Арианский баптистерий в равенне
История византийской живописи
← Ctrl пред. | Содержание | след. Ctrl → |
IV. Эпоха Юстиниана и VII век (527–730)
[IV.5. Равенна: Арианский баптистерий, Архиепископская капелла, Сант Аполлинаре Нуово]
¦ И в VI веке Равенна остается одним из главных центров по изготовлению монументальных мозаик. Тут крепко держались местные традиции, во многом определявшиеся разветвленным придворным церемониалом. Отсюда любовь к торжественному портрету, к богатым одеяниям, драгоценным тканям, тяжелым золотым украшениям. Равенна чтит своих святых, отдает предпочтение излюбленным иконографическим типам, вырабатывает собственные декоративные мотивы, переходящие от одного поколения художников к другому.
В своем искусстве Равенна все более решительно ориентируется на Восток, что было обусловлено общим ходом политических событий. И Одоакр и получивший воспитание в Константинополе Теодорих принуждены поддерживать активные связи с Византией, которая приобрела в VI веке настолько большой вес, что с ней нельзя уже было не считаться. В 540 году Велисарий завоевывает Равенну, а около 584 года Равенна становится местопребыванием ставленника византийских императоров — экзарха. Равеннские епископы и архиепископы проводят по отношению к Риму независимую политику. При Юстиниане равеннский архиепископ имел, как и папа, своего посла в Константинополе и особое представительство на восточных соборах. В 666 году, при архиепископе Мавре, равеннская церковь была объявлена автокефальной, архиепископский паллий с этого времени получался непосредственно из рук византийского императора. Эта самостоятельность равеннской церкви была подтверждена и при архиепископе Репарате Константином IV Погонатом, но в скором времени равеннская церковь вновь подчинилась власти Рима. Активное вмешательство Византии в равеннские дела не могло, естественно, не отразиться на равеннском искусстве, приведя к усилению византийского влияния. Но от этого равеннская школа не утратила своего лица, так как все говорит за то, что и в VI веке мозаики выполнялись в Равенне местными, а не приезжими мастерами. Обладая кадрами собственных мозаичистов, Равенна не сдавала своих художественных позиций даже на тех этапах развития, когда местное искусство максимально сближалось с искусством Византии и ее восточных провинций.
С эпохой Теодориха (493–526) в Равенне связано три памятника, свидетельствующих о существенных сдвигах в стиле. В этих памятниках наблюдается рост абстрактных тенденций и явная ориентализация всех форм, что приводит к решительному разрыву с эллинистическо-римской художественной традицией. Одновременно бросается в глаза огрубение мастерства и нарастающий упадок вкуса, вызванные процессом варваризации общества. Как ни преклонялся Теодорих перед античной культурой, как ни стремился он собрать вокруг себя людей типа Кассиодора, Боэция и Симмаха, сам он оставался варваром, и все его ближайшее военное окружение было варварской средой. И данная среда не могла не наложить своей печати на современное ей искусство.
В этом плане особенно интересны мозаики купола Арианского баптистерия, исполненные, вероятнее всего, в конце V — начале . Они явно навеяны мозаиками Православного баптистерия, что уже само по себе говорит об известном творческом оскудении. В центральном медальоне представлено Крещение с олицетворением Иордана, кругом идет пояс, где к увенчанному крестом Престолу уготованному (Этимасии) с обеих сторон подходят возглавляемые Петром и Павлом апостолы с венцами в руках (табл. 47) . Хотя в исполнении мозаик принимало участие пять мозаичистов, их стиль в целом отличается большой монолитностью. По сравнению с мозаиками V века краски сделались более тяжелыми и пестрыми, ухудшился рисунок (особенно конечностей), укрупнились черты лица, в жестких складках появилась подчеркнутая прямолинейность, формы приобрели упрощенно геометрический характер. Все это привело к усилению монументального начала, но эта монументальность отмечена чертами примитивности, в чем нельзя не усматривать воздействия варварских вкусов.
Несколько тоньше по выполнению мозаики Архиепископской капеллы, возникшие при епископе Петре II . Однако и в них нетрудно отметить аналогичные стилистические изменения. Как и в мозаиках Арианского баптистерия, синие фоны сменяются золотыми, среди красок все чаще используются пурпуровые тона, даваемые в сочетании с голубовато-синими, оранжево-красными, зелеными и белыми. По сравнению с легкой, воздушной палитрой V века эта красочная гамма воспринимается более плотной и резкой, что в немалой степени объясняется уменьшением промежуточных оттенков. Главным средством художественного выражения рядом с цветом становится линия, с одинаковой четкостью
¦ выступающая и в строгих лицах восточного типа, и в одеждах, и в орнаментах. Система декорации складывается из более или менее традиционных элементов, умело приспособленных к двум небольшим интерьерам здания. Свод вестибюля украшен орнаментальной мозаикой с лилиями, розетками и птичками, навеянными узорами восточных шелковых тканей; в люнете над дверью вестибюля изображен облаченный в воинские доспехи Христос, попирающий ногами змею и льва (от пояса до ног фигура дописана темперой). Этот образ Christus militans, хорошо известный равеннскому искусству, навеян текстом ХС псалма: Super aspidem et basiliscum ambulabis; et conculcabis leonem et draconem [На аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона]. Но по своему композиционному типу он несомненно восходит к позднеантичным изображениям императоров-победителей, лишний раз свидетельствуя о том, насколько сильным было воздействие триумфальной тематики на равеннское . В оратории мозаики (табл. 48–49) покрывают крестовый свод (диск с монограммой Христа, поддерживаемый четырьмя ангелами Апокалипсиса, между которыми размещены символы евангелистов) и четыре арки (медальоны с полуфигурами юного Христа, двенадцати апостолов и святых). Лица святых, большинство которых имеет ярко выраженный семитический тип, выделяются остротой индивидуальной характеристики. Эти лица находят себе ближайшие стилистические аналогии в медальонах в церкви Панагии Канакарии на Кипре.
Самый крупный мозаический ансамбль эпохи Теодориха — мозаики Сант Аполлинаре Нуово, возникшие, вероятнее всего, на протяжении третьего десятилетия . Воздвигнутая Теодорихом церковь, примыкавшая к его резиденции, была сначала посвящена Спасителю и предназначалась для арианского культа. После изгнания готов из Равенны базилику приспособили к католическому богослужению, причем ее посвятили св. Мартину, епископу Турскому, которого рассматривали как молот еретиков (malleus haereticorum). В это время часть мозаик была переделана. Наконец в середине IX века, когда в базилику перенесли останки св. Аполлинария, она получила свое теперешнее название.
Первоначально весь интерьер, включая апсиду, был украшен мозаиками. Последние уцелели лишь на боковых стенах большого нефа, где они располагаются тремя ярусами. В верхнем ярусе мы видим двадцать шесть сцен из жизни Христа (на левой стене чудеса, на правой — Страсти), ниже, между окнами, представлены фигуры пророков, а еще ниже, над аркадой, изображены дворец Теодориха и Порто ди Классе (табл. 50) , из которых выходят мученики и святые жены, направляющиеся к восседающим на тронах Христу и Богоматери. Как показали исследования, на фоне дворца и стены Порто ди Классе находились фигуры, которые были уничтожены при переделке мозаик епископом Аньелло в 60-х годах VI века. Эти фигуры изображали людей из свиты .
Таким образом, к Христу и Богоматери первоначально подходили не мученики и мученицы, а возглавляемые Теодорихом и его супругой процессии остготских придворных, несомненно изобиловавшие портретными . Последние как раз и вызвали наибольшую оппозицию у католического духовенства, решившего их уничтожить в порядке damnatio memoriae.
Мозаики эпохи Теодориха, принадлежащие различным мастерам (так, например, сцены чудес и Страстей четко распадаются на две стилистические группы), обнаруживают дальнейший отход от эллинистическо-римского наследия, что во многом сближает их с памятниками восточного, главным образом сиро-палестинского круга. И если удалось доказать, что выбор сцен в евангельских циклах обусловлен не ходом сирийской литургии, как это полагал , а римским либо, скорее, миланским богослужением, то это ни в какой мере не снимает вопроса об иконографической и стилистической близости этих сцен к произведениям восточнохристианского искусства. Уже разделение евангельских эпизодов на два самостоятельных цикла чудес и страстей указывает на связь со стенными росписями палестинских . Немало палестинских черт находим мы и в иконографии таких сцен, как Исцеление бесноватого, Брак в Кане, Тайная вечеря, Жены-мироносицы . В композициях преобладают фронтально поставленные фигуры, отчего взаимосвязь между отдельными композиционными звеньями остается слабо выраженной. При такой стилистической трактовке евангельских сцен последние приобретают характер вневременных событий, окруженных ореолом особой торжественности. Фигура Христа, обычно даваемая в несколько большем масштабе, уподобляется величавому иконному образу — строгому и неподвижному. Эти же черты свойственны фигурам Христа и Богоматери в нижнем поясе (табл. 51) . Окруженные ангелами, они восседают подобно императорской чете на роскошных, усыпанных драгоценными каменьями тронах. В их застылых позах есть немало от придворного церемониала. По-видимому, Теодориху нравилось это проникнутое духом иератизма искусство, напоминавшее то, что он мог наблюдать в юные годы при константинопольском дворе. Но отсюда было бы преждевременным делать вывод о прямом влиянии на работавших в Сант Аполлинаре Нуово мозаичистов образцов столичного мастерства. Равеннские мозаики эпохи Теодориха, с их упрощенным, даже несколько примитивным строем форм, в гораздо большей степени тяготеют к памятникам Сирии и Палестины, чем к известным нам памятникам Константинополя, которые в силу их утонченности оставались готам чуждыми и непонятными.
¦
Арианский баптистерий
Тип: Баптистерий
Страна: Италия
Место нахождения: Равенна
Век: 5
Уточняющая датировка: Конец 5 в. — начало 6 в.
Описание
Арианский баптистерий вместе с городским кафедральным собором был построен вскоре после захвата Равенны Теодорихом в 493 г., скорее всего, по образцу Баптистерия Православных. по приказу остготского короля Теодориха Великого, который был арианином.
При том же восьмигранном плане повторена и тематика, и иконография композиции, однако отступления от образца многозначительны.
Свое название баптистерий получил в связи с необходимостью отличать его от построенного ранее баптистерия православных.
В 561 году, после осуждения арианства баптистерий был превращён в ораторию Девы Марии (Oratorio di S. Maria in Cosmedin). С XVIII века до 1914 года здание находилось в частной собственности. К середине XX века было обстроено со всех сторон позднейшими пристройками, которые были разрушены и снесены в ходе Второй мировой войны. Пол лежит выше первоначального уровня на 230 см.
В 1996 году в составе ранних памятников равенны баптистерий Ариан был включен в состав объектов Всемирного наследия.
Иконография
В своей книге, «История византийской живописи» Лазарев В. Н. пишет, что мозаики баптистерия Ариан «навеяны мозаиками Православного баптистерия, что уже само по себе говорит об известном творческом оскудении. В центральном медальоне представлено «Крещение» с олицетворением Иордана, кругом идет пояс, где к увенчанному крестом Престолу уготованному (Этимасии) с обеих сторон подходят возглавляемые Петром и Павлом апостолы с венцами в руках. Хотя в исполнении мозаик принимало участие пять мозаичистов, их стиль в целом отличается большой монолитностью. По сравнению с мозаиками V века краски сделались более тяжелыми и пестрыми, ухудшился рисунок (особенно конечностей), укрупнились черты лица, в жестких складках появилась подчеркнутая прямолинейность, формы приобрели упрощенно геометрический характер. Все это привело к усилению монументального начала, но эта монументальность отмечена чертами примитивности, в чем нельзя не усматривать воздействия варварских вкусов.»
В поясе апостолов появляется центр движения — Престол Уготованный, вертикальная ось которого совпадает с осью центрального медальона, а именно с фигурой Христа и голубем над Ним в сцене Крещения. По сторонам симметрично расположены фигуры Иоанна Предтечи и персонификация Иордана. В прямолинейном отражении их силуэтами абриса медальона, цветовой и пластической симметрии, в зеркальном разделении сцены по центральной оси появляется условность и эмблематичность: сюжет перестает быть событием и становится знаком. Та же тенденция прослеживается и во фризе с фигурами апостолов, разделенных условными изображениями пальмовых деревьев. Устойчивость, простота построения, четкие интервалы и иератичность постановки фигур представляют уже не движение, но предстояние. Крупные формы оконтурены жесткими линиями, одеяния переданы плоскими белыми пятнами, лики абстрактны, впервые применен золотой фон: начало символизма в церковном искусстве.
Стиль: В арианском баптистерии просматривается более сдержанная трактовка форм: в драпировках одеяний апостолов складки укрупняют ритм, приобретая более простую форму,
цвет одеяний становится однообразным, что заставляет обратить внимание на выражение лиц апостолов, не увлекаясь игрой цветовых сочетаний в одеждах.
Само пространство получает самостоятельную роль в повествовании, когда золотой фон играет роль главного изобразительного средства, представляя пространство как погруженность мира в действующую силу Божественных энергий.
В арианском баптистерии выражение лиц учеников Христа становится более строгим, крупные лица с преувеличенными чертами и сосредоточенным взглядом являют иной тип лица – восточный, наблюдается стремление к подчеркиванию сопричастности их одному божественному началу.
Процесс становления оригинального стиля равеннских мозаичистов протекал под влиянием римской, варварской и восточной культур: появлением вестоготов положило начало варваризации монументальной живописи, что послужило одной из причин ее сближения с художественной культурой Востока (Сирии, Палестины). Монументальность образов в мозаике арианского баптистерия, уход от эллинистических воспоминаний, замена чувственной живописности более схематичными приемами позволяет говорить о сложении основных форм византийского стиля, отвечавшего прежде всего духовным задачам.
Равенна или христианство, которое мы потеряли. Часть 1 — Баптистерий ариан
В Равенну легко добираться: из Болоньи каждый час ходит поезд за 7,10 евро; из Римини (некогда столь любимое место для русского туриста тоже часто следуют электрички. На всякий случай, имейте в виду: одна из ЮНЕСКОвских базилик находится в пригороде Равенны под названием Классе, туда можно доехать либо местным автобусом, либо поездом одну остановочку. Удивительный казус: билет от Болоньи до Равенны стоит 7,10 евро, от Равенны до Классе 1,30 евро, а билет от Болоньи до классе через Равенну стоит. опять-таки 7,10 евро. Не дайте себя обмануть, экономьте трудовые евро)))
БОльшая часть ЮНЕСКОвских достопримечательностей (базилики Сант-Аполлинаре-Нуово и Сан-Витале, Баптистерий православных, Архиепископская капелла, мавозлей Галлы Плацидии) можно посетить по единому билету. Цены и расписания смотри здесь: http://www.ravennamosaici.it/?page_ ) — отдельный музей (http://soprintendenzaravenna.beniculturali.it/index.php?it/130/mausoleo-di-teoderico); до него порядочно идти от станции. Ну и наконец базилика Сант-Аполлинаре-ин-Классе расположена в деревушке Классе и посещается по отдельному билету: http://soprintendenzaravenna.beniculturali.it/index.php?it/133/basilica-di-santapollinare-in-classe
Ну а теперь долгожданные картинки. Баптистерий ариан был построен во времена Остготского королевства на рубеже V — VI веков. Готы, как вы помните, были арианами, а местное население (римляне) держались никейской веры (можно называть их и католиками, и православными). В Равенне, столице королевства, параллельно существовали обе христианские общины, и у каждой из них были свой баптистерий и собор. Время немилосердно обошлось с соборами, а вот оба баптистерия сохранились с подлинными (ну ладно, немного подреставрированными) мозаиками той эпохи.
Арианский баптистерий стоит в глухом закоулке, за века он врос в землю и потерял внешнюю отделку. Зато внутри нас ожидают яркие мозаики, созданные, напомню, в V-VI веках. Да, сразу же скажу, что фотографии мозаик в постах о Равенне будут все взяты из Вики; некий мастер старательно отфотографировал все в деталях с большим разрешением (отригиналы «весят» по 20 МБ) и разместил все в общем доступе. Есть же в мире добрые и бескорыстные люди!
Итак, в куполе баптистерия мы видим сцену крещения Христа Иоанном Крестителем — естественный сюжет для крещальни. Сцену крещения окружает череда из 12 апостолов, идущих к Престолу уготованному. Смотрим детали:
Я же говорил, что мы в Равенне постоянно будем сталкиваться с христианством, которое мы потеряли! Перед нами голый Христос (а как еще можно было в Иордан войти?), на которого одновременно возлагает руку Иоанн, и нсиходит Святой Дух в виде голубя. Слева сидит благообразный старичок с веткой (лилии?) в руках, рожками на голове. Кто это старичок, станет понятно, если вы внимательно посмотрите, что у него находится за задницей. Там кувшин, из которого льется вода; следовательно, перед нами символический образ водной стихии, Иордана в данном случае. Мифологический божок на христианской мозаике — это мощно!
В Баптистерии ариан имена изображенных апостолов не подписаны; безошибочно угадываются Петр (по ключам) и Павел (его образ уже к этому времени сложился; перепутать его с кем-то другим невозможно). 10 апостолов несут в руках золотые венцы — вполне понятный в ту эпоху символ мученичества. Венцы в руках у святых мы будем встречать в Равенне постоянно. Еще одна характерная черта у равеннских святых — свои венцы они преподносят не голыми, а покрытыми руками. Источники утверждают, что такова была специфическая римская традиция — подданные преподносили дары императору покрытыми руками.
Ну и конечно, обратите внимание на лица — традиционно римские, с правильными чертами; нет ни излишней экзальтации, ни всепоглощающего смирения. Апостолы для Христа — друзья, они победили вместе с Ним и теперь с Ним торжествуют во славе.
Ну и еще один раннехристианский символ, используемый и нашей родной византийской традицией. Видите между Петром и Павлом украшенный трон, на котором вместо сидящего помещен крест? Иногда место креста занимают орудия Страстей, очень часто — Евангелие, но в любом случае такая композиция называется Этимасия или Престол уготованный. Это — символ грядущего, «при дверях», Второго пришествия Христова; христиане в те времена не занимались самоуничижением и умерщвлением плоти, а спокойно и радостно ожидали Царствия Небесного, которое вот-вот должно было начаться.
В текущем рассказе я был вынужден уделить много времени общему введению и теоретической подготовке. Далее введения будут короткими, теоретически мы тоже быстро подкуемся, так что далее картинок будет несравненно больше.
Выходные в Равенне
Базилика Сан-Витале / Shutterstock.com
Великолепие былых времён подарило Равенне бесценное монументальное достояние. Целых восемь равеннских построек были внесены ЮНЕСКО в перечень объектов Всемирного наследия. Это базилика Сан-Витале, мавзолей Галлы Плацидии, Баптистерий православных, капелла апостола Андрея, Арианский баптистерий, базилика Сант-Аполлинаре-Нуово, мавзолей Теодориха и базилика Сант-Аполлинаре-ин-Классе.
Крещение Христа, центральная мозаика купола баптистерия православных © ribeiroantonio / Shutterstock.com
Именно в Равенне похоронен Данте Алигьери; его гробница расположена в центре города, у стен базилики Сан-Франческо, рядом с небольшой часовней Квардрарко-ди-Браччофорте. Из уважения к праху величайшего поэта Италии на этой небольшой площади даже установлен специальный режим тишины. В сентябре (Данте скончался 14 сентября 1321 г.) здесь ежегодно проводятся торжества и публичные мероприятия в честь поэта.
Могила Данте / cittadarte.emilia-romagna.it
Прогуливаясь по старому городу Равенны пешком или катаясь по нему на велосипеде, вы погружаетесь в тысячелетнюю историю, в мир древних римлян и людей эпохи Возрождения, и далее вплоть до XIX в., когда Равенну заново открыли такие выдающиеся европейцы, как лорд Байрон, Оскар Уайльд, Зигмунд Фрейд и Густав Климт.
Что посмотреть
Базилика Сан-Витале
Базилика Сан-Витале / Shutterstock.com
Базилика Сан-Витале — один из главных памятников раннехристианского искусства в Италии, замечательный прежде всего своими мозаиками. Всякий, кто заходит в эту церковь, испытывает похожие ощущения: высота пространства захватывает взгляд, великолепные мозаики апсиды восхищают, обширный объём купола, покрытого росписями в стиле барокко, завораживает.
Мозаика в апсиде / Shutterstock.com
Ещё одно сокровище таится в пресвитерии: справа от алтаря на полу изображён лабиринт, извилистым путём ведущий в самый центр базилики. Найти выход из лабиринта означает пройти очищение и возродиться. Завершив этот путь, можно поднять глаза к алтарю и полюбоваться мозаиками, которые считаются одними из прекраснейших в истории христианского искусства.
Адрес: via Argentario, 22
Базилика Сант-Аполлинаре-ин-Классе
Цилиндрическая колокольня IX в. / Shutterstock.com
Этот грандиозный и торжественный храм возвышается примерно в 8 километрах от центра Равенны. Его называли величайшим образцом раннехристианской базилики; здание сохраняет красоту своей первоначальной структуры, а интерьер его украшают великолепные многоцветные мозаики.
Адрес: via Romea Sud, 224
Интерьер базилики / Shutterstock.com
Мавзолей Галлы Плацидии
Интерьер мавзолея © vvoe / Shutterstock.com
Галла Плацидия, сестра императора Гонория (именно он перенёс столицу Западной Римской империи из Милана в Равенну в 402 г.), заказала для себя этот небольшой мавзолей; правда, её прах был похоронен не здесь а, по всей вероятности, в Риме. Снаружи здание выглядит очень просто и скромно, зато декоративный аппарат интерьера поражает богатством и великолепием: верхний уровень полностью покрыт мозаиками, которые украшают стены, арки, люнеты и купол.
Здесь царит волшебная атмосфера. Бесчисленные звёзды на куполе веками впечатляли приезжавших в Равенну путешественников. Говорят, что американский композитор Коул Портер, который проводил здесь медовый месяц, был так сильно потрясён атмосферой маленького склепа и этими звёздами, что сочинил свою знаменитую песню «Night and Day».
Адрес: via Argentario, 22
Баптистерий православных (Баптистерий Неона)
Интерьер баптистерия © pisaphotography / Shutterstock.com
Баптистерий православных расположен чуть севернее нынешнего кафедрального собора Равенны. Он построен в V в. и является одним из древнейших памятников города. Интерьер поделен на два уровня аркад, размещённых друг над другом, и богато украшен мрамором в нижнем уровне и лепниной в срединном; надо всем этим — мозаики, с явными следами элленистическо-римского влияния. В центре купола помещается огромный медальон с изображением крещения Христа, по пояс погружённого в прозрачные воды реки Иордан.
Карл Густав Юнг, один из отцов психоанализа, побывал в Равенне начале XX в., и с особым восхищением отзывался именно об этих завораживающих изображениях.
Адрес: Piazza Duomo, 1
Капелла апостола Андрея
Мозаики капеллы / Wikimedia Сommons
Капелла святого Андрея построена в V-VI вв. и является единственным примером раннехристианской архиепископской капеллы, дошедшей до нас в целости и сохранности. Грандиозный декоративный аппарат капеллы посвящён прославлению Христа, изображённого здесь в образе воина.
Адрес: Piazza Arcivescovado, 1
Арианский баптистерий
Купол баптистерия © vvoe / Shutterstock.com
Это здание восьмиугольной формы относится к концу V в. Декорации интерьера до нас не дошли, за исключением великолепного купола, украшенного мозаиками. В центральном медальоне изображено крещение Христа — обнажённого юноши по пояс в воде, — а вокруг помещаются двенадцать идущих апостолов.
Адрес: vicolo Degli Ariani, 1
Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово
Фасад базилики © vvoe / Shutterstock.com
Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово построена в начале VI в. Внутри сохранились замечательные мозаики на евангельские сюжеты (чудеса, притчи и Страсти Христовы).
Адрес: via Di Roma, 52
Мавзолей Теодориха
Мавзолей Теодориха / Shutterstock.com
Это сооружение было сооружено по распоряжению самого короля Теодориха в 520 г. Мавзолей полностью построен из блоков истрийского известняка и состоит из двух десятиугольных ярусов. Здание венчает огромный купол.
Адрес: via Delle Industrie, 14
Пляжи Равенны и парк Mirabilandia
Пляж в Марине-ди-Равенна / Shutterstock.com
В окрестностях Равенны множество разнообразных пляжей и морских курортов: например, городок Марина-ди-Равенна, погружённый в зелень пышной прибрежной сосновой рощи, появился ещё в 30-ые гг. Здесь вас ждут оборудованные пляжи и кристально чистое море.
А ещё не забывайте о парке развлечений для всей семьи Mirabilandia — он тоже расположен совсем недалеко от Равенны!
Кухня
Равенна особенно хорошо известна своим великолепным культурным и ландшафтным достоянием, но и с точки зрения гастрономии ей есть чем порадовать гостей.
Паста и супы с пастой доминируют в меню традиционных местных ресторанов. Самые известные специалитеты — это тальятелле, лазанья, строццапрети, которые здесь подают с насыщенным мясным рагу, а также золотистые пассателли с ароматом пармезана и мускатного ореха, а также каппеллетти с изумительной начинкой (сыр или рагу) — как самостоятельное блюдо или же в наваристом бульоне. Все первые блюда делают на основе домашней пасты и пользуются вполне заслуженной славой и спросом.
Пассателли с дарами моря / Shutterstock.com
Стоит сказать и о свинине, преимущественно приготовленной на гриле на древесном угле, гарниром к которой часто служит смесь свежих овощей «пинцимонио» (овощи макают в соль и оливковое масло).
В окрестностях, поближе к морю (но и в самой Равенне тоже) можно полакомиться ризотто-алла-маринара, тальолини с дарами моря, спагетти с черенками, а также попробовать многочисленные виды рыбы и моллюсков Адриатического моря, приготовленные на гриле.
Блюда из рыбы и мяса традиционно сопровождаются горячими и душистыми лепёшками (пьядинами) и — хотя бы для дегустации — незабываемым местным мягким сыром «Скваквероне-ди-Романья».
Пьядина с грудинкой панчетта и сыром / Shutterstock.com
Ко всем этим блюдам превосходно подходят местные вина (Санджовезе, Треббьяно, Пагадебит). Не стоит забывать и о традиционных десертах: бискотти, тортелли с джемом, кренделя и песочные пироги, которые здесь принято обмакивать в сладкие вина — белое Альбана или красное Каньина.
Как добраться
Равенна находится на северо-востоке Италии, посреди Адриатического моря и Апеннин, в 75 километрах от столицы региона Болоньи. Благодаря сети автодорожной, железнодорожной и аэропортовой инфраструктуры до города легко добраться как с севера, так и с юга полуострова.
На самолёте
Ближайшие к Равенне аэропорты — это:
Аэропорт Болоньи им. Гульельмо Маркони — http://www.bologna-airport.it/
Аэропорт Римини им. Федерико Феллини — http://www.riminiairport.com/
Аэропорт Венеции им. Марко Поло — http://www.veniceairport.it/
На поезде/strong>
Вокзал в Равенне, открытый в 1863 году, находится недалеко от старого города, в 200 метрах от пешеходной зоны.
Равенна является частью региональных веток Римини-Феррара, Равенна-Болонья (через Кастальболоньезе и/или Фаэнцу) и Равенна-Фаэнца, а также межрегиональных веток Равенна-Флоренция (через Фаэнцу), Равенна-Рим (высокоскоростные поезда Frecciabianca), а летом сюда ходят поезда компании TPER (Бреша-Пезаро, Бергамо-Пезаро (Freccia Orobica) и Кремона-Пезаро).
На автомобиле
С севера в Равенну ведёт автомагистраль A14 из Болоньи, в которую вливаются автомагистрали A1 (Autostrada del Sole), A21 (Torino-Piacenza) и A22 (Autostrada del Brennero).
Из Венеции самый быстрый маршрут в Равенну проходит по шоссе SS309 Romea, в которую вливаются дороги из Падуи и Феррары (SS 16 Adriatica).
С юга, помимо автомагистралей A1 и A14, можно указать супермагистраль E45, которая соединяет Равенну с Римом через Апеннины, а также шоссе 16 Adriatica.
Контакты
Отдел туристической информации и услуг
Palazzo Rasponi dalle Teste
Piazza Kennedy, Ravenna
Тел. (+39) 0544.482680
Арианский баптистерий в равенне
Перевод А. Васильевой (специально для ПОРТАЛ-СЛОВО.RU)
Эпоха Теодориха: Арианский баптистерий
После падения западной римской империи в конце V века Теодорих Остгот [1] , пользуясь поддержкой византийского императора, завоевал Италию, одержав победу над Одоакром, и установил там варварское царство. Равенна, ставшая столицей нового суверена, под управлением этого умного и амбициозного владыки вошла в период своей блистательной славы.
Среди вереницы имен варварских королей V-VII вв., предпринимавших попытки создавать новые государства на осколках римской империи, нет ни одного правителя, кто мог бы поспорить своим значением с Теодорихом Великим. Приехавший еще совсем молодым в Константинополь, куда его отправил отец в качестве заложника [2] , будущий император с юности испытал глубокое влияние античной культуры. Когда он сам стал хозяином Италии, его искреннее преклонение перед классической культурой как нельзя лучше способствовало его политическому утверждению в роли наследника римской традиции.
Желая добиться расположения со стороны своих новых подданных, Теодорих сохранил в административном и политическом управлении страны ту систему, которой испокон веков следовали римские императоры. Он окружил себя приближенными из римлян, призвал к своему двору многих знатных византийцев с целью заявить о себе как о представителе и уполномоченном императора [3] . Теодорих был глубоко убежден, что вне римской империи никакое государство не сможет долго просуществовать, почему и направил все силы своего готского войска на защиту монархии. Исполненный гордостью за ту миссию, которую ему предстояло осуществить, а также вдохновленный самой идеей причастности к романской культуре, Теодорих всегда по отношению к другим германским владыкам выступал в роли воспитателя и просветителя, считавшего своей обязанностью передать им начатки высшей культуры.
Император любил окружать себя высоко образованными людьми, заботился о восстановлении школ и о воспитании своих детей, которых ему хотелось видеть ни в чем не уступающими детям патрициев [4] . Теодорих глубоко чувствовал особую «романскую красоту» памятников Рима, которая, по слову одного из его министров, делала Вечный город одним из прекраснейших в мире. Он принялся реставрировать античные здания, желая в их бессмертном окружении возродить былое великолепие города. Этот варварский король, наподобие Цезаря, устраивал в Риме торжественные триумфальные входы, проводил празднества в цирке и раздавал деньги народу, провозглашая себя, как гласит выгравированная в его честь надпись, «популяризатором римского имени» («le propagateur du nom romain»).
Кирпич с эмблемой Теодориха, найденный в храме Весты в Риме. Надпись гласит: «С нашим владыкой Теодорихом хорошее правление в Риме».
Новые здания эпохи Теодориха имитировали постройки, которые были уже возведены его предшественниками. Император стремился, чтобы не только его двор своим блеском затмил византийский, но и чтобы новая столица обилием зданий не уступала Константинополю. Он буквально покрыл Италию постройками. В Павии, Вероне, Террачине, Сполето возвысились своими ордерами многочисленные дворцы, термы и амфитеатры. Равенна, стараниями Теодориха, наводнилась светскими и культовыми памятниками. Среди них были такие здания, как базилика d`Hercule, служившая своего рода Биржей, несколько колонн которой, увенчанные необычными капителями, предположительно, были найдены на одном из фасадов, окружающих площадь Виктора Эммануила в Равенне. К постройкам времен Теодориха относятся также ц. Сан-Андре, разрушенная в XV в., ц. Сан-Теодор, носящая в настоящее время имя Святого Духа, ц. Девы Марии (Santa-Maria in Cosmedin), называемая арианским баптистерием [5] , а также великолепная базилика Св. Мартина с золотым сводом, носящая имя Сант Аполлинарио Нуово.
Одним из наиболее великолепных сооружений этого времени являлся дворец, располагавшийся на территории за церковью Сант Аполлинарио, которая простиралась к востоку до самых городских стен. В настоящее время он известен нам только по изображению его элегантного фасада на мозаике из ц. Сан Апполинарио Нуово. От роскошного убранства дворца, когда-то украшенного различными видами мрамора и мозаик, от его замечательных панно, на которых Теодорих был представлен в самых различных видах — верхом на боевом коне, стоящим между двумя женскими символическими фигурами, олицетворяющими Рим и Равенну, осталось только воспоминание. С тех пор, как Шарлемань [6] , желавший украсить свой храм Э-ля-Шапель [7] , воспользовался материалом из старой резиденции остготского короля, памятник стал медленно превращаться в руины. От декорации дворца осталось лишь несколько осколков мозаичных панелей, найденных в садах, соседствующих с церковью св. Апполинария. Что касается здания, немного удаленного от базилики, которое обычно называют дворцом Теодориха, то археологические раскопки 1899 года доказали, что оно датируется более поздним временем. Тем не менее ряд архитектурных элементов этой постройки представляет большой интерес. Это, например, лоджия ее первого этажа, украшения из аркад, поставленных на мраморные колонны, две башни, ныне утраченные, когда-то фланкировавшие здание, а также высокая массивная дверь, напоминающая Золотую дверь дворца Диоклетиана в Спалато. Предположительно, постройка является зданием начала VIII века, которое воздвигли византийские экзархи, обитавшие тогда во дворце Теодориха с целью защиты основного корпуса дворца.
Здание, называемое дворцом Теодориха
В искусстве, так же как и в политике, Теодорих был не творцом, а прежде всего государственным человеком, поддерживавшим римскую традицию. В зданиях, возведенных им, он не оставил своей собственной «марки». Культовые постройки этого времени мало отличаются от других сооружений Равенны. Даже знаменитая ротонда, возведенная для погребения германского короля по его собственному приказу, является копией с античных образцов. Если говорить об иноземном влиянии в искусстве Равенны начала VI в., то следует прежде всего отметить влияния восточные, издавна доминировавшие в христианском искусстве, но к этому времени ставшие более мощными. Можно даже сказать, что как раз благодаря их присутствию в архитектурном и декоративном оформлении зданий эпохи Теодориха сооружения этого времени, в частностиАрианский баптистерий и базилика Сант Апполинарио Нуово, вызывают такой неувядающий интерес.
Центральный медальон купола баптистерия ариан (фрагмент)
Рядом с церковью Святого Духа [8] , от интерьера которой осталось только несколько колонн с античными капителями, возвышается Арианский баптистерий, по плану и декоративному убранству практически повторяющий баптистерий Православных. Как и в оформлении последнего, центральный мозаичный медальон в куполе баптистерия ариан, представляющий Крещение Господне, окружают изображения апостолов. Составитель иконографической программы времени Теодориха, имея перед глазами великолепные образцы предшествующей эпохи, не стал утруждать себя созданием чего-то нового для здания, имеющего подобное же назначение, а ограничился воспроизведением, впрочем, довольно посредственным, того, что уже было создано ранее. Сообразовываясь с художественными потребностями своей эпохи, он довольствовался простой заменой на единообразный золотой фон желтых и голубых фонов баптистерия эпохи Галлы Плацидии, а также перестановкой в сцене Крещения порядка персонажей: Иоанн Предтеча изображен слева, а по правую руку от Христа представлена персонификация Иордана в виде старца с украшением из клешней раков на голове. Движение апостолов, которые в православном баптистерии идут друг другу навстречу, здесь направлено к трону, венчаемому крестом. При всей схожести композиций центральных медальонов обоих храмов апостолы из арианского баптистерия, изображенные в анфас, имеют более неуклюжие позы, драпировки их одежд однообразны, а контуры тяжелы и угловаты. Кроме того, художественная трактовка персонажей из композиции Крещения — безбородого Христа, довольно слабого рисунка, и Предтечи, фигура которого словно теряет равновесие в пространстве, говорит о явном упадке мастерства живописцев. Однако если не заострять внимание на отсутствии выдумки и бедном колорите этой композиции, можно отметить довольно оригинальное исполнение голов персонажей, заметно отличающихся от образов баптистерия Православных. Их художественное исполнение свидетельствует о глубоких изменениях, произошедших в изобразительном искусстве между эпохой Галлы Плацидии и временем Теодориха.
[1] Теодорих Великий (451-526 гг.) — король остготов с 493 г., основатель остготского государства в Италии. В 488 г. вторгся в Италию и после свержения и убийства правившего там Одоакра захватил власть. Выражая интересы остготской знати, все более сближавшейся с римской аристократией, Теодорих в государственном управлении и законодательстве сохранил римские институты. Изданный около 512 г. Эдикт Теодориха, основой которого является римское право, сохранял крупное землевладение, узаконил рабство. Укрепление центральной власти при Теодорихе способствовало подъему земледелия и торговли, а также науки и искусства.
[2] В 459 году в обеспечение одного из мирных договоров, прерывавших борьбу остготов с римлянами, Теодорих восьмилетним ребенком был отправлен своим отцом, королем остготов Теодемиром, в Константинополь, где пробыл десять лет — с 459 по 469 год.
[3] Имеется в виду византийский император Зенон, который послал Теодориха в 488 году разгромить войско варварского короля Одоакра.
[4] Дочь Теодориха Амаласунта, унаследовавшая престол отца после его смерти, была известна своей высокой образованностью.
[5] Баптистерий был построен в Равенне на рубеже V и VI веков по приказу Теодориха Великого. В 561 году, после осуждения арианства, он был превращен в ораторию Девы Марии (Oratorio di S. Maria in Cosmedin).
[6] Карл Великий (742-814) — король франков с 768 года, император Священной Римской империи с 800 года.
[7] Капелла была построена около 796 г. по приказу Карла Великого в византийском стиле. Позднее стала ядром кафедрального собора города Ахена.
[8] Собор Святого Духа — кафедральный собор г. Равенны. Был построен в начале V века равеннским епископом Урсом (т.н. Урсианова базилика) и был посвящен Воскресению Христову. К 1733 году постройка стала ветхой и ее полностью разобрали, сохранив лишь цилиндрическую кампанилу X века. В 1749 году состоялось торжественное освящение нового собора на том же месте во имя Святого Духа. От первоначальной постройки сохранились лишь незначительные фрагменты, хранящиеся в экспозиции Архиепископского музея Равенны.
Читайте далее: