Церкви Корсики | Vasque-Russia.ru

Церкви Корсики

Церкви Корсики

Путь в Хотимск, таинство белорусского общепита и церковь в Корсиках

Вот наш воскресный маршрут. Первая часть рассказа – тут. Общая протяженность – более 400 км. Выезжаем утром из Смоленска. С многочисленными остановками добираемся к полудню до Шумячей. Осматриваем поселок, общаемся с людьми, наблюдаем за неспешным ходом провинциальной жизни. Затем сворачиваем на ершичский тракт и посещаем Мацилевку. Далее – Кузьмичи. Деревня интереса наличием озера, речки с забавным названием Невплюх и потаенной дорогой через белорусскую границу. Как рассказал в одном из комментариев kirlish , по этой дороге Архимандрит Кирилл по ней из Хотимска приезжал служить в Кузьмичи. В этой связи Хотимск нам тоже интересен, поскольку Собор Святой Живоначальной Троицы в поселке городского типа Хотимск, самом восточном районном центре Беларуси, вернул к жизни именно 89-летний архимандрит Кирилл.

Обратно возвращаемся асфальтовой дорогой через Ершичи. Здесь делаем крюк на Корсики, где осматриваем хорошо сохранившуюся церковь Рождества пресвятой Богородицы, построенную в конце XIX века. Ну а далее, через Рославль (где тоже есть, что посмотреть, если останутся силы) возвращаемся в Смоленск. Тут нужно заметить, что в дорогу следует взять провизию, т.е. нигде (кроме Рославльского шоссе) по пути вы не встретите точки общепита, даже в городке Хотимске. Но об этом чуть позже.

Фотографии кликабельны и имеют по высоте 1080 точек.

Мои фото и наблюдения – в моем Инстаграме. Подписывайтесь!

Направляемся в Кузьмичи.

Озерцо, образовавшееся в результате строительства дамбы на реке Невплюх.

Церковь Вознесения Господня. Примерно в 2011 году была отреставрирована и сегодня сверкает белоснежным фасадом.

Вот фото 2011 года. Пруф.

А теперь – самое интересное. Едем на запад в сторону российско-белорусской границы.

В крепкий мороз ехать по этой дороге можно даже на моноприводе. Дорога расчищается и выглядит вполне живой.

Дойти до границы можно пешком. Каких-то 3 км – и вы в Белоруссии!

Еще 11 км – и вы в Хотимске!

Позади шесть часов странствий. Хочется перекусить. Бывалый странник Елена Минина знает, что в Белорусской глубинке воспользоваться общепитом в выходной день – задача невыполнимая. В городе мы обнаружили два кафе – это кафе “Мара” и безымянная пиццерия. Зайдя в “Мару” наши худшие опасения подтвердились: кафе первой наценочной категории находился на спецобслуживании. Заведение обслуживало банкет. Видимо, в таких маленьких городках отпраздновать торжество в кафе считается высшим шиком, поэтому вы, пожелав перекусить, гарантированно будете вынуждены покинуть заведение. В кафе “Мара” нас не ждали.

И мы направились в безымянную пиццерию. Обратите внимание на часы работы. С 16.00 до часу ночи. На часах 15.30. Неужели закрыто? Дергаем дверь. Здрасьте. Спецобслуживание. “Ну, Петрович, за твое крепоке здоровье”, – донесся раскатистый голос тостующего. По помещению гулял характерный дух дешевой водки, а из кухни суетливо выскакивали официантки с тарелками, не обращая на меня никакого внимания.

В соседнем крыле здания находился универсам “Родны кут”. Поискал в Сети хоть какую-то информацию об этой “глобальной” белорусской сети универмагов – и ничего не нашел. Нет у них своего сайта. Зато магазины этой марки есть почти в любом населенном пункте. Здесь мы приобрели мясной рулет, хлеб и натуральный ананасовый сок “ABC” с пометкой “Сделано в Беларуси”. Исследование этикетки на мясном рулете изменило представление о белорусской колбасе как 100-процентном натуральном продукте. “Натуральный ананасовый сок” по вкусу напомнил напиток из пакетиков “Юппи”. В общем, не все то золото, что “зроблено у Бэларуси”.

А вот и главный собор Хотимска, о котором я упоминал выше.

Несмотря на воскресный день, вокруг собора царила тишина, двери были закрыты. Да и устали мы, хотелось домой.

Такой он, ПГТ Хотимск, с населением чуть больше 6 тысяч человек. Это место мы посещали в ходе большого “тура” по приграничью, из которого я написал рассказ из трех частей.

Уже хорошо знакомая нам стела в Ершичском районе.

А вот и Корсики.

“На живописных берегах реки Ипуть, на старой мглинской дороге, расположена деревня Корсики – самая южная точка Смоленской области. Это одно из древнейших поселений нашего края. Сейчас эта деревня входит в состав Ершичского района, до революции это были земли обширного Рославльского уезда Смоленской губернии. Источник “Рославльская правда”.

История церкви типична для XIX века. Как и недавно посещенную нами церковь в Зарубинках, храм в Корсиках строили в т.ч. на народные пожертвования.

Сейчас его постепенно восстанавливают.

В 1885 году на сборе прихожан было решено построить новый, каменный. Для сбора средств и руководства строительством избрали церковно-приходское попечительство в составе: председателя, местного помещика В. В. Римского-Корсакова и двух других непременных членов, местных священников Григория Ольховского и Георгия Четыркина. От епархии было получено разрешение на строительство. Но одних церковных средств на строительство оказалось недостаточно. В 1885 г. было открыто церковно-приходское попечительство, задачей которого стало изыскание средств на благое дело. Основным фондом у попечительства был, по решению крестьян, ежегодный взнос крестьян по 50 копеек с ревизионной души (таковых в приходе было 1550), в период же строительства ежегодный взнос возрастал до 1, 2, и даже 3-х рублей. Кроме того, прихожане изъявили желание доставлять свои дрова на кирпичный и известковый заводы, а также обязались безвозмездно подвозить все материалы к месту строительства церкви, что и исполняли добросовестно и аккуратно. Источник “Рославльская правда”

Церкви Корсики

Каржез, греческий город на Корсике

Переночевав на буях в местечке Жиролата две ночи, рано утром 26 июня мы вышли в море и отправились дальше на юг вдоль западного побережья Корсики.

На отшвартовке две другие лодки из нашей флотилии умудрились поцарапаться, нам повезло, что мы стояли с наветренной стороны 🙂 Но это вообще отдельная история.
По плану мы собирались предыдущую ночь провести на якорях около Capo Rosso (мыс в южной оконечности Golfe de Porto), но из-за ветра приняли решение ночевать на буйках. По новому плану мы должны были остановиться в бухте у Capo Rosso для купания, но опять же из-за ветра и не очень солнечной погоды передумали и пошли напрямик в город Каржез (Cargese), до которого от места нашей последней стоянки примерно 30 миль.
Тут даже нам подул свежий встречный ветер, узлов 10-15, но все заленились с утра пораньше лавироваться и так и шли на моторе до цели.
На берегах на протяжении всего пути нам попадались башни, у некоторых из них явно бродили люди. Проходя мимо, мы подумали, что было бы здорово тоже сходить, например, к этой башне.

На фотографии ниже, кстати, на заднем фоне виден городок Каржез, в котором и была наша следующая остановка.

Погода была восхитительной, очень жаль только, что паруса в этот день мы так и не поставили.

До Каржез мы дошли примерно за 4 часа, в 12 часов дня уже пришвартовались в марине.
Из интересного – лодки в марине швартуют носом к понтону, а не кормой, как все привыкли. Видимо, это связано с тем, что у понтона не очень большая глубина. По рации, кстати, отвечают, на швартовке помогают. Стоянка для нашей Bavaria 45 здесь стоила 78 евро, что получилось дешевле всего, если не считать стоянку на буях в прошлую ночь.

Марина постепенно наполнялась. Мест в ней не очень много, но вроде бы всех желающих уместили, часть лодок на ночь поставили на заправке почти на самом входе.

На набережной у марины находится несколько ресторанчиков. Сам же город находится на возвышенности.

Каржез – любопытный городок, он был основан в конце XVIII века греческими переселенцами, которые спасались на Корсике от турецких законов. До настоящего времени местные жители считают греческий язык своим родным языком и по сей день с удовольствием им пользуются. На многих домах мы видели названия, написанные на греческом.

В город из марины можно подняться по пешеходной дорожке, окруженной цветущими кактусами.

Первое, что видишь, если смотришь сверху вниз – это марина. Чуть выше находится местное кладбище с видом на море, а жилые дома находятся ещё на уровень выше.

В городе есть достаточно большая действующая православная церковь.

А напротив неё находится католический костёл.
Говорят, что сейчас нет никакого соперничества между церквями разных религий, как это было раньше, наоборот, православный священик и католический кюре всячески помогают друг другу.

Гуляя по городу, мы находили в нём всё больше и больше сходства с Грецией.
Вот, например, кот.

Узкие многоярусные улочки.

Ну что, похоже на Грецию? А если дома были бы белыми, а ставни синими?

Гуляя по городу, мы натолкнулись на памятник, вероятно, войнам, погибшим в Первую мировую войну.

В Каржезе мы с Ромой решили взять напрокат мопед и прокатиться по окрестностям. Особенно интересно было доехать до башни, которую я показывала в самом начале.
В пункте проката в марине нам сказали, что сейчас мопеды все разобраны и предложили прийти в 7 вечера. Так что мопеды временно отложились.
А пока мы решили большой толпой сходить на пляж, который находится за городом – то есть надо подняться в гору, а затем спуститься с другой стороны. Правда, толпа быстро распалась, большая часть нашла совсем маленькое подобие пляжа тут же у марины и решила остаться тут же. Но самые смелые двинулись в путь.

Вот он, пляж, на который мы направлялись.

Топая пешком до пляжа, наши спутники уже мечтали, как обратно поедут на такси. Но с такси не сложилось – в пляжной кафешке нам сказали, что такси здесь не водится. Поэтому обратный путь мы преодолели тоже пешком.
А на пляже было хорошо – то есть хорошо было на берегу, а вот море усиленно било волнами.

На обратном пути мы с Ромой зашли в другой пункт проката мопедов в городе, но там нам сказали, что они могут выдать мопед только утром и отправили нас в марину, туда, куда мы уже подходили днём. Девочка в пункте проката была мила, но почти ничего не понимала по-английски. Хотя к этому мы уже даже привыкли 🙂
Поскольку 7 часов еще не было, мы потихоньку спустились вниз в марину и стали ждать открытия пункта проката. Рядом с нами стояли 2 молодых человека, которые хотели сдать мопеды, на которых они катались с утра. Когда было примерно без четверти 7, ребята заволновались, что за просрочку мопедов с них возьмут дополнительные деньги, а пункт проката всё так и не открывался. Рома позвонил по написанному на двери телефону и ему рассказали, что сегодня они уже не откроются и что надо идти наверх в город и там нам обязательно должны дать мопеды хоть сейчас, хоть утром. Только вот лавочка в городе закрывалась в 7, а нам нужно было еще бежать вверх. Бррр!
До закрытия мы успели. Наверно, поставили рекорд – 7 минут.
Милая девочка уже рассказывала молодым людям, желающим сдать мопеды, что она не сможет у них их принять, потому что они их брали внизу, хотя, судя по вывескам, это одна контора. Но зато кое-как поняв нас, решила, что выдаст нам один мопед и даже сделает скидку.
Приемка мопеда на Корсике не идет ни в какой сравнение с Грецией, где вообще ничего не смотрели. Тут же мы описали все царапины, на мопедике не оказалось ни одного не поцарапанного элемента.
В общем, мопедом мы обзавелись, на часах еще не было 8 вечера, поэтому мы с Ромой поехали кататься. В первую очередь отправились к приглянувшейся нам башне. Ехали по направлению, один раз проскочили мимо, но затем достаточно легко выявили правильный поворот и упёрлись в забор, на котором был указатель на тропинку и рисунок башни. Явно то, куда нам надо. Ну пешком, значит, пешком.
Тропинка шла сначала вдоль моря, потом отходила в сторону от моря,

затем упиралась в море и поворачивала.

Постепенно темнело. а мы всё шли. было уже глупо разворачиваться, потому что казалось, что вот-вот и мы достигнем цели.

Примерно за 45 минут мы дошли до башни. Было уже достаточно темно так, что сфотографировать башню уже не получилось.
Но зато мы сделали это! 🙂
По ступенькам, подсвечивая себе дорогу фонариком, поднялись наверх, по пути поздоровались с мышами (или крысами), полюбовались ночным морем, попытались что-то сфотографировать и отправились в обратный путь.

Обратный путь занял примерно столько же времени, сначала было даже видно, куда идти, а потом мы шли уже с фонариком. Пару раз я подумала, зачем мы туда попёрлись, уж было понятно, что засветло не успеем 🙂 но в целом, я рада, что мы совершили такую прогулку.

На следующий день мы с Ромой сделали над собой усилие и встали почти в 7 утра, чтобы перед выходом в море успеть прокатиться на мопеде.

Проехали примерно 20 км на юг и вернулись обратно. По пути смотрели по сторонам. Вот Каржез, из которого мы выехали, внизу видны мачты и где-то там стоит наша лодка.

Остановились у башни, до которой можно было легко дойти, но башня оказалась неправильной – закрытой и, видимо, разрушеной внутри.

Устроились на лёгкий завтрак на одном из многочисленных пляжей, посидели немного и отправились в обратный путь.

После возвращения в марину Рома еще успел сгонять в магазин, покатать детей туда-обратно и сдать мопед до 12 часов.
Дальше мы пошли в море на яхте и, как обычно, стояли какое-то время в бухте за углом на якорях и купались.

На Корсике впервые нашли храм Митры — Митреум

“Находка потрясающая и чрезвычайно редкая. Мы и не подозревали, что на Корсике практиковался митраизм. Ранее в континентальной Франции уже находили святилища Митры, их известно около десятка. Последнее обнаружили при раскопках в Анже в 2010 году”, — сообщил изданию IBTimes UK руководитель раскопок Ф. Шапон (Philippe Chapon).

На территориях, некогда подконтрольных Римской империи, археологи нашли в общей сложности около сотни святилищ Митры, самые известные находятся в сердце империи в Риме и Остии. Культ Митры, божества индоиранского происхождения, проник в Римскую империю в конце I века: главными “распространителями” были римские солдаты и торговцы с Востока.

Пару веков митраизм был основным конкурентом другой молодой религии, христианства. Как и первые христиане, приверженцы культа Митры подвергались гонениям и жестоким репрессиям, но окончание этой истории известно: митраизм, наряду с другими “языческими” культами, был окончательно запрещен императором Феодосием I в 392 году, а христианство получило статус государственной религии.

Для современных ученых митраизм остается весьма загадочным явлением в первую очередь потому, что сведений о нем почти не сохранилось. Историки насчитали больше 60 упоминаний Митры и митраизма у греческих и римских авторов (не считая армянских и персидских), однако разрозненные сведения дают не слишком четкую картину.

“Мы очень мало знаем о культе Митры. В отсутствие прямых письменных источников большинство наших знаний об этой древней монотеистической религии основаны на изучении руин храмов Митры и тех изображений, которые там находили”, — говорит Ф. Шапон.

Корсиканское святилище Митры обнаружилось не в чистом поле: руины располагаются не-далеко от побережья острова, на окраине хорошо известного историкам римского поселения Мариана. В терминах современной географии, это коммуна Луччиана (департамент Верхняя Корсика), местность рядом с аэропортом Бастия-Поретта. В непосредственной близости от места раскопок находится знаменитый собор La Canonica XII века.

В глубине центрального прохода располагалось изображение Митры, убивающего свя-щенного быка (каноническая сцена, в современной науке получившая название “тавроктония”). Форма этого изображения могла быть разной – фреска, барельеф или отдельная скульптура. В марианском митреуме археологи обнаружили мраморный барельеф – вернее, три его фрагмента, сохранившиеся после разрушения храма.

На мраморных обломках археологи разглядели нижнюю часть Митры в тунике (следовательно, на отсутствующей голове был фригийский колпак – это каноническое одеяние божества), а также части священного быка и другие обязательные элементы этой сцены: змею и собаку, устремленных к струе крови, вытекающей из раны на шее быка, и скорпиона, сжимающего клешнями гениталии быка.

На Корсике нашли храм Митры

Раскопки митреума. На заднем плане —
собор La Canonica.

Структура святилища Митры в Мариане.

Три фрагмента барельефа тавроктонии из Марианы.
Хорошо сохранилась нижняя часть изображения.

Мраморный рельеф тавроктонии, II-III век нашей
эры, происхождение неизвестно. Из коллекции
Rupert Wace Ancient Art.

Бронзовый колокольчик, найденный при раскопках святилища Митры
на Корсике.

События разворачивались по самому обычному в Европе сценарию.

На Корсике решили построить новую дорогу, вызвали археологов, без которых невозможно получить разрешение на строительство, те раскопали указанный участок и обнаружили руины «неясной морфологии», как выразилось местное издание Corse Net Infos. Иными словами, руины подобной формы корсиканским археологам еще не встречались.

Процесс опознания, впрочем, был недолгим, а результат – сенсационный: на Корсике впервые нашли митреум, то есть храм Митры. «Находка потрясающая и чрезвычайно редкая. Мы и не подозревали, что на Корсике практиковался митраизм. Ранее в континентальной Франции уже находили святилища Митры, их известно около десятка. Последнее обнаружили при раскопках в Анже в 2010 году», — сообщил изданию IBTimes UK руководитель раскопок Филипп Шапон (Philippe Chapon).

На территориях, некогда подконтрольных Римской империи, археологи нашли в общей сложности около сотни святилищ Митры, самые известные находятся в сердце империи – в Риме и Остии. Культ Митры, божества индоиранского происхождения, проник в Римскую империю в конце I века: главными «распространителями» были римские солдаты и торговцы с Востока.

Пару веков митраизм был основным конкурентом другой молодой религии, христианства. Как и первые христиане, приверженцы культа Митры подвергались гонениям и жестоким репрессиям, но окончание этой истории известно: митраизм, наряду с другими «языческими» культами, был окончательно запрещен императором Феодосием I в 392 году, а христианство получило статус государственной религии.

Для современных ученых митраизм остается весьма загадочным явлением – в первую очередь потому, что сведений о нем почти не сохранилось. Историки насчитали больше 60 упоминаний Митры и митраизма у греческих и римских авторов (не считая армянских и персидских), однако разрозненные сведения дают не слишком четкую картину.

«Мы очень мало знаем о культе Митры. В отсутствие прямых письменных источников большинство наших знаний об этой древней монотеистической религии основаны на изучении руин храмов Митры и тех изображений, которые там находили», — говорит Филипп Шапон.

Корсиканское святилище Митры обнаружилось не в чистом поле: руины располагаются недалеко от побережья острова, на окраине хорошо известного историкам римского поселения Мариана. В терминах современной географии это коммуна Луччиана (департамент Верхняя Корсика), местность рядом с аэропортом Бастия-Поретта. В непосредственной близости от места раскопок находится знаменитый собор La Canonica XII века.

Согласно Сенеке и Плинию Старшему, римская колония Мариана была основана около 100 года до н.э. знаменитым полководцем, могущественным консулом и реформатором армии Гаем Марием (Caius Marius). Гай Марий рассматривал колонизацию Корсики как часть римской военной стратегии на море. Однако Мариана так и не стала крупным морским портом – даже во времена своего расцвета в III или IV веках размеры поселения не превышали 10 гектаров.

«Во времена римского владычества Корсика была слабо урбанизирована. Нам известны лишь два относительно крупных римских поселения: Мариана и Алерия. Интересно, что местность на окраине Марианы, где мы сейчас ведем раскопки, впоследствии не заселялась – ни в Средние века, ни в наше время. Мы получили в свое распоряжение «капсулу времени» в хорошей сохранности, не измененную поздними наслоениями», — говорит Даниэль Истриа (Daniel Istria), руководитель нескольких археологических экспедиций на Корсике.

Тем не менее свою локальную роль колония выполнила: в Мариане найдено множество артефактов, указывающих на активную торговлю римской Корсики с Сардинией и Тосканой. Похоже, именно торговля открыла возможности для проникновения митраизма на Корсику. И все же удивительно, что в небольшом поселении «накопилось» достаточно приверженцев Митры для постройки большого святилища в I веке нашей эры.

Архитектура митреума в Мариане почти не отличается от устройства других известных храмов Митры. Помимо собственно святилища, археологи обнаружили несколько помещений, включая трапезный зал с центральным проходом, вдоль которого были установлены две большие, почти двухметровые по ширине, скамьи для верующих – люди могли с комфортом на них расположиться во время общих встреч, молений и трапез.

В глубине центрального прохода располагалось изображение Митры, убивающего священного быка (каноническая сцена, в современной науке получившая название «тавроктония»). Форма этого изображения могла быть разной – фреска, барельеф или отдельная скульптура. В марианском митреуме археологи обнаружили мраморный барельеф – вернее, три его фрагмента, сохранившиеся после разрушения храма.

На мраморных обломках археологи разглядели нижнюю часть Митры в тунике (следовательно, на отсутствующей голове был фригийский колпак – это каноническое одеяние божества), а также части священного быка и другие обязательные элементы этой сцены: змею и собаку, устремленных к струе крови, вытекающей из раны на шее быка, и скорпиона, сжимающего клешнями гениталии быка.

Для сравнения — полное изображение сцены тавроктонии на барельефе неизвестного происхождения, где можно рассмотреть все детали и персонажей.

Помимо Митры, археологи обнаружили и фрагменты остальных персонажей: мраморную женскую голову, мраморную ступню и изображение одного из двух факелоносцев Митры, в данном случае – Каутопата, человека с опущенным факелом, символизировавшего заход солнца и смерть.

Среди других находок – два бронзовых колокольчика, множество разбитых светильников (все святилища Митры располагались под землей), сосуды из качественной глины, возможно, использовавшиеся во время богослужений, а также две таблички – бронзовую и свинцовую. На табличках можно разглядеть надписи, которые еще предстоит расшифровать. Вскоре после объявления о находке митреума археологи дополнили список обнаруженных артефактов перчаткой – типичной частью экипировки римского солдата.

Раскопки выявили признаки намеренного разрушения храма Митры – история конкуренции двух религий, митраизма и христианства, в Мариане представлена весьма наглядно: барельефы разбиты еще в древности, храм разрушен почти до основания и заполнен мелкими камнями. Ученые пока не готовы сделать определенные выводы, однако отмечают, что около 400 года в Мариане был возведен крупный христианский комплекс с базиликой и баптистерием – древнейший знак установления христианства на Корсике.

Раскопки митреума продлятся до конца марта, затем археологи приступят к изучению находок. Специалистам еще предстоит разработать план консервации древних руин, которые находятся в зоне постоянного подтопления. Все найденные при раскопках артефакты будут представлены в музее коммуны Луччиана – будущем музее, который тоже еще предстоит создать.

На юге Корсики найден большой древний город

Французские археологи изучили древнюю историю крупного корсиканского порта Проприано, о которой до этого времени ничего не знали. Оказалось, что порт появился и процветал на этом месте на 1000 лет раньше, чем считалось до сих пор.

В связи со строительством новых домов в городке Проприано на юге Корсики французские археологи из Национального института превентивной археологии (Institut national de recherches archéologiques preventives, INRAP) во главе с Филиппом Шапоном (Philippe Chapon) провели на участке будущей застройки раскопки. Они обнаружили несколько античных церквей и некрополь. Находки оказались настолько интересными, что Региональное управление Корсики по культуре (Drac Corse) продлило научное исследование этого участка, отложив на некоторое время начало строительных работ.

Корсиканские церкви

Археологи обнаружили остатки двух церквей, которые были построены на одном месте в разное время. От более поздней церкви, датированной ранним Средневековьем, сохранились стены высотой более одного метра. Размер ее нефа, удлиненного с юго-восточной стороны апсидой, составлял 11 м на 5,6 м. Эта часовня была некогда построена на руинах античной церкви, которую археологи датировали VII веком. Более древнее строение оказалось гораздо больше – 16 м в длину и 8,5 м в ширину, а его сохранность приятно удивила исследователей. Хорошо видны центральная часть церкви, вымощенная камнем, основание алтаря и боковая скамья, предназначенная для духовенства. В нефе археологи нашли две параллельные стенки, формировавшие, судя по всему, коридор, ведущий в центр храма. Подобная планировка уже встречалась археологам в раннехристианской базилике в городке Мариана (недалеко от главного порта Корсики Бастии). Размеры храма в Проприано и его планировка свидетельствуют, что здесь могла располагаться резиденция епископа, хотя ни один письменный источник это предположение не подтверждает.

К северу от церкви находился дом священника, разрушенный в результате пожара. Он соединен с часовней лестницей, построенной в толще стены церкви. К востоку от церквей сохранились стены и круглое здание диаметром в 6,5 м. Судя по всему, они были построены еще раньше первой церкви. Около фундамента этого здания археологи нашли византийскую пряжку от пояса, которая помогла им датировать сооружение серединой VI века. А на востоке от церкви недавнее строительство ангара частично разрушило третье здание. Археологи обнаружили апсиду, стены нефа, остатки основания алтаря – возможно, это часовня некрополя или же самая первая из появившихся здесь церквей.

Городской некрополь

Некрополь состоит из 72 захоронений. Чаще всего взрослых людей хоронили в ямах, обложенных глиняными плитками, камнями или кирпичом. А дети лежали в цилиндрических амфорах африканского происхождения. Таких захоронений в амфорах оказалось довольно много, и чаще всего они были связаны с захоронениями из глиняных плиток. Среди погребального инвентаря археологи нашли несколько стеклянных флаконов и монеты, большинство из которых относятся к IV веку. Самые поздние захоронения некрополя были гораздо проще – покойных клали просто в землю. Этот городской некрополь свидетельствует, что в античности Проприано был городом с большим населением.

Историю Проприано нужно писать заново

Церкви Проприано, судя по всему, были заброшены в начале Средневековья, и даже топонимика не сохранила никаких свидетельств о прежде стоявших здесь религиозных сооружениях. На древней карте Птолемея, жившего во II веке, или на карте Антонио Маньяни, выполненной до 1536 года, нет никаких указаний на то, что здесь раньше существовало большое поселение или порт. Только после 1860 года маленькая рыбацкая деревушка указом Наполеона III превратилась в большую коммуну. Тогда считалось, что Проприано основали генуэзцы около 1640 года. Однако теперь такую точку зрения придется полностью пересмотреть.

Новые археологические находки стали настоящей сенсацией и пролили свет на совершенно неизвестную историю города. Судя по всему, здесь несколько столетий (вплоть до IV века н. э.) процветал большой порт, упадок которого начался в середине V веке в связи с нападениями германского племени вандалов. Однако потом вновь наступил период недолгого возрождения Проприано – здесь строили культовые сооружения, сюда с 484 года начали прибывать изгнанные из Северной Африки епископы. В середине VI века город завоевали византийцы. В VIII-XI веках город постоянно подвергался нападениям сарацин, которые, в конце концов, привели к разрушению и упадку некогда процветавшего порта. Проприано утратил свое значение и стал маленьким поселением рыбаков, зависимым от города Фоццано.

Читайте далее:
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector