Баварский Версаль – Замок Линдерхоф

Баварский Версаль – Замок Линдерхоф

Замок Линдерхоф – солнечный дворец у подножия Альп, который примостился на самом юге Баварии, вблизи деревни Обераммергау. Бавария знаменита замками и дворцами, но Линдерхоф занимает лидирующее место среди других достопримечательностей региона, наравне с Нойшванштайном и Херренкимзее. Наподобие Версаля, он поражает изящными очертаниями, прекрасным парком и множеством водоемов. Это единственный замок Людвига II (короля-безумца), который был завершен при его жизни. В окрестностях Линдерхофа туристы могут насладиться прекрасными видами и сказочным очарованием, которое постарался перенести король из мира собственных грез.

История строительства

Людвиг II с детства отличался буйным воображением и любовью к музыке, природе и сказкам. Он рано начал создавать проекты будущих дворцов, а в более позднем возрасте прославился сказочными строениями. Многие уверены, что он вовсе не был сумасшедшим, просто его гений сильно опередил свое время. Сегодня творения Людвига II очень популярны у туристов и приносят хороший доход казне.

Линдерхоф не зря ассоциируют с Версалем, именно поездка во Французский дворец побудила баварского короля к созданию аналогичного замка. Путешествие состоялось в 1867 г., а уже в 1869 г. рабочие сносили охотничий домик Максимилиана II для нового замка. Строительство запланировали в 87 км южнее от современного Мюнхена. Место подобрали уединенное, чтобы ничто не помешало Людвигу наслаждаться красотами окрестностей.

Создание проекта король поручил архитектору Георгу Долманну. Вокруг дворца разбили прекрасный парк, грот и водоемы. Король тщательно следил, чтобы сходство с прототипом не было нарушено и требовал от рабочих предельных усилий. Спустя пять лет завершились строительные работы. Знаменитые зодчие и художники приступили к внутренней отделке помещений. Над полотнами и фресками для замка трудились Шульц, Ватер, Фрикс, Пехман, Шпиц, Квадлио и другие известные мастера. Официальное открытие дворца состоялось в 1886 году, за несколько месяцев до неожиданной кончины Людвига II.

Архитектура и внутреннее убранство

Великолепный замок вместе с садами поражал гостей в конце XIX века и продолжает это делать до сих пор. По подсчетам историков, сумма, потраченная на строительство замка Линдерхоф, сегодня составила бы почти 4,5 млн. евро. Очертания замка соответствуют стилю французских дворцов, для этого рабочие несколько раз посещали Францию и Версаль. Сам Людвиг II называл свое творение «храмом солнца» за безумную роскошь и красоту. Это сооружение в стиле барокко и рококо стало настоящей достойной жемчужиной Баварии.

Во внутреннем оформлении дворца ощущается избыточная роскошь, не зря её символом стал павлин. Скульптуры павлинов из мрамора и золота украшают интерьеры и различные уголки сада.

Сегодня посетителям открыт доступ в десять основных залов. Они расположены симметрично относительно главного входа. Залы очень богато и ярко оформлены и отличаются по размеру. В порядке уменьшения их можно расположить следующим образом:

  • спальня короля ночи;
  • восточный гобеленовый зал;
  • западный гобеленовый зал;
  • приемная;
  • зеркальный зал;
  • обеденный зал;
  • желтый кабинет;
  • розовый зал;
  • лиловый зал;
  • голубой кабинет.

Спальня короля ночи стала для него центральным помещением. Она скорее напоминает театральную сцену, а не комнату для отдыха. Кровать квадратной формы, длиной 4 м, поражает своими размерами. Она окружена позолоченной балюстрадой, поэтому больше напоминает алтарь. Очень интересно смотрится искусственный водопад в спальне, он служил для украшения и охлаждения помещения.

В качестве гостиной король использовал зеркальный зал. В специальной нише было оборудовано удобное рабочее место, где Людвиг проводил по несколько часов за чтением. На стенах с бело-золотой отделкой располагались большие зеркала. Они образовывали бесконечные галереи, в которые любил всматриваться правитель.

Музыкальный салон или западный гобеленовый зал отличались довольно фривольными холстами и изящной мебелью. У самого окна находится изваяние фарфорового павлина. Каждое помещение отличается по стилю и цветовой гамме, при этом, весь замок воспринимается как единое целое.

Сады Линдерхофа

Дворец окружен прекрасным произведением садово-паркового искусства. Площадь парка составляет около 50 га. На территории воссозданы альпийские и английские сады с элементами ренессанса. В различных уголках расположены аллегорические статуи, фонтаны и бассейны. Недалеко от дворца находится старейшая липа, которой уже исполнилось три столетия. Благодаря этому дереву поместье и получило свое название «липовый двор».

На территории парка расположилось несколько очень интересных пристроек. Среди них присутствуют сооружения в восточном стиле: марокканский домик, мавританский павильон. Не менее интересны охотничий домик и хижина Хундинга. Особого внимания заслуживает грот Венеры. Эта искусственная пещера высотой 10 м служила сценой для театральных постановок и опер. Уже во времена Людвига под водой устанавливали осветительные приборы с цветными фильтрами.

Информация для туристов

Замок Линдерхоф работает ежедневно, кроме рождественских и новогодних праздников, по следующему графику:

  • 9:00-18:00 (апрель – середина октября);
  • 10:00-16:00 (конец октября – март).

Посетители могут самостоятельно составить маршрут по замку, от которого будет зависеть цена билета:

  • только парковые постройки (5 евро);
  • только дворец (7,50 евро);
  • весь дворцово-парковый комплекс (8,50 евро).

Для льготных категорий граждан предусмотрена система скидок. Билеты можно забронировать заранее на официальном сайте замка: schlosslinderhof.de. Зимой для посетителей открыт только дворец. Съемка в помещениях комплекса запрещена.

Чтобы побывать в прекрасном дворце, следует сначала добраться до деревни Обераммергау на поезде. Сама деревня является живописным курортом и славится интересными достопримечательностями, поэтому экскурсию по замку стоит совместить с прогулкой по Обераммергау. Из деревни к дворцу регулярно курсирует автобус № 9633.

Замок Линдерхоф

Замок Линдерхоф – настоящий шедевр баварской архитектуры, созданный королем-романтиком Людвигом II, привлекает туристов со всего мира.

Удивительный замок Линдерхоф в Баварии расположен в немецкой долине Грасвангталь и находится в 10 км от альпийского поселения Обераммергау – крупнейшего туристического центра в этой местности. Если вы планируете туристическую поездку для осмотра баварских памятников архитектуры, это более чем удачный выбор. Замки Нойшванштайн и Линдерхоф, а также резиденция Хоэншвангау, находятся на расстоянии всего лишь 20 км друг от друга.

Замок возведен на территории заповедной зоны Аммергебирге в живописном парке и получило свое название от королевского охотничьего павильона, некогда купленного баварским монархом Максимилианом II у близлежащего аббатства Этталь.

История Линдерхоф

Долгое время правители Баварии предпочитали проживать преимущественно в Мюнхене, а будущий замок Линдерхоф оставался всего лишь подзабытым охотничьим домиком. Однако король Людвиг II – мечтатель, отождествлявший себя с благородными рыцарями из немецких легенд – в 1869 году решил полностью перестроить его. По слухам, в проектировании нового имения монарх принимал участие наравне со знаменитым архитектором Долманном.

Интересный факт: считается, что некогда на этом месте стоял дом некоего крестьянина Линдера, от которого дворец впоследствии и получил свое название. Туристам даже показывают более чем трехвековую липу, якобы сохранившуюся с тех времен.

При постройке дворца за образец был взят Версаль – знаменитая резиденция правителей Франции. Строительство продлилось до 1886 года и включало в себя следующие архитектурные модификации строения:

  • обустройство Мавританского павильона, привезенного из богемского замка Збиро, на территории парка;
  • установку павлиньего трона, изготовленного специально для короля по особому заказу в Париже в конце 1870-х годов;
  • создание искусственной сталактитовой пещеры и золотой ладьи из ракушек по проекту архитекторов Диригля и Зейтца со сказочным подводным освещением, удивительными световыми эффектами и возможностью вручную вызывать волны.

Если внимательно взглянуть на замок Линдерхоф, фото показывают, что это каменное строение. Однако первоначально строение было деревянным. Постепенно к нему были пристроены западное, восточное и южное крыло и достроена новая лестница.

Линдерхоф считается единственной резиденцией баварского короля-мечтателя, достроенной при его жизни. В пересчете на современные деньги строительство замка обошлось более чем в 4 миллиона EUR.

Достопримечательности Линдерхоф

Внутренний интерьер замка выдержан в стилях барокко и рококо и утопает в роскоши благодаря огромному количеству зеркальных поверхностей, картин известных живописцев, гобеленов и декоративных вышитых панно. В основном здании белого замка Линдерхоф вас ожидают десять великолепно декорированных залов с множеством предметов искусства, доступных для туристического осмотра. Самыми большими считаются:

  • Восточный и Западный гобеленовый залы;
  • приемный покой;
  • обеденный зал;
  • спальня.

Все эти помещения являются проходными и разделяют 4 кабинета баварского короля, выдержанные в голубых, розовых, желтых и лиловых тонах и носящие соответствующие названия.

Пристального внимания посетителей вполне заслуживают:


  1. Спальня Людвига II. Во времена постройки замка король уже страдал от начинающегося психического заболевания, поэтому предпочитал вести преимущественно ночной образ жизни. Его спальня представляет собой самое большое и центральное помещение дворца, украшенное с особой тщательностью. Середину комнаты занимает гигантское ложе для сна размером 4 на 4 метра, завешенная балдахином и окруженная балюстрадой с большим количеством позолоченных элементов декора. Это придает кровати небольшое сходство с церковным алтарем. Также в помещении размещен искусственный водопад, призванный охлаждать воздух в летний зной. В углах комнаты посетители увидят мраморные скульптуры античных героев, а идеальное освещение обеспечивал большой канделябр на 108 свеч.

  2. Зеркальный зал.
    Он использовался Людвигом в качестве гостиной. В уединенной нише в окружении гигантских зеркал, развешенных на стенах, он проводил долгие часы за книгами. Сочетание множества отражающих поверхностей с оформлением помещения в бело-золотых тонах, создают впечатление пребывания в параллельном измерении. Этот эффект многократно усиливает параллельное расположение нескольких зеркал, что порождает иллюзию таинственной бесконечной дороги, уходящей вдаль.

  3. Западный Гобеленовый зал. Он также известен как Музыкальный салон. Ни один гобелен, размещенный в этой комнате замка Линдерхоф, не оставит равнодушным истинных ценителей изобразительного искусства. На большинстве полотен изображены сцены сельской идиллии, где пастухи и пастушки свободно предаются любовным утехам на фоне летней зелени. Возле окна размещен павлин из севрского фарфора, по своим габаритам не отличающийся от настоящего. Рядом с ним установлен очень необычный музыкальный инструмент – нечто среднее между пианино и фисгармонией.

  4. Приемный зал. Здесь никогда не принимали посетителей: король был склонен к меланхолии и одиночеству. В этой комнате Людвиг II уединялся для размышлений и обдумывания своих новых проектов. В зале стоят два малахитовых столика – подарок российской императрицы, супруги Николая II. Обшивка стен инкрустирована драгоценными камнями и в нее органично вписаны 2 мраморных камина. На них размещены конные статуэтки французских королей Людовиков – XV и XVI. Рабочий стол Людвига украшают позолоченные принадлежности для письма.

  5. Обеденный зал. «Изюминка» этого овального помещения – большой обеденный стол с подъемным механизмом. Монарх не терпел компаньонов во время еды, поэтому слуги не могли находиться в столовой. Полностью накрытый стол поднимался снизу через люк, чтобы Людвиг оставался в полном одиночестве. Сейчас его украшает ваза из мейсенского фарфора.

Интересно, но стол в Линдерхофе всегда сервировался на четырех человек. Король на полном серьезе считал, что обедает или ужинает в компании воображаемых друзей: французского монарха Людовика XIV, королевы Марии-Антуанетты и мадам де Помпадур.

Чтобы понять, как добраться до замка Линдерхоф в Германии, вам не придется прилагать огромные усилия. Необходимо всего лишь купить билет на поезд до Обераммергау. Прямо от станции до замка регулярно ходит автобус номер 9622.

Если вы хотите доехать до замка Линдерхоф на машине, найдите на карте трассу А95. Едьте по ней до пересечения с шоссе В2, а в Оберау сверните на шоссе В23 (на Этталерштрассе). Проехав Этталь, поверните налево на дорогу St2060, а в самом замке сверните направо, чтобы попасть к главному дворцу.

Осмотреть сам дворец можно круглогодично и ежедневно с 9.00 до 16.00 с апреля по 15 октября и с 10.00 до 16.00 с 16 октября до марта. Дворцовые павильоны открыты для посещения только с апреля-мая по 15 октября.

Общая стоимость осмотра дворца и парковой зоны составляет 8,5 EUR, а для пенсионеров и учащихся – 7,5 EUR. Прогулка только по парковым строениям обойдется в 5 и 4 EUR, а экскурсия только по основному зданию – в 7,5 и 6,5 EUR соответственно. Комбинированный билет (не только в этот замок, но также резиденции Нойшванштайн и Херренкимзее) стоит 20 EUR и действителен на протяжении полугода.

Самостоятельно передвигаться по дворцу запрещено: посещение возможно исключительно в составе централизованной экскурсии. Фотографировать помещения внутри нельзя.

Замок Линдерхоф расположен по адресу: Linderhof 12, 82488 Ettal. Вся дополнительная информация представлена на сайте http://www.schlosslinderhof.de/.

После осмотра внутренних апартаментов замка большинство экскурсоводов покажет вам знаменитые парковые павильоны. Среди них:

  • грот Венеры – искусственная подземная пещера с небольшим водопадом и удивительной подсветкой различных оттенков, где во времена Людвига ставились оперы Вагнера;
  • Охотничий домик, в котором король и его приближенные устраивали пиры, напоминающие о временах викингов;
  • Марокканский дом и Мавританский павильон с удивительным павлиньим троном.

Также очень красиво выглядит ухоженный пейзажный парк с многочисленными озерцами, цветами и статуями.

Замок Линдерхоф

Замок Линдерхоф (нем. Schloss Linderhof) – королевская резиденция Людвига II, расположенная посреди Альпийских гор. Это самый маленький из трех дворцов баварского короля, и единственный, который был достроен при его жизни.

История замка Линдерхоф

В 1864 году у Людвига II родился замысел построить королевскую усадьбу как место для уединения. После посещения Версаля в 1867 году, вдохновившись дворцом Людовика XIV, король разработал первые строительные проекты. Через пару лет он приобрел владения вокруг Линдерхофа, где находился охотничий дом его отца Максимилиана II. Строительство велось с 1869 по 1886 год под руководством придворного архитектора Георга фон Дольмана. Строители и скульпторы неоднократно ездили во Францию для детального изучения Версальского дворца. Поэтому королевская резиденция Линдерхоф до мельчайших деталей подчеркивает элегантную французскую роскошь, хоть и очень уступает Версалю в размерах. В общей сложности на строительство и отделку интерьеров было потрачено 4 326 000 евро в переводе на современные деньги.

Особого внимания заслуживает экстерьер дворца, выполненный в переходном стиле от барокко к рококо. Фасад здания украшен гербом Баварии, маленькими купидончиками и скульптурами персонажей из древнегреческой мифологии. Над этим скульптурным ансамблем возвышается статуя Атланта, держащего на плечах небесный свод.

На сравнительно небольшой площади дворца симметрично расположены 10 комнат. Все они богато декорированы в стиле барокко. Многое во дворце связано с Людовиком XVI, чей замок так вдохновил Людвига II. Здесь можно увидеть портреты, статуи и бюсты французского короля.

Самой большой комнатой замка Линдерхоф является спальня, роскошно оформленная позолотой в сочетании с синим текстилем. Часть спальни обрамлена резной балюстрадой, в центре которой находится огромная кровать. Над дверями нарисованы сцены из жизни французского двора.

Не менее пышные и остальные залы: Зеркальный, Обеденный, Приёмный, Восточный гобеленовый и Западный гобеленовый. Все интерьеры оформлены с королевской роскошью — кругом позолота, резьба по дереву, лепнина, гобелены, картины и зеркала.

Просторные залы дворца соединяются небольшими проходными кабинетами: Жёлтым, Лиловым, Розовым и Голубым.

Парковые здания Линдерхоф

Великолепный парк Линдерхоф, спроектированный Карлом фон Эффнером между 1872 и 1880 годами, сливается с красивыми горными пейзажами.

С северной стороны замка на крутых склонах выложен каскад из тридцати мраморных ступеней. Снизу искусственного водопада находится фонтан Нептуна, а сверху – Музыкальный павильон.

В центральной части парка находится большой бассейн с позолоченной фонтанной группой «Flora und Putten». Посмотреть на 25-метровую водную струю фонтана можно каждые полчаса.

Южная сторона парка представлена трехуровневой террасой, увенчанной круглым греческим храмом, в котором расположена мраморная статуя Венеры.

Марокканский дом

Марокканский дом был приобретен по заказу Людвига II на Парижской всемирной ярмарке в 1878 году, где он был частью более крупного восточного ансамбля. Дом, обставленный богатыми тканями и коврами, использовался королем для чтения.

Мавританский павильон

Мавританский павильон был спроектирован архитектором Карлом фон Дибичем в качестве прусского вклада на Парижской всемирной ярмарке 1867 года. Спустя 20 лет здание приобрел Людвиг II для дворцового парка Линдерхоф. Мавританский павильон был переделан в соответствии с пожеланиями короля: установлены новые осветительные приборы, мраморный фонтан и роскошный павлиний трон, сделанный в Париже.

Хижина Хундинга

Хижина Хундинга – романтическое бревенчатое здание в парке Линдерхоф, построенное вокруг могущественного бука. Внутри хижины находятся медвежьи шкуры, оружие и охотничьи трофеи. Перед домиком создано небольшое искусственное озеро. Во времена Людвига II хижина служила декорацией к операм Вагнера.

Людвиг II вошёл в историю как «сказочный король» благодаря своей любви к легендам Германии и мистическим операм Рихарда Вагнера. В 150 метрах от хижины Хундинга стоит Einsiedelei des Gurnemanz – еще одно деревянное здание, созданное для постановки 3 акта из оперы Вагнера «Парсифаль».

Королевский дом

Королевский дом (нем. Königshäuschen) до 1874 года служил Максимилиану II охотничьим домиком. Во время строительства парка и дворца в доме проживала королевская семья. Сейчас на первом этаже Королевского дома проходит выставка, посвященная истории немецкого феодального рода Виттельсбахи.

Грот Венеры

В 1876 году по указу короля Людвига II началось возведение искусственной пещеры с прудом – Грота Венеры. Строительство длилось 2 года под руководством архитектора Августа Диригля. Пещера предназначалась для постановки оперных спектаклей во время королевских приемов. Поэтому для декораций использовались новейшие достижения технического прогресса. В Гроте Венеры была встроена разноцветная подсветка, которая работала при помощи первой в мире электростанции, а вода в пруду нагревалась семью печами. Для певцов предназначалась лодка в форме раковины, которая качалась на искусственных волнах, иногда, во время представления, лодку занимал сам король. Пещеру украшает картина «Tannhäuser bei Frau Venus», на которой изображен первый акт из оперы Вагнера «Тангейзер».

Информация для посетителей Linderhof Palace

График работы

  • 09:00 – 18:00 — c 24 марта по 15 октября;
  • 10:00 – 16:00 — с 16 октября по 23 марта.

Марокканский дом и Мавританский павильон:

  • 09:00 – 18:00 — c 15 апреля по 15 октября;
  • закрыто — с 16 октября по 14 апреля.
  • 11:00 – 18:00 — c 15 апреля по 15 октября;
  • закрыто — с 16 октября по 14 апреля.

Праздничные дни: 1 января, второй день Масленицы (вторник), 24, 25 и 31 декабря.

Внимание! Замок Линдерхоф можно посетить только в рамках экскурсии (в группе максимум 40 человек). Экскурсии длительностью 25 минут проводятся на немецком и английском языках. Зимой все парковые здания, за исключением замка, закрыты.

Стоимость билетов (полный/ льготный):

  • замок с парковыми зданиями – 8,50/ 7,50 €;
  • только парковые здания – 5/ 4 €;
  • только Королевский дом – 2/ 1 €;
  • зимой можно посетить только замок – 7,50/ 6,50 €.

Бесплатный вход – для посетителей до 18 лет.

Можно приобрести за 26 евро комбинированный билет «Королевские замки». Он действителен в течение 6 месяцев и дает право на одноразовое посещение замков Линдерхоф, Херренкимзе и Нойшванштайн.

Дворец Линдерхоф зимой

Где находится и как добраться

Адрес: Linderhof 12, 82488 Ettal, Германия.

Добраться к замку Линдерхоф можно на собственном или на общественном транспорте.

На автомобиле следует ехать по федеральной трассе A95 и B2 до Оберау, затем следуйте указателям на B23/ Ettaler Straße в направлении Ettal. В Эттале следует повернуть на дорогу ST2060, а в Линдерхофе – направо к замку.

На территории оборудована платная парковка на 550 автомобилей и 20 автобусов.

Ближайшая железнодорожная станция к замку – Oberammergau, отсюда в Линдерхоф ходит автобус № 9622 (расписания автобусов можно найти на сайте: www.rvo-bus.de).

Для размещения в непосредственной близости от дворца Линдерхоф можно выбрать гостиницу Schlosshotel Linderhof, или один из отелей Этталя.

Замок Линдерхоф (Schloß Linderhof)

Линдерхоф: полезная информация

Автобус На автобусе 9606 через деревню Этталь
Автострада По дороге Линдерхофер штрассе (St 2060) из Обераммергау.

Линдерхоф — это замок баварского короля Людвига II, расположенный в местечке Этталь, в Альпах на юге немецкой федеральной земли Бавария.

Замок Линдерхоф (нем. Schloss Linderhof) является самым маленьким из трех, что построил король Людвиг II и единственным, строительство которого было закончено при его жизни. Возведение дворца велось в несколько этапов с 1870 по 1886 годы.

Замок Линдерхоф получил свое название от реки Линдер, протекающей неподалеку и означает в буквальном переводе с немецкого «Двор на Линдере». Иногда его еще называют «Белый замок Линдерхоф».

Юный романтик (Людвиг стал королем в восемнадцатилетнем возрасте), влюбленный в идеи средневековых мифов и опер Рихарда Вагнера, за год до начала строительства замка Линдерхоф, уже заложил другой дворец — Нойшванштайн.

Но вскоре увлекся король новой идеей — создать у себя в Баварии некое подобие французского Версаля. Правда за недостатком в альпийской долине места, пришлось довольствоваться подобием небольшого комплекса павильонов французского короля Людовика XIV в. Марли.

На месте замка прежде стоял деревянный «Королевский домик» отца Людвига, Максимилиана II. Отцовский охотничий домик был перенесен на 200 метров западнее и заново отделан изнутри. Архитектор Георг фон Долльманн спроектировал восточный флигель, пристроенный к первоначальному домику в стиле барокко. На втором этаже, по желанию Людвига II закладывается парадная зала в форме подковы.

Через два года король возвращается к проекту, и к зданию достраивается западный флигель с королевской спальней. Спустя еще два года, деревянное здание замка покрывается каменным фасадом с украшениями в стиле рококо.

В 1874 году под руководством придворного садового архитектора Карла Иозефа фон Эффнера закладывается дворцовый парк перед южным входом в здание.

Замок Линдерхоф внутри

Несмотря на многочисленные перестройки, замок Линдерхоф обладает симметричными формами. На верхнем этаже, предназначенном для личных покоев короля, располагаются два больших зала, парадная лестница, четыре подковообразных кабинета, овальные столовая и рабочая комнаты, а также зеркальная комната на юге, королевская спальная комната на севере и комната с гобеленами.

Во всех помещениях замка стены и потолки богато украшены в стиле неорококо и расписаны фресками. Внутреннее оформление выполнено по эскизам Кристиана Янка.

Столовая дворца оборудована так называемым Тишлайндекдих — с помощью особого механизма стол спускается на нижний этаж и уже накрытым поднимается в столовую. Так король избавлялся от общества прислуживающих за столом слуг. Плафоны в столовой украшены изображениями со сценами придворной жизни в Версале.

Самая большая комната во дворце Линдерхоф — королевская спальня. Оформление этой комнаты должно было походить на спальню французского Короля-Солнца, Людовика XIV. В спальне предусмотрено дополнительное место у постели, чтобы, по примеру Людовика XIV давать последние или первые аудиенции, лежа в постели. Людвиг II не учел, что времена изменились и абсолютной монархии, как во Франции, в Баварии не было.

В подковообразных кабинетах на стенах размещены портреты французских придворных, в том числе, мадам Помпадур и мадам Дюбарри. На лестнице установлена напольная ваза, изготовленная на Севрском фарфоровом заводе.

Дворцовый парк

Параллельно со строительством дворца в Линдерхофе был заложен парк под личным руководством Людвига II. В соответствии со вкусами короля в различных уголках парка разбиты участки в отличающихся друг от друга стилях.

Вокруг самого дворца парк выглядит в классической форме стиля барокко и рококо. Декоративный сад с симметричными клумбами и живыми изгородями, террасами и лестницами украшен статуями и фонтанами.

Классический парк окружает уходящий в долину Гразвангталь сад в английском стиле с группами деревьев, кустарников и дорожками.

Большой фонтан

С южной стороны дворца Линдерхоф, в окружении геометрических клумб и живой изгороди расположен большой фонтан, называемый «Флора и херувимы».

В центре водоема установлена позолоченная скульптурная композиция, изображающая молодую женскую фигуру, олицетворение богини Флоры, которая сидит в окружении ангелочков.

Струя воды бьет из центра композиции на высоту 22 метра, каждые полчаса. Здесь же расположена старая липа, возраст которой — более 300 лет.

Мавританский павильон

Мавританский павильон, расположенный в большом парке, был первоначально изготовлен для Всемирной выставки в Париже 1878 года по заказу Пруссии, затем размещался в поместье предпринимателя Беттель Анри Штраусберг. После смерти владельца Мавританский павильон был приобретен баварским королем Людвигом II.

Небольшое здание выполнено в мавританском стиле, золотом оформлены крыша в форме минарета и декоративный орнамент. Для Людвига II обстановка павильона была слишком скромной. Он дополнительно заказывает в Париже так называемый «Павлиний трон» — трон со спинкой в виде раскрытого хвоста павлина, украшенный драгоценными камнями, а также мраморный фонтанчик и люстру в восточном стиле.

Фонтан Нептун и музыкальный домик

С северной стороны дворца оборудован искусственный водопад с каскадом из 30 мраморных ступеней. Вода по каскадам впадает в бассейн с установленным в нем фонтаном Нептун.

Скульптурная группа фонтана изображает тройку запряженных коней, управляемых богом Нептуном.

Каскад венчает так называемый Музыкальный павильон — деревянная беседка, в которой король музицировал. Отсюда открываются прекрасные виды на парк Линдерхоф и долину.

Марокканский домик

Марокканский домик был куплен Людвигом II на Всемирной парижской выставке 1878 года, где домик был частью большого выставочного комплекса.

При установки Марокканского домика в парке Линдерхофа, в нем был вмонтирован камин, утеплены окна, домик был богато оформлен восточными коврами, парчой и шелком.

После смерти короля домик был продан в Обераммергау и постепенно пришел в упадок.

В 1998 году Марокканский домик был снова установлен в парке дворца и отреставрирован.

Венерин грот

Грот Венеры был сконструирован в парке Линдерхоф Августом Дириглом на основе стальных конструкций и цемента. Гроту был придан вид природной пещеры.

Внутри грот был разделен на две части, которые должны были напоминать Голубой гром острова Капри и Грот Венеры оперы Вагнера «Тангейзер». В соответствии с темой, в гроте была установлена картина Августа фон Хекель «Тангейзер у госпожи Венеры».

Стены грота также были расписаны на темы вагнеровских опер, но от влаги и сырости росписи были испорчены. Семь печей обогревали грот Венеры, некоторые из них работали и летом.

Искусственные волны в водоеме, куда впадал водопад и проекция радуги обеспечивали королю ощущение реальности природного грота.

Сегодня большая часть аттракционов в Венерином гроте не функционирует, реставрационные работы продлятся до 2022 года.

Королевский домик

Королевский домик — охотничий домик короля — отца, Максимилиана II расположен в 200 метрах от замка. На первом этаже здесь размещена выставка, посвященная истории использования дома Виттельсбахами, а также истории строительства замка и замкового комплекса.

Тайны замка
Линдерхоф

По ночам здесь, гремя цепями, не бродят привидения, зато днем гуляют тысячи туристов, нарушая тишину этих мест восхищенными возгласами и бесконечными щелчками затворов фотоаппаратов. Знаменитый замок Линдерхоф (Linderhof) давно превратился из горячо любимого гнездышка Людвига II в народную достопримечательность.

Король с детства увлекался легендами Германии, считал себя принцем-лебедем и мечтал о собственном дворце. В 11 лет Людвиг рисовал фантастические сооружения, а, немного повзрослев, серьезно изучал архитектуру, чтобы осуществить свою детскую мечту. В 1867 году во время поездки во Францию король увидел Версаль, после чего приказал построить на родине «заколдованный дворец для заколдованного принца» и выкупил земли вокруг королевского домика, некогда принадлежавшего королю Максимилиану. Людвиг требовал точности во всем, поэтому архитекторы и художники, работающие над новым Версальским дворцом, часто приезжали в Париж, чтобы изучать подлинник.

С 1869 года началась работа под руководством архитектора Георга Доллмана. Он же позднее пристроил восточное крыло к готовой конструкции. После этого в основной проект были внесены другие существенные изменения, и у дворца появились западное крыло и спальня. Людвиг не сбавлял обороты в желании довести дело до логического завершения, поэтому заключительный этап строительства замка был одобрен королем только в феврале 1873 года.

Деревянное сооружение облицевали камнем и возвели комплекс крестообразных крыш. Через несколько месяцев Людвиг решил, что королевскому домику будет лучше, если его перенести на 300 метров, там он располагается и по сей день. На его прежнем месте было построено южное крыло, а позднее интерьер дополнили вестибюлем и внутренней лестницей.

Людвигу удалось построить замок, каждая деталь которого говорила о Бурбонах, а напоминания о себе король скромно спрятал за гербами и лилиями европейской династии. Строение было известно как храм солнцу, а символом замка Линдерхоф стал павлин, статуи которого украшали некоторые залы, коридоры и аллеи дворцового комплекса. Людвиг понимал, что о его величии заговорит другой архитектурный шедевр – замок Белого лебедя, а павлина король считал птицей низкого полета, о чем заявил расположением Линдерхофа на самом дне ущелья.

Готовый замок отличался роскошной интимной обстановкой, центральным элементом которой стала спальня «Короля Ночи». Проект самой большой комнаты с четырехметровой кроватью и позолоченной балюстрадой создал театральный художник Ангело Квадлио.

В качестве гостиной король использовал Зеркальный зал. Огромные зеркала, расположенные параллельно друг другу на бело-золотых стенах, отражали тысячи свечей и создавали необычный эффект бесконечности помещения. Людвиг порой проводил здесь ночи напролет, увлекшись чтением интересной книги, а днем отправлялся в спальню, чтобы отдохнуть.

С западной стороны замка расположен Гобеленовый зал, в котором хранится огромная коллекция мебели и живописных полотен, где изображены любовные игры пастушек и пастухов. Эту комнату Людвиг хоть изредка, но использовал по назначению, а вот приемный зал король переделал под кабинет, где размышлял над новыми проектами. Баварский правитель наряжался в восточные одежды, восседал на украшенном страусиными перьями троне с балдахином и работал над чертежами за одним из малахитовых столов, который ему принесла в дар супруга императора Александра II.

Самой интересной комнатой в замке Линдерхоф стал обеденный зал: специальное устройство опускало стол в люк на полу, на нижнем этаже его сервировали официанты, а затем поднимали наверх. Замкнутый король всегда обедал в одиночестве, не терпя рядом с собой шумных собеседников, но требовал накрывать стол на четыре персоны. Невидимую компанию Людвигу составляли Людовик XIV, мадам Помпадур и Мария-Антуанетта.

Сравнимыми по красоте с замком Линдерхоф можно считать только придворцовую часть и Грот Венеры, где в маленьком подсвеченном озере плескались лебеди, а в золотой лодке в форме раковины выступали лучшие певцы Германии.

Систему освещения Венеры можно назвать прообразом современной светомузыки. Эффекты создавались при помощи стеклянных пластинок, которые приводились в действие одним из первых в Европе электрическим генератором Siemens. Людвиг часто развлекал себя, с упоением слушая арии в исполнении лучших певцов из Мюнхена.

В свое время нелюдимый баварский король слыл персоной очень расточительной, его недолюбливали поданные, но сегодня его замки считаются настоящими архитектурными шедеврами, которые имеют огромную популярность среди туристов.

Herrenchiemsee — «баварский Версаль»

В своих планах баварский король Людвиг II собирался построить семь замков. Возвести удалось только три — Нойшванштайн, Линдерхоф и Херренкимзее. Эти замки обошлись Людвигу и его королевству в баснословную по тем временам сумму в более чем в 30 млн. марок.

На бумаге и в мечтах остались Фалькенштейн, Готический, Византийский и Китайский замки.

Продолжая тему замков баварского короля Людвига II, сегодня я расскажу о замке Херренкимзее (Herrenchiemsee), иногда пишут Херренкимзе.

Нам немного не повезло с погодой — было пасмурно и периодически начинался дождь. Но именно здесь я поняла, что не бывает плохой погоды, бывает неподходящая одежда! В замке и на острове несмотря на погоду было много туристов. И именно много немцев. Никто из них практически не обращал на погоду никого внимания!

В XIX веке многие европейские правители были неравнодушны к архитектурному стилю французского Версаля — эталону лёгкости, изящества и королевской роскоши. Не остался в стороне и король Баварии Людвиг II.

В 1874 году во время своей поездки во Францию, Людвиг самым тщательным образом осмотрел Версаль и построил его баварскую копию на острове Herreninsel («Мужской остров»).

На oзере Кимзее два крупных острова: Herreninsel (Мужской, более крупный) и Fraueninsel (Женский). На этих двух островах были построены монастыри: мужской монастырь Херренинзель и женский монастырь Фрауэнинзель. В настоящее время на Мужском острове стоит замок Херренкимзее. На Женском острове — так и существует древний женский монастырь ордена бенедиктинцев и небольшой посёлок.

Остров Herreninsel в 1803 году был конфискован у церкви, потом сменил несколько владельцев, пока Людвиг не купил его в 1873 году. Закладка фундамента замка состоялась 21 мая 1878г. Автором проекта стал Георг фон Дольман; работами руководил архитектор Юлиус Хофман.

И разработка проекта, и строительство проходили стремительными темпами. Первый визит короля в новый замок состоялся уже в 1881 году. На момент смерти короля 50 из 70 комнат дворца-замка ещё стояли без обстановки.

Несмотря на приверженность французскому культу изящества и роскоши, король не стал слепо копировать архитектуру загородной резиденции французских королей. Он создаёт свой, уникальный вариант баварского Версаля, бережно и органично вписывая будущий дворцовый ансамбль в окружающие его альпийские ландшафты.

Во время строительства Людвиг писал архитекторам: «Не копировать, но цитировать в духе Людовика XIV».

По задумке дворец должен был быть больше оригинала, но через семь лет после начала строительства работы были остановлены из-за отсутствия средств.

Общее представление о комплексе дает фотография с высоты птичьего полета:

Северный флигель остался недостроенным (позже его снесли). В 1886 году Людвиг II трагически погибает, и замок остаётся незавершенным. Но даже то, что успели создать архитекторы под руководством короля-вдохновителя, впечатляет размахом и стремлением воссоздать ушедшую эпоху — времена роскоши и богатства, олицетворявшую время царствования знаменитого французского «короля-солнце», Людовика XIV.

Дворец окружает великолепный парк. Липовые аллеи восточнее и западнее замка ведут к берегу озера и определяют симметрию всей композиции парка.

У подножия большой наружной лестницы начинаются французские сады со стилизованными партерами, гравийными дорожками и орнаментальными садами. Центром восстановленных в последние годы фонтанов является созданный в 1883 году источник Латоны, копия источника в Версале. Фонтан Аполлона и пристань на острове остались незаконченными.

Королевские лилии — символ Бурбонов, скульптуры, картины с изображением французского «короля-солнца» образуют лейтмотив общего архитектурного замысла интерьера внутренних помещений.

В вестибюле внушительная скульптура павлина — произведение придворных поставщиков Тиэрри и Брейля. Королевская птица из бронзы с эмалевым покрытием напоминает о Бурбонах, а также указывает на особую склонность короля к миру востока.

Лестничная клетка является копией знаменитой, построенной Франком д’Орбей для короля Солнце (в 1752 г. была снесена), лестницы посланников во дворце Версаля. Король Людвиг II не скопировал, а реконструировал лестницу в этом стиле.

Зеркальная галерея — копия «галереи Глясе» в Версале. Зеркальный зал дворца построен в 1879-1881 по планам Георга Дольмана. Все волшебство иллюзий и блеска освещают 33 люстры и 44 канделябра.

Столовая имеет форму большого овала. Как и в замке Линдерхоф она оснащена убирающимся столом. Это позволяло королю обедать в одиночестве, без слуг, как и в Линдерхофе.

Другие фото интерьеров:

Роскошь и масштабы Херренкимзее по некоторым параметрам все-таки превосходят Версаль.

Херренкимзее стал самым дорогостоящим проектом Людвига. Дворец обошелся в 16 млн. марок. Интерьеры дворца так и не были полностью оформлены при жизни короля. Этот амбициозный проект обошелся Людвигу II дороже, чем Нойшванштайн и Линдерхоф вместе взятые.

*Фото интерьеров дворца и частично взяты из интернета, так как съемки внутри дворца запрещены, а снаружи мне сильно мешала погода.

Предыдущий рассказ о замках баварского короля Людвига II здесь:

Читайте далее: