Библиотеки Александрии

История Александрийской библиотеки

Александрийский Мусейон в античные века являлся центром научной и культурной жизни Страны Фараонов. Ему же принадлежала и Александрийская библиотека – одна из великих загадок Египта и всего мира. Она являлась одной из крупнейших библиотек древнего мира. Были найдены руины дочернего здания, которое называлась Серапийон, но этого крайне мало, чтобы понять, как выглядела вся Александрийская библиотека. История умалчивает, как выглядели ее главные здания, где они находились, и что с ними случилось в конечном итоге.

Историческая справка

В 332 году до нашей эры город Александрия, основанный на землях, который Александр Македонский отвоевал у египтян, был провозглашен им будущим источником знаний для всего мира. Именно Александру Великому, который считал знания неотъемлемым атрибутом власти, принадлежала идея основать в этом месте библиотеку и научный центр.

Однако открылась Александрийская библиотека в 323 году до нашей эры, уже после его кончины. Это произошло при Птоломее Первом Сотере, который был преемником Александра Македонского и первым правителем из династии Птоломеев – правителей Египта. При Птоломее Первом Александрия стала столицей Египта. Деметрий Фалерский, который был учеником Теофраста (ученика Аристотеля), был приглашен Птоломеем Сотером для организации работы Александрийской библиотеки и всего Александрийского Мусейона.

Сейчас сложно поверить, что более двух тысяч лет назад люди стремились к познанию мира, а не только были заняты междоусобными войнами и отвоеванием друг у друга территорий. Александрийская библиотека лишний раз подтверждает, что даже в таком далеком прошлом люди тянулись к знаниям. Любой желающий мог посетить ее и изучить любую заинтересовавшую его книгу, пройдя перед этим обряд очищения.

Власти содействовали тому, чтобы в библиотеку в Александрии стекалось как можно больше информации. В Александрию съезжались мыслители и ученые из многих эллинистических стран. Ученые утверждают, что все книги, найденные в приходящих судах, отправлялись в библиотеку. Там они переписывались копиистами, и копии отправлялись владельцам.

Александрийская библиотека дала миру многих великих ученых – Аристарха Самосского, Эратосфена, Зенодота, Фекрита, Филона, Плотия, Эрата, Эвклида, Каллимаха. Эти имена известны всему миру по сей день. Тут были написаны уникальные труды по геометрии, тригонометрии, астрономии, литературе, языковедении и медицине.

Копии всех значимых рукописей попадали в библиотеку в Александрии, и, по подсчётам ученых, во времена расцвета в ней находилось 100-700 тысяч свитков из папируса на многих языках мира. Несколько веков Александрийская библиотека являлась единственном в мире хранилищем трудов мировых ученых и философов – таких как Архимед, Эвклид и Гиппократ.

Предположения об исчезновении

Судьба и история библиотеки в Александрии по сей день остается до конца неизученной. Ученые до сих пор не могут прийти к единому мнению относительно того, когда и почему была уничтожена Александрийская библиотека.

Есть версия, что в 48-47 годах до нашей эры Гай Юлий Цезарь во время морского сражения сжег корабли, пришвартованные у берегов Александрии, но огонь перекинулся на здания библиотеки и она сгорела вместе с огромным количеством книг.

После смерти великой царицы Египта Клеопатры в 30 году до нашей эры (она была последней правительницей из династии Птоломеев) Александрия утратила былое могущество. Александрийская библиотека уже не поддерживалась государством так, как раньше, но все-таки продолжала свою работу.

Известно, что при императоре Феодосии Александрийская библиотека находилась в храме Сераписа и частично была разгромлена христианскими фанатиками в 391 году.

Многие ученые предполагают, что окончательно Александрийская библиотека пала в VII-VIII веке, когда Александрию захватили арабы. По приказу арабских правителей Египта, которые были мусульманами, все книги были сожжены.

Скорее всего, истинной причиной гибели библиотеки можно считать все эти факты из истории, а не какой-то один. Но некоторые свитки все таки удалось сохранить и переправить в библиотеки Средиземноморских стран и стран западной Европы. Эти книги оказали очень большое влияние на интеллектуальное развитие европейского общества.

Возрождение уникального книгохранилища

Вместо разрушенной более полутора тысяч лет назад Александрийской библиотеки была создана новая – Библиотека Александрина. Организация ЮНЕСКО, Правительства Египта, некоторых стран Европы, арабского мира и Японии объединили свои усилия для возрождения уникального книгохранилища. Многие страны мира внесли свой вклад в создание фонда библиотеки, пожертвовав туда книги.

Подготовительные работы проводились в 1992-1995 годах. Работы по возведению библиотеки заняли 7 лет, а примерная стоимость составила 250 миллионов долларов. Работы по строительству проводились консорциумом строительных компаний Англии и Италии под руководством австрийского архитектора Кристофера Капелле и строительной компании «Shohetta».

Новое здание имеет весьма оригинальную форму и похоже на солнечные часы или огромный барабан, который наклонен в сторону моря. Крыша сделана из стекла – ее диаметр составляет 160 метров, а площадь сравнима с площадью футбольного поля. Библиотечные залы расположены на одиннадцати нижних ярусах. Хранилище может вместить в себя 8 миллионов книг. Так же в библиотеке есть конференц-зал, специальный зал для людей с проблемами зрения, зал для детей, планетарий, музеи, галереи искусств и мастерская, где происходит восстановление рукописных документов. В книгохранилище сейчас помещено 7,5 миллионов книг, для изучения предоставлено 500 тысяч.

В настоящее время директором библиотеки является профессор нидерландского Университета Вагенингена – Исмаил Сараджуддин. Всю информацию о библиотеке, а также фото и видео можно найти на официальном сайте www.bibalex.org .

С основания Александрийскойбиблиотеки началась современная история человечества. Это памятник человеческой любознательности и желанию развиваться. А восстановление этого великого сооружения лишний раз доказывается, что люди ценят свою историю и способны на благородные поступки.

Библиотеки Александрии

Александрийская библиотека была основана в начале III века до нашей эры во время правления царя Египта Птолемея II Филадельфа.

В основании библиотеки приняли участие перипатетики Деметрий Фалерский и, возможно, Стратон из Лампсака. Являлась крупнейшей библиотекой в античном мире, в которой хранилось, по гиперболизированным оценкам древних авторов, от 400 до 700 тысяч папирусных свитков. Современные учёные называют более скромные цифры — от 10 до 50 тысяч свитков [1] . Александрийская библиотека представляла собой более академию, чем обычное собрание книг: здесь жили и работали ученые, занимавшиеся как исследованиями, так и преподаванием.

Первым хранителем библиотеки был Зенодот Эфесский (до 234 г. до н. э.), после него Эратосфен Киренский (с 236 по 195 г. до н. э.), Аристофан Византийский (по

185—180 г. до н. э.), Аристарх Самофракийский (по 146 г. до н. э.). В библиотеке работали и другие выдающиеся учёные эпохи эллинизма, в том числе Евклид.

«Дочерняя библиотека» (филиал) была создана ок. 235 до н. э. Птолемеем III в храме Сераписа Серапеуме; главная библиотека размещалась в иной части города, в окрестностях дворца, в квартале Брухейон (Brucheium).

Утрата библиотеки

В 48—47 годах до н. э. Юлий Цезарь воевал в Египте, вмешавшись в династическую войну между Клеопатрой и её братом Птолемеем XIII Дионисом. В результате военных действий (обстрела города) в городе и библиотеке случился большой пожар и часть книг сгорела. Впоследствии здание библиотеки было восстановлено, и (по одной из версий) Марк Антоний пополнил её фонд за счёт другой крупнейшей библиотеки эллинистического мира — Пергамской библиотеки.

В 216 году Каракалла отдал Александрию на разграбление солдатам, что также могло повредить сохранности книг.

В 273 году римский император Аврелиан разрушил и сжёг библиотеку при взятии Александрии, подавляя бунт царицы Зенобии.

В IV веке часть уцелевших книг была вывезена в Константинополь.

В 391 году в городе произошли волнения и конфликт между язычниками и христианами. Существуют различные версии возникновения и течения конфликта. В конце концов патриарх Феофил Александрийский получил от императора Феодосия I разрешение на уничтожение языческих храмов, что повлекло разрушение Серапеума. Вот как эти события описывает церковный историк Сократ Схоластик:

Вероятно, во время этих событий погибли книги, находившиеся в храме. О событиях 391 года существуют упоминания у Сократа Схоластика и у языческого автора Евнапия Сардийского. Оба говорят о разрушении языческих храмов, однако упоминаний об уничтожении книг нет. Более того, неизвестно, сколько книг к тому моменту находилось в Серапеуме, и находились ли они там вообще.

Существует мнение, которое восходит к труду Chronicon Syriacum сирийского епископа XIII века Григория Бар-Эбрей, что уцелевшие остатки рукописей погибли в VII—VIII веках при господстве арабов-мусульман, однако достоверных сведений об этом нет. Широко известно предание: халиф Омар ибн Хаттаб дал повеление полководцу Амру ибн аль-Асу сжечь Александрийскую библиотеку, сказав при этом: «Если в этих книгах говорится то, что есть в Коране, то они бесполезны. Если же в них говорится что-нибудь другое, то они вредны. Поэтому и в том и в другом случае их надо сжечь». Известный историк Халифата В.О. Большаков пишет:

Таким образом, трудно приписать утрату библиотеки какому-то одному событию или же обвинить в ней однозначно язычников, христиан или мусульман. Единого мнения на этот счёт нет. Например, Плутарх винил Цезаря, Эдуард Гиббон винил христиан, Григорий Бар-Эбрей винил мусульман, а авторы Британской Энциклопедии возлагают основную вину на Аврелиана. [4]

Современное состояние

В 2002 году Александрии на месте старой библиотеки была построена современная «Библиотека Александрина», призванная восстановить былое величие и обеспечить свободный доступ к знаниям для всех желающих.

Примечания

  1. BBC iPlayer — In Our Time: The Library at Nineveh
  2. Сократ Схоластик. Книга V. Глава 16
  3. Большаков В. О. История Халифата Т. 2. М.: Вост. лит., 2000. С. 122. [1]
  4. Library of Alexandria / Encyclopædia Britannica. Encyclopædia Britannica Online Academic Edition. Encyclopædia Britannica Inc., 2012. Web. 04 Mar. 2012 «Музей и библиотека сумели уцелеть в течение многих веков, но были уничтожены в гражданской войне при римском императоре Аврелиане» («The museum and library survived for many centuries but were destroyed in the civil war that occurred under the Roman emperor Aurelian»)
  • Александрийская библиотека // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  • Сожженная библиотека The Library of Alexandria: Centre of Learning in the Ancient World. Edited by Roy MacLeod. — Tauris, 2000.
  • Александрийская библиотека
  • Фролов Э. Д. Античный Мусейон в его развитии от частно-правового института к государственному учреждению
  • Bibliotheca Alexandrina
Александрийская школа
Наука

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Александрийская библиотека» в других словарях:

АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ БИБЛИОТЕКА — АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ БИБЛИОТЕКА, крупнейшее в древности собрание рукописных книг (от 100 до 700 тыс. томов) при Александрийском мусейоне. Часть Александрийской библиотеки сгорела в 47 до нашей эры; часть уничтожена в 391 нашей эры, остатки в 7 8 вв.… … Современная энциклопедия

АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ БИБЛИОТЕКА — крупнейшее в древности собрание рукописных книг (от 100 до 700 тыс. томов). Основана в нач. 3 в. до н. э. при Александрийском мусейоне. часть Александрийской библиотеки сгорела в 47 до н. э., часть уничтожена в 391 н. э., остатки в 7 8 вв … Большой Энциклопедический словарь

Александрийская библиотека — АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ БИБЛИОТЕКА, крупнейшее в древности собрание рукописных книг (от 100 до 700 тыс. томов) при Александрийском мусейоне. Часть Александрийской библиотеки сгорела в 47 до нашей эры; часть уничтожена в 391 нашей эры, остатки в 7 8 вв.… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Александрийская библиотека — крупнейшее в древности собрание рукописных книг (от 100 до 700 тыс. тт.). Основана в начале III в. до н. э. при Александрийском мусейоне. Часть Александрийской библиотеки сгорела в 47 до н. э., часть уничтожена в 391 н. э. во время междоусобной… … Энциклопедический словарь

Александрийская библиотека — наиболее известная в древности библиотека, основанная в Александрии (См. Александрия) при Александрийском мусейоне (См. Александрийский мусейон) в начале 3 в. до н. э. при первых Птолемеях. Возглавляли А. б. крупнейшие учёные: Эратосфен,… … Большая советская энциклопедия

Александрийская библиотека — Это величайшее и знаменитейшее книгохранилище древнего мира основано египетским царем Птоломеем II Филадельфом (см. это сл.). Уже при первом Птоломее Сотере афинянин Димитрий Фалерский собрал около 50 т. книг или свитков, а во время наибольшего… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Александрийская библиотека — самая известная и крупная библиотека Древнего мира. Осн. в начале 3 в. до н.э. в г. Александрия (Египет) во время правления греко македонской династии Птолемеев. Входила в состав одного из гл. научных центров античного мира Александрийского… … Педагогический терминологический словарь

Александрийская библиотека — События, связанные с основанием музея и библиотеки , и их последствия В предыдущей главе мы показали серию мутаций традиционного образа жизни человека и их отражения в новых философских движениях, упоминали также о возникновении новых центров … Западная философия от истоков до наших дней

АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ БИБЛИОТЕКА — АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ БИБЛИОТЕКА, одно из культурных учреждений эпохи эллинизма. Основана в Александрии Египетской в начале III в. до н. э. В ней насчитывалось около 700 тыс. папирусных свитков, включавших произведения древнегреческой литературы и… … Литературный энциклопедический словарь

Александрийская библиотека — – это величайшее и знаменитейшее книгохранилище древнего мира основано египетским царем Птоломеем II Филадельфом. Уже при первом Птоломее – Сотере, афинянин Димитрий Фалерский собрал около 50 т. книг или свитков, а во время наибольшего… … Полный православный богословский энциклопедический словарь

Александрийская библиотека: античная сокровищница мудрости, уничтоженная по человеческой глупости

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Считается, что Александрийскую библиотеку основали в 290-е-280-е гг. до н.э. в одноименном античном городе на северном побережье Африки. Ее первым покровителем стал египетский царь Птолемей I Сотер, единокровный брат Александра Македонского. При нем был построен религиозный, исследовательский, учебный и культурный комплекс, называвшийся Мусейон («музей»). Одним из его элементов и была знаменитая библиотека. Весь комплекс был посвящен музам, девяти дочерям Зевса и Мнемосины, которых считали покровительницами искусств. При попечительстве царей династии Птолемеев Мусейон процветал.

Здесь постоянно жили ученые-исследователи астрономии, анатомии, зоологии. В Александрии работали и экспериментировали выдающиеся философы и ученые Древности: Эвклид, Архимед, Птолемей, Эдесия, Папп, Аристарх Самосский. В их распоряжении была не только обширная коллекция книг и свитков, но также тринадцать лекционных залов, классные комнаты, банкетные столовые и красивые сады. Здание было украшено греческими колоннами, которые сохранились до наших дней. Именно здесь Эвклид разработал учение о математике и геометрии, Архимед прославился работами по гидравлике и механике, Герон создал паровую машину.

Сейчас сложно определить величину собрания Александрийской библиотеки. До IV века здесь хранились в-основном свитки папируса, после этого начали приобретать популярность книги. Исследователи считают, что в годы расцвета в библиотеке хранилось до 700 000 свитков.

Коллекция пополнялась путем кропотливого копирования оригинальных рукописей, которые добывали где только возможно. При копировании неизбежно случались ошибки, но библиотечные служащие нашли интересный выход. Так, римский медик, хирург и философ Гален сообщает, что со всех кораблей, входящих в Александрию, изымали все книги и свитки. После того, как переписчики снимали с них копии, их отдавали владельцам, а оригиналы оставались в библиотеке Александрии.

Для ученых и богатых покровителей и членов королевской семьи делались точные копии книг, что приносило большой доход библиотеке. Часть этих средств тратилась на привлечение ученых из других городов. Им оплачивали проезд, проживание и даже стипендии для содержания их семей. Вокруг библиотеки «вращались» немалые деньги.

Гален писал, что царь Птолемей III однажды попросил у афинян оригинальные тексты Еврипида, Софокла и Эсхила. Те потребовали залог в 15 талантов (около 400 килограмм золота). Птолемей III сделал взнос афинянам, с полученных документов были сделаны копии и, по отработанной схеме, александрийцы их и вернули, оставив себе оригиналы.

Чтобы защитить свои свитки и улучшить условия, афинские ученые, жившие в Александрии, начали искать себе лучшее место. А в 145 г. до н.э. Птолемей VIII своим указом убрал всех иностранных ученых из Александрии.

После столетий расцвета Александрийскую библиотеку ждали трудные времена. Примерно в 48 г. до н.э. Юлий Цезарь захватил город и поджег вражеские корабли в гавани. Огонь распространился и повредил здания в гавани. При этом сгорела часть библиотечной коллекции. В ходе войны египтяне попали в зависимость от Рима и с этого момента начался упадок Александрийской библиотеки, ведь римляне предпочитали использовать ее для своих нужд. Следующая беда случилась в 273 году н.э., когда во время восстания войска императора Аврелиана захватили город. Большая часть драгоценного собрания библиотеки сгорела или была разворована.

После того, как библиотека была разрушена, ученые использовали «дочернюю библиотеку» в храме Серапеум. Но в 391 году н.э. поклонение языческим богам было объявлено вне закона, а патриарх Феофил закрыл все храмы Александрии. Сократ описывает, как были уничтожены все языческие храмы в городе, включая и Серапеум. Так завершилась славная 700-летняя история Александрийской библиотеки, о которой до сих пор известно совсем немногое.

Спустя два тысячелетия знаменитая библиотека была возрождена. В 2002 году открылась Александрина, где теперь хранится 8 миллионов книг со всего мира, а также огромный архив электронных источников. К сожалению, политическая и религиозная нетерпимость отдельных слоев населения арабских стран снова угрожают ей. Местные жители сообща охраняют библиотеку от фанатиков. Они боятся повторения истории того периода, когда местные общественные бани топили свитками и книгами .

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Александрийская библиотека как научный и культурный центр античности

Сегодня хотелось бы рассказать про библиотеку в Александрии Египетской, являющейся хранилищем знаний, культуры, маяком для учёных и философов и сокровищницей династии Птолемеев.

К сожалению, сведения о библиотеке в период её расцвета довольно скудны и основная их часть принадлежит более поздним авторам, жившим в период её упадка. Её называли по-разному: «Великая Библиотека», «Царская Библиотека», «Библиотека Мусейона» (библиотека являлась частью Храма Муз (Мусейона), религиозного, исследовательского, учебного комплекса, в котором работали учёные всех мастей на протяжении почти 800 лет). Основана предположительно в 290-е годы до н. э. Птолемеем I Сотером (тем самым сподвижником Александра Македонского, диадохом, который единственный из всех умер своей смертью, будучи глубоким старцем) в котором библиотека нашла ценного спонсора и покровителя.

Впрочем, его потомки мало чем отличались от своего предка в любви к Библиотеке. О них можно говорить много всего нелицеприятного, особенно после трёх первых Птолемеев, но одного у них было не отнять: они всеми способами старались улучшить её и дополнить новыми свитками. К примеру, известен эдакий анекдот о том, что все корабли, заходившие в порт Александрии должны были в обязательном порядке сдать все свитки и получить копии. Ещё один пример: Птолемей III взял в долг у Афин государственный экземпляр произведений афинских трагиков, обещая вернуть, но вернул только копии, утратив огромный залог в 18 талантов.

В библиотеке работали многие выдающиеся учёные эпохи эллинизма, в том числе Евклид, Герон Александрийский, Архимед.

О фондах Библиотеки есть противоречивые сведения:

«(Царь) учредил две библиотеки, одну за пределами царского дворца, другую во дворце. Во внешней библиотеке насчитывалось 42 800 свитков, а в той, что находилась во дворце, — хранилось 40 000 «смешанных свитков» (Voluminum commixtorum), «простых же и разделенных» (Simplicium autem et digestorum) 90 000, как сообщает Каллимах, придворный царский библиотекарь, который также написал титулы для каждого свитка.»

Другой источник гласит:

«Названный царь Птолемей Филадельф… когда собрал отовсюду на деньги царской казны книги в Александрию, по совету Деметрия Фалерского и других старцев, отвел им место в двух библиотеках. Во внешней библиотеке число книг равнялось 42 800. Другая библиотека, располагавшаяся внутри дворца, имела «смешанных» книг (греч. συμμίκτων) — 400 000, «простых» же и «несмешанных» — 90 000, как описал их по «Таблицам» Каллимах, являвшийся придворным царя, позже после приведения их в порядок.»

Но историки доверяют более заниженным данным (хотя кое где говорится даже о 700.000 свитков). Есть так же сомнения относительно того, что могут означать «простые», «смешанные» и «несмешанные» книги. Больше похоже на истину мнение, что «простые» книги означают одно отдельное сочинение, «смешанные» книги это совокупность произведений, среди которых нужно было искать нужное.

Хранители библиотеки и их многочисленные помощники и переписчики постоянно каталогизировали, обновляли (переписывали свитки). Это требовало больших средств, времени и трудов, так как материал нужно было найти и обеспечить его достаточное количество, так как в древности свитки старше 200 лет считались большой редкостью и полежали копированию (ведь ими пользовались/читали очень часто (в зависимости от популярности) и износ был заметен уже через несколько лет, не говоря уже о веках), а таких свитков там было, как сказано выше десятки, если не сотни тысяч.

В 48-47 годах до н.э. Гай Юлий Цезарь увяз в египетских дрязгах за власть между Птолемеем XIII и его сестрой, небезызвестной Клеопатрой, на стороне которой, понятное дело, и сражался. В результате боевых действий случился пожар, уничтоживший часть фондов библиотеки, которая к тому времени была не в самом радужном состоянии и требовала капитального обновления. Кто говорит, что сгорело 40 тыс., кто говорит 400 тыс. книг, а кто то и вовсе утверждает, что погибли только копии, предназначенные для отправки в Рим и, таким образом, сама библиотека не пострадала вовсе.

Следующим этапом был некоторый расцвет: Марк Антоний сделал Клеопатре поистине царский подарок, передав Пергамскую Библиотеку в качестве свадебного подарка, объединив в одном месте фонды двух самых крупных библиотек античности, прибавив 200 тыс. книг.

За этим последовал двухсотлетний период затишья и относительного спокойствия, в течение которого римские императоры с горем пополам поддерживали библиотеку и даже строили дополнительные корпуса, а когда сгорела римская библиотека, прислали переписчиков для копирования и её восстановления. В это время Александрийская Библиотека уже потеряла свой религиозный статус и была переориентирована для нужд системы образования.

Во II веке Александрию посетил император Адриан, назначивший в Мусейон нескольких новых членов. Есть основания полагать, что эту политику продолжили его преемники Антонин Пий и Марк Аврелий. Однако, с началом кризиса Римской империи, в 216 году император Каракалла отдал Александрию на разграбление своим солдатам, что также могло повредить сохранности книг. При нём же понизился статус хранителей Музея и библиотеки, они потеряли ряд привилегий, восходящих ещё к эпохе Александра Македонского.

Но главная библиотека, предположительно погибла в 273 году, когда император Аврелиан, подавляя мятеж Зенобии, разрушил и сжёг часть города при взятии Александрии. Как говорится, лес рубят — щепки летят, ибо целью уничтожения библиотеки император вряд ли задавался.

Часть библиотеки, хранившаяся при храме Сераписа, была утрачена, вероятно, позднее. Время окончательной гибели библиотеки точно установит не удалось, так что предположительно, окончательная утрата всех фондов происходила постепенно, но основа погибла именно под сандалиями легионов Аврелина, если позволите так выразиться.

В 391 году в Александрии вспыхнул религиозный конфликт между язычниками и христианами, в результате которого был уничтожен храм Сераписа, где хранились остатки Александрийской Библиотеки (впрочем, достоверно точно не известно сколько там находилось книг, и вообще, находились ли они там), а шкафы из под книг позже использовались в различных храмах Александрии.

Но, даже после этого, Мусейон и библиотека в какой-то форме существовали и позднее событий 391 года.

Есть ничем не подтверждённые сведения того, что уцелевшие после таких суровых испытаний остатки рукописей погибли в VII-VIII веках при господстве мусульман.

Широко известно следующее предание: халиф Умар ибн аль-Хаттаб в 641 году дал повеление полководцу Амру ибн аль-Асу сжечь Александрийскую библиотеку, сказав при этом: «Если в этих книгах говорится то, что есть в Коране, то они бесполезны. Если же в них говорится что-нибудь другое, то они вредны. Поэтому и в том и в другом случае их надо сжечь».

Но: «Специалисты хорошо знают, что это всего лишь благочестивая легенда, приписывающая Умару «добродетельный» поступок — уничтожение книг, противоречащих Корану, но в популярной литературе эта легенда иногда преподносится как исторический факт. Однако ни Иоанн Никиусский, немало сообщающий о погромах и грабежах во время арабского завоевания, ни какой-либо другой христианский историк, враждебный исламу, не упоминает пожара библиотеки.»

Таким образом, сложно приписать утрату библиотеки конкретному событию или же обвинить в ней исключительно язычников, христиан или мусульман. Споры об этом — многовековая традиция. В частности, Плутарх винил Цезаря, Эдуард Гиббон — христиан, Григорий Бар-Эбрей — мусульман, а авторы современной Британской Энциклопедии возложили основную вину на Аврелиана. Но скорее всего, упадок и гибель Александрийской библиотеки было длительным процессом, естественным в своей основе, в который внёс свой «вклад» каждый из вышеперечисленных. С упадком классической филологии и отсутствии интереса у властей, не оказывалось средств для восстановления чудом уцелевших обветшавших свитков, которые требовали постоянного обновления.

Подписывайтесь, с нами Вы узнаете много разных интересных и познавательных фактов о мировой истории.

Благодарю за внимание! Надеюсь, Вам было так же интересно, как и мне!=)

Александрийская библиотека. Наследие Александра Великого

Александр Македонский оставил о себе предание не только как о великом полководце, завоевавшем полсвета. Он основал город Александрия, который стал центром науки и культуры эллинского мира.

В 332 году до н. э. Александр Македонский без боя захватил Египет и в западной части дельты Нила заложил новый город — Александрию Египетскую. После смерти Александра (323 год до н.э.) Египет перешел под управление одного из его военачальников — Птолемея I Сотера, который стал царем и правил 40 лет.

Александрийская библиотека, Египет

По преданию, Александра Македонского встретили в Египте как освободителя. Он проявил огромное уважение к традициям и верованиям покоренного народа и тем привлек к себе жрецов. Он советовался с египетскими оракулами, в частности с жрецами бога Амона, причем делал это с большими церемониями. Кроме того, Александр очень быстро понял, что Египет может сыграть решающую роль в расширении мировой торговли, и поспешил оказать ему поддержку.

В связи с этим царь принял одно решение, имевшее, несомненно, далеко идущие последствия: он основал город Александрию. Легенда гласит, что он сам выбрал место — небольшой средиземноморский порт. Ему понравилось его расположение: прибрежный остров Фарос образовывал две естественные гавани — идеальную базу для греческого флота. Говорят, что Александр лично наметил границы нового города, строительство которого началось в 332 г. до н. э. по проекту греческого архитектора Дейнократа.

Благодаря удачному географическому положению и остроумно решенному проекту порта Александрия стала одним из самых знаменитых морских торговых центров античности. До завоевания арабами в 641 г. она играла заметную роль в истории Египта.

Поначалу население города, наряду с местными жителями — египтянами, составляли македонская стража, греки-колонисты и выходцы из Палестины.
Александрия быстро росла. При Птолемее I сюда устремились ученые и художники, пользовавшиеся покровительством и защитой царя, продолжавшего политику Александра Македонского. Уважая местные гражданские и политические институты, обычаи и религию, он создал в Египте атмосферу терпимости и спокойствия, что благоприятно сказалось на развитии культуры. Благодаря Птолемею I Александрия стала приближаться к идеалу ее основателя, видевшего столицу, как блестящий интеллектуальный и художественный центр.

По приказу правителя был построен знаменитый Фаросский маяк, одно из семи чудес света; в его царствование родился и план создания самой большой
публичной библиотеки античного мира.

Осуществил этот проект его сын, Птолемей II (308—246 гг. до н. э.). Он превратил Александрию в крупнейший торговый центр мира. Греки, римляне, эфиопы и евреи стекались в этот открытый для всех город, где можно было встретить писцов, чиновников, библиотекарей, переводчиков, послов и придворных, приехавших сюда из разных стран. Покровитель искусств и литературы, Птолемей II окружил себя известными учеными и поэтами, среди которых был Каллимах (ум. 240 г. до н. э.), чье имя связано с созданием великой библиотеки.

Первая вошедшая в историю библиотека была построена в Мемфисе; ее посетителей встречали слова — «Лекарство для души». Однако Птолемей I предпочел взять за образец библиотеку Аристотеля в Афинах, возможно, он даже приобрел книги из этого богатейшего собрания античности.

Для Александрийской библиотеки постарались раздобыть все произведения греческой литературы. Вскоре эта цель была достигнута, и начался поиск всех знаменитых произведений, написанных на других языках. Затем создатели библиотеки пожелали сделать ее универсальным собранием всех известных произведений литературы.

Основной задачей библиотекарей было приобретение книг. Они договаривались о присылке за определенную плату из Афин рукописей для снятия с них одной или нескольких копий. Рукописи, обнаруженные на кораблях, прибывавших в Александрийскую гавань, на время «конфисковывались» и тоже переписывались.

Благодаря гигантским усилиям по сбору и сохранению произведений всех стран мира Александрийская библиотека стала первой в истории универсальной библиотекой, привлекавшей немало известных философов, ученых и исследователей того времени. Точное число рукописей на папирусе, хранившихся в ней, не известно. Ее фонд, вероятно, насчитывал 400 — 700 тысяч названий, ведь один свиток мог содержать несколько произведений, и в то же время одно произведение могло быть записано на нескольких свитках.

Но библиотека не ограничивалась лишь сбором и хранением рукописей, она стала центром перевода. Так, 72 еврейских ученых сделали для нее перевод Ветхого завета на греческий язык, переводились также вавилонские и буддийские рукописи.
Кроме того, в Александрийской библиотеке впервые в истории были разработаны правила классификации и инвентаризации фондов. Каллимах составил огромный каталог, в котором можно было найти не только информацию о каждом произведении, но и аннотации и даже критические комментарии. Эти списки, известные под названием «Pinakes» (от греческого слова, означающего «вощеные дощечки для письма»), к сожалению, утеряны. Однако упоминания о них встречаются в древних документах достаточно часто, так что мы можем составить представление о размахе проделанной работы.

Александрийская библиотека стала частью Мусейона (храма муз) — центра науки и культуры, открывшего двери для художников и ученых; в него входили астрономическая обсерватория, зоологический и ботанический сады, аудитории.

Вот почему Александрия так влекла к себе известных ученых и художников; они приезжали сюда, чтобы углубиться в изучение бесценных сокровищ, помогавших им делать новые открытия. Благодаря им в городе создавалась особая интеллектуальная и творческая атмосфера.

Здесь жил Герофил (ок. 340—300 гг. до н. э.), раскрывший законы анатомии и физиологии; Евклид (330—280 гг. до н. э.) — основатель геометрии; Эратосфен (284—192 гг. до н. э.), впервые измеривший дугу меридиана; Аристарх Самосский (215—143 гг. до н. э.) и Дионисий Галикарнасский (170—90 гг. до н. э.), систематизировавшие грамматику древнегреческого языка; Герон (ок. 62 г.) — автор нескольких книг по геометрии и механике, изобретатель диоптров (прибора для визирования); Клавдий Птолемей (90—168 гг.) — картограф и астроном. Таким образом, Александрийская библиотека сыграла значительную роль в развитии грекоримской культуры.

Сегодня от этого памятника человеческому гению ничего не осталось. Полагают, что основная часть собрания погибла при пожаре, вспыхнувшем в порту В 48 Г. ДО н. Э., когда Юлий Незарь захватил Александрию. Правда, Марк Антоний в качестве «возмещения ущерба» передал Клеопатре богатую коллекцию Пергамской библиотеки (Малая Азия). Это собрание, принадлежавшее Евмену II, царю Пергама, насчитывало, как полагают, около 200 тыс. рукописей на пергаменте.

Но последовали новые катастрофы, как будто кто-то вознамерился показать, как хрупки творения человеческого разума. Библиотека и Мусейон Александрии, вероятно, были разрушены во время гражданской войны в Египте в III в.

И все же мечта Александра Македонского жива. На пороге третьего тысячелетия Александрия возможно вернет себе былую славу. Через компьютерную сеть оно будет связано с архивами и центрами документации всего мира. Прежняя идея вновь получит воплощение, и новая Александрийская библиотека станет наконец вечной.

В 2002 году, на месте старой библиотеки воздвигнута новая современная библиотека, задача которой вернуть былую славу Александрийской библиотеки.



Александрийская библиотека

Где точно находилась библиотека доподлинно неизвестно. Археологи относительно месторасположения выдвигают разные версии. Нет точных сведений, и сколько папирусных свитков там хранилось. По одним данным 40 тысяч, по другим 700-800 тысяч. Ни одна рукопись не уцелела. Свитки горели в огне, уничтожались новой властью или временем. Папирус – хрупкий материал, за его состоянием необходимо постоянно следить, иначе забвение всему тому, что на нём написано.

В своё время библиотека в Александрии была самой знаменитой и самой большой в мире. Греческие цари не жалели денег и сил, для того чтобы сооружение стало символом их цивилизации. А память о нём сохранилось в веках.

Создание библиотеки

Первый царь из династии Птолемеев — Птолемей Первый Сотер решил построить в Александрии библиотеку. Для этого он пригласил видного учёного Деметрия Фалерского, который когда-то был учеником Теофраста, а Теофраст в своё время учился у Аристотеля – наставника Александра Македонского.

У Аристотеля была большая библиотека – около 40 тысяч свитков. Он привозил их из военных походов Александра Македонского. После смерти учёного и философа собрание перешло к Теофрасту. Деметрий Фалерский убедил царя полностью выкупить эту библиотеку, она и легла в основу Александрийской.

Птолемей Первый лично следил за поступающими в хранилища рукописями. Он отдавал распоряжения, чего там не достаёт и что надо заполучить. Так за книги основателя жанра античной комедии Менандра он обещал несметные сокровища и даже половину государства.

Сын Сотера – Птолемей Филадельф продолжил дело отца. Фонд библиотеки пополнялся. Правитель распорядился скупать или копировать все известные в Греции книги. Корабли, приходившие в Александрийский порт, обыскивались. Рукописи изымались и отправлялись в Александрийскую библиотеку. Причём законным владельцам возвращалась лишь копия, оригинал оставался в Египте.

Некоторые историки считают, что при Птолемее Филадельфе численность библиотеки составляла порядка 400 тысяч свитков, а при следующем правителе Птолемее Третьем – 800 тысяч.

Библиотека размещалась в двух зданиях. Одна часть располагалась непосредственно в царском дворце в районе Брухейон, другая в храмовом комплексе Сераписа. Первая была доступна лишь для особ голубых кровей и их приближённых, в другую — за знаниями мог прийти любой желающий, предварительно совершив обряд очищения. Считается, что в царской библиотеке находилась светская литература, в общественной – более религиозная.

Работа в библиотеке

Библиотека была больше, чем обычная библиотека. Это был целый научный центр с зоопарком, обсерваторией, ботаническим садом. В его стенах учёные совершенствовали знания по медицине, математике, астрономии. Сюда в разное время приезжали знаменитые мыслители, философы, писатели и поэты: Зенодот, Эрат, Фекрит, Каллимах, Эвклид.

Именно в Александрии начали систематизировать книги, так появился первый в мире каталог. Найти нужную рукопись стало легко и просто. Штат переписчиков, которые трудились в библиотеке, был огромным. Все они содержались за счёт царской казны. Работники не только переписывали, но и переводили произведения на греческий. Так с древнееврейского была переведена Тора.

Условия содержания рукописей были близки к идеальным. В помещениях поддерживалась необходимая влажность, свитки проверялись на наличие в них насекомых. Испорченные сразу же переписывались.

Исчезновение библиотеки

Почему Александрийская библиотека канула в Лету, историки точно сказать не могут. Скорее всего, это произошло не за один день. Период упадка длился несколько веков.

В 48-47 году до нашей эры предположительно здесь случился пожар. Был передел власти, войска Юлия Цезаря подожгли корабли в порту. Огонь перебросился на библиотеку, уничтожив значительную часть фондов. В 30 году до нашей эры умерла Клеопатра, а с ней и династия Птолемеев. Александрия стала римской провинцией. Библиотека продолжала работать. Но в нее уже никто не вкладывал средства.

Она подвергалась нападению христиан. А в 7-8 веках к власти пришли арабы. По легенде их правитель приказал уничтожить все книги, противоречащие Корану. Тогда, скорее всего и была уничтожена знаменитая Александрийская библиотека.

Современный период

Новую историю Александрийская библиотека начала в 2002 году. Когда в городе открылось новое, современное здание. Его стоимость оценивается в 250 миллионов долларов. Проект получился международным. Над ним работали норвежские архитекторы, английские и итальянские строители, руководил процессом австриец, а директором стал голландец.

Современная Александрийская библиотека – это огромное здание из стекла и гранита. В хранилищах содержится 8 миллионов книг. Помимо этого здесь открыты музеи, планетарий и галерея искусств.

Александрийская библиотека

Как любопытно! Александр Великий приложил титанические усилия к тому, чтобы уничтожить одну из величайших книг мира — Авесту. А одна из библиотек, созданная после него, находилась в городе, названном в честь Александра.

Вскоре после смерти Александра Македонского виднейшие полководцы его империи разделили огромную империю. Птолемею Сотеру достался Египет, которым он правил 40 лет. При нём новая египетская столица Александрия превратилась в огромный богатый город. А в дворцовом комплексе, почти на самом берегу Средиземного моря было построено большое здание специально для библиотеки. Здание это получило название Мусейона — Собрания муз. В 307 г. до н. э. оно было торжественно открыто. На полках из кедровой древесины в специальных футлярах лежали папирусные свитки. К каждому футляру прикреплялась табличка с описанием его содержимого.

Первые Птолемеи — отец, сын и внук — не жалели средств, чтобы собрать как можно больше литературных памятников Греции, Рима, Египта, Среднего Востока и даже Индии. Свитки переписывались и распространялись, благодаря этому до нашего времени дошли многие произведения античной эпохи. Птолемей III Евергет, для того чтобы сделать копию, одолжил у афинян принадлежащие государству экземпляры трагедий Эсхила, Софокла и Еврипида, представив в качестве залога 750 кг золота. Потом он так и не вернул эти экземпляры, залогом же просто пренебрёг, да ещё хвастался, что обвёл афинян вокруг пальца. При этом египетском царе в Александрийской библиотеке было уже около 200 тысяч свитков. Мусейон превратился в научный центр мирового значения. В нём постоянно работали около ста учёных и специалистов, находившихся на полном государственном обеспечении.

Здесь занимались философией, историей, географией, астрономией, физикой, математикой, филологией, литературной критикой, медициной. Учёные были свободны в своих научных поисках, однако не должны были посягать на авторитет верховной власти. Так, один поэт высмеял в своих стихах Птолемея II Филадельфа за то, что тот, по обычаям фараонов, женился на своей родной сестре. Царь приказал утопить дерзкого стихотворца.

Поэт Каллимах, возглавлявший Мусейон в начале III в. до н. э., создал, по преданию, 120-томный каталог Александрийской библиотеки, своеобразную культурную энциклопедию античности. Когда недавно проверяли рукописные архивы Национальной библиотеки в Вене, неожиданно обнаружили листок папируса. Это оказался отрывок в 214 строк, содержавший описание коллекции эпиграмм из Александрийской библиотеки с пометками самого Каллимаха.

В Мусейоне великий Евклид написал свои знаменитые «Элементы математики». Механик Герон Старший в середине II в. до н. э. проводил здесь свои опыты с паром, которые были повторены во Франции только два тысячелетия спустя. Больших успехов достигла в Александрии медицина.

Главным библиотекарем Мусейона в начале III в. до н. э. был Эратосфен — философ, математик, астроном и литературовед. Он достаточно точно вычислил длину меридиана, на котором находилась Александрия, и длину земной оси. В последнем случае он ошибся всего на 75 км. Эратосфен создал трёхтомный труд по географии, которым пользовался позднее знаменитый античный географ Страбон. Эратосфен занимался также точным установлением времени исторических событий, тем самым заложив основы исторической науки — хронологии.

Если верить легенде, в Александрийской библиотеке хранилась ещё одна (третья) рукопись Платона об Атлантиде, которая до нас не дошла. Здесь имелись все комедии Аристофана (нам известна лишь четвёртая их часть). Говорили, что там были и другие произведения Гомера, кроме «Илиады» и «Одиссеи».

К середине I в. до н. э. в Мусейоне насчитывалось около 700 тысяч единиц хранения. Но в 48 г. до н. э. в Александрии началась война между легионами Юлия Цезаря, который хотел возвести на трон Клеопатру, и войсками её брата Птолемея Диониса. Бои шли даже в самом дворцовом комплексе. В результате часть знаменитой библиотеки сгорела.

Позднее царица Клеопатра попросила Марка Антония, нового повелителя Египта и своего возлюбленного, возместить то, что было уничтожено. В Александрийскую библиотеку передали богатое собрание свитков из Пергама. Когда Октавиан Август захватил власть, он велел перевезти часть рукописей библиотеки в храм Сераписа в другом районе города.

Александрия и её великолепная библиотека оставались мировым центром учёности и образования ещё более двух веков. В 273 г. войска римского императора Аврелиана захватили Александрию и разрушили здание Мусейона. Учёные переправили уцелевшие рукописи и приборы в храм Сераписа, где продолжали свою работу. В 391 г. этот новый научный центр был разрушен и сожжён христианами-фанатиками с благословения императора Феодосия I.

Наконец, в 642 г. арабский полководец халиф Омар, захватив Александрию, приказал сжечь всё, что ещё уцелело из этого огромного собрания. «Если в книгах сказано не то, что в Коране, их следует уничтожить. А если сказано то же самое, то они не нужны», — рассудил он. Так окончательно погибла величайшая духовная сокровищница античности и раннего Средневековья.

Любители истории

Популярные публикации

Последние комментарии

Тайны Александрийской библиотеки


Александрийская библиотека по праву считается уникальным объектом древнего мира, но, к сожалению, утерянным. Тем не менее, с ней связано много тайн. И до сих пор остается загадкой причина ее исчезновения.

В 332 году до н.э. на берегу Средиземного моря в дельте Нила был основан город. Согласно легендам проектировал новый город сам Дейнократ Родосский по поручению великого полководца Александра Македонского.

Основателем этой библиотеки считают одного из ближайших сподвижников Александра Македонского Птолемея Первого (Спасителя). Птолемей после смерти Александра Македонского и распада империи великого завоевателя, стал царем Египта и основателем Династии Птолемидов. Он сумел сделать Александрию центром и столицей Египетского государства. Птолемей Первый приглашал в Александрию многих известных ученых, в том числе и Деметрия Фалерского, который был учеником Теофраста. Теофраст же учился у самого Аристотеля.

В свое время Аристотель считался самым талантливым учеником Платона. Аристотель начал собирать собственную библиотеку во время завоевательных походов Александра Македонского. После смерти Аристотеля, его библиотека, насчитывающая более сорока тысячи рукописных книг, перешла к Теофрасту.

Деметрий Фалерский обладал большим опытом управления, поскольку ранее занимал пост правителя Афин. Именно он предложил Птолемею выкупить у Теофраста библиотеку великого Аристотеля. Это собрание книг считалось, в то время, самым лучшим. Благодаря Птолемею именно библиотека Аристотеля стала основой Александрийской библиотеки. По совету Деметрия Фалерского работа Александрийской библиотеки была организована по подобию лицея Аристотеля и Академии Платона. Именно учеными Александрийской библиотеки был осуществлен перевод Пятикнижия Ветхого Завета на греческий язык. По легенде работу выполняли семьдесят лучших переводчиков, поэтому перевод получил название – Септуагинта. Птолемей активно собирал свою библиотеку 23 года. Он приложил максимум усилий, чтобы привлечь на работу в Александрийскую библиотеку одного из основателей аттийской комедии и последователя Гомера – Менандра.

Дело всей жизни своего отца Птолемея Первого успешно продолжил его сын – Птолемей Филадельф. Он приказал, не считаясь с затратами, скупать или делать копии всех книг, имеющихся в Греции и за ее пределами. Особенно Птолемея интересовали книги из знаменитых святилищ острова Родос и Афин.

Александрийский научный центр представлял собой целый комплекс, в который входил университет, обсерватория, библиотека и ботанический сад. Точнее говоря, библиотек было две. Первая находилась рядом с царским дворцом Птолемея, а вторая — в храме Серапис. В храме Серапис хранились около 42 тысяч специальных книг, к тому же, в его фондах находилась большая часть копий книг из основной библиотеки. Считалось, что библиотека Серапис имела большое значение для установления в Римской империи христианства, поэтому имела религиозную направленность. А вот первая библиотека считалась светской. Библиотечные фонды обеих библиотек активно и постоянно пополнялись. Для этого во все концы земли направлялись представительства и корабли для закупки рукописей и книг. Египетской правящей династией был введен порядок, по которому каждый корабль, прибывший в Александрию, обязан был передать в библиотеку все имеющиеся на борту книги для копирования или продажи. Для сравнения – во времена Птолемея Филадельфа в Александрийской библиотеке находилось 400 тысяч книг, а через 200 лет их количество уже составляло 700 тысяч. Часть их этих книг были копиями, которые изготавливались многочисленными переписчиками Александрийской библиотеки. Иногда эти копии продавались, дарились или обменивались с другими коллекциями. Копии книг использовались и как учебные пособия в Александрийском университете.

Одновременно в университете обучалось около ста талантливых учеников. Преподавание осуществлялось самыми выдающимися учеными Александрии. Должность хранителя Александрийской библиотеки была очень почетной, но и налагала на исполнителя большие обязанности. В разные времена хранителями библиотеки были знаменитые ученые: Эратосфен Киренский, Аристофан Византийский, Зенодот Эфесский, Аполлоний Родосский, Клавдий Птолемей. Каждый из них внес огромный вклад в развитие мировой культуры и исторической науки и поэтому они по праву занимали столь высокую должность. Например, Зенодот Эфесский создал самую полную версию гомеровских «Одиссеи» и «Илиады». Эратосфен был основоположником географии. Именно он разработал метод построения географических карт, создал обобщенную карту мира, вычислил окружность Земли и разработал солнечный календарь, названный позже юлианским (введен в обращение по повелению Юлия Цезаря). Другой хранитель библиотека Клавдий Птолемей создал геоцентрическую систему мира.

В Александрийской библиотеке делали свои открытия самые великие ученые древности: Эвклид, Архимед, Аристарх Самосский, Теон Александрийский и другие.

В Александрийской библиотеке было собрано огромное количество письменных источников древности.

Но, как мы уже упоминали выше, еще большей загадкой является гибель библиотеки. До сих пор никто не сможет достоверно указать причину гибели книжного фонда Александрийской библиотеки. Из всех версий можно выделить три основные.

Библиотека уничтожена пожаром в 47 году до н.э. В это время территория Александрии была втянута в так называемую Александрийскую войну. К жестокому противостоянию привела династическая борьба между старшей дочерью Птолемея Двенадцатого Клеопатрой и ее малолетним братом. На сторону Клеопатры стал Юлий Цезарь, и с его помощью она получила трон Египта. Согласно имеющейся информации, Юлий Цезарь сражался на улицах Александрии с небольшим своим отрядом, им противостояли значительные силы противника. Чтобы лишить свои отряды возможности бегства с поля сражения, он приказал поджечь римские корабли, стоящие в гавани города. А на эти корабли уже было погружено значительное количество рукописей и ценностей, принадлежащих Александрийской библиотеке — их планировалось эвакуировать в Рим. С пристани огонь перекинулся на город. На помощь Цезарю прибыли римские воины из Сирии, и мятеж был подавлен. Несмотря на то, что египетской царице Клеопатре удалось привлечь на свою сторону римских военноначальников Цезаря, а затем Марка Антония, Рим не смирился с вызывающей независимостью Египта. В 31 году до н.э. египтяне потерпели сокрушительное поражение от римского флота. В результате Клеопатра и Марк Антоний покончили жизнь самоубийством, а Египет стал одной из провинций Великого Рима. Александрийская библиотека перешла в собственность Римской империи.

Надо отдать должное Марку Антонию, который сумел восстановить потерянный, в результате пожара, произошедшего по вине Цезаря, книжный фонд библиотеки. Он выкупил полностью библиотеку Пергама, в которой хранились практически все копии книг библиотека Александрии. Некоторые из этих книг стоили целые состояния. Все эти книги, в последствие, были переданы в Александрийскую библиотеку.

Повторно библиотека Александрии пострадала при захвате Египта Зенобией Пальмирой. Римская империя вступила в борьбу с войсками Зенобии. Во время этой войны сторонники Зенобии уничтожили и разграбили часть фонда Александрийской библиотеки. Но после пленения Зенобии, опять удалось восстановить библиотеку.

Еще одно бессмысленное и жестокое разграбление библиотеки Александрии произошло в 391 году во время правления императора Феодосия Великого. Толпы христианских фанатиков, вдохновляемые епископом Феофилом, ворвались в библиотеку, уничтожая «все языческие и еретические книги». Фанатики, пытавшиеся своей выходкой, доказать главенство христианства, подожгли библиотеку. По другой версии – фонд библиотеки был ранее своевременно вывезен в Рим и на остров Родос. Это предположение подтверждает тот факт, что вскоре якобы «сгоревшие и уничтоженные» книги библиотеки Александрии стали появляться в частных библиотеках и собраниях.

Но, несмотря на погром, устроенный одержимым фанатиком Феофилом, библиотека Александрии сохранилась и продолжила свою работу.

Пережив столько трудных моментов, Александрийская библиотека погибла в результате нападения на Александрию арабского войска, возглавляемого халифом Омаром Первым. По одной из легенд, когда подручные халифа стали сжигать книги из библиотеки, служители, стоя на коленях, умоляли сжечь их, но не трогать книги. На что халиф ответил: «Если в них хранится то, что написано в Коране, они бесполезны, а если противоречат слову Аллаха – вредны».

Фонд Александрийской библиотеки подвергся беспощадному грабежу и уничтожению. Несмотря на то, что халиф стремился уничтожить любые ценности Александрии, в качестве своего военного трофея он вывез на арабский Восток часть бесценного фонда Александрийской библиотеки.

В тоже время, несмотря на такое количество теорий, считается, что все же тайна исчезновения Александрийской библиотеки остается до сих пор не разгаданной. Не исключено, что основной причиной гибели уникального научного центра Александрии стал религиозный фанатизм и большое количество безумных войн, произошедших в этом непростом регионе.

Только представьте, что где-то до сих пор хранятся бесценные раритеты Александрийской библиотеки не доступные для большинства землян. А может эти знания настолько могущественны, что их и следует пока скрывать от людей, которые не могут остановить войны постоянно, вспыхивающие в разных регионах нашей планеты?



Читайте далее:

Добавить комментарий