Антонио канова произведения

Школьная Энциклопедия

Nav view search

Навигация

Искать

Скульптурные шедевры Антонио Кановы

Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура XIX века Опубликовано 16.05.2017 18:37 Просмотров: 3059

Самые крупные собрания работ Антонио Кановы находятся в парижском Лувре и в Эрмитаже Санкт-Петербурга.
При жизни Канову считали самым значительным скульптором новейшего времени, сыгравшим ключевую роль в развитии классической скульптуры. Его заказчиками были папы, короли и богатые коллекционеры. С 1810 г. он занимал пост директора Академии св. Луки в Риме.
Работал главным образом в Венеции и Риме.
Позже его стали критиковать за абстрактность, слащавость, безжизненность и холодность его мраморных статуй, вызывающих чувство отстранённости даже в самых чувственных сюжетах.
Но каждый зритель оценивает работы знаменитого скульптора по-своему, находя (или не находя) в них отзвук собственных чувств.

Кратко о жизни Антонио Кановы (1757-1822)

А. Канова. Автопортрет (1792)
Антонио Канова родился в семье бедного каменотёса в Поссаньо близ Тревизо. Рано осиротел. Поступил в услужение к венецианскому сенатору Фалиеро. Тот, увидев в нём врождённые способности, дал возможность юноше учиться ваянию. Самостоятельно начал творить с 16 лет (статуи Эвридики и Орфея, затем мраморная скульптурная группа «Дедал и Икар» в стиле рококо).

А. Канова «Дедал и Икар» (1777-1779). Музей Коррер (Венеция)
Дедал – изобретатель столярных инструментов и мастерства, искуснейший архитектор и скульптор. Он жил в Афинах, откуда ему пришлось бежать после того, как он сбросил с акрополя своего ученика и племянника Талоса, чьё мастерство вызывало зависть Дедала.
Признанный виновным, Дедал после осуждения бежал на Крит к царю Миносу. На Крите Дедал построил по поручению Миноса лабиринт для чудовищного Минотавра. Ариадне он устроил площадку для плясок. Дедал помог Ариадне освободить из лабиринта Тесея: найти выход с помощью клубка ниток. Узнав о его пособничестве бегству Тесея и его спутников, Минос заключил Дедала вместе с сыном Икаром в лабиринт, откуда их освободила Пасифая. Сделав крылья (склеив перья воском], Дедал вместе с сыном улетели с острова. Икар, поднявшись слишком высоко, упал в море, так как солнечный жар растопил воск. Оплакав сына, Дедал добрался в сицилийский город Камик к царю Кокалу. Минос, преследуя Дедала, прибыл ко двору Кокала и решил хитростью выманить Дедала. Он показал царю раковину, в которую надо было продеть нитку. Кокал попросил Дедала это сделать, тот привязал нить к муравью, который, забравшись внутрь, протянул за собой нитку в спираль раковины. Минос догадался, что Дедал находится у Кокала, и потребовал выдать мастера. Кокал пообещал это сделать, но предложил Миносу искупаться в ванне; там его погубили дочери Кокала, облив кипящей водой. Дедал провёл остаток жизни на Сицилии.

Вскоре Канова прибыл в Рим для знакомства с классическими памятниками скульптуры и занял видное место среди ваятелей того времени. Его известность росла с появлением каждого нового произведения и вскоре распространилась далеко за пределы Италии. В Риме и Неаполе молодой Канова изучал античное искусство, с 1781 г. он поселился в Риме навсегда. Естественно, что изучение античного искусства способствовало выбору художественного метода скульптора: он стал наиболее значительным представителем классицизма в европейской скульптуре.
Первой работой Кановы в этом стиле была скульптура «Тезей и Минотавр».

А. Канова «Тезей и Минотавр» (1781–1783). Музей Виктории и Альберта (Лондон)
Тесей – сын афинского царя Эгея и Эфры. Минотавр – чудовище, человекобык. Был помещен в подземный лабиринт, построенный Дедалом, куда ему приносили в жертву (ежегодно или раз в несколько лет) 7 юношей и девушек, посылаемых афинянами в качестве подати Миносу и в виде искупления за убийство сына Миноса в Аттике. Страшное чудовище затем пожирало несчастных.
Афинский царевич Тесей добровольно отправился на Крит в числе предназначенных на съедение Минотавром, убил чудовище и с помощью нити влюбленной в него царской дочери Ариадны выбрался из лабиринта.

Надгробие папы Климента XIV принесло скульптору известность и способствовало утверждению стиля классицизма в скульптуре. Папа Пий VII в 1802 г. назначил его главным смотрителем всех художественных памятников в своих владениях. Наполеон I пригласил его в 1802 г. в Париж для изготовления статуи Наполеона.

А. Канова. Наполеон Бонапарт (Брера)
В это время он создаёт шедевр «Полина Бонапарте в обличии победоносной Венеры».

А. Канова «Полина Боргезе в виде Венеры» (слепок из Госуда́рственного музе́я изобрази́тельных иску́сств и́мени А.С. Пу́шкина)
Последние годы своей жизни Антонио Канова провёл на родине, в Поссаньо. Он основал художественную школу для начинающих скульпторов. Объездил всю Европу, добиваясь возврата произведений искусства, вывезенных во время наполеоновских войн.
Умер в Венеции, был похоронен в соборе Санта-Мария Глориоза деи Фрари в мавзолее, который сам спроектировал по образцу древнеримских храмов.

Творчество Антонио Кановы

Скульптурные композиции А. Кановы отличались торжественностью, ясностью, изяществом пропорций.
Он создавал композиции на мифологические сюжеты, делал портреты и надгробия.

А. Канова «Амур и Психея». Мрамор, высота 155 см. Лувр (Париж)

Сюжет скульптуры взят из произведения древнеримского писателя Апулея «Метаморфозы, или Золотой осёл» – момент сразу вслед за пробуждением Психеи от поцелуя Амура, когда влюблённые протягивают руки, чтобы заключить друг друга в объятия. Амур сначала уколол Психею стрелой, чтобы проверить, не умерла ли она. Убедившись, что она жива, он нежно приподнимает её, очнувшуюся от глубокого сна, навеянного испарениями, запечатанными в амфориске, принесённом ею по приказанию Венеры из подземного царства мёртвых и открытому из любопытства несмотря на запрет.

А. Канова «Три грации» (1813-1816). Мрамор, 182 см. Эрмитаж (Петербург)

Скульптурная группа «Три грации» относится к позднему периоду творчества Антонио Кановы. Верный идеалам классицизма, Канова воплотил свои представления о красоте в образах граций – античных богинь.
Канова представил своих граций стоящими рядом, причем две крайние обращены лицом друг к другу и к подруге, стоящей в центре. Все три стройные женские фигуры слились в объятии, их объединяет не только сплетение рук, но и шарф, спадающий с руки одной из граций.
Композиция Кановы очень компактна и уравновешена. Подруги стоят около жертвенника, на который возложены три венка цветов и гирлянда, символизирующие их нежные узы.
Грации (в римской мифологии, в древнегреческой это хариты) – благодетельные богини, олицетворяющие радостное, доброе и вечно юное начало жизни, дочери Юпитера, нимф и богинь. Имена граций (харит), их происхождение и число в разных мифах различны. Три Грации олицетворяют Красоту, Любовь и Удовольствие. Грации состоят в свите Венеры.
В средневековом искусстве грации – это Добродетель, Красота и Любовь, а их атрибутами являются роза, мирт и яблоко, иногда – игральные кости.

А. Канова. Бюст Наполеона (1802-1822). Мрамор, 54 см. Эрмитаж (Петербург)

А. Канова «Геба» (1800-1805). Мрамор, 158 см. Эрмитаж (Петербург)
Геба – богиня юности, дочь Зевса и Геры. На Олимпе во дворце Зевса на пирах богов Геба выполняла обязанности виночерпия: подавала амброзию и нектар (впоследствии эта должность перешла к Ганимеду). После обожествления Геракла Геба была отдана ему в жены как награда за его подвиги и в знак примирения с Герой, преследовавшей и ненавидевшей его всю жизнь. В римской мифологии Гебе соответствует Ювента.
Священным деревом юной богини считался кипарис. Раб, вошедший в храм Гебы, получал свободу.

А. Канова «Орфей» (1770-е гг.). Мрамор, 140 см
Первые заказные работы Антонио Канова выполнил в возрасте 16-17 лет. Это парные статуи «Орфей» и «Эвридика». Поставленные рядом, они должны были составлять группу, но могли существовать и раздельно. В Эрмитаже находится авторское повторение наиболее удавшейся из них – «Орфей». В основе сюжета – античная легенда об Орфее и Эвридике.

А. Канова «Кающаяся Мария Магдалина» (1809). Мрамор, 94 см. Эрмитаж (Петербург)
Канова изображает бывшую грешницу Марию Магдалину молодой и прекрасной отшельницей. Лежащий у ее ног череп олицетворяет бренность земного существования. В руках она держала крест, не сохранившийся до настоящего времени. В образе горюющей Магдалины, бессильно уронившей руки на колени, чувства выражены предельно искренне.

А. Канова «Гений смерти» (конец XVIII в.). Мрамор, 69 см
Голова гения смерти является частью статуи, предназначавшейся для надгробия папы Климента XIII в соборе св. Петра в Риме. Надгробие было заказано Антонио Канове в 1784 г. римским сенатором князем Аббондио Редзонико и его братьями – племянниками покойного папы.
Композиция надгробия проста. Наверху находится статуя коленопреклоненного папы. С одной стороны саркофага помещена строгая фигура, олицетворяющая Религию; с другой стороны, у подножия саркофага, облокотясь на угасающий факел, сидит печальный гений смерти. Когда статуя гения смерти была уже почти закончена, Канова обнаружил на мраморе пятна, и всю фигуру ему пришлось делать заново. Размер головы статуи дает представление о размере изваяний надгробия и грандиозности работы, проделанной Кановой. Благодаря этому произведению он был признан лучшим скульптором Италии, и его имя стало широко известно и за ее пределами.

А. Канова «Амур и Психея» (1808). Мрамор, 150 см. Эрмитаж (Петербург)
Прототипом этой скульптуры, изображающей влюблённых стоя, стала статуя из Капитолийских музеев – римская копия с греческого оригинала, найденная на Авентине в феврале 1749 г. Амур, обнявший Психею и положивший голову её на плечо, рассматривает вместе с ней бабочку, сидящую у него на руке. Бабочка — символ невинности и мимолётности. Некоторые исследователи считают, что в своей работе Канова превзошёл античного мастера.

Биография Антонио Канова

Антонио Канова — один из самых значительных итальянских скульпторов XVIII-XIX столетий. Канова родился 1 ноября 1757 года. Сын бедняка-каменотеса, Антонио рано осиротел и поступил в услужение к венецианскому сенатору Фалиеро. Этот последний доставил ему возможность учиться ваянию.

Первые работы Антонио относятся к 1773 году. Наиболее ранняя из них — статуя Орфея, выполненная ваятелем еще в юности.

Когда умерла жена Орфея, Эвридика, он спустился в подземный мир, в царство мертвых, и своей игрой и пением настолько растрогал богиню загробного мира Персефону, что она вернула ему жену. Но Орфей должен был выполнить одно условие не оборачиваться, не смотреть на идущую следом Эвридику, пока они не выйдут из царства мертвых. Орфей не выдержал, оглянулся и потерял жену навсегда. Скульптор сумел передать сложный изгиб фигуры в сильном повороте, ужас, написанный на лице Орфея, увидевшего, что его жена снова исчезает в царстве теней.

Автопортрет (1792)

В 1779 году Канова создает скульптурную группу «Дедал и Икар», которая строится на противоположности двух больших зон — светлого и темного. Светлая зона — это фигура мальчика, несколько выступающая вперед и немного повернутая вправо. Согнутая, как бы входящая фигура старика образует темную зону. Канова строит две фигуры как две противолежащие, но касающиеся по вертикальной оси кривые линии и добивается, таким образом, равновесия и нужных пропорций, а не только создает контраст света и тени.

В том же 1779 году Канова едет в Рим изучать античное искусство. Вскоре молодой художник занял выдающееся место среди тогдашних ваятелей, и известность его росла с появлением каждого нового произведения, распространяясь далеко за пределы Италии. Со всех сторон от царственных особ и вельмож сыпались к нему заказы. Папа Пий VII в 1780 году сделал его главным смотрителем всех художественных памятников в своих владениях.

Между 1782 и 1787 годом Канова создал надгробие Клименту XIV в церкви Санти-Апостоли. Надгробие Климента XIV — первое, что он выполнил, после того как изучал античную скульптуру в Риме и Неаполе. Легко заметить, что здесь, как потом и в надгробии Климента XIII Реццонико (1787-1792), Канова исходил из типа надгробного монумента Бернини. В его надгробии нет симметрии, а есть направленное движение от аллегорической фигуры «Кротости», сидящей справа внизу, к стоящей фигуре «Умеренности» слева, от нее движение направлено вверх и в центр, к фигуре папы.

Персей с головой Медузы (Музей Пио-Клементино)

Чтобы проследить за движением, намеченным художником, взгляд должен изменять свое направление — сначала подняться, затем свернуть и проникнуть в небольшую, но ясно выраженную глубину гробницы с чередующимися планами от постамента до фигур. Гробницу венчает фигура папы, опирающегося на спинку трона, с протянутой вперед благословляющей рукой, которая почти выходит за границы идеального пространства гробницы, чисто условно замыкающего пределы фигурной группы с помощью геометрической гармонии скрещивающихся линий диагоналей. Тогда же он создает и множество статуй и рельефов, которые наилучшим образом отражали характер его интерпретации и способа прочтения античности.

Канова принадлежал к тем, кто рассматривал античное искусство как норму и идеальный образец, но не как форму для выражения актуальных мыслей и чувств. Каждое очередное произведение Кановы вызывало восторг любителей, но в то же время как будто помогало им отвлекаться от своей бурной эпохи. Канова прежде всего стремился воплотить идеал красоты, понимаемый как гармоническое сочетание плавных линий, ясных форм, сдержанных движений. Он как бы сверялся постоянно в своем творчестве с античностью — такой, какой она рисовалась на основе уже найденных памятников. Но, вероятно, не сознавая этого, он вносил в свою скульптуру черты, подсказанные собственным пониманием красоты грацию, воздушность, мягкость и сплошь и рядом известную вялость — нейтральность образов, расплывчатость характеристик, заглаженность форм. Большинство произведений, создавших мастеру громкую славу, навеяны античными мифами и преданиями.

Геба, юная богиня, дочь Зевса, изображена Кановой с чашей и кувшином — она разносит на пирах олимпийских богов нектар и амброзию, их божественную пищу. Клубящиеся очертания облаков, с которых спускается Геба, переходят в развеваемые ветром складки ее одежды — они трепещут, обвивая ноги богини. Кажется, что сильный встречный ветер плотно прижимает к ее телу легкую прозрачную ткань. В позе летящей Гебы передано стремительное движение, но ее прекрасное юное лицо безмятежно спокойно. Канова считал, что именно такой изобразил бы богиню древнегреческий ваятель.

Амур и Психея (Лувр)

В скульптурной группе «Амур и Психея» юный крылатый бог любви Амур, полюбивший девушку Психею, пробуждает ее от сна. Слетев с неба, юноша легким движением склоняется над спящей, а она, еще не вполне очнувшись, протягивает к нему руки. Группа «Поцелуй Амура» великолепно развернута в пространстве, она меняется, «играет», дает все новые и новые аспекты зрителю, который обходит ее с разных сторон.

Париса, похитителя прекрасной Елены, виновника Троянской войны, Канова изображает изнеженным самовлюбленным юношей. Он стоит в небрежной позе, слегка опираясь на древесный пень. Его стройное тело лениво изогнулось, губы чуть тронуты улыбкой. Современники Кановы считали, что эта статуя, сделанная им, как и фигура Гебы, для жены Наполеона Жозефины, достойна стоять рядом с самыми прекрасными античными памятниками.

История жизни Антонио Канова

Скульптура Кановы пользовалась большой популярностью и за виртуозность исполнения. Произведения его грациозны и декоративны. Говоря о лепке Кановы, Дж. К. Арган замечает, что она «глубоко контрастная, рваная, как бы состоящая из интенсивно освещенных маленьких выступающих плоскостей и глубоких, почти черных впадин. Такая лепка не растворяет поверхность, а как бы создает пластическую форму изнутри, как если бы изнутри, а не извне шел свет, при этом восприятие зависит не от изменения условий, а от силы, с которой форма воздействует на зрительное восприятие».

И еще одно из выдающихся качеств Кановы выделяет Арган — «это точность дистанции, которая так нравится зрителю, его восприятия фигуры и пространства как единого целого, как неизменной формы, основанной на его собственном и неизменном отношении к природной реальности. С любой точки зрения, при любом освещении ценность скульптуры, а следовательно и значение, всегда будут одними и теми же».

Полина Боргезе в виде Венеры (слепок из ГМИИ)

С 1802 года итальянский мастер работал в Париже. Сюда его пригласил Наполеон, желая сделать своим официальным скульптором. В работах Кановы того времени нет и тени «красноречия» и лести по отношению к императору. Канова руководствуется только одним идеалом, идеалом искусства, для кого бы он ни работал — для Наполеона, папы или императора Австрии.

Канова был сторонником лозунга «исправляй природу по античному образцу», но античное искусство он исправлял на свой лад, настойчиво стремясь к изяществу, мягкости, нежности. Иногда он стремился быть драматичным («Геркулес и Лихас», 1796) или величественным (надгробие эрцгерцогини Марии-Кристины, 1798-1805, Вена, церковь августинцев).

Больший интерес представляет мраморная статуя «Мир» (1811-1814), которую Канова исполнил по просьбе русского дипломата и мецената Н.П. Румянцева. Девиз, начертанный на родовом гербе Румянцевых, гласил «Не только оружием». Румянцевы принимали участие в заключении перемирий России со Швецией и Турцией. Именно эти события и предложил увековечить в мраморе русский заказчик скульптору.

Три Грации (Эрмитаж)

«Сохранившиеся модели из глины и гипса, — пишет В. Евдокимова, — свидетельствуют о том, что над скульптурой ваятель упорно работал в течение нескольких лет. Подражая античным канонам, Канова изобразил Мир в образе молодой крылатой женщины, попирающей змею. Левой рукой она опирается на жезл, а правой облокачивается на колонну, где высечены названия и даты мирных договоров. Благородство и спокойствие выражены в уверенной позе богини, безмятежных чертах лица, плавно струящихся складках драпировки. Выразителен силуэт крыльев с детально проработанным оперением. Мастер умело использует различные приемы обработки камня на колонне и жезле поверхность мрамора отполированная, блестящая, на теле — матовая, на чешуе змеи — шероховатая».

Русский поэт и переводчик Н.И. Гнедич восторженно воскликнул «Прелестное создание! Существо, блистающее юностью, жизнью и красотою! Неужели рука, вооруженная молотом и железом, произвела тебя» Далее он сообщал, что «статуя Мира, по признанию самого Художника, вместе с его Венерою, деланною для Флоренции, есть лучшее его произведение».

Европейская слава, которую завоевал художник, позволила ему после падения Наполеона вести переговоры и добиться возвращения произведений искусства, вывезенных из Италии французами. В благодарность за это, равно как и за его необычайный художественный талант, Пий VII приказал вписать его имя в золотую книгу Капитолия и пожаловал ему титул маркиза д`Искиа. Несмотря на эти почести и благорасположение со стороны папы, знаменитый скульптор вследствие размолвки своей с кардиналами покинул Рим и последние годы своей жизни провел на родине, в Поссаньо, близ Бассано. Здесь он построил большую круглую церковь, в которой сумел соединить в цилиндрическом объеме церкви и портике два высочайших образца классической архитектуры — Пантеон и Парфенон.

Надгробие Кановы.

Умер Канова в Венеции 13 октября 1822 года.

Антонио Канова. Жизнь и творчество.

Антонио Канова — признанный авторитет в мире искусства, определивший идеи классической элегантной скульптуры.

Амур и Психея

Антонио Канова

Итальянский мастер Антонио Канова — знаковый представитель неоклассической скульптуры, который приобрел мировую известность благодаря мраморным скульптурам, изображающим обнаженные натуры. После спада популярности стиля барокко Канова занял нишу неоклассицизма. Мастер был высоко оценен при жизни, современники называли его «верховным министром красоты» и «уникальным божественным человеком». Несмотря на то, что критики упрекали мастера в отсутствии артистичности и жизненности в композициях, обычные зрители отмечали невероятно удачную стилизацию под греческие статуи. Среди произведений Канова следует выделить скульптуры «Тесей и Минотавр», «Купидон и Психея», «Полина Боргезе» и ряд других.

Тесей и Минотавр

Ранняя карьера и обучение

Канова появился на свет в небольшой коммуне Поссаньо, в Венеции. Происходивший из семьи камнерезов, Антонио с ранних лет начал изучать принципы рисования, перенимал у своего деда знания в области черчения, дизайна и архитектуры. Уже в подростковом возрасте Канова обнаружил талант в создании скульптуры. Первые работы способствовали привлечению внимания сенатора Фальеру, который стал покровителем мастера.

Несмотря на то, что Канова знаком нам как неоклассический скульптур, ранние его произведения демонстрируют идеи и элементы барокко и рококо. Примером ранних статуй является «Орфей» (1776 год) и «Эвридика» (1775 год) в стиле рококо, а также барочная скульптура «Дедал и Икар» (1777–1779).

Рим и неоклассицизм

Поворотный момент в формировании стиля мастера связан с посещением Рима в 1779 и 1781 годах. Там Антонио изучает классические произведения старых мастеров, знакомится с творчеством современных художников. В 1781 году Антонио создает статуэтку «Аполлон, венчающий себя», являющуюся одной из самых известных скульптур обнаженной мужской натуры. Работа определила неоклассический стиль мастера, а ее успех позволил молодому скульптору приступить к масштабной работе «Тесей и Минотавр», которая закрепила авторитет Канова. Бескомпромиссная серьезность и, во многом, революционный подход к созданию статуи ознаменовали конец эпохи барокко в скульптуре. С тех пор неоклассицизм выступает в качестве «официального» стиля для всех памятников и скульптур.

Персей и голова медузы

Позже Канова создает памятник Папе Клименту XIV и Клименту XIII (в период с 1782 по 1792). Другая мраморная статуя того периода — «Купидон и Психея» (1786–1793, Лувр), сочетающая классический стиль и эротические мотивы. Герои композиции обращены друг к другу и преисполнены чувством любви.

Важной скульптурой является и «Кающаяся Магдалина» (1796, Палаццо Бьянко, Генуя), впервые представленная зрителям в Парижском салоне 1808 года. Эта скульптура, изображающая Магдалину на коленях возле черепа, считается одним из самых значимых произведений современности. Благодаря международному успеху Канова имел возможность, отказавшись от рядовых работ, выбирать заказы в пользу значительных классических фигур.

Скульптуры для Наполеона

После французской революции Антонио Канова по приглашению Наполеона, переехал в Париж, где создал ряд статуй императора. Тем не менее, наиболее известной работой того периода является портрет сестры Бонапарта, Полины, в образе Венеры (1808).

Полина в образе Венеры

Возвращение в Рим

В 1816 году Канова вернулся в Рим и был удостоен звания президента Академии Святого Луки, главного художественного института в Риме. После этого мастер вырезал статую Венеры и Марса (1816–1822) и некоторые другие работы. В 1822 году Антонио умирает.

КАНОВА АНТОНИО

КАНОВА АНТОНИО — итальянский скульптор, живописец.

Учил­ся у сво­его де­да, рез­чи­ка по кам­ню Па­зи­но Ка­но­вы (1711-1794 годы), за­тем у Дж. Тор­рет­ти (по­мо­гал ему в ук­ра­ше­нии церк­вей, пар­ков и вилл провинции Ве­не­ция); с 1768 года ра­бо­тал в его мас­тер­ской в Ве­не­ции, позд­нее — под руководством скульп­то­ра Дж. Фер­ра­ри. В 1775 году от­крыл свою мас­тер­скую в монастыре Сан-Сте­фа­но. В Ве­не­ции Канова по­зна­ко­мил­ся со скульп­тур­ны­ми ан­самб­ля­ми го­ро­да, изу­чал ан­тич­ное искусство в ча­ст­ных со­б­ра­ни­ях. В этот пе­ри­од ис­пол­нил ста­туи «Ор­фей» и «Эв­ри­ди­ка» для пар­ка вил­лы се­на­то­ра Дж. Фаль­е­ра (1773-1776 годы, Му­зей Кор­рер, Ве­не­ция); впер­вые об­ра­тил­ся к порт­ре­ту: тер­ра­кото­вые бюс­ты до­жей Дж. М. Ама­деи (1770-е годы) и П. Рень­е­ра (1779 год), в ко­то­рых экс­прессив­но пе­ре­да­на ми­ми­ка лиц, вир­ту­оз­но про­ра­бо­та­на фак­ту­ра тка­ней. Са­мое круп­ное про­из­ве­де­ние ве­не­ци­ан­ско­го пе­рио­да Канова — груп­па «Де­дал и Икар» (1777-1779 годы, Му­зей Кор­рер), трак­тую­щая ми­фо­ло­гическую сце­ну в жан­ро­вом клю­че.

В 1779-1802 годах Канова жил пре­имущественно в Ри­ме; в 1780 году по­се­тил Не­аполь, где за­ри­со­вы­вал ан­тич­ную скульп­ту­ру. Вес­ной 1780 года не­на­дол­го вер­нул­ся в Ве­не­цию, что­бы за­вер­шить ста­тую мар­ки­за Дж. По­ле­ни для ком­плек­са Пра­то-дел­ла-Вал­ле в Па­дуе. Она по­ло­жи­ла на­ча­ло «рим­ской ма­не­ре» Канова, по­ис­кам ге­ро­ического идеа­ла. В 1780-е годы он соз­да­ёт в Ри­ме свои круп­ней­шие ра­бо­ты в об­лас­ти ме­мо­ри­аль­ной пла­сти­ки — клас­си­ци­стического над­гро­бия римских пап Кли­мен­та XIII (со­бор Святого Пет­ра) и Кли­мен­та XIV (церковь Сан­ти-Апо­сто­ли). Позд­нее скульп­тор об­ра­щал­ся к раз­но­об­раз­ным фор­мам над­гро­бия (сте­ла, ур­на, пи­ра­ми­да, ино­гда в со­че­та­нии с круг­лой скульп­ту­рой — как в над­гро­бии эрц­гер­цо­ги­ни Ма­рии Кри­сти­ны Ав­ст­рий­ской, 1798-1805 годы, церковь Ав­гу­стин­цев, Ве­на).

В над­гро­бии пи­са­те­ля В. Аль­фье­ри (1806-1810 годы, церковь Сан­та-Кро­че, Фло­рен­ция) сар­ко­фаг упо­доб­лен ан­тич­но­му хра­му, ря­дом с ним — ал­ле­го­рическая фи­гу­ра, сим­во­ли­зи­рую­щая Ита­лию. К зре­ло­му пе­рио­ду твор­че­ст­ва от­но­сят­ся ста­туи на ге­ро­ические и идил­лические сю­же­ты — «Кревг» (1795-1801 годы) и «Да­мок­сен» (1795-1806 годы) («Бой­цы»; Ва­ти­кан­ские му­зеи), «Амур и Пси­хея» (1793-1797 годы, Лувр, Па­риж; Эр­ми­таж, Санкт-Пе­тер­бург, и др.), «Ге­ракл и Ли­кас» (1795-1815 годы, Национальная га­ле­рея современного искусства, Рим), «Пер­сей» (1799-1801 годы, Ва­ти­кан­ские му­зеи), «Па­рис» (1807-1812 годы), «Три Гра­ции» (1813-1816 годы, обе — в Эр­ми­та­же) и др. Из­вест­ная ста­туя Канова «Ве­не­ра Ита­лий­ская» (1804-1812 годы, га­ле­рея Пит­ти, Фло­рен­ция) вдох­нов­ле­на ан­тич­ны­ми изо­бра­же­ния­ми бо­ги­ни. Осо­бое ме­сто в твор­че­ст­ве Канова конца 1790-х годов за­ни­мал рель­еф («Смерть Адо­ни­са», 1797-1799 годы, Гип­со­те­ка, Пос­са­ньо, и др.), в ко­то­ром мас­тер пы­тал­ся со­еди­нить тра­ди­ции ве­не­ци­ан­ско­го жи­во­пис­но­го рель­е­фа и но­вый пла­стический опыт, при­об­ре­тён­ный в Ри­ме.

С сентября 1798 года по но­ябрь 1799 года Канова про­вёл в Пос­са­ньо, пе­ре­жи­вая втор­же­ние в Рим французских войск. Здесь он соз­да­вал тем­пе­ры и ак­ва­ре­ли с изо­бра­же­ни­ем тан­цов­щиц, муз и иг­раю­щих эро­тов, ис­поль­зуя мо­ти­вы пом­пе­ян­ских рос­пи­сей и греческой ва­зо­пи­си; те­му тан­цов­щиц он про­дол­жил и в ста­ту­ях 1800-х годов (Эр­ми­таж, Санкт-Пе­тер­бург; Национальная га­ле­рея, Рим, и др.). В 1802 году Канова стал чле­ном ака­де­мии Святого Лу­ки в Ри­ме (в 1804 и 1810 годах пре­зи­дент; с 1814 года почетный пре­зи­дент). Для На­по­ле­о­на I Канова ис­пол­нил (в ан­ти­ки­зи­рую­щем сти­ле) его бюст (1802 год, га­ле­рея Пит­ти), ста­туи Пао­ли­ны Бор­ге­зе (се­ст­ры На­по­ле­о­на I) в об­ра­зе Ве­не­ры-по­бе­ди­тель­ни­цы (1804-1808 годы, Га­ле­рея и му­зей Бор­ге­зе, Рим) и На­по­ле­о­на I в ви­де Мар­са-Ми­ро­твор­ца (1803-1806 годы, со­б­ра­ние гер­цо­га Вел­линг­то­на, Эпс­ли-ха­ус, Лон­дон; около 1811 года, га­ле­рея Бре­ра, Ми­лан), ма­те­ри им­пе­ра­то­ра Ма­рии Ле­ти­ции Бо­на­парт (1804-1807 годы, со­б­ра­ние гер­цо­га Де­вон­шир­ско­го, Чет­су­орт), порт­рет вто­рой суп­ру­ги им­пе­ра­то­ра Ма­рии Луи­зы Габс­бург­ской (1810 год, Гип­со­те­ка, Пос­са­ньо), её ста­тую в об­ра­зе Кон­кор­дии (1809-1814 годы, Национальная га­ле­рея, Пар­ма).

В 1802 году был на­зна­чен па­пой Пи­ем VII главным ин­спек­то­ром по ох­ра­не па­мят­ни­ков искусства, ве­дал все­ми во­про­са­ми, свя­зан­ны­ми с рес­тав­ра­ци­ей, му­зей­ной ра­бо­той, про­ве­де­ни­ем ар­хео­ло­гических рас­ко­пок и т. д. Под руководством Канова в 1809 году бы­ло на­ча­то соз­да­ние се­рии бюс­тов дея­те­лей куль­ту­ры и нау­ки Ита­лии для Пан­те­о­на. В 1814-1815 годах Канова по по­ру­че­нию Святого Пре­сто­ла вёл пе­ре­го­во­ры в Лон­до­не о воз­вра­ще­нии вы­ве­зен­ных На­по­лео­ном I Бо­на­пар­том во Фран­цию ше­дев­ров итальянского искусства на ро­ди­ну; здесь же впер­вые уви­дел про­из­ве­де­ния Фи­дия, вос­хи­тив­шие его со­еди­не­ни­ем «прав­ды на­ту­ры и кра­со­ты форм».

В 1810-1820-е годы Канова соз­дал се­рию порт­рет­ных бюс­тов (в т. ч. Ав­то­порт­рет, 1812 год, Му­зей Ка­но­вы, Пос­са­ньо), ал­ле­го­ри­че­ских («Мир», 1812-1814 годах, Му­зей ис­кусств имени Б. и В. Ха­нен­ко, Ки­ев) и ре­ли­ги­оз­ных («Мла­де­нец Ио­анн Кре­сти­тель», 1817 год, Гип­со­те­ка, Пос­са­ньо, и др.) про­из­ве­де­ний. Ав­тор кон­но­го па­мят­ни­ка Кар­лу III Бур­бо­ну на площади Сан-Фран­че­ско-ди-Пао­ла в Не­апо­ле (1808-1820 годы). По­сле смер­ти скульп­то­ра в Пос­са­ньо со­здан ме­мо­ри­аль­ный ком­плекс Канова (Museo Cano­viano), вклю­чаю­щий Гип­со­те­ку (архитектор Ф. Лац­ца­ри, 1832-1836 годы), Дом-му­зей Ка­но­вы и др.

Иллюстрация:

А. Ка­но­ва. «Пао­ли­на Бор­ге­зе в об­ра­зе Ве­не­ры-по­бе­ди­тель­ни­цы». Мра­мор. 1804-1808. Га­ле­рея и му­зей Бор­ге­зе (Рим). Архив БРЭ.

А. Ка­но­ва. «Три Гра­ции». Мра­мор. 1813-1816. Эр­ми­таж (С.-Пе­тер­бург). Архив БРЭ.

Антонио Канова

Анто́нио Кано́ва (итал. Antonio Canova ; 1 ноября 1757, Поссаньо — 13 октября 1822, Венеция) — итальянский скульптор, наиболее значительный представитель классицизма в европейской скульптуре, образец для подражания академистов XIX века (вроде Торвальдсена). Самые крупные собрания его работ находятся в парижском Лувре и в петербургском Эрмитаже.

Содержание

Биография [ | ]

Сын каменотёса Пьетро Канова и его жены Анжелы Зардо Фантолини. Отец умер в 1761 году и мать повторно вышла замуж. Канова воспитывался дедом по отцу, Пазино Канова, владельцем каменотёсных мастерских. Здесь получил первые навыки работы по камню.

В 1770 году поступил на 2 года в ученики к венецианскому скульптору Джузеппе Бернарди. Затем учился у Джованни Феррари и поступил в Венецианскую академию изящных искусств. Учась в Академии получил несколько наград. Во время учебы выполнил несколько работ для местных монастырей.

Венецианский сенатор Джованни Фалиеро нанял Канову для создания статуй Эвридики и Орфея для сада своей виллы в Асоло. Работа над статуями была начата в 1775 году, и обе были закончены в 1777-м. В 1779 году венецианского прокуратор Пьетро Веттор Пизани заказал скульптору группу «Дедал и Икар».

В следующем году он отправился в Рим, где знакомство с классическими памятниками скульптуры быстро развило его врождённые способности. Вскоре молодой художник занял выдающееся место среди ваятелей того времени, и известность его росла с появлением каждого нового произведения, распространяясь и далеко за пределы Италии.

Со всех сторон от царственных особ и вельмож сыпались к нему заказы. Папа Пий VII в 1802 г. сделал его главным смотрителем всех художественных памятников в своих владениях. Наполеон пригласил его в 1802 году в Париж для изготовления колоссальной статуи (Наполеона) и для других важных работ. Шедевр этого времени — Полина Бонапарте в обличии победоносной Венеры.

После падения Наполеона, в 1815 году, Канова энергично способствовал тому, чтобы художественные сокровища, увезённые из Рима низложенным императором во Францию, были возвращены в Вечный город; в благодарность за это, равно как и за его необычайный художественный талант, Пий VII приказал вписать его имя в Золотую книгу Капитолия и пожаловал ему титул маркиза д’Искиа.

Несмотря на эти почести и на благорасположение со стороны Папы, знаменитый скульптор вследствие размолвки с кардиналами покинул Рим и последние годы своей жизни провёл на родине, в Поссаньо, близ Бассано. Он умер в Венеции 13 октября 1822 г. и был похоронен в соборе Санта-Мария Глориоза деи Фрари в мавзолее, который сам же спроектировал по образцу древнеримских храмов.

После смерти Кановы в 1822 году Академия решила поместить сердце Кановы в порфировую урну, и по распоряжению президента венецианской Академии Леопольдо Чиконьяра была проведена подписка для сбора денежных средств на памятник Канове. В 1827 группой учеников Антонио Кановы (Д. Фабрис, Б. Феррари, Р. Ринальди, Л. Зандоменеги, Я. де Мартини и А. Боза), этот памятник был построен согласно проекту самого Кановы. В урне, которую держит сильно задрапированная фигура (работа Бартоломео Феррари) находится сердце Кановы, остальное тело погребено в мавзолее около его дома в Поссаньо.

Творчество [ | ]

При жизни Канова имел репутацию самого значительного из скульпторов новейшего времени. В развитии классицистической скульптуры он сыграл столь же ключевую роль, что и Давид — в развитии классицистической живописи. Современники не жалели сильных эпитетов для описания своего преклонения перед даром Кановы, который, как тогда казалось, выдерживал сравнение с лучшими ваятелями античности. Его надгробия эффектны, портреты — идеализированы. Тем не менее ни «торжественное спокойствие композиции», ни «ясность и изящество пропорций» не уберегли Канову от обвинений в «холодной отвлечённости образов, сентиментальной слащавости и салонной красивости, безжизненности гладкой, отполированной поверхности мрамора», которые выдвигали против него многие позднейшие историки искусства.

Читайте далее:

Добавить комментарий

Антонио Канова
Antonio Canova

Автопортрет (1792)
Дата рождения 1 ноября1757 ( 1757-11-01 )
Место рождения Поссаньо
Дата смерти 13 октября1822 ( 1822-10-13 ) (64 года)
Место смерти Венеция
Страна
  • Венецианская республика
Жанр скульптура
Стиль классицизм
Награды