Церкви Аракажу
Армянская апостольская церковь
Религия и Церковь Армении считаются первоапостольскими, то есть — непосредственно полученными от святых апостолов, учеников Иисуса Христа. Церковь иногда называют Армяно-григорианской, но среди духовенства самой Апостольской Церкви это название не используется.
Становление христианства в Армении
До принятия христианства, народ, населявший нынешнюю территорию Армении, придерживался язычества. О тех временах осталось мало сведений, ведь армянский алфавит был создан только в V веке. Информация передавалась из уст в уста, поэтому многие факты о дохристианских временах дошли до нас искаженными.
После принятия христианства на месте языческих капищ были построены храмы, поэтому фактические свидетельства о периоде политеизма также были утрачены. Первыми людьми, принесшими новую веру на территорию Армении, были ученики Христа — апостолы Фаддей и Варфоломей. Апостол Фаддей был казнен вместе со своими последователями.
Апостол Варфоломей также принял мученическую смерть по приказу армянского царя. Но гонения не смогли остановить распространение христианства. После подвижничества апостолов в Армении появилось много верующих. Христиане молились тайно, у них не было храмов или других мест для богослужений.
Позже новая религия получила широкую популярность в соседних странах, с которыми Армению связывали торговля, культура и общее прошлое. Это подготовило хорошую почву для распространения христианства на территории Армении.
Ситуация изменилась в 314 году, когда царь Тиридат III принял крещение и отдал указ о строительстве первого христианского храма. Этот год стал официальной датой принятия христианства народом Армении.
Интересно знать! Собор Эчмиадзин, основанный Тиридатом III, до сих пор считается религиозным центром для всех армян. Это главное местопребывание верховного Патриарха и Католикоса.
Разрыв Армянской Церкви с Православием произошел в V веке из-за неточного перевода некоторых решений, принятых Вселенским Халкидонским Собором.
В последующие периоды Армянская Церковь неоднократно искала точки соприкосновения с Католицизмом. В 1198 году была подписана уния между Католической и Армянской Апостольской Церковью, но это привело к расколу и образованию Армянской Католической Церкви. В итоге, Апостольская Церковь осталась отдельной независимой конфессией.
Таинства Армянской Апостольской Церкви
- Крещение — самое первое Таинство. Не приняв его, человек не может участвовать в других. Во время проведения Таинства Крещения детей трижды окунают в освященную воду, взрослым омывают лицо или изливают воду на голову. Одновременно с крещением совершается Таинство миропомазания и причащения.
Особенности богослужений
В Армянской Церкви службы разделены на утреннюю, дневную, вечернюю и ночную. Утренняя служба объединяется с ночной и проводится на рассвете. Она посвящена восхвалению подвигов Сына Божьего и символизирует воскресение Христа.
Вечерняя служба проводится на закате. Во время богослужения вспоминают погребение Христа, окончание его земного пути. Верующие просят Бога даровать им добрую ночь и покой в душе.
Главное богослужение в Армянской Апостольской Церкви — Божественная Литургия. Она проводится на армянском языке, дополняется особыми ритуалами и песнопениями. По завершению богослужения верующие причащаются.
Важно! Если человек по каким-то причинам не может причаститься, он все равно может находиться на Литургии. Во время богослужения такие прихожане слушают главы из Священного Писания, молятся и восхваляют Господа Иисуса Христа.
Церковная организация и иерархия
Высшую ступень церковной иерархической лестницы в Армении занимает Католикос. Он обладает такой же централизованной властью, как Папа Римский в Католицизме. В Православии же Патриарх — почетный титул, не наделяющий его носителя особыми полномочиями.
Высший церковный сан после Католикоса — епископ. Епископы стоят во главе епархий, обязаны принять монашеский постриг и иметь ученую степень.
Основное звено церковной жизни — священники. Они отвечают за духовное воспитание верующих, осуществление Таинств и совершение богослужений. Помогают священникам дьяконы и чтецы.
Расхождения с Православием
Несмотря на достаточно теплые отношения Русской Православной и Армянской Апостольской Церквей, между ними существует много разногласий в отношении Евхаристии.
Священники не могут проводить совместные богослужения, в частности — Литургию. Верующие одной из Церквей не могут причащаться или принимать крещение в другой.
Догматические различия
Одним из вопросов, вызывающим наиболее жаркие споры в кругу богословов, является вопрос о божественности плоти Иисуса Христа.
Армянская Церковь считает, что плоть Иисуса была божественной. Он не мог испытывать человеческих чувств, следовательно, его страдания на кресте были символическими. Православие же придерживается учения о двух природах Христа. Будучи Богом, он при рождении принял человеческое тело и испытывал все физические и духовные терзания, свойственные простому человеку.
В те дни, когда эта тема поднималась на Вселенском Соборе, Армения находилась в состоянии кровопролитной борьбы с Персией. Епископы не смогли принять участие в обсуждении и не приняли решение Собора, после чего началось многовековое разделение с Православием.
Важно! В настоящее время между представителями Русской и Армянской Церквей ведутся диалоги о природе Христа. Если им удастся преодолеть противоречия, полное общение между конфессиями будет восстановлено.
Обрядовые особенности
У Армянской Апостольской и Русской Православной Церквей есть небольшие различия в обрядах, но они не могут быть препятствием для общения между верующими.
- Во главе Армянской Церкви стоит Католикос, обладающий всеобъемлющей законодательной властью;
- Армянская Церковь признает решения только трех Вселенских Соборов из семи;
- В армянских храмах мало икон, а дома верующие молятся перед распятием;
- Русская Православная Церковь ведет летоисчисление по юлианскому календарю, а армянская — по григорианскому. Соответственно, Пасху, Рождество Христово и другие праздники верующие отмечают в разные дни;
- Верующие в Армении причащаются пресным хлебом и неразбавленным вином. В Православии применяется дрожжевой хлеб, а вино разбавляют водой;
- Крестное знамение армяне совершают слева направо, а Православные — справа налево;
- Согласно древним традициям, праздник Рождества и Крещения армяне отмечают в один день;
- Алтарь в храмах Армении не отделяется иконами, при богослужениях используется органная музыка;
- Священникам-вдовцам в Армении разрешается жениться во второй раз;
- Верующие Армении могут венчаться в субботние и воскресные дни Великого Поста;
- У армянских верующих есть обряд, который называют «матах». Для проведения обряда христианин накрывает стол для бедных, не приглашая за него родных и обеспеченных людей;
- Армянские христиане соблюдают особый пост — арачаворк. Он продолжается неделю и начинается за 70 дней до Пасхи.
Важно! Несмотря на различия в вероучениях, при переходе из Армянской Апостольской Церкви в Православие, человеку не нужно снова креститься. Над человеком проводится чин присоединения, в ходе которого он отрекается от ошибочного учения монофизитов. После этого христианин может участвовать в Таинствах Православной Церкви.
Епархии Армянской Апостольской Церкви
Армянская диаспора в мире считается многочисленной. В местах постоянного проживания верующие стремятся основать храм, чтобы собираться там для молитвы и во время праздников.
Епархии Армянской Апостольской Церкви располагаются на всех континентах, их количество в других странах зависит от числа верующих. Так, на территории Африки Апостольская Церковь представлена всего одной епархией, а в Европе их больше 10. В России располагаются Ново-Нахичеванская и Епархия Юга России.
Наиболее многочисленными епархиями считаются:
- Араратская;
- Армавирская;
- Грузинская;
- Украинская;
- Греческая;
- Гугаркская;
- Шведская.
Армянская Апостольская Церковь в России
На территории России храмы Армянской Апостольской Церкви можно увидеть в столице, Ростове-на-Дону, Краснодаре и многих других городах. В Москве есть два храма, принадлежащих Армянской Церкви — Преображенский и Воскресенский соборы.
Интересно знать! Многие армянские храмы называют в честь Георгия Победоносца, так как он — один из наиболее почитаемых Святых среди христиан Кавказа.
Другие наиболее известные храмы Армянской Церкви в России:
- Церковь святой великомученицы Екатерины в Санкт-Петербурге;
- Церковь Святого Стефана в Калининграде;
- Церковь Святого Карапета в Екатеринбурге;
- Церковь Христа Всеспасителя в Кирове.
Армения стала первой страной, принявшей христианство на официальном уровне, в качестве государственной религии. Уже много веков между нами нет церковного единства, но это не разрушает близость наших духовных идеалов и общую систему ценностей.
Армянская церковь в Москве
Москва: полезная информация
- Информация о городе
- Карта Москвы
- Куда сходить
- Достопримечательности (901)
- Музеи (261)
- Автовокзалы (13)
- Парки (66)
- ЖД вокзалы (17)
- Парки развлечений (42)
- Магазины и ТРЦ (401)
- Храмы, соборы, мечети (420)
- Фестивали, праздники, шоу (20)
- Аэропорты (4)
- Зоопарки (10)
- Клубы, концертные площадки (234)
- Площади (3)
- Театры (86)
- Галереи (6)
- Фуникулеры, канатные дороги (1)
- Кинотеатры (132)
- Озера (4)
- Национальные парки (1)
- Смотровые площадки (4)
- Мосты (3)
- Горнолыжные курорты (5)
- Речные вокзалы (1)
- Небоскребы (1)
- Бани, сауны (3)
- Замки, дворцы (3)
- Пляжи (21)
- Рестораны и кафе (34)
- Центры активного отдыха (12)
- Спортивные сооружения (2)
- Фонтаны (4)
- Учебные заведения (1)
- Забронировать отель в Москве
- Поиск и бронирование дешевых авиабилетов
- Отзывы туристов
- Фотографии Москвы
- Советы о Москве
- Вопрос-ответ
- Экскурсии в Москве
Метро | ст. «Марьина роща» или «Достоевская» Люблинско-Дмитровской линии; ст. «Проспект мира» и «Рижская» Калужско-Рижской линии |
Автобус | ост. «Олимпийский проспект (ул. Трифоновская)», № 0, 19, 24; ост. «Дом ветеранов войны», № 24, 28; ост. «Советской Армии», № н6, т13, 15 |
В российской столице можно увидеть крупную религиозную достопримечательность Апостольской церкви армян — это Армянский храмовый комплекс. В него входят: резиденция Российской и Ново-Нахичеванской Епархии Святой Армянской Апостольской православной церкви, церковь Святого Креста, кафедральный собор Преображения Господня, гостевой дом с вместительным трапезным залом для посетителей комплекса. В зале под храмом находится музейная экспозиция с мощами святых и различными историческими церковными предметами. По отзывам, в комплексе работает также магазин с армянскими товарами.
Первая Армянская церковь в Москве появилась после войны с Наполеоном. Когда началось восстановление города после пожара, семья Лазарян выделила средства на постройку храма. В 20-х годах, после революции, здание стало Домом культуры Армении.
К концу прошлого века количество граждан, приехавших из Армении в Россию, сильно выросло, поэтому в 90-е годы был проведен отбор проектов Армянской церкви в Москве на конкурсной основе, однако победившую идею не удалось реализовать. В конце 1990-х — начале 2000-х все же удалось возвести часть церкви: были проведены работы под землей и создан верхний каркас, дальнейшие этапы стройки заморозились на неопределенное время. Лишь в 2006 году стартовали новые строительные работы по макету Армянской апостольской церкви в Москве, разработанному Артаком Гуляном, работы длились 7 лет. Комплекс был создан на средства благотворителей. Новая Армянская церковь в Москве появилась севернее первоначального места стройки, на Олимпийском проспекте.
Освящение Армянского храмового комплекса пришлось на 2013 год. На обряде присутствовали высшие лица конфессий и видные общественные и государственные деятели. В этот день новому храму преподнесли почитаемую святыню — частицу Креста Господня. Освящение собора Армянской церкви в Москве на Олимпийском проспекте было совершено во имя Преображения Господня («Сурб Пайцаракерпутюн»).
Материал, из которого сделаны сооружения храмового комплекса Армянской Апостольской церкви в Москве — светло-розовый и золотистый туф. Архитектурный стиль всего ансамбля отражает армянские церковные классические традиции, в кафедральном соборе и часовне оформлены красивые росписи. Армянская церковь в Москве на Олимпийском украшена как с внешней стороны, так и внутри, разнообразными орнаментами и барельефами с образами и сюжетами на религиозную и национальную тематику.
Кафедральный собор Армянской апостольской церкви в Москве имеет высоту 50 м — это самое большое подобное сооружение за границами Армении. Здесь могут находиться около 1 000 людей. В постройках церковного ансамбля регулярно проходят разнообразные мероприятия, посвященные культуре армян и взаимодействию двух стран — России и Армении. В комплексе также находится Армянский музей Москвы и культуры наций, вход в него — под куполом из стекла. Здесь можно узнать историю страны, армянской диаспоры в России, ее культуру.
Вардавар в Армянской церкви на Олимпийском проспекте
Важный день для прихожан Армянской церкви — Вардавар, это праздник в честь Преображения Господня. Он приходится на лето, 98-ой день после Пасхи. В этот памятный день в Армянском храме в Москве свершается Святая Литургия. Затем празднование продолжается на открытом воздухе, заранее зарегистрировавшиеся выезжают на природу от Армянской церкви в Москве на Олимпийском. Традиция Вардавара — обливание друг друга водой. Чтобы быть в курсе программы мероприятия в текущем году, рекомендуется следить за новостями на сайте Армянской Апостольской церкви в Москве или узнавать информацию по телефону церкви.
Режим работы
Армянская церковь открыта для посещения в любой день. Часы работы: 09:00—19:00 часов. Служба в Армянской церкви в Москве проходит в следующее время:
- Ежедневно: 10:30 — утреннее богослужение, 16:30 — вечернее.
- По воскресеньям: 11:00 — Святая литургия.
Совершают также в Армянской церкви в Москве крещение и венчание. По отзывам, эти таинства проходят в кафедральном соборе Преображения Господня в особенно величественной обстановке. Путешественники рекомендуют зайти внутрь, даже если там не проходят службы, чтобы посмотреть на красивое внутреннее оформление.
Панорамный вид на вход в Армянскую Апостольскую церковь в Москве:
Как добраться до Армянской церкви в Москве
Адрес: Мещанский район, Олимпийский проспект, 9. Доехать сюда можно на автобусах до следующих остановок:
- «Олимпийский проспект (ул. Трифоновская)», № 0, 19, 24.
- «Дом ветеранов войны», № 24, 28.
- «Советской Армии», № н6, т13, 15.
Проехать до Армянской церкви в Москве можно на такси, заказав поездку через сервисы Яндекс. Такси, Uber, Gett, Maxim, Такси Везёт. Для тех, кто приезжает на машине, имеется парковка возле храмового комплекса.
Метро у Армянской церкви в Москве
При поездке на метро нужно следовать до одной из станций:
- «Марьина роща» или «Достоевская» Люблинско-Дмитровской линии находятся примерно в 1 км от московской Армянской церкви.
- «Проспект мира» и «Рижская» Калужско-Рижской линии расположены на расстоянии 1,5 км от храма.
Армянская церковь в Москве на видео (съемка с высоты):
Русская Православная Церковь
Официальный сайт Московского Патриархата
Главные новости
Святейший Патриарх Кирилл провел пленарное заседание II съезда Общества русской словесности
Святейший Патриарх Кирилл: Папизм опасен тем, что на одного человека повлиять гораздо легче, чем на группу людей
Предстоятель Русской Церкви посетил государственный прием в Кремле по случаю Дня народного единства
Президент России В.В. Путин и Святейший Патриарх Кирилл посетили выставку «Память поколений» в Москве
В День народного единства Президент России и Предстоятель Русской Церкви возложили цветы к памятнику Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому на Красной площади
Армянская Апостольская Церковь
Армянская Апостольская Церковь (полное название Армянская Святая Апостольская Православная Церковь) — одна из древнейших Церквей мира, к которой принадлежит подавляющее большинство жителей Республики Армения, непризнанной Нагорно-Карабахской Республики, а также большинство армян, проживающих в диаспоре во многих странах мира. Принадлежит к семье Древних Восточных дохалкидонских Церквей.
Епархии и приходы Армянской Церкви рассеяны по пяти континентам мира и объединяют, по разным оценкам, от 7 до 9 млн. верующих.
Высшим органом Армянской Церкви является Церковно-Национальный Собор, состоящий из духовных и светских лиц. На Соборе происходит избрание высшего духовного Предстоятеля Армянской Апостольской Церкви, которым является Святейший Верховный Патриарх и Католикос всех армян.
Верховный Духовный Совет при Католикосе в настоящее время состоит из 2 Патриархов, 10 архиепископов, 4 епископов и 5 мирян.
Духовный центр Армянской Апостольской Церкви — Первопрестольный Святой Эчмиадзин.
Армянская Апостольская Церковь объединяет два административно независимых Католикосата — Эчмиадзинский и Киликийский, и два Патриархата — Иерусалимский и Константинопольский, не имеющих подчиненных кафедр и пребывающих в духовной зависимости от Верховного Патриарха и Католикоса всех армян.
Католикосы Армянской Церкви имеют исключительное право освящать святое миро (торжество мироварения совершается раз в семь лет) и рукополагать епископов. Рукоположение во епископа совершает Верховный Патриарх и Католикос всех армян или Католикос Великого Дома Киликии в сослужении двух епископов. Епископ, возводимый в сан Католикоса, миропомазуется несколькими (от 3 до 12) епископами. В компетенцию Католикосов входит благословение новых церковных законов, установление новых праздников, учреждение новых епархий и другие вопросы церковного управления.
Эчмиадзинский Католикосат
В юрисдикции Эчмиадзинского престола находятся епархии в Армении, Нагорном Карабахе, Грузии, Азербайджане (в настоящее время не замещена), России, Украине, Ираке, Иране, Египте, Болгарии, Великобритании, Греции, Румынии, США, Канаде, Аргентине, Бразилии, Уругвае, Австралии и Новой Зеландии, а также армянские общины в странах Западной Европы, Африке и Индии.
Киликийский Католикосат
Престол Святейшего Католикоса Великого Дома Киликии (с 1995 года — Арам I Кешишьян) расположен в г. Антильяс близ Бейрута (Ливан). В его юрисдикции находятся епархии: в Ливане, Сирии, на Кипре и викариатство в Кувейте.
Иерусалимский Патриархат
Под управлением Блаженнейшего Патриарха Иерусалимского, Предстоятеля Апостольского престола святого Иакова (с 1990 года — Торком II Манукян), находятся армянские общины в Израиле, Иордании и Палестине. Патриарх осуществляет попечение о принадлежащих Армянской Церкви святых местах в Палестине. В его подчинении находятся 2 викариатства (Амман и Хайфа) и 2 ректорства (Яффа и Рамла).
Константинопольский Патриархат
Роль Константинопольского престола значительно уменьшилась после геноцида 1915 г. Ныне паству Константинопольского Патриархата составляют несколько десятков тысяч армян, проживающих в Турции. Под управлением Блаженнейшего Армянского Патриарха Константинопольского и всей Турции находится Патриаршая область — Турция, включающая также викариатства: Румелихисары, Кайсери, Диярбакыр, Искендерун. Действует более 30 церквей.
В связи с болезнью Константинопольского Патриарха (с 1998 года — Месроб II Мутафьян) его обязанности исполняет архиепископ Арам Атешян.
Главные святыни Армянской Церкви хранятся в Эчмиадзине:
- Святое копие (Гегард), пронзившее ребро Иисуса Христа, — по преданию, принесено в Армению апостолом Фаддеем;
- Десница святого Григория Просветителя — символ власти Верховного Патриарха и Католикоса всех армян. Во время мироварения Католикос освящает миро Святым копием и Десницей святого Григория;
- частица древа Ноева ковчега, остановившегося «на горах Араратских» (Быт 8:4) — была обретена в начале IV в. епископом Иаковом Нисибинским.
Богослужение Армянской Церкви ведется на древнеармянском языке (грабаре). С 1 января 1924 года состоялся переход на новый календарный стиль, однако епархии в пределах Грузии, России и Украины, а также Иерусалимский Патриархат продолжают использовать старый стиль (юлианский календарь).
Среди особенностей армянского богослужения и церковного календаря:
- 6 января отмечается праздник Богоявления, объединяющий Рождество Христово и Крещение;
- в Таинстве Евхаристии используется пресный хлеб и неразбавленное вино;
- при пении Трисвятого после слов «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный» прибавляются слова «Распныйся за ны» или др.;
- крестятся армяне тремя перстами, касаясь ими чела, ниже груди, левой, а затем правой стороны груди, и в конце прикладывают ладонь к груди;
- отмечается так называемый Передовой пост (Араджаворац), наступающий за три недели до Великого поста;
- в дни больших праздников совершается заклание животных (матах), имеющее благотворительный характер.
Подробнее об Армянской Апостольской Церкви (статьи из «Православной энциклопедии»):
Старинные армянские церкви в Крыму
Армяне — в основном приверженцы Армянской Апостольской Церкви и Армянской Католическей Церкви.
Армянская апостольская церковь — одна из древнейших христианских церквей, имеющая ряд существенных особенностей в догматике и обряде, отличающих её как от византийского православия, так и римского католицизма. Относится к группе Древневосточных церквей. Является древнейшей государственной церковью в мире. В богослужении использует армянский обряд.
Армянская католическая церковь — одна из восточнокатолических церквей. Один из шести восточнокатолических патриархатов. По мнению её приверженцев церковь возникла в 1198 в Киликийской Армении в результате унии, заключённой между Римско-католической и Армянской апостольской церквами. В богослужении также использует армянский обряд.
- Монастырь “Сурб Хач”, наверное, самый сохранившийся из армянских храмов горного Крыма. Его посещение даст представление о такой загадочной стране, как Армения. В этих стенах витает дух закавказского нагорья. Из города Старый Крым к монастырю ведет асфальтированная дорога.
Армянский монастырь Сурб Хач в Старом Крыму, Фото: virtual.crimea.ua
- Монастырь “Сурб Степанос” был основан в первой половине XIV века, а после 1475 года, года захвата Крыма турками, пришел в запустение. В XVII-XVIII веках обитель была окончательно оставлена монахами и в течение последующих столетий разрушалась от времени и природных катаклизмов.
Руины монастыря «Сурб Степанос», Старый Крым, Фото: http://www.mangupa.net/
- Церковь святой Параскевы Пятницы “Сурб Урпат”. Прямо рядом с шоссе, на вершине холма стоит недействующая, но довольно хорошо сохранившаяся армянская церквушка. Как гласит надпись на армянском языке, высеченная над входом, церковь во имя св. Параскевы Пятницы сооружена в 1702 г. Архитектура церкви весьма лаконична.
Церковь святой Параскевы Пятницы “Сурб Урпат” , с. Тополевка
- Церковь святого Сергия “Сурб Саркис” в селе Тополевка построен в XIV веке. Сооружение принадлежит к типу небольших зальных церквей со сводчатым перекрытием, основанным на трех подпружных арках, расположенных на разных расстояниях между собой. Не действует.
Церковь св.Саркиса в селе Тополевка
- Церковь святого Ильи “Сурб Егия” в селе Богатое (X-XIV вв.) — это все что осталось от армянского монастыря Святого Ильи, закрытого и разрушенного в начале 20 века. У здания три входа, северный и южный имеют вид портала. Стены и свод храма, а также многочисленные стенные ниши украшены резьбой по камню. Рельефные изображения у алтаря выполнены на евангельские сюжеты.
Церковь «Сурб Егия» в селе Богатое
- Церковь святой Рипсиме в Ялте расположена на улице Загородной. Здание интересно своей архитектурой. Башни и узкие окна придают ему сходство со средневековой крепостью, хотя храм не столь уж и древен — ему нет и ста лет. Прототипом послужила одна из церквей армянского города Эчмиадзина — храм святой Рипсиме (VII век).
Армянская церковь в Ялте, Фото: https://www.krym4you.com
- Церковь св.Архангелов Михаила и Гавриила в Феодосии возвели в 1408 году, используя в качестве материала распространенный в Крыму бутовый камень, местами тесанный. Снаружи стены храма оштукатурены раствором из цемянки. Церковь Архангелов Михаила и Гавриила построена в духе армянской культовой архитектуры XII века. У северной стороны располагается шестигранная звонница, декорированная резьбой по камню. Здание напоминает сооружения вблизи Еревана, в Птгни.
Церковь Святых Архангелов Гавриила и Михаила, Феодосия
- Церковь св.Саркиса в Феодосии – один из самых старых христианских храмов на всем Крымском полуострове. Церковь появилась в 1408 г., о чем свидетельствует сохранившаяся памятная надпись.
Церковь св.Саркиса в Феодосии
- Церковь св.Никогайоса в Евпатории – постройка базиликального типа, с полукруглой абсидой на восточной стене. Входов в церковь три: западный. северный и южный. Над входами существовали небольшие портики с крестовыми сводами: западный портик был выше остальных и служил звонницей.
Армянская церковь св.Никогайоса , Евпатория, Фото: http://www.crimeasearch.com
- Пещерный храм на горе Бор-Кая. В средние века, у подножья Бор-Кая образовывается предположительно армянское поселение, следы которого остались в том числе и в виде церкви, вытесанной в одном из скальных оттроженцев.
Пещерная церковь на Бор-Кая
- Монастырь Григория Просветителя находится на месте армянского квартала Бахчисарая Ермени Маале. Это единственный средневековый армянский монастырь, найденный в Юго-Западном Крыму.
Фундамент Храма,
Монастырь Григория Просветителя , Бахчисарай
Церкви Аракажу
![]() |
![]() ![]() |
![]() |
||||||||||||
|
||||||||||||||
![]() |
![]() |
|||||||||||||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() ![]() |
![]() |
|||
![]() |
|