Базилика сан витале в равенне

Мозаики Равенны: сокровища старого города

  • Многие раннехристианские храмы Равенны находятся в списке всемирного наследия ЮНЕСКО. Несмотря на внешнюю простоту, старинные церкви этого города просто восхищают своим внутренним убранством. Попадая внутрь каждой из них, взору открывается невероятная картина, залитая золотым божественным светом, озаряющим все вокруг. Мозаики Равенны настолько совершенны и прекрасны, что глядя на них, в буквальном смысле слова перехватывает дух! Фотосессия в Дубай на долго запомниться Вам.

    Ниже мы расскажем вам о самых красивых церквях Равенны, мозаики которых обязательно стоит увидеть.

    Базилика Сан Витале в Равенне и ее ослепительные мозаики

    Базилика Сан Витале в Равенне, посвященная Святому Виталию Миланскому, была построена в середине VI века по воле епископа Экклесия. Здание представляет собой типичную равеннскую архитектуру, сочетающую в себе элементы римской (форма купола и порталов, башни) и византийской архитектуры (полигональная абсида, капители). Сегодня базилика Сан Витале находится под защитой ЮНЕСКО и это не удивительно. Красивейшие мозаики, украшающие ее интерьер, представляют собой ценнейший образец византийского искусства.

    Базилика Сан Витале находится на Via Argentario, 22.

    Мавзолей Галлы Плацидии и мозаики императорской усыпальницы

    Мавзолей Галлы Плацидии (на ит. Mausoleo di Galla Placidia) располагается на территории комплекса Базилики Сан Витале. Усыпальница была построена в V веке для дочери Феодосия I Великого — римского императора, однако по своему прямому назначению так и не была никогда использована, поскольку сама Галла Плацидия была захоронена в Риме.

    Скромное сооружение, построенное в форме латинского креста, хранит внутри настоящее сокровище. Великолепные мозаики, созданные, предположительно, византийскими мастерами, отлично сохранились.

    Мавзолей Галлы Плацидии находится на Via Argentario, 22.

    Базилика Сант Аполлинаре Нуово и мозаики Теодориха

    Базилика Сант Аполлинаре Нуово (на ит. Sant Apollinare Nuovo) была возведена в начале VI века по заказу короля остготов Теодориха Великого в качестве собственного придворного храма и изначально являлась арианской. В 561 году византийским императором Юстинианом I храм был передан христианам.

    Стены центрального нефа собора полностью покрыты мозаиками, излучающими приятный золотой свет. Создание мозаичного убранства относится к периоду Теодориха, однако после передачи религиозного сооружения последователям Христа, некоторые мозаики были переложены. Сюжеты, относящиеся к арианскому учению, заменили сценами из жизни христианских мучеников.

    Базилика Сант Аполлинаре Нуово расположена на Via di Roma, 52

    Мозаики неонианского баптистеря

    Баптистерий представляет собой небольшое помещение, предназначавшееся для проведения обряда крещения. Находящийся в Равенне раннехристианский баптистерий, называемый Ноенианским, был построен епископом Урсо в V веке. Внутреннее убранство здание приобрело при его приемнике – епископе Неоне, от имени которого и происходит название религиозного сооружения.

    Красивейшие мозаики, реализованные византийскими мастерами, сделало это сооружение одним из самых значимых памятников византийского мозаичного искусства.

    Неонианский баптистерий расположен на Piazza Duomo, 1.

    Архиепископская капелла Святого Андрея

    Капелла Святого Андрея (на ит. Cappella di Sant’Andrea) представляет собой уникальный образец раннехристианской архиепископской капеллы, сохранившейся до наших дней. Данное сооружение было возведено в конце V века епископом Петром II, в качестве молитвенного уголка, предназначавшегося для равеннских епископов, в период, когда в городе преобладало арианство.

    Эта удивительная капелла, отличающаяся особой красотой своих мозаик, находится в комплексе музея Arcivescovile, располагающегося на площади Piazza Arcivescovado, 1.

    Базилика Сант Аполлинаре ин Классе

    Храм, расположенный в стороне от исторического центра Равенны, был возведен в первой половине VI века на деньги византийского банкира Юлиана Аргентария по просьбе архиепископа Урсичино на месте захоронения Святого Аполлинария. Церковь представляет собой один из крупнейших сооружений раннехристианской религиозной архитектуры.

    Яркие светящиеся мозаики базилики относятся к середине VI века, однако, некоторые элементы интерьера были декорированы несколькими веками позже. Так, мозаики триумфальной арки появились в VIII-IX веках.

    Мозаики Равенны: билеты

    Для того, чтобы познакомиться с вышеперечисленными достопримечательностями Равенны и воочию увидеть эти удивительные мозаики необходимо приобрести входные билеты.

    Для осмотра первых пяти религиозных сооружений приобретается билет UNICO CUMULATIVO, полная стоимость которого составляет 9,50 €. Билет со скидкой за 8,50 € имеют право приобрести студенты и школьники (в период учебного года), а также члены монашеских организаций.

    Стоимость посещения базилики Базилика Сант Аполлинаре ин Классе составляет 5 €. Для лиц от 18 до 25 лет – 2,50 €, детям до 18 лет за вход бесплатный.

    Италия, Равенна. Базилика Сан-Витале (San-Vitale)

    Базилика Сан-Витале (San-Vitale) — жемчужина византийского искусства, чудесным образом сохранившаяся вдали от Константинополя, в итальянском городе Равенна.

    Снаружи храм выглядит весьма скромно, даже можно сказать неказист, и кажется совсем небольшим. Но внутри храма интерьер Базилики Сан-Витале поражает яркими красками древних мозаик и ощущением пространства.

    Базилика построена в 527-548 годах по личному указанию Епископа города Равенны Эклексия. В 13 веке с южной стороны собора была пристроена колокольня.

    Собор имеет форму восьмиугольного мартирия. Диаметр купола 16 метров.

    В числе прочих 7 раннехристианских памятников Равенны базилика Сан-Витале с 1996 года находится под охраной ЮНЕСКО.

    Храм посвящен раннехристианскому мученику Святому Виталию Миланскому.

    Зайдя в базилику, не ожидаешь увидеть такое великолепие!

    Стройные колонны с кружевными капителями поддерживают многочисленные арки, создавая необычные пространственные деления, игру света и теней.

    Но самое главное сокровище храма Сан-Витале — его совершенно необыкновенные мозаичные картины-иконы.

    Роскошные яркие мозаики храма были созданы в последние годы строительства при участии множества мастеров, поэтому специалисты находят в них многообразие стилей.

    Лучшие мозаичисты из Константинополя создали на территории Италии шедевры, которым судьба уготовила гораздо лучшую участь, чем несохранившимся мозаикам в самой Византии.

    В конце 18 века купол ротонды и подкупольные ниши, ранее не имевшие украшений, были расписаны фресками.

    Росписи выполнили болонские и венецианские художники.

    Конха украшена мозаикой, изображающей Иисуса Христа в образе юноши, сидящего на лазоревой небесной сфере, в окружении двух ангелов.

    Христос в одной руке держит свиток, опечатанный семью печатями, а другой протягивает венец славы Святому Виталию. Второй ангел представляет Иисусу епископа Эклексия, подносящего в дар макет основанной им базилики.

    Описывать мозаики Сан-Витале можно бесконечно, но описать эту красоту совершенно невозможно. Это надо видеть!

    Выходные в Равенне

    Базилика Сан-Витале / Shutterstock.com

    Великолепие былых времён подарило Равенне бесценное монументальное достояние. Целых восемь равеннских построек были внесены ЮНЕСКО в перечень объектов Всемирного наследия. Это базилика Сан-Витале, мавзолей Галлы Плацидии, Баптистерий православных, капелла апостола Андрея, Арианский баптистерий, базилика Сант-Аполлинаре-Нуово, мавзолей Теодориха и базилика Сант-Аполлинаре-ин-Классе.

    Крещение Христа, центральная мозаика купола баптистерия православных © ribeiroantonio / Shutterstock.com

    Именно в Равенне похоронен Данте Алигьери; его гробница расположена в центре города, у стен базилики Сан-Франческо, рядом с небольшой часовней Квардрарко-ди-Браччофорте. Из уважения к праху величайшего поэта Италии на этой небольшой площади даже установлен специальный режим тишины. В сентябре (Данте скончался 14 сентября 1321 г.) здесь ежегодно проводятся торжества и публичные мероприятия в честь поэта.

    Могила Данте / cittadarte.emilia-romagna.it

    Прогуливаясь по старому городу Равенны пешком или катаясь по нему на велосипеде, вы погружаетесь в тысячелетнюю историю, в мир древних римлян и людей эпохи Возрождения, и далее вплоть до XIX в., когда Равенну заново открыли такие выдающиеся европейцы, как лорд Байрон, Оскар Уайльд, Зигмунд Фрейд и Густав Климт.

    Что посмотреть

    Базилика Сан-Витале

    Базилика Сан-Витале / Shutterstock.com

    Базилика Сан-Витале — один из главных памятников раннехристианского искусства в Италии, замечательный прежде всего своими мозаиками. Всякий, кто заходит в эту церковь, испытывает похожие ощущения: высота пространства захватывает взгляд, великолепные мозаики апсиды восхищают, обширный объём купола, покрытого росписями в стиле барокко, завораживает.

    Мозаика в апсиде / Shutterstock.com

    Ещё одно сокровище таится в пресвитерии: справа от алтаря на полу изображён лабиринт, извилистым путём ведущий в самый центр базилики. Найти выход из лабиринта означает пройти очищение и возродиться. Завершив этот путь, можно поднять глаза к алтарю и полюбоваться мозаиками, которые считаются одними из прекраснейших в истории христианского искусства.

    Адрес: via Argentario, 22

    Базилика Сант-Аполлинаре-ин-Классе

    Цилиндрическая колокольня IX в. / Shutterstock.com

    Этот грандиозный и торжественный храм возвышается примерно в 8 километрах от центра Равенны. Его называли величайшим образцом раннехристианской базилики; здание сохраняет красоту своей первоначальной структуры, а интерьер его украшают великолепные многоцветные мозаики.

    Адрес: via Romea Sud, 224

    Интерьер базилики / Shutterstock.com

    Мавзолей Галлы Плацидии

    Интерьер мавзолея © vvoe / Shutterstock.com

    Галла Плацидия, сестра императора Гонория (именно он перенёс столицу Западной Римской империи из Милана в Равенну в 402 г.), заказала для себя этот небольшой мавзолей; правда, её прах был похоронен не здесь а, по всей вероятности, в Риме. Снаружи здание выглядит очень просто и скромно, зато декоративный аппарат интерьера поражает богатством и великолепием: верхний уровень полностью покрыт мозаиками, которые украшают стены, арки, люнеты и купол.

    Здесь царит волшебная атмосфера. Бесчисленные звёзды на куполе веками впечатляли приезжавших в Равенну путешественников. Говорят, что американский композитор Коул Портер, который проводил здесь медовый месяц, был так сильно потрясён атмосферой маленького склепа и этими звёздами, что сочинил свою знаменитую песню «Night and Day».

    Адрес: via Argentario, 22

    Баптистерий православных (Баптистерий Неона)

    Интерьер баптистерия © pisaphotography / Shutterstock.com

    Баптистерий православных расположен чуть севернее нынешнего кафедрального собора Равенны. Он построен в V в. и является одним из древнейших памятников города. Интерьер поделен на два уровня аркад, размещённых друг над другом, и богато украшен мрамором в нижнем уровне и лепниной в срединном; надо всем этим — мозаики, с явными следами элленистическо-римского влияния. В центре купола помещается огромный медальон с изображением крещения Христа, по пояс погружённого в прозрачные воды реки Иордан.

    Карл Густав Юнг, один из отцов психоанализа, побывал в Равенне начале XX в., и с особым восхищением отзывался именно об этих завораживающих изображениях.

    Адрес: Piazza Duomo, 1

    Капелла апостола Андрея

    Мозаики капеллы / Wikimedia Сommons

    Капелла святого Андрея построена в V-VI вв. и является единственным примером раннехристианской архиепископской капеллы, дошедшей до нас в целости и сохранности. Грандиозный декоративный аппарат капеллы посвящён прославлению Христа, изображённого здесь в образе воина.

    Адрес: Piazza Arcivescovado, 1

    Арианский баптистерий

    Купол баптистерия © vvoe / Shutterstock.com

    Это здание восьмиугольной формы относится к концу V в. Декорации интерьера до нас не дошли, за исключением великолепного купола, украшенного мозаиками. В центральном медальоне изображено крещение Христа — обнажённого юноши по пояс в воде, — а вокруг помещаются двенадцать идущих апостолов.

    Адрес: vicolo Degli Ariani, 1

    Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово

    Фасад базилики © vvoe / Shutterstock.com

    Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово построена в начале VI в. Внутри сохранились замечательные мозаики на евангельские сюжеты (чудеса, притчи и Страсти Христовы).

    Адрес: via Di Roma, 52

    Мавзолей Теодориха

    Мавзолей Теодориха / Shutterstock.com

    Это сооружение было сооружено по распоряжению самого короля Теодориха в 520 г. Мавзолей полностью построен из блоков истрийского известняка и состоит из двух десятиугольных ярусов. Здание венчает огромный купол.

    Адрес: via Delle Industrie, 14

    Пляжи Равенны и парк Mirabilandia

    Пляж в Марине-ди-Равенна / Shutterstock.com

    В окрестностях Равенны множество разнообразных пляжей и морских курортов: например, городок Марина-ди-Равенна, погружённый в зелень пышной прибрежной сосновой рощи, появился ещё в 30-ые гг. Здесь вас ждут оборудованные пляжи и кристально чистое море.

    А ещё не забывайте о парке развлечений для всей семьи Mirabilandia — он тоже расположен совсем недалеко от Равенны!

    Кухня

    Равенна особенно хорошо известна своим великолепным культурным и ландшафтным достоянием, но и с точки зрения гастрономии ей есть чем порадовать гостей.

    Паста и супы с пастой доминируют в меню традиционных местных ресторанов. Самые известные специалитеты — это тальятелле, лазанья, строццапрети, которые здесь подают с насыщенным мясным рагу, а также золотистые пассателли с ароматом пармезана и мускатного ореха, а также каппеллетти с изумительной начинкой (сыр или рагу) — как самостоятельное блюдо или же в наваристом бульоне. Все первые блюда делают на основе домашней пасты и пользуются вполне заслуженной славой и спросом.

    Пассателли с дарами моря / Shutterstock.com

    Стоит сказать и о свинине, преимущественно приготовленной на гриле на древесном угле, гарниром к которой часто служит смесь свежих овощей «пинцимонио» (овощи макают в соль и оливковое масло).

    В окрестностях, поближе к морю (но и в самой Равенне тоже) можно полакомиться ризотто-алла-маринара, тальолини с дарами моря, спагетти с черенками, а также попробовать многочисленные виды рыбы и моллюсков Адриатического моря, приготовленные на гриле.

    Блюда из рыбы и мяса традиционно сопровождаются горячими и душистыми лепёшками (пьядинами) и — хотя бы для дегустации — незабываемым местным мягким сыром «Скваквероне-ди-Романья».

    Пьядина с грудинкой панчетта и сыром / Shutterstock.com

    Ко всем этим блюдам превосходно подходят местные вина (Санджовезе, Треббьяно, Пагадебит). Не стоит забывать и о традиционных десертах: бискотти, тортелли с джемом, кренделя и песочные пироги, которые здесь принято обмакивать в сладкие вина — белое Альбана или красное Каньина.

    Как добраться

    Равенна находится на северо-востоке Италии, посреди Адриатического моря и Апеннин, в 75 километрах от столицы региона Болоньи. Благодаря сети автодорожной, железнодорожной и аэропортовой инфраструктуры до города легко добраться как с севера, так и с юга полуострова.

    На самолёте

    Ближайшие к Равенне аэропорты — это:
    Аэропорт Болоньи им. Гульельмо Маркони — http://www.bologna-airport.it/
    Аэропорт Римини им. Федерико Феллини — http://www.riminiairport.com/
    Аэропорт Венеции им. Марко Поло — http://www.veniceairport.it/

    На поезде/strong>

    Вокзал в Равенне, открытый в 1863 году, находится недалеко от старого города, в 200 метрах от пешеходной зоны.
    Равенна является частью региональных веток Римини-Феррара, Равенна-Болонья (через Кастальболоньезе и/или Фаэнцу) и Равенна-Фаэнца, а также межрегиональных веток Равенна-Флоренция (через Фаэнцу), Равенна-Рим (высокоскоростные поезда Frecciabianca), а летом сюда ходят поезда компании TPER (Бреша-Пезаро, Бергамо-Пезаро (Freccia Orobica) и Кремона-Пезаро).

    На автомобиле

    С севера в Равенну ведёт автомагистраль A14 из Болоньи, в которую вливаются автомагистрали A1 (Autostrada del Sole), A21 (Torino-Piacenza) и A22 (Autostrada del Brennero).
    Из Венеции самый быстрый маршрут в Равенну проходит по шоссе SS309 Romea, в которую вливаются дороги из Падуи и Феррары (SS 16 Adriatica).
    С юга, помимо автомагистралей A1 и A14, можно указать супермагистраль E45, которая соединяет Равенну с Римом через Апеннины, а также шоссе 16 Adriatica.

    Контакты
    Отдел туристической информации и услуг
    Palazzo Rasponi dalle Teste
    Piazza Kennedy, Ravenna
    Тел. (+39) 0544.482680

    LiveInternetLiveInternet

    Поиск по дневнику

    Подписка по e-mail

    Постоянные читатели

    Сообщества

    Трансляции

    Статистика

    МОЗАИКИ ЦЕРКВИ САН-ВИТАЛЕ. РАВЕННА, ИТАЛИЯ

    Среда, 20 Сентября 2017 г. 19:32 + в цитатник

    Мозаики церкви Сан-Витале. Равенна, Италия

    Так же как и прочие равеннские храмы, церковь Сан-Витале выглядит сурово, аскетично. Ее шершавые толстые стены похожи на адриатические раковины-мидии. Ранние христиане не украшали свои храмы, приберегая всю роскошь для убранства интерьера. Мозаики 6-го века сохранились в алтарной части: Христос со святыми Виталием и Экклесием, сцены из Ветхого Завета и знаменитая парная композиция — торжественный выход императорской четы, Юстиниана и его супруги Феодоры, со свитой.

    Всё, что минутно, всё, что бренно,
    Похоронила ты в веках.
    Ты, как младенец, спишь, Равенна,
    У сонной вечности в руках.

    Рабы сквозь римские ворота
    Уже не ввозят мозаик.
    И догорает позолота
    В стенах прохладных базилик.

    От медленных лобзаний влаги
    Нежнее грубый свод гробниц,
    Где зеленеют саркофаги
    Святых монахов и цариц.


    Фигуры утратили объем, а вместе с ним и материальность. Они превратились в плоские, наложенные на стену силуэты и кажутся невесомыми, бесплотными; под тяжелыми складками одежд не чувствуется тел. Лица отрешенные, строгие, взгляд огромных пристальных глаз завораживает.


    Византийский художник призван был запечатлеть не сиюминутное, а вечное, не бренную материальную оболочку, а неизменную божественную сущность. Эта высокая духовная сосредоточенность искусства, неведомая античности, требовала обновления художественного языка. Поэтому из мозаик исчезает все переменчивое, иллюзорное, конкретное. На смену движению приходит торжественная застылость, на смену объему — четкий контур, строгий ритм линий. Плавные переходы цвета заменяются крупными цветовыми пятнами, причем каждый цвет имеет символическое значение. Так, золотой считался цветом божественности, пурпурный обозначал царственность, а синий был цветом знатности.


    Казалось бы, нет жанра, менее близкого византийскому искусству, чем портрет. И тем не менее, одной из признанных вершин ранневизантийского искусства стал именно мозаичный портрет императрицы Феодоры в церкви Сан-Витале. Собственно портретом в современном понимании изображение Феодоры назвать, конечно, нельзя: императрица никогда не бывала в своих итальянских владениях, и вряд ли авторы мозаики видели ее. Да и вообще, идея передать портретное сходство представлялась византийцам кощунственной. В изображении Феодоры — ее духовном портрете — византийские мастера воплотили свои представления о красоте. Прекрасно одухотворенное тонкое лицо императрицы с огромными гипнотизирующими глазами, великолепен ее наряд: жемчуга, рубины и изумруды украшают головной убор и оплечье, пурпурное одеяние заткано золотом.

    А какой же была в действительности эта женщина в императорском пурпуре с нимбом святой вокруг головы? Дочь циркового смотрителя, танцовщица и куртизанка, она начала свою карьеру с того, что выступала на ипподроме с весьма смелым номером «Леда и лебедь». Этот номер, который актриса придумала сама, по сей день пользуется успехом в стриптиз-клубах. В античном мифе Зевс, желая овладеть Ледой, принял образ лебедя. Обнаженная Феодора возлежала на сцене, а ее прелести были обсыпаны ячменными зернами. «Партнер» актрисы — большой белоснежный гусь — выклевывал зерна из складок ее тела, а зрителям казалось, что птица страстно целует женщину.



    Внешне изображения кажутся застывшими, неподвижными, почти бестелесными. Но каждое из них обладает поразительной энергией. Огромные, широко раскрытые глаза устремлены на входящего в храм, проникая в самую душу. Это уже почти икона, а не картина. Позднее, когда в византийских, а затем и в болгарских, сербских, древнерусских храмах все стены и столбы будут покрываться фресками или мозаичными изображениями, этот эффект возрастет многократно. Суровые взоры святых и праведников пронзают человека насквозь, и некуда укрыться от всевидящего и требовательного ока – они видят твое добро и твое зло. «Воистину нет ничего тайного, что не стало бы явным…»

    Император Юстиниан держит в руках большую чашу с золотыми монетами – пожертвование на храм. Строгие и величественные фигуры равны между собой по росту. Юстиниан выделяется пурпурными одеждами, контрастирующими с белыми одеяниями священнослужителей, короной и нимбом вокруг головы, как у святого. Епископ Максимиан держит в руках крест, архидиакон – Евангелие, один из дьяконов – кадило. В лицах Юстиниана и особенно епископа Максимиана явно присутствует портретное сходство.

    Императрица Феодора в окружении придворных. Она также держит в руках потир с золотыми монетами. На подоле ее пурпурного плаща вышиты фигуры трех волхвов, подносящих дары Богоматери. Вокруг шеи и на плечах императрицы роскошные ожерелья. Голову увенчивает корона с длинными жемчужными подвесками, спускающимися на грудь. Вокруг головы, как и у Юстиниана, – нимб. Слева от императрицы – придворные дамы в украшенных драгоценными камнями туниках; справа – дьякон и евнух, открывающий завесу.

    Лицо императора нахмурено. Феодора изображена поблекшей красавицей с усталым, задумчивым лицом. Ее пристальный взгляд выдает страстную и волевую натуру… Два человека с удивительной судьбой, императорская чета, стоявшая во главе крупнейшей европейской страны в чрезвычайно бурную, переломную, богатую событиями эпоху, которую в истории Византии сегодня принято называть «эпохой Юстиниана». Во времена 38-летнего царствования Юстиниана и Феодоры Византийская империя достигла пика своего могущества.

    Мозаики церкви Сан-Витале в Равенне давно и прочно вошли в золотой фонд мирового искусства. Некоторые их них выполнены еще во времена остготов римскими или равеннскими мастерами. Таков, например, юный безбородый Христос, восседающий в пурпурной тоге на голубой сфере в окружении двух архангелов в белых одеждах, Св. Виталия и епископа Экклезия, держащего в руках модель церкви. Лица архангелов отмечены печатью строгой и возвышенной красоты. Льющийся в окна свет создает впечатление нематериальности фигур. Работавшие в церкви Сан-Витале мастера ставили кусочки смальты под разными углами и не заглаживали общую поверхность, достигая этим эффекта «живого» мерцания.


    Своды храма украшает растительный орнамент: то зеленый на золотом фоне, то золотой – на зеленом. В этот узор вплетаются фигуры четырех ангелов, поддерживающих синий круг с золотыми звездами и изображением белоснежного агнца.

    Базилика Сан-Витале — сокровище Равенны

    Равенна — небольшой городок на севере Италии. За свою долгую историю город этот успел побывать столицей Западной Римской империи, остготского королевства, важным провинциальным центром Византийской империи, столицей королевства лангобардов. Императоры, короли, наместники — правители менялись, оставляя после себя дворцы, гробницы, мавзолеи и базилики.

    Благодаря тому, что Равенна расположена в стороне от главных магистралей и стратегических объектов, войны, революции, бунты и другие потрясения пощадили город. Многое здесь сохранилось так, как было построено полторы тысячи лет назад. О городе писали великие поэты Байрон, Гессе, Уайльд и Блок. Их вдохновляла суровая атмосфера становления Европы на заре христианства.

    Из длинного перечня всех достопримечательностей Равенны, базилика Сан-Витале заслуженно занимает особое положение. Именно этот храм привлекает сюда основную массу туристов.

    Добраться до Равенны можно из близлежащих городов на автобусе или поезде. Регулярные автобусы и поезда ходят из Болоньи (1,5 часа в пути), Римини (1 час), Феррары (50 минут). Стоимость проезда в поезде или автобусе — около 5 евро, в зависимости от уровня комфортности. Из аэропорта Форли до Равенны каждый час ходит специальный автобус.

    Почему же туристы так активно едут в базилику святого Виталия? Что там можно осмотреть? Как дорого стоит входной билет и в какое время доступ в храм открыт для путешественников? На эти и другие вопросы мы и постараемся ответить в этой статье.

    История: кто такой святой Виталий и кто построил его церковь?

    Варвары сумели разрушить Римскую империю, а вот с построением новых государств поначалу возникли сложности. Быстро сообразив, что именно христианство выступает главным объединителем народов, живущих на новых территориях, варварские короли переняли религию и множество полезных традиций. Вот и остготский король Теодорих решил оставить о себе добрую память в виде многочисленных храмов в своей столице Равенне.

    К V веку Равенна уже имела столичный опыт. Последние императоры имели свои резиденции именно здесь, архитектурных образцов для подражания было предостаточно. Когда возник вопрос о том, в честь кого строить новый храм, появилась идея посвятить его святому из первых христиан, мощи которого хранились неподалеку. Это были мощи святого Виталия Миланского. Так принято считать. Дело в том, что святых с именем Виталий было несколько. Мощи какого из них находятся в базилике Сан-Витале достоверно не известно. Претендента два:

    • Виталий воин — один из первых христиан римской империи. Был замучен по приказу императора Нерона, просто на дух не переносившего христиан.
    • Виталий увещеватель — монах, делом своей жизни считал отвращение проституток от их греховного ремесла, для чего посещал бордели и притоны. Результат его деятельности — сотни благоверных жен и солидных матерей.

    Патрон для церкви был выбран, оставалось достроить храм. Строительство началось при Теодорихе, но закончить церковь он не успел, умер. Смерть правителя в то время означало начало войны. Желающих занять трон было предостаточно. Сильнее всех оказался византийский владыка Юстиниан, мечтавший о возрождении империи от Британии до Африки. Византия использовала новый храм не только для укрепления христианской веры, но и для пропаганды нового правления, поместив на стены базилики мозаичные панно светского содержания.

    Что посмотреть в Сан-Витале?

    Внешний вид самой сохранной базилики V века скромен, аскетичен и большинству будет не сильно интересен. Многоязычные гиды взахлеб рассказывают об архитектурных придумках, оригинальных решениях и революционных приёмах. Но рассказы эти изобилуют специальными терминами и понятиями, которые понятны только профессиональным строителям и архитекторам. Снаружи можно не задерживаться надолго — самое красивое и ценное находятся внутри.

    Мозаики

    Всякий входящий в базилику Сан-Витале цепенеет от нахлынувшего восхищения при виде мозаичных панно, арок, ниш и купола. Римские мастера хорошо понимали, что именно вогнутые пространства позволяют мозаичным картинам выглядеть наряднее всего. Разноцветные плитки смальты, из которых состоят картины, искрятся и блестят, создавая эффект объёмности изображения.

    Именно мозаики базилики Сан-Витале привлекают сюда туристов со всего мира. Особого внимания достойны:

    • Панно алтарной части храма — изображают императора Юстиниана со свитой и императрицу Феодору с сопровождающими придворными. Эти работы включены во все учебники по истории искусства Европы, а копии находятся в самых известных музеях мира. Все изображенные — реальные исторические личности. Художники сумели передать характер императора-реформатора и его жены, а вся композиция удивительно гармонична и подчеркивает торжественную атмосферу базилики.

    • Апсида — Христос и Ангелы, агнец — росписи равеннского храма полны символов и художественных ребусов. Экскурсоводы рассказывают легенды, одна интереснее другой. Мозаичные полотна купола — впечатляют своей грандиозностью и реалистичностью, хоть и созданы по византийскому канону.
    • Возвышение у алтаря — Авраам, Иеремия и Моисей — библейская история трёх пророков.

    Не мозаики

    Все приходят в базилику, чтобы своими глазами увидеть знаменитые мозаичные полотна храма. Но церковь знаменита и другими сокровищами, как духовными, так и художественными:

    • Мраморные инкрустации стен храма, каменные полы.

    • Мощи святых (Виталий, Феликс, Набор, Матерн) — саркофаги с реликвиями находятся рядом со входом в крипту храма и в самой крипте.

    Правила посещения

    Многие посетители базилики приходят сюда, чтобы поклониться святым мощам и молиться. При посещении Сан-Витале нужно придерживаться нескольких простых правил:

    • Голова (у женщин), плечи и колени с локтями должны быть скрыты от посторонних глаз. Недопустимы шорты или майки с коротким рукавом.
    • Мобильные телефоны в режиме вибрации.

    • В руках посетителей не может быть никакой еды или ёмкостей с напитками.
    • Свою любимую маленькую собачку лучше также оставить дома или в отеле.

    Фотографировать можно свободно, но нельзя использовать штатив и вспышку.

    Как найти, сколько стоит, часы работы

    Базилика святого Виталия находится недалеко от железнодорожного вокзала. Если вы прибыли в Равенну на поезде, вам остается следовать указателю с надписью «Basilica di San Vitale». Пройти придется около километра, но дорога не будет утомительной.

    Отдельный билет для осмотра только базилики не продается. За 9,5 евро, кроме основной церкви, вы сможете дополнительно осмотреть ещё несколько городских достопримечательностей:

    • Архиепископский музей.
    • Мавзолей Галлы Пласидии.
    • Базилику Аполинария.
    • Древний баптистерий.

    Сан-Витале работает без выходных, касса музея находится рядом с храмом, найти русскоязычного гида не проблема, его посоветуют в самой кассе. Стоит это не более 15 евро за 45-минутный тур по церкви.

    Время работы — с 9 до 17:30 (март и октябрь), с 9:30 до 17:00 (с ноября по февраль), с 9 до 19 часов (с апреля по сентябрь).

    Отзывы туристов

    Мария, 34 года, Новгород:

    «Не ожидала такого от маленького городка. Когда увидела базилику даже расстроилась. Но зайдя внутрь, просто ахнула в голос. Великолепие ослепляет! Задержались здесь с мужем на три дня — есть что посмотреть и кроме базилики, но самые сильные впечатления — здесь!»

    Андрей, 26 лет, Петербург:

    «В Сан-Витале пришли после обеда, когда жара нас окончательно доконала. А в церкви было прохладно. Это нам позволило всё спокойно осмотреть. Богатство мозаик поражает. Просто не оторваться. Вместе с нами здесь были паломники, красиво пели у саркофагов с мощами. Рекомендую посетить!»

 

Читайте далее: