Дети зевса и геры

Мифы древней Греции

12. ГЕРА И ЕЕ ДЕТИ

a. Гера, дочь Кро­на и Реи, роди­лась на ост­ро­ве Самос или, как утвер­жда­ют неко­то­рые, в Арго­се. Вос­пи­ты­вал же ее сын пелас­га Темен в Арка­дии. Вре­ме­на Года были ее нянь­ка­ми 1 . После свер­же­ния Кро­на ее брат-близ­нец Зевс стал домо­гать­ся ее люб­ви в Кнос­се на Кри­те или, как гово­рят неко­то­рые, на горе Фор­на­кс, кото­рую теперь назы­ва­ют Кукуш­ки­ной горой в Арго­лиде, где он пона­ча­лу без­успеш­но за ней уха­жи­вал. Гера сжа­ли­лась над Зев­сом толь­ко тогда, когда тот при­нял вид пест­рой кукуш­ки, кото­рую Гера неж­но при­жа­ла к сво­ей груди. Но как толь­ко она это сде­ла­ла, Зевс при­нял свое истин­ное обли­чье и овла­дел ею. Уни­жен­ная Гера была вынуж­де­на вый­ти за него замуж 2 .




b. На их свадь­бу все боги при­сла­ли свои дары. Мать-Зем­ля пода­ри­ла Гере дере­во с золоты­ми ябло­ка­ми, кото­рое позд­нее охра­ня­ли гес­пе­риды в саду Геры на горе Атлас. Свою брач­ную ночь с Зев­сом они про­ве­ли на ост­ро­ве Самос, и дли­лась она целых три­ста лет. Гера часто купа­лась в ручье Кана око­ло Аргоса и таким обра­зом воз­вра­ща­ла себе дев­ст­вен­ность 3 .

c. У Геры и Зев­са роди­лись дети — боги Арес, Гефест и Геба, хотя неко­то­рые гово­рят, что Арес и его сест­ра Эрида были зача­ты, когда Гера кос­ну­лась како­го-то цвет­ка, а Геба — когда она кос­ну­лась листьев сала­та 4 , и что Гефест был так­же ее пар­те­но­ген­ным ребен­ком, при­чем Гефест не верил в такое чудо до тех пор, пока Гера не ока­за­лась хит­ро­ум­но при­ко­ван­ной к тро­ну и была вынуж­де­на поклясть­ся рекой Стикс, что она не лжет. Дру­гие гово­рят, что Гефест был ее сыном от Тало­са, пле­мян­ни­ка Деда­ла 5 .

1. Гера была доэл­лин­ской вели­кой боги­ней. В Гре­ции ее основ­ные свя­ти­ли­ща нахо­ди­лись на ост­ро­ве Самос и в горо­де Аргос, одна­ко аркад­цы утвер­жда­ли, что их культ Геры самый древ­ний и отно­си­ли его ко вре­ме­ни появ­ле­ния из зем­ли их пред­ка Пелас­га. Вынуж­ден­ное заму­же­ство Геры запе­чат­ле­ло захват кри­то-микен­ской Гре­ции и свер­же­ние Геры как вер­хов­но­го боже­ства в обе­их стра­нах. Кносс был захва­чен элли­на­ми, по-види­мо­му, два­жды: при­мер­но в 1700 г. до н. э. и в 1400 г. до н. э. Веком поз­же попа­ли под власть ахей­цев Мике­ны. Зев­са мог­ли изо­бра­жать в виде кукуш­ки пото­му, что он как бы выбро­сил всех осталь­ных божеств из гнезда, а так­же пото­му, что он при­сво­ил ски­петр Геры, навер­шие кото­ро­го было выпол­не­но в виде кукуш­ки. Позо­ло­чен­ные фигур­ки обна­жен­ной боги­ни-арги­вян­ки с кукуш­кой были най­де­ны в Мике­нах; там же была обна­ру­же­на позо­ло­чен­ная модель хра­ма, увен­чан­но­го кукуш­кой. На зна­ме­ни­том крит­ском сар­ко­фа­ге из Агия-Три­а­ды изо­бра­жен двой­ной топор [1] , на кото­ром сидит кукуш­ка.

2. Геба, боги­ня юно­сти, в олим­пий­ском куль­те на пирах богов выпол­ня­ет обя­зан­но­сти вино­чер­пия. В кон­це кон­цов она выхо­дит замуж за Герак­ла (см. 145. i и 5) с. 36 после того, как ее долж­ность при­сво­ил себе Гани­мед (см. 29. c). « Гефест » , веро­ят­но, являл­ся титу­лом царя-жре­ца; « Арес » — это титул его вое­на­чаль­ни­ка или тани­ста, эмбле­мой кото­ро­го был дикий вепрь. С утвер­жде­ни­ем олим­пий­ско­го куль­та оба сло­ва ста­но­вят­ся име­на­ми богов, за кото­ры­ми утвер­жда­ет­ся роль бога-куз­не­ца и бога вой­ны. « Каким-то » цвет­ком мог ока­зать­ся лан­дыш; у Овидия боги­ня Фло­ра, с куль­том кото­рой отож­дествля­ет­ся лан­дыш, пока­зы­ва­ет этот цве­ток Гере. В народ­ной евро­пей­ской мифо­ло­гии чудес­ное зача­тие свя­зы­ва­ют с боярыш­ни­ком; в кельт­ской лите­ра­ту­ре ана­ло­гич­ная роль отво­дит­ся тер­нов­ни­ку — сим­во­лу враж­ды, оли­це­тво­ре­ни­ем кото­рой была Эрида, сест­ра Аре­са.

3. Талос-куз­нец — это крит­ский герой, мате­рью кото­ро­го была сест­ра Деда­ла Пер­дикс [2] ( « куро­пат­ка » ), кото­рую мифо­граф отож­дествля­ет с Герой. Куро­пат­ки счи­та­лись свя­щен­ны­ми пти­ца­ми Вели­кой боги­ни и фигу­ри­ро­ва­ли по все­му восточ­но­му Сре­ди­зем­но­мо­рью в орги­ях, устра­и­ва­е­мых по слу­чаю весен­не­го рав­но­ден­ст­вия. Танец, кото­рый при этом испол­нял­ся, ими­ти­ро­вал хро­маю­щую поход­ку петуш­ков куро­па­ток. У Ари­сто­те­ля, Пли­ния и Эли­а­на есть сооб­ще­ния, что куро­пат­ки несут­ся лишь отто­го, что слы­шат голос петуш­ков. Хро­маю­щий Гефест и Талос, веро­ят­но, явля­ют­ся одним и тем же пар­те­но­ген­ным пер­со­на­жем; и того, и дру­го­го сбра­сы­ва­ли с высоты разъ­ярен­ные про­тив­ни­ки (см. 23. b и 92. b), при­чем пер­во­на­чаль­но это дела­лось в честь их боги­ни-мате­ри.

4. В Арго­се зна­ме­ни­тая ста­туя Геры изо­бра­жа­ет боги­ню сидя­щей на троне из золота и сло­но­вой кости. Исто­рия о том, как ее при­ко­ва­ли к тро­ну, мог­ла воз­ник­нуть в свя­зи с гре­че­ским обы­ча­ем при­ко­вы­вать ста­туи богов, « чтобы те не сбе­жа­ли » . Если город поте­ря­ет древ­нюю ста­тую покро­ви­тель­ст­ву­ю­ще­го ему бога или боги­ни, он может вооб­ще остать­ся без боже­ст­вен­но­го покро­ви­тель­ства. Вот поче­му рим­ляне прак­ти­ко­ва­ли то, что веж­ли­во назы­ва­лось « сма­ни­ва­ни­ем » богов в Рим, и к эпо­хе импе­рии этот город напо­ми­нал гало­чье гнездо, застав­лен­ное укра­ден­ны­ми в раз­ных горо­дах ста­ту­я­ми богов и богинь. « Вре­ме­на Года были ее нянь­ка­ми » — это один из спо­со­бов оха­рак­те­ри­зо­вать Геру как боги­ню кален­дар­но­го года. Вот поче­му на ее ски­пет­ре изо­бра­же­на кукуш­ка, сим­во­ли­зи­ру­ю­щая вес­ну, а в левой руке она дер­жит спе­лый гра­нат, вызре­ваю­щий позд­ней осе­нью и сим­во­ли­зи­ру­ю­щий смерть года.

5. Герой, как под­ска­зы­ва­ет само сло­во, — это царь-жрец, кото­ро­го при­но­си­ли в жерт­ву Гере [3] . Тело его поко­и­лось в зем­ле, а душа вос­па­ря­ла на спине север­но­го вет­ра, чтобы насла­дить­ся рай­ским садом боги­ни. Ее золотые ябло­ки, фигу­ри­ру­ю­щие в гре­че­ских и кельт­ских мифах, были про­пус­ком в такой сад (см. 53. 7, 133. 4 и 159. 2).

6. Еже­год­ные купа­ния, бла­го­да­ря кото­рым Гера воз­вра­ща­ла себе дев­ст­вен­ность, совер­ша­ла так­же и Афро­ди­та в Пафо­се. Как боги­ня рас­ти­тель­но­го года, вес­ны, лета и осе­ни (сим­во­ла­ми кото­рой так­же были моло­дая, пол­ная и убы­ваю­щая луна), в Стим­фа­ле Гера почи­та­лась соот­вет­ст­вен­но как дитя, неве­ста и вдо­ва (Пав­са­ний. VIII. 22. 2 — см. 128. d).

7. Брач­ная ночь Геры и Зев­са на ост­ро­ве Самос дли­лась три­ста лет, воз­мож­но, пото­му, что свя­щен­ный год самос­цев (так же, как и этрус­ков) состо­ял из деся­ти трид­ца­ти­днев­ных меся­цев, посколь­ку январь и фев­раль отсут­ст­во­ва­ли (Мак­ро­бий. I. 12. 2 и I. 13. 21), а в мифе каж­дый день вырос до года. Не исклю­че­но, что в этом месте мифо­граф наме­ка­ет на то, что элли­нам пона­до­би­лось три­ста лет, чтобы утвер­дить моно­га­мию сре­ди пле­мен, покло­няв­ших­ся Гере.

Боги древней Греции список и описание, какими были сыновья Зевса

Во время Античности мифология оказывала огромное влияние на людей, тесно вписываясь в быт и религиозные обычаи. Основная религия этого периода – языческий политеизм, который основывался на многочисленном пантеоне богов. Боги древней Греции имели особенное значение и каждый выполнял свою роль. В разных регионах существовал культ того или иного бога, что во многом определялось особенностью жизни и уклада. В данной статье приведен список и описание богов.

Богов очеловечивали, наделяя их антропоморфными манерами поведения. Древнегреческая мифология имела четкую иерархию – выделись титаны, титаниды и младшее поколение богов, давшие начало Олимпийцам. Олимпийские боги – верховные небожители, жившие на горе Олимп. Именно они оказали наибольшее влияние на древних греков.

Боги первого поколения

Древнегреческие боги первого поколения – древние сущности, давшие начало всему живому и неживому, считаются создателями мира. Они вступали в отношения, благодаря чему на свет появились другие боги, которые тоже относятся к первому поколению, а также титаны. Прародителями всех древнегреческих богов были Скотос (Мгла) и Хаос. Именно эти две сущности дали начало всему первичному пантеону Древней Греции.

Первичный пантеон богов древней Греции:

  • Нюкта (Никта);
  • Эреб (Мрак);
  • Эрос (Любовь);
  • Гея (Земля);
  • Тартар (Бездна);
  • Уран (Небо).

Практически не сохранилось описания каждого из этих божеств, поскольку впоследствии Олимпийцы стали ключевыми для мифологии Древней Греции.

Богам, в отличие от людей, было позволено вступать в родственные связи, поэтому дети часто были плодами инцеста.

Божества второго поколения – титаны, благодаря которым на свет появились олимпийские боги. Это 6 сестер и 6 братьев, которые активно вступали в брак между собой и воевали за власть. Самые почитаемые титаны – Кронос и Рея.

Олимпийские боги Греции

Это дети и потомки детей Кроноса и его жены Реи. Титан Кронос изначально считался богом земледелия, а позднее – времени. Обладал суровым нравом и жаждой власти, за что был свержен, кастрирован и отправлен в Тартар. На смену его правлению пришли Олимпийские боги, возглавляемые Зевсом. Жизнь и отношения Олимпийцев подробно описаны в древнегреческих легендах и мифах, им поклонялись, уважали и подносили дары. Выделяют 12 основных богов.

Младший сын Реи и Кроноса, считается отцом и покровителем людей и богов, олицетворял добро и зло. Он выступил против своего отца, свергнув его в Тартар. После этого власть на земле была разделена между ним и его братьями – Посейдоном и Аидом. Является покровителем молнии и грома. Его атрибутами являлся щит и топор, позднее рядом с ним начали изображать орла. Зевса любили, но и боялись его кары, поэтому подносили ценные дары.

Люди представляли Зевса, как сильного и крепкого мужчину средних лет. Имел благородные черты лица, густую шевелюры и бороду. В мифах Зевс изображался как персонаж любовных историй, обманывавших земных женщин, в результате чего дал начало множеству полубогов.

Старший сын Кроноса и Реи, после свержения правления титанов стал богом подземного царства мертвых. Олицетворялся людьми, как мужчина старше 40 лет, который перемещался на золотой колеснице, запряженной золотыми лошадьми. Ему приписывают страшное окружение, например, Цербера – пса с тремя головами. Считали, что он владеет несметными богатствами подземного царства, поэтому боялись и уважали его, иногда больше, чем Зевса. Женат на Персефоне, которую он похитил, вызвав тем самым гнев Зевса и безутешную скорбь Деметры.

Среди людей его имя боялись произносить вслух, заменяя его различными эпитетами. Один из немногих богов, культ которого было практически не распространен. Во время ритуалов ему приносили в жертву скот с черной шкурой, чаще всего быков.

Посейдон

Средний сын Кроноса и Реи, после победы над титанами, получил во владение водную стихию. Согласно мифам, живет в величественном дворце в подводных глубинах, вместе со своей супругой Амфитритой и сыном Тритоном. Передвигается по морю на колеснице, запряженной морскими коньками. Владеет трезубцем, имеющим огромную мощь. Его удары приводили к образованию родников и подводных ключей. На древних рисунках изображен как могучий мужчина с голубыми, как цвет моря, глазами.

Греки считали, что он имел тяжелый нрав и вспыльчивый характер, что противопоставлялось спокойствию Зевса. Культ Посейдона был распространен во многих прибережных городах Древней Греции, где ему приносили богатые дары, в том числе девушек.

Одна из самых почитаемых богинь Древней Греции. Являлась покровительницей брака и супружества. Имела жесткий характер, ревнивость и большую любовь к власти. Является супругой и сестрой своего брата – Зевса.

В мифах Гера изображается, как властолюбивая женщина, насылаемая бедствия и проклятия на многочисленных любовниц Зевса и их детей, что приводит к усмешкам и смешным выходкам со стороны своего супруга. Ежегодно проводит купания в источнике Канаф, после чего вновь становится девственницей.

В Греции культ Геры был широко распространен, она являлась защитницей женщин, ей поклонялись и приносили дары для помощи во время родов. Одна из первых божеств, кому построили святилище.

Деметра

Вторая дочь Кроноса и Реи, сестра Геры. Богиня плодородия и покровительница земледелия, поэтому пользовалась большим уважением у греков. На территории страны существовали большие культы, считалось, что невозможно получить урожай, не принеся дар Деметре. Именно она научила людей возделывать землю. Представлялась молодой женщиной красивой внешности с локонами цвета спелой пшеницы. Наиболее известный миф – о похищении ее дочери Аидом.

Потомки и дети Зевса

В мифологии Древней Греции большое значение имеют рожденные сыновья Зевса. Это боги второго порядка, каждый из которых был покровителем той или иной деятельности людей. Согласно легендам, они часто входили в контакт с земными жителями, где плели интриги и строили отношения. Ключевые из них:

Аполлон

В народе его называли «лучезарный» или «сияющий». Представлялся златокудрым юношей, наделенный внеземной красотой внешности. Являлся покровителем искусств, покровителем новых поселений и врачевателем. Широко почитался греками, большие культы и святилища были найдены в Делосе и Дельфах. Является покровителем и наставником муз.

Арес (Арей)

Бог кровопролитной и жесткой войны, из-за чего часто противопоставлялся Афине. Греки представляли его, как могучего воина с мечом в руке. В поздних источниках изображен рядом с грифоном и двумя спутницами – Эридой и Энио, сеявших раздор и злобу среди людей. В мифах описан, как любовник Афродиты, в отношениях которых родились многие божества и полубоги.

Артемида

Покровительница охоты и женского целомудрия. Считалось, что принесение даров Артемиде подарит счастье в браке и облегчит роды. Часто изображалась рядом с ланью и медведем. Самый известный храм находился в Эфесе, позднее являлась покровительницей амазонок.

Афина (Паллада)

Высокопочитаемая богиня в Древней Греции. Являлась покровительницей организованной войны, мудрости и стратегии. Позднее стала символом знаний и ремесел. Изображалась древними греками, как высокая и хорошо слаженная женщина, с копьем в руке. Храмы Афине возводились повсеместно, был широко распространен культ почитания.

Афродита

Древнегреческая богиня красоты и любви, позднее считалась покровителем плодородия и жизни. Оказывалась огромное влияние на весь пантеон, в ее власти были как люди, так и боги (кроме Афин, Артемиды и Гестии). Являлась супругой Гефеста, но ей приписывают любовные интриги с Аресом и Дионисом. Изображалась с цветами роз, мирты или мака, яблока. В ее свиту входили голубки, воробьи и дельфины, а спутниками являлись Эрот и многочисленные нимфы. Самый крупный культ находился в городе Пафос, распложенный на территории современного Кипра.

Гермес

Крайне противоречивый бог древнегреческого пантеона. Он покровительствовал торговле, красноречию и ловкости. Был изображен с крылатым жезлом, вокруг которого обвиты две змеи. Согласно легендам, он был способен им мирить, будить и усыплять людей. Гермес часто изображен в сандалиях и широкополой шляпе, а также с ягненком на плече. Зачастую не только помогал земным жителям, но и плел интриги, сводя граждан между собой.

Гефест

Бог-кузнец, являющийся покровителем кузнечного дела и строительства. Именно он изготовил атрибуты большинства богов, а также делал молнии для Зевса. Согласно легендам, его родила Гера без участия супруга, из своего бедра в отместку за рождение Афины. Часто изображался широкоплечим и некрасивым внешне мужчиной, хромым на обе ноги. Был законным супругом Афродиты.

Дионис

Самый младший олимпийский бог, широко любимый древними греками. Является покровителем виноделия, растительности, веселья и безумия. Его мать – земная женщина Семела, убитая Герой. Зевс лично выносил ребенка с 6 месяцев, родив его из бедра. Согласно мифам, этот сын Зевса изобрел вино и пиво. Диониса почитали не только греки, но и арабы. Часто изображается вместе с посохом, имеющим навершие из хмеля и гроздью винограда в руке. Основная свита – сатиры.

Древнегреческий пантеон представлен несколькими десятками крупных богов, божествами, мифическими созданиями, чудовищами и полубогами. В легенды и мифы Античности имеют множество толкований, поскольку при описании использовались разные источники. Древние греки любили и уважали всех богов, им поклонялись, приносили дары и обращались для благословления и проклятия. Подробно древнегреческая мифология была изложена Гомером, который описал все крупные события и внешность богов.

Дети Зевса:

• от микенской царицы Алкмены – Геракл;

• от Антиопы (дочери Никтея) – близнецы Зет и Амфион;

• от богини Геры – Арес, Афина, Геба, Гефест, Илифия;

• от Данаи (дочери аргосского царя Акрисия) – Персей;

• от богини полей, плодородия Деметры – Персефона, богиня плодородия и царства мертвых;

• от океаниды Дионы – Афродита;

• от Европы (дочери финикийского царя Агенора) – Минос, Сарпедон и Радамант;

• от Ехидны – Скиф (либо отцом Скифа является Геракл);

• от жрицы Ио – Эпаф;

• от нимфы Каллисто – Аркад;

• от Климены (жены царя лапифов Иксиона) – Пирифой;

• от Лаодамии (дочери героя Беллерофонта) – герой Сарпедон;

• от Леды – Елена и герой Полидевк;

• от Лето, дочери титанов – близнецы Аполлон и Артемида;

• от Плеяды Майи – Гермес;

• от океаниды Метиды, первой жены Зевса – Афина;

• от титаниды Мнемозины – музы (Евтерпа, Клио, Талия, Мельпомена, Терпсихора, Эрато, Полигимния, Урания, Каллиопа);

• от Ниобы (дочери Тантала) – Аргос и Пеласг;

• от богини Персефоны – Сабасий;

• от богини Луны Селены – богиня полуденного солнца Пандия;

• от Семелы – Дионис;

• от Плеяды Тайгеты – Лакедемон;

• от богини Фемиды – Дике, Астрея, мойры (Клото, Лахесис, Атропос);

• от богини Хлориды – Карпос;

• от Эгины (дочери речного бога Асопа) – Эак;

• от плеяды Электры – Иасион и Дардан;

• а также – Аркесий, Ата, Басилея (по Аристофану), нимфа Бритомартида, другие нимфы.

Похожие главы из других книг

§ 84. Триумф и всевластие Зевса

§ 84. Триумф и всевластие Зевса Одолев Тифона, Зевс по жребию разделил мироздание на три космические области. Посейдону достался океан, Аиду — подземный мир, Зевсу — небо; землей и Олимпом братья владели совместно (“Илиада”, XV, 197). Затем Зевс вступил последовательно в

Дети 1. Приоритет. Помимо своего посвящения Господу и друг другу, у родителей нет более возвышенной обязанности, чем ответственность перед детьми, жизнь которым они подарили. Они должны ставить интересы детей выше собственных целей и удобств. Дети появились в этом мире не

1. «Античная» борьба бога Зевса с драконом Тифоном – это еще одно отражение Куликовской битвы 1380 года

Кто возглавлял мятеж богов-олимпийцев против Зевса?

Кто возглавлял мятеж богов-олимпийцев против Зевса? Однажды высокомерие и капризность Зевса стали настолько несносны, что Гера, Посейдон, Аполлон и другие боги-олимпийцы восстали против него. Возглавила мятеж Гера, законная жена Зевса, чаша терпения которой давно уже

Дети Вот наследие от Господа — дети… Псалом 126:3 Каков главный долг родителей по отношению к детям, что значит — «жить для детей»? Это значит -наставлять их в уверенности, что Господь — это Тот, Кто заботится о них и об их родителях; что Он — их истинный Защитник и

43. И отвечал Лаван и сказал Иакову: дочери — мои дочери; дети — мои дети; скот — мой скот, и все, что ты видишь, это мое могу ли я что сделать теперь с дочерями моими и с детьми их, которые рождены ими? 44. Теперь заключим союз я и ты, и это будет свидетельством между мною и тобою. (При сем Иаков с

43. И отвечал Лаван и сказал Иакову: дочери — мои дочери; дети — мои дети; скот — мой скот, и все, что ты видишь, это мое могу ли я что сделать теперь с дочерями моими и с детьми их, которые рождены ими? 44. Теперь заключим союз я и ты, и это будет свидетельством между мною и тобою.

5. И взглянул (Исав) и увидел жен и детей и сказал: кто это у тебя? Иаков сказал: дети, которых Бог даровал рабу твоему. 6. И подошли служанки и дети их и поклонились; 7. подошла и Лия и дети ее и поклонились; наконец подошли Иосиф и Рахиль и поклонились. 8. И сказал Исав: для чего у тебя это множес

5. И взглянул (Исав) и увидел жен и детей и сказал: кто это у тебя? Иаков сказал: дети, которых Бог даровал рабу твоему. 6. И подошли служанки и дети их и поклонились; 7. подошла и Лия и дети ее и поклонились; наконец подошли Иосиф и Рахиль и поклонились. 8. И сказал Исав: для чего у

9. Ибо это народ мятежный, дети лживые, дети, которые не хотят слушать закона Господня, 10. которые провидящим говорят: “перестаньте провидеть”, и пророкам: “не пророчествуйте нам правды, говорите нам лестное, предсказывайте приятное; 11. сойдите с дороги, уклонитесь от пути; устраните от глаз наших

9. Ибо это народ мятежный, дети лживые, дети, которые не хотят слушать закона Господня, 10. которые провидящим говорят: “перестаньте провидеть”, и пророкам: “не пророчествуйте нам правды, говорите нам лестное, предсказывайте приятное; 11. сойдите с дороги, уклонитесь от пути;

Дети Всевышнего и дети дьявола

Дети Всевышнего и дети дьявола 31 Иса сказал иудеям, поверившим в Него:— Если вы будете верны Моему учению, то вы действительно Мои ученики. 32 Вы тогда узнаете истину, и истина сделает вас свободными.33 Они ответили:— Мы потомки Ибрахима и никогда не были никому рабами. Как

Дети рабыни и дети свободной

Дети рабыни и дети свободной 21 Скажите мне, вы, желающие быть под Законом, разве вы не понимаете, что говорит Закон? 22 Ведь написано, что у Ибрахима было двое сыновей, один родился от рабыни, а другой — от свободной женщины. c 23 Сын рабыни родился по человеческой инициативе, а

Дети рабыни и дети свободной

Дети рабыни и дети свободной 21 Скажите мне, вы, желающие быть под Законом, разве вы не слушаете Закона? 22 Ведь написано, что у Авраама было двое сыновей — один родился от рабыни, а другой — от свободной женщины b. 23 Сын рабыни родился по человеческой инициативе c, а сын

II. ВВЕДЕНИЕ В МИФОЛОГИЮ КРИТСКОГО ЗЕВСА

II. ВВЕДЕНИЕ В МИФОЛОГИЮ КРИТСКОГО ЗЕВСА Остановимся на Критском Зевсе, поскольку Крит .благодаря произведенным на нем за последнее время раскопкам являет нам и наиболее древние догреческие слои мифологии и, кроме того, там находят материалы, служащие непосредственным

III. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ КУЛbТА ЗЕВСА

VII. РОЖДЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ЗЕВСА НА КРИТЕ

3. БОРbБА ЗЕВСА ЗА САМОУТВЕРЖДЕНИЕ

3. БОРbБА ЗЕВСА ЗА САМОУТВЕРЖДЕНИЕ Демиургический принцип не сразу начинает функционировать по прямому назначению. Надо сначала завоевать все то, что выше демиургии, равно как и все то, что ниже ее.Выше демиургии гордые, ни с кем не желающие делиться своей властью и своим

Дети и псы

Дети и псы Становится понятен ответ, данный Христом хананеянке: когда он сравнил евреев с детьми, а хананеев с псами. Действительно, если человечество имеет животное происхождение, да еще и прямо связанное с тем, кто ко временам Христа стал именоваться диаволом, то

Дети зевса и геры

Мифы Греции и Рима

Каким был мир в самом начале? Кто и как его сотворил и на каких принципах он организован? Кто и зачем упорядочивал хаос и делал Вселенную гармоничной? Древние греки, как и многие другие пароды, стремились увидеть закономерности в природе и объяснить явления этого мира — цепочку событий от «рождения Вселенной до наших дней» они представляли так. Непредсказуемые капризы природы стали актами волеизъявления высших существ. Так были придуманы боги, с их родственными связями и характерами.

В начале был только Хаос, огромное мрачное пространство, — первая стихия и древнейший, изначальный бог. Следом появились другие: Гея (Земля), Тартар (глубочайшая бездна, ниже царства мертвых) и Эрот (сила влечения). Они составили четыре первоначала Вселенной. Гея порождает Уран — небо, увенчанное звездами, «которого она делает равным себе по величине, с тем чтобы он накрыл ее всю». Гея сливается со своим сыном Ураном и дает жизнь титанам и титанидам. Их двенадцать, шесть братьев и шесть сестер: Океан, Кой, Крий, Гиперион, Напет, Крон и Тефия, Рея, Мнемосина, Феба, Тейя, Фемида. Потом Уран и Гея порождают циклопов: Бронта, Стеропа, Арга, они «похожи на других богов, за исключением того, что у них только один глаз посреди лба»; и, наконец, на свет появляются три ужасных сторуких и пятидесятиголовых гекатонхейра: Котт, Бриарей и Гиес. Уран не любит своих детей, сразу после рождения он заточает их в недра богини земли. Страдая от тяжкого бремени, Гея подговаривает младшего сына Крона восстать и свергнуть отца.

Она изготавливает острый серп.

Когда Уран засыпает, Крон оскопляет его и выбрасывает фаллос в море, где кровь, смешавшись с соленой водой, образует белую пену, из которой появляется богиня любви и красоты Афродита. От капель крови Урана, упавших на землю, рождаются грозные эринии и гиганты. Уран становится бессильным, Крон освобождает своих братьев и сестер — титанов и титанид, но оставляет под землей циклопов и гекатонхейров. Титаны заключают браки друг с другом и порождают богов третьего поколения. Новый владыка мира Крон женится на своей сестре Рее, и у них рождаются три дочери — Гестия, Деметра и Гера, и три сына — Аид, Посейдон и Зевс. Океан и Тефия дают жизнь 3000 сыновей (речных потоков) и 3000 океанид; Кой и Феба-Латоне (Лето) и Астерии; Крий и Эврибия — божеству звездного неба Астрею, Палланту и повелителю сил разрушения Персу; Гиперион и Тейя — богу солнца Гелиосу, богине луны Селене и богине зари Эос; Иапет и океанида Климена — Прометею, Эпиметею, Менетию и Атланту. История повторяется. Крои, опасаясь быть свергнутым собственными детьми, проглатывает новорожден пых. Рея страдает, видя гибель малышей. Гея советует дочери спасти Зевса и учит, как это сделать. Когда рождается младенец, она протягивает супругу запеленутый камень, и тот, не колеблясь, проглатывает его, думая, что это его сын. Зевс растет и набирается сил. Освободив братьев и сестер, он начинает войну против титанов, которая продлится десять лет.

На реверсе афинских монет была отчеканена сова — символ богини Афины, покровительницы города. На реверсе современных греческих монет достоинством в 1 евро присутствует тот же символ.

Зевс освобождает из недр земли циклопов и гекатонхейров. Начинается ужасная битва богов и титанов. Зевс мечет громы и молнии. Земля горит и содрогается, леса вспыхивают, воздух раскаляется, пламя доходит до эфира, даже Хаос объят жаром. Боги во главе с громовержцем побеждают титанов, низвергают их в Тартар и заковывают в цепи. Зевс занимает трон отца и разделяет мир со своими братьями: за собой он оставляет небо, Аиду достается подземное царство, а Посейдону — морское. Олимп становится пристанищем для всех богов.

Едва олимпийским богам удается справиться с предшественниками, начинается новая битва, на этот раз против гигантов. Рожденные из крови оскопленного Урана, косматые исполины, ниже пояса напоминавшие драконов, появляются из-под земли. Чтобы добраться до Олимпа, они нагромождают окрестные горы друг на друга. Но с помощью Геракла боги одерживают победу.

Олимп — это горный массив на границе Фессалии и Македонии, возвышающийся почти на 3000 м над уровнем моря. С его склонов, поросших лесами, стекают многочисленные потоки, проделывающие борозды, похожие на складки одежды. «Здесь никогда не бывает ни ветра, ни снега; его окружает самый чистый воздух и обволакивает белый свет, и боги вкушают на нем счастье, которое длится так же долго, как их вечные дни» (Гомер).

Священная гора — это, прежде всего, обитель двенадцати богов: Зевса, Посейдона, Аполлона, Гермеса, Гефеста и Ареса, а также Геры, Деметры, Гестии, Афины, Артемиды и Афродиты. Боги живут там, как люди: едят и пьют, ссорятся и мирятся, любят и ненавидят, плетут интриги и раскрывают заговоры. Некоторые важные боги (например, Аид и Дионис) по каким-то причинам не входят в число олимпийских божеств.

Сам Зевс, его братья и сестры, а также бессмертные сыновья и дочери поддерживают установленный миропорядок и законы, по которым меняется природа и живут люди.

Мифологическая история знает множество подвигов и героев, что их совершали. Тесей, Ахилл, Одиссей, Геракл и прочие, вплоть до Энея, связавшего греческую мифологию с римской и ставшего легендарным прародителем римлян.

Родословная олимпийских богов

Олимпийские боги пришли на смену титанам во главе с Кроном. Но мир начался отнюдь не с них: раньше других возник Хаос — изначальное состояние мира. Из него появились Гея, Тартар и Эрот. Из Хаоса же возникла Никта (Ночь), которая породила светлого Эфира (Воздух) и Гемеру (День), Танатоса (Смерть), Керу (Насильственную смерть), Гипноса (Сон), Гераса (Старость), Эриду (Раздор), Немезиду (Месть), Апату (Обман), перевозчика душ Харона, гесперид и богинь судьбы мойр. Гея-Земля и ее сын Уран-Небо сочетались браком; у них появились дети — шесть титанов и шесть титанид, три циклопа и три гекатонхейра. Циклопы (Круглоглазые) имели по одному глазу во лбу, а гекатонхейры (Сторукие) — по сотне рук и пятьдесят голов. Уран, запрятавший своих детей глубоко в недра их матери, жестоко поплатился за это. Их младший сын Крон, по рассказу Гесиода, отсек у отца детородный член и бросил в море. Крон стал царем над богами второго поколения — титанами. Его женой стала Рея, рожденная, как и он сам, Ураном и Геей. У них родились дети — боги Зевс, Посейдон и Аид и богини Гера, Деметра и Гестия. Всех их Крон проглотил, кроме младшего Зевса. Когда тот подрос, он заручился поддержкой великанов-гекатонхейров и вместе с братьями и сестрами сразился с титанами и одолел их. Так Зевс стал править миром.

Зевс, верховный бог, владыка неба и громовержец, Гера , сестра и жена Зевса, Посейдон, бог морей, Деметра, богиня земледелия и плодородия, Аполлон, бог наук и искусств, Артемида, богиня охоты, Арес, бог кровавой войны, Афродита, богиня любви и красоты, Гермес, бог торговли и вестник богов, Афина, богиня мудрости и справедливой войны, Гефест , бог-кузнец и властелин огня, Гестия, богиня домашнего очага, Дионис, бог вина и виноделия, Аид, бог подземного мира, Геба, богиня юности.

Мифы древней Греции

12. ГЕРА И ЕЕ ДЕТИ

a. Гера, дочь Кро­на и Реи, роди­лась на ост­ро­ве Самос или, как утвер­жда­ют неко­то­рые, в Арго­се. Вос­пи­ты­вал же ее сын пелас­га Темен в Арка­дии. Вре­ме­на Года были ее нянь­ка­ми 1 . После свер­же­ния Кро­на ее брат-близ­нец Зевс стал домо­гать­ся ее люб­ви в Кнос­се на Кри­те или, как гово­рят неко­то­рые, на горе Фор­на­кс, кото­рую теперь назы­ва­ют Кукуш­ки­ной горой в Арго­лиде, где он пона­ча­лу без­успеш­но за ней уха­жи­вал. Гера сжа­ли­лась над Зев­сом толь­ко тогда, когда тот при­нял вид пест­рой кукуш­ки, кото­рую Гера неж­но при­жа­ла к сво­ей груди. Но как толь­ко она это сде­ла­ла, Зевс при­нял свое истин­ное обли­чье и овла­дел ею. Уни­жен­ная Гера была вынуж­де­на вый­ти за него замуж 2 .




b. На их свадь­бу все боги при­сла­ли свои дары. Мать-Зем­ля пода­ри­ла Гере дере­во с золоты­ми ябло­ка­ми, кото­рое позд­нее охра­ня­ли гес­пе­риды в саду Геры на горе Атлас. Свою брач­ную ночь с Зев­сом они про­ве­ли на ост­ро­ве Самос, и дли­лась она целых три­ста лет. Гера часто купа­лась в ручье Кана око­ло Аргоса и таким обра­зом воз­вра­ща­ла себе дев­ст­вен­ность 3 .

c. У Геры и Зев­са роди­лись дети — боги Арес, Гефест и Геба, хотя неко­то­рые гово­рят, что Арес и его сест­ра Эрида были зача­ты, когда Гера кос­ну­лась како­го-то цвет­ка, а Геба — когда она кос­ну­лась листьев сала­та 4 , и что Гефест был так­же ее пар­те­но­ген­ным ребен­ком, при­чем Гефест не верил в такое чудо до тех пор, пока Гера не ока­за­лась хит­ро­ум­но при­ко­ван­ной к тро­ну и была вынуж­де­на поклясть­ся рекой Стикс, что она не лжет. Дру­гие гово­рят, что Гефест был ее сыном от Тало­са, пле­мян­ни­ка Деда­ла 5 .

1. Гера была доэл­лин­ской вели­кой боги­ней. В Гре­ции ее основ­ные свя­ти­ли­ща нахо­ди­лись на ост­ро­ве Самос и в горо­де Аргос, одна­ко аркад­цы утвер­жда­ли, что их культ Геры самый древ­ний и отно­си­ли его ко вре­ме­ни появ­ле­ния из зем­ли их пред­ка Пелас­га. Вынуж­ден­ное заму­же­ство Геры запе­чат­ле­ло захват кри­то-микен­ской Гре­ции и свер­же­ние Геры как вер­хов­но­го боже­ства в обе­их стра­нах. Кносс был захва­чен элли­на­ми, по-види­мо­му, два­жды: при­мер­но в 1700 г. до н. э. и в 1400 г. до н. э. Веком поз­же попа­ли под власть ахей­цев Мике­ны. Зев­са мог­ли изо­бра­жать в виде кукуш­ки пото­му, что он как бы выбро­сил всех осталь­ных божеств из гнезда, а так­же пото­му, что он при­сво­ил ски­петр Геры, навер­шие кото­ро­го было выпол­не­но в виде кукуш­ки. Позо­ло­чен­ные фигур­ки обна­жен­ной боги­ни-арги­вян­ки с кукуш­кой были най­де­ны в Мике­нах; там же была обна­ру­же­на позо­ло­чен­ная модель хра­ма, увен­чан­но­го кукуш­кой. На зна­ме­ни­том крит­ском сар­ко­фа­ге из Агия-Три­а­ды изо­бра­жен двой­ной топор [1] , на кото­ром сидит кукуш­ка.

2. Геба, боги­ня юно­сти, в олим­пий­ском куль­те на пирах богов выпол­ня­ет обя­зан­но­сти вино­чер­пия. В кон­це кон­цов она выхо­дит замуж за Герак­ла (см. 145. i и 5) с. 36 после того, как ее долж­ность при­сво­ил себе Гани­мед (см. 29. c). « Гефест » , веро­ят­но, являл­ся титу­лом царя-жре­ца; « Арес » — это титул его вое­на­чаль­ни­ка или тани­ста, эмбле­мой кото­ро­го был дикий вепрь. С утвер­жде­ни­ем олим­пий­ско­го куль­та оба сло­ва ста­но­вят­ся име­на­ми богов, за кото­ры­ми утвер­жда­ет­ся роль бога-куз­не­ца и бога вой­ны. « Каким-то » цвет­ком мог ока­зать­ся лан­дыш; у Овидия боги­ня Фло­ра, с куль­том кото­рой отож­дествля­ет­ся лан­дыш, пока­зы­ва­ет этот цве­ток Гере. В народ­ной евро­пей­ской мифо­ло­гии чудес­ное зача­тие свя­зы­ва­ют с боярыш­ни­ком; в кельт­ской лите­ра­ту­ре ана­ло­гич­ная роль отво­дит­ся тер­нов­ни­ку — сим­во­лу враж­ды, оли­це­тво­ре­ни­ем кото­рой была Эрида, сест­ра Аре­са.

3. Талос-куз­нец — это крит­ский герой, мате­рью кото­ро­го была сест­ра Деда­ла Пер­дикс [2] ( « куро­пат­ка » ), кото­рую мифо­граф отож­дествля­ет с Герой. Куро­пат­ки счи­та­лись свя­щен­ны­ми пти­ца­ми Вели­кой боги­ни и фигу­ри­ро­ва­ли по все­му восточ­но­му Сре­ди­зем­но­мо­рью в орги­ях, устра­и­ва­е­мых по слу­чаю весен­не­го рав­но­ден­ст­вия. Танец, кото­рый при этом испол­нял­ся, ими­ти­ро­вал хро­маю­щую поход­ку петуш­ков куро­па­ток. У Ари­сто­те­ля, Пли­ния и Эли­а­на есть сооб­ще­ния, что куро­пат­ки несут­ся лишь отто­го, что слы­шат голос петуш­ков. Хро­маю­щий Гефест и Талос, веро­ят­но, явля­ют­ся одним и тем же пар­те­но­ген­ным пер­со­на­жем; и того, и дру­го­го сбра­сы­ва­ли с высоты разъ­ярен­ные про­тив­ни­ки (см. 23. b и 92. b), при­чем пер­во­на­чаль­но это дела­лось в честь их боги­ни-мате­ри.

4. В Арго­се зна­ме­ни­тая ста­туя Геры изо­бра­жа­ет боги­ню сидя­щей на троне из золота и сло­но­вой кости. Исто­рия о том, как ее при­ко­ва­ли к тро­ну, мог­ла воз­ник­нуть в свя­зи с гре­че­ским обы­ча­ем при­ко­вы­вать ста­туи богов, « чтобы те не сбе­жа­ли » . Если город поте­ря­ет древ­нюю ста­тую покро­ви­тель­ст­ву­ю­ще­го ему бога или боги­ни, он может вооб­ще остать­ся без боже­ст­вен­но­го покро­ви­тель­ства. Вот поче­му рим­ляне прак­ти­ко­ва­ли то, что веж­ли­во назы­ва­лось « сма­ни­ва­ни­ем » богов в Рим, и к эпо­хе импе­рии этот город напо­ми­нал гало­чье гнездо, застав­лен­ное укра­ден­ны­ми в раз­ных горо­дах ста­ту­я­ми богов и богинь. « Вре­ме­на Года были ее нянь­ка­ми » — это один из спо­со­бов оха­рак­те­ри­зо­вать Геру как боги­ню кален­дар­но­го года. Вот поче­му на ее ски­пет­ре изо­бра­же­на кукуш­ка, сим­во­ли­зи­ру­ю­щая вес­ну, а в левой руке она дер­жит спе­лый гра­нат, вызре­ваю­щий позд­ней осе­нью и сим­во­ли­зи­ру­ю­щий смерть года.

5. Герой, как под­ска­зы­ва­ет само сло­во, — это царь-жрец, кото­ро­го при­но­си­ли в жерт­ву Гере [3] . Тело его поко­и­лось в зем­ле, а душа вос­па­ря­ла на спине север­но­го вет­ра, чтобы насла­дить­ся рай­ским садом боги­ни. Ее золотые ябло­ки, фигу­ри­ру­ю­щие в гре­че­ских и кельт­ских мифах, были про­пус­ком в такой сад (см. 53. 7, 133. 4 и 159. 2).

6. Еже­год­ные купа­ния, бла­го­да­ря кото­рым Гера воз­вра­ща­ла себе дев­ст­вен­ность, совер­ша­ла так­же и Афро­ди­та в Пафо­се. Как боги­ня рас­ти­тель­но­го года, вес­ны, лета и осе­ни (сим­во­ла­ми кото­рой так­же были моло­дая, пол­ная и убы­ваю­щая луна), в Стим­фа­ле Гера почи­та­лась соот­вет­ст­вен­но как дитя, неве­ста и вдо­ва (Пав­са­ний. VIII. 22. 2 — см. 128. d).

7. Брач­ная ночь Геры и Зев­са на ост­ро­ве Самос дли­лась три­ста лет, воз­мож­но, пото­му, что свя­щен­ный год самос­цев (так же, как и этрус­ков) состо­ял из деся­ти трид­ца­ти­днев­ных меся­цев, посколь­ку январь и фев­раль отсут­ст­во­ва­ли (Мак­ро­бий. I. 12. 2 и I. 13. 21), а в мифе каж­дый день вырос до года. Не исклю­че­но, что в этом месте мифо­граф наме­ка­ет на то, что элли­нам пона­до­би­лось три­ста лет, чтобы утвер­дить моно­га­мию сре­ди пле­мен, покло­няв­ших­ся Гере.

Читайте далее: