Афины поддержали жителей города | Vasque-Russia.ru

Афины поддержали жителей города

Афины в Древней Греции

Древнегреческие Афины – это величественный и почитаемый город. В нем было огромное количество жителей. Местность отличалась прекрасной архитектурой. Афины – это и центр искусств, культуры греков. Главный город Аттики расположен не на берегу моря, как это принято было издревле, а в нескольких километрах от водного пространства. Поселение основано вокруг большого холма, на вершине которого в живописной местности стояла крепость невиданной красоты – Акрополь.


Основа основ

Легенда гласит о том, что город назвали в честь воинствующей девы Афины. Она была богиней мудрости, покровительствовала искусствам и ремеслам, всевозможным наукам, но, в то же время была большой приверженицей сражений и боев.
Зародился город настолько давно, что история скрывает от современников истинную дату. Есть сведения о том, что Афины существовали еще в период эпохи Микенов и даже задолго до нее. Афины воспевал в своих учениях Платон и его соратники.
Афины, как и другие города Греции, были полисом. Этот город-государство достиг своего расцвета в 9 веке до н.э. В этот период Афинами правили уже не цари, а тираны. Но ничего плохого в определении этого наименования жители не видели. В переводе с греческого «Тиранос» – властитель. Впрочем, это поначалу все было идеально, но с годами властители начали забирать у людей самое ценное. Население периодически подвергалось разграблениям. Вот с тех пор слово «тиран» стало чуть ли не ругательным. Под ним подразумевали жестокого властителя.
Жители терпели тиранов, поскольку они пользовались покровительством знати и высшего совета старейшин (ареопага).
Первое население
Считается, что поначалу Афины населяли некие пеласги, а первым царем, согласно мифологии, стал Кекроп. Датировано это время 2-3 тысячелетиями до н.э. Позже в Афины прибыли ионийцы. Кстати, по приданию, величественная Афина подарила жителям города маслину намного позже того момента, когда полис начал процветать. Так она завоевала почет и признание. Ведь маслина – символ богатства, жизни. Богиня обошла в соперничестве Посейдона, который хотел даровать жителям Афин воду, чтобы завоевать их почет и уважение и стать признанным правителем. Олива значила больше.
В городе процветали рудники, на которых рабы добывали серебро, олово и еще ряд полезных ископаемых. Недалеко от города нашли и залежи железа. Недолго думая, афиняне устроили предприятия по добыче полезного металла. Славились Афины своей керамической посудой, маслом оливы, различными сортами меда, винами. В Афинах добывали и обрабатывали мрамор. Все это способствовало огромному расцвету торговли и ремесел. Афины процветали и набирали бонусы в экономическом отношении. Сюда люди стремились целыми семьями, основывая и строя свои дома. Так город все больше разрастался.

Сословия Афин

По свидетельству историков Солон разработал ряд законов, согласно которым жители получали свободы в части наследования имущества. Льготами пользовались обычные трудяги – ремесленники и торговцы. Граждан поделили на 4 сословия, что зависело от их материального положения. Все люди, независимо от положения в обществе получили равные права. Любые, даже не очень важные вопросы политики решались мнением большинства и только после всеобщих обсуждений.
Солон всегда защищал лишь высший слой – аристократию, в рядах которой была знать и зажиточные крестьяне. При нем государственные должности занимали только богачи. Впрочем, при этом бедные сословия тоже могли вершить судьбы. Так, в 500-хх годах до н.э., некие простолюдины Аристогитон и Гармодий убили правящего тирана, который чинил полный произвол и не давал нормальной жизни людям.
Несмотря на это, знать всегда находила возможность объединиться и руководить людьми так, как было нужно ей. Они подтасовывали голоса на собраниях народа, совершали большие подкупы, пользовались услугами демагогов (сомнительных народных вождей).
Расцвет касался внешних отношений. Афинам принадлежал порт Пирей. Он был центром торговли Средиземноморья. Полис стал главенствовать в Морском Союзе, который включал не менее 200 полисов. Афины владели общей казной, что сильно подняло авторитет афинян.

Великая война

В 400-хх гг. до н.э. на Афины напали спартанцы. Эту эпопею называют Пелопоннесской войной. Длилась она порядка 30 лет. В истории Афин и Древней Греции это были одни из самых значимых и кровопролитных сражений. В итоге морской союз Афин больше нельзя было назвать сообществом, а в городе, в результате переворота, власть взяла группировка властителей в количестве 30 тиранов. Народное собрание потерпело фиаско.
Афины капитулировали перед Спартой. Затяжная война ослабила не только этот крупнейший город Греции, но и большинство полисов. В этот же период на арене появляется крупный внешний противник – Македония. Правитель этой страны планомерно подбирался к Афинам. В результате города-полисы решили объединиться. Так был создан союз:

Сражение коалиции греков потерпело поражение. Ведь перед Македонией заискивала афинская знать, в большинстве. Так началась эпоха эллинизма в Греции. В этот период верх взяли Македонцы. Они давали свободу населению лишь формально. Впрочем, афиняне устояли, благодаря своей древнейшей истории. К примеру, римлянин Луций помиловал Афины лишь потому, что они обладают столь богатой историей. Жителям была дарована свобода.

Упадок

Афины начали постепенно угасать к 3 веку до н.э. Пелопонесская война вконец разорила Грецию. Ученые утверждают, что в итоге наступил крах эллинизма. С одной стороны междоусобные войны, с другой – наступающие римляне. Уже в начале нашей эры город не просто захватили, но и катастрофически разграбили воины Силлы. Этот римлянин привел в Афины огромную армию, и для победы жителей осажденного полиса не оставалось ни единого шанса.

Смотрите также

Троя – город, в существовании которого сомневались многие столетия, считая его плодом фантазии мифотворцев, находилась на берегу Гелеспонта, носящего ныне название Дарданеллы. Прекрасная легенда, которой посвящено множество домыслов, догадок, споров, научных изысканий, археологических раскопок, была в нескольких километрах от берега, и на ее месте сейчас находится ничем не примечательное турецкое местечко Гиссарлык.

Среди многих славных и выдающихся эллинов отдельно возвышается фигура Иоанниса Каподистрии. Этот человек не просто известная персона, он – умнейший политик и дипломат, который своими трудами положил основание греческой государственности.

Музей фотографии в Салониках – обязательный пункт культурной программы.

Афины поддержали жителей города

Олива – священное для греков дерево, дерево жизни. Без него невозможно представить греческие долины, зажатые между горами и морем, да и сами каменистые склоны гор, где оливковые рощи чередуются с виноградниками. Оливы взбираются почти к самым вершинам, они господствуют и на равнинах, своей сочной зеленью скрашивая желтоватую почву. Они тесным кольцом окружают деревни и выстраиваются вдоль городских улиц. Непритязательные и жизнелюбивые, оливы уходят своими корнями не только в каменистую почву Греции, но и в причудливый мир ее мифов и легенд.

Местом рождения священного дерева считается Акрополь – холм, вокруг которого и раскинулась греческая столица. Города античного мира обычно появлялись возле высокой скалы, на ней же возводилась и цитадель (акрополь), чтобы жителям было где укрыться при нападении врагов.

Начало Афин теряется во временах баснословных. Первый царь Аттики Кекроп, прибывший в страну в 1825 году до нашей эры, построил на Акрополе крепость с царским дворцом. При Кекропе состоялся и известный спор между богом Посейдоном и богиней Афиной за обладание Аттикой. Олимпийские боги во главе с Зевсом выступали судьями в этом споре, когда Афина и Посейдон принесли свои дары городу. Ударом трезубца рассек Посейдон скалу, и из камня ударил соленый источник. Глубоко вонзила в землю свое копье Афина, и на этом месте выросла олива. Все боги поддержали Посейдона, а богини и царь Кекроп – Афину. По другому преданию, Посейдон произвел лошадь, но и она была признана для жителей Аттики менее полезной, чем оливковое дерево. Разгневанный проигрышем бог послал на равнину вокруг города огромные волны, от которых можно было укрыться только на Акрополе. За жителей заступился громовержец Зевс, да и сами горожане умилостивили Посейдона, пообещав воздвигнуть в его честь храм на мысе Сунийон, что впоследствии и сделали.

Первоначально весь город и состоял только из крепости. Только потом вокруг Акрополя стали селиться люди, стекавшиеся сюда со всей Греции как в безопасное от нашествий кочевых племен место. Постепенно здесь образовались группы домов, которые затем были объединены вместе с крепостью в единый город. Предание, которому следовали и греческие историки, указывает, что произошло это в 1350 году до нашей эры, и приписывает объединение города народному герою Фезею.

Афины лежали тогда в небольшой долине, окруженной цепью скалистых холмов.

Превращать Акрополь из крепости в святилище первым стал властитель-тиран Писистрат. Но он был умным человеком – придя к власти, он приказал приводить к себе во дворец всех бездельников и спрашивал их, почему они не работают. Если выяснялось, что это бедняк, у которого нет вола или семян, чтобы вспахать и засеять поле, то Писистрат давал ему все. Он считал, что безделье таит в себе угрозу заговора против его власти. Стремясь обеспечить население Афин работой, Писистрат развернул в городе большое строительство. При нем на месте царского дворца Кекропа был возведен Гекатомпедон, посвященный богине Афине. Греки так высоко почитали свою покровительницу, что отпустили на волю всех рабов, участвовавших в строительстве этого храма.

Центром Афин была Агора – рыночная площадь, где размещались не только торговые лавки; это было сердце общественной жизни Афин, здесь располагались залы для народных, военных и судебных собраний, храмы, алтари и театры. Во времена Писистрата на Агоре были воздвигнуты храмы Аполлона и Зевса Агорая, девятиструйный фонтан Эннеакрунос и алтарь Двенадцати богов, который служил прибежищем для странников.

Строительство храма Зевса Олимпийского, начатое при Писистрате, затем по многим причинам (военным, экономическим, политическим) было приостановлено. По преданию, место это с древних времен было центром, где поклонялись Зевсу Олимпийскому и Земле. Первый храм здесь был устроен еще Девкалионом – греческим Ноем, впоследствии здесь указывали гробницу Девкалиона и трещину, в которую стекала вода после потопа. Каждый год, в февральское новолуние, жители Афин бросали туда пшеничную муку, смешанную с медом, как приношение усопшим.

Храм Зевса Олимпийского начал строиться в дорическом ордере, но ни Писистрат, ни его сыновья не успели закончить его. Заготовленные для храма строительные материалы в V веке до нашей эры стали использовать для возведения городской стены. Возобновили строительство храма (уже в коринфском ордене) при сирийском царе Антиохе IV Эпифане в 175 году до нашей эры. Тогда были построены святилище и колоннада, но из-за смерти царя и на этот раз возведение храма не было завершено.

Разрушение недостроенного храма было начато римским завоевателем Суллой, который в 86 году до нашей эры захватил и разграбил Афины.

Он вывез1 несколько колонн в Рим, где они украсили Капитолий. Лишь при императоре Адриане было закончено строительство этого храма – одного из самых больших сооружений античной Греции, по размерам своим равнявшегося футбольному полю.

В открытом святилище храма возвышалась колоссальная статуя Зевса, выполненная из золота и слоновой кости. Позади храма стояли четыре статуи императора Адриана, кроме того, много статуй императора стояло в ограде храма. Во время землетрясения 1852 года одна из колонн храма Зевса Олимпийского рухнула, и сейчас она лежит, распавшись на составляющие ее барабаны. К настоящему времени от 104 колонн, которые были самыми большими в Европе, осталось только пятнадцать.

Ученые предполагают, что Писистратом (или при Писистратах) был заложен и знаменитый Парфенон, впоследствии разрушенный персами. Во времена Перикла этот храм отстроили заново на основании вдвое больше прежнего. Парфенон воздвигли в 447-432 годах до нашей эры архитекторы Иктин и Калликрат. С четырех сторон его окружали стройные колоннады, а между их беломраморными стволами виднелись просветы голубого неба. Весь пронизанный светом, Парфенон кажется легким и воздушным. На его белых колоннах нет ярких рисунков, какие встречаются в египетских храмах. Только продольные желобки (каннелюры) покрывают их сверху донизу, отчего храм кажется выше и еще стройнее.

В скульптурном оформлении Парфенона участвовали самые известные греческие мастера, а художественным вдохновителем был Фидий – один из величайших скульпторов всех времен. Ему принадлежат общая композиция и разработка всего скульптурного декора, часть которого он выполнил сам. А в глубине храма, окруженная с трех сторон двухъярусными колоннами, горделиво высилась знаменитая статуя девы Афины, созданная прославленным Фидием. Ее одежда, шлем и щит были сделаны из чистого золота, а лицо и руки сияли белизной слоновой кости. Творение Фидия было настолько совершенно, что правители Афин и иноземные властители не решались возводить на Акрополе другие сооружения, чтобы не нарушать общей гармонии. Парфенон и сегодня поражает удивительным совершенством своих линий и пропорций: он похож на корабль, плывущий через тысячелетия, и можно до бесконечности смотреть на его пронизанную светом и воздухом колоннаду.

На Акрополе находился и храмовый ансамбль Эрехтейон с прославленным на весь мир портиком кариатид: на южной стороне храма, у края стены, шесть высеченных из мрамора девушек поддерживали перекрытие.

Фигуры портика – это, по сути, опоры, заменяющие столб или колонну, но они прекрасно передают легкость и гибкость девичьих фигур. Турки, захватившие в свое время Афины и не допускавшие по своим исламским законам изображений человека, уничтожать кариатид, однако, не стали. Они ограничились лишь тем, что стесали лица девушек.

Единственным входом на Акрополь являются знаменитые Пропилеи – монументальные ворота с колоннами в дорическом стиле и широкой лестницей. По преданию, однако, есть и тайный вход на Акрополь – подземный. Он начинается в одном из старых гротов, и 2500 лет назад по нему уполз из Акрополя священный уж, когда армия персидского царя Ксеркса напала на Грецию.

В античной Греции Пропилеями (буквальный перевод – “стоящие перед воротами”) называли торжественно оформленный вход на площадь, в святилище или крепость. Пропилеи афинского Акрополя, сооруженные архитектором Мнесиклом в 437-432 годах до нашей эры, считаются самым совершенным, самым оригинальным и в то же время самым типичным сооружением подобного рода архитектуры. В древности в обыденной речи Пропилеи называли “Дворцом Фемистокла”, позднее – “Арсеналом Ликурга”. После завоевания Афин турками в Пропилеях действительно был устроен арсенал с пороховым погребом.

На высоком пьедестале бастиона, некогда охранявшего вход на Акрополь, высится небольшой изящный храм богини победы Ники Аптерос, украшенный невысокими барельефами с изображениями на темы греко-персидских войн. Внутри храма была установлена позолоченная статуя богини, которая так понравилась грекам, что они простодушно упросили скульптора не делать ей крыльев, чтобы она не могла покинуть прекрасные Афины. Победа непостоянна и перелетает от одного противника к другому, поэтому афиняне и изобразили ее бескрылой, чтобы богиня не покинула город, одержавший великую победу над персами.

После Пропилеи афиняне выходили на главную площадь Акрополя, где их встречала 9-метровая статуя Афины Промахос (Воительницы), также созданная скульптором Фидием. Она была отлита из трофейного персидского оружия, захваченного в битве при Марафоне. Пьедестал был высоким, и позолоченный наконечник копья богини, сверкавший на солнце и видимый далеко с моря, служил своеобразным маяком для мореплавателей.

Когда в 395 году Византийская империя отделилась от римской, Греция оказалась в ее составе, и до 1453 года Афины входили в состав Византии.

Великие храмы Парфенон, Эрехтейон и другие были превращены в христианские церкви. Вначале это нравилось и даже помогало афинянам, новообращенным христианам, так как позволяло им совершать новые религиозные ритуалы в привычной и знакомой обстановке. Но к X веку сильно уменьшившееся население города стало неуютно чувствовать себя в огромных величественных постройках прошлых времен, да и христианская религия требовала другого художественно-эстетического оформления храмов. Поэтому в Афинах стали строить значительно меньшие по размерам христианские церкви, к тому же совершенно другие по художественным принципам. Самая старая церковь византийского стиля в Афинах – это церковь Святого Никодима, построенная на развалинах римских терм.

В Афинах постоянно чувствуется и близость Востока, хотя трудно сказать сразу, что именно придает городу восточный колорит. Может быть, это мулы и ослики, запряженные в повозки, какие встречаются на улицах Стамбула, Багдада и Каира? Или сохранившиеся кое-где минареты мечетей – немые свидетели былого владычества Великой Порты? А может быть, наряд гвардейцев, стоящих на страже у королевской резиденции – ярко-красные фески, юбочки выше колен и войлочные туфли с загнутыми вверх носами? И конечно, это древнейшая часть современных Афин – район Плака, восходящий еще к временам турецкого господства. Этот район сохранили в том виде, в каком он существовал до 1833 года: узкие, не похожие друг на друга улочки с небольшими домами старой архитектуры; лестницы, соединяющие улицы, церквушки. А над ними возвышаются величавые серые скалы Акрополя, увенчанные мощной крепостной стеной и поросшие редкими деревьями.

За небольшими домиками расположились римская Агора и так называемая Башня ветров, которую в I веке до нашей эры подарил Афинам богатый сирийский торговец Андроник. Башня ветров – это восьмигранное сооружение высотой чуть больше 12 метров, грани его строго ориентированы по сторонам света. На скульптурном фризе Башни изображены ветры, дующие каждый со своей стороны.

Башня была построена из белого мрамора, а наверху ее стоял медный Притон с жезлом в руках: поворачиваясь по направлению ветра, он показывал жезлом на одну из восьми сторон Башни, где в барельефах было изображено восемь ветров.

Например, Борей (северный ветер) изображался старцем в теплой одежде и полусапожках, в руках он держит раковину, которая служит ему вместо трубы. Зефир (западный весенний ветер) предстает босоногим юношей, который из полы своей развевающейся мантии рассыпает цветы. Под барельефами, изображающими ветры, на каждой стороне Башни помещены солнечные часы, которые показывают не только время суток, но также оба поворота солнца и равноденствие. А чтобы можно было узнать время в пасмурную погоду, внутри Башни помещена клепсидра – водяные часы.

Во времена турецкой оккупации почему-то считалось, что в Башне ветров похоронен философ Сократ. Где умер Сократ и где точно находится гробница древнегреческого мыслителя – у древних писателей прочитать об этом нельзя. Однако в народе сохранилось предание, указывающее на одну из пещер, которая состоит из трех камер – частью естественных, частью специально вырезанных в скале. Одна из крайних камер имеет еще особое внутреннее отделение – наподобие низкого круглого каземата с отверстием вверху, которое закрывается каменной плитой.

Нельзя в одной статье рассказать обо всех достопримечательностях Афин, ибо каждый камень здесь дышит историей, каждый сантиметр земли древнего города, на которую невозможно вступать без трепета, священен. Недаром греки говорили: “Если ты не видел Афин, то ты – мул; а если видел и не был восхищен, то ты – пень!”

    Образование и справочные статьи — Города мира

18+, 2015, the100.ru, «Seventh Ocean Team». Координатор команды:

Осуществляем безвозмездную публикацию на сайте.
Публикации на сайте, являются собственностью их соответствующих владельцев и авторов.

Древние Афины: описание, культура, история

История Древней Греции разделяется на несколько основных периодов по главному центру развития культуры. Афины связаны прежде всего с классической культурной эпохой. Однако упоминание об этом городе встречаются и в связи с цивилизацией, развивавшейся гораздо раньше на острове Крит. Это знаменитый миф о Минотавре, в котором противостоящими сторонами были царь острова Крит Минос и сын царя Афин Эгея Тесей. Имеется связь с Афинами и в легенде о Дедале и Икаре. Потому интересно будет проследить историю развития Афинской культуры как с точки зрения мифологии, так и с точки зрения исторических фактов.

Кому владеть?

И начнем мы, а точнее уже начали, именно с мифологии, как наиболее важного в духовной жизни греков аспекта.

В преданиях точно не сказано, когда именно возникли Афины. Однако о первом властителе города в мифах есть яркое повествование. И это поверье о споре Афины и Посейдона. Кратко о том, в чем было дело и чем все закончилось. Спорили, разумеется, за власть над богатым портовым городом. Выиграть должен был тот, кто сделает дороже подарок его жителям. Посейдон стукнул своим трезубцем о землю, и оттуда забил ключ. Обрадовались горожане: с пресной водой здесь было очень непросто – не было ее почти, рядом только соленое море. Бросились к источнику и, о, ужас! Разочарование! Вода из него била тоже соленая.

Тогда Афина приступила к творению и вырастила оливковое дерево. А нет пресной воды, нет и растений. Но олива была весьма живуча и пригодна для местных природных условий. Ликовали горожане: и еда, и масло для различных нужд. Ну и зелень тоже. А в награду за столь бесценный подарок признали жители города Афину его властительницей. И имя дали в ее честь. Вот так и стал называться город – город богини Афины, или просто Афины.

Афиняне и критяне

Возвращаясь к истории с Лабиринтом Минотавра, мы приходим к самому древнему периоду греческой цивилизации, который также часто называют критским. Это время противостояния Крита и Афин в лице их властителей Миноса и Эгея. История возведения лабиринта на острове Крит для страшного чудища – получеловека, полубыка – сына Миноса, требующего себе на съедение человеческих жертв. Эти тела в качестве дани Миносу должен был выплачивать афинский царь Эгей. Для самого Эгея история с освобождением от страшной и позорной дани закончилась трагически. Напомню, он сбросился со скалы в море, узнав, что парус на возвращавшемся корабле остался черным. Это означало, что чудом обретенный сын его Тесей погиб в Лабиринте. В честь Эгея море стали называть Эгейским.

Трагичной была и судьба создателя Лабиринта Дедала – уроженца Афин, покинувшего родину из-за преследований по поводу случайной гибели его талантливого племянника, в убийстве которого Дедала обвинили. Во время бегства с Крита его взял под свою опеку Минос. В период пребывания у царя, Дедал построил знаменитый замок – Лабиринт. Поскольку Минос не хотел отпускать искусного мастера, тот решил бежать. Летевшие по небу на изготовленных из птичьих перьев и воска крыльях, Дедал и Икар так и не добрались до нового пристанища: Икар, поднявшись высоко к солнцу, упал и разбился о воду, а безутешный Дедал опустился на ближайшем острове, где и провел в горе остаток своих дней. Но память о нем осталась жить в созданных им творениях в родных Афинах.

Афины и Троя

Следующий период греческой культуры, после гибели Критской цивилизации от наводнения, произошедшего из-за землетрясения на соседнем острове Фера, мифы древних греков связываю с периодом Троянской войны, в которой против малоазиатского города, входившего тогда в территории греческих земель, участвовало множество полисов Древней Греции, в том числе и Афины. В истории этот период называют Микенским – по главному культурному центру цивилизации Микенам.

Но вернемся к мифам. Младший сын царя Трои Приама Парис, тогда еще простой пастух, был избран Зевсом в качестве судьи в споре трех богинь за звание прекраснейшей. Знаменитое яблоко раздора он вручил Афродите, разгневав тем самым могущественнейших Афину и Геру. И они не забыли оскорбления, встав несколько позже на сторону ахейского войска.

Парис же, умыкнув из Спарты у царя Менелая его жену – прекрасную Елену, любовь которой даровала ему в награду Афродита, – увез ее в родную Трою. Менелай призвал к отмщению, и на призыв откликнулись все величайшие мужи Эллады, в том числе и его друг, царь Афин Агамемнон.

Войско данайцев, возглавляемое Ахиллесом и Агамемноном, осадило Трою, и осада продлилась целых десять лет. За это время многие расстались с жизнью: друг Ахиллеса Патрокл, брат Париса Гектор, сам Ахиллес, Лаокоон и его сыновья, и многие жители позже разграбленной и сожженной Трои. Через некоторое время смерть настигла и сестру Париса вещую Кассандру, взятую в рабство Агамемноном. По дороге домой Кассандра родила афинскому царю сыновей, но по прибытии на родину в Афины все они, вместе с Анамемноном, были умерщвлены его женой.

Эпоха классической Греции: начало

Теперь поговорим о времени, когда начало зарождаться афинское государство. Эта эпоха возникла через несколько веков после загадочной гибели Микенской цивилизации. В этот период в центральной области Древней Греции Аттике, стали образовываться города-государства, с прилегающими к ним пахотными землями, называемыми полисами. В разное время происходило возвышение то одних территорий, то других. Все полисы Древней Греции боролись за ведущее положение. Особенно Спарта и Афины.

Поскольку афинские земли были небогаты водой и плодородными почвами, здесь по большей части развивались не земледелие и скотоводство, а ремесла. Уже в VIII-VII вв. до н. э. в Афинах было открыто большое количество мастерских горшечников, кузнецов, сапожников, которые торговали своим товаром в лавках. В предместьях Афин развивались виноградарство и выращивание оливок, а также изготовление оливкового масла.

Управление Афинами в додемократический период

До VII в. до н. э. в городе к управлению была допущена только знать. Власть в своих руках держал Ареопаг, заседавший на холме бога Марса и состоявший из девяти выборных архонтов. Они не только управляли Афинами, но и вершили суд, в основном несправедливый, придерживаясь интересов знати. Но самой одиозной фигурой из архонтов за время существования такой формы правления был Драконт, издававший абсурдные и жестокие законы.

Простым жителям Древних Афин жилось плохо. Они имели маленькие, самые неплодородные участки земли, где почти ничего не удавалось вырастить. Потому, чтобы заплатить налоги, они вынуждены были брать в долг под проценты у знатных и богатых. А поскольку отдать так называемые выплаты не могли, то постепенно отдавали в рабство тому, кому были должны, своих детей, жен, и даже самих себя. Такое пленение называли долговым, а на участки заемщикам устанавливали обозначающие камни для свидетельства.

Против долгового рабства среди демоса и ремесленников постепенно росло возмущение, которое в конечном итоге привело к восстанию.

Афинская демократия: основы

Начнем с того, что определим суть самого понятия: в дословном переводе слово “демократия” означает “власть народа” (демос – народ).

Зарождение в Афинах новой формы управления произошло в VI в. до н. э. и связано с управлением архонта Солона.

После восстания демоса между ним и знатью было заключено перемирие и проведены совместные выборы Ареопага. Главным архонтом в нем сообща и был избран Солон – уроженец Афин, занимавшийся почетным делом – морской торговлей, происходивший из знатного рода, но не имевший особых богатств, рано познавший труд, честный, справедливый и мудрый. Он устанавливает в Афинах новые законы и прежде всего отменяет долговое рабство. Это было важным событием в истории Древних Афин. По законам Солона в архонты теперь могли избираться даже незнатные граждане, но обязательно богатые. Кроме того, для решения самых важных дел стали созывать Народное собрание, в состав которого входили все свободные мужчины Афин.

Был также учрежден выборный суд и отменены многие законы Драконта. Судьи выбирались среди всех граждан Афин вне сословия и достатка не моложе 30 лет. Главным условием было отсутствие дурных поступков. На суде, кроме обвиняемого и обвинителя стали выслушивать и свидетелей. Решение о виновности или невиновности принимали путем тайного голосования белыми и черными камешками.

Все долговые рабы были отпущены на волю и отвечали перед теми, кому задолжали, только своим имуществом.

Итоги деятельности Солона

В целом попытки Солона установить в Афинском государстве демократию были решены лишь частично. Главным недостатком его деятельности следует считать нерешенный земельный вопрос: плодородные земли, в избытке находящиеся в руках богачей и знати, так и не были отобраны и распределены равномерно между всеми гражданами. Это вызывало недовольство демоса. А знать возмущалась против того, что ее лишили дешевых рабов и права получить с должников прежние налоги, которые им были прощены.

Расцвет демократии в Древних Афинах

Начало этого периода связывают с победой греков над персами и правлением Перикла. Государственное устройство Древних Афин при Перикле характеризовалось обновленной системой управления. Это был V век до нашей эры. В управлении участвовал весь демос Афин без разницы, отличался он знатностью по происхождению, считался богатым или бедным.

Главным органом управления выступало Народное собрание, в которое могли входить все афинские граждане мужского пола по достижении ими 20 лет. Собираясь 3-4 раза в месяц, собрание не только распоряжалось казной, решало вопросы войны и мира, управления государством, но и выбирало десять стратегов на один год правления, главным из которых был первый. Перикл долгое время удерживал эту должность в своих руках за счет всеобщего уважения.

В управлении афинским государством участвовал и совещательный орган – Совет пятисот. Но даже если он был против внесенного предложения, его все равно ставили на голосование в Народном собрании.

Благодаря деятельности Перикла в Афинах были введены оплачиваемые чиновничьи должности. Это было необходимо для того, чтобы не только богачи принимали участие в управлении государством, но и бедные земледельцы.

Кроме того, за период правления Перикла город активно развивался и расцветал, а культура Древних Афин достигла невероятно высокого уровня. Его власть длилась пятнадцать лет.

Афины при Перикле

Описание Древних Афин следует начать с самого сердца города – Акрополя – холма, на котором благодаря Периклу и Фидию были возведены величайшие архитектурные и скульптурные памятники греческой культуры: Парфенон, Эрехтейон, храм Ники Аптерос, Пропилеи, театр Диониса, пинакотека, установлена уникальная статуя богини Афины.

Центром города служила главная площадь Древних Афин – Агора. Здесь располагался главный городской рынок, храмы богам, портики для бесед и встреч, здание для заседаний Совета пятисот и Круглое здание, в котором его представители несли круглосуточный дозор во время опасности.

Интересным местечком “бедных” Афин был район гончаров-ремесленников Керамик, где родилось удивительное древнегреческое искусство – вазопись.

В предместьях Афин, на берегу Средиземного моря расположился главный афинский порт Пирей, состоящий из одной торговой и двух военных гаваней, верфи и рынка. Защиту дороги от Пирея к Афинам осуществляли Длинные стены.

При Перикле Древние Афины превратились в крупнейший ремесленный, культурный и торговый центр.

История Афин

Основание города Афины теряется в глубине веков. По преданию, город существовал ещё до Микенской эпохи.

Согласно Платону, в его диалоге «Тимей» сообщается, что египетские жрецы богини Исиды рассказали Солону, посетившему Египет, о существовании в прошлом, еще 9.600 лет до н.э., процветающего города с названием «Афины».

Первыми жителями Афин считаются пеласги.

По преданию, во время правления Кекропа – первого мифического царя Афин (II-III тысячелетие до н.э.), именем которого и был назван первый акрополь (Кекропия), жителями Афин были ионийцы, переселившиеся на землю Аттики. Затем город был переименован в честь богини мудрости Афины, подарившей ему благодатное маслинное дерево – источник жизни и богатства, в связи с чем она и завоевала титул покровительницы города в споре с богом морей Посейдоном.

Знакомый всем миф о Тесее и Минотавре свидетельствует о тесной связи Афин с Критом ещё в Минойскую эпоху, когда отец Тесея, Эгей, восседал на афинском троне, который перешел после его смерти сыну.

Во время Троянской войны Афины выступили на стороне Микен, послав против Трои почти 3.000 солдат на 50 кораблях во главе с Менесфеем. В то время, ещё с III тысячелетия до н.э., действовали рудники в Лаврионе, добывая для города олово и серебро, а позже, в железный век, и железо. Изделия из керамики, производство оливкового масла, меда и вина, а также пентелийского мрамора способствовали в совокупности высокому росту торговли, что в скором времени принесло городу небывалый экономический расцвет.

Первым законодателем Афин считается Дракон, издавший в VII веке до н.э., так называемые, Драконовы законы, увековеченные им на мраморе. На смену жестким Драконовым мерам пришли законы Солона«сейсахфея», освободившие жителей Аттики от долгового бремени.

В «Золотой век» (500-300 век до н.э.) Афины стали культурным и интеллектуальным центром Европы. То, что мы сегодня называем «культурой Запада», основывается во многом на культуре Древней Греции. В это время стратегом Афин был Перикл и, несмотря на то, что его правление длилось всего 32 года, V век до нашей эры назван его именем. Историк античности Фукидид называл Перикла «первым среди афинян», поскольку он, по его мнению, сочетал в себе основные «добродетели» великого государственного мужа: ум, красноречие, патриотизм и бескорыстие.

Точная дата возникновения Афин неизвестна, образование города вокруг крепости, построенной в районе Акрополя в XVI в. до н. э., началось в результате синойкизма — объединения обособленных родовых общин Аттики.

Древнее предание проведение синойкизма приписывает царю Тесею, он же считается автором древнейшего устройства афинской общины, ее деления на аристократов (евпатридов), землевладельцев (геоморов) и мастеровых (демиургов). Это разделение и обязанность отвечать за долги не только имуществом, но и личной свободой стали дополнительным толчком к развитию рабства, а власть и землевладение постепенно переходили в руки аристократии.

Древние Афины управлялись архонтами — девятью ежегодно избиравшимися аристократами — и ареопагом — советом старейшин, формировавшимся из архонтов, полномочия которых закончились. Противоречие между аристократией, забиравшей все больше власти, и бесправным демосом росло и обострялось. Евпатрид Килон в середине VII в. до н. э. сделал неудачную попытку захватить власть. Архонт Дракон (ок. 621 г. до н. э.) записал законодательные обычаи, чтобы ограничить власть аристократии. Солон в 594—593 гг. до н. э. под давлением демоса провел существенное реформирование социально-политической жизни Афин: была запрещена продажа в рабство за долги, учрежден новый государственный орган — Совет четырехсот, принято деление граждан на 4 разряда по имущественному цензу, что определяло их отношения с государством, а также введен ряд свобод, поощрявших развитие ремесел. Но реформы Солона не сгладили противоречий, недовольны были практически все слои населения Афин.

Примерно в 560 г. до н. э. в Афинах установилась тирания Плисистрата, который поддерживал крестьян и ремесленников против родовой знати. С этого времени началась эпоха первого расцвета Афин, которые укрепились на обоих берегах Геллеспонта и взяли под свою власть ряд островов Эгейского моря. В городе соорудили водопровод, воздвигли новые здания и статуи. Плисистрат умер в 527 г. до н. э., передав власть сыновьям Гиппию и Гиппарху, которые были свергнуты и убиты заговорщиками в 510 г. до н. э. Аристократия вновь попыталась захватить власть, что в 508 г. до н. э. привело к победоносному восстанию демоса под предводительством Клисфена. Он провел новые реформы, окончательно уничтожив пережитки родового строя и завершив становление Афин как государства, управляемого Советом пятисот и коллегией из 10 стратегов.

Афины приняли активное участие в Греко-персидских войнах (500-449 гг. до н. э.), поддержав восстание ионийских городов и победив персов у Марафона (490 г. до н. э.). По инициативе афинян и их стратега Фемистокла произошло сражение у Саламина (480 г. до н. э.), которое переломило ход войны и завершилось полным разгромом персидского флота. Затем Афины возглавили Делосский союз, став мощной морской державой — Афинской архе. Пирей превратился в важнейший порт.

Наибольшего расцвета Афины достигли при Перикле (444/443-429 гг. до н. э.), когда как государственный строй была установлена рабовладельческая демократия. Вторая половина V в. до н. э. называется золотым веком Перикла, продолжительность которого была небольшой, так как Афины стремились к расширению своего господства и эксплуатировали союзные города, что вело к конфликтам внутри Афинской архе. Столкновения с Пелопоннесским союзом городов, возглавляемой Спартой, привели к Пелопоннесской войне (431-404 гг. до н. э.), в которой Афины потерпели поражение, навсегда утратив свое ведущее положение.

В первой половине IV в. до н. э. Афины несколько поправили свое положение, восстановив флот и городские укрепления. Афинский союз в 378-377 гг. до н. э. был ненадолго возрожден, но после поражения в битве при Херонее в 338 г. до н. э. Афины подчинились македонской гегемонии.

На протяжении трех последующих веков положение Афин неоднократно менялось, а в 146 г. до н. э. они вместе со всей Грецией попали под власть Рима. В 88 г. до н. э. Афины примкнули к поднятому понтийским царем Митридатом VI Евпатором востанию против господства Рима. В 86 г. до н. э. войско Корнелия Суллы взяло штурмом и разграбило Афины. В 27 г. до н. э. Афины вошли в состав образованной Римом провинции Ахайя. Ослабление влияния Римской империи привело к тому, что Афины, сохранившие свою красоту до II в. н. э., стали подвергаться частым набегам и в 267 г. впервые были полностью разрушены.

Афины восстанавливались на территории, в 10 раз меньшей их исходной площади. К IV в. н. э. были возрождены философские школы, в одной из которых учился будущий император Рима Юлиан. Но в это время христианство усиливало свое влияние в римском мире, и в 529 г. императором Юстинианом было запрещено все, что относилось к язычеству, а греческие храмы превращены в христианские церкви. Афины потеряли свое значение в тени новой столицы, Константинополя, став центром провинциального епископата.

В течение пяти веков Афины обходились без войн и потрясений. Было построено 40 византийских церквей, 8 из них сохранилось до наших дней. К началу XII в. период мира закончился и город оказался в центре столкновений между арабами и христианами-крестоносцами, воевавшими за господство над восточной частью Средиземного моря. К 1180 г., после почти века набегов, арабы практически полностью разграбили Афины, а в 1204 г. вторгшиеся крестоносцы довершили второе разрушение города.

Следующие 250 лет в Афинах господствовали, сменяя друг друга, франки, каталонцы, флорентийцы и венецианцы. В 1453 г. Афины и вся Греция оказались под властью Турции, захватившей Константинополь. Два века афиняне прозябали в квартале Плака, а все греческие храмы были превращены в мечети, минареты и медресе.

В 1687 г. Афины были в третий раз разрушены в результате вторжения венецианцев и эпидемии чумы. Восстановление города проходило под властью турок. Во время войны греков за независимость в 1820-х гг. Афины оказались в осаде и в 1826 г. были разрушены в четвертый раз. Через четыре года Греция окончательно обрела независимость, а в 1834 г. королем Отгоном Баварским Афины были объявлены столицей Греции. В последующие десятилетия велись грандиозные работы по восстановлению города и археологические раскопки.

Балканские войны, закончившиеся подписанием Лозаннского договора в 1923 г., дали возможность Греции вдвое увеличить свою территорию и население, а Афины заняли видное место среди столиц Балканских стран. Афинский порт Пирей стал одним из самых оживленных и значительных на Средиземном море. В начале 1920-х гг. в Афины хлынул поток греческих беженцев, изгнанных турками из Малой Азии, и численность населения города возросла почти вдвое, достигнув 500 тыс. человек.
Новый период бурного развития Афин начался после окончания немецкой оккупации и гражданской войны 1944-1949 гг. Реконструкция греческой столицы была полностью завершена в период 1950-1970-х гг.

Продолжающийся рост Афин в последние десятилетия XX в. поставил власти города перед необходимостью решать проблемы, связанные с экологическим неблагополучием и необходимостью ограничивать дорожное движение, что свойственно и другим европейским столицам. В 2004 г. Афины стали столицей XXVIII Олимпийских игр.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector