Бог строительства в мифологии

Небесные и поднебесные покровители строителей

Строители с начала времен стремятся к небу, ибо всегда строительное искусство и архитектурная наука считались теми областями знаний, которые находятся под особым небесным покровительством. В глубине души, строители полагают себя не просто творцами зданий и сооружений, но той силой, которая постигает, перенимает и воплощает в зримые формы невидимые непосвященному взгляду неземные проекты.

Кому поклонялись строители в древности.

В древности человек верил не только в богов неба, солнца и луны, грома и молнии, но и во многих других – каждый предмет и каждое явление природы или культуры могли иметь своих особенных божеств. Божественные покровители были, естественно, и у строительного искусства – синтетического проявления человеческой культуры, материальной и духовной.

Разговор о богах строительства полагается начинать с шумерского бога Энки имя которого дословно означает «господин земли». В глубокой древности Энки почитался организатором всей цивилизованной жизни на территории Месопотамии то есть в междуречье Тигра и Евфрата.

По шумерским преданиям Энки взял да поднял со дна океана первый шумерский город Эреду – дословно «добрый город» и стал его покровителем. Что удивительно, археологи установили существование города уже в шестом тысячелетии до новой эры, то есть восемь тысяч лет назад.

Более всего Энки прославился как создатель первого рукотворного строительного материала. Там где жили шумеры дерево было редкостью, а Энки создал форму для кирпича.

В Египте величайшим архитектором, равным богу, считался Имхотеп, около пяти тысяч лет назад спроектировавший первую египетскую пирамиду.

По сообщению египетского жреца Манефона, Имхотеп был основателем каменного строительства, как такового. Ему же приписывалось создание одного из древнейших «поучений», и поэтому он считался покровителем письменности и образования. Позже зодчего стали считать также пророком и целителем, даже богом медицинского искусства, и отождествлять с греческим Асклепием (Эскулапом).

Имя архитектора Имхотепа зафиксировано в одной из надписей на постаменте статуи фараона Джосера. Этот зодчий спроектировал и пирамиду фараона Сехемхета, открытую только в середине ХХ века.

В китайской мифологии покровитель строительства – Лу Бань. Его имя часто упоминается в древнекитайских текстах. Мастерство Лу Баня было так велико, что боги даже поручили ему ремонтировать столбы, подпирающие само небо.

Он изобрел различные инструменты, научил людей навешивать двери, организовал постройку многих знаменитых сооружений, в том числе угловых башен императорского «Запретного города» в Пекине.

Одна из легенд рассказывает о том, как Лу Бань «одолжил» у морского дракона дворец и прикрепил его к земле – отсюда в Китае традиция строить дворцы с изображениями драконов.

И поныне, при постройке зданий в Китае совершаются обряды и молитвы в честь этого божественного мастера.

У древних греков основателем и строителем городов почитался бог Аполлон. Покровительницей строителей и других мастеров была и Афина, которая по преданиям сама основала город своего имени. Точнее, она совершила обряд основания Афин. Строителем города Коринфа считался знаменитый Сизиф, имя которого означает «премудрый».

Героем критских мифов очень часто является легендарный Дедал. Это образ не менее популярный и не менее загадочный, чем знаменитый Минотавр. Дедал (имя которого, по одной из версий, означает «искусный») является именно тем мастером, в котором, согласно легендам, совмещались «гений и злодейство». Будучи внуком афинского царя, он был вынужден бежать на остров Крит после того, как убил своего племянника, который, к огорчению мастера Дедала, был более талантливым.

На Крите мастер был принят царем Миносом и по его заказу построил дворец со множеством запутанных ходов (лабиринт), соорудил много деревянных статуй, в том числе движущихся. Но на гостеприимство критского царя он ответил неблагодарностью – помог прибывшему из Афин Тесею убить главное священное животное острова Крит (Минотавра). Может быть, этим он старался искупить вину за убийство племянника перед родным городом – Афинами, попавшими под власть Крита.

Мастеру Дедалу пришлось снова бежать – на сей раз на Сицилию, потеряв по дороге сына Икара. В погоне за мастером погиб на Сицилии сам царь Минос.

Дедала считают не только строителем, но и проводником человеческих душ в потустороннее царство, которое символизирует лабиринт.

В период позднего средневековья возникла легенда о связи со строительством и такого древнегреческого бога, как Дионис. Согласно этой легенде, в древности существовало своеобразное братство строителей – «дионисийских архитекторов», хранивших в тайне секреты своего ремесла.

В это братство принимались мастера, посвятившие себя культу бога Диониса (Вакха). Одним из таких мастеров будто бы был выдающийся римский архитектор Витрувий.

Утверждается, что сооруженные «дионисийскими архитекторами» здания были «проповедями в камне» и строились по законам астрономического, космического совершенства.

Ладный дом славян

Если обратиться к миропониманию наших предков славян, то мы увидим, что всё мироздание для них строилось по принципу подобия, где малое — Яр, отражает великое — Ярг. Так и дом был подобием Вселенной, своеобразным мирозданием, творимым хозяином и связующим его с внешним миром. Но, чтобы дом стал подобием живой Вселенной надо наполнить его Жизненной Силой — Жилом.

У наших предков славян было своё искусство обустройства дома, складывавшееся на протяжении тысячелетий и созвучное нашему родовому Духу. В древнем славянском волховском искусстве “ВойЯрг” был целый раздел, посвящённый устройству и обустройству дома, который именовался «Ладный дом» или «Дом-оберег».

В южной стороне дома располагали так же гостиную и кухню, поскольку южная сторона — сторона плодородия, блага и здоровья. Причём гостиная смыкалась с восточной стороной, ибо восточная сторона несёт потоки бродяжные, кочевые — как раз гостей привечать.

Покровительствовали гостиной Белобог — устроитель явной жизни и Стривер — хозяин пространства, Отец ветров. Потому и решались в гостиной все важные семейные дела, велись семейные советы и здесь же привечались пришедшие в дом гости.

Кухня смыкалась со стороной западной, поскольку запад несёт потоки материального достатка и стабильности. Находится кухня под управлением Числобога — хранителя времени, чисел и божества счёта и расчётов и Макоши — небесной пряхи, покровительницы женщин.

Пространство кухни от печи до южной стены именовалось женским кутом — тут женщина была полноправной хозяйкой. В кухне же находится и одно из самых значимых мест силы дома — печь. По древним славянским преданиям первое, что сварганил небесный коваль Сварог — была печь. И первыми словами его были: «Да будет огонь в этом очаге!». А свет, уже от огня, сам по себе появился.

Первым печником был бог Сварог, оттого все Мастера печные – Свароговы братья. Печь – это ворота в Навь – древний мир человечества. За каждой печью живет бог начала, наш первопредок. Он и сейчас там живет, только люди забыли про это, кто с печью дружит, тот Его увидеть может. Обычно Он появляется в пламени в виде Огневика.

Женское лоно устроено по образу той печи, внутри которой Сварог поместил огонь Животворящий. Вкладываешь в неё сырое, а получаешь готовое, с Духом и Душою. Печь из смерти в жизнь переводит, из минувшего в будущее. Очаг в доме — жизнь в доме. Дом без очага вовсе не дом, даже во временном доме есть очаг. В современных квартирах на кухнях стоят газовые, электрические, но печи. У огня всякая может быть природа. Любая печь – дитя той Божественной Первопечи. Любой огонь, у которого греешься и на котором еду готовишь, дом в храм превращает.

С очагом обращаться нужно с пониманием, по всем правилам: содержать в чистоте, как содержишь в чистоте свое тело, каждый день протирать. Если печь хорошо попросить, она и дом сохранит от всякой нечисти, и болезнь прогонит, и печаль всякую. В печи можно печаль свою сжечь, любую беду прогнать. А еще огню печному можно дурные сны рассказывать, предчувствия нехорошие. Печь – почти как бог – всемогуща! Прабог живет в мире, называемом Навь, там живут Навьи — Души Предков, и туда после смерти уйдем и мы. Оттуда же в мир приходят новые Души. Печь это образ Матери-Земли. У печи молят о будущих детях и перепекают недоношенных и больных. В печи дикий огонь превращается в ручной и служит человеку.

Первобытные, наивные, языческие представления о потусторонних силах – помощниках человеческих строителей сегодня активно достраиваются и домысливаются современными мистиками, и уже перестают нести этнографическую ценность – не стоит к ним относится серьезно.

Небесные покровители – кому нужно молиться православным строителям

Покровителя профессий выбирают по деяниям святого. Эта традиция существует с незапамятных христианских времен. В Православии покровителями всякого строительства и строителей называют преподобных Зодчих Печерских. Святая Церковь почитает совместный день памяти преподобных Антония и Феодосия Печерских – 2/15 сентября.

Основатель Киево-Печерской лавры святой Антоний родился в начале XI века в городе Любече (вблизи Чернигова) и в крещении был назван Антипой. С юных лет он почувствовал влечение к высшей духовной жизни и по внушению свыше решился идти на Афон. В одной из Афонских обителей он принял постриг и начал уединенную жизнь в пещере близ этого монастыря, которую до сих пор показывают. Когда он приобрел в своих подвигах духовную опытность, игумен дал ему послушание, чтобы он шел на Русь и насадил иночество в этой новопросвещенной христианской стране.

Когда преподобный Антоний пришел в Киев, здесь было уже несколько монастырей, основанных по желанию князей греками. Но святой Антоний не избрал ни одного из них, поселился в двухсаженной пещере, выкопанной пресвитером Иларионом. Это было в 1051 году. Здесь святой Антоний продолжал подвиги строгой иноческой жизни, которыми славился на Афоне: пищей его были черный хлеб через день и вода в крайне умеренном количестве. Вскоре слава о нем разнеслась не только по Киеву, но и по другим русским городам.

Многие приходили к нему за духовным советом и благословением. Некоторые стали проситься к нему на жительство. Первым был принят некто Никон, саном иерей, вторым преподобный Феодосий.

Преподобный Феодосий провел свою молодость в Курске, где жили его родители. С ранних лет он обнаружил благочестивое настроение духа: каждый день он бывал в храме, прилежно читал слово Божие, отличался скромностью, смирением и другими добрыми качествами. Основанная преподобным Антонием и устроенная преподобным Феодосием Киево-Печерская обитель сделалась образцом для других монастырей и имела великое значение для развития Русской церкви.

Московскими строителями особо почитаем святитель Алексий, митрополит Московский и Всея Руси.

Также небесным покровителем зодчих почитается Преподобный Сергий Радонежский. Этот святой по праву считается покровителем строительной профессии – с его именем связано восстановление православной русской церкви после монголо-татарского ига.

В католической традиции покровителями архитекторов, строителей, плотников, каменщиков, геометров и других строительных рабочих почитаются Апостол Петр и Апостол Фома.

Специально для строительного сообщества World of building | Сооружения

Великие покровители строительного искусства

В древности люди верили в существование множества богов. Практически каждая стихия, явление, предмет отождествлялись с каким-то божеством. Строительное искусство находилось под особым небесным покровительством. Считалось, что творцы воплощали в реальность незримые проекты, ниспосланные человечеству свыше.

Главное божество исчезнувшей цивилизации.

Имя бога Энки у шумеров означало «господин земли». Он считался одним из главнейших божеств, был владыкой внеземных сил и мудрости, следил за порядком мироздания. Энки подарил людям кирпич, который делали из сырой глины и тростника. Он основал древнейший священный город Эреду.
Сегодня на этом месте пустынно. Лишь гордые развалины некогда роскошного храма Ур-Намму напоминают о былом величии цивилизации шумеров. Они надежно хранят тайны ушедших тысячелетий.


Лу Бань – мифическая личность в китайском эпосе.

Покровителем строителей в Китае считался Лу Бань. Это имя можно найти в древних текстах. По одной из легенд этот бог взял у морского дракона красивый дворец и поставил его на земле. Поэтому на китайских строениях с тех пор присутствует дракон.
Лу Бань был изобретателем множества инструментов и приспособлений. В древности пользовались трактатом под названием «Книга Лу Баня», который являлся пособием по строительству. Этому божеству возводились храмы по всей стране.

Древнегреческие боги-строители.

Афина – богиня войны, мудрости, покровительница строителей. Она основала город, который был назван ее именем. Аполлон и Афина выступали защитниками отцовского права.

Греческий бог Аполлон был наделен губительными и благодетельными функциями. Он помогал людям, учил их мудрости, искусствам. Аполлон считался основателем и строителем городов. Культ этого бога был распространен в Греции, а затем проник в Рим.

Верховный жрец и выдающийся зодчий Древнего Египта.

Величайшим архитектором Египта был Имхотеп, выполнявший функции министра при фараоне. Он был покровителем наук, после смерти был обожествлен. Древний мастер создал первую пирамиду, в которой был похоронен фараон Джосер. Благодаря ему строения стали возводить из камня.
Имхотеп создал общество «Свободных каменщиков», в него входили те, кто стремился к знаниям, душевной свободе. Целью гильдии было духовное совершенствование человека. Позже появилась организация «Дионийские архитекторы». В нее вошли ремесленники, которые поклонялись культу греческого бога Диониса. Они занимались строительством и искусством. Им доверяли возведение общественных зданий, монументов. Члены гильдии держали в секрете свои знания. Мастера общества стали создателями многих значимых сооружений в разных уголках мира.

Искусный архитектор и властелин человеческих душ.

Особое внимание ученых заслужила фигура Дедала, сведения о котором содержат критские мифы. Этот мастер обладал гениальными способностями, но ему также были присущи негативные черты. Он бежал на остров Крит из Афин после убийства племянника.
Для царя Миноса зодчий создал дворец с запутанными ходами. Но он предал гостеприимного хозяина и вынужден был отправиться в Сицилию. Дедал был не только строителем, он выступал проводником душ людей в потусторонний мир.

Некоторые исследователи считают, что этот мастер был критским богом подземного царства. На Крите и на территории современной Турции существовали города, названные в его честь. Есть письменные источники, свидетельствующие о том, что на территории Крита стоял храма Дедала. Более 3 тысяч лет назад талантливый зодчий уже считался божеством.

Строительство в древности считалась наукой, находившейся под покровительством богов. Возводимые здания стремились ввысь, словно уходили в небо. Мастера ощущали себя творцами, которые воплощают в материальные формы проекты высших сил.

Бог строительства в мифологии

8 августа страна отмечает один из значимых профессиональных праздников – День строителя.

Конечно, мы могли бы поздравить уважаемых строителей традиционными в этом случае словами: поздравляем, желаем. Но решили поступить иначе.

В древности человек верил в богов солнца и луны, грома и молнии. Каждый предмет или явление природы имели своих божеств. Божественные покровители были и у строительного искусства.

Разговор о богах строительства можно начать с шумерского бога Энки. Он считался организатором всей цивилизованной жизни на территории Месопотамии (междуречья Тигра и Евфрата). Там, где жили шумеры, были редкостью и дерево, и камень, поэтому со строительным материалом были затруднения – Энки создал форму для кирпича и он же основал первый шумерский город – Эреду (переводится как «добрый город»). Этот город был для шумеров священным.

В китайской мифологии покровитель строительства – Лу Бань. Он изобрел различные инструменты, научил людей навешивать двери, организовал постройку многих знаменитых сооружений, в том числе угловых башен императорского «Запретного города» в Пекине.

Одна из легенд рассказывает о том, как Лу Бань «одолжил» у морского дракона дворец и прикрепил его к земле – отсюда в Китае традиция строить дворцы с изображениями драконов. Китайский мастер создал много механических приспособлений, в том числе летающего деревянного коршуна, самодвижущуюся повозку. Мастерство его было так велико, что боги поручили ему ремонтировать столбы, подпирающие само небо. При постройке зданий в Китае совершались обряды и молитвы в честь этого божественного мастера. По всей стране ему строились специальные храмы.

У греков основателем и строителем городов считался Аполлон. Покровительницей строителей и других мастеров была Афина, которая и сама основала город своего имени.

В период позднего средневековья возникла легенда о связи со строительством и такого древнегреческого бока, как Дионис. Согласно легенде, в древности существовало своеобразное братство строителей – «дионисийских архитекторов», хранивших в тайне секреты своего ремесла. В это братство принимались мастера, посвятившие себя культу бога Диониса (Вакха). Одним из таких мастеров будто бы был выдающийся римский архитектор Витрувий. Говорили, что сооруженные «дионисийскими архитекторами» здания были «проповедями в камне» и строились по законам астрономического, космического совершенства.

В Египте величайшим архитектором и строителем считался Имхотеп, около пяти тысяч лет назад спроектировавший первую египетскую пирамиду.

Мимар (т. е. «строитель») Синан — один из самых выдающихся зодчих мусульманского мира. Именно с его именем связан выдающийся расцвет турецкой архитектуры Османской империи. Его архитектурное наследство огромно: 318 зданий, культовых сооружений и архитектурных ансамблей в Турции, Сирии, Боснии, Крыму.

Мимар Синан прожил удивительно долгую (почти 100 лет) и разнообразную жизнь. Он родился в небольшой деревне в Малой Азии, в юности попал под рекрутский набор, был привезен в Стамбул и стал янычаром. Принимая участие в одном из походов Сулеймана Великолепного, Синан руководил постройкой моста через реку Прут. Мост был возведен за 13 дней и получил высокую оценку султана. Так Синан был произведен в главные имперские архитекторы и прослужил в этой должности 50 лет.

Мимар Синан создал новый художественный стиль, на столетия определивший пути развития турецкой архитектуры. Его мечети, построенные из серого камня, подчиненные логике геометрических форм, выглядят строгими снаружи, но поражают обилием и многоцветием внутри.

Древнерусские мастера строительного дела не имели предварительных рисунков или чертежей. Они вдохновенно работали, опираясь на многолетний опыт отцов и дедов, строили по образцам возведенных ранее сооружений.

В период средневековья возникают строительные цехи. Молодой человек, желавший стать строителем, проходил пятилетний курс обучения в цехе. После этого он становился подмастерьем и лишь по истечении определенного срока работы – специалистом. Но высшая ступень, на которую мог подняться член цеха – стать мастером. Стать мастером на Руси было не просто: нужно было создать произведение искусства и тем самым свои способности, раскрыть свой талант. Древнерусская каменная архитектура появилась в эпоху расцвета Киевской Руси Х-ХП вв. Софийский собор в Киеве – одно из древнейших и красивейших каменных сооружений. Для современников Софийский собор был, безусловно, одним из чудес света.

В летописи упоминается знаменитый строитель Петр Милонег, который в 1199 г. построил на берегу Днепра под Выдубецким монастырем столь замечательную каменную стену, что о ней современники говорили как о чуде великом.

Но достаточно о чудесах и богах. Поговорим о строителе нынешнем – причем не о знаменитом и выдающемся, а самом обыкновенном.
Насмотревшись «Нашей Раши», посмеявшись над Джамшутами и Равшанами, хочется поговорить серьезно и вдумчиво с нашим современником – человеком, который просто любит и уважает свою работу. Зовут его – Алексей Петрович, лет ему от роду- 35. Он – строитель.
Алексей, почему ты выбрал именно эту профессию?

– Мой отец – строитель. Когда я был маленьким – постоянно ходил к нему – было интересно за всем наблюдать, помогать. После армии мы с отцом поехали в Сыктывкар, строили различные объекты: Банк поддержки и развития, здание налоговой инспекции и судебных приставов, институт геологии и рестораны, детские сады, магазин «Эльдорадо». В основном занимались кровельными работами.
Работали по 12 часов в сутки. Тяжело, конечно, было, но зато всегда ощущали гордость за свой труд – нас постоянно заказчики приглашали: приезжайте, кроме вас никто не справится.

– Сейчас ты работаешь в Кирове?

– Да, сейчас у меня своя небольшая компания. Занимаемся внутренней отделкой жилых и офисных помещений.
А начинали в Кирове с «Эльдорадо».

Был в моей жизни период – когда я на стройке спать ложился и на стройке вставал – это я свою квартиру ремонтировал, всему сам обучался, до этого ведь приходилось заниматься только кровельными работами. И вот тогда я занялся самообразованием: книги читал, все изучал – узнавал новые технологии строительства, ходил к знакомым, смотрел как они работают – перенимал опыт. Однажды подрабатывал у знакомого ( нужны были деньги не ремонт квартиры), а он и спрашивает: отделкой занимаешься? Я отвечаю – конечно! Так появился мой первый договор, первый крупный заказ – «Эльдорадо». А потом моя бригада в 12 человек занималась внутренней отделкой «Сити-центра».

А сейчас у тебя большая бригада?

– У нас комплексная бригада: отделочники, электрики, сантехники. Но иногда бывает удобнее работать вдвоем или втроем.
Никогда не беру в бригаду неаккуратного человека, у которого инструменты грязные, замотанные изолентой. Ведь как человек к своим инструментам относится – таких результатов и в работе от него можно ожидать. Мы, например, покупаем всегда только самый лучший инструмент и в течение года всегда стараемся его обновить.

– А кризис как-то повлиял на твою работу?

– Вот уже четыре года мы с напарником работаем очень успешно, у нас график прописан на месяцы вперед: иногда клиентам приходится подстраиваться под наш график, ждать бригаду. Со многими заказчиками мы работаем годами: их устраивает ценовая политика, сроки, качество. Так, например, один из верных наших клиентов – директор института «Кировгипрозем».

Работы много. Кризис – ни по чем! Я не верю, что строитель может жить плохо, не находит работу: значит, он плохо работает.
Я так не хочу: во-первых, никто не заплатит и больше не доверит заказ, а во-вторых, просто стыдно будет.

Строитель – это ведь не только специальность. Это состояние души.
Работа строителя, конечно, нелегкая: бессонные ночи, чертежи, заключение договора, пыль, грязь. Но мне нравится! Я раскрываюсь в этой работе.

– Что кроме строительства интересует?

– Есть коллекция старинных часов: я то их нахожу, то мне их отдают, то дети приносят. В коллекции, например, есть часы, которым более 150 лет. Старинное стекло коллекционирую – бутылочки разные.

– Для чего ты все это собираешь?

– А как нам детям рассказать, как мы раньше жили? У меня в бане висит авоська – а в ней бутылочки из-под кефира. Друзья моего старшего сына приходят – я им показываю все, им интересно. Есть коллекция кованых гвоздей – они все такие разные, красивые: одно слово – ручная работа. Есть небольшая коллекция раритетных чемоданов.

Вот теперь большой дом нужен, чтобы вместить все эти коллекции. В следующем году начинаю строить.

Не зря с древних времен строитель считал себя не просто творцом, а той личностью, которая постигает, перенимает и воплощает в материальные формы высшее божественное искусство.

Боги на стройке

Все началось, конечно, с сотворения мира. Вначале небо и земля были соединены. Но бог Паньгу решил, что жить в таком мире трудно. Он изобрел топор и долото и отрубил небо от земли. Это было первое строительное деяние, утверждает китайский писатель XVI века Чжоу Ю в «Сказании о сотворении мира». И в дальнейшем боги активно принимали участие в зодчестве. Например, этруски — исчезнувший народ, населявший до римлян будущую Италию, — описывали, как из борозды, проведенной пахарем, вылез маленький божок Тагес с детским лицом и седой бородой. Он научил людей многим полезным вещам, в том числе объяснил, как строить дома, храмы и города. Греческая богиня Афина сама дома не строила, зато охраняла их стены. Артемида однажды тоже поработала строителем. Легенда рассказывает, что архитектор Херсифрон, возводивший храм Артемиды, однажды пришел в крайнее отчаянье, так как на стройке дела не ладились да еще не вставала на место каменная балка порога. Артемида забеспокоилась — так и без храма можно остаться. Она «приняла» срочные меры: балка сама опустилась в пазы, Херсифрон успокоился, а храм стал потом считаться одним из чудес света.

Первые дома люди строили из того материала, какого рядом было много. Материал задавал форму дома: из снега не слепишь готический острый угол, из глины не сплетешь плетень, из бревен легче сделать прямую стену избы, чем округлую юрту. Наиболее почитаемым строительным материалом считался камень. Древние финикийцы обожествляли священные камни «бетилы», их воздвигали в самых важных местах: на островах, в бухтах. Они считали, что эти камни служат опорой небу и не дают ему упасть на землю. Мусульмане до сих пор почитают Каабу, священный камень-храм. Ацтеки рассказывали страшную историю о том, как однажды правитель Монтесума приказал принести в храм новый камень для жертвоприношений, но камень сказал рабочим, что они двигают его на свое горе. Рабочие, боясь ослушаться приказа, все-таки поволокли камень, но он таинственно вернулся на прежнее место, задавив сотни людей, и предсказал гибель всей страны и самого Монтесумы.

Первобытные европейцы воздвигали менгиры (большие вертикальные камни, самый высокий менгир достигает 20,5 метра, выше 6-этажного дома!) и дольмены (два вертикальных камня, на которых сверху лежит горизонтальный камень). Сейчас спорят, зачем это делали: то ли астрономией занимались, то ли умерших увековечивали, то ли энергию космоса «приманивали», то ли инопланетянам сигнализировали…
Наши предки тоже почитали камни. Это были «следовики» — камни с отпечатками рук или ног, «чашечники» — камни с углублением-чашей, кромлехи — круги из камней и просто валуны необычной формы и величины. В Новгородской области есть валун, на котором видны отпечатки следов ног. Один след обычный, а другой вытянут в длину. Местные жители говорят, что на этом камне поскользнулся Христос, спускаясь с неба. В Вологодской области знаменит камень Лось со следом копыта (камень в 2 раза больше постамента Медного всадника в Петербурге). Столетия назад здесь наши предки-язычники приносили жертвы, потом след объявили бесовским, а в 1950 году камень пытались взорвать, чтобы кораблям было удобнее плыть по реке Сухоне. К радости местных жителей, это не удалось, только маленький кусочек откололся.

Издавна считалось, что великие архитектурные произведения человек не может построить сам, ибо он слаб и несовершенен. Например, когда был открыт чудесный город Ангкор в Кампучии, местные жители не могли объяснить, кто его построил, а говорили европейцам: «Город построили великаны» или «Город построил царь ангелов Пра-Юна» или даже «Город построился сам, потому что людям это не под силу».

Потом место богов заняли инопланетяне. Какие только строительные подвиги не приписывали им в XX веке! Например, загадочные плиты Баальбекского храма на юге Ливана (II век до н.э.). Для передвижения самой большой из них потребовались бы, по современным подсчетам, соединенные усилия 40000 человек (длина плиты 21 метр, ширина 4,8, а высота 4 метра). Были предположения, что это посадочная площадка для малых летательных аппаратов… Правда, сомнительно, что инопланетяне пользовались при работе зубилом, следы которого видны на обработанном камне. Инопланетянам приписывали лабиринты Крита (лабиринт Минотавра), Англии (архипелаг Силли), Кольского полуострова (Умба), Соловецких островов, Голанских высот (Израиль, «Кольца Рефаимов»). Интересную гипотезу происхождения лабиринтов выдвинул Д. Азаров. Он предположил, что камни лабиринтов сами двигаются и выстраиваются в спирали под воздействием гравитационных аномалий, то есть «город построился сам».

Но города строят люди. Люди создали все эти строительные чудеса, которые сейчас приписывают богам. Легенда рассказывает, что, когда наполеоновские солдаты в египетском походе увидели гигантские колонны Луксорского храма, они без команды отсалютовали невероятному строению. Не чужим богам, нем забытым фараонам. Солдаты, не анализируя своих чувств и не мудрствуя лукаво, отдали салют людям, создавшим это чудо.

Греческие боги

Он вызывает неподдельный интерес, интригует и волнует. Он объединяет вымышленный и современный мир. О нем написано не мало книг и снято множество фильмов. Пантеон греческих богов — настоящая кладезь для изучения истории, нравов и быта Древней Греции. Какую функцию выполняли небожители на священной горе Олимп? Какой немыслимой силой и властью были наделены? Об этом и многом другом пойдет речь в нашей новой божественной статье!

Пантеон или попросту группа богов, принадлежащая к одной религии, насчитывала большое количество небожителей, каждый из которых выполнял отведенную роль и нес свою функцию. По своему облику и поведению боги и богини были похожи на обычных людей. Они испытывали те же эмоции и чувства, влюблялись и ссорились, гневались и миловали, обманывали и распускали сплетни. Но главным их отличием являлась бессмертность! Со временем история отношений между богами все сильнее порастала мифами. И это только приумножало интерес и восхищение к древней религии…

Представители младшего поколения небожителей в Древней Элладе считались главными богами. Когда-то они отняли право управления миром у старшего поколения (титанов), олицетворявших природные стихии и вселенские силы. Одержав победу над титанами младшие боги под руководством Зевса поселились на горе Олимп. Мы расскажем о 12 главных олимпийских богах и богинях, их помощниках и спутниках, которым поклонялись греки!

Царь богов и главное божество. Представитель бесконечного неба, повелитель молний и грома. Зевс обладал беспредельной властью как над людьми, так и над богами. Древние греки чтили и боялись громовержца, всячески задобряя его самыми лучшими пожертвованиями. О Зевсе младенцы узнавали еще в утробе, а все напасти относили к гневу величайшего и всемогущего.

Посейдон

Брат Зевса, повелитель моря, рек, озер и океанов. Он олицетворял мужество, бурный нрав, вспыльчивый характер и неземную силу. Будучи покровителем мореплавателей он мог накликать голод, переворачивать и топить корабли и вершить судьбы рыбаков в открытых водах. Посейдон тесно связан с землетрясениями и извержениями вулканов.

Брат Посейдона и Зевса, которому подчинялся весь подземный мир, царство мертвых. Единственный кто не жил на Олимпе, но по праву считался олимпийским богом. Все умершие отправлялись к Аиду. Хоть люди и боялись даже произносить имя Аида, в древней мифологии он представлен холодным, непоколебимым и безразличным богом, чье решение должно беспрекословно выполняться. В его темное царство с демонами и тенями умерших, куда не проникают солнечные лучи, можно только войти. Обратной дороги нет.

Гермес

Древнейший бог дорог и путешествий, покровитель торговли и купцов. Этот небожитель с крыльями на пятках ассоциировался с тонким умом, изворотливостью, хитростью и прекрасным знанием иностранных языков.

Коварный бог войны и жестоких битв. Могучий воин предпочитал кровавые расправы и вел войну ради самой войны.

Гефест

Покровитель кузнечного, гончарного и других ремесел, ассоциирующихся с огнем. Еще в эпоху глубокой старины Гефеста связывали с вулканической деятельностью, грохотом и пламенем.

Жена Зевса, покровительница брака и супружеской любви. Богиня отличалась ревностью, злобой, жестокостью и излишней строгостью. В состоянии ярости она могла принести людям страшные беды.

Афродита

Дочь Зевса, прекрасная богиня любви, которая запросто влюбляла в себя и влюблялась сама. В ее руках была сосредоточена большая сила любви, чистая и искренняя, которую она даровала богам и людям.

Афина

Богиня справедливой войны, мудрости, покровительница духовных занятий, искусства, земледелия и ремесел. Афина Паллада была рождена из головы Зевса в полном обмундировании. Благодаря ей течет государственная жизнь и строятся города. За свои знания и ум среди пантеона греческих богов была самой уважаемой и авторитетной небожительницей.

Деметра

Покровительница земледелия и богиня плодородия. Она хранительница жизни, научившая человека крестьянскому труду. Она наполняет амбары и пополняет запасы. Деметра — воплощение первобытной энергии творчества, великая мать, порождающая все живое.

Артемида

Богиня лесов и охоты, сестра Аполлона. Покровительница растительности и плодородия. Девственность богини тесно связана с идеей рождения и половых отношений.

Помимо 12 главных олимпийских богов среди греческих небожителей имелось множество не менее значимых и авторитетных имен.

Дионис. Бог виноделия и всех природных сил, делающих человека счастливым.

Морфей. В его объятиях был каждый. Греческий бог сновидений, сын Гипноса — бога сна. Морфей умел принимать любую форму, точно копировать голос и являться людям во снах.

Эрот. Сын Афродиты и по совместительству бог любви. Милый мальчик с колчаном и луком метко бросает в людей стрелы, которые зажигают в сердцах богов и людей нерушимую любовь. В Риме ему соответствовал Амур.

Персефона. Дочь Деметры, похищенная Аидом, который утащил ее в свое подземное царство и сделал своей женой. Часть года она проводит наверху с матерью, остальное время живет под землей. Персефона олицетворяла зерно, которое посеяно в землю и оживает в то время, когда выходит на свет.

Гестия. Покровительница домашнего очага, семьи и жертвенного огня.

Пан. Греческий бог лесов, покровитель пастухов и стада. Представлен с козлиными ногами, рогами и бородой со свирелью в руках.

Ника. Богиня победы и постоянная спутница Зевса. Божественный символ успеха и счастливого исхода всегда изображается в позе быстрого движения или с крыльями. Ника принимает участие во всех музыкальных состязаниях, военных предприятиях и религиозных торжествах.

И это еще не все греческие имена богов:

  • Асклепия — греческий бог врачевания.
  • Протей — сын Посейдона, морское божество. Обладал даром предсказывать будущее и менять обличие.
  • Тритон — сын Посейдона, приносил новости из глубин морских, трубя в раковину. Изображен как смесь коня, рыбы и человека.
  • Эйрена — богиня мира, стоит у олимпийского трона Зевса.
  • Дике — покровительница правды, богиня, не терпящая обмана.
  • Тюхе — богиня удачи и успешного случая.
  • Плутос — древнегреческий бог богатства.
  • Энио — богиня яростной войны, вызывающая бешенство в бойцах, вносящая смуту в битву.
  • Фобос и Деймос — сыновья и спутники Ареса, бога войны.
Читайте далее: