Древний город афины | Vasque-Russia.ru

Древний город афины

Афины в Древней Греции

Древнегреческие Афины – это величественный и почитаемый город. В нем было огромное количество жителей. Местность отличалась прекрасной архитектурой. Афины – это и центр искусств, культуры греков. Главный город Аттики расположен не на берегу моря, как это принято было издревле, а в нескольких километрах от водного пространства. Поселение основано вокруг большого холма, на вершине которого в живописной местности стояла крепость невиданной красоты – Акрополь.


Основа основ

Легенда гласит о том, что город назвали в честь воинствующей девы Афины. Она была богиней мудрости, покровительствовала искусствам и ремеслам, всевозможным наукам, но, в то же время была большой приверженицей сражений и боев.
Зародился город настолько давно, что история скрывает от современников истинную дату. Есть сведения о том, что Афины существовали еще в период эпохи Микенов и даже задолго до нее. Афины воспевал в своих учениях Платон и его соратники.
Афины, как и другие города Греции, были полисом. Этот город-государство достиг своего расцвета в 9 веке до н.э. В этот период Афинами правили уже не цари, а тираны. Но ничего плохого в определении этого наименования жители не видели. В переводе с греческого «Тиранос» – властитель. Впрочем, это поначалу все было идеально, но с годами властители начали забирать у людей самое ценное. Население периодически подвергалось разграблениям. Вот с тех пор слово «тиран» стало чуть ли не ругательным. Под ним подразумевали жестокого властителя.
Жители терпели тиранов, поскольку они пользовались покровительством знати и высшего совета старейшин (ареопага).
Первое население
Считается, что поначалу Афины населяли некие пеласги, а первым царем, согласно мифологии, стал Кекроп. Датировано это время 2-3 тысячелетиями до н.э. Позже в Афины прибыли ионийцы. Кстати, по приданию, величественная Афина подарила жителям города маслину намного позже того момента, когда полис начал процветать. Так она завоевала почет и признание. Ведь маслина – символ богатства, жизни. Богиня обошла в соперничестве Посейдона, который хотел даровать жителям Афин воду, чтобы завоевать их почет и уважение и стать признанным правителем. Олива значила больше.
В городе процветали рудники, на которых рабы добывали серебро, олово и еще ряд полезных ископаемых. Недалеко от города нашли и залежи железа. Недолго думая, афиняне устроили предприятия по добыче полезного металла. Славились Афины своей керамической посудой, маслом оливы, различными сортами меда, винами. В Афинах добывали и обрабатывали мрамор. Все это способствовало огромному расцвету торговли и ремесел. Афины процветали и набирали бонусы в экономическом отношении. Сюда люди стремились целыми семьями, основывая и строя свои дома. Так город все больше разрастался.

Сословия Афин

По свидетельству историков Солон разработал ряд законов, согласно которым жители получали свободы в части наследования имущества. Льготами пользовались обычные трудяги – ремесленники и торговцы. Граждан поделили на 4 сословия, что зависело от их материального положения. Все люди, независимо от положения в обществе получили равные права. Любые, даже не очень важные вопросы политики решались мнением большинства и только после всеобщих обсуждений.
Солон всегда защищал лишь высший слой – аристократию, в рядах которой была знать и зажиточные крестьяне. При нем государственные должности занимали только богачи. Впрочем, при этом бедные сословия тоже могли вершить судьбы. Так, в 500-хх годах до н.э., некие простолюдины Аристогитон и Гармодий убили правящего тирана, который чинил полный произвол и не давал нормальной жизни людям.
Несмотря на это, знать всегда находила возможность объединиться и руководить людьми так, как было нужно ей. Они подтасовывали голоса на собраниях народа, совершали большие подкупы, пользовались услугами демагогов (сомнительных народных вождей).
Расцвет касался внешних отношений. Афинам принадлежал порт Пирей. Он был центром торговли Средиземноморья. Полис стал главенствовать в Морском Союзе, который включал не менее 200 полисов. Афины владели общей казной, что сильно подняло авторитет афинян.

Великая война

В 400-хх гг. до н.э. на Афины напали спартанцы. Эту эпопею называют Пелопоннесской войной. Длилась она порядка 30 лет. В истории Афин и Древней Греции это были одни из самых значимых и кровопролитных сражений. В итоге морской союз Афин больше нельзя было назвать сообществом, а в городе, в результате переворота, власть взяла группировка властителей в количестве 30 тиранов. Народное собрание потерпело фиаско.
Афины капитулировали перед Спартой. Затяжная война ослабила не только этот крупнейший город Греции, но и большинство полисов. В этот же период на арене появляется крупный внешний противник – Македония. Правитель этой страны планомерно подбирался к Афинам. В результате города-полисы решили объединиться. Так был создан союз:

Сражение коалиции греков потерпело поражение. Ведь перед Македонией заискивала афинская знать, в большинстве. Так началась эпоха эллинизма в Греции. В этот период верх взяли Македонцы. Они давали свободу населению лишь формально. Впрочем, афиняне устояли, благодаря своей древнейшей истории. К примеру, римлянин Луций помиловал Афины лишь потому, что они обладают столь богатой историей. Жителям была дарована свобода.

Упадок

Афины начали постепенно угасать к 3 веку до н.э. Пелопонесская война вконец разорила Грецию. Ученые утверждают, что в итоге наступил крах эллинизма. С одной стороны междоусобные войны, с другой – наступающие римляне. Уже в начале нашей эры город не просто захватили, но и катастрофически разграбили воины Силлы. Этот римлянин привел в Афины огромную армию, и для победы жителей осажденного полиса не оставалось ни единого шанса.

Смотрите также

Полуостров в северовосточной Греции, восточный выступ полуострова Халкидики далеко вдавшийся в изумрудные воды Эгейского моря приблизительно на 80 км в длину и около 12 км в ширину носит название Святая Гора Афон. Это гористая местность покрытая лесом и множественными скалистыми оврагами. Юго восточную часть Св. Горы занимает гора Афон поднявшая свою вершину на 2033 м. над уровнем моря.

Турпоездка в Грецию: выбираем курорт и перевозчика

Кастория, город нарисованный на воде.

Необыкновенно красивый город, сказочное озеро, византийские памятники, интересные маршруты для пешеходных прогулок и величественные горы, всё, о чём можно мечтать в местечке достаточно маленьком, чтобы исследовать его от края до края и достаточно большом, чтобы вместить в себя всё!

Маслины-как их готовить?

В этой статье, я постараюсь описать наиболее распространенные способы приготовления столовыx маслин. Чёрные маслины в рассоле. Собраем маслины когда они созреют, т. е. как только приобретут черноватую кожицу и крепкую мякоть. Промываем маслины тщательно для удаления всех чужеродных веществ и помещаем в деревянный или пластмассовый горшочек, добавляя туда рассол.

Многие туристы называют остров Санторини жемчужиной Греции, и в данной фразе нету ни малейшего преувеличения. Каждый путешественник, который выбрал туры Санторини никогда не пожалел о предстоящей поездке. Благодаря доступным ценам и очень необычным природным пейзажам, поездка в Санторини действительно захватывает дух

Древние Афины: описание, культура, история

История Древней Греции разделяется на несколько основных периодов по главному центру развития культуры. Афины связаны прежде всего с классической культурной эпохой. Однако упоминание об этом городе встречаются и в связи с цивилизацией, развивавшейся гораздо раньше на острове Крит. Это знаменитый миф о Минотавре, в котором противостоящими сторонами были царь острова Крит Минос и сын царя Афин Эгея Тесей. Имеется связь с Афинами и в легенде о Дедале и Икаре. Потому интересно будет проследить историю развития Афинской культуры как с точки зрения мифологии, так и с точки зрения исторических фактов.

Кому владеть?

И начнем мы, а точнее уже начали, именно с мифологии, как наиболее важного в духовной жизни греков аспекта.

В преданиях точно не сказано, когда именно возникли Афины. Однако о первом властителе города в мифах есть яркое повествование. И это поверье о споре Афины и Посейдона. Кратко о том, в чем было дело и чем все закончилось. Спорили, разумеется, за власть над богатым портовым городом. Выиграть должен был тот, кто сделает дороже подарок его жителям. Посейдон стукнул своим трезубцем о землю, и оттуда забил ключ. Обрадовались горожане: с пресной водой здесь было очень непросто – не было ее почти, рядом только соленое море. Бросились к источнику и, о, ужас! Разочарование! Вода из него била тоже соленая.

Тогда Афина приступила к творению и вырастила оливковое дерево. А нет пресной воды, нет и растений. Но олива была весьма живуча и пригодна для местных природных условий. Ликовали горожане: и еда, и масло для различных нужд. Ну и зелень тоже. А в награду за столь бесценный подарок признали жители города Афину его властительницей. И имя дали в ее честь. Вот так и стал называться город – город богини Афины, или просто Афины.

Афиняне и критяне

Возвращаясь к истории с Лабиринтом Минотавра, мы приходим к самому древнему периоду греческой цивилизации, который также часто называют критским. Это время противостояния Крита и Афин в лице их властителей Миноса и Эгея. История возведения лабиринта на острове Крит для страшного чудища – получеловека, полубыка – сына Миноса, требующего себе на съедение человеческих жертв. Эти тела в качестве дани Миносу должен был выплачивать афинский царь Эгей. Для самого Эгея история с освобождением от страшной и позорной дани закончилась трагически. Напомню, он сбросился со скалы в море, узнав, что парус на возвращавшемся корабле остался черным. Это означало, что чудом обретенный сын его Тесей погиб в Лабиринте. В честь Эгея море стали называть Эгейским.

Трагичной была и судьба создателя Лабиринта Дедала – уроженца Афин, покинувшего родину из-за преследований по поводу случайной гибели его талантливого племянника, в убийстве которого Дедала обвинили. Во время бегства с Крита его взял под свою опеку Минос. В период пребывания у царя, Дедал построил знаменитый замок – Лабиринт. Поскольку Минос не хотел отпускать искусного мастера, тот решил бежать. Летевшие по небу на изготовленных из птичьих перьев и воска крыльях, Дедал и Икар так и не добрались до нового пристанища: Икар, поднявшись высоко к солнцу, упал и разбился о воду, а безутешный Дедал опустился на ближайшем острове, где и провел в горе остаток своих дней. Но память о нем осталась жить в созданных им творениях в родных Афинах.

Афины и Троя

Следующий период греческой культуры, после гибели Критской цивилизации от наводнения, произошедшего из-за землетрясения на соседнем острове Фера, мифы древних греков связываю с периодом Троянской войны, в которой против малоазиатского города, входившего тогда в территории греческих земель, участвовало множество полисов Древней Греции, в том числе и Афины. В истории этот период называют Микенским – по главному культурному центру цивилизации Микенам.

Но вернемся к мифам. Младший сын царя Трои Приама Парис, тогда еще простой пастух, был избран Зевсом в качестве судьи в споре трех богинь за звание прекраснейшей. Знаменитое яблоко раздора он вручил Афродите, разгневав тем самым могущественнейших Афину и Геру. И они не забыли оскорбления, встав несколько позже на сторону ахейского войска.

Парис же, умыкнув из Спарты у царя Менелая его жену – прекрасную Елену, любовь которой даровала ему в награду Афродита, – увез ее в родную Трою. Менелай призвал к отмщению, и на призыв откликнулись все величайшие мужи Эллады, в том числе и его друг, царь Афин Агамемнон.

Войско данайцев, возглавляемое Ахиллесом и Агамемноном, осадило Трою, и осада продлилась целых десять лет. За это время многие расстались с жизнью: друг Ахиллеса Патрокл, брат Париса Гектор, сам Ахиллес, Лаокоон и его сыновья, и многие жители позже разграбленной и сожженной Трои. Через некоторое время смерть настигла и сестру Париса вещую Кассандру, взятую в рабство Агамемноном. По дороге домой Кассандра родила афинскому царю сыновей, но по прибытии на родину в Афины все они, вместе с Анамемноном, были умерщвлены его женой.

Эпоха классической Греции: начало

Теперь поговорим о времени, когда начало зарождаться афинское государство. Эта эпоха возникла через несколько веков после загадочной гибели Микенской цивилизации. В этот период в центральной области Древней Греции Аттике, стали образовываться города-государства, с прилегающими к ним пахотными землями, называемыми полисами. В разное время происходило возвышение то одних территорий, то других. Все полисы Древней Греции боролись за ведущее положение. Особенно Спарта и Афины.

Поскольку афинские земли были небогаты водой и плодородными почвами, здесь по большей части развивались не земледелие и скотоводство, а ремесла. Уже в VIII-VII вв. до н. э. в Афинах было открыто большое количество мастерских горшечников, кузнецов, сапожников, которые торговали своим товаром в лавках. В предместьях Афин развивались виноградарство и выращивание оливок, а также изготовление оливкового масла.

Управление Афинами в додемократический период

До VII в. до н. э. в городе к управлению была допущена только знать. Власть в своих руках держал Ареопаг, заседавший на холме бога Марса и состоявший из девяти выборных архонтов. Они не только управляли Афинами, но и вершили суд, в основном несправедливый, придерживаясь интересов знати. Но самой одиозной фигурой из архонтов за время существования такой формы правления был Драконт, издававший абсурдные и жестокие законы.

Простым жителям Древних Афин жилось плохо. Они имели маленькие, самые неплодородные участки земли, где почти ничего не удавалось вырастить. Потому, чтобы заплатить налоги, они вынуждены были брать в долг под проценты у знатных и богатых. А поскольку отдать так называемые выплаты не могли, то постепенно отдавали в рабство тому, кому были должны, своих детей, жен, и даже самих себя. Такое пленение называли долговым, а на участки заемщикам устанавливали обозначающие камни для свидетельства.

Против долгового рабства среди демоса и ремесленников постепенно росло возмущение, которое в конечном итоге привело к восстанию.

Афинская демократия: основы

Начнем с того, что определим суть самого понятия: в дословном переводе слово “демократия” означает “власть народа” (демос – народ).

Зарождение в Афинах новой формы управления произошло в VI в. до н. э. и связано с управлением архонта Солона.

После восстания демоса между ним и знатью было заключено перемирие и проведены совместные выборы Ареопага. Главным архонтом в нем сообща и был избран Солон – уроженец Афин, занимавшийся почетным делом – морской торговлей, происходивший из знатного рода, но не имевший особых богатств, рано познавший труд, честный, справедливый и мудрый. Он устанавливает в Афинах новые законы и прежде всего отменяет долговое рабство. Это было важным событием в истории Древних Афин. По законам Солона в архонты теперь могли избираться даже незнатные граждане, но обязательно богатые. Кроме того, для решения самых важных дел стали созывать Народное собрание, в состав которого входили все свободные мужчины Афин.

Был также учрежден выборный суд и отменены многие законы Драконта. Судьи выбирались среди всех граждан Афин вне сословия и достатка не моложе 30 лет. Главным условием было отсутствие дурных поступков. На суде, кроме обвиняемого и обвинителя стали выслушивать и свидетелей. Решение о виновности или невиновности принимали путем тайного голосования белыми и черными камешками.

Все долговые рабы были отпущены на волю и отвечали перед теми, кому задолжали, только своим имуществом.

Итоги деятельности Солона

В целом попытки Солона установить в Афинском государстве демократию были решены лишь частично. Главным недостатком его деятельности следует считать нерешенный земельный вопрос: плодородные земли, в избытке находящиеся в руках богачей и знати, так и не были отобраны и распределены равномерно между всеми гражданами. Это вызывало недовольство демоса. А знать возмущалась против того, что ее лишили дешевых рабов и права получить с должников прежние налоги, которые им были прощены.

Расцвет демократии в Древних Афинах

Начало этого периода связывают с победой греков над персами и правлением Перикла. Государственное устройство Древних Афин при Перикле характеризовалось обновленной системой управления. Это был V век до нашей эры. В управлении участвовал весь демос Афин без разницы, отличался он знатностью по происхождению, считался богатым или бедным.

Главным органом управления выступало Народное собрание, в которое могли входить все афинские граждане мужского пола по достижении ими 20 лет. Собираясь 3-4 раза в месяц, собрание не только распоряжалось казной, решало вопросы войны и мира, управления государством, но и выбирало десять стратегов на один год правления, главным из которых был первый. Перикл долгое время удерживал эту должность в своих руках за счет всеобщего уважения.

В управлении афинским государством участвовал и совещательный орган – Совет пятисот. Но даже если он был против внесенного предложения, его все равно ставили на голосование в Народном собрании.

Благодаря деятельности Перикла в Афинах были введены оплачиваемые чиновничьи должности. Это было необходимо для того, чтобы не только богачи принимали участие в управлении государством, но и бедные земледельцы.

Кроме того, за период правления Перикла город активно развивался и расцветал, а культура Древних Афин достигла невероятно высокого уровня. Его власть длилась пятнадцать лет.

Афины при Перикле

Описание Древних Афин следует начать с самого сердца города – Акрополя – холма, на котором благодаря Периклу и Фидию были возведены величайшие архитектурные и скульптурные памятники греческой культуры: Парфенон, Эрехтейон, храм Ники Аптерос, Пропилеи, театр Диониса, пинакотека, установлена уникальная статуя богини Афины.

Центром города служила главная площадь Древних Афин – Агора. Здесь располагался главный городской рынок, храмы богам, портики для бесед и встреч, здание для заседаний Совета пятисот и Круглое здание, в котором его представители несли круглосуточный дозор во время опасности.

Интересным местечком “бедных” Афин был район гончаров-ремесленников Керамик, где родилось удивительное древнегреческое искусство – вазопись.

В предместьях Афин, на берегу Средиземного моря расположился главный афинский порт Пирей, состоящий из одной торговой и двух военных гаваней, верфи и рынка. Защиту дороги от Пирея к Афинам осуществляли Длинные стены.

При Перикле Древние Афины превратились в крупнейший ремесленный, культурный и торговый центр.

История Афин

Основание города Афины теряется в глубине веков. По преданию, город существовал ещё до Микенской эпохи.

Согласно Платону, в его диалоге «Тимей» сообщается, что египетские жрецы богини Исиды рассказали Солону, посетившему Египет, о существовании в прошлом, еще 9.600 лет до н.э., процветающего города с названием «Афины».

Первыми жителями Афин считаются пеласги.

По преданию, во время правления Кекропа – первого мифического царя Афин (II-III тысячелетие до н.э.), именем которого и был назван первый акрополь (Кекропия), жителями Афин были ионийцы, переселившиеся на землю Аттики. Затем город был переименован в честь богини мудрости Афины, подарившей ему благодатное маслинное дерево – источник жизни и богатства, в связи с чем она и завоевала титул покровительницы города в споре с богом морей Посейдоном.

Знакомый всем миф о Тесее и Минотавре свидетельствует о тесной связи Афин с Критом ещё в Минойскую эпоху, когда отец Тесея, Эгей, восседал на афинском троне, который перешел после его смерти сыну.

Во время Троянской войны Афины выступили на стороне Микен, послав против Трои почти 3.000 солдат на 50 кораблях во главе с Менесфеем. В то время, ещё с III тысячелетия до н.э., действовали рудники в Лаврионе, добывая для города олово и серебро, а позже, в железный век, и железо. Изделия из керамики, производство оливкового масла, меда и вина, а также пентелийского мрамора способствовали в совокупности высокому росту торговли, что в скором времени принесло городу небывалый экономический расцвет.

Первым законодателем Афин считается Дракон, издавший в VII веке до н.э., так называемые, Драконовы законы, увековеченные им на мраморе. На смену жестким Драконовым мерам пришли законы Солона«сейсахфея», освободившие жителей Аттики от долгового бремени.

В «Золотой век» (500-300 век до н.э.) Афины стали культурным и интеллектуальным центром Европы. То, что мы сегодня называем «культурой Запада», основывается во многом на культуре Древней Греции. В это время стратегом Афин был Перикл и, несмотря на то, что его правление длилось всего 32 года, V век до нашей эры назван его именем. Историк античности Фукидид называл Перикла «первым среди афинян», поскольку он, по его мнению, сочетал в себе основные «добродетели» великого государственного мужа: ум, красноречие, патриотизм и бескорыстие.

История Древней Греции разделяется на несколько основных периодов по главному центру развития культуры. Афины связаны прежде всего с классической культурной эпохой. Однако упоминание об этом городе встречаются и в связи с цивилизацией, развивавшейся гораздо раньше на острове Крит. Это знаменитый миф о Минотавре, в котором противостоящими сторонами были царь острова Крит Минос и сын царя Афин Эгея Тесей. Имеется связь с Афинами и в легенде о Дедале и Икаре. Потому интересно будет проследить историю развития Афинской культуры как с точки зрения мифологии, так и с точки зрения исторических фактов.

Кому владеть?

И начнем мы, а точнее уже начали, именно с мифологии, как наиболее важного в духовной жизни греков аспекта.

В преданиях точно не сказано, когда именно возникли Афины. Однако о первом властителе города в мифах есть яркое повествование. И это поверье о споре Афины и Посейдона. Кратко о том, в чем было дело и чем все закончилось. Спорили, разумеется, за власть над богатым портовым городом. Выиграть должен был тот, кто сделает дороже подарок его жителям. Посейдон стукнул своим трезубцем о землю, и оттуда забил ключ. Обрадовались горожане: с пресной водой здесь было очень непросто – не было ее почти, рядом только соленое море. Бросились к источнику и, о, ужас! Разочарование! Вода из него била тоже соленая.

Тогда Афина приступила к творению и вырастила оливковое дерево. А нет пресной воды, нет и растений. Но олива была весьма живуча и пригодна для местных природных условий. Ликовали горожане: и еда, и масло для различных нужд. Ну и зелень тоже. А в награду за столь бесценный подарок признали жители города Афину его властительницей. И имя дали в ее честь. Вот так и стал называться город – город богини Афины, или просто Афины.

Афиняне и критяне

Возвращаясь к истории с Лабиринтом Минотавра, мы приходим к самому древнему периоду греческой цивилизации, который также часто называют критским. Это время противостояния Крита и Афин в лице их властителей Миноса и Эгея. История возведения лабиринта на острове Крит для страшного чудища – получеловека, полубыка – сына Миноса, требующего себе на съедение человеческих жертв. Эти тела в качестве дани Миносу должен был выплачивать афинский царь Эгей. Для самого Эгея история с освобождением от страшной и позорной дани закончилась трагически. Напомню, он сбросился со скалы в море, узнав, что парус на возвращавшемся корабле остался черным. Это означало, что чудом обретенный сын его Тесей погиб в Лабиринте. В честь Эгея море стали называть Эгейским.

Трагичной была и судьба создателя Лабиринта Дедала – уроженца Афин, покинувшего родину из-за преследований по поводу случайной гибели его талантливого племянника, в убийстве которого Дедала обвинили. Во время бегства с Крита его взял под свою опеку Минос. В период пребывания у царя, Дедал построил знаменитый замок – Лабиринт. Поскольку Минос не хотел отпускать искусного мастера, тот решил бежать. Летевшие по небу на изготовленных из птичьих перьев и воска крыльях, Дедал и Икар так и не добрались до нового пристанища: Икар, поднявшись высоко к солнцу, упал и разбился о воду, а безутешный Дедал опустился на ближайшем острове, где и провел в горе остаток своих дней. Но память о нем осталась жить в созданных им творениях в родных Афинах.

Афины и Троя

Следующий период греческой культуры, после гибели Критской цивилизации от наводнения, произошедшего из-за землетрясения на соседнем острове Фера, мифы древних греков связываю с периодом Троянской войны, в которой против малоазиатского города, входившего тогда в территории греческих земель, участвовало множество полисов Древней Греции, в том числе и Афины. В истории этот период называют Микенским – по главному культурному центру цивилизации Микенам.

Но вернемся к мифам. Младший сын царя Трои Приама Парис, тогда еще простой пастух, был избран Зевсом в качестве судьи в споре трех богинь за звание прекраснейшей. Знаменитое яблоко раздора он вручил Афродите, разгневав тем самым могущественнейших Афину и Геру. И они не забыли оскорбления, встав несколько позже на сторону ахейского войска.

Парис же, умыкнув из Спарты у царя Менелая его жену – прекрасную Елену, любовь которой даровала ему в награду Афродита, – увез ее в родную Трою. Менелай призвал к отмщению, и на призыв откликнулись все величайшие мужи Эллады, в том числе и его друг, царь Афин Агамемнон.

Войско данайцев, возглавляемое Ахиллесом и Агамемноном, осадило Трою, и осада продлилась целых десять лет. За это время многие расстались с жизнью: друг Ахиллеса Патрокл, брат Париса Гектор, сам Ахиллес, Лаокоон и его сыновья, и многие жители позже разграбленной и сожженной Трои. Через некоторое время смерть настигла и сестру Париса вещую Кассандру, взятую в рабство Агамемноном. По дороге домой Кассандра родила афинскому царю сыновей, но по прибытии на родину в Афины все они, вместе с Анамемноном, были умерщвлены его женой.

Эпоха классической Греции: начало

Теперь поговорим о времени, когда начало зарождаться афинское государство. Эта эпоха возникла через несколько веков после загадочной гибели Микенской цивилизации. В этот период в центральной области Древней Греции Аттике, стали образовываться города-государства, с прилегающими к ним пахотными землями, называемыми полисами. В разное время происходило возвышение то одних территорий, то других. Все полисы Древней Греции боролись за ведущее положение. Особенно Спарта и Афины.

Поскольку афинские земли были небогаты водой и плодородными почвами, здесь по большей части развивались не земледелие и скотоводство, а ремесла. Уже в VIII-VII вв. до н. э. в Афинах было открыто большое количество мастерских горшечников, кузнецов, сапожников, которые торговали своим товаром в лавках. В предместьях Афин развивались виноградарство и выращивание оливок, а также изготовление оливкового масла.

Управление Афинами в додемократический период

До VII в. до н. э. в городе к управлению была допущена только знать. Власть в своих руках держал Ареопаг, заседавший на холме бога Марса и состоявший из девяти выборных архонтов. Они не только управляли Афинами, но и вершили суд, в основном несправедливый, придерживаясь интересов знати. Но самой одиозной фигурой из архонтов за время существования такой формы правления был Драконт, издававший абсурдные и жестокие законы.

Простым жителям Древних Афин жилось плохо. Они имели маленькие, самые неплодородные участки земли, где почти ничего не удавалось вырастить. Потому, чтобы заплатить налоги, они вынуждены были брать в долг под проценты у знатных и богатых. А поскольку отдать так называемые выплаты не могли, то постепенно отдавали в рабство тому, кому были должны, своих детей, жен, и даже самих себя. Такое пленение называли долговым, а на участки заемщикам устанавливали обозначающие камни для свидетельства.

Против долгового рабства среди демоса и ремесленников постепенно росло возмущение, которое в конечном итоге привело к восстанию.

Афинская демократия: основы

Начнем с того, что определим суть самого понятия: в дословном переводе слово “демократия” означает “власть народа” (демос – народ).

Зарождение в Афинах новой формы управления произошло в VI в. до н. э. и связано с управлением архонта Солона.

После восстания демоса между ним и знатью было заключено перемирие и проведены совместные выборы Ареопага. Главным архонтом в нем сообща и был избран Солон – уроженец Афин, занимавшийся почетным делом – морской торговлей, происходивший из знатного рода, но не имевший особых богатств, рано познавший труд, честный, справедливый и мудрый. Он устанавливает в Афинах новые законы и прежде всего отменяет долговое рабство. Это было важным событием в истории Древних Афин. По законам Солона в архонты теперь могли избираться даже незнатные граждане, но обязательно богатые. Кроме того, для решения самых важных дел стали созывать Народное собрание, в состав которого входили все свободные мужчины Афин.

Был также учрежден выборный суд и отменены многие законы Драконта. Судьи выбирались среди всех граждан Афин вне сословия и достатка не моложе 30 лет. Главным условием было отсутствие дурных поступков. На суде, кроме обвиняемого и обвинителя стали выслушивать и свидетелей. Решение о виновности или невиновности принимали путем тайного голосования белыми и черными камешками.

Все долговые рабы были отпущены на волю и отвечали перед теми, кому задолжали, только своим имуществом.

Итоги деятельности Солона

В целом попытки Солона установить в Афинском государстве демократию были решены лишь частично. Главным недостатком его деятельности следует считать нерешенный земельный вопрос: плодородные земли, в избытке находящиеся в руках богачей и знати, так и не были отобраны и распределены равномерно между всеми гражданами. Это вызывало недовольство демоса. А знать возмущалась против того, что ее лишили дешевых рабов и права получить с должников прежние налоги, которые им были прощены.

Расцвет демократии в Древних Афинах

Начало этого периода связывают с победой греков над персами и правлением Перикла. Государственное устройство Древних Афин при Перикле характеризовалось обновленной системой управления. Это был V век до нашей эры. В управлении участвовал весь демос Афин без разницы, отличался он знатностью по происхождению, считался богатым или бедным.

Главным органом управления выступало Народное собрание, в которое могли входить все афинские граждане мужского пола по достижении ими 20 лет. Собираясь 3-4 раза в месяц, собрание не только распоряжалось казной, решало вопросы войны и мира, управления государством, но и выбирало десять стратегов на один год правления, главным из которых был первый. Перикл долгое время удерживал эту должность в своих руках за счет всеобщего уважения.

В управлении афинским государством участвовал и совещательный орган – Совет пятисот. Но даже если он был против внесенного предложения, его все равно ставили на голосование в Народном собрании.

Благодаря деятельности Перикла в Афинах были введены оплачиваемые чиновничьи должности. Это было необходимо для того, чтобы не только богачи принимали участие в управлении государством, но и бедные земледельцы.

Кроме того, за период правления Перикла город активно развивался и расцветал, а культура Древних Афин достигла невероятно высокого уровня. Его власть длилась пятнадцать лет.

Афины при Перикле

Описание Древних Афин следует начать с самого сердца города – Акрополя – холма, на котором благодаря Периклу и Фидию были возведены величайшие архитектурные и скульптурные памятники греческой культуры: Парфенон, Эрехтейон, храм Ники Аптерос, Пропилеи, театр Диониса, пинакотека, установлена уникальная статуя богини Афины.

Центром города служила главная площадь Древних Афин – Агора. Здесь располагался главный городской рынок, храмы богам, портики для бесед и встреч, здание для заседаний Совета пятисот и Круглое здание, в котором его представители несли круглосуточный дозор во время опасности.

Интересным местечком “бедных” Афин был район гончаров-ремесленников Керамик, где родилось удивительное древнегреческое искусство – вазопись.

В предместьях Афин, на берегу Средиземного моря расположился главный афинский порт Пирей, состоящий из одной торговой и двух военных гаваней, верфи и рынка. Защиту дороги от Пирея к Афинам осуществляли Длинные стены.

При Перикле Древние Афины превратились в крупнейший ремесленный, культурный и торговый центр.

Древние Афины — Акрополь

Привет, друзья! Сегодня наше путешествие в далекую древнюю Грецию. Совершим экскурсию в самое сердце древнегреческой цивилизации и культуры, античной истории — в Акрополь в Афинах.
Ну что же пойдемте посмотрим что же это такое, что сколько о нем написано и создано легенд. Покупаем билеты, в конце статьи я напишу несколько советов, как лучше их покупать.

Только зашли перед нами открывается довольно большой и красивый парк. В нем Вы можете увидеть инсталляции первых построек Акрополя. Но для начала давайте разберемся, что же это такое. Само слово акрополь означает возвышенная и укрепленная часть древнегреческого города. Как правило, на такой части строили храмы тем богам, которые были покровителями этого города и им поклонялись его жители. А также возводились дворцы царей. Внизу обычно строился основной город, где жили земледельцы и эта часть города была менее защищенной.

Так вот Афинский Акрополь одно из таких ярких представлений тому. Он находится на скалистом холме высотой 156 м с пологой вершиной. Это священная гора на которой по легенде произошел спор Афины с Посейдоном о том, кто будет покровителем города. Посейдон принес в дар людям воду, ударил своим трезубцем о землю и забила в этом месте вода, но она была морская, а Афина принесла в дар дерево оливы и народ возликовал и она стала покровительницей этого селения, которое впоследствии и назвали в честь мудрой прекрасной богини Афины.

Первые постройки появились более трех тысяч лет назад, когда согласно легенде на этих местах жил и правил царь Кекроп. Его и считают основателем Акрополя, а еще это место и называют “Кекропия”. На этом скалистом холме был построен его царский дворец и возведены укрепления и храмы. Вдумайтесь, более 3000 лет назад! Впоследствии все перестраивалось и те постройки до нашего времени не дошли. Большого расцвета Акрополь достиг в 7-6 веках до н.э. когда начали строить первые храмы греческим богам. На месте царского дворца был возведен Гекатомпедон — храм богини Афины, длинною в 100 шагов. Но во время греко-персидских войн эта красота была разрушена, и афиняне поклялись во что бы то ни стало восстановить храмы на этой святой скале после выдворения врагов со своей земли.

И вот в 447 — 446 году до н.э. началось большое строительство и именно в это время Акрополь достиг своего апогея. Возводится самый главный храм — Парфенон (Пантеон). Он посвящается покровительнице города Афин и всей Аттики богине Афине-Девственнице в знак благодарности за ее покровительство и спасение Афин от завоевателей. Вот куда была вложена вся преданность и любовь к своей богине. Ведь такую красоту и такое совершенство, которое сохранилось через тысячелетия, можно создать ради большой любви, преданности и благодарности.

Строительство храма длилось 10 лет и проходило под руководством древнегреческого архитектора Фидия. Храм стоит на трех мраморных ступенях, каждая из которых имела 1,5 м высоты, с западного фасада, где был сделан вход ступеньки были более частые, чтобы можно было свободно в него заходить. Здание со всех сторон окружают огромные мраморные колонны. Их высота — 10,4 м, а в диаметре они составляли от 1,9 м до 1,95 м. Каждая из этих колонн, были не гладкими, а на них было по 20 вертикальных желобков и было их по 8 с фасадных и по 17 с боковых сторон, что мы можем видеть и сейчас. Вот это было силище и могущество, вот это размах!

Внутри Парфенона также были колонны и самое важное место в нем, в самом центре, занимала статуя прекрасной богини Афины Парфенос (парфенос от греческого девственный). Занимался ее сооружением сам Фидий. Высота ее достигала 11 м, она была сделана из слоновой кости и золота на деревянной основе. Над ней было открытое пространство и она величественно возвышалась над всем Акрополем и всеми Афинами, держа в одной руке богиню Победы Нику, а в другой — щит. Вот где была красотище и сила древнегреческого искусства, но к сожалению, до наших дней эта жемчужина древнегреческой культуры не сохранилась. Ее можно увидеть только в инсталляциях в музее, да вообразить. Когда пришли римляне, они увезли статую Афины в Константинополь и там она пострадала от пожара.

Парфенон был одно совершенство, что внутри, что снаружи. Со всех сторон на нем были различные барельефы, рельефы, скульптуры, которые изображали различные мифические и исторические сцены и события, происходящие в древней Греции. Это было непревзойденное искусство древнего народа, которое дало толчок дальнейшему развитию архитектуры и искусства во всем мире. Сегодня все его былое величие и божественную красоту можно увидеть только в музее (у меня есть отдельная статья и видео по музею Акрополя).

Многое пережил этот не имеющий себе равных храм за несколько тысячелетий своего существования. Как говорят исторические факты, храмом богини Афины Парфенос Парфенон оставался почти 1000 лет. С приходом новых завоевателей, новых правителей на эту святую землю менялись и названия этой могущественной и несравненной святыни. С приходом христианства этот шедевр древнегреческого искусства был немного видоизменен, перестроен как внутри так и снаружи. Те скульптуры и барельефы, которые можно было как то приспособить к христианской вере и обычаям оставили, а остальная красота беспощадно уничтожилась. Парфенон Афины Парфенос был и храмом Святой Софии, и кафедральным собором Пресвятой Богородицы, и католической церковью собором Афинской Богоматери, каталонцы дали ему название Санта-Мария-де-Сетинас, итальянцы — Санта-мария-ди-Атене. А когда эту древнюю землю завоевали османцы, то Парфенон переделали в мечеть, приделав к нему минарет и беспощадно убрав все христианские атрибуты.

Во время турецко-венецианской войны Парфенону был нанесен неисправимый ущерб. Дело в том, что турки превратили его в оружейный склад, надеясь на то, что византийцы христиане и не будут целить в здание, которое было их святыней. Но орудийное ядро все же попало в него и превратило эту святыню, эту жемчужину древнегреческого искусства, красоты и величия в руины. И с 17 века н.э. монументальный, величественный красень стал историей руин. Очень много оставшихся частей, фигур, барельефов было вывезено византийцами, много на протяжении нескольких веков вывозилось туристами-европейцами. Очень много фрагментов здания, его скульптур, барельефов было вывезено британским лордом Элджином в Британию в начале 19 века. Сейчас все эти артефакты с великолепного Парфенона находятся во многих музеях мира, самая большая коллекция в Британском музее.

Ну что же пойдемте посмотрим, что осталось от того величия, роскоши и непревзойденного искусства древних греков. Вот она западная сторона Акрополиса основной вход и единственный, потому что с другой стороны скала. Ну что же зайдем внутрь. Да, конечно, даже то что осталось очень впечатляет. Эти величественные колонны, стены которые остались, некоторые барельефы и все это чистый мрамор! Вот оно место где жили греческие боги в образе людей. Руины, а какая красота! Ты ходишь по тем самым древним, самым святым местам, ощущение что ты дотронулся до самого сердца истории человечества непередаваемо. Надо здесь побывать, чтобы это ощутить.

Если присмотреться, то хорошо видно те части, которые восстановлены. Ведь после взрыва все разлетелось и постепенно все приводилось в первоначальный вид. Здесь даже можно увидеть, как строились эти колонны, а где белые части это то что было восстановлено. Я сам долго задумывался, как можно было построить такие могучие колонны, как можно такие камни собирать. А на самом деле каждая колонна состоит из множества деталей и они идеально были подогнаны друг к другу и там даже щелей не было видно. А всего на вот этот Парфенон, когда он был построен использовалось более 16000 различных деталей из мрамора. Все было идеально подогнано друг к дружке и смотрелось как единый камень. Очень впечатляющее зрелище.

Еще один очень немаловажный момент, который подчеркивает гениальность древнегреческих архитекторов. Сам Парфенон, это монументальное, величественное здание, был возведен так, что своим величием и размахом не заслонял те здания, которые были рядом с ним на этой скале. Его сверхъестественную величину видишь только, когда подошел ближе. Но, к сожалению, сейчас это лишь развалины, но и даже они впечатляют и поражают своим изяществом, роскошью и тем совершенством и гармоничностью присущим той далеко-далекой архитектуре.

Возле Парфенона находятся развалины еще одной не менее важной святыни — это храм Эрехтейон, который был воздвигнут в 421-406 гг до н.э. и посвящен богине Афине Полиаде (градохранительнице), богу Посейдону и царю города Афин Эрехтею. Стоит он на самом святом месте этой священной скалы, именно там, где по легенде и произошел спор Посейдона и Афины за право покровительства над городом. И построили его на месте Гекатомпедона, первого храма богини Афине, который был разрушен во время греко-персидских войн. Это было одно из красивейших зданий, по размерам и величию уступало главной святыне Акрополя, но по красоте и изяществу было на равных. Чего только стоил портик кариатид — это вместо колонн были возведены 6 статуй одетых женщин во весь рост. Сейчас 5 из них находятся в музее Акрополя (о нем я рассказывал в статье Музей Акрополя), а одна — в Британском музее, та которая была вывезена британским лордом. На самом здании сейчас мы видим копии этих статуй, но и они прекрасны и очень впечатляют своей красотой и изяществом. Перед одним из входов в этот храм растет и поныне священное дерево — олива, которое согласно легенде подарила народу богиня Афина.

С приходом христианства он также был переделан на христианский храм, а после завоевания Афин Османской империей, его превратили в султанский гарем. Во время турецко-венецианской войны также сильно пострадал от орудийных ядер. Эту жемчужину древнегреческого искусства и красоты можно увидеть в музее, к сожалению, только в инсталляциях и воочию насладится красотой статуй и фрагментов этого древнего шедевра архитектуры.

А какой красивый вид на Афины открывается с этого святого места. Отсюда очень хорошо виден театр Диониса и театр Одеон Герода Аттического. Сейчас мы туда и пойдем.

Вот он самый древний театр во всем мире — это театр Диониса. Он был открытым такой вот амфитеатр, который занимал юго-восточный склон Акрополя и его ступеньки доходили аж до него самого. Построен был в 5 веке до н.э., сначала его сделали деревянным, а где-то в 326-325 гг до н.э. переделали и сцену и все ряды с сидениями заменили на мраморные. В нем было 67 рядов и помещалось до 17 000 зрителей, практически половину жителей Афин. Он был очень огромным. Всю его масштабность и красоту можно увидеть в музее Акрополя по макетам и инсталляциям. Все действия происходили при обычном дневном свете. Здесь показывали свои драмы и комедии древнегреческие драматурги.

Сейчас уже только руины остались, но видны ряды и сидения на которых сидели зрители. В центре даже сохранились мраморные кресла для более состоятельных граждан. Хорошо видны проходы к сцене. Эти камни здесь лежат уже более 2000 лет. Вот она сцена, она хорошо сохранилась, там на заднем плане даже барельефы сохранились.

И это все из мрамора. Ходишь здесь и все поражаешься какие же были умельцы и художники эти древние греки. Много фрагментов, которые пережили тысячелетия и дошли до наших дней. Оригинальные камни, оставшиеся с тех времен расцвета Акрополя, хорошо видно, они темные, а вот светлые это уже добавленные в наше время, чтобы держать всю конструкцию вместе. До наших дней дожили только нижние ряды амфитеатра. Хоть это и руины, но все равно очень впечатляющее зрелище. А какое удовольствие пройтись по древним ступенькам. Виды, конечно, изумительные.

Теперь пойдем посетим еще один театр, который открылся на нашему взору с высоты священной горы. Это Одеон Герода Аттического.

Построен он был в 165 г до н.э. Геродом Аттиком в память о своей умершей жене. Это был театр с крышей, вмещал он 5 000 зрителей и в нем проводились музыкальные и певческие выступления и состязания. Очень масштабное и красивое сооружение. Фасад очень красивый даже сейчас спустя тысячелетия. Сохранился он гораздо больше, а в 1995-ых годах его отреставрировали и он сейчас действует, поэтому внутрь зайти не удалось, так как туда вход только во время концертов и за купленные билеты. На этой сцене звучали голоса очень знаменитых мировых певцов и ежегодно проводится Афинский фестиваль.

Вот мы и совершили экскурсию по этим изумительным местам, прикоснулись к тысячелетней истории человечества. Здесь повсюду видны реставрационные конструкции, до сих пор ведутся работы по восстановлению этих комплексов, этих шедевров древнегреческой культуры и цивилизации в целом, колыбели греческой культуры и античной истории.

А теперь, как и обещал несколько советов, которые на мой взгляд могут оказаться полезными.

  1. Когда Вы соберетесь сюда ехать, особенно в зимний период, обязательно берите с собой какие-то вещи от ветра: ветровки, куртки с капюшоном, шапки. Здесь наверху самая высокая точка, вокруг долина окруженная горами, поэтому ветер гуляет очень сильно и в любую погоду.
  2. Постарайтесь прийти сюда в промежутках с 09:00 до 13:00. Около часа — двух Вам хватит погулять и пофотографироваться. После 12:00 уже появились толпы туристов несмотря на то, что это февраль, а в теплое время года это более актуально, поэтому приходите к открытию и Вы больше увидите, и у Вас в кадрах не будет толпы туристов.
  3. Сразу при входе можно купить один билет, который включает все достопримечательности, все что связано с Акрополисом, Храмом Зевса и др. и можно посещать все достопримечательности с этим билетом. Цена его 30 евро. Но можно покупать билеты отдельно на каждую достопримечательность. В Акрополь билет зимой стоит 10 евро. В зимний период с 01 января по 31 марта не стоит покупать общий билет, так в этот период цены снижены и если покупать их отдельно, посещая каждую достопримечательность, это будет дешевле.

Будет возможность, обязательно посетите эти места, получите массу удовольствия, от увиденного и узнаете много интересного.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector