Церковь сан аполлинаре ин классе в равенне

История византийской живописи

← Ctrl пред.

Содержание

след. Ctrl →

IV. Эпоха Юстиниана и VII век (527–730)


[IV.7. Равенна: Сант Аполлинаре ин Классе, Санта Агата Маджоре, Сан Микеле ин Аффричиско и поздние мозаики доиконоборческого периода]

¦ Церковь Сант Аполлинаре ин Классе была начата постройкой при архиепископе Урсицине (533–536) и освящена 9 мая 549 года архиепископом Максимианом (табл. 61) 36 . И эту постройку финансировал Юлиан Аргентарий. Сохранившиеся мозаики относятся к различным эпохам: к середине VI века принадлежат композиция конхи, четыре фигуры епископов между окнами апсиды и две пальмы и две фигуры архангелов на триумфальной арке, ко второй половине VII века — Передача привилегий Константином IV архиепископу Репарату и Жертвоприношения Авеля, Мельхиседека и Авраама по краям апсиды, к IX веку — украшающие верхнюю часть триумфальной арки медальон с полуфигурой Христа между четырьмя символами евангелистов и символизирующие апостолов двенадцать агнцев, выходящие из стен двух градов, Иерусалима и Вифлеема, к XI (?) веку — две полуфигуры апостолов в нижнем регистре триумфальной арки. Наиболее значительными являются мозаики середины VI века, которым присущи высокие декоративные качества.

Конху украшает необычная композиция. Здесь мы видим Преображение, которое дано в абстрактной редакции: фигура Христа заменена большим крестом, заключенным в медальон. По сторонам парят на облаках полуфигуры пророков Моисея и Илии, а наверху представлена Десница божья. Несколько ниже, посреди деревьев, изображены три агнца, символизирующие апостолов Петра, Иакова и Иоанна. Еще ниже, под медальоном с крестом, расположена монументальная фигура св. Аполлинария. Он стоит с воздетыми кверху руками, в позе оранта; с обеих сторон к нему подходят по шесть агнцев, это — двенадцать апостолов. Фигура Аполлинария и агнцы четкими силуэтами выделяются на светло-зеленом фоне пейзажа с рассаженными в два ряда деревьями. Здесь выбраны те породы деревьев (лавр, олива, пиния, кипарис), которые сохраняют свой зеленый убор круглый год. Тем самым пейзаж намекает на вечную жизнь мученика Аполлинария, чей триумф как бы перекликается с триумфом Христа, символизированного золотым крестом на синем, усыпанном звездами фоне. Отдельные элементы этой своеобразнейшей композиции восходят к декорациям палестинских мартириев. Но они объединяются здесь в композицию столь монументального размаха, что обретают в новом контексте новую жизнь.

Мастера, работавшие в Сант Аполлинаре ин Классе, близки тем мастерам, которые исполнили мозаики пресбитерия в Сан Витале. И у них мы наблюдаем тягу к упрощенным формам и к излишне ярким цветовым сочетаниям. Этому сопутствует снижение качества рисунка и вялая трактовка карнации, в которой заметно уменьшается количество тональных оттенков. В лицах и светлых одеждах мозаичисты все чаще прибегают к мрамору, что приводит к оплощению форм. Особенно ясно это сказывается на фигурах епископов Севера, Экклесия, Урса и Урсицина, в меньшей степени на фигурах архангелов, выполненных более одаренным мастером.

Около середины VI века в Равенне были созданы еще два памятника мозаического искусства: погибшая мозаика апсиды Санта Агата Маджоре (восседающий на троне между двумя ангелами и искаженные до неузнаваемости рядом повторных реставраций мозаики церкви Сан Микеле ин Аффричиско, перенесенные в 1851 году в Берлин, где они теперь . Заново реставрированные в 1951–1952 годах, мозаики дают представление лишь об их первоначальной иконографической схеме.

Церковь Сан Микеле ин Аффричиско была основана в 545 году вездесущим Юлианом Аргентарием вместе с его зятем Бакауда и освящена в 547 году архиепископом Максимианом. Конху апсиды украшает фигура стоящего между двумя ангелами Христа. Правой рукой Христос опирается на крест, в левой — держит раскрытую книгу с надписями: Qui videt Me, videt et Patrem и Ego et Pater unum sumus. Эти слова из Евангелия от Иоанна (XIV, 9 и Х, 30) использовались противниками арианской ереси как один из главных аргументов в пользу доказательства равенства Бога-Отца и Сына. Поэтому они более чем уместны на мозаике, возникшей вскоре после изгнания вестготов из Равенны. Христос здесь выступает в образе победителя и триумфатора. Почва усеяна белыми лилиями, символизирующими невинные души, и красными цветами, символизирующими кровь мучеников, пролитую за Христа. По краю конхи идет декоративный пояс с изображениями Агнца (новый) и двенадцати голубей, которые символизируют апостолов. На триумфальной арке запечатлено
¦ апокалипсическое видение: сидящий на троне Христос (новый) между архангелами Рафаилом и Уриилом и шестью трубящими ангелами (все фигуры справа новые). Ниже находились несохранившиеся изображения святых врачей Косьмы и Дамиана, чей культ был занесен в Равенну из Константинополя (им приписывалось чудесное исцеление Юстиниана от смертельной болезни). В этих мозаиках бросается в глаза усиление догматического начала, что нельзя не поставить в связь с воздействием византийской иконографии. Но стиль мозаик чисто местный. Даже учитывая позднейшие искажения и доделки, приходится все же признать, что здесь подвизались мало искушенные мастера, работавшие в довольно примитивной манере.

Как уже отмечалось, при епископе Аньелло (556–570) были переделаны мозаики Сант Аполлинаре Нуово, когда сюда введены две фризовые композиции с процессиями святых мучеников и мучениц. Эти новые мозаики, неоднократно получавшие преувеличенно высокую художественную оценку, в действительности свидетельствуют о нарастающем упадке мозаического искусства Равенны. Несмотря на то, что мученицы облачены в роскошные одеяния византийских патрицианок, их фигуры кажутся скучными и однообразными. В трактовке лиц, мотивов движения, силуэтов есть нечто стереотипное. Еще схематичнее фигуры мучеников. Их лица лишены всякой индивидуальной окраски, одеяния ложатся жесткими, мало ритмичными складками. Здесь наблюдается дальнейшее развитие тенденций, которые впервые наметились в мозаиках Арианского баптистерия.

Самые поздние из мозаик Равенны доиконоборческого периода — групповой портрет и Жертвоприношения Авеля, Мельхиседека и Авраама в Сант Аполлинаре ин Классе. Обе эти мозаики свидетельствуют о явном творческом оскудении. Их композиции восходят к мозаикам Сан Витале, причем все здесь огрублено и оплощено. Групповой портрет, сильнейшим образом пострадавший от времени и почти наполовину дописанный темперой, изображает византийского императора Константина IV Погоната с братьями Ираклием и Тиверием; император передает привилегии архиепископу Репарату (671–677), около которого стоит другой известный поборник независимости равеннской церкви от Рима — архиепископ Мавр. Этот портрет, имевший чисто политические цели, не вносит ничего нового по сравнению с тем, что мы находим в известной мозаике из церкви Сан Витале.

В целом мозаики Равенны образуют довольно замкнутую стилистическую группу, хотя они и отразили различные периоды в истории города. Если в IV веке равеннское искусство тяготело к Риму и Милану, в V веке оно стало завоевывать себе самостоятельное место. С появлением вестготов начался процесс варваризации равеннской монументальной живописи, послуживший одной из причин ее сближения с художественной культурой Востока (Сирии . С захватом Равенны византийцами в 540 году этот процесс был частично приостановлен. Но только частично, поскольку в дальнейшем он стал нарастать, что привело некогда славную школу к полному упадку.

Допуская сильные византийские влияния на равеннских художников в пятом десятилетии VI века, мы все же не должны их переоценивать. Равеннские мастера имели настолько большие и старые традиции, что они перенимали из Византии в гораздо большей мере иконографические типы, чем художественные приемы. Отголоски константинопольской живописи можно отметить лишь в Мавзолее Галлы Плацидии и в Сан Витале. Но и в данном случае приходится говорить скорее об отголосках, чем о непосредственной работе заезжих греческих мастеров (если только действительно один из них не принимал участия в исполнении мозаик Мавзолея). Все же остальные памятники Равенны лежат в стороне от путей развития константинопольской живописи. Это произведения местной школы со своим ярко выраженным местным колоритом.
¦

Церковь сан аполлинаре ин классе в равенне

Базилика была заложена епископом Урсицином во второй четверти VI века на месте захоронения Аполлинарий Равенского. Строительство велось на средства греческого ростовщика Юлиана Аргентария (который финансировал также строительство другой равеннской базилики — Сан-Витале). Церковь была освящена 9 мая 549 года епископом Максимианом. [2] Главной реликвией церкви являются мощи святого Аполлинария, обнаруженные в ходе строительства. В 856 году из-за угроз вражеских набегов их перенесли внутрь городских стен в базилику Сант-Аполлинаре-Нуово. [3] В 1748 году мощи вернулись в базилику, их поместили в главном алтаре храма, а не в крипте где они изначально находились.

В течение VI—IX веков было создано мозаичное убранство базилики. В X веке к ней были пристроены придел, нартекс и ротонда-колокольня. После разграбления Равенны венецианцами в 1449 году первоначальные мозаики сохранились только в апсиде.

Архитектурные особенности

Построена из тонкого обожжённого кирпича (48 х 4 см.), скреплённого раствором, белые полосы которого достигают в толщину 4-х см. Фасад декорирован ломбардской аркатурой: между плоскими пилястрами расположены небольшие двойные арки. Свет в здание проникает через высокие полукруглые окна фасада и многочисленные окна центрального и боковых нефов. Центральный неф завершает пятигранная апсида с пятью окнами, снаружи к ней примыкают прямоугольные пастофории (вспомогательные богослужебные помещения). Апсида приподнята над уровнем пола центрального нефа, к ней ведёт широкая лестница, построенная в 1723 году (отреставрирована в 1909 году).

Размеры базилики составляют 55,58 на 30,3 метра. Внутренне пространство разделено на три нефа. Центральный неф обрамляет колоннада из 12 колонн в каждом ряду. Они установлены на квадратные базы и увенчаны композитными капителями византийской работы с развевающимися ажурными листьями в форме бабочек. Серый мрамор с белыми прожилками для колонн был привезён из каменоломен горного массива Гиметт (Греция) или острова Проконессос (Мраморное море). [4] Колоннада поддерживает аркаду над которой в медальонах в хронологическом порядке помещены фресковые изображения равеннских епископов, сделанные в XVIII веке. Нижний уровень стен базилики был изначально облицован мрамором, который был снят в XV веке по указанию Сиджизмондо Малатеста и использован при строительстве храма в Римини. [5] На полу базилики сохранились фрагменты оригинального наборного мозаичного пола.

К базилике пристроена цилиндрическая колокольня высотой 37,5 метров и диаметром 6,17 метров. Она является типичной равеннской кампанилой: оконные проёмы имеют прогрессию створок — от одной до трёх.

Внутреннее убранство

Базилика украшена самыми поздними из равеннских мозаик юстиниановского периода (середина VI века), сохранившимися в её апсиде. Прочие мозаики были созданы во второй половине VII и IX веках. Академик В. Н. Лазарев отмечает:

Мастера, работавшие в Сант Аполлинаре ин Классе, близки тем мастерам, которые исполнили мозаики пресбитерия в Сан Витале. И у них мы наблюдаем тягу к упрощенным формам и к излишне ярким цветовым сочетаниям. Этому сопутствует снижение качества рисунка и вялая трактовка карнации, в которой заметно уменьшается количество тональных оттенков. [2]

Как отмечают исследователи, мозаики Сант-Аполлинаре-ин-Классе отражают появившуюся в послеюстиниановскую эпоху тенденцию фронтального изображения фигур при которой происходит отказ от передачи каких-либо движений и поворотов. [6] Мозаики Сант-Аполлинаре-ин-Классе, как и базилики Сан-Витале не представляют события священной истории в их исторической последовательности, они имеют своей целью иллюстрацию догматического учения церкви, раскрываемого через символизм Священного Писания. [7] Несмотря на использование в мозаиках цветного стекла, смальты, золота и полудрагоценных камней, для лиц и светлых одежд использован мрамор, что привело к появлению более плоских форм. Это особенно заметно в мозаиках с изображением равеннских епископов между окнами апсиды.

Искусствовед Павел Муратов в 1911 году писал о базилике:

Эта церковь во многом напоминает базилику Сан Аполлинаре Нуово. В ней также имеются мозаики, но только не на стенах главного нефа, а в алтарной апсиде. Эти мозаики исполнены позднее, чем все в Равенне, и здесь это искусство не стоит на такой высоте, как в Мавзолее Галлы Плацидии или даже в Сан Витале. Кроме того, здешних мозаик сильно коснулась реставрация, сделавшая сомнительными многие их части. [8]

В центральном нефе базилики на возвышении расположен большой алтарь, посвященный Деве Марии, он был создан в XI веке с использованием материалов алтаря VI века. На нём находится мемориальная доска XVIII века, сообщающая без каких-либо исторических подробностей, что мощи святого Аполлинария были обнаружены именно на этом месте. На стене правого нефа имеется мемориальная доска в память о посещении базилики папой Иоанном Павлом II 11 мая 1986 года. [9]

Мозаики апсиды

Конха

В конхе апсиды помещена мозаика с необычной для византийского искусства сценой Преображения Господня. В ней Иисус Христос аллегорически олицетворён крестом, украшенным драгоценными камнями, и заключённым в тёмно-синюю мандорлу, усыпанную золотыми шестиконечными звёздами. Лишь в пересечении ветвей креста помещён небольшой медальон с образом Христа. Над крестом помещён акроним ΙΧΘΥC, по сторонам поперечной ветви креста греческие буквы Α и Ω, а у подножья креста латинская надпись SALUS MUNDI — «Спаситель мира».

Присутствовавшие, согласно евангельскому описанию, при этом событии апостолы Пётр, Иоанн и Иаков изображены в образе агнцев, предстоящих кресту. Выше в облаках помещена благословляющая десница Бога Отца и полуфигуры пророков Моисея и Илии, протягивающих свои руки к кресту.

Сцена Преображения помещена в центре райского сада, полного деревьев и цветов. В его центре помещена фигура святого Аполлинария в позе оранта с воздетыми к небу руками. По сторонам от фигуры святого находятся 12 белоснежных овец (по шесть с каждой стороны от фигуры святого), отделённых друг от друга кустами белых лилий. Ряд исследователей считают овец символическим изображением двенадцати апостолов, а другие — образом паствы Аполлинария, бывшего епископом Равенны. [10]

Академик В. Н. Лазарев отмечает, что данная композиция символически намекает на вечную жизнь священномученика Аполлинарий, чей образ под крестом должен показать, что триумф Аполлинарий перекликается с триумфом самого Христа. [2] Источником подобной композиции он считает палестинские мартирии.

Святой Аполлинарий Крест в мандорле Медальон с образом Христа

Стены

Между окнами апсиды помещены мозаичные портреты епископов Равенны, бывших приемниками святого Аполлинария: Экклесия, Севера, Урсуса и Урсицина. Они изображены в одинаковых одеждах, держащими в руках Евангелие. Каждая фигура помещена в небольшую арку с белоснежными занавесями. На боковых стенах помещены две крупные мозаики:

Изображены три сюжета из библейской истории: «Жертвоприношение Авраама», «Жертвоприношение Авеля» и «Жертвоприношение Мельхиседека», которые являются символическим намёком на крестную смерть Христа. Все персонажи помещены вокруг одного алтаря к которому они принесли свои жертвы, из облаков видна благословляющая десница Бога. Вся композиция окружена триумфальной аркой, увенчанной двумя орлами, на заднем плане помещена полураскрытая порфировая занавесь.

  • Дарование привилегий равеннской церкви

Император Константин IV в окружении вельмож и священнослужителей вручает диакону равеннской церкви Репарту, представляемому ему архиепископом Мавром, свиток с латинской надписью PRIVILEGIA. Фигуры одеты в богатые византийские одежды, украшенные таблионами, слева от центра расположены представители светской власти во главе с императором, а справа священнослужители в литургических облачениях. Головы императора, его сына Юстиниана II и жены Анастасии окружены нимбами, что отражает византийскую традицию отмечать таким способом царствующих особ. [11] Мозаика выполнена по аналогии со знаменитым портретом императора Юстининана в базилике Сан-Витале. Изображение также выполнено как фриз и отличается фронтальной композицией.

Мозаики фронтона

Фронтон «триумфальной арки», отделяющей апсиду от центрального нефа, украшен поздней мозаикой VII века (ряд искусствоведов датируют их IX веком). В центре композиции в медальоне помещено изображение Христа-Пантократора, держащего в руках Евангелие, его глаза широко раскрыты, лоб нахмурен, голова окружена крестчатым нимбом. К нему на фоне тёмно-синего неба движутся символы евангелистов, держащие в руках написанные ими евангельские книги. Ниже помещены 12 овец, символизирующих апостолов. Они выходят на встречу Иисусу из ворот двух городов: Иерусалима и Вифлеема.

Паруса арки украшены изображениями плодоносящих пальм на фоне тёмно-синего неба. Эти мозаики являются самыми старыми из украшений фронтона (середина VI век). [2] К этому же периоду относятся помещённые на столбах арки образы архангелов Михаила и Гавриила в одеждах византийских сановниках. Они держат в руках хоругви с литургической формулой божественного славословия: «свят, свят, свят» (греч. Ἅγιος, Ἅγιος, Ἅγιος ). Под изображениями архангелов помещены фигуры евангелистов Матфея (слева) и Луки (справа).

Крипта

Расположена под главным алтарём базилики. Она ограничена стенами апсиды и двумя боковыми перегородками, в которых находятся лестницы для спуска вниз. Крипта, служившая хранилищем мощей святого Аполлинария была заброшена после того как в 856 году они были перенесены в базилику Сант-Аполлинаре-Нуово. В крипте осталась пустая рака для мощей, которую обновили в 1511 году. Однако после возвращения мощей в базилику не стали использовать и поместили их в алтаре. [12] В примыкающих к крипте пластофориях устроены капеллы. В одной из них, посвящённой местночтимому святому Еливкадию сохранилась мраморная сень над престолом, созданная в начале IX века.

Саркофаги

От медленных лобзаний влаги Нежнее грубый свод гробниц, Где зеленеют саркофаги Святых монахов и цариц.
Александр Блок, «Равенна»

В боковых нефах базилики находятся 10 средневековых саркофагов очень хорошей сохранности [13] , часть из которых принадлежит равеннским епископам. [14] Из них особо выделяются:

  • гробница епископа Феодора (ум. в 688 году), богато декорированная виноградными лозами, павлинами, голубками и монограммами Христа;
  • «саркофаг двенадцати апостолов» — украшен композицией с изображением на лицевой панели Иисуса Христа сидящего на троне посреди шести апостолов. Апостолу Павлу Иисус вручает свиток, апостол Пётр держит в руках ключи, а на плече крест, у остальных апостолов в руках мученические венцы. На торцах саркофага помещены фигуры остальных апостолов;
  • саркофаг архиепископа Грациозия (ум. в 788 году) рядом с которым на стена сохранилась надпись середины VI века рассказывающая о истории постройки базилики и мощах святого Аполлинария:

В этом месте находилась рака блаженного Аполлинария священника и исповедника со времени [как он] почил, [которая по воле] блаженного Максимиана епископа перенесена и водворена в базилике, которую Юлиан Аргентарий от основания построил и [которая] посвящена этим же мужем праведнейшим в 7-й день майских ид 8-года [после] консульства Василия младшего.

In hoc loco stetit arca beati Apollinaris sacerdotis et confessoris a tempore transitus sui usque dia e qua per virum beatum Maximianum episcopum translata est et introducta in basilicam quam Iulianus Argentarius a fundamentis aedificavit et dedicata ab eodem viro beatissimo die VII >[15]

Благодаря этим сведениям была установлена точная дата освящения храма — 9 мая 549 года;

  • безымянный саркофаг с изображением креста, водружённого на арочную конструкцию, напоминающую изображение палат Теодориха в базилике Сант-Аполлинаре-Нуово;
  • саркофаг епископа Феликса (ум. в 723 году), переделанный из языческой гробницы, его скудное украшение свидетельствует об упадке в этот период равеннского искусства.

Сант-Аполлинаре-Нуово

Сант-Аполлинаре-Нуово (Sant’Apollinare Nuovo)

Сант-Аполлинаре-Нуово – красивая раннехристианская базилика, сохранившаяся в итальянском городе Равенне. Церковь возвели в V-VI веках, когда город являлся столицей остготского королевства, и с 1996 года включили в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Сэкономь на путешествии!

Видео: Сант-Аполлинаре-Нуово

Основные моменты

Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово пользуется большой популярностью у туристов. Путешественники из разных концов Италии и зарубежных стран приезжают сюда, чтобы увидеть прекрасно сохранившиеся византийские мозаики V-VI веков. Некоторые из них были созданы во время правления остготского короля Теодориха Великого, а другие – при императоре Византии Юстиниане I.

Мозаики размещены в три яруса. Самые древние сюжеты в Сант-Аполлинаре-Нуово посвящены тринадцати сценам чудес, описанных в Новом Завете, а также тринадцати сюжетам Страстей Христовых. На этих мозаиках можно увидеть вид порта Классе. Несмотря на явные различия в технике, специалисты считают, что все мозаики выполнялись в одно и то же время, но делали их разные мастера. В XIX веке реставраторы по своему усмотрению подписали старинные мозаичные образы и кое-где совершили ошибки. По мнению современных исследователей на мозаике, подписанной «Юстиниан», на самом деле изображен король остготов Теодорих.

Более поздние мозаичные сюжеты, выполненные в период правления императора Юстиниана I, находятся на стенах центрального нефа. Они изображают процессии христианских мучеников и дев. Примечательно, что все святые на этих мозаиках одеты в одежды белого цвета, которая подчеркивает их святость.

Для посетителей двери базилики Сант-Аполлинаре-Нуово открыты: в ноябре-феврале – с 10.00 до 17.00, в октябре и марте – с 9.30 до 17.30, а в апреле-сентябре – с 9.00 до 19.00.

История храма

Сант-Аполлинаре-Нуово строили с 493 по 526 годы в качестве дворцовой базилики правителя остготского королевства Теодориха. Первоначально храм посвятили Христу Спасителю. Он стоял рядом с королевским дворцом, руины которого были найдены во время археологических раскопок, проведенных в начале прошлого века.

После того, как Равенну завоеван Юстиниан I, все храмы в городе передали православным. В 561 году базилику посвятили Святому Мартину – почитаемому верующими епископу Тура. Тогда же часть мозаик храма по указанию папы Григория Великого зачернили и заложили, а на освободившихся стенах выложили новые. Причиной этого было желание Юстиниана I уничтожить память о прежних правителях итальянского города.

Свое современное название храм получил в IX столетии, после посвящения Святому Апполинарию, который являлся первосвященником Равенны. Это произошло в 856 году, когда сюда из храма Сант-Аполлинаре-ин-Классе перенесли его мощи. Слово «Нуово» в названии церкви означает «новая». В середине XVIII столетия мощи вернули на прежнее место, но за «новой» церковью осталось и имя, и посвящение.

В IX-X столетиях к храму пристроили высокое здание колокольни, а в XVI веке – живописный портик из мрамора. Тогда же поднялись грунтовые воды, и церковный пол вынуждены были поднять на 1,2 м. После проведенной реконструкции большая часть оригинальных напольных мозаик, выложенных во времена Византии, была безвозвратно утрачена. В XVII веке произошла еще одна масштабная переделка – старый потолок базилики заменили на кессонный.

Особенности архитектуры и интерьеров

Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово и ее интерьеры почти не претерпели изменений с момента постройки. Архитектура этой церкви напоминает другие остготские и лангобардские храмы. Трехнефная кирпичная базилика имеет размеры 42 на 21 м. Внутри она поделена рядами колонн коринфского ордера. Мраморные колонны стоят далеко друг от друга, поэтому создается впечатление, что боковые нефы имеют единое пространство с центральной, самой объемной частью базилики.

Стены храма разделены пилястрами и живописными двойными окнами, а его фасад украшает аккуратный мраморный портик. Колокольня похожа на другие равеннские кампанилы. Она имеет цилиндрическую форму и поднимается на высоту 38 метров.

С XVIII века внутри церкви Сант-Аполлинаре-Нуово существует 8 капелл. В часовне, находящейся рядом с главным алтарем, хранится статуя Святого Антония Падуанского, которую периодически используют для церковных процессий. Другая капелла посвящена памяти воинов, павших во время Первой мировой войны. Она декорирована фресками и памятными досками, на которых высечены имена не вернувшихся с полей сражений солдат и офицеров.

Кроме мозаик, от первоначальной базилики сохранилось несколько резных элементов декора. Это вырезанные из камня сень и престол, византийский амвон, а также христианский крест, павлин и виноградная лоза, расположенные на преграде возле престола.

Как добраться

Сант-Аполлинаре-Нуово находится в Равенне, на улице Via di Roma, 53. От городского железнодорожного вокзала до базилики за 5 минут можно дойти пешком.

feuf

Рядом с базиликой Сан-Витале находится Национальный музей Равенны. Он интересен и сам по себе, и в нем можно обзавестись музейной картой Романьи. На Сан-Витале пять мест с мозаиками Равенны, которые можно посетить по абонементу, заканчиваются. Но это ведь не все интересные места Романьи, где хотелось бы побывать?

Национальный музей Равенны какими-то мегашедеврами похвастаться не может. В основном это артефакты, найденные при раскопках и живопись из местных церквей и монастырей. Некоторое время там находился золотой панцирь Теодориха и найденная в Сан-Франческо золотая отделка саркофага, но их украли, и потом они так и не были найдены.

Сейчас самым ценным там является цикл из 8 фресок, выполненных Пьетро да Римини в 1320-40 годах. Фрески сняты из бывшей равеннской церкви святой Клары.

Впрочем, из остального некоторые предметы притягивают взгляд даже не представляя ни художественной, ни исторической ценности. Но например, в мальчике с собачкой I века нашей эры, многие, у кого есть дети и мелкие животные, увидят что-то до боли знакомое. За двадцать веков ничего не поменялось.

Хотел для сравнения заснять такую же композицию с младшей дочерью и нашим котом, но тот почувствовал что-то неладное, сбежал, забился под ванну и заунывно оттуда выл.

Забавный медальон времен Римской империи с целующимися лебедями, спутавшимися своими шеями.

Заботливо сохраненный интерьер средневековой аптеки.

Естественно, есть там и современное искусство, встроенное в общую экспозицию, как это сейчас принято. В данном случае это были бетонные волки “ходящие” по залам одной из секций музея.

С музейной картой можно продолжить знакомство с мозаиками Равенны, а ближайшее место это Дом ковров из камня (Domus dei tappeti di pietra). Что интересно, чтобы туда попасть, нужно пройти через церковь Святой Ефимии.

Дальше нужно спуститься в подвал, где выставлены древнеримские мозаики. Про подвал это не шутка, у этого музея есть предыстория. Когда на этом месте строили подземный гараж, на глубине 5 метров обнаружили древнеримские мозаики причем очень и очень немало – 700 квадратных метров. Надо ли говорить, что в итоге жители окрестных домов остались без подземного гаража, зато теперь у них есть музей.

Те мозаики, к которым сложно подобраться, выставлены там отдельно, чтобы их было удобно рассмотреть (а на полу их заменили копиями, как практикуется в Помпеях и Геркулануме)

История с гаражом в общем-то типична для Италии. В центре городов многие здания стоят на античных фундаментах, а зачастую и стены имеют античные же.

В итоге, любое строительство превращается в лотерею: то ли получится гараж или торговый центр, то ли очередной музей.

Из объектов Всемирного наследия в Равенне у нас оставался непосещенным Арианский баптистерий, и мы к нему направились. Он находится чуть в стороне от улицы, ведущей от Пьяцца-дель-Пополо к вокзалу, и мы пошли параллельно ей. Там внезапно набрели на городскую башню. Таких много в Болонье, но оказывается башнестроительство докатилось и до Равенны. Впрочем там башни строили богатые семьи, занимаясь практической фоллометрией, а тут это городская сторожевая башня.

Арианский баптистерий – это более позднее сооружение, нежели баптистерий Православных. Поскольку завоевавшие Италию остготы, как и их правитель Теодорих, были последователями арианства, то в Равенне в VI веке появился ряд культовых сооружений, относящихся к этому течению. В VI веке при Юстиниане баптистерий переосвятили, и он стал ораторием Девы Марии. Мозаики при этом уничтожать не стали, поскольку они не противоречили канону и, в целом, сюжетно повторяли мозаики баптистерия Православных.

Внешне это почти такое же неприметное восьмиугольное кирпичное сооружение как и Баптистерий православных. Собственно по его образу и подобию он и создавался.

В мозаике купола также видно влияние того более раннего образца. В особенности, в центральной сцене крещения. Тут тоже присутствует обнаженный Иисус, персонофикация реки Иордан и голубь в фас – олицетворение Святого духа.

Из интересного: на руках апостолов можно увидеть перчатки. По древнеримским традициям дары нужно подносить именно так. Ах да, Древнего Рима уже 50 лет как нет, и Италией правят остготы. Только эти готы, вы лице своей правящей верхушки, получили хорошее римское или византийское образование, да и население, в общем-то, тоже пока еще сохраняло приверженность к тем пластам культуры.

Кстати, то на что я обратил внимания, разбирая фотографии из поездки. Мозаики Равенны, без сомнений, потрясающие. Но чисто технически, если их сравнивать с фресками из Помпеев и Геркуланума, видно, что даже в позднеримский период наблюдается значительная деградация в художественном плане. А ведь Помпеи – это глухая провинция, хоть там и отдыхали римские патриции, и зачастую росписями занимались аналоги современных Равшана и Джамшута.

Теперь можно и в мавзолей Теодориха. По дороге к нему находится форт Бранчалеоне, построенный венецианцами в 1457 году.

Сейчас внутри его находится городской парк, где организмы, измученные Всемирным наследием, могут отдохнуть после очередного дня беготни по Равенны. Во всяком случае мы этой возможностью воспользовались на пути обратно.

От форта нужно пересечь по мосту железнодорожные пути, и попадаешь в парк, где находится мавзолей Теодориха. На мосту, нас встретил образец местных граффити.

Готский король озаботился своим загробным существованием еще при жизни. Так что изображение Теодориха с моделью мавзолея в руках, вполне оправдано исторически.

Сооружение с инженерно-архитектурной точки зрения довольно продвинутое. Например купол – это цельный кусок известняка. Впрочем, разово, построить что-то выдающееся могли и более примитивные культуры, а тут фактически Римская империя, хотя и с другой администрацией, плюс Византия под боком.

Саркофаг из порфира, похожий на ванну. Иногда оно так и делалось: брали античную ванну и превращали в саркофаг.

Арочный потолок на нижнем ярусе. В целом там довольно аскетично, хотя сооружение само по себе весьма интересно.

Еще одна интересная базилика находится за городской чертой Равенны в городке Классе. Когда-то там находился порт Равенны. Из Равенны туда можно доехать на автобусе или на электричке. Мы этот визит совместили с поездкой в сафари-парк Равенны, который находится чуть дальше Классе.

Из-за набегов пиратов утратил значение как порт Равенны, но в период расцвета город был весьма большим и богатым, и часть памятников Равенны периода после падения Римской империи находится там. Одним из таких сооружений является базилика Сант-Аполлинаре-ин-Классе.

Из старых базилик Равенны она является самой новой – ее заложили при Юстиниане в честь местного святого – епископа Аполлинария. Финансировал строительство все тот же греческий ростовщик – Юлиан Аргентарий, на средства которого строилась церковь Сан-Витале.

Внутри, в апсиде сохранились мозаики юстинианского периода. Раньше их было больше, но часть была утрачена в середине XV века, когда Равенна была захвачена и разграблена венецианцами.

Главной реликвией церкви являются мощи святого Аполлинария, обнаруженные в ходе строительства. В IX веке из-за набегов пиратов их перенесли внутрь городских стен в базилику Сант-Аполлинаре-Нуово, а в середине XVIII века вернули обратно. Сейчас они помещены в главный алтарь.

В апсиде находятся две большие мозаики: “Дарование привилегий равеннской церкви” с портретом императора Константина IV в центре.

. и “Ветхозаветные жертвоприношения”, где вокруг одного алтаря объединяются три сюжета: Жертвоприношение Авеля, Жертвоприношение Авраама и Жертвоприношение Мельхиседека, которые являются символическим намёком на крестную смерть Христа.

В конхе (купольной части апсиды) аллегорически изображена сцена Преображения Господня, где Иисус символически олицетворен крестом с его портретом в центре. Ниже сам Аполлинарий и 12 овец, которые олицетворяют то ли паству, то ли апостолов.

В боковых нефах стоят несколько древних саркофахов, из которых одним из самых выдающихся является мраморный «саркофаг двенадцати апостолов».

В паре мест сохранились изначальные полы с оригинальными мозаиками.

Снаружи стоит, нет не памятник Юлию Цезарю, хотя и похож, а императору Константину.

Наш маршрут (впрочем, тут несколько заходов получилось).

Мозаики Равенны: сокровища старого города

  • Многие раннехристианские храмы Равенны находятся в списке всемирного наследия ЮНЕСКО. Несмотря на внешнюю простоту, старинные церкви этого города просто восхищают своим внутренним убранством. Попадая внутрь каждой из них, взору открывается невероятная картина, залитая золотым божественным светом, озаряющим все вокруг. Мозаики Равенны настолько совершенны и прекрасны, что глядя на них, в буквальном смысле слова перехватывает дух!

    Ниже мы расскажем вам о самых красивых церквях Равенны, мозаики которых обязательно стоит увидеть.

    Базилика Сан Витале в Равенне и ее ослепительные мозаики

    Базилика Сан Витале в Равенне, посвященная Святому Виталию Миланскому, была построена в середине VI века по воле епископа Экклесия. Здание представляет собой типичную равеннскую архитектуру, сочетающую в себе элементы римской (форма купола и порталов, башни) и византийской архитектуры (полигональная абсида, капители). Сегодня базилика Сан Витале находится под защитой ЮНЕСКО и это не удивительно. Красивейшие мозаики, украшающие ее интерьер, представляют собой ценнейший образец византийского искусства.

    Базилика Сан Витале находится на Via Argentario, 22.

    Мавзолей Галлы Плацидии и мозаики императорской усыпальницы

    Мавзолей Галлы Плацидии (на ит. Mausoleo di Galla Placidia) располагается на территории комплекса Базилики Сан Витале. Усыпальница была построена в V веке для дочери Феодосия I Великого – римского императора, однако по своему прямому назначению так и не была никогда использована, поскольку сама Галла Плацидия была захоронена в Риме.

    Скромное сооружение, построенное в форме латинского креста, хранит внутри настоящее сокровище. Великолепные мозаики, созданные, предположительно, византийскими мастерами, отлично сохранились.

    Мавзолей Галлы Плацидии находится на Via Argentario, 22.

    Базилика Сант Аполлинаре Нуово и мозаики Теодориха

    Базилика Сант Аполлинаре Нуово (на ит. Sant Apollinare Nuovo) была возведена в начале VI века по заказу короля остготов Теодориха Великого в качестве собственного придворного храма и изначально являлась арианской. В 561 году византийским императором Юстинианом I храм был передан христианам.

    Стены центрального нефа собора полностью покрыты мозаиками, излучающими приятный золотой свет. Создание мозаичного убранства относится к периоду Теодориха, однако после передачи религиозного сооружения последователям Христа, некоторые мозаики были переложены. Сюжеты, относящиеся к арианскому учению, заменили сценами из жизни христианских мучеников.

    Базилика Сант Аполлинаре Нуово расположена на Via di Roma, 52

    Мозаики неонианского баптистеря

    Баптистерий представляет собой небольшое помещение, предназначавшееся для проведения обряда крещения. Находящийся в Равенне раннехристианский баптистерий, называемый Ноенианским, был построен епископом Урсо в V веке. Внутреннее убранство здание приобрело при его приемнике – епископе Неоне, от имени которого и происходит название религиозного сооружения.

    Красивейшие мозаики, реализованные византийскими мастерами, сделало это сооружение одним из самых значимых памятников византийского мозаичного искусства.

    Неонианский баптистерий расположен на Piazza Duomo, 1.

    Архиепископская капелла Святого Андрея

    Капелла Святого Андрея (на ит. Cappella di Sant’Andrea) представляет собой уникальный образец раннехристианской архиепископской капеллы, сохранившейся до наших дней. Данное сооружение было возведено в конце V века епископом Петром II, в качестве молитвенного уголка, предназначавшегося для равеннских епископов, в период, когда в городе преобладало арианство.

    Эта удивительная капелла, отличающаяся особой красотой своих мозаик, находится в комплексе музея Arcivescovile, располагающегося на площади Piazza Arcivescovado, 1.

    Базилика Сант Аполлинаре ин Классе

    Храм, расположенный в стороне от исторического центра Равенны, был возведен в первой половине VI века на деньги византийского банкира Юлиана Аргентария по просьбе архиепископа Урсичино на месте захоронения Святого Аполлинария. Церковь представляет собой один из крупнейших сооружений раннехристианской религиозной архитектуры.

    Яркие светящиеся мозаики базилики относятся к середине VI века, однако, некоторые элементы интерьера были декорированы несколькими веками позже. Так, мозаики триумфальной арки появились в VIII-IX веках.

  • Читайте далее: