Архитектура античного мира
Лекция 4 античная архитектура
Эпоху рабовладельческих государств Греции и Рима в период с XII — VIII вв. до н.э. до
— V вв. н.э. именуют Античным миром.
Основой Древней Греции были города-государства (полисы) — первые в истории человечества республики, провозгласившие принципы демократии в рамках рабовладельческого строя. Социально-политическое устройство активно повлияло на развитие древнегреческой архитектуры. История греческой архитектуры прошла следующие периоды своего развития: гомеровская Греция (XI — VIII вв. до н.э.); архаика (VII — VI вв. до н.э.); классика (V — IV вв. до н.э.); эллинизм (конец IV — I вв. до н.э.). В гомеровский период зародилась греческая монументальная архитектура. Период архаики сыграл очень важную роль в древнегреческой архитектуре — происходит процесс сложения системы архитектурных ордеров, вырабатывается типология греческих храмов. Ордер становится общей системой правил и эстетических норм. В эпоху архаики применялись два типа ордера — дорический и ионический. Простейшим типом каменного храма был «Храм в Антах», более совершенным типом становится «простиль», а затем — «амфипростиль». Классическим типом греческого храма признан «периптер» — храм, прямоугольной формы в плане, окруженный со всех сторон колоннадой. Дальнейшее усложнение композиции приводит к появлению таких храмов, как «диптер» — храм, окруженный двумя рядами колонн, «псевдопериптер» и «псевдодиптер». Во времена Высокой классики (450 — 410 гг. до н.э.) создается самый замечательный ансамбль Древней Греции — Афинский акрополь. В течение короткого времени при Перикле сооружаются Парфенон, Пропилеи, храм Ники Аптерос, а позже — завершающее ансамбль здание — Эрехтейон. Поздняя классика наряду с храмами богата примерами строительства разнообразных сооружений. Театр в Эпидавре с его великолепной акустикой; памятник Лисикрата, где применен коринфский ордер; грандиозная монументальная усыпальница — Галикарнасский мавзолей — подтверждение этому. В эпоху эллинизма архитектура тяготела к колоссальным масштабам, грандиозным сооружениям. В это время был построен Фаросский маяк близ Александрии, в Пергамском акрополе возведен «Алтарь Зевса».
История древнеримского государства — более сложное явление по сравнению с Древней Грецией. Древний Рим — огромная империя, в основе которой — власть императора, опиравшаяся на вооруженную силу. Древнеримская архитектура делится на два главных периода: республиканский (конец VI — конец I вв. до н.э.) и императорский (конец I в. до н.э. — 476 г. н.э.). Римляне открыли новую эпоху в мировом зодчестве. Общественные сооружения, рассчитанные на огромное количество людей, масштабы строительства — главный символ могущества государства. Римское зодчество породило множество типов сооружений: форумы, амфитеатры, термы, акведуки, мосты, триумфальные арки, дворцы и др. Важнейшим завоеванием древнеримских зодчих явилось создание безопорных внутренних пространств, ордерной аркады и изобретение водоупорного римского бетона. Своеобразие архитектуры времени Римской республики сказалось в создании нового типа римского особняка, лучшие образцы которых сохранились в Помпее и Геркулануме. Характерным типом общественного здания этого времени (V — I вв. до н.э.) является храм: круглый в плане храм Сибиллы в Тиволи близ Рима, небольшой храм Фортуны Вирилис в Риме и др. Императорский период и особенно время правления Августа (27 г. до н.э. — 14 г. н.э.), получившее название «Золотой век» Римского государства, оставил огромное количество выдающихся произведений архитектуры: Гардский мост в Нимме; комплекс императорских форумов (форум Траяна и др.); триумфальные арки Тита, Септимия Севера, Константина; амфитеатр Флавиев (Колизей); Пантеон; термы императоров Каркаллы и Диоклетиана. С этим временем связаны имена выдающихся зодчих Витрувия и Аполлодора Дамасского.
Остров Эгина. Храм Афины Афайи
Храм построен на грани архаического периода и эпохи расцвета эллинского зодчества. Это наиболее развитая, законченная и наилучшим образом сохранившаяся позднеархаическая постройка материковой Греции. Храм построен в 470 — 450 гг. до н.э. Строгие формы этого небольшого шестиколонного периптера и выразительность его фронтонных скульптурных групп, прославляющих победы греков над троянцами, создают образ, отражающий патриотизм греков. Храм стоит посреди священного участка, вход на который открывается через пропилей с двухколонными портиками на внутренней и наружной сторонах двора. Колонны эгинского храма не потеряли присущего архаическому дорическому ордеру впечатления мощи, но стали менее тяжеловесными, довольно стройными — отношение их высоты к нижнему диаметру составляет 5,3 : 1, а высота равна семи диаметрам и к основанию колонны расширяются. Число колонн 6 х 12, с наосом, разделенным двухъярусными колоннадами. Антаблемент тяжеловат и составляет 1/3 высоты колонны, хотя и облегчен, вынос абака уменьшен.
Олимпия. Храм Зевса
Храм Зевса в Олимпии был сооружен местным зодчим Либоном из Элиды между началом 472 — 469 гг. до н.э. и являлся одним из лучших примеров строгого и мощного дорического стиля ранней классики. В древности он был знаменит хризо- элефантинной статуей Зевса работы Фидия, считавшейся одним из семи чудес света. Это был самый крупный храм в Пелопоннесе и один из немногих подобного размера во всей метрополии. Внутреннее помещение состояло из пронаоса, целлы и описто- дома. А ко входу в храм вел пологий пандус. Храм сгорел в 394 г. до н.э., но был вскоре восстановлен. При императоре Юстиниане разрушен до основания.
Парфенон — самый большой храм в ансамбле Акрополя и всей греческой метрополии. Возведен храм был в 447 — 438 гг. до н.э. на самой высокой площадке. Его размеры по стилобату 30,86 х 69,51 м, а высота колонн 10,43 м при диаметре в нижней части 1,905 м, целла выложена из тщательно отесанных мраморных блоков, окружена 46 колоннами (по 8 и 17 колонн с каждой стороны). Видный со всех сторон и издалека, храм должен был композиционно доминировать в окружающем пространстве, архитектурно объединяя ансамбль. Этой задаче более отвечал периптер, на основе которого зодчие Иктин и Калликрат создали гениальный образец периптераль- ного типа композиции, ставший шедевром древнегреческой архитектуры и признанным чудом света.
Архитектура Античности
В культуре древних цивилизаций особое место принадлежит архитектуре Античности, включающей в себя наследие Древней Греции и Древнего Рима. Античная архитектура сформировалась в Средиземноморье, Причерноморском бассейне и соседних странах дo V столетия н. э. и стала образцом, предметом восхищения и вдохновения для последующих эпох.
Архитектура Античности четко отражает эстетику, вкусы и мораль древнего мира, а мир у древних греков и римлян был целостным и гармоничным.
Важнейшим достижением Античности стало возникновение геометрии как науки и как следствие осознание пропорции в качестве меры гармонии. Всё это нашло отражение в архитектуре того времени.
Архитектура Древней Греции
Любопытно, что светские здания в Древней Греции были весьма примитивными, в то время как храмовые сооружения становились с каждым столетием всё сложнее и причудливее. На месте дворцов и крепостей появлялись величественные храмы. Именно они отразили архитектурное наследие древних греков.
Ориентировочно в VIII веке до н. э. сформировались два основных направления в архитектуре: дорическое и ионическое. Дорический стиль отмечался стремлением к совершенству пропорций, монументальности, «мужественности». Характерными чертами направления являются значительное превышение длины храма над шириной и большой диаметр колонн, создающие впечатление тяжеловесности. Примером дорического искусства является храм Геры в Олимпии.
Мастера ионического направления стремились к легкости, изяществу. Ионические храмы имели более богатые украшения и были большими по размеру. Колонны здесь выступают не только в качестве опоры, но и в роли декоративного элемента. Если дорические колонны вырастают словно из земли, то ионические имеют сложный цоколь, более тонкие и богатые украшения. Примером ионического искусства может служить храм Геры на о. Самосе. Несмотря на довольно прозрачные географические наименования стилей, дорические и ионические сооружения никак не связаны с соответствующей местностью.
Некоторые зодчие стремились соединить эти два стиля. Так, Иктин и Калликрат достигли полной гармонии направлений, соединив высокие колонны со стройностью и изяществом. Гармоничного сочетания двух стилей удалось добиться и архитектору Мнесиклу, создателю Пропилеев — ворот, ведущих к Акрополю.
Характерной чертой греческих храмов были колонны, берущие свое начало от микенского деревянного столба, лишенного каких-либо декоративных элементов. Камень вытеснил дерево — так появились колонны.
Храмы всегда возводились на мощных ступенчатых основаниях. Внутри храмов располагалась статуя божества, люди не входили внутрь постройки, собираясь на площадях перед храмом.
Каждый греческий город имел свой храмовый комплекс, спортивные сооружения, а также театр. Центральной частью театра была круглая площадь. Склоны холма были оборудованы в качестве зрительного зала.
Храмы обычно находились недалеко друг от друга, к ним вели монументальные ворота с большим количеством алтарей и скульптур.
Одним из наиболее выдающихся архитектурных комплексов является афинский Акрополь, возведенный во времена Перикла и ставший композиционным центром города. Сердцем Акрополя является дорический Парфенон.
Творения античной культуры были не хмурыми и безликими, как считают некоторые, а сочными и яркими, сияя красными, зелеными, голубыми цветами под жарким южным солнцем.
Золотым веком архитектуры Древней Греции стало строительство в Афинах при Перикле: менее чем за 20 лет были сооружены Парфенон, Пропилеи, храм Афины-Победительницы и Эрехтейон.
Архитектура Древнего Рима
Римляне, переняв богатые греческие традиции, оставили в истории архитектуры не менее значительное наследие.
Начало зарождения древнеримского искусства охватывает период с конца VI и до середины I столетия до н. э. Римские завоеватели свозили с захваченных территорий найденные произведения искусства, а потому первые римские храмы и дворцы были больше похожи на музеи.
На особенности архитектуры храмов в Риме оказал влияние строительный материал. Так, до I в. до н. э. храмы сооружали из вулканического туфа, поскольку своего мрамора до правления Августа в Италии не было. Из туфа было сложно сделать ажурные орнаменты и прочные балки, поэтому зодчие создавали арки. Украшали храмы гипсом.
Для древних римлян была важна символика, что нашло свое отражение в архитектуре: так, переплетающиеся усики аканфа в узорах капителей храма символизируют дружбу близнецов Диоскуров, а парные барашки напоминают о единстве и согласии.
Золотым веком Римской империи принято считать время правления Августа (27 г. до н. э. — 14 г. н. э.). В это время были созданы наиболее выдающиеся шедевры. С периодом правления Августа связывают имена архитектора Вептрувля, поэтов Вергилия, Овидия, Горация.
Рим начал видоизменяться: сооружались мосты, акведуки, жилые здания. Наверняка всем известно изречение, что Август «принял Рим кирпичным, а оставляет мраморным». Для золотого века Римской империи характерны необъятные площади, величественные здания, сводчатые крыши, щедро декорированные бассейны и фонтаны.
Память об императоре сохранили в веках такие творения, как храм Марса Мстителя с многочисленными статуями, форум Августа, коринфские колонны храма Кастора и Поллукса.
После правления Августа Римская империя, превратившись в мировую державу, меняет свой облик. Архитектурными сооружениями первостепенной важности становятся оборонительные стены (например, стена Аврелиана).
Архитектура древних римлян соответствовала военному духу империи, жесткой дисциплине и стремлению к парадности, зрелищности. Наиболее важным в Древнем Риме было сооружение мостов, крепостей и оборонительных стен для успешного ведения войн. В то же врем на улицах римских городов возводились величественные колоннады, монументы и арки.
Античность имела большое значение для последующих эпох. Продолжаются многочисленные археологические раскопки, исследования, пишутся научные труды. Архаика стала источником культуры Ренессанса и несомненным эталоном для культурологов. Современная культура Европы тысячами нитей связана с эпохой Древней Греции и Древнего Рима. Античность вечна. И еще не один художник будет черпать безграничное вдохновение в искусстве древнего мира.
Архитектура античности
Образец античной архитектуры – постройки Акрополя.
Когда говорят об античной архитектуре, прежде всего, имеют в виду искусство Древней Греции. Над созданием самого известного античного ансамбля Древней Греции — Акрополя – с 6 века до н.э. трудились архитекторы Калликрат, Иктин, Архилох, Мнесикл. С 447 г. до н.э. строительством руководил скульптор Фидий. В конце 19 века были проведены реставрационные работы, в ходе которых был частично восстановлен облик Акрополя, заново возведен храм Ники Аптерос. Архитектура античности явилась образцом, которому подражали зодчие Римской империи, Ренессанса, классицизма. Древние греки преуспели в развитии многих наук, в том числе геометрии, применив ее законы для определения пропорции, оценивая с ее помощью гармоничность объекта. Основным достижением архитекторов античной архитектуры Древней Греции стало открытие ордерной системы. Были созданы дорический (Парфенон), ионический (храм Ники Аптерос), коринфский ордер (Олимпейон в Афинах).
Дорический храм Парфенон, посвященный Афине Парфенос. Начало строительства 447 г. до н.э., храм освятили в 438 г.
Храм Ники Аптерос (Победы Бескрылой) — ионический храм. 427—424 гг. до н. э. Архитектор Калликрат.
Храм Зевса Олимпийского. Олимпейон в Афинах. 6 век до н.э. – 2 век до н.э.
Античная архитектура Древней Греции до 5 века до н.э. называется архаичной. В тот период начали возводить храмы, посвященные греческим богам. В основе любого храма было строение по типу мегарона. Архаичные храмы строили из необожженного кирпича, они имели двускатную деревянную крышу. В то же время формировалась культура строительства колоннад перед фасадом здания. Храмы того времени были в плане прямоугольными, внутри них находилось наос – святилище. Колонны могли располагаться перед основным фасадом (Храм в Антах) — простиль, на двух фасадах с разных сторон – амфипростиль, или же они располагались вдоль всего периметра, создавая перипетр.
Простиль в античной архитектуре.
Амфипростиль в архитектуре античной Греции.
Перипетр в античном сооружении.
В античной архитектуре храмы устанавливались на прямоугольный высокий фундамент со ступенями, на которых собирались верующие (внутрь храма они не входили, там размещалась большая статуя греческого бога, в меньшем зале располагалась сокровищница). Иногда строили храмы круглой формы с круглыми перипетрами. Вокруг храмов устанавливали ограду, с помощью скульптурных композиций создавались храмовые ансамбли, как например, в Афинах, Приене, Дельфах, Олимпии. Афинский Акрополь, возведенный в период властвования Перикла – образец храмов архитектуры античности – с дорическим Парфеноном и храмом Ники Аптерос. Жилые дома в Древней Греции периода архаики представляли собой прямоугольные здания с вестибюлем. Архитектура античности в 5-6 вв. вступает в классический период, планировка жилого дома становится сложнее и состоит из мужской (в передней части дома) и женской половины. Обе половины имели выход во внутренний дворик. Кровля обычно была плоской, а плоские фасады без украшений, выходящие на улицу, не имели окон. Архитектура античности Древнего Рима многое переняла у греков и этрусков.
Терракотовые антефиксы из Южного святилища в Вейях.
Античная архитектура Рима создавалась разными народами, которые попали в зависимость от воинственной республики. Богатства, поступающие из завоеванных стран, послужили толчком для появления новых храмов и дворцов. В 1 веке до н.э. Рим превратился в империю, и основным направлением в зодчестве стал «августовский классицизм», оказавший в дальнейшем огромное влияние на европейскую архитектуру. В это время появилось большое количество общественных зданий, форумов. Сооружения украшались лепниной, каменным рельефом, скульптурами крышами с фронтонами. При императоре Нероне был возведен знаменитый Золотой дом. Во время правления Андриана (125 г. н.э.) — построен Пантеон. Античная архитектура Рима, как и древние верования римлян, приходит в упадок с восхождением на трон императора Константина, принявшего христианство. После 313 г. н.э. – года официального провозглашения христианства как государственной религии – начали возводить христианские храмы, которые по форме напоминали античные сооружения. Константин перенес столицу в бывший город Византий, назвав его Константинополем, Рим сложил с себя функции столицы империи. В результате архитектура античности, хотя еще и сохраняла свое влияние, потеряв идеологическую составляющую, постепенно стала только традицией.
Дизайн интерьера и архитектура
Дизайн интерьера, ремонт и отделка своими руками.
Архитектура древней Греции
В истории развития всей европейской культуры важнейшее место занимает искусство и культура древней Греции. На ее основе и сформировались классические каноны античности.
В целом, ее культурные традиции были полны противоречий, потому что создавались они в обществе рабовладельческой демократии. Однако произведения античных мастеров стали эталоном для творцов многих последующих поколений.
Первые археологические раскопки в начале XVIII века были проведены в городах Помпеи и Геркуланум, погребенных под вулканической лавой Везувия. В результате исследований были обнаружены многие уникальные образцы различных произведений мастеров той эпохи.
Это скульптуры и рельефные изображение, посуда и предметы домашней утвари, оружие и древние инструменты. Среди всех найденных ценных экземпляров особое внимание привлекают сохранившиеся фрагменты зданий. Они представляют огромный интерес для ученых в процессе изучения архитектурного облика городов древней Греции.
Периоды развития древнегреческой архитектуры
Всю историю развития архитектуры в древней Греции можно разделить на несколько периодов:
- Гомеровская эпоха ( с XII до середины VIII веков до нашей эры) — период зарождения и развития эллинской архитектуры, время постепенного разложения родового строя и появления новых классовых отношений. В основе эллинского зодчества изначально лежали традиции эгейской культуры, но впоследствии зарождались и новые, самобытные черты.
В бронзовом веке храмы еще не строились. И только в начале VIII века появляется храм, особенности конструкции которого напоминают мегарон, возникший ранее в архитектуре Крита и Микен . Основным строительным материалом для храма стал необожженный кирпич, а двускатная крыша была сделана из дерева.
Большую часть сведений об облике сооружений того периода ученые почерпнули из произведений Гомера. В те времена строились дома из древесины, которые для большей прочности скрепляли металлической обшивкой.
Еще одним распространенным видом строительного материала был кирпич — сырец. К концу периода строители начали использовать черепицу из обожженной глины . Для этого времени характерно строительство не только обычных жилых домов, но и первых храмов.
Данный период примечателен формированием особенной планировочной системы, важное место в которой занимает колоннада, окружающая здание со всех сторон. Одним из самых ранних сооружений того периода считается храм богини Геры на острове Самосе.
Развалины храма богини Геры на острове Самосе
- Архаический период ( с VIII по начало V веков до нашей эры) — характеризуется окончательным формированием рабовладельческого государства, и возникновением города — полиса.
В начале архаического периода была также распространена техника строительства из дерева и сырцового кирпича. Отличие заключалось лишь в применении терракотовых облицовок для отделки храмов. В дальнейшем наиболее важные и масштабные сооружения начинают строить из мягкого и легкого в обработке известняка. В конце периода самым распространенным материалом становится мрамор .
В течение VII века до нашей эры древнегреческое строительное искусство развивается сразу в нескольких направлениях, которые имели существенные различия.
В архаический период появляются первые образцы монументальных сооружений, а также формируются различные типы храмов и других зданий общественного назначения.
Происходит зарождение и развитие ордеров, которые впоследствии становятся базовыми и наиболее узнаваемыми элементами древнегреческой архитектуры.
- Классический период ( с 480 по 400 годы до нашей эры) — время правления Перикла, которое характеризуется высоким уровнем развития архитектуры и всех сфер искусства.
Широко применяется отточенная до идеального состояния ордерная система. Облик зданий приобретает утонченность, а почерк архитекторов — узнаваемость.
Афины становятся главным городом, имеющим правильную планировку улиц. В других городах также проводится постройка новых жилых кварталов по единому плану.
В этот период формируется архитектурный облик типового греческого дома, который состоит из окруженного портиками внутреннего дворика, прообразом которого стал мегарон.
Для классического периода характерно появление открытых каменных театров и залов для музыки — одейонов. Новые формы приобретают общественные здания для собрания большого количества людей.
- Эпоха разложения полисов ( IV век до нашей эры) — в этот период храмы теряют свое передовое значение, однако с большей интенсивностью развивается светская архитектура и совершенствуется планировка жилых домов.
Экстерьер зданий приобретает большую утонченность и изящество благодаря использованию ионического и коринфского ордеров.
- Эпоха эллинизма ( 330 — е годы — I век до нашей эры) — период возникновения греко — восточных монархий и проникновения древнегреческой культуры в Малую Азию и Египет.
Дли эпохи эллинизма характерно смешение различных стилей и ордеров с чисто декоративной целью. Но при этом теряется былая лаконичность, монументальность и узнаваемость ордерной системы.
Однако этот факт совершенно не мешает созданию масштабных городских ансамблей, в архитектуре которых повсеместно применяется перистиль — ряды колонн, окружающих дворы и площади.
Ордерная система
Ордер в архитектуре — это система проявления конструкции сооружения в определенной форме. С развитием и становлением стилистики различных ордеров устанавливается соразмерность целого сооружения и отдельных его частей, композиция и соответствующие пропорции. Постепенно совершенствуются формы построек, и греческая классика достигает вершины своего развития.
В архитектуре древней Греции использовались три основные ордера:
- Дорический
- Ионический
- Коринфский
Основное различие архитектурных ордеров заключалось прежде всего в формах колонн и антаблемента, а также в различных декоративных деталях и соотношении пропорций.о
При этом планировка пространства зданий была одинаковой для всех ордерных систем. И дорический, и ионический ордера использовались в процессе строительства не только культовых, но и светских сооружений, а также мест общественного посещения.
Каждая постройка представляет собой единое целое, созданное из отдельных архитектурных элементов, среди которых можно назвать следующие:
- Крепида — это подножие любой постройки, своего рода фундамент сооружения.
- Стены
- Колонны различных ордеров
- Антаблемент
- Кровля
- Треугольный фронтон
В древнегреческой архитектуре использовалась система колонн и антаблементов или , как ее еще называют — стоечно — балочная система. Лучшими образцами построек стали храмы, которые изначально возводились из древесины , а позднее — из природного камня.
Дорический ордер
Дорический ордер — наиболее массивный из всех, но при этом отличается простотой декоративных деталей и строгостью отделочных элементов. Дорический ордер сформировался в VI веке до нашей эры. Ярким примером можно считать храм Геры в Олимпии.
Храм Геры в Олимпии
Размеры отдельных частей сооружения и их пропорциональное соотношение связаны с длиной радиуса колонны в ее основании. Этот радиус называется модулем, и на его основе проводятся расчеты всех последующих пропорций.
В дальнейшем, с развитием техники строительства, колонны становились более тонкими, изящными и высокими. Соответственно, между ними увеличивалось расстояние, а высота антаблемента уменьшалась.
Храм дорического ордера обычно строили на трехступенчатом высоком основании. Ступени крепиды не были предназначены для восхождения людей. Это был один из характерных элементов древнегреческой архитектуры. Высота ступеней основания определялась из расчета общих пропорций сооружения.
Дорический храм Сегеста в Греции
На трехступенчатом основании устанавливались колонны, не имеющие базы. Они состояли из трехчастной капители ( гипотрахелий, эхин, абака) и каннелюрованного ствола, имевшего небольшое утолщение — энтахис. По своей высоте ствол колонны был равен приблизительно 11 модулям, то есть был в 11 раз длиннее радиуса колонны в основании.
Антаблемент дорического ордера тоже являлся трехчастным. На колоннах размещался архитрав с фризом, который состоял из триглифов и метоп. Он также поддерживал слегка выступающий карниз. Крыша была двускатной с небольшим уклоном. Фронтон треугольной формы, как правило, был украшен скульптурами.
Дорический ордер храма Гефеста ( V век до нашей эры).
Для композиционной завершенности дорического храма огромное значение имел цвет сооружения, который дополнительно подчеркивал его конструкционные особенности.
Наиболее известным из сохранившихся образцов дорических построек является храм Посейдона в Пестуме на юге Италии и храм Гефеста в Афинах.
Храм Посейдона в Пестуме
По своим архитектурным достоинствам самым значительным сооружением считается Парфенон на Афинском Акрополе.
Храм Парфенон в Афинах
Ионический ордер
Постройки ионического ордера характеризуются большей легкостью и изяществом. Особенно это заметно по сравнению с массивными элементами дорического ордера.
Ионические храмы раннего периода имели большие размеры и более роскошное убранство , чем тяжеловесные и строгие дорические храмы.
Но главной отличительной особенностью можно считать внешний облик колонн: они гораздо стройнее и тоньше. К тому же, имеют базу, ствол и капитель. Наиболее роскошной формой характеризуется капитель с волютами.
При этом колонны не связаны ритмическими элементами, как в дорическом ордере. Вместо фриза ионический антаблемент был отделан поясом, декорированным барельефом. Все детали ионического ордера имели сложную профилировку.
Наибольшего расцвета ионический ордер достигает в Малой Азии, где образцы сооружений имеют значительные размеры. Ярким примером может служить храм Артемиды в Эфесе, который достигал в длину 126 метров, и имел колонны высотой 18 метров.
Храм Артемиды в Эфесе
В самой Греции сооружения ионического ордера представлены небольшими изящными постройками. Из сохранившихся образцов можно назвать храм Ники- Аптерос и Эрехтейон в ансамбле Акрополя в Афинах.
Храм Ники — Аптерос
Эрехтейон — последний храм в ансамбле афинского Акрополя
Коринфский ордер
Коринфский ордер получил свое развитие на основе ионического и окончательно сформировался только в римской архитектуре. Главное отличие коринфского ордера от ионического заключалось в наличие капители с четырьмя сторонами, украшенными скульптурным изображением листьев аканта.
Среди наиболее значительных образцов коринфского ордера в Греции можно назвать капитель памятника Лисикрата в Афинах. Еще одним примером использования коринфского ордера является незаконченный афинский Олимпейон.
Олимпейон — храм Зевса в Афинах
Памятник Лисикрата ( Афины)
Строительная техника
В архитектуре древней Греции основным строительным материалом был природный камень различных сортов. Так, в ранний период применялся мягкий известняк, который легко поддавался обработке. При строительстве Афинского Акрополя в VI веке до нашей эры был использован известняк. Но в ансамбле Нового Акрополя, построенного Периклом, уже встречаются сооружения из пентелийского мрамора.
При этом нужно подчеркнуть, что из камня возводились прежде всего храмы и общественные здания. А вот жилые дома обычно строились из кирпича — сырца или обожженного кирпича.
В процессе кладки стен общественных зданий тоже иногда использовался кирпич , но позже наружную сторону облицовывали каменными плитами.
Для сооружения кровли и перекрытий обычно использовали древесину. В ранний период из дерева были сделаны и колонны храмов. Это можно было наблюдать на примере храма Геры в Олимпии, где деревянные колонны впоследствии были заменены каменными.
Каменная кладка производилась сухим способом без применения раствора. При этом для усиления конструкции использовались шипы или деревянные шпонки. Сооружение должно было выдерживать подземные толчки в случае землетрясений, поэтому каменные блоки скреплялись друг с другом с помощью множества металлических скоб.
Процесс установки сложных архитектурных элементов был весьма трудоемким. Некоторые детали делали сразу цельными — например, капители и плиты со скульптурными элементами. Остальные части обрабатывались только после их установки. При этом завершающая обработка производилась в направлении сверху вниз по мере уменьшения высоты строительных подмостков.
Однако с точки зрения профессиональных архитекторов, древнегреческая архитектура, поражающая благородством и совершенством своих форм, по своей конструкции была очень простой. Эта система состояла из несущих элементов здания ( стены и колонны), которые выдерживали нагрузку и несомых частей — балок, плит и перемычек.
Античное искусство в стиле архитектуры и интерьера
Античность стала одним из наиболее значимых периодов в развитии мировой истории и культуры. В эллинистических странах данного периода произошли основополагающие научные открытия, значительно усовершенствовались техники строительства, а культурное совершенство достигло своего пика. Античность по сей день остаётся эстетическим эталоном для множества более поздних направлений.
История возникновения
Античностью называют цивилизацию Древней Греции и Древнего Рима. Античная культура послужила первоисточником всего последующего западного искусства. Греко-римская культура подарила миру не только львиную долю искусств, но и выдающиеся научные достижения.
Временные рамки начала и конца эпохи античности отличаются в разных регионах. Так пик развития античной культуры в Греции наступил раньше, нежели в Риме. При этом античная цивилизация в Восточной части Римской империи зародилась и угасла раньше, чем в Западной.
Античность принято делить на следующие культурные периоды:
- эгейский (3-2 вв. до н.э.);
- гомеровский (11-9 вв. до н.э.);
- архаический (8-7 вв. до н.э.);
- классический (5-4 вв. до н.э.);
- эллинистический (2-я пол.4-середина 1 вв. до н.э.).
Эгейский период
В эгейский период происходит зарождения античной культуры, что связано с существованием монойской и микенской цивилизаций. На Крите, заселённом минойцами первые зачатки государственности и письменность стали развиваться значительно раньше, чем в материковой Греции.
В 12 в. До н.э. Грецию захватывают дорийцы, и микенская цивилизация прекращает существовать.
Гомеровский период
В гомеровский период происходит окончательная ликвидация минойской и микенской культур. В обществе господствуют родоплеменные отношения, постепенно трансформирующиеся в классовые, начинают зарождаться первые города.
Архаический период
Архаический период принято считать началом античной эпохи. В это время происходит активное развитие городов и великая греческая колонизация. Проводятся первые Олимпийские игры.
Классический период
Классическая эпоха стала расцветом полисного греческого общества. На неё приходится небывалый экономический и культурный прогресс.
Эллинистический период
Сменивший её эллинистический период пришёлся на время утверждения мировой державы Александра Македонского. Позднее, после захвата Греции и Персии римлянами античная культура продолжает развитие в рамках Римской империи.
Современное направление
Наибольший интерес к культуре античности пришёлся на конец 20-го -начало 21-го вв. В этот период в результате многочисленных археологических находок вниманию общественности были представлены множество уникальных памятником античного искусства.
Зародившаяся в античную эпоху латынь по сей день применяется в фармакологии и медицине. Теоритические изыскания Пифагора, Эвклида, Архимеда, положили начало развитию фундаментальной науки и до сих пор изучаются в школьных программах.
- Римское право стало основой для развития правовой системы большинства современных государств.
- Театральное искусство также берёт своё начало в Элладе.
- Античная скульптура и классицизм в живописи заложили основу классического европейского искусства.
- Готические характерные черты нередко прослеживаются в современных культурных течениях и интерьерах.
Архитектура
Античный стиль в архитектуре отличается особой лаконичностью и целостностью. Он выступал ориентиром для многих более поздних направлений. Некоторые архитектурные элементы древние греки заимствовали у египетского стиля. Однако античная культура не отличается догматизмом. У древних греков имелся свой пантеон богов, которые не воспринимались как что-то возвышенное. Они имели те же пороки и слабости, что и люди. По этой причине в античной архитектуре много индивидуальности.
Ещё одним важным фактором развития греческой архитектуры является возникновение геометрии, позволившей идеально просчитывать пропорции любых конструкций.
Ранние греческие постройки возводились из глины и дерева. Основными объектами строительства выступали крепости и замки Позднее, в начале архаического периода, замковую архитектуру сменили храмовые постройки. Все гражданские постройки отошли на второй план. Так дома жителей зачастую имели прямоугольную форму, сооружались из тростника и глины и были довольно неприхотливыми и непрочными. В конце архаического периода жилища знатных греков начали строить из более прочного кирпича и камня.
Древние греческие города возникали стихийно и не имели особой планировки. Позднее они с размахом перестраивались. План подобных городов имел ярко выраженную прямоугольную структуру. В каждом городе имелась крепость (акрополь), изначально вмещающая царские покои, а позже ставшая культурным сооружением. Под акрополем формировался город с собственным центром и главной площадью, там проходили общественные собрания, торги.
Одним из наиболее важных зданий для греков являлся булевтерий – в нём проходили заседания городского совета.
Основным элементом городских коммуникаций был портик. Он предназначался для передвижений горожан, там же выставлялись произведения искусства.
В каждом городе имелся собственный храмовый комплекс, театр, гимнасий (учебное заведение), стадион и ипподром.
Что касается храмовой архитектуры, то предположительно в 8 в до н.э. в ней выделилось два направления:
- Дорический стиль – характеризовался монументальностью, стремлением к идеальным пропорциям. Это направление изначально отличалось масштабностью и скромным числом украшений. С течением временя в нём не наблюдалось значительных перемен.
- Ионический стиль – более позднее направление. В отличие от дорического стиля, он стремился к изяществу и лёгкости. Отличался большим числом декоративных элементов и украшений.
Не смотря на то, что данные стили возникли в разное время и регионах, особого географического разграничения в их использовании не было. Основным элементом любого греческого сооружения являются колонны. Их начали применять ещё в раннем микенском периоде. Первые колонны были деревянными. Постепенно дерево стали заменять камнем. В дорическом стиле колонны имели суженную кверху форму. Они были лишены любых декоративных украшений и имели исключительно конструктивные функции. С развитием мореходства и торговли, греческие города стали заметно богатеть. Храмовые сооружения стали возводить из камня, полностью вытесняя глинобитные постройки.
Одними из древнейших дорических зданий являются перистили – квадратные сооружения, со всех сторон обнесённые колоннадой. Они выделялись значительным превышением длинны над шириной, т.е. имели вытянутую вверх форму.
Ещё одна отличительная черта данного направления – значительная ширина колон. Так достигался эффект монументальности. Изначально возводились здания, с соотношением числа колонн у фасада и боковых стен 6к15 или 6к17. Позднее установилось иное правило: число боковых колонн должно в 2 раза превышать число колон у фасада плюс ещё одна.
Что касается ионического стиля, то здесь колонна является не просто опорой, но и ярким декоративным элементом. Их капители украшались лиственными элементами или завитками. Ионические колонные более изящные, имеют сложный цоколь и более тонкие углубления. К сожалению, большая часть древнейших ионических построек была разрушена. Так что об истоках ионики можно судить лишь с рассказов летописцев.
Наследником культурных достижений Древней Греции стала Римская Империя, захватившая Элладу во 2 в. до н.э.
Однако римляне привнесли и свои новшества в античные строительные технологии. Так ещё в 5-1 вв. до н.э. римляне умели строить добротные дороги, мосты, водопроводы, первыми стали использовать бетон, создали способ сооружений масштабных зданий из кирпичной кладки, использовали арки, своды и купола.
Римское искусство представляет собой совокупность культур множества государств, входящих в состав этой огромной империи. Небывалый приток средств из завоёванных государств обеспечил невиданный размах римской архитектуре. Так дворцы и храмы повсеместно украшались греческими картинами и скульптурами и подчас напоминали музеи. Римляне стремились продемонстрировать в своих постройках идею превосходство и силы, величия и подавляющей человека мощи. Римским постройкам 1 в до н.э. присущи помпезность и размах. Ещё одной особенностью развития римской архитектуры является стремление к богатой отделке зданий и пышному внутреннему декору.
В отличие от греков, лидирующее место в архитектуре римлян занимали не храмы, а более практичные городские сооружения – термы, театры, акведуки, мосты.
Римские строители создали новые конструктивные приёмы – купола, своды и арки, чем дополнили эллинистические конструкции.
Наравне с греческими дорическим и ионическим стилями, в Риме существовал коринфский стиль. Он отличался особой помпезностью и вычурностью построек и был наиболее популярным. Эту особенность частично перенял викторианский стиль.
Интерьер
Рассматривая особенности античного интерьера, стоит учитывать, что внутреннее убранство жилищ древних греков и римлян отличалось. Так дома знатных римлян выделялись особой помпезностью и размахом. Зачастую все жилые постройки имели внутренний дворик – атриум, из которого можно было попасть в любое помещение. По периметру атриума традиционно возводили 4-16 колонн. Что касается греков, то их интерьер был куда более сдержан. Основным критерием эстетики жилища было понятие «золотой середины», как состояния, когда нельзя ни добавить, ни убрать ни одной детали, чтобы не испортить эстетическую композицию.
Цветовая гамма
В античном интерьере приветствуются яркие цвета – синий, зелёный, оттенки красного, терракотового, жёлтый, золотой, чёрный и цвет слоновой кости.
Материалы
Для обустройства античных домов традиционно применялись дорогостоящие натуральные материалы, такие как мрамор, гранит, редкие породы деревьев, глина, бронза, слоновая кость. Мировой производитель лакокрасочной продукции Caparol (Капарол) — это торговый знак, объединяющий предприятия с вековой историей.
Полы и стены
Стены в античном интерьере зачастую украшались настенной живописью и облицовкой. Полы чаще всего покрывали мозаиками или коврами.
Окна, как правило, имели достаточно большие размеры. В Риме их традиционно драпировали дорогими узорчатыми тканями и шторами.
Декор и аксессуары
Одним из основных декоративных элементов стиля является мебель. Она должна быть преимущественно деревянной. В эпоху античности мебель украшали резьбой (как и мебель в стиле Рококо) или инкрустацией. Ножки столов, диванов и стульев традиционно изогнуты, часто они имеют форму силуэтов грифонов или лап животных. В особенности это касается римского интерьера.
Типичным для этого направления является и использование греческих стульев клисмосев.
Не менее важным элементом интерьера эллинов была скульптура. Наибольших высот этот вид искусства достиг в классический период в древней Греции. Основными сюжетами являлись не только изображения богов и героев древних мифов, но и реальные люди, занимающие признанные ответственных должности – атлеты, государственные деятели, учёные, полководцы, или просто богатые горожане.
Греческие скульптуры были максимально реалистичными. Они передавали не только внешний вид, но и настрой, эмоции героя. Зачастую все скульптурные персонажи обладали индивидуальными чертами лица и развитым телом – древние греки полагали идеалом здоровую, духовно и физически развитую личность.
В качестве ещё одного отличительного элемента античного декора можно использовать высокие греческие вазы, со всевозможными рисунками и орнаментами.
Античность в современном проявлении
Особенности обустройства и дизайна гардеробной комнаты вы узнаете, перейдя по этой ссылке.
Заключение
Античность стала не просто направлением искусства. Она характеризует целый исторический период развития ряда государств. Эта эпоха подарила миру множество открытий и достижений, актуальных и по сей день. Данная культура характеризуется преемственностью. Так, даже после захвата Греции, античное искусство продолжило своё развитие уже в рамках стиля Римской империи.
Свое продолжение античная культура нашла в развитии таких современных направлений, как колониальный стиль, американский стиль, романский стиль и в архитектуре эпохи возрождения.
Читайте далее: