Церковь сант андреа аль квиринале в риме

Церковь Сант-Андреа-аль-Квиринале

Расположенная на улице Квиринале церковь, посвященная Святому Андрею, раньше являлась частью монастыря, а сегодня выполняет функции титулярной. Святыня была построена монахами ордена иезуитов. Главный интерес это здание представляет потому, что его проектировал известный Бернини.

Сант-Андреа-аль-Квиринале (Chiesa di Sant’Andrea al Quirinale)

История

В 1565 году римские власти подарили Ордену иезуитов участок земли под строительство нового храма. Возведение святыни проспонсировали две богатые итальянские семьи — Арагон и Тальякоццо. Церковь Сант-Андреа-аль-Квиринале была построена за три года, однако при расчетах были допущены ошибки, и здание вскоре начало рушиться. Веком позднее его решили переделать. Работы велись на пожертвования кардинала Камилло Памфили, племянника папы Иннокентия X. Официальное открытие и освящение святыни состоялось в 1678 году. Ее назвали в честь апостола Андрея.

Сант-Андреа-аль-Квиринале, гравюра Alyssa on DeviantArt

Как добраться до церкви Сант-Андреа-аль-Квиринале

Самостоятельно доехать до святыни несложно на общественном транспорте.

Точный адрес: Via del Quirinale, 30, 00187, Рим, Италия

Как добраться от вокзала Termini:

Автобус:от остановки Termini на автобусе 170 до остановки Nazionale/Palazzo Esposizioni (4 минуты).

Автобус:от остановки Termini (G) на автобусе 40 до остановки Nazionale/Torino (3 минуты).

Сант-Андреа-аль-Квиринале на карте

Что посмотреть

Церковь Сант-Андреа-аль-Квиринале проектировал Джованни Бернини — именитый скульптор, которого считают создателем архитектурного стиля барокко. Здание имеет овальную форму, что являлось инновацией для религиозных построек. Эта идея была не только оригинальным архитектурным решением, но и вынужденной необходимостью: эллиптическое здание было проще вместить на то место, где раньше располагалась другая святыня.

Джованни Лоренцо Бернини, автопортрет в зрелом возрасте

Фасад выполнен из известняка и выполняет скорее декоративную функцию, а также помогает постройке вписаться в общую концепцию всей улицы. Его венчает фронтон треугольной формы, поддерживаемый пилястрами. Вход в святыню расположен выше уровня самой улицы Квиринале, поэтому к нему ведет лестница полукруглой формы.

Во внутреннем убранстве превалируют светлые тона, а естественное и искусственное освещение было спроектировано так, чтобы придать зданию легкость и воздушность. Главный алтарь находится в центре здания в небольшой апсиде. В нем висит фреска кисти Боргоньоне, на которой запечатлено распятие апостола Андрея. Под ней можно увидеть статую святого. С обеих сторон от алтаря установлены мраморные колонны.

Всего в здании есть четыре капеллы, по две с каждой стороны от алтаря. Между ними находятся четыре ниши. Вероятно, ранее они являлись часовнями. В двух нишах установлены двери, через которые раньше можно было попасть в принадлежащий церкви женский монастырь, ныне заброшенный. Все капеллы выполнены в одном стиле. Внутри находятся алтарь, по бокам от него — коринфские колонны. Сразу слева от входа расположена часовня, посвященная Игнатию Лойоле, однако на деле в ней чтят Богоматерь, поскольку отдельного алтаря в ее честь в храме нет.

Помимо центрального алтаря, в Сант-Андреа-аль-Квиринале есть еще четыре боковые капеллы, каждая из которых хранит свою историю

Отдельного внимания заслуживает купол, созданный Бернини. Прямо под ним расположены небольшие окна, через которые свет проникает внутрь здания. С их помощью создавалось впечатление, как будто купол парит в небе. Обычно художники рисовали в этой части ангелов и святых, чтобы усилить такой эффект. Бернини же решил использовать позолоченную штукатурку с орнаментами.

В соборе были похоронены король Сардинии и князь Пьемонта Карл Эммануил IV, а также юный святой Станислав Костка. Последнему выделена отдельная комната со своим алтарем. В ней установлена скульптурная композиция с изображением умирающего Костки, а на стенах можно увидеть сцены из его жизни кисти Андреа Поцци. Попасть в это помещение можно только вместе с ризничим.

Для мученика Костки выделена специальная комната, где хранятся его останки, а также установлена скульптура в память о юном святом

Часы работы и стоимость билетов

  • Со вторника по субботу — 08:30-12:00 и 14:30-18:00;
  • Воскресенья и праздники — 09:00-12:00 и 15:00-18:00;
  • Понедельник — выходной день.

Стоимость билетов — бесплатно.

Сант-Андреа-аль-Квиринале, как и многие базилики Рима, поддерживает традиции католических свадеб и является не только объектом повышенного интереса у туристов

Интересные факты

  • Над колоннами можно увидеть высеченные буквы Аббревиатура расшифровывается как Iesus Hominum Salvator и переводится на русский как «Иисус, Спаситель Человечества». Эта фраза является своеобразным символом иезуитского ордена.
  • Во внутреннее убранство гармонично вписан герб семьи Памфили, благодаря пожертвованиям которой стала возможна перестройка церкви.
  • Личность Станислава Костки не была примечательна ничем, однако католическая церковь причислила его к лику святых за то, что он принял постриг, несмотря на недовольство отца, и умер от малярии в юном возрасте.
  • В церкви Сант-Андреа-аль-Квиринале отсутствуют хоры, поскольку литургии проводили в другом месте — в базилике Сан Витале.
Панорама Сант-Андреа-аль-Квиринале в Риме

Через дорогу от церкви Сант-Андреа-аль-Квиринале расположен Квиринальский дворец, являющийся в наши дни резиденцией итальянского президента. Раньше это здание использовалось для нужд Римских пап и королей. К постройке прилегает большой парк. Недалеко отсюда находится и дворец Барберини, в котором располагается национальная картинная галерея.

Визитная карточка

Адрес

Via del Quirinale, 30, 00187 Roma RM, Италия

Монументальный и уютный Рим

От площади Пополо до Квиринала

Время звучания: 56 мин.
Маршрут: 3,4 км
Продолжительность: 1,5-2 часа
Стоимость: 149 р.

Об экскурсии

Прослушать фрагмент

Рим знаменит своими монументальными сооружениями, оживленными площадями, и в то же время, очаровательными тихими и уютными старинными улочками. В этой экскурсии мы познакомимся с самыми разнообразными гранями Рима. Погуляем по красивейшим площадям Вечного города, полюбуемся прекрасными фонтанами, поговорим о легендарных сооружениях, заглянем в удивительные по своей красоте базилики, тихо хранящие шедевры Бернини, Караваджо и других художников и скульпторов. Пройдемся по Риму эпохи роскошного барокко, удивимся тому, какие архитектурные хулиганства позволяли себе виртуозы барокко Бернини и Борромини. Посмотрим, где жил Федерико Феллини и снимался фильм «Римские каникулы». Выясним, в честь какой обезьяны названа улица via Babuino и как одна из римских колоколен стала «танцующей», узнаем, где можно набрать «девственной воды» из древнеримского акведука и еще много интересного! Начнем нашу экскурсию с места, с которого исторически начиналось знакомство с Римом для путешественников в древние времена. Это сегодня большинство из нас попадает в город из аэропорта. А раньше многие путники прибывали в Рим по древней Фламиниевой дороге, которая отходит к северу от площади Пополо. И заходили в город через Фламиниевы ворота – сегодня они носят название Порта-дель-Пополо. А закончим прогулку на Квиринальском холме, в окружении великолепных дворцов и прекрасных парков.

  • Порта дель Пополо
  • Церковь Санта-Мария дель Пополо
  • Площадь Пополо
  • Вилла Боргезе
  • Улица Маргутта
  • Дом Федерико Феллини
  • Дом мистера Брэдли
  • Фонтан художников
  • Фонтан Бабуино
  • Площадь Испании
  • Испанская лестница
  • Базилика Святой Троицы
  • Фонтан «Лодочка»
  • Antico Caffè Greco
  • Колонна непорочного зачатия
  • Коллегия Пропаганда Фидэ
  • Дом Бернини
  • Базилика Сант’Андреа делле Фрате
  • Назаретская коллегия
  • Акведук Aqua Virgo
  • Дворец Барберини (Palazzo Barberini, Galleria Nazionale d’Arte Antica)
  • Улица четырех фонтанов
  • Церковь Сан-Карло У четырех фонтанов
  • Парк Сант’Андреа
  • Церковь Сант’Андреа
  • Вилла Карло Альберто (Villa Carlo Alberto al Quirinale)
  • Квиринальская площадь (Piazza del Quirinale)
  • Квиринальский дворец (Palazzo Quirinale)

Аудиогид по Риму позволяет изучать город с вдохновением! С ним Вы не привязаны к экскурсоводу или тяжелому бумажному путеводителю. Рассказы об интересных местах в аудиогиде воспроизводятся автоматически, когда Вы приближаетесь к месту, или вручную, что дает Вам полную творческую свободу в путешествии. Увлекательные, живые рассказы, наполненные интересными фактами, имеют тщательно подобранное музыкальное и звуковое сопровождение. Оно создает уникальную атмосферу, позволяет проникнуться духом той или иной эпохи, эмоционально прочувствовать то или иное событие. Аудиогид по Риму Travelry – это гораздо больше, чем просто рассказанные истории или начитанные диктором тексты. Это погружение в атмосферу, настроение, простор для фантазирования, удивительные открытия и яркие впечатления. Travelry – аудиогид, созданный с любовью.

Как добраться

Добраться до площади Piazza del Popolo можно на метро, выйдя на остановке Flaminio.

Советы и секреты

  • При планировании прогулки учитывайте время работы базилик. Многие из них закрываются на обеденный перерыв с 12 -12.30 до 15 -16.00. Рекомендуем начать экскурсию пораньше утром (в 8 или 9 утра) или после 15.30.
  • При посещении базилик не забывайте про дресс-код: одежда должна закрывать плечи, не приветствуются шорты и мини-юбки.
  • Если у вас будет свободное время, посвятите его расслабленному отдыху на вилле Боргезе или хотя бы загляните на смотровую площадку, откуда открываются прекрасные виды на город. К вилле можно пройти от площади Пополо или от площади Испании.
  • В завершении прогулки вы окажетесь недалеко от площади Венеции и от других примечательных мест исторического центра. Если у вас еще будут силы и вдохновение, можно продолжить гулять по центру, или же отправиться по магазинам на via Nazionale. А если вы устали, то можете отдохнуть в одном из расположенных на Квиринальском холме исторических парков и вилл.

Часы работы

Церковь Санта-Мария дель Пополо: во все дни кроме пятницы и субботы 7.30 – 12.30, 16.00 – 19.00, пт. и сб. 7.30 – 19.00 (без обеда).

Базилика Святой Троицы (Santissima Trinità dei Monti): вт.-вс. 6.30 – 20.00, чт. 6.30 – 12.00, вс. – закрыта.

Базилика Сант’Андреа деле Фрате (Sant’Andrea delle Fratte): 06.30-12.30 и 16.00-19.00 (в сб. и вс. до 20.00).

Дворец Барберини (Palazzo Barberini, Galleria Nazionale d’Arte Antica): вт.-вс. 8.30-19.00 (билетная касса закрывается на час раньше), пн. – выходной.
В первое воскресение каждого месяца вход в музей бесплатный (посещение временных выставок оплачивается отдельно).

Церковь Сан-Карло У четырех фонтанов (San Carlo (San Carlino) alle Quattro Fontane): пн.-пт. 10.00-13.00, 15.00-18.00, сб.-вс. 10.00-13.00.

Церковь Сант’Андреа на Квиринале (Chiesa di Sant’Andrea al Quirinale): вт.-сб. 8.30 – 12.00 / 14.30 – 18.00, вс. 9.00 – 12.00 / 15.00 – 18.00, пн. выходной.

Квиринальский дворец (Palazzo Quirinale)

Смену почетного караула можно увидеть по воскресеньям, с октября по 2 июня – в 16.00, с 3 июня до конца сентября – в 18.00.

Режим работы: все дни кроме понедельника и четверга – 9.30 – 16.00. В августе закрыто.

Обязательно предварительное бронирование, как минимум за 5 дней до посещения. Бронирование онлайн: http://www.coopculture.it/en/events.cfm? >

Если вы решите посетить дворец, имейте в виду, что это президентская резиденция, а потому на входе вас будет ожидать строгая проверка безопасности.

Церковь сант андреа аль квиринале в риме

От редакционной коллегии

Четвертый том «Всеобщей истории искусств» посвящен искусству 17-18 веков.

Авторами глав четвертого тома являются:

Искусство 17 века

Введение — Е. И. Ротенберг.

Искусство Италии. Архитектура — В. Е. Быков; изобразительное искусство — В. Н. Гращенков.

Искусство Испании — Т. П. Каптерева. Искусство Фландрии—Ю. Д. Колпинский (введение и раздел о Рубенсе) и Т. П. Каптерева.

Искусство Голландии — Е. И. Ротенберг. Искусство Франции. Архитектура — В. Е. Быков; изобразительное искусство — Т. П. Каптерева.

Искусство 18 века

Введение — Ю. Д. Колпинский.

Искусство Италии — Н. А. Белоусова.

Искусство Франции. Архитектура — Л. С. Алешина; изобразительное искусство — Ю. К. Золотов.

Искусство Англии. Архитектура — А. II. Венедиктов; изобразительное искусство — М. А. Орлова.

Искусство России. Архитектура и скульптура — И. М. Шмидт; живопись — М. М. Ракова.

Искусство Украины — П. Н. Жолтовский.

Искусство Белоруссии — О. С. Прокофьев.

Искусство Литвы — О. С. Прокофьев.

Искусство Латвии и Эстонии — О. С. Прокофьев.

Искусство Германии. Архитектура — А. И. Венедиктов; изобразительное искусство — М. Т. Кузьмина.

Искусство Австрии. Архитектура — А. И.Венедиктов; изобразительное искусство — М. Т. Кузьмина.

Искусство Чехословакии — Ю. Д. Колпинский.

Искусство Венгрии — А. И. Тихомиров.

Искусство Польши — В. Я. Бродский.

Искусство Югославии — Л. С. Алешина.

Искусство Скандинавских стран — А. Н. Тихомиров.

Искусство Америки — Т. П. Каптерева.

В главе «Искусство Польши» использованы авторские материалы Л. С. Алешиной и Л. И. Тананаевой. В подготовке текста тома к печати принимала участие Л. С. Алешина.

В подборе иллюстративного материала участвовали Е. И. Ротенберг, Т..П. Каптерева, И. И. Никонова, Л. С. Алешина, Ю. Д. Колпинский и Н. А. Виноградова, О. С. Прокофьев. Макет альбома иллюстраций выполнен Р. Б. Климовым и Е. И. Ротенбергом, список иллюстраций подготовлен Т. П. Каптеревой и Н. А. Виноградовой. Указатель составлен Т. П. Каптеревой. В подготовке библиографии по материалам, представленным авторами глав, принимала участие Н. А. Виноградова.

Рисунки в тексте выполнены художником В. А. Лапиным; подготовка иллюстративного материала для репродуцирования осуществлена фотографами Е. А. Никитиным и Н. А. Крацкиным. Помимо этого использованы фотоматериалы А. А. Александрова, С. Г. Белякова, Н. А. Беляева, М. А. Величко, С. Г. Гасилова, Н. С. Грановского, Г. Н. Логвина, С. Г. Шиманского.

За помощь в работе при подготовке настоящей книги — консультации, рецензирование, предоставление иллюстративного материала — авторский коллектив приносит благодарность Государственному Эрмитажу, Государственному музею изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Государственной Третьяковской галле-рее, Государственной библиотеке им. В. И. Ленина, Музею архитектуры Академии строительства и архитектуры СССР и персонально—М. В. Алпатову, А.И.Архангельской, Б. М. Бернштейну, А. Г. Габричевскому, 3. Т. 3оновой, А. Л. Кагановичу, Е. Д. Квитницкой, А. Е. Кроль, О. И. Лавровой, В. Н. Лазареву, О. П. Лазаревой, И. М. Левиной, К. М. Малицкой, В. И. Раздольской, А. Н. Савинову, Т. Д. Фомичевой, М. И. Шербачевой.

Искусство 17 века

Семнадцатое столетие представляет по времени следующий за эпохой Возрождения значительнейший этап в истории западноевропейского искусства. Это пора дальнейшего роста и укрепления национальных государств Европы, время коренных экономических сдвигов и напряженных социальных столкновений. Резко обостряются внутренние противоречия клонящегося к закату феодализма, все явственнее вырисовываются черты идущего ему на смену капиталистического строя, нарастает активный протест народных масс против многовекового угнетения. Многие из стран Европы становятся ареной классовых битв. Буржуазия, выросшая в недрах феодального общества и ставшая к этому времени крупной социальной силой, уже претендует на политическую власть. В тех странах, где развитая промышленность и торговля играли в экономике важную роль и где соотношение и расстановка классовых сил оказались наиболее благоприятными, например в Голландии и Англии, буржуазная революция завершилась победой и установлением нового общественного строя. В других государствах, в частности во Франции, где из-за слабости и нерешительности буржуазии, оказавшейся на стороне абсолютизма, народное движение не вылилось в революцию, – дворянство сохранило свое господствующее положение. Помимо революционных выступлений в названных странах, движения народного протеста затронули в той или иной степени и остальные страны Европы.

Только с учетом этих условий должна оцениваться роль абсолютизма в 17 столетии, установившегося в форме централизованной монархии во Франции и Испании и в своеобразной форме княжеского мелкодержавного деспотизма — в Италии и германских государствах. После того как исторически прогрессивная задача абсолютизма — преодоление феодальной раздробленности, объединение страны в рамках сословной монархии — была решена и сепаратистские устремления крупного дворянства оказались пресеченными, со всей отчетливостью выявились реакционные стороны абсолютистского строя, направленные на подавление и удерживание в повиновении народных масс.

Борьба за политическое господство в европейских государствах 17 в. велась между двумя классами — дворянством и буржуазией. Но было бы ошибкой не видеть огромной роли народных масс в этой борьбе. Буржуазия могла сокрушить феодальный строй, только опираясь на народные массы, ибо они служили главными движущими силами в революционных выступлениях. Буржуазные революции конца 16—17 в. являлись одновременно народными революциями, хотя угнетенному народу не было суждено воспользоваться плодами революционных побед.

Революционная борьба против феодализма была неизбежно связана с борьбой против римско-католической церкви — этого, по словам Энгельса, интернационального центра феодальной системы ( См. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 22, стр. 306.). Реформационное движение в различных странах Европы вызвало ответную волну католической реакции. Католицизм, стоявший в это время во главе всех реакционных сил и боровшийся за свое утверждение огнем и мечом, перешел к более активному воздействию на сознание масс, уделяя в этих целях огромное внимание всем формам идеологической пропаганды.

Культура 17 столетия воплощает в себе всю сложность этой эпохи. В ней ярко запечатлено столкновение сил реакции и прогресса, упорная борьба лучших людей того времени за высокие человеческие идеалы в условиях абсолютистского гнета и в суровой обстановке капиталистического общества. Экономические потребности, и прежде всего расширение мануфактурной промышленности и торговли, содействовали бурному подъему точных и естественных наук; социальные противоречия, идеологическая борьба нашли свое отражение в развитии общественной мысли. Если смертельный удар средневековой схоластике был нанесен уже в эпоху Возрождения, то в 17 веке завершился переход от поэтически-целостного восприятия мира, характерного для ренессансных ученых и мыслителей, к собственно научным методам познания действительности. Девизом этой эпохи стали высказанные на ее пороге слова Джордано Бруно: «Единственным авторитетом должны быть разум и свободное исследование».

Иезуиты: церкви в Риме, история, тайны и архитектура в одной экскурсии

У нас нет монастырей, а обители наших конгрегаций – это подобие военных бивуаков: сегодня мы здесь, а завтра в пути, чтобы оказаться там, где угодно генералу ордена. Мы находимся в вечном движении к цели, и у нас нет времени для остановок.
В. С. Пикуль. Псы господни

13 марта 2013 года Франциск стал первым папой-иезуитом в многовековой истории Святого престола. Это историческое событие всколыхнуло не только католический мир. Политики, социологи и теологи принялись сочинять прогнозы, приверженцы теории мирового заговора получили новые “аргументы”, а верующие восприняли эту новость с любопытством и надеждой.

Кому посвящается эта эксклюзивная прогулка по Риму?

Экскурсия в историю ордена и знакомство с церквями иезуитов – для тех любознательных туристов, которые уже были в Риме, знакомы с основными достопримечательностями, посетили музеи и галереи, но продолжают искать встречу с необычным и загадочным в Вечном городе. Она будет очень интересна тем, кто интересуется тайнами Ватикана и католических орденов.

Посещение церквей иезуитов в Риме станет настоящим открытием для любителей архитектуры барокко, скульптуры и живописи. Необычный фон экскурсии – рассказ о самом закрытом и могущественном ордене Католической церкви, ставшем притчей во языцех и поводом для политических инсинуаций. Мы узнаем о роли иезуитов в становлении сильного папского государства, о роли российских императоров в судьбе ордена и поговорим о иезуитах в России. Начиная с эпохи Ивана Грозного.

Что мы узнаем об ордене иезуитов?

Черная гвардия Ватикана, псы господни, казуисты, убийцы монархов – вам, наверное попадались такие описания иезуитов, разбавленные эмоциями и догадками. Кое-какие конспирологические версии (например, подмена иезуитами Петра Великого в Голландии) нам придется развенчать. Многое в деятельности ордена останется для нас полной загадкой. Тем не менее, становление Общества Иисуса (Ордена св. Игнатия), его быстрый рост, устав ордена и цели были в значительной мере продиктованы величайшим расколом церкви в XVI в. и политическим раскладом сил в Европе.

Мы узнаем о том, почему основными целями иезуитов стали миссионерство и образование. Попытаемся понять что стоит за известной фразой основателя ордена Игнатия Лоиолы (фото слева) “Стать всем для всех, чтобы приобрести всех”. И не ею ли руководствовался воспитанник иезуитского колледжа и будущий революционер Фидель Кастро?

А что привлекало в иезуитские колледжи представителей знатных русских фамилий? Перечислим: Голицыны, Толстых, Пушкины, Кутузовы, Одоевские, Глинки.

Что мы увидим?

Церковь святого Игнатия на Марсовом поле (ит. Chiesa di Sant’Ignazio di Loyola) – следующий этап нашей экскурсии. Мы войдем в царство оптической иллюзии, созданной руками великого мастера Андреа дель Поццо. Вас ждет пара сюрпризов.

Мы ознакомимся с работами Алессандро Альгарди (Религия и Величие), со скульптурами Пьера Ле Гро (алтарь Луиджи Гонзага), и конечно, полюбуемся уникальной моделью Матери всех церквей, или, как ее часто называют, Храмом Царя Иисуса (на фото слева, кликните) неаполитанского мастера Винченцо Пандольфи.

Над этой моделью мастер работал 28 лет.

Церковь Сант-Иньяцио – фото

Колледжо Романо – первое бесплатное учебное заведение, созданное иезуитами в Риме. Его первоначальное название – Школа грамматики, гуманитарных наук и христианского учения. Ныне – папский Григорианский университет (в новом здании). Мы увидим альма-матер иезуитов и поговорим подробно о системе среднего и высшего образования в школах ордена.

Другие подробности экскурсии

Экскурсия рассчитана на 3 часа. Начало экскурсии с учетом мессы в церквях: 9,00 либо в 15,30. Соблюдайте дресс-код.

Место встречи: пьяцца Венеция – угол Via del Corso (Карта, подробности уточним по почте).

По Риму с Джан Лоренцо Бернини

Некоторыми из шедевров Бернини в Риме можно любоваться абсолютно бесплатно; всё, что от вас потребуется — совершить приятную прогулку по историческому центру города. Наш маршрут начинается от церкви Санта-Мария-делла-Виттория на углу улицы via XX settembre и площади largo Santa Susanna.

Санта-Мария-делла-Витториа

© Renata Sedmakova / Shutterstock

Пространство церкви организовано в один неф и поперечный трансепт. Интерьер отличает великолепный декоративный аппарат: богатство мрамора, лепнины и фризов делает этот храм одним из самых впечатляющих образцов церковного убранства в стиле барокко. В левой части трансепта, в капелле Корнаро, установлена одна из самых поэтичных скульптурных групп Бернини — «Экстаз святой Терезы». Кажется, будто фигуры подвешены на небесном своде, среди облаков, в свете золотых лучей; улыбающийся ангел направляет стрелу в сердце откинувшейся в экстазе святой.

Капелла Корнаро (1644 – 1652) — один из шедевров Бернини: обратите внимание на то, как умело мастер использует загадочные и театральные световые эффекты (особенно хорошо это заметно во второй половине дня).

Сант-Андреа-аль-Квиринале

© Renata Sedmakova / Shutterstock

Дойдя до улицы via del Quirinale, мы окажемся у церкви Сант-Андреа-аль-Квиринале (1658 — 1671). Её здание эллиптической формы украшено многоцветным мрамором, позолотой и лепниной. Этот храм — настоящая жемчужина архитектурной, декоративной и живописной гармонии.

Несмотря на небольшие размеры, интерьер церкви Сант-Андреа со своими драгоценными породами полихромного мрамора, чьи цвета играют в полутьме церковного зала, передаёт ощущение чего-то грандиозного. Ещё сильнее это ощущение можно испытать, внимательно осмотрев статую святого Андрея, который словно бы готовится вот-вот покинуть церковь и подняться на небо.

Фонтан Тритона

Следующая точка нашей прогулки — соседняя площадь Барберини. В её центре возвышается эффектный «Фонтан Тритона», который ни с чем не спутать (1642 — 1643). Здесь Бернини предпочёл привычному мрамору распространённую в Риме известковую породу — травертин. Четыре дельфина со вздыбленными хвостами держат на весу герб рода Барберини и огромную раковину с раскрытыми створками, на которой сидит Тритон и выдувает из другой раковины струю воды, направляя её прямо в небо.

Совсем рядом, на углу улиц via Vittorio Veneto и via di San Basilio, находится «Фонтан пчёл» — не столь эффектный, но не менее красивый. Вода льётся в бассейн в форме открытой раковины, где утоляют жажду пчёлы — геральдический символ рода Барберини.

Фонтан Четырёх Рек

Теперь настала очередь живописной площади Навона. «Фонтан Четырёх Рек» (1651) в центре площади — это одно из самых причудливых творений Бернини. Посреди большого круглого бассейна возвышается скала с гротом, откуда выходят напиться воды лев и фантастические животные. Вокруг скалы располагаются статуи, олицетворяющие реки Нил, Ганг, Дунай и Рио-де-ла-Плата, символы четырех частей света, известных в то время. А сверху на скалу Бернини не побоялся установить обелиск.

Некоторые утверждают, будто бы голова статуи, олицетворяющей реку Нил, накрыта для того, чтобы закрыть взгляду церковь Сант-Аньезе-ин-Агоне, возведённую напротив по проекту Борромини, главного соперника Бернини. На самом деле поза статуи означает отсылку к тому факту, что исток Нила на тот момент был неизвестен. Да и сам фонтан был готов до того, как рядом начали строить церковь.

Собор Святого Петра

Наша прогулка заканчивается на величественной площади Сан-Пьетро (1656 — 1667). Две полукруглые колоннады, каждая из которых образована четырьмя рядами дорических колонн, обрисовывают гигантское пространство овальной формы. Проект колоннады был поручен Бернини папой Александром VII Киджи.

Согласно идее Бернини, колоннады олицетворяют материнские руки Церкви. Великолепная колоннада из 284 колонн дорического ордена и восьмидесяти восьми пилястров, выполненных из травертина из Тиволи, окружают Собор Святого Петра, как бы желая символически обнять верующих.

Паломники, попав сюда с окрестных извилистых улочек, должны были испытать чувство изумления и даже робости перед огромным открытым пространством.

Мастер расположил четыре ряда из 284 колонн радиально, постепенно увеличивая их диаметр; таким образом ему удалось сохранить неизменным пропорциональное соотношение между колоннами и пространством даже во внешних рядах.

Это решение даёт возможность посетителям увидеть колоннаду как единую цепочку колонн, встав на порфировые диски между обелиском и фонтанами.

Читайте далее: