Базилика сант аполлинаре ин классе | Vasque-Russia.ru

Базилика сант аполлинаре ин классе

История византийской живописи

← Ctrl пред.

Содержание

след. Ctrl →

IV. Эпоха Юстиниана и VII век (527–730)


[IV.7. Равенна: Сант Аполлинаре ин Классе, Санта Агата Маджоре, Сан Микеле ин Аффричиско и поздние мозаики доиконоборческого периода]

¦ Церковь Сант Аполлинаре ин Классе была начата постройкой при архиепископе Урсицине (533–536) и освящена 9 мая 549 года архиепископом Максимианом (табл. 61) 36 . И эту постройку финансировал Юлиан Аргентарий. Сохранившиеся мозаики относятся к различным эпохам: к середине VI века принадлежат композиция конхи, четыре фигуры епископов между окнами апсиды и две пальмы и две фигуры архангелов на триумфальной арке, ко второй половине VII века — Передача привилегий Константином IV архиепископу Репарату и Жертвоприношения Авеля, Мельхиседека и Авраама по краям апсиды, к IX веку — украшающие верхнюю часть триумфальной арки медальон с полуфигурой Христа между четырьмя символами евангелистов и символизирующие апостолов двенадцать агнцев, выходящие из стен двух градов, Иерусалима и Вифлеема, к XI (?) веку — две полуфигуры апостолов в нижнем регистре триумфальной арки. Наиболее значительными являются мозаики середины VI века, которым присущи высокие декоративные качества.

Конху украшает необычная композиция. Здесь мы видим Преображение, которое дано в абстрактной редакции: фигура Христа заменена большим крестом, заключенным в медальон. По сторонам парят на облаках полуфигуры пророков Моисея и Илии, а наверху представлена Десница божья. Несколько ниже, посреди деревьев, изображены три агнца, символизирующие апостолов Петра, Иакова и Иоанна. Еще ниже, под медальоном с крестом, расположена монументальная фигура св. Аполлинария. Он стоит с воздетыми кверху руками, в позе оранта; с обеих сторон к нему подходят по шесть агнцев, это — двенадцать апостолов. Фигура Аполлинария и агнцы четкими силуэтами выделяются на светло-зеленом фоне пейзажа с рассаженными в два ряда деревьями. Здесь выбраны те породы деревьев (лавр, олива, пиния, кипарис), которые сохраняют свой зеленый убор круглый год. Тем самым пейзаж намекает на вечную жизнь мученика Аполлинария, чей триумф как бы перекликается с триумфом Христа, символизированного золотым крестом на синем, усыпанном звездами фоне. Отдельные элементы этой своеобразнейшей композиции восходят к декорациям палестинских мартириев. Но они объединяются здесь в композицию столь монументального размаха, что обретают в новом контексте новую жизнь.

Мастера, работавшие в Сант Аполлинаре ин Классе, близки тем мастерам, которые исполнили мозаики пресбитерия в Сан Витале. И у них мы наблюдаем тягу к упрощенным формам и к излишне ярким цветовым сочетаниям. Этому сопутствует снижение качества рисунка и вялая трактовка карнации, в которой заметно уменьшается количество тональных оттенков. В лицах и светлых одеждах мозаичисты все чаще прибегают к мрамору, что приводит к оплощению форм. Особенно ясно это сказывается на фигурах епископов Севера, Экклесия, Урса и Урсицина, в меньшей степени на фигурах архангелов, выполненных более одаренным мастером.

Около середины VI века в Равенне были созданы еще два памятника мозаического искусства: погибшая мозаика апсиды Санта Агата Маджоре (восседающий на троне между двумя ангелами и искаженные до неузнаваемости рядом повторных реставраций мозаики церкви Сан Микеле ин Аффричиско, перенесенные в 1851 году в Берлин, где они теперь . Заново реставрированные в 1951–1952 годах, мозаики дают представление лишь об их первоначальной иконографической схеме.

Церковь Сан Микеле ин Аффричиско была основана в 545 году вездесущим Юлианом Аргентарием вместе с его зятем Бакауда и освящена в 547 году архиепископом Максимианом. Конху апсиды украшает фигура стоящего между двумя ангелами Христа. Правой рукой Христос опирается на крест, в левой — держит раскрытую книгу с надписями: Qui videt Me, videt et Patrem и Ego et Pater unum sumus. Эти слова из Евангелия от Иоанна (XIV, 9 и Х, 30) использовались противниками арианской ереси как один из главных аргументов в пользу доказательства равенства Бога-Отца и Сына. Поэтому они более чем уместны на мозаике, возникшей вскоре после изгнания вестготов из Равенны. Христос здесь выступает в образе победителя и триумфатора. Почва усеяна белыми лилиями, символизирующими невинные души, и красными цветами, символизирующими кровь мучеников, пролитую за Христа. По краю конхи идет декоративный пояс с изображениями Агнца (новый) и двенадцати голубей, которые символизируют апостолов. На триумфальной арке запечатлено
¦ апокалипсическое видение: сидящий на троне Христос (новый) между архангелами Рафаилом и Уриилом и шестью трубящими ангелами (все фигуры справа новые). Ниже находились несохранившиеся изображения святых врачей Косьмы и Дамиана, чей культ был занесен в Равенну из Константинополя (им приписывалось чудесное исцеление Юстиниана от смертельной болезни). В этих мозаиках бросается в глаза усиление догматического начала, что нельзя не поставить в связь с воздействием византийской иконографии. Но стиль мозаик чисто местный. Даже учитывая позднейшие искажения и доделки, приходится все же признать, что здесь подвизались мало искушенные мастера, работавшие в довольно примитивной манере.

Как уже отмечалось, при епископе Аньелло (556–570) были переделаны мозаики Сант Аполлинаре Нуово, когда сюда введены две фризовые композиции с процессиями святых мучеников и мучениц. Эти новые мозаики, неоднократно получавшие преувеличенно высокую художественную оценку, в действительности свидетельствуют о нарастающем упадке мозаического искусства Равенны. Несмотря на то, что мученицы облачены в роскошные одеяния византийских патрицианок, их фигуры кажутся скучными и однообразными. В трактовке лиц, мотивов движения, силуэтов есть нечто стереотипное. Еще схематичнее фигуры мучеников. Их лица лишены всякой индивидуальной окраски, одеяния ложатся жесткими, мало ритмичными складками. Здесь наблюдается дальнейшее развитие тенденций, которые впервые наметились в мозаиках Арианского баптистерия.

Самые поздние из мозаик Равенны доиконоборческого периода — групповой портрет и Жертвоприношения Авеля, Мельхиседека и Авраама в Сант Аполлинаре ин Классе. Обе эти мозаики свидетельствуют о явном творческом оскудении. Их композиции восходят к мозаикам Сан Витале, причем все здесь огрублено и оплощено. Групповой портрет, сильнейшим образом пострадавший от времени и почти наполовину дописанный темперой, изображает византийского императора Константина IV Погоната с братьями Ираклием и Тиверием; император передает привилегии архиепископу Репарату (671–677), около которого стоит другой известный поборник независимости равеннской церкви от Рима — архиепископ Мавр. Этот портрет, имевший чисто политические цели, не вносит ничего нового по сравнению с тем, что мы находим в известной мозаике из церкви Сан Витале.

В целом мозаики Равенны образуют довольно замкнутую стилистическую группу, хотя они и отразили различные периоды в истории города. Если в IV веке равеннское искусство тяготело к Риму и Милану, в V веке оно стало завоевывать себе самостоятельное место. С появлением вестготов начался процесс варваризации равеннской монументальной живописи, послуживший одной из причин ее сближения с художественной культурой Востока (Сирии . С захватом Равенны византийцами в 540 году этот процесс был частично приостановлен. Но только частично, поскольку в дальнейшем он стал нарастать, что привело некогда славную школу к полному упадку.

Допуская сильные византийские влияния на равеннских художников в пятом десятилетии VI века, мы все же не должны их переоценивать. Равеннские мастера имели настолько большие и старые традиции, что они перенимали из Византии в гораздо большей мере иконографические типы, чем художественные приемы. Отголоски константинопольской живописи можно отметить лишь в Мавзолее Галлы Плацидии и в Сан Витале. Но и в данном случае приходится говорить скорее об отголосках, чем о непосредственной работе заезжих греческих мастеров (если только действительно один из них не принимал участия в исполнении мозаик Мавзолея). Все же остальные памятники Равенны лежат в стороне от путей развития константинопольской живописи. Это произведения местной школы со своим ярко выраженным местным колоритом.
¦

Сант-Аполлинаре-Нуово

Сант-Аполлинаре-Нуово (Sant’Apollinare Nuovo)

Сант-Аполлинаре-Нуово – красивая раннехристианская базилика, сохранившаяся в итальянском городе Равенне. Церковь возвели в V-VI веках, когда город являлся столицей остготского королевства, и с 1996 года включили в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Сэкономь на путешествии!

Видео: Сант-Аполлинаре-Нуово

Основные моменты

Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово пользуется большой популярностью у туристов. Путешественники из разных концов Италии и зарубежных стран приезжают сюда, чтобы увидеть прекрасно сохранившиеся византийские мозаики V-VI веков. Некоторые из них были созданы во время правления остготского короля Теодориха Великого, а другие – при императоре Византии Юстиниане I.

Мозаики размещены в три яруса. Самые древние сюжеты в Сант-Аполлинаре-Нуово посвящены тринадцати сценам чудес, описанных в Новом Завете, а также тринадцати сюжетам Страстей Христовых. На этих мозаиках можно увидеть вид порта Классе. Несмотря на явные различия в технике, специалисты считают, что все мозаики выполнялись в одно и то же время, но делали их разные мастера. В XIX веке реставраторы по своему усмотрению подписали старинные мозаичные образы и кое-где совершили ошибки. По мнению современных исследователей на мозаике, подписанной «Юстиниан», на самом деле изображен король остготов Теодорих.

Более поздние мозаичные сюжеты, выполненные в период правления императора Юстиниана I, находятся на стенах центрального нефа. Они изображают процессии христианских мучеников и дев. Примечательно, что все святые на этих мозаиках одеты в одежды белого цвета, которая подчеркивает их святость.

Для посетителей двери базилики Сант-Аполлинаре-Нуово открыты: в ноябре-феврале – с 10.00 до 17.00, в октябре и марте – с 9.30 до 17.30, а в апреле-сентябре – с 9.00 до 19.00.

История храма

Сант-Аполлинаре-Нуово строили с 493 по 526 годы в качестве дворцовой базилики правителя остготского королевства Теодориха. Первоначально храм посвятили Христу Спасителю. Он стоял рядом с королевским дворцом, руины которого были найдены во время археологических раскопок, проведенных в начале прошлого века.

После того, как Равенну завоеван Юстиниан I, все храмы в городе передали православным. В 561 году базилику посвятили Святому Мартину – почитаемому верующими епископу Тура. Тогда же часть мозаик храма по указанию папы Григория Великого зачернили и заложили, а на освободившихся стенах выложили новые. Причиной этого было желание Юстиниана I уничтожить память о прежних правителях итальянского города.

Свое современное название храм получил в IX столетии, после посвящения Святому Апполинарию, который являлся первосвященником Равенны. Это произошло в 856 году, когда сюда из храма Сант-Аполлинаре-ин-Классе перенесли его мощи. Слово «Нуово» в названии церкви означает «новая». В середине XVIII столетия мощи вернули на прежнее место, но за «новой» церковью осталось и имя, и посвящение.

В IX-X столетиях к храму пристроили высокое здание колокольни, а в XVI веке – живописный портик из мрамора. Тогда же поднялись грунтовые воды, и церковный пол вынуждены были поднять на 1,2 м. После проведенной реконструкции большая часть оригинальных напольных мозаик, выложенных во времена Византии, была безвозвратно утрачена. В XVII веке произошла еще одна масштабная переделка – старый потолок базилики заменили на кессонный.

Особенности архитектуры и интерьеров

Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово и ее интерьеры почти не претерпели изменений с момента постройки. Архитектура этой церкви напоминает другие остготские и лангобардские храмы. Трехнефная кирпичная базилика имеет размеры 42 на 21 м. Внутри она поделена рядами колонн коринфского ордера. Мраморные колонны стоят далеко друг от друга, поэтому создается впечатление, что боковые нефы имеют единое пространство с центральной, самой объемной частью базилики.

Стены храма разделены пилястрами и живописными двойными окнами, а его фасад украшает аккуратный мраморный портик. Колокольня похожа на другие равеннские кампанилы. Она имеет цилиндрическую форму и поднимается на высоту 38 метров.

С XVIII века внутри церкви Сант-Аполлинаре-Нуово существует 8 капелл. В часовне, находящейся рядом с главным алтарем, хранится статуя Святого Антония Падуанского, которую периодически используют для церковных процессий. Другая капелла посвящена памяти воинов, павших во время Первой мировой войны. Она декорирована фресками и памятными досками, на которых высечены имена не вернувшихся с полей сражений солдат и офицеров.

Кроме мозаик, от первоначальной базилики сохранилось несколько резных элементов декора. Это вырезанные из камня сень и престол, византийский амвон, а также христианский крест, павлин и виноградная лоза, расположенные на преграде возле престола.

Как добраться

Сант-Аполлинаре-Нуово находится в Равенне, на улице Via di Roma, 53. От городского железнодорожного вокзала до базилики за 5 минут можно дойти пешком.

Базилика сант аполлинаре ин классе

Базилика Сант Аполлинаре Ин Классе – Basilica Di Sant’Apollinare In Classe. Расположена в районе Классе (бывший порт Классис), построена во второй четверти VI века над могилой первого равеннского епископа святого Аполлинария – там же сохранены его мощи. Храм украшен самыми поздними из равеннских мозаик, периода правления императора Юстиниана, сохранившимися в конхе (полукуполе) апсиды. В 1996 году базилика в составе раннехристианских памятников Равенны была включена в число объектов Всемирного наследия. Бронзовая статуя Октавиана Августа, по велению которого был основан порт Классе, стоит у входа в базилику. И еще святой Ромуальд Равеннский увидел тут как-то Богородицу. Она ему явилась.

Базилика была заложена епископом Урсицином во второй четверти VI века на месте захоронения св. Аполлинария. Строительство велось на средства греческого ростовщика, Юлиана Аргентария (Серебряника)(Julianus Argentarius), который также финансировал строительство базилики Сан-Витале. Церковь была освящена в день победы, 9 мая 549 года, епископом Максимианом (Maximian). Главной реликвией церкви являются мощи святого Аполлинария. В 856 году из-за угроз вражеских набегов их перенесли в базилику Сант Аполлинаре Нуово. В 1748 году мощи вернули на место и поместили в главном алтаре храма. В X веке к базилике были пристроены кое-какие помещения и ротонда-колокольня.

В течение VI—IX веков были созданы мозаики, сохранившимися в конхе (полукуполе) апсиды. В них использовались довольно дорогие материалы: мрамор, самоцветы, золото и разноцветные куски стекла. После того, как вы войдете в храм, идите прямо вперед – апсида это полукруглая “выпуклость” в самом его конце, она с окошками и накрыта полукуполом (конхой). После разграбления Равенны венецианцами в 1449 году первоначальные мозаики сохранились только там! Это мозаика со сценой Преображения Господня и достаточно сложной символикой – большой крест в мандорле (в синем круге, проще говоря), овцы, райский сад, прочее. и одиноко стоящий Святой Аполлинарий. Остальные мозаики были созданы во второй половине VII и IX веках и много раз “подправлялись”. Тем не менее, на стенах апсиды и между окон можно обнаружить, как минимум, три сюжета из библейской истории: “Жертвоприношение Авраама”, “Жертвоприношение Авеля” и “Жертвоприношение Мельхиседека”. Вся композиция окружена триумфальной аркой, увенчанной двумя орлами, на заднем плане помещена полураскрытая порфировая занавесь. Изображены и еще кое-какие важные корпоративные церковные события. Фронтон “триумфальной арки”, отделяющей апсиду от центрального нефа (главного холла, фойе, зала – в общем, главного помещения), украшен поздней мозаикой VII, а то и IX века. В центре композиции в медальоне помещено изображение Христа-Пантократора, апостолы и евангелисты изображены символически, в виде овец. К середине VI века относятся помещённые на столбах арки образы архангелов Михаила и Гавриила в костюмах византийских сановников. Под изображениями архангелов помещены фигуры евангелистов Матфея (слева) и Луки (справа), добавленные уже в XII веке.

Построена из кирпича, размеры базилики – 55,58 на 30,3 метра. К базилике пристроена цилиндрическая колокольня высотой 37,5 метров и диаметром 6,17 метров. Внутренне пространство разделено на три нефа. Центральный неф обрамляет колоннада из 12 мраморных колонн в каждом ряду. Колоннада поддерживает аркаду над которой в медальонах – фрески с портретами равеннских епископов, сделанные в XVIII веке. Нижний уровень стен базилики был облицован мрамором, который был снят в XV веке по указанию Сиджизмондо Малатеста для строительства Храма Малатесты в Римини. На полу базилики, в её северо-восточном и юго-западном углах, сохранились фрагменты оригинального наборного мозаичного пола. Мозаика в юго-западном углу сохранила имена заказчиков: Гауденции и Феликса.

В центральном нефе базилики на возвышении расположен большой алтарь, посвященный Деве Марии, он в XI веке был переделан из старого алтаря VI века. На его стороне, обращённой к пресбитерию (обращенной к нефу, холлу церкви), указано, что на этом месте святой Ромуальд Равеннский удостоился двух видений Богородицы. Перед этим же алтарём находится мемориальная плита XVIII века, сообщающая что мощи святого Аполлинария были обнаружены именно тут. Крипта, где были обнаружены мощи Аполлинария, находится под главным алтарём церкви. Сюда можно спуститься и осмотреть раку — уже пустующую и к тому же не оригинальную, а начала XVI века.

На стене правого нефа – мемориальная доска в память о посещении базилики папой Иоанном Павлом II 11 мая 1986 года. В марте 1001 года в монастыре, находившемся при базилике, провёл Великий пост император Оттон III – в левом нефе базилики можно видеть мемориальную доску, напоминающую об этих событиях. В боковых нефах базилики находятся 10 средневековых саркофагов равеннских епископов.

До Сант Аполлинаре ин Классе ходят автобусы № 4 и 44 от железнодорожной станции. Работает с понедельника по субботу: 8:30 утра – 7:30 вечера, по воскресеньям и в религиозные праздники с часу дня до 7:30 вечера. Посещения прекращают во время религиозных служб, проводимых в 8 утра и 10 утра. Открыта до полуночи в так называемую Золотую Ночь (Notte d’Oro) (10 октября в 2015 году), когда все магазины в центре открыты до поздней ночи, а вдоль улиц устраивают маленькие представления.

Отдельно вход стоит 5 Евро. По единому билету за 10 Евро можно осмотреть Сант Аполлинаре Ин Классе, Национальный музей и мавзолей Теодориха. Базилика закрыта 25 декабря, 1 мая и 1 января. Каждое первое воскресенье месяца вход бесплатный.

Мозаики Равенны: сокровища старого города

  • Многие раннехристианские храмы Равенны находятся в списке всемирного наследия ЮНЕСКО. Несмотря на внешнюю простоту, старинные церкви этого города просто восхищают своим внутренним убранством. Попадая внутрь каждой из них, взору открывается невероятная картина, залитая золотым божественным светом, озаряющим все вокруг. Мозаики Равенны настолько совершенны и прекрасны, что глядя на них, в буквальном смысле слова перехватывает дух!

    Ниже мы расскажем вам о самых красивых церквях Равенны, мозаики которых обязательно стоит увидеть.

    Базилика Сан Витале в Равенне и ее ослепительные мозаики

    Базилика Сан Витале в Равенне, посвященная Святому Виталию Миланскому, была построена в середине VI века по воле епископа Экклесия. Здание представляет собой типичную равеннскую архитектуру, сочетающую в себе элементы римской (форма купола и порталов, башни) и византийской архитектуры (полигональная абсида, капители). Сегодня базилика Сан Витале находится под защитой ЮНЕСКО и это не удивительно. Красивейшие мозаики, украшающие ее интерьер, представляют собой ценнейший образец византийского искусства.

    Базилика Сан Витале находится на Via Argentario, 22.

    Мавзолей Галлы Плацидии и мозаики императорской усыпальницы

    Мавзолей Галлы Плацидии (на ит. Mausoleo di Galla Placidia) располагается на территории комплекса Базилики Сан Витале. Усыпальница была построена в V веке для дочери Феодосия I Великого – римского императора, однако по своему прямому назначению так и не была никогда использована, поскольку сама Галла Плацидия была захоронена в Риме.

    Скромное сооружение, построенное в форме латинского креста, хранит внутри настоящее сокровище. Великолепные мозаики, созданные, предположительно, византийскими мастерами, отлично сохранились.

    Мавзолей Галлы Плацидии находится на Via Argentario, 22.

    Базилика Сант Аполлинаре Нуово и мозаики Теодориха

    Базилика Сант Аполлинаре Нуово (на ит. Sant Apollinare Nuovo) была возведена в начале VI века по заказу короля остготов Теодориха Великого в качестве собственного придворного храма и изначально являлась арианской. В 561 году византийским императором Юстинианом I храм был передан христианам.

    Стены центрального нефа собора полностью покрыты мозаиками, излучающими приятный золотой свет. Создание мозаичного убранства относится к периоду Теодориха, однако после передачи религиозного сооружения последователям Христа, некоторые мозаики были переложены. Сюжеты, относящиеся к арианскому учению, заменили сценами из жизни христианских мучеников.

    Базилика Сант Аполлинаре Нуово расположена на Via di Roma, 52

    Мозаики неонианского баптистеря

    Баптистерий представляет собой небольшое помещение, предназначавшееся для проведения обряда крещения. Находящийся в Равенне раннехристианский баптистерий, называемый Ноенианским, был построен епископом Урсо в V веке. Внутреннее убранство здание приобрело при его приемнике – епископе Неоне, от имени которого и происходит название религиозного сооружения.

    Красивейшие мозаики, реализованные византийскими мастерами, сделало это сооружение одним из самых значимых памятников византийского мозаичного искусства.

    Неонианский баптистерий расположен на Piazza Duomo, 1.

    Архиепископская капелла Святого Андрея

    Капелла Святого Андрея (на ит. Cappella di Sant’Andrea) представляет собой уникальный образец раннехристианской архиепископской капеллы, сохранившейся до наших дней. Данное сооружение было возведено в конце V века епископом Петром II, в качестве молитвенного уголка, предназначавшегося для равеннских епископов, в период, когда в городе преобладало арианство.

    Эта удивительная капелла, отличающаяся особой красотой своих мозаик, находится в комплексе музея Arcivescovile, располагающегося на площади Piazza Arcivescovado, 1.

    Базилика Сант Аполлинаре ин Классе

    Храм, расположенный в стороне от исторического центра Равенны, был возведен в первой половине VI века на деньги византийского банкира Юлиана Аргентария по просьбе архиепископа Урсичино на месте захоронения Святого Аполлинария. Церковь представляет собой один из крупнейших сооружений раннехристианской религиозной архитектуры.

    Яркие светящиеся мозаики базилики относятся к середине VI века, однако, некоторые элементы интерьера были декорированы несколькими веками позже. Так, мозаики триумфальной арки появились в VIII-IX веках.

    Мозаики Равенны: билеты

    Для того, чтобы познакомиться с вышеперечисленными достопримечательностями Равенны и воочию увидеть эти удивительные мозаики необходимо приобрести входные билеты.

    Для осмотра первых пяти религиозных сооружений приобретается билет UNICO CUMULATIVO, полная стоимость которого составляет 9,50 €. Билет со скидкой за 8,50 € имеют право приобрести студенты и школьники (в период учебного года), а также члены монашеских организаций.

    Стоимость посещения базилики Базилика Сант Аполлинаре ин Классе составляет 5 €. Для лиц от 18 до 25 лет – 2,50 €, детям до 18 лет за вход бесплатный.

    Выходные в Равенне

    Базилика Сан-Витале / Shutterstock.com

    Великолепие былых времён подарило Равенне бесценное монументальное достояние. Целых восемь равеннских построек были внесены ЮНЕСКО в перечень объектов Всемирного наследия. Это базилика Сан-Витале, мавзолей Галлы Плацидии, Баптистерий православных, капелла апостола Андрея, Арианский баптистерий, базилика Сант-Аполлинаре-Нуово, мавзолей Теодориха и базилика Сант-Аполлинаре-ин-Классе.

    Крещение Христа, центральная мозаика купола баптистерия православных © ribeiroantonio / Shutterstock.com

    Именно в Равенне похоронен Данте Алигьери; его гробница расположена в центре города, у стен базилики Сан-Франческо, рядом с небольшой часовней Квардрарко-ди-Браччофорте. Из уважения к праху величайшего поэта Италии на этой небольшой площади даже установлен специальный режим тишины. В сентябре (Данте скончался 14 сентября 1321 г.) здесь ежегодно проводятся торжества и публичные мероприятия в честь поэта.

    Могила Данте / cittadarte.emilia-romagna.it

    Прогуливаясь по старому городу Равенны пешком или катаясь по нему на велосипеде, вы погружаетесь в тысячелетнюю историю, в мир древних римлян и людей эпохи Возрождения, и далее вплоть до XIX в., когда Равенну заново открыли такие выдающиеся европейцы, как лорд Байрон, Оскар Уайльд, Зигмунд Фрейд и Густав Климт.

    Что посмотреть

    Базилика Сан-Витале

    Базилика Сан-Витале / Shutterstock.com

    Базилика Сан-Витале — один из главных памятников раннехристианского искусства в Италии, замечательный прежде всего своими мозаиками. Всякий, кто заходит в эту церковь, испытывает похожие ощущения: высота пространства захватывает взгляд, великолепные мозаики апсиды восхищают, обширный объём купола, покрытого росписями в стиле барокко, завораживает.

    Мозаика в апсиде / Shutterstock.com

    Ещё одно сокровище таится в пресвитерии: справа от алтаря на полу изображён лабиринт, извилистым путём ведущий в самый центр базилики. Найти выход из лабиринта означает пройти очищение и возродиться. Завершив этот путь, можно поднять глаза к алтарю и полюбоваться мозаиками, которые считаются одними из прекраснейших в истории христианского искусства.

    Адрес: via Argentario, 22

    Базилика Сант-Аполлинаре-ин-Классе

    Цилиндрическая колокольня IX в. / Shutterstock.com

    Этот грандиозный и торжественный храм возвышается примерно в 8 километрах от центра Равенны. Его называли величайшим образцом раннехристианской базилики; здание сохраняет красоту своей первоначальной структуры, а интерьер его украшают великолепные многоцветные мозаики.

    Адрес: via Romea Sud, 224

    Интерьер базилики / Shutterstock.com

    Мавзолей Галлы Плацидии

    Интерьер мавзолея © vvoe / Shutterstock.com

    Галла Плацидия, сестра императора Гонория (именно он перенёс столицу Западной Римской империи из Милана в Равенну в 402 г.), заказала для себя этот небольшой мавзолей; правда, её прах был похоронен не здесь а, по всей вероятности, в Риме. Снаружи здание выглядит очень просто и скромно, зато декоративный аппарат интерьера поражает богатством и великолепием: верхний уровень полностью покрыт мозаиками, которые украшают стены, арки, люнеты и купол.

    Здесь царит волшебная атмосфера. Бесчисленные звёзды на куполе веками впечатляли приезжавших в Равенну путешественников. Говорят, что американский композитор Коул Портер, который проводил здесь медовый месяц, был так сильно потрясён атмосферой маленького склепа и этими звёздами, что сочинил свою знаменитую песню «Night and Day».

    Адрес: via Argentario, 22

    Баптистерий православных (Баптистерий Неона)

    Интерьер баптистерия © pisaphotography / Shutterstock.com

    Баптистерий православных расположен чуть севернее нынешнего кафедрального собора Равенны. Он построен в V в. и является одним из древнейших памятников города. Интерьер поделен на два уровня аркад, размещённых друг над другом, и богато украшен мрамором в нижнем уровне и лепниной в срединном; надо всем этим — мозаики, с явными следами элленистическо-римского влияния. В центре купола помещается огромный медальон с изображением крещения Христа, по пояс погружённого в прозрачные воды реки Иордан.

    Карл Густав Юнг, один из отцов психоанализа, побывал в Равенне начале XX в., и с особым восхищением отзывался именно об этих завораживающих изображениях.

    Адрес: Piazza Duomo, 1

    Капелла апостола Андрея

    Мозаики капеллы / Wikimedia Сommons

    Капелла святого Андрея построена в V-VI вв. и является единственным примером раннехристианской архиепископской капеллы, дошедшей до нас в целости и сохранности. Грандиозный декоративный аппарат капеллы посвящён прославлению Христа, изображённого здесь в образе воина.

    Адрес: Piazza Arcivescovado, 1

    Арианский баптистерий

    Купол баптистерия © vvoe / Shutterstock.com

    Это здание восьмиугольной формы относится к концу V в. Декорации интерьера до нас не дошли, за исключением великолепного купола, украшенного мозаиками. В центральном медальоне изображено крещение Христа — обнажённого юноши по пояс в воде, — а вокруг помещаются двенадцать идущих апостолов.

    Адрес: vicolo Degli Ariani, 1

    Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово

    Фасад базилики © vvoe / Shutterstock.com

    Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово построена в начале VI в. Внутри сохранились замечательные мозаики на евангельские сюжеты (чудеса, притчи и Страсти Христовы).

    Адрес: via Di Roma, 52

    Мавзолей Теодориха

    Мавзолей Теодориха / Shutterstock.com

    Это сооружение было сооружено по распоряжению самого короля Теодориха в 520 г. Мавзолей полностью построен из блоков истрийского известняка и состоит из двух десятиугольных ярусов. Здание венчает огромный купол.

    Адрес: via Delle Industrie, 14

    Пляжи Равенны и парк Mirabilandia

    Пляж в Марине-ди-Равенна / Shutterstock.com

    В окрестностях Равенны множество разнообразных пляжей и морских курортов: например, городок Марина-ди-Равенна, погружённый в зелень пышной прибрежной сосновой рощи, появился ещё в 30-ые гг. Здесь вас ждут оборудованные пляжи и кристально чистое море.

    А ещё не забывайте о парке развлечений для всей семьи Mirabilandia — он тоже расположен совсем недалеко от Равенны!

    Кухня

    Равенна особенно хорошо известна своим великолепным культурным и ландшафтным достоянием, но и с точки зрения гастрономии ей есть чем порадовать гостей.

    Паста и супы с пастой доминируют в меню традиционных местных ресторанов. Самые известные специалитеты — это тальятелле, лазанья, строццапрети, которые здесь подают с насыщенным мясным рагу, а также золотистые пассателли с ароматом пармезана и мускатного ореха, а также каппеллетти с изумительной начинкой (сыр или рагу) — как самостоятельное блюдо или же в наваристом бульоне. Все первые блюда делают на основе домашней пасты и пользуются вполне заслуженной славой и спросом.

    Пассателли с дарами моря / Shutterstock.com

    Стоит сказать и о свинине, преимущественно приготовленной на гриле на древесном угле, гарниром к которой часто служит смесь свежих овощей «пинцимонио» (овощи макают в соль и оливковое масло).

    В окрестностях, поближе к морю (но и в самой Равенне тоже) можно полакомиться ризотто-алла-маринара, тальолини с дарами моря, спагетти с черенками, а также попробовать многочисленные виды рыбы и моллюсков Адриатического моря, приготовленные на гриле.

    Блюда из рыбы и мяса традиционно сопровождаются горячими и душистыми лепёшками (пьядинами) и — хотя бы для дегустации — незабываемым местным мягким сыром «Скваквероне-ди-Романья».

    Пьядина с грудинкой панчетта и сыром / Shutterstock.com

    Ко всем этим блюдам превосходно подходят местные вина (Санджовезе, Треббьяно, Пагадебит). Не стоит забывать и о традиционных десертах: бискотти, тортелли с джемом, кренделя и песочные пироги, которые здесь принято обмакивать в сладкие вина — белое Альбана или красное Каньина.

    Как добраться

    Равенна находится на северо-востоке Италии, посреди Адриатического моря и Апеннин, в 75 километрах от столицы региона Болоньи. Благодаря сети автодорожной, железнодорожной и аэропортовой инфраструктуры до города легко добраться как с севера, так и с юга полуострова.

    На самолёте

    Ближайшие к Равенне аэропорты — это:
    Аэропорт Болоньи им. Гульельмо Маркони — http://www.bologna-airport.it/
    Аэропорт Римини им. Федерико Феллини — http://www.riminiairport.com/
    Аэропорт Венеции им. Марко Поло — http://www.veniceairport.it/

    На поезде/strong>

    Вокзал в Равенне, открытый в 1863 году, находится недалеко от старого города, в 200 метрах от пешеходной зоны.
    Равенна является частью региональных веток Римини-Феррара, Равенна-Болонья (через Кастальболоньезе и/или Фаэнцу) и Равенна-Фаэнца, а также межрегиональных веток Равенна-Флоренция (через Фаэнцу), Равенна-Рим (высокоскоростные поезда Frecciabianca), а летом сюда ходят поезда компании TPER (Бреша-Пезаро, Бергамо-Пезаро (Freccia Orobica) и Кремона-Пезаро).

    На автомобиле

    С севера в Равенну ведёт автомагистраль A14 из Болоньи, в которую вливаются автомагистрали A1 (Autostrada del Sole), A21 (Torino-Piacenza) и A22 (Autostrada del Brennero).
    Из Венеции самый быстрый маршрут в Равенну проходит по шоссе SS309 Romea, в которую вливаются дороги из Падуи и Феррары (SS 16 Adriatica).
    С юга, помимо автомагистралей A1 и A14, можно указать супермагистраль E45, которая соединяет Равенну с Римом через Апеннины, а также шоссе 16 Adriatica.

    Контакты
    Отдел туристической информации и услуг
    Palazzo Rasponi dalle Teste
    Piazza Kennedy, Ravenna
    Тел. (+39) 0544.482680

  • Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector