Богиня танца терпсихора

Богиня танца терпсихора

Древнегреческая мифология любопытна культом богов Олимпа и почитанием их детей, которые представляют собой третье поколение возвышенных существ. Греция славилась просвещенными умами и деятелями искусств. Поэтому музы, вдохновлявшие на созидание, пользовались особым уважением. 9 женщин, дочерей верховного бога – громовержца Зевса, представляют собой гармоничную триаду. Они олицетворяли науку, ремесла и искусства. Каждая из муз была необходима для всестороннего развития государства, совершенствования образования и новых достижений во всех областях.

История появления

Первоначально музы считались вдохновляющими нимфами. Они способны одарить талантом в конкретном направлении или склонностью к проявлению себя в том или ином виде искусства. С течением времени количество муз менялось. Миф гласит, что каждая из них – дочь Зевса.

Громовержец Зевс

Первые упоминания об этих созданиях повествуют о Мелете, чьей привилегией были размышления, Мнеме, ведающей памятью, и Аэде, стихией которой стала песня. Древнегреческий поэт Гесиод воспевал девять девушек, детей Зевса и Мнемозины, богини памяти. По преданию, девушки родились у подножия Олимпа. Прекрасные внешне, они отличались чистосердечием и демонстрировали чудесные таланты.

Гесиод рассказывал, что если муза решала одарить простого смертного талантом, то сопровождала его с младенчества. Девушки покровительствовали тем, кто признавал их силу и верил, что дарование небеспочвенно. Склонных к дерзости музы наказывали. Древняя Греция поначалу веровала в муз, благоволящих поэтической сфере, но впоследствии появились покровительницы точных наук. Каждая сестра приняла на себя ответственность за вверенную ей область. Они имели специфические обязанности и отличительные атрибуты.

Терпсихора

Терпсихора была музой танца и хорового пения и часто изображалась в облике танцовщицы с легкой улыбкой. Ее голову украшал венок, а в руках девушка держала лиру и плектр. Терпсихора властвовала над гармонией между внутренним и внешним, создавая прочные и бесконфликтные отношения души и человеческого тела. В литературных произведениях Терпсихора описывается как «наслаждающаяся хороводами».

Геродот описал появление покровительницы музыки и танца в пятой книге цикла «Музы». В произведении историк оставил описания, касающиеся отношения древних греков к различным направлениям научной деятельности, ремеслам и искусствам, охарактеризовав изображение и восприятие муз соотечественниками.

Муза танцев и пения

Танец античной эпохи строился на четком соблюдении ритма и его сочетании с движениями рук и ног. Миф гласил, что Терпсихора сопровождала Аполлона, уча смертных сочетать духовное начало с физическим. По ее завету в танце следует принимать изысканные позы и использовать эстетичные жесты, отображая мысли и настроение, создавая гармоничное действо.

Муза танца была важным персонажем для древних греков и представительницей божественного пантеона. Танец высоко ценился в государстве и отождествлялся по степени серьезности с гимнастикой. В гимназиях существовал отдельный предмет, который обучал гармоничному движению под музыку.

Бог Дионис

Биография Терпсихоры неоднозначна. По одним данным, она родила будущего певца Лина, а по другим – в союзе с богом реки Ахелоем произвела на свет сирен. Альтернативные версии сообщают, что Лин – сын Урании, а сирены – дочери Мельпомены.

Терпсихору связывают с Дионисом, обращая внимание на то, что она нередко изображается с плющом, который был символом бога виноделия.

Существуют подтверждения тому, что в Пифагорейской школе имелся храм, где Пифагор преподавал ученикам. Здесь воспевались Терпсихора, Эрато и Талия, покровительницы физического начала, элементов, флоры и фауны.

Музы

Вопреки расхожему мнению, покровительница танцев и пения придумана древними греками не во имя развлечения. Античные жители верили, что танец – действо, направленное на созерцание и осмысление природы, в которой царят собственные законы передвижения. Терпсихора напутствовала в увеселительных танцах на свадьбах и учила передавать через движение эмоции и тонкую связь с культурой родной страны и природой. Танец воспринимался как гармоничное движение души и тела в симбиозе. Греки умели слышать и слушать музыку и связывали ее с сердцебиением. Отсутствие таланта не всем позволяло реализоваться в этом направлении.

Экранизации

Музы считаются второстепенными действующими лицами древнегреческого пантеона. Образ Терпсихоры редко используется в кинематографе, но отсылки к нему и использование ее имени встречаются часто. Муза упоминается в документальных фильмах, описывающих исследования в области мифологии и теологии, а также в художественных лентах, посвященных искусству музыки и танца.

Кадр из фильма «Пленники Терпсихоры»

Выпущенный в 1995 году фильм «Пленники Терпсихоры» – яркий пример упоминания имени музы в кино. Это фильм-балет российского производства, описывающий взаимодействие педагога – профессора Сахаровой и солистки Балахничевой. Драматический сюжет повествует о периоде обучения танцовщицы Кремлевского балета, вдохновении и сложном пути, проделанном благодаря таланту, трудолюбию и любви к искусству танца.

Терпсихора — это муза танца

Терпсихора – это одна из девяти древнегреческих муз, покровительствующих искусствам и наукам, которые, по преданию, родились от могущественного Зевса и Мнемосины, богини памяти. Прекрасная дева с лирой в венке из плюща давала вдохновение тем, кто почитал искусство танца и хорового пения.

Прекрасные музы

Музы, а иначе их называли мусами, изображались в виде прекрасных девушек. Они могли не только покровительствовать людям искусства — артистам, поэтам, художникам, музыкантам, но и наказывали тех, кто вызывал их гнев, лишая таланта и вдохновения. Для того чтобы их задобрить, строили храмы, мусейоны, где можно было попросить о покровительстве и порадовать дарами.

Как изображали Терпсихору

Терпсихора – это муза, которая благоволила к тем, кто занимался танцами и хоровым пением. Ее также называли Цец.

Изображают Терпсихору с атрибутами, которые указывают на ее связь с искусствами. На голове у нее красуется венок из плюща, указывающий на отношение к Дионису, в руках она держит лиру и медиатр (плектру), на которой играет с улыбкой на лице. Музы сопровождали Диониса на празднества и свадьбы, были связаны с ним мистическими силами и внутренним огнем.

На картине Буше Франсуа она изображена в виде белокурой девушки с бубном, возлежащей на облаках с ангелами. Предполагалось, что с помощью музы можно достичь необыкновенных высот в искусстве, прикоснуться к божественному.

Источник вдохновения для поэтов и художников

Геосид в своем тексте о музах «Теогония» описывает их как благородных дев, которые, омывшись в водах святых источников, превозносят красивыми голосами и изящными танцами Зевса. Платон воздвиг в честь них храм в Афинах, к Юго-Западу от Акрополя, а также их святилища можно было встретить на всей территории страны.

Провожая в путь, древние греки давали напутствие: «Да пребудут с тобой музы!» Посещение музы — это радость, гордость, знак удачи.

Вечные философы и искатели истины, греки посвящали музам свои творения, просили их открыть путь к совершенствованию, а художники изображали рядом с музами себя и писали с ними портреты великих людей. В древнегреческих произведениях Прокла к ним обращались с просьбой провести душу к священному свету. Не раз Терпсихору упоминает А. С. Пушкин в «Евгении Онегине».

Терпсихора родила от бога реки Ахелоя очаровательных сирен, которые пели так, что никто не мог противиться им и ослушаться их. Знаменитый Одиссей, главный герой поэмы Гомера, с трудом противостоял их обаянию.

Многие пытались изобразить Терпсихору, эту богиню танца, стараясь передать ее грацию, одухотворенность, музыкальность.

Танец самой музы считался гармонией безупречных движений души и тела. Поэтому нетрудно разгадать значение фразеологизма «легкая, как Терпсихора».

Космическое дыхание танца

В переводе с греческого языка Терпсихора — это «восхищение», «утешение», «наслаждение танцем», «хоровым пением». Танец был не только способом выразить свои эмоции и страсти. Гармония в движениях, легкость, грациозность, по мнению философов, могла быть отражением души, ее светлых порывов, а красивые и верные движения, связанные ритмами, сливающиеся с музыкой, вводили танцоров в транс, и танец превращался в мистическое действо. Вдохновленный музой танец помогал душе возвыситься, соединиться с Космосом, получить откровения и исцеление.

По легенде, культ муз появился среди фракийских певцов, которые жили в Пиерии у горы Олимп. Кроме Диониса, музы сопровождали Аполлона, игравшего на лире на Олимпийсках пирах в окружении своих спутниц, которые вели души к свету, солнцу, истине, мудрости, постижению высшего смысла слова, музыки, танцев. Терпсихора – это главная вдохновительница хорового пения и танцев, столь любимых греческим народом, поэтому по праву занимала место среди муз, которые являлись третьим поколением жителей Олимпа.

Обитали они на Парнасе, рядом бил источник воды. Свой дар они передавали некоторым с самого детства, посещали и покровительствовали своему избраннику на протяжении всей его жизни.

Крылатая фраза о Терпсихоре

В значение «легкая, как Терпсихора» вкладывают не только восхищение талантливыми танцовщицами, но и грациозными женщинами, которые, независимо от возраста и веса, могут двигаться красиво, благородно, вызывают восхищенные взоры. Движения, как и глаза, отражают состояние, настроение, по походке можно узнать характер человека.

Те, кто одарен танцевальными способностями, могут считать себя счастливыми людьми, говорить с небесами языком танца.

LiveInternetLiveInternet

Метки

Рубрики

  • Handmade (1126)
  • авторские работы (127)
  • роспись (63)
  • роспись по стеклу, витражи (62)
  • роспись по дереву (7)
  • вышивка (1)
  • вышивка летами (1)
  • роспись по металлу (1)
  • вышивка гладью (14)
  • вышивка крестиком (24)
  • вязание крючком (43)
  • вязание спицами (82)
  • декупаж (304)
  • поделки, МК (550)
  • разное (304)
  • шитье (78)
  • Мифы, легенды, предания (380)
  • Мир замечательных вещей (285)
  • фарфоровая сказка (149)
  • игрушки (59)
  • одежда, обувь (16)
  • модные аксессуары (14)
  • История (181)
  • история России (171)
  • обряды, обычаи, праздники (7)
  • мировая история (4)
  • Видео (102)
  • Ретро (58)
  • Песни, музыка (18)
  • легенды (14)
  • любимое (3)
  • разное (2)
  • Дневник (16)
  • помощь (9)
  • фоны, рамки, коды, флешки (3)
  • линеечки, разделители (3)
  • Любимый город (13)
  • Self (4)
  • Память. (0)
  • Вокруг света (55)
  • достопримечательности (44)
  • Детская страничка (44)
  • Дизайнерские «штучки» (7)
  • Дом (804)
  • винтаж, шебби-шик, прованс, кантри, ретро. (339)
  • дома и замки мира (26)
  • идеи для дома, декор (516)
  • интерьер (45)
  • ремонт, строительство (13)
  • дача, сад, огород (154)
  • Забавные факты (13)
  • Загадочный мир (28)
  • мистика (7)
  • наша удивительная планета (17)
  • Интересное обо всем (106)
  • Искусство, культура (728)
  • изобразительное искусство (576)
  • галерея современной живописи (18)
  • скульптура (18)
  • архитектура (14)
  • театр (3)
  • кинематограф (33)
  • литература (28)
  • музыка (15)
  • прикладное искусство, народные промыслы, ювелирные (61)
  • разное (32)
  • Компьютер (50)
  • интернет (10)
  • помощь (8)
  • фотошоп (12)
  • Красота и здоровье (39)
  • здоровье (18)
  • народные рецепты (8)
  • спорт,фитнес (5)
  • Кулинария (233)
  • салаты, закуски (56)
  • заготовки (54)
  • выпечка (42)
  • рецепты разные (40)
  • раскрываем секреты (23)
  • рыба и морепродукты (11)
  • техника для кухни, посуда (9)
  • десерты, напитки (4)
  • шашлыки, гриль (2)
  • сладости (2)
  • вегетарианство, веганство, посты (2)
  • кухни мира, интересные факты (11)
  • Всё о деньгах (8)
  • Мир животных (70)
  • Жизнь замечательных людей (38)
  • Мир растений (43)
  • цветы (25)
  • Мода и стиль (37)
  • Может пригодиться: полезные советы (130)
  • Ничего себе! (21)
  • Праздники (290)
  • праздничный стол (94)
  • другие праздники, знаменательные даты (31)
  • Новый Год (106)
  • Пасха (63)
  • Рождество (96)
  • Психология (16)
  • Фото, открытки, постеры (109)
  • Юмор (20)

Видео

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Друзья

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

Музы. Часть 7. Терпсихора .

Воскресенье, 14 Октября 2012 г. 16:00 + в цитатник

Музы.Часть 7. Терпсихора .

Терпсихора (греч. Τερψιχόρᾱ , лат. Terpsichorē) — муза танца. Персонаж древнегреческих мифов , популярный образ и символ в искусстве. Согласно Диодору, получила имя от наслаждения (терпейн) зрителей являемыми в искусстве благами. Ее имя среди Муз называет и Цец.
Дочь Зевса и Мнемосины. Считается покровительницей танцев и хорового пения. Изображалась в виде молодой женщины, с улыбкой на лице иногда в позе танцовщицы, чаще сидящей и играющей на лире.


The Muses — Terpsichore

Характерные атрибуты:
венок на голове;
в одной руке она держала лиру, а в другой плектр.

Считается матерью сирен(отец — бог реки Ахелой) и певца Лина (по другой версии его мать — другая муза Урания). По Гигину — мать Евмолпа.

Упомянута Пиндаром. Эту музу связывают с Дионисом, приписывая ей атрибут этого бога — плющ (о чем гласит надпись на Геликоне, посвященная Терпсихоре)


Studiolo di belfiore, tersicore di angelo maccagnino e collaboratori di cosmè tura, museo poldi pezzoli.

Сегодня я видела Музу, покровительницу искусства Танца. Древние греки называли ее Терпсихорой, и само это имя несет отпечаток ритма и гармонии.
Но имя это уже никто не произносит, а искусством уже никто не занимается. Все стороны нашей жизни отмечены следами разложения, и трон Музы Танца также оказался захвачен культом упадничества и вырождения, когда маска танца была надета на неуклюжие телодвижения, имитирующие животные инстинкты.


Raffaello Sanzio.Stanza della Segnatura im Vatikan für Papst Julius II., Wandfresko, Szene: Der Parnaß, Detail: Terpsichore.1510-1511.

Терпсихора и танец не были выдуманы древними греками ради развлечения и времяпрепровождения. Муза и танец — это результат вдумчивого созерцания Природы, где все движется в ритме согласно неписаным законам.
Чтобы понять дух танца, достаточно погрузиться в шелест густой листвы. Не отрываясь от ветвей, листья танцуют и поют, рождая симфонию зеленых оттенков, чарующую глаз и слух. Достаточно минуту посидеть на берегу моря, обратив к нему лицо, и отдаться на волю неутомимого ритма, с которым волны набегают на берег. Достаточно проследить полет птицы или падающего листа осенней порой. Достаточно взглянуть, как танцуют на небе облака, принимающие поочередно тысячи фантастических форм. В конце концов, достаточно просто уметь читать ту открытую книгу, страницы которой жизнь ежедневно листает перед нами, но в которой мы ценим — да и то не всегда — лишь обложку.


Musa -terpsichore

Если глаза не видят, то и тело не может танцевать. Кусок материи, который мы называем телом, лишь мечется и корчится, словно в болезненных конвульсиях, а не движется в гармоничном ритме. Остается существо, которое непритворно жаждет плотского удовлетворения, а не духовного наслаждения красотой.
Если глаза не видят, то нет и звуков, чтобы слагать из них музыку. Если бы зазвучали прекрасные мелодии, они разбудили бы в нашем теле желание двигаться им в такт, согласованно и соразмерно. Но нас окружает кричащая, агрессивная музыка, построенная на диссонансах, или приторно слащавая и лукаво нежная, а тексты песен явно продиктованы вырождающейся модой или политической системой, что также популярно сегодня.


Jean-Marc Nattier Art Reproductions
Terpsichore, Muse of Music and Dance, c.1739
Fine Arts Museums of San Francisco, California, USA

За всей этой мишурой не видно истины. А она заключается в том, что танец умер, и его смерть — это победа материализма, обещающего фальшивую свободу, которая никогда не будет достигнута по той простой причине, что ее не существует в тех мирах, где ее пытаются обрести. Эту ложную свободу сулит лозунг «делай что хочешь, а будет по-моему». Или «будь раскованней» — следуя навязанной моде. Ты обязан признавать прекрасным то, что вызывает отвращение, и, закрыв глаза, безумно кружиться и скакать, попирая само воспоминание о священной Музе ритма и гармонии. Среди всей фальши и бессмысленности слов молодые люди не только безнадежно далеки от умения танцевать; в своих прыжках и телесной неопрятности они так опустились и деградировали, что напрочь забыли изящество и грацию движения.
И я воззвала к Терпсихоре. Этот призыв родился в глубине моей души и с силой вырвался наружу.


Wolfgang Sauber. Villa Mulini — Kommode Goldbeschlag

И она явилась ко мне. Каждое движение Музы дышало грацией, которую не могли скрыть одежды. Она шла сквозь время, и ее шествие было танцем, движения которого были самой музыкой. Нет, Терпсихора не умерла, ведь прекрасное никогда не умирает. Я подумала, что ее присутствия никто не заметит, но все Подлинное непреложно. Видение было мимолетно, но в этот миг время и пространство утратили свою пугающую безусловность, а мода стыдливо потупилась перед лицом того, что вечно было, есть и будет.


Terpsichore, created 1816 by Antonio Canova (1757-1822), in the Cleveland Museum of Art, Cleveland, Ohio, USA.

Только мгновение Муза Танца была среди нас. Никто уже не знает ее имени и не вспомнит искусство, которому она покровительствует, Но в чьем-то убогом теле пробудилась неясная тоска. Оно давно лишилось крыльев и не умеет больше ни летать, ни ступать. И только взор свой может оно поднять к мимолетному видению, а душа умоляет его вновь сделаться таким же, как прежде.
Ведь душа умеет танцевать. Она живет в каждом из нас, и все зависит от того, насколько мы сами сковываем ее. Если душа охвачена трепетом, греки называли это именем грации и гармонии, Терпсихорой. А если она рыдает, как нам называть ее?

Делия Стейнберг Гусман


Muse-Terpsichore at the Hermitage.

В гостях у Богини танца Терпсихоры

Лидия Игнатенко
В гостях у Богини танца Терпсихоры

«В гостях у Богини танца Терпсихоры»

Зал празднично украшен. Дети входят в зал под музыку и исполняют танцевальную композицию

1-й ребенок: Внимание, внимание!

скорее все сюда.

2-й ребенок: Перед тем как появиться

Пред вами в этом зале,

Мы минут наверно тридцать

Перед зеркалом стояли.

3-й ребенок: Проверяли банты, складки,

чтобы было все в порядке.

будем весело кружиться,

танцевать и веселиться.

4-й ребенок: сегодня праздник радостный,

и нет другого дня,

когда увидеть сможете танцующим себя!

Ведущий: Ребята, вы, наверное, все очень любите и хотите танцевать? По этому случаю, мы пригласили к нам в детский сад повелительницу танца — прекрасную Терпсихору!

Под торжественную музыку входит в зал Терпсихора.

Терпсихора: Мое имя — Терпсихора,

Я на праздник к вам пришла,

ведь и музыка, и танцы —

Это символы добра!

Я Богиня — муза танца.

больше нет другой такой,

но не стану зазнаваться,

скучно станет вам со мной.

скуку нынче прочь гоните,

не пускайте на порог,

ведь сегодня праздник танца,

Праздник тела, рук и ног.

Много в мире разных танцев:

быстрых, легких, озорных,

даже птицы, даже звери не обходятся без них!

А самым популярным и любимым танцем во все времена считается «Вальс».

Что за принц пожаловал,

джентльмены в черном,

дамы в пышных юбках

звук аккорда плавно воздух рассекает,

Первые движения — зритель замирает.

Венский вальс чудесный вносит в зал к нам чары,

Переносит в сказку молодых и старых.

Вальса волшебная музыка льется,

Плавно закружатся пары сейчас,

Мы веселимся, и каждый смеётся

пусть же звучит только вальс, только вальс.

Вальс Свиридова «Метель», дети исполняют танцевальную композицию.

Звучит веселая музыка, в зал входит Спотыкайло.

Спотыкайло: Я — веселый Спотыкайло

в жизни мне не повезло:

спотыкаюсь день и ночь.

к вам, ребята, я на праздник

так спешил и так летел,

раз 15 спотыкнулся,

нос разбил, разбил коленку,

стукнул лоб о вашу стенку.

В жизни так уж повелось —

спотыкаюсь день и ночь.

Прибыл к вам на праздник танца

и скажу вам без вранья,

Танцевать бы научили

вы несчастного меня.

Ведущий: Что ты, милый Спотыкайло,

здесь в саду у нас ребята

очень любят танцевать

Спотыкайло: Если хочешь, мы можем и тебя научим танцевать. У нас в гостях сегодня повелительница танца — прекрасная Терпсихора.

Спотыкайло: Спасибо за ваше предложение. Согласился я б, конечно, научиться танцевать. Не один я Спотыкайло, есть еще один несчастный любитель танцев, мой друг Запинайло. Он еще к вам не приходил?

Спотыкайло: А вот и он!

Под музыку, без конца запинаясь, входит Запинайло.

Запинайло: Грустно очень Запинайле

жить на этом белом свете,

что ни шаг — то запинаюсь,

Было б здорово, ребята.

Вы, ребята, дошколята

уделили мне внимание,

научили танцевать.

Спотыкайло: А вот и мой друг пожаловал! Здравствуй, приятель!

Здороваются, долго трясут друг другу руки.

Вот с тобой мы поздоровались, а с ребятами не поздоровались.

Запинайло: Это правда. Это нехорошо. Это ты виноват, Спотыкайло.

Спотыкайло: теперь уже все равно, кто виноват. Поздоровайся лучше с ребятами — и все дела.

Запинайло: А я и не знаю как?

Спотыкайло: ну, хорошо, я тебя научу, смотри и слушай. Это очень просто. Здравствуйте, ребята, здравствуйте! Кланяется.

Запинайло: Это очень просто. Здравствуйте ребята! Спотыкайло: «очень просто» говорить не надо скажи только: «Здравствуйте, ребята, здравствуйте» ну, иди.

Запинайло: Очень просто — говорить не надо скажи только: «Здравствуйте, ребята, здравствуйте».

Спотыкайло: Ты, Запинайло, ничего не понимаешь, не надо ребятам говорить: «очень просто», скажи только: «Здравствуйте, ребята, здравствуйте!». Экий ты, бестолковый, даже поздороваться не можешь научиться, а еще собираешься танцевать научиться. Даже маленькие дети умеют здороваться, а ведь ты уже не маленький. Запинайло: (громко плачет) Ты только меня учишь и ругаешь. Спотыкайло: Ну, хорошо, не сердись, давай вместе поздороваемся. Повторяй за мной и вместе кланяйся. Вместе: Здравствуйте, ребята, здравствуйте! Ведущий: ну, вот и хорошо, что наконец-то вы научились здороваться и поздоровались с нашими гостями и ребятами. Весело живется в детском саду ребятам, а начинают они свой день веселой песней.

Исполняется песня «Детский сад» муз. Асеевой.

Ведущий: Вместо утренней зарядки

Мы танцуем рок-н-ролл

Прыгаем, руками машем,

Застонал под нами пол.

Рок — ролл — отличный танец

Заводной, простой, живой.

Если ты танцуешь с нами,

Будем мы дружить с тобой.

Исполняется «Рок – н рол».

Танцевальная композиция по выбору

Спотыкайло: Как весело, как весело как здорово у вас.

Мы с другом Запинайло все повторим сейчас. Терпсихора: Нет, милые друзья, чтобы так научиться танцевать, нужны терпение и старание. Посмотрите-ка еще и поучитесь у ребят.

А танцы у нас разные:

И народные, и прекрасные.

Ой, на горе, на горе девицы гуляли.

Красны ленты, в русы косы девки, заплетали.

Вышли русские лебедки танцевать «калинку»,

Это русская душа вспомнила старинку.

Ребенок: Русский танец — заводной,

Пропоем напев родной.

Мы с улыбкой танец спляшем,

Как в нем двигаться покажем.

Дети исполняют пляску «Калинка» (музыкальная композиция А. И. Бурениной «Ритмическая мозаика»).

Терпсихора: Это танец русского народа, а у американского народа есть тоже свой танец. Он называется «Кантри» или «Ковбойский танец». Кантри в переводе с английского языка означает деревня. Ковбоями в Америке называют конных пастухов. Он не менее зажигательный и веселый, чем русский танец «Калинка».

Ребенок: Крестьянский танец «Кантри» в Америке возник, Его танцуют взрослые и каждый ученик.

Живет он в сердце каждого так много, много лет,

Поднимет настроение, избавит вас от бед.

Дети исполняют «Ковбойский танец Кантри».

Спотыкайло: Вот это танец! Мы с моим другом все поняли, давай-ка спляшем!

Повторяют движения танца, у них ничего не получается.

Терпсихора: Достаточно, достаточно, молодцы! уже получается лучше. Я думаю, к концу нашего представления вы станете настоящими мастерами танца. Пока же я вам советую еще подучиться.

Есть еще один интересный танец у наших ребят. Ребятки, отгадайте-ка загадку. Что это за танец?

Известна ты в Эстонии,

А также во всем мире

1-й ребенок: Полька танец чудо, как дождик озорной.

Мы хлопаем в ладоши и топаем ногой.

2-й ребенок: Польку, польку, полечку,

Мы станцуем с Олечкой,

Ну-ка вместе раз, два, три,

Польку спляшем, посмотри!

Дети исполняют белорусскую польку «Янка».

Терпсихора: Дорогие гости, Спотыкайло и Запинайло, а вы бы могли на барабане станцевать?

Запинайло: Кто, мы? На барабане? Да где уж нам. Мы только недавно научились ходить. Нет, нет, не получится у нас.

Терпсихора: А вот наши ребята умеют, и у них в программе есть такой танец. Внимание, внимание «танец на барабане».

Дети исполняют «Танец на барабане» муз. Р. Паулса.

Терпсихора: Просто чудо, просто диво

Этот мини остров,

И живется малышам

там довольно просто!

Называют все его

Даже танец есть такой

В стиле Чанго-Манго.

Исполняется танец «Чунга-чанга» муз. В. Шаинского.

Музыкальная композиция А. И. Бурениной

Запинайло: А вот этот танец мы танцевать умеем!

Начинают танцевать.

Терпсихора: Молодцы, молодцы, у вас здорово получается танцевать этот танец. Я верю, что из вас получатся отличные танцоры.

Есть еще очень веселый народ, у которого танцы и веселье — главная суть жизни. Их танцы веселы и зажигательны. Это цыгане.

Под музыку входят девочки в цыганских костюмах.

1-й ребенок: Ах, цыганочки-смуглянки,

наши юбки солнце-клеш

с цветами полевыми.

2-й ребенок: Поле — наша родина,

Табор — дом родной,

Мы живем большою,

3-й ребенок: Мы гадалки с детства,

В танцах — мастерицы,

И сейчас вы можете

В этом убедиться.

4-й ребенок: Девочки-цыганочки,

Становитесь в круг.

Пусть от танца вашего

Девочки исполняют пляску «Цыганочка» (музыкальная композиция А. И. Бурениной «Ритмическая мозаика»).

Ведущий: Вот и подошел к концу наш замечательный праздник. Нашей прекрасной гостье пора с нами прощаться, но этот праздник мы не забудем никогда, в нашем сердце он останется навсегда.

Терпсихора: Вот настал час расставания,

Нам пора прощаться,

Но, признаться, очень жалко

С вами расставаться.

В мир прекрасных танцев —

Приходите чаще и без сожаленья.

С вами мы, ребята, встретимся не раз,

До свиданья, до свиданья,

В добрый, добрый час!

Конспект открытого занятия по хореографии «В поисках сокровищ Терпсихоры» Конспект открытого занятия по хореографии «В поисках сокровищ Терпсихоры» Разработал: педагог дополнительного образования МАДОУ «Катюша».

Движения танца «Хрустальный вальс» Мнемотаблица к танцу «Хрустальный вальс» подготовительная к школе группа. презентацию можно использовать для заучивания порядка движения.

НОД «История танца» Конспект организации НОД с использованием технологии «Путешествие по реке времени»4 Тема: «История танца». Возрастная группа: подготовительная.

Постановка народного танца в ДОУ Калинка-малинка Музыкальное сопровождение русская народная песня калинка-малинка В танце участвуют 4-6 пар Дети строятся парами друг за.

«Прощание с игрушками». Разработка танца (МР3 по названию танца) 1 куплет. Перед вступлением музыкальным- Несколько девочек в левом переднем углу зала стоят, держат игрушки на уровне груди. 2 группа девочек.

Разработка танца «Танец козлят» (младший, средний возраст) к постановке сказки «Волк и семеро козлят» Козлятки, рассредоточившись по всему залу в 2 ряда. (Первый — три,.

Рисунок танца «Хрустальный вальс» «Хрустальный вальс» подготовительная к школе группа. Дети стоят в парах лицом к зрителям (мальчик слева от девочки) по кругу. 1-4 такты.

Волшебная сила танца В преддверии новогодних праздников, 18 декабря, в Доме культуры «Созвездие» на одном дыхании прошел отчетный концерт ансамбля народного.

Выпускной вальс. Запись танца музыка- «Город детства» в исполнении С. Пьеха Вступление. все стоят на исходных позициях. 1. Вступление 1-2-3-4. 2. (началась мелодия)Девочки.

Детский проект «В мире танца» Проект по здоровьесберегающим технологиям в детском саду в подготовительной группе 1 слайд- Здравствуйте, меня зовут Ксения Хужий, мне.

Богиня танца терпсихора

Клио прошлых времен дела вещает потомству,
Мельпомена трагический вопль исторгает печали,
Радует Талия шуткой, веселым словцом и беседой,
Сладкую песню поет с тростниковою флейтой Эвтерпа,

Терпсихора кифарой влечет, бурей чувства владея,
С плектром в руке Эрато чарует и словом, и жестом,
Песни времен героических в книге хранит Каллиопа,
Звезды небес изучает Урания, неба вращенье,
Жестами все выражая, Полимния славит героев.

С Древне-греческого слово «муза» переводятся как «мыслящие». Классическими музами считаются 9 дочерей бога Зевса и титаниды, богини памяти Мнемосины – покровительницы наук, искусства и поэзии. Родились музы у подножия Олимпа. Их сердца чисты и девственны. Музы – это источник всего чистого и возвышенного в состоянии человека, поэтому внимание к ним было так велико на протяжении всей истории человечества.

Музы неотделимы от упорядоченности и гармонии олимпийского мира. Их предводителем был Аполлон, как покровитель искусств, бог гармонии и божественного порядка.

На многих античных памятниках искусства Аполлон изображается в сопровождении 9 муз. У художников Возрождения этот сюжет был один из любимых. Изображение хоровода из 9 муз встречается и на саркофагах, поскольку считалось, что музы сопровождали души умерших на небесный остров Счастливых.

Музы отмечали своим священным присутствием все важные события в жизни – рождение, любовь, брак, выбор пути и предназначения, творчество и рождение всего нового.

Муз называли также спутницами Диониса. Они всегда участвовали в его празднествах. Они воплощали в себе силу энтузиазма, вдохновения, мечты и внутреннего огня, которые ведут человека по пути просветления.

Современный мир может видеть сюжет с музами на картинах Рафаэля и Мантеньи, на сохранившихся римских саркофагах, в Лувре и в Ватикане.

По одной из версий древнегреческий мифологический Македонский царь Пиер, прибывший на гору Парнас из своих владений, определил число муз, установил культ их почитания, дал им имена и первым сочинил о них поэтические стихи. Мифы о Пиере объясняют второе название муз – пиериды, живущие около Кастальского источника. По легенде того, кто выпьет воды из этого источника, музы наделяли вдохновением.

Музы считались достаточно жестокими и мстительными, и они сурово наказывали каждого, кто осмеливался с ними соперничать и состязаться, не терпели обман и оскорбления, не прощали тщеславия. Главными соперницами муз являлись 9 дочерей-нимф царя Македонского Пиера. Музы превратили нимф в болтливых птиц сорок за то, что посмели претендовать на право владеть источниками вдохновения на Геликоне. Другими соперницами стали женщины-птицы Сирены (музы смерти) с удивительными голосами, пленяющими всех мужчин. За невиданную смелость Сирен состязаться с талантом муз, они были ощипаны и опозорены.

Однако в большей степени они помогали, утешали и наставляли людей, относились ласково и доброжелательно к своим любимцам (поэтам, музыкантам, драматургам и актёрам), которые осознавали, что только благодаря музам они талантливы. Музы вдохновляли поэтов и влагали песни в их души, являясь своеобразной опорой для поэта, помогали им в словах выразить божественные образы. Музы предназначены для очищения души и являются своеобразной связующей нитью между человеческим и божественным. До сих пор мы часто восклицаем «Муза меня покинула», когда наше вдохновение пропадает.

У муз красивые голоса — они веселили богов своими песнями и танцами. Музы воспевали законы и славили добрые нравы богов.

Считалось, что они также обладали даром предсказания, что им было ведомо прошлое, настоящее и будущее.

Одним из первых упоминаний муз в литературе является их участие в сюжете «Илиады» и «Одиссеи».

Муз изображали молодыми прекрасными девушками с одухотворёнными лицами и определёнными атрибутами, соответствующими искусству, которое каждая из них представляла. У каждой музы был свой храм, который назывался Мусейон (от этого слова образовалось понятие «музей» — как здание, в котором хранятся предметы исторической важности разных направлений искусства). Музам всегда воздавались большие почести, их культ был распространён повсеместно. Греки любили и преклонялись музам даже больше, чем богам и богиням, которые были более жестоки и несправедливы.

Например, в Афинах к юго-западу от Акрополя находился холм Мусейон с храмом, в котором Платон воздвиг алтарь музам. А на острове Лесбос, посвящённому Аполлону и Дионису известная древнегреческая поэтесса Сафо открыла школу, где девушки получали особое образование – учились играть на лире, писать стихи, танцевать и петь песни.

Изначально их почитание связывали только с поэзией, а в дальнейшем их влияние распространили на все области искусства, в том числе на астрологию и на историю.

В дальнейшем муз стали представлять в виде определённого символического образа.

На протяжении всей истории Древней Греции, Древнего Рима, в эпоху Средневековья и особенно Возрождения, в последующие века люди постоянно снова и снова обращались к силе и великим принципам девяти муз.

Каллиопа – муза эпической поэзии и знания, с восковыми табличками, со свитком в руках и заострённой палочкой для письма;

Эрато – муза лирической поэзии с кифарой в руках;

Эвтерпа – сопровождала лирическую песню с флейтой в руках;

Клио – муза истории со свитком из папируса;

Мельпомена – муза трагедии с трагической маской и венком из плюща (иногда венком из виноградных листьев);

Полигимния – муза торжественных гимнов и пантомимы;

Терпсихора – муза танца с лирой и плектром в руках, обычно в позе танцовщицы;

Талия – муза комедии с комедийной маской и венком из плюща;

Урания – муза астрономии с глобусом и циркулем.

Музы Йоханна Йоахима Кендлера восседают, а точнее словно воспаряют над пьедесталами в форме причудливых раковин. Скульптор сотворил из фарфора только 6 из 9 возможных муз – это муза танца (Терпсихора), музы театра трагедии и комедии (Мельпомена и Талия), муза лирической песни (Эрато), муза поэтического искусства (Каллиопа) и муза гимнов (Полигимния). А также к этой серии фигур принадлежит изображение предводителя муз Аполлона.

Кендлер изобразил муз в своих скульптурах по-своему, иногда с большими несоответствиями их классическому древнегреческому образу. Однако можно в полной мере заявить, что он мастерски сумел отразить стиль эпохи своего времени – рококо.

Изначально все эти 7 фигур украшали в качестве фрагментов фарфоровую рамку к зеркалу, которое скульптор Йоханн Йоахим Кендлер выполнил в начале 1750-ого года на заказ курфюрста Фридриха Августа II в качестве свадебного подарка своей дочери Марии Юзефа, которая в январе 1749 года вышла замуж за дофина Франции. Это зеркало сейчас висит в пансионате Назарьево в Одинцовском районе Подмосковья. Второй раз такое зеркало было изготовлено по тем же формам в 1900 году для Парижской выставки.

В дальнейшим фигуры, изображающие муз, стали уже представлять отдельные самостоятельные произведения искусства. Скульптор Эммерих Андресен в 1901 году решил изготавливать муз на отдельных постаментах.

Скульптуры Муз являются важнейшими во всём богатстве произведений, созданных великим скульптором мануфактуры Meissen Кендлером. Ведь сам он ни раз повторял, что всё его творчество постоянно было вдохновлено невидимым присутствием силы муз и имело место быть только благодаря им.

Искусство одного из самых выдающихся художников на мануфактуре Meissen в данных скульптурах достигло своего апогея. Выражение одухотворённых лиц муз, детальность их аттрибутики, роспись – всё говорит о непревзойдённом таланте скульптора.

ПОЛИГИМНИЯ

Полигимния (в переводе с древне-греческого слова ¨Πολυυμνια¨) — одна из 9 муз в греческой мифологии. Она является покровительницей поэтов-писателей торжественных гимнов. Эта муза славилась своей помощью «запоминать схваченное». Считается, что она хранит в памяти все гимны, песни и ритуальные танцы, которые славят и восхваляют олимпийских богов и героев.

Этой музе приписывают создание музыкального инструмента лиры. Именно с ней изобразил Полигимнию скульптор Йоханн Йоахим Кендлер. Часто эта муза изображается закутанной в покрывало, со свитком в руках, как правило в задумчивой позе, с мечтательным лицом.

Помимо своего основного предназначения Полигимния считается музой пантомимы.

Интересным фактом является то, что в честь музы Полигимнии был назван астероид , открытый в 1854 году.

КАЛЛИОПА

Каллиопа (в переводе с греческого «прекрасноголосая») – одна из 9 муз в древне-греческой мифологии. Среди своих сестёр она была старшей. Каллиопа считается покровительницей эпической поэзии, науки и философии.

Она обычно изображается в виде прекрасной девушки с вощёной табличкой или свитком заострённой палочкой для письма, которая в Древней Греции называлась стилос. По одному из мифов Лин и Орфей – знаменитые певцы – были детьми союза Каллиопы и Аполлона.

Песни-гимны Орфея стали гимнами не религиозного, а скорее философского содержания. Считается, что именно Аполлон подарил своему сыну лиру и научил его играть на ней. Мастерство Орфея приобрело магический характер: его музыка завораживала, подчиняла себе людей, зверей, богов и животных, бушующие волны могла успокоить, а деревья заставляла танцевать.

В честь Каллиопы был назван оригинальный и редкий инструмент 1855 года выпуска – паровой орган, который построен на воспроизведении гудков локомотивов и пароходов. Звук такого инструмента очень пронзительный и громкий, а регулировать в нём возможно только высоту и длительность. Многие каллиопы работали по принципу механического пианино или органа без участия исполнителя с автоматическим звукоизвлечением.

Эта муза вызывала в человеке чувство жертвенности, побуждала его преодолеть свой эгоизм, страх перед судьбой и вдохновляла воинов на подвиги.

Греки выделяли Каллиопу среди других муз – она для них стала первой. На её голове красуется золотая корона в знак старшенства перед другими музами.

К Каллиопе обращается Вергилий в своей поэзии. Дионисий в своих элегиях считал поэзию прекрасным «криком Каллиопы».

ТЕРПСИХОРА

Терпсихора (от древнегреческого «Τερψιχορη») — одна из 9 муз в древне-греческой мифологии, которая покровительствовала танцам и хоровому пению. Эта муза изображалась в виде танцующей молодой женщины с улыбкой на лице. Её голову венчал венок, в одной руке она, как правило, держала лиру, а в другой – плектр.

Считалось, что она открывала людям связь между душой и телом, между внутренним и внешним миром, учила душу правильно сочетаться с телом. В Древней Греции танцы были обязательным предметом в гимназиях. Античный танец отличался строгим соблюдением ритма, красивыми и гармоничными движениями. Он строился на сочетании шагов и движений рук. Танец должен был отражать мысли, настроение и чувства. Танец воспринимался своеобразным отражением постоянных движений природы, где всё течёт и меняется согласно неписаным законам.

По одному из мифов её называют матерью сирен, которых она родила от бога реки Ахелоя.

У Кендлера Терпсихора изображена вместе с ребёнком одетым в костюм с рисунком из цветных ромбов, характерных для Арлекино.

ЭРАТО

Эрато (от древнегреческого «Ερατω») — одна из 9 муз в древне-греческой мифологии, которая покровительствовала лирическим любовным песням. Её атрибутом считается кифара. Очень часто с ней рядом изображали маленького Эрота (амура). Данная муза стала за всю историю очень популярным образом и символом в искусстве. К ней очень часто обращаются в поэмах многие поэты. Она обладала способностью вдохнуть в душу любовь всему живому, преобразить всё в красоту любовного чувства.

Интересным фактом является то, что в честь Эрато назван астероид, открытый в 1860 году.

У скульптора Кендлера фигура музы Эрато изображена держащей колёсную лиру в руке.

ТАЛИЯ

Талия (от древнегреческого «Θαλεια») — одна из 9 муз в древне-греческой мифологии, которая покровительствовала комедии и лёгкой поэзии. Она даёт возможность посмотреть на себя со стороны, посмеяться над своими ошибками, поскольку комедия – это своеобразная школа жизни, которая учит не унывать, извлекать уроки из содеянного, которые постепенно приведут нас к скрытой глубинной душевной сути. Талия помогает оценить силу улыбки.

Как правило, Талия должна изображаться держащей маску комедии в руке и с венком плюща на голове. Кроме этого она узнавалась по специальной обуви, которую античные актёры использовали в своих постановках.

По мифам Зевс, превратившийся в коршуна, взял Талию себе в жёны. Она пряталась в недрах земли от гнева Геры и родила там демонических существ.

По другому мифу от Аполлона и Талии были рождены корибанты — боговдохновенные и пораженные вакхическим безумием существа.

У Кендлера образ музы Талии был представлен читающей с листа бумаги.

В 1852 году был открыт астероид, который был назван в честь музы Талии.

МЕЛЬПОМЕНА

Мельпомена (от древнегреческого «Μελπομενη») — одна из 9 муз в древне-греческой мифологии, которая покровительствовала театру трагедии. Она вдохновляла художников на всём протяжении истории.

Мельпомена изображалась с бесстрастным строгим лицом. На голове её была повязка из листьев винограда или плюща. Одета она была в театральную мантию, в одной руке держала меч или палицу, как символ неизбежного наказания того, кто нарушает волю Богов, а в другой – трагическую маску.

В 1852 году был открыт астероид названный в честь музы Мельпомена.

Читайте далее: