берлина

  • ЖАНРЫ 359
  • АВТОРЫ 255 004
  • КНИГИ 583 141
  • СЕРИИ 21 635
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 538 011

Елена Николаевна Грицак

Парки и дворцы Берлина и Потсдама

Устрашающее движение революции способно вызвать в мерном ритме Берлина лишь незначительные помехи. При катаклизмах этот город становится похожим на слона, получившего укол перочинным ножом; он вздрагивает, но продолжает шагать дальше, будто ничего не случилось.

Однажды журналист лондонской «Таймс», анализируя политику немецких государств, заметил: «Бесполезно искать глубокий смысл там, где существует лишь педантизм. Столь же напрасным будет доискиваться у немцев ясной цели в том, что является их желанием воплотить какую-то призрачную идею. Если бы их правители были практичными государственными деятелями, а не педантами и софистами, можно было бы предположить наличие дальних целей. Однако, зная, что они такие, мы видим в их поведении только очередной пример слабости и своенравия, которые принесли немало бед народу». Автор этой несправедливой статьи совершенно прав только в одном – немцы не похожи ни на кого, кроме немцев, и так же и их удивительная столица несхожа с другими европейскими городами.

В отличие от самой Германии Берлин всегда оставался городом, жить в котором было удобно и приятно. Монархи заботились о его безопасности, архитекторы возводили красивые здания, скульпторы и художники придавали эффектный вид прямым широким улицам, промышленники обеспечивали работой миллионы жителей. Тем не менее иное отношение тоже имело место и, несмотря на кратковременность, сильно повлияло на облик Берлина. Трудно поверить, что разумные, бережливые, далеко не богатые немцы иногда безжалостно уничтожали то, что с таким трудом и любовью к родному краю возводили их предки.

Панорама современного Берлина

Даже один раз посетив Берлин, трудно не согласиться со словами Гёте, что «немцы усложняют все себе и другим». В самом деле, слишком часто здесь торжествовала злая воля, заставлявшая город делиться на разные части, объединяться и разделялся вновь затем, чтобы стать колоссальным мегаполисом, где, впрочем, одинаково блаженствовали те, кто зарабатывал миллионы, и те, кто рассчитывал только на благотворительность. Иностранная интеллигенция порой признается в бессилии понять немецкий образ жизни и так же теряются гости Берлина, впервые оказавшись в городе, слишком непохожем на европейскую столицу. Все, что привычно для каждого городского жителя, здесь становится странным, особенно в свете знаменитого немецкого педантизма. Вопреки утверждению лондонского журналиста, эта похвальная черта характера не создавала, а, напротив, помогала преодолевать беды, которые так и не смогли увести немцев с пути к светлому будущему, теперь переставшему быть призрачной мечтой.

Величественный, наделенный сознанием, вечный… Берлин был глубоко уязвлен нацистами. После их стараний живучесть города уже не казалась бесспорной.

Внешне Берлин производит впечатление молодого и очень современного города. Футуристическая архитектура, широкие, никогда не пустующие магистрали, площади, которые трудно охватить взглядом – теперь германская столица выглядит иллюстрацией к фантастическому роману. Тем не менее возраст ее приближается к тысяче лет, хотя свидетельством тому являются только легенды. Несмотря на самые тщательные изыскания, ученые до сих пор не могут назвать имена основателей этого необыкновенного города и даже не знают, откуда происходит его, казалось бы, простое название.

Захватив внушительную часть Германии, римские легионы так и не смогли утвердиться в северо-восточной ее стороне, отчего та веками оставалась во власти кочевых племен, прежде всего свебов и семнонов. В VIII веке по направлению к западу настойчиво продвигались славяне, которым удалось задержаться на варварской земле вплоть до Крестовых походов. Спустя четыре столетия, бросив клич «Drang nach Osten», германцы мощным натиском отогнали славян за Одер и спокойно зажили в мелких графствах, объединенных в марку под крылом Священной Римской империи. Одним из маркграфов был Альберт Медведь из рода Асканиев, присмотревший себе хорошее местечко у брода через реку Шпрее.

Замок с небольшим поселением появился на пересечении торговых путей, там, где купцам приходилось останавливать караваны и разгружаться, чтобы переправиться через поток, довольно широкий на этом участке. Прежде чем спустить тюки в лодку, каждый негоциант платил пошлину графу, а тот жертвовал часть денег на благоденствие жителей Мюлендамма, как поначалу назывался городок близ переправы. Жилище графа защищали толстые стены, глубокие воды Шпрее и Шлоссбрюке (от нем. Schlossbrucke – «замковый мост»), сложенный из бревен, а затем оборудованный разводным механизмом для защиты от нападений извне.

Поселение разрасталось и за несколько веков существования разбилось на два города, раскинувшихся по обеим сторонам реки. Западный берег, вернее, остров между двумя рукавами Шпрее, заселяли рыбаки, назвавшие свой город Кёльн (впоследствии Старый Кёльн). Здешняя церковь была посвящена святому Петру, который защищал всех, кто, как и он в молодости, зарабатывал на жизнь рыбной ловлей. На восточном берегу находился Берлин (впоследствии Старый Берлин) с графским замком, рыночной площадью, купеческими кварталами, рядами нарядных особняков и богатыми прихожанами церкви Святого Николая, покровителя торговцев.

Большинство авторов популярной литературы связывают название германской столицы с великим множеством медведей, раньше и вправду обитавших в окрестных лесах. Научного подтверждения подобные заявления не получили, поскольку этот представитель лесной братии не мог чувствовать себя вольготно среди болот и заливных лугов. По мнению лингвистов, немецкое слово «Берлин» является производным от древнеславянского «берл», означающего не лохматого зверя, а всего лишь «топь, болото».

Реконструкция средневековой застройки в одном из районов Берлина

Так или иначе, но в эпоху раннего Средневековья оба селения процветали, во многом благодаря выгодному географическому положению, а также миру, достигнутому маркграфами из рода Асканиев. Хороший доход приносила торговля, а продавали здесь все, что давала местная природа и привозили купцы: зерно, древесину, рыбу, русские меха, восточные благовония, пряности. Через берлинские склады проходили все товары, направлявшиеся в приморский Гамбург, благодаря чему крепость на Шпрее превратилась в торговый центр, позже вошедший в знаменитую Ганзейскую лигу.

Союз городов не препятствовал их автономии, но все же борьба за всевозможные вольности – право чеканки монет, суда, защиты евреев – неуклонно вела к сближению, и таковое наступило в 1307 году, когда Кёльн присоединился к Берлину. При Асканиях они развивались как типичные средневековые города. Помимо бюргерства, сформировавшегося из купеческой и ремесленной знати, их население составляли так называемые пришлые люди, то есть евреи, а также те, кто, отбившись от караванов, не захотел покидать этот сказочный край. Жители вольного Берлина пользовались привилегиями, включавшими право формирования гильдий, сбора налогов с заезжих купцов, чеканки собственной монеты, и, конечно, самоуправления без вмешательства графа. Войти в совет старейшин мог каждый горожанин (нем. Burger), но преимущество все-таки имели дворяне.

Мирное развитие Берлина закончилось со смертью Вальдемара Аскания – последнего потомка славного «медвежьего» рода. Оставшись без мудрого и уважаемого правителя, город был втянут в борьбу императора Людвига Баварского с папой римским. Причиной духовных баталий послужил пришедший из Франции антиклерикализм, который нередко принимал яростные формы, подчас доходя до погромов. Достаточно вспомнить убийство и сожжение чернью настоятеля Николая в 1324 году. Равнодушные к духовным идеям воспользовались слабостью марки: отсутствие крепкой власти позволяло безнаказанно грабить странствующих торговцев, нападать на беззащитные деревни, а нередко и на достаточно защищенные города, даже такие большие, как Берлин. Средневековые хроники упоминают о рыцаре-разбойнике Эрике Фальке из Шлосс-Саармунда, который однажды устроил рейд на поселения Шпрее и после грабежа сжег многие из них. Вскоре армию знатных грабителей пополнили феодалы из Померании и мелкопоместные бароны во главе с Иоганном фон Квицовом, донимавшие мирных обывателей набегами своих отрядов. Почти не встречая сопротивления, германские робин гуды сделали опасной любую вылазку за пределы крепостной стены, что не могло не повлиять на торговлю, порой застывавшую на несколько лет.

Дворцы и парки Потсдама и Берлина

Огромная территория, вместившая величественные дворцы, ухоженные парки, скульптуры и фонтаны подобна небольшой, но удивительно прекрасной стране, богатой большим количеством памятников истории и культуры.

Страна: Германия
Город: Потсдам, Берлин
Категория: природа, архитектура

В самом сердце Германии, между Берлином и Потсдамом, в парковой зоне весьма внушительных размеров, расположились 150 построек, возведенных в период с начала XVIII века по начало XX. Это место по праву можно назвать настоящим городом прекрасных дворцов и садов. И, не смотря на то, что здания строились в разное время и впитали в себя веяния различных культур, их внешний облик складывается в одну гармоничную и цельную картину, не лишенную определенной доли эклектизма, что лишь добавляет этим местам особое очарование и неповторимость.

Пожалуй, наиболее известное из строений – дворец Сан-Суси, окруженный парком, в котором на века застыли роскошь рококо и строгость классицизма. Эти, казалось бы, непримиримые стили удивительным образом переплелись между собой, создав уникальное композиционное решение. Только один этот парк занимает площадь, превышающую 290 гектаров, а общая территория всех объектов всемирного наследия равна пятистам гектарам.

Широкие террасы, засаженные виноградниками, венчает дворец. Построенный прусским императором Фридрихом вторым как убежище во время войны с Австро-Венгерской империей, он был призван дарить минуты спокойствия и отдохновения от бранных дел. Это отображено и в самом названии просторного дворца, которое с французского языка переводится как беззаботный. Его богатые интерьеры наполнены скульптурами, позолоченными барельефами, устремленными ввысь колоннами и картинами. Все это появилось здесь с легкой руки императора – большого ценителя изящных искусств.

Сан-Суси синтезировал в себе множество итальянских, английских, французских, бельгийских художественных веяний и, объединив их в одно целое, оказал существенное влияние на монументальное искусство и ландшафтный дизайн.

Кроме него в этих местах расположено еще более двадцати дворцов, их которых можно выделить неоклассический Шарлоттенхоф, барочный Цецилиенхоф с 55-ю дымовыми трубами, садово-парковые ансамбли, античный храм, старая мельница, Павлиний остров, китайский чайный домик и многое другое.

Дворцы Берлина

Всемирное наследие.Ч. 30.Дворцы и парки Потсдама и Берлина / Palaces and Parks of Potsdam and Berlin

500 га парков и 150 сооружений, построенные между 1730 и 1916 гг. и составляющие дворцово-парковый комплекс Потсдама, представляют собой единое художественное целое. Комплекс продолжается в округе Берлин-Целендорф, где дворцы и парки располагаются вдоль берегов реки Хавель и озера Гленике. C 1990 г. эти объекты (сразу же после исчезновения ГДР) были включены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. После этого территория объекта еще дважды расширялась (за счет парков и дворцов, входивших до объединения Германии в состав Западного Берлина).

Потсдам ( Potsdam ) город на востоке Германии с населением около 150 тыс.чел., столица федеральной земли Бранденбург. Он расположен на реке Хафель (Havel) и на берегах нескольких соединённых между собой озёр в 20 км к юго-западу от Берлина. 14 апреля 1945 г. центр Потсдама был уничтожен английскими бомбами.

Церковь Святого Николая (St. Nikolaikirche) – евангелическая церковь в Потсдаме, один из неофициальных символов города. Она расположена на площади Старый Рынок (Altmarkt). Ее монументальное здание было построено в классицистском стиле по проекту архитектора К.Ф.Шинкеля в 1830-1837 годах. Купол, возвышающийся над крышами города, был возведён в 1843-1850 годах. Строительством Николаикирхе руководил Л.Персиус, а затем после 1845 года – Ф. А.Штюлер. В конце II мировой войны церковь была разрушена, а восстановлена в полном соответствии с оригинальными чертежами и передана церкви только в 1981 году.

Обелиск (1753-1755) перед церковью с медальонами – портретами выдающихся архитекторов, работавших в Потсдаме в XVIII-XIX веках.

Еще одно интересное задние на площади Старый Рынок – Это Старая Ратуша (1753-1755 гг.) с коринфскими колоннами.

В городе можно полюбоваться тремя сохранившимися въездными воротами. Вот, например, Науэнские ворота ( Nauener Tor ) , которые были построены в 1754—1755 гг. и считаются первым образцом неоготики в континентальной Европе. Своё название они получили от находящегося неподалёку от Потсдама городка Науэн.

Бранденбургские ворота (Brandenburger Tor) – городские ворота, построенные в 1770 году. Тем самым они на 18 лет старше знаменитых Бранденбургских ворот в Берлине. Есть еще Охотничьи ворота ( Jägertor ) , но я их почему-то не сфотографировал.

Ну, собственно, уже пора и в дворцы и парки отправиться! Первый парк – Сан-Суси, архитектурные сооружения которого были возведены в период с 1744 по 1860 гг.

Прусский король Фридрих II назвал свою загородную резиденцию Сан-Сусси (Sanssouci), потому что здесь он проводил свободное от государственных дел время. Дворец Сан-Суси, разместился на вершине виноградного холма. Виноградные террасы Сан-Суси образуют ядро парка, которое собственно и венчает очень скромный дворец, который Фридрих Великий называл своим «маленьким виноградарским домиком».Здесь на лоне природы, наслаждаясь прекрасными видами из окон дворца, прусский король проводил летние месяцы, предаваясь своим увлечениям и художественным наклонностям и занимаясь государственными делами.

Ну, а теперь гуляем по парку и любуемся удивительной красотищей (Версаль, и вправду, отдыхает!). Первое здание справа от дворца – Картинная галерея с картинами Рубенса, Ван Дейка, Караваджо и др., построенная в 1763 г., стала первым независимым музеем зданием в Германии.

Новые палаты (бывшая оранжерея 1747 г. постройки), где останавливались гости дворца.

Ветряная мельница, стоявшая в этой местности на холме ещё до постройки дворца, подчёркивала сельскую идиллию и являлась по мнению Фридриха украшением Сан-Суси.

Китайский чайный домик (Chinesisches Haus) был построен по приказу Фридриха Великого как украшение для резиденции (1755-1764). Построенный по эскизам самого короля, павильон является ярким примером увлечения той эпохи изделиями в китайском стиле, смеси орнаментальных стилевых элементов рококо и восточноазиатских строительных форм.

Новый дворец (Neues Palais) – дворец в стиле позднего барокко, возведённый в 1763—1769 годах по желанию Фридриха Великого на западном краю парка Сан-Суси. Он был предназначен для официальных приёмов. Ни Фридрих, ни его непосредственные преемники во дворце постоянно не жили.

Дворец Шарлоттенхоф (Schloss Charlottenhof) – бывшая летняя резиденция кронпринца Фридриха Вильгельма, ставшего в 1840 году королём Пруссии Фридрихом Вильгельмом, представляет собой классицистский дворец по образцу древнеримских вилл.

Римские купальни в стиле древнеримской виллы.

Оранжерейный дворец (Orangerieschlossея) – здание в стиле итальянского ренессанса, построенное в 1851—1864 годах. В одном из залов Оранжерейного дворца разместилась картинная галерея с копиями творений Рафаэля.

Фриденскирхе ( Friedenskirche – «церковь мира») – лютеранская церковь, расположенная в саду Марли рядом с главным входом в парк и построенная в 1848 г. В архитектурном стиле церкви ощущается влияние монастырской архитектуры Верхней Италии.

Отдельно стоящая колокольня (кампанила) высотой 42 м, прообразом для которой послужила кампанила римской церкви Санта-Мария-ин-Космедин.

С северной стороны к Фриденскирхе примыкает мавзолей кайзера Фридриха, построенный по проекту автора Берлинского кафедрального собора Ю.К.Рашдорфа.

И еще немного фотографий собственно парка Сан-Суси.

Следующий парк, который необходимо посетить в Потсдаме – это Новый сад (Neuer Garten) площадью в 102,5 га, расположенный на севере города. Парк граничит со Святым озером (Heiliger See)

и озером Девственниц (Jungfernsee). В 1787 году разбить на этом месте «новый сад» приказал король Фридрих Вильгельм II. При нем в 1787—1793 годах в Новом саду были построены Мраморный дворец,

оранжерея с египетским входом,

ледник в форме пирамиды,

дома в голландском стиле и ряд других сооружений.

При кайзере Вильгельме II в 1914—1917 годах для кронпринца Вильгельма был сооружен дворец Цецилиенхоф
(Cecilienhof). Здание в английском деревенском стиле было возведено по проекту архитектора П.Шульце-Наумбурга.

Мировую известность Цецилиенхоф получил, став в 1945 году местом проведения Потсдамской конференции.

При Фридрихе-Вильгельме IV в 1847-1863 гг. в примыкающем к Новому саду Пфингстберге (Pfinstberg) были построены дворец Бельведер

и храм Помоны (Pomona Temple).

Среди заслуживающих интереса мест в Потсдаме можно назвать еще русскую колонию Александровка – посёлок, построенный в 1826-1827 годах в северной части Потсдама по указу короля Фридриха Вильгельма III для последних двенадцати певцов русского солдатского хора.

Александровкой русская колония в Потсдаме была названа в честь умершего в 1825 г. императора Александра I в знак родственных и дружественных отношений между Гогенцоллернами и Романовыми.

Православный Александро-Невский храм работы В. П. Стасова (1829 г.)

Ну, и чтобы завершить рассказ об этом замечательном объекте всемирного культурного наследия, покажу пару фотографий еще одного дворцово-паркового ансамбля, но уже находящегося непосредственно в Берлине (до недавнего времени – в Западном). Это Шарлоттенбург (Charlottenburg) – один из наиболее изысканных примеров архитектуры барокко в Германии. Дворец был построен в конце XVII – первой половине XVIII веков по распоряжению супруги Фридриха I, королевы Софии Шарлотты.

Главный вход в замок имеет 48-метровый купол, увенчанный позолоченной статуей Фортуны.

Конная статуя курфюрста Фридриха Вильгельма I (der Große Kurfürst Friedrich Wilhelm I)

Берлин. На стройке Городского дворца в Берлине.

Сегодня побывали на стройке Городского дворца в центре Берлина.

Вот что пишет корреспондент ИТАР-ТАСС про начало стройки:

БЕРЛИН, 13 июня. /Корр.ИТАР-ТАСС Антон Долгунов/. В центре германской столицы в непосредственной близости от Красной ратуши, площади Александерплатц и улицы Унтер ден Линден в среду официально начались работы по восстановлению Городского дворца — Штадтшлосс. Построенное в XVI веке и служившее резиденцией курфюрстов, прусских королей и германского кайзера, оно было практически полностью разрушено в результате бомбежек в 1945 году, а впоследствии снесено по указанию властей ГДР.

Теперь же, в фундамент уже «нового» Городского дворца, который будет своими очертаниями и пропорциями максимально приближенным к оригиналу, заложен первый камень. Причем нынешние мероприятия, по сути, являются символическими, так как строительные работы начального этапа ведутся здесь — на огромном пустыре в центре города — уже давно.

Проект реализуется под эгидой фонда Прусского культурного наследия. Предполагается, что он будет завершен в 2019 году. Стоимость строительства оценивается в 590 млн евро, 478 млн из которых предоставляется государством, 32 млн — властями Берлина, еще 80 млн поступят из частных пожертвований. Однако, многие считают, что смета в конечном итоге будет значительно превышена.

Здание будет строиться по проекту итальянского архитектора Франко Стеллы. Он предложил сделать три фасада в барочном стиле, а четвертый — выходящий на реку Шпрее — покажет современный облик «нового-старого» дворца.

«Этот замок будет пользоваться любовью всех немцев», — заявил в эфире радиостанции РББ Манфред Реттиг, председатель Форума имени братьев Гумбольдтов / Humboldt-Forum/, который поддерживает культурные и научные проекты.

От практически полностью разрушенного в феврале 1945 года дворца остались лишь внешние стены, лестничные пролеты и некоторые помещения. После окончания Второй мировой войны отдельные залы были восстановлены для проведения выставок, однако впоследствии власти ГДР отказались от дорогостоящей идеи дальнейшего восстановления здания и приняли решение полностью его снести. Тем более, что в партийной верхушке ГДР Штадтшлосс считали «символом прусского милитаризма».

Работы по сносу дворца завершились в 1951 году, в связи с чем стало неактуальным название самой площади, на которой некогда находился символ Берлина. Из Дворцовой она была переименована в Площадь Маркса и Энгельса, на ней находилась стоянка для автомобилей, периодически проводились крупные демонстрации. Спустя 20 с лишним лет там был возведен монументальный Дворец Республики, в котором проводились заседания Народной палаты ГДР, съезды Социалистической единой партии Германии, концерты, различные фестивали.

Ставшее одним из символов ГДР и восточной части города здание было закрыто летом 1990 года по целому ряду соображений, в том числе политическим. Официальной причиной послужило наличие в строительных конструкциях вредного для здоровья человека асбеста. В 2006 году начались работы по его сносу, а впоследствии на пустом месте был разбит сквер.

Участвовавший в церемонии закладки камня президент ФРГ Йоахим Гаук заявил, что после того, как дворец будет достроен, он станет «оживленным местом встречи мировых культур». Глава государства напомнил, что в стенах Штадтшлосса будут выставляться экспонаты берлинских музеев. Госминистр по делам культуры Бернд Нойманн, в свою очередь, назвал текущую стройку одним из главных архитектурных замыслов столицы. «Речь идет о самом дорогом строительном объекте культурного назначения в послевоенной Германии», — заявил он. отсюда.

Обратите внимание на здание на заднем плане — вы видите более-менее новое здание, а спереди как будто встроен фасад старого. Вот это и есть оригинальный «кусочек», оставленный после сноса дворца в 1951 году.

Скопление народа вокруг краеугольного камня.

Через пару лет этот ракурс Берлинского собора станет эксклюзивным.

Читайте далее: