Церкви Бургундии

Церкви Бургундии

Церковь Сен-Мишель в Дижоне

Первое упоминание о церкви Сен-Мишель встречается в архивах аббатства Сент-Этьен и датируется примерно XI веком. Сообщение гласит, что церковь была возведена на кладбище и посвящена Святому Михаилу, который, согласно христианской традиции, ведет душу к Богу в час смерти. Спустя некоторое время базилика Сен-Мишель стала приходской церковью и вскоре стала слишком мала для многочисленных прихожан. Тогда аббат Гарнье де Майи из аббатства Сент-Этьен принял решение построить храм более крупных размеров в романском стиле. И в 1020 году дижонский епископ освятил новый храм.

Церковь просуществовала почти до конца XV столетия, но постепенно обветшала. И в августе 1499 года мэр Дижона дал разрешение на реконструкцию церкви. Работами руководил местный архитектор по имени Луи Жильбер. В результате появилась величественная постройка с живописным, захватывающим и интересным фасадом. В нем гармонично сочетается готика и ренессанс — два направления, характерных для этого исторического периода. Такое сочетание двух архитектурных стилей называется интернациональной готикой и является характерным для архитектуры Бургундии, которая в XIV-XV веках находилась под влиянием Италии и тяготела к древним формам.

Церковь Нотр-Дам

Церковь Нотр-Дам в Дижоне, построенная в 1250 году, или церковь Богоматери на Торгу выбивается из стройного ряда французских соборов Нотр-Дам. Она расположена неподалеку от герцогского дворца. Дижонский Нотр-Дам имеет нестандартный вход в виде резной тройной арки в венецианском стиле. С фасада на прохожих смотрят два ряда горгулий, а главными украшениями церкви являются флюгер и молоточковые часы Жакмар, изготовленные в 1392 году и доставленные в Дижон из Фландрии. Однако самым популярным местом у туристов является одна из стен собора, на которой находится маленькая скульптура совы. Существует поверье, что если коснуться ее левой рукой и загадать желание, то оно непременно исполнится.

В интерьере храма воображение посетителей поражают два великолепных витражных окна XIII века, отреставрированные в XIX веке. Несмотря на то, что они прошли реконструкцию, в некоторых из витражей сохранилось первоначальное заполнение. Особого внимания также заслуживают небольшие фрески в стиле рококо.

Церковь Сен-Мишель в Дижоне

Предполагают, что часовня на этом месте существовала еще в IX веке. Однако деревянная постройка уже в XI веке была заменена на каменное здание, выполненное в романском стиле.

Шло время, росло население города, и церковь уже не могла вместить всех прихожан. Кроме того, в середине XV века герцог Бургундский стал обладателем ценной христианской реликвии — дароносицы, в которой кусочек постного хлеба для святого причастия кровоточил. После того, как кровь высохла, осталось изображение Христа. Для столь ценной реликвии нужно было достойное обрамление. И вот 17 июля 1497 года на пожертвования горожан началось строительство нового храма.

Еще не законченное здание церкви было освящено в 1529 году. Строительство ее продолжалось, но готический стиль постепенно уступал место ренессансу, что нашло отражение во внешнем облике здания. Южный фасад церкви украшен портиком с тремя арками. Полукруглые арочные перекрытия декорированы множеством фигурок ангелов, розетками и гирляндами. Центральный портал украшен статуей Святого Михаила, над ним — вырезанная в камне композиция, представляющая странную смесь религиозных сюжетов и мифологических сцен. Венчают собор высокие башни с каменными куполами.

Искусство Средних Веков. Искусство Стран Западной Европы. Искусство романского периода. Архитектура Франции.

В истории романской архитектуры первое место принадлежит Франции. Здесь мы встречаем наибольшее разнообразие в решении архитектурных задач, исключительное богатство форм и наиболее последовательное развитие строительных приемов. Разнообразие конструкций и декоративного убранства позволяет различать ряд местных школ. Одной из главнейших как по художественной значительности памятников, так и по обширности сферы своего распространения является школа Бургундии. Здесь выработка архитектурных форм связана главным образом со строительной деятельностью клюнийского монашеского ордена, игравшего в культурной и политической жизни развитого средневековья чрезвычайно крупную роль. Главная церковь ордена в Клюни, воздвигнутая в самом конце 11 века, являлась наиболее грандиозной постройкой всей средневековой Европы и отличалась всеми типичнейшими особенностями бургундской школы. Она была разрушена в начале 19 века. В своих основных чертах она послужила прототипом для ряда других церквей того же ордена, как, например, церкви в Паре-ле-Мониаль (первые годы 12 в.). Церковь была перекрыта характерным для этой школы коробовым сводом, имеющим в сечении не полуциркульную, как в большинстве романских церквей, а слегка заостряющуюся (стрельчатую) форму. Типично для этой школы применение высоких башен, а также использование в интерьере пилястр, декорирующих опорные пилоны. Эти пилястры были заимствованы из галло-римского искусства. Центральный неф освещается через окна в стенах над боковыми нефами.


Церковь в Клюни. Реконструкция


Церковь в Клюни. План

Характерной особенностью плана бургундских церквей является также наличие широкого залообразного помещения (нартекса), расположенного перед нефами. Среди особенно показательных церквей бургундской школы должен быть назван также собор в Отэне, освященный в 1130 году.
Овернская школа выдвигает иной в конструктивном отношении тип, отличающийся чрезвычайной четкостью и гармоничностью своих внешних форм. Главный неф имеет здесь полуциркульный коробовый свод. Боковые корабли возводятся с эмпорами (галереями второго этажа), свод которых иногда имеет в сечении форму четверти круга. Над средокрестьем возвышается полусферический купол. Над этим куполом помещается двухэтажная восьмигранная башня, имеющая, главным образом, декоративное значение. Она завершает постепенно возвышающиеся в восточной части массы абсидиол, деамбулатория, хора и трансепта. Существенным недостатком церквей этого типа является то, что главный неф оказывается в них лишенным прямого света.
К характерным особенностям овернской школы принадлежит и то, что она широко использует в облицовке зданий чередование материалов различной окраски: белого камня, черной лавы и кирпича. Типичнейшими памятниками являются Нотр-Дам-дю-Пор в Клермон-Ферране (кон. 11 в.) и церковь в Орсивале (серед. 12 в.).


Церковь Нотр-Дам-дю-Пор в Клермон-Ферране. Разрез

В школе области Пуату наблюдается преобладание сравнительно низких церквей, в которых боковые нефы, не имеющие эмпор, почти достигают высоты среднего. Прекрасным образцом этого типа может служить Нотр-Дам ла Гранд в Пуатье (11—12 вв.) с фасадом, фланкированным низкими башнями, и с деамбулаторием, окруженным венком абсидиол.
Школа Прованса выделяется своими невысокими, часто однонефными церквами с коробовым сводом стрельчатого сечения и, главным образом, своей близостью к античной римской архитектуре, остатками которой изобилует юг Франции. Указанная близость проявляется в разбивке фасадов, навеянной римскими триумфальными арками, и в широком применении как фронтонов и антаблементов, так и мотивов декоративных форм капителей, близких к коринфским, каннелирован-ных пилястр, меандров и т. п. Из памятников, отличающихся указанными чертами, наиболее замечательны церкви в Сен Жиль-дю-Гар и Сен Трофим в Арле (обе, в основном, серед. 12 в.).
Романская архитектура нормандской школы отличается сравнительной простотой конструктивных форм. Церкви, сильно удлиненные в плане, обыкновенно не имеют деамбулаториев и не окружены абсидиолами. Деревянные перекрытия сохраняются в них до начала периода готики. Для нормандских церквей типичны также помещенные над хорами крупные башни (чаще всего четырехугольные в основании), через окна которых освещается внутренность церкви. Часто при этом две высокие башни фланкируют западный фасад. К числу наиболее характерных образцов нормандской архитектурной школы принадлежит церковь Сент Этьен в Кане (11 в., башни 12 в.).
Несколько особняком среди других школ Франции стоит по своим конструктивным приемам школа Перигора. Ее особенность заключается в широком применении куполов. Наиболее выдающимся памятником школы является церковь Сен Фрон в Перигё (серед. 12 в.).
К особо выдающимся сооружениям французской гражданской архитектуры рассматриваемого периода следует причислить дворцы в Сент Антонене и Оксерре (оба — первая половина 12 в.; ныне Ратуша и Префектура). Главным декоративным украшением их является эффектная колоннада посередине фасада. Из французских замков романского периода особенно выделяется дошедший до нашего времени в развалинах замок Шато-Гайар на Сене (12 в.). Образцом городских укреплений служат прекрасно сохранившиеся стены и башни Каркассона в Провансе (12—13 вв.).


Шато Гайар. План

Достопримечательности Франции

Топ достопримечательностей (1332)

Могила Наполеона Бонапарта находится под золочёным куполом собора Святого Людовика Дома инвалидов. Как известно, Наполеон скончался на острове св. Елены 5 мая 1821 года. В 1840 году король Луи-Филипп получил согласие Великобритании на возвращение праха изгнанника во Францию.

Лувр был и крепостью, и королевским дворцом, а сейчас он – один из крупнейших музеев мира, принимающий в год до 10 миллионов посетителей. Построенный в 1190 году при Филиппе-Августе как крепость, Лувр потерял свои оборонительные функции в XIV столетии, и архитектор Карла V Раймон дю Тампль начал превращать его в королевскую резиденцию.

Парижский Диснейленд – одна из самых популярных достопримечательностей не только Франции, но и всей Европы. Люди часто предпочитают этот парк аттракционов Лувру или Эйфелевой башне. А ведь парк мог оказаться в другой стране.

Эйфелева башня – символ Парижа, её силуэт виден здесь почти отовсюду. Каждый день сюда стремятся тысячи туристов. Но так было не всегда. Стальная башня на Марсовом поле – памятник дерзаниям XIX века. Во второй половине столетия Франция, демонстрируя своё технологическое лидерство, провела ряд всемирных выставок.

Крепость Бастилия, расположенная в Гренобле на правом берегу реки Изер, была построена в середине XIX столетия. Однако еще в конце XVI века на этом месте была построена крепость для защиты Гренобля от нападений.

Памятников Жанне д’Арк в Париже несколько, самый известный из них установлен на небольшой площади Пирамид, что на Риволи. Площадь, расположенная напротив входа в сад Тюильри, названа так в память об экспедиции Наполеона в Египет.

Необыкновенно красивая площадь Массена по масштабам не уступает парижским. Это настоящий центр города, по которому хочется ходить и ходить. Площади почти два века: она зарождалась в период интенсивного развития города в 1820-1830 годах.

Старый город – древняя часть Ниццы, в которой легко заблудиться. Беспорядочный лабиринт улочек, старинные дома, кругом – ресторанчики, лавки, галереи художников. Бродить по Старому городу лучше пешком: по многим узким улочкам автомобиль не проедет, а велосипед придётся таскать по каменным лестницам.

Кафедральный собор Отёна был освящен именем Лазаря – того самого, которого воскресил Иисус Христос. Лазарь был воскрешен на четвертый день после своей смерти, после этого прожил еще целых тридцать лет, за которые успел даже стать епископом.

Собор Парижской Богоматери – один из самых известных храмов мира, выдающийся памятник архитектуры, воспетый поэтами, писателями, художниками. Стройная масса собора на острове Сите видна издалека. Когда римский император Константин в начале IV века признал христианство, здесь на месте бывшего языческого храма появилась церковь святого Стефана.

Площадь Гарибальди – одна из старейших в городе. Это символическое для Ниццы место, связанное с именем самого знаменитого её сына. Такое название она носила не всегда: ансамбль неподалёку от городской гавани начал формироваться ещё в XVIII веке.

Версаль – самая известная в мире королевская резиденция. Окружённая знаменитым парком, она находится в шестнадцати километрах к юго-западу от Парижа. История Версаля Первое упоминание о замке на этом месте восходит к XII веку.

Название одной из самых больших площадей Франции произошло от названия виноградника, который принадлежал епископу в XII веке. Он назывался «красивый сад» или «bellа curtis». Площадь Белькур в Лионе признана третьей по величине площадью в стране – ее размеры 312 на 200 метров, больше нее во Франции только парижская площадь Согласия и Шахматная площадь в Бордо.

Аллея Звёзд около Дворца фестивалей и конгрессов в Каннах может стать одним из самых больших разочарований для туриста. Прежде всего, это никакая не аллея. Воображение рисует два ряда пальм, а между ними – вмурованные в тротуар отпечатки рук кумиров.

Базилика Сен-Сернен – один из старейших храмов в Тулузе и единственное сохранившееся от аббатства Святого Сатурнина здание. Базилика также была освящена именем этого святого, который жил здесь в III столетии, был первым епископом в городе и, отказавшись участвовать в языческих жертвоприношениях, принял мученическую смерть – был привязан к быку, которого погнали по городской площади.

Кафедральный собор Нарбонна входит в число самых высоких храмов Франции – высота его сводов составляет около 40 метров. Собор был освящен именами Юста и Пастора, двух малолетних братьев, которые в начале IV столетия были подвергнуты мучениям и казни за свою христианскую веру.

Елисейские поля – самая известная и де-факто главная улица Парижа. Здесь — самые дорогие и шикарные рестораны, здесь проходят военные парады в дни национальных праздников Франции, сюда устремляются миллионы туристов со всего мира.

Наверное, нигде в мире больше нет площади, на которой стоят сразу три памятника близким родственникам. А в Париже такая есть. Она носит имя генерала Катру, но могла бы называться площадью трёх Дюма – на ней стоят памятники писателям Дюма-отцу и Дюма-сыну, а также самому старшему – отцу отца – генералу Дюма.

Античное наследие древнего города Араузиона в Оранже представлено двумя сооружениями – триумфальной аркой и театром. Оба строения охраняются ЮНЕСКО как объекты Всемирного наследия. Активное строительство в Араузионе было развернуто после того, как земли поселения и вокруг него были подарены императором Октавианом Августом воинам второго легиона.

Монмартр – бывшее предместье Парижа, лежащее примерно в 4,5 километрах к северу от Сите. В черту города бывшая деревня вошла только в 1859 году. Сегодня это одно из самых привлекательных для туристов мест – здесь находится великолепная базилика Сакре-Кёр, отсюда открывается невероятный вид на Париж.

Монастырские церкви Бургундии и Нормандии романского периода.

— базиликальный разрез (базиликальная структура здания) !!стремление к базиликальному разрезу;

— главный неф перекрыт цилиндрическим сводом с подпружными арками

— боковые нефы перекрыты крестовыми сводами ()исключение- Везлэ, в средних нефах-крестовые своды

— план очертание латинского креста, чаще всего с резко выступающим трансептом

— отчетливо выраженное пространство хора

— В крупных церквах монастырского типа с XI в. кольцевой обход с венцом капелл, в меньших — бенедиктинский план

— в интерьере главного нефа трёхъярусное членение: 1)снизу (1й ярус) продольные аркады (= высоте боковых нефов); 2) трифории (за ними могло быть служебное помещение); 3)окна. Галерей нет.

— силуэт определяется числом и расположением башен, постоянного правила не было. Сдвоенные западные башни встречаются не всегда и чаще всего в сочетании с нартексом (в крупных монастырских церквах).

— капители близки к коринфским. Пилястры благодаря каннелюрам напоминают римские формы.

— перспективные порталы, маскировавшие толщину стены (в значительных сооружениях перемычки, столбы и тимпаны порталов, отличавшихся красивыми пропорциями, украшались фигурной скульптурой).

Самая творческая и прогрессивная школа:

— строительные традиции + материальные ресурсы, высокая культура, направления строит-ва соседних стран

— сильное влияние римского папы, — орден бенедиктинцев: ведущая роль в эк-кой, полит-кой и культурной жизни, передовые арх-рные традиции.

Центр ордена — монастырь в Клюни, храм в X — XI вв. перестраивался. Клюни-3 — большая 5нефная базилика с 2мя трансептами, обходом хора и венцом капелл, с увенчанием из 8ми башен, в 1125 г перекрыта цилиндрическим сводом в среднем нефе, крестовыми сводами в боковых нефах.

О роскоши бенедиктинских монастырей и базилик Бургундии дают представление храмы в Везлэ и Отэне. Внушителен и богат по арх-ре интерьер церкви Магдалины в Везлэ (XII в.)- ответвление школы. Подпружные арки (разноцветный камень) членят пр-во среднего нефа на звенья (травеи). Архивольты продольной аркады нефа: чередующиеся светлые и темные камни. Столбы профилированы, приближаются по формам к колонне. 9 травей церкви Везлэ перекрыты сравнительно плоскими крестовыми сводами, разделенными подпружными арками. Мотив арок — триумфально-величественный вид. Свод десятой (восточной) травеи—нервюрный. отсутствие яруса трифориев Замкнутое и узкое пр-ство романского храма стало более свободным и просторным. Другой пример клюнийского варианта бургундской школы — собор в Отене (1130 г.), в интерьере бургундская схема кроме кольцевого обхода.

Все каменные работы в сооружениях Бургундии с математической точностью. Эта особенность и высокое качество местного р-ра обеспечили сохранность большого числа церквей.

Церковь Сент Этьенн в Невере.1063 – 1097 гг. Трёхнефная, 6-типролётная, с кольцевым обходом хора и венцом капелл. Боковые нефы: крестовые своды, главный неф – цилиндрический свод. 3ъярусное членение.

Школа близка к Бургундской.

— Базиликальный разрез (базиликальный тип церкви);

— 3хнефные, с трансептом и эмпорами

— боковые нефы перекрыты крестовыми сводами;

— были продольные аркады, за трифориями боковые галереи.

— В среднем нефе цилиндрический свод, в боковых — крестовый

— массивный цилиндрический свод не приняли – сначала привычные стропильные перекрытия в центральном нефе, затем каркасные каменные перекрытия в виде крестового нервюрного свода (логика природных кораблестроителей, отбрасывая лишнее привела к каркасному перекрытию).

— твёрдый известняк — опоры не такие мощные, формы более чёткие.

— форма опоры: ствол, обращенный к нефу, возносится под самую кровлю. В сочетании с этим деревянные перекрытия кажутся временными.

— Эстетика пропорций больше чем где-либо обусловлена конструктивно

— более простые и строгие памятники

— Характерна композиция западного фасада со стройными, высокими башнями

— проблема прямого освещения просторных и высоких нефов решалась иначе, чем в Бургундии, хотя именно бургундские приемы легли в основу композиционных схем

Сент Этьен и Сен Тринитэ в. Кане (2 пол. XI в.).

Союз новых властителей с церковью в XI в. — интенсивное строительство соборов, особенно монастырских церквей. Перестройки эпохи готики изменили многое в романской арх-ре Нормандии. Но и то, что дошло, характеризует оба направления этой конструктивно прогрессивной и влиятельной школы. Она хорошо представлена двумя монастырскими церквами, построенными в Кане: Сент Этьенн («мужское аббатство») и Тринитэ («женское аббатство»).

План в форме латинского креста. Западный фасад 2хбашенный, причем башни либо начинаются прямо с земли (Тринитэ), либо возносятся над массивным прямоугольным объемом нартекса (Сент Этьенн). Хор — бенедиктинский (эшелонированные апсиды в Тринитэ) или с кольцевым обходом (Сент Этьенн). Перекрытие основного пространства стропильное. Базилики с широким средним нефом и узкими боковыми.

Благодаря тектонической трактовке яруса окон, перед которыми расположены аркады, впервые равнозначны все 3 яруса горизонтальных членений. Другая особенность школы — галереи в торцах трансепта.

В церкви Тринитэ (ок 1062 — ок 1070) эффектна романская апсида с 6ью колоннами в промежутках между осями оконных проемов. В интерьере — узкий пояс трифориев. Ввсе, что над аркадами, как и верхние ярусы башен — результат перестройки при перекрытии нервюрными сводами (ок 1115 или 1140 гг.). Крестовые своды двух пролетов хора — изначальные.

Формы церкви Сент Этьенн в Кане (1063—1081 гг.), за исключением нервюрного свода (1105 или 1135 гг.) и позднейшего, готического хора (1202 г.), — романские. Приземистые аркады, просторные галереи, перекрытые полуцилиндрическими сводами и открывающиеся в неф арками, повторяющими главные, и перестроенный в связи со сводом верхний ряд окон с обычным проходом перед ними (частично в толще стены) — 3 пояса членений почти равной высоты.

Дальнейшее развитие школы происходило в Англии. С окончательным установлением дат сооружения нервюрных сводов собора в Дэрхеме (1093—1104 гг. для боковых нефов и хора и около 1130 г. для основного пространства) решен вопрос о времени и месте происхождения этой важнейшей конструкции, которая в значительной мере предопределила возникновение готической системы. Даже самые ранние датировки сводов в нефах церквей Сент Этьенн и Тринитэ в Кане (1105 и 1115 гг. против дат французских археологов—1135 и 1140 гг.) не снимают приоритета строителей Дэрхемского собора.

Принцип крепления сомкнутого свода гуртами применялся и раньше, причем гурты встречались и в Ломбардии, и на Востоке, но ни на юге Франции, ни в Ломбардии, ни в Армении не родилась готическая арх-ра. Заслугой нормандских строителей остается не почин рационального сочетания гуртов со стрельчатым очертанием бургундской арки, а творческое переосмысление заимствованных конструкций в свете собственных тектонических традиций, сложившихся в результате многовекового опыта каркасного строительства в дереве.

БУРГУНДСКИЙ РОМАНСКИЙ СТИЛЬ

БУРГУНДСКИЙ РОМАНСКИЙ СТИЛЬ (Burgundian Romanesque style), архитектурный и скульптурный стиль (около 1075—1125), появился в герцогстве Бургундия в восточной Франции, является одной из наиболее ярких характеристик романского искусства. Архитектура бургундской школы впервые была использована при постройке большой церкви аббатства в Клани (третья церковь аббатства, построенная на этом месте), которая строилась с 1088 до приблизительно 1130 года и была самой большой церковью европейского средневековья. В данном архитектурном сооружении представлено множество деталей, искусно выполненных в стиле раннего христианского базилика. Церковь являлась архитектурным образцом при постройке других больших церквей Бургундии: ЛаМаделейн в Везелее (около 1104), ПарайлеМониал (около 1109), Солье (около 1119), Беон (около 1120 — 1140) и Отун (около 1130 — 1140). Вариации архитектурных схем соответствовали принятому стилю, характерному для всех больших романских паломнических церквей, построенных в Сантьягоде Компостела, Испания. Основными структурными элементами готической архитектуры, которые наиболее отчетливо прослеживаются в строении и оформлении церквей в Клани, а также в других бургундских церквах, особенно в Везелее, являются удлиненные пропорции, стрельчатые арки в цилиндрических сводах вместо округленных арок, характерных для романского стиля, сгруппированные колонны, эмбриональные формы ребристых сводов и сферические опоры. Все они являются лишь несколькими из основных структурных элементов готической архитектуры. Поразительный эффект высоты, наблюдаемый в церквах бургундского стиля, стал одной из основных отличительных особенностей всей готической архитектуры. Скульптура бургундской школы выполнялась согласно кла ниакским требованиям. Глубокая по рельефу высечка по камню, в значительной степени сужающаяся к капителям колонн и к тимпану больших западных дверей церквей, — все это считается одними из прекраснейших скульптурных произведений искусства. Содержательная сторона скульптуры типично романская — “Страшный суд”, “Апокалипсис” и другие мистические сюжеты. Особой характеристикой бургундской скульптуры является ее спокойная и величественная строгость. Этот эффект достигается путем несколько утрированного вытягивания, превалирования углов и резкого уплощения, а также иерархических размеров фигур и нескончаемыми уплощенными складками драпировки.

Церкви Бургундии

Бургундия была одним из самых богатых районов Франции. Расположенная в месте сближения важнейших рек – Луары, Сены и впадающей в Рону Соны, она оказалась в центре естественных путей сообщения, что рано сделало ее средоточием торговли и ремесел. Одновременно Бургундия была центром религиозной жизни Франции и даже не только Франции, ибо влияние расположенного здесь монастыря Клюни выходило далеко за ее пределы. В Бургундии было много клюнийских аббатств, здесь же были основаны монастыри Сито и Клерво – главные обители ордена цистерцианцев, также игравшего видную роль в религиозной и политической жизни. Реликвии многочисленных монастырей и соборов привлекали в Бургундию множество паломников. Извлекая большие доходы из культа реликвий, бургундские монастыри принимали живое участие и в торговле, и в развитии ремесел.

В 1089 году аббат Гуго (1049-1109) приступил к строительству третьей церкви Клюни . Уже в 1095 году папа Урбан II освятил главный алтарь и три дальние алтарные капеллы. Окончательное освящение храма состоялось в 1131-1132 годах. Но уже к 1258 году прежде могущественный монастырь превратился в синекуру. В 1790 году обитель была распущена, а в 1798 здание продали под снос. Его начали сносить в 1811 году, и теперь мы знаем только ее план и сохранившиеся южное крыло трансепта, хор, капители и некоторые отдельные элементы.

Это была самая большая церковь тогдашней Европы, длина ее достигала 187 м, длина большого трансепта – 71м, а пролет центрального нефа равнялся 15м. Она имела пять нефов, обширный хор с обходом и венцом капелл, два расположенных в восточной части трансепта и очень длинный нартекс. Как и большинство бургундских храмов, она представляла собой базилику с высоким центральным нефом и низкими боковыми. Высота ее центрального нефа (30 м) была превзойдена лишь готическими церквями. Здание увенчивалось пятью высокими башнями: по сторонам западного фасада, на средокрестии и на концах большого трансепта.

Сооружение такого грандиозного здания с широким и высоким нефом требовало большого конструктивного совершенства. Бургундские архитекторы идут по пути смелого новаторства. Чтобы обеспечить устойчивость свода центрального нефа, они расчленяют его опорными арками, соответствующими членениям крестовых сводов боковых нефов, вводят облегчающую распор стрельчатую форму арки и сводов, укрепляют столбы внутри здания и делают специальные выступы у наружных стен – так называемые контрфорсы.

Декор должен был поражать великолепием. Помимо необычайно красивых капителей, притягивавших взор каждого входящего, все арки, окна и карнизы были окружены полосами скульптурного орнамента, а каждый полупилон имел каннелюры. В огромных канделябрах горели свечи, и их мистический свет падал на мозаики и статуи святых. Курился фимиам, священнослужители были облачены в золотые ризы, золотая и серебряная утварь сверкала драгоценными камнями. И наконец, в храме звучало пение, составлявшее одну из основных частей литургии.

Нужно представлять, как жили люди в раннее и позднее Средневековье, чтобы понять, сколь сильно действовало на них посещение храма, поражавшее одновременно все чувства. Источником света и тепла служило лишь солнце, поскольку дорогие дрова и свечи были доступны немногим. Музыки народ не знал – разве что пастушескую флейту и примитивные песни, живопись существовала только в монастырях. Простому люду запрещалось носить разноцветные одежды, а их жилища были темными и мрачными. Даже у низших слоев знати в деревенских поместьях жизнь была не многим более обустроенная. Неудивительно, что для верующих церковь Клюни III казалась настоящим чудом, прообразом Небесного Иерусалима.

Ни одна светская постройка той эпохи не могла сравниться с Клюни. Во-первых, светские правители были вынуждены постоянно тратить большие средства на солдат и военное снаряжение, во-вторых, христианская мораль вообще запрещала накапливать богатство и стремиться к роскоши. А сама церковь и монастыри получали крупные и щедрые пожертвования.

Точка опоры. Аббатство Vezelay в Бургундии

Холодная поздняя весна, листья распускаются только сейчас, с опозданием на три недели.

на высоком холме — старинное аббатство Везлэ, основанное в 864 году, и романская церковь св. Магдалины, построенная в начале 12 века.

На памятных досках деликатно написано, что «после войн и пожаров храм долго стоял в руинах». А внутри церкви уточнение, что огромный урон древнему храму нанесли революсьонэры во времена французской революции. Храм был восстановлен во второй половине 19-го века знаменитым архитектором, реставратором и знатоком средневековья Виоле ле Дюком, по решению государственного инспектора памятников, писателя Проспера Мериме. Они были друзьями и спасли множество великих исторических сооружений Франции, начиная с Нотр-Дам де Пари.
Вот она, древняя страна, ее душа. Это не бесчинства варваров-революсьонэров, не уголовники-ракаи и не гопничающие студенты-троцкисты. Это все пена, бесовщинка.
Настоящая Франция здесь:

Могучий и летящий храм. Возвышается над Бургундией и прикрывает ее от беды.

Церковь включена в список всемирного наследия ЮНЕСКО. А холм, на котором она расположена, имеет почти такую же громкую славу, что и чудотворный Лурд.

Крипта 9-го века, выдолбленная в скале под церковью.

Древние камни крипты:

Там с 800-х годов нашей эры хранятся мощи — палец святой Марии Магдалины:

А сейчас 12 монахов и 8 монахинь молились здесь, в боковом притворе храма.

Я не стала снимать службу, постеснялась. В монастырь приехали дети, тоже стояли там, за колоннами, молились вместе с монахами. У всех светлые и радостные лица, и у старенького монаха с седой бородой, и у молодых женщин в белых одеждах. Они чудесно пели, после молитвы обнимали детей, ласковые, просветленные.

В аббатстве Везлэ перед началом третьего крестового похода встретились французский король Филипп-Август и Ричард Львиное Сердце. Здесь же бывал Св.Франциск Ассизский, сюда неоднократно приезжал Людовик Святой и другие французские короли.
В этом городке прожил свои последние годы и умер Ромен Роллан. На одном из домов висит табличка с историей жизни графа, пятьдесят лет прожившего в Везлэ. Не записала его имя, виновата. Очень хороший текст на памятной доске: Всю свою жизнь он посвятил добрым делам, дом его был всегда открыт для бедных и пилигримов, он помогал, чем мог, каждому человеку в беде. Умер в конце 19-го века, окруженный родными и десятками друзей и близких, память о нем схраняется в городке.

Городку Везле возле аббатства тоже больше тысячи лет. В нем живет всего около 500-т жителей, он магический, завораживающий.

Дверь в стене, Эрмитаж:

художник Мишель, житель Везлэ, рассказал мне, что летом в городке быват по 3-4 тысячи паломников со всего света, улицы полны людьми. А сейчас, весной — не сезон, улицы пусты, городок дремлет в тишине.

Дома возле аббатства:

очень древний дом. Так строили тысячу лет назад:

крестьянский домик в Везлэ:

дорога к аббатству. По ней проходили короли и святые, миллионы паломников за сотни лет:

В аббатстве Везлэ был провозглашен второй крестовый поход. 31 марта 1146 года на службе в храме присутствовал король Франции Людовик VII и королева Алиенор Аквитанская. Страстную проповедь произнес мыслитель и воин, святой Бернар Клервосскй. Тысячи людей, охваченных невероятным религиозным энтузиазмом, стояли на северном склоне холма возле аббатства, готовясь выступить в поход.

Здесь благословил воинов святой Бернар Клервосский:

Святой Бернар, скульптура в храме:

Богослов и мистик, один из самых влиятельных духовных авторитетов своего времени; канонизирован католической церковью в 1174 г. Аббат монашеской общины в Клерво с 1115 г.
Он родился в 1090 году, в городке Фонтенэ под Дижоном, умер в аббатстве Клерво, 20.8.1153.
В 22 года этот бургундский аристократ принял монашество в новооснованной обители Ситэ; он убедил четырех своих братьев (которые почитались «блаженными») и двадцать семь друзей уйти в монахи вместе с ним. Бернар фактически стал основателем цистерцианского (траппистского) ордена, основал во Франции множество монастырей, благословил создание ордена тамплиеров, рыцарей-храмовников, защищавшую от басурман паломников в Палестине.
Аристократически изысканный и даже нежный, обаятельный Бернар превращался в льва, когда он публично обрушивался на Абеляра, Жильбера Порретанского, Арнольда Брешианского, с богословием которых не соглашался, обличал разврат духовенства или защищал евреев от погромов.

«Духовная политика XII столетия находилась в руках Св. Бернарда, аббата недавно основанного монастыря Клерво. Личность Бернарда в высшей степени импозантная и авторитетная. Величественная фигура, изможденное лицо, пылкая огненная речь — все это доставляло ему непобедимую силу и громадное влияние, перед которым никто не мог устоять. Бернард был уже хорошо известен во всей Европе: он не раз являлся в Риме решителем дела того или другого папы. Ему не раз уже предлагали епископские и архиепископские места, но он всегда отказывался от повышений и этим еще более выигрывал в глазах современников».

В 1147 г. начался второй крестовый поход (1147 — 1149). Возглавляли поход французский король Людовик VII и император «Священной Римской империи» немецкий король Конрад III. Поводом послужил захват турками-сельджуками Эдессы. Франция выставила более 70 тысяч воинов. Французского короля сопровождала его жена, красавица королева Алиенор Аквитанская.

На северном склоне холма:

Почему-то очень важно мне было пройти по северному склону возле аббатства. Как будто что-то осталось здесь от них, десятков тысяч воинов, идущих во второй Крестовый поход.

Вот здесь они стояли — множество искренне верующих людей, готовых тронуться в путь.

Церкви Бургундии


Святой Гангульф с Девой Марией и ангелами.

Сегодня католики празднуют день памяти святого мученика Гангольфа (Гангульфа). Православные тоже почитают его, но по юлианскому календарю, соответственно 24 мая.

Гангульф происходил из Бургундии и служил рыцарем при дворе франкского короля Пепина Короткого. Историчность Гангульфа подтверждается официальным королевским документом, датированным 762 годом, где он упоминается как один из самых могущественных, богатых и влиятельных феодалов Бургундии.

Житие святого Гангольфа весьма поучительно и наставляет милосердно относиться к нищим и убогим, даже если над тобой довлеет богатство.


Изображение святого Гангульфа кисти Мастера Месскирха (Meister von Meßkirch). Датирована 1535 годом.

Предание говорит о том, что с юных лет рыцарь Гангольф отличался такими добродетелями, как храбрость, мужество и преданность. Поэтому не было ничего неестественного в том, что королю Пепину от пришёлся по душе и был назначен полководцем и организатором королевских охот. Но кто мог знать, что под обликом сурового воина скрывается мягкая, искренняя и даже романтическая натура, к тому же (что нужно отметить в первую очередь и что, безусловно, важнее всех ранее перечисленных добродетелей), бесконечно преданная Господу нашему Иисусу Христу.


Святой Гангульф. Гравюра 1650 года.

Однажды святой Гангольф попал в цветущий и прекрасный весенний сад, где он наслаждался водой из выбивавшегося на поверхность источника. Этот сад так пришёлся ему по душе, что созрело решение приобрести его в свою собственность. Не сильно торгуясь, он уплатил за землю такую высокую цену, что друзья принялись над ним насмехаться. Но на это благородный рыцарь не посчитал нужным отвечать, сославшись только на то, что хотел таким образом помочь бедному владельцу участка.

В честь приобретения он, тем не менее, приглашает злословящих «друзей» на праздник. Радуясь, как ребёнок, цветущему саду, он от восторга ударяет в землю копьём и. идёт к беднякам, чтобы угостить их от праздничного стола раньше, чем за него сядут благородные персоны. Как же о многом это говорит.
Утром, желая умыться, он посылает своего слугу к источнику, но, увы, тот неожиданно иссякает. Немного огорчившись, святой Гангольф посылает слугу во второй раз, но только затем, чтобы вытянуть из земли копьё. И тут происходит настоящее чудо, явно по милости Божией. Как только копьё выходит из земли, на этом месте начинает бурно исходить новый источник воды. Гангольф благодарит Бога за его милости и по его молитвам источник начинает изливать целебную святую воду.

Через время Гангольф женится на красивой девушке, а чуть позже друзья рассказывают, что его молодая жена изменяет со священником, принимающим исповедь. Не рассчитывая на неправедный земной суд, святой Гангольф хочет выяснить истину через суд Божий. Помолившись, от приказывает женщине опустить её правую руку в источник целебной воды. Она с радостью это делает, даже не подозревая, что суд Божий ради избранных своих святых страшен и неумолим. За то мгновение, что рука нечистой женщины была в воде, она получила точно такие же ожоги, как если бы побывала в кипятке. По человеческим законам, женщину ждал жестокий земной суд, но смиряя себя и преклоняя голову пред Богом, святой Гангольф отдаёт ей половину своего имущества и произносит, что никогда более его нога не переступит через порог законопреступницы. А священника удаляет за пределы своего рыцарского владения.

Но характер и образ действий развратницы оказывается даже хуже, чем это можно представить. Она тайно вызывает своего любовника, который ночью убивает святого Гангольфа и убегает с блудницей. Им не удалось уйти далеко от возмездия небесного правосудия. Вскоре их обоих настигла тяжкая болезнь и они оба умерли в тяжких мучениях.


Изображение святого Гангульфа в церкви города Вольпертсвенде ( Wolpertswende ), земля Баден — Вюртенберг, Германия.

На могиле святого мученика Гангольфа тем временем начинают совершаться многочисленные чудеса.

Любовь простых людей к святому ширится по всей Европе, но, в первую очередь, мученик Гангольф почитается во Франции и Германии. Он помогает излечивать глазные болезни, болезни кожи и суставов. Также считается покровителем лошадей. Изображается в рыцарских доспехах с мечом (или саблей), пикой, а также с крестом и христианским знаменем. Многие церкви и часовни, носящие его имя, освящены рядом с целебными источниками вод.


Церковь во имя святого Гангульфа в Бамберге.

В немецком Бамберге, в церкви его имени, сохраняется часть мощей святого, по Божиему произволению попавшие сюда через Португалию и Францию, куда ежегодно в день памяти мученика совершаются массовые паломничества.
В земле Северный Рейн-Вестфалия именем святого Гангольфа названы церкви в Хидденхаузене и Хайнсберге.


Алтарь, посвящённый святому Гангульфу в Вольпертсвенде.

Тропарь мученику Гангольфу, глас 4:
Мученик Твой, Господи, Гангольфе, /
во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего: /
имеяй бо крепость Твою, /
мучителей низложи, /
сокруши и демонов немощныя дерзости. //
Того молитвами / спаси души наша.

Кондак мученику Гангольфу, глас 2:

Звезда светлая явился еси, /
непрелестная мирови, /
Солнца Христа возвещающи, /
зарями Твоими, страстотерпче Гангольфе, /
и прелесть погасил еси всю, /
нам же подаеши свет, //
моляся непрестанно о всех нас.

Величание мученику Гангольфу:
Величаем тя, /
святый мучениче Гангольфе, /
и чтим честная страдания твоя, /
яже за Христа //
претерпел еси.

Нужны услуги строителей?

Среднее время ожидания первого ответа с момента публикации заявки

Средняя активность исполнителей в рамках одного проекта

Интересуют цены на работу?

более чем 900 видов работ

ценовые предложения с разбивкой по городам

быстрый поиск по исполнителям

список мастеров по выбранной услуге в выбранном городе

Перейти к расценкам на работы

Нужны стройматериалы?

никаких общих фраз и стандартных рекламных текстов

автовыделение самого выгодного предложения

статистический срез по предложениям всех поставщиков

Другие интересные публикации:

Поддержи проект, поделись с друзьями!

Скульптуры Франции — Лангедока, Бургундии. Воздействие на скульптурную программу мастерских школ Франции

В прошлый раз мы стали более подробно говорить о пластике средневековья, обращаясь к научной работе кандидата искусствоведения Екатерины Владимировны Неволиной «Готическая скульптура в культовых интерьерах Франции».

В конце прошлой беседы мы обратились к конкретным примерам пластических форм и отмечали сюжетность творений мастеров средневековья. Главным персонажем произведений скульпторов был Христос. В наши дни, когда с высоких трибун уже не говорят про «опиум для народа», и повсюду восстанавливаются и строятся храмы, религиозная тема в интерьере не является чем-то из ряда вон выходящим, как это было в советский период. Соответственно, лик Христа становится неотъемлемой частью жилища (ранее мы договорились, что ни икону, ни какое-либо другое изображение Христа и святых не будем называть «элементом интерьера»). Дом, убранство которого отражает романский или готический стили, будет более полно соответствовать этим стилям, если в помещениях разместить скульптуры или рельефы с библейскими сюжетами и изображением Христа. Конечно, каждый, несмотря на свои религиозные убеждения, самостоятельно принимает решение о возможности или невозможности присутствия в доме подобных произведений искусства. Но мы хотим напомнить, что лик Божий – это не «деталь» убранства, которую следует использовать для красоты. Да, те же рельефы, содержащие религиозные темы, безусловно, украсят интерьер, но, в первую очередь, домовладельцам следует относиться к данным творениям не как к декоративному элементу. Впрочем, учить и наставлять мы никого не собираемся. Мы хотели лишь напомнить о «вещах», которые не всегда совместимы с бытовыми понятиями.

А сейчас мы поговорим о скульптуре Лангедока – (Лангедок – историческая область на юге Франции). Существует понятие «школа Лангедока», которое вмещает в себя характерные для этой местности скульптуры. «В растительных капителях этой школы, — пишет в своей научной работе Е. В. Неволина, — самыми распространенными мотивами были пальметты, розетки и флероны (элементы орнамента в форме листка или цветка – прим. А. К.). Нередко встречались стилизованные листья винограда. На некоторых капителях был изображен стилизованный плод, одновременно напоминающий кукурузный початок и полуприкрытую листьями гроздь винограда.

На примере собора Сент-Этроп можно проследить влияния, оказавшие наибольшее воздействие на скульптурную программу мастерских школ юго-запада Франции… В хоре собора рельефные капители демонстрируют заметный рост влияния, оказываемого на юго-запад Франции школами Пуату (историческая область на западе Франции – прим. А. К.). и ориентиры мастеров Лангедока на работы скульптурных мастерских Аквитании (историческая область на юго-западе Франции, граничащая с Испанией – прим. А. К.)».

Эта цитата может быть ориентиром для домовладельцев загородного жилища в средневековом стиле. Отражение конкретных школ в интерьере усиливает впечатление от убранства и максимально приближает его к оригиналам. Конечно, важно, чтобы в данном вопросе разбирались не только сами хозяева домов, но и скульптор (в первую очередь), которому будет сделан заказ на изготовление копий пластических форм.

Интересна информация и о скульптуре Бургундии. Бургундская школа считается одной из основных школ Франции, оказавшей влияние не только на французскую скульптуру, но и на пластику Европы в целом. «Безусловно, — сказано в источнике, — хрестоматийным примером в вопросе изучения стилистического и хронологического развития скульптурной программы Бургундии является капители деамбулатория церкви аббатства Клюни и обхода хора…

Персонажи по углам и в центре капителей, окруженные богатым растительным декором, наполнены символизмом, «Добродетели», «Музыкальные тона», «Времена года», «Райские реки», «Жертвоприношение Авраама», «Адам и Ева» — таковы их сюжеты… Во многих фигурах присутствует элемент, типичный для романской иконографии, — нижней части тел придан момент «вывернутости» бедер, вследствие чего, не ясной остается поза, в которой находиться изображение: анфас или профиль».

Эта характерная деталь как нельзя лучше говорит о «почерке» бургундских мастеров. Современные скульпторы, подражая творцам Бургундии, должны не просто обращать внимание на этот «брак», но и «воспроизводить» его с максимальной точностью. Вполне возможна ситуация, когда хозяева загородного дома, заказывая мастеру скульптуру (рельеф), стилизованную под творение бургундских мастеров, не вдаются в подробности характера данных произведений. В момент «знакомства» с выполненной работой возникают вопросы, почему скульптура имеет явный брак? Мастеру приходится долго объяснять, что именно этот «дефект» («вывернутые» бедра) и является «изюминкой творения», и что только благодаря «браку» стилизацию можно считать удачной. Поэтому, прежде чем делать заказ, домовладельцы должны изучить предмет подражания. В этом случае подобных выяснений отношений со скульптором не будет.

В продолжение разговора о пластике церкви аббатства Клюни отметим, что, согласно источнику, «райская листва из капители «Райские реки» наполнена жизнью и движением; ее сочные листья выходят за границу капители на абаку. Речной поток, обвивающий фигуру Евы, направлен вверх. Фигура стилизована, отсутствие детальной проработки позволяет воспринимать ее локальным силуэтом на фоне вихревого водного потока и разнонаправленного лиственного орнамента».

В цитате говорится еще об одном «моменте», который может стать причиной диалога между современными исполнителем и заказчиком. Отсутствие детальной проработки скульптуры, в данном случае, также не является «браком». Это сознательный «дефект», который использовал скульптор средневековья в качестве приема, позволяющего воспринимать произведение пластики как силуэт, и ни о какой скульптуре портрета здесь речи не идет.

В следующий раз разговор на тему средневековой пластики продолжится.

Аббатство Клюни – одно из самых загадочных мест во Франции

Аббатство Клюни расположено во Франции в городе Клюни в департаменте Сона и Лаура. Это один из древнейших монастырей Франции. Более тысячи ста лет прошло со дня его основания. Интересна история создания этого монастырского комплекса. Монастырь был сооружен на землях, которые служили охотничьими угодьями герцогу Гильому Первому Благочестивому.

В 910 году здесь начинается строительство монастыря монахов бенедиктинского ордена. В первые годы своего существования монахи были полностью освобождены от уплаты всех налогов и подчинялись лишь самому папе Римскому. Со всех сторон монастырь окружали мощные крепостные стены. Строительство первой церкви было начато аббатом Клюни в 910 году и продолжалось на протяжении 17 лет. В 981 году в аббатстве дополнительно был построен новый более крупный храм.

Со временем численность монахов возрастала, и территория монастыря увеличивалась. Шло строительство новых сооружений. В 1088 году был заложен Большой собор Клюнийского аббатства.

Собор святого Михаила был построен в романском стиле. Его строительство было завершено в 15 веке. Собор украшала резьба по камню и росписи мастеров средневековой живописи. В 1081 году Собор был разрушен. В 1088 году в аббатстве закончили строительство третьей церкви. Этот храм считался самым большим из храмов западного христианского мира.

В 1095 году папа Урбан II освятил все пять алтарей храма. Часть этого собора сохранилась и до наших дней. В 1562 гугеноты совершают нападение на монастырь, грабят его и уничтожают постройки. Но еще большие разрушения постигли монастырь во время французской революции в 1790-м году.

До разорения монастыря революционными толпами здесь была прекрасная библиотека, в которой хранились ценнейшие экземпляры, также в Клюни процветали разные виды искусств, включая музыку и живопись. Сегодня уцелевшие рукописи из библиотеки Клюни хранятся в Париже в Национальной библиотеке.

Наибольший расцвет аббатство Клюни достигло в тысяча сорок девятом – тысяча сто девятом годах во время правления шестого настоятеля Гуго Семурского. В этот период клюнийские монастыри появляются не только во Франции, но и в Испании, Италии, Германии, Англии. Клюнийский орден имел широкую разветвленную сеть во многих странах Европы.

На протяжении нескольких веков тысячи монахов жили здесь по уставу святого Бенедикта. В разное время настоятелями монастыря были Ришелье и Мазарини. Из стен монастыря вышли четыре папы. В конце эпохи средневековья и с началом эпохи Возрождения политическое и экономическое значение аббатства Клюни ослабевает, а во время французской революции монастырь подвергается разрушению и грабежам.

Сегодня на территории монастыря сохранились лишь остатки собора, постройки 17 – 18 веков, дворец Жана Бурбонского, построенный в 15 столетии, здание 13 века под дубовым покрытием, а также останки барабанных башен. Монастырь Клюни – это одна из главных религиозных святынь западного христианского мира.

Читайте далее: