Древнегреческий художник с острова

Древнегреческий художник с острова

Острова Греции. От Родоса до Корфу

В книге использованы фотографии И.В. Осанова, М.К. Залесской, С.М. Бурыгина

© ООО «Издательство «Вече», 2015

© Москвин А.Г., Бурыгин С.М., 2013

© Бурыгин С.М., автор идеи и проекта, 2013

© ООО «Издательский дом «Вече», 2013

© ООО «Издательство «Вече», электронная версия, 2015

Сайт издательства www.veche.ru

Уважаемые читатели, опытные и начинающие туристы!

В этой книге мы знакомим вас с Грецией. Впервые многие из нас получают представление об этой прекрасной стране еще в детстве, на уроках в школе. С тех пор каждый узнает что-либо свое о Греции и ее народе: гора Олимп, местопребывание эллинских богов, Парнас и Кастальский ключ, Парфенон, Лабиринт, статуя Венеры Милосской, трагический Лаокоон, поэмы Гомера и трагедии Софокла, замок Родосских рыцарей, Святой Афон и пещера Апокалипсиса… Почти каждый уголок Греческой земли – наследие всемирной истории. Все в Греции пропитано легендами и мифами.

Авторы книги Сергей Бурыгин и Анатолий Москвин

Мы зовем вас в путешествие по греческим островам. Они стали близки нашим соотечественникам не так уж давно: всего лет 10–15 назад. Островов в греческих водах очень много: порядка трех тысяч, учитывая самые мелкие островки. Каждый из них по-своему красив и неповторим. Здесь есть историко-культурные памятники мирового значения, знаменитые православные храмы, очаровательные традиционные деревни, современные гостиницы любого класса, источники минеральных и термальных вод, превосходные пляжи и удобные места для занятий дайвингом, виндсерфингом, парусным спортом. В уютных ресторанчиках и тавернах вы можете познакомиться с национальной кухней, составной частью средиземноморской системы питания, послушать традиционную греческую музыку, а то и потанцевать под задорный напев старинных инструментов. Вам навсегда запомнятся греческие деликатесы: морепродукты, сыры, фрукты; и, конечно, каждый турист сохранит прекрасные воспоминания о чудесных греческих винах, секрет изготовления которых уходит в глубь столетий.

В прошлом году более 300 тысяч российских граждан испытали гостеприимство греческих островов. Надеемся, что наш путеводитель поможет вам лучше понять островной мир и наметить себе место для будущего отдыха. Говорят, что стоит только один раз приехать на эти острова, и вы обязательно захотите туда вернуться. А в путешествии по Греции, в выборе конкретной местности для отдыха вам поможет наш старый друг – одна из лучших греческих туристических компаний «МУЗЕНИДИС».

А.Г. Москвин, С.М. Бурыгин

«В Греции всё есть…»

Так, как вы помните, говорил один из героев чеховской «Свадьбы». В Греции, действительно, всё есть: море и горы, леса и оливковые рощи, вулканы и глубокие пещеры, красивые скалы и великолепные песчаные пляжи, памятники Античности и византийской эпохи, сладкие фрукты и чудесные вина. Есть в Греции и острова: только крупных островов насчитывается больше сотни, а всякой «мелочи», вроде торчащих из воды голых скал, – около трех тысяч. Площадь островов составляет 25,1 тыс. км 2 , то есть 19 % территории страны. Полностью островными являются четыре (из 13) административных округа, или «периферии», как их называют греки: Ионические, Северные и Южные Эгейские острова, Крит. Их постоянное население приближается к полутора миллионам человек. Острова объединяются в группы: Ионические, Киклады, острова Северной Спорады, Саронического залива, Северной части Эгейского моря, Додеканес. Крупные острова Эвбея и Крит не включаются в какие-либо группы.

В настоящем путеводителе описание островов ведется по группам. Основное внимание уделяется историческим, историко-культурным и историко-религиозным объектам эллинского островного мира, который в известной степени отличается от традиций и обычаев материковой Греции. Порой эти различия проявляются даже в языке. Век всеобщей нивелировки в значительной степени сгладил различия в одежде, архитектуре и музыкальной культуре отдаленных друг от друга островов. Тем не менее различия все-таки остаются, хотя их все чаще укрывают от постороннего глаза.

Скажем пару слов о написании личных имен и географических названий. Как известно, в Греции до недавних времен существовали две языковые нормы: письменного языка и димотики – народного разговорного языка. Там, где это не противоречило общепринятому в российской литературе написанию, мы пользовались транскрипцией, приближенной к нормам димотики. Названия большинства греческих островов пришли к нам из античных времен; за тысячелетия не раз менялись хозяева отдельных островов. Отсюда – параллельное существование двух, а то и более имен у некоторых островов, дошедшее до наших дней. Мы старались сохранить распространенные в отечественной географической и краеведческой литературе топонимы, но иногда отказывались от них.

Острова Северной Спорады

В переводе с древнегреческого название этой группы (Спорады) означает «рассеянные». Группа состоит из 77 островов и отдельных скал. В большинстве своем эти острова бесплодны и безводны, а потому слабо заселены. Популярностью у туристов пользуются четыре острова: Скирос, Алонисос, Скопелос и Скьятос (Скьафос).

Карта Греции и ее островов по группам: 1. Острова Северной Спорады. 2. Острова Саронического залива. 3. Северо-восточные острова Эгейского моря. 4. Киклады. 5. Додеканес. 6. Острова Ионического моря

Первоначально Спорады были заселены фракийцами, их сменили микенцы, а в V в. до н. э. острова завоевали афиняне. Потом хозяевами островов были македонцы и римляне. Со II в. н. э. на Спорадах начинает распространяться христианство. В период могущества Восточно-Римской (Византийской) империи Северные Спорады служили местом ссылки противников императорской власти и иных неугодных лиц. Их потомки, а также венецианцы, завладевшие островами в 1207 г., сформировали слой местной аристократии. Надо сказать, что многие острова Северной Спорады в течение веков не раз служили базами для пиратских флотилий. Несмотря на это, некоторые из островов (например, Скирос) сами служили объектами для нападений. В XV – первой половине XVI в. острова подпали под власть турок и оставались под их юрисдикцией до 1830 г., когда были присоединены к Греции.

Это самый большой остров архипелага. Его площадь составляет 209 км 2 . В древности остров связывали с именем Ахиллеса, самого юного из героев Троянской войны. Он не должен был принимать участия в походе. Морская богиня Фетида (Тетида), мать Ахиллеса, знала, что ее сыну суждена гибель под стенами Трои. Она попыталась спрятать сына именно на Скиросе, во дворце царя Ликомеда, переодев его в женский наряд. Ахиллес жил среди царских дочек и влюбился в одну из них: Деидамию. От их связи родился сын Пирр, которого впоследствии прозвали Неоптолемом. Когда вождям Троянского похода стало ясно, что без помощи Ахиллеса им не победить, они снарядили на Скирос посольство во главе с хитроумным Одиссеем. Под видом купцов Одиссей и его спутники проникли во дворец и разложили свои товары – женские украшения, перемешав их с оружием. Обитательницы дворца сбежались посмотреть на эти украшения, и тогда Одиссей подал сигнал тревоги. Все женщины разбежались, Ахиллес же схватил в руки меч и щит, приготовившись защищаться. Так герой выдал себя, ну а уж уговорить его отправиться на войну Одиссею не составило труда.

Древнегреческий художник с острова

Светозар Александрович Остров — художник-график.

Занимается станковой и прикладной графикой, книжной иллюстрацией. С 1970 года – член Союза художников.

Родился в 1941 году в Ленинграде. В 1965 году окончил факультет графики Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. 1969-96 — сотрудник худ. фонда СССР. С 1970 года художник принимает участие во всесоюзных, всероссийских, региональных и зарубежных художественных выставках. Награжден серебряной медалью Российской академии художеств. С 1996 – персональная мастерская. Увлечения: садоводство, а/м, музыка (классич. джаз), филармония, игра на банджо, кулинария.

В 1964 году издана первая книга с иллюстрациями Острова. Всего он проиллюстрировал около 200 книг. Приоритет отдает оформлению детских книг.

Художник оформил и проиллюстрировал произведения О. Хайяма, Ш. Перро, А. С. Грибоедова, М. Ю. Лермонтова, В. Ф. Одоевского, Г. Мелвилла, Х. К. Андерсена, Ф. Бернетт, А. Линдгрен, Г. К. Честертона, Ф. Моуэта, Д. И. Хармса, Б. В. Заходера, Дж. Р. Р. Толкина, Дж. Родари, Ч. Т. Айтматова, С. В. Сахарнова, А. А. Лиханова, Э. Н. Успенского, О. Е. Григорьева, Э. Е. Севелы, Г. М. Кружкова.

Работы художника находятся в многочисленных государственных музеях и частных коллекциях России, Франции, США, Японии и других стран.

Светозарное искусство

Рассказывать о Светозаре Острове и легко, и сложно. Легко, поскольку Светозар Александрович — один из самых известных петербургских художников книги, оформивший сотни замечательных изданий, и его искусство получило всеобъемлющее и заслуженное признание. Сложно — потому, что творчество Светозара Острова необычайно многолико, и, хотя за разнообразием манер и техник всегда узнается «рука» мастера, трудно даже представить, что все эти непохожие друг на друга миры созданы одним человеком.

Как отличаются изысканно-мирискуснические, полные напряженного драматизма иллюстрации к «Горю от ума» А.С.Грибоедова и «Маскараду» М.Ю.Лермонтова от веселых, безмятежных рисунков к русским народным сказкам; романтико-героические и при этом чуть ироничные листы к «Королю Артуру» — от тонких стилизаций к «Рубайят» Омара Хайяма. Хотя в применении к творчеству Острова понятие «стилизация» кажется чужеродным — ибо художнику вообще не свойственно холодное внешнее заимствование формы. Будучи человеком широкого кругозора и высокой культуры, он умеет глубоко и творчески переосмыслить художественное наследие, сделать его «своим» — будь это средневековая рукопись или персидская миниатюра. Если добавить к этому блестящее владение рисунком, безупречное чувство цвета, умение работать с любой техникой — от рисунка пером и акварели до офорта и монотипии — то можно смело сказать, что в жанре книжной графики Светозар Остров может все. и немного больше.

Впрочем, стоит ли удивляться? Выпускник Института им. И.Е.Репина, ученик М.А.Таранова и В.М.Звонцова, Светозар Остров — продолжатель давних традиций лебедевской школы ленинградского «Детгиза». Огромная часть его работ — иллюстрации к детским книгам. А детская иллюстрация не терпит ни грана фальши и ставит перед художником высочайшие требования. В ней должны сочетаться доступность выразительных средств — и небанальный взгляд на вещи, увлекательность, обилие деталей — и отсутствие вычурности, точное следование тексту — и буйная фантазия. Графика Светозара Острова, безусловно, обладает всеми этими достоинствами. Стараясь не навязывать свое видение мира, а подталкивать воображение читателя, Светозар Остров с обманчивой легкостью творит истинные шедевры, столь же любимые детьми, сколь и знатоками изобразительного искусства. Приступая к иллюстрированию новой книги, Остров ищет для нее свой, только ей присущий художественный язык, свой стиль, не повторяя уже найденные решения. В этом неустанном поиске нового и таится секрет поразительного мастерства художника и успеха его творчества. Его герои, такие разные, могут быть грациозны, динамичны, порой даже брутальны — но всегда живописны и артистичны, как артистичен сам художник.

Однако виртуозное мастерство и фантастический дар свободного перевоплощения основаны не только на высочайшем мастерстве графика и неустанном труде. Светозар Остров обладает редким даром несомненной симпатии к миру, на который художник смотрит то серьезно, то с иронией, но обязательно по-доброму и — да простят читатели невольный каламбур — светозарно.

Искусство

Популярные публикации

Последние комментарии

Древнегреческая живопись

Греческая скульптура дошла до нас в немногих оригиналах и в многочисленных римских копиях. Что же касается греческой живописи, о которой древние авторы писали, что она столь же прекрасна, как и скульптура, и, пожалуй, даже превосходит ее, то до нас дошли лишь известия о ней, почерпнутые из литературных источников, да бледные отражения иконографических сюжетов, положенных в основу вазописи.

Наиболее древним из великих греческих художников, упоминаемых литературными источниками, является Полигнот из Тасоса, работавший в середине V в. до н. э. О нем говорилось, что он преуспел в «этографии» (искусстве изображения человеческих настроений) и что в его фигурах легко угадывались сквозь одежды очертания тел. Установлено, что слабое отражение его живописи можно проследить в некоторых вазах краснофигурного стиля, сюжеты которых несомненно ведут свое происхождение от «мегалографий» (крупноразмерных картин), и особенно в одном кратере, на котором изображена «Гибель Ниобид». Лишь немногие волнистые линии говорят о разноплановости композиции, в действительности же фигуры выглядят словно парящими в воздухе и изолированными друг от друга.

Поскольку живописи не присущи ни глубина, ни рельефность, то художнику для передачи телесных форм, скрытых одеждой, приходилось прибегать главным образом к линии, изображавшей как видимые, так и скрытые от глаза части. Но так как лишь одному воображению присуща подобная одновременность восприятия внешнего облика и внутренней сущности, то Полигнот стремился непосредственно в фигуре воплотить сложившееся в сознании представление. Ради этого он отказывается от придания ей сугубо материальных черт, стараясь сохранить ее неуловимую сущность как образа. Тем самым объясняется, почему одной контурной линии было достаточно для выражения душевного настроения или чувства. Точность и сдержанность рисунка, по-видимому, сближали живопись Полигнота со скульптурой знаменитого олимпийского мастера.

Весьма отличной, видимо, была живопись Паррасия, работавшего в тот же период и заслужившего высокую оценку Плиния Старшего (следовавшего, однако, в своих оценках за греческими источниками), который превозносил его совершенство в передаче очертаний тел и хвалил за создание системы идеальных пропорций в живописи. В самом деле, говорит он, любая форма «намекала у Паррасия на наличие других форм, обнаруживая, таким образом, присутствие скрытых частей». Иными словами, контурные линии, становившиеся все более точными, подчеркивали на плоскости пластичность тел. Не исключено поэтому, что живопись Паррасия развивалась в том же направлении, что и скульптура Фидия, с которым художник, вне сомнения, был связан. Аналогия и связь здесь весьма вероятны, поскольку существует целый ряд ваз (приписываемых «мастеру Ахилла» и «мастеру Пенфесилеи»), которые отражают композиционную монументальность и ритмическую суровость фидиевской скульптуры.

Зевксис, возможно луканец по происхождению, работал до конца V в. до н. э. Квинтилиан прославляетего за умелую передачу светотеневых эффектов, Лукиан—за изобретательность и новизну тематики, Аристотель — за идеальную красоту его фигур, хотя по своей величественности они и уступают, по мнению философа, фигурам Паррасия. Следы живописи Зевксиса трудно отыскать в вазописи. Это объясняется, по-видимому, композиционной сложностью и насыщенностью его произведений, светотеневыми эффектами, мало пригодными для перевода на графически плоскостной язык вазописи.

Наиболее прославленным среди греческих художников был Апеллес, живший в IV в. до н. э. Он был любимцем Александра Македонского. Древние авторы превозносят его «Афродиту Анадиомену» как образец совершенной красоты и хвалят грациозность и разнообразие движений его героев, яркость колорита. Все это заставляет предполагать, что его живопись, как и современная ему скульптура Лисиппа, проложила путь живейшей и разнообразнейшей живописной культуре эпохи эллинизма.

Но и от последней, однако, до нас дошли лишь косвенные свидетельства, прежде всего из области скульптуры, которая в эллинистический период несомненно пользуется достижениями живописи, а также из области эллинистической монументальной живописи. Уже в IV в. до н. э. некоторые помещения дворцов и домов знати начинают украшаться мозаичными картинами. Речь идет о ремесленных поделках, исполненных в одной и той же технике и способных производить сильный колористический эффект. Одна из них, найденная в Геркулануме, ведет, по-видимому, свое происхождение непосредственно от какой-то «мегалографии» конца IV в. до н. э. На ней изображена «Битва между Александром Македонским и Дарием». Фон ее выдержан в ровной, светлой, почти белой тональности. Цвета сгармонизированы и составляют светлую гамму, в которой преобладают охристо-коричневатые тона. Устремленные вверх копья и упавшие на землю клинки обобщенно намечают перспективу, усиленную ветвями засохшего дерева, составляющего часть фона картины. Слева волной надвигается кавалерия Александра. На миг она застывает в центре, где изображены два коня: один из них пал в битве, другой встал на дыбы. Здесь образуется воронка круговорота с крупом лошади, повернутым к зрителю. Движение наступающего персидского войска обобщенно передается наклоном копий, но с ним контрастирует движение коней с повозкой Дария, уже устремляющегося в бегство. События, таким образом, как бы сжимаются во времени: мы сразу видим атаку, контратаку, схватку и ее исход. Сжатию во времени соответствует, как мы видели, сжатие в пространственно-перспективном развитии: ритм самого движения достигается не столько нагнетанием линий и масс, сколько слиянием и переходом цветовых тонов.

Вазопись не может считаться малым искусством или кустарным отражением Живописи с большой буквы. Хотя она и была частично связана с последней в V и в первой половине IV в. до н. э., она тем не менее накопила собственный технико-стилистический опыт и играла отличную от живописи общественную роль.

В экономическом производстве Древней Греции керамические изделия имели первостепенное значение: в Афинах целый квартал, получивший название Гончарного, состоял из мастерских и лавок гончаров.

Обширнейшая зона в Средиземноморье, где в раскопках находят греческие вазы, доказывает, что их экспорт был очень большим. То обстоятельство, что живописцы и гончары часто подписывали свои изделия и что литературные источники отзываются о них с большим почтением, показывает, что вазопись по своей значимости не намного уступала живописи и скульптуре, от которых она, однако, отличалась своим общественным назначением. Произведения живописцев и скульпторов преследовали главным образом историографические и воспитательные цели. Они использовались при украшении храмов и общественных зданий. Керамические же изделия, отличавшиеся бесконечным разнообразием типов и доступностью по цене, проникали во все общественные слои, составляя основной элемент домашнего обихода. Различная конфигурация сосудов объяснялась их назначением, но использовались они главным образом в повседневном быту. Среди сосудов основной разновидностью являлись вазы и кубки, предназначенные для возлияний во время «симпосиев», которые в свою очередь являлись типичной формой общественной и семейной жизни. Само возлияние, которое поначалу представляло собой религиозное действо, сохраняло и в семейном кругу ритуальный характер, чем объясняется использование священных изображений на вазах и кубках. Однако мифологические сюжеты трактуются весьма вольно, а подчас с издевкой, что соответствовало как раз атмосфере пиршества. Часто они грешат бытовизмом, что приближает их к повседневной жизни. Так появляются изображения гимнастических игр, театральных сцен. Само требование, предъявляемое небольшими размерами и формами ваз к ритмическому распределению изображаемых на них фигурок, придает художественным композициям плавность, певучесть, легкость, так что можно сказать, что, по крайней мере в своих лучших образцах, эти маленькие фигурные изображения являются не столько популяризацией произведений живописи, сколько самостоятельным и утонченным художественным жанром.

Традиции керамического искусства уходят далеко в глубь веков. Стилистическая отработка сюжетов идет все это время одновременно с поисками наиболее гармоничной формы предмета. Мастера пробуют различные конфигурации ручек, стараются добиться естественного перехода от основания к тулову сосуда. Изображения, как с точки зрения расположения фигур, так и с точки зрения графического исполнения, неизбежно, определяются формой предмета, что оказывает прямое воздействие и на выбор красок — всегда очень строгий и соответствующий покрываемой поверхности.


В чернофигурных вазах, представляющих собой первоначальный тип великого аттического искусства начиная с VII в. до н. э., фигуры выписываются черным блестящим лаком на красном фоне обожженной глины. Детали процарапываются по лаку до поверхности глины. Изображения получались плоскостными, линейными. Поставленные в профиль фигуры четко выделялись на красноватом фоне.

В конце VI в. до н. э. появляется обратный прием: черным лаком покрывается все тулово сосуда, кроме самих фигур (в цвете обожженной глины), внутри которых кисточкой, смоченной тем же черным лаком, прорисовывались детали. Красное изображение на черном фоне (краснофигурная керамика) производит на зрителя большее впечатление, чем черное изображение на красном. Кроме того, линия, нанесенная тонкой кисточкой, отличается большей мягкостью и легкостью. Ее проще наносить кисточкой, чем процарапывать острием специального инструмента. Благодаря этому новому, более совершенному способу к росписи ваз все чаще обращаются художественно более подготовленные рисовальщики. Ремесленник все больше вытесняется настоящим мастером. Нередко, как это явствует из подписей, речь идет о выдающихся художественных личностях. Таковы, например, Псиах, Евтимид, Дурис и др. Еще более утонченными являются вазы из белой керамики, на которых художник кисточкой наносит очерчивающие фигуры линии, окружение которых становится еще более мягким, еще более свободным, еще более способным обеспечить, несмотря на единство в окраске поверхности, тонкое пластическое построение.

Параллельное развитие живописи и вазописи прекращается с того момента, когда первая обращается к поискам пластической передачи пространства и движения. Начиная с середины IV в. до н. э. роспись керамики не может более считаться ответвлением живописи в прямом смысле этого слова и становится кустарным применением художественных форм к предметам широкого потребления.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Дизайн интерьера и архитектура

Дизайн интерьера, ремонт и отделка своими руками.

Древнегреческие архитекторы

Образцы античной архитектуры до сих пор восхищают и поражают воображение наших современников. Но за каждым архитектурным шедевром стоят его создатели — архитекторы. Именно их творческие идеи находят воплощение в грандиозных постройках, которые остаются на многие века свидетельством их гениальности.

Так кем же были зодчие Древней Греции, оставившие после себя богатейшее наследие — здания и сооружения, ставшие классическим эталоном для многих поколений? Давайте рассмотрим историю жизни и творческой профессиональной деятельности самых известных архитекторов эпохи Высокой классики, чьи имена дошли до наших дней.

Архитекторы Древней Греции

  • Гермоген — ( конец III — начало II века до н. э.) — основоположник традиций ионического ордера. » Гермоген из Алабанду» считается автором храмов Артемиды Левкофрины, Зевса Сосиполиса и храма Диониса в Теосе.

Храм Зевса Сосиполиса

  • Гипподам Милетский — ( годы жизни 498 — 408 до н. э.) — известный древнегреческий архитектор и градостроитель. Основоположник принципа планировки городов с прямоугольным пересечением улиц, выделенными кварталами и площадями. Созданная им античная градостроительная система используется и в наши дни.

Гипподам Милетский

  • Дейнократ — ( IV век до нашей эры) — придворный архитектор Александра Македонского. Большинство его работ представляли собой фантастически масштабные проекты. Такими были план нового города Александрии Египетской и проект гигантской статуи Александра Великого, сделанной из целой горы Афон.

Гравюра эпохи Нового времени, иллюстрирующая замысле Дейнократа относительно устройства гигантской статуи на основе горы Афон.

  • Иктин — ( V век до нашей эры) — древнегреческий архитектор эпохи Перикла. Наиболее известными его работами являются Парфенон в Афинах, храм Деметры в Элевсине и храм Аполлона в Бассах.

Архитектор Иктин

  • Калликрат — ( годы жизни 470 — 420 до н. э.) — афинский архитектор середины V века до нашей эры, автор храма Ники Аптерос в составе Афинского Акрополя . Продолжатель лучших традиций античной архитектуры, которые воплотились в строительстве величественного Парфенона по проекту Иктина.

Парфенон

  • Мнесикл — ( V век до нашей эры) — древнегреческий зодчий II половины V столетия до н. э., работавший в Афинах. Его архитектурные творения выполнены в стиле высокой классики. Наиболее значительной работой Мнесикла являются монументальные входные ворота Афинского Акрополя — Пропилеи. Зодчий также принимал участие в строительстве Эрехтейона .

Пропилеи

  • Пифей — ( годы жизни около 320 г. до н. э. — последняя четверть IV века до н. э.) — древнегреческий архитектор и скульптор, автор Мавзолея в Галикарнасе и храма Афины в Приене.

Галикарнасский Мавзолей

  • Поликлет Младший — ( IV век до нашей эры) — древнегреческий архитектор и скульптор, работавший в Эпидавросе. Наиболее известной его работой является театр в Эпидавре, который характеризуется невероятным композиционным совершенством и идеальным ансамблем отдельных архитектурных элементов.

Театр в Эпидавре

  • Скопас — ( годы жизни 395 — 350 до н. э.) -древнегреческий скульптор и архитектор позднеклассической эпохи, яркий представитель новоаттической школы. Известен своими многочисленными скульптурными творениями. Скопас считается одним из первых мастеров античности, отдающих предпочтение мрамору в качестве основного материала для изготовления скульптур. Принимал участие в качестве и зодчего, и ваятеля во время постройки храма Афины Алеи в Тегее и Мавзолея в Галикарнасе.

Скопас » Битва греков с амазонками» ( фрагмент фриза Галикарнасского мавзолея, украшенного скульптурным рельефом).

  • Фидий ( Phidias) — древнегреческий архитектор и скульптор, один из наиболее значительных художников эпохи античности.

Фидий — скульптор и архитектор периода античности

Каждый из этих великих зодчих античной эпохи внес свой вклад в развитие и становление архитектуры как отдельного вида искусства. До сих пор мы вспоминаем их имена и с восхищением рассматриваем величественные здания, возведенные талантливыми мастерами.

Древнегреческие скульптуры. Самые знаменитые скульптуры – ТОП10

Древнегреческие скульптуры

Планируя путешествие в Грецию, многие люди интересуются не только комфортными отелями, но и увлекательной историей этой древней страны, неотъемлемую часть которой составляют объекты искусства.

Большое количество трактатов известных искусствоведов посвящены именно древнегреческой скульптуре, как основоположной ветви мировой культуры. К сожалению, многие памятники того времени не уцелели в своем первозданном виде, и известны по более поздним копиям. Изучая их, можно проследить историю развития греческого изобразительного искусства от гомеровского периода до эпохи эллинизма, и выделить самые яркие и известные творения каждого периода.

Афродита Милосская

Всемирно известная Афродита из острова Милос относится к эллинистическому периоду греческого искусства. В это время, силами Александра Македонского, культура Эллады начала распространяться далеко за пределы Балканского полуострова, что заметно отобразилось на изобразительном искусстве – скульптуры, картины и фрески стали более реалистичными, лица богов на них обладают человеческими чертами – расслабленными позами, отвлеченным взглядом, мягкой улыбкой.

Статуя Афродиты, или как её называли римляне, Венеры, изготовлена из белоснежного мрамора. Её высота немногим больше человеческого роста, и составляет 2.03 метра. Обнаружено изваяние было по воле случая обычным французским моряком, который в 1820 году, вместе с местным крестьянином, откопал Афродиту возле остатков древнего амфитеатра на острове Милос. При её транспортировке и таможенных спорах, статуя лишилась рук и постамента, но сохранилась запись об указанном на нем авторе шедевра: Агесандр, сын жителя Антиохи Менида.

На сегодняшний день, после тщательной реставрации, Афродита экспонируется в парижском Лувре, привлекая своей естественной красотой миллионы туристов каждый год.

Ника Самофракийская

Время создания статуя богини победы Ники относится к II веку до н.э. Исследования показали, что Ника была установлена над морским побережьем на отвесной скале – её мраморная одежда развевается будто бы от ветра, а наклон корпуса олицетворяет постоянное движение вперед. Тончайшие складки одежды прикрывают сильное тело богини, а мощные крылья расправлены в радости и торжестве победы.

У статуи не сохранились голова и руки, хотя отдельные фрагменты были обнаружены во время раскопок в 1950 году. В частности, Карл Леманн с группой археологов нашли правую руку богини. Ника Самофракийская сейчас является одним из выдающихся экспонатов Лувра. Её рука так и не была добавлена к общей экспозиции, реставрации подверглось только правое крыло, которое выполнено из гипса.

Лаокоон и его сыновья

Скульптурная композиция, изображающая смертельную борьбу Лаокоона – жреца бога Аполлона и его сыновей с двумя змеями, посланными Аполлоном в отместку за то, что Лаокоон не послушал его волю, и старался препятствовать вводу троянского коня в город.

Статуя была выполнена из бронзы, но её оригинал не дожил до наших дней. В XV веке, на территории «золотого дома» Нерона была найдена мраморная копия скульптуры, и по приказу папы Юлия II установлена в отдельной нише ватиканского Бельведера. В 1798 году статую Лаокоона перевезли в Париж, но после падения правления Наполеона англичане вернули её на прежнее место, где она хранится по сей день.

Композиция, изображающая отчаянную предсмертную борьбу Лаокоона с божественным наказанием, воодушевила многих скульпторов эпохи позднего средневековья и Возрождения, и породила моду на отображение сложных, вихреобразных движений человеческого тела в изобразительном искусстве.

Зевс с мыса Артемисион

Статуя, найденная ныряльщиками возле мыса Артемисион, выполнена из бронзы, и является одним из немногих предметов искусства такого типа, дошедшего до наших дней в первозданном виде. Исследователи расходятся в суждениях о принадлежности скульптуры конкретно Зевсу, полагая, что она может изображать и бога морей Посейдона.

Изваяние имеет высоту 2.09 м, и изображает верховного грецкого бога, который занес правую руку для того, чтобы метнуть молнию в праведном гневе. Сама молния не сохранилась, но по многочисленным фигуркам меньшего размера можно судить, что она имела вид плоского, сильно вытянутого бронзового диска.

От почти двух тысяч лет пребывания под водой, статуя почти не пострадала. Исчезли только глаза, которые, предположительно, были из слоновой кости и инкрустированы драгоценными камнями. Увидеть это произведение искусства можно в Национальном археологическом музее, который находится в Афинах.

Статуя Диадумена

Мраморная копия бронзовой статуи юноши, который сам венчает себя диадемой – символом спортивной победы, вероятно украшала место проведения состязаний в Олимпии или Дельфах. Диадема в то время являла собой красную шерстяную повязку, которой, наряду с лавровыми венками, награждали победителей Олимпийских игр. Автор произведения – Поликлет, выполнил её в своем излюбленном стиле – юноша находится в легком движении, его лицо отображает полное спокойствие и сосредоточенность. Атлет ведет себя как заслуженный победитель – он не показывает усталости, хотя его тело и требует отдыха после борьбы. В скульптуре автору удалось очень естественно передать не только мелкие элементы, но и общее положение тела, грамотно распределив массу фигуры. Полная пропорциональность тела является вершиной развития данного периода – классицизма V века.

Хотя бронзовый оригинал и не сохранился до нашего времени, его копии можно наблюдать во многих музеях мира – Национальном археологическом музее в Афинах, Лувре, Метрополитен, Британском музее.

Афродита Браски

Мраморное изваяние Афродиты изображает собой богиню любви, которая обнажилась перед тем, как принять свою легендарную, часто описываемую в мифах, ванну, возвращающей ей девственность. Афродита в левой руке держит снятую одежду, которая мягко опускается на стоящий рядом кувшин. С точки зрения инженерной мысли, такое решение позволило сделать хрупкую статую устойчивее, и дало скульптору возможность придать её более расслабленную позу. Уникальность Афродиты Браски в том, что это первое известное изваяние богини, автор которой решился изобразить её обнаженной, что в свое время считалось неслыханной дерзостью.

Ходят легенды, согласно которых скульптор Пракситель создал Афродиту по образу возлюбленной – гетеры Фрины. Когда об этом узнал её бывший поклонник, оратор Евтиас, он поднял скандал, вследствие которого Праксителя обвинили в непростительном кощунстве. На суде защитник, увидев что его доводы не справляют впечатления на судью, сдернул с Фрины одежду чтобы показать присутствующим, что настолько совершенное тело натурщицы просто не может таить в себе темную душу. Судьи, будучи приверженцами концепции калокагатии, были вынуждены полностью оправдать подсудимых.

Оригинал статуи был вывезен в Константинополь, где и погиб во время пожара. До нашего времени дошло множество копий Афродиты, но все они имеют свои отличия, так как восстанавливались по словесным и письменным описаниям и изображениям на монетах.

Марафонский юноша

Статуя молодого человека выполнена из бронзы, и предположительно изображает греческого бога Гермеса, хотя каких-нибудь предпосылок или его атрибутов в руках или одежде юноши не наблюдается. Скульптура была поднята со дна Марафонского залива в 1925 году, и с того времени пополнила экспозицию Национального археологического музея в Афинах. Благодаря тому, что статуя длительное время находилась под водой, все её черты очень хорошо сохранились.

Стиль, в котором сделано изваяние, выдает стиль известного скульптора Праксителя. Юноша стоит в расслабленной позе, его рука упирается на стену, у которой была установлена фигура.

Дискобол

Статуя древнегреческого скульптора Мирона не сохранилась в оригинальном виде, но широко известна по всему миру благодаря бронзовым и мраморным копиям. Скульптура уникальна тем, что на ней впервые было запечатлено человека в сложном, динамическом движении. Такое смелое решение автора послужило ярким примером для его последователей, которые с не меньшим успехом создавали предметы искусства в стиле «Figura serpentinata» — особенной технике, изображающей человека или животное в зачастую неестественной, напряженной, но очень выразительной, с точки зрения наблюдателя, позе.

Дельфийский возничий

Бронзовая скульптура возничего была обнаружена во время раскопок 1896 года в святилище Аполлона в Дельфах, и являет собой классический пример античного искусства. Фигура изображает древнегреческого юношу, управляющего повозкой во время Пифийских игр.

Уникальность скульптуры заключается в том, что сохранилась инкрустация глаз драгоценными камнями. Ресницы и губы юноши украшены медью, а повязка на голове сделана из серебра, и предположительно также имела инкрустацию.

Время создания скульптуры, теоретически, находится на стыке архаики и ранней классики – её поза характеризуется скованностью и отсутствием какого-либо намека на движение, но голова и лицо выполнены с довольно большой реалистичностью. Как и в более поздних скульптур.

Афина Парфенос

Величественная статуя богини Афины не сохранилась до нашего времени, но существует множество её копий, восстановленных согласно с древними описаниями. Скульптура была полностью выполнена из слоновой кости и золота, без применения камня или бронзы, и стояла в главном храме Афин – Парфеноне. Отличительная черта богини – высокий шлем, украшенный тремя гребнями.

История создания статуи не обошлась без фатальных моментов: на щите богини скульптор Фидий, помимо изображения битвы с амазонками, поместил свой портрет в виде немощного старика, который двумя руками поднимает тяжелый камень. Общественность того времени неоднозначно расценила поступок Фидия, что стоило ему жизни – скульптора заточили в тюрьму, где он свел счеты с жизнью при помощи яда.

Греческая культура стала основоположником для развития изобразительного искусства всего мира. Даже сегодня, рассматривая некоторые современные картины и статуи можно обнаружить влияние этой древней культуры.

Древняя Эллада стала той колыбелью, в которой активно воспитывался культ человеческой красоты в её физическом, моральном и интеллектуальном проявлении. Жители Греции того времени не только поклонялись множеству олимпийских богов, но и старались максимально походить на них. Все это отображено в бронзовых и мраморных статуях – они не просто передают образ человека или божества, но и делают их приближенными друг к другу.

Хотя очень многие из статуй не дошли до современности, их точные копии можно увидеть во многих музеях мира.

Смотрите также

Крит. Озеро Курнас

Единственным пресноводным озером на Крите является озеро Курнас. В древности оно было известно как озеро Корисья, но позже, после завоевания Крита арабами, получило нынешнее название от арабского слова «озеро». Озеро находится в красивой местности, которая расположена в долине между холмами, в 4-х километрах от Георгиуполиса в префектуре Ханья (Западный Крит).

Один из самых одаренных политических деятелей Древней Греции. Фемистокл был вождем демократической партии и одним из лучших полководцев в общегреческом масштабе. Благодаря своим талантам, принятию правильныхрешений и способности верно оценивать ситуацию, Фемистоклу удалось одержать ряд значительных побед над персами, а также внести существенный вклад в дело превращения Афин в самое мощное морское и торговое государство Греции.

Салоники. Красный дом с привидениями

Одно из немногих оставшихся исторических зданий города Салоники, расположенный напротив Церкви Святой Софии, на перекресте Софийской площади и улицы Эрму -Кокино спити(красный дом) Строительство «дома Логоса», либо красного дома началось в 1926 году и завершено было в 1928 году по заказу Джона Логоса, который приехал в Салоники из города Наусса .

Греческие закуски(часть вторая)

Итак, продолжим наш путеводитель по салатам. Помимо салатов из свежих овощей и сыра греки очень любят салаты-пасты, которые отлично сочетаются с основными блюдами. Иногда их просто намазывают на хлеб или обмакивают в них кусочки пищи. Даже во многих больших супермаркетах, которые находятся в других странах, вы можете встретить салат «Дзадзики». Он представляет собой смесь йогурта, тертых огурцов, зелени и чеснока. Йогурт при этом должен быть особой консистенции. Такой йогурт в Греции называется «Странгисто». В каждом регионе Эллады «Дзадзики» готовится по-разному, и вы можете насладиться уникальным вкусом этого салата-пасты.

Читайте далее: