Амброджо лоренцетти млекопитательница

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • 1-Русские художники 14-18 в.в. (43)
  • 2-Русские художники 19 в.-I (50)
  • 3-Русские художники 19 в.-II (43)
  • 4-Русские и советские художники 19 в. (19)
  • 5-Русские и советские художники 19-20 в.в. (50)
  • 6-Художники СССР 20 в. (50)
  • 7-Советские и постсоветские художники (43)
  • Авиация, воздухоплавание-1 (50)
  • Авиация, воздухоплавание-2 (14)
  • Архитектура (30)
  • Война 1941-45(1) (50)
  • Война 1941-45(2) (50)
  • Война 1941-45(3) (50)
  • Война 1941-45(4) (29)
  • Города и объекты России и СССР-1 (50)
  • Города и объекты России и СССР-2 (50)
  • Города и объекты России и СССР-3 (50)
  • Города и объекты России и СССР-4 (44)
  • Зеркальные картины-1 (50)
  • Зеркальные картины-2 (50)
  • Зеркальные картины-3 (13)
  • История России-1 (50)
  • История России-2 (50)
  • История России-3 (50)
  • История России-4 (50)
  • История России-5 (18)
  • Картины русских и советских художников-1 (50)
  • Картины русских и советских художников-2 (50)
  • Картины русских и советских художников-3 (50)
  • Картины русских и советских художников-4 (50)
  • Картины русских и советских художников-5 (49)
  • Кино и театр-1 (50)
  • Кино и театр-2 (21)
  • Культура, образование, искусство-1 (50)
  • Культура, образование, искусство-2 (50)
  • Культура, образование, искусство-3 (28)
  • Международные праздники, организации, выставки-1 (50)
  • Международные праздники, организации, выставки-2 (50)
  • Международные праздники, организации, выставки-3 (46)
  • Музеи мира-1 (50)
  • Музеи мира-2 (35)
  • Музыка-1 (50)
  • Музыка-2 (7)
  • Освоение космоса-1 (50)
  • Освоение космоса-2 (50)
  • Освоение космоса-3 (41)
  • Писатели-1 (50)
  • Писатели-2 (50)
  • Писатели-3 (50)
  • Писатели-4 (26)
  • Природа-1 (50)
  • Природа-2 (50)
  • Природа-3 (50)
  • Природа-4 (9)
  • Революционеры, политические деятели-1 (50)
  • Революционеры, политические деятели-2 (50)
  • Революционеры, политические деятели-3 (40)
  • Революция, Гражданская война (40)
  • Республики и автономии СССР и России (49)
  • Россия-1 (50)
  • Россия-2 (23)
  • Спорт-1 (50)
  • Спорт-2 (50)
  • Спорт-3 (50)
  • Спорт-4 (8)
  • СССР (Россия) и другие страны-1 (50)
  • СССР (Россия) и другие страны-2 (11)
  • СССР-1 (50)
  • СССР-2 (50)
  • СССР-3 (50)
  • СССР-4 (50)
  • СССР-5 (38)
  • Театр (42)
  • Учёные, изобретатели, конструкторы-1 (50)
  • Учёные, изобретатели, конструкторы-2 (50)
  • Учёные, изобретатели, конструкторы-3 (50)
  • Учёные, изобретатели, конструкторы-4 (23)
  • Художники разных стран-1 (50)
  • Художники разных стран-2 (50)
  • Художники разных стран-3 (50)
  • Художники разных стран-4 (50)
  • Художники разных стран-5 (50)
  • Художники разных стран-6 (50)
  • Художники разных стран-7 (50)
  • Художники разных стран-8 (50)
  • Художники разных стран-9 (50)
  • Художники разных стран_10 (50)
  • Художники разных стран_11 (50)
  • Художники разных стран_12 (50)
  • Художники разных стран_13 (50)
  • Художники разных стран_14 (50)
  • Художники разных стран_15 (50)
  • Художники разных стран_16 (50)
  • Художники разных стран_17 (50)
  • Художники разных стран_18 (50)
  • Художники разных стран_19 (50)
  • Художники разных стран_20 (50)
  • Художники разных стран_21 (50)
  • Художники разных стран_22 (50)
  • Художники разных стран_23 (49)
  • Художники разных стран_24 (50)
  • Художники разных стран_25 (50)
  • Художники разных стран_26 (50)
  • Художники разных стран_27 (50)
  • Художники разных стран_28 (50)
  • Художники разных стран_29 (50)
  • Художники разных стран_30 (50)
  • Художники разных стран_31 (50)
  • Художники разных стран_32 (50)
  • Художники разных стран_33 (51)

Фотоальбом

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Друзья

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

Пьетро и Амброджо Лоренцетти (ок. 1280-1348) на марках разных стран

Понедельник, 30 Марта 2015 г. 16:21 + в цитатник

Пьетро Лоренцетти (ок. 1280-1348) — итальянский художник, сиенская школа.
Документальные свидетельства о Пьетро довольно скудны, если не считать таковыми жизнеописание, составленное Джорджо Вазари. В связи с этим реконструкция его творчества и датировка большинства работ носят не точный, но предположительный характер. Пьетро Лоренцетти сформировался в среде зрелых работ Дуччо, но в отличие от Дуччо его темперамент был более драматичным и страстным. Этот темперамент толкал его к поиску новых изобразительных средств, которые он нашел в работах Джотто. Пьетро Лоренцетти не отказался от сиенской традиции, но внёс в её тонкое религиозное аристократическое звучание сильные ноты человеческого драматизма.

Амброджо Лоренцетти (ок. 1290-1348) — итальянский живописец сиенской школы, младший брат художника Пьетро Лоренцетти.
Джорджо Вазари в своих «Жизнеописаниях наиболее прославленных живописцев» посвятил Амброджо маленькую, но очень лестную главу, описывая его как человека философского склада ума, который «переносил с духом умеренным и спокойным добро и зло, даруемые судьбой». Кроме того Вазари пишет, что Амброджо Лоренцетти был почитаем современниками не только как художник, но и как литератор, что он постоянно общался с людьми учеными и заслуженными, и «скорее напоминал дворянина и философа, чем художника…»Амброджо умер в 1348 году во время эпидемии чумы в один год со своим братом Пьетро.


4




8


На марках:

1. Пьетро Лоренцетти. Мадонна на троне с Иоанном Крестителем и молящийся рыцарь. Сиена. Базилика ди Сан-Доменико.

2. Пьетро Лоренцетти. Богоматерь с Младенцем, Св. Франциском и Св. Иоанном. 1320-1325. Ассизи. Нижняя базилика Сан Франческо.

3. Пьетро Лоренцетти. Мадонна на троне с младенцем и восемь ангелов. 1340. Флоренция. Галерея Уффици.

4. Пьетро Лоренцетти. Мадонна с младенцем (Полиптих). 1320. Ареццо. Базилика Пьеве ди Санта Мария.

5. Пьетро Лоренцетти. Беата Умильта привозит кирпичи в монастырь. 1341. Флоренция. Галерея Уффици.

6. Амброджо Лоренцетти. Мадонна дель Латте (Кормящая мадонна). 1330. Сиена. Национальная пинакотека.

7. Амброджо Лоренцетти. Город. Сиена. Национальная пинакотека.

8. Амброджо Лоренцетти. Аллегория доброго правления (фреска). Мир, Сила, Благоразумие, Великодушие, Умеренность и Справедливость. 1337-1339. Сиена. Палаццо Пубблико. Зал деи Нове.
Амброджо Лоренцетти в Сиене в зале Девяти сиенской ратуши — Палаццо Пубблико, пишет большие фрески – «Аллегории доброго и злого правления». Название зала ведет свое происхождение от совета Девяти — высшего правительственного органа, правившего Сиеной в то время. Художник использовал аллегорию для выражения нравственных и политических идеалов. В этих фресках со всей ясностью выражена идея мирного разумного начала обеспечивающего процветание, и дурного, неразумного начала, сеющего разрушение и хаос.

9. Амброджо Лоренцетти. Сретение (Принесение младенца Христа в храм). 1342. Флоренция. Галерея Уффици.
Эта большая станковая картина была центральным образом алтаря сиенского собора. Тройное стрельчатое завершение, напоминающее по форме триптих, как бы повторяет разделенные рядами колонн три нефа сиенского собора, над средокрестием которого вздымается многоугольный купол. Амброджо выдвигает на первый план растроганно пророчествующего старца Симеона с младенцем на руках. Пророчество словно наполняет глубокой скорбью мать младенца, изображенную слева. Между ними, оттесненный на задний план, стоит первосвященник в парадном церковном облачении, в правой руке он держит предписанную законом Моисеевым пару голубей, которую принес Иосиф, а в левой – жертвенный нож. Образ Моисея дважды встречается на картине: на фронтоне и на фасаде в виде небольшой скульптурки. Напротив последней изображена такого же размера скульптура Иисуса Навина, напоминающая какой-то римский скульптурный портрет, как и фигура пророка Малахии на фронтоне.

Амброджо лоренцетти млекопитательница

Дата рождения Амброджо Лоренцетти, так же как дата рождения его брата Пьетро, неизвестна. Историки искусства относят её к 1290 м годам. Джорджо Вазари в своих «Жизнеописаниях наиболее прославленных живописцев» посвятил Амброджо маленькую, но очень лестную главу, описывая его как человека философского склада ума, который «переносил с духом умеренным и спокойным добро и зло, даруемые судьбой». Кроме того Вазари пишет, что Амброджо Лоренцетти был почитаем современниками не только как художник, но и как литератор, что он постоянно общался с людьми учеными и заслуженными, и «скорее напоминал дворянина и философа, чем художника…»

До 1319 года имя Амброджо Лоренцетти нигде обнаружить не удалось. Первое его подписанное и датированное произведение — «Мадонна с Младенцем» (1319 г., Музей религиозного искусства в Сан Кашано Валь ди Пеза). И уже в этой ранней работе ощущается интерес Амброджо не столько к традиционно сиенской певучей линии, сколько к объемности и массе. Мадонна в этой картине монументальна, она выглядит застывшей в напряжении. Влияние Джотто и Арнольфо ди Камбио можно проследить и в последующих его произведениях. Интерес Амброджо Лоренцетти к достижениям флорентийской школы выразился в его неоднократных поездках во Флоренцию. Первый раз его пребывание в этом городе документально зафиксировано в 1321 году, правда, в роли должника. В 1328-30 годах Амброджо уже числится среди членов флорентийской корпорации «Арте деи Медичи э дельи Специали» (цеховое объединение врачей и аптекарей, куда стали входить и художники). Не удивительно, что его флорентийская устремленность нашла отражение в работах этого периода — «Мадонна с младенцем» (Милан, Пинакотека Брера), «Распятие» (Сиена, Пинакотека), «Мадонна с младенцем» (Нью-Йорк, музей Метрополитен), а также во фресках, написанных в сиенской церкви Сан Франческо –

«Мученичество францисканцев» и «Обет св. Людовика Тулузского», которыми так восхищался Вазари. Эти фрески относят к 1324-27 годам. В «Мученичестве францисканцев» изображена сцена из истории Францисканского ордена. В 1277 году семь проповедников — францисканцев были казнены в марокканском городе Сеута по приказу султана. Фреска увековечила этих борцов за веру. Несмотря на её плохое состояние, и сегодня можно видеть, насколько Лоренцетти продвинулся в изображении реального пространства и драматичности сюжета в сравнении с флорентийскими учителями.

В 1330 году Амброджо пишет фреску «Маэста» в капелле Пикколомини церкви Сан Агостино в Сиене. Ограниченность пространства не позволила мастеру развернуть тему; он изобразил меланхоличную Мадонну с младенцем, и восемь святых, предстоящих перед её троном. Фреска проста и незатейлива, однако в фигурах уже видна большая естественность, которая будет характерна для его последующих работ, в частности, фресок в Палаццо Пубблико.

В этот период, судя по всему, Амброджо освобождается от чрезмерной флорентийской зависимости, и вырабатывает свой индивидуальный стиль, для которого будет характерно как мастерское изображение пространства, так и найденная точка равновесия между передачей объёма и красотой линии. Этими новыми свойствами окрашены произведения, созданные Лоренцетти в 1330 — 40х годах. В первую очередь среди них следует назвать удивительный «Полиптих св. Михаила» (1330-35, Ашано, Музей религиозного искусства), «Полиптих» из церкви Санти Пьетро э Паоло, Роккальбенья, «Сцены из жизни св. Николая» (1332 г., Флоренция, Галерея Уффици),

панели полиптиха из церкви Санта Петронилла — «Мадонна младенцем», «Св. Доротея», «Св. Магдалина», «Успение» (Сиена, Пинакотека), большая алтарная картина «Маэста», написанная им для собора Муничипио в Масса Мариттима (1335 г.). Во всех этих работах видна изобретательность художника и раскованность его кисти. В этих картинах присутствует и нечто новое — психологизм, который объединяет персонажей в единый сюжет. Его образы становятся всё менее символическими и всё более человечными, а их жесты более естественными. В этом отношении Амброджо Лоренцетти заглянул далеко вперед, однако следующее поколение сиенских художников по большей части перенимало у Лоренцетти внешнюю, декоративную канву, которая так ярко характеризует сиенскую художественную школу в целом.

В этот же период, в 1335 году, Амброджо совместно со своим братом Пьетро создает фрески на фасаде Санта Мария делла Скала в Сиене, в которых были изображены «Сцены из жизни Марии». Об этих фресках сообщает Вазари, но они, к сожалению, не сохранились. Около 1340 года он пишет фреску «Маэста» в лоджии сиенской ратуши — Палаццо Пубблико, которая дошла до наших дней в неважном состоянии. После того, как Симоне Мартини, который был в 1330х годах как бы официальным художником сиенского правительства, по приглашению папы отбыл в Авиньон для работ над новой папской резиденцией, его место, опять же полуофициально, занял Амброджо Лоренцетти. Вероятно поэтому он в 1337 году получил большой заказ на роспись зала Девяти (главного зала правительства) в сиенском Палаццо Пубблико. Известность Амброджо как весьма искусного мастера живописи к тому времени распространилась по Тоскане.

К последним его работам, созданным после фресок в сиенской ратуше, относят два великолепных произведения — «Принесение во храм», которое он написал для Оспедалетто в Монна Аньезе (1342 г., ныне — Флоренция, Уффици), и «Благовещенье», которое раньше находилось в сиенской ратуше (1344 г. Сиена, Пинакотека). Это зрелые работы, написанные уверенной рукой большого мастера, с прекрасно выписанным архитектурным антуражем и безукоризненно расставленными фигурами в «Принесении во храм», и чеканными контурами ангела и Богоматери в «Благовещеньи».

Наряду с Дуччо и Симоне Мартини, Амброджо Лоренцетти является крупнейшим итальянским художником первой половины XIV века. Дата его смерти неизвестна. Согласно сиенской традиции Амброджо умер в 1348 году во время эпидемии чумы в один год со своим братом Пьетро.

Фрески в зале Девяти, Палаццо Пубблико

Самым известным и выдающимся произведением Амброджо Лоренцетти являются фрески, написанные им в зале Девяти сиенской ратуши — Палаццо Пубблико. Название зала ведет свое происхождение от совета Девяти — высшего правительственного органа, правившего Сиеной в то время.

Документы, связанные с началом работ над фресками не сохранились. До наших дней дошли только счета по оплате работ с 26 февраля 1338 года по 29 мая 1339 года, из которых следует, что Амброджо в этот период заработал 113 флоринов. Внизу фресковой композиции на северной стене сохранилась подпись художника. Уже во второй половине XIV века часть фресок требовала реставрации, которую, возможно, осуществил Андреа Ванни. Больше всего пострадала живопись на западной стене, там отсутствуют целые фрагменты. Последняя реставрация фресок была проведена в 1985-87 годах.

Изобразительная программа этого цикла ясна в целом, но не во всех деталях. Художник использовал аллегорию для выражения нравственных и политических идеалов. В этих фресках со всей ясностью выражена идея мирного разумного начала обеспечивающего процветание, и дурного, неразумного начала, сеющего разрушение и хаос. Интересно, что во времена Вазари эти фрески именовали «война» и «мир». Главной задачей художника было дать наглядный пример разумного подхода к организации жизни, под которым подразумевалась деятельность сиенского правительства, и изобразить то, чего следовало во всех случаях избегать — человеческих пороков, ведущих к разрушению и смерти. Таким образом, цикл фресок был поделен на изображение «Аллегории доброго правления» и «Плодов доброго правления», и на «Аллегорию дурного правления и его последствий». Надо учитывать, что названия фрескам даны современными учеными. Всего в зале было расписано три стены.

В центре «Аллегории доброго правления» изображена большая фигура старца в украшенной драгоценными камнями одежде, сидящего на троне. В левой руке он держит щит с изображением городской печати, а в правой скипетр. Он спокоен и величественен. У его ног мифическая волчица — основательница Сиены, кормящая Ашиуса и Сениуса, с которых начинается история города. Так аллегорически Амброджо изобразил символ городской власти Сиены. Над этим символом парят три аллегории добродетелей — Вера, Надежда, Любовь, а по сторонам от него расположились — Мир, Сила, Благоразумие, Правосудие, Умеренность, и Великодушие. Самой интересной фигурой в этом наборе несомненно является та, что олицетворяет Мир — она полулежит на мягких подушках с оливковой ветвью в руке; от неё действительно исходит мирное спокойствие. Интересна и фигура Правосудия, находящаяся несколько особняком в левой части. На чашах весов правосудия разместились ангелы, один в красной одежде, коронующий человека с пальмовой ветвью в руке, и рубящий голову другому, и другой ангел в белой одежде, который протягивает коленопреклоненному человеку две меры длины и зерно. Уровнем ниже изображена иная, земная ипостась Правосудия, сидящая не на «горнем престоле», а на обычном кресле; на её коленях покоится гигантский рубанок — намек на всеобщее равенство перед законом. В этом же уровне фрески Лоренцетти написал большое скопление народа, среди которого, возможно, есть и портреты реальных людей той эпохи.

На восточной стене разместилась фреска «Плоды доброго правления». Лоренцетти вложил в неё все представления о счастливой мирной жизни: тучнеют стада, в полях растет виноград и мирно трудятся крестьяне, в городе жизнь бьет ключом — идет строительство, торгуют лавочки, люди развлекают себя играми, а в центре сцены беспечные, модно одетые девицы водят хоровод. Интересно, что в части, изображающей сельскую местность, Амброджо Лоренцетти топографически точно передал её вид, так что до сих пор эти места можно узнать. По всей вероятности он пользовался предварительными зарисовками. У входа в городские ворота художник изобразил парящую в небе аллегорическую фигуру Безопасности; она юна и прекрасна, но в руке держит маленькую виселицу с повешенным преступником — предупреждение всем, кто может прийти в процветающую Сиену с дурными намерениями.

На западной стене, напротив «Плодов доброго правления», для пущего контраста находится большая, но в основном утраченная фреска «Плоды дурного правления», в которой так же был изображен не только город, но и его пригороды. В центре композиции во всем своем ужасном могуществе восседает воплощение Тирана — на голове рога, во рту клыки, а у ног чёрный козёл. В левой руке он держит бокал с ядом. Над ним парят Жадность — старуха с денежными мешками в тисках, Гордость, торжественно показывающая ярмо, от которого она освободилась, и Тщеславие, любующееся собой в зеркало.

Слева от Тирана изображена Жестокость, которая в одной руке держит младенца, а в другой змею; далее, Измена, держащая на руках ягненка с хвостом скорпиона, и Обман с крыльями летучей мыши, держащий в руках жезл.

Справа от Тирана расположились Ярость — смесь кабана, кентавра и льва с кинжалом в руке, Раздор, в одежде с геральдическими цветами Сиены (чёрный и белый) — на одной стороне платья написано «да», на другой «нет», который пилой разделяет согласие, и Война со щитом и мечом в руках. У ног Тирана изображены сломанные весы и поверженное Правосудие. Слева от этой композиции можно видеть разграбленный город, в котором каждый день происходят убийства и грабежи, далее простирается обездоленная земля с горящими домами, разрушенными замками и толпами мародеров. И над этой внушающей ужас картиной парит зловещая фигура Страха, в руках которой меч.

Уникальность этих фресок Лоренцетти заключается в том, что в столь большой и политически важной аллегории он обошёлся без религиозных сюжетов и ссылок на Библию. Такая программа фрескового цикла для пропитанной христианским духом средневековой Сиены была абсолютным новшеством. Амброджо Лоренцетти в своей работе практически полностью основывается на реальной политической истории.

Амброджо Лоренцетти: биография, творчество, вклад в культуру

Амброджо Лорецетти – один из величайших художников в мировой культуре. Он жил и создавал свои произведения в итальянской Сиене в XIV веке. Но даже в наши дни его творчество еще не изучено до конца.

Биография художника

Точная дата появления на свет Амброджо Лоренцетти неизвестна. Исследователи склоняются к мнению, что это произошло между 1295 и 1305 годами. Его старший брат Пьетро тоже был известным живописцем.

Уже в 1320 году молодой Амброджо был принят в флорентийскую гильдию художников. Современники описывали его как образованного, разностороннего человека с множеством талантов. Кроме живописи он занимался еще и литературным творчеством. Причем пользовался большим успехом.

Жизнь и творчество Амброджо крепко связаны с итальянским городом Сиеной. Именно для местных соборов он писал свои лучшие фрески. Известно также, что в 1321 году художник побывал во Флоренции. Об этом сохранились письменные свидетельства. Правда, документы эти – долговые расписки.

В 1330 году Амброджо, пусть и не совсем официально, становится главным художником сиенского правительства. Оба брата Лоренцетти умерли от чумы в 1348 году. Тогда эта болезнь уничтожила множество жителей Сиены и всей остальной Италии.

Влияние на творчество

Так как Амброджо Лоренцетти был одним из образованнейших людей своего времени, он не мог пройти мимо античного искусства. Скульптуры и фрески из Греции и Рима произвели на него огромное впечатление и значительно повлияли на творчество.

Другое сильное впечатление на юного художника произвел итальянский живописец Джотто. Подражая ему, Амброджо начал уделять значительное внимание изображению перспективы. Это было очень смело, ведь в те времена художники только начинали задумываться об организации пространства картины.

Перспектива у Лоренцетти более упрощенная по сравнению с современной. Но он значительно обогнал художников своего века в изображении объемности и глубины пространства. Кроме того, фигуры людей на картинах изображены в естественных позах и наполнены драматизмом.

Новаторство в искусстве

Стремление к новаторству и реалистичности заметно уже в первой подписанной и датированной картине Амброджо Лоренцетти “Мадонна с младенцем” 1319 года. В величественной позе Богоматери чувствуется увлечение художника византийской иконографией. Но объемность и монументальность фигуры выглядит вполне современно.

В этой ранней работе еще не раскрылся потенциал художника. В дальнейшем он наполнил свое творчество ярким психологизмом.

Знаменитый сиенский живописец значительно опередил свое время не только благодаря успехам в изображении перспективы. Его произведения были настолько новаторскими, что заказчики часто просили переделать все в соответствии с более привычными для них канонами.

Один из примеров такого смелого подхода к изображению религиозных сюжетов – “Мадонна Млекопитательница” Амброджо Лоренцетти, написанная между 1325 и 1348 годами. На ней Богородица с младенцем изображены в светской манере: очень живыми и выразительными. Зритель может представить себе характер каждого персонажа: и здорового игривого ребенка и ласковой матери, больше похожей на простую итальянку.

Разумное правление

Кроме религиозных сюжетов итальянский мастер уделял внимание и социальным. “Аллегория доброго правления” Амброджо Лоренцетти – самое известное и значительное произведение художника. Эта фреска создавалась с 1337 по 1339 год для оформления помещения сиенского правительства – зала Девяти в Палаццо Публико.

В XIV веке широко обсуждалась в обществе тема разумного правления, приносящего благо и достаток подданным государства. Именно ее в аллегорической форме осветил художник.

Работа представляет собой цикл из шести фресок, на которых изображены последствия хорошего и дурного управления страной. Это зарисовки веселых и драматических ситуаций на фоне городских и сельских пейзажей. К сожалению, многие фрагменты обветшали еще в конце XIV века и, несмотря на регулярные реставрации, сохранились не полностью.

Лоренцетти в аллегорической форме изображает результаты разумного правления: мир, благоденствие, развитие культуры. В то же время последствия плохого управления – это хаос, войны и разрушения. В цикле фресок мастер не использует религиозные мотивы и библейские сравнения. Это было очень смелым и неожиданным решением для того времени.

Место в истории

Пьетро и Амброджо Лоренцетти стали одними из ярчайших представителей сиенской школы живописи наряду с Дуччо ди Буонинсенья, Франческо ди Джорджо и Симоне Мартини. Эти художники умело смешивали черты венецианской, ренессансной и готической манеры изображения.

Лоренцетти своим творчеством дал мощный толчок к дальнейшему развитию мирового художественного искусства. Его работа с трехмерным пространством картины, объемностью и палитрой помогли последователям лучше понять перспективу.

Он привнес в классические библейские сюжеты неожиданную реалистичность и живость. На его мастерство впоследствии оглядывались такие великие художники, как Рафаэль Санти и Сандро Ботичелли.

Кормящая Богоматерь — икона Млекопитательница

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

Образ Богоматери на Руси с древних времен вызывает особое почитание . Она – отражение русской души, которой свойственны и смирение, и жертвенность, и заступничество.

Содержание страницы

Древнейший образ Божией Матери

«Млекопитательница» – один из древнейших образов и в мировой христианской культуре. Первые ее изображения – фрески – найдены во II веке в одном из катакомбных захоронений Рима.

Полезные материалы

Исследователи также считают, что именно коптские изображения стали прототипом для копирования сюжета западными иконописцами.

Картина Амброджио Лоренцетти

На первых картинах западного средневековья формы кормящей Девы Марии заметно уплощены. Столь нереалистичная манера письма – попытка соединить в её образе черты божественного и земного.

Иной подход в изображении сюжета продемонстрировал итальянский живописец Амброджо Лоренцетти. Перспектива, объемность и психологизм творений художника, в том числе религиозной тематики намного опередили его время.

Не стала исключением и «Мадонна Млекопитательница», написанная им между 1325 и 1348 годами. Светская манера письма делает Богородицу и младенца похожими на обычных людей, словно вышедших из людского потока итальянских средневековых улиц.

Однако в последующие века культ Девы Марии на западе постепенно угас. Это было вызвано запретом католической церкви на изображение обнаженного тела.

В чём помогает лик Богородицы

С древних времен почитают на Руси Млекопитательницу, обращаясь к ней за помощью и покровительством. С особым благоговением и надеждой к ней обращаются те, для кого рождение ребенка – долгожданное чудо.

  • С призывом к Заступнице Небесной обращается любая беременная, желающая вскормить материнским молоком свое дитя.
  • К образу Богоматери прибегают для исцеления болезней деток.
  • В самый ответственный момент молитва к «Млекопитательнице» может помочь роженицам с лёгкостью разрешиться от бремени.
  • При заболеваниях молочных желез, при гинекологии.
  • При семейных проблемах и трудностях многие люди обращаются с призывом к Богородице с просьбой о спокойствии и понимании.

История Галактотрофусы

В Восточной христианской культуре первые изображения «Млекопитательницы» как списки западных сюжетов появляются в XIV веке в Греции и на Балканах.

Существует и православная версия происхождения иконы, основанная на преданиях.

По легенде, местом прославления чтимой иконы стала мужская монашеская обитель Саввы Освященного, что находилась в 18 километрах от Иерусалима.

Преподобный Савва обладал особым даром предвидения. Он и предсказал, что спустя несколько веков в монастырь должен прибыть странник, обладающий высоким чином и носящий такое же имя.

Ему и надлежало принести в дар икону «Млекопитательница». Спустя 6 веков пророчество сбывается. Обитель посещает паломник – Савва Архиепископ Сербский.

В легенде говорится, что во время молитвы у гроба своего небесного покровителя Саввы Освященного был подан знак свыше. Монахи, вспомнив о пророчестве основателя, передали ему в дар «Млекопитательницу».

Он перевез подаренную ему икону в один из афонских соборов – Хилендарский монастырь. Чтимая икона хранится там и по сей день.

Значение иконы

В иконографии Богородицы существует три закрепленных канона Её изображения , пришедших из Византии – «Знамение», «Одигитрия» и «Умиление».

В каждом из них содержится собственная смысловая доминанта, ключевое свойство образа, один из аспектов Её служения, которые передаются через множество деталей: композицию, жесты Богоматери с младенцем, цвет одеяния.

В иконографии «Умиление» образы Богородицы и младенца вызывают особые чувства. Все они словно пронизаны светом любви, нежной привязанности. Но, являясь частью этого иконографического стиля, «Млекопитательница» имеет и свойственные только ей особенности.

Отличительная черта иконы Богородицы-Млекопитательницы состоит в том, что здесь Она изображена как мать, кормящая своего Младенца.

Сын Иисус, вкушающий живительное молоко Богоматери – довольно редкий сюжет в иконописных работах русских мастеров. За внешней его натуралистичностью – глубокое философское повествование.

Согласно канонам, на иконах Богородица изображается в традиционных одеждах, цветовая палитра которой глубоко символична. Голубой цвет туники с различной степенью градации – девственная чистота.

Мафорий и плат – верхняя одежда – традиционно изображается в темно-малиновом цвете, который, как известно, содержит оттенки синего и красного. Сочетание этих цветов на одеждах Богородицы символизирует соединение Её девственной чистоты с плотью и кровью Сына Божиего.

Такая игра красок, подчёркивающая многослойность одеяния – это своеобразная цветовая метафора, раскрывающая глубину Её образа, при прочтении которого так же последовательно разворачивается и богословский подтекст.

Соединение в сюжете сакрального и бытового – способ выразить мысль о единении земного и небесного, о стремлении вместить в человеческую душу Божественное начало, соединив их в единую ипостась.

Не случайно их лики обращены друг к другу, а нимбы очень часто соприкасаются. Образ Богородицы многогранен, он выражает различные состояния души: от высших духовных до не сакральных, земных.

Почитание в России

На Руси эта икона и списки с нее почитаются издревле. Но встретить его в храмах – большая редкость.

Первый образ иконы, являющийся каноном, хранится в церкви Хиландарского монастыря на Афоне.

Обретение же её славянами недалеко от Минска, по церковному преданию относят к 1650 году.

Церковные летописи повествуют и о других чудесах в городах и весях. Везде, где появлялись иконы Млекопитательницы, люди обращались к ней со своими молитвами и чтимый образ не оставлял страждущих.

Знаменитый список был привезен в 19 веке в Россию схимонахом Игнатием из Ильинского скита. Уже в наши дни нерукотворный образ Пречистой Девы — Млекопитательницы был обретен в Свято-Троицком соборе Армавира , где хранится и по сей день рядом с тем, что создан в иконописной мастерской.

Где находится в Москве

Святой образ Млекопитательницы, прославившийся своими чудотворными свойствами, есть в московском Елоховском Богоявленском соборе . Он находится по адресу: г. Москва, ул. Спартаковская, 15. Списки чтимой афонской Млекопитательницы передал в дар преподобный Гавриил Афонский.

Молитвы иконе Богородице- Млекопитательнице имеют целительную силу. Ведь так же, как она вскармливала Сына, Богоматерь питает и наши души «чистым словесным молоком» Слова Божьего (1 Петр.2.2).

День памяти

День чествования иконы Божьей Матери «Галактотрофуса» установлен Православной Церковью в день памяти прп. Саввы Сербского — 12 января.

Молитва

Величаем Тя, Пресвятая Дево, Млекопитательнице Спаса нашего, и чтим образ Твой святый, от негоже благодать исцеления нам присно подаеши.

Приими, Госпоже Богородительнице, слезная моления рабов Твоих, к Тебе притекающих. Зрим Тя на свя​тей иконе, на руках носящую и мле​ком питающую Сына Твоего и Бога нашего, Господа Иисуса Христа. Аще и безболезненно родила еси Его, обаче матерния скорби веси и немощи сынов и дщерей человеческих зриши. Темже тепле припадающе к цельбоносному образу Твоему и умиленно сей лобызающе, молим Тя, всемило​стивая Владычице: нас, грешных, осужденных в болезнех родити и в печалех питати чада наша, милостивно пощади и сострадательно заступи, младенцы же наша, такожде и родившия их, от тяжкаго недуга и горькия скорби избави. Даруй им здравие и благомощие, да и питаемии от силы в силу возрастати будут, и питающия их исполнятся радостию и утешением, яко да и ныне предстательством Тво​им из уст младенец и ссущих Господь совершит хвалу Свою. О Мати Сына Божия! Умилосердися на Матери сынов человеческих и на немощныя люди Твоя: постигающия нас болезни скоро исцели, належащия на нас скорби и печали утоли, и не презри слез и воздыхании рабов Твоих. Услыши нас в день скорби пред иконою Твоею припадающих, и в день радости и избавления приими благодарная хваления сердец наших. Вознеси мольбы наша к престолу Сына Твоего и Бога нашего, да ми​лостив будет ко грехом и немощем нашим и пробавит милость Свою ве​дущим имя Его, яко да и мы, и чада наша, прославим Тя, милосердую За​ступницу и верную надежду рода на​шего, во веки веков. Аминь.

Тропарь

Глас 3
Без семене от Божественного Духа волею же Отчею, зачала еси Сына Божия. От Отца без матере прежде век суща, нас же ради из Тебе без отца бывша плотию познала еси Младенца и млеком питала еси. Темже не престай молити избавитися от скорбей душам нашим.

Амброджо лоренцетти млекопитательница

Мастера иконописи и фрески

Зарождение искусства фрески

Разнообразные техники стенной живописи возникли в глубокой древности. Первые росписи люди исполняли на стенах пещер теми материалами, которые имелись у них под рукой: углем, известняком, ракушечником, другими мягкими минералами. Затем древние мастера стали изготовлять из минералов краски. Для этого их растирали и мешали с дополнительными компонентами, чтобы росписи держались дольше. Стены начали покрывать различными смесями – грунтами, на которые краски ложились лучше.

Правда, все эти росписи нельзя назвать фресками, так как для их создания применялась совершенно иная техника. Однако росписи как таковые постепенно становились более популярными. Основной темой таких наскальных изображений, как можно судить по сохранившимся образцам, являлась охота. Реже художники дополняли композиции схематическими изображениями человеческих фигур.

Египтяне украшали росписями стены заупокойных сооружений: мастаб и пирамид. Самые древние из известных на сегодняшний день египетских росписей исполнялись следующим образом. Стены выкладывались кирпичом, а затем покрывались обмазкой. По ней исполняли роспись. Изображения наносились по желтому охристому фону. Как правило, художники намечали контуры фигур, которые целиком покрывали краской, реже применяли контурную обводку. Благодаря такой технике фигуры людей или животных выглядели схематично.

Что касается сюжетов росписей, то они были разнообразными и нередко очень сложными. Самыми популярными сюжетами были ритуальные. На стенах гробниц фараонов часто изображали сцены сражений. При этом композиция состояла из нескольких эпизодов, нередко не связанных между собой.

Все изображенные сцены разворачиваются в условном пространстве, на нейтральном фоне. Иногда бывает так, что за изображением плывущего корабля сразу же помещается фигура человека, который, судя по позе и жестам, находится не в море, а на земле, несмотря на то что линия почвы даже не намечена. Вероятно, фигуры располагались хаотично, с их помощью заполнялось свободное пространство поля.

Схематические изображения человеческих фигур. Наскальная живопись, неолит, Ла Пенья Эскритта у Фуэнкалиенте, Сьерра-Морена

Все вышесказанное относится к росписям, исполненным в период Раннего царства, появившегося на территории Африки около 3000 года до н. э. и просуществовавшего примерно до 2800–2400 годов до н. э. Затем в развитии египетской цивилизации начался новый этап, который исследователи называют Древним царством. Он длился примерно до конца III тысячелетия до н. э.

В Древнем царстве роспись отошла на второй план. Стены стали украшать монументальными рельефными композициями, которые затем расписывали. Росписи сами по себе вновь стали популярными только в эпоху Среднего царства (конец III тысячелетия до н. э. – XVI век до н. э.).

Много росписей того периода было обнаружено в номах Среднего Египта, находившихся севернее Фив: Бени-Хасан, Меир, Берше и др. Потолки декорировались картинами, имитирующими небесный свод. Стены помещений украшались более сложными и многоярусными композициями. Они строились по регистрам, во внутренних частях которых художник располагал фигуры людей, птиц и животных.

«Охота на гиппопотама», середина III тысячелетия до н. э., Саккара

Тематика росписей осталась прежней: изображались ритуальные действия, сцены сражений и пленения врагов, захват военных трофеев.

Техника исполнения росписей была такова: первоначально мастер готовил эскиз, а затем при помощи сетки квадратов переносил его на поверхность стены. В отличие от периода Древнего царства, росписи уже не связывались с рельефом, а снова стали самостоятельными произведениями.

Мастера Среднего царства придавали большое значение сочетанию фона и колористической гаммы всей композиции. Контурные линии стали тоньше и менее заметны. Контурная обводка эпохи Раннего царства уже не применялась, ее заменила тонкая, мягкая прорисовка. Благодаря этому росписи стали менее рельефны, но более живописны. Художники начали очень активно применять белила, благодаря чему палитра заметно обогатилась. Например, в росписях стали появляться бледно-желтые, светло-зеленые и голубые оттенки.

Самые интересные образцы росписей находятся в некрополе Бени-Хасан, в скальной гробнице правителя Антилопьего нома Хнумхотепа II. Они интересны еще наличием текстов, в которых дается культовое описание картин, а также родословная и биографии номархов. Наиболее популярными являются сцены охоты или ловли птиц. Они развертываются поясами вдоль стен, при этом каждая из них представляет собой отдельную композицию. Животные и птицы исполнены с большим мастерством. Что касается фигур людей, то их продолжали изображать согласно традиционным канонам, в профиль. При раскраске фигур мастера также по-прежнему придерживались традиционной манеры.

«Семит с ослом», около 1920–1900 годов до н. э., гробница Хнумхотепа II, Бени-Хасан

Период с XVI по XI век до н. э. называют эпохой Нового царства. Тогда развивались различные виды искусства: скульптура, рельефы и т. д. Большое значение придавалось росписям, которыми украшались стены заупокойных сооружений. Наиболее ярко и красочно расписывались стены молелен, посвященных богам и фараонам. В эпоху Нового царства была популярна монументальная живопись. Тогда же впервые появилось новое направление стенописи, которое следует отнести не к монументальной живописи, а к графике: стены украшались текстами и пояснительными иллюстрациями к ним. В качестве примера можно привести канонические тексты из знаменитой «Книги мертвых» и иллюстрирующие ее картины, обнаруженные в одной из гробниц.

Монументальные росписи гробниц эпохи Нового царства разнообразны по тематике. Нередко композиция включала три части. Первая была посвящена земному бытию, вторая – обряду оживления тела для перехода к вечной жизни, третья – жертвенному пиру.

В первой части росписей, как правило, изображали различные эпизоды из жизни умершего. Эти картины воссоздавали привычную для него окружающую обстановку. Прочие росписи носили ритуальный характер.

Росписями украшались не только гробницы и заупокойные храмы, но и дворцы. Наиболее распространенными сюжетами были обыденные эпизоды из жизни: сцены охоты, портреты и др.

«Сбор плодов фигового дерева», около 1920–1900 годов до н. э., гробница Хнумхотепа II, Бени-Хасан

Интерьер гробницы Нахта, XV век до н. э., Фивы

Что касается других стран Востока, то там росписи имели меньшее значение, чем в Египте. Фасады и интерьеры архитектурных сооружений украшались рельефами и изразцами. Росписями чаще украшалась керамика. Но иногда расписывались и стены дворцов, как правило, сценами охоты или просто изображениями животных.

Однако все вышеописанные росписи нельзя отнести к технике фрески. Египтяне и другие жители Древнего Востока, вероятно, не были знакомы с ней. Первые фрески появились позднее, в античный период.

Само слово «фреска» – итальянского происхождения и в переводе на русский язык означает «свежий». Фреской называют роспись по сырой штукатурке. Техника ее выполнения чрезвычайно сложна и состоит из нескольких этапов.

Читайте далее: