Базилика сант аполлинаре нуово в равенне
Базилика Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне, VI в.
Базилика Сант-Аполлинаре Нуово была построена королем остготов Теодорихом в начале VI века. Этот вождь варваров в 493 г. завоевал Италию и сделал Равенну своей столицей. Первоначально базилика служила придворным храмом, посвященным Спасителю. Она находилась рядом с дворцом Теодориха, имела просторный, поперечно выступающий за пределы базилики нартекс и обширную апсиду. Нартекс имел вид открытой аркады. После завоевания Равенны Юстинианом церковь была переосвящена и посвящена св. Мартину Турскому. Однако в IX в. сюда были перенесены мощи св. Аполлинария (первого равеннского епископа) из посвященной ему церкви в порту (ин Классе), и базилика снова была переименована и стала называться Сант-Аполлинаре Нуово.
Базилика небольшая, трехнефная, с широким центральным и узкими боковыми нефами. Поскольку базилика короткая, в ней явственно обнаруживается тенденция к формированию зального пространства, в котором хорошо освещенные зоны боковых нефов практически сливаются с центральной. Этому же способствует широкий шаг колонн. Обязательные импосты между капителями колонн и аркой, небольшая высота, яркая освещенность (здесь много больших окон в нижнем ярусе боковых нефов) придают базилике очарование легкости и ритмической прозрачности.
Декорация базилики, выстроенная в единый ансамбль, располагается в трех ярусах, архитектурно связанных друг с другом. В самом нижнем ярусе в частом и монотонном ритме изображено шествие мучеников (на южной стене) и мучениц (на северной стене). Шествие направляется от западной стены к алтарю, где находятся образы Христа и Богоматери, восседающие на престолах с двух сторон базилики. Во главе процессии мучениц изображены трое волхвов, во главе процессии мучеников — архиепископ Аньело с приближенными. В западной части храма, там, где начинается процессия мучениц, изображен равеннский порт Порто ди Классе.
Процессия мучеников начинается от дворца короля Теодориха. Фигуры волхвов и архиепископа с приближенными относятся к более позднему времени (556—65 гг.), во времена Теодориха процессии мучеников возглавлял сам Теодорих с супругой, а в арках королевского дворца были изображены придворные.
Мученики. Мозаика базилики Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне. VI в. Фрагмент
В среднем ярусе, в простенках между окнами, находятся фигуры пророков и апостолов. Фигуры разделены потоками света, идущего из окон, который олицетворяет Свет Истины. Святые изображены значительно выше горизонтального фриза, отделяющего средний ярус от нижнего, они как бы витают в небесных сферах. Мотив райского, чистого бытия подчеркивается присутствием между фигурами птиц, а также сияющими, снежно-белыми одеяниями пророков и апостолов. Третий ярус — самый верхний и узкий — заполнен сценами чудес (на северной стене) и страстей Христовых (на южной стене). Библейские сцены (впервые в Византийском искусстве) располагаются не в историческом или хронологическом порядке, но в той последовательности, как они упоминаются в литургическом чине. Библейские сцены лаконичны, число действующих лиц в них сведено до минимума, архитектура и пейзаж едва намечены или отсутствуют вовсе. Их примитивность, ориентированность на переднюю плоскость, наивно-игрушечный характер показывают, что иконография библейских сюжетов находилась в то время на этапе становления и творческого поиска.
Мученицы. Мозаика базилики Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне. VI в. Фрагмент
В изображении мучеников и мучениц четко прослеживается тенденция, которую можно назвать сакрализацией стиля. Изображение намеренно стремится отрешиться от каких бы то ни было конкретных жизненных ассоциаций. Исчезает даже отдаленный намек на воображаемое пространство или среду действия — все свободное пространство занимает бесконечный золотой фон. Цветы под ногами волхвов и мучениц играют чисто символическую роль и еще больше подчеркивают ирреальность изображенного. На изображении отсутствуют тени — фигуры бесплотны и потому не отбрасывают теней. Силуэты плоски и почти фронтальны. В основе композиции лежит принцип однообразия и многократного повторения. Бесконечно повторяются правильные очерки силуэтов, параллельная сеть вертикальных или диагональных складок одежд, одинаковые лики изображенных, венцы, которые они держат в руках, орнамент, испещряющий хламиды мучениц и шрифтовой узор на одеяниях мучеников. Лица представленных персонажей почти идентичны, это как бы одно и то же лицо, одна душа в различных поворотах своего бытия.
Сант-Аполлинаре-Нуово
Сант-Аполлинаре-Нуово (Sant’Apollinare Nuovo)
Сант-Аполлинаре-Нуово – красивая раннехристианская базилика, сохранившаяся в итальянском городе Равенне. Церковь возвели в V-VI веках, когда город являлся столицей остготского королевства, и с 1996 года включили в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Сэкономь на путешествии!
Видео: Сант-Аполлинаре-Нуово
Основные моменты
Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово пользуется большой популярностью у туристов. Путешественники из разных концов Италии и зарубежных стран приезжают сюда, чтобы увидеть прекрасно сохранившиеся византийские мозаики V-VI веков. Некоторые из них были созданы во время правления остготского короля Теодориха Великого, а другие – при императоре Византии Юстиниане I.
Мозаики размещены в три яруса. Самые древние сюжеты в Сант-Аполлинаре-Нуово посвящены тринадцати сценам чудес, описанных в Новом Завете, а также тринадцати сюжетам Страстей Христовых. На этих мозаиках можно увидеть вид порта Классе. Несмотря на явные различия в технике, специалисты считают, что все мозаики выполнялись в одно и то же время, но делали их разные мастера. В XIX веке реставраторы по своему усмотрению подписали старинные мозаичные образы и кое-где совершили ошибки. По мнению современных исследователей на мозаике, подписанной «Юстиниан», на самом деле изображен король остготов Теодорих.
Более поздние мозаичные сюжеты, выполненные в период правления императора Юстиниана I, находятся на стенах центрального нефа. Они изображают процессии христианских мучеников и дев. Примечательно, что все святые на этих мозаиках одеты в одежды белого цвета, которая подчеркивает их святость.
Для посетителей двери базилики Сант-Аполлинаре-Нуово открыты: в ноябре-феврале – с 10.00 до 17.00, в октябре и марте – с 9.30 до 17.30, а в апреле-сентябре – с 9.00 до 19.00.
История храма
Сант-Аполлинаре-Нуово строили с 493 по 526 годы в качестве дворцовой базилики правителя остготского королевства Теодориха. Первоначально храм посвятили Христу Спасителю. Он стоял рядом с королевским дворцом, руины которого были найдены во время археологических раскопок, проведенных в начале прошлого века.
После того, как Равенну завоеван Юстиниан I, все храмы в городе передали православным. В 561 году базилику посвятили Святому Мартину – почитаемому верующими епископу Тура. Тогда же часть мозаик храма по указанию папы Григория Великого зачернили и заложили, а на освободившихся стенах выложили новые. Причиной этого было желание Юстиниана I уничтожить память о прежних правителях итальянского города.
Свое современное название храм получил в IX столетии, после посвящения Святому Апполинарию, который являлся первосвященником Равенны. Это произошло в 856 году, когда сюда из храма Сант-Аполлинаре-ин-Классе перенесли его мощи. Слово «Нуово» в названии церкви означает «новая». В середине XVIII столетия мощи вернули на прежнее место, но за «новой» церковью осталось и имя, и посвящение.
В IX-X столетиях к храму пристроили высокое здание колокольни, а в XVI веке – живописный портик из мрамора. Тогда же поднялись грунтовые воды, и церковный пол вынуждены были поднять на 1,2 м. После проведенной реконструкции большая часть оригинальных напольных мозаик, выложенных во времена Византии, была безвозвратно утрачена. В XVII веке произошла еще одна масштабная переделка – старый потолок базилики заменили на кессонный.
Особенности архитектуры и интерьеров
Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово и ее интерьеры почти не претерпели изменений с момента постройки. Архитектура этой церкви напоминает другие остготские и лангобардские храмы. Трехнефная кирпичная базилика имеет размеры 42 на 21 м. Внутри она поделена рядами колонн коринфского ордера. Мраморные колонны стоят далеко друг от друга, поэтому создается впечатление, что боковые нефы имеют единое пространство с центральной, самой объемной частью базилики.
Стены храма разделены пилястрами и живописными двойными окнами, а его фасад украшает аккуратный мраморный портик. Колокольня похожа на другие равеннские кампанилы. Она имеет цилиндрическую форму и поднимается на высоту 38 метров.
С XVIII века внутри церкви Сант-Аполлинаре-Нуово существует 8 капелл. В часовне, находящейся рядом с главным алтарем, хранится статуя Святого Антония Падуанского, которую периодически используют для церковных процессий. Другая капелла посвящена памяти воинов, павших во время Первой мировой войны. Она декорирована фресками и памятными досками, на которых высечены имена не вернувшихся с полей сражений солдат и офицеров.
Кроме мозаик, от первоначальной базилики сохранилось несколько резных элементов декора. Это вырезанные из камня сень и престол, византийский амвон, а также христианский крест, павлин и виноградная лоза, расположенные на преграде возле престола.
Как добраться
Сант-Аполлинаре-Нуово находится в Равенне, на улице Via di Roma, 53. От городского железнодорожного вокзала до базилики за 5 минут можно дойти пешком.
Выходные в Равенне
Базилика Сан-Витале / Shutterstock.com
Великолепие былых времён подарило Равенне бесценное монументальное достояние. Целых восемь равеннских построек были внесены ЮНЕСКО в перечень объектов Всемирного наследия. Это базилика Сан-Витале, мавзолей Галлы Плацидии, Баптистерий православных, капелла апостола Андрея, Арианский баптистерий, базилика Сант-Аполлинаре-Нуово, мавзолей Теодориха и базилика Сант-Аполлинаре-ин-Классе.
Крещение Христа, центральная мозаика купола баптистерия православных © ribeiroantonio / Shutterstock.com
Именно в Равенне похоронен Данте Алигьери; его гробница расположена в центре города, у стен базилики Сан-Франческо, рядом с небольшой часовней Квардрарко-ди-Браччофорте. Из уважения к праху величайшего поэта Италии на этой небольшой площади даже установлен специальный режим тишины. В сентябре (Данте скончался 14 сентября 1321 г.) здесь ежегодно проводятся торжества и публичные мероприятия в честь поэта.
Могила Данте / cittadarte.emilia-romagna.it
Прогуливаясь по старому городу Равенны пешком или катаясь по нему на велосипеде, вы погружаетесь в тысячелетнюю историю, в мир древних римлян и людей эпохи Возрождения, и далее вплоть до XIX в., когда Равенну заново открыли такие выдающиеся европейцы, как лорд Байрон, Оскар Уайльд, Зигмунд Фрейд и Густав Климт.
Что посмотреть
Базилика Сан-Витале
Базилика Сан-Витале / Shutterstock.com
Базилика Сан-Витале — один из главных памятников раннехристианского искусства в Италии, замечательный прежде всего своими мозаиками. Всякий, кто заходит в эту церковь, испытывает похожие ощущения: высота пространства захватывает взгляд, великолепные мозаики апсиды восхищают, обширный объём купола, покрытого росписями в стиле барокко, завораживает.
Мозаика в апсиде / Shutterstock.com
Ещё одно сокровище таится в пресвитерии: справа от алтаря на полу изображён лабиринт, извилистым путём ведущий в самый центр базилики. Найти выход из лабиринта означает пройти очищение и возродиться. Завершив этот путь, можно поднять глаза к алтарю и полюбоваться мозаиками, которые считаются одними из прекраснейших в истории христианского искусства.
Адрес: via Argentario, 22
Базилика Сант-Аполлинаре-ин-Классе
Цилиндрическая колокольня IX в. / Shutterstock.com
Этот грандиозный и торжественный храм возвышается примерно в 8 километрах от центра Равенны. Его называли величайшим образцом раннехристианской базилики; здание сохраняет красоту своей первоначальной структуры, а интерьер его украшают великолепные многоцветные мозаики.
Адрес: via Romea Sud, 224
Интерьер базилики / Shutterstock.com
Мавзолей Галлы Плацидии
Интерьер мавзолея © vvoe / Shutterstock.com
Галла Плацидия, сестра императора Гонория (именно он перенёс столицу Западной Римской империи из Милана в Равенну в 402 г.), заказала для себя этот небольшой мавзолей; правда, её прах был похоронен не здесь а, по всей вероятности, в Риме. Снаружи здание выглядит очень просто и скромно, зато декоративный аппарат интерьера поражает богатством и великолепием: верхний уровень полностью покрыт мозаиками, которые украшают стены, арки, люнеты и купол.
Здесь царит волшебная атмосфера. Бесчисленные звёзды на куполе веками впечатляли приезжавших в Равенну путешественников. Говорят, что американский композитор Коул Портер, который проводил здесь медовый месяц, был так сильно потрясён атмосферой маленького склепа и этими звёздами, что сочинил свою знаменитую песню «Night and Day».
Адрес: via Argentario, 22
Баптистерий православных (Баптистерий Неона)
Интерьер баптистерия © pisaphotography / Shutterstock.com
Баптистерий православных расположен чуть севернее нынешнего кафедрального собора Равенны. Он построен в V в. и является одним из древнейших памятников города. Интерьер поделен на два уровня аркад, размещённых друг над другом, и богато украшен мрамором в нижнем уровне и лепниной в срединном; надо всем этим — мозаики, с явными следами элленистическо-римского влияния. В центре купола помещается огромный медальон с изображением крещения Христа, по пояс погружённого в прозрачные воды реки Иордан.
Карл Густав Юнг, один из отцов психоанализа, побывал в Равенне начале XX в., и с особым восхищением отзывался именно об этих завораживающих изображениях.
Адрес: Piazza Duomo, 1
Капелла апостола Андрея
Мозаики капеллы / Wikimedia Сommons
Капелла святого Андрея построена в V-VI вв. и является единственным примером раннехристианской архиепископской капеллы, дошедшей до нас в целости и сохранности. Грандиозный декоративный аппарат капеллы посвящён прославлению Христа, изображённого здесь в образе воина.
Адрес: Piazza Arcivescovado, 1
Арианский баптистерий
Купол баптистерия © vvoe / Shutterstock.com
Это здание восьмиугольной формы относится к концу V в. Декорации интерьера до нас не дошли, за исключением великолепного купола, украшенного мозаиками. В центральном медальоне изображено крещение Христа — обнажённого юноши по пояс в воде, — а вокруг помещаются двенадцать идущих апостолов.
Адрес: vicolo Degli Ariani, 1
Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово
Фасад базилики © vvoe / Shutterstock.com
Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово построена в начале VI в. Внутри сохранились замечательные мозаики на евангельские сюжеты (чудеса, притчи и Страсти Христовы).
Адрес: via Di Roma, 52
Мавзолей Теодориха
Мавзолей Теодориха / Shutterstock.com
Это сооружение было сооружено по распоряжению самого короля Теодориха в 520 г. Мавзолей полностью построен из блоков истрийского известняка и состоит из двух десятиугольных ярусов. Здание венчает огромный купол.
Адрес: via Delle Industrie, 14
Пляжи Равенны и парк Mirabilandia
Пляж в Марине-ди-Равенна / Shutterstock.com
В окрестностях Равенны множество разнообразных пляжей и морских курортов: например, городок Марина-ди-Равенна, погружённый в зелень пышной прибрежной сосновой рощи, появился ещё в 30-ые гг. Здесь вас ждут оборудованные пляжи и кристально чистое море.
А ещё не забывайте о парке развлечений для всей семьи Mirabilandia — он тоже расположен совсем недалеко от Равенны!
Кухня
Равенна особенно хорошо известна своим великолепным культурным и ландшафтным достоянием, но и с точки зрения гастрономии ей есть чем порадовать гостей.
Паста и супы с пастой доминируют в меню традиционных местных ресторанов. Самые известные специалитеты — это тальятелле, лазанья, строццапрети, которые здесь подают с насыщенным мясным рагу, а также золотистые пассателли с ароматом пармезана и мускатного ореха, а также каппеллетти с изумительной начинкой (сыр или рагу) — как самостоятельное блюдо или же в наваристом бульоне. Все первые блюда делают на основе домашней пасты и пользуются вполне заслуженной славой и спросом.
Пассателли с дарами моря / Shutterstock.com
Стоит сказать и о свинине, преимущественно приготовленной на гриле на древесном угле, гарниром к которой часто служит смесь свежих овощей «пинцимонио» (овощи макают в соль и оливковое масло).
В окрестностях, поближе к морю (но и в самой Равенне тоже) можно полакомиться ризотто-алла-маринара, тальолини с дарами моря, спагетти с черенками, а также попробовать многочисленные виды рыбы и моллюсков Адриатического моря, приготовленные на гриле.
Блюда из рыбы и мяса традиционно сопровождаются горячими и душистыми лепёшками (пьядинами) и — хотя бы для дегустации — незабываемым местным мягким сыром «Скваквероне-ди-Романья».
Пьядина с грудинкой панчетта и сыром / Shutterstock.com
Ко всем этим блюдам превосходно подходят местные вина (Санджовезе, Треббьяно, Пагадебит). Не стоит забывать и о традиционных десертах: бискотти, тортелли с джемом, кренделя и песочные пироги, которые здесь принято обмакивать в сладкие вина — белое Альбана или красное Каньина.
Как добраться
Равенна находится на северо-востоке Италии, посреди Адриатического моря и Апеннин, в 75 километрах от столицы региона Болоньи. Благодаря сети автодорожной, железнодорожной и аэропортовой инфраструктуры до города легко добраться как с севера, так и с юга полуострова.
На самолёте
Ближайшие к Равенне аэропорты — это:
Аэропорт Болоньи им. Гульельмо Маркони — http://www.bologna-airport.it/
Аэропорт Римини им. Федерико Феллини — http://www.riminiairport.com/
Аэропорт Венеции им. Марко Поло — http://www.veniceairport.it/
На поезде/strong>
Вокзал в Равенне, открытый в 1863 году, находится недалеко от старого города, в 200 метрах от пешеходной зоны.
Равенна является частью региональных веток Римини-Феррара, Равенна-Болонья (через Кастальболоньезе и/или Фаэнцу) и Равенна-Фаэнца, а также межрегиональных веток Равенна-Флоренция (через Фаэнцу), Равенна-Рим (высокоскоростные поезда Frecciabianca), а летом сюда ходят поезда компании TPER (Бреша-Пезаро, Бергамо-Пезаро (Freccia Orobica) и Кремона-Пезаро).
На автомобиле
С севера в Равенну ведёт автомагистраль A14 из Болоньи, в которую вливаются автомагистрали A1 (Autostrada del Sole), A21 (Torino-Piacenza) и A22 (Autostrada del Brennero).
Из Венеции самый быстрый маршрут в Равенну проходит по шоссе SS309 Romea, в которую вливаются дороги из Падуи и Феррары (SS 16 Adriatica).
С юга, помимо автомагистралей A1 и A14, можно указать супермагистраль E45, которая соединяет Равенну с Римом через Апеннины, а также шоссе 16 Adriatica.
Контакты
Отдел туристической информации и услуг
Palazzo Rasponi dalle Teste
Piazza Kennedy, Ravenna
Тел. (+39) 0544.482680
Равенна — часть 2. Сант-Аполлинаре-Нуово (начало)
В Равенне мне посчастливилось побывать четырежды, и у меня сложился традиционный маршрут, по которому я обхожу местные памятники. После Баптистерия ариан (очень легко дойти без карты — до него от станции ведет прямая улица, с которой нужно свернуть один раз у указателя https://goo.gl/maps/dFnQDTUuumk) я возвращаюсь на виа Рома и следую по ней до базилики Сант-Аполиинаре-Нуово (https://goo.gl/maps/vjUfTBL49WG2), где беру билет, а далее уже иду, углубившись в карту (без нее у меня как-то с трудом выходит до Сан-Витале добраться). Карту выдают при покупке билета, и коли уж вы дошли до Сант-Аполлинаре, далее точно не заблудитесь))) О всех равеннских мозаиках есть неплохие статьи в русской Вики (еще бы! я там соавторствовал, скромность — наше всё), так что за историческими и архитектурными подробностями я отсылаю читателей к тем статьям. Мы же с вами будем наслаждаться мозаиками.
Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово была построена при остготском короле-арианине Теодорихе Великом (правил в 493-526 годах), о чем до варварской барочной реконструкции можно было прочесть в пресвитерии. Изначально церковь была посвящена Христу Спасителю и примыкала к королевскому дворцу. После долгих Готских воин император Юстиниан сумел вернуть Италию в лоно империи, готы-ариане покинули полуостров, и арианские храмы были переданы православным. Бывшая базилика Христа Спасителя в 561 году была переосвящена в честь Мартина Турского. В 856 году сюда из церкви Сант-Аполлинаре-ин-Классе были перенесены мощи святого Аполлинария, первого епископа Равенны, и храм получил свое нынешнее имя («нуово», т.е. «новая», объясняется тем, что в стенах Равенны была еще одна церковь в честь Аполлинария).
Портик, понятное дело, позднего происхождения. Достойна внимания лишь кампанила, круглая в плане, что свойственно для таких сооружений в Романье.
Я привел вас в Сант-Аполлинаре-Нуово, чтобы показать процессии мучеников и девственниц (на мозаиках, разумеется; в жизни церковные девы — это сплошной ПГМ, и таковых следует избегать любыми способами). На самом деле мозаик в базилике больше. Они расположены по южной и северной стенам в три ряда: на самом верху — евангельские сцены (для них требуется бинокль, в Сети есть только сканы из умных книжек, см.здесь: https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Stories_of_Christ_mosaics_in_Sant’Apollinare_Nuovo_%28Ravenna%29), в среднем ряду череда неподписанных святых (они помещены между окнами, и фотографировать их — мука смертная, но есть в жизни герои: https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Upper_zone_of_the_Byzantine_mosaics_in_the_nave_of_Sant’Apollinare_Nuovo_%28Ravenna%29). Мы же с вами ограничимся нижним рядом, который можно рассмотреть в деталях без применения оптических приборов и не рискуя ослепнуть от бьющего в глаза света из окон. Впрочем, фотографии я все равно буду брать из Вики; там, напомню, некий энтузиаст выложил их в супер-разрешении.
На южной стене из дворца Теодориха к сидящему на троне Христу Спасителю следует процессия из 26 святых мужей. Чаще всего их называют мучениками, но возглавляет их Мартин Турский, так что такое обобщение неверно. Время создания мозаик — предмет дискуссий, какая-то часть создана при готах, какая-то в эпоху византийского господства.
Ну а теперь мы с вами следуем вдоль южной стены с востока на запад.
Все святые наделены индивидуальными чертами, хотя, по-видимому, сложившегося иконографического канона тогда еще не было в помине. Все святые изображены еще в римских тогах и туниках, но уже с нимбами; они предлагают их венцы славы Христу — такое мы уже видели на более ранних мозаиках Баптистерия ариан.
Открывает шествие Мартин Турский — титульный святой базилики (на момент создания мозаик), он один облачен в темный плащ поверх белой тоги.
За ним следуют два папы-мученика — Климент I (Мы с вами были в его многослойной базилике в Риме http://sibeaster.livejournal.com/44203.html, для российского читателя Климент памятен тем, что по легенде был убит в нашем наисакральнейшем Крыму) и Сикст II (Помните его первоначальную гробницу в римских катакомбах Сан-Каллисто? А эпитафию Дамасия в его честь: В то время, когда меч пронзал утробу Матери (Церкви), я, погребённый здесь, был пастырем и учителем Слова Божия. Когда внезапно воины ворвались сюда и стащили меня с кафедры, все верные склонили свои головы под меч. Но пастырь, увидев, что другие готовы отнять у него пальму (мученичества), сам первым предложил свою голову, не желая, чтобы ярость (язычников) погубила паству»? http://sibeaster.livejournal.com/27265.html)
Следующим шествует святой Лаврентий — архидиакон папы Сикста II, погибший жуткой смертью в то же Валерианово гонение. Он — единственный изображен не в белой, а в золотой тунике.
Далее опять следуют два папы, почитавшиеся мучениками, а именно Ипполит и Корнелий. Оба, правда, умерли не от руки палача, а в ссылке, а Ипполит был еще и первым в истории антипапой, но за давностью веков их имена прочно заняли место в числе мучеников.
Переходим к следующей картинке.
За Ипполитом и Корнелием Римскими (первые два слева) следует священномученик Киприан Карфагенский. В нашей традиции он печально известен сгоряча ляпнутой фразой «Кому Церковь не мать, тому Бог не Отец», но в общем и целом он — настоящий герой веры. Сохранились его подлинные Мученические акты, то есть протоколы судебных заседаний, на которых Киприан свидетельствовал о вере. Казнен в Валерианово гонение в 258 году.
Четвёртого слева, мученика Кассиана, я знаю только по имени, а вот следующие двое — Иоанн и Павел — наши старинные знакомые, титульные святые римской базилики Санти-Джованни-э-Паоло (http://sibeaster.livejournal.com/19152.html) и венецианской Сан-Дзаниполо (был долгий рассказ, начало здесь: http://sibeaster.livejournal.com/91285.html). Согласно житию, два брата были римскими офицерами и христианами (такое бывало), а казнены были Юлианом Отступником за отказ от принесения языческих жертв. Легенда очень героическая, но, в отличие от истории Киприана, скорее всего является поздней выдумкой, о чем с прискорбием сообщает даже наша ПЭ: http://www.pravenc.ru/text/471229.html.
Пользуясь случаем, рекомендую рассказ http://mrs-mcwinkie.livejournal.com/255816.html из френдленты; там очень много интересного рассказано о римской Санти-Джованни-э-Паоло.
Затем мы видим мученика Виталия (второй справа), за которым следуют его сыновья — миланские мученики Гервасий и Протасий. Чтобы увидеть Протасия, нужно сомтреть следующее фото:
На этом снимке Виталий, Гервасий и Протасий — третий, четвертый и пятый слева. О Виталии придется почитать в старой КЭ: http://www.newadvent.org/cathen/15486a.htm. Как видите, его житие тоже сомнительно, но он нам ценен, во-первых, как патрон равеннской церкви Сан-Витале (на мой взгляд, лучшее, что есть в Равенне), а, во-вторых, как удобный предлог ничего не рассказывать о следующем за Протасием мученике Урсицине (шестой слева или второй справа). Ну а Гервасия и Протасия все, уверен, помнят по «Исповеди» блаженного Августина; к тому же, мы с вами видели их мощи в миланской Сант-Амброджо (http://sibeaster.livejournal.com/101857.html). Появление образов миланских мучеников Гервасия и Протасия в равеннских церквах (они есть не только в Сант-Аполлинаре-Нуово, но и в Сан-Витале) демонстрирует, как считается, зависимость равеннской церкви от миланской (по мне, так это весьма сомнительно, но с источниками спорить бесполезно)
Последний справа святой написан с ошибкой; его имя Набор, а не Намор, а почитается он вместе со своим товарищем по мученичеству Феликсом (Набор и Феликс столь же неразрывны в церковном сознании, как и Гервасий с Протасием). Феликса нужно смотреть на следующем снимке (первый слева, а Набора фотограф «срезал»)
О Наборе и Феликсе можно кратко прочесть в КЭ: http://www.newadvent.org/cathen/10666b.htm. Еще их в полный рост можно увидать в каплле Сан-Витторе-ин-Чело-д’Оро все в той же миланской Сант-Амброджо: http://sibeaster.livejournal.com/102042.html. Ну и как в случае с Виталием, Урсицином, Иоанном, Павлом и проч. их житие вызывает серьезное сомнение в достоверности; в ходе литургической реформы их память (я опять о Наборе и Феликсе) исключена из Римского календаря.
Второй слева — святой Аполлинарий, первый епископ Равенны (http://www.pravenc.ru/text/75622.html) и мученик. На момент исполнения мозаики Аполлинарий никакого отношения к даннму храму не имел, мощи его были перенесены сюда лишь в 856 году. Поэтому-то процессию святых возглавляет первоначальный титульный святой Мартин Турский, а Аполлинарий плетется в конце помещен в хвост процессии.
Следующие двое (третий и четвертый слева) — два прославленных воина-мученика, Себастьян и Дмитрий Солунский. Как видите, в те далекие века из Себастьяна еще не сделали красавца-качка, чьи живописные и скульптурные изображения наводнили западные храмы. Даже профессию этих двух мучеников не угадать: белые одежды и венцы славы нивелировали все прежние знаки отличия.
За мучениками — воинами идет мученик-епископ Поликарп Смирнский (+156), принадлежавший к поколению Мужей апостольских, ученик Иоанна Богослова. Сохранилось его «Послание к Филиппийцам» (например, здесь: http://azbyka.ru/otechnik/Polikarp_Smirnskij/poslanie_k_filipiicam), а о мученичестве самого Поликарпа рассказывается в Окружном послании Смирнской церкви (http://azbyka.ru/otechnik/Polikarp_Smirnskij/o_muchenichestve/).
За Поликарпом следует (крайний справа) очень известный западный святой — Викентий Сарагосский (http://www.pravenc.ru/text/158452.html).
Последняя фотография — «хвост» процессии
Поскольку великое терпение читателей и мои собственные скромные познания небезграничны, то просто перечислю мучеников, замыкающих процессию: Панкратий (Римский или Тавроменийский, т.е. Таорминский; они оба были широко известныи почитаемы), Хрисогон (ему посвящена римская базилика в Трастевере), Прот, Иовиний и Сабин. По замыслу мозаичистов процессия стартовала из некоего дворца (palatium):
Как вы помните, базилика при Теодорихе находилась рядом с королевским дворцом, и есть ненулевые основания полагать, что изначально ко Христу шли не мученики, а Теодорих со своими приближенными. Византийцы, заняв Равенну, изображения еретиков изничтожили, но сохранили саму концепцию процессии, только теперь в этом крестном ходе шли не ариане, а безупречно православные святые.
Мы с вами, напомню, посмотрели пока что только южную (ткск, «мужскую») стену базилики Сант-Аполлинаре-Нуово. Будет еще северная — «женская» сторона. Не отключайтесь.
Базилика Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне, VI в.
Базилика Сант-Аполлинаре Нуово была построена королем остготов Теодорихом в начале VI века. Этот вождь варваров в 493 г. завоевал Италию и сделал Равенну своей столицей. Первоначально базилика служила придворным храмом, посвященным Спасителю. Она находилась рядом с дворцом Теодориха, имела просторный, поперечно выступающий за пределы базилики нартекс и обширную апсиду. Нартекс имел вид открытой аркады. После завоевания Равенны Юстинианом церковь была переосвящена и посвящена св. Мартину Турскому. Однако в IX в. сюда были перенесены мощи св. Аполлинария (первого равеннского епископа) из посвященной ему церкви в порту (ин Классе), и базилика снова была переименована и стала называться Сант-Аполлинаре Нуово.
Базилика небольшая, трехнефная, с широким центральным и узкими боковыми нефами. Поскольку базилика короткая, в ней явственно обнаруживается тенденция к формированию зального пространства, в котором хорошо освещенные зоны боковых нефов практически сливаются с центральной. Этому же способствует широкий шаг колонн. Обязательные импосты между капителями колонн и аркой, небольшая высота, яркая освещенность (здесь много больших окон в нижнем ярусе боковых нефов) придают базилике очарование легкости и ритмической прозрачности.
Декорация базилики, выстроенная в единый ансамбль, располагается в трех ярусах, архитектурно связанных друг с другом. В самом нижнем ярусе в частом и монотонном ритме изображено шествие мучеников (на южной стене) и мучениц (на северной стене). Шествие направляется от западной стены к алтарю, где находятся образы Христа и Богоматери, восседающие на престолах с двух сторон базилики. Во главе процессии мучениц изображены трое волхвов, во главе процессии мучеников — архиепископ Аньело с приближенными. В западной части храма, там, где начинается процессия мучениц, изображен равеннский порт Порто ди Классе.
Процессия мучеников начинается от дворца короля Теодориха. Фигуры волхвов и архиепископа с приближенными относятся к более позднему времени (556—65 гг.), во времена Теодориха процессии мучеников возглавлял сам Теодорих с супругой, а в арках королевского дворца были изображены придворные.
Мученики. Мозаика базилики Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне. VI в. Фрагмент
В среднем ярусе, в простенках между окнами, находятся фигуры пророков и апостолов. Фигуры разделены потоками света, идущего из окон, который олицетворяет Свет Истины. Святые изображены значительно выше горизонтального фриза, отделяющего средний ярус от нижнего, они как бы витают в небесных сферах. Мотив райского, чистого бытия подчеркивается присутствием между фигурами птиц, а также сияющими, снежно-белыми одеяниями пророков и апостолов. Третий ярус — самый верхний и узкий — заполнен сценами чудес (на северной стене) и страстей Христовых (на южной стене). Библейские сцены (впервые в Византийском искусстве) располагаются не в историческом или хронологическом порядке, но в той последовательности, как они упоминаются в литургическом чине. Библейские сцены лаконичны, число действующих лиц в них сведено до минимума, архитектура и пейзаж едва намечены или отсутствуют вовсе. Их примитивность, ориентированность на переднюю плоскость, наивно-игрушечный характер показывают, что иконография библейских сюжетов находилась в то время на этапе становления и творческого поиска.
Мученицы. Мозаика базилики Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне. VI в. Фрагмент
В изображении мучеников и мучениц четко прослеживается тенденция, которую можно назвать сакрализацией стиля. Изображение намеренно стремится отрешиться от каких бы то ни было конкретных жизненных ассоциаций. Исчезает даже отдаленный намек на воображаемое пространство или среду действия — все свободное пространство занимает бесконечный золотой фон. Цветы под ногами волхвов и мучениц играют чисто символическую роль и еще больше подчеркивают ирреальность изображенного. На изображении отсутствуют тени — фигуры бесплотны и потому не отбрасывают теней. Силуэты плоски и почти фронтальны. В основе композиции лежит принцип однообразия и многократного повторения. Бесконечно повторяются правильные очерки силуэтов, параллельная сеть вертикальных или диагональных складок одежд, одинаковые лики изображенных, венцы, которые они держат в руках, орнамент, испещряющий хламиды мучениц и шрифтовой узор на одеяниях мучеников. Лица представленных персонажей почти идентичны, это как бы одно и то же лицо, одна душа в различных поворотах своего бытия.
Читайте далее: