Аннабет Чейз Малкольм Пэйс Дедал Джордж Вашингтон Фредерик Бартольди Полукровки из домика Афины
Прочее
Появления
Фильм
Актёр
Афина — в греческой мифологии богиня справедливой войны, военной стратегии и мудрости, одна из наиболее почитаемых богинь Древней Греции, эпоним города Афины. Дочь Зевса и Метис, ее символы — сова, Эгида, оливковое дерево и змея. Ее Римским аналогом является Минерва, которая, кроме того, богиня знаний, искусств и ремёсел; дева-воительница, покровительница городов и государств, изобретательности. Одна из богинь-девственниц, ее дети рождаются из ее мыслей. Все время соперничает с Посейдоном. Мать Аннабет.
История Править
После войны Зевс взял в жены спутницу детства, титаниду Метис. Она была его советником и наставником долгие годы. Кто-то сказал ему, что у богини скоро появятся двое детей, девочка и мальчик. Мальчик будет силачом, который превзойдет Зевса и свергнет его с престола. Когда Метис забеременела, Зевс решился на крайние меры: ласковыми словами он усыпил Метис, а когда она крепко уснула, проглотил ее. Через некоторое время Громовержец почувствовал страшную головную боль. Он призвал на помощь своего сына Гефеста, попросил его топором (или молотом) разрубить ему голову и избавить от мук. Гефест ударом расколол череп, и на свет появилась прекрасная Афина, соединившая мудрость отца и матери, в полном воинском снаряжении, крича боевой клич. Рождение сына Зевсу удалось избежать. Правда, есть и другие версии её рождения: из бороды Зевса или даже из облака благодаря удару молнии Зевса. Также на родительство претендуют, кроме Зевса, Посейдон, циклоп Бронт, гигант Паллант и человек Итон.
Афина быстро стала любимой дочерью Зевса. Она является как бы непосредственным продолжением Зевса, исполнительницей его замыслов и воли. Она — мысль Зевса, осуществленная в действии.В дальнейшем она является богиней свирепых и непримиримых боев, воином, защищавшем государство и родную землю от врагов, а также богиней, поддерживающей моральное право. В Греции Афина известна как Афина Паллада, имя она унаследовала от друга, которого случайно убила. Она была также известна как Афина Парфенос, как ей поклонялись в Парфеноне.
Наряду с Артемидой и Гестией , она является одной из трех богинь-девственниц . Хотя у нее действительно есть дети полубоги, они рождаются, когда ее божественные мысли встречаются со смертными мыслями мужчин, в которых она влюбляется. Затем ее дети рождаются таким же образом, как и она, из мозга. Ни одна из богинь не может рожать детей подобным образом.
Конфликт с Посейдоном Править
Суд за Аттику Править
Афина и Посейдон боролись за должность покровителя города Афины (называемый Аттикой в то время). Люди попросили богов даровать подарок для вновь построенного города. Посейдон первым пришёл в Аттику, ударил трезубцем в землю на Акрополе, и возник источник морской воды. За ним следом появилась Афина, которая ударила в землю копьём и вырастила оливковое дерево (маслину). Судьи решили, что оливковое дерево будет полезней, чем соленая вода, и Афина была признана победительницей. В честь нее построили храм, известный как Парфенон, а также город назвали её именем. Посейдон же разгневался и попытался затопить землю морем, но Зевс запретил ему.
Конфликт с Медузой Править
Медуза была красивой девушкой, и даже хотела состязаться с Афиной в красоте. Но однажды, Афина поймала Медузу с Посейдоном в своем храме. Разозлившись на них за непристойное поведение (есть версия, что Медуза служила Афине), Афина превратила Медузу в отвратительное существо, наслав на девушку проклятие, превращавшее любого заглянувшего в глаза Медузы в камень. Две её сестры тоже были превращены в монстров, так как они помогли ей пробраться в храм. Хотя есть версия, что они пошли на это добровольно.
Афина и Посейдон сотрудничали всего раз, во время создания колесницы. Афина построила саму колесницу, Посейдон создал лошадей. Также они с Посейдоном были на одной стороне в Троянской войне, поддерживая греков.
Соперничество Афины с Посейдоном объясняет ее нелюбовь к Перси Джексону, сыну Посейдона. Но то, что их родители враждуют, кажется, не влияет на отношения Перси и Аннабет Чейз. Афина, однако, говорит Перси, что не одобряет их отношения, и советует ему держаться подальше от ее дочери несколько раз. В конце серии, она кажется равнодушной к Перси, хотя ему не поздоровиться, если он причинит боль Аннабет.
Конфликт с Арахной Править
Возгордившись своим мастерством, Арахна заявила, что превзошла в ткачестве саму Афину, считавшуюся покровительницей этого ремесла. Когда Арахна решила вызвать богиню на состязание, та дала ей шанс одуматься. Под видом старухи Афина пришла к мастерице и стала отговаривать её от безрассудного поступка, но Арахна настояла на своём и заявила, что если она проиграет, то примет любое наказание. Состязание состоялось: Афина выткала на полотне сцену своей победы над Посейдоном. Арахна изобразила сцены похождений Зевса. Афина признала мастерство соперницы, но возмутилась вольнодумством сюжета (в изображениях её было неуважение к богам), объявила об оскорблении богов и уничтожила творение Арахны. Несчастная Арахна не перенесла позора; она свила веревку, сделала петлю и повесилась. Афина, увидев тело Арахны, почувствовала себя виноватой в ее смерти, поэтому она освободила Арахну из петли и сказала ей: «Живи, непокорная. Но ты будешь вечно висеть и вечно ткать, и будет длиться это наказание и в твоём потомстве.» Афина окропила Арахну соком волшебной травы, и тотчас тело её сжалось, густые волосы упали с головы, и обратилась она в паука. С той поры висит паук-Арахна в своей паутине и вечно ткёт её.
По этой причине, каждый ребенок Афины обладает огромным страхом перед пауками. Им кажется, что каждый паук настроен против них враждебно и приползает, чтобы отомстить за Арахну.
Перси Джексон и Олимпийцы Править
Море Чудовищ Править
Чтобы увидеть этот текст, нажмите «Развернуть» справа.
Она появляется впервые, когда Аннабет поддается соблазну Сирен. Афина описывается одетой в походные ботинки, джинсы и повседневную одежду. Она сидела с Лукой и Фредериком Чейзом, отцом Аннабет, в новом Манхэттене, якобы разработанным Аннабет.
Проклятие Титана Править
Чтобы увидеть этот текст, нажмите «Развернуть» справа.
Афина появляется замаскированной под смотрителя парка на дамбе Гувера и советует Перси как сбежать, несмотря на ее опасения. Ее желание увидеть Аннабет спасенной перевешивает ее ненависть к Перси, поэтому она помогает ему.
В день зимнего солнцестояния, когда Зевс просит богов голосовать за сохранение Перси в живых, Афина вместе с Аресом и Дионисом (без энтузиазма) не поднимают руки, но они оказываются меньшинством. Афина просит Перси не судить ее строго, потому что Перси для нее большой риск. Она сообщает ему о его роковой точке: преданности друзьям. Перси не понимает в чем здесь недостаток, но Афина говорит ему что самые опасные недостатки те, которые хороши при определенных обстоятельствах, и что его недостаток может послужить причиной гибели мира. Перси отмечает, что Афина «чертовски умна» и что она является,пожалуй, худшим врагом. Богиня оставляет его, отметив что она не одобряет его отношения с Аннабет.
Последнее пророчество Править
Чтобы увидеть этот текст, нажмите «Развернуть» справа.
Афина знает, что Тифон послан для отвлечения внимания богов от Олимпа. Она убеждает Зевса послать Гермеса к ребятам, чтобы сказать им что это ловушка, а также она дает им дополнительную информацию. Афина говорит Аннабет «Попробуйте план 23» и Перси «Помни о реках», а также советует ему держаться подальше от ее дочери.
Позднее Афина дает задачу Аннабет — стать архитектором Олимпа. Она хвалит способности дочери, каждый раз напоминая, что она гордится ею. Также Афина голосует за присуждение Перси бессмертия, хотя видит растерянные эмоции Аннабет и чувствует ее мысли о потере Перси. После совета, Афина беседует с Перси, и говорит, что возможно она ошибалась насчет него. Когда она спрашивает Перси, почему он отказался от бессмертия, Перси отвечает, что не мог оставить Аннабет, но потом добавляет, что также и Гроувера . Афина говорит «береги ее», а затем исчезает в пламени огня, поджигая рубашку Перси.
Герои Олимпа Править
Метка Афины Править
Чтобы увидеть этот текст, нажмите «Развернуть» справа.
Аннабет летит в Лагерь Юпитера на Арго II, нервничая и жалея, что она не может помолиться Афине. Она вспоминает встречу с матерью около месяца назад, когда ей дали худший подарок в жизни. Римляне, после завоевания греков, решили унизить своих соперников, украв статую Афины Парфенос, нарушая дух Афин. Римская форма Афины изменила богиню к богине ремесел и матерства, забирая титул богини войны, и заменяя ее другими богами, такими как Беллона.
Статуя Афины Парфенос в Парфеноне
Афина очень сердита за это на римлян. Когда Аннабет увидела свою мать, рассматрившую карту и желавшую, чтобы Одиссей был там, Аннабет пыталась поговорить с ней. Но богиня была в виде Минервы и у нее не было воспоминаний об Аннабет, как о дочери. Минерва утверждала, что римляне снижают ее важность, но Аннабет напоминала, что она не богиня мести. Минерва, однако, жаждет мести потому как римляне опозорили ее. Когда Аннабет просит помощи для Перси, богиня говорит, что, поскольку Перси в союзе с римлянами, он должен погибнуть вместе с ними, а затем она вручает Аннабет монету и просит дочь отомстить за нее.
В Чарльстоне Афродита говорит, что Афина в борьбе римлян и греков была затронута больше всех богов. Позже, в логове Арахны, Аннабет видит гобелены паучихи и считает их лучше чем у ее матери, поэтому она начинает сомневаться в способностях богини.
Дом Аида Править
Чтобы увидеть этот текст, нажмите «Развернуть» справа.
Афина появляется Аннабет во снах, когда они с Перси находятся в Тартаре. Она хвалит Аннабет и сообщает ей, что она все сделала хорошо, однако они должны вернуть статую в Лагерь Полукровок, чтобы остановить войну между лагерями.
Кровь Олимпа Править
Помогает Рейне в сражении с Орионом, дарит ей свой плащ Эгиду. После участвует в битве с гигантами. Богиня вместе с Аннабет сражается с Энкеладом и убивают монстра.
Внешность Править
У Афины пронзительные серые глаза и длинные тёмные (светлые) волосы. Ее также называли «совоокой» подчеркивая ее большие глаза. Она легко отличима от других древнегреческих богинь благодаря своей необычной внешности. В отличие от других женских божеств, она использует мужские атрибуты — одета в доспехи, держит в руках копьё; её также сопровождают священные животные. Афина считается одной из самых красивых богинь, и многие мужчины ухаживают за ней, но она делает с ними ужасные вещи, если они не оставляют с первого раза. Многие считают, что Аннабет очень похожа на свою мать и имеет тот же холодный взгляд.
Характер Править
Афина является очень дисциплинированной богиней, быстро мыслит и таит огромную мудрость. Прекрасный стратег. Всегда думает прежде, чем действовать. Хладнокровная, но любит всех своих детей-полукровок и, в отличие от других богов, признает их сразу при рождении. Сделала подарок своей дочери — кепку — которая делает надевающего невидимым.
Древнегреческая богиня Афина известна тем, что она защищала города, покровительствовала наукам. Это воительница, которую невозможно было победить, богиня знаний и мудрости. Греческая богиня Афина абсолютно заслуженно почиталась древними греками. Это была любимая дочь Зевса, а столица Греции названа именно в ее честь. Она всегда помогала героям не только мудрым советом, но и делами. Девушек Греции она обучала прядению, ткачеству, кулинарии. Греческая богиня Афина не только странным образом появилась на свет, с ее именем также связано много захватывающих историй и мифов. Давайте больше узнаем о ней.
Появление на свет
Согласно мифам, богиня Греции Афина появилась на свет эффектно и довольно необычно – из головы Зевса. Он знал заранее, что у Метис, богини разума, будет двое детей – дочь (Афина) и сын, наделенный невероятной силой и умом. А Мойры, богини судьбы, предупредили Зевса, что этот мальчик однажды отнимет у него имеющуюся власть над всем миром. Чтобы избежать такого поворота событий, Зевс усыпил ласковыми речами Метис и проглотил ее перед рождением сына и дочери. Однако вскоре его стали мучить невыносимые головные боли. Чтобы избавить себя от страданий, Зевс позвал к себе Гефеста и приказал ему разрубить голову топором. Одним сильным ударом тот расколол череп. К изумлению всех присутствующих олимпийских богов оттуда появилась прекрасная богиня Афина, причем вышла она в полном вооружении, а ее голубые глаза горели мудростью. Именно с таким мифом связано появление на свет храброй и мудрой воительницы.
Внешность и символы богини
Огромные голубые (по некоторым данным, серые) глаза, роскошные русые волосы, величественная осанка – такое описание уже говорит, что это была настоящая богиня. Афина, как правило, изображена везде с копьем в руке и в доспехах. Несмотря на свою природную грацию и красоту, окружена она была мужскими атрибутами. На ее голове можно увидеть шлем с достаточно высоким гребнем, а в руках всегда имеется щит, который украшен головой Горгоны. Афина — богиня мудрости, поэтому ее всегда сопровождают соответствующие атрибуты – змея и сова.
Богиня войны
О доспехах и атрибутах храброй воительницы мы уже немного рассказали. Афина — богиня войны, разгоняющая тучи лезвием своего сверкающего меча, охраняющая города, изобретающая все необходимое для военного искусства. В честь нее даже совершались Панафинейские праздники – большой и малый. Афина — богиня войны, но ей не доставляло никакого удовольствия участие в битвах, в отличие от Эрида и Ареса, жаждущих крови и расправы. Она же предпочитала решать все вопросы исключительно мирным путем. В хорошие и спокойные времена она не носила с собой оружие, а в случае надобности получала его у Зевса. Но если богиня Афина и вступала в бой, то никогда его не проигрывала.
Богиня мудрости
Как много «обязанностей» было на нее возложено! Например, она следила за порядком при переменах погоды. Если случалась гроза с сильным дождем, Афине предстояло проследить, чтобы после этого непременно выглянуло солнце. Ведь была она еще и богиней садов и плодородия. Под ее покровительством пребывало в Аттике масличное дерево, имевшее огромное значение для тех земель. Ей необходимо было контролировать и племенные учреждения, и гражданское устройство, и государственную жизнь. Афина — богиня Древней Греции, которая в мифах выступает также богиней осмотрительности, ума, проницательности, изобретений искусства, художественной деятельности. Она обучает людей ремеслам и искусствам, дает им знание и мудрость. Также ее никто не мог превзойти в искусстве ткать. Была, правда, совершена такая попытка Арахной, но та потом заплатила за свое высокомерие. Древние греки были уверены, что именно Афина изобрела флейту, плуг, керамический горшок, грабли, колесницу, уздечку для лошадей, корабль и многое другое. Именно поэтому все спешили к ней за мудрым советом. Она была настолько доброй, что даже в суде всегда отдавала свой голос за оправдание обвиняемого.
Миф о Гефесте и Афине
Следует отметить, что еще одной неотъемлемой и характерной частью ее культа была девственность. Согласно мифам, многие титаны, боги, гиганты неоднократно пытались добиться ее внимания, взять в жены, но она всячески отвергала их ухаживания. И вот однажды, в самый разгар Троянской войны, богиня Афина обратилась к Гефесту с просьбой сделать для нее отдельные доспехи. Как мы уже знаем, в таких случаях она должна была получать оружие у Зевса. Однако тот не поддерживал ни троянцев, ни эллинов, а потому вряд ли выдал бы дочери ее доспехи. Гефест и не думал отказывать Афине в ее просьбе, однако сказал, что за оружие она должна заплатить не деньгами, а любовью. Афина или не поняла смысл этих слов, или не придала им значения, так как явилась в срок в кузницу Гефеста за своим заказом. Не успела она переступить порог, как тот бросился к ней и желал овладеть богиней. Афине удалось вырваться из его рук, но семя Гефеста успело пролиться на ее ногу. Она вытерлась куском шерсти и бросила его на пол. Попав на мать-землю, Гею, семя ее оплодотворило. Гею такой факт не порадовал, и она сказала, что отказывается воспитывать малыша от Гефеста. Афина же взяла и это бремя на свои плечи.
Продолжение мифа – история Эрихтония
Афина – богиня, мифы о которой только подтверждают ее храбрость и воинственность. Как она и обещала, ребенка по имени Эрихтоний забрала к себе на воспитание. Однако оказалось, что времени у нее на это не хватает, потому она положила ребенка в священный ларец и передала его Аглавре, дочери Кекропса. Однако вскоре новая воспитательница Эрихтония попыталась обвести вокруг пальца Гермеса, в результате чего она сама и вся ее семья отдали за это свои жизни.
Что делала дальше Афина?
Услышав эту трагическую новость от белой вороны, богиня очень расстроилась и сделала птицу черной (с тех пор все вороны черные). Птица нашла Афину в тот момент, когда та несла огромную скалу. В расстроенных чувствах богиня уронила ее на Акрополь, чтобы надежнее его укрепить. Сегодня эта скала называется Ликабетта. Эрихтония же она спрятала под свою эгиду и растила самостоятельно. Позже он стал в Афинах царем и ввел в данном городе культ своей матери.
Миф о суде за Аттику
Афина — богиня Древней Греции, о которой сегодня есть много интересных мифологических сюжетов. Этот миф рассказывает о том, как она стала владычицей Аттики. Согласно ему, первым сюда пришел Посейдон, ударил в землю на Акрополе своим трезубцем — и появился источник воды морской. Следом за ним сюда пришла Афина, ударила копьем в землю — и появилось оливковое дерево. Решением судей победительницей признали Афину, так как ее дар оказался более нужным и полезным. Посейдон же сильно разозлился и хотел затопить морем всю землю, но Зевс не позволил ему так поступить.
Миф о флейте
Как мы уже говорили, Афине приписывают создание многих вещей, в том числе и флейты. Согласно мифу, однажды богиня нашла оленью кость и создала из нее флейту. Звуки, которые издавал такой инструмент, доставляли Афине ни с чем не сравнимое удовольствие. Она решила похвастаться своим изобретением и умением на трапезе богов. Однако Гера и Афродита начали откровенно над ней смеяться. Оказалось, во время игры на инструменте у Афины сильно раздуваются щеки и оттопыриваются губы, что не добавляет ей привлекательности. Не желая выглядеть уродливо, она забросила флейту и прокляла заранее того, кто будет на ней играть. Инструмент было суждено найти Марсию, который не смог избежать позже страшной кары от Аполлона.
Что породило миф о богине и Арахне?
Выше мы уже упоминали о том, что богине не было равных в искусстве ткать. Однако попытки превзойти ее предпринимались, что не влекло за собой ничего хорошего. О такой истории и рассказывает один из мифов.
Когда речь заходила о всякой женской работе и ремеслах, богиню называли Эрганой или Афиной-работницей. Одним из главных ремесел у афинян было ткачество, однако изготовленные материалы из азиатских стран были выполнены более тонко и изящно. Такое соперничество и породило миф о вражде между Арахной и Афиной.
Жестокое соперничество
Арахна не была знатного происхождения, ее отец трудился обычным красильщиком, но у девушки был талант ткать невероятно тонкие и очень красивые материалы. Еще она умела быстро и ровно прясть, любила украшать свои работы искусными вышивками. Похвалы и приятные речи ее творчеству звучали со всех сторон. Арахна стала так гордиться этим, что ей пришло в голову состязаться с богиней. Она заявила, что легко сможет ее победить в этом ремесле.
Афина очень разозлилась и решила поставить на место нахалку, однако сначала хотела все решить мирным путем, что было ей очень присуще. Она приняла вид старухи и отправилась к Арахне. Там она стала доказывать девушке, что для простой смертной очень опасно затевать такие игры с богиней. На что гордая ткачиха ответила, что даже если перед ней явится сама Афина, она и ей сумеет доказать свое первенство в ремесле.
Афина была не из робкого десятка, потому приняла вызов. Обе девушки принялись за работу. Богиня на своем станке выткала историю о своих непростых отношениях с Посейдоном, а Арахна изобразила всевозможные превращения богов и любовные похождения. Работа простой смертной была выполнена так качественно и искусно, что Афина хоть и старалась, но не нашла в ней ни одного изъяна.
Разгневавшись и забыв о своем долге быть справедливой, Афина ударила девушку челноком по голове. Гордая Арахна не смогла пережить такого унижения и повесилась. А богиня превратила ее в паука, которому суждено на протяжении всей жизни заниматься плетением.
Мифы о помощи Афины всем богам
Она многим помогала не только советом, но совершением подвигов. Например, Персей был воспитан в ее храме. И именно Афина учила его владеть мечом, за что он принес ей в подарок голову Горгоны. Как мы знаем, она разместила ее на своем щите. Тидею богиня помогала состязаться с фиванцами – отражала от него стрелы, прикрывала щитом. Диомеда богиня вдохновляла на бои с Афродитой, Пандаром. Ахиллу она помогла уничтожить Лирнесс, испугать троянцев путем создания пожара. А когда Ахилл сражался с Гектором, она спасла первого от удара копья.
Изображения Афины в искусстве
Еще в 5-м веке до нашей эры скульптор Фидий создал огромную статую Афины, которая не сохранилась до наших дней, хотя были неоднократные попытки ее реставрировать. Это была большая статуя богини, замахивающейся копьем. Установили ее на Акрополе. Благодаря большому сверкающему мечу статую было заметно издалека. Несколько позже тем же мастером была изготовлена бронзовая фигура Афины, сохранившаяся в мраморных копиях.
А живописец Фамул создал полотно под названием «Афина», когда расписывал дворец Нерона. Самое интересное то, что с какой бы стороны человек ни смотрел на картину, богиня обращает свой взор к нему. А в святилище Артемиды была работа Клеанфа под названием «Рождение Афины».
Если говорить о современности, то в 2010 году вышел сериал «Афина: богиня войны». Дорама от корейского режиссера рассказывает о террористической группе, которая угрожает всему миру.
Надеемся, вы узнали больше о храброй и всегда готовой прийти на помощь богине. Изучайте мифы, это всегда увлекательно, познавательно и интересно!
10 мифов о греческой богине Афине, вокруг которых до сих пор ведутся споры
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
1. Рождение Афины
Как известно, Афина является дочерью Зевса и его первой жены Метиды. Ходит множество мифов и легенд на этот счёт, где самый распространённый гласит о том, что Зевс был женат на одной из мудрейших женщин среди богов и людей — Метиде. Но однажды он услышал пророчество, в котором было сказано, что его жена родит ему сына мудрее его самого, который попытается свергнуть отца с трона. Дабы не допустить подобного, Зевс обманом усыпил Метиду, а затем проглотил её. Но было уже слишком поздно, потому что жена его была уже беременна. Через несколько месяцев у Зевса разболелась голова, и он попросил Гефеста помочь ему снять давление, расколов ему голову топором. Когда Гефест вскрыл его голову, из неё вышла прекрасная взрослая Афина, облачённая в доспехи. Таким образом, считалось, что Афина родилась из головы своего отца Зевса. И совсем неудивительно, что она стала его самой любимой дочерью, ведь она была его первенцем.
2. Афина и Посейдон
Посейдон был одним из двенадцати Олимпийцев и был богом моря, землетрясений, бурь и лошадей. Посейдон и Афина поссорились из-за того, что так и не пришли к согласию, кто из них двоих достоин был быть покровителем самого процветающего древнегреческого города — Афин. Чтобы доказать свою ценность как достойного кандидата, было решено, что каждый Бог подарит городу свой дар. Первый царь Афин, Кекропс, был судьёй состязания и должен был определить, какой же подарок лучше. И тогда Посейдон ударил по земле свои трезубцем, и появился источник солёной воды, открывший путь к торговле и воде. Афина же, напротив, предложила афинянам оливковое дерево. Поскольку дерево приносило им дрова, масло и пищу, афиняне предпочитали его не столь полезной солёной воде источника. Позднее оливковое дерево стало символом экономического процветания Афин. Проиграв соревнование, Посейдон пришёл в ярость и послал чудовищный потоп на аттическую равнину, чтобы наказать афинян.
3. Афина и Медуза
Медузу горгону часто описывали как чудовище с женским лицом и живыми ядовитыми змеями вместо волос. Однако изначально она была восхитительно красивой женщиной, которая была жрицей богини Афины. Чистая и невинная девушка настолько сильно приглянулась Посейдону, что он не переставал преследовать её, оказывая недвусмысленные знаки внимания. Получив отпор от строптивой девицы, разгневанный Бог всё-таки добился своего. Он не просто отыскал Медузу в храме, где она пряталась, а и взял её силой прямо там на полу. Узнав об этом, Афина пришла в ярость. И тогда разгневанная богиня решила наказать Медузу за то, что та не уберегла свою непорочную чистоту, она превратила прекрасные волосы девушки в змей и сделала её лицо таким ужасным, что от одного взгляда на него люди превращались в камень.
4. Афина и Персей
Персей — легендарный основатель Микен, которые были одним из главных центров греческой цивилизации. Афина особенно любила смелых юношей и помогала многим героям в их поисках, и одним из них был Персей. Как только Персея послали убить Медузу, и он отправился на её поиски, Афина тут же появилась перед ним, подарив ему отполированный бронзовый щит, чтобы он мог увидеть отражение горгоны, а не смотреть прямо на неё, тем самым избегая превращения в камень. Персей незаметно пробрался в пещеру горгоны пока та спала и, увидев её отражение в своём полированном щите, он благополучно приблизился к ней, а затем отрубил ей голову. В итоге, из её шеи появились на свет Хрисаор и Пегас, считавшиеся детьми Посейдона и Медузы.
5. Афина и Паллада
Паллада, дочь Тритона, с детства дружила с Афиной, и сам посланник морей учил обеих девочек военному искусству. Во время легкоатлетического праздника Афина и Паллада сражались копьями в дружеской шутливой битве, где победителем становился тот, кому удавалось обезоружить своего противника. Несмотря на то, что Афина вела битву первоначально, Паллада взяла верх через некоторое время над ней, и Зевс, не желая, дабы его дочь проиграла, отвлёк Палладу. Из-за этого Афина случайно убила свою подругу, поскольку та не уклонилась от её движения, как она ожидала. Из печали и сожаления Афина создала палладий и, как говорили, сама вырезала статую по образу и подобию своей погибшей подруги Паллады. Позже, обезумев от содеянного, Афина также приняла титул Паллады как дань уважения покойной. Говорили, что пока палладий остаётся в Трое, город не падёт. Из-за этого слово палладий теперь используется для обозначения всего, что, как полагают, обеспечивает защиту или безопасность.
6. Афина и Арахна
Девушка по имени Арахна была талантливой ткачихой и прядильщицей, из города Лидии, которая осмелилась вызвать саму Афину на конкурс по ткацкому мастерству. Афина соткала полотно, на котором была изображена сцена её победы над великим и могущественным Посейдоном. А вот Арахна соткала полотно со сценами, высмеивающими похождения Зевса. Когда Афина увидела, что соткала Арахнея, она пришла в ярость, ударив ту в лоб челноком. И тогда, не выдержав такого позора, Арахна, свив верёвку, повесилась на ней. Но разгневанная Афина, освободив девушку из петли и вернув её к жизни, окропила тело Арахнеи соком волшебной травы. Внезапно нос и уши Арахны съёжились, волосы выпали, руки и ноги стали длинными и тощими, а все её тело уменьшилось до размеров крошечного паучка. Стоит отметить тот факт, что название для пауков во многих языках, а также таксономическое название класса арахнида происходит от Арахны. Более того, Арахна неоднократно появлялась в популярной культуре, в романах, в фильмах и телесериалах, как чудовищный паук.
7. Афина и Тиресий
Тиресий был сыном пастуха по имени Эверес и нимфы по имени Харикло, которые дружили с богиней Афиной. В один прекрасный день, ровно в полдень Афина купалась в источнике на горе Геликон с Харикло. Сын Харикло Тиресий случайно охотился на той же горе и пришёл к источнику в поисках воды. Он случайно увидел Афину совершенно голой, когда она принимала ванну. Афина ослепила его в наказание, говоря, что он никогда больше не увидит того, чего не должен видеть человек. Харикло, мать Тиресия, убитая горем, умоляла Афину помиловать и вернуть зрение её сыну. После долгих уговоров Афина согласилась, но не смогла вернуть ему зрение. Чтобы загладить свою вину, она очистила уши Тиресия и дала ему способность понимать язык птиц и дар пророчества. В итоге, он стал самым знаменитым из всех древнегреческих провидцев.
8. Золотое яблоко раздора
Эрис, богиня раздора, не смогла присутствовать на свадьбе Пелея и Фетиды. Будучи оскорблённой подобным образом, она выбросила свой свадебный подарок из-за двери. Этот подарок был золотым яблоком и имел гравировку «самой прекрасной из них». Три богини Афродита, Гера и Афина боролись за это «золотое яблоко раздора», каждая из которых претендовала на то, чтобы быть самой прекрасной и, следовательно, законной получательницей яблока. Они попросили Зевса решить, кто является законным владельцем яблока. Однако он благоразумно решил не вмешиваться и попросил Париса, троянского принца, принять решение вместо него. Афродита подкупила Париса, пообещав ему, что тому достанется в жёны самая красивая смертная девушка в мире. Искушённый столь великим соблазном, он отдал ей золотое яблоко. Это привело к похищению Елены и началу Троянской войны. Довольная Афродита всячески помогла своему «любимцу», чего не скажешь о Гере и Афине, возненавидевших его.
9. Афина в эпосе Илиада
Афина в эпосе Гомера «Илиада» — ключевая фигура, поскольку она была синонимом военной доблести. «Илиада» на самом деле является самым ранним известным рассказом о ней и изображает её как свирепого воина в роли богини, известной героической битвой. Большая часть роли Афины в «Илиаде» определяется тем ключевым фактом, что у неё было сильное желание, чтобы троянцы проиграли войну и стремились найти способы поддержать греков. Отчасти её про-греческие наклонности проистекают из любви к Менелаю, который возглавлял спартанский контингент греческой армии. Другая причина — суждение Париса, в котором тот назвал Афродиту самой красивой женщиной, отдав ей золотое яблоко. Именно поэтому Афина сыграла не последнюю роль в Троянской войне. Она действовала как успокаивающая сила, товарищ по борьбе, ободряющий сторонник, мудрый советчик и хитрый мотиватор для греков. А ещё, казалось, что Афина относилась к Троянской войне как к гигантской шахматной игре, в которой люди — фигуры, а боги — руки, управляющие ими.
10. Афина в эпосе Одиссея
Афина также сыграла не последнюю роль в другом великом эпосе Гомера «Одиссея». История «Одиссеи» рассказывает о возвращении её главного героя Одиссея, царя Итаки, на свою Родину. Это путешествие заняло у него десять долгих лет, и он в конечном итоге смог воссоединиться со своей семьей, полностью вернув себе собственные земли и изгнав многочисленных надоедливых женихов из дома, что сватались к его жене. Афина, могущественная богиня мудрости и стратегии, взяла на себя роль защитницы в эпосе, поскольку она всячески помогала главному герою и его сыну Телемаху. Первоначально Афина использует тактику маскировки, оказывая влияние на принца, подталкивая того к поиску его отца. Превратившись в старого друга Одиссея Ментеса, она предсказала, что Одиссей всё ещё жив, тем самым вселяя силу, надежду и веру в Телемаха. Кроме того, именно с её помощью Одиссей способен стать более сильным и благородным гомеровским героем. Вот и получается, что с самого начала и до конца, Афина в значительной степени ответственна за создание и завершение сюжета «Одиссеи».
В продолжение темы – 10 занимательных фактов о том , как развлекались греки.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
АФИНА ПАЛЛАДА — Великая Богиня-Мать
Афина Паллада – представительница высшей мировой всепобеждающей силы, одна из самых почитаемых богинь Древней Греции, входящая в число двенадцати великих олимпийских богов. Она почиталась как богиня знаний, искусств и ремёсел; дева-воительница, покровительница городов и государств, наук и мастерства, ума, сноровки, изобретательности.
Образ Афины Паллады вызывает неподдельный интерес многих исследователей, рассуждающих о сакральном значении мифов о её деяниях, имени и атрибутах.
Афина выделяется на фоне остального греческого пантеона. В отличие от других женских божеств она одета в доспехи, держит в руках копьё, и её сопровождают священные животные.
Обязательными атрибутами её изображения являются:
шлем (как правило, коринфский – с высоким гребнем),
эгида (щит), обтянутая козьей шкурой и украшенная головой Медузы Горгоны,
богиня Ника в качестве сопровождения,
олива – священное дерево древних греков,
сова,
змея.
Что же означают данные атрибуты?
Шлем и щит – это традиционные военные символы, ведь Афина – дева-воительница, что многие толковали как символ равенства между мужчинами и женщинами, а также символ мастерства в военном искусстве, поскольку Афина – богиня справедливой войны.
Ника – в древнегреческой мифологии крылатая богиня победы, она часто сопровождает Афину Палладу, так как является символом успешного результата, счастливого исхода чего-либо.
Олива – священное дерево, являющееся символом мудрости. Одно из толкований символики данного дерева дает неоплатоник Порфирий: «…маслина как символ Божественной Мудрости. Это – дерево Афины, Афина же есть мудрость… Будучи вечноцветущей, маслина обладает некоторыми свойствами, наиболее удобными для обозначения путей души в космосе… Летом белой стороной листья обращаются вверх, зимой же более светлые части поворачиваются в обратную сторону. Когда в молитвах и мольбах протягиваются цветущие масличные ветви, надеются, что мрак опасностей будет превращён в свет… Так и космос управляется вечной и вечноцветущей мудростью интеллектуальной природы, от которой даётся победная награда атлетам жизни и исцеление от многих тягостей» [1] .
Сова – в древнегреческой мифологии это символ мудрости и познания в силу того, что природное поведение птицы напоминало эллинам образ жизни стремящихся к уединению философов, а способность совы видеть в темноте сделала её символом проницательности.
Змея – также традиционный символ мудрости.
Афина Паллада является героям в древнегреческих мифах и помогает им совершать подвиги. Она помогает Персею победить Медузу Горгону, а Кадму победить дракона и стать царем Фив. Именно дева-воительница стала покровительницей Геракла и не единожды помогала ему в его подвигах. Также Афина покровительствует героям Илиады и Одиссеи. И таких примеров в греческой мифологии множество. Богиня Афина всегда сопутствует героям.
Кто же такие герои? «Герой» дословно с древнегреческого означает «доблестный муж, предводитель». И мне кажется, что определяющим здесь является слово «предводитель», т.е. тот, кто ведёт других людей, и, согласитесь, что как бы ни был удачлив и смел правитель, но если он лишён мудрости, то очень многие его начинания будут обречены на провал. Мудрый же человек руководствуется мыслью, но не хаотичной, как это часто бывает в нашей повседневной жизни, а той, в основе которой лежит любовь, иначе говоря, обожествлённой. «Человек должен уметь управлять своими мыслями» [2] .
Обратимся к легенде о рождении богини-воительницы.
Её появление на свет необычно. Наиболее распространённая версия рассказана в «Теогонии» Гесиода, где повествуется о том, что отцом Афины был Зевс – главный из богов-олимпийцев, владеющий всем миром, а матерью – Метида или иначе Метис, в древнегреческой мифологии она олицетворяла мудрость и была первой супругой Зевса.
Уран (бог Неба) и Гея (богиня Земли) предсказали Зевсу, что его жена родит ему сына, который превзойдёт его. Чтобы не допустить этого, когда Метида забеременела, Зевс усыпил её ласковыми речами и проглотил, после чего из его головы на третий день родилась соединившая мудрость отца и матери Афина. Её рождению помогали бог Огня Гефест и один из титанов, защитник людей Прометей. Гефест ударил молотом по разболевшейся голове Зевса, а принял Афину Прометей (его имя буквально означает «мыслящий прежде», «предвидящий»).
Что же представляет собой легенда в иносказательном плане?
Вот что пишет Геродот в своём историческом трактате: «Что до обычаев персов, то… Зевсу они обычно приносят жертвы на вершинах гор и весь небесный свод называют Зевсом [3] . То есть Геродот ассоциировал персидского бога Ахура Мазду с древнегреческим отцом богов Зевсом.
В книге Марка и Элизабет Профет «Владыки и их Обители» написано: «Вознесённые Владыки учат, что верховный Бог зороастризма Ахура Мазда – это Санат Кумара. Имя «Ахура Мазда» означает «Мудрый Господь» или «Господь, который наделяет знанием».
Иными словами, Зевс (Ахура Мазда – Санат Кумара) – это бог Разума, который, соединившись с мудростью (Метидой), создал дочь Афину Палладу.
Сейчас нам кажется странным такое необычное рождение богини. Однако в «Тайной Доктрине» Е.П. Блаватской, в частности, в приводимых фрагментах из книги Дзиан, написано: «…Волею-Рожденные Владыки, устремленные Духом Жизне-Дателем…»
Вот толкование, которое приведено в книге Т.Н. Микушиной по этому поводу:
«Авторы «Тайной Доктрины» дают понимание о том, как развивалось человечество…
В различных древних учениях… упоминается о Высших Духах… которые являются «перворожденными» Брамою, рожденными Разумом…» [4]
Иначе говоря, мысль была первоосновой всего сущего, и Высшие Владыки, или Боги, изначально рождались именно с помощью её животворящей мощи.
Отсюда можно смело сделать вывод, что Афина Паллада – это воплощение божественной мысли, божественное волеизъявление, или пространственная мысль. А нам известно, что мысль – это энергия, и в Агни-Йоге написано, что «из всех созидательных энергий самой высокой остаётся мысль», отсюда и такое почитание древних греков к богине, которая стоит рядом с Зевсом. «Даже земная мысль может двигать плотными предметами – можно себе представить всю творящую мощь мысли Высшего Мира!» [5]
Отсюда же и разнообразие деятельности Афины Паллады. Она не только богиня-воительница, но и покровительница ремёсел, искусства, городов, целительница, предсказательница, ткачиха, т.е. она везде и во всём, что требует присутствия мысли.
И если мы будем помнить, что легенды не зря даны людям, то можно представить себе, какой космической мощью была наделена богиня Афина, в ней сочетается мудрость Метиды, сила огня Гефеста и мощь предвидения Прометея. «Космическое Дыхание есть огонь Пространства. Все космические проявления насыщаются огнём, и мысль… есть огонь» [6] .
Афине Палладе давалось множество имён и эпитетов, которые раскрывали функции богини, помогая понять людям её значение: Арея – искупительница, Булайя – советная, Аглавра – световоздушная, Полиухос – градозащитница, Эргана – труженица – всё это имена богини, так или иначе олицетворяющие Божественную Мудрость. Ей давались различные эпитеты, помогающие понять и объяснить её функции.
У Гомера, например, используется эпитет «главкопис» (греч: γλαυκῶπις), т.е. совоокая или светлоокая. И действительно, в описаниях часто подчеркиваются большие сияющие глаза богини. Даже в этой мелочи проскальзывает великая мудрость, символически зашифрованная в древних легендах: «Огонь… замечается лишь в глазах. Слово не выражает его, и начертание не изображает его, ибо пламя его в той мысли, которая не выражается через телесную оболочку. Только зеркало глаз пропускает искры высшей мысли. Те глаза различат искры космических лучей, которые грубое зрение назовёт просто светом солнца» [7] .
Неудивительно, что для древних греков значимость Афины была приравнена к Зевсу, а иногда даже превосходила его.
Не обойдём вниманием и самое известное второе имя богини – Паллада. По одной из легенд, Афина получила второе имя, когда одержала победу над козлоподобным летающим гигантом Паллантом, который хотел совершить насилие над Афиной, когда титаны восстали против богов, но богиня сокрушила гиганта, содрала с него кожу и сделала из неё свой щит.
Если расшифровать данное иносказание, то мы получим следующее толкование.
В человеке соединяются мир духовный и мир физический. Когда человек проявляет через себя божественный мир, то становится богоподобным, когда же он отказывается от Бога, то, всё больше и больше погружаясь в материю, он становится подобен зверю. Именно поэтому в древних легендах (и не только в греческих) полулюди-полузвери чаще всего изображаются существами дикими, злобными, не умеющими себя контролировать и приносящими разрушения, например, вспомним всем известные легенды о кентаврах или оборотнях. Именно поэтому победа над звериной, т.е. плотской, частью себя самих возвышает этих существ (например, мудрый кентавр Хирон – учитель героев). Поэтому аллегорически победа Афины над титаном с животными чертами – это победа над низшей материей и использование её в божественных целях.
В результате, как утверждает русский философ и филолог А.Ф. Лосев, Афина и все её свершения являются перед нами как бы непосредственным продолжением Зевса. Она исполнительница его замыслов и воли, его мысль, осуществленная в действии. Она как судьба и Великая Богиня-Мать, которая известна в архаической мифологии как родительница и губительница всего живого.
О сакральном значении Афины Паллады писала профессор З.С. Шеломенцева в эссе «Афина-София-Менфра»: «Богиня на Земле, несущая Божественность в наш мир как Божественную Благодать. Ей было дозволено Всевышним нести не только мудрость Отца, но и Его план для нашего земного мира. Она выступает как идеолог Божественной Мудрости, как теоретик, руководитель и организатор. Она – Богиня мудрости, ремёсел и справедливой войны и, когда есть необходимость, вступает в бой, выражая своими доспехами постоянную готовность защищать Истину» [8] .
Сегодня мало тех, кто чтит Афину Палладу как богиню Истины и божественной Мудрости, которая до сих пор стоит на страже этого мира. Поэтому мне бы хотелось завершить данную статью стихотворением, посвящённым ей.
Посвящение [9] «…весь мир представляет собой подарок Бога для вас… чтобы познавать себя и окружающий мир». Афина Паллада. «Слово Мудрости»
В дожде золотом рожденная, В тронном зале царящая мать, Ясноокая, мудрая, строгая, Божественной Истины Страж!
Ты в искусстве дарила гармонию, Красоту и покой ремесла, Справедливость и мужество воинам, Когда приходила беда.
Прими благодарность великую За то, что, забытая, в мир Продолжала отстаивать Истину, Ясно мыслить и мудро любить.
Афина богиня древней греции
Поиск по сайту:
Новые статьи
Статистика
Афина, дочь Зевса, богиня мудрости и победоносной войны, защитница справедливости
Афина, греч. — дочь Зевса, богиня мудрости и победоносной войны, защитница права, справедливости, искусства и ремесел.
Старые мифы высказываются о рождении Афина довольно скупо: Гомер говорит лишь, что она рождена Зевсом без матери. У более поздних авторов уже можно найти подробности. Как рассказывает Гесиод, Зевсу было предсказано, что богиня мудрости Метида родит ему дочь, которая превзойдет его мудростью, и сына, который превзойдет его силой и свергнет с трона. Чтобы не допустить этого, Зевс проглотил Метиду, после чего из его головы родилась Афина.
Еще более поздние мифы знают даже, как это произошло. После того как Зевс съел Метиду, он почувствовал, что голова у него просто раскалывается от боли. Тогда он призвал Гефеста (по другим версиям — Гермеса или титана Прометея), тот раскроил ему голову топором — и на свет появилась Афина Паллада в полном вооружении.
Таким образом, в соответствии с символикой мифов Афина была воплощением мудрости и силы Зевса. Он и любил ее больше всех своих дочерей: разговаривал с ней, как со своей собственной мыслью, ничего от нее не скрывал и ни в чем ей не отказывал. Со своей стороны, Афина понимала и ценила благоволение отца. Она всегда была рядом с ним, ни разу не увлеклась каким-нибудь другим богом или мужчиной и при всей своей красоте, величавости и благородстве не вышла замуж, оставаясь Афина-Девой (Афина Парфенос).
Благодаря своему происхождению и благорасположению Зевса Афина стала одной из самых могущественных богинь греческого пантеона. С древнейших времен она была, прежде всего, богиней войны, являясь защитницей от врагов.
Правда, война находилась в компетенции Ареса, но Афина это не мешало. Ведь Apec был богом яростной войны, кровавых сражений, в то время как она была богиней разумно, расчетливо ведомой войны, которая неизменно заканчивается победой, чего никак нельзя было сказать о войнах Ареса. Афину — богиню войны – греки почитали под именем Афины Эноплос (Афины вооруженной) или Афины Промахос (Афины-передового бойца или Афины, вызывающей на бой), как богиню победоносной войны ее называли Афина Нике (Афина-Победительница).
От начала и до конца античного мира Афина была богиней-защитницей греков, особенно афинян, которые всегда были ее любимцами. Как Афина Паллада, богиня охраняла и другие города, прежде всего те, где в храмах имелись ее культовые статуэтки, так называемые палладии; пока палладий оставался в городе, город был неприступен. Такой палладий имели в своем главном храме и троянцы, и поэтому ахейцам, осаждавшим Трою, непременно нужно было этот палладий украсть (что и сделали Одиссей с Диомедом). Грекам и их городам Афина покровительствовала и в войне, и в мире. Она была защитницей народных собраний и права, заботилась о детях и больных, даровала людям благополучие. Нередко ее помощь принимала сугубо конкретные формы. Например, она подарила афинянам оливу, положив этим основание одной из основных отраслей греческого народного хозяйства (кстати, до сегодняшнего дня).
На фото: картина Ривьера Брайтона «Афина Паллада и собаки пастуха».
Кроме этих важных функций Афина была также богиней искусства и ремесел (два этих понятия греки, как правило, не различали; труд скульптора, каменщика и сапожника они обозначали словом «техне»). Женщин она научила прясть и ткать, мужчин — кузнечному, ювелирному и красильному ремеслам, помогала строителям храмов и кораблей. За свою помощь и защиту Афина требовала уважения и жертв — это было правом каждого бога. Неуважение и оскорбления она наказывала, но умилостивить ее было легче, чем других богинь.
В жизнь богов и героев Афина вмешивалась часто и действенно, причем каждое ее вмешательство вело именно к тому результату, который она сама желала. С богом моря Посейдоном у Афины возник спор о господстве над Аттикой и Афинами. Совет богов назначил третейским судьей первого афинского царя Кекропа, и Афина спор выиграла, подарив оливу и этим обеспечив себе расположение Кекропа. Когда Парис оскорбил Афину своим нежеланием признать ее первенство в споре о красоте, она отплатила ему тем, что помогла ахейцам победить Трою. Когда ее почитателю Диомеду в сражении под стенами Трои пришлось туго, она сама заняла место возничего в его боевой колеснице и принудила к бегству своего брата Ареса. Она помогала Одиссею, его сыну Телемаху, сыну Агамемнона Оресту, Беллерофонту, Персею и многим другим героям. Афина никогда не покидала своих подопечных в беде, всегда помогала грекам, особенно афинянам, и такую же поддержку она оказывала впоследствии римлянам, почитавшим ее под именем Минервы.
На фото: афинский Акрополь.
На фото: копия работы Фидия, колоссальной бронзовой статуи Афины Паллады в центре Акрополя.
О богине Афине говорится уже в памятниках крито-микенской письменности 14—13 вв. до н. э. (так называемое линейное письмо «В»), обнаруженных в Кноссе. В них она называется богиней-защитницей царского дворца и близлежащего города, помощницей в бою и дарительницей урожая; ее имя звучит как «Атана». Культ Афины распространился по всей Греции, следы его остаются и после победы христианства. Превыше всех ее чтили афиняне, чей город несет до сих пор ее имя.
С незапамятных времен в Афинах проходили празднества в честь рождения богини — панафинеи (они приходились на июль — август). В середине 6 в. до н. э. афинский правитель Писистрат учредил так называемые Великие панафинеи, проходившие раз в четыре года и включавшие состязания музыкантов, поэтов, ораторов, гимнастов и атлетов, наездников, гребцов. Малые панафинеи праздновались ежегодно и более скромно. Кульминацией этих празднеств было приношение даров афинского народа богине, в первую очередь нового одеяния для древней культовой статуи Афина в храме Эрехтейон на Акрополе. Панафинейская процессия мастерски изображена на фризе афинского Парфенона, одним из авторов которого был великий Фидий. В Риме торжества в честь Минервы проходили дважды в год (в марте и в июне).
На фото: статуя Афины («Паллада Джустиниани») в садах Петергофа.
Архитектурные сооружения в честь Афины относятся к сокровищам общечеловеческой культуры — даже если от них сохранились одни руины. В первую очередь, это Парфенон на афинском Акрополе, построенный в 447—432 гг. до н. э. Иктином и Калликратом под художественным руководством Фидия и освященный Периклом уже в 438 г. до н. э. Более двух тысячелетий Парфенон простоял, почти не тронутый временем, пока в 1687 г. его не повредил взрыв пороха, который хранили в нем турки во время войны с Венецией. Неподалеку расположен небольшой храм Нике, посвященный Афине-Победительнице; во время турецкой оккупации он был полностью разрушен, но в 1835—1836 гг. снова восстал из руин. Последнее из этих строений на Акрополе — Эрехтейон, посвященный Афине, Посейдону и Эрехфею (Эрехтею). Когда-то в нем хранился афинский палладий, а рядом с Эрехтейоном была посажена «олива Афины» (нынешняя была посажена в 1917 г.). Великолепные храмы Афины были построены греками также на спартском Акрополе, в аркадской Тегее, на Мраморной террасе в Дельфах, в малоазиатских городах Пергаме, Приене и Ассе; в Аргосе был общий храм Афины и Аполлона. Остатки ее храма сохранились в сицилийском Кефаледии (нынешний Чефалу) и в развалинах Гимеры; двенадцать дорических колонн ее храма в Сиракузах стоят до сих пор как составная часть тамошнего собора. Ее храм был и в Трое (не только в гомеровской, но и в историческом новом Илионе). Возможно, ей был также посвящен древнейший из трех сохранившихся храмов в Посейдонии, южноитальянском Пестуме, который теперь называется Пести) кон. 6 в. до н. э., Но традиции называемый «храм Цереры».
На фото: Афина Паллада (Минерва). Автор: фрилансерLutinsky Slawa.
Греческие художники изображали Афину в виде серьезной молодой женщины в длинном одеянии (пеплосе) или в панцире. Иногда, несмотря на женскую одежду, на голове у нее был шлем, а рядом с ней — ее священные животные, сова и змея. Из ее античных статуй наиболее высоко ценились: «Афина Парфенос», колоссальная хрисоэлефантинная статуя (т. е. из золота и слоновой кости), с 438 г. до н. э. стоявшая в Парфеноне; «Афина Промахос», колоссальная бронзовая статуя примерно 451 г. до н. э., стоявшая перед Парфеноном, и «Афина Лемния» (после 450 г. до н. э.), воздвигнутая на Акрополе благодарными афинскими колонистами с Лемноса. Все эти три статуи создал Фидий; к сожалению, мы знаем их лишь по описаниям и поздним копиям и репликам, в основном не очень высокого уровня. О некоторых статуях дают представление рельефы: например, о том, как выглядела скульптура Мирона «Афина и Марсий», мы знаем по ее изображению на так называемой «вазе Финлея» (1 в. до н. э.), хранящейся в Афинах, в Национальном археологическом музее. Пожалуй, лучший ее рельеф классической эпохи — «Задумчивая Афина», опирающаяся на копье и грустно глядящая на стелу с именами павших афинян (музей Акрополя). Самой верной, хотя и не слишком искусной и к тому же уменьшенной в десять раз копией культовой статуи «Афина Парфенос» можно, наверное, считать так называемую «Афина Варвакион» (Афины, Национальный археологический музей). Вообще же статуй Афины, целых или в виде торсов, сохранилось немало. Наиболее известные из них, римские копии греческих оригиналов классической эпохи, находятся в Италии и по традиции называются именами их бывших владельцев или по месту их нахождения: «Афина Фарнезе» (Неаполь, Национальный музей), «Афина Джустиниани» (Ватикан), «Афина из Веллетри» (Рим, Капитолийские музеи и Париж, Лувр). Наиболее ценная в художественном отношении копия головы «Афина Лемнии» находится в Городском музее в Болонье.
Образ Афины сохранился примерно на двухстах вазах, причем многие из них относятся к 6 в. до н. э. Архаизованное изображение Афины украшало все амфоры, которыми награждались победители панафинейских игр.
Из произведений нового времени, не менее многочисленных и не менее разнообразного уровня, назовем лишь две картины: «Паллада и кентавр» Боттичелли (1482) и «Рождение Афины из головы Зевса» Фьяминго (1590-е гг.). Из статуй — тоже две: работу Дроса начала нашего века, которая стоит на высокой ионической колонне перед афинской Академией, и работу Гудона конца 18 в., которая украшает Институт Франции.
На фото: статуя Афины у здания парламента Австрии в Вене.