Архитектурные ансамбли рима лоренцо бернини

1.Итальянское барокко.Лоренцо Бернини.

Слово “барокко” итальянского происхождения, буквально означает “странный”, “причудливый”. Такое название весьма соответствует особенностям основного стилистического направления в европейском искусстве с конца 16 века — середины 18 века. В истории искусства 19 и особенно 20 века термином “барокко” начинают обозначать все европейское искусство 17-18 веков. Искусство барокко сложилось и расцвело в Италии, где работали крупнейший архитектор и скульптор Л. Бернини, живописец, глава демократического реализма Караваджо, последователи академизма братья Карраччи и др. Барокко было связано с дворянско-церковной культурой эпохи расцвета абсолютизма. Был призван прославлять могущество церкви и светской аристократии, тяготел к парадной торжественности и пышности. В этот период наблюдается расцвет архитектуры, выразившийся в создании грандиозных городских ансамблей и дворцово-парковых комплексов (Собор и площадь святого Петра в Риме, образованная колоннадой Бернини (1657-1663гг)). Основополагающей чертой барокко можно считать его стремление к синтезу искусств, объединению в один ансамбль архитектуры, скульптуры, живописи и декоративного искусства. В изобразительном искусстве этого периода преобладали сюжеты, в основе которых был заложен драматический конфликт, — религиозного, мифологического или аллегорического характера. Создаются парадные портреты, предназначенные для украшения интерьеров.

Для искусства барокко характерны грандиозность, пышность и динамика, патетическая приподнятость, интенсивность чувств, пристрастие к эффектным зрелищам, совмещению иллюзорного и реального, сильным контрастам масштабов и ритмов, материалов и фактур, света и тени.

Lorenzo Bernini; 7 декабря 1598, Неаполь — 28 ноября 1680, Рим) — великий итальянский архитектор и скульптор, крупнейший представитель римского и всего итальянского барокко, ученик своего отца Пьетро Бернини. Его творчество может служить эталоном эстетики барокко: для него характерны «повышенная эмоциональность, театральность, активное противоборство пространства и массы, сочетание религиозной аффектации с подчёркнутой чувственностью»

8 лет, когда он сделал набросок головы Святого Петра. Рисунок был настолько идеален, что публика назвала мальчика «вторым Микеланджело». В восемнадцать лет он создал скульптурную группу «Аполлон и Дафна»

Бернини был избран для строительства купола церкви святого Петра

Бернини создает «Экстаз святой Терезы». Работа «апполон и дафна» Его ранние работы «Похищение Прозерпины» и «Давид» приносят ему известность. В 1622 году получил почетный орден Христа. Прославился он и как мастер скульптурного портрета. Изготовил бюсты кардинала Боргезе и своей музы Буонарелли.

Он много сделал для театрального мира как сценический художник и инженер, разработал множество сценических механизмов и спецэффектов

3.Стиль классицизм. Общая характеристика.

Классицизм (фр. classicisme, от лат. classicus — образцовый . художественный стиль европейского искусства XVII-XIX вв., одной из важнейших черт которого было обращение к античному искусству как высшему образцу и опора на традиции высокого Возрождения. Зародился во Франции. Начался с раскопок двух городов. Помпеи и Геркуланома. Сменяет Рококо и существует вместе с ним. Условно можно разделить на 3 периода:

— 2ая половина 17 в.

-18 век(просветительский , революционные .идеи гражданственности и патриотизма).

-ампир. (приобретает черты парадности и пышности, выразившиеся в архитектуре и прикладном искусстве первой трети XIX)

В основе классицизма лежат идеи рационализма, которые формировались одновременно с таковыми же идеями в философии Декарта. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное — в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки. Многие правила и каноны классицизм берет из античного искусства (Аристотель, Гораций). Горизонталь преобладает над вертикалью.

В архитектуре. Для архитектуры классицизма характерны навеянные античными образцами ордерная система, четкость и геометрическая правильность объемов и планировки, выделяющиеся на глади стен портики, колонны, статуи, рельефы. Выдающимся шедевром архитектуры, соединившим классицизм и барокко в единый торжественный стиль, был дворцово-парковый ансамбль в Версале — резиденция французских королей (вторая половина XVII в.).

Обычно фасад имеет трехчастное деление .Всегда украшен ордерным декором, пилястрами, капителями, карнизами, треугольный фронтон, полукруглая арка.Пример: ансамбль дома инвалидов.

Живопись. Интерес к искусству античной Греции и Рима .В живописи главное значение приобрели логическое развертывание сюжета, ясная уравновешенная композиция, четкая передача объема, с помощью светотени подчиненная роль цвета, использование локальных цветов (Н. Пуссен, К. Лоррен).Обязательно четкое разделение на планы. Ближний план коричневый, средний зеленый, дальний — голубой. Основоположник Николо Пуссен.

Скульптура эпохи классицизма отличается строгостью и сдержанностью, слаженностью форм, спокойностью поз, когда даже движение не нарушает формальной замкнутости (Э.Фальконе, Ж.Гудон).

Классицизм в русском искусстве.

Развитие приходит во времена правления Екатерины II.Обращение к античной архитектуре. Идея гражданственности.Роль церкви снижается. Строят много гражданских сооружений.Архитектура делется на 3 этапа:

-ранний классицизм.(1760-1770)общественные здания.

-строгий классицизм( 1770-1800)частные дворцы

-поздний классицизм(1800-1830) ампир

Русский классицизм делится на Московский (Василий Иванович Баженов, Матвей Федорович Казаков) и Санкт-Петербуржский (Джакомо Кваренге, Чарльз Камерон, Андрей Никифорович Воронихин,Карл Иванович Росси, Андрей Дмитрович Захаров)

Проектируются новые здания, которые строятся по четкому плану. Повышается роль архитектора. Обязателен чертеж. Чертеж утверждается заказчиками. Создаются комиссии и комитеты по разработке генеральных планов.Характеристика : строгость композиции. Дома делятся на цокольную часть и основную вехнюю. Фасады освобождаются от сложной пластики и живописного декора барокко, в основе центрическая композиция( круг ,прямоугольник ,квадрат – в плане)которые обычно завершаются куполом или бельведером.

С конца XIX в для русского изобразительного искусства все более характерным становится бездушный, надуманный академический схематизм, с которым ведут борьбу представители романтизма и реализма, пришедших на смену классицизму.

Архитектурные ансамбли рима лоренцо бернини

Главная Недвижимость Новации в строительной технике и в архитектуре Нового времени

Характерные черты барочной архитектуры

Всё в барочной архитектуре было призвано производить впечатление пышного богатства, театральной зрелищности, торжественной парадности, останавливать взгляд прохожего, рождая в его душе противоречивые чувства, таинственные догадки и сомнения. Об особенностях восприятия произведений барочной архитектуры справедливо писал искусствовед И.Э. Грабарь: «В погоне за живописной игрой света архитектор открывает зрителю не сразу все формы, а преподносит постепенно, повторяя их но два, по три и по пяти раз. Глаз путается и теряется в этих опьяняющих волнах форм и воспринимает такую сложную систему подымающихся, опускающихся, уходящих и надвигающихся, то подчёркнутых, то теряющихся линий, что не знаешь, которая же из них верная? Отсюда впечатление какого-то движения, непрерывного бега линий и потока форм».

Главными особенностями архитектуры барокко являются:

— тяготение к большим городским и садово-парковым ансамблям, где воедино сливаются архитектура, скульптура и живопись;

— увеличение масштабов, массивность, искажение классических пропорций, когда ордерные элементы перестают быть соразмерными человеку;

— появление цельного и единого фасада, который становится своеобразной декорацией здания, рассчитанной на эффект перспективного сокращения;

— создание нарочито искривлённого, почти иллюзорного пространства за счёт текучести криволинейных форм и объёмов (овал в планах и деталях, эллипс вместо круга, прямоугольник вместо квадрата);

— усиление декоративного начала, детализация, иллюзорное исчезновение стены в массе украшений, скульптур, зеркал, окон («боязнь пустоты»); использование насыщенных цветов и позолоты, создание оптических визуальных эффектов за счёт преломления и отражения солнечных бликов, бокового освещения, контрастное чередование освещенных: и затенённых зон.

В разных странах Европы становление и расцвет барокко в архитектуре имели свои характерные особенности. В Италии новый стиль заявил о себе уже в конце XVI — начале XVII в. В Бельгии, Австрии и на юге Германии — в XVIII в., а в России — ближе к середине XVIII столетия. Во Франции барокко присутствовало во внутреннем убранстве архитектурных сооружений. В Испании и Португалии мавританский и готический стили удивительным образом сочетались с барокко.

Архитектурные ансамбли Рима. Лоренцо Бернини

Идеи барочной организации больших пространств были связаны с созданием ансамблей площадей с фонтанами, обелисками, перспективами улиц, аллей, садов и парков, украшенных каскадами фонтанов, водоемами и статуями. До этого времени целостные архитектурные ансамбли складывались поэтапно — к уже существовавшим постройкам постепенно достраивали новые.

Наиболее полно новые черты архитектуры барокко проявились в памятниках «вечного города» Рима, по масштабам строительства, с которым не мог тогда соперничать ни один город Италии. Здесь самым невероятным образом переплелись строгая античность и роскошное барокко.

Характерные черты итальянского барокко нашли наиболее яркое воплощение в творчестве Лоренцо Бернини; (1598-1680), который олицетворяет собой целую эпоху в развитии архитектуры. «В итальянской художественной истории не было после Микелаиджело другой такой исполинской фигуры и яркой талантливой индивидуальности, как Лоренцо Бернини», — писал известный историк искусства П.П. Муратов. Он прославился не только как талантливый архитектор я скульптор, но и как живописец, комедиограф, режиссер феерических спектаклей, актер, создатель сложнейших театральных декораций. В 25 лет он уже стал знаменитостью, работал, над формированием архитектурного облика Рима, выполнял бесчисленные заказы Ватикана. Современников поражали грандиозность замыслов и смелость их осуществления, необычайная работоспособность и тонкий художественный вкус великого мастера, по праву названного «гением барокко». Творческую манеру архитектора отличали изящество в сочетании с точным математическим расчётом, мастерская работа с фактурой камня, использование оптических эффектов.

Главным архитектурным творением Лореицо Вернини стало оформление площади перед собором Святого Петра (Приложение Рис. 1). Архитектору предстояло решить сразу несколько задач: создать торжественный подход к главному храму католического мира, добиться впечатления единства площади и собора, строившегося на протяжении двух столетий разными архитекторами. Площадь должна была выражать главную идею католической церкви: принимать в свои объятия город и весь мир. Кроме того, она должна была легко превращаться в колоссальную сцену для проведения торжественных церемоний. Архитектору Бернини мастерски удалось справиться с поставленными задачами.

Пространство перед храмом он превратил в единый ансамбль из двух площадей. Первая — в форме трапеции, оформлена галереями, отходящими прямо от стоп собора. Вторая выполнена в излюбленной форме барокко — овале. Она обращена к городу и обрамлена величественной колоннадой. «Подобно распростёртым крыльям», как говорил сам Бернини, она легко и изящно охватывала площадь, незаметно вовлекая в свой пространство зрителей. Величественный фасад собора представал перед зрителем постепенно, открывая ему свои торжественные и благородные очертания.

В центре огромной площади (ее глубина 280 м) возведён обелиск, по обеим сторонам которого расположены два фонтана, фиксирующие её поперечную ось. В сооружении колоннады Бернини в полной мере проявил свой талант архитектора: точный математический расчёт, безукоризненное чувство масштаба, умение организовать пространство. Монументальные колонны тосканского ордера (их высота 19 м) расположены в четыре ряда.

Все они объединены нагибающейся лентой балюстрады, на которой установлены 96 статуй святых. Немало потрудился Лоренцо Бернини и над созданием внутреннего архитектурного облика собора Святого Петра.

Школьная Энциклопедия

Nav view search

Навигация

Искать

Лоренцо Бернини – крупнейший представитель итальянского барокко

Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура конца XVI-XVIII веков Опубликовано 10.04.2017 18:46 Просмотров: 3034

Лоренцо Бернини в равной степени проявил себя и в архитектуре, и в скульптуре.

Кроме того, он был художником и человеком театра: он писал, ставил пьесы и играл в них, проектировал декорации и театральные машины. Также он занимался созданием декоративных предметов: ламп, столов, зеркал и даже карет.
Он проектировал церкви, капеллы и светские здания, разрабатывал крупные объекты, сочетающие в себе архитектуру и скульптуру (публичные фонтаны и надгробные памятники).

Биография

Лоренцо Бернини. Автопортрет (ок. 1623)

Джованни Лоренцо Бернини родился в 1598 г. в Неаполе в семье скульптора-маньериста Пьетро Бернини и был шестым ребенком в семье из 13 детей. Талант его проявился довольно рано: уже в возрасте 8 лет, когда он сопровождал своего отца в Рим, на него обратили внимание художник Аннибале Карраччи и папа Павел V. В дальнейшем ему покровительствовал богатый и могущественный кардинал Боргезе.
Первые работы Бернини были созданы им в подражание классической скульптуре Древней Греции и Рима. К 22 годам он уже считался достаточно талантливым скульптором, он изобразил самого папу Павла V.
В период 1619-1625 гг. Лоренцо Бернини создаёт 4 шедевра: «Эней, Анхиз и Асканий» (1619), «Похищение Прозерпины» (1621-1622), «Аполлон и Дафна» (1622-1625) и «Давид» (1623-1624) – и окончательно утверждает свою репутацию талантливого скульптора.

Лоренцо Бернини «Аполлон и Дафна» (1622-1625)

Обрабатывая и полируя мрамор для скульптуры, Бернини добивался почти натуралистических эффектов в имитации блеска и мягкости кожи, фактуры ткани.

Вот потрясающая скульптура Бернини в соборе св. Петра. Посмотрите внимательно: это не ткань, а мрамор!
12 июля католическая церковь отмечает день святой Вероники, покровительницы фотографии. С памятью этой святой католики связывают Нерукотворный образ Спасителя. Святая Вероника – благочестивая еврейка, сопровождавшая Христа на его пути на Голгофу и давшая ему, изнемогавшему под тяжестью креста, льняной платок, чтобы Он мог отереть с лица кровь и пот. Лик Иисуса запечатлелся на платке.

Его произведениям присущи стремительность движения, сочетание одновременно религиозности и чувственности. В его скульптурах соединились классическое великолепие скульптур Ренессанса и динамизм маньеризма.
После восшествия на папский престол кардинала Маффео Барберини в качестве папы Урбана VIII Бернини приобрёл покровительство семьи Барберини, он получил официальные должности, связанные с архитектурой, скульптурой и градостроительством. После смерти Карло Мадерны в 1629 г. Бернини был назначен главным архитектором собора святого Петра и начал создавать его декор.

Балдахин в соборе святого Петра

Балдахин святого Петра – центральный элемент его амбициозного плана. Огромный балдахин высотой в 29 м, – шедевр Бернини. Над балдахином гениальный скульптор работал почти 10 лет. Витые колонны очень красивы. Среди ветвей лавра на верхних частях колонн видны геральдические пчелы семейства Барберини.
Затем были созданы 4 колоссальные статуи в нишах столпов («Святой Лонгин» – работа самого Бернини, три других принадлежат его ученикам).

Лоренцо Бернини «Святой Лонгин» (1638)

В это время Бернини создаёт мраморные портреты современников: бюст Констанцы Бонарелли, бюсты папы Урбана VIII, бюст Франческо Барберини и два бюста Шипионе Боргезе. Эти портреты сделали его настолько известным, что он начал получать заказы из-за пределов Рима: от кардинала Ришельё, Франческо I д’Эсте, английского короля Карла I и Генриетты Марии Французской.

Лоренцо Бернини. Бюст папы Урбана VIII

После смерти Урбана в 1644 г. и восшествия на престол Иннокентия X (из семьи врагов Барберини) разгорелся скандал из-за трещин в здании собора святого Петра, хотя вины Бернини в этом не было. Но его противники убедили папу Иннокентия X отдать приказ о сносе башен, это было для Бернини большим ударом – моральным и финансовым. Со временем истина была открыта. А Бернини разрешили всё-таки продолжить украшение собора.
Капелла Корнаро в Санта-Мария-делла-Витториа (храм спроектирован Карло Мадерна) – пример мастерства Бернини соединять скульптуру, архитектуру, фрески, лепнину и освещение в «чудесное целое». Центральной точкой капеллы является скульптурная группа «Экстаз святой Терезы» – яркая картина, выполненная в белом мраморе: замершая Тереза и ангел с безмятежной улыбкой, осторожно направляющий стрелу в сердце святой.

По обе стороны от скульптуры расположены рельефные изображения членов семьи Корнаро.

Александр VII, став папой, начал реализовывать свой амбициозный план превращения Рима в мировую столицу путем городского благоустройства. Он приказал провести архитектурные изменения города – соединить новые и существующие здания улицами и площадями. Деятельность Бернини этого времени сосредоточилась на проектировании зданий и их окружения. Так, на площади св. Петра он построил две массивных полукруглых колоннады, каждый ряд в которых состоит из четырёх белых колонн. В результате образовалась овальной формы арена, на которой граждане, гости города и паломники могли стать очевидцами публичного появления папы в лоджии на фасаде собора святого Петра или на балконах соседних дворцов Ватикана. Это решение Бернини расширило символическое величие Ватикана.

Вид площади св. Петра с купола собора

Бернини уменьшил количество украшений в здании, стараясь привлекать внимание зрителей к простоте, хотя любил пышные декоры.
В апреле 1665 г. Бернини по совету папы Александра VII и французского королевского двора прибыл в Париж для работы над заказом Людовика XIV, которому был нужен архитектор для завершения работ в Лувре. Популярность Бернини была велика: во время его прогулок на улицах собирались толпы. Но все представленные им варианты проекта восточного фасада Лувра были отвергнуты.
Единственное произведение, оставшееся от его недолгого пребывания в Париже, – бюст Людовика XIV.

Лоренцо Бернини. Бюст Людовика XIV (1665)

После возвращения из Парижа Бернини работал над убранством капеллы Киджи (семейной капеллы Александра и по его заказу) в церкви Санта-Мария-дель-Пополо. Он изваял статуи пророков Аввакума и Даниила. В 1668 г. Бернини закончил конную статую Константина Великого.

Статуя изображает момент божественного видения, явленного императору, после которого он одержал важную победу и прекратил гонения на христианство.

Последней крупной работой мастера стала гробница папы Александра VII в соборе святого Петра. Скульптурная группа включает в себя коленопреклонённого Александра, четыре женские фигуры-аллегории, изображающие добродетели, свойственные усопшему при жизни (Милосердия с детьми, скульптор G. Mazzuoli); Истины, опирающейся левой ногой на земной шар, скульпторы Morelli and Cartari; Благоразумия, скульптор G. Cartari и Правосудия (скульптор L. Balestri) и Смерть с песочными часами в руках. Этот монумент стал вершиной европейского погребального искусства.

Одна из работ последнего периода жизни – «Спаситель мира» (1679)

Бернини умер в Риме в 1680 г. и похоронен вместе с родителями в фамильной усыпальнице в церкви Санта-Мария-Маджоре.

Бернини всю жизнь сопутствовали признание и успех. Круг его заказчиков составляли папы, кардиналы и высшая римская аристократия. Творчество Бернини оказало большое влияние на европейское искусство XVII-XVIII вв.

Джованни Лоренцо Бернини в 1665 г. Портрет кисти Дж.Б. Гаулли

Архитектура Лоренцо Бернини

В области архитектуры Бернини получил известность церковными и светскими сооружениями, работами по городскому благоустройству. Он улучшал существующие здания и проектировал новые. Наиболее известные его работы – колоннада перед собором святого Петра, внутреннее убранство собора и площадь святого Петра.

Колоннада святого Петра

В сфере светской архитектуры – множество римских дворцов: после смерти Карло Мадерны Бернини руководил возведением палаццо Барберини в 1630 г; палаццо Людовизи (ныне палаццо Монтечиторио, начато в 1650 г); и палаццо Киджи (ныне палаццо Киджи-Одескальки, начато в 1664 г).

Пьяцца ди Монтечиторио с египетским обелиском перед фасадом палаццо

Бернини в основном занимался уже существующими церквями, но несколько церквей спроектированы им с нуля. Наиболее известна небольшая, но богато украшенная овальная церковь Сант-Андреа-аль-Квиринале (начата в 1658 г.), построенная для иезуитов, одно из немногих творений, которым, по словам сына Бернини, Доменико, отец был по-настоящему доволен.

Бернини также проектировал церкви в Кастель-Гандольфо (Сан-Томмазо да Вилланова, 1658-1661) и в Аричче (Санта-Мария дель Ассунцьоне, 1662-1664).

Римские фонтаны Лоренцо Бернини

Среди творений Бернини важное значение имеют его фонтаны: фонтан Тритона, фонтан Пчёл. Фонтан Четырёх рек на Пьяцца Навона – шедевр зрелищности и политической аллегории.

Фонтан Четырёх рек

Бернини является автором скульптуры Мавра для Мавританского фонтана (1653) на Пьяцца Навона.

Другие работы Лоренцо Бернини

Бернини проявил себя и в качестве живописца. Первоначальные познания он получил, вероятно, от своего отца. Известно 150 холстов Бернини, но уверенно отнести к его работам можно только 35-40 из них. В основном это портреты, в том числе несколько автопортретов, выполненных в свободной живописной манере, напоминающей портреты Веласкеса.

Лоренцо Бернини. Автопортрет

Сохранилось около 300 рисунков, лишь малая часть того, что он создал.

Архитектурные ансамбли Рима

(площадь Святого Петра Л. Бернини)

Родиной архитектурного барокко по праву считается Италия, а столицей — «вечный город» Рим. Здесь переплелись самым неве­роятным образом строгая античность и роскошное барокко. Извест­ный теоретик искусства П. П. Муратов так писал об этом в книге «Образы Италии»:

«Барокко преобладает в Риме. Построенные в этом стиле дворцы и церкви составляют неизменную и типичнейшую черту города. Надо искать в Риме Рим античный, христианский, средневеко­вый, Рим Возрождения. Но Рим барокко искать нечего, — это до сих пор тот Рим, который прежде всего узнает каждый из нас. Все то, что определяет характер города, — его наиболее замет­ные здания, главные площади, оживленные улицы, — все это здесь создано барокко, и все верно хранит его печать».

Характерные черты итальянского барокко нашли наиболее яр­кое воплощение в творчестве двух зодчих, создавших целую эпоху в развитии архитектуры, — Франческо Борромини и Лоренцо Бер­нини.

В создании криволинейных, изгибающихся поверхностей и прихотливых геометрических сочетаний Франческо Борромини(1599—1667) не знал равных. Экспрессивность архитектурных форм, стремление к парадности и театральности, контрастность масштабов, игра света и тени — вот что отличало творческую мане­ру архитектора. Церковь Сант Аньезена площади Навона в Риме — одно из лучших творений архитектора. Плавно изгибающийся фа­сад церкви украшает величественный купол, помещенный на высо­ком барабане. Две многоярусные колокольни, расположенные по обе стороны от купола, уравновешивают фасад здания, придают ему особую нарядность и торжественность. Стены церкви как будто рас­творяются в игре светотени, в выступах и проемах. Не менее эффек­тен и интерьер собора, отличающийся изощренностью лепных укра­шений, многокрасочностью декоративных росписей, цветных мра­морных колонн.

Лоренцо Бернини (1598—1680)по праву называют «гением ба­рокко». В итальянской художественной истории не было после Микеланджело другой такой исполинской фигуры и яркой талантли­вой индивидуальности, как Лоренцо Бернини». Он прославился не только как талантливый архитектор и скульптор, но и как живописец, комедиограф, режиссер феериче­ских спектаклей, актер, создатель сложнейших театральных деко­раций. В 25 лет он уже стал знаменитостью, работал над формирова­нием архитектурного облика Рима, выполнял бесчисленные заказы Ватикана. Современников поражали грандиозность замыслов и сме­лость их осуществления, необычайная работоспособность и тонкий художественный вкус великого мастера. В своем творчестве он ярко и полно выразил стиль эпохи барокко.

Главным архитектурным творением Лоренцо Бернини стало оформление площади перед собором Святого Петра.Архитектору предстояло решить сразу несколько задач: создать торжественный подход к главному храму католического мира, до­биться впечатления единства площади и собора, стро­ившегося на протяжении двух столетий разными архитекторами. Площадь должна была выражать главную идею Католической церк­ви: принимать в свои объятия город и весь мир. Кроме того, она должна была легко превращаться в колоссальную сцену для прове­дения торжественных церемоний. Архитектору Бернини удалось мастерски справиться с поставленными задачами.

Пространство перед храмом он превратил в единый ансамбль их двух площадей. Первая — в форме трапеции, оформлена галереями, отходящими прямо от стен собора. Вторая выполнена в излюблен­ной форме барокко — овале. Она обращена к городу и обрамлена ве­личественной колоннадой. «Подобно распростертым крыльям», как говорил сам Бернини, она легко и изящно охватывала площадь, не­заметно вовлекая в свое пространство зрителей. Величественный фасад собора представал перед зрителем постепенно, открывая ему свои торжественные и благородные очертания.

В центре огромной площади (ее глубина — 280 м) возведен обе­лиск, по обеим сторонам которого расположены два фонтана, фик­сирующие ее поперечную ось. В сооружении колоннады Бернини в полной мере проявил свой талант архитектора: точный математиче­ский расчет, безукоризненное чувство масштаба, умение организо­вать пространство. Монументальные колонны тосканского ордера (их высота 19 м) расположены в четыре ряда. Все они объединены изгибающейся лентой балюстрады, на которой установлены 96 ста­туй с изображениями святых.

Немало потрудился Лоренцо Бернини и над созданием внутрен­него архитектурного облика собора Святого Петра.

Бернини создал также и скульптурные шедевры. Таким шедевром стала алтарная композиция «Экстаз Святой Терезы» для римского собора Санта Мария. Глядя на это произведение, кажется, что Бернини сознательно не дает здесь про­явиться природе камня: мрамор воспринимается лишенным тяжес­ти и веса. В фигурах он отполирован с особой тщательностью. Бурно извиваются складки плаща, перемешиваясь с клубящимися облака­ми. Складки драпировок настолько глубоко прорезаны, что эта вспе­ненная поверхность разрушает цельность объема композиции. Бернини победил мрамор, он действительно сделал его «гиб­ким, как воск».

К лучшим творениям Бернини принадлежат и фонтаны, которы­ми он украсил Рим. Самые известные из них — фонтан Тритона (1637) и Четырех рек (1648—1651) — блестящее сочетание экспрес­сивной барочной пластики с бурлящей и пенящейся водой.

Архитектурные ансамбли Петербурга и его окрестностей —

национальные варианты барокко

(Зимний дворец, Петергоф )

Лучшие произведения Растрелли — Андреевская церковь в Киеве, дворцы в пригородах Санкт-Петербурга — Петергофе и Царском Селе, дворцы Строганова и Воронцова, собор Смольного монастыря и Зимний дворец в Санкт-Петербурге.

Собор Смольного монастырябыл заказан мастеру императрицей Елизаветой Петровной. Традиционное русское пятиглавие, воплощенное в вычурных формах барокко, здесь органично сливалось с основным объемом здания. Средняя глава собора представляет собой высокий двусветный купол, увенчанный луковичной главкой на световом барабане. Четыре угла в виде высоких двухэтажных башен, почти вплотную прижатые к центральному куполу, придают пятиглавию удивительную монолитность и мощь.

Декоративное убранство собора поражает своей нарядностью. Четкие выступы стен, оформленные пучками колонн, фронтонами различной формы, мягко круглящимися волютами, нависающими карнизами создают выразительную игру света и тени. Белые детали на синем, лазурном фоне стен, обилие позолоты на куполах и главках, капителях, гирляндах и картушах подчеркивают великолепно найденное соотношение форм и пропорций здания. Собор, имеющий план равноконечного креста, смотрится одинаково хорошо со всех сторон.

Строительство собора, как и всего ансамбля монастыря, не было завершено Растрелли. Вступившая на престол Екатерина II была увлечена другими планами. Барокко перестало отвечать требованиям последней моды, пристрастиям и вкусам двора и самой императрицы. В России начинал свое победное шествие новый архитектурный стиль — классицизм. Великий зодчий оказался не у дел. В 1763 г. он подал в отставку и покинул Петербург.

Самое блестящее творение Растрелли, украшающее центр города на Неве, — Зимний дворец,в котором в наше время расположен всемирно известный художественный музей Эрмитаж. Архитектура Зимнего дворца — это настоящий гимн эпохе русского барокко.

Сложное по своим очертаниям сооружение, по замыслу автора, в плане приближалось к форме квадрата с замкнутым внутренним двором. Необозримая протяженность фасадов, огромные размеры оконных проемов и наличников подчеркивали колоссальность масштабов здания. Фасад, выходящий на набережную Невы, был рассчитан на обозрение издали. Фасад, выходящий к Адмиралтейству, ориентирован на парадную Дворцовую площадь, обращенную к городу. На огромной площади предполагалось установить конную статую Петра I работы Б. К. Растрелли.

Дворцовые сооружения поражали своими размерами. Дворец имел более 1050отдельных помещений и комнат, 1886 дверей, 1945 окон и 177 лестниц. Общая протяженность фасадов дворца составляла 210м. Но как при этом избежать скучного однообразия и монотонности в их оформлении? Тем не менее ни один из фасадов не повторял другой, в определенных ракурсах (издали или на близком расстоя­нии) каждый воспринимался по-разному, так как декорирован особым образом колоннами, скульптурными масками, вазами и статуями.

Поразителен рисунок обрамления наличников окон: в их оформлении фантазия зодчего-декоратора, казалось, не знала границ.

Не могла не восхищать общая устремленность здания вверх. Помимо того что дворец был в то время одним из самых высоких сооружений, архитектор зрительно увеличил этот эффект. На фасаде здания он расположил колонны то группами, то попарно, то в одиночку, причем обязательно в два яруса, в точном соотношении друг над другом. Более того, на уровне кровли шла балюстрада с каменными скульптурами и вазами, расставленными с таким расчетом, что зрительно они продолжали вертикали колонн.

Красоту архитектурных форм подчеркивала и раскраска здания. На зеленых фасадах празднично выделялись белые колонны и различные виды орнамента.

Фасад, обращенный в сторону Дворцовой площади, составляли три ризалита — части здания, выступающие за основную линию фасада. Средний из них был прорезан тремя арочными въездами, ведущими в огромный парадный двор. Главный подъезд был расположен в северном корпусе: к нему торжественно подъезжали кареты императрицы и ее гостей. Через огромную галерею они поднимались по ослепительно прекрасной Посольской лестнице, с верхней площадки которой открывался вход в парадные залы дворца.

Это последнее творение Растрелли также не было завершено самим мастером. Постройка Зимнего дворца требовала огромных денег, которых часто не было в российской казне. Дворец продолжали достраивать и украшать.

| следующая лекция ==>
Изменение мировосприятия в эпоху барокко | Пафос грандиозности в живописи П.П. Рубенса

Дата добавления: 2014-01-05 ; Просмотров: 8612 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

МХКультура 11 класс)

Архитектура барокко. Лоренцо Бернини

Все элементы барочной архитектуры были призваны производить впечатление пышности, богатства, театральной зрелищности, торжественной парадности, останавливать взгляд прохожего, рождая в его душе противоречивые чувства, догадки и сомнения.
В разных странах Европы становление и расцвет барокко в архитектуре имели свои характерные особенности. В Италии новый стиль заявил о себе уже в конце XVI — начале XVII в. В Бельгии, Австрии и на юге Германии — в XVIII в., а в России — ближе к середине XVIII столетия. Голландия, страны Скандинавии, Северная Германия остались равнодушны к пышному барокко. Во Франции барокко присутствовало во внутреннем убранстве архитектурных сооружений. В Англии этот стиль проявился в смешанной форме. В Испании и Португалии мавританский и готический стили удивительным образом сочетались с барокко.
Архитектурные ансамбли Рима.
Идеи барочной организации больших пространств были связаны с созданием архитектурных ансамблей — площадей с фонтанами, обелисками, перспективами улиц, аллей, садов и парков, украшенных каскадами фонтанов, водоёмами и статуями. До этого времени целостные ансамбли складывались поэтапно — к уже существовашим постройкам постепенно достраивали новые.
Наиболее полно новые черты архитектуры барокко проявились в памятниках «вечного города» Рима, соперничать с которым по масштабам строительства не мог ни один город Италии. Здесь самым невероятным образом переплелись строгая Античность и роскошное барокко.
Характерные черты итальянского барокко нашли наиболее яркое воплощение в творчестве Лоренцо Бернини (1598 — 1680), который олицетворяет собой целую эпоху в развитии архитектуры. «В итальянской художественной истории не было после Микеланджело другой такой исполинской фигуры и яркой талантливой индивидуальности, как Лоренцо Бернини», — писал П. П. Муратов. Он прославился не только как талантливый архитектор и скульптор, но и как живописец, комедиограф, режиссёр феерических спектаклей, актёр, создатель сложнейших театральных декораций. В 25 лет он уже стал знаменитостью, работал над формированием архитектурного облика Рима, выполнял бесчисленные заказы Ватикана. Современников поражали грандиозность замыслов и смелость их осуществления, необычайная работоспособность и тонкий художественный вкус великого мастера, по праву названного «гением барокко». Творческую манеру архитектора отличали изящество в сочетании с точным математическим расчётом, мастерская работа с фактурой камня, использование оптических эффектов.
Главным архитектурным творением Лоренцо Бернини стало оформление площади перед собором Святого Петра. Архитектору предстояло решить следующие задачи: создать торжественный подход к главному храму католического мира, добиться впечатления единства площади и собора, строившегося на протяжении двух столетий разными архитекторами. Площадь должна была выражать главную идею католической церкви: принимать в свои объятия город и весь мир. Кроме того, она должна была легко превращаться в колоссальную сцену для проведения торжественных церемоний. Бернини блестяще справился с поставленными задачами.
Пространство перед храмом он превратил в единый ансамбль из двух площадей. Первая — в форме трапеции, оформлена галереями, отходящими прямо от стен собора. Вторая выполнена в излюбленной форме барокко — овале. Она обращена к городу и обрамлена величественной колоннадой. «Подобно распростёртым крыльям», как говорил сам Бернини, она легко и изящно охватывала площадь, незаметно вовлекая в своё пространство зрителей. Величественный фасад собора представал перед зрителем постепенно, открывая ему свои торжественные и благородные очертания.
В центре огромной площади (её глубина 280 м) стоит обелиск, с двух сторон от которого расположены фонтаны, фиксирующие её поперечную ось. В сооружении колоннады Бернини в полной мере проявил свой талант архитектора: точный математический расчёт, безукоризненное чувство меры, умение организовать пространство. Монументальные колонны тосканского ордера (их высота 19 м) расположены в четыре ряда. Все они объединены изгибающейся лентой балюстрады, на которой установлены 96 статуй святых.
Немало потрудился Лоренцо Бернини и над созданием внутреннего архитектурного облика собора Святого Петра. В числе самых известных его произведений есть и фонтаны, которыми он украсил Рим, например, фонтан Четырех рек — блестящее сочетание экспрессивной барочной пластики с бурлящей и пенящейся водой.

Особенности архитектуры барокко

Л. Бернини
Площадь собора Святого Петра
1657 — 1663 гг. Рим

Стиль барокко в архитектуре

Колоннада Бернини
Площадь собора Святого Петра

Архитектура барокко. Рим

Л. Бернини
Собор Святого Петра. Балдахин

Обелиск на площади
собора Святого Петра

Л. Бернини
Фонтан Четырех рек.
1648 — 1651 гг. Рим

Читайте далее: