Древнегреческие игры олимпиады проводились | Vasque-Russia.ru

Древнегреческие игры олимпиады проводились

Олимпийские игры в Греции

Человечество взяло от Древней Греции не только демократию, но и Олимпийские игры. Неудивительно, что именно в Элладе зародились одни из самых популярных соревнований современности, где культ человеческого тела был на самом высоком уровне. Кроме того, греков привлекал дух соревнования, поэтому жители Эллады предпочитали бороться не на полях войны, а в спорте.

Когда возникли Олимпийские игры?

Историки установили, что первые соревнования, известные сегодня, как Олимпийские игры, были проведены в Греции в 8 в. до нашей эры. Их главным девизом был выражение «Быстрее, выше, сильнее». Эти слова полностью отражали то, к чему стремились греки во время состязаний.

Греки обожали спорт, постоянно держали себя в форме, что было связано с объективными причинами. Эллада подвергалась набегов соседних стран, греческие полисы воевали между собой. Греки, служившие в армии и флоте, должны были иметь отличную физическую форму. Постепенно культ красивого спортивного тела получил распространение среди жителей всей Эллады. Спортивные тренировки проводились в гимназиях, занятия в которых были включены в повседневное обучение.

Участниками всех состязаний были только мужчины. Они же были и зрителями, женщин на трибуны не пускали. Исключение было сделано только один раз для жрицы богини Деметры, которую звали Хамина.

На первых Олимпийских играх участие принимали только атлеты из полиса Пелопонесс. Позже к участию в соревнованиях допустили спортсменов из Коринфа, Спарты и других полисов Греции, жителей греческих колоний в Средней и Малой Азии, Сицилии, Финикии. Постепенно в Играх стали участие принимать атлеты из других стран, которые находились в Азии, Африки, Европе.

В 394 году нашей эры Олимпийские Игры были запрещены, поскольку Греция была завоевана Римом, распространение получило христианство, ставшее в Элладе государственной религии. На тот момент Игры были проведены уже 293 раза.

Олимпийские Игры сопровождались национальными праздниками, которые способствовали развитию греческой культуры. В день начала состязаний проводился общий праздник в главном храме Зевса, который имел прозвище Олимпийский. Храм стоял на реке Алфея, и именно отсюда начинались первые соревнования, которые переходили в Олимпийские игры. Точная дата начала Игр определяется по специальному списку, в который распорядители общегреческих спортивных соревнований записывали имена победителей в беге. Самый древний список начинается с даты 776 год до нашей эры. И эта дата официально принята в истории счета олимпиад.

Таким образом, Олимпийские игры, проводились раз в четыре года, когда наступало первое полнолуние после летнего солнцестояния.

Версии появления Олимпийских игр

Есть несколько вариантов того, почему Олимпийские игры появились именно в Греции. К самым популярным стоит отнести:

  • Царь Фригии по имени Пелопс, который детство провел на Олимпе, победил в состязаниях колесниц. Именно ему принадлежала идея проводить такие соревнования регулярно, с периодичностью раз в четыре года.
  • Сын Зевса Геракл организовал празднество для всех жителей царства правителя Авгия, во время которого были проведены соревнования легкоатлетов. А потом постановил, чтобы они стали регулярными.
  • Между Спартой и остальной частью Эллады постоянно велась борьба за господство на Пелопонесском полуострове. Однажды правители Литург (Спарта) и Ифит (остальная Эллада) заключили перемирие, во время которого и были проведены первые Олимпийские игры. Как говорит легенда, именно тогда и было установлено место для состязаний. Выбор пал на местечко Олимпия, которое находится возле горы Кронос.

Рельеф местности был удобный для соревнований и подходящий для того, чтобы зрители могли наблюдать за спортивными играми. Для легкоатлетов построили спортивный комплекс, который был настоящий архитектурным шедевром для своего времени. В его состав входили ипподром, стадион, бани, гимнасии, спортивные площадки, на которых греки играли в мяч, боролись, метали диск.

Правила

Играми заведовали жители Эллады, которые должны были организовывать соревнования, следить за порядком, обеспечивать прием гостей, атлетов. Их право один раз забрали жители Писы, но большая часть Греция этого не приняли. И снова Эллада стала заведовать Олимпийскими играми. К традициям и правил проведения спортивных состязаний можно отнести:

  • Эллада рассылала всем странам древнегреческого мира так называемых «вестников мира», которые объявляли о том, что наступил священный месяц праздника в честь Зевса. Это означало, что должны были быть прекращены все войны на Пелопонесском полуострове.
  • Для государств-полисов, которые нарушили договоренность о неведении войны, или уставы Игр, тогда участников полиса из соревнований вообще исключали.
  • Грех надо было искупать покаянием и уплатой штрафом. Деньги шли на содержание храма Зевса.
  • Частных жителей того или иного государства, нарушивших устав Игр, имели выбор, кому платить штраф. Можно было выбирать на собственное усмотрение – полису, где человек постоянно живет, олимпийскому храму Зевса.
  • За соревнованиям следили специальные судьи, которые назывались элладоники.
  • Атлеты судьям заранее должны были заявить о том, что хотят участвовать в состязаниях, а также предоставить доказательства того, что их не лишили гражданских прав.
  • Атлеты должны были дать присягу, что будут состязаться честно, не будут применять уловок.
  • Также участники соревнований подтверждали под присягой, что в течение 10 месяцев занимались в гимнасиях, посвящая большую часть своего времени гимнастическим упражнением, совершенствования духа и тела.

Посольства от государств-полисов, которые принимали участие в Играх, должны были идти к Олимпии по специальной священной дороге. Потом все участники состязаний обязаны были собраться у жертвенника Зевса, который располагался в оливковой роще. В жертву Верховному богу горы Олимп и всех греков приносили животных, приведенных их родных стран. Посольства обязаны были привозить с собой и жертвенные чаши.

Жертвенный огонь складывали дрова из тополя, сверху их поливали салом убитых животных. Пока огонь пылал, атлеты и другие участники должны были петь. Как только огонь гас, начинались соревнования.

В чем древние греки соревновались?

На Олимпийских играх были представлены такие виды спорта, как:

  • Борьба.
  • Кулачный бой.
  • Скачки.
  • Бег на короткие и длинные дистанции.
  • Пятиборье.

Игры начинались с бега, который относился к самым древним видам гимнастических упражнений. Участники бежали по партиям, каждая из которых состояла из четырех человек. На первых Олимпийских играх бегуны носили на себе пояс, но потом его сняли, и атлеты остались совершенно нагими.

От простого бега на соревнованиях быстро отказались, сделав его более сложным. В частности, атлеты пробегали стадию уже не один раз, а два, а потом – вообще восемь. «Компанию» бегу составили борьба, прыжки, метание диска и кулачные бои. Позже всех появился такой вид спорта, как бег колесниц. Его появление было связано с присутствием на состязаниях богатых греков и усложнением общественной жизни в самой Элладе.

Чемпионы Олимпийских игр древности и их достижения

Пожалуй самые престижные соревнования для современного спортсмена – Олимпийские игры хоть и проводятся относительно недавно (как мы знаем, первые Олимпийские игры проводились в 1896 году и связано это с именем барона Пьера де Кубертена), однако, как известно, имеют историю, уходящую аж в 8 век до нашей эры. Эти состязания в ловкости, меткости, скорости и силе имели еще и религиозный смысл – каждое такое мероприятие проводилось в честь громовержца Зевса – главного среди всех олимпийцев и пожалуй самого почитаемого среди греков (а в период эллинизма и не только греками) Олимпийские игры были значимым для всей Древней Греции событием, выходившим за рамки сугубо спортивного мероприятия. Победа на Олимпиаде считалась чрезвычайно почетной и для атлета, и для полиса, который он представлял. Всего было проведено 293 Олимпиады с 776 по 394 год до нашей эры в Олимпии. С 6 века до нашей эры по примеру Олимпийских Игр стали проводиться другие общегреческие соревнования атлетов: Пифийские игры, Истмийские игры и Немейские игры, тоже посвященные различным древнегреческим богам. Но Олимпиады были самыми престижными среди этих состязаний. Олимпийские Игры упоминаются в произведениях Плутарха, Геродота, Пиндара, Лукиана, Павсания, Симонида и др. античных авторов.

Однако не зря мы вспомнили о спортсменах – речь далее будет идти именно о них. Сегодня мы расскажем именно о тех чемпионах, память о победах которых осталась в веках. Достижения нескольких легендарных спортсменов в древности настолько необычны, что их помнят и сегодня, спустя сотни лет после их смерти. Ниже я хотел бы поведать вам о нескольких древних чемпионах Олимпийских игр, а также некоторые интересные истории, легенды, рекорды и факты.

Ономаст из Смирны

Ономаст (или Ономастос) был первым в истории олимпийским чемпионом в таком виде спорта как бокс. Этот вид был представлен на 23-й Олимпиаде в 688 году до нашей эры.

По словам историков, Ономаст также был первым, кто написал правила древнегреческого бокса. Имея четыре победы в Олимпийских играх, он также лидирует в списке боксеров, владеющих всеми олимпийскими титулами.Орсипп из Мегары

Орсипп был известным греческим бегуном жившем в городе Мегара. Он стал известен также, как «первый, голый бегун участвовавший в Олимпиаде», а также, как первый победитель в этом виде спорта.

Орсипп из Мегары

Орсипп был известным греческим бегуном жившем в городе Мегара. Он стал известен также, как «первый, голый бегун участвовавший в Олимпиаде», а также, как первый победитель в этом виде спорта.

Орсипп выиграл соревнование по бегу на 15-й Древней Олимпиаде, состоявшейся в 720 году до нашей эры. Именно тогда была введена и принята греческая традиция атлетической наготы (гимна).

Эврилеона из Спарты

Эврилеона была знаменитой женщиной-наездницей. Она выиграла гонку двухколесных колесниц в Древних Олимпийских игр 368 года до нашей эры.

Эврилеона была богатой принцессой и страстным любителем лошадей. Она стала второй женщиной-наездницей в истории Олимпийских игр. Ее предшественница, спартанская принцесса Киниска, выиграла гонку на колесницах запряженных четырьмя лошадьми на 24 года раньше. В Спарте была установлена статуя Эврилеоне. Это одна из немногих бронзовых статуй, установленных при жизни спортсмена.Киниска Спартанская

Греческая принцесса Киниска — первая женщина в истории, которая одержала победу в гонках колесниц, запряженных четырьмя лошадями на Древних Олимпийских Играх. Она выигрывала первенство на 96-й и 97-й олимпиадах (396 до н.э и 392 до н.э. соответственно).

Греческая принцесса Киниска — первая женщина в истории, которая одержала победу в гонках колесниц, запряженных четырьмя лошадями на Древних Олимпийских Играх. Она выигрывала первенство на 96-й и 97-й олимпиадах (396 до н.э и 392 до н.э. соответственно).

Киниска родилась около 440 г. до н.э., в семье царя Спарты Архидама II. Поговаривают, что Киниска была сорванцом, прекрасным наездником и очень богатой девушкой. Идеальная квалификация для успешного тренера, неправда ли? Она была чрезвычайно амбициозна, чтобы добиться успеха на Олимпийских играх.

Традиционно женщинам не разрешалось участвовать в Олимпийских играх. Тем не менее, они могли войти в команду, обладая навыками обучения лошадей. Ее брат, Агиселай II, более поздний царь Спарты, поощрял ее участие в соревнованиях. Принцесса собрала команду мужчин-спортсменов и была допущена к Олимпиаде.

Киниска была удостоена чести получить бронзовую статую колесницы, и статую в Храме Зевса в Олимпии. На ней была надпись, в которой говорилось, что принцесса является единственной женщиной, которая выиграла оливковый венок в гонках на колеснице на Олимпийских играх в Греции.

До сегодняшнего дня, Киниска рассматривается, как символическая фигура социального подъема женщины. Ее успех стал началом движения равноправия и свободы женщин всего мира.Диагор Родосский

Диагор был греческим боксером, известным своими победами, а также победами его сыновей и внуков. Он выиграл турнир по боксу в Олимпийских играх 464 года до н.э. Диагор также был четырехкратным победителем в Истмийских играх и двукратным победителем в играх в Немее.

Его старший сын, Дамагет, выиграл турнир в 452 и 448 годах до нашей эры. Акусилай, второй сын, выиграл боксерский поединок в 448 году до нашей эры. Они отметили свою победу, неся отца на плечах вокруг стадиона, который был наполнен восхитительными зрителями. В это время один из зрителей закричал: «Умри, Диагор! Ты не сможешь подняться на Олимп!». Говорят, что спортсмен умер буквально через несколько минут, и с тех пор считается самым счастливым смертным, который когда-либо жил.

Дочь Диагора, Каллипатейра, была первой женщиной-зрителем, находящимся на Олимпийский стадионе. Поскольку женщинам было запрещено смотреть Олимпийские игры, кроме жрицы Деметры, она прошла на стадион, переодетая в мужскую одежду. Когда ее трюк был раскрыт, приняли закон, гласящий о том, что все зрители прибывшие на Олимпийский стадион, перед его входом должны были раздеться.

Mеланкомас из Карии

Меланкомас был коронован чемпионом по боксу в 49 году до нашей эры, а также стал победителем во многих других спортивных мероприятиях. Он мог сражаться в течение двух дней не опуская рук. Спортсмен достиг своей превосходной формы благодаря непрерывным и напряженным упражнениям.

Меланкомас владел своеобразным, уникальным боксерским стилем. Его движения были легкими и простыми. Меланкомас оставался непобежденным на протяжении всей своей карьеры, и ни разу не был нокаутирован своим противником. Спортсмен выиграл Олимпийский турнир по боксу на 207-й Олимпиаде.Астилос из Кротона

Астилос одержал победу в трех Олимпийских играх с 488 по 480 до н.э., в таком виде спорта, как бег. Он также выиграл турнир по гоплитодрому — бег в снаряженных бронированных костюмах. Спортсмен выиграл в общей сложности шесть победных оливковых венков в трех олимпиадах.

Астилос из Кротона

Астилос одержал победу в трех Олимпийских играх с 488 по 480 до н.э., в таком виде спорта, как бег. Он также выиграл турнир по гоплитодрому — бег в снаряженных бронированных костюмах. Спортсмен выиграл в общей сложности шесть победных оливковых венков в трех олимпиадах.В Олимпийских играх 488 года до н.э. он участвовал от имени своего родного города Кротона, а на следующих двух олимпиадах он решил участвовать в качестве гражданина Сиракуз, в честь тирана Хиерона. Его соотечественники чтили и прославляли его за первую победу.

Несмотря на успешную карьеру, ему пришлось столкнуться с бесчестьем и диффамацией (распространением не соответствующих действительности порочащих сведений), когда его решение сыграть в Сиракузах разгневало граждан Кротона. Они исключили Астилоса из списков горожан и уничтожили его статую в своем городе. Его семья отказалась от него, и его дом превратили в тюрьму, как знак неуважения. Также говорится, что Астилос был подкуплен чиновниками в Сиракузах, чтобы участвовать в Олимпийских играх от имени их города.

Теаген был успешным боксером и бегуном. Благодаря своей необычайной силе и быстроте он считался сыном Геракла — божественного героя в греческой мифологии. Спортсмен выиграл турнир по боксу на 75-й Олимпиаде (480 г. до н.э.) и титул чемпиона в этом виде спорта. В целом, по его словам, он выиграл более 1300 поединков.

Любопытную историю рассказывает греческий историк Паусаниас о статуе Теагена, сделанной неким Глаусиасом из Эгины. Это был человек, обиженный на Тиагена. Однажды ночью статуя упала на Глаусиаса, убив его. Статуя предстала перед судом за убийство и была выброшена в море. Позднее она была восстановлена, так как Дельфийский оракул заявил, что в противном случае всех мужчин в стране ожидает бесплодие.Леонид из Родоса

Леонид из Родоса был одним из самых известных бегунов античности. В течение четырех последовательных олимпиад (164-152 до н.э.) он выиграл все турниры по бегу. Он был универсальным бегуном, как в беге на длинные и короткие дистанции, так и в упоминавшемся ранее виде бега гоплитодроме, который требовал большей силы и выносливости.

Леонид из Родоса

Леонид из Родоса был одним из самых известных бегунов античности. В течение четырех последовательных олимпиад (164-152 до н.э.) он выиграл все турниры по бегу. Он был универсальным бегуном, как в беге на длинные и короткие дистанции, так и в упоминавшемся ранее виде бега гоплитодроме, который требовал большей силы и выносливости.

Его жизненный рекорд двенадцати отдельных олимпийских победных венков был окончательно превзойден в 2016 году, когда Майкл Фелпс выиграл свою 13-ю медаль за 200-метровую гонку на 31-й современной Олимпиаде. Рекорд Леонида продолжался 2168 долгих лет!

Какими были древнегреческие игры олимпиады? Праздновались победы или обсуждались поражения?

Одной из самых ярких отличительных черт античной греческой цивилизации является ее ориентация на всестороннее развитие человеческой личности. Даже боги в ней уподобляются людям – они антропоморфны. Отнюдь не грозные с виду – наоборот, они красивы. Древние эллины любуются своим богами, воплощая в их изображениях свои представления о красоте человека.

В честь богов совершаются религиозные действия. Ими могли быть обычные для всех древних обществ жертвоприношения, моления (хотя в обществе древнегреческом они имели свои особенности). А могли быть игры.

История зарождения олимпийского движения в Древней Греции

Фото с сайта ru.wikipedia.org

В честь богов в Элладе античных времен с самых начал ее истории устраивались состязания. Первые их проявления встречаются уже, кажется, в минойской цивилизации. Именно там, на фресках Кносса, изображены первые в истории человечества так называемые «игры с быками».

Когда же мир минойских и ахейских дворцовых государств пришел в упадок и на его обломках утвердилось новое государство в виде гражданской общины, игры в честь богов постепенно приобретают новый оттенок.Если вначале они, как и на Крите, имеют характер сакрального действа, то постепенно в них все больше и больше проявляется страсть человека к игре, к состязаниям.

Состязание (по-гречески агон) пронизывает все сферы жизни древнегреческого общества времен Гомера и архаики. Особенно это характерно для древнегреческой знати, аристократии. В ее среде происходит никогда не прекращаемая борьба за первенство. Первоначально – это стремление быть первым на войне, важнейшем общем деле всей общины граждан. Гомеровские герои состязаются в кровавых поединках с троянцами за славу. Друг Ахиллеса, Патрокл, погибает в сражении с Гектором. Ахиллес благородный знает, что ему суждена смерть на войне, и идет на смерть, желая погибнуть, но гибелью своею добыть звонкого металла славы.

Состязаются аристократы и в гражданских делах. Кто будет избираться на высшие должности в своих общинах. Кому будут воздаваться высшие почести за благодеяния народу. Кто сильнее – быстрее пробежит дистанцию, дальше бросит камень, метнет копье, диск… Кто больше знает стихов, кто лучше продекламирует гомеровские поэмы…

Из духа состязания, агонального духа древнегреческого общества и родятся игры нового типа в Древней Греции. Они тоже, как и раньше, будут проводиться под патронатом богов. В Дельфах это будут Пифийские игры в честь бога Аполлона. На Истме, невдалеке от Коринфа, установятся игры в честь Посейдона, Истмийские игры. А в честь бога Зевса, верховного бока древнегреческого пантеона, установятся игры Олимпийские. Зарождение Олимпийских игр в Древней Греции вполне, таким образом, соответствовало духу античной греческой цивилизации.

Где проводились древнегреческие Олимпийские игры

Резиденция Зевса и всего сонма греческих богов была на укрытом вечными снегами Олимпе. Но игры Олимпийские отношения к самой этой горе прямого не имеют. Названы так они в честь Зевса-Олимпийца, а проводятся в нескольких сотнях километров к югу от Олимпийского кряжа. В Южной Греции, на Пелопоннесе, в области Элида, где на берегу Алфея был некогда построен Храм Зевса Олимпийского.

Вот там, на устроенном подле храма стадионе (площадке для состязаний длиною в стадий), и будут проводиться самые знаменитые игры, игры Олимпийские.Историческая традиция подтверждает тесную связь состязаний в Олимпии с религиозными культами.

Согласно преданиям, систематизированным впоследствии древнегреческими так называемыми логографами, а затем и историками, они были учреждены еще в счастливый век Кроноса наиболее популярным греческим героем Гераклом.

Представление о золотом веке Кроноса связано с поисками разочарованными в настоящем греками утопического идеала, и поэтому какие-либо твердые даты в этом случае вряд ли уместны. Отметим только, что в хронике позднейшего, уже христианского автора Евсевия устроенные Гераклом игры относятся еще к десятым годам тринадцатого века до н. э.

Проводимые затем каждые пять лет, они в период так называемых «темных веков» (по-другому он еще называется гомеровским или же предполисным периодом) были забыты. И лишь в самом конце IХ в. до н. э. царь Элиды Ифит вместе с Ликургом, – великим реформатором и царем Спарты, – возобновил их проведение. Проводятся они теперь уже не через пять лет, а каждые четыре года. Участники этих игр состязались в беге на один стадий (чуть больше ста метров). По имени победителей в этих состязаниях назывались поначалу и сами игры; нумеровать начнут их позже.

Вот в связи с этой нумерацией вновь учрежденных Игр и определена была изначальная их дата. Первые олимпийские игры в Древней Греции, согласно позднейшим вычислениям греческих историков, были проведены в 776 году до Рождества Христова. Год этот не совсем согласуется с датировкой жизни самих учредителей, – Ифита и Ликурга, – но все же стал отправной точкой для греческого летоисчисления по олимпиадам.

Что означал в Древней Греции термин олимпиада

Термин олимпиада в Древней Греции означал не только и не столько сами игры, но и временные циклы в четыре года, которые отделяли их друг от друга. Счет лет производился по олимпиадам. Первая олимпиада, вторая олимпиада, … двадцать пятая олимпиада. … Ну и так вплоть до 394 г. н. э., когда Феодосий запретил проведение Олимпийских игр, борясь с язычеством в уже на тот момент значительно христианизированной Римской империи.

Поскольку Игры проводились каждые четыре года, то годы в промежутке между ними отсчитывались как, например: первый год первой олимпиады, второй год первой олимпиады, третий год первой олимпиады, ну и так далее.

Олимпийские игры в истории античной цивилизации

Фото с сайта www.studfiles.ru

С течением времени Игры в Олимпии приобрели панэллинское, всегреческое значение. Сначала их участниками были граждане находящихся в Элиде гражданских общин (или городов государств, как их обычно и не совсем точно называют) – полисов. Затем к ним присоединились сначала полисы Пелопоннеса, Балканской Греции, а затем и всего мира античной эллинской цивилизации. Быть допущенным к участию в Играх означало автоматически признание греческого происхождения участника. Даже цари расположенной за олимпийским кряжем Македонии подчеркивали впоследствии свое родство с греками участием в их проведении!

К завершению архаической эпохи, т. е к концу VI в. до н. э., жизнь мира античных полисов в значительной мере определяли восстановленные древнегреческие игры. Олимпиады праздновались и признавались во всей Элладе.

Этот дух проводимого в честь бога Зевса праздника подчеркивался несколькими обстоятельствами:

  • игры проводились возле храма Зевса Олимпийского, в котором со временем будет помещено одно из «семи чудес света» – статуя самого этого бога, исполненная другом и современником знаменитого Перикла
  • на время проведения Олимпийских игр и в ознаменование празднества Зевса Олимпийского жрецами провозглашалось священное перемирие; под страхом отлучения от Игр и проклятия прекращались все войны, которые греческие полисы вели друг с другом практически беспрерывно.

Победители олимпийских игр в Древней Греции считались любимцами и избранниками бога Зевса. Их имена заносились в специальные списки, которые были упорядочены и сведены воедино неким Парабаллоном. Но и после него эти списки пересматривались, уточнялись в течение всех веков существования античной греко-римской цивилизации.

В Олимпии победителей награждали венками из дикорастущей оливы. Говорят, что персидский царь, – Великий царь царей, как он официально величался в титулатуре, – немало подивился, узнав об этой награде победителям! Царь, однако, не учел, что главной наградой был не просто венок их олив. Высшей наградой была слава, которую стяжали победители. На их родине, в полисах античной Греции, их почитали как героев. Им воздвигались статуи , они изображались на античной керамике. Имена их заносились в списки почетных, выдающихся граждан, их потомки гордились своими славными предками. На пути следования победителя на олимпийских играх, олимпионика, сносились городские укрепления: герой-победитель не мог пройти через городские ворота – вместе с ним в город вступал сопровождающий его Зевс! Ведущий войну с неприятелями полис, в ополчении которого находился олимпионик, побеждал почти непременно – рядом со своим любимцем, в первых рядах гражданского ополчения сражался сам Бог!

Не удивительно поэтому, что авторитет олимпиоников в родных полисах подвигал их к борьбе за первенство и в общественных делах, в политической борьбе. Олимпиоников и действительно часто избирали на высшие государственные должности. Из них, однако же, вырастали и древнегреческие тираны. Пользуясь личным авторитетом, выступая в качестве любимчиков Зевса, а зачастую еще и заручившись поддержкой дельфийского оракула, при поддержке демоса (или, по крайней мере, при его непротиводействии).

Одним из таких олимпиоников был и Килон. Пользуясь смутой и гражданскими неурядицами в Афинах, он задумал тоже стать тираном. Пифия (дельфийская пророчица) укрепила его в этих намерениях, провозгласив от имени Аполлона благоприятный оракул: Килон-де сможет установить тиранию, если сделает это он во время праздник на честь Зевса!

Дождавшись, когда в афиняне начнут чествовать бога, он и предпринял попытку установить единоличное правление. Попытка эта, однако, оказалась неудачной. Афинская знать, – соперники Килона, иногда известные не менее чем он, – сплотились и воспрепятствовали узурпации власти. Килон бежал, а его сторонники были убиты. Надежда на покровительство бога в этом случае себя не оправдала. Виноват, впрочем, как выяснилось позже, был не столько бог, сколько сам Килон. В Афинах существовало два праздника в честь Зевса. Одни из них – праздник Зевса Олимпийского, покровителя олимпиоников. Вот тогда Килону и следовало совершать попытку переворота! Он же не угадал своей судьбы.

Первые олимпийские игры в Древней Греции послужили началом славной череды олимпиад. Круг их участников непрерывно расширялся. Со времен установления римского владычества участие в них принимали даже римские императоры.

Увеличивалось и число соревнований. К первоначальному бегу на один стадий постепенно прибавились и другие состязание в беге. Введены были и набирали огромную популярность различные конные ристалища, соревнования атлетов.

Фото с сайта ru.wikipedia.org

После запрещения Олимпийских игр их проведение прекратилось на многие столетия. Лишь в конце девятнадцатого века, когда новая Европа, следуя античным образцам, обратилась к спорту, по инициативе Пьера де Кубертена были возрождены и состязания, столь популярные в античной греко-римской цивилизации. То были Олимпийские игры. Примечательно, что одно из любимейших в античности состязаний, – древнегреческая борьба панкратион, – олимпийский вид спорта и в программе современных Олимпиад.

Античность, с ее идеалом всесторонне развитой личности утверждается все больше и больше. Особенно это чувствуется во время проведения каждых новых Олимпийских игр. Своим духом борьбы, состязания, в которой, вопреки всему, высшей наградой остается слава победителя, они вполне напоминают олимпийские игры в Древней Греции. Картинки, которые мы наблюдаем с экранов телевизора, мониторов компьютеров или с трибун олимпийских стадионов, – лучшее тому подтверждение!

Олимпийские игры в Древней Греции

Традиционно считается, что Олимпийские игры в Древней Греции проходили с 776 года до н. э. по 394 год н. э. каждые 4 года. Представляли они собой серии спортивных соревнований между городами-государствами и являлись одними из панэллинских игр. Жители Эллады дали им мифологическое происхождение. Они считали, что покровителем игр является Зевс. В преддверии Олимпиады объявлялось священное перемирие, чтобы атлеты и зрители могли беспрепятственно попасть из своих городов к месту игр.

Проводились соревнования в Олимпии, в северо-западной части Пелопоннеса. Там находилось святилище Зевса с его статуей, которая считалась одним из семи чудес света. Представляло собой святилище огромный храм, достигавший в высоту 18 метров, а в длину 66 метров. Именно в нём и располагалась статуя, сделанная из слоновой кости. Её высота равнялась 12 метрам.

Сами соревнования проходили на олимпийском стадионе. В V веке до н. э. его расширили, модернизировали, и он стал вмещать 40 тыс. зрителей. Его спортивное поле достигало в длину 212 метров, а в ширину 32 метра. Имелся также ипподром с длиной 700 метров и шириной 300 метров. Победителям на головы возлагали венки из оливковых листьев, а сами игры имели чрезвычайно важное политическое значение. Благодаря их зрелищности и популярности, эллинистическая культура распространялась по всему Средиземноморью.

Принимать участие в Олимпийских играх могли только жители Древней Греции. При этом многие атлеты из отдалённых городов должны были доказывать своё греческое происхождение. Подданные других государств к играм не допускались. Здесь не могли помочь ни деньги, ни знатное происхождение. Все эти вопросы решали элланодики – судьи Олимпийских игр. Выбирали их из достойнейших людей, и они неукоснительно следили за соблюдением всех правил. Но когда римляне покорили Грецию, то тоже стали принимать участие в спортивных состязаниях.

Мифологическое происхождение Олимпийских игр в Древней Греции

Существует несколько мифов, объясняющих возникновение популярных спортивных соревнований. Самый известный из них даёт греческий историк Павсаний. По нему дактиль Геракл (не путать с сыном Зевса) со своими 4-мя братьями приехал в Олимпию, чтобы участвовать в спортивных соревнованиях в честь новорождённого Зевса. Геракл всех победил, и ему возложили на голову оливковый венок. После этого победитель организовал спортивные состязания с очерёдностью в 5 лет по количеству братьев.

Ещё один миф касается Пелопса – царя Пизы на Пелопоннесе. До него в Пизе правил царь Оеномаус. У него была красавица дочь Гипподамия. Оракул предрёк царю, что он будет убит мужем дочери. Поэтому Оеномаус всем женихам ставил условие: претендент на руку дочери будет ехать с ней на одной колеснице, а царь должен догнать их на другой колеснице. Если догонит, то убьёт жениха копьём. Но молодые люди не знали, что лошади, запряженные в колесницу царя, были подарены ему самим Посейдоном, а поэтому мчались быстрее ветра.

Женихи погибали один за другим, а Гипподамия так и ходила в невестах. Но однажды в царский дворец пришёл свататься молодой и красивый Пелопс, и царская дочь влюбилась в него. Возницей у царя был Миртил (сын Гермеса), и Гипподамия уговорила его заменить бронзовые оси колёс царской колесницы на восковые. За это она пообещала Миртилу привилегию первой ночи. Возница не устоял перед красотой юной девушки и согласился.

Во время гонки воск нагрелся и расплавился. В результате этого колесница опрокинулась, а царь упал на землю и разбился насмерть. В то же самое мгновение в царский дворец ударила молния и превратила его в пепел. Остался лишь один деревянный столб, простоявший много столетий рядом с храмом Зевса. А Пелопс женился на Гипподамии и стал царём Пизы.

В память о безвременно погибшем Оеномаусе Пелопс организовал в качестве погребальных игр гонки на колесницах. Именно эти похоронные гонки впоследствии и трансформировались в Олимпийские игры в Древней Греции.

Есть ещё один миф, который приписывают Пиндару. Якобы этот древнегреческий лирик утверждал, что сын Зевса Геракл, совершив свои 12 подвигов, учредил в Олимпии спортивный фестиваль в честь своего отца. С тех пор и повелось считать организатором Олимпиад Геракла.

Официальная версия возникновения Олимпийских игр в Древней Греции

Что касается официальной версии, то считается, что Олимпийские игры начались в глубокой древности, затем по каким-то причинам прекратились. Вновь были возрождены спартанским законодателем Ликургом, жившем в IX веке до н. э. Участие в их возобновлении приняли также царь Элиды Ифит и Клисфен из Пизы. Эти два человека были современниками Ликурга, а активность проявили по велению Дельфийского оракула. Тот заявил, что народ отклонился от богов, и это стало причиной войн и чумы. С восстановлением игр всё это прекратится.

Данная версия изложена Павсанием, жившим во II веке н. э. А поэтому верить ей безоговорочно нельзя. Скорее всего, истоки Олимпийских игр в Древней Греции относятся к микенскому периоду. Поначалу это были похоронные игры, связанные с магическими ритуалами. По прошествию столетий их преобразовали в спортивные состязания, и в таком виде они просуществовали 1000 лет.

Весь этот огромный период времени Олимпийские игры в Древней Греции имели чрезвычайно важное политическое и экономическое значение. А поэтому несколько могущественных групп греческой аристократии постоянно боролись за контроль над святилищем в Олимпии. Иногда его захватывали силой, затем другие отбирали, и так продолжалось веками. Эти игры были самыми престижными из всех 4-х панэллинских игр, но к 385 году н. э. пришли в состояние упадка. Причиной стали наводнения, землетрясения, нашествия варваров. В 394 году игры прекратились по повелению римского императора Феодосия I, начавшего борьбу с языческими праздниками.

Спортивные состязания

Общая продолжительность каждых Олимпийских игр в Древней Греции занимала не более недели. Вначале делались жертвоприношения в честь Зевса, при этом резали несколько десятков быков. Затем устраивали празднества и пиры. Лишь после этого наступала очередь самих спортивных состязаний. Первые такие состязания завершались в течение дня, так как силу и выносливость показывали лишь одни бегуны. Но с появлением пятиборья и других видов спортивных соревнований одного дня перестало хватать, и зрители стали наслаждаться выступлением атлетов в течение 3-4 дней.

Главным состязанием считалось пятиборье – бег, прыжки в длину, метание копья, метание диска, греческая борьба. Ничуть не меньшей популярностью пользовались и гонки на колесницах, которые собирали огромное количество зрителей. Бег начал практиковаться с 776 года до н. э. Это был единственный вид соревнований до 724 года до н. э. А поэтому имена некоторых победителей известны даже в наши дни. Бежали бегуны 178 метров. Начинался бег из положения стоя. Бежали обнажёнными по утрамбованной земле, а сигналом к началу соревнования служил звук трубы.

Пятиборье начали практиковать в 708 году до н. э. При этом бег, прыжки и метания проходили на стадионе, а вот борьбу устраивали за пределами храма Зевса на специальной площадке, грунтом которой служил песок. Трудно сейчас сказать, как в пятиборье присуждали победу. Возможно, победителем объявляли атлета, победившего в 3-х видах, так как во всех 5-ти видах победить было просто невозможно. Также предполагается, что до борьбы доходило лишь небольшое количество конкурентов, и именно победитель в ней считался чемпионом.

Гонки на колесницах, запряженных 4-мя лошадями, стали практиковаться с 680 года до н. э. А в 500 году до н. э. начали соревноваться на повозках, запряженных мулами. Гонки с 2-мя лошадями в колеснице получили своё начало в 408 году до н. э. Здесь можно вспомнить римского императора Нерона. В 67 году он принимал участие в гонке на колесницах в Олимпии. Ко всеобщему смущению императора выбросило из колесницы, и он не смог закончить гонку. Но победу присудили Нерону, посчитав, что он обязательно бы выиграл, если бы закончил гонку.

В 648 году до н. э. начал практиковаться панкратион (борьба с минимумом правил). А в 520 году до н. э. появился вид спортивных состязаний, именуемый хоплитодромос. Его участники бежали дистанцию 400 метров в шлемах, с наколенниками и деревянными щитами.

В целом надо отметить, что Олимпийские игры в Древней Греции были чрезвычайно популярными, а победителей чествовали, как национальных героев. Некоторые имена таких людей дошли до нас из глубины веков. Это свидетельствует об огромном уважении и почитании атлетов, ведь они славили не только свои имена, но и города, в которых жили. Популярность Олимпийских игр была такой высокой, что они были возрождены в 1896 году и проходят по сей день в разных городах планеты. Этим они отличаются от античных игр, которые проводились только в Олимпии.

112. Древнегреческие Игры Олимпиады праздновались.

113. Первые современные Игры Олимпиады праздновались в.

114. Факел олимпийского огня современных игр зажигает­ся.

а. На олимпийском стадионе в Афинах.

б. На олимпийском стадионе города-организатора Игр.

в. В Олимпии под эгидой МОК.

г. На вершине горы Олимп.

115. Ольга Данилова, Галина Кулакова, Лариса Лазутина, Раиса Сметанина, Вячеслав Веденин, Владимир Смир­нов – чемпионы Олимпийских игр в.

г. Лыжных гонках.

116. В зимних Олимпийских играх СССР дебютировал в.

а. 1952 г. на VI играх в Осло, Норвегия.

б. 1952 г. на XV Играх в Хельсинки, Финляндия.

в. 1956 г. на VII играх в Кортина д’Ампеццо, Италия.

г. 1960 г. на VIII играх в Скво-Вэлли, США.

117. Олимпийские игры состоят из...

а. Соревнований между странами.

б. Соревнований по летним или зимним видам спорта.

в. Игр Олимпиады и зимних Олимпийских игр.

г. Открытия, соревнований, награждения участников и закрытия.

118. Основу физической культуры составляет деятельность человека, направленная на .

а. Преобразование собственных возможностей.

б. Приспособление к окружающим условиям.

в. Изменение внешнего мира, окружающей природы.

г. Физическое воспитание.

119. Какое из представленных определений сформулировано некорректно?

а. Физическое совершенство – это оптимальная мера всесторонней физической подготовленности и гармоничного физического развития, соответствующая требованиям обще­ства.

б. Физическое совершенство – это процесс изменения морфо-функциональных свойств организма на протяжении индивидуальной жизни.

в. Физически совершенным может считаться человек, способный справиться с нормативами Российского Физкуль­турного Комплекса.

г. Физически совершенным можно признать человека, физическое состояние которого позволяет реализовать лю­бую функцию, которую от него потребует общество.

120. Что из представленного не является отличительным признаком физической культуры?

а. Активная двигательная деятельность человека.

б. Положительные изменения в физическом состоянии человека.

в. Нормативы физической подготовленности.

г. Обеспечение безопасности жизнедеятельности.

121. Физическими упражнениями принято называть.

а. Действия, вызывающие функциональные сдвиги в ор­ганизме.

б. Многократное повторение двигательных действий.

в. Определенным образом организованные двигательные действия.

г. Движения, способствующие повышению работоспо­собности.

122. Физическая подготовка представляет собой.

а. Процесс обучения движениям и воспитания физических качеств.

б. Физическое воспитание с ярко выраженным прикладным эффектом.

в. Уровень развития, характеризующийся высокой рабо­тоспособностью.

г. Процесс укрепления здоровья и повышения двигательных возможностей.

123. Физическое воспитание представляет собой.

а. Процесс выполнения физических упражнений.

б. Способ освоения ценностей, накопленных в сфере физической культуры.

в. Способ повышения работоспособности и укрепления здоровья.

г. Обеспечение общего уровня физической подготов­ленности.

124. Специфика физического воспитания, как одного из видов воспитания, заключается.

а. В формировании двигательных умений и навыков человека.

б. В воспитании физических качеств человека.

в. В повышении физической работоспособности человека.

г. Во всем вышеперечисленном.

125. Задачи по упрочению и сохранению здоровья в процессе физического воспитания решаются на основе.

а. Обеспечения полноценного физического развития.

б. Совершенствования телосложения.

в. Закаливания и физиотерапевтических процедур.

г. Формирования двигательных умений и навыков.

126. Обучение двигательным действиям и воспитание физи­ческих качеств составляют специфическую основу.

а. Физической культуры.

б. Физического развития.

в. Укрепления здоровья.

г. Физического воспитания.

127. Способы выполнения двигательных действий, с помо­щью которых двигательная задача решается с относи­тельно большей эффективностью, принято называть.

а. Формой физического упражнения.

б. Двигательными навыками.

в. Техникой физических упражнений.

г. Моделью техники движений.

128. Основным специфическим средством физического вос­питания является.

а. Физическое упражнение.

в. Солнечная радиация.

г. Соблюдение режима дня.

129. Обучение двигательным действиям строится в соответ­ствии с.

а. Рекомендациями общедидактических принципов.

б. Задачами физического образования.

в. Целевыми установками обучения.

г. Закономерностями формирования двигательных навыков.

130. Освоение двигательного действия следует начинать с.

а. Формирования представления об общем смысле данного способа решения двигательной задачи.

б. Выполнения двигательного действия в упрощенной форме и в замедленном темпе.

в. Устранения ошибок при выполнении подготовитель­ных и подводящих упражнений.

г. Формирования связей между двигательными центра­ ми, участвующими в данном действии.

131. Подготовительные упражнения применяются,.

а. Если в двигательном фонде отсутствуют опорные элементы.

б. Если обучающийся недостаточно физически развит.

в. Если необходимо устранять причины возникновения ошибок.

г. Если применяется метод целостно-аналитического упражнения.

132. Двигательными умениями и навыками принято называть.

а. Способность выполнить упражнение без активизации внимания.

б. Правильное выполнение двигательных действий.

в. Уровень владения движением при активизации вни­мания.

г. Способы управления двигательными действиями.

133. Отличительным признаком умения является.

а. Сокращение времени выполнения действия.

б. Расчлененность операций.

в. Слитность операций.

г. Стереотипность параметров действия.

134. Отличительным признаком навыка является.

а. Нарушение техники под влиянием сбивающих факторов.

б. Растянутость действия во времени.

в. Направленность сознания на реализацию цели действия.

г. Нестандартность параметров и результатов действия.

135. В соответствии со стадиями формирования умений и навыков в процессе обучения двигательным действиям выделяется.

г. От двух до четырех в зависимости от сложности действия.

136. Комплексы генетически обусловленных биологических и психических свойств организма человека, благодаря которым возможна двигательная активность, принято называть.

а. Физическими качествами.

б. Мышечными напряжениями.

в. Функциональными системами.

г. Координационными способностями.

137. Какое из предложенных определений сформулировано некорректно?

а. Взрывная сила обусловливает способность достигать максимальный уровень напряжения мышц в минимальное время.

б. Сила проявляется в способности преодолевать сопро­тивление посредством мышечных напряжений.

в. Быстрота является качеством, от которого зависят скоростные характеристики движений.

г. Все предложенные определения сформулированы корректно.

138. При каком режиме работы мышц силовые способности проявляются максимально?

а. При уступающем.

б. При удерживающем.

в. При преодолевающем.

г. При статическом.

139. Что является результатом выполнения силовых упражнений с большим отягощением?

а. Увеличение объема мышц.

б. Повышение уровня функциональных возможностей организма.

в. Укрепление опорно-двигательного аппарата

г. Быстрый рост абсолютной силы.

140. Для воспитания быстроты используются .

а. Подвижные и спортивные игры.

б. Силовые упражнения, выполняемые в высоком темпе.

в. Двигательные действия, выполняемые в высоком темпе.

г. Упражнения на быстроту реакции и частоту движе­ний.

141. Комплекс функциональных свойств организма, составляющих основу возможности противостоять утомлению в различных видах деятельности, принято называть.

а. Координационно-двигательной выносливостью.

б. Общей выносливостью.

в. Спортивной формой.

142. Для воспитания гибкости используются.

а. Движения, выполняемые с большой амплитудой.

б. Маховые движения с отягощением и без него.

в. Пружинящие движения.

г. Движения рывкового характера.

143. Как дозируются упражнения “на гибкость”, то есть, сколько движений следует делать в одной серии? Уп­ражнения “на гибкость” выполняются.

а. До появления пота.

б. По 8-16 циклов движений в серии.

в. Пока не начнется увеличиваться амплитуда движе­ний.

г. До появления болевых ощущений.

144. Какая из представленных способностей не относится к группе координационных?

а. Способность сохранять равновесие.

б. Способность точно дозировать величину мышечных усилий.

в. Способность быстро реагировать на стартовый сиг­нал.

г. Способность точно воспроизводить движения в про­странстве.

145. Для занятий какой направленности характерна нагруз­ка, вызывающая увеличение частоты сердечных со­кращений не более чем до 140-160 уд/мин?

а. Для занятий общеразвивающей направленности.

б. Для занятий общеподготовительной направленности.

в. Для занятий общеукрепляющей направленности.

г. Для физкультурных пауз и минуток.

146. Во время занятий какой направленности частота сер­дечных сокращений, как правило, не превышает 140 уд/мин?

а. Во время занятий общеподготовительной направлен­ности.

б. Во время занятий общеразвивающей направленности.

в. Во время урочных форм занятий.

г. Во время занятий общеукрепляющей направленности.

147. Укажите, решение каких задач характерно для подготовительной части урока физической культуры?

Обучение двигательным действиям.

Совершенствование двигательных способно­стей.

Функциональная подготовка организма.

Коррекция нарушений осанки.

Снижение уровня психического возбуждения.

148. Основную часть занятия, урока рекомендуется начинать с.

а. Разучивания координационно сложных действий.

б. Закрепления сформированных навыков.

в. Воспитания выносливости.

г. Совершенствования гибкости.

149. Укажите, какие упражнения характерны для заключительной части урока физической культуры?

1. Упражнения “на выносливость “.

Упражнения “на гибкость”.

Упражнения “на внимание “.

150. Что принято называть осанкой?

а. Качество позвоночника, обеспечивающее хорошее самочувствие и настроение.

б. Пружинные характеристики позвоночника и стоп.

в. Привычная поза человека в вертикальном положении.

г. Силуэт человека.

151. Правильной можно считать осанку, если Вы, стоя у сте­ны, касаетесь ее.

а. Затылком, ягодицами, пятками.

б. Лопатками, ягодицами, пятками.

в. Затылком, спиной, пятками.

г. Затылком, лопатками, ягодицами, пятками.

152. Профилактика нарушений осанки осуществляется с по­мощью.

а. Скоростных упражнений.

б. Силовых упражнений.

в. Упражнений «на гибкость».

г. Упражнений «на выносливость».

153. Какие упражнения не эффективны при формировании телосложения?

а. Упражнения, способствующие повышению быстроты движений.

б. Упражнения, способствующие снижению веса тела.

в. Упражнения, объединенные в форме круговой трени­ровки.

г. Упражнения, способствующие увеличению мышеч­ной массы.

154. Здоровый образ жизни – это способ жизнедеятельности, направленный на.

а. Развитие физических качеств людей.

б. Поддержание высокой работоспособности людей.

в. Сохранение и улучшение здоровья людей.

г. Подготовку к профессиональной деятельности.

155. Личная гигиена включает.

а. Уход за телом и полостью рта, закаливание организ­ма, занятия физической культурой и спортом, утреннюю гимнастику.

б. Организацию рационального суточного режима, зака­ливание организма, занятия физическими упражнениями, уход за телом и полостью рта, использование рациональной одежды и обуви.

в. Гидропроцедуры, прием пищи, сон, чередование тру­да и отдыха, выполнение учебных и других заданий.

г. Водные процедуры, использование рациональной одежды и обуви, домашние дела, прогулки на свежем воз­духе.

Читайте далее:
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector