Чудеса света в греции

Семь архитектурных чудес Греции

О семи чудесах света написано не мало книг и статей, их сможет перечислить любой школьник. Все прекрасно помнят, что тремя из семи древних чудес света были греческие: Колосс Родосский — огромная статуя бога солнца, помещенная в порту Родоса, статуя Зевса, великолепная 12-метровая статуя, созданная Фидием, и Храм Артемиды в Эфесе, который был наиболее впечатляющим из всех чудес.

Семь архитектурных чудес Греции:

Кносский дворец: Это великий памятник минойской архитектуры, изготовленный из различных видов камня. Дворец был огромным и многоэтажным, комплекс был построен в виде лабиринта, расположенный вокруг большого двора. Здесь размещались квартиры королевской семьи, комнаты для прислуги, ванные комнаты, кухни, столовые, мастерские, склады и т.д. Многие комнаты были украшены фресками с изображением событий из ежедневной минойской жизни. Он также был оснащен канализацией и системой водоснабжения.

Микенские Стены: древние греки приписывали строительство стен Циклопам, поскольку эти стены невероятных размеров. Они были построены из валунов огромной толщины и высоты. Стены были в высоту 8 м и ширину 5 м. Восхищение вызывают Львиные Ворота, т. е. Микенские ворота, украшенные рельефом с двумя львами, которые были символами и защитниками земли.

Парфенон: Все величие Афин 5 века до н.э. заключилось в этом архитектурном памятнике, расположенном на самой высокой точке Акрополя и он является лучшим примером дорического стиля. Строительство храма, посвященное Афине Парфенос, было завершено в 432 г. до н.э. Чрезвычайно интересным с архитектурной точки зрения, является тот факт, что в храме нет ни одной прямой линии, здесь все построено по кривой. Даже колонны храма не расположены строго вертикально. Если мысленно их продлить, то они пересекутся на 1852 м. В классической эпохе в храме размещались Статуя богини уникальных размеров и красоты, созданная Фидием.

Фриз Парфенона изображает Панафинеа – большой городской фестиваль, а фронтоны — рождение богини и борьбу с Посейдоном для защиты города. На метопах здания изображены битвы греков с амазонками, падение Трои, Битва Кентавров и Богов с Гигантами. Храм был лишен всего декора в эпоху турецкой оккупации Греции, а скульптуры – предмет гордости и многовекового самоутверждения страны, находятся в Лондоне в Британском Музее.

Эрехтейон: Эрехтейон получил свое название от Эрехтеа, которому и был посвящен. Храм также посвящен Посейдону и Афине Поладе. Расположенный к северу от Парфенона в ионическом стиле. Строительство было завершено в конце пятого века, и отличается своей оригинальной конструкцией и отделкой. На особенную его красоту частично повлияла и местность, результатом чего стало то, что одна его часть находится на более высоком уровне. Храм больше всего известен своими женскими фигурами — Кариатидами, которые исполняют роль колонн храма.

Храм Аполлона Эпикурейского в Аркадии: известен, как «вращающийся храм» и является уникальной архитектурной конструкцией. Он был построен после Парфенона Иктином под руководством дельфийского оракула. В храме, посвященном Аполлону, внешняя колоннада выполнена в дорическом стиле, а внутренний интерьер украшен колоннами с капителями ионического стиля, кроме того, здесь есть также одна колонна с первой капителью в коринфском стиле. Храм ориентирован на северо-юг, что не является обычным для греческих храмов, но объясняется тем, что храм построен на крутом склоне. Храм Аполлона поворачивается ежегодно на 0,52 градуса. Как и большинство древних храмов, он пострадал от грабителей. Некоторые скульптуры находятся в Лондоне в Британском музее.

Древний театр Эпидавра: Театр Эпидавра — это памятник красоты и симметрии, является идеальной постройкой древнегреческого театра. Уникальная акустика — один из элементов, которые делают его привлекательным для посетителей со всего мира. Строительство театра началось в конце 4 века до н.э. века, а окончательный свой вид он приобрел в середине второго века до н.э. Памятник был обнаружен в 1881 году. Он состоял из типичных частей театра: зрительного зала, оркестра и сцены. Зрительный зал и оркестр сохранились в хорошем состоянии, в отличие от величественной сцены, которая сейчас представляет из себя руины.

Монастырь Святого Петра на Святой Горе: Считается самым смелым строительством на горе Афон. Монастырь, построенный на крутой скале, посвящен Рождеству Христовому. Здесь расположены 15 часовен, в которых находятся святые реликвии. Датируется 14-м веком, был перестроен несколько раз из-за пожаров.

Чудеса света древней эллады

Древняя Греция хранит в себе множество секретов. Архитектура и достопримечательности этой прекрасной страны яркие и удивительные, настолько, что некоторые из них называют чудесами света. Среди этих чудесных мест есть Парфенон, храмы Артемиды и Аполлона, Микенские стены и Древний театр Эпидавра, Кносский дворец и статуя Зевса, а также монастырь Святого Петра и недавно реконструированный стадион в Афинах. Ниже пойдёт речь обо всех чудесах света древней Греции.

Кносский дворец

Этот дворец располагается на острове Крит. Его также называют «Лабиринт Минотавра». Дворец построен из самых разных камней, и удивляет всех туристов своими масштабами. Дворец окружает комплекс из камней, который напоминает лабиринт. В этом дворце давным-давно жила семья короля и их прислуга. Абсолютно в каждой из квартир была кухня, кладовая, мастерская и ванная. Порядок и красота – это то, что всегда царило в дворце. На стенах можно было увидеть фрески с изображениями из жизни древних греков. В те времена в Греции уже существовал водопровод и канализация. Сам дворец был обнаружен в 20 веке, раскапывали этот дворец около 30 лет. В дворце огромное количество помещений и комнат (по подсчётам, более 1500 тысяч). Все комнаты соединены между собой лестницами и многочисленными коридорами. Везде расположены окна, а в качестве освещения ночью по дворцу расположены колодцы. Из всего количества комнат в дворце более ста комнат были предназначены только для балов и пиров. В дворце был обнаружен тронный зал, сокровищницы и даже театр.

Стены Микены

Огромные стены Микены поражают туристов по сей день. Это сооружение относится к легендам о Циклопе. Камни, из которых сделаны стены, невероятно больших размеров. Стены в высоту достигают более 8 метров, а в ширину – примерно 5 метров. На стенах красуются каменные львы. Греки считают эти стены своим защитным талисманом.

Парфенон

Храм Парфенон стоит на вершине Акрополя. Его строили еще в 400 гг. до н.э., в честь Афины. То, как выглядит Парфенон, поражает всех – от ценителей архитектуры, до проходящих мимо туристов, ничего не смыслящих в архитектуре. Парфенон возведён методом косого возведения. В нём нет прямых линий, даже колонны стоят неровно. В храме пару веков назад стояла статуя Афины, которая была выполнена из золота и кости слона. Статуя была в высоту до 10 метров, но, к сожалению, до наших времён она не дожила. Парфенон в ширину составляет 30 метров, а в длину – примерно 70 метров. Архитекторы, построившие Парфенон, приказывали рабочим обтачивать мраморные блоки так, чтобы они были одинаковыми. А скрепляли эти блоки между собой при помощи свинцовой заливки и скоб.

Храм Эрехтейон

Храм находится немного на север от Парфенона. Этот храм выполнен в ионическом стиле и построен примерно в 5 веке до н.э. Сама конструкция выглядит просто безупречно, а колонны выполнены в виде фигур Кариатид.

Храм Аполлона

В честь Аполлона был возведён храм в Аркадии. Его построили уже после того, как был достроен Парфенон. Сам по себе храм отличается от Парфенона тем, что каждый год храм вращается, примерно на половину градуса. Внешне храм представляем собой дорический стиль, а внутри проглядывается ионический стиль. Одна из колонн выполнена в коринфском стиле. Скульптуры из храма, которые неоднократно пытались украсть (они были обнаружены уже после того, как был обнаружен сам храм), находятся в Британском музее.

Театр Эпидавра

Этот театр знают все. Разумное построение, которое сделано специально так, чтобы звуки, происходящие в середине театра, были слышны по всем ступеням вокруг. Такой акустики нет нигде в мире. Звуки отражаются от камней, и будет слышно даже тихий разговор. А резонаторы, встроенные в стены, настроены на определённую волну, помогают улучшить звук и его качество. Строительство театра было окончено в 2 веке до н.э., но нашли его только в 19 веке. В театре можно чётко разделить сцену, оркестровую яму и места для зрителей. Весь театр, кроме сцены, прекрасно сохранился. Сама сцена окружена руинами. Этот театр был посвящён богу Дионису.

Монастырь Святого Павла

Монастырь находится на очень крутом склоне, где расположены 15 часовен. Построили этот монастырь приблизительно в 14 веке. С тех времён монастырь неоднократно страдал от пожаров, но его всегда восстанавливали.

Колосс Родосский

Эта статуя официально числится в списке чудес света. В древнегреческой мифологии есть такой бог Гелиос, который покровительствовал острову Родос. Именно на этом острове и была возведена статуя. Её возводили более 10 лет. Сама статуя была огромнейшей в высоту и ширину. Ноги Колосса представляли из себя огромную арку, сквозь которую проплывали корабли. Статую возводили постепенно, начиная с ног. Ноги были выполнены из деревянного каркаса, а затем обшиты бронзой. Внутри статуи находилось огромное количество камней. Чтобы обшить статую полностью, понадобилось более 200 тонн бронзы. Статуя стояла на въезде к острову более полувека, но потом была разрушена землетрясением. В наши дни уже несколько архитекторов пытались начать новый проект и восстановить Колосс на Родосе, но ни первый проект в 2008 году, ни второй в 2015 пока не реализовался. Ходят легенды, что если новую статую всё-таки построят, на острове Родос случится сильнейшее землетрясение и разрушит не только статую, но и сам остров.

Фаросский маяк

Знаменитый маяк, огонь которого был виден за 60 километров до подхода к торговому порту Александрии. Конструкция из зеркал позволяла добиться такого эффекта. Название маяк получил из-за острова, на котором располагался. Форос находился недалеко от берегов Александрии. Этот маяк также называют Александрийским. Порт Александра Великого, в честь которого и было дано второе имя маяку, создал крупнейший порт в Средиземном море в те времена.

Висячие Сады Семирамиды

Прекрасное чудо света – Сады Семирамиды. Эти сады украшали собой царский дворец Вавилона еще в 4 веке до н.э. Сады располагались на четырёх ярусах, которые стояли на колоннах. Система орошения, при помощи которой поливались сады, была очень разумной и хитрой, и никто о ней не догадывался. Поэтому сады и казались настоящим чудом.

Греческие чудеса света

Кносский дворец

Расположен на острове Крит. Больше известна эта достопримечательность Греции под названием «Лабиринт Минотавра». Дворец выстроен из разного типа камней, по своим масштабам он огромен. Окружающий его комплекс и поныне выглядит как лабиринт. В нем жили члены семьи и свита короля вместе с прислугой. В каждой из квартир имелись ванные, кухни, мастерские, кладовые и пр. Везде поддерживали порядок и наводили красоту. На стенах – фрески с изображением сцен жизни древних греков. Уже в те времена прекрасно работал водопровод и канализация.

Обнаружили достопримечательность археологи 20 века. Артур Эванс вел раскопки более 30 лет. Дворец занимает огромную площадь, порядка 15 тысяч квадратных метров. В нем свыше полутора тысяч комнат и помещений различного назначения. Соединены они многочисленными коридорами и лестницами. Интересное решение имело освещение. Окна повсюду, а еще небольшие световые колодцы для естественного солнечного освещения. Уникальная система дверей только помогает проникнуть в комнаты и залы дворца большому количеству света.

Почти сотня из огромного числа больших помещений предназначалась для торжественных приемов и пиров. К таким мыслям привели археологов обнаруженные ими тронный зал, театр, вмещавший более полутысячи человек, сокровищницы, ритуальные принадлежности.

Стены Микены

Они гигантские. Строительство этого памятника архитектуры греки относят к легендам о Циклопе. Камни, из которых сооружены стены имеют довольно внушительные размеры. Высота стен достигает 8 метров, ширина – 5. Украшена эта достопримечательность каменными львами. Они издавна были защитным талисманом греков.

Парфенон

Он находится на вершине Акрополя. Храм строили в честь самой Афины примерно в 400 гг. до н.э. Взоры архитекторов всех стран мира поражает самобытный стиль памятника. Его изюминкой стал метод косого возведения. Прямых линий здесь не найти, даже если очень постараться, это касается даже колонн. Многими веками ранее в храме была установлена статуя Афины, выполненная из кости слона, золота (его в фигуре было более тонны). В высоту она достигала свыше 10 метров. До наших времен памятник не дожил.

Строение на священном холме имеет ширину порядка 30 и длину около 70 метров. При строительстве Парфенона архитекторы давали указания рабочим обтачивать блоки из мрамора, чтобы по размерам они были идентичными. Скреплялись блоки скобами и свинцовой заливкой.

Декоративная композиция храма насыщена сценами из большого афинского фестиваля. На фронтонах – рождение Афины, ее война с Посейдоном. Далее можно наблюдать и картины битв с амазонками, Кентавров, сюжеты падения Трои. Некоторые из композиций перевезены в музей Англии.

Храм Эрехтейон

Он находится немного севернее Парфенона, и выполнен в ионическом стиле. Построен в 5 веке до н.э. Конструкция весьма оригинальна, а в отделке колонн узнаваемыми становятся фигуры прекрасных дев — Кариатид.

Храм Апполона

В Аркадии возведен храм в честь Аполлона. Его строили позже Парфенона, и отличается он уникальной структурой, которая вращается (ежегодно он поворачивается примерно на половину градуса). Внешне храм оформлен в дорическом стиле, а внутри – в ионическом. Правда, туристам обязательно представят одну из колонн в стиле коринфском. Не обошли стороной этот памятник архитектуры грабители. Сейчас многие из обнаруженных позже скульптур размещены в Британском музее.

Театр Эпидавра

Это классика культурных сооружений Греции. Такой акустики, как здесь, нет нигде в мире. Звук отражается от камня так, что даже вполне тихий разговор четко слышен. Применены специальные резонаторы. Они встроены в стены, но предварительно настроены на определенную волну.

Завершили строительство памятника архитектуры во 2 веке до н.э. Обнаружили его в конце 19 века. В Эпидавре четко разграничены: сцена, зрительские места, оркестровая яма. Почти все это прекрасно сохранилось, кроме сцены, она находится в окружении руин.

Театр огромен. Строительство его греки посвятили богу Дионису. Рядом с сооружением расположен большой центр лечения музыкой. Архитектор Эпидавра – Поликлет. Под его руководством были выстроены более 50 рядов сидений из камня для зрителей. Здесь размещались свыше 10 тысяч человек. Сцена была двухэтажной. Театр действует и сейчас. Он был отреставрирован в середине 20 века.

Примечательна Святая гора Афон.

Побывать здесь стремится каждый турист, чтобы посетить Монастырь Святого Павла. Находится он на крутом склоне вместе с 15 часовнями. Выстроен он примерно в 14 веке. С тех пор монастырь неоднократно восстанавливался после пожаров.

Статуя входит в официальный список чудес света. Это фигура древнегреческого бога Гелиоса. Согласно древнегреческой мифологии, он покровительствовал острову Родос. Возводили величественный монумент более 10 лет. Археологи свидетельствуют: статуя стояла на возвышенности. Строили ее прямо на том месте, где и предполагалось расположение. Постепенно возводя от ног, деревянный каркас обшивали бронзой. Внутри находились груды камней. Для обшивки понадобилось примерно 200 тонн бронзы. Простояв чуть более полувека, фигуру разрушило землетрясение. С тех пор прошло 10 веков. Когда Родос был захвачен арабами, они решили продать гигантскую статую. Перевозили ее почти тысяча верблюдов. По легенде, если Колосса восстановят, Родос накроет сильнейшее землетрясение, которое погубит остров.

Архитекторы не оставляют задумок воссоздать скульптуру. Первый проект предложили немецкие авторы в 2008 году, второй – в 2015-ом. Но до сих пор строительство не начинали. Ныне древняя фигура Колосса, очень сильно напоминающая американскую статую Свободы, не сохранилась.

Смотрите также

Винный туризм в Греции

Греция предлагает туристам со всего мира много чего интересного для полноценного отдыха, всевозможные развлечения и занятия для людей всех возрастов. В этой стране много замечательных ресторанов и баров не только в пределах курортов, а и во всех крупных городах страны.

Современные старцы Афона Паисий Святогорец

Религия Греции и религиозные праздники

Древняя Агора в Афинах

Древняя Агора играла большую роль в городах Древней Греции. Это был духовный, административный, а так же торговый центр города. С начала шестого века , в связи с реорганизацией государства, законодателем Солоном в 594 году до нашей эры, Агора стала играть важнейшую роль в жизни города.

Чудеса света в Греции

Чтобы получить данную работу в формате .docx на свой E-mail — добавьте комментарий внизу страницы.

Чудеса света в Греции

Чудеса света
в Греции

Храм
Артемиды

Этот
великолепный храм был выстроен в честь Греческой богини охоты и дикой природы
Артемиды.

Располагался
храм в Эфесе, находящемся сегодня на территории Турции рядом с известным в
России курортом Кушадасы.*

Хотя основание
храма относится к седьмому столетию до нашей эры, само здание было построено в
550 г. до н. э.. Строительство было субсидировано королем Лидианом Кросусом, а
проект был разработан Греческим архитектором Персифоном. Здание было украшено
бронзовыми статуями, сотворёнными такими скульпторами, как Фидий, Поликлетис,
Кресилус и Фрадмон. Храм служил в качестве рынка и религиозного учреждения.
Довольно долго святилище посещещалось торговцами, туристами, ремесленники, и
королями, которые приносили дары богине.

В ночь 21 Июля
356 до н. э., человек по имени Герострат поджег храм. Римский историк Плутарха
писал позже по этому поводу: “богиня была слишком занята заботой о
рождении Александра, чтобы спасти храм”. В следующие два десятилетия, храм
был восстановлен археологами, и когда Александр Великий завоевал Азию, он помог
воссоздать разрушенный храм.

Позже Эфес был
покинут, и только в последнем девятнадцатом столетии начались раскопки.
Археологи обнаружили основу храма и несколько колонн , что позволило начать
реставрацию.

Фундамент храма
был прямоугольным в форме, аналогично другим храмам того времени, но в отличие
от них, он был сделан из мрамора, с украшенным фасадом. Колонны были 20 м (60
футов) высотой с ионическим ордером и каннелюрами.

Нет
подтверждения, что сама статуя богини была установлена в центре святилища, но
нет причины и отвергать это.

Ранние
подробные описания храма помогали археологам восстанавливать строение. Многие
реконструкции, как например, Х.Ф. вон Эрлаха, изображают фасад с четырьмя
колоннами и крыльцом, которое никогда не существовало. Выражаясь точнее,
реконструкции могут дать нам только представление об общем виде храма. Тем не
менее, истинная красота лежит в архитектурных и художественных деталях, которые
навсегда останутся неизвестными.

* – Это к
Юго-западу от Измира, к югу от Бурсы, к северу от Мармариса и к востоку от
Памуккале (там находится бассейн Клеопатры).

Статуя Зевса
в Афинах

Это статуя
бога, в честь которого проводились древние Олимпийские Игры. Она располагалась
в Олимпии, которая и дала свое название играм. Во время игр войны прекращались,
и атлеты приходили из Азии, Сирии, Египта, и Сицилии, чтобы поучаствовать в
Олимпийских играх и поклониться Зевсу.

Находится статуя
в древнем городе Олимпия, на западном побережье современной Греции, около 150
км. к западу от Афин.

Великолепный
храм Зевса был задуман архитектором Либоном и был построен около 450 г. до н.
э. Из-за возрастающей мощности древней Греции, простой стиль дорического храма
казался слишком светским, и потребовались некоторые изменения. Было решено
поставить величественную статую. Афинский скульптор Фидий был назначен главным
архитектором осуществления этой задачи.

В течение
нескольких лет храм привлёк посетителей и поклонников со всего мира. В первом
столетии римский император Калигула попытался переместить статую в Рим. Тем не
менее, его попытка потерпела неудачу. После того, как Олимпийские Игры были
запрещены в 391 году императором Феодосием, храм был закрыт.

Олимпию и далее
подстерегали неудачи – землетрясения, обвалы, пожары и наводнения, вследствии
этого храм был значительно поврежден. Ранее статуя была перемещена богатыми
греками в дворец Константинополя. Там она сохранялась, пока не была уничтожена
серьезным пожаром в 462 году. Сегодня от статуи осталась только пыль…

Фидий начал
закладывать статую около 440 г. до н. э.. Годом раньше, он разработал технику,
чтобы подготовить огромное количество золота и слоновой кости для
строительства. Там он ваял и резал части статуи, прежде чем они могли быть
собраны в единое целое в самом храме.

Когда
строительство статуи было завершено, ей едва хватило места в храме. Страбо
писал: “.. хотя сам храм – очень большой, скульптор критикуется за то, что
не учёл реальное соотношение пропорций статуи к храму. Он показал Зевса
посаженным на трон, но с головой, почти упирающейся в потолок, чтобы у нас было
впечатление, что если Зевс встанет, то упрётся головой в крышу храма”.

Страбо был прав
– этот впечатляющий размер сделал статую такой замечательной. База статуи была
почти 6.5 метров в ширину и 1 метр в высоту. Сама статуя была высотой 13
метров, эквивалент современного 4-этажного здания.

Ножки трона
были украшены сфинксами и крылатыми фигурами Победы. Греческие боги и мифические
персонажи также украсили сцену (Аполлон, Артемида, и дети Ниобия). Грек
Паусаниус писал: “На его голове венок из оливковых веток. Его правая рука,
в которой он держит фигуру Победы, сделана из слоновой кости и золота… В
левой руке он держит скипетр, инкрустированный несколькими типами металла, и
орла, усевшегося на скипетр. Его сандалии сделаны из золота, как и его халат.
Трон украшался золотыми, драгоценными камнями, черным деревом, и слоновой
костью.

Были сделаны и
копии статуи, включая большой прототип в Курене (Ливия). Ни одна из них, тем не
менее, не сохранилась до сегодняшнего дня. Ранние реконструкции, как например
Эрлаха, как теперь полагают, являются неточными.

Колосс
Родосский

От его
появления до разрушения прошло всего 56 лет. И все же Колосс занял своё место
среди остальных архитектурных памятников. “Даже будучи расположенным на
земле, это является чудом “, сказал Плиний Старший. Колосс Родосский не
был только гигантской статуей. Он был символом единства людей, населявших этот
Средиземноморский остров – Родес.

Находился этот
памятник истории при входе в гавань Средиземноморья (остров Родес) в Греции.

Древняя Греция
состояла из городов-государств, власть которых не распространялась за их
пределы. На маленьком острове Родес было три из них: Ялосос, Камирос и Линдос.
В 408 г. до н. э., эти полисы были объединены в один – Родес. Город процветал
коммерчески и имел сильные экономические связи с их главным союзником,
Птоломеем Сотэром из Египта. В 305 г. до н. э., конкуренты Птолемея, осадили
Родэс в попытке разарушить Родосско-египетский союз. Строительство Колосса
заняло 12 лет и было закончено в 282 г. до н. э.. В течение нескольких
десятилетий статуя стояла при входе в гавань, пока сильное землетрясение не
разрушело Родес в 226 г. до н. э.. Город был ужасно поврежден, а Колосс был
сломан в колене. Оракул запретил новый монтаж. Предложение Птолемея о
реконструкции было отклонено. В 654 арабы вторглись в Родес и продали остатки
статуи евреям.

Позвольте
сначала опровергнуть неправильное представление относительно появления Колосса.
Долго полагалось, что Колосс стоял перед гаванью Мандраки, одной из многих в
городе Родес. Учитывая высоту статуи и ширины входа гавани, это соображение
невозможно. Кроме того, Колосс блокировал бы вход в гавань. Недавние
исследования говорят, что Колосс был установлен или на восточном мысе гавани
Мандраки, или даже у неё внутри. Проект был разработан скульптором Фодианом, а
отделочные работы – Линдосом. База была сделана из белого мрамора, сперва были
установлены ноги статуи, а затем и сама статуя. Бронзовая форма была укреплена
железными и каменными конструкциями. Чтобы строители могли достичь более
высоких частей статуи, вокруг статуи был построен земной холм и после удален.
Хотя мы не знаем истинную форму и историю появление Колосса, современные
реконструкции статуи, стоящей вертикально более точны, чем ранние рисунки. Хотя
это чудо и исчезло, оно вдохновило современных художников, как например
Французского скульптора Августа Бартолди, известного своей работой “Статуя
Свободы”.

Мой отпуск

Популярные публикации

Последние комментарии

Потрясающие 7 чудес света древнего мира

Шедевры, созданные руками античных мастеров, до сих пор поражают человеческое воображение – своей красотой, грацией, идеальными пропорциями, точностью расчёта. Но даже среди этих, безукоризненно сделанных произведений искусства, периодически появлялись работы, настолько великолепно и грамотно сделанные как в техническом, так и в художественном планах, что просто не могли не восхищать как местных жителей, так и повидавших мир торговцев, моряков, путешественников.

Обычно они вызывали настолько сильную реакцию, что практически сразу и безоговорочно были занесены в список «Семь чудес света», после чего уже почти никогда не покидали его, кроме единственного случая, когда Александрийский маяк уверенно потеснил оттуда знаменитые вавилонские стены.

Число совершенства и красоты

То, что в перечень входило именно семь чудес древнего мира – не случайность. Число это принадлежало Аполлону и символизировало завершённость, полноту и совершенство, а потому было особо почитаемо древними греками.

Люди всегда любили составлять списки, в которые заносили все самое лучшее, красивое и оригинальное, и жители Греции, как истинные поклонники всего прекрасного, исключением не были. Поэтому среди классических жанров поэзии этого народа были направления, прославляющие как самых именитых культурных деятелей (поэтов, философов, правителей) так и красивейшие памятники архитектуры древнего мира.

Первый список чудес света

Первый список чудес древнего мира составил Геродот в V веке до н.э. Все они находились в Греции, на острове Самос, родине Пифагора, Эпикура, Аристарха и других именитых деятелей Эллады. Правда, был он, коротким и состоял всего лишь из трёх пунктов:

  1. Акведук – представлял собой канал протяжённостью в один километр и снабжавший местных жителей водой;
  2. Храм Геры – был возведён еще в VIII веке до н.э. Свод этого грациозного строения поддерживали около ста высоких колонн, основание которых было обработано специально придуманным для этого станком;
  3. Дамба-мол.

Со временем в Греции и близлежащих к ней странах стали появляться всё больше и больше интересных диковинок, и удивительных сооружений, которые с лёгкостью затмили список Геродота, расширили его и полностью видоизменили.

Второй список чудес

Автором второго списка чудес древнего мира считают Антипатра, который, написав стихотворение в III в. до н.э., включил в него семь самых удивительных шедевров своего времени. Это были:

Стены Вавилона

В своём списке про семь чудес света Антипатра прежде всего упомянул про стены древнего Вавилона, что был расположен на территории современного Ирака (впоследствии их вытеснил оттуда Александрийский маяк).

Старые стены Вавилона были созданы Навуходоносором в VII веке до н.э. – и были абсолютно неприступны, поскольку для того, чтобы проникнуть в город, врагу нужно было преодолеть не только их, но и ров, кедровые ворота, обитые металлическими пластинами, оборонительный вал, бастионы и водные препятствия.

Поскольку сам город был спланирован в форме квадрата, стены, которыми он был обнесён, имели такую же форму. При этом длина каждой стены составляла 23 км, ширина – 24 метра, высота – от 60 до 100 м, и ещё на десять метров они уходили под землю. Было обнаружено, что Старый Вавилон окружал не один пояс стен, а целых три, и их протяжённость превышала 90 км.

Через столетие после их возведения древний город всё же был захвачен – несмотря на то, что стены Вавилона продолжали верой и правдой служить городу, его обитатели сами открыли ворота царю Персии Киру.

Статуя Зевса в Олимпии

Естественно, в своём списке «Семь чудес света» Антипатра не мог не упомянуть про возведённую в Греции в 435 г. до н.э. статую самого главного бога Олимпа – Зевса. Люди, увидев её впервые, всегда приходили в невыразимое восхищение: голова и плечи бога излучали божественный свет, а глаза сияли настолько ярко, что создавалось впечатление, будто они метали молнии. При этом высота статуи составляла от 12 до 17 метров, одежда Громовержца была изготовлена из золота, а тело из эбенового дерева покрывали пластины из слоновой кости.

Статуя была такой величавой, что после того, как Греция официально приняла христианство, даже ярые фанатики не посмели уничтожить её. Статую отправили в Константинополь, где она находилась во дворце местного правителя и сгорела во время крупного пожара.

Висячие сады Семирамиды

Идея создать цветущий сад (VII в. до н.э.) посреди сухой равнины принадлежала Навуходоносору, который захотел утешить свою молодую жену, которая в Вавилоне чувствовала себя чрезвычайно некомфортно, поскольку выросла среди гор, покрытых обильной растительностью.

Несмотря на всю сложность задумки, инженеры и архитекторы Древнего Вавилона (расположен на территории современного Ирака) с этой задачей справились и возвели четырехъярусное сооружение, внешне чрезвычайно сильно похожее на зелёный холм – на каждом его этаже росли не только трава и цветы, но и кустарники и даже деревья. Расти, цвести и плодоносить они могли благодаря специально разработанной сложной системе орошения.

После крушения Вавилона, город пришёл в упадок, а вместе с ним погибли и сады – без искусственного полива и ухода долго существовать они не смогли.

Колосс Родосский

Гелиоса, бога Солнца, почитали во всей Греции, но особенно сильно ему поклонялись жители острова Родос. Поэтому, когда после долгой осады враг отступил, благодарные за это Гелиосу жители острова посвятили победу своему главному божеству и решили создать статую невиданных по тем временам масштабам и установить её у входа в порт.

Нужно отметить, что это у них получилось: на изготовление статуи ушло около 10 лет – и мир увидел её где-то между 292 и 280 гг. до н.э. Несмотря на то что точных данных о том, как именно выглядела скульптура, нет, высота монумента однозначно составляла не менее тридцати метров. В качестве каркаса для статуи были использованы три огромных каменных столба, скреплённых между собой обручами, которые мастера обшивали бронзовыми листами, после чего в приготовленную форму заливали глину.

Глиняная статуя долго просуществовать не смогла и была уничтожена первым крупным землетрясением: ноги Гелиоса подогнулись, и статуя рухнула, развалившись на части.

Пирамида Хеопса

Единственным памятником архитектуры из списка «Семь чудес света», что смог достоять до наших дней, является древнейшая египетская пирамида Хеопса, возраст которой превышает 4,5 тыс. лет. Ее высота сразу после окончания строительства составляла 147 м, потом она стала несколько ниже – 138 м (вершина усыпальницы с течением времени оказалась разрушена). Вплоть до XIV века пирамида являлась самым высоким сооружением древнего мира.

Чтобы возвести пирамиду таких масштабов, древним египтянам понадобилось использовать 2,5 млн. блоков весом около 2,5 т. При этом для того, чтобы скрепить их между собой, древние архитекторы не использовали абсолютно никаких растворов, глыбы соединяли по специальной технологии, поэтому расстояние между ними составляло не более полмиллиметра.

Мавзолей в Галикарнасе

Не мог Антипатра говоря про «Семь чудес света» не упомянуть и о первом в мире мавзолее, построенный в 353 годы до н.э. Расположен он был в Карии (территория современной Турции), а возводить его начал правитель Мавсол.

Высота гробницы составила 46 метров, вдоль стен было установлено 36 колонн, между которыми скульпторы расположены статуи мифических зверей. Крыша имела треугольную форму, а на её вершине находилась шестиметровая скульптура – колесница. Возницами её была супружеская пара, Мавсол и его жена Артемисия, которые впоследствии были кремированы и здесь похоронены (при этом строительство заканчивала супруга, поскольку Мавсол умер ещё до окончания работ).

Мавзолей просуществовал около девятнадцати веков, перенёс не одно землетрясение. Против крестоносцев гробница не устояла – они разобрали усыпальницу и вместо неё построили замок Святого Петра.

Храм Артемиды

Но больше всего покорил Антипатра своей красотой храм Артемиды, возведённый в 550 г. до н.э. на территории современного Эфеса (Турция) – несмотря на то, что в его списке «Семь чудес света», это сооружение оказалось на последнем месте, ему он посвятил наибольшее количество строк. Здание было полностью сделано из мрамора, его поддерживали 127 колон, при этом высота каждой составляла около 18 метров.

Само сооружение было приблизительно 131 м в длину и 79 м – в ширину. В середине была установлена пятнадцатиметровая статуя Артемиды, изготовленная из золота и слоновой кости, декорированная драгоценными камнями. Украшением храма занимались самые знаменитые скульпторы древней Греции, благодаря чему дом богини по красоте превзошёл все известные в мире храмы.

Третий окончательный список

Кто знает, может, список Антипатра «Семь чудес света» так и остался неизменным, если бы не Александрийский маяк, которому удалось вытеснить из перечня стены старого Вавилона (первые воспоминания о нём как о чуде свете встречаются у Плиния Старшего).

Александрийский маяк

Огромный маяк, высота которого составляла около 120 метров, был возведён в IV в. до н.э. на острове Фарос возле Александрии (Египет). Он оказался единственным чудом древнего мира, что имело практическое предназначение – он должен был не только освещать путь кораблям и показывать им дорогу в гавань (сигнальные огни маяка были заметны даже на расстоянии, превышающем 60 км), но и служил наблюдательным пунктом, с которого хорошо проглядывались окрестности и неприятеля можно было увидеть издалека.

Здание это простояло почти тысячелетие, до XIV века, пережило несколько серьёзных землетрясений, пока одно из них полностью не стёрло рукотворное чудо с лица земли.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Читайте далее: