Дворцы Александрии

Дворец “Александрия” в Петергофе

Александри́я — дворцово-парковый ансамбль Петергофа, пригорода Санкт-Петербурга. Одна из резиденций российских императоров с 1830 года до 1917 года (Собственная Его Императорского Величества дача). Названа в честь императрицы Александры Феодоровны, супруги императора Николая I.

Территория, на которой расположена Александрия, принадлежала четырём владельцам, получившим от Петра I участки для дач. Согласно описям, это были участки подьячего Александра Яковлева, гвардии поручика Данилы Чевкина, генерала фельдцейхмейстера Якова Брюса и Петра Мошкова. Владельцы менялись до 1725 года.

По некоторым данным в 1725-1726 гг. эти земли приобрел Александр Данилович Меншиков и начал строить дворец «Монкураж» («Моя отвага»). Строительство завершено так и не было. После опалы петровского фаворита земли были переданы его политическим противникам — князьям Долгоруким, которые мало заботились об их обустройстве, и в народе получили название «Долгоруковых пустых мест».

В 1733 году эта местность становится собственностью императрицы Анны Иоанновны. Здесь создаётся Охотничий парк («Ягд-Гартен»), куда завозится огромное количество животных: оленей, буйволов, кабанов, зайцев и даже тигров. В верхней части парка строится егерская слобода и загоны для зверей; в нижней — деревянный павильон «Темпель», откуда императрица стреляла в животных, выпускаемых из загона и гонимых собаками.

В семидесятых годах XVIII века, когда в качестве летней императорской резиденции было избрано Царское Село, охотничье хозяйство приходит в упадок, а из зверей сохраняются в небольшом количестве только олени, многие из которых стали ручными. За местностью укрепилось название «Олений зверинец». Часть его территории стала использоваться под выгон и огороды лейб-гвардии Драгунского полка. К концу XVIII века на месте Меншиковского дворца осталась лишь руина, а павильон «Темпель» был разобран.

В 1825 году владельцем этих земель становится Николай I, который после вступления на престол дарит это имение своей жене Александре Фёдоровне, и оно получает название «Собственная ее величества дача Александрия».

В 1826 году последовало распоряжение царя «строить на месте, где Меншикова руина, сельский домик, или так называемый „котичь“ со всеми хозяйственными заведениями, с присоединением парка». С этого года и началось устройство парка, строительство летнего, в английском стиле дворца, который назвали «коттедж». Работы возглавил архитектор Адам Менелас.

Строительство дворца продолжалось до 1829 года. Дворец, выполненный в готическом стиле, представлял двухэтажное здание небольшого размера с тройным делением фасадов, украшенных балконами и террасами. На фасадах Коттеджа был помещен герб Александрии — щит с обнаженным мечом, пропущенным через венок белых роз. Этот романтический рыцарский герб был придуман поэтом В. А. Жуковским и присутствовал практически на всех постройках Александрии.

Чтобы ещё сильнее подчеркнуть идиллический характер резиденции, архитектор А. Менелас недалеко от Коттеджа в 1829 — 1831 годах построил «Ферму» с коровником, комнатами для пастухов, кухнями и кладовыми. В последующие годы, вплоть до 1859, здание Фермы неоднократно переделывалось Штакеншнейдером и было приспособлено под летний дворец Александра II, ставшего в 1855 году императором.

Одновременно со строительством Коттеджа шло формирование пейзажного, романтического парка. Над его созданием двадцать лет трудился садовый мастер Пётр Иванович Эрлер.

Одной из самых оригинальных и интересных построек Александрии является Готическая капелла — домашняя церковь царской семьи, сооруженная в честь Александра Невского.

Последнее крупное дворцовое сооружение Александрии — четырёхэтажный Нижний, или Новый, дворец Николая II, называвшийся чаще Нижней дачей, так как располагался на берегу моря, в северо-восточном углу парка. Нижнюю дачу построил по своему проекту русский архитектор А. О. Томишко.

Дача Николая II была свидетелем событий огромной политической важности. Так, здесь был подписан манифест о вступлении России в Первую мировую войну. На Нижней даче Император Николай II и Императрица Александра Фёдоровна провели лето 1895 года — первое лето своей семейной жизни. И здесь же 30 июля 1904 года родился их единственный сын Алексей.

Советский период

В 1920—1930-х гг. Александрия начала превращаться в музейный комплекс. В 1932 году Капелла стала музеем истории паркового комплекса Александрии. В том же году на поляне, недалеко от Фермерского дворца, был установлен памятник — пирамидальный гранитный обелиск на массивном пьедестале. На мраморной доске, прикрепленной к обелиску, высечена надпись: «Работным людям — строителям Петергофа». Сейчас (лето 2012) доска отсутствует.

В 1929 году в парке, недалеко от Коттеджа был открыт необычный музей: два вагона из царского поезда Николая II, бывшего его последней «резиденцией», были получены петергофскими музеями от Народного комиссариата путей сообщения и поставлены в парке. В одном из них последний русский царь подписал отречение от престола. В этих вагонах, сохранивших бытовую обстановку, и в специально построенном помещении была развернута выставка: «Империалистическая война и крушение царизма». Окружённые забором из столбов с колючей проволокой, вагоны находились на месте ещё в начале 50-х годов и, хотя не охранялись, имелась возможность их посещения.

Недалеко от вагонов Николая II стоял ещё один «железнодорожный» памятник — вагон поезда, ходившего между Петербургом и Москвой во времена Николая I.

В 1926 году на первом этаже Фермерского дворца открылся историко-бытовой музей, а на втором — база отдыха Ленсовета. Через шесть лет музей закрыли. Тогда же был закрыт и музей в Нижней даче, а её здание было передано НКВД под дом отдыха.

Во время Великой Отечественной войны Фермерский дворец серьёзно пострадал, его убранство было утрачено, и после войны его переоборудовали под общежитие Петродворцового часового завода.

В годы войны был нанесён огромный ущерб и другим объектам дворцово-паркового ансамбля. Меньше пострадал Коттедж — большая часть музейных экспонатов была эвакуирована (из 2500 предметов, находившихся в экспозиции, спасено 1980).

Во время войны парк стал ареной военных действий (Петергофский десант). Была повреждена отделка интерьеров дворца. Значительно пострадали лепной декор, многие резные панно, живопись, почти полностью была уничтожена коллекция мебели, однако само здание Коттеджа разрушено не было.

Сильно пострадало и здание Нижней дачи. К началу 60-х годов оно было признано аварийным и снесено.

В 1978 году живописцы, скульпторы, мраморщики, мастера многих специальностей ленинградского объединения «Реставратор» под руководством архитектора И. Н. Бенуа завершили восстановление дворца Коттедж.

В наши дни

Реставрация Фермерского дворца была практически закончена к 300-летию Петербурга, однако пожар, случившийся 22 декабря 2005 года, сильно повредил здание. Работы начались вновь. Кроме того уже несколько лет научные сотрудники ГМЗ «Петергоф» приобретают вещи эпохи Александра II, а также вещи, принадлежавшие императору, для будущей экспозиции дворца.

На момент 2006 года шла реставрация Фермерского дворца, создавался проект восстановления Нижней дачи. Для посещения постоянно открыт Коттедж. В июне 2006 года после очередной реставрации вновь открылась (и была освящена церковью) Готическая капелла.

В сентябре 2006 года в здании Готической капеллы прошла церемония прощания с Марией Фёдоровной (принцессой Да́гмар), супругой российского императора Александра III.

В конце июня 2008 года был открыт воссозданный Руинный мост.

19 июня 2010 после реставрации открыт для посетителей Фермерский дворец.

Дворцы Александрии

Подпишитесь
на нашу email-рассылку

Дом-легенда: Фермерский дворец в Петергофе

Фермерский дворец в Петергофе, построенный Николаем I для Александра II, пятьдесят лет служил царю-освободителю. Открытый после реставрации дворец рассказывает о дачной жизни Романовых.

Фермерский дворец в парке Александрия при рождении не был настоящим дворцом, зато был почти настоящей фермой.

Его крыша была расписана под солому, а колонны обернуты берестой, будто их срубили в березовой роще. На ферме содержался скот, привезенный из Йоркшира: два племенных быка и восемь коров. Коровам принадлежали коровницы из немцев-колонистов.

Имелся в хозяйстве и пастух. Командовала пастухом, быками, коровами и коровницами английская управляющая.

Коровы занимали одно крыло. Другое крыло занимал наследник российского престола Александр Николаевич, будущий Александр II Oсвободитель. Тринадцатилетнего цесаревича отселил сюда отец, император Николай I, живший в Коттедже по соседству. Это была дача на три летних месяца. Он переезжал сюда в июне и оставался до августа.

По нынешним меркам, что Коттедж, что Фермерский дворец – ближе к дачкам, чем к дворцам. Ни газовикам, ни нефтяникам, ни аффилированным с ними властным структурам они бы не подошли. А поскольку оба дворца располагались на территории Собственной Ее Императорского Величества дачи “Александрия”, их вполне можно признать дачными постройками. Последний возведенный в парке дворец, предназначавшийся для Николая II, так чаще всего и называли – “Нижняя дача”.

Родоначальником царского дачного строительства в Александрии стал Николай I, который велел спроектировать для себя сельский дворец в английском стиле – с фермой и прочими хозпостройками невдалеке. Он проводил в своем Коттедже с женой и детьми многие счастливые часы дачной частной жизни, свободные от травли поэта Пушкина, подавления Польского восстания и проигрыша Крымской войны. Дети ютились по двое в комнате, когда они вырастали, им отводили свои шесть соток. Тринадцатилетний Александр получил дачу на ферме – так и сейчас бывает, что второй дом на участке строится бок о бок с сараем.

И Коттедж, и Фермерский возводились и развивались примерно в одно и то же время, одними и теми же архитекторами – Адамом Адамовичем Менеласом, потом Андреем Ивановичем Штакеншнейдером. Один строил, другой перестраивал. В Фермерском была образцовая государственная ферма, потом образцовая императорская детская. Когда мальчик подрос и собрался жениться – пока он ездил в Европу за своей Максимилианой Вильгельминой Августой Софией Марией Гессенской, чтобы сделать ее русской императрицей Марией Александровной, – дом надстроили и расширили, потому что впервые в нем подразумевалось присутствие женщины.

Здесь думали об удобстве, а не о параде. Две части, женская и мужская. У императрицы – гостиная, у императора – приемная. Не только два кабинета, но и две ванные комнаты. С открытой мраморной ванной у императрицы и цинковой, деликатно спрятанной в футляре красного дерева под выдвижным диваном, у императора, который предпочитал душ. Одинакового устройства ватерклозеты с фаянсовой чашей.

Рядом с Синим кабинетом и уборной императора – проходная комнатка дежурного камердинера, с винтовой лестницей в гардеробные на втором этаже. Рядом со спальней императрицы – комната камер-юнгферы (личной горничной), которой уборной не полагалось по чину, дворцовый горшок до сих пор присутствует в экспозиции. Зато в двухэтажном доме был предусмотрен приводимый в движение слугой лифт – императрица родила восемь детей, и не всегда ей было легко, как девочке, бегать по лестницам.

Две части дома разделены и независимы. Общими были столовая и до определенного момента спальня – пока болезнь императрицы и любовная история Александра с княгиней Долгоруковой не разделила супругов. Тайный брак, заключенный через пять лет после смерти императрицы, осложнил отношения с сыновьями.

Личной дачей Фермерский дворец оставался до 1881 года, когда многолетняя охота революционеров за Освободителем закончилась броском бомбы ему под ноги на набережной Екатерининского канала. В Синем кабинете в витрине есть подушка со следами крови, лежавшая у изголовья Александра в Зимнем дворце, где он скончался вечером 1 марта.

Именно в те времена история России начала решаться не во дворцах, а на дачах, и александровский Синий кабинет в Фермерском значил не меньше, чем сталинский в Кунцево. Здесь в летней резиденции императора обсуждалось всё, что вошло в Манифест об отмене крепостного права, подписанный в 1861 году в зимнем Петербурге, – неполный, непоследовательный и так далее, но тем не менее и вправду революционный.

Вольно же было Николаю поселить сына на ферме. Для ребенка забавно, для подростка прямо-таки стеснительно. Наверное, уже тогда Александр начал задумываться о том, что всех этих крестьян неплохо было бы куда-нибудь отпустить. Конечно, это были как бы крестьяне. Но он их как бы и освободил.

Дворцы Александрии

Парк Александрия-частная императорская резиденция четырех поколений династии Романовых. Живописный пейзажный парк тянется вдоль южного побережья Финского залива и с одной стороны граничит с Нижним парком парадной резиденции Петергоф.

Первоначально эта местность недалеко от Петербурга была подарена Петром I А.Д.Меншикову, который начал здесь строительство дворца «Монкураж».

Строительство так и не было завершено, но именно руины этого здания дали впоследствии название Руинному мосту, который и сегодня можно увидеть на территории парка Александрия.

В 1827 году Меншиков попал в опалу и имение его перешло к князьям Долгоруким. После того, как Долгорукие оказались в немилости, землями этими стала владеть императрица Анна Иоановна.

Она очень любила охоту и устроила в этой местности зверинец. В верхней части парка построили егерскую слободу и загоны для животных, вблизи моря (Финского залива) был возведен павильон «Темпель». Именно отсюда Анна Иоановна стреляла по животным.

Когда владельцем этих земель стал Николай I, он подарил их своей супруге Александре Федоровне, а в 1826 году началось создание парка, названного в ее честь.

Парк состоял по традиции из двух частей. На верхней террасе были возведены основные сооружения резиденции, нижняя терраса была подчеркнута водной гладью.

Из самых разных уголков парка открывался вид на Финский залив, что придавало Александрии неповторимое очарование. Постройки в готическом «вкусе» придают резиденции мечтательное настроение, подчеркивая ее частный, а не парадный характер.

Александра Федоровна любила Александрию все царственное семейство проводило здесь летние месяцы, отдыхая от парадных приемов. На восточной границе Петергофа находились въездные городские ворота с гауптвахтой. Здесь сохранился домик привратника вход в который и сегодня охраняют два льва.
Для проживания семьи Николая I в верхней части парка был построен Коттедж. Здание своим внешним обликом и внутренним устройством полностью отвечало своему назначению-уютный загородный дом для комфортного отдыха.

Всеми строительными работами руководил архитектор А.Менелас, приехавший в Россию из Англии еще при Екатерине II. Создавая «Тихую обитель», архитектор обратился к традициям английской архитектуры XVI-XVII веков, когда там был популярен стиль Тюдоров. Отсюда и английское название-Коттедж.

В архитектурном облике Коттеджа подчеркнут семейный. Интимный характер, создан образ загородной дачи для богатой и большой семьи.

Современница фрейлина А.Ф.Тютчева так отзывалась о даче Николая I: «здесь играют в буржуазную и деревенскую жизнь… предаются иллюзии жить, как простые смертные». Широкие окна, многочисленные балконы и веранды связывали здание с окружающим ландшафтом. Из комнат, выходящих окнами на север, и сегодня открывается панорамный вид на Финский залив.
На крытом балконе главного фасада можно увидеть герб Александрии, который по просьбе Николая I был придуман В.А.Жуковским. На голубом поле варяжского щита- золотой меч, пропущенный сквозь венок из роз и надпись золотыми буквами: «За веру, царя и Отечество», вокруг щита золотая кайма, над щитом золотая царская корона. Этот герб украшал все предметы, принадлежавшие Коттеджу.
Готические мотивы активно использованы не только для украшения фасадов, но и для оформления интерьеров дворца. Над ансамблем интерьеров Менелас трудился в содружестве с художником-декоратором Д.-Б.Скотти.

Здесь широко применялись различные вариации на темы готической розы и готического орнамента. Но художественный облик интерьеров отвечал и назначению помещений. В Морском кабинете Николая Iиспользована морская тематика, а комнаты мальчиков-великих князей оформлены с намеком на военные палатки.
В Коттедже представлено собрание живописи и скульптуры, выдающихся отечественных мастеров: И.К. Айвазовского, О.А.Кипренского, С.Ф.Щедрина, И.П.Витали и др.

Музей интересен и многочисленными семейными реликвиями, хранящими память о своих владельцах, как, например, вмонтированный в стену вестибюля камень с надписью и вензелем турецкого султана, привезенный Николаем I из Варны, в штурме которой он принимал участие.

Лужайку перед западным фасадом дворца-Коттеджа украшает чугунная беседка (1889 г., арх. Э.Л.Ган) рядом с ней-памятник последнему российскому царевичу Алексею. Место для памятника выбрано не случайно, недалеко от Коттеджа, на берегу Финского залива находилась Нижняя дача императора Николая II, где и родился наследник.

Когда-то на месте памятника царевичу стояла статуя Николая I (ск. Н.Пименов, Р.Замман), установленная в Александрии спустя 13 лет после смерти императора.

Парк и в Коттедж всегда украшали многочисленные цветы, которые любила хозяйка Александрии-Александра Федоровна.
На территории Александрии сохранились постройки XIX века, которые оформлены с использованием готических мотивов.

Дворец Коттедж не мог вместить всю семью Николая I, поэтому были построены два кавалерских каменных домика. В одном из них размещались младшие сыновья императора Николай и Михаил. Для их брата Константина был построен Домик адмирала (Константиновский).
В июне 2010 года после реставрации открыл двери для посетителей Фермерский дворец. Этот дворец стал свадебным подарком императора наследнику цесаревичу Александру (Александр II), по случаю его бракосочетания с принцессой Максимилианой-Вильгельминой-Августой-Софией-Марией (Марией Александровной).

Строительство Фермерского дворца велось по проекту любимого архитектора Николая I- А.И.Штакеншнейдера.
Первоначально в парке Александрия по проекту А.Менеласа построили Ферму, для которой выписали породистых коров из Англии. Ферма представляла собой скромный сельский домик с открытой верандой.

На Ферме был коровник, комнаты для пастухов, кладовые и кухня. Со временем появилась двухэтажная пристройка, где разместились парадные и жилые комнаты цесаревича Александра. Все хозяйство перенесли к южной границе Александрии в небольшое здание, построенное по проекту Э.Л.Гана.
Архитектор Штакеншнейдер на протяжении двадцати лет улучшал Фермерский дворец, скоро о бывшей Ферме напоминало только название. Так во дворце были все удобства для комфортного в нем пребывания, в том числе-ванна и душ. Дворец окружает прекрасный парк с пышными цветниками, перголой, фонтанами, статуями. Есть в парке и бассейн для рыбы, который украшает скульптура «Мальчик и гусь».

Для детей устроен Сельский домик. Напротив северного Фасада Фермерского дворца стоит гранитный обелиск- памятник строителям Петергофа. Недалеко от главных ворот Александрии на живописном холме возвышается Готическая капелла-домашняя церковь царской семьи.

Церковь была построена в 1831-1833 годы по проекту К.Шинкеля и освещена во имя св. Александра Невского. Храм оформлен с использование элементов поздней «пламенеющей» готики. Фасады Готической капеллы украшают бронзовые изображения святых (скульптор В.И. Демут-Малиновский). Иконы для храма были написаны художником Нефом. После революции капелла была превращена в музей истории парка Александрия.

Во время Великой Отечественной войны Готическая капелла сильно пострадала и была восстановлена только к 1999 году.
Недалеко от церкви находится надгробный камень над могилой П.И.Эрлера-садового мастера, который тридцать лет трудился над созданием не только Александрии, но и других пейзажных парков Петергофа.

Иллюстрации*: Александрия. Коттедж. Готическая капелла. Альманах “Сокровища России”. Выпуск 25. “Абрис”, государственный музей-заповедник “Петергоф” 2000. Составитель статьи: Паршина Елена Александровна. Использованная литература: Пыляев М.И.Забытое прошлое окрестностей Петербурга. Паритет. Спб.2008.; Пунин А.Л. Архитектура Петербурга середины и второй половины XIX века. Крига.СПб.2009; Юхнева Е.Д. Из Петергоффа в Стрельну по Царской дороге XIX век Путеводитель. Паритет. СПб. 2007. © Е. А. Паршина, 2010

Дворцы Александрии

Территория, на которой расположена Александрия, принадлежала четырём владельцам, получившим от Петра I участки для дач. Согласно описям, это были участки подьячего Александра Яковлева, гвардии поручика Данилы Чевкина, генерала фельдцейхмейстера Якова Брюса и Петра Мошкова. Владельцы менялись до 1725 года.

По некоторым данным в 1725-1726 гг. эти земли приобрел Александр Данилович Меншиков и начал строить дворец «Монкураж» («Моя отвага»). Строительство завершено так и не было. После опалы петровского фаворита земли были переданы его политическим противникам — князьям Долгоруким, которые мало заботились об их обустройстве, и в народе получили название «Долгоруковых пустых мест».

В 1733 году эта местность становится собственностью императрицы Анны Иоанновны. Здесь создаётся Охотничий парк («Ягд-Гартен»), куда завозится огромное количество животных: оленей, буйволов, кабанов, зайцев и даже тигров. В верхней части парка строится егерская слобода и загоны для зверей; в нижней — деревянный павильон «Темпель», откуда императрица стреляла в животных, выпускаемых из загона и гонимых собаками.

В семидесятых годах XVIII века, когда в качестве летней императорской резиденции было избрано Царское Село, охотничье хозяйство приходит в упадок, а из зверей сохраняются в небольшом количестве только олени, многие из которых стали ручными. За местностью укрепилось название «Олений зверинец». Часть его территории стала использоваться под выгон и огороды лейб-гвардии Драгунского полка. К концу XVIII века на месте Меншиковского дворца осталась лишь руина, а павильон «Темпель» был разобран.

В 1825 году владельцем этих земель становится Николай I, который после вступления на престол дарит это имение своей жене Александре Фёдоровне, и оно получает название «Собственная ее величества дача Александрия».

В 1826 году последовало распоряжение царя “строить на месте, где Меншикова руина, сельский домик, или так называемый «котичь» со всеми хозяйственными заведениями, с присоединением парка”. С этого года и началось устройство парка, строительство летнего, в английском стиле дворца, который назвали «коттедж». Работы возглавил архитектор Адам Менелас.

Строительство дворца продолжалось до 1829 года. Дворец, выполненный в готическом стиле, представлял двухэтажное здание небольшого размера с тройным делением фасадов, украшенных балконами и террасами. На фасадах Коттеджа был помещен герб Александрии — щит с обнаженным мечом, пропущенным через венок белых роз. Этот романтический рыцарский герб был придуман поэтом В. А. Жуковским и присутствовал практически на всех постройках Александрии.

Чтобы ещё сильнее подчеркнуть идиллический характер резиденции, архитектор А. Менелас недалеко от Коттеджа в 1829 — 1831 годах построил «Ферму» с коровником, комнатами для пастухов, кухнями и кладовыми. В последующие годы, вплоть до 1859, здание Фермы неоднократно переделывалось Штакеншнейдером и было приспособлено под летний дворец Александра II, ставшего в 1855 году императором.

Одновременно со строительством Коттеджа шло формирование пейзажного, романтического парка. Над его созданием двадцать лет трудился садовый мастер Пётр Иванович Эрлер.

Одной из самых оригинальных и интересных построек Александрии является Готическая капелла — домашняя церковь царской семьи, сооруженная в честь Александра Невского.

Последнее крупное дворцовое сооружение Александрии — четырёхэтажный Нижний, или Новый, дворец Николая II, называвшийся чаще Нижней дачей, так как располагался на берегу моря, в северо-восточном углу парка. Дача Николая II была свидетелем событий огромной политической важности. Так, здесь был подписан манифест о вступлении России в Первую мировую войну. На Нижней Даче, Император Николай II и Императрица Александра Фёдоровна провели лето 1895 года — первое лето своей семейной жизни. И здесь же 30 июля 1904 года родился их единственный сын Алексей.

Советский период

В 1920—1930-х гг. Александрия начала превращаться в музейный комплекс. В 1932 году Капелла стала музеем истории паркового комплекса Александрии. В том же году на поляне, недалеко от Фермерского дворца, был установлен памятник — пирамидальный гранитный обелиск на массивном пьедестале. На мраморной доске, прикрепленной к обелиску, высечена надпись: «Работным людям — строителям Петергофа».Сейчас (лето 2012) доска отсутствует.

В 1929 году в парке, недалеко от Коттеджа был открыт необычный музей: два вагона из царского поезда Николая II, бывшего его последней «резиденцией», были получены петергофскими музеями от Народного комиссариата путей сообщения и поставлены в парке. В одном из них последний русский царь подписал отречение от престола. В этих вагонах, сохранивших бытовую обстановку, и в специально построенном помещении была развернута выставка: «Империалистическая война и крушение царизма». Окружённые забором из столбов с колючей проволокой, вагоны находились на месте ещё в начале 50-х годов и, хотя не охранялись, имелась возможность их посещения.

Недалеко от вагонов Николая II стоял ещё один «железнодорожный» памятник — вагон поезда, ходившего между Петербургом и Москвой во времена Николая I.

В 1926 году на первом этаже Фермерского дворца открылся историко-бытовой музей, а на втором — база отдыха Ленсовета. Через шесть лет музей закрыли. Тогда же был закрыт и музей в Нижней даче, а её здание было передано НКВД под дом отдыха.

Во время Великой Отечественной войны Фермерский дворец серьёзно пострадал, его убранство было утрачено, и после войны его переоборудовали под общежитие Петродворцового часового завода.

В годы войны был нанесён огромный ущерб и другим объектам дворцово-парковго ансамбля. Меньше пострадал Коттедж — большая часть музейных экспонатов была эвакуирована (из 2500 предметов, находившихся в экспозиции, спасено 1980).

Во время войны парк стал ареной военных действий (Петергофский десант ). Была повреждена отделка интерьеров дворца. Значительно пострадали лепной декор, многие резные панно, живопись, почти полностью была уничтожена коллекция мебели, однако само здание Коттеджа разрушено не было.

Сильно пострадало и здание Нижней дачи . К началу 60-х готов оно было признано аварийным и снесено.

В 1978 году живописцы, скульпторы, мраморщики, мастера многих специальностей ленинградского объединения «Реставратор» под руководством архитектора И. Н. Бенуа завершили восстановление дворца Коттедж.

В наши дни

Реставрация Фермерского дворца была практически закончена к 300-летию Петербурга, однако пожар, случившийся 22 декабря 2005 года, сильно повредил здание. Работы начались вновь. Кроме того уже несколько лет научные сотрудники ГМЗ «Петергоф» приобретают вещи эпохи Александра II, а также вещи, принадлежавшие, императору, для будущей экспозиции дворца.

На момент 2006 года шла реставрация Фермерского дворца, создавался проект восстановления Нижней дачи. Для посещения постоянно открыт Коттедж. В июне 2006 года после очередной реставрации вновь открылась (и была освящена церковью) Готическая капелла.

В сентябре 2006 года в здании Готической капеллы прошла церемония прощания с Марией Фёдоровной (принцессой Да́гмар), супругой российского императора Александра III.

В конце июня 2008 года был открыт воссозданный Руинный мост.

19 июня 2010 после реставрации открыт для посетителей Фермерский дворец.

Фермерский дворец в парке «Александрия» (Петергоф): как добраться, история, фото

В одной из своих недавних статей я писал о самобытном и необычном дворце «Коттедж», находящемся в петергофском парке «Александрия». Сегодня же главным героем повествования будет Фермерский дворец, расположенный в западной части парка.

Белка встречает посетителей

Как добраться

Парк «Александрия» находится по дороге к знаменитому петергофскому дворцовому ансамблю. Сюда можно добраться на маршрутке или автобусе от метро «Автово» или на электричке до станции «Новый Петергоф». Автобусы останавливаются недалеко от входа в парк. От железнодорожной станции же придется пройти около 20 минут, но здесь исключена вероятность пробки в пути. Выбирайте удобный для вас вариант.

Фермерский дворец открыт только в теплое время года — с мая по середину октября. Стоимость его посещения для граждан РФ — 250 рублей. Входной билет в сам парк будет стоить 200 рублей. Студенты, пенсионеры, многодетные семьи и еще несколько категорий посетителей могут купить билеты по льготной цене. При себе необходимо иметь паспорт и документы, удостоверяющие право на льготу.

Также в кассах «Александрии» можно приобрести комплексные билеты на осмотр нескольких достопримечательностей сразу. Например, купить единый билет в парк и дворец или в парк и все его павильоны. В таком случае стоимость посещения будет несколько ниже.

Вид на дворец На втором этаже сейчас размещается выставка «Петергофские дачники» Фильм об истории дворца

Экскурсия по Фермерскому дворцу

Фермерский дворец является логичным продолжением темы спокойной загородной жизни в «Александрии». В 1831 году в нескольких сотнях метров от «Коттеджа» была возведена ферма с коровниками и несколькими подсобными помещениями. В конце 1830-х годов у здания фермы появилась двухэтажная постройка, в которой размещались комнаты для будущего императора Александра Николаевича.

Лестница на второй этаж Синий кабинет Рабочий стол

С течением времени ферму несколько раз расширяли и перестраивали, и ко времени вступления Александра II на престол она превратилась в достаточно большой императорский Фермерский дворец. Как и сегодня, дворец использовался в качестве летней резиденции. При его посещении вы и сами сможете попасть в атмосферу загородной усадьбы. Повсюду на дворцовой территории установлены емкости с разнообразными растениями, в западной части разбит небольшой цветущий сад.

Из окон открывается вид на парк

В советские времена в помещениях дворца размещался санаторий НКВД, позже — общежитие Петродворцового часового завода. С 1970-х годов здание пустовало и было открыто после реставрации — только в 2010 году.

3 (15) июля 1895 здесь родилась Ирина Александровна Романова — племянница Николая II и будущая супруга Феликса Юсупова.

Экскурсия проходит только по первому этажу дворца, второй его этаж занимает выставка «Петергофские дачники», билеты на нее необходимо приобретать отдельно. Путешествие в загородные будни императорской семьи начинается с 15-минутного фильма об истории «Александрии» и самого дворца. После сеанса вы сможете пройтись по нескольким жилым и рабочим комнатам. Кстати, услуги экскурсовода уже включены в стоимость посещения.

Кабинет императрицы Опочивальня Туалетная

Экскурсия займет у вас около часа. При желании вы можете посетить и другие достопримечательности «Александрии», например дворец «Коттедж» или Готическую капеллу. Или просто прогуляться на побережье Финского залива, до него пешком около 15 минут.

Если кратко, в целом:

    непарадный дворец с интересными интерьерами, летом территория утопает в зелени, можно посетить только один дворец или успеть зайти во все парковые павильоны за один день.

Дворец Коттедж (парк Александрия)

Архитекторы: Менелас А. А.
Год постройки: 1826-1829
Стиль:

Дворец Коттедж (парк Александрия)

Петергоф, парк Александрия, 18

Пам. арх. (федеральн.)

1826-1829 – арх. Менелас Адам

Розовая чугунная беседка

Петергофский дворцово-парковый ансамбль обогатился новым пейзажным парком Александрия, созданным в 1826-1829 гг. В устройстве парка и архитектуре его построек воплотились идеи того времени, обращение к искусству прошлых эпох, особенности сентиментализма и романтизма.

Александрия расположена восточнее Нижнего парка и занимает 116 га.

В I четверти XVIII в. участок принадлежал А. Д. Меншикову. Затем был превращен в охотничий парк с зверинцем. В 1826 г. Николай I начал устройсво здесь загородной усадьбы – “Александрия”.

Руководство садовыми и строительными работами осуществлял арх. Адам Менелас, приехавший в Россию из Англии в 1779 г. Были проведены большие земляные работы (вырыт пруд, извилистый канал с каскадами, подняты низкие места). Устройством парка занимались и петергофские садовники Вендельсдорф, Родионов, Гомбель, Эрлер.

Коттедж в парке Александрия

Коттедж. Литогр. Шульца с рис. И.Мейра. 1830-1840-е. [175]

в усадьбе Александрия.

Императрица Александра Федоровна в гостиной Коттеджа в Александрии.

Портрет Александры Федоровны в Коттедже.

Центральной постройкой Александрии является дворец Коттедж, сначала именовшийся “Сельский домик”. Здание выстроено по образцу загородных коттеджей английской знати, которому Менелас придал характер дворцовой виллы.

Прохождение Кавалергардского полка через Алекандрию,

Ф. де Фово. Фонтан на северной террасе дворца Коттедж. [175]

Чугунная беседка и статуя имп. Николая I у дворца Коттедж.

Фото 1900-х гг. [175]

Фото – Mary 10.2010.

Чугунная беседка перед западным фасадом дворца Коттедж в ее нынешних формах сооружена арх. Э. Ганом в 1889 г. на месте деревянной круглой скамьи, созданной в 1831 г. Беседка называлась Розовой , т.к. была обсажена розовыми кустами и украшена розами в горшках. В садике у Коттеджа было еще пять трильяжных увитых зеленью беседок. Одна из них, Сенная, построенная в 1834 г., имитировала крытый сеном шалаш.

В садике у Коттеджа располагались и самые ранние скульптуры Александрии. На плане парка 1840 г. зафиксированы 3 скульптуры. “Ника”, символизирующая победу России в русско-турецкой войне 1828-1829 гг., была установлена перед южным фасадом в 1836 г. Это бронзовая копия античной скульптуры II в., выполненная Августом Фишером, сотрудником Х. Рауха. В начале 1840-х гг. перед Коттеджем появилась бронзовая статуя “Слава”, отлитая по модели Рауха на Берлинском литейном заводе. В 1844 г. в нише северного фасада дворца была установлена мраморная фигура Мадонны, выполненная по модели И. Витали в мастерской А. Трискорни.

В 1868 г. установлена мраморная статуя Николая I, начатая Н. Пименовым (младшим) еще в 1855 г. и оконченная Р. Залеманом. Гальванопластический бюст Фридриха-Вильгельма III (высота 68 см), на четырехгранном пьедестале черного мрамора был установлен у дворца Коттедж в 1841 г. Он представлял собой уменьшенную копию с мраморного оригинала Х.Рауха, выполненную скульптором В. Хаазенбергером.

В 1849 г. на северной терраса Коттеджа был устроен фонтан, работы французского скульпторов Фелиции и Ипполита де Фово. Мраморная чаша фонтана с пышным резным декором дополнена надпись:”Vigil antia prudentia robur” (“Храбрость часто сокрушает силу, но осторожность лучше”).

(В.Юмангулов. Аржитектура малых форм и скульптурное

убранство парка Александрия. [175]. С. 7-35)

Кабинет вдовствующей имп.
Марии Фёдоровны.
Фото 1920-х гг.

Э.П.Гау. Гостиная Коттеджа.
1861. (акварель, открытка)

Э.П.Гау. Кабинет Николая I..
1861. (акварель)

Кабинет императрицы Александры
Фёдоровны.

Здание включено в “Перечень объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга”

Комната перед
учебным
балконом [175]

Вид с берега залива
Фото – kseniaver, 02.2015

Пейзажный парк Александрия – последний оплот романтики

Первоначально эти земли Петр I выделил под дачи своим поданным, владельцы менялись на протяжении лет, в их числе был Александр Меншиков, затем они перешли к князьям Долгоруким, после императрица Анна Иоанновна устроила здесь парк для охоты. И только в 1825 году владельцем стал император Николай I, который подарил эти владения своей супруге Александре Федоровне (в девичестве прусская принцесса Фридерика-Луиза-Шарлотта-Вильгельмина) и в ее честь имение было названо «Александрия». В то время вряд ли мы свободно могли бы посетить эти места – личная собственность императорской семьи бдительно охранялась казаками и полицией.

Парк Александрия заложен был в 1826 году, но работы в нем продолжались на протяжении многих лет. Парк постепенно приобретал свои особенные черты, казалось, сами собой образовывались романтичные, уютные уголки, прокладывались дорожки, строились мостики… Одновременно под руководством архитектора Адама Менеласа началось строительство дачного домика или коттеджа. За три года Дворец-коттедж в готическом стиле был построен. Николай I, сын императора-рыцаря Павла I был также воспитан в романтических традициях рыцарства. Несмотря на любовные похождения, дамой его сердца всегда оставалась «Белая роза», как называли принцессу Шарлоту. Как дань рыцарским традициям, фасады Дворца-коттеджа украшает герб Александрии – щит с мечом, окруженный венком из белых роз, символ, придуманный поэтом В.А.Жуковским, учителем русского языка императрицы и воспитателем наследников.

Пройдя мимо Руинного моста, мы увидим Фермерский дворец. Первоначально это была настоящая ферма с коровами, затем здание достраивалось, переделывалось и конце концов превратилось в настоящий двухэтажный дворец, который стал летней резиденцией следующего императора – Александра II. Есть сведения, что именно в Фермерском дворце император задумал указ об отмене крепостного права. Сама же непосредственно ферма была перенесена в специально построенный у южной границы Александрии домик, который носит название Новая ферма.

Одной из жемчужин Александрии является летняя домовая церковь царской семьи, освященная в честь Александра Невского. Многие детали этого здания были выполнены из чугуна, статуи святых сделаны из меди. Окна были украшены зеркальными витражами. В здании церкви наиболее ярко выражены элементы готического зодчества, может быть, поэтому она больше известна под названием Готическая капелла.

Между Фермерским дворцом и Готической капеллой находится величественный камень. Надпись гласит, что это надгробный памятник Петру Ивановичу Эрлеру, мастеру-садоводу, который принимал участие в создании многих парков, внес свой вклад в составление «Практического наставления для садовой команды», которое в то время активно использовали многие садоводы-профессионалы. Первоначально П.И.Эрлер был похоронен на Свято-Троицком кладбище, но в 1970 году его прах был перенесен на территорию Александрии. Недалеко от Фермерского дворца находится еще один памятник – гранитный обелиск, установленный в 1932 году. Это своеобразная дань признательности всем известным и неизвестным людям, участвовавшим в создании парков и дворцов Петергофа. Надпись на мраморной доске так и гласит: «Работным людям – строителям Петергофа». Наверное, этот памятник по праву принадлежит и современным служителям музейного комплекса Петергоф, всем рабочим, агрономам, архитекторам, смотрителям…

Более позднее сооружение – так называемая Нижняя дача или Нижний дворец, расположенный у северной границы Александрии, на самом берегу Финского залива. Началось все со строительства павильона «итальянской архитектуры» для императора Александра III, затем по повелению последнего российского императора Николая II павильон превратился в четырехэтажный дворец в итальянском стиле. Именно здесь, 12 августа 1904 года родился наследник престола, царевич Алексей. В парке Александрия у него было свое небольшое поле, на котором он посеял рожь и сам убирал ее серпом. Исполняя его завет: «Когда я умру, поставьте мне в парке маленький памятник», у Дворца-коттеджа ему была поставлена скульптура отрока в матросском костюмчике. К сожалению, до наших дней дошли только развалины Нижней дачи.

Многочисленные посетители парка и его построек отмечают, что в отличие от находящихся рядом парадных дворцов и регулярных парков, тихий, почти заповедный уголок Александрии оставляет ощущение присутствия… Кого? Наверное, бывших владельцев, членов царственной семьи Романовых, российских самодержцев. Кажется, что только что кто-то вышел из кабинета, что в парке еще раздаются голоса играющих детей, а незаконченное вышивание дождется свою хозяйку.

Очень хотелось бы, чтобы наши, пусть даже небольшие, сады и дома были не только землей и стенами, но и настоящим уютным, со вкусом украшенным Домом, в который вложены не только большие средства, но и большая любовь.

Александрия

Как добраться:

Доехать можно на маршрутном такси 424, или на автобусах – № 350, 351, 352, 356.

  • Время работы: с 10:30 до 18:00, касса открыта до 17:00.
  • Стоимость билета: для взрослых: в парк Александрия – 70 руб., Готическая капелла – 100 руб., Фермерский дворец – 200 руб., «Коттедж» – 150 руб. Предусмотрены скидки для детей, школьников, студентов дневных ВУЗов, пенсионеров, инвалидов.

Интересные места Александрии:

«Александрия» – императорская резиденция, названная в честь императрицы Александры Федоровны, супруги Николая I. Площадь пейзажного приморского парка – 115 гектаров. Парк расположен на двух террасах: нижней – на берегу Финского залива, верхней, где возведены главные постройки архитектурного ансамбля: Капелла, Коттедж и Фермерский дворец.

В Александрии все вызывает интерес и восхищение: Фельдъегерский домик, каменный диван, чугунный колодец, металлическая и морская беседки, караулки. Рельеф местности словно создан для того, чтобы получились роскошные живописные пейзажи.

Планировка Александрии выполнена особенным способом. Здесь проложено семь дорог: четыре вдоль, а три пересекают территорию парка от его южной границы до побережья Финского залива. Парк утопает в зелени столетних дубов, лип, кленов, привезенных со всех районов России и из Европы.

Владельцы Александрии

За свою историю Александрия принадлежала многим владельцам. В 1730 году на престол вступила императрица Анна Иоанновна, которая была лихой наездницей, искусным стрелком и охотником. В1733 году, когда императрица получает Александрию в собственность, парк становится местом для царских развлечений и охоты.

В 1825 году эти земли переходят во владение Николая I. После вступления на царствование, он дарит их своей супруге Александре Федоровне. В 1826 году царь занялся переустройством парка и строительством летнего дворца, который стали называть «Коттедж» и других построек. На фасадах Коттеджа красовался герб Александрии, на котором был изображен щит с мечом, продетым через венок, сплетенный из белых роз. Автором такого романтического рыцарского герба был поэт В. А. Жуковский.

Работами руководил архитектор Адам Менелас. Дворец, сооруженный в готическом стиле, был построен в 1829 году. Украшение дворца вызывало всеобщее восхищение, до того нарядным и легким казалась эта чудесная постройка. Отделкой интерьеров дворца занимались лучшие художники и специалисты того времени: Д. Скотти, В. Додонов, О. Коретов, В. Захаров, А. Тарасов и другие. Рисунки, по которым была изготовлена мебель в «готическом стиле» выполнил А. Менелас. «Готический» стиль просматривался повсюду, начиная от часов, заканчивая ширмами и светильниками.

Советский период

После Октябрьской революции в Коттедже находится музей. Во время войны работники музея отчаянно боролись за спасение бесценных музейных богатств. Они спасли от уничтожения многие произведения искусства, которые сегодня так восхищают посетителей этого великолепного музея.

Реставрацию выполнили в 1976 – 1979 гг., используя проект И. Бенуа. Сегодня в 20-ти музейных залах дворца хранится более 2500 живописных, скульптурных произведений, а площадь вокруг Коттеджа украшена живописными клумбами и роскошными цветниками.

Полное копирование материалов сайта запрещено. Частичное копирование (не более 30%) разрешено с указанием активной ссылки на страницу материала.

История парка «Александрия»

Одним из интереснейших пригородов Санкт-Петербурга является Александрия — дворцово-парковый ансамбль, служивший семейным гнездом четырем поколениям династии Романовых. Александрия находится на юго-западе Петербурга между Стрельной и Петергофом.

Парк императрицы

Парк Александрия получил свое название в честь своей первой хозяйки императрицы Александры Фёдоровны, супруги Николая I. Гостей парка поражают просторы газонов и лугов, затейливые клумбы, тенистые аллеи деревьев, прохлада ручьев.

В начале 18-го века эти места облюбовал А. Д. Меншиков, который после смерти Петра Первого планировал обустроить здесь свою усадьбу Монкураж (фр. «Моя отвага»). Однако, князь в скором времени попал в опалу и был сослан в ссылку так и не завершив строительства.

Дача для Николая I

Нового хозяина эти земли обрели лишь в 1825 году, когда Император Александр Первый подарил их своему брату — великому князю Николаю Павловичу. На следующий год новый хозяин, ставший к тому времени императором Николаем I, приказал построить для себя дачу — сельский домик с прилегающим к нему парком.

Три года потребовалось для завершения первоочередных строительных работ. К этому же времени поэт В.А Жуковский, близкий друг семьи, предложил эскиз герба Александрии. На нем был изображен синий геральдический щит с рыцарским мечом, пропущенным через венок из белых роз. Белые розы появились на гербе не случайно. Это были любимые цветы супруги императора Александры Федоровны.

Парк русского романтизма

Архитектором Адамом Менеласом с шотландскими корнями был создан дворец «Коттедж» в стиле неоготика. Также были спроектированы и построены хозяйственные корпуса. Пейзажный парк окружал постройки и простирался на 115 Гектар, создавая ощущение простора.

Результатом творчества мастеров паркового дела, на берегу Финского залива появился один из прекраснейших парков русского романтизма. Различные архитектурные решения в неоготическом стиле подчеркивали романтический дух места. В парке были созданы караулки, чугунные колодцы, затейливые мосты, уединенные беседки и скамейки. До наших дней сохранились Руинный мост, перекинутый через глубокий овраг и «каменный диван», высеченный в огромном валуне.

Церковь для императорской семьи

На смену шотландскому мастеру пришел А.И. Штакеншнейдер, прославившийся своими творениями в Петербурге. Архитектору потребовалось 22 года на перестройку фермы с павильоном «в сельском вкусе», созданной его предшественником.

В результате был создан Фермерский дворец для императора Александра II. Кроме того, Штакеншнейдер построил Новую Ферму, здание Дворцовой телеграфной станции и Константиновского или Адмиральского домика, который был спроектирован для великого князя Константина Николаевича — второго сына императора Николая Первого.

Архитектор К. Шинкель возвел здание домашней церкви для императорской семьи. Церковь была построена в неоготическом стиле и стала одной из самых необычных построек дворцово-паркового ансамбля с не менее необычным названием – Готическая капелла.

Семейный уголок для отдыха

Александрия стала дачей Николая Первого и служила местом семейного отдыха для всей императорской семьи, в которой дети были окружены особой заботой. Поэтому в «Александрии» создавались разные детские сооружения, такие как, например, спортивная площадка к югу от «Коттеджа», детская Крепость с валом и Пожарная каланча рядом с Фермерским дворцом.

Не сохранились до наших времен Детский сельский домик, Голубятня, Детская ферма на берегу залива и водяная Мельница. Супруга Николая I, императрица Александра Фёдоровна создала в «Александрии» для своей семьи особый уголок любви, наполненный семейным теплом и уютом.

Свидетельством этого стал тот факт, что ее сын император Александр II и внук – император Александр III, каждое лето проводили с семьёй в «Коттедже».

Закажите историческую экскурсию в парк «Александрия»

Обратившись к нам, будьте уверены, что мы сможем составить программу по парку «Александрия» с учетом интересов детей и взрослых, чтобы никому не пришлось скучать!!

Мы предлагаем пятичасовую экскурсию. Наш гид и водитель встретят Вас там, где Вам удобно и Вы вместе отправитесь в Александрию. Дорога займет около часа, но по пути Вы не будете скучать, так как гид проведет для Вас путевую экскурсию.

Дворцы Александрии

Парк “Александрия” Петергоф.

Долго я добиралась до парка “Александрия”. Очень долго. Как до фотографий, так и до самого парка. Не была там лет 10. Вот в последний уик-энд дома доехали-дошли и до этого замечательного места. Тишина. никаких туристов. БЛАГОДАТЬ! Одно удовольствие. Воздух тут пахнет морем и лесом. И под ногами шуршит мелкая щебёнка и листья. Уходить не хочется. Но всему приходит конец. МЫ тоже ушли из парка унося с собой сердце влюблённое в парк и душевное спокойствие. И твёрдо пообещав себе вернуться в эту сказку. Тем более, что в парке ведутся реставрационные работы. Пока же расскажу о парке и немного покажу фотографий.

Основой дворцово-паркового ансамбля, созданного трудом и талантом выдающихся зодчих и многих тысяч крепостных строителей, является парк Александрия. В его пейзаже гармонично чередуются возвышенности и ровные участки, небольшие рощи и лужайки, пруды, извилистые аллеи и прямые дороги, обсаженные ветвистыми дубами. По композиционному решению, умелому использованию рельефа, компоновке и подбору насаждений Александрия является превосходным образцом парка пейзажного стиля и относится к числу выдающихся памятников русской ландшафтной архитектуры XIX века.
Центральной композиционной осью парка служит Никольская аллея, прямолинейно пересекающая его с запада на восток – от одноименных ворот в каменной стене до Большого пруда, где она вливается в скрещение нескольких аллей и, огибая пруд, выходит к восточной границе парка. Никольская аллея делит парк на северную и южную части – прибрежную и нагорную, Остальные дороги Александрии – извилистые, характерные для пейзажного паркостроения.
Помимо Никольской аллеи в направлении с запада на восток территорию Александрии пересекают еще четыре дороги. Они соединяют входы в парк и архитектурные сооружения. Система дорог, направленных с запада на восток, пересекается тремя идущими к морю.
Основные дороги и аллеи проложены с тонким расчетом, позволяющим рассматривать пейзаж Александрии с наиболее эффектных точек обзора, дающих иллюзию обширного пространства, протяженности и многообразия природного окружения. Планировка Александрии в этом смысле отмечена большой художественной логичностью и содержательностью. Она зрительно увеличивает сравнительно небольшую территорию и вместе с тем делает ее уютной.
Большую роль в композиции Александрии играет компоновка насаждений. Основной прием, который использован здесь, – это чередование сгущенных посадок, главным образом дубов, и зеленых полян-лужаек.
Отличительная особенность Александрии – разнообразие зеленых насаждений. Здесь соседствуют дубы, липы, березы, клены, тополя, ясени, вербы. Сохранились экземпляры и экзотических, привозных пород.

Водоемы занимают в пейзаже Александрии подчиненное место. Природный овраг, перегороженный плотиной, был превращен в проток с водопадом, бегущий по гранитным валунам. Большой пруд включен в панораму пейзажа перед северным фасадом дворца Коттедж.

Особый художественный колорит привносит в пейзаж Александрии море. Не только расположение дорог и аллей, но и группировка деревьев и кустарников ориентированы на включение морского пространства в ту или иную картину.
Создание обширного приморского пейзажного парка – свидетельство таланта и опытности архитектора Менеласа, который опирался на высокое профессиональное мастерство петергофских садоводов.
Характерной особенностью формирования зеленого массива Александрии явилась посадка большого числа редких древесных и кустарниковых пород. Эти элементы «экзотичности» придали пейзажу неповторимую живописность.

На протяжении ряда лет Александрия обогащалась различными декоративными элементами – скульптурами, беседками, садовыми павильонами, караулками.

По парку вдоль аллей были поставлены скамьи, а вблизи Коттеджа стояли «готические диваны» с высокими спинками сложного рисунка. Дорога от Коттеджа до чугунных ворот окаймлялась литыми столбиками, окрашенными масляной краской.
В 1828 году по распоряжению Николая I в Александрию привезли трофеи русско-турецкой войны – две легкие медные пушки. Их поставили по сторонам у ворот на специально выточенных лафетах. Эти пушки служили своеобразным декором, подчеркивая «воинскую доблесть» владельца резиденции.
В 1835 году по рисунку И. Шарлеманя изготовили чугунный готический павильон – навес для колодца – ценный образец высокого искусства русского художественного литья.
По чертежам Менеласа у въезда в Александрию (ныне находится на Ленинградском шоссе) построили павильон – Готическую караулку – со стрельчатыми окнами, многогранными башенками, зубчатым парапетом и металлическими воротами по сторонам.
Более ста лет украшением парка служил трехпролетный Руинный мост

, также созданный Менеласом. Вблизи этого моста в то время сохранялись руины бывшего меншиковского дворца «Монкураж», отчего мост получил название Руинного. Опоры и арки моста были облицованы грубо обработанными гранитными валунами и плитами. В стенах опор, примыкавших к откосам оврага, виднелись тяжелые, окованные железом двери и мрачные амбразуры с решетками. Стволы берез, положенные на гранитные глыбы, служили перилами моста. После войны от Руинного моста уцелели восточный устой и два постамента с гигантскими вазами, вырубленными из пудостского камня С. Копыловым.
Одна из самых оригинальных построек Александрии– Готическая капелла – церковь

, посвященная Александру Невскому. В этом архитектурном сооружении наиболее органично претворены формы готического зодчества. Целостная по объему, гармоничная по пропорциям, изящная по силуэту, Капелла служит эффектной романтической декорацией парка. Углы Капеллы подчеркнуты массивными башнями с остроконечными шпилями из чугуна и золочеными крестами. Стены прорезаны окнами-розетками для витражей и порталами со стрельчатыми орнаментами и статуями святых. Капеллу создали по проекту великого немецкого зодчего К.-Ф. Шинкеля в 1830–1834 годах архитекторы А. Менелас и И. Шарлемань. По моделям мастера-лепщика М. Соколова были отлиты из чугуна ажурный парапет в виде сплетающихся лилий, кронштейны и балдахины для статуй, перья, розетки, крестоцветы и другие сложные по форме скульптурно-орнаментальные детали. По двенадцати моделям академика скульптуры В. Демут-Малиновского выбили из листовой меди 43 фигуры апостолов, евангелистов, ангелов и Марии с младенцем.
Вблизи дороги, ведущей от Капеллы к Коттеджу, расположен Фермерский дворец (именно сейчас он очень активно реставрируется). Обширное двухэтажное здание с мансардой, сложное в плане, состоит как бы из нескольких примыкающих друг к другу строений с большими окнами, эркерами и чугунными балконами. Скромный домик-павильон фермы, построенный Менеласом «в сельском вкусе» – с крышей, окрашенной под цвет соломы, и террасой с навесом на колоннах, обвитых берестой и зелеными гирляндами, – превратился в дворец. Все работы по расширению павильона и превращению его в летний дом цесаревича, а потом дворец императора Александра II вел с 1838 года по 1859 год архитектор Штакеншнейдер.
Архитектор не стремился создать величественное дворцовое здание, а направил свое мастерство на достижение максимальных удобств для проживания высокопоставленных владельцев.
Штакеншнейдер сохранил в дворце «сельские» черты первоначальной постройки – железную крышу, окрашенную под солому, столбы навесов и балконов, обвитых берестой.
В облике фасадов и декоре 43 основных интерьеров Фермерского дворца прослеживаются готические мотивы, общие для всех построек Александрии.
В ансамбле парка Александрия сохранился ряд ценных памятников архитектуры середины XIX века. Это прежде всего построенные по проекту Штакеншнейдера в 1840–1850-х годах новые здания Кухонного корпуса, Коттеджа, Константиновский домик, Новая ферма и здание телеграфной станции. В облике всех этих построек в разной степени применены элементы готики.
Последнее крупное дворцовое здание Александрии– четырехэтажный Нижний, или Новый, дворец Николая II, называвшийся чаще Нижней дачей. Первоначально, в 1883 году, по проекту архитектора А. Томишко была возведена дача с башней. В 1895–1896 годах тот же архитектор расширил ее, превратив в нарядный дворец. Возле дворца на самом берегу залива архитектор расположил выдержанную в едином стиле группу служебных построек, создав небольшой дворцово-парковый ансамбль. Нижняя дача была разрушена в годы войны. От нее остались лишь парадные ворота с караульным домом и фундаменты. В настоящее время принято решение о начале восстановительных работ.

Садовнику 20 лет трудившемуся над созданием парка “Александрия”. По повелению императора поставлен сей памятник. Рядышком стоит скамеечка с которой открывается шикарный вид на парк и между крон деревьев можно заметить зеркало Финского залива или в густой траве ленту голубой речки.

Сады и парки Санкт -Петербурга Весьма советую посетить сей сайт.

Читайте далее: