Древняя греция эрехтейон ударение

Эрехтейон. Последний из великих храмов Акрополя

Рядом с Парфеноном на афинском Акрополе находится один из самых необычных по архитектуре храмов Эллады – Эрехтейон. Это последний из великих храмов античной Греции, созданный на излёте «золотого века» страны.

История создания

Чтобы наверняка быть услышанным Афиной, следовало приносить ей дары и возносить молитвы в Парфеноне, главном святилище Аттики, которое, как считалось, она посещала чаще всего. Поэтому центральное место на Акрополе занимал именно этот храм, здесь проводились официальные церемонии, сюда стекались паломники. Однако куда более высокое духовное значение для афинян имело место, расположенное к северу от Парфенона. Здесь и был возведён Эрехтейон, названный в честь древнего царя Афин Эрехтея.

По преданию, именно здесь произошёл спор между Афиной и Посейдоном за право обладания Аттикой. Как известно, по условиям спора боги должны были сделать городу дары. От удара Посейдона трезубцем из скалы забил источник солёной воды. Афина же, прикоснувшись копьём к земле, вырастила оливковое дерево. Дар богини был признан более ценным, и она стала покровительницей Афин.

Идея постройки храма в священном месте принадлежала Периклу, но реализовали её уже после его смерти. Строительство началось в 421 году до н.э. Автором проекта и руководителем работ был Мнесикл, зодчий, создавший парадный вход на Акрополь – Пропилеи.

Это было сложное время для Афин. В Греции шла Пелопоннесская война, в которой с одной стороны выступали Афины с союзниками, с другой – союз полисов во главе со Спартой, поддержанный персами. Военные действия охватили всю Грецию и западное побережье Малой Азии и шли с переменным успехом.

Эрехтейон был освящён в 406 году до н.э., а уже через полтора года Афины постигла катастрофа. Город был взят спартанцами, в Аттике установился олигархичекий режим. Афинам так и не удалось восстановить своё могущество. Таким образом, Эрехтейон стал «лебединой песней» эпохи гегемонии Афин.

После завершения строительства в храм перенесли главные афинские реликвии – деревянный ксоан (идол) Афины, упавший, согласно легенде, с неба за тысячу лет до постройки храма, статую Гермеса, привезённую в Афины первым царём Аттики, Кекропсом, светильник, изготовленный из золота скульптором Каллимахом и никогда не угасавший, хотя масло в него подливали лишь раз в год, а также многие другие святыни. Во внутреннем дворе здания посетителям показывали колодец, выбитый трезубцем Посейдона, а рядом с храмом росла легендарная олива. Дерево сгорело во время разрушения Акрополя персами, но затем вновь возродилось.

Особым почитанием пользовались могилы царя Эрехтея в северном портике, и Кекропса, которая находилась к западу от здания.

Архитектурный облик Эрехтейона

Храм был посвящён Афине, Посейдону и Эрехтею, в нём хранилось множество святынь, поэтому его планировка достаточно сложна и необычна. К тому же участок, на котором стоит храм, имеет существенный перепад высоты, поэтому отдельные части здания размещены на разных уровнях.

Здание возведено в ионическом стиле и имеет две целлы – западную и восточную. Восточная часть была посвящена Афине Полиаде, Градохранительнице. Портик на входе насчитывал шесть колонн. Здесь находился знаменитый ксоан, перед которым горел неугасимый светильник. Ежегодно в день окончания Панафинейских игр афинские женщины подносили статуе новый пеплос. Считалось, что пока ксоан находится в Афинах, город останется неприступным для врагов.

Западная часть, посвящённая Посейдону и Эрехтею, располагается на 3 метра ниже восточной. Главный вход в целлу располагается на севере, но оба торца этой части здания оформлены портиками. Вход был украшен резными розетками (растительным орнаментом). Розетки в Греции вырезались на погребальных стелах. Появление столь редкого для храма украшения в северном портике объясняется тем, что именно здесь был похоронен Эрехтей.

Всего в западную часть устроено три входа. Помимо алтаря Посейдона, здесь были установлены алтари Гефеста, отца Эрехтея, и Бута, брата царя и первого жреца Афины.

С южной стороны западной части находится всемирно известный портик Пандросы, дочери Кекропса. Его архитрав покоится на шести статуях кариатид, жриц Артемиды. Выполнены они из мрамора с горы Пентеликон, высота изваяний 2,1 м.

Культ Артемиды получил распространение в Афинах во времена правления тирана Писистрата (VI век до н.э.). При нём статуи кариатид стали популярным скульптурным украшением. Их помещали даже на могилах. На Акрополе возвели храм Артемиды, который был уничтожен персами в 480 году до н.э. При планомерной застройке Акрополя во времена Перикла было решено отдельного храма Артемиде не возводить (возможно, из-за элементарной нехватки места). Однако горожане требовали почтить богиню, поэтому Мнесикл решил пристроить столь необычный портик к Эрехтейону.

К сожалению, нам почти ничего неизвестно о скульптурных украшениях храма. Снаружи здание было опоясано фризом, выполненным из накладных фигур белого паросского мрамора на тёмном фоне из тёмного элевсинского камня. Сохранившиеся обломки фриза столь незначительны, что не позволяют с уверенностью судить о сюжете. От внутреннего убранства, увы, не осталось и следа.

Дальнейшая судьба храма

Эрехтейон оставался почитаемым святилищем Афины вплоть до распространения христианства. Храм неоднократно перестраивался и ремонтировался, что позволило ему простоять в относительной сохранности более 2 тысяч лет.

Первая перестройка относится к византийскому периоду, когда в Эрехтейоне помещалась церковь Пресвятой Богородицы. После захвата Константинополя крестоносцами в 1204 году и образования Латинской империи храм был перестроен в дворец, резиденцию герцога Афинского. Во времена турецкого владычества храм был вновь перестроен и превращён в гарем местного паши.

Роковым для Эрехтейона, как и для всего Акрополя, стал 1687 год, когда Афины были осаждены венецианцами. На Акрополе засел турецкий гарнизон, и цитадель подверглась интенсивной артиллерийской бомбардировке. Храм понёс непоправимый ущерб, он фактически превратился в руины.

Дело венецианцев продолжил лорд Элджин, английский посол в Константинополе в начале XIX века. С разрешения султана Селима III он вывез в Лондон множество произведений искусства с Акрополя, в том числе одну из кариатид. Вывоз осуществлялся бессистемно, и если фрагменты скульптур Эрехтейона и оставались к тому времени на Акрополе, то после этого «спасения античного наследия» они практически утратили историческую ценность и не могут послужить базой для восстановления скульптурного убранства храма.

Реставрация Эрехтейона началась лишь после обретения Грецией независимости и продолжается до сих пор. Лучше всего сохранился как раз портик кариатид, который является любимой и самой посещаемой достопримечательностью Акрополя как для туристов, так и для местных жителей. Но даже в нынешнем незавидном состоянии Эрехтейон, включённый в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, остаётся одной из вершин античного зодчества.

Эрехтейон – таинственная святыня Акрополя. Полезная информация для туристов

Афинский Акрополь всемирно известный памятник античности. Тысячи туристов приезжают в греческую столицу, чтобы прикоснуться к руинам святилища. Жемчужиной Акрополя считается знаменитый Парфенон, но в тени его славы притаилось еще одно священное место – храм Эрехтейон.

Монументальное здание ионического ордера возведено в 5 веке до н. э. и расположено немного на север от Парфенона. С этим святилищем связано множество легенд , указывающих на то, что Эрехтейон играл важнейшую роль в жизни Эллады.

Храм Эрехтейон и его история

Возведение святыни пришлось на не самые лучшие для страны времена. Едва завершились разрушительные персидские войны, как Древняя Греция погрязла во внутренних междоусобицах. Но эллинам удавалось совмещать военные сражения с восстановлением культурных ценностей.

После войны с персами архитектурное достояние Афин было частично разрушено. Древние святыни были важны афинянам, поэтому правитель Перикл принял решение возродить утраченные храмы. Так Афинский Акрополь получил новый виток развития и на нем появились Парфенон, Пропилей, Эрехтейон и другие достопримечательности Афин.

Строительство

История храма Эрехтейон началась в 421 г. до н.э. Для работ над проектированием и строительством святыни пригласили архитектора Мнесикла. А украшал здание знаменитый скульптор Фидий, до этого работавший над святилищем Афины Парфеноном и монументальной статуей богини.

В успешном творческом тандеме мастерам удалось к 406 г. до н.э. завершить строительство. Над Акрополем возвысилось еще одно величественное строение с необычной планировкой и изящными архитектурными элементами. Назывался новый храм – Эрехтейон.

Святыня стала местом хранения важнейших античных реликвий, среди которых:

  • Упавший с небес идол Афины;
  • Статуя Гермеса;
  • Неугасающий светильник Каллимаха;
  • Гробница Кекропа (основателя Афин).

Вход в здание был дозволен исключительно жрецам, что подтверждает уникальный религиозный статус храма. До сих пор ходят разные версии о том, кому посвящен жертвенный алтарь: Посейдону, Афине или Эрехтею.

Легенды

По древнему преданию считалось, что Храм Эрехтейон возведен на месте спора греческих богов за покровительство над Афинами. Якобы именно здесь они представили городу свои дары. Поэтому в зале храма располагался колодец, дарованный Посейдоном, а возле святыни росло оливковое дерево, которое подарила мудрая Афина, ставшая победительницей.

Также легенды гласят еще об одной истории, из-за которой храм и получил название Эрехтейон.

В разгар войны между Афинами и Элевсином, афинский царь Эрехтей собственноручно убил правителя Элевсина Эвмолпа, который был сыном морского бога. В результате возник конфликт Посейдона и Эрехтея, неожиданным судьей которого стал Зевс. Бог морей уговорил брата поразить афинского царя молнией, след от удара которой до сих пор виден на поврежденных плитах.

Несмотря на гнев богов, афиняне очень почтительно относились к Эрехтею и после его смерти. Поэтому когда рядом с местом, где находилась могила царя, возвели новый храм, его стали называть по имени славного правителя.

Современность

С приходом на греческие земли христианства Эрехтейон не утрачивает религиозного значения: вплоть до середины 17 века здесь находился православный храм. Но в 1687 году при осаде города венецианскими захватчиками античному зданию нанесли колоссальный ущерб. Добившись независимости, греки пытались восстановить античную святыню, но результат остался неутешительным. На сегодняшний день здесь сохранились лишь руины строения и фрагменты скульптурных элементов.

Архитектура Эрехтейона

Храм возведен в одной стилистике с остальными зданиями Акрополя, но есть у этой святыни и свои особенности.

Уникальной чертой является планировка Эрехтейона: храм поделен надвое, при этом обе части здания расположены на разных уровнях. Верхний зал посвящен богине Афине, а нижний предназначен для поклонения Посейдону и Эрехтею. Внутрь помещений вели отдельные входы, которые были оформлены портиками.

Перепад высот обусловлен вовсе не уровнем выказываемого уважения. Разрабатывая план Эрехтейона на афинском Акрополе, архитектор руководствовался необходимостью оформить два входа, и нивелировать падение высоты почв, происходящее с юга на север. Поэтому самым приемлемым решением оказалось разделение святыни на две части: западную и восточную.

Западный Эрехтейон

Храм, расположенный на низменности. Здесь находились такие святыни, как:

На северной стороне был главный вход в помещение, увенчанный портиком с 6 колоннами. Западный фасад храма, обрамленный четырьмя полуколоннами, украсили фресками и мраморной резьбой. Также с западной стороны были расположены высокие оконные проемы. Южная часть здания – место, где сохранились знаменитые мраморные Кариатиды, о которых расскажем чуть позже.

Восточный Эрехтейон

Эта часть строения целиком посвящена культу богини Афины, который был главенствующим для афинян.

Восточная стена храма имела портик из шести монументальных колонн. Внутри здания размещалась деревянная статуя, посвященная Афине Полиаде. Это была древнейшая реликвия, на момент возведения храма насчитывающая более 1000 лет! У статуи Афины горел знаменитый светильник, неугасающий круглый год.

Размеры Эрехтейона

Как уже отмечалось, храм Эрехтея непропорционален в стенах.

Северный портик, где расположен главный вход, имеет:

  • длину в 10,7 метров,
  • высоту колонн в 7,6 м и
  • антаблемент в 1,7 м.

Габариты восточного портика составляют:

  • 11, 6 м длины,
  • 6,6 м высоты колонн и
  • 1,5 м высоты антаблемента.

Общая площадь фундамента здания составляет 23,5 м на 11, 6 м.

Кариатиды храма Эрехтейон

Мраморные фигуры дев в ниспадающих одеждах, опираясь на одну ногу, удерживают на своих плечах архитрав. Этот портик фактически визитная карточка здания, хотя был достроен позже возведения храма. Создание скульптур приписывают руке Каллимаха, но достоверно автор не известен.

Девы-кариатиды – это жрицы богини Артемиды. До начала персидских войн, на Акрополе располагался храм Артемиды, но позднее ее культ в Афинах не был распространен. Поэтому Перикл не планировал возрождать святыню Артемиды. Однако, дань почтения богине все-таки решили отдать, изготовив скульптуры жриц и установив их на портике храма.

Важно заметить, что современный облик храма дополняют копии знаменитых скульптур. Настоящие кариатиды Эрехтейона хранятся в музее Акрополя. На данный момент там пять фигур, хотя изначально храм украшали шесть дев. Где же еще одна скульптура?

Дело в том, что одну кариатиду в 1802 году вывез в Лондон и передал Британскому музею лорд Элджин. И хотя сделал он это по разрешению турецкого султана, такой поступок вряд ли можно назвать положительным. Тем более что лорд намеревался увезти и вторую скульптуру, но рабочие не справились с задачей, в результате чего кариатида частично разбилась и осталась стоять на портике. Что же касается вывезенной скульптуры, то греки и по сей день добиваются ее возврата на историческую родину.

Информация для туристов

Античное наследие – уникальная возможность оценить уровень развития культуры тех лет.

С гордостью Греция хранит все, что археологам удается найти и восстановить. Посетив Акрополь, вы сможете осмотреть не только Эрехтейон, но и Святилище Пандроссы, Аррефорий, руины Парфенона и многое другое. А по вечерам, когда включают нежную подсветку, античные здания еще прекраснее.

Как добраться до Эрехтейона

Доехать до Акрополя можно на метро: одноименная станция расположена на красной ветке. Для ориентира учтите, что это следующая остановка после площади Синтагма.

Если же вы хотите прогуляться по центру Афин пешком, то вам достаточно попасть на улицу Dionysiou Areopagitou и идти все время прямо. Возвышающийся над городом античный холм упустить из виду просто невозможно.

Часы работы и цены

Эрехтейон открыт для посетителей Акрополя ежедневно, исключение составляют только официальные праздники страны. Режим работы заведения в летний сезон с 08:00 до 20:00, а в зимний период до 15:30.

Стоимость билета составит 20€. Если вы хотите полюбоваться оригинальными кариатидами, то придется доплатить еще 5€ за посещение музея Акрополя. Кроме того, можно приобрести за 30€ комплексный билет, который дает право в течение 5 дней посетить все храмы и музеи Акрополя.

Древняя греция эрехтейон ударение

В то время как Парфенон был самым грандиозным храмом в Акрополе, Эрехтейон был специально создан для совершения религиозных ритуалов.

Строительство Эрехтейона началось в 420 до н.э. во время Пелопонесской войны и было прервано через некоторое время из-за наступления сложных времен для афинян, уставших от сражений. За это время афиняне потерпели сокрушительное поражение на Сиракузы. Империя была ввергнута в несколько восстаний. Гордость Древней Греции – режим демократии был заменен на олигархию.

Возведение Эрехтейона было завершено в 406 до н.э. Вскоре после этого в 403 году Афины пали под натиском спартанцев.

Ни одно из событий, сопутствующих падению Афин, не были отражены в архитектуре Древней Греции. Культурный опыт Афин. Который выражался посредством искусства, достиг нового апогея.

Архитектурный стиль Эрехтейона

Храм имеет сложную структуру, включающую размещение святынь, как алтарь Посейдону (Эрехтейну) и Геферту, и места, где согласно мифу, Посейдон ударил в Акрополь своим трезубцем. Другие места религиозного поклонения включали оливковое дерево, в основании которого бурлили морские воды (море Эрехтеона), гробница Кекропс и святилище Пандросиона.

Элегантность и тонкие формы памятника архитектуры Древней Греции соперничали с красотой Парфенона. Храм развернут на восток, и его вход украшен шестью ионическими колоннами. Северная и западная стены храма почти в два раза ниже, чем фронтовая и южная части. Храм был необычной постройкой того времени, посколько включал два крыльца: одно в северо-западном направлении, поддерживаемое высокими ионическими колоннами, и второй в юго-западном углу, у основания которого были созданы шесть массивных женских статуй, известных как кариатиды.

Кариатиды афинские в архитектуре Греции

Скульптуры кариатид стали главной достопримечательностью храма. Они выстояли на прошествии нескольких веков, держа на своих головах крышу крыльца Эрехтейона. Изображение женских статуй было не новшеством в архитектуре Древней Греции. Святилище суфийского храма в Дельмах VI в. до н.э. также содержит элементы скультур с фигурами женщин.

В настоящее время в храме находятся точные копии скульптур, оригиналы были подвергнуты коррозионному разрушению и из-за этого переданы в современный музей Акрополя в Афинах. Одна из шести кариатид была передана в музей Лондона, будучи подаренной лорду Альджину наряду с несколькими мраморными статуями из Парфенона.

Из трудов Плутарха стало известно, что все здание было щедро украшено фресками, позолоченными розеткам, в нем находилось множество скульптур.

Эрехтейон — афинский акрополь

В отличие от того же Парфенона сюда имели доступ только жрецы. Тут они приносили свои жертвоприношения и совершали обряды. Здесь подносились дары богам, которым он посвящен, и Эрехтею.

После прихода христианства на его месте устроили христианский храм.

В 17 веке храм подвергся серьезным разрушениям, которые нанесли ему венецианцы, воевавшие с местным населением. Потом здание немного восстановили, но до полного восстановления дело не дошло. К тому же постарались мародеры, которые унесли оттуда много ценных предметов. За последние века были проведены 2 реставрации храма: в 1837-47 и 1902-09 годах.

Сейчас многие из статуй храма находятся в Британском музее, а в Афинах оставлены копии.
Кстати, вход в Эрехтейон в Афинах платный. За проход на территория акрополя придется заплатить 12 евро.

История создания

Чтобы наверняка быть услышанным Афиной, следовало приносить ей дары и возносить молитвы в Парфеноне, главном святилище Аттики, которое, как считалось, она посещала чаще всего. Поэтому центральное место на Акрополе занимал именно этот храм, здесь проводились официальные церемонии, сюда стекались паломники. Однако куда более высокое духовное значение для афинян имело место, расположенное к северу от Парфенона. Здесь и был возведён Эрехтейон, названный в честь древнего царя Афин Эрехтея.

По преданию, именно здесь произошёл спор между Афиной и Посейдоном за право обладания Аттикой. Как известно, по условиям спора боги должны были сделать городу дары. От удара Посейдона трезубцем из скалы забил источник солёной воды. Афина же, прикоснувшись копьём к земле, вырастила оливковое дерево. Дар богини был признан более ценным, и она стала покровительницей Афин.

Идея постройки храма в священном месте принадлежала Периклу, но реализовали её уже после его смерти. Строительство началось в 421 году до н.э. Автором проекта и руководителем работ был Мнесикл, зодчий, создавший парадный вход на Акрополь – Пропилеи.

Это было сложное время для Афин. В Греции шла Пелопоннесская война, в которой с одной стороны выступали Афины с союзниками, с другой – союз полисов во главе со Спартой, поддержанный персами. Военные действия охватили всю Грецию и западное побережье Малой Азии и шли с переменным успехом.

Эрехтейон был освящён в 406 году до н.э., а уже через полтора года Афины постигла катастрофа. Город был взят спартанцами, в Аттике установился олигархичекий режим. Афинам так и не удалось восстановить своё могущество. Таким образом, Эрехтейон стал «лебединой песней» эпохи гегемонии Афин.

После завершения строительства в храм перенесли главные афинские реликвии – деревянный ксоан (идол) Афины, упавший, согласно легенде, с неба за тысячу лет до постройки храма, статую Гермеса, привезённую в Афины первым царём Аттики, Кекропсом, светильник, изготовленный из золота скульптором Каллимахом и никогда не угасавший, хотя масло в него подливали лишь раз в год, а также многие другие святыни. Во внутреннем дворе здания посетителям показывали колодец, выбитый трезубцем Посейдона, а рядом с храмом росла легендарная олива. Дерево сгорело во время разрушения Акрополя персами, но затем вновь возродилось.

Особым почитанием пользовались могилы царя Эрехтея в северном портике, и Кекропса, которая находилась к западу от здания.

Архитектурный облик Эрехтейона

Храм был посвящён Афине, Посейдону и Эрехтею, в нём хранилось множество святынь, поэтому его планировка достаточно сложна и необычна. К тому же участок, на котором стоит храм, имеет существенный перепад высоты, поэтому отдельные части здания размещены на разных уровнях.

Здание возведено в ионическом стиле и имеет две целлы – западную и восточную. Восточная часть была посвящена Афине Полиаде, Градохранительнице. Портик на входе насчитывал шесть колонн. Здесь находился знаменитый ксоан, перед которым горел неугасимый светильник. Ежегодно в день окончания Панафинейских игр афинские женщины подносили статуе новый пеплос. Считалось, что пока ксоан находится в Афинах, город останется неприступным для врагов.

Западная часть, посвящённая Посейдону и Эрехтею, располагается на 3 метра ниже восточной. Главный вход в целлу располагается на севере, но оба торца этой части здания оформлены портиками. Вход был украшен резными розетками (растительным орнаментом). Розетки в Греции вырезались на погребальных стелах. Появление столь редкого для храма украшения в северном портике объясняется тем, что именно здесь был похоронен Эрехтей.

Всего в западную часть устроено три входа. Помимо алтаря Посейдона, здесь были установлены алтари Гефеста, отца Эрехтея, и Бута, брата царя и первого жреца Афины.

С южной стороны западной части находится всемирно известный портик Пандросы, дочери Кекропса. Его архитрав покоится на шести статуях кариатид, жриц Артемиды. Выполнены они из мрамора с горы Пентеликон, высота изваяний 2,1 м.

Культ Артемиды получил распространение в Афинах во времена правления тирана Писистрата (VI век до н.э.). При нём статуи кариатид стали популярным скульптурным украшением. Их помещали даже на могилах. На Акрополе возвели храм Артемиды, который был уничтожен персами в 480 году до н.э. При планомерной застройке Акрополя во времена Перикла было решено отдельного храма Артемиде не возводить (возможно, из-за элементарной нехватки места). Однако горожане требовали почтить богиню, поэтому Мнесикл решил пристроить столь необычный портик к Эрехтейону.

К сожалению, нам почти ничего неизвестно о скульптурных украшениях храма. Снаружи здание было опоясано фризом, выполненным из накладных фигур белого паросского мрамора на тёмном фоне из тёмного элевсинского камня. Сохранившиеся обломки фриза столь незначительны, что не позволяют с уверенностью судить о сюжете. От внутреннего убранства, увы, не осталось и следа.

Дальнейшая судьба храма

Эрехтейон оставался почитаемым святилищем Афины вплоть до распространения христианства. Храм неоднократно перестраивался и ремонтировался, что позволило ему простоять в относительной сохранности более 2 тысяч лет.

Первая перестройка относится к византийскому периоду, когда в Эрехтейоне помещалась церковь Пресвятой Богородицы. После захвата Константинополя крестоносцами в 1204 году и образования Латинской империи храм был перестроен в дворец, резиденцию герцога Афинского. Во времена турецкого владычества храм был вновь перестроен и превращён в гарем местного паши.

Роковым для Эрехтейона, как и для всего Акрополя, стал 1687 год, когда Афины были осаждены венецианцами. На Акрополе засел турецкий гарнизон, и цитадель подверглась интенсивной артиллерийской бомбардировке. Храм понёс непоправимый ущерб, он фактически превратился в руины.

Дело венецианцев продолжил лорд Элджин, английский посол в Константинополе в начале XIX века. С разрешения султана Селима III он вывез в Лондон множество произведений искусства с Акрополя, в том числе одну из кариатид. Вывоз осуществлялся бессистемно, и если фрагменты скульптур Эрехтейона и оставались к тому времени на Акрополе, то после этого «спасения античного наследия» они практически утратили историческую ценность и не могут послужить базой для восстановления скульптурного убранства храма.

Реставрация Эрехтейона началась лишь после обретения Грецией независимости и продолжается до сих пор. Лучше всего сохранился как раз портик кариатид, который является любимой и самой посещаемой достопримечательностью Акрополя как для туристов, так и для местных жителей. Но даже в нынешнем незавидном состоянии Эрехтейон, включённый в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, остаётся одной из вершин античного зодчества.

Храм Эрехтейон в Акрополе

Эрехтейон – пожалуй один из самых запоминающихся храмов Афинского Акрополя, который вполне может поспорить по популярности с Парфеноном. Этот памятник древнегреческой архитектуры построен в 421-406 годах до нашей эры и посвящен главным греческим божествам: Афине и Посейдону, а также афинскому царю Эрехтею. Ежегодно миллионы туристов со всего мира приезжают в Афины, чтобы своими глазами взглянуть на уникальную архитектуру храма, глубже погрузиться в его историю и, конечно же, увидеть знаменитый портик кариатид, который стал не только визитной карточкой Акрополя, но и всего города. Для тех, кто хочет узнать об этом храме чуть больше, чем пишут в путеводителях, мы решили собрать в одной статье всю самую интересную информацию об истории Эрехтейона и его архитектуре.

Храм Эрехтейон – визитная карточка Акрополя

История храма Эрехтейон

Если верить археологам, то современный Эрехтейон граничил с руинами древнего храма Афины Паллады, построенного еще во времена Писистрата (середины VI века до нашей эры) и разрушенного во время персидского вторжения. В V веке до нашей эры Афины посетил Геродот, который в своих бумагах писал, что среди сожженных святилищ Акрополя было одно особо почитаемое афинянами – «храм рожденного из земли Эрехтея». Считается, что именно на месте этого древнего святилища и был построен современный Эрехтейон. Однако, у этой версии есть и противники, которые утверждают, что свое название в честь афинского царя святилище получило только после присоединения Греции к Священной Римской империи, но подробнее об этом чуть позже.

Храм Эрехтейон в наши дни

Эрехтейон был задуман Периклом и был частью грандиозного строительства в Акрополе. Но пелопонесская война отодвинула эти планы, и возведение храма началось только в 421 году до н.э. уже после смерти государственного деятеля. Спустя пару лет стройка была заморожена, но в 406 году строительство все же было завершено. История хранит в тайне имя гениального архитектора, но археологи все чаще приписывают авторство Мнесиклу и Фидию.

Храм Афины, Посейдона и Эрехтея

Основная функция храма (помимо религиозной) – хранение главных артефактов полиса. Надо сказать, что сокровищнице Эрехтейона позавидуют все современные греческие музеи вместе взятые. Именно здесь хранилась деревянная статуя Афины (которая по легенде упала с неба), статуя Гермеса (та самая, что согласно мифу, принес Кекропс), знаменитый золотой светильник (огонь в котором не угасал, несмотря на то, что масло в него наливали раз в год), гроб царя Эрехтея и многие другие не менее значимые для Аттики святыни.

Деревянный идол Афины переехал в Эрехтейон практически сразу же после окончания строительства храма в 406 году до нашей эры. Но буквально через пару дней в храме вспыхнул пожар, который не только омрачил торжества по случаю освящения храма, но и уничтожил часть стен. Потребовалось десять лет, чтобы восстановить храм.

Священный Эрехтейон в Афинах

Во времена Византийской империи в стенах Эрехтейона был устроен христианский храм, возможно, благодаря именно этому факту здание сохранилось в приличном состоянии вплоть до XVII века. После того, как на территорию Греции пришли крестоносцы и появилось герцогство Афинское в стенах Эрехтейона разместился дворец епископа.

А в период Османской империи древнее святилище превратилось в гарем гарнизонного командира. В 1687 году в Афины пришли венецианцы и в буквальном смысле не оставили в Акрополе камня на камне. Тогда крыша северного портика Эрехтейона была взорвана, а боковые целы разрушены.

Селфи на фоне Эрехтейона – обязательная часть программы большинства туристов

Пострадал Эрейхтейон и во время боев греков за независимость (1827 год). Однако реставрация 1837-1847 годов позволила сохранить то, что осталось от храма. Во время второй реставрации (1902-1909 года) под руководством греческого архитектора Николаса Баланоса был восстановлен тот внешний вид храма, который мы можем увидеть сегодня.

Эрехтейон в 1905 году © pastvu com

Третья реставрация пришлась на 70-80-е годы XX века, именно во время нее кариатиды «переехали» в музей, а их место заняли искусные копии. Тогда же железные скобы, которые использовались при ранних реставрациях, были заменены на титановые. Во время последней масштабной реставрации Эрейхтейон буквально разобрали по камням и собрали заново, при этом вернув часть блоков на их первоначальные места. Части, которые не сохранились, были заменены мраморными блоками подходящего размера, их хорошо заметно, так как они отличаются по цвету.

Иногда вместо блоков – подпорки

Архитектура Эрехтейона

По своей архитектуре Эрехтейон совсем не похож на классические афинские храмы. Его необычная форма связана прежде всего с особенностями рельефа и наличием нескольких святилищ, которые требовалось объединить под одной крышей. Вероятнее всего, древние конструкции святилищ не позволили устроить искусственную насыпь для строительства нового храма, поэтому сооружение как бы спускается со скалы и расположено на нескольких уровнях. Малые размеры и сложность конструкции сделали храм Эрехтейона больше похожим на жилой дом с балконом, чем на религиозное сооружение.

Эрехтейон располагается на нескольких уровнях

Восточная часть храма была посвящена Афине Деве. Здесь хранился деревянный идол богини, к которому ежегодно во время празднования Панафиней преподносили новую одежду (пеплос), вытканную молодыми жрицами, которые служили в храме.

Жители города верили, что статуя была высечена богами и считали древний идол одной из самых почитаемых святынь города. Перед статуей располагалась другая не менее ценная реликвия – золотая лампа, огонь в которой никогда не гас.

Храм царя Эрехтея

Восточная галерея была украшена шестью ионическими колоннами и фризом из белого элевсинского мрамора. К сожалению, до наших дней фриз не сохранился, а те немногочисленные детали, которые удалось восстановить, не позволяют воспроизвести общую картину внешнего вида этой части храма.

Внешние украшения Эрехтейона почти не сохранились

Западная часть Эрехтейона была посвящена Посейдону и афинскому царю Эрехтею, здесь же располагался алтарь Гефеста и древнего афинского героя Бута. Если верить легенде, именно в западной галерее начинался секретный подземный ход, который вел вниз к месту обитания священной акропольской змеи. Здесь же, в дальнем углу помещения, располагался колодец с соленой водой, который создал Посейдон во время спора с Афиной.

Северную часть Эрейхтейона украшал портик с шестью колоннами (четыре на фасаде и две торцевых). Перекрытие северной части имело отверстие, которое никогда не заделывалось. Афиняне верили, что эту «дыру» пробил сам Зевс своей молнией и боги запретили накрывать это место.

Отверстие в крыше, где согласно мифу Зевс ударил своей молнией

С южной стороны храм украшает «портик кариатид» или, как его еще называют, «крыльцо дев». Официальное же название – портик Пандросы, который словно надгробный камень возвышается над могилой первого афинского царя Керкопа.

Кариатиды Эрехтейона

Портик кариатид – самая узнаваемая архитектурная часть Эрехтейона. Изначально к нему примыкал каменный забор, который скрывал двор с миниатюрным садом. Колоннада имела двухметровый цоколь, а перекрытие поддерживали шесть кариатид. Мраморные колонны были выполнены в форме статуй женщин высотой более двух метров каждая.

Прекрасные мраморные девы простояли на священной скале более двух тысячелетий, но под воздействием атмосферы оживленного города они стали разрушаться, поэтому оригинальные статуи заменили на точные копии, а оригиналы можно увидеть в Новом Музее Акрополя. Если точнее, то в музее Акрополя можно увидеть только пять кариатид, ведь шестая уже много лет находится в Британском музее, куда она была вывезена в XIX веке при весьма непростых обстоятельствах.

Кариатиды в Новом Музее Акрополя

Дело в том, что в 1802 году британский посланник в Константинополе Томас Брюс Элгин получил от султана Селима III разрешение «вывезти из страны любой кусок камня с надписями или изображениями». Под эту формулировку попала одна из кариатид и фриз Парфенона, которые до сих пор «проживают» в Лондоне. Законность подобного вывоза культурных ценностей уже много лет пытаются оспорить юристы и археологи, но пока Великобритания не планирует возвращать в Афины уникальные памятники.

Портик кариатид в Афинах

Оливковое дерево Афины в Эрехтейоне

Современные посетители Акрополя могут заметить рядом с Эрехтейоном серебристо-зеленое дерево оливы, которое очень эффектно выделяется на фоне мраморных стен храма. Это дерево было посажено в 1920-е года на месте, где по описаниям античных путешественников, росла олива, подаренная афинянам богиней Афиной.

Оливковое дерево в Акрополе

Царь Эрехтей

Причина, по которой афиняне посвятили Эрехтейон Афине и Посейдону довольно очевидна и понятна. Но кто же такой царь Эрехтей и чем так прославился, что жители решили посвятить ему один из главных храмов города? Стоит отметить, что свое современное название храм получил только после того, как Афины стали частью Священной Римской империи, до этого, святилищем безраздельно правила богиня Афина. Что же стало причиной изменения названия? Как и многое в Греции, это объясняет один из мифов.

По легенде, храм был назван в честь одного из первых афинских царей Эрихтония, который был рожден Геей и Гефестом. Именно его Афина передала в закрытом ларце дочерям Кекропа и запретила им заглядывать внутрь. Но две из трех девушек не смогли сдержать любопытства и открыли запретную коробку, их очам предстал прекрасный младенец, которого охраняли змеи. Испугавшись до безумия, сестры бросились с северного склона Акрополя и разбились о камни. Младенца воспитала третья дочь Кекропа – Пандоса, которая в награду за свои труды получила святилище близ храма Афины. Когда Эрейхтей вырос, он стал царем Афин, а после своей смерти почитался жителями города наравне с богами.

Эрехтейон – визитная карточка Акрополя

Информация для посещения Эрехтейона

Увидеть Эрехтейон можно только во время посещения Акрополя. Билет в Акрополь обойдется вам в €20 (или €30 по комплексному билету), еще 5 евро придется заплатить за билет в Новый музей Акрополя, чтобы увидеть оригинальные статуи кариатид. Доступ к храму открыт круглогодично: летом с 8:00 до 19:30, а зимой до 15:30.

Эрехтеон Древней Греции

В то время как Парфенон был самым грандиозным храмом в Акрополе, Эрехтейон был специально создан для совершения религиозных ритуалов.

Строительство Эрехтейона началось в 420 до н.э. во время Пелопонесской войны и было прервано через некоторое время из-за наступления сложных времен для афинян, уставших от сражений. За это время афиняне потерпели сокрушительное поражение на Сиракузы. Империя была ввергнута в несколько восстаний. Гордость Древней Греции – режим демократии был заменен на олигархию.

Возведение Эрехтейона было завершено в 406 до н.э. Вскоре после этого в 403 году Афины пали под натиском спартанцев.

Ни одно из событий, сопутствующих падению Афин, не были отражены в архитектуре Древней Греции. Культурный опыт Афин. Который выражался посредством искусства, достиг нового апогея.

Архитектурный стиль Эрехтейона

Храм имеет сложную структуру, включающую размещение святынь, как алтарь Посейдону (Эрехтейну) и Геферту, и места, где согласно мифу, Посейдон ударил в Акрополь своим трезубцем. Другие места религиозного поклонения включали оливковое дерево, в основании которого бурлили морские воды (море Эрехтеона), гробница Кекропс и святилище Пандросиона.

Элегантность и тонкие формы памятника архитектуры Древней Греции соперничали с красотой Парфенона. Храм развернут на восток, и его вход украшен шестью ионическими колоннами. Северная и западная стены храма почти в два раза ниже, чем фронтовая и южная части. Храм был необычной постройкой того времени, посколько включал два крыльца: одно в северо-западном направлении, поддерживаемое высокими ионическими колоннами, и второй в юго-западном углу, у основания которого были созданы шесть массивных женских статуй, известных как кариатиды.

Кариатиды афинские в архитектуре Греции

Скульптуры кариатид стали главной достопримечательностью храма. Они выстояли на прошествии нескольких веков, держа на своих головах крышу крыльца Эрехтейона. Изображение женских статуй было не новшеством в архитектуре Древней Греции. Святилище суфийского храма в Дельмах VI в. до н.э. также содержит элементы скультур с фигурами женщин.

В настоящее время в храме находятся точные копии скульптур, оригиналы были подвергнуты коррозионному разрушению и из-за этого переданы в современный музей Акрополя в Афинах. Одна из шести кариатид была передана в музей Лондона, будучи подаренной лорду Альджину наряду с несколькими мраморными статуями из Парфенона.

Из трудов Плутарха стало известно, что все здание было щедро украшено фресками, позолоченными розеткам, в нем находилось множество скульптур.

Эрехтейон – религиозное святилище

Эрехтейон послужил заменой для Старого Храма, руины которого можно сейчас увидеть рядом с Парфеноном, для совершения ритуальных обрядов.

Южный зал Эрехтейна был посвящен Афине Полиас — защитнице земли и плодородия. Там размещалась деревянная статуя ангелов, падших с небес Афин. Западная часть воспевала Посейдона-Эрехтейя. По преданию в этом месте Посейдон ударил трезубцем в скалу при поединке с Афиной. В этом месте были размещены море Эрехтейна, несколько алтарей Гефеста и легендарной афинской героини по имени Бутос.

Эрехтейон, Древняя Греция

О внутреннем убранстве храма известно достаточно мало. Предположительно, все помещение было традиционно разделено на две или несколько комнат, и имел несколько уровней. Установить их точное месторасположение и назначение, к сожалению, невозможно, поскольку здание претерпело несколько реконструкций, которые изменили его первоначальный вид. Он был разрушен в эпоху классицизма из-за крупного пожара, а затем отремонтирована.

Позже, когда он был преобразован в христианскую базилику в VII веке н.э., внутренние перегородки были полностью разрушены и возведены новые. Во время захвата Османской империи Греции храм был преобразон в гарем, северное кольцо было замуровано.

Во время раскопок 1886 открытым способом на северо-западе Эрехтейона было найдено множество статуй Коре, которые сейчас выставлены в музее Акрополя.

Строительство Эрехтейона ознаменовало окончание амбициозного проекта Перикла, в то время как афинская империя пользовалась беспрецедентным политическим и культурным влиянием. Его завершение было осуществлено на деньги Спарты.

Великолепное афинское культурное достижение Древней Греции влияло на искусство и мировую архитектуру последующих двух с половиной тысяч лет.

Читайте далее: