Церкви Германии

Достопримечательности Германии

Топ достопримечательностей (485)

Ратуша в Аахене – это не просто памятник архитектуры, но и здание, которое и по сей день играет огромную роль в городской жизни. Как известно, здание стоит неподалеку от не менее известного Аахенского собора, составляя великолепный архитектурный ансамбль, который занесен в списки наиболее ценных памятников Германии.

Кёльнский собор расположен в самом сердце этого города, в непосредственной близости от главного вокзала. Два остроконечных шпиля собора уже стали своего рода «визитной карточкой» Кёльна. Сам собор, максимальная высота которого достигает 157 метров, является третьим самым высоким религиозным сооружением во всём мире.

Король Баварии Людвиг II, нелюдимый и романтичный, приказал построить для себя на одинокой скале, недалеко от деревушки Швангау замок Нойшванштайн (1868 – 1886 гг.). Он был воздвигнут в стиле рыцарской крепости и роскошно обставлен.

Ворота Порта Нигра, что в переводе означает «Черные ворота», по праву считаются визитной карточкой Трира и числятся в Списке всемирного наследия человечества ЮНЕСКО. Построенные в 180 году в период расцвета Римской империи они являются древнейшим сохранившимся оборонительным сооружением Германии.

Замок Бергедорф является единственным замком, который сохранился в городе Гамбурге. Это достаточно старинная достопримечательность, ведь ее история начинается с XII века. Замок располагается в районе старой деревни под названием Билле, в правой части города.

Карл Великий, первый император Священной Римской империи и король франков, скончался в 814 году. За несколько лет до своей смерти Карл приказал своему другу, советнику и биографу Эйнгарду построить роскошный дворец с капеллой.

Замок Эльц расположен в федеративной земле Рейнланд-Пфальц. Он стоит на скале высотой 70 метров над рекой Мозель между городами Кобленцем и Триром. Замок был построен в XII веке и до сих пор является резиденцией той же семьи, что и 33 поколения тому назад.

Дворец курфюрстов — резиденция архиепископов Трира расположена в Старом городе, примерно в полукилометре от Рыночной площади. Дворцовый комплекс представляет собой целый архитектурный ансамбль в стилях рококо и ренессанс, богато украшенный белыми псевдоантичными статуями и позолотой.

Поскольку минеральные источники – одна из наиболее вероятных причин образования города Аахен именно там, где он стоит и сегодня, вполне понятно, что термы Карла, которые расположились в центре города, всего в пятнадцати минутах хода от Ратуши, весьма популярны как среди жителей, так и среди туристов.

На вершине холма Флорентинерберг величественно возвышается Новый замок. Много веков назад он служил резиденцией маркграфов Бадена, а в нынешний момент истории этот исторический памятник превратился в эксклюзивный гостиничный комплекс.

Питьевой павильон был построен в Баден-Бадене в 1839-1842 годах справа от Курхауза по проекту Фридриха Хюбша. Сооружение представляет собой 90-метровую колоннаду (всего 16 колонн), на стену которой нанесены 14 фресок.

Ратуша Кёльна является зданием городского управления и располагается недалеко от Кёльнского собора. Наиболее старинная часть строения датируется первой половиной XIV века. Ратуша сочетает в себе несколько архитектурных стилей.

Старый тоннель под Эльбой был построен в 1911 году. Он первым соединил портовый район Санкт-Паули с центром города Гамбурга. Тоннель является шедевром инженерной мысли начала XX века и в своём роде уникален.

Улица Репербан является сердцем знаменитого портового района Санкт-Паули, город Гамбург. Здесь сосредоточена вся ночная жизнь города: всегда играет громкая музыка, много питейных заведений, проходит так называемый квартал красных фонарей.

Кёльнский зоопарк является излюбленным местом не только туристов, но и жителей города. Здесь одинаково интересно как детям, так и взрослым. Уютный, притягательный парк в классическом стиле не оставляет без положительных эмоций ни одного человека.

Бранденбургские ворота – памятник архитектуры, расположенный в центральном районе Берлина Митте на площади Паризерплац. В 1688 в городке-крепости Берлин было несколько ворот в окружающей его крепостной стене.

Гамбургская ратуша расположена в центре этого города. Она была построена в конце XIX века на месте сгоревшей в пожаре старой ратуши. Интересно то, что после пожара, уничтожившего предыдущее здание, прошло около 44 лет, прежде чем была возведена новая резиденция городского совета.

Немецкий драматический театр находится в столице Германии, в Берлине. Он расположен в центральном районе Митте, где также размещаются все правительственные учреждения. На данный момент театр состоит из двух смыкающихся сцен: основная сцена насчитывает около 600 мест.

Казино Баден-Бадена является одним из самых популярных в Европе, это, по сути, визитная карточка города-курорта. Здание Курхауса, в котором находится казино, построено в 1824 году Фридрихом Вайнбреннером.

Термин «рейхстаг» обозначает государственное собрание, коллективный совещательный и законодательный орган. Первые неформальные сборы при дворе немецкого короля были зафиксированы в 754 году, а с 12 века собрание было закреплено договором между представителями разных слоев населения и кайзером.

Какая религия в Германии?

Основным вероисповеданием в Германии является христианство. В конце 2016 года доля христиан составляла 58-59% всего населения, из которых около 55% приходилось на представителей двух конфессий – католиков и протестантов. Количество тех и других примерно одинаково (разница менее 2%), а вот распределение по землям неравномерно – если юг и запад являются преимущественно католическими, то север протестантским.

На востоке страны население по большей части причисляет себя к атеистам и агностикам, что вполне объясняется длительным нахождением этих территорий под влиянием советской идеологии.

Православные составляют от 1,9-2,7%. Остальные христиане: баптисты, пятидесятники, методисты, свидетели Иеговы, адвентисты 7 дня, меннониты, мормоны и т.д. – в общей сложности около двух десятков конфессий.

Около 5,5% от населения исповедуют ислам и чуть менее половины из них являются гражданами Германии. Все другие религиозные общины вместе взятые составляют менее 1% жителей страны: буддисты, езиды, иудеи, индуисты, сикхи, бахаи и др.

35% населения вообще не причисляют себя к какой-либо общине.

Религиозная принадлежность регистрируется по месту прописки добровольно и самостоятельно. На основании этих сведений Финансовая служба каждой федеральной земли взимает церковный налог, который составляет 2-3% от дохода. Однако не все религиозные общины пользуются правом взимания такого налога.

Верования древних германцев

Племена, проживавшие на территории современной Германии, до обращения в христианство, поклонялись в основном силам природы – огню, ветру, солнцу, луне. У каждого племени древних германцев имелся и свой пантеон богов, которым приносились жертвы, в том числе человеческие. Жрецы обладали большой властью и имели веский голос в решении вопросов, касающихся жизни племени. Храмов своим богам германцы не возводили, а посвящали им водоемы, деревья или целые священные рощи. Волю богов предсказывали жрецы по разбросанным плашкам – прообразам рун.

Обращение в христианство

В IV веке готские племена первыми из германцев приняли христианство, а к середине VIII века святому Бонифацию, который считается крестителем страны и основателем Германской Церкви, удалось обратить в христианство значительную ее часть. Принявший мученическую смерть от язычников, Бонифаций именуется апостолом Германии и почитается всей Католической Церковью.

Реформация

К моменту Реформации, родиной которой стала Германия, Католическая Церковь владела третью земель страны вместе с проживающими там крестьянами. Все жители платили церковный налог – десятину. Церковные должности продавались и покупались, а торговля индульгенциями (не только на совершенные грехи, но и на будущие), порождала безнаказанность.

Монах из Саксонии Мартин Лютер стал основателем нового религиозного движения, считавшего необходимостью очищение католической церкви, погрязшей в пороках. В 1517 году Лютер обнародовал 95 тезисов, представлявших собой возражения против торговли индульгенциями. Через год им были опубликованы еще несколько сочинений, осуждавших нравы, царившие в католической церкви. Папа Римский издал буллу, которой отлучал Лютера от церкви, однако последний демонстративно ее сжег.

Реформация стала причиной религиозных войн, в результате которых страна раскололась на католические и лютеранские регионы, что привело к раздробленности государства. Подданные феодала вынужденно принимали веру своего господина. «Cuius regio euius religio» (чья власть, того и вера) – принцип, закрепленный Вестфальским договором 1648 года, положившим конец Тридцатилетней войне.

Религия Третьего Рейха

По мнению Гитлера новой Германии нужна была и новая религия. Специалистам «Аненербе» поручили разработку новой религиозной доктрины, соответствовавшей чаяниям времени. Таковая была выработана под руководством бывшего профессора богословия Бергмана. В ней Христос объявлялся арийцем, а евреи, его распявшие, соответственно квинтэссенцией зла. Знаком новой веры вместо креста становилась свастика, а церковь должна была оставаться сугубо национальной – никакой миссионерской деятельности не предполагалось, арийская вера должна принадлежать только арийцам. На выходе получилась ядреная смесь христианских воззрений, мистицизма и оккультизма, щедро приправленная рунической магией. В поисках религиозных артефактов рассылались экспедиции во все уголки планеты.

Сегодня Германия светское государство, предоставляющее своим гражданам свободу вероисповедания – еще 1919 году в Конституцию страны были внесены изменения, которыми церковь отделена от государства, а государство не имеет права вмешательства во внутренние дела церкви.

Церкви Германии

Евангелическая Церковь Германии — (нем. Evangelische Kirche in Deutschland), EKD объединение (уния) лютеранских и реформатских земельных Церквей Германии. Треть немцев (26 млн.) явлются прихожанами этой церкви[1]. Она представляет собой конфедерацию 23 региональных церквей во… … Википедия

ЕВАНГЕЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ ГЕРМАНИИ — [нем. Evangelische Kirche in Deutschland], самая крупная христ. орг ция в стране. Особенность становления и развития Е. Ц. Г. связана с социально политической историей гос ва. Со времен Реформации и до сер. XIX в. земельные церкви в Германии были … Православная энциклопедия

Евангелическая церковь союза — Евангелическая церковь союза, одно из крупных протестантских религиозных объединений Германии, старейшая объединённая (то есть охватывающая более одной конфессии) протестантская церковь мира. Король Пруссии Фридрих Вильгельм III (1770 1840,… … Энциклопедия «Народы и религии мира»

ЕВАНГЕЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ СОЮЗА — [нем. Die Evangelische Kirche der Union], в Германии старейшее объединение лютеран. и реформатских церквей на конфедеративной основе. В день празднования 300 летия Реформации (27 сент. 1817) прусский кор. Фридрих Вильгельм III издал указ об… … Православная энциклопедия

Евангелическая церковь в Германии — Евангелическая церковь в Германии, крупнейшая церковная организация Германии и самая значительная объединённая (то есть охватывающая более одной конфессии) протестантская организация мира (см. Объединённые церкви).В 1817 лютеранские и… … Энциклопедия «Народы и религии мира»

ЕВАНГЕЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ АУГСБУРГСКОГО ИСПОВЕДАНИЯ В РУМЫНИИ — [румын. Biserica Evanghelicã de Confesiune Augustanã din România; нем. Die evangelische Kirche Augsburger Bekenntnisses in Rumänien], одна из протестант. церковных орг ций в стране. «Черная церковь» в Брашове, Румыния. Ок. 1380 г. «Черная… … Православная энциклопедия

Евангелическая церковь аугсбургского исповедания в Австрии — Евангелическая церковь аугсбургского исповедания в Австрии, одна из лютеранских церквей Европы, вторая по численности последователей церковная организация Австрии. Альтернативное название — Евангелическо лютеранская церковь… … Энциклопедия «Народы и религии мира»

Евангелическая церковь — В нач. XIX в. под влиянием реакции в сторону религиозного чувства и против рационализма в Германии возникла мысль о восстановлении церковной организации первых времен протестантства с объединением в одно целое не только разных партий в… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Евангелическая церковь лютеранского исповедания в Бразилии — Евангелическая церковь лютеранского исповедания в Бразилии, наиболее значительная из лютеранских церковных организаций в Бразилии. Первые лютеране появились на территории Бразилии (в небольшом городке Сан Висенти вблизи Сантуса) в 1552.… … Энциклопедия «Народы и религии мира»

Евангелическая церковь Мекане Йесус — (Мекане Йесус на амхарском языке — местожительство Иисуса), одна из крупнейших церковных организаций Эфиопии, по вероучению лютеранская.Первая неудачная попытка внедрить лютеранство в Эфиопию была предпринята в 1634, когда герцог Саксен… … Энциклопедия «Народы и религии мира»

Лишние церкви Германии

В течение ближайших трех-четырех лет в Германии может быть закрыто около 700 католических храмов. Тает число прихожан, нет денег. Что будет с этими церквями?

Церковь святой Гертруды в Кельне не открывается даже по воскресеньям

В настоящий момент “на балансе” у двух крупнейших христианских конфессий Германии – католической и евангелической – находится порядка сорока тысяч храмов и часовен. В начале 19 века и в пятидесятые годы 20-го, во времена послевоенного экономического бума в ФРГ, церквей строилось в Германии очень много – и, как правило, больших, просторных, представительных, как было тогда принято.

Церкви под снос?

Но те времена давно прошли. Сокращение числа верующих и желающих регулярно посещать службы неизбежно ведет и к сокращению числа храмов. Так, Эссенское епископство потеряло за последние 50 лет почти треть членов общины, и не удивительно, что чуть ли не треть церквей пришлось закрыть. Когда-то “своя” церковь полагалась каждому, даже самому маленькому, населенному пункту. Сегодня такая плотность храмовой застройки в Германии ни к чему.

Пивная “Glück & Seligkeit” (“Счастье и наслаждение”) в Билефельде расположилась в бывшем храме Св. Мартина

В течение ближайших трех-четырех лет, по прогнозам католической церкви, в Германии может быть закрыто около 700 католических храмов. У протестантов дела обстоят гораздо лучше, но и им приходится сталкиваться с этой тенденцией. Содержать церкви дорого, тратить огромные деньги на ремонт фактически пустующих церквей тоже нет смысла. Даже на те из них, которые являются памятниками архитектуры, церковных и бюджетных средств – впритык, что уж говорить о других? И хотя со времени объединения Германии в стране было закрыто чуть больше полутора процентов всех церквей, намного меньше, чем, например, в соседних Нидерландах, проблема налицо. Есть и еще одна: что делать с “лишними” церквями? Перепрофилировать? Сдавать в аренду? Продавать? Сносить?

Если хозяин не в состоянии содержать дом – он должен его продать. Или снести, что, конечно, хуже. Поэтому возможность секуляризации пустующих церквей и часовен кажется порой самой церкви далеко не худшим вариантом. Перестав быть местом проведения литургии, храм с теологической точки зрения перестает быть собственно храмом, и становится просто “зданием”. И дальше уж дело новых владельцев и архитекторов, каким образом его перестраивать и использовать.

От колумбария до ресторана

Превращение церквей в концертные залы или культурные центры уже давно стало привычным делом и не воспринимается болезненно даже верующими. И против преобразования храмов в колумбарии возразить нечего: в конце концов, в храмах отпевали умерших во все времена. Больше смущает, если в стенах бывшего собора располагается магазин или ресторан. Ведь Христос изгонял торгующих из храма. И даже не слишком религиозному человеку может показаться несколько странным, если бывший алтарь превращается в барную стойку.

Готфрид Бём: от собора до мечети

Готфрид Бём – продолжатель династии церковных зодчих, строитель десятков христианских храмов и одной мечети.

Süddeutsche Zeitung: Немецкие католики бегут из церкви

Никогда еще за последние десятилетия не порывало с церковью столько людей, как в прошлом году, отмечает газета Süddeutsche Zeitung. (30.08.2011)

Босоногий монах, основатель ордена

В немецком городе Падерборне проходит уникальная выставка, посвященная легендарному Франциску Ассизскому, благочестивому святому и основателю ордена францисканцев. (10.04.2012)

Тем не менее, рестораны (причем нередко рестораны высокого класса) все чаще заселяются в пустующие храмы. Скажем, ресторан “Die Kirche” в Магдебурге не только не стыдится “клерикального прошлого”, но даже использует его в рекламных целях. По мнению хозяев заведения, ресторан в некоторой степени исполняет функцию церкви, служа местом встречи и общения. “Самым красивым книжным магазином мира” горделиво называет себя магазин “Dominikaner”, разместившийся в бывшем соборе доминиканского монастыря. Кстати, по своему первоначальному назначению этот храм не используется уже давно, до появления книготорговцев здесь был велосипедный гараж.

Еще одно перспективное направление “перепрофилирования” культовых сооружений – превращение их в элитное жилье. Так, сравнительно недавно во Франкфурте-на-Майне за полтора миллиона евро была продана роскошная квартира площадью 350 кв. метров. В столовой – фрески, в спальне – витражи, высоченные потолки, еще и орган в придачу. Эксклюзивное жилье (по мнению архитекторов, “идеальное пристанище холостяка с замашками Джеймса Бонда”) расположилось в забытом если не богом, то людьми храме. Ну а бывшие монастыри все чаще превращаются в дома престарелых или жилье для людей, желающих жить большой общиной.

Мечети в христианских храмах?

Как известно, человеку свойственно не ценить то, что у него есть. А потом “потерявши плакать”. Так и с церквями: когда храмы начали закрываться, в Германии зародилось общественное движение спасителей церквей. Например, в Аугсбургском епископстве сотни людей участвовали в акциях “Обними церковь”: взявшись за руки, они обступали храмы, символически защищая их от сноса или закрытия. Широкий общественный резонанс получила и акция “Оставьте церковь в деревне” (фраза имеет как буквальное значение, так и переносное: немецкая поговорка “Die Kirche im Dorf lassen” означает “не надо пороть горячку”, “не надо ставить под сомнение очевидные ценности”).

В бывшем францисканском монастыре в Дюссельдорфе теперь проходят конференции и застолья

Кстати, о деревне: немецкие деревенские церкви находятся в куда меньшей опасности, чем городские. “Лишними” храмы оказываются, главным образом, как раз в городах, особенно в районах послевоенной застройки. И самыми “нелюбимыми” (а потому пустующими) являются как раз церкви, построенные в 1950-е и 1960-е годы. Обсуждается даже возможность превращения бывших христианских храмов в мечети, так как верующих мусульман (в отличие от христиан) в Германии становится все больше. Но и тут возникают проблемы: в форму здания, как правило, заложен силуэт креста, алтарь не ориентирован на Мекку. В общем, легче построить новую мечеть.

В безнадежных случаях, когда ни верующие, ни инвесторы не проявляют интерес к сохранению храма,остается одно: снос. Так, по данным Евангелической церкви Германии за последние четыре года в стране было снесено 22 евангелические церкви. Правда, одновременно построено 29 новых. Так что говорить о “исчезновении” церквей в Германии пока явно рано.

Церкви Германии

Showing 18 from 18 Items

    Церковь Германия

Братская церковь Христиан – Munich, Germany

Братская церковь Христиан – Munich, Germany

  • Германия Церковь

Евангелическая свободная церковь – Siegburg, Germany

Евангелическая свободная церковь – Siegburg, Germany Tel.: (02241) 969 87 -30 Fax.: (02241) 969 87 -25 Основные служения на немецком языке. Богослужение на русском языке проходят один раз в месяц, Каждое третье или четвёртое воскресенье

  • Германия Церковь

Евангельская баптистская церковь – Birkenfeld (Rhineland-Palatinate), Germany

Евангельская баптистская церковь – Birkenfeld (Rhineland-Palatinate), Germany

  • Германия Церковь

Евангельская русскоязычная церковь – Hamburg, Germany

Евангельская русскоязычная церковь – Hamburg, Germany

  • Германия Церковь

Евангельская христианская церковь – Dortmund, Germany

Мы являемся Свободной Евангельско-Христанской Церковью (СЕХЦ), “Слово, дающее жизнь!”. По богословию мы являемся баптисткой Церковью и придерживаемся баптисткого вероучения.

  • Германия Церковь

Евангельская церковь – Andernach, Germany

Евангельская церковь – Andernach, Germany

  • Германия Церковь

Евангельская церковь – Recklinghausen, Germany

Евангельская церковь – Recklinghausen, Germany

  • Германия Церковь

Евангельские христиане баптисты – Angermunde, Germany

Евангельские христиане баптисты – Angermunde, Germany

  • Германия Церковь

Евангельские христиане баптисты – Regensburg, Germany

Евангельские христиане баптисты – Regensburg, Germany

  • Германия Церковь

Русскоговорящая община Евангельских Христиан – Koeln, Germany

Русскоговорящая община Евангельских Христиан – Koeln, Germany

  • Германия Церковь

Русскоязычная евангельская церковь – Koblenz, Germany

Русскоязычная евангельская церковь – Koblenz, Germany

  • Германия Церковь

Христианская Церковь Источник – Dusseldorf, Germany

Служения проходят на русском и немецком языках Действующие служения: воскресное богослужение, воскресная школа для детей и молодёжи, молодежное, музыкальное,молитвенное,танцевальное,библейская школа, душепопечение и др.

  • Германия Церковь

Церковь евангельских христиан – Bad Marienberg, Germany

Церковь евангельских христиан – Bad Marienberg, Germany

  • Германия Церковь

Церковь евангельских христиан – Diepholz, Germany

Церковь евангельских христиан – Diepholz, Germany

  • Германия Церковь

Церковь евангельских христиан – Dinslaken, Germany

Церковь евангельских христиан – Dinslaken, Germany

  • Германия Церковь

Церковь евангельских христиан – Dortmund, Germany

Эта церковь евангельских христиан баптистов носит название «Свет Евангелия» (ЦСЕ) (Evangeliums-Christen Gemeinde „Evangeliumslicht“). Церковь «Свет Евангелия» является баптистской церковью и придерживается классического баптистского вероучения.…

Церкви Германии

Германия является родиной лютеранства и всей реформации. Именно тут в Виттенберге 31 октября 1517 года Мартин Лютер вывесил свои реформаторские 95 тезисов. Сперва лютеранство видело себя как реформационное движение внутри церкви, и в 1537 году с энтузиазмом отнеслись к идее созыва Вселенского собора (состоявшийся католический собор 1545-1563 обошелся без протестантов и был жестко контрреформаторским, на этом же соборе была провозглашена анафема лютеранству, окончательно размежевавшая католичество и лютеранство). В 1530 году было принято Аугсбургское исповедание, лютеранский символ веры. Лютеранство было принято в ряде немецких государств (на севере и востоке Германии) в качестве государственной религии. Таким образом на территории Германии образовалось значительное количество малых независимых лютеранских церквей (по одной на каждое из государств). Большая часть этих церкви упразднили епископальное управление (из-за того, что епископов реформацию не поддержали), а те, которые сперва сохранили, достаточно быстро от него отказались.
В первой половине 19-го века власти различных немецких государств начали насильно объединять лютеранские и реформатские церкви, формируя государственные Объединенные церкви, догматически индифферентные (несогласные лютеране начали создавать старолютеранские церкви). С 1852 года, одновременно с процессом государственного объединения Германии, начали проводиться регулярные встречи немецких лютеранских иерархов, называемые Э?йзенахскими конференциями (в городе Эйзенах долгое время жил Лютер). Однако единой церковной организации создано не было. Только после войны в 1922 году был создан “Союзы немецких евангелических церквей” (Deutschen Evangelischen Kirchenbundes), в который вошли 28 существующих местных церквей (Landeskirchen). Тогда же в некоторых церквях стала восттанавливаться епископальность. 14 июля 1933 рейхстаг (по указанию Гитлера) издал указ о создании “Немецкой евангелической церкви” (Deutsche Evangelische Kirche) (которая объединила 29 существующих церквей), и в церкви стала активно внедрятся идеология “немецкого христианства” (весьма специфического нацистского продукта), а противники новой идеологии от этой церкви отделились и стали называть себя «Исповедническая Церковь», которая уже с 1935 году подверглась преследованиям. С поражением Третьего рейха перестала существовать и созданная им церковь. Поэтому в 1948 году была создана “Евангелическая церковь Германии”, объединяющая 23 лютеранские, объединенные (общие) и реформатские црекви. В 1969 году 8 церквей, находящихся на территории ГДР отделились от ЕЦГ и создали самостоятельный “Союз евангелических церквей ГДР”, который, после объединения Германии, в 1991 самоликвидировался и вновь влился в ЕЦГ. В качестве автономной группы существуюют “Союз евангелических церквей”, который объединяет 13 объединенных (лютеранско-реформатских) церквей “Объединенная евангелическо-лютеранская церковь Германии”, объединяющая 8 чисто лютеранских церквей.
ЕЦГ на равне с католической церковью является фактически национальной церковью Германии. Также она является одной из самых либеральных лютеранских церквей мира (частично из-за объединения с реформатами, что размывает доктринальные и теологические принципы). Кроме того ЕЦГ фактически содержит и спонсирует целый ряд немецких протестантских церквей, находящихся за границей, которые формально являются независимыми от ЕЦГ, однако фактически являются ее зарубежными филиалами. Также на протяжении всего послевоенного периода ЕЦГ страдает от уменьшения количества верующих (в 1963 их было чуть меньше 29 миллионов, а в 2003 число верующих упало ниже 26 миллионов человек), а также мощное падение церквей людьми, формально к церкви принадлежащими.

Имперский епископ (Рейхсепископ):

Людвиг Мюллер (27 сентября 1933 – 31 июля 1945)

Председатель Синода:

Густав Хайнманн (1949-1955)
Константин фон Дейце (1955-1961)
Ганс Путтфаркен (1961-1970)
Людвиг Райзер (1970-1973)
Корнелиус фон Хейл (1973-1985)
Юрген Шмуд (1985-2003)
Барбара Ринке (2003-2009)
Катрин Гёринг-Экхард (2009-

Церкви-члены ЕЦГ:

Евангелическая церковь Ангальта
Евангелическая-лютеранская церковь Баварии
Евангелическая церковь Бадена
Евангелическая церковь Берлина – Бранденбурга – Силезской верхней Лужицы
Евангелическая-лютеранская церковь Брауншвейка
Евангелическая церковь Бремена
Евангелическая церковь Вестфалии
Евангелическая церковь Вюртемберга
Евангелическая-лютеранская церковь Гановера
Евангелическая церковь Гессена и Нассау
Евангелическая церковь Гессенского Электората – Вальдека
Церковь Липпе
Евангелическая-лютеранская церковь Мекленбурга
Евангелическая-лютеранская церковь Ольденбурга
Евангелическая церковь Палатината
Померанская Евангелическая церковь
Евангелическая церковь Рейнланда
Евангелическая церковь Провинции Саксония
Евангелическая-лютеранская церковь Саксонии
Евангелическая-лютеранская церковь Северной Эльбы
Евангелическая лютеранская церковь в Тюрингии
Евангелическая-лютеранская церковь Шаумбурга-Липпе
Евангелическая Реформированная Церковь в Баварии и Северозападной Германии

Союз Евангелических церквей ГДР

Краткая история церкви:

В 1969 году под давлением советских властей 8 церквей, расположенных н территории ГДР и объединяющих примерно 7200 общин отделились от единой Евангелической церкви Германии и образовали собственный Союз. Новым принципом жизни церкви стал “церковь в социализме”, что на практике означало подчинение идеям советской власти, при сохранении возможности социального служения и ограниченной издательской деятельности. В 1970 году к Союзу были присоединены в общины гернгуттеров (ок.3 тысяч человек). С падением социализма и объединением Германии в 1991 прекратил существование и Союз, воссоединившийся с ЕЦГ.

Председатель Союза:

Альбрехт Шёнхерр (1969-1981)
Вернер Круще (1981-1982)
Йоханнес Хемпель (1982-1986)
Вернер Лейх (1986-1990)
Кристоф Демке (1990-1991)

Евангелическая церковь в Германии

ЕВАНГЕЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ В ГЕРМАНИИ, крупнейшая церковная организация Германии и самая значительная объединённая (то есть охватывающая более одной конфессии) протестантская организация мира (см. Объединённые церкви).

В 1817 лютеранские и реформатские церкви Пруссии были объединены в Евангелическую церковь в землях Прусского королевства (см. Евангелическая церковь союза), через 4 года подобное же объединение было создано в Великом герцогстве Баден.

В 1852—1903 в Германии периодически созывались так называемые Эйзенахские конференции руководства территориальных церквей. В 1903 эти церкви создали Комитет германских евангелистских церквей. В 1922 была образована Федерация германских евангелических церквей, охватившая все основные территориальные протестантские церкви в Германии, однако в 1933 она прекратила своё существование. Вместо неё была создана Германская евангелическая церковь, внутри которой наметились два течения: откровенно пронацистское движение Германских христиан и так называемая Исповедующая церковь, занявшая более независимую позицию. В 1945 было объявлено о создании Евангелической церкви в Германии, охватывающей все территориальные объединённые (лютеранско-реформатские), лютеранские и реформатские «земельные» церкви страны, однако фактически эта организация стала функционировать с 1948.

В момент возникновения Евангелической церкви в Германии в неё вошли 8 территориальных церквей Восточной Германии и 19 территориальных церквей Западной Германии. Из 27 церквей 13 были лютеранскими,12 — объединёнными лютеранско-реформатскими (такие церкви обычно называют просто «евангелическими» без определения их конфессиональной специфики) и 2 — реформатскими. В настоящее время в Евангелическую церковь в Германии входит 24 церкви. В подавляющем большинстве случаев эти церкви, часто называемые земельными, функционируют не в пределах созданных после 2-й мировой войны земель, а в границах государственных и административных образований, которые существовали в первой половине XX в., а иногда и в начале второй половины XIX в. Так, в современной земле Мекленбург-Померания действуют 2 «земельные» церкви: Мекленбурга (на территории 2 бывших великих герцогств — Мекленбург-Шверин и Мекленбург-Стрелиц, ставших в годы Веймарской республики 2 землями, а в 1934 объединённых в одну землю) и Померании (в западной части бывшей прусской провинции Померания). 2 «земельные» церкви имеются в нынешней земле Саксония-Анхальт: церковной провинции Саксония (территориально соответствует бывшей провинции Саксония) и Анхальта. 2 церкви функционируют и в нынешних границах земли Саксония: Саксонии (в пределах бывшего королевства, в веймарское время — земли Саксония) и церковной области Силезский Верхний Лаузиц (на северо-западе бывшей прусской провинции Силезия). Также 2 «земельные» церкви представлены в созданной после 2-й мировой войны объединённой земле Баден-Вюртемберг: Бадена (в бывшем великом герцогстве, затем земле Баден) и Вюртемберга (в бывшем королевстве, позже земле). Имеется ещё одна земля, где действуют 2 «земельные» церкви, — Гессен. На севере её функционирует церковь Кургессена-Вальдека. Под Кургессеном подразумевается бывшее курфюршество Гессен, присоединённое в 1866 к Пруссии и включённое в прусскую провинцию Гессен-Нассау. Вальдек — бывшее княжество, позже земля. И Гессен-Нассау, и Вальдек после 2-й мировой войны были включены в землю Гессен. Юг же этой новой земли находится в сфере церковной деятельности церкви Гессена и Нассау. Эта церковь действует на территории бывшего великого герцогства Гессен, ставшего после 1-й мировой войны землёй, и бывшего герцогства Нассау, присоединённого в 1866 к Пруссии и образовавшего вместе с также включённым в Пруссию курфюршеством Гессен её провинцию Гессен-Нассау.

В новой земле — Нижняя Саксония — функционируют 4 церкви: Ганновера (в пределах бывшей прусской провинции того же названия), Евангелическо-реформатская церковь, прежде называвшаяся Евангелическо-реформатской церковью Северо-Западной Германии (в области Восточная Фрисландия на крайнем северо-западе бывшей прусской провинции Ганновер и современной земли Нижняя Саксония; эта церковь объединяет реформатские общины и за пределами Нижней Саксонии: в Бремене-Рекуме, Бремергафене, Гамбурге-Альтоне, Любеке и даже в расположенных далеко за пределами этой земли Штутгарте и Баварии), Ольденбурга (на территории бывшего великого герцогства того же имени, после 1-й мировой войны преобразованного в землю), Брауншвейга (в границах бывшего герцогства соответствующего названия, позже земли).

Церковь в Берлине-Бранденбурге действует в 2 землях: Берлине и Бранденбурге. Североэльбская церковь также функционирует в 2 современных землях: Шлезвиг-Гольштейне и Гамбурге.

Сложный характер имеет пересечение земельных и церковных границ в 3 созданных после 2-й мировой войны землях: Северный Рейн-Вестфалия, Рейнланд-Пфальц и Саар. На северо-востоке современной земли Северный Рейн-Вестфалия, где прежде находилась прусская провинция Вестфалия, функционирует церковь Вестфалии. В восточной части этой земли находятся церковные территории ещё двух, весьма малочисленных «земельных» церквей: Липпе и Шаумбург-Липпе (в границах бывших княжеств, позже ставших землями). Южная же часть современной земли Северный Рейн-Вестфалия, находившаяся ранее в составе бывшей прусской провинции Рейнланд, входит в сферу деятельности церкви Рейнланда. Однако последняя действует и в соседних районах: на большей части территории земли Рейнланд-Пфальц (кроме её крайнего юга) и в современной земле Саар (которая прежде также входила в состав прусской провинции Рейнланд). На крайнем же юге земли Рейнланд-Пфальц (который был баварским анклавом — округом Пфальц) находится церковная территория «земельной» церкви Пфальца.

Таким образом, соответствие между границами церквей и границами современных земель является в Германии исключением.

Высшим законодательным органом Евангелической церкви в Германии является Синод, избираемый на 6-летний срок и состоящий из 160 человек. Большинство членов Синода избираются синодами церквей, входящих в состав Евангелической церкви в Германии. Членами Синода могут быть как священнослужители, так и миряне.

Помимо Синода в решении важнейших дел Евангелической церкви в Германии участвует и Церковная конференция, в которой представлено руководство церквей-членов (причём вне зависимости от своей численности каждая из этих церквей имеет на конференции один голос). Высшим исполнительным органом Евангелической церкви в Германии является Совет,19 членов которого избираются на 6-летний срок на совместном заседании синода и Церковной конференции из числа высшего духовенства и мирян. Совет является постоянно действующим органом.

Функции Евангелической церкви в Германии ограничиваются миссионерской и благотворительной деятельностью, вопросами экуменизма и взаимоотношений церкви и государства.

Объединяемые Евангелической церковью в Германии церкви-члены в большой степени самостоятельны и сами решают свои внутренние дела. Руководители этих церквей именуются земельными епископами, епископами, президентами, суперинтендентами. Церковными законодательными органами церквей-членов являются земельные синоды. Церкви подразделяются на окружные суперинтендентства, а те, в свою очередь, на районные суперинтендентства. Каждое районное суперинтендентство объединяет большее или меньшее число церковных общин.

Общая численность членов Евангелической церкви в Германии составляет 28,5 млн. человек. Из них 13,9 млн. человек (49%) приходится на объединённые (лютеранско-реформатские) церкви: Рейнланда (3201 тыс.), Вестфалии (2889 тыс.), Гессена и Нассау (2007 тыс.), Берлина-Бранденбурга (1484 тыс.), Бадена (1378 тыс.), Кургессена-Вальдека (1044 тыс.), Пфальца (671 тыс.), церковной провинции Саксония (635 тыс.), Бремена (294 тыс.), Померании (160 тыс.), Анхальта (85 тыс.), церковной области Силезский Верхний Лаузиц (76 тыс.). 14,1 млн. человек (около 50%) состоят в лютеранских церквах: Ганновера (3335 тыс.), Баварии (2697 тыс.), Североэльбской (2488 тыс.), Вюртемберга (2461 тыс.), Саксонии (1154 тыс.), Тюрингии (654 тыс.), Брауншвейга (497 тыс.), Ольденбурга (494 тыс.), Мекленбурга (256 тыс.), Шаумбург-Липпе (68 тыс.). 381 тыс. человек (свыше 1%) относятся к 2 реформатским церквам: Евангелическо-реформатской церкви (201 тыс.), Липпской земельной церкви (180 тыс.; кроме того, в этой церкви есть «класс» лютеран численностью 40 тыс.).

Помимо членов-церквей в Евангелическую церковь в Германии входят также коллективные члены: Евангелическая церковь союза (включает часть объединённых лютеранско-реформатских церквей, являющихся членами Евангелической церкви в Германии), Объединённая евангелическо-лютеранская церковь Германии (охватывает большинство евангелическо-лютеранских церквей — членов Евангелической церкви в Германии), Реформатская лига (её образуют реформатские церкви, а также другие реформатские церковные организации) и Арнольдехайнская конференция (созданный в 1967 союз руководителей Евангелической церкви союза и его церквей-членов, объединённых лютеранско-реформатских церквей,2 реформатских церквей и Евангелическо-лютеранской церкви в Ольденбурге).

Роль церкви в Германии

Роль церкви в Германии

Роль церкви в Германии огромная, хоть она и отделена от государства. Однако, отношения между немецкой церковью и государством остаются партнерскими. С одной стороны, государству не разрешается вмешиваться в дела церкви, но с другой стороны, оно должно учитывать свободу религии. Плюс ко всему этому религиозная свобода в Германии защищается конституцией.

Католические и евангелические церкви играют огромную роль в жизни немецкого общества. Даже в государственных школах есть такой урок, как религия (католическая и евангелическая). А учитель по религии обязан иметь государственное образование. Кстати, сейчас идут дискуссии по поводу введения уроков исламской религии, так как в Германии проживает достаточно большое количество исламистов. Но, если ребенок не хочет ходить на религиозные занятия, то тогда он должен вместо урока религии посещать урок этики — вот такая вот альтернатива дается детям.

Несмотря на то, что церковь и государство разделены, церкви разрешается брать налоги с людей Kirchensteuer (налог на пользование услугами церкви). Изначально церковный налог платят абсолютно все, но в последствии по разным причинам можно отказаться, например неверующий, социальщик, относитесь к другой религии… Кстати, церковь в Германии является единственным органом, который не отчитывается перед государством по поводу того, на что уходят деньги — такие вот они, церкви в Германии.

Итак, какая самая большая религиозная группа верующих в Бога в Германии?? Правильно, самая большая группа верующих относится к евангелической и романо-католической церквям и насчитывает примерно 27 миллионов!

P.S. Кстати в честь зарождения евангелической церкви в Германии существует церковный праздник День Реформации (правда он не на всех землях) — этот день 31 октября является официальным выходным днем: узнать больше информации про этот немецкий религиозный праздник можно в моей статье «День Реформации в Германии 31 октября«.

После идут исламисты , которые составляют около 3 миллионов верующих мусульман, живущих в Германии. Еврейское сообщество верующих составляет 100.000 человек. Также в Германии существуют и другие религиозные сообщества такие, как православные, баптисты, буддисты и тд.

Очень конечно жаль, что русских церквей здесь очень очень мало, зато русских в Германии очень даже много. Будем надеяться на то, что хотя бы в каждом более менее крупном городе построят русскую церковь, т.к. ну очень хочется посещать русскую церковь, особенно находясь так далеко от России.

Если вам была интересна эта статья, то можете по своему желанию поделиться ею в социальных сетях (кнопочки ниже).

Религия Германии: история и современность

Вопрос о том, какая религия в Германии, является очень значимым для истории немецкого государства, а также перспектив его социального развития в будущем. Религиозные процессы оказывают значительное прямое и косвенное влияние на жизнь европейского общества, потому этой сфере должно быть уделено должное внимание.

Дохристианская Германия

Начнем с истоков. Религия древней Германии, как и все национальные культы европейских народностей, в давние времена была представлена язычеством. В данном случае речь идет о нордическом типе религиозности, по мифологии и практике схожим со скандинавскими аутентичными традициями.

Глава древнегерманского пантеона — Вотан, отец богов. Он и его свита, члены которой именуются асами, обитают в высшем из девяти миров — Асгарде. А мистериальным местом их пребывания на земле являются Священные Рощи.

Языческие племена германских земель в значительной степени зависели от власти жреческого сословия. Хотя их права и привилегии от общины к общине несколько менялись, в целом, жрецы сосредотачивали в своих руках судебную власть, заведовали общественными жертвоприношениями и занимались прорицаниями.

К X веку языческие традиции в германских племенах пришли к окончательному упадку в связи с распространением христианства.

Христианизация Германии

Религия Германии начала меняться с IV века вместе с активной проповеднической деятельностью церковных миссионеров — ирландцев и англосаксов. Первоначально земли немецких племен восприняли арианскую версию христианства, однако с течением времени, под нажимом светских властей, политических процессов на международной арене и деятельности католических проповедников, население Германии все больше проникается духом ортодоксии. Переломным моментом в этом отношении является миссия святого Бонифация, в VIII веке сумевшего реорганизовать религиозную жизнь многих племен Германии и сплотить их под юрисдикцией единой митрополии, располагавшейся в Кельне. Личная приверженность Бонифация Римской церкви и преданность папскому престолу определила на многие века вперед религиозную ориентацию Германии, сделав ее католической страной.

Реформация религии и возникновение национальной церкви

В XVI веке религия Германии, а именно Римский католицизм, в значительной степени потеряла свой авторитет и утратила ведущие позиции. Связано это с выступлением августинского монаха Мартина Лютера, восставшего со своими теологическими доводами против ряда злоупотреблений Католической церкви. Лютеранское движение, изначально задуманное как реформация церкви, превратилось в отдельную деноминацию с характерным набором обрядовых, доктринальных и этических канонов, получившую название «протестантизм». Почти сразу он разбился на ряд независимых течений, положив начало продолжающемуся до сих пор процессу конфессионального дробления. Три основные ветви протестантизма, которые представляют религиозное лицо Германии — Лютеранская, Реформатская и Евангелическая церкви.

Религия фашистской Германии

Период нацистской диктатуры заслуживает отдельного упоминания в связи с историческим развитием религии на германской земле. Во-первых, это связано с процессами гонений на религиозные организации — христианские, языческие и, конечно же, иудейские. Программа Гитлера предусматривала полное уничтожение христианского начала в культуре, образовании и педагогике Германии. Во-вторых, НСДАП отметилась рядом предложений альтернативной религиозности. Все подобного рода инициативы разделяются на два лагеря, которые условно можно назвать ариохристианством и неоязычеством.

Первая из этих теорий предполагает переоценку христианских ценностей, истории и вероучения в свете расовой теории нацистов. В области догматики христианство полностью отмежевывалось от иудейских корней, а Христос, согласно этому учению, был арийским борцом с еврейством. Адольф Гитлер же провозгласил себя новым мессией, призванным для продолжения дела истинного, нордического Иисуса.

После провала ариохристианской программы вожди рейха разработали концепцию возрождения древнего язычества на основе полулегендарного ирминизма. Вместе с тем, категорически отвергнув исторический германский вотанизм, фашисты подвергли репрессиям ненацистские языческие институты, полностью уничтожив их к 1941 году. Однако и эта попытка реорганизовать духовные устои страны не возымела успеха, и господствующая религия Германии по-прежнему была неразрывно связана с христианскими церквями.

Религиозные процессы Германии в наши дни

Сегодня религия Германии не представлена единой или основной церковью. Лидирующие позиции делят между собой католики и лютеране. Каждая из этих конфессий объединяет чуть больше 30% населения. Еще около 30% жителей данной страны считают себя атеистами и агностиками. Оставшееся меньшинство делят между собой мусульмане, христиане иных конфессий и представители других религиозных течений.

Необходимо также заметить, что в современной Германии имеет место значительный отток прихожан из христианских церквей. И протестантизм, и католичество, и даже все более популярное в Европе православие за последние несколько лет существенно потеряли в весе. Вместе с тем, в немецком обществе наблюдается активизация мусульманской пропаганды. Язычество и буддизм не занимают выдающихся позиций, хотя и приобретают популярность у молодежи. Таким образом, основными религиозными тенденциями современной Германии можно считать динамичную исламизацию и атеизацию населения.

Религия в Германии

Каков статус религий в Германии. Какие религии наиболее массовые. Церковный налог.

Хотя религия с 1919 в Германии конституционно отделена от государства, она до сих пор играет немалую роль в жизни страны. Например, много религиозных праздников являются выходными днями. Кроме того, все магазины и супермаркеты в Германии не работают по воскресеньям из-за большого религиозного лобби в немецком правительстве. С их точки зрения, немцы должны по воскресеньям посещать церковь, уделять время семье и ни о каких покупках не беспокоиться.

Доля религиозных немцев и религии

В восточной части Германии на территории бывшего ГДР из-за антицерковной политики просоветского правительства верующие остались в меньшинстве. 68% восточных немцев – атеисты. В западной Германии – иначе. Здесь лишь 15% бюргеров не имеют религиозной принадлежности. Точнее сказать, они официально не принадлежат ни к какой церкви. Дело в том, что регистрируясь по месту проживания в Германии в анкете можно указывать исповедуемую религию. На основании этих данных и ведётся статистика. Но ведь никто не мешает сохранить такую информацию в тайне.

Большинство немцев являются христианами. Треть верующих жителей Германии – католики, другая треть – евангелисты или, иным словом, протестанты. Остальные бюргеры исповедуют другие религии. Регионально больше католиков проживает на юге, а север скорее протестантский.

Из прочих религий в Германии есть также иудеи, православные, баптисты и свидетели иегова, но их количество невелико. На третьем месте после католиков и протестантов по количеству верующих в Германии находится мусульманство. Но мало кто из этнических немцев принадлежит к этой религии. Дело в том, что в 60-х в Германию приехало очень много гастарбайтеров из Турции, которые так тут и остались, основав огромную диаспору.

Налог на религиозную принадлежность

Немецкие христианские церкви Германии находятся сейчас в большом волнении. Всё больше немцев официально выходят из этих религий. Для церкви этот вопрос является острым не только из духовных соображений. Скорее, из финансовых. Дело в том, что каждый верующий, то есть тот, кто официально указал свою веру в анкете, должен платить церковный налог. На общих доходах бюргера в нетто выражении это сказывается не особено сильно: 7-8% от подоходного налога, сумма получается небольшая, но зато регулярная. На эти деньги финансируются многие социальные направления, например, детские сады и дома для престарелых. А также верующим бесплатно предоставляют место на церковном кладбище. Чем меньше людей указывают свою религию, тем меньше денег получают церкви на эти нужды.

Однако, по воскресеньям около церквей всё ещё много народу. Мало кто посещает храмы каждое воскресенье, но время от времени на службы ходят почти все верующие. Особенно много людей приходят в церковь по большим религиозным праздникам, вроде пасхи или рождества.

Церкви в Германии

Самих церквей в Германии очень много, они повсюду. Их шпили возвышаются как над небольшими городками, так и в центре мегаполисов. В начале каждого часа услышать звон церковных колоколов можно в любом населённом пункте. Конечно, не всем это нравится. Например, я не мало раздражался, когда по воскресеньям находящаяся неподалёку церковь будила меня раньше, чем я обычно просыпался по будням – в семь утра. Но постепенно привык и перестал просыпаться.

А вот в общественных местах терпеть никому не надо. Если какое-то государственное учреждение Германии прикрепило на входную дверь христианский крест, то любой, кому это не понравился, может попросить убрать подобные проявления религиозности. Не так давно в общественных школах Германии мусульманским девушкам запретили носить платки, так как посчитали это излишним проявлением религиозности.

Однако, в немецкой школе урок религии является обязательным. Правда, преподаются таким образом только католическая и евангелическая религии. Те, кто принадлежат к иным конфессиям или являются атеистами, должны вместо этого предмета посещать урок этики.

Читайте далее: