Церковь сант амброджо в милане

Святой из Медиолана: базилика Святого Амвросия в Милане

Базилика Святого Амвросия, второе название которой – Базилика мучеников, — является старейшей Милана.

Немного истории

Старинная базилика святого Амвросия в Милане была построена покровителем города, миланским епископом Амвросием Медиоланским в 379-386 гг. нашей эры. Причем изначально строилась даже не церковь, а скромная по размерам часовенка, где проходили службы по христианам, принявшим мученическую смерть за веру.

В частности, посвящена изначально часовня была двум христианским мученикам – Гервасию и Протасию, останки которых Амвросий нашел неподалеку от места, где позже была выстроена церковь.

Часовня была построена рядом с христианским кладбищем – местом захоронения христиан-мучеников. Поэтому часовне дали имя «Часовня мучеников».

Святой Амвросий служил в этой церкви почти 18 лет. После его смерти Церковь канонизировала его, приняв в ранг святых, и часовня была названа именем Амвросия. Останки его были помещены в самой церкви, и поклониться мощам святого потянулись паломники со всех регионов Италии.

Со временем люди стали приезжать и из других стран. Желающих поклониться мощам святого становилось все больше, и крохотная часовенка уже не могла вместить большое количество паломников. Поэтому в VIII веке властями Милана (или как его называли в те времена – Медиолана) было принято решение расширить и перестроить часовню.

Позже, в конце IX века, была построена первая колокольня, которой дано было имя – Колокольня монахов (Монашеская). Спустя почти столетие, в 1099 году, церковь была почти достроена, и архитекторы придали ей черты романского стиля.

В 1144 году была построена вторая колокольня, Башня каноников (окончательно она была достроена лишь в 1889 году). Такой большой разброс по времени получился из-за того, что до этого каноникам не разрешалось звонить в колокола.

Правда, при строительстве последней колокольни случился казус: при возведении колокольной башни рухнули купол базилики и крыша, пострадала часть внутренних построек. Все службы и торжества на время были прекращены, так как базилика играла в ту пору роль главного миланского собора.

Восстановительные и реставрационные работы базилики Сант Амброджо в Милане затянулись вплоть до середины XVII века. Правда, каждый архитектор добавлял базилике черты того стиля, который главенствовал в ту пору, поэтому получилась некая смесь романского стиля, готики и барокко.

Но результат всех переделок оказался весьма неустойчивым, и к середине XIX века было принято решение провести масштабную реставрацию. Во время реставрационных работ почти все наносные украшения были сбиты, и церкви вернули ее первоначальный романский стиль, укрепив здание.

В 1921 году при церкви Сант Амброджо в Милане (в здании бывшего монастыря католиков) был открыт католический университет, целью которого была популяризация католицизма в обществе. Университет существует и сегодня, из его стен выходят обычные светские специалисты.

В 1943 году Basilica Di Sant Ambrogio значительно пострадала при авиаударах – был частично разрушен купол и полностью крыльцо у главного входа.

А знаете ли вы, что в окрестностях Милана есть красивейшее озеро Комо? На нашем сайте расскажем об этом чудесном уголке природы!

В нашем следующем обзоре вы узнаете, чем знаменит замок Сфорца, который находится в Милане, и увидите фото величественного строения.

Путешествуя по Милану, советуем обязательно посетить церковь Санта-Мария-Делле-Грацие, где находится знаменитая фреска Да Винчи — Тайная вечеря. Подробности ищите вот здесь.

Описание достопримечательности

Перед главным входом в Амвросианскую базилику расположен большой атриум (внутренний двор, куда выходят все помещения), построенный при епископе Ансперте. По всему периметру атриум окружен колоннами с высеченным каменным рельефом. Во времена набегов на город иноземных захватчиков атриум служил оборонительным укреплением.

С одной из колонн (белая колонна слева от фасада) связана легенда. На колонне имеется два небольших круглых отверстия: якобы это следы от рогов дьявола, коими он попал по колонне во время схватки. И если приложить к колонне ухо, то можно услышать дьявольский шепот.

Хотя на самом деле колонна в Средние века имела совершенно иное значение – возле нее проводился ритуал коронования императоров Римской империи. Во время ритуала будущие императоры должны были обнять эту колонну, присягая на верность Церкви.

Basilica Sant’ambrogio имеет плоский фасад, типичный для романского стиля, с лоджиями в виде арочных галерей. Несмотря на все внешние украшения, внутри форма базилики осталась нетронутой со времен своей первой постройки.

Центральная апсида украшена мозаикой, которая датируется XIII веком. Золотые мозаики на стенах и куполе изображают Иисуса и святого Амвросия.

Рельефы на стенах украшены множеством драгоценных камней и представляют сцены из жития святых, библейские сюжеты. Рельеф самого Амвросия выполнен почти в полный рост, а черты лица в точности повторяют его портрет.

Боковые мозаичные панно базилики в Милане посвящены Мартину Турскому (епископу Туры) и святому Амвросию.

Главными святынями храма считаются святые мощи – великомучеников Гервасия и Протасия, в их честь была возведена церковь, и мощи самого Амвросия, который был канонизирован после смерти. До XVIII века мощи находились в саркофаге под главным алтарем.

В ходе последней реконструкции церкви мощи были перенесены в серебряный саркофаг (одна из стен которого выполнена из прозрачного стекла), и теперь они покоятся в главной крипте. Мощи можно увидеть во время службы, когда служители поднимают стальные завесы, и за прочным стеклом прихожане могут разглядеть останки трех святых.

После службы завесы опускают на свое место. Это объясняют тем, что останки слишком священны, чтобы выставлять их на всеобщее обозрение.

Кроме этого, к числу достопримечательностей церкви можно отнести:

    Алтарь из золота (время постройки — IX век). Одна сторона алтаря повествует о годах жизни Христа (лицевая сторона), а другая – о деяниях Святого Амвросия.

Капелла святого Витторио (Сан-Витторо) с золотой мозаикой под куполом (датируется V веком).

Захоронения итальянского короля Людовика Второго и римского полководца Стилихона.

На ярмарке продаются всевозможные сувениры и безделушки, а также деликатесы местных мастеров-кулинаров. Иногда ярмарка переносится с атриума на площадь перед замком Сфорца.

День 7 декабря выбран неслучайно: именно это число в Милане считается праздником – День Святого Амвросия.

Еще больше о древнейшей базилики Святого Амвросия в Милане узнаете, посмотрев этот видеоролик:

Часы работы, стоимость билетов

Базилика открыта для посещений с 8.30 утра и до 18.30 часов.

Вход в церковь – бесплатный.

На страницах нашего сайта вы найдете краткий обзор лучших отелей Милана в центре города, и сможете подобрать подходящее место отдыха именно для вас.

Наверняка вы слышали о знаменитом оперном театре Ла Скала в Милане? Часы работы, стоимость билетов и репертуар найдете в этой статье.

Все на шопинг! О популярных аутлетах Милана — Diffusione Tessile -читайте в нашем специальном материале: https://expertitaly.ru/polezno/shoping/autletyi/diffusione-tessile.html.

Где находится, как добраться

Адрес достопримечательности: Piazza Sant’Ambrogio, 15

Сайт, на котором можно подробнее ознакомиться с информацией о церкви, ее историей, расписанием служб — http://www.basilicasantambrogio.it

Телефон для справок: +39 (02) 86450895

Доехать до базилики можно общественным транспортом:

Базилика Святого Амвросия в Милане (Basilica di Sant’Ambrogio)

  • Обновлено: 17.02.2018
  • Юлия Клаос

Базилика Святого Амвросия или Амвросианская базилика в Милане, также известная как базилика Сант-Амброджо (Basilica di Sant’Ambrogio) – одна из древнейших церквей Милана, расположенная в историческом центре города, фасадом, выходящая на одноименную площадь (Piazza Sant’Ambrogio).

История церкви Святого Амвросия в Милане

Базилика была воздвигнута святым Амвросием в 379-386 годах, в том месте, где были похоронены многочисленные мученики римских гонений, поэтому, первоначально базилика носила название базилика Мучеников (Basilica Martyrum).

Когда святой Амвросий прибыл в Милан, местные церкви находились в конфликте между арианством и Никейским символом веры. Амвросий твердо поддерживал никейскую сторону конфликта и хотел склонить северную Италию к про-Римской стороне. Отражение его видения мира нашло в проповедях и строительстве. Так, Амвросий построил три или четыре церкви, окружающие Милан, одной из которых и являлась базилика Мартирум (позже переименованная в его честь).

На протяжении столетий после строительства церкви, храм неоднократно подвергался реставрациям и реконструкциям. Предполагается, что свой нынешний вид святыня начала приобретать в 12-м веке, именно тогда здание было перестроено в романском стиле.

В августе 1943 года бомбардировки союзников сильно повредили базилику, в частности апсиду и окрестности. В результате этого было построено новое здание, окрашенное в розовый цвет, для размещения офисов аббата и музея.

Первоначально базилика находилась за пределами города Милана, но в последующие столетия город сильно разросся, так что храм стал располагаться практически в центре. Тогда же базилика стала центром религиозной жизни и общиной канонов, созданной в церкви. В 789 году в базилике был основан монастырь. Однако каноны сохранили своё сообщество, вместо того, чтобы исчезнуть. Каноны находились в северном здании, в монастыре канонов, а монахи – в двух южных зданиях. Две отдельные религиозные общины разделили базилику. В 11-м веке каноны приняли приказы и стали Канонами Регулярными. В настоящее время существуют два отдельных монашеских ордена, которые следуют различным правилам.

Амвросианская базилика и по сей день всё так же считается символом истории, веры и поклонения. Она весьма посещаема среди туристов.

Экстерьер церкви Святого Амвросия в Милане

Церковь, в основном, построена в кирпичной кладке разного происхождения и цвета, частично присутствует камень и белая штукатурка.

В базилике есть несколько входов и также выходов. Перед главным входом располагается длинный атриум, а по бокам – две башни различной высоты. Именно эти башни символизируют разделение базилики. Башня с правой стороны носит название Башня Монахов (Torre dei Monaci) и использовалась монахами, в целях призыва верующих к молитве. В то время у канонников не было своего колокола, а в монашеский им звонить не разрешалось. Так, в 12-м веке была построена вторая (левая) башня принадлежащая канонам. Именно по этой причине башня канонников выглядит более изящно, и она выше, ну а как иначе, это тоже своего рода соревнование, каждый хотел чем-то выделиться и быть лучше.

Интерьер церкви Святого Амвросия

Внутренний интерьер главного зала довольно прост, но элегантен, здесь массивные колонны и арки, а под куполом, в последнем промежутке нефа, находится пресвитерий, в центре которого расположен главный алтарь. Алтарь имеет четыре столбца и барельефы с четырех сторон, изображающие Христа со Св. Петром и Паулюсом (лицевая сторона), Св. Амвросий получает дань от двух монахов, при присутствии святых Гервасия и Протасия (тыльная сторона), святой Бенедикт получает дань уважения от двух монахов (слева), а Св. Схоластика получает дань от двух монахинь (правая сторона).

Также в главном зале можно видеть Колонну змея (colonna «del serpent»). Согласно популярной традиции на гранитной колонне, возможно, принадлежащей базилике в 4-м веке, изображена бронзовая змея. Фактически, артефакт, вероятно, византийского происхождения был создан в 11-м веке, однако точная дата неизвестна.

Поздняя колонна и фото интерьера базилики

Под алтарем расположена крипта, построенная в 9-м веке для размещения останков трех святых: Амвросия, Гервасия и Протасия. Нынешний вид склепа датируется 18-м веком. Скелеты святых до сих пор поятся в крипте, они находятся в серебряном саркофаге, и их видно через боковое стекло.

Также в базилике есть несколько капелл:

Cappella di Santa Savina (часовня Санта-Савины)

Cappella del Sarco Cuore (часовня Сарко-Куоре)

Cappella di Santa Marcellina (часовня Санта-Марселлина)

Cappella dei Santi Bartolomeo e Satiro (часовня Святых Варфоломея и Сатира)

Базилика имеет небольшой внутренний двор

В шаговой доступности от церкви можно видеть такие достопримечательности Милана как:

Храм Падших (Sacrario dei Caduti) или, как бы странно ни звучало, но монумент также носит название (оригинальное название) Храм Победы (Tempio della Vittoria). Храм был открыт 4 ноября 1928 года в связи с первой десятой годовщиной окончания Первой мировой войны и Победой над австрийцами – событием, из которого вышло одно из названий памятника.

Католический университет Святого Сердца (Universita Cattolica del Sacro Cuore). Является итальянским частным исследовательским университетом, основанным в 1921 году. Каттолика, с ее пятью аффилированными кампусами, является крупнейшим частным университетом в Европе и крупнейшим католическим университетом в мире. Главный кампус университета расположен в Милане, с аффилированными кампусами в Брешии, Пьяченце, Кремоне и Риме.

Внутренний двор университета

Часы работы базилики Святого Амвросия в Милане

При организации поездок (путешествий) пользуемся “Планировщиком поездок”, где на одном сайте собрано всё самое необходимое для идеальных путешествий: отели, квартиры, экскурсии, авиабилеты, такси, автомобили, готовые туры и т.д.

Базилика Сант-Амброджо в Милане

Базилика Сант-Амброджо — второй по величине и популярности храм Милана (после Миланского собора). Церковь определила стандарт ломбардской романской архитектуры

Базилика Сант-Амброджо, или Амвросианская базилика, была построена в 379—386 годах св. Амвросием Медиоланским на месте захоронения раннехристианских мучеников в Милане.

Заложил церковь еще сам святой Амвросий — в 379 году. Тогда, очевидно, это сооружение представляло собой всего лишь небольшую часовенку при христианском кладбище. А через 18 лет (в 397 году) св. Амвросий умер.

После смерти святого Амвросия в 397 году церковь была названа его именем. Останки архиепископа были признаны мощами, и к ним началось паломничество. В VIII веке популярность их настолько возросла, что было принято решение о расширении здания, иначе все желающие поглядеть на реликвию попросту перестали бы помещаться. Уже через столетие, при архиепископе Ансперте, базилика получила новый атриум. Его колонны были украшены рельефом, изображавшим тягостную борьбу между Богом и дьяволом. Атриум имел настолько большую площадь, что жители города использовали его в качестве оборонительного сооружения при набегах захватчиков.

В IX веке на территории базилики была возведена первая колокольня (Монашеская). В XI столетии базилике святого Амброджо была отведена ведущая роль в проведении торжеств, посвященных тысячелетию христианства. По этому случаю храм получил еще одну башню (башню Каноников). Правда, из-за работ по ее возведению крыша у базилики окончательно рухнула, и отмечать праздник стало попросту негде, ибо Сант-Амброджо как раз выполняла тогда функции главного собора. Своды и кафедру довольно быстро сделали заново, но тут снова встрял неугомонный Лодовико Моро, попросивший своего протеже Браманте подредактировать немножко базилику и прилегающий к ней бенедиктинский монастырь. Эта стройка длилась с 1492 года до середины 1650-х, но результат продержался недолго: в середине XIX века решено было все сломать, позднейшие наслоения уничтожить и явить удивленным миланцам романскую базилику во всей ее красе.

В середине XIX века была проведена масштабная реконструкция всего архитектурного комплекса церкви. Паломники и туристы могут увидеть всю красоту базилики святого Амброджо, возведенной в романском стиле. В храме находится уникальный золотой алтарь, созданный в IX столетии. На его лицевой стороне выполнен рельеф на тему жития Иисуса Христа. Тыльная сторона повествует о деяниях святого Амброджо.

На территории базилики находится архитектурный памятник V века — капелла Сан-Витторе, известная своей золотой мозаикой под куполом. Еще одной достопримечательностью является усыпальница римского полководца Стилихона (IV век). В 1921 году в помещениях монастыря был открыт католический университет, призванный популяризировать католицизм в светском обществе. В наши дни университет выпускает обычных светских специалистов.

Основные достопримечательности, на которые можно взглянуть сегодня, — это золотой алтарь IX века с житием Христа на лицевой стороне и святого Амвросия на тыльной, капелла Сан-Витторе V века с золотой мозаикой под куполом и саркофаг римского полководца Стилихона, умершего в IV веке.

Сейчас в бывшем бенедиктинском монастыре устроен Католический университет, который основали в 1921 году с целью пропаганды “католического возрождения светского общества”. С тех пор, правда, он превратился в довольно обычное учебное заведение, выпускающее вполне светских специалистов. На фото – одна из табличек на стене базилики Сант-Амброджо

Милан. Базилика Святого Амвросия и самое поразительное презепе

Современное здание базилики относится к XI-XII векам, так как прежнее пережило два пожара в XI веке

На площади Сант Амброджо перед базиликой сейчас ведутся археологические раскопки в связи с прокладкой новой линии метро. Было интересно посмотреть на работу археологов. В прошлый раз здесь была обычная небольшая площадь

Оказывается, все эти столетия горожане и гости города ходили по человеческим костям, которые мирно почивали под площадью. Вот сколько скелетов выкопали археологи. Удивительны эти города с тысячелетней историей!

Базилике предшествует просторный атриум XI века – прямоугольный двор, окруженный крытой галереей. Из атриума можно увидеть остроконечный фасад базилики и две колокольни, называемые “дей Моначи” (dei Monaci) и “дей Каноники” (dei Canonici). Просторный атриум и церковь могли в то время вместить всех миланцев, на протяжении веков церковь является духовным оплотом города

Одной из самых ярких достопримечательностей атриума и внутреннего пространства базилики являются капители колонн, которые дают нам наглядное предствление о вкусах и традициях романской средневековой архитектуры. Большинство капителей было создано ломбардскими мастерами в XI-XII веках

Тематика капителей разнообразна: символические животные, воображаемые существа, чудовища, растительные мотивы. Очень интересно рассматривать эти капители, в них есть что-то от детского творчества, образное восприятие окружающего мира

Капители характеризуются свободной композицией и высоким качеством рельефов, мастера выполняли их в технике chiaroscuro – контраста света и тени, поэтому эта резьба была широко известна среди средневековых архитекторов.

Большинство оригинальных капителей сохранилось в атриуме, тогда как капители внутри базилики в течение веков реставрировались или заменялись. Кентавр с копьем

Тема животных и охоты самая распространенная. Вот как интересно древние мастера сделали одну голову для двух плоскостей колонны, если сбоку смотреть, то будет обычный зверь, а так сиамский близнец

Веселые лев и какое-то парнокопытное как будто игрют в игру друг с другом, а не борются за жизнь. И эти копьевидные хвосты являются объединяющим мотивом разных сцен

Охотник в средневековом платье. Такая живая сцена

Центральный неф базилики. Мощи святого Амвросия и мучеников Протазио и Джервазио погребены в базилике и привлекали в город множество паломников

Внутри одной из колоколен

Фресок сохранилось немного. Один из фрагментов фрески на колонне в центральном нефе

Чудесня капитель внутри собора

И вот в солнечном свете можно увидеть ярко эту игру света и тени на резьбе капителей

Неожиданно змея украшает одну из колонн

С левой стороны нефа находится древний саркофаг Cтилихона, IV век (Sarcofago di Stilicone) – обильно украшенный символической резьбой

Флавий Стилихон был известным римским полководцем IV века и фактическим правителем Западной Римской империи при Гонории

Над алтарем можно увидеть алтарную сень (киворий) X века на четырех колоннах

Конха (полукупол) апсиды украшена мозаикой начала XIII века. В центре мозаики на троне Спас Вседержитель (Пантократор) – Христос в образе Небесного царя и Судии, а внизу эпизоды из жизни Святого Амвросия

А под киворием находится сияющий Золотой алтарь (Altare d’Oro) IX века – шедевр ювелирного искусства эпохи каролингов. Этот алтарь выполнил примерно в 835-850 монах и ювелир Воулвинио, и это один из самых древних примеров, когда мастер в Средневековье подписал свою работу, а не оставил ее безымянной

Справа от алтаря находится сокровищниц базилики, за вход в которую надо традиционно заплатить три евро. Мы не поскупились и пошли посмотреть сокровищницу, чему я очень рада, потому что именно здесь пережила невероятно момент катарсиса, когда всколыхнулись все чувства и слезы полились из глаз.

Сначала я увидела барочную боковую капеллу – к счастью, так не “украсили” всю романскую базилику

А в другой капелле сфотографировала красивую мозаику, как я тогда подумала – кто-то пытался воспроизвести здесь великие мозаики равеннских соборов, потому что очень было похоже. Но позже я узнала, что ошибалась, и эта мозаика столь же выдающаяся, как и мозаики Равенны. Вместе с другими мозаичными ансамблями V в в Италии в Риме, Равенне, Неаполе эта мозаика представляет самые ранние, немногочисленные дошедшие до нас образцы церковной живописи, относящиеся к первому веку официального христианства.

Мозаика “Золотое небо” V век покрывает купол и стены капеллы Сан Витторе, построенной над могилой мученика Виктора Мавра. Купол капеллы выложен золотой смальтой. Слева на стене в полный рост изображен святитель Амвросий Медиоланский, которому посвящена базилика, а слева и справа от него мученики Гервасий и Протасий, чьи мощи он обрел. Амвросий приказал построить эту базилику для мощей Гервасия и Протасия в 386 году, а после смерти епископа Амвросия базилика была переосвящена в Сант Амброджо. Мощи Гервасия, Протасия и Амвросия сейчас можно увидеть в крипте под церковным алтарем

Остатки фрески с коленопреклоненным ангелом, который уже мне кажется больше относится к ренессансному периоду

Четыре капители с листьями VIII в

Фрагмент мраморной мозаики IV в с агнцем, которая украшала апсиду изначальной базилики

Урна невинных работы ломбардских золотых дел мастеров 1449 года украшена серебряными барельефами и синей эмалью

На основных поверхностях сцены из жизни Христа, а по бокам францисканские и миланские святые. Святое семейство и сцена Рождества Христова

Три волхва – Мельхиор, Каспар и Бальтазар – идут поклониться рожденному Спасителю, путь им указывает Вифлеемская звезда. Эта традиция трех царей-магов с именами возникла в Средневековье и характерна для католической церкви, в православной церкви у них нет титулов, имен и конкретного количества. В другой древней церкви Милана – базилике Сант Эусторджо культ этих трех магов, так как согласно преданию в IV веке из Константинополя в Медиолан были перенесены мощи трех магов, а в начале XII века их перевезли в Кёльн

В витрине было выставлено неаполитанское презепе XVIII в – яркое, праздничное, богато украшенное, все фигурки пышут жизнью и южным солнцем

А потом я перевела взгляд на соседнюю стену и что-то щелкнуло в голове, я почувствовала странный диссонанс, которого не могла понять. Что за непонятное презепе? Почему такие изможденные и пугающие лица у фигурок? Особенно контраст был заметен после жизнерадостных розовощеких персонажей неаполитанского презепе

Что за странная фантазия? Я пялилась и не могла понять своих чувств. И даже не сразу заметила на заднем и переднем фоне колючую проволоку. Именно притягивали угловатые и суровые лица фигурок, их пугающие глаза, шерстистая овечка

И только когда я начала читать небольшой информационный листок, я поняла. Это сцена Рождества, которую создали заключенные фашистского концлагеря Wietzendorf в 1944 году. Нож бойскаута, пара маленьких ножниц, дверные петли, используемые в качестве молотка, тусклый свет маленькой лампы, на топливо для которой тратилась крохотная ежедневная пайка маргарина – при помощи таких инструментов было создано это невероятное презепе

Фигурки вырезаны из дерева, а фоном служит колючая проволока. Одежду смастерили из тех скудных запасов, которые еще оставались у заключенных, может это были памятные подарки от любимых: лоскутки серо-зеленой рубашки, кожи ягненка, полосатый хлопок от сумки с туалетными принадлежностями, обрывки рясы капеллана. Святой младенец сделан из шелкового платка. Это шедевр, который по силе эмоционального воздействия можно сравнить с Пьетой Микеланджело, я стояла, вглядывалась в эти лица, похожие на автопортреты, и слезы ручьем лились из глаз

В канун Рождества 1944 года это презепе было установлено перед импровизированным алтарем, покрытым итальянским флагом, который сохранился у капеллана Дона Коста. И служили праздничную мессу.

Очищенная эмоциональным взрывом, я вышла из сокровищницы в пронизанное солнечными лучами пространство этой древней церкви

В лучах предвечернего солнца капители заиграли новыми богатыми красками. Если в первый раз планируете ехать в Милан, рекомендую вторым или первым пунктом записывать посещение базилики Сант Амброджо, станция метро так и называется Sant’ Ambrogio.

Церкви Милана: Сан Амброджо, Санта Мария-делле-Грацие, Сан Бернардино-алле-Осса

В IV веке во времена императора Феодосия I Великого католическая религия была провозглашена государственной.
В это время видную роль стал играть епископ Амвросий. Он родился в 340 году на севере Италии в богатой и знатной римской семье.
Получив прекрасное юридическое образование, он скоро возвысился и с 370-го года занял должность консульского префекта (правителя) провинций Лигурии и Эмилии. Однажды в Медиолане (Милане) происходили выборы епископа, и между православными и арианами шли горячие споры. Амвросий явился в храм для установления порядка, но вдруг какой-то голос прозвучал: “Амвросий – епископ”.
Народ и сам император Валентин увидели в этом Божий знак. Но Амвросий был язычником, поэтому стал отнекиваться и даже скрылся из Милана.
Но в конце концов он вынужден был согласиться на единодушное избрание, принял крещение, в течение восьми дней прошел все церковные степени и был посвящен в епископа в 374 г.
Первым делом после посвящения Амвросий пожертвовал Церкви все свое огромное богатство и до конца жизни соблюдал обет нестяжательства, ведя строгий и скромный образ жизни.
Святой Амвросий боролся против арианства и язычества.
По его настоянию было вычеркнуто из императорского титула языческое звание верховного священника (Pоntifеx mаximus), жрецов и идольские капища лишили казенного содержания, был погашен священный огонь весталок и вынесена из сената статуя Победы.
Святой Амвросий не пустил в храм императора Феодосия: “Человек, проливший столько крови, не может быть в храме Бога мира.” Император возразил: “И Давид согрешил, но не лишился милости Божьей.” На что Амвросий ответил: “Ты подражал Давиду в преступлении, подражай же ему и в раскаянии”, и наложил на него епитимью для примирения с Богом и Церковью.
В 387-ом году под влиянием его проповедей уверовал и принял крещение блаженный Августин, ставший потом епископом и величайшим богословом Западной церкви.
Последние годы жизни Амвросий провел в постоянной молитве, спокойно ожидая своей кончины, которая наступила в 397-ом году.
Святой Амвросий почитается в числе величайших богословов и отцов Церкви и является святым покровителем Милана.
В его честь возвели базилику Святого Амвросия (Sant’Ambrogio), которая считается шедевром романской архитектуры.


Базилика Святого Амвросия

В ней похоронены многие христианские мученики, в том числе и сам святой Амбросий.
Современный вид базилики сформировался в IX-X вв..


Базилика Святого Амвросия


Базилика Святого Амвросия


Базилика Святого Амвросия

В конце XV века Людовико Моро Сфорца приказал построить церковь Санта Мария-делле-Грацие (Santa Maria delle Grazie), которая стала семейным мавзолеем.


Церковь Санта Мария делле Грацие.

В 1496 году Людовико поручил Леонардо да Винчи расписать храм и прилегающий к нему монастырь. До наших дней сохранилась знаменитая фреска «Тайная вечеря».

Она написана на дальней торцевой стене монастырской трапезной, создавая впечатления реальности происходящего. Обедающим монахам казалось, что фигуры, изображенные в натуральную величину сидят за соседним столом.
Леонардо да Винчи писал картину не в технике фрески, а масляными красками на стене, которая была такой мокрой, что даже в ранние времена краска начала трескаться и осыпаться.
В последующие годы положение ухудшилось, стену пришлось греть, чтобы спасти фреску.
Леонардо было 43 года, когда Людовико заказал ему «Тайную вечерю». Живописец создавал свой шедевр в течение двух лет, он постоянно носил с собой блокнот и делал зарисовки людей, чья внешность была ему интересна.
Напротив «Тайной вечери» находится фреска «Распятие» работы Донато Монторфано. К сожалению, трапезная была сильно повреждена и семейные портреты работы да Винчи уничтожены. На них были изображены Людовико, его дети Массимилиано, Франческо, а также супруга Беатриче д’Эсте, умершая в возрасте 22 лет при родах и похороненная в этой церкви.

Для того, чтобы увидеть “Тайную вечерю» билеты нужно заказывать заранее на сайте http://www.vivaticket.it.

Непримечательная снаружи церковь Сан Бернардино-алле-Осса (San Bernadino alle Ossa) находится на площади Санто Стефано.
История этой церкви начинается с близстоящей древней базилики Санто Стефано Маджоре (Santo Stefano Maggiore), в XII веке здесь находились госпиталь и кладбище. В то время постоянно вспыхивали эпидемии чумы и свирепствовали другие болезни, голод и бесконечные войны косили людей. Мест на кладбище перестало хватать, тогда кости стали складывать в специально построенную для этих целей комнату, а в 1269 году сбоку пристраили церковь.
Так все и продолжалось до 1642 году, когда рухнула ветхая часовня. Тогда церковь была реконструирована архитектором Джованни Андреа Биффи, из комнаты, в которой хранились кости, была сделана костница (оссуарий), т.е. часовня, украшенная людскими черепами и костями. Больные приходили сюда к умершим молиться в надежде, что через них их молитва дойдет до адресата быстрее.
Подобные костницы обычное дело для Испании, есть они и в Чехии, но для Италии костницы не типичны.


Церковь Сан Бернардино алле Осса


Церковь Сан Бернардино алле Осса


Церковь Сан Бернардино алле Осса

Читайте также

Монументальное кладбище Милана (Cimitero Monumentale di Milano).
Музей под открытым небом с великолепными скульптурами, создающими завораживающее зрелище.

Читайте далее: