Антонио канова произведения
Школьная Энциклопедия
Nav view search
Навигация
Искать
Скульптурные шедевры Антонио Кановы
Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура XIX века Опубликовано 16.05.2017 18:37 Просмотров: 3059
Самые крупные собрания работ Антонио Кановы находятся в парижском Лувре и в Эрмитаже Санкт-Петербурга.
При жизни Канову считали самым значительным скульптором новейшего времени, сыгравшим ключевую роль в развитии классической скульптуры. Его заказчиками были папы, короли и богатые коллекционеры. С 1810 г. он занимал пост директора Академии св. Луки в Риме.
Работал главным образом в Венеции и Риме.
Позже его стали критиковать за абстрактность, слащавость, безжизненность и холодность его мраморных статуй, вызывающих чувство отстранённости даже в самых чувственных сюжетах.
Но каждый зритель оценивает работы знаменитого скульптора по-своему, находя (или не находя) в них отзвук собственных чувств.
Кратко о жизни Антонио Кановы (1757-1822)
А. Канова. Автопортрет (1792)
Антонио Канова родился в семье бедного каменотёса в Поссаньо близ Тревизо. Рано осиротел. Поступил в услужение к венецианскому сенатору Фалиеро. Тот, увидев в нём врождённые способности, дал возможность юноше учиться ваянию. Самостоятельно начал творить с 16 лет (статуи Эвридики и Орфея, затем мраморная скульптурная группа «Дедал и Икар» в стиле рококо).
А. Канова «Дедал и Икар» (1777-1779). Музей Коррер (Венеция)
Дедал – изобретатель столярных инструментов и мастерства, искуснейший архитектор и скульптор. Он жил в Афинах, откуда ему пришлось бежать после того, как он сбросил с акрополя своего ученика и племянника Талоса, чьё мастерство вызывало зависть Дедала.
Признанный виновным, Дедал после осуждения бежал на Крит к царю Миносу. На Крите Дедал построил по поручению Миноса лабиринт для чудовищного Минотавра. Ариадне он устроил площадку для плясок. Дедал помог Ариадне освободить из лабиринта Тесея: найти выход с помощью клубка ниток. Узнав о его пособничестве бегству Тесея и его спутников, Минос заключил Дедала вместе с сыном Икаром в лабиринт, откуда их освободила Пасифая. Сделав крылья (склеив перья воском], Дедал вместе с сыном улетели с острова. Икар, поднявшись слишком высоко, упал в море, так как солнечный жар растопил воск. Оплакав сына, Дедал добрался в сицилийский город Камик к царю Кокалу. Минос, преследуя Дедала, прибыл ко двору Кокала и решил хитростью выманить Дедала. Он показал царю раковину, в которую надо было продеть нитку. Кокал попросил Дедала это сделать, тот привязал нить к муравью, который, забравшись внутрь, протянул за собой нитку в спираль раковины. Минос догадался, что Дедал находится у Кокала, и потребовал выдать мастера. Кокал пообещал это сделать, но предложил Миносу искупаться в ванне; там его погубили дочери Кокала, облив кипящей водой. Дедал провёл остаток жизни на Сицилии.
Вскоре Канова прибыл в Рим для знакомства с классическими памятниками скульптуры и занял видное место среди ваятелей того времени. Его известность росла с появлением каждого нового произведения и вскоре распространилась далеко за пределы Италии. В Риме и Неаполе молодой Канова изучал античное искусство, с 1781 г. он поселился в Риме навсегда. Естественно, что изучение античного искусства способствовало выбору художественного метода скульптора: он стал наиболее значительным представителем классицизма в европейской скульптуре.
Первой работой Кановы в этом стиле была скульптура «Тезей и Минотавр».
А. Канова «Тезей и Минотавр» (1781–1783). Музей Виктории и Альберта (Лондон)
Тесей – сын афинского царя Эгея и Эфры. Минотавр – чудовище, человекобык. Был помещен в подземный лабиринт, построенный Дедалом, куда ему приносили в жертву (ежегодно или раз в несколько лет) 7 юношей и девушек, посылаемых афинянами в качестве подати Миносу и в виде искупления за убийство сына Миноса в Аттике. Страшное чудовище затем пожирало несчастных.
Афинский царевич Тесей добровольно отправился на Крит в числе предназначенных на съедение Минотавром, убил чудовище и с помощью нити влюбленной в него царской дочери Ариадны выбрался из лабиринта.
Надгробие папы Климента XIV принесло скульптору известность и способствовало утверждению стиля классицизма в скульптуре. Папа Пий VII в 1802 г. назначил его главным смотрителем всех художественных памятников в своих владениях. Наполеон I пригласил его в 1802 г. в Париж для изготовления статуи Наполеона.
А. Канова. Наполеон Бонапарт (Брера)
В это время он создаёт шедевр «Полина Бонапарте в обличии победоносной Венеры».
А. Канова «Полина Боргезе в виде Венеры» (слепок из Госуда́рственного музе́я изобрази́тельных иску́сств и́мени А.С. Пу́шкина)
Последние годы своей жизни Антонио Канова провёл на родине, в Поссаньо. Он основал художественную школу для начинающих скульпторов. Объездил всю Европу, добиваясь возврата произведений искусства, вывезенных во время наполеоновских войн.
Умер в Венеции, был похоронен в соборе Санта-Мария Глориоза деи Фрари в мавзолее, который сам спроектировал по образцу древнеримских храмов.
Творчество Антонио Кановы
Скульптурные композиции А. Кановы отличались торжественностью, ясностью, изяществом пропорций.
Он создавал композиции на мифологические сюжеты, делал портреты и надгробия.
А. Канова «Амур и Психея». Мрамор, высота 155 см. Лувр (Париж)
Сюжет скульптуры взят из произведения древнеримского писателя Апулея «Метаморфозы, или Золотой осёл» – момент сразу вслед за пробуждением Психеи от поцелуя Амура, когда влюблённые протягивают руки, чтобы заключить друг друга в объятия. Амур сначала уколол Психею стрелой, чтобы проверить, не умерла ли она. Убедившись, что она жива, он нежно приподнимает её, очнувшуюся от глубокого сна, навеянного испарениями, запечатанными в амфориске, принесённом ею по приказанию Венеры из подземного царства мёртвых и открытому из любопытства несмотря на запрет.
А. Канова «Три грации» (1813-1816). Мрамор, 182 см. Эрмитаж (Петербург)
Скульптурная группа «Три грации» относится к позднему периоду творчества Антонио Кановы. Верный идеалам классицизма, Канова воплотил свои представления о красоте в образах граций – античных богинь.
Канова представил своих граций стоящими рядом, причем две крайние обращены лицом друг к другу и к подруге, стоящей в центре. Все три стройные женские фигуры слились в объятии, их объединяет не только сплетение рук, но и шарф, спадающий с руки одной из граций.
Композиция Кановы очень компактна и уравновешена. Подруги стоят около жертвенника, на который возложены три венка цветов и гирлянда, символизирующие их нежные узы.
Грации (в римской мифологии, в древнегреческой это хариты) – благодетельные богини, олицетворяющие радостное, доброе и вечно юное начало жизни, дочери Юпитера, нимф и богинь. Имена граций (харит), их происхождение и число в разных мифах различны. Три Грации олицетворяют Красоту, Любовь и Удовольствие. Грации состоят в свите Венеры.
В средневековом искусстве грации – это Добродетель, Красота и Любовь, а их атрибутами являются роза, мирт и яблоко, иногда – игральные кости.
А. Канова. Бюст Наполеона (1802-1822). Мрамор, 54 см. Эрмитаж (Петербург)
А. Канова «Геба» (1800-1805). Мрамор, 158 см. Эрмитаж (Петербург)
Геба – богиня юности, дочь Зевса и Геры. На Олимпе во дворце Зевса на пирах богов Геба выполняла обязанности виночерпия: подавала амброзию и нектар (впоследствии эта должность перешла к Ганимеду). После обожествления Геракла Геба была отдана ему в жены как награда за его подвиги и в знак примирения с Герой, преследовавшей и ненавидевшей его всю жизнь. В римской мифологии Гебе соответствует Ювента.
Священным деревом юной богини считался кипарис. Раб, вошедший в храм Гебы, получал свободу.
А. Канова «Орфей» (1770-е гг.). Мрамор, 140 см
Первые заказные работы Антонио Канова выполнил в возрасте 16-17 лет. Это парные статуи «Орфей» и «Эвридика». Поставленные рядом, они должны были составлять группу, но могли существовать и раздельно. В Эрмитаже находится авторское повторение наиболее удавшейся из них – «Орфей». В основе сюжета – античная легенда об Орфее и Эвридике.
А. Канова «Кающаяся Мария Магдалина» (1809). Мрамор, 94 см. Эрмитаж (Петербург)
Канова изображает бывшую грешницу Марию Магдалину молодой и прекрасной отшельницей. Лежащий у ее ног череп олицетворяет бренность земного существования. В руках она держала крест, не сохранившийся до настоящего времени. В образе горюющей Магдалины, бессильно уронившей руки на колени, чувства выражены предельно искренне.
А. Канова «Гений смерти» (конец XVIII в.). Мрамор, 69 см
Голова гения смерти является частью статуи, предназначавшейся для надгробия папы Климента XIII в соборе св. Петра в Риме. Надгробие было заказано Антонио Канове в 1784 г. римским сенатором князем Аббондио Редзонико и его братьями – племянниками покойного папы.
Композиция надгробия проста. Наверху находится статуя коленопреклоненного папы. С одной стороны саркофага помещена строгая фигура, олицетворяющая Религию; с другой стороны, у подножия саркофага, облокотясь на угасающий факел, сидит печальный гений смерти. Когда статуя гения смерти была уже почти закончена, Канова обнаружил на мраморе пятна, и всю фигуру ему пришлось делать заново. Размер головы статуи дает представление о размере изваяний надгробия и грандиозности работы, проделанной Кановой. Благодаря этому произведению он был признан лучшим скульптором Италии, и его имя стало широко известно и за ее пределами.
А. Канова «Амур и Психея» (1808). Мрамор, 150 см. Эрмитаж (Петербург)
Прототипом этой скульптуры, изображающей влюблённых стоя, стала статуя из Капитолийских музеев – римская копия с греческого оригинала, найденная на Авентине в феврале 1749 г. Амур, обнявший Психею и положивший голову её на плечо, рассматривает вместе с ней бабочку, сидящую у него на руке. Бабочка — символ невинности и мимолётности. Некоторые исследователи считают, что в своей работе Канова превзошёл античного мастера.
Биография Антонио Канова
Антонио Канова — один из самых значительных итальянских скульпторов XVIII-XIX столетий. Канова родился 1 ноября 1757 года. Сын бедняка-каменотеса, Антонио рано осиротел и поступил в услужение к венецианскому сенатору Фалиеро. Этот последний доставил ему возможность учиться ваянию.
Первые работы Антонио относятся к 1773 году. Наиболее ранняя из них — статуя Орфея, выполненная ваятелем еще в юности.
Когда умерла жена Орфея, Эвридика, он спустился в подземный мир, в царство мертвых, и своей игрой и пением настолько растрогал богиню загробного мира Персефону, что она вернула ему жену. Но Орфей должен был выполнить одно условие не оборачиваться, не смотреть на идущую следом Эвридику, пока они не выйдут из царства мертвых. Орфей не выдержал, оглянулся и потерял жену навсегда. Скульптор сумел передать сложный изгиб фигуры в сильном повороте, ужас, написанный на лице Орфея, увидевшего, что его жена снова исчезает в царстве теней.
Автопортрет (1792)
В 1779 году Канова создает скульптурную группу «Дедал и Икар», которая строится на противоположности двух больших зон — светлого и темного. Светлая зона — это фигура мальчика, несколько выступающая вперед и немного повернутая вправо. Согнутая, как бы входящая фигура старика образует темную зону. Канова строит две фигуры как две противолежащие, но касающиеся по вертикальной оси кривые линии и добивается, таким образом, равновесия и нужных пропорций, а не только создает контраст света и тени.
В том же 1779 году Канова едет в Рим изучать античное искусство. Вскоре молодой художник занял выдающееся место среди тогдашних ваятелей, и известность его росла с появлением каждого нового произведения, распространяясь далеко за пределы Италии. Со всех сторон от царственных особ и вельмож сыпались к нему заказы. Папа Пий VII в 1780 году сделал его главным смотрителем всех художественных памятников в своих владениях.
Между 1782 и 1787 годом Канова создал надгробие Клименту XIV в церкви Санти-Апостоли. Надгробие Климента XIV — первое, что он выполнил, после того как изучал античную скульптуру в Риме и Неаполе. Легко заметить, что здесь, как потом и в надгробии Климента XIII Реццонико (1787-1792), Канова исходил из типа надгробного монумента Бернини. В его надгробии нет симметрии, а есть направленное движение от аллегорической фигуры «Кротости», сидящей справа внизу, к стоящей фигуре «Умеренности» слева, от нее движение направлено вверх и в центр, к фигуре папы.
Персей с головой Медузы (Музей Пио-Клементино)
Чтобы проследить за движением, намеченным художником, взгляд должен изменять свое направление — сначала подняться, затем свернуть и проникнуть в небольшую, но ясно выраженную глубину гробницы с чередующимися планами от постамента до фигур. Гробницу венчает фигура папы, опирающегося на спинку трона, с протянутой вперед благословляющей рукой, которая почти выходит за границы идеального пространства гробницы, чисто условно замыкающего пределы фигурной группы с помощью геометрической гармонии скрещивающихся линий диагоналей. Тогда же он создает и множество статуй и рельефов, которые наилучшим образом отражали характер его интерпретации и способа прочтения античности.
Канова принадлежал к тем, кто рассматривал античное искусство как норму и идеальный образец, но не как форму для выражения актуальных мыслей и чувств. Каждое очередное произведение Кановы вызывало восторг любителей, но в то же время как будто помогало им отвлекаться от своей бурной эпохи. Канова прежде всего стремился воплотить идеал красоты, понимаемый как гармоническое сочетание плавных линий, ясных форм, сдержанных движений. Он как бы сверялся постоянно в своем творчестве с античностью — такой, какой она рисовалась на основе уже найденных памятников. Но, вероятно, не сознавая этого, он вносил в свою скульптуру черты, подсказанные собственным пониманием красоты грацию, воздушность, мягкость и сплошь и рядом известную вялость — нейтральность образов, расплывчатость характеристик, заглаженность форм. Большинство произведений, создавших мастеру громкую славу, навеяны античными мифами и преданиями.
Геба, юная богиня, дочь Зевса, изображена Кановой с чашей и кувшином — она разносит на пирах олимпийских богов нектар и амброзию, их божественную пищу. Клубящиеся очертания облаков, с которых спускается Геба, переходят в развеваемые ветром складки ее одежды — они трепещут, обвивая ноги богини. Кажется, что сильный встречный ветер плотно прижимает к ее телу легкую прозрачную ткань. В позе летящей Гебы передано стремительное движение, но ее прекрасное юное лицо безмятежно спокойно. Канова считал, что именно такой изобразил бы богиню древнегреческий ваятель.
Амур и Психея (Лувр)
В скульптурной группе «Амур и Психея» юный крылатый бог любви Амур, полюбивший девушку Психею, пробуждает ее от сна. Слетев с неба, юноша легким движением склоняется над спящей, а она, еще не вполне очнувшись, протягивает к нему руки. Группа «Поцелуй Амура» великолепно развернута в пространстве, она меняется, «играет», дает все новые и новые аспекты зрителю, который обходит ее с разных сторон.
Париса, похитителя прекрасной Елены, виновника Троянской войны, Канова изображает изнеженным самовлюбленным юношей. Он стоит в небрежной позе, слегка опираясь на древесный пень. Его стройное тело лениво изогнулось, губы чуть тронуты улыбкой. Современники Кановы считали, что эта статуя, сделанная им, как и фигура Гебы, для жены Наполеона Жозефины, достойна стоять рядом с самыми прекрасными античными памятниками.
История жизни Антонио Канова
Скульптура Кановы пользовалась большой популярностью и за виртуозность исполнения. Произведения его грациозны и декоративны. Говоря о лепке Кановы, Дж. К. Арган замечает, что она «глубоко контрастная, рваная, как бы состоящая из интенсивно освещенных маленьких выступающих плоскостей и глубоких, почти черных впадин. Такая лепка не растворяет поверхность, а как бы создает пластическую форму изнутри, как если бы изнутри, а не извне шел свет, при этом восприятие зависит не от изменения условий, а от силы, с которой форма воздействует на зрительное восприятие».
И еще одно из выдающихся качеств Кановы выделяет Арган — «это точность дистанции, которая так нравится зрителю, его восприятия фигуры и пространства как единого целого, как неизменной формы, основанной на его собственном и неизменном отношении к природной реальности. С любой точки зрения, при любом освещении ценность скульптуры, а следовательно и значение, всегда будут одними и теми же».
Полина Боргезе в виде Венеры (слепок из ГМИИ)
С 1802 года итальянский мастер работал в Париже. Сюда его пригласил Наполеон, желая сделать своим официальным скульптором. В работах Кановы того времени нет и тени «красноречия» и лести по отношению к императору. Канова руководствуется только одним идеалом, идеалом искусства, для кого бы он ни работал — для Наполеона, папы или императора Австрии.
Канова был сторонником лозунга «исправляй природу по античному образцу», но античное искусство он исправлял на свой лад, настойчиво стремясь к изяществу, мягкости, нежности. Иногда он стремился быть драматичным («Геркулес и Лихас», 1796) или величественным (надгробие эрцгерцогини Марии-Кристины, 1798-1805, Вена, церковь августинцев).
Больший интерес представляет мраморная статуя «Мир» (1811-1814), которую Канова исполнил по просьбе русского дипломата и мецената Н.П. Румянцева. Девиз, начертанный на родовом гербе Румянцевых, гласил «Не только оружием». Румянцевы принимали участие в заключении перемирий России со Швецией и Турцией. Именно эти события и предложил увековечить в мраморе русский заказчик скульптору.
Три Грации (Эрмитаж)
«Сохранившиеся модели из глины и гипса, — пишет В. Евдокимова, — свидетельствуют о том, что над скульптурой ваятель упорно работал в течение нескольких лет. Подражая античным канонам, Канова изобразил Мир в образе молодой крылатой женщины, попирающей змею. Левой рукой она опирается на жезл, а правой облокачивается на колонну, где высечены названия и даты мирных договоров. Благородство и спокойствие выражены в уверенной позе богини, безмятежных чертах лица, плавно струящихся складках драпировки. Выразителен силуэт крыльев с детально проработанным оперением. Мастер умело использует различные приемы обработки камня на колонне и жезле поверхность мрамора отполированная, блестящая, на теле — матовая, на чешуе змеи — шероховатая».
Русский поэт и переводчик Н.И. Гнедич восторженно воскликнул «Прелестное создание! Существо, блистающее юностью, жизнью и красотою! Неужели рука, вооруженная молотом и железом, произвела тебя» Далее он сообщал, что «статуя Мира, по признанию самого Художника, вместе с его Венерою, деланною для Флоренции, есть лучшее его произведение».
Европейская слава, которую завоевал художник, позволила ему после падения Наполеона вести переговоры и добиться возвращения произведений искусства, вывезенных из Италии французами. В благодарность за это, равно как и за его необычайный художественный талант, Пий VII приказал вписать его имя в золотую книгу Капитолия и пожаловал ему титул маркиза д`Искиа. Несмотря на эти почести и благорасположение со стороны папы, знаменитый скульптор вследствие размолвки своей с кардиналами покинул Рим и последние годы своей жизни провел на родине, в Поссаньо, близ Бассано. Здесь он построил большую круглую церковь, в которой сумел соединить в цилиндрическом объеме церкви и портике два высочайших образца классической архитектуры — Пантеон и Парфенон.
Надгробие Кановы.
Умер Канова в Венеции 13 октября 1822 года.
Антонио Канова. Жизнь и творчество.
Антонио Канова — признанный авторитет в мире искусства, определивший идеи классической элегантной скульптуры.
Амур и Психея
Антонио Канова
Итальянский мастер Антонио Канова — знаковый представитель неоклассической скульптуры, который приобрел мировую известность благодаря мраморным скульптурам, изображающим обнаженные натуры. После спада популярности стиля барокко Канова занял нишу неоклассицизма. Мастер был высоко оценен при жизни, современники называли его «верховным министром красоты» и «уникальным божественным человеком». Несмотря на то, что критики упрекали мастера в отсутствии артистичности и жизненности в композициях, обычные зрители отмечали невероятно удачную стилизацию под греческие статуи. Среди произведений Канова следует выделить скульптуры «Тесей и Минотавр», «Купидон и Психея», «Полина Боргезе» и ряд других.
Тесей и Минотавр
Ранняя карьера и обучение
Канова появился на свет в небольшой коммуне Поссаньо, в Венеции. Происходивший из семьи камнерезов, Антонио с ранних лет начал изучать принципы рисования, перенимал у своего деда знания в области черчения, дизайна и архитектуры. Уже в подростковом возрасте Канова обнаружил талант в создании скульптуры. Первые работы способствовали привлечению внимания сенатора Фальеру, который стал покровителем мастера.
Несмотря на то, что Канова знаком нам как неоклассический скульптур, ранние его произведения демонстрируют идеи и элементы барокко и рококо. Примером ранних статуй является «Орфей» (1776 год) и «Эвридика» (1775 год) в стиле рококо, а также барочная скульптура «Дедал и Икар» (1777–1779).
Рим и неоклассицизм
Поворотный момент в формировании стиля мастера связан с посещением Рима в 1779 и 1781 годах. Там Антонио изучает классические произведения старых мастеров, знакомится с творчеством современных художников. В 1781 году Антонио создает статуэтку «Аполлон, венчающий себя», являющуюся одной из самых известных скульптур обнаженной мужской натуры. Работа определила неоклассический стиль мастера, а ее успех позволил молодому скульптору приступить к масштабной работе «Тесей и Минотавр», которая закрепила авторитет Канова. Бескомпромиссная серьезность и, во многом, революционный подход к созданию статуи ознаменовали конец эпохи барокко в скульптуре. С тех пор неоклассицизм выступает в качестве «официального» стиля для всех памятников и скульптур.
Персей и голова медузы
Позже Канова создает памятник Папе Клименту XIV и Клименту XIII (в период с 1782 по 1792). Другая мраморная статуя того периода — «Купидон и Психея» (1786–1793, Лувр), сочетающая классический стиль и эротические мотивы. Герои композиции обращены друг к другу и преисполнены чувством любви.
Важной скульптурой является и «Кающаяся Магдалина» (1796, Палаццо Бьянко, Генуя), впервые представленная зрителям в Парижском салоне 1808 года. Эта скульптура, изображающая Магдалину на коленях возле черепа, считается одним из самых значимых произведений современности. Благодаря международному успеху Канова имел возможность, отказавшись от рядовых работ, выбирать заказы в пользу значительных классических фигур.
Скульптуры для Наполеона
После французской революции Антонио Канова по приглашению Наполеона, переехал в Париж, где создал ряд статуй императора. Тем не менее, наиболее известной работой того периода является портрет сестры Бонапарта, Полины, в образе Венеры (1808).
Полина в образе Венеры
Возвращение в Рим
В 1816 году Канова вернулся в Рим и был удостоен звания президента Академии Святого Луки, главного художественного института в Риме. После этого мастер вырезал статую Венеры и Марса (1816–1822) и некоторые другие работы. В 1822 году Антонио умирает.
КАНОВА АНТОНИО
КАНОВА АНТОНИО — итальянский скульптор, живописец.
Учился у своего деда, резчика по камню Пазино Кановы (1711-1794 годы), затем у Дж. Торретти (помогал ему в украшении церквей, парков и вилл провинции Венеция); с 1768 года работал в его мастерской в Венеции, позднее — под руководством скульптора Дж. Феррари. В 1775 году открыл свою мастерскую в монастыре Сан-Стефано. В Венеции Канова познакомился со скульптурными ансамблями города, изучал античное искусство в частных собраниях. В этот период исполнил статуи «Орфей» и «Эвридика» для парка виллы сенатора Дж. Фальера (1773-1776 годы, Музей Коррер, Венеция); впервые обратился к портрету: терракотовые бюсты дожей Дж. М. Амадеи (1770-е годы) и П. Реньера (1779 год), в которых экспрессивно передана мимика лиц, виртуозно проработана фактура тканей. Самое крупное произведение венецианского периода Канова — группа «Дедал и Икар» (1777-1779 годы, Музей Коррер), трактующая мифологическую сцену в жанровом ключе.
В 1779-1802 годах Канова жил преимущественно в Риме; в 1780 году посетил Неаполь, где зарисовывал античную скульптуру. Весной 1780 года ненадолго вернулся в Венецию, чтобы завершить статую маркиза Дж. Полени для комплекса Прато-делла-Валле в Падуе. Она положила начало «римской манере» Канова, поискам героического идеала. В 1780-е годы он создаёт в Риме свои крупнейшие работы в области мемориальной пластики — классицистического надгробия римских пап Климента XIII (собор Святого Петра) и Климента XIV (церковь Санти-Апостоли). Позднее скульптор обращался к разнообразным формам надгробия (стела, урна, пирамида, иногда в сочетании с круглой скульптурой — как в надгробии эрцгерцогини Марии Кристины Австрийской, 1798-1805 годы, церковь Августинцев, Вена).
В надгробии писателя В. Альфьери (1806-1810 годы, церковь Санта-Кроче, Флоренция) саркофаг уподоблен античному храму, рядом с ним — аллегорическая фигура, символизирующая Италию. К зрелому периоду творчества относятся статуи на героические и идиллические сюжеты — «Кревг» (1795-1801 годы) и «Дамоксен» (1795-1806 годы) («Бойцы»; Ватиканские музеи), «Амур и Психея» (1793-1797 годы, Лувр, Париж; Эрмитаж, Санкт-Петербург, и др.), «Геракл и Ликас» (1795-1815 годы, Национальная галерея современного искусства, Рим), «Персей» (1799-1801 годы, Ватиканские музеи), «Парис» (1807-1812 годы), «Три Грации» (1813-1816 годы, обе — в Эрмитаже) и др. Известная статуя Канова «Венера Италийская» (1804-1812 годы, галерея Питти, Флоренция) вдохновлена античными изображениями богини. Особое место в творчестве Канова конца 1790-х годов занимал рельеф («Смерть Адониса», 1797-1799 годы, Гипсотека, Поссаньо, и др.), в котором мастер пытался соединить традиции венецианского живописного рельефа и новый пластический опыт, приобретённый в Риме.
С сентября 1798 года по ноябрь 1799 года Канова провёл в Поссаньо, переживая вторжение в Рим французских войск. Здесь он создавал темперы и акварели с изображением танцовщиц, муз и играющих эротов, используя мотивы помпеянских росписей и греческой вазописи; тему танцовщиц он продолжил и в статуях 1800-х годов (Эрмитаж, Санкт-Петербург; Национальная галерея, Рим, и др.). В 1802 году Канова стал членом академии Святого Луки в Риме (в 1804 и 1810 годах президент; с 1814 года почетный президент). Для Наполеона I Канова исполнил (в антикизирующем стиле) его бюст (1802 год, галерея Питти), статуи Паолины Боргезе (сестры Наполеона I) в образе Венеры-победительницы (1804-1808 годы, Галерея и музей Боргезе, Рим) и Наполеона I в виде Марса-Миротворца (1803-1806 годы, собрание герцога Веллингтона, Эпсли-хаус, Лондон; около 1811 года, галерея Брера, Милан), матери императора Марии Летиции Бонапарт (1804-1807 годы, собрание герцога Девонширского, Четсуорт), портрет второй супруги императора Марии Луизы Габсбургской (1810 год, Гипсотека, Поссаньо), её статую в образе Конкордии (1809-1814 годы, Национальная галерея, Парма).
В 1802 году был назначен папой Пием VII главным инспектором по охране памятников искусства, ведал всеми вопросами, связанными с реставрацией, музейной работой, проведением археологических раскопок и т. д. Под руководством Канова в 1809 году было начато создание серии бюстов деятелей культуры и науки Италии для Пантеона. В 1814-1815 годах Канова по поручению Святого Престола вёл переговоры в Лондоне о возвращении вывезенных Наполеоном I Бонапартом во Францию шедевров итальянского искусства на родину; здесь же впервые увидел произведения Фидия, восхитившие его соединением «правды натуры и красоты форм».
В 1810-1820-е годы Канова создал серию портретных бюстов (в т. ч. Автопортрет, 1812 год, Музей Кановы, Поссаньо), аллегорических («Мир», 1812-1814 годах, Музей искусств имени Б. и В. Ханенко, Киев) и религиозных («Младенец Иоанн Креститель», 1817 год, Гипсотека, Поссаньо, и др.) произведений. Автор конного памятника Карлу III Бурбону на площади Сан-Франческо-ди-Паола в Неаполе (1808-1820 годы). После смерти скульптора в Поссаньо создан мемориальный комплекс Канова (Museo Canoviano), включающий Гипсотеку (архитектор Ф. Лаццари, 1832-1836 годы), Дом-музей Кановы и др.
Иллюстрация:
А. Канова. «Паолина Боргезе в образе Венеры-победительницы». Мрамор. 1804-1808. Галерея и музей Боргезе (Рим). Архив БРЭ.
А. Канова. «Три Грации». Мрамор. 1813-1816. Эрмитаж (С.-Петербург). Архив БРЭ.
Антонио Канова
Антонио Канова | |
---|---|
Antonio Canova | |
![]() Автопортрет (1792) |
|
Дата рождения | 1 ноября1757 ( 1757-11-01 ) |
Место рождения | Поссаньо |
Дата смерти | 13 октября1822 ( 1822-10-13 ) (64 года) |
Место смерти | Венеция |
Страна |
|
Жанр | скульптура |
Стиль | классицизм |
Награды |