Ансамбль капеллы медичи во флоренции

Капелла Медичи — единство архитектурного ансамбля

Существуют самые различные трактовки места и значения ансамбля Капеллы Медичи как в общекультурном смысле, так и применительно к этапу в творчестве Микеланджело: отражение воззрений о мироустройстве, философские рассуждения о сущности времени, скорбь об участи Флоренции, утратившей свободу, или мысли о бессмертии души.

На самом деле Микеланджело воплотил в архитектурных формах и пластических образах свои настолько универсальные личные мысли, что они обрели общечеловеческое значение. А памятник Медичи стал в итоге памятником самой Флоренции.

История

В 1520 году, по заказу папы, Льва Х, и кардинала Джулиано Медичи, Микеланджело Буонаротти приступает к работе над созданием усыпальницы Медичи в соборе Сан-Лоренцо. Аристократы по рождению, бунтари по духу, поддержавшие восстание Чомпи, политики, банкиры, меценаты, просветители, промышленники и религиозные деятели — всё это Медичи, каждый из которых внёс свой вклад в историю Флоренции. Воплощение замысла Микеланджело по созданию Капеллы Медичи должно было стать свидетельством не только могущества этого рода, но и «зеркалом всей Италии».

Четырнадцатилетний период работы над усыпальницей стал для Мастера годами чередующихся отчаяния и надежды. Надвигающийся кризис культуры Возрождения, война, жесткая антифлорентийская политика внутри страны, приведшая к падению Флоренции и уничтожению духа свободного гражданства, присущего городу, создали условия для крушения всех человеческих и политических надежд Микеланджело. Не случайно скульптурные образы, выполненные им для Капеллы, воплощают трагизм и обречённость, что видно даже на фото.

Единство пространства и противоречие содержания

Капелла Медичи находится в Новой Сакристии церкви Сан-Лоренцо. Для небольшого квадратного помещения, площадью около 120 кв. метров, архитектор поставил цель вытянуть по вертикали всю композицию и интерьер, чтобы оно казалось более высоким. Новации художественных взглядов Микеланджело проявились в том, что массивное заполнение пространства (гробницы, скульптуры) вступает в контраст с лёгким обрамлением (карниз нижней зоны сакристии и полуколонны). Динамика архитектурного языка проявилась и в том, что мастер не побоялся прорезать линии обрамления выступающими за их границы фрагментами статуй, словно раздвигая внутреннее пространство капеллы.

Скульптурное убранство было посвящено погибшим Лоренцо и Джулиано Медичи. В отличие от стереотипов XV века, когда умершие изображались мирно почившими, глубоко задумавшийся Лоренцо и полный готовности действовать Джулиано представлены сидящими в нишах. Надгробия словно образуют два фасада дворцовых зданий, скульптуры приобретают естественную пространственную среду.


На крышке саркофага Лоренцо скульптор поместил фигуры «Утра» и «Вечера». «Утро» символизирует мучительное пробуждение, вся пластика этой фигуры полна предчувствий новых страданий. И движение руки, освобождающее лицо от пелены, и вздох, срывающийся с полуоткрывшихся губ, гаснут, едва успев начаться. Поза, выражение лица «Утра» говорят о том, что в этом цветущем теле живёт уставшая, гибнущая душа. Образ «Вечера» исполнен смирения, погружения в дымку сна. Впечатление инертности усиливается сознательной незаконченностью проработки камня скульптуры: лицо, руки, ноги «Вечера» словно подёрнуты сумерками приближающегося угасания.

Гробница Джулиано декорирована фигурами «Дня» и «Ночи». Титаническому образу «Дня», полному мощи и даже некоторой угрозы, противопоставлена «Ночь», оставляющая впечатление полной исчерпанности жизненных сил и умирания.

Для Капеллы Медичи Микеланджело создал также статую Мадонны, кормящей младенца. Расположение скульптуры таково, что предполагает обход по дуге, с каждой точки которой раскрывается совершенно новый аспект выразительности пластики и красоты внутреннего движения.

Местоположение, время работы и стоимость

Адрес: Piazza di Madonna degli Aldobrandini, 6. 50123 Firenze, Италия.

Капелла Медичи находится на Пьяцца Мадонна делли Альдобрандини. Для посетителей музей открыт с 08:15 до 16:50. При этом нужно учесть, что билетная касса закрывается в 16:20. Вход стоит 8 евро, дети до 10 лет проходят бесплатно. За исключением праздников и выходных:

  • Рождества (обратите внимание, католического, 25 декабря!);
  • Нового года;
  • 1 Мая;
  • каждое чётное воскресенье;
  • каждый нечётный понедельник;
  • часовня открыта каждый день.

Как добраться

Добираться до Капеллы Медичи нужно автобусом №С1 до остановки «Церковь Сан-Лоренцо». Также можно пройти пешком. Ориентироваться следует на собор Санта-Мария Новелла, находящийся на противоположной стороне привокзальной площади. Затем по короткой улочке от Пьяцца Санта-Мария Новелла пройти к церкви Сан-Лоренцо.

Капелла Медичи во Флоренции: описание, фото, история, часы работы

Флоренция, как и практически любой итальянский город, буквально наводнена достопри­мечательностями, памятниками истории, всевозможными бесценными артефактами, о которых мы немного упоминали в маршруте прогулки по Флоренции за 1 день. Среди всего этого изобилия есть места, которые просто нельзя не посетить, и одно из таких мест – Капелла Медичи. Она входит в состав мемориального комплекса при церкви Сан-Лоренцо.

Строго говоря, капелла состоит из трех частей – склепа с захоронением 49 не самых известных Медичи; Капеллы Принцев, где покоится прах гораздо более знаменитых представителей рода; и Новой Сакристии (Sagrestia Nuova).

Именно над оформлением последней работал великий Микеланджело Буонарроти, и, несмотря на весьма драматическую историю реализации проекта, именно здесь талант великого Мастера отразил многие свои грани. Собственно, именно Новую Сакристию чаще всего имеют в виду, когда говорят о Капелле Медичи.

Как добраться, режим работы

Основной ориентир для туристов, желающих посетить Капеллу Медичи во Флоренции – это сама церковь Сан-Лоренцо. Находится она по адресу Piazza di San Lorenzo, 9.

Капелла Медичи входит в состав комплекса Сан-Лоренцо

Достопримечательность очень значима, присутствует во всех возможных путеводителях, поэтому найти ее не составит проблем. Рядом с церковью проходит маршрут автобуса С1. Остановка так и называется – «San Lorenzo». Можно также выйти и на следующей остановке – «Cappelle Medicee».

Капелла Медичи открыта для посещения каждый день с 8:15 до 18:00. Регулярные выходные – каждое четное воскресенье и каждый нечетный понедельник месяца. Также капелла закрыта в самые большие праздники – 1 января (Новый год), 25 декабря (Рождество) и 1 Мая.

Билеты в капеллу Медичи и библиотеку Лауренциана (еще один проект Микеланджело на территории комплекса Сан-Лоренцо) покупаются отдельно. Касса работает до 16:20. Детям до шести лет вход бесплатный.

Капелла Медичи во Флоренции – очень популярное место, поэтому будет нелишним билеты заранее забронировать онлайн.

Чем интересна капелла Медичи

Будучи далеко не единственной живописной усыпальницей во Флоренции, Капелла Медичи разительно отличается от других подобных объектов. Микеланджело вложил весь свой талант в то, чтобы создать в капелле атмосферу глубокого трагизма и скорби – здесь все посвящено теме смерти.

Даже характер естественного освещения очень символичен. В самом низу, где расположены саркофаги с усопшими, темнее всего. Чем выше, тем больше света снаружи попадает внутрь здания. Это символизирует бессмертие души и ее переход в царство света после завершения земной жизни человека.

Над усыпальницами Лоренцо Великолепного и его брата Джулиано можно видеть работы Микеланджело «Мадонна с младенцем», скульптуры святых Косьмы и Домиана

Центральный объект в Капелле Медичи – алтарь. Но отнюдь не он представляет наибольший интерес с художественной и эстетической точки зрения.

По правой и левой стороне от алтаря находятся усыпальницы герцогов Джулиано Немурского и Лоренцо Урбинского. Прямо напротив алтаря, у противоположной стены в выступающем цоколе покоится прах еще двух Медичи – Лоренцо Великолепного и его родного брата Джулиано.

Эти два представителя могущественного рода были в свое время гораздо более значимыми фигурами, чем их тезки, похороненные «по соседству». Но их саркофаги украшены гораздо скромнее – на склепе установлены три статуи работы Микеланджело – святых Космы и Дамиана, и «Мадонна с младенцем». Последняя – едва ли не единственная скульптура в капелле, которая лишена трагизма, а наполнена лирическим отражением близости матери и ребенка.

Лоренцо Великолепный был видным государственным деятелем Флорентийской республики и ее руководителем в эпоху Ренессанса. У многих возникает естественный вопрос, почему его с братом усыпальница получила от Микеланджело столь минималистическое оформление.

Ответ на самом деле очень простой. Лоренцо Урбинский и Джулиано Немурский первыми из рода Медичи получили герцогские титулы. В те феодальные времена это обстоятельство имело гораздо большее значение, чем реальная историческая роль того или иного лица.

Аллегорические фигуры «Утро» (женская) и «Вечер» (мужская) украшают надгробие Лоренцо Урбинского

Саркофаги герцогов Лоренцо и Джулиано Медичи украшены скульптурами, которые принесли еще больше славы и без того знаменитому на тот момент Микеланджело. Это так называемые «Сутки». Скульптуры «Утро» и «Вечер» установлены на гробнице Лоренцо Урбинского, а «День» и «Ночь» – на саркофаге Джулиано Немурского.

Еще при жизни Микеланджело скульптура «Ночь» оказывала неизгладимое впечатление на современников творца своим глубоким трагизмом. Точно такое же настроение фигура создает и сейчас, о чем свидетельствуют многочисленные отзывы посетителей Капеллы Медичи.

Фигуры «День» (мужская) и «Ночь» (женская) установлены Микеланджело над гробницей Джулиано Немурского

Все описанное – лишь самые заметные творения Микеланджело, созданные в ходе работы над внутренним убранством капеллы. Осознание реального величия этого произведения искусства приходит по мере ознакомления с самой историей создания Капеллы Медичи.

Другие интересные статьи:

Photos by: Sailko, Rufus46, Rabe!, Yannick Carer

Капелла Медичи во Флоренции

Капелла Медичи во Флоренции расположена на территории церкви Сан-Лоренцо и считается одним из самых прекрасных и печальных мест в городе. Благодаря великим мастерам эпохи Возрождения, роскошь земного бытия клана Медичи воплотилась в убранстве их последнего приюта. Склепы и надгробия, выполненные известными мастерами ренессанса, напоминают о тленности земного бытия и вечности мироздания.

Приятный бонус только для наших читателей — купон на скидку при оплате туров на сайте travelata.ru до 31 января:

  • AF500guruturizma — промокод на 500 рублей для туров от 40 000 руб
  • AFTA2000Guru — промокод на 2 000 руб. для туров в Таиланд от 100 000 руб.
  • AF2000KGuruturizma — промокод на 2 000 руб. для туров на Кубу от 100 000 руб.

В мобильном приложении Travelata действует промокод — AF600GuruMOB. Он даёт скидку 600 рублей на все туры от 50 000 рублей. Скачать приложение для Android и IOS

На сайте onlinetours.ru вы можете купить ЛЮБОЙ тур со скидкой до 3%!

История строительства

Церковь Сан-Лоренцо основанная в 393 году Святым Амвросием, была реконструирована в XI веке, после чего приобрела вид прямоугольной базилики с разновеликими колоннами в основании. Архитектор Филиппо Брунелески, по заказу Козимо Старшего Медичи, присоединил в XV веке к средневековой церкви постройку в форме полусферического купола и покрыл ее красной черепицей.

Длинное прямоугольное помещение базилики Сан-Лоренцо заканчивается раздвоением, с левой стороны которого находится старая ризница (сакристия) и переход в здание библиотеки Лауренциано, с правой стороны расположена Капелла Медичи, а в торце возвышается Капелла Принцев. Грубая облицовка наружной поверхности церкви контрастирует с ее великолепным внутренним убранством.

Внутреннее убранство

Церковь Сан-Лоренцо является усыпальницей многих видных флорентийских живописцев, историков и политических деятелей. Для самых известных личностей установлены саркофаги на мраморном полу и на верхних ярусах стен. Опоры базилики завершаются готическими потолочными сводами из серого камня. В огромных вертикальных нишах установлены полотна великих флорентийских живописцев Пьетро Марчезини «Святой Матфей» 1723, «Распятие на кресте» 1700 г Франческо Конти, «Распятие и двое скорбящих» Лоренцо Липпи.

Часть стены украшает огромная фреска с изображением великомученика Святого Лаврентия кисти художника Бронзино, а на возвышении установлен музыкальный орган. Сквозь бронзовую решетку, под алтарем церкви, просматривается захоронение Козимо Старшего Медичи, которое обустроили сами горожане, выражая глубокую благодарность и признательность меценату и правителю Флоренции.

В центре зала, на высоких опорах, установлены две кафедры похожие на саркофаги. Они украшены бронзовыми рельефами, изображающими сцены из жизни Христа. Это последние работы Донателло – уникального мастера по бронзовому литью, родоначальника скульптурного портрета и круглой статуи, который провел во Флоренции последние годы своей жизни и покоится под мраморной плитой в церкви Сан-Лоренцо.

Старая ризница

Сакристия (ризница) служит для хранения церковных принадлежностей и подготовки священников к богослужениям, но в базилике Сан-Лоренцо она имеет иное предназначение. Старая ризница превратилась в склеп основателя рода Медичи – Джованни ди Биччи. Оформленная архитектором Филиппо Бруннелески, усыпальница представляет собой идеальное квадратное помещение, в архитектуре которого преобладают строгие геометрические линии.

Находясь под влиянием античных мастеров, Бруннелески использует в интерьере колонны и пилястры, свойственные римской архитектуре. Украшением стен служат накладки из серо-зеленого мрамора, которые в сочетании с бежевой штукатуркой подчеркивают правильные формы ризницы. Коридор под сумрачными сводами ведет к нижним погребальным помещениям и к могиле Медичи Козимо Старшего. Стены склепа украшены красным алтарным бархатом с узорами из серебряных витиеватых пластин.

Повсюду расставлены бронзовые бюсты покоящихся Медичи и драгоценная церковная утварь. Особого внимания заслуживает серебряный крест для процессий 877 г, реликварий Святых упокоенных 1715 г, золотая дарохранительница Лоренцо Дольчи 1787. Здесь же находится рака архиепископа 1622 г и сосуды со святыми мощами. Деревянные двери крипты искусно украшены резьбой.

Новая ризница

Новая сакристия или Капелла, была спроектирована и воссоздана архитектором Микеланджело по заказу Джулио Медичи папы Климента VII в 1520 году. Помещение предназначалось для захоронений великих Тосканских герцогов из рода Медичи. Микеланджело в то время находился в довольно сложном положении, являясь с одной стороны сторонником республиканцев, которые вели ожесточенную борьбу с Медичи, с другой стороны он был придворным скульптором, работающим на своих врагов.

Мастер возводил храм и склеп для семьи, которая в случае победы могла жестоко наказать своего архитектора. Дорога к Капелле Медичи ведет через всю базилику Сан-Лоренцо и поворачивает направо, где спустившись по ступеням можно попасть в комнату с гробницами.

Саркофаг герцога Неймурского

Приглушенные цвета помещения и тонкие лучи света, пробивающиеся сквозь небольшое окно в потолке, создают в родовой усыпальнице ощущение грусти и покоя. В одной из ниш на стене установлена мраморная скульптура Джулиано герцога Неймурского, младшего сына Лоренцо Медичи. Фигура молодого человека сидящего на троне, облачена в доспехи римского воина, а его голова задумчиво повернута в сторону. По обе стороны от саркофага полулежат величественные изваяния, олицетворяющие день и ночь работы Микеланджело.

Саркофаг герцога Урбинского

На противоположной стороне стены, напротив гроба Джулиано, воздвигнута скульптура Лоренцо, герцога Урбинского внука Лоренцо Медичи. Герцог Урбинский Лоренцо представлен в образе древнегреческого воина, сидящего в доспехах над своей гробницей, а в его ногах расположились величественные скульптуры воссоздающие утро и вечер.

Саркофаги братьев Лоренцо Великолепного и Джулиано

Третье захоронение Капеллы – это могилы Лоренцо Великолепного и его 25-ти летнего брата Джулиано, погибшего от рук заговорщиков в 1478 году. Надгробие выполнено в виде длинной столешницы, на которой установлены мраморные статуи «Мадонна с младенцем» работы Микеланджело, «Святой Косьма» работы Анджело ди Монторсоли и «Святой Домиан» Рафаэля ди Монтелупо. Всю композицию Капеллы объединяют стремительно бегущие мгновения жизни и бесконечное течение времени.

Капелла Принцев

Вход в Капеллу Принцев возможен с площади Мадонны дель Брандини, которая расположена с противоположной стороны от церкви Сан-Лоренцо. В этом роскошном помещении находятся шесть захоронений наследных Великих герцогов Тосканских. Проектировал Зал Принцев в 1604 году Матео Ниджетти, а украшали флорентийские ремесленники из мастерской Pietra dura, принадлежавшей семье Медичи.

Для облицовки стен использовались различные сорта мрамора и полудрагоценные камни. Тонкие каменные пластины подбирались по орнаменту и плотно крепились на стыках. Установленные саркофаги украшены родовыми гербами Медичи. Герцоги были ростовщиками и основоположниками разветвленной банковской системы Западной Европы.

На их гербе присутствует шесть шаров, которые считались величиной процентной ставки по выдаваемым займам. Мозаичные изразцы в нижней части стены представлены гербами тосканских городов. В углублениях установлено всего две скульптуры – это герцоги Фердинанд I и Козимо II. Из-за того, что Капелла не была окончательно достроена, другие ниши остались пустыми.

Что еще посмотреть

Ценнейшее собрание книг и древних рукописей находится в библиотеке Лауренциано. Здание библиотеки и ведущая к ней великолепная серая лестница – творение рук Микеланджело. Начало сбора рукописной коллекции было положено еще Козимо Старшим Медичи и продолжилось Лоренцо I Медичи, в честь которого и названо литературное хранилище. Чтобы попасть в библиотеку, необходимо пересечь ухоженный церковный двор.

Экскурсии

Правление герцогов Медичи длилось около 300 лет и завершилось в середине XVIII века. Медичи умело использовали искусство и архитектуру, чтобы продемонстрировать свое богатство и могущество. Придворные скульпторы, архитекторы и художники получали заказы на возведение дворцов и изготовление живописных полотен. В начале XV столетия, несколько семейств Медичи выбрали церковь Сан-Лоренцо в качестве места для захоронения членов своего рода.

Каждая из ответвлений династии оплачивала строительство и реконструкцию определенного участка в базилике. Кто-то из клана удостоился находиться в Капелле Принцев, а кто-то покоится в нишах крипта. Все тонкости и переплетения в биографии самой известной тосканской семьи разъяснят путешественникам грамотные гиды, имеющие богатый опыт проведения экскурсий по Флоренции и в совершенстве владеющие историческим материалом.

Загадки капеллы Медичи

Клан герцогов Медичи с XV по XVIII век творил историю Флоренции. Среди членов их семей были римские папы и две королевы Франции. Медичи были не только влиятельными правителями, но и меценатами, которые покровительствовали великим творцам эпохи Возрождения. Обладая огромной властью и несметными богатствами, герцоги Медичи, по историческим свидетельствам, пытались вначале купить, но получив отказ, предприняли несколько попыток похитить Гроб Господень из Иерусалима, чтобы поставить его посередине Капеллы Принцев.

Кто погребен в Капелле Принцев базилики Сан-Лоренцо? Какими драгоценными камнями украшена восьмиугольная усыпальница Герцогов? Кому принадлежали и как использовались ювелирные и гранитные мастерские Флоренции? Как соединялись между собой мозаичные поверхности различных пород и почему на облицовке стен не видно соединительных швов? Ответы на эти и многие другие вопросы, любознательные туристы получат, воспользовавшись индивидуальной экскурсией с профессиональным гидом.

Великие усыпальницы Медичи

Через два года после смерти папы Льва X, внук Лоренцо Великолепного папа Климент XVII, продолжил финансировать строительство капеллы в новой ризнице Сан-Лоренцо. Скульптор Микеланджело и его подмастерья работали над оформлением Капеллы Медичи более 10 лет. Любимым материалом Микеланджело был белый мрамор из Каррарских каменоломен. Мастер часто сам присутствовал при отборе глыб для своих работ.

Аллегорические скульптуры День, Ночь, Утро и Вечер, в Капелле Медичи также выполнены зодчим из белого каррарского мрамора и тщательно отполированы до блеска. Осмотреть все уголки церкви Сан-Лоренцо и не заблудиться в коридорах усыпальниц, за непродолжительный промежуток времени узнать массу интересной информации и увидеть знаковые достопримечательности Флоренции и Капеллы Медичи – это возможно только с помощью грамотных гидов и индивидуальных экскурсий.

Медичи и Возрождение

Свобода творческого выбора была возможна в республиканской Флоренции, но начиная с XV века, все талантливые мастера полностью зависели от двора Медичи. Микеланджело был сторонником республиканцев и выступал против тирании Медичи, выполняя при этом множественные заказы семейства. Боясь герцогского гнева, скульптор продолжал оформлять церковь Сан-Лоренцо, библиотеку Лауренциано и новую сакристию.

После поражения республиканцев Микеланджело укрывался от своих господ в ризнице под часовней Сан-Лоренцо и находился там до тех пор, пока римский папа не простил его бунтарство. После этих событий, в 1534 г мастер переезжает в Рим, не закончив оформление Капеллы Медичи. Работу над гробницей Лоренцо Великолепного продолжил Вазари, а скульптуры Косимо и Домиано выполнили ученики Микеланджело. Сам великий Микеланджело (1475-1564) – скульптор, поэт, живописец и инженер, похоронен в мраморной гробнице Сан-Лоренцо.

Особую роль, в оформлении базилики Сан-Лоренцо, сыграл гений скульптуры Донателло (1386-1466). Две огромные кафедры, стоящие каждая на четырех колоннах, украшены бронзовыми накладками работы мастера. Сюжетом для их оформления послужили библейские темы, которые описывают жизнь святого Лаврентия, Гефсиманский сад и Снятие с креста. Будучи человеком неприхотливым, Донателло работал не ради денег, довольствовался скромной пищей и не носил богатых нарядов.

Заработанные им средства были в свободном доступе для учеников, и по рассказам современников «хранились в корзине, подвешенной к потолку в мастерской скульптора». Соединяя в своих работах античность и ренессанс, Донателло огромное внимание уделял рисунку и пробным отливкам из воска и глины. К сожалению, ни одной схемы или образца не сохранилось до наших дней.

Эти и другие интересные факты о роли Медичи в многовековой истории Флоренции эпохи Возрождения, туристы узнают от компетентных гидов при проведении индивидуальных экскурсий.

Время работы и цены на билеты

Комплекс исторических зданий в церкви Сан-Лоренцо, различается по времени посещения и предполагает отдельную покупку билетов.

Время работы базилики Сан-Лоренцо:

  • с 10.00 до 17.00 ежедневно
  • с 13.30 до 17.30 в воскресенье
  • не работает в воскресные дни с ноября по февраль

Билетные кассы закрываются в 16.30.

  • 6 евро для посещения базилики;
  • 8,5 евро для совместного посещения базилики и библиотеки Лауренциано.

Время работы Капеллы Медичи:

  • с 08.15 до 15.45;
  • не работает 1 января, 25 декабря, 1 мая, с 1 по 3, и 5 понедельник месяца, 2 и 4 воскресенье месяца.

Стоимость билетов в Капеллу составляет 8 евро.

Где находится и как добраться

Церковь Сан-Лоренцо и Капелла Медичи находятся по адресу: Piazza di San Lorenzo, 9, 50123 Firenze FI, Italia.

Городской автобус №1 доставляет туристов до остановки «Сан-Лоренцо».

Путешествуя на собственном автомобиле, можно воспользоваться подземной парковкой железнодорожного вокзала Флоренции Santa Maria Novella, находящегося в пешей доступности от базилики.

Капелла Медичи – шедевр Микеланджело

Капелла Медичи (Cappelle Medicee) вплотную прилегает к Базилике Сан-Лоренцо, фамильной церкви семьи Медичи, которая является “сердцем” Флоренции.

История создания

В 1520 году Микеланджело получил заказ на постройку и украшение статуями капеллы – усыпальницы рода Медичи при церкви Сан Лоренцо от кардинала Джулио Медичи (впоследствии папа Климент VII).

Pабота велась с перерывами до 1526 года, затем после бурных событий осады и падения республики во Флоренции, в которых принимал участие сам Микеланджело – с 1530 по 1534 годы.

Когда Микеланджело в 1534 уехал в Рим, скульптуры еще не были установлены и находились на разных стадиях завершенности. Сохранившиеся наброски свидетельствуют о напряженной работе, предшествовавшей их созданию: были проекты единой гробницы, двойной и даже свободно стоящей гробницы.

Архитектура и ее символизм

Два пристенных надгробия включают статуи герцога Джулиано и герцога Лоренцо, помещенные в неглубоких нишах второго яруса на южной и северной стенах капеллы Медичи, декор которых имитирует фасад дворца.

Фигуры герцогов воплощают две основные аллегории бытия человека – «вита аттива» и «вита контемплатива» – «жизнь действенную» и «жизнь созерцательную».

Герцог Урбинский

При всей противоположности этих аллегорий, сами образы объединяет ощущение мрачной отрешенности, усталости и одиночества. Внизу перед нишей – саркофаг, на овальной крышке которого – фигуры «Дня» и «Ночи».

Герцога Немурский

Вместе с фигурами «Утра» и «Вечера» на саркофаге Лоренцо они символизируют времена суток и соответствуют девизу рода Медичи «Semper» (всегда); в капелле должна была идти круглосуточная служба.

Смена времен указывает и на быстротечность, бренность человеческой жизни. В пластике могучих обнаженных тел, их сложных позах, в их усилиях преодолеть тяжелую инертную силу, выражены тревога и борьба.

Самый совершенный и самый трагический образ капеллы – «Ночь». Изображенная в позе мучительного сна, «Ночь» не может в нем найти успокоения.

Трагическая маска под рукой Ночи, заведенной за спину, сова у ее ног, камень в руке, который согласно одному из толкований должен выпасть, если она уснет, и разбудить ее – все это символы тревожной, обреченной на вечное бодрствование «Ночи».

Ей не дано ни покоя, ни даже смерти. Ее могучее тело прекрасных пропорций уже тронуто увяданием, ее удивительно благородное лицо полно скорби.

Саркофаг Лоренцо и Джулиано

Джулиано был братом Лоренцо. Он погиб во время заговора в Пацци. Над саркофагами братьев установлена фигура Богородицы с младенцем.

На лице скульптуры угадываются такие чувства, как глубокое волнение и переживание за судьбу своего ребенка. Сам младенец отвернут от зрителей лицом к матери – этим Микеланджело хотел показать близость между родителями и детьми.

Саркофаг герцога Урбинского

Возвышается над его могилой идеализированная скульптура самого герцога. Он изображен в образе молодого древнеримского полководца.

Надгробие венчают фигуры «Утро» и «Вечер». «Утро» представлено в виде красивейшей женщины, очень сильной. Однако в ее образе прослеживается ощущение сонливости или даже болезни. «Вечер» представлен в виде взрослого мужчины. Его лицо выражает усталость.[

Саркофаг герцога Немурского

Этот человек был младшим сыном Лоренцо Великолепного. Над его местом захоронения располагаются скульптуры, символизирующие «День» и «Ночь».

«Ночь» представляет собой пожилую женщину, в образе которой просматривается увядающая красота. Ее фигура, являясь самой выразительной и трагической, вдохновляла на создание стихотворений, как самого Микеланджело, так и поэта Джованни Стронци. «День» – это фигура молодого юноши, спортсмена.

Присутствует ощущение незавершенности образа. Это скульптор сделал намеренно, дабы показать, что никогда не известно «Что день грядущий нам готовит».

Видео

Небольшая видео экскурсия по Капелле погрузит вас в атмосферу таинственной истории.

Как добраться

Доехать можно автобусом NoС1 до остановки «Церковь Сан-Лоренцо».

Также можно пройти пешком. Ориентироваться следует на собор Санта-Мария Новелла, находящийся на противоположной стороне привокзальной площади. Затем по короткой улочке от Пьяцца Санта-Мария Новелла пройти к церкви Сан-Лоренцо.

Капелла Медичи

Капелла Медичи

Cappella Medici

Капелла Медичи является частью монументального комплекса Сан-Лоренцо. Базилика Сан-Лоренцо была официальной церковью семьи Медичи, которые жили во дворце на Via Larga (теперь via Cavour). Сама часовня стала их мавзолеем. Джованни де Биччи де Медичи (Giovanni de’ Bicci de’ Medici, умер в 1429) был первым из рода Медичи, который завещал похоронить себя и свою жену Пиккарду в маленькой ризнице Брунелески. Позже его сын, Козимо Старший, был похоронен в церкви. Проект по семейному мавзолей для Медичи был задуман в 1520 году, когда Микеланджело начал работу над Новой сакристией, расположенной напротив Старой Сакристии Брунелески на другой стороне церкви. В конце концов Кардинал Джулио де Медичи, будущий папа римский КлементVII, задумал возвести мавзолей для некоторых членов своей семьи, Лоренцо Великолепного и его братьев, Лоренцо, герцога Урбино (1492-1519) и Джулиано, герцога Немура (1479-1516).

Строительство капеллы Медичи было завершено в 1524 году, с ее белыми стенами и pietra serena интерьером, основанном на дизайне Бруннелески. Вход в капеллу расположен с задней стороны Базилики Сан-Лоренцо. Капелла Медичи разделена на три части:

  • крипта
  • княжеская капелла (Cappella dei Principi)
  • новая сокровищница

Посетить капеллу Медичи

  • Капелла Медичи
  • Capelle Medicee
  • Piazza Madonna degli Aldobrandini, 6, возле Базилики Сан-Лоренцо
  • вход в капеллу Медичи со стороны piazza. S. Lorenzo
  • ежедневно с 8:15 до 13:50
  • с 19 марта по 3 ноября и с 26 декабря по 5 января с 8:15 до 17:00.
  • Закрыто : второе и четвертое воскресенье месяца; первый, третий, пятый понедельник месяца; Новый год, 1 мая, 25 декабря.
  • Полная цена: 6,00 €
  • Льготный: 3,00 € (дети в возрасте от 18 до 25 лет, школьные учителя)

Что посмотреть в капелле Медичи

В пepвом зале капеллы Медичи — семейной усыпальницы Медичи, спроектированном Буонталенти, наxoдятся гробницы Козимо Старого, дoнателло, великих герцогов из пpaвившей пocле Медичи семьи герцогов Лотарингских. Из этого зала мoжно подняться в Капеллу-деи-Принчипи (Cappella dei Principi), или Княжескую капеллу, офopмление котopой пpoдoлжалось дo XVIII вeка и гдe погребены великие герцоги Тосканские: Козимо III, Франческо I, Козимо I, Фердинанд I, Козимо II и Фердинанд II.

Из Княжеской капеллы коридор вeдeт в Новую сокровищницу (Sagrestia Nuova), котopая распoлoжена симметрично Старой сокровищнице церкви Сан-Лоренцо. пo поручению папы Льва X, из рода Медичи, котopый захотел создать склеп для младших членов дoма, Микеланджело надстроил сокровищницу. Получившееся квaдpaтное в плане помeщeние (11 х 11 м) называют капеллой Медичи.

В офopмлении интepьера скульптор ориентировался нa отделку Старой сакристии, построенной пo проекту Брунеллески. Он разделил cтены вертикальными каннелированными коринфскими пилястрами и разрезал их горизонтальными карнизами. При этoм Микеланджело прибег к излюбленному Брунеллески декораторскому приему — сопоставлению белой cтены c членениями из темно-серого камня. Эту «каркасную» систему Микеланджело стремится вытянуть в высоту, для чего суживает кверху обрамление окон в люнетах верхнего яpycа и дает кессоны купола в перспективном сокращении. Нижние пилястры и карниз воспринимаются кaк рамы скульптурных гробниц.

В таком решении яснее всeгo виден новый, yже нe ренеccансный, принцип офopмления интepьера, ocнованный нa сочетании контрастов. Простейшими приемами Микеланджело дoбивается небывалого динамизма, рождающего иной художественный язык. И из эпохи Ренеccанса мы внезапно попадаем в эпоху барокко.

Гробницы капеллы Медичи

В офopмлении гробниц Микеланджело решительно нарушает гармонию и легкость ренеccансного apxитектурного обрамления. Визуально тяжелые изваяния кaк будто хотят выйти из своих apxитектурных «рам», c трудом удерживаясь нa покатых крышках саркофагов. Невозмoжно точнее пepeдать ощущение тесноты склепов, тяжести могильных плит и напряженного желания жить. Микеланджело окончил тoлькo двe из задуманных гробниц. В них похоронены пpaвнуки Козимо Старого. В шлеме изображен Лоренцо, герцог Урбин Аллегорические фигуры нa гробнице пepвого называются «Вечер» и «Утро», втopого — «Ночь» и «День».

Статуи герцогов Лоренцо и Джулиано Медичи лишены портретного сходства и, возмoжно, символизируют Жизнь деятельную и Жизнь созерцательную. Драматический пафос этиx обpaзов Микеланджело выразил в чeтвepостишии, написанном им кaк бы oт имени Ночи:

Мне сладко спать, a пуще — камнем быть,

Кoгда кругом позор и преступленье:

Не чувствовать, нe видеть — облегченье.

Умолкни ж, дpyг, к чему меня будить?

Помимо этиx аллегорий Микеланджело принадлежит автopство статуи Мадонны, стоящей нaпpoтив алтаря.

Читайте далее: